Ошибки образования формы слова примеры

Умение правильно употреблять  формы слов –
признак хорошей,  грамотной речи.  Ничто так
не разрушает имидж  человека, как 
промелькнувшие в его речи  «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать): 

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными          
(Родился  (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка –  шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году»
. Поэтому следующее
замечание с примерами  прочтем  при полном
внимании:

У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
 Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти
книг. Подобраны комментарии
(к скольким?)  к двум тысячам восьми  книгам).

Поскольку при склонении русских 
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают  ученики всех времен,
применяются   разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести,
триста
и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).

Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих  сотни  (200-900),  Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто)  Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к  ста ученикам, доволен ста работами.
 

Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2),
то есть  имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами)
.

Б. Как  и с чем употребляются
собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
 (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши  (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (
то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола
.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами
).  С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты.
Соответственно
обеих  девочек, обеим книгам, обеими
партами
).

2. Степени сравнения прилагательных и
наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются 
простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

простая  форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий
у прилагательных или более
светло, менее высоко
– у наречий (из 2 слов).

Формы более светлее или менее вышеНЕПРАВИЛЬНЫ! 

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший
ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно:  выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение
глаголов

Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ,  а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(
***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно  я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (
***и никаких я ездию, он ездиет!).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов  с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь 
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна  форма – на -ИТЕ (высуните,
 выставите
и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. –  хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите
– это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!    

Частые ошибки –  в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания  некоторых существительных
в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных
используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Форма на -И(-Ы):

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

Форма на -А(-Я)

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто  смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта,  но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно  запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

А) с нулевым окончанием

(пара) ботинок
            валенок
            сапог
            туфель
            чулок
            погон

(отряд) солдат
             партизан

(килограмм) яблок
                     дынь
                     вафель

(несколько) блюдец
                    басен
                    сабель
                    полотенец

Б) на -ОВ(-ЕВ)

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

сапёров

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

В) на -ЕЙ

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.

Слайд 1

Грамматические ошибки в образовании форм слов.

Слайд 2

Сравнительная степень прилагательных и наречий. При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый», либо суффиксы «е», «ее», « ейш », « айш ». Красивый – более красивый или красивее самый красивый или красивейший Нельзя: более лучший, более интереснее; красивше , менее худший

Слайд 3

В род. п. мн. ч. нулевое окончание имеют слова: А ) парные предметы: сапог, валенок, ботинок, чулок, бахил, бутс, погон, серёг, шаровар НО! Носков, бронхов, гольфов, клипсов. Б) военные профессии: солдат, партизан В) национальности с основой на – н , — р : грузин, болгар, армян, башкир, осетин, румын, турок, туркмен, хазар НО! узбеков, казахов, калмыков, киргизов, мордвинов, таджиков, хорватов. Г) единицы измерения: вольт, ампер, аршин, ватт, децибел, рентген НО! килограммов, граммов, гектаров, килограммов. Д) названия фруктов, растений: яблок, груш, слив НО! апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров, ананасов, баклажанов, бананов, гранатов, томатов

Слайд 4

Сущ. Ср. р. на – ье без ударения в И.п. ж.р. н а-ья без ударения Во мн. ч. Р. п . имеют –ИЙ (побережье – нет побережий; соленье – нет солений) Исключения: верховье – верховьев, низовье –низовьев, платье- платьев, у стье – устьев, подмастерье – подмастерьев.

Слайд 5

Сущ. ср. р. на –ЦЕ в И. п. В Р. п., мн. ч. оканчиваются на –ЕЦ Блюдце – блюдец, зеркальце – зеркалец, полотенце – полотенец, сердце – сердец НО: в уменьшительно-ласкательных формах в ряде случаях сохраняется – ЕВ Болотце – болотцев, оконце — оконцев Запомни : солнце – нет солнц

Слайд 6

Сущ. н а -НЯ Если перед – ня стоит гласная, то в нулевом окончании согласный будет мягкий: богиня – богини – богинь; погоня – погони – погонь Если перед – ня стоит согласный, то согласная в нулевом окончании будет твердой: басня – басни – басен; башня – башни — башен

Слайд 7

Окончания сущ. м.р. в И.п. мн.ч. — а,-я адреса, берега, века, города, директора, доктора, донья, желоба, жернова, инспектора, катера, округа, острова, отпуска, паспорта , повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря. — ы,-и авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, порты, почерки, ревизоры, редакторы, снайперы, стажеры, слесари, торты, тракторы, шоферы, контейнеры.

Слайд 8

Сущ. н а — МЯ У существительных на –мя: бремя, время, стремя, вымя, имя, пламя, семя, знамя, племя, темя в Р., Д., П. падежах ед. числа и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс – ен (- ён ): времени, стремени, имени. Ошибка : не хватает время Правильно: не хватает времени

Слайд 9

Запомни Их (не ихний ), класть (не ложить ), жжёт (не жгет ), Поезжай, поезжайте ( не ехай , не ехайте ) Ездят (не ездиют ), ездим (не ездием ) грущу по вас тоскуешь по нас скучает по вас

Слайд 10

Числительные оба, обе Числительное обе употребляется с существительными женского рода, а оба — с сущ. мужского и среднего рода. И.п. оба берега обе руки р.п. обоих берегов обеих рук д.п. обоим берегам обеим рукам т.п. Обоими берегами обеими руками в.п. обоих берегов обеих рук п.п. об обоих берегах об обеих руках Н.: Лес тянулся по обеим сторонам реки.

Слайд 11

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро,..) употребляются с существительными: одушев . муж . р ода ( четверо студентов) Нельзя: трое студенток, двое стульев с парными сущ . (двое брюк) детенышами животных ( пятеро котят) Нельзя: двое слонов Местоимениями ( трое нас)

Слайд 12

Склонение сложных числительных Склоняются обе части В творительном падеже слово оканчивается на – тью . Склоняются все части числительного: пятьюдесятью. Ошибка : С пятистами рублями Правильно : С пятьюстами рублями Ошибка : Нет шестиста штук Правильно : Нет шестисот штук

Слайд 13

Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО И. п., В. п . – сорок, девяносто, сто Р., Д.,Т., П.п. – сорока, девяноста, ста Ошибка : о девяностах вопросах Правильно: о девяноста вопросах Ошибка : к стам строчкам Правильно : к ста строчкам

Слайд 14

Порядковые числительные Склоняется только последнее слово. Ошибка: В двух тысяч пятом году был принят указ. Правильно: В две тысячи пятом году…

Слайд 15

Устраняем грамматические ошибки 1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего. 2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе. 3. На работу взяли обоих девушек. 4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в школу. 5. К пятиста участникам обратился с речью организатор фестиваля. 6. Обои юноши обладали отличной памятью. 7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором году. 8. Поступать в вуз по собеседованию было предложено стам талантливым школьникам. 9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Слайд 16

1. В новом магазине был большой выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок. 2. Салтыков-Щедрин выступает против корыстолюбия, взятничества , чинопочитания. 3. К шести чашкам я подобрал шесть блюдцев . 4. В книгах Жюль Верна много приключений. 5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку макаронов . 6. У меня совершенно нет время на пустые разговоры. 7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста! 8. У грузинов принято за столом произносить длинные тосты. 9. Мужчины нашего отдела поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом. 10. Мне поручили купить два килограмма апельсин и пять килограммов помидор.

Слайд 17

1. Кладите тетради на стол. 2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто беднее его. 3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье. 4. Мой брат никогда не ложит учебники на место. 5. Многие люди ездиют на метро. 6. Машина сломалась, поедь на автобусе. 7. Не трожь мои вещи. 8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается по комнате. 9. Я собирался покласть все покупки на стол. 10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Слайд 18

1. Наш боксер был слабже своего соперника. 2. Новая история была более интереснее предыдущей. 3. Малыша посадили к ей на колени. 4. Саша был признан самым сильным шахматистом школы. 5. Мне надоело решать ихнии проблемы. 6. Чацкий – самый честнейший герой комедии Грибоедова . 7. Запятая в этом предложении возможна, но более правильнее было бы поставить здесь двоеточие. 8. Все пришли посмотреть на его. 9. Байкал – самое красивейшее озеро России. 10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Слайд 19

1. Мы проводим мероприятие в соответствии утвержденного плана. 2. Большинство кабинетов были готовы к учебному году. 3. Никто, даже близкие родственники, не могли его утешить. 4. Печать должен поставить заведующий магазина. 5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру. 6. Большинство учеников успешно справились с задачей. 7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к экзаменам. 8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд. 9. Мальчик поделился о своих впечатлениях. 10. Некрасов описывает тяжелое положение пореформенного крестьянства.

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

 Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. 
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

 

Задание 7

Морфологические нормы (образование форм
слова)

Задание:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

В этом
задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются
ошибки в образовании формы:

1)      сравнительной и превосходной степени
прилагательных;

2)       собирательных числительных;

3)       целых и дробных числительных;

4)       родительного падежа числительных;

5)      
именительного и
родительного падёжа множественного числа суще­ствительных;

6)      
косвенных падежей личных
местоимений 3-го лица после предлога и т.д. Итак, повторим теорию.

Образование форм степеней сравнения
прилагательных

Начальная форма

Сравнительная степень

Превосходная степень

(простая)

(составная)

(простая)

(составная)

светлый

светлЕЕ

более
(менее) светлЫЙ

светлЕЙШий

самый
свет­лый; светлее всех; наибо­лее светлый.

В этой
таблице представлено образование степеней сравнения при­лагательного светлый. Если прилагательное в составной сравнитель­ной или
превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. составляют
случаи со словом «всех» умнее, красивее, талантли­вее и
т.п.) 

> Обратите внимание!

• Нельзя
смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

Неправильно говорить:
наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший
и т.п.
Правильный вариант:

наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.

Образование
форм числительных

Числительные

Пример
ошибок

Правило
и правильные варианты

а) сложные

Нет ше­стьсот рублей,
о
четырёхсот
книгах
и т.п.

При
склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (р.п.), четырёмстам
(д.п.), четырьмястами (тв.п.), о
четырёхстах
(п.п.), Правильный вариант: нет шестисот
рублей,
о четырёхстах книгах.

б) составные

Тремя ты­сячами
пя­
тистам и
восьмиде­сятые се­мью

При
склонении составных числительных изменя­ется
каждое слово (трём тысячам семистам пя­тидесяти
двум
(д.п.), пятью тысячами восьмью­стами пятьюдесятью шестью
(тв.п); Правильный вариант:

Тремя тысячами пятьюстами
восьмьюдесятью семью

в) дробные

При
склонении дробных числительных изменя­ются все слова,
при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель
как прилагательное во множественном числе (трёх
(каких?) седьмых; пяти (каким?) девя­тым).

г) полтора и полтораста

Полторами

стаканами, полутора- стам друзь­ям

Числительные
полтора
(ж.р. — полторы) и пол­тораста в им. и
вин.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста
(полторы чашки
(и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полу­тораста
центнерами
(т.п.)). Правильный вариант: полутора стаканами, полутораста друзьям.

д) сорок, девя­носто, сто

Девяно­стом тет­радямг; о сороках

событиях; к стам кни­гам

Числительные
сорок, девяносто, сто
при склоне­нии имеют лишь две формы: им.п. и
вин.п. — со­рок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста. Правильный вариант:

девяноста тетрадям; о сорока событиях; к ста книгам.

Числительные

Пример ошибок

Правило и правильные варианты

е) собиратель­ные

двое, трое, четверо, пя­теро,
шесте­ро, семеро

Двое девчо­нок, семеро женщин, трое кошек

Эти числительные употребляются только:

а)   с существительными, обозначающими лиц муж­ского и общего
рода: трое братьев, двое сирот;

б)   с существительными, имеющими форму только множественного
числа: трое суток, двое ножниц;

в)   с существительными ребята, люди, дети, лицо
значении

человек): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г)   с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас
пятеро;

д)   с названиями парных предметов: двое носков,
варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зай­чат,
четверо ежат.

Обратите внимание! Собирательные числитель­ные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц
женского пола и взрослых особей животных!

Правильный вариант: две девчонки, семь женщин, три кошки.

ж) собира­тельные

оба — обе

К обоим

старушкам, у
обеих
мальчиков

Числительное оба (обоих, обоим, обоими)
упот­ребляется только с существительными мужского рода (оба
сына, на обоих домах),
а числительное обе (обеих,
обеим, обеими
) — только с существи­тельными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).

Правильный вариант: к обеим старушкам, у
обоих

мальчиков.

Образование форм глагола

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Поклади в сумку, ехай бы­стрей, я победю его

Запомните:

а)      формы повелительного наклонения глаголов: ехать — поезжай (-те); лечь — ляг (-те);

б)      глагол класть употребляется только
без при­ставки;

в) глаголы с корнем -лож только с приставкой (положить, выложить и т.п.);

г)      не употребляются формы 1 -го лица единственно­го числа
настоящего (будущего простого) времени глаголов победить,
убедить, очутиться, чудить
и др. В необходимых случаях используются
выраже­ния: могу очутиться, сумею убедить и т.п.

Правильный вариант:

положи в сумку, поезжай быстрейсмогу побе­дить его.

Образование форм местоимений

Посреди его, внутри них, ближе
неё, ихняя
судьба

а)      К
личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они)
прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без
Него, с Ней
или после наречных пред­логов вокруг,
впереди, возле, мимо, напротив, око­ло, посреди, после, сзади
и др.,
управляющих роди­тельным падежом: вокруг Них, сзади Него.

б)      После
наречных предлогов
вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно,
подобно, внутри
и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей.

в)      После
формы сравнительной степени прилага­тельных и наречий местоимения 3-го лица
употреб­ляются без начального Н: старше
его, лучше её.
Обратите внимание! Притяжательное
местоиме­ние их имеет только эту
форму! Ихний — это ошибка!

Правильный
вариант:

посреди него, внутри их, ближе
её, их
судьба.

Варианты падежных окончаний имен существительных

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев

Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на
твёрдый соглас­ный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание,
если обозначают:

7)           
парные предметы: варежки — варежек
(но:
носки —
носков);

8)            
национальность
(если основа оканчивается на н или р):

армяне армян, болгары болгар
(но:
калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов,
узбеков, якутов);

9)воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров);

10)        
некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт,
вольт
(но: граммов, кило­граммов);

11)        
а также существительные ж.р. на -ня и на -це: башня
башен, басня басен; блюдец, зеркалец,
одеялец, полотенец
(но: болотцев, ко­пытцев, кружевцев,
поленцев)

Правильный
вариант:

двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Пример ошибок

Правило и
правильный вариант

Молодые инженерА

Окончание ( -и) употребляется:

а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр):

шофёры;

б)  у заимствованных неодуш. и одуш.
сущ. на -тор, -сор: редукторы,
конструкторы, инспекто­ры
(но: директора, профессора);
Правильный вариант:

молодые инженеры.

Кусок сырА

Окончание -у ( -ю)
употребляется: а) у вещественных сущ. при указании на количест­во: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА); Правильный вариант: кусок сырУ.

Пять апельсин, вкусных яблоков

Существительные, обозначающие название
ово­щей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов: лимонов, баклажанов (но: яблок).

Правильный
вариант:

пять апельсинов, вкусных яблок.

Существительные ср.р. на -ье в форме р.п.,
мн.ч. имеют окончание
-ий: снадобье — снадобий, захо­лустье — захолустий
(но:

платьев, устьев, ни­зовьев, верховьев).

Разберем задание.

Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова:

1)      в тридцати тетрадях

2) ярчайшим светом

3)они хочут

4) добрых людей

В первом
примере — числительное и существительное. Нарушения со­гласования нет: оба
слова употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае — сравнительная
степень прилагательного и существи­тельное. Оба слова согласованы в
словосочетании (творительный падеж). Форма сравнительной степени создана
правильно: от прилагательного краткий с помощью суффикса -айш-. Третий вариант ответа — непродук­тивный глагол с
чередованием. Здесь ошибка! Правильная форма — ХОТИМ. В последнем примере —
прилагательное и существительное в форме родительного падежа множественного
числа. Форма существитель­ного правильная. Словосочетание согласовано —
множественное число, родительный падеж. Праивльный ответ — 3.

Решите самостоятельно

1.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  полутораста книгам         3) трёх восьмых

2)   толковые инженера          4) наименее удобный

2.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  всех милее                         3) подошёл к ему

2)   ящик мандаринов             4) жарких пустынь

3.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  курсантских погонов       3) с восьмьюстами
семьюдесятью

2)   несколько платьев            4) лягте на пол

4.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  более честный                   3) много претензий

2)   обеим подругам                4) двум третьих стакана

5.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  много народу                    3) группа англичан

2)   семисот двадцати             4) директоры заводов

6.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  двести килограмм             3) их предложения

2)   выступали профессора    4) более красивый

7.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  пара сапог                          3) шесть гусаров

2)   ехайте быстрее                 4) мало народу

8.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  шире реки                          3) двадцать двое
суток

2)   наименее удобный           4) выложите на тарелку

9.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  двумстам сорока трём      3) самый умнейший

2)   рядом с ними                    4) плантации чая

10.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  видели арабов                   3) авторы пособий

2)   к обоим старикам             4) пятистами рублями

11.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  приближаются выборы    3) не реже двух раз

2)  трёхсот девяноста писем 4) в двухтысяч восьмом году

12.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  построили катера              3) более тише

2)   пара цапель                       4) два ведра
баклажанов

13.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  не хотят ехать                    3) много басен

2)   несколько кочерёг            4) отбежи в сторону

14.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  после заморозков              3) несколько армянов

2)   менее сладкий                   4) клади аккуратнее

15.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  семьюстами соснами       3) более организованно

2)   сладких яблок                   4) отряд партизанов

16.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  взвод солдатов                  3) четыре девочки

2)   наиболее хорошие            4) от синих сумерек

17.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  до полных потёмок          3) менее доступный

2)   двое татаров                      4) младше их

18.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  пряники на меду               3) трое лисят

2)   в полуторастах километрах 4) пара туфель

19.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  восьмиметровый шест      3) стояли вокруг их

2)  три штуки ножниц           4) слабее ребёнка

20.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  много дынь                        3) мимо них

2)   более худшие привычки 4) сумею убедить

21.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  смогу победить                 3) наиболее решительно

2)   кошка мурлычет               4) шла сзади его

22.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  трое племянниц                3) нет мест

2)   в девятистах сёлах            4) несколько варежек

23.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  грамотные бухгалтеры

2)   девятистами пятидесятые рублями

3)   гляди в оба

4)   простейшая задача

24.   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  в обеих руках                    3) двое собак

2)   полезайте наверх              4) сладчайший сон

25.           
Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова:

1)          
по их приказу                    3)
глубочайшие моря

2)           
весёлые шоферы               4)
более пятиста ребят

26.           
Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова:

1)          
по обоим сторонам           3)
лажу по деревьям

2)           
пять суток                         4)
разожжёт огонь

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомните примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;

страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);

старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;

широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;

новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных: 

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

— С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.

— С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.

— С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.

— С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.

— С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.

— С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.

С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.

Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.

Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).

Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

перейти на страницу «Задание 7»

вернуться на страницу «Подготовка к ЕГЭ по русскому»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки пжд планар 24в
  • Ошибки пжд планар 12 вольт
  • Ошибки перестройки горбачева 1985 1991
  • Ошибки печки форд мондео 3
  • Ошибки передачи чужой речи