Ошибки обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ
ЖУКОВСКОГО  РАЙОНА

Описание: Описание: 1 герб 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА БЕЛЯВСКОГО

Муниципальный
конкурс

«Современные
образовательные технологии

в условиях реализации
ФГОС»

для
педагогов
образовательных организаций Жуковского района

Номинация:
«Мастер-класс для детей, педагогов или родителей»

Мастер-класс для педагогов

 «Коррекции ошибок, обусловленных несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия»

Подготовила
Богданова Дарья Сергеевна,

учитель
начальных классов

МБОУ
Жуковской СОШ № 1 им.Б.В.Белявского

242700,
Брянская обл., г. Жуковка, пер. Школьный, д.9, тел.3-21-71, 3-19-32,

факс:
8 — 48334 -3-21-71

Аннотация

Мастер-класс
для педагогов

 «Коррекции
ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов и слухового
восприятия»

Мастер-класс  «Коррекции ошибок, обусловленных несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия» подготовлен учителем начальных
классов МБОУ Жуковской СОШ № 1им.Б.В.Белявского
для педагогов
образовательных организаций, в том числе и дошкольных образовательных
организаций.

Так как проблема развития фонематического слуха
актуальна как для учащихся, так и для сталкивающихся с ней педагогов, и по сей
день, то поставлена  следующая цель: ознакомить педагогов с существующей
системой упражнений для развития фонематического слуха младших школьников
(дошкольников),а также способом способом ее реализации при практическом
применении  

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1.
Определить
ряд типовых ошибок на письме, обусловленных несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия

2.
Выделить приемы развития фонематического слуха, у младших школьников,
используемые на уроках.

3.Систематизировать
комплекс заданий и упражнений по развитию фонематического слуха.

Опираясь на специфику работы учителей начальных 
классов и работников дошкольных учреждений, мастер-класс проводится в форме
интерактивного путешествия по морю Знаний
,
в котором
возникают водовороты – те ошибки, которые ребенок может допустить.

Участникам предлагается
спасти учеников от ошибок, дав спасательный
круг. То, что сможет удержать ребенка, поможет переплыть море Знаний.
Спасательные круги —  а это те методы и приемы, которые каждый день мы должны
использовать на уроках, в педагогической практике.

Учитель-ведущий предстает перед участниками в виде
мага, облачаясь в мантию и колпак волшебника. Предлагает помочь «вечному
двоечнику» — Незнайке. А также предстает в роли защитника порядка в море Знаний
– полицейского. В ходе работы на иллюстрации моря, расположенной перед
участниками, размещаются изображения спасательных кругов с названием изученного
приема. Эти игровые формы проведения показывают учителям – участникам как на
практике можно вводить те или иные упражнения. Они создают при проведении
мастер-класса дружескую, раскрепощенную атмосферу, позволяющую организовать
плодотворную работу.

Ход мастер-класса сопровождается мультимедийной
презентацией

В завершении мастер-класса проводится рефлексия,
которая отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после
состоявшегося взаимодействия.

Мастер-класс

«Коррекции ошибок, обусловленных несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия»

1
этап. Подготовительно-организационный

Здравствуйте, уважаемые коллеги! (Слайд 1)

Свое выступление начну с результатов исследования навыков
чтения английского университета. Посмотрите на экран, ознакомьтесь с этими результатами.
(Слайд 2)

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго
унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.
Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут
селдовтаь в плоонм бсапордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм.

Скажите, возникли ли проблемы с прочтением 
результатов проведенного исследования? (Слайд 3)

Действительно, каждый взрослый человек может
справиться с прочтением данного теста.

Но это мы, взрослые, за плечами которых множество
книг, прочитанных, богатый словарный запас, читательская интуиция.

Посмотрите, как реагируют дети на данный текст (Видео)
(Слайд 4)

( — Прочитай данный текст. Почему у тебя это не
получается?  Что нужно изменить в данном тексте, чтобы он стал понятен?)

Дети единодушно говорят о том, что текст написан
должен быть правильно, буквы стоять на своих местах. Как вы думаете, что играет
главенствующую роль для правильного расположения звуков в слове, а
впоследствии, и верного графического написания.  Действительно,  для такого «правильного»
написания у детей должен быть хорошо развит фонематический слух. Ведь как уже
говорили выступающие сегодня педагоги, фонематический слух – основа умения
определять звуковой состав слова. Напомню, что письмо – это обозначение звуков
графическими символами (буквами).

Сегодня мы поговорим о «Коррекции ошибок,
обусловленных несформированностью фонематических процессов и слухового
восприятия»
(Слайд 5)

Скажите, какие задачи(Слайд 6) мы
поставим перед мастер-классом?

1.    
Составить
список ошибок на письме, обусловленных несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия

2.    
Подобрать
комплекс заданий для коррекции данного типа ошибок.

2
этап. Основная часть

2.1. Ошибки, обусловленные
несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

Для реализации первой задачи я предлагаю вам, работая
в парах в течение 2 минут выделить те ошибки, основой которых является именно
несформированность  фонематического восприятия. Вам необходимо пронумеровать
эти ошибки, а лишние, на ваш взгляд, вычеркнуть. Давайте проверим

Ошибки, обусловленные
несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия. (Приложение
2)
(Слайд 7)

1. Пропуски
букв и слогов — «трва» /трава/, «кродил» /крокодил/,
«пинёс» /принёс/;

2. Перестановки
букв и слогов — «онко» /окно/, «звял» /взял/,
«перерисал» /переписал/;

3.
Правописание безударных гласных

4. Наращивание
слов мнимыми буквами и слогами — «тарава» /трава/,
«котораые» /которые/, «бабаушка» /бабушка/,
«клюкиква» /клюква/;

5. Неумение
определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений —
«мой отец шофёр. работа шофёра трудная шоферу надо хорошо. знать машину.

6.
Правописание удвоенных согласные в корне слова

7. Правописание словарных слов

         Таким
образом, у нас получился дальнейший план работы.

Посмотрите, перед нами целое море Знаний, в котором
возникают водовороты – те ошибки, которые ребенок может допустить. Мы –
учителя, спасатели учеников, задача каждого из нас  — не дать не утонуть в море
своих ошибок каждому ученику, каждому дать спасательный круг. То, что сможет
удержать ребенка, поможет переплыть море Знаний. Наши спасательные круги —  а
это те методы и приемы, которые каждый день мы должны использовать на уроках, в
своей педагогической практике.

2.2. Приемы работы по
коррекции ошибок.

2.2.1.Пропуски букв и слогов — «трва»
/трава/, «кродил» /крокодил/, «пинёс» /принёс/;
(Слайд 8)

         —
Ребята, а Вы любите волшебство? А как называют того, кто совершает волшебство?
Я предлагаю Вам поработать волшебником. Сегодня, я – великий Волшебник, а Вы –
мои ученики. (Одевает мантию и колпак волшебника) И первое, пробное
задание для моим новоиспеченных волшебников.

1. «Цепочка превращений»[2]

Путем последовательной замены одной буквы на другую
нужно произвести превращения по представленным ниже цепочкам. (Работа в парах)
(Слайд 9)

К

О

З

А

В

О

Л

К

Например, чтобы получить из слова КОЗА слово ВОЛК
нужно проделать такие операции: КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК —
ВОЛК. Четырех превращений здесь достаточно, чтобы буква К переместилась
с первого на четвертое место, а буквы
З и А исчезли.

2. Чтение слов по таблице[4]

Что нужно знать, чтобы быть хорошим
волшебником? (знать заклинания) А еще нужно уметь правильно двигать волшебной
палочкой. Сейчас Вы будете двигать волшебной палочкой по таблице с буквами,
выполняя мои инструкции. Когда Вы доберетесь до нужной буквы, вы услышите слово
«Стоп»! Ваша задача прочитать полученное слово. (Приложение 3)

В

Ч

И

Ф

Г

З

А

Р

Ш

Т

Ы

М

Н

Л

П

К

Х

О

А

У

Я

В

Е

Д

Б

Найди
букву М  — Стоп;

Вправо на 2 клетки, вниз 1 клетка – Стоп(А)

Вправо 1 клетка,  вверх 3 клетки – Стоп(Г)

Влево 2 клетки – Стоп(И)

Влево 2 клетки, вниз 4 клетки – Стоп(Я)

Какое слово получилось? (МАГИЯ) Сколько букв в этом
слове? Сколько звуков?(Почему?) Какая буква 3? 5?

Закройте глаза, напишите это слово в воздухе.
Подчеркните ту букву, которая обозначает при произношении 2 звука. (Снимает
костюм)

2.2.2. Перестановки букв и слогов — «онко»
/окно/, «звял» /взял/, «перерисал» /переписал/;
(Слайд 10)

Ребята, к нам на урок сегодня пришел очень
знаменитый герой, а вот кто он, вы узнаете, разгадав загадку.

В
шляпе с круглыми полями

И
в штанишках до колен,

Занят
разными делами,

Лишь
учиться ему лень.

Он
– художник знаменитый,

Он
– известный всем поэт,

Замечательно
воспитан,

Очень
модно он одет.

Кто
он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. (Незнайка)

Чем
был знаменит Незнайка? Как вы думаете, грамотно ли он писал?

Давайте
поможем Незнайке исправить ошибки в тексте. Найдите, какие слова он написал
неверно. Напиши над этими словами правильный вариант

1. «Нечаянные ошибки» [3]

(Приложение 4)

соЛь
соЛь – лесной тижель. соЛь ест ветки и твура. Еум нужна и лось. Ребята стали
носить в лес лось. Они кдулат её на пень, на камень. соЛи приходят лизать лось.

Прочитаем,
какой текст у нас получился. Скажите, о каких животных мы узнали? Что им
необходимо принимать в пищу? Сравните слово СОЛЬ – ЛОСЬ. Что вы можете сказать
(одинаковые буквы, в разном порядке)

Какие
ошибки в работе допустил Незнайка? (менял местами слоги и буквы) В его работе 
— это была ошибка, ведь очень важно понимать, знать, о ком или о чем вы
рассказываете, употреблять слово с нужным лексическим значением.

2.«Составь слова»

А вот Незнайка утверждает, что умение
составлять слова – очень важное. Он предлагает нам  самим попробуем менять
местами слоги, чтобы цель создать новые слова. (Слайд 11)

Посмотрите на экран

Банка  — кабан.

Мышка — камыш.

Волос — слово.

Баян — баня.

Марка — рамка.

Капал — палка.

Насос — сосна.

Колос — сокол.

Вилка — валик.

Майка — кайма.

3.«Самый внимательный» [2]

Прочитать первое слово. (Слайд 12)А кто это? (Динозавр).Найти
и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

4. «Выложи слог, который услышишь» [6]

Ребята, посмотрите, что Незнайка принес с собой?
(счетные палочки, спички, фасоль)

Какой предмет, если его неправильно использовать,
может нанести вред? (спички – детям не игрушки) Мы будем очень аккуратны.

Ваша задача работая в парах написать слоги теми
предметами, которые принес Незнайка (– ре – эр – ер – рэ )

         Незнайка
благодарит Вас за помощь, надеюсь, теперь он будет меньше путать слоги и буквы
местами.

2.2. 3. Наращивание слов мнимыми буквами и слогами — «тарава»
/трава/, «котораые» /которые/, «бабаушка» /бабушка/,
«клюкиква» /клюква/;
(Слайд 13)

Чтобы узнать, кто
приготовил нам задания, необходимо отгадать загадки.

Папа у меня — герой!

Ходит в форме, с
кобурой!

Посреди ночного
мрака

Где-то кража или
драка?

Сразу по
«102» звоните,

Папу моего зовите!
(полицейский) (Одевает костюм)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать
каждый полицейский?

Полицейский – очень внимательный, зоркий. А вот
внимательны и зорки ли вы, сейчас проверим

1.Игра «Самый зоркий» [2]

(Приложение 5)

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Утроказка, камистрюля, покывар, аклотриса, скридапач,
акветёр, прощадавец, лётсручик

Проверим, какие слова
получились?

2.Игра «Ушки на макушке» [3]

Полицейский всегда должен
держать ушки на макушке. Как вы понимаете этот фразеологизм

Я читаю слова. Вы поднимаете
зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно — красный.

Слова: павук , паук; вутка,
утка; кокно, окно; весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина,
малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем;
пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Очень часто полицейским приходится шифровать
полученную информацию.

3.Игра «Шифровальщики». [6]

(Слайд 14)Побудем с вами шифровальщиками.

Расставляя слоги в предложенном порядке можно составить
пословицу.

чи

чешь

ка

пе

чи

жи

есть

ла

хо

ле

не

на

6

2

4

11

12

9

3

5

1

8

7

10

(«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».) Как вы
понимаете эту фразу?

Скажите, легка ли работа полицейского? Да, и ему уже
пора отправляться на защиту порядка и покоя нашего города.

2.2.4. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное
написание предложений.
(Слайд
15)

Путешествия по морю Знаний, мы можем  встретить
необычные острова. Посмотрите в подзорную трубу. Что там виднеется на
горизонте? (Дворец) Но это простой дворец. Это дворец предложений. Что такое
предложение? Чтобы подружиться с его жителями и никогда не делать ошибки в
написании предложений, необходимо сделать несколько заданий.

Скажите, что такое предложение?

1.«Рассыпанное предложение» [5]

(Слайд
16)
Составь
предложения из слов каждой строки.

Мама,
куклу, Оле, подарила

Тропинке,
птенец, по, прыгал

2.«Границы
предложения»

[6]

(Приложение 6)

Поставь
точки.

За
городом красивый парк в парке растут липы, клены и березки на клумбах цветут
яркие цветы

3.«Сломанная клавиатура» [2]

(Слайд
17)
Выдели
слова и предложения в слитном тексте.

НАШЕПУТЕШЕСТВИЕПОДОШЛОККОНЦУ

3 этап. Заключительное слово. Рефлексия

На нашем пути появились острова:  о. Грусти, о.
Тревоги, о. Воодушевления, о. Удовольствия,

У каждого из Вас есть изображение человека, которое
символизирует ваше настроение. Я хочу, чтобы Вы оставили мне на память свое
настроение, которое отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после
состоявшегося взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося
взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела,
положительными эмоциями. Я оставлю себя на острове Удовольствия, Радости и
Просветления».

(Слайд 18)Сегодня мы с вами, определив ошибки, обусловленные несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия,  подобрали  несколько таких
спасательных кругов, приемов, направленных на коррекцию данных ошибок. Цели
мастер-класса, на мой взгляд, достигнуты.

Море Знаний – безгранично. Каждый день вместе с детьми
мы отправляемся в новое плавание. На пути нас ждут новые водовороты, новые
рифы. Наша задача быть помощниками, капитанами этого плавания, а если наши
матросы попадают в беду, всегда иметь про запас спасательные круги, каждому свой
– со своими целями, задачами. Желаю творческих успехов! (Слайд 19)

Используемая литература

1.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. М.: Изд. Центр
Академия, 1998. 448 с.

2.     Казарина
Н. В. Дидактические игры  для развития фонематического слуха  на уроках 
обучения грамоте

3.     Коррекция
ошибок, обусловленных несформированностью лексико-граммати-

ческой
стороны речи. Выпуск 3. Часть 1. – М.: Национальный книжный центр. –131 с.
(Развитие и коррекция.)

4.     Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков
и слов. М.: Владос, 2001.

5.     Статья учителя начальных классов Ботовой И.А. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2017/08/01/ispolzovanie-logopedicheskih-priyomov-na-urokah

6.     Швайко Г.С. Игры
и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. М.:
Просвещение, 1988. 64 с.

                                                          ПАМЯТКА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ


1. ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1.1. ПРОПУСКИ БУКВ И СЛОГОВ — «ТРВА» /ТРАВА/, «КРОДИЛ» /КРОКОДИЛ/, «ПИНЁС» /ПРИНЁС/;

1.2. ПЕРЕСТАНОВКИ БУКВ И СЛОГОВ — «ОНКО» /ОКНО/, «ЗВЯЛ» /ВЗЯЛ/, «ПЕРЕРИСАЛ» /ПЕРЕПИСАЛ/;

1.3. НЕДОПИСАНИЕ БУКВ И СЛОГОВ — «КРАСНА» /КРАСНЫЙ/, «ЛОПАТ» /ЛОПАТА/, «НАБУХЛ» /НАБУХАЛ/;

1.4. НАРАЩИВАНИЕ СЛОВ МНИМЫМИ БУКВАМИ И СЛОГАМИ — «ТАРАВА» /ТРАВА/, «КОТОРАЫЕ» /КОТОРЫЕ/, «БАБАУШКА» /БАБУШКА/, «КЛЮКИКВА» /КЛЮКВА/;

1.5. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ И ИХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — «НАС ТУПИЛА» /НАСТУПИЛА/, «ВИСИТНА А СТЕНЕ» /ВИСИТ НА СТЕНЕ/, «У СТАЛ» /УСТАЛА/;

1.6. ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА — «НАСТУХ» /НА ОХОТУ/. «ХАБАБ» /ХРАБРЫЙ/, «ЧУХИ» /ЩШШ/, «СПЕКИ» / С ПЕНЬКА/;

1.7. НЕУМЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ, СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — «МОЙ ОТЕЦ ШОФЁР. РАБОТА ШОФЁРА ТРУДНАЯ ШОФЕРУ НАДО ХОРОШО». ЗНАТЬ МАШИНУ.

1.8. ЗАМЕНА ОДНОЙ БУКВЫ НА ДРУГУЮ — «ЗВУКИ» /ЖУКИ/, «ПАНКА» /БАНКА/, «ТЁЛЬПАН» /ТЮЛЬПАН/, «ШАПАГИ» /САПОГИ/;

1.9. НАРУШЕНИЕ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ — «ВАСЕЛКИ» /ВАСЕЛЬКИ/, «СМАЛЫ» /СМЯЛИ/, «КОН» /КОНЬ/.

2. ОШИБКИ. ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:

2.1 АГРАММАТИЗМ — «САША И ЛЕНА СОБИРАИТ ЦВЕТЫ. ДЕТИ СИДЕЛИ НА БОЛЬШИМИ
СТУЛЬЯ».

2.2. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК —
«ВКАРМАНЕ», «ПРИ ЛЕТЕЛИ», «В ЗАЛА» /ВЗЯЛА/.

2.3. ОШИБКИ,ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ «БОСКА» /ДОСКА/, «НАСТУПИЛА» /НАСТУПИЛА/, «ТЯЖЕМЫЙ» /ТЯЖЕЛЫЙ/, «УАЙКА» /ЧАЙКА/, «ПУЛЫЦИК» /ПИЛЬЩИК/, «ГЫБЫ» /РЫБА/.

2.4. МОГУТ ЗАМЕНЯТЬСЯ КАК ПРОПИСНЫЕ, ТАК И ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ, ИМЕЮЩИЕ СХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;

  • фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.

И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:

  • способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Признаки нарушений фонематического слуха:

  • нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

  • нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

  • нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

  • развитие умения делить слова на звуки;

  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. 

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало? 
Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. 
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения. 

IV этап – дифференциация слогов.

Игра «Хлопки». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем.

Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: «Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс». Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. 
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.

Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Представленные нами упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).

  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР — рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.

  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).

  11. Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

  12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.

  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

    Р

    У

    Ч

    К

    А

    РОТ

    УЛЯ

    ЧАС

    КОТ

    АНЯ

    РОЗА

    УГОЛ

    ЧАША

    КАША

    АИСТ

    РУКАВ

    УЛИЦА

    ЧЕХОЛ

    КОРКА

    АСТРА

  14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: доммаккоттопоррука.

  15. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.

  16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.

П ………. (простокваша).

  1. Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.

Данные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции. Также, их могут применять учителя начальных классов в работе по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

  3. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.

  5. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

  6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

  7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

  2. пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

  3. пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

  4. замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен,люгкий — легкий;

  5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает

  6. перестановки букв и слогов: онко—окно,

  7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;

  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

  9. искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

  10. слитное написание словд их произвольное деление: два— два, бой—    часов — бой часов, в  ся — вся;

  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

  12. нарушение смягчения согласных: болшой — большойтолко — толь­ко, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появи­лось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

  2. нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

  3. замена слов по звуковому сходству;

  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;

  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;

  4. зеркальное написание букв: с,э,ю;

  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии   (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова:зуп — зуб, дорошка — дорожка;

  3. обозначение смягчения согласных;

  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя

.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё — ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одно неправильную.

Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

Ошибки на уровне слов.

Слитное написание слов, особенно служебных. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова, пишет их слитно. Границы слов могут не только исчезать, но и смещаться. Иногда ошибки на уровне слова проявляются в том, что ребенок придумывает свое несуществующее слово («поленой» цветок; «медведий» хвост).

Что делать? Помочь ребенку сформировать понятие «слово». В т.ч. показать ребенку значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.

Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два неслова (две части, не имеющие смысла).

Также бороться с дисграфическими ошибками на уровне слова помогает часто используемое в начальных классах задание: среди родственных слов найти лишнее (гусь, гусенок, гусыня, гуськом, гуси, гусеница).

Полезно поиграть со словом, переставляя буквы внутри него: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово; из каждой буквы слова придумать новое слово; составить наибольшее количество слов из букв одного длинного слова.

Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменить словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот: заменить сложное слово словосочетанием; догадаться, из каких слов сложилось сложное слово: самовар – сам варит.

Ошибки на уровне предложения.

Отсутствие границ предложения (заглавная буква в начале и точка в конце предложения).

Ошибки в согласовании слов (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).

Ошибки при перечислении однородных членов предложения (учит честности, смелости и беречь природу).

Неверное по смыслу употребление предлогов в предложении.

Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.

Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).

Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.

Разделить сплошной текст на слова и предложения.

Классификация дисграфических ошибок.

Герасимцева И.В., учитель-логопед

КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения

родителей, им.Г.К.Жукова»

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;

Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;

Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;

Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;

Замена согласных: тва – два, роча – роща;

Перестановки букв и слогов: онко – окно;

Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,

Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;

Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;

 Слитное написание слов и их произвольное деление:  два – два, бойчасов – бой часов;

 Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

 Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;

Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;

Замена слов по звуковому сходству;

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;

Пропуски слов в предложении.

 Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

Зеркальное написание букв: с, э, ю;

Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии

Безударная гласная в корне слова: вада – вода;

Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;

Обозначение смягчения согласных;

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

 Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

Пропуски согласных;

Пропуски гласных;

Перестановки букв;

Добавления букв;

Пропуски, добавления, перестановки слогов;

Слитное написание слов;

Раздельное написание слов;

Слитное написание предлогов с другими словами;

Раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв  (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки овд 2 ваз расшифровка
  • Ошибки обычный мост между опытом и мудростью
  • Ошибки обусловленные сложной анатомией корневого канала
  • Ошибки обслуживающего персонала и пользователей
  • Ошибки обратной связи психология