Ошибки определения целей

bow

Все мы ставим перед собой какие-либо цели, после чего начинаем двигаться к ним. Все хорошо, мы мотивированы и находимся в полном восторге от того, что нас ждет в будущем. Но затем что-то идет не так: выясняется, что для достижения цели потребуется намного больше времени, чем планировалось, а блестящие перспективы забываются. К сожалению, постановка цели — это достаточно сложный процесс и все может пойти не так спустя уже несколько дней. Хорошая новость в том, что этому искусству можно научиться, если мы будем избегать самых распространенных ошибок.

1

Ставить нереалистичные цели

Когда вы только думаете о том, чего хотите достичь, важно выпустить свои фантазии и амбиции на волю. Однако как только вы нащупали цели, убедитесь в том, что они реалистичны и вы сумеете их достичь, сохраняя мотивацию и дисциплину.

Пробежать марафон вы не сможете сразу, поэтому ставьте пошаговые цели. Если вы хотите стать лидером компании, то у вас может получиться лишь в том случае, если вы будете двигаться к этой мечте, постепенно повышая свои навыки.

Наилучшим методом постановки целей является техника SMART.

2

Фокусироваться на небольшом количестве областей

Представьте, что вы написали список целей на следующий год: повысить продажи на 25%, попросить повышения и читать по пять книжек о лидерстве каждый месяц. Это прекрасные цели, однако недостаток такого подхода в том, что вы не обращаете внимание на другие области жизни. Если мы говорим о счастье, то вы не сможете чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока главные области вашей жизни не будут сочетаться между собой. Используйте технику «Колесо жизни» для достижения гармонии.

3

Недооценивать время выполнения задачи

Как часто задача или проект отнимали у вас больше времени, чем вы планировали? Вероятно, так часто, что всех случаев и не вспомнить. Если вы недооцените время, необходимое для выполнения задачи, то можете демотивировать себя и сдаться.

Изучайте навыки тайм-менеджмента для того, чтобы планировать свои дела наиболее эффективным способом.

4

Не ценить поражения и неудачи

Не имеет значения насколько вы талантливы и упорно трудитесь — неудачи будут преследовать вас с завидной регулярностью. Однако поражения определяют наш характер и образ мышления. Будьте всегда оптимистично настроены, особенно когда у вас что-то не получается. Относитесь к сложностям как игре и всегда оставайтесь любопытными: «Почему у меня ничего не получилось? Какие уроки я могу извлечь из своего поражения?».

Простой совет: при победах радуйтесь, как ребенок, при поражениях отключайте эмоции, анализируйте и размышляйте критически.

5

Ставить цели, навязанные со стороны

Некоторые люди (родственники, друзья, начальник) могут повлиять на вас таким образом, что при постановке своих целей вы будете ориентироваться на их мнение. Несмотря на то, что они могут желать вам только лучшего, тщательно анализируйте свои мысли и эмоции. Действительно ли вы этого хотите?

Однако помните, что иногда хорошие взаимоотношения — это и есть ваша цель, поэтому научитесь быть ассертивными. Уважайте мнение других людей, но при этом имейте и свое собственное.

6

Не отслеживать прогресс

Достижение даже промежуточной цели требует времени. Поэтому если вы не отслеживаете свои успехи, то запросто можете потерять мотивацию.

Ставьте небольшие цели (ведущие к достижению больших), отмечайте их в журнале успеха и празднуйте свои достижения. Это придаст вам сил и энергии двигаться дальше.

Отслеживание прогресса также помогает пересматривать свои цели. Ваши приоритеты изменились? Вам нужно больше времени, чтобы привить себе определенный навык? Цели не высечены из камня, как и вы. Так что, если вы, ваша личность и ценности изменились, корректируйте и свои планы.

7

Ставить «негативные» цели

То, как именно вы думаете о своей цели, влияет на вашу уверенность при ее достижении. Например, вы можете поставить своей целью «сбросить вес». Однако это словосочетание имеет негативную коннотацию и заставляет вас думать о том, о чем не хотите — вашем весе. Перефразируйте свою цель на «быть здоровым» и вы почувствуете, что ваше желание достичь этой цели увеличилось.

Второй пример: вместо «прекратить оставаться допоздна на работе» думайте о том, чтобы «проводить больше времени со своей семьей». Разница в том, что в первом случае вы отказываете себе в чем-то без причины, тогда как во втором вы понимаете, зачем хотите достичь этой цели.

8

Ставить слишком много целей

Возможности человека невероятны, однако у всех нас имеется всего 24 часа в день. Фокусировка на большом количестве целей может привести к стрессу и прокрастинации.

Поэтому концентрируйтесь на качестве, а не на количестве. Установите себе три цели и твердо решите идти к ним каждый день. Если вы их достигнете, то вполне вероятно осознаете, что косвенно достигли успеха в других сферах. Например, написав книгу, вы поймете, что не только овладели навыками письма, но также научились общаться с людьми и разбираться в психологии.

Желаем вам удачи!

В некоторых случаях человек ставит перед собой цель и достигает результата, но он почему-то оказывается совсем не таким, как представлялся изначально. Чаще всего причина заключается в неправильном целеполагании.

Когда человек ставит перед собой определенную цель, он сам пишет сценарий своего собственного будущего. Этот принцип работает и в бизнесе, и в личной жизни. Если же целевые ориентиры изначально расставляются неправильно, это может привести к непредсказуемому результату, регрессу и отсутствию роста и развития. Такие ситуации происходят довольно часто. 

Модели целеполагания 

Модели целеполагания бывают разными. Так, например, большой популярностью пользуется модель SMART. Это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:

  • Specific – определенная, точная;
  • Measurable – та, которую можно измерить;
  • Achievable – реально достижимая, а не фантастическая;
  • Realistic – реалистичная;
  • Timed – имеющая четкие временные рамки. 

Ставить цель, руководствуясь этими принципами, несложно. Главное – следить, чтобы целевой ориентир строго соответствовал пяти описанным выше критериям. Гораздо сложнее не спутать ошибочную цель с истинной. Только в этом случае человек получит именно тот результат, к которому он изначально стремился. 

Основные ошибки

Существует пять распространенных ошибок при постановке цели, которые могут значительно замедлить рост и развитие бизнеса. Вот эти ошибки:

  • целевой ориентир недостаточно конкретен;
  • цель формулируется как задача или процесс;
  • цель основана на негативном утверждении или на позиции ухода от проблемы, ее избегания;
  • цель неэкологична;
  • целевой ориентир сформулирован не в настоящем времени. 

Главное – не допускать этих ошибок, планируя развитие собственного бизнеса.

Недостаточно конкретная цель

В этом случае в формулировке целевого ориентира отсутствуют четкие параметры и критерии, которые должны обеспечить ожидаемый результат. 

Например, бизнесмен ставит перед собой цель на 10 % уменьшить количество убытков к 31 мая 2021 года. На первый взгляд, может показаться, что этот ориентир достаточно конкретен. Тем не менее, в его формулировке отсутствует четко заданный параметр – точка отсчета, от которой необходимо считать снижение убытков на 10 %. За то время, которое отводится для достижения цели, процент убытков может то повышаться, то понижаться. В какой-то момент убытки могут достигнуть 15–17 %, а потом уже могут уменьшиться на 10 %. Тогда в подсознании человека отложится, что поставленная цель уже достигнута, но результат на самом деле будет не тот, что ожидался. 

В этом случае правильная формулировка будет звучать следующим образом: к 31 мая 2021 года процент убытков фирмы будет составлять 10 %. 

Еще один пример недостаточно конкретного целевого ориентира – усовершенствовать управленческие компетенции к 1 апреля 2021 года. Четкая задача здесь отсутствует. Непонятно, какие именно управленческие компетенции нуждаются в усовершенствовании. Непонятно, что именно стоит подразумевать под понятием «усовершенствовать». Непонятно, по каким критериям будет ясно, что к 1 апреля 2021 года управленческие компетенции усовершенствуются. 

В первую очередь, необходимо расшифровать недостаточно четко сформулированные понятия, тогда будет проще разработать конкретный план действий, иначе такая цель будет подсознательно непонятна тому, кто поставил ее перед собой. Если же нет четкого понимания цели, то и качественный план действий разработать не получится. Человек просто не будет понимать, куда он должен в итоге прийти, и в любом случае останется недоволен результатом собственной работы. 

Цель формулируется как задача или как процесс

Не стоит путать цели с задачами. Эта ошибка довольно распространенная, ее часто совершают начинающие бизнесмены. Вот примеры неудачно сформулированных целевых ориентиров такого плана:

  • ежедневно увеличивать объем продаж;
  • зарабатывать пять тысяч долларов в месяц;
  • эффективно выполнять свою работу. 

Эти цели неудачны, потому что у них отсутствует конечная точка. Скорее, это шаг, задача или действие, направленные на достижение конкретного результата.

В первую очередь, человек должен задать себе вопросы: для чего необходимы эти действия, к чему они приведут, и какой от них должен быть результат. Также необходимо установить четкие временные рамки достижения цели. 

Каждый шаг должен вести к какой-то конечной точке. В противном случае, через какое-то время мотивация резко упадет. Человек поймет, что он топчется на месте, и предпринимаемые действия утратят для него всякий смысл. 

Цель основана на негативе или избегании проблемы

Вот примеры таких неудачных целевых ориентиров:

  • не бояться финансовых проверок и инспекций;
  • избавиться от неэффективного сотрудника.

Для того чтобы получить желаемый результат, надо убрать картинку того, что именно не устраивает, и вместо нее представить себе картину, которая будет устраивать полностью. 

Это действительно важно; если человек говорит о том, чего он не хочет, его фокус внимания находится на результате, прямо противоположном от желаемого. Таким образом, человек подсознательно притягивает к себе и к своему бизнесу негатив. 

Также следует иметь в виду, что уход от проблемы или ее избегание, является действительно сильной мотивацией. Но при этом необходимо четко знать, куда надо прийти в конечном итоге. Находящийся в постоянном процессе, не развивается, его движение подобно бегу на месте. 

Формулировка цели не в настоящем времени

Вот пример неудачно сформулированного целевого ориентира. К 1 декабря 2021 года у нашей компании будет три филиала. К 1 января 2022 года годовой доход нашей компании будет составлять 200 тысяч долларов. 

Для того чтобы достигнуть цели, нельзя формулировать ее в прошедшем или будущем времени, можно только в настоящем. Например: «К 1 декабря 2021 года у нашей фирмы есть три филиала». Человек живет в настоящем времени, здесь и сейчас. В настоящем времени люди живут, чувствуют и действуют. Будущего еще нет, а прошлого уже нет. 

Неэкологичная цель

Для того чтобы целевой ориентир был экологичным, он должен соответствовать другим целям и не должен негативно влиять на жизнь или бизнес. 

Например, человек хочет стать руководителем и занять соответствующий пост в отделе информационных технологий. Но в то же время ему не нравится специфика работы в этой сфере, хочется сменить и компанию, и вид деятельности. 

В этом случае между несколькими целями существует явное противоречие. Нужно понять, что именно хочется, а потом уже работать с одним выбранным целевым ориентиром. В противном случае, достигнутый результат не принесет ни счастья, ни даже простой удовлетворенности. 

Еще один пример неудачной постановки цели: создать собственный бизнес. Нужно понять, как именно изменится жизнь с достижением цели. Ведь открытие бизнеса связано с большой ответственностью, затратами, при этом придется уделять меньше времени семье и близким. Не каждый, кто мечтает о своем деле, по факту оказывается готов на такие жертвы. 

Полезные советы

Для того чтобы достичь цели, следует обязательно зафиксировать ее в письменном виде, иначе она останется просто мечтой. Необходимо определить четкие временные рамки достижения поставленного целевого ориентира. Также стоит определиться с количественными характеристиками цели, иначе может возникнуть чувство переизбытка и недостаточности. 

Признаки ошибочной цели

Если целевые ориентиры определены неправильно, сотрудники, как правило, становятся недовольны стратегией компании. На это же указывают прорывы конкурентов, ранее казавшиеся нереальными, упущенные возможности и сложности в поиске решений. Во всех случаях необходимо, в первую очередь, пересмотреть целевые ориентиры. 

Самыми серьезными последствиями ошибочно поставленной цели могут стать уменьшение прибыли и резкое падение финансовых показателей эффективности компании. Это, как правило, результаты уже выполненных действий – этапов на пути к ошибочно поставленной цели. К тому моменту, как проблема становится очевидной, она уже успевает нанести работе компании серьезный ущерб. В этом случае решать вопрос очень сложно, понадобится много времени и усилий. 

В формулировке целевого ориентира главное – простота. Необходимо направить энергию на ключевые решения, которые влияют на компанию. Один из лучших вариантов – фокусировка на клиентах. Необходимо четко определиться с целевой аудиторией и с методами создания ценности товара или услуги для потребителя. 

Именно от грамотно сформулированной и правильно поставлено цели в значительной мере зависит эффективность работы любой компании, любого бизнеса. Поэтому целеполаганию необходимо специально учиться. Можно проанализировать целевые ориентиры конкурентов и выбрать те, которые наиболее соответствуют концепции развития компании на данный момент.

Данная статья поможет проверить, правильно ли вы ставите цели, избежать ошибок и сэкономить время.

Вдумчиво прочитайте пункты и отметьте те, которые вам подходят. Если есть хоть одно совпадение, это повод задуматься и пересмотреть свою цель или план ее достижения.

Список ошибок универсален, по нему можно диагностировать любую цель: верна ли она, в правильном ли направлении вы идете. 

1. Спешка при определении цели

Когда мы торопимся, мы начинаем нервничать и волноваться, что может привести к отрицательному результату. Не зря же говорят: «поспешишь — людей насмешишь». Подгонять себя можно, но только когда ваш талант найден и цель ясна. Помните: начинать жизнь с чистого листа нужно вдумчиво, а не впопыхах.

2. Игнорирование чувств и эмоций

Для того, чтобы достичь цели, нужно чтобы она откликалась в душе. Предназначение дается свыше, поэтому мозг может лишь немного помочь, но самое большое внимание следует уделить своей душе и внутренней гармонии чувств и эмоций. Остановитесь и подумайте: вы идете к своей целе через отклик души или через подсказки вашего мозга?  

3. Сомнения в достижимости цели до начала действий

Часто случается, что из-за отсутствия знаний и опыта человек перестает видеть перспективу и просто отказывается от цели или надолго откладывает. Чтобы такого не случилось, очень важно сделать первый шаг.

4. Следование чужим мнениям, шаблонами и стереотипам

Только ВЫ можете знать: ваше или не ваше. Не гонитесь за престижностью цели. Это хорошо лишь для расширения зоны комфорта, но не более того. Прислушивайтесь к чужому мнению, только если оно действительно находит отклик в душе.

5. Желание кому-то что-то доказать

Не забывайте, цель всегда направлена только на реализацию вашего предназначения. Оно уникально и неповторимо, поэтому соперничество и доказывание что-либо кому-либо бессмысленно и неуместно.

6. Отсутствие расширения зоны комфорта

Люди слишком привыкают проживать «день сурка» неделю за неделей, не желая выходить из зоны комфорта и что-то менять. 

При этом многие продолжают мечтать о чем-то, но боязнь перемен мешает сделать шаг.  Именно поэтому если ваша душа кричит «Это мое», очень важно туда двигаться.

7. Цель ставится для других людей

Запомните: ваша цель — это в первую очередь ваша цель. Она не должна быть сосредоточена на помощи миру и других людях. Она должна быть направлена на реализацию вашей уникальности и вашего личного предназначения.

8. Метание от одной цели к другой

Когда ожидание результата не совпадает с реальностью, большинство людей всё бросают и бегут в другую сторону. Помните, «первый блин комом» — это нормально. Главное — выбрать одну цель и заниматься ее реализацией, чтобы не было расфокуса на несколько целей одновременно.

9. Откладывание действий

Если всё время откладывать реализацию цели на потом, вы рискуете так и остаться нереализованным. Необходимо прописать четкий план и начать действовать.

10. Выбор денег в качестве главной цели

Деньги — это лишь повседневные материальные блага. Они могут поощрять вас, но не должны быть главными мотиваторами, так как они к вашей цели не относятся.

11. Туманные неконкретные цели

Обобщенные цели по типу «хочу быть богатым», «хочу быть успешным» ни к чему не приведут. Нужна конкретная расписанная цель.

12. Придание чрезмерной важности и значимости цели

Излишний фанатизм только вредит. Когда вы сосредоточены только на своей цели и вкалываете ради ее достижения 24/7, ресурсное состояние быстро перегорает. Помните, всегда должен быть хотя бы один выходной день в неделю, чтобы вы переключили свое внимание и расслабились физически и эмоционально. В такие дни отдыха и приходят гениальные идеи!  

Умение правильно ставить конкретные цели — полезный навык как в работе, так и в повседневной жизни, который помогает достичь нужных результатов и не пожалеть о потраченном на путь к ним времени. Forbes Life разбирается, как должен быть устроен эффективный процесс целеполагания и какие методики могут в этом пригодиться

Goal-setting, или целеполагание, — это процесс принятия конкретных шагов, которые приведут к желаемому результату. Иными словами, это не просто умение обозначить некую большую и главную цель, но и способность представить путь к ней в виде маленьких шагов-достижений, выполнение которых будет постепенно к ней приближать. По мнению коуча Юлии Черкез, целеполагание также можно назвать «осознанным подходом при работе с целями», при котором человек понимает свои потребности, может четко сформулировать их, а также оцифровать результат своих действий, то есть сопоставить свои достижения с целями и задачами и понять, в какой мере они совпадают.

При этом в ходе целеполагания необходимо помнить, что любой результат — это исключительно следствие действий. «Можно наставить целей, прописать план, задачи и даже наметить стратегию, но без выполнения конкретных шагов все предыдущие пункты теряют смысл. Только через действие можно прийти к результатам», — поясняет коуч. Черкез также подчеркивает: продумывая свои действия при постановке целей, нужно трезво оценивать, готовы ли вы к ним и их последствиям эмоционально, физически и финансово — это поможет избежать «саботажа» и отказа от своей цели, которая оказалась не по силам.

Навык корректной постановки целей важен и в бизнесе, и в повседневной жизни. Например, в работе целеполагание позволяет грамотно распределить свои ресурсы и обозначить четкий план действий, а сам фокус на достижение целей или конкретные задачи может мотивировать на развитие и руководство, и самих работников. «В повседневной же жизни, к сожалению, люди часто просто плывут по течению, не осознавая, чего же именно им хочется на самом деле. А если ты не понимаешь, чего хочется именно тебе, то место твоих целей занимают навязанные обществом стереотипы», — говорит Черкез. Такой сценарий может проявляться в самых разных вариациях и нередко приводить к печальным результатам, например к депрессии,  особенно в постоянно меняющемся мире, где человек регулярно окружен требованиями и обязательствами, не дающими времени для того, чтобы сфокусироваться на себе, своих желаниях, потребностях и достижении целей.

Давление могут также оказывать и гендерные стереотипы, превалирующие в обществе. Условные консервативные ожидания, что женщина должна посвящать жизнь семье, а мужчина — заработку, могут быть диаметрально противоположны тем личным целям, которые эти мужчины и женщины хотели бы достигнуть в своей жизни. Это приводит к тому, что под влиянием общественного мнения, традиций, наконец, нехватки ресурсов люди оказываются не там, где они желали бы быть. Согласно исследованиям организации The Fawcett Society, такие условия диктата стереотипов, в которых люди нередко находятся с самого детства, наносят вред ментальному здоровью — и именно поэтому важность независимого от мнения окружающих и грамотного целеполагания обретает новое, еще большее значение в современном мире. 

«Самый важный наш проект — это сама жизнь», — напоминает Юлия Черкез, добавляя, что работать над целями и результатами своей жизни нужно с опорой на принципы целеполагания. Их база — это несколько вопросов, которые помогут человеку лучше понять собственные потребности и мотивы, которые делают тот или иной результат или цель столь желанными:

  1. Чего я хочу  на самом деле?
  2. Почему для меня это важно?
  3. Что я могу для этого предпринять?
  4. Как я пойму, что достиг результата?
  5. С чего я могу начать прямо сейчас?

Эти вопросы актуальны при постановке целей и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Для последней целеполагание как таковое нередко и вовсе играет ключевую роль — об этом, в частности, говорит британский бизнес-коуч и основатель компании Lucemi Consulting Марк Петтит. По его мнению, такая практика позволяет:

  • повысить уверенность в себе — постановка конкретных и измеряемых задач, создание четкого плана действий и стратегии, а затем и достижение целей увеличивают чувство собственной ценности;
  • увеличить мотивацию — вдохновляющая цель будет подталкивать вас к тому, чтобы достичь результатов, преодолевая возможные трудности, а сама ее постановка даст вам картину будущего, к которой вы бы хотели стремиться;
  • измерить прогресс — ставя перед собой цель, не стоит забывать про промежуточные итоги: их фиксация поможет вам проследить, как вы совершенствовались на пути к цели профессионально и личностно. 

Какие методики существуют и где их применить 

Для постановки и достижения стратегических целей могут использоваться разные методики и технологии. Во многом их выбор зависит от того, какую сферу потенциальная цель затрагивает — профессиональную или личную. Для бизнеса, как отмечает Юлия Черкез, наиболее актуален метод SMART, состоящий из пяти компонентов:

  • Specific — цель должна быть конкретной и четко сформулированной в позитивном ключе, а не абстрактной и размытой. Было бы неправильно сформулировать условную цель как «бросить курить» или «достичь определенной должности» — корректнее ее обозначить как «вести здоровый образ жизни» или «получить высокий пост с конкретными возможностями и доходом»;
  • Measurable — цель должна быть измеримой и иметь некие показатели, которые дадут понять, что она достигнута. Продолжая примеры выше, на этом этапе их можно конкретизировать — например, заниматься спортом не менее трех раз в неделю или иметь четко обозначенный уровень зарплаты. Достижение этих показателей покажет, что цель в той или иной мере выполнена;
  • Achievable — достижимая цель, то есть та, для выполнения которой у человека есть все необходимые ресурсы или понимание, откуда их взять и где пополнить;
  • Realistic — реалистичная, или релевантная, цель, которая для человека действительно важна и ценна. Здесь крайне необходима сознательность, при которой вы не только выбираете цель, но и отдаете себе отчет, зачем она вам нужна и почему;
  • Time-Limited — определенная по времени цель с четким сроком реализации. При определении этого срока важно быть реалистичными и понимать, на достижение каких результатов понадобиться больше времени, а для каких — меньше. Например, если начать вести здоровый образ жизни или продвинуться по карьерной лестнице — задача сложная и человек это понимает, то стоит увеличить срок ее достижения, сделав его адекватным реальности и сопроводив более маленькими промежуточными стратегическими целями. 

Другой метод постановки цели — BSQ, или think Big, act Small, move Quick («Мысли масштабно, действуй постепенно и двигайся быстро»). «Данный метод эффективен, и, несмотря на то что цель здесь подразумевает амбицию и масштаб, за счет планирования конкретных шагов, которые по силам, продвижение к цели осуществляется планомерно и последовательно, — объясняет этот метод Юлия Черкез. — На что важно обратить внимание: при планировании шагов необходимо также задать временные рамки, в которых эти шаги будут предприняты. Например, цель: через три месяца сформировать эффективную команду из 15 сотрудников. Планирование шагов в виде конкретных, выполнимых задач: в рамках первой недели посмотреть 20 резюме и пообщаться с 10 кандидатами».

Для так называемых бирюзовых компаний, то есть тех, в которых минимальна иерархичность и большое внимание уделяется горизонтальности и прозрачности всех рабочих процессов, по мнению Черкез, особенно эффективна будет технология OKR, или Objectives and Key Results, основанная на целях и ключевых результатах. Цель в данной технике рассматривается как амбиция, задача которой — вдохновить команду на что-то большее, чем результат. Ее нельзя измерить или разобрать по методике SMART — она лишь заряжает сотрудников на работу и активность. Для измеряемости  при таком подходе есть ключевые результаты, которые заземляют, оцифровывают цель по определенным показателям.

Помочь достижению целей может и техника под названием «Колесо жизненного баланса» — как правило, ее используют для определения сферы, которой уделяется недостаточно внимания, а также для гармонизации жизни или приоритезации рабочих процессов. «Принцип следующий: колесо делится на восемь секторов, каждый из которых обозначает какую-либо сферу жизнедеятельности, и по шкале от 1 до 10 в каждом секторе ставится отметка по уровню удовлетворенности этой сферой на данный момент. Затем определяется сфера, улучшив которую, вы сможете подтянуть и все остальные сферы, на нее и делается упор: прописывается план, период и ближайшие шаги», — поясняет Черкез.

Некоторые методы постановки целей можно комбинировать — это, к примеру, подразумевает техника Брайана Трейси. Условно ее можно разбить на три части:

  1. Записать 10 целей на год в прошедшем времени — как будто вы их уже реализовали;  
  2. Выберите одну, самую значимую для вас; 
  3. Разберите ее по SMART-методике — дайте конкретную формулировку и показатели, перечислите необходимые ресурсы, поясните реалистичность самой цели и то, насколько она важна. 

«В бизнесе наиболее популярны техники SMART, OKR, BSQ, потому что они дают хорошую возможность оцифровки целей, или фиксирования результата по конкретным показателям, необходимым бизнесам для отслеживания ключевых параметров эффективности. В повседневной жизни чаще используются «Колесо баланса», целеполагание по Брайану Трейси: это более свободные форматы, где упор больше делается на приоритеты и внимание к ключевым сферам», — объясняет Юлия Черкез. 

Каких ошибок стоит избегать: подсказки коуча

«Прежде чем ставить цели, необходимо понять, чего вам хочется, почему это важно, ваши ли это цели или кем-то навязанные и как они соотносятся с вашими ценностями», — напоминает Юлия Черкез. Быть честным с собой (как в работе, так и в личной жизни) — главный аспект в этом процессе: независимость от чужого мнения, навязанных стереотипов и стандартов, а также трезвая оценка собственных ресурсов, мотивов, потребностей и способностей позволят ставить цели и задачи таким образом, чтобы их достижение было возможным.

Говоря об ошибках, которые часто совершаются при постановке и достижении целей, Черкез приводит следующие примеры:

  • в работу берутся цели, которые не близки человеку, навязанные или стереотипные;
  • цель или задача не настолько важны, чтобы ставить ее именно сейчас и тратить на нее ресурсы;
  • неправильная оценка возможностей и наличия или отсутствия ресурсов;
  • отсутствие измеримых результатов и ошибочное планирование времени достижения целей;
  • цели не согласуются с ценностями.

«Последнюю ошибку можно исправить еще на этапе составления плана, переформулировав цель таким образом, чтобы она совпадала с ценностями человека», — добавляет Черкез.

В контексте же бизнеса избежать промаха помогут советы практикующих специалистов, например экспертов компании Educational Data Systems, Inc. Так, перед непосредственно самим процессом постановки и достижения целей, независимо от выбранной техники, не стоит забывать про:

  • SWOT-анализ — обозначить сильные и слабые стороны компании или организации, ее возможности и потенциал, возможные угрозы и риски;
  • бенчмаркинг — изучить, какие еще похожие компании есть в этом сегменте рынка и регионе, сопоставить показатели трат и доходов, чтобы понять, насколько вы успешны в коммерческом и производственном плане;
  • аудиторию — проанализировать, какие запросы есть у ваших клиентов, какие тренды влияют на них и насколько сильно они подвержены технологическим или экономическим переменам.

Уровень сложности
Простой

Время на прочтение
3 мин

Количество просмотров 4K

Поставили цели → ничего не делали → огорчились, что цели не работают. Вы удивитесь, но подобная ситуация происходит в большинстве команд, которые только начинают осознанно работать с целеполаганием. В статье расскажу 3 причины, почему цели не работают, и дам короткую инструкцию, как это исправить.

Меня зовут Павел Стоянов, я продакт в Тинькофф Бизнес и амбассадор фреймворка OKR. Я всегда начинаю работу с цифр и целей. По ходу работы встретил много ошибок целеполагания, которые не дают командам начать жить по целям, а демотивируют команду и тратят время. Эту статью пишу по мотивам стрима “Цели не дают рост”.

Ниже описаны очевидные вещи, но почему-то именно они чаще всего и всплывают:

1 — цели слишком общие и не дают понимания команде, что делать

Вы удивитесь, но на этапе постановки целей самая частая проблема – это некорректная цель.

Чаща всего в качестве цели ставится что-то типа “Увеличить прибыль в 2 раза” или “Раскачать привлечение новых клиентов до 200 в месяц”. И да, формально – это цель.

Но такие цели универсальные и могут быть применены к любой компании. Они не учитывают контекст и не дают понимания, за счёт чего именно будет тот самый рост. А в том, что рост нужен, ни у кого сомнения обычно нет.

Для объединения команды и работы в правильном направлении, важно на этапе постановки обсуждать именно рычаги роста, а не хотелки. Например, сотрудники договорятся, что рост выручки получится достигнуть через запуск нового продукта или создания нового процесса работы с клиентами. Это и нужно ставить в цель.

При этом идеи по росту не обязательно должен выдавать сам руководитель. Задача лидера организовать процесс, в котором команда сама определит рычаги роста.

Для работы с целями я использую фреймворк OKR (objectives & key results). В простой игре за 10 минут OKR_Game🦁 можете на простом примере понять, как работают OKR и почему это круто!

2 — рабочие процессы не привязаны к целям

Ещё бывает такое: “Поставили цели, но ничего не двигается”

Обычно это происходит из-за того, что после постановки целей в компании никто не уделяет должного внимания двум вещам:

  1. Составление дорожной карты инициатив. В том же запуске нового продукта участвует несколько отделов — от маркетинга до разработки. Если не обсудить примерный план, кто и что делает, то вероятность достижения уменьшается почти до нуля.

  2. Освобождение людей от текущих процессов. Никакая дорожная карта не поможет, если люди зашиваются в текущих процессах. Поэтому всегда спрашивайте, есть ли у людей время на новые цели. Если нет, то нужно сначала договориться об изменении текущих процессов и определить, от чего мы отказываемся. Иногда выбирают промежуточную цель, которая поможет людям разгрузиться. Например, автоматизация процессов.

Мем отлично описывает проблему, когда появились новые цели, а рутина и старые процессы ещё не поменялись. Как результат целеполагание не переходит в целедостижение.

3 — никто ничего не делает для достижения цели

Но даже если цель конкретная и понятная, а дорожная карта нарисована, то вас поджидает ещё одна проблема — сотрудники не отслеживают прогресса по цели или делают это не системно. В итоге про цель все забывают и возвращаются к старым процессам.

Также частая ошибка отслеживать прогресс по целям всего раз в квартал или даже раз в год. Так тоже не работает, потому что фокус команда потеряет уже через 2–4 недели.

Вот хорошая аналогия — если вы едете из Берлина в Париж на машине, то как часто вы будете смотреть на карту? Уж точно не только в конце пути

Смотреть на цели нужно, чтобы:

  • понимать, есть ли прогресс или нет

  • выделять проекты, которые дали большой прогресс по цели и масштабировать их

  • отсекать лишние инициативы, которые команда так и хочет впихнуть в себя

Что делать:

  1. Запланируйте регулярные (лучше раз в две недели) встречи, где будете обсуждать прогресс по целям.

  2. На таких встречах не просто обсуждайте, а принимайте решения — что-то перестать делать, что-то начать.

  3. Раз в несколько месяцев проводите ретроспективу и спрашивайте у сотрудников их мнение по процессу — постоянно улучшайте процесс.

Резюмируя, хочется сказать, что целеполагание — это гораздо больше, чем спустить ваши хотелки на сотрудников. При этом кропотливая работа с целями и забота об их выполнении окупается сполна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки определения цветотипа
  • Ошибки опель астра h расшифровка 048006
  • Ошибки определения пола при нипт
  • Ошибки опель астра gtc расшифровка
  • Ошибки определения пола во время беременности