Ошибки новичков при игре на гитаре

xlearning-guitar-hard.jpg.pagespeed.ic.uR5xWIV-YP

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Многие не понимают, что для того, понять и запомнить ритмический рисунок, а затем разучить тот или иной бой нужно вначале ПРОСТУЧАТЬ (ПРОБАРАБАНИТЬ) ритм этого боя, ЗАТЕМ ПОИГРАТЬ ЭТОТ БОЙ ПО ОТКРЫТЫМ СТРУНАМ, и только после этого соединить его с аккордами. Это самый быстрый и верный способ, поверьте! К сожалению ребята, которые выставляют в интернет видео с разборами песен обычно сразу показывают бой с аккордами, и как следствие у обучающихся чаще получается не бой, а каша.
Конечно, в формате данного поста невозможно разместить все видео с последовательным разбором всех ритмомодусов и с подробными объяснениями всех деталей, поэтому данную работу я выложил на моём сайте. Объяснил всё наглядно, а для того чтобы было интересней, показал всё это на примере извесных песен. Все песни подобраны по типу ритмомодусов. Материал размещён здесь:
https://guitarmaestro.ru/course-1/

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.
И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

https://guitarmaestro.ru/reading-tabs-free-course/

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Ну а затем сможете проверить себя в деле. Даю ссылку на библиотеку бесплатных табов и нот. Можете сортировать произведения по уровню сложности. Если вы начинающий, выбирайте произведения с уровнем “ученик” или “новичок”:

https://guitarmaestro.ru/free-tabs-library/

А теперь, как и обещал вначале, даю два упражнения, которые “снимают ржавчину”. Неважно, начали ли вы с боя или с перебора, эти упражнения просто необходимы для всех. Они наилучшим образом развивают координацию между пальцами правой и левой руки. Упражнения называются “Четыре пальца”:

Если добьётесь хорошей скорости, попробуйте поиграть в обратном порядке – от мизинца к первому пальцу на всех струнах, результат – вдвойне!
Эти-же упражнения можно играть и медиатором, если вы хотите поработать над развитием координации при игре медиатором.

Ну что, же надеюсь этот пост поможет вам в ваших начинаниях, читайте и другие мои посты, постараюсь время от времени размещать для вас что нибудь новенькое.

 

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

 

DONATE

ПОЛУЧИТЕ ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ЖДАНОВА: 

А ТАК-ЖЕ НОВЫЙ КУРС ИГРЫ ПЕСЕН ПО АККОРДАМ: 

Песни по аккордам “с нуля”

Курс для каждого, кто хочет быстро и качественно научиться играть свои любимые песни. Как новичок, так и гитарист уже имеющий опыт, найдут здесь то, что ищут!

Курс включает детальные разборы известных всем песен – хитов, набор развивающих упражнений для пальцев правой и левой руки, все необходимые аккорды, а так-же все виды гитарного боя и перебора, используя которые вы можете играть практически любые песни. Бой “Четвёрка”, бой “Тройка”, бой “Восьмёрка”, два вида боя с приглушением струн, плюс переборы: “Четвёрка”, “Шестёрка” и “Восьмёрка”! Курс состоит из сорока видеофайлов с качеством HD, доступных для быстрого онлайн просмотра и скачивания. Уроки проводит учитель музыки Алексей Жданов.

Практически в каждом дворе летними вечерами можно слышать мелодичные звуки, которые навевают ностальгию о туристических походах, посиделках у костра и всем том, за что мы и любили свою молодость. Да, это знакомые всем звуки гитары, которую можно с уверенностью назвать «народным» музыкальным инструментом.

Тоже обзавелись ею? И уже наверняка представляете, как поражаете девушек и друзей своими музыкальными умениями? Действительно, всего же нужно выучить пару аккордов и вуаля – вы практически современное воплощение бессмертного Джимми Хендрикса. Ведь достаточно просто включить пару обучающих видеороликов на Ютубе.

Но когда начинающие музыканты берутся за дело, то все оказывается далеко не так однозначно, как это казалось на первый взгляд. Многие вовсе бросают это занятие, аргументируя тем, что инструмент, оказывается, «слишком сложен». Кто-то все-таки проявляет упорство и записывается к профессиональному педагогу, и он в ужасе понимает, насколько все то, что он делал до этого, оказалось неправильным. Профессиональные преподаватели тоже оказываются в легком шоке, ведь им приходится буквально переучивать заново таких вот самоучек. Ниже мы привели ТОП основных ошибок начинающих гитаристов, изучив которые вы сможете обезопасить себя, научившись на «горьком» опыте других.

  1. Зачем учиться, если можно самому?

Распространенная ошибка всех новичков заключается в том, что они наивно полагают, что учиться им не надо, а все знания появятся из «ниоткуда». Некоторые приводят в пример, что упомянутый уже Джимми Хендрикс вообще не знал нот, но мало кто остается равнодушным перед его игрой.

Топ ошибок начинающих гитаристов

Но почему-то никто не задает самому себе вопрос: «А с чего я взял, что я обладаю тем же талантом?». Гениев-самоучек можно пересчитать буквально по пальцам, поэтому это вообще не аргумент. Более того, все эти самоучки были буквально одержимы музыкой, не выпускали гитару из своих рук, уделяли этому большую часть своего времени, поэтому и достигли в музыке невероятных высот. А сможете ли вы уделять занятиям с гитарой столько же времени? Вряд ли.

Соответственно, первое, что вам нужно – это найти профессионального преподавателя. При этом ваш возраст совершенно не важен, потому что сейчас разработаны программы, ориентированные на разный уровень подготовки. К примеру, в нашей Школе «Три Четверти» открыты курсы игры на гитаре для детей, а также занятия для взрослых в группах и по индивидуальной программе.

Топ ошибок начинающих гитаристов

  1. Неправильная постановка рук

Правильная постановка рук – это основа успешной игры на гитаре. Если этого нет, то возникает напряжение, которое передается музыке.

В частности, речь идет о неправильной посадке, когда гриф гитары расположен слишком низко. Говоря о классической гитаре, то головка грифа должна располагаться на уровне плеча, т.е. наклон линии грифа по отношению к полу должен быть под углом 40-45 градусов. Преподаватели показывают правильное положение буквально за пару минут, потому что это основа основ.

  1. Игнорирование советов преподавателя

Педагог всегда прав – это то правило, которое должно сохраниться у вас в голове. Но многие начинающие музыканты не совсем понимают это, задают много наивных вопросов по типу: «А обязательно только так зажимать?» или «А можно я буду играть так, как мне неудобно…». Да, обязательно и нет, нельзя.

Поймите, что все, что касается правил в музыке и звукоизвлечения в особенности, придумано не просто так. Каждое правило формировалось еще задолго до вашего появления, оно проверялось поколениями и в итоге сформировалась определенная последовательность действий того, «как правильно». Преподаватель может и не объяснять целесообразность каждого такого движения, но он делает это для того, чтобы сэкономить ваше время. А если вам все-таки интересна конкретика, то не бойтесь спрашивать, но только не ставьте под сомнение наработанные годами программы обучения игры на гитаре.

Топ ошибок начинающих гитаристов

  1. Неправильный план занятий

Большинство новичков даже не имеют примерного плана занятий. Они перепрыгивают с темы на тему, поэтому обучение фактически ни к чему не приводит. Поэтому очень важно посещать занятия именно у профессионального педагога.

В нашей Школе предусмотрены индивидуальные занятия, что подразумевает оценку фактического уровня каждого ученика, их физиологических особенностей, на основании чего строятся занятия.

Важно, чтобы занятия не представляли собой монотонный процесс, который подразумевает изучение большого количества теории. Ученикам просто станет скучно, поэтому основное – это практика.

Топ ошибок начинающих гитаристов

Примерный план занятий можно представить так:

  1. Разминка.
  2. Упражнения на технику.
  3. Разучивание песен.
  4. Импровизация.
  5. Музыкальная теория.
  1. Покупка неподходящего музыкального инструмента

Это банальность, но покупка своей собственной гитары – это тоже базовый момент обучения. Но проблема в том, что многие новички при выборе ориентируются, мягко говоря, совсем не на те моменты. Часто это бывает так: человек вместе со своими друзьями (такими же «звездами рока») отправляется в магазин, где выбор основывается исключительно на внешнем виде.

Далеко не все консультируются у продавца, интересуется характеристиками гитары. В идеале отправляться в магазин с опытным музыкантом, который сможет дать несколько дельных советов. К слову, знающим человеком может оказаться продавец-консультант, поэтому не нужно стесняться попросить его о помощи.

Топ ошибок начинающих гитаристов

  1. Стремление играть сложные композиции

Если вы только начали изучать основные аккорды, то нет никакого смысла начинать играть сложные музыкальные композиции. Ваше обучение должно идти по нарастающей, т.е. от простого к сложному.

С другой стороны, не нужно надолго оставаться на одном месте. Важно постоянно ставить перед собой новые задачи – только так может идти речь о каком-либо прогрессе в обучении.

Топ ошибок начинающих гитаристов

  1. Невнятные цели обучения

Крайне важно понимать, что именно имеет значение при обучении игре на гитаре. Часто новички гонятся за скоростью исполнения, считая темп самым важным показателем крутости игры. Но важно понимать, что музыка звучит красиво и органично тогда, когда каждый музыкальный инструмент издает уверенный и четкий звук.

При обучении игре на гитаре, нужно обращать внимание на:

  • Чистоту звукоизвлечения. Чтобы звучание было четким и ясным, важно следить за правильностью постановки рук и пальцев.
  • Ритмическую ровность. Лучше играть медленнее, но ровнее, чем быстрее, но «рывками». К примеру, если вы играете простой нотный ряд, то следите за тем, чтобы при переходе с лада на лад не возникали лишние паузы. Важна равномерность звука с одинаковыми интервалами между нотами.

Список ошибок начинающих гитаристов можно продолжать бесконечно, но мы рассмотрели основные аспекты, которые встречаются практически у всех новичков. Если вы «узнали» себя в этих тезисах, то не нужно расстраиваться, потому что у вас все только начинается. Вы только начинаете свой путь в музыке, поэтому вполне логично, что у вас возникают ошибки. Намного важнее, как вы реагируете на них – стремитесь исправить или продолжаете делать так, «как вам удобно».


Версия для печати

22.06.2017

9 ОСНОВНЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ НОВИЧКИ В ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ

Несмотря на то, что это хорошо — иметь высокие стандарты и стремиться к лучшему, многие новички очень быстро разочаровываются, обнаружив, что они не способны быстро достигнуть уровня игры Джимми Хендрикса или Эрика Клэптона. Играете ли вы самостоятельно или ходите к преподавателю, очень важно избегать основных заблуждений в своем обращении с инструментом. И особенно, если вы начали играть на электрогитаре после акустики. Вот несколько ошибок, которыми грешат многие начинающие гитаристы:

1. ТРЕНИРОВКА СКОРОСТИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Конечно, всем хочется играть так же быстро, как Эдди Ван Хален. Зачастую это и является причиной, почему мы вообще беремся за гитару — мы хотим звучать, как великие музыканты. Но важно помнить, что они своему мастерству обучились не за неделю.

Следите за правильной постановкой пальцев для каждой ноты и медленно передвигайтесь по грифу. Пока вы учите мелодические пассажи, старайтесь очень постепенно увеличивать скорость игры — только по мере того, как они будут начинать звучать без ошибок.

2. СЛИШКОМ СИЛЬНЫЕ УДАРЫ ПО СТРУНАМ

Электрогитара, безусловно, в первую очередь ассоциируется с громким и мощным рок-н-роллом. Но громкости можно достигнуть массой других способов, нежели очень сильно ударяя по струнам. Вдобавок слишком яростные удары могут привести к порезам — конечно, кровь на концертах иногда выглядит романтично, но пока вы обучаетесь, это лишнее.

Очень важно научиться ударять по струнам сбалансированно. Слишком сильные удары создают несбалансированные басы (потому что они отзываются первыми и заглушают все последующие тоны).

Использование конкретных педалей и усилителей создают нужную громкость, и поэтому вам не нужно что есть мочи лупить по струнам. Вам понадобится время, чтобы найти правильную силу ударов, чтобы громкость была идеальной для вашего стиля, а басы не заглушали всю остальную палитру звуков в аккордах.

3. ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ НАСТРАИВАТЬ ГИТАРУ

Может показаться утомительной и бессмысленной привычка настраивать гитару, если вы играете в комнате в одиночестве, и рядом нет никаких других инструментов. На самом же деле, это одна из важнейших вещей, которые необходимо принять в самом начале своего обучения. Постоянная игра на чуть расстроенной гитаре препятствует тому, чтобы слух привык к правильному звучанию нот. Гитаристы должны тренироваться, чтобы понимать, когда их струны резонируют в правильной частоте, а когда немного отклоняются “от курса”.

Также крайне важно привыкать к настройке, потому что впереди вас ждут живые выступления, и на них как раз очень легко забывать делать это простое движение — из-за суеты и нервов. Многие новички сцены, впервые выходящие играть перед публикой, начинают играть сразу, не удостоверившись, что гитара звучит так, как нужно.

4. НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА

Когда вы смотрели видео со своими любимыми блюзовыми и рок-гитаристами, то наверняка замечали, что они иногда сгорбившись сидят со своими гитарами и стоят, ссутулясь и перегнувшись через инструмент.

Правильная позиция важна по двум главным причинам. Во-первых, она действительно улучшит вашу технику в долгосрочной перспективе. Гитаристы прошлых лет бесконечно экспериментировали с постановками, чтобы выяснить какие из них помогают извлекать из инструмента нужные звуки. Во-вторых, правильная поза поможет избежать физических повреждений в будущем.

Классические гитаристы всегда учатся правильно стоять и держать гитару, вместе с тем, как тренируют свою технику. А музыканты, играющие на электрогитаре, зачастую слишком сильно горбятся, тем самым портя звучание и свои спины. Другие же подвергают огромному риску свои запястья, держа их под неестественным для человеческого тела углом. Если вы собираетесь долго играть на гитаре, то еще в самом начале забега разучите правильные позиции — даже если в первое время они будут казаться вам не слишком комфортными.

5. НЕУМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С УСИЛИТЕЛЯМИ

Раз уж электрогитара ассоциируется с рок-музыкой, а рок-музыка — с тяжестью и мощью, то наверняка где-нибудь после песни во время записи или концерта вам захочется выкрутить все ручки на полную, чтобы всем стало еще веселее. Однако саунд-инженеры и звукорежиссеры на концертах это ненавидят.

Независимо от того, играете вы концерт или записываетесь, саундчек и настройка — это то самое время, когда вам можно играться с усилителями и, главное, устанавливать максимальную для вас громкость. Таким образом, ваш звукорежиссер будет знать, что делать, когда вы нажмете на педаль овердрайва. В первую очередь, постарайтесь забыть о мысли о том, что вы звучите недостаточно громко — это не ваша задача.

Если вы хотите больше контролировать свой звук, лучше хорошенько изучите типы педалей и способы сборки педалбордов — это вам поможет гораздо больше.

6. СЛИШКОМ ЧАСТОЕ ИСПОЛНЕНИЕ НА РЕПЕТИЦИЯХ ТОГО, ЧТО У ВАС И ТАК ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ

Конечно, очень приятно слушать себя, когда что-то идеально выходит — хочется играть эти композиции еще и еще. В конце концов, это повышает нашу уверенность в себе. В то время, как вам хочется играть то, что вы знаете, помните, что гораздо важнее играть то, чего вы не знаете.

Расширение вашего репертуара и улучшение техники очень зависит от того, что именно вы играете. Запомните, что рост музыканта происходит во время дискомфортных моментов и разучивания незнакомого материала.

7. ОТСУТСТВИЕ КОНЦЕРТНЫХ РЕПЕТИЦИЙ

Практика в репетиционной комнате — безусловно, важнейшая часть музыкальной жизни. Здесь вы отрабатываете навыки, превращаете маленькие идеи и полноценные песни и, играя одни и те же куски по тысяче раз, не раздражаете окружающих людей. Также частые и интенсивные репетиции помогают запоминать песни на уровне мышечной памяти и не смотреть на инструмент во время игры. Но когда у вас на руках песни, совершенно готовые для выступлений (это значит, вы играете без ошибок и больше не должны останавливаться на одном и том же месте, чтобы отполировать какой-то кусок), самое время начинать играть их перед людьми.

Тренировка исполнения перед людьми, пусть это будет маленький бар, чья-то домашняя вечеринка или даже тур по стране помогают вам перестать стесняться делиться своей музыкой с другими, развивают ваши концертные “инстинкты” и более быструю реакцию на поведение инструмента. Музыканты, страдающие от самого серьезного страха сцены — зачастую те самые, которые больше запираются на репетиционных базах и редко дают концерты.

8. УСКОРЕНИЕ ОДНИХ ЧАСТЕЙ ПЕСНИ И ЗАМЕДЛЕНИЕ ДРУГИХ

Если у вас наконец есть песни, готовые к выступлениям, убедитесь, что каждую из них вы играете в одном темпе. Наверняка вы способны отточить постоянство темпа в одних, более легких частях песен, и иметь проблемы со сложными. Это совершенно естественно для начинающих музыкантов — начинать играть песню и немного сбавлять темп во время сложных частей.

Изначальное сбавление скорости во всех частях песни и исполнение сложных пассажей в одном темпе вместе с легкими — идеальный способ научиться играть песни правильно от начала и до конца. Старайтесь как можно больше тренироваться играть с метрономом.

Например, людям в аудитории всегда приятнее слышать песни, сыгранные медленнее, чем те, скорость в которых скачет. Музыка — это всегда больше про общее впечатление, нежели про скорость.

9. ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ

Отлынивание от изучения основ музыкальной теории или нот — это самая распространенная ошибка, которую делают начинающие музыканты. В то время, как очень и очень многие музыканты всю жизнь обходятся без музыкальной грамоты, подумайте — ведь это так интересно. Теория позволяет вам преуспеть на сцене в то время, как ваша память подводит, импровизировать, а также создавать новые интересные версии уже существующих композиций. Важно понимать, как аккорды формируются и вписываются в прогрессии, как интервалы соотносятся друг с другом, как использовать инверсии.

Вдобавок, изучение гамм, используемых в разных музыкальных стилях, помогает вам стать более универсальным музыкантом, способным управляться в любых жанрах.

Начало музыкального пути – это всегда большое количество вопросов, множество ошибок и сложностей, мозоли на пальцах и периодически появляющаяся мысль о том, что занятия музыкой подходят только для каких-то особенных людей.

Этот путь проходил каждый музыкант. Сегодняшний наш материал мы посвятим тому, что укажем на основные ошибки начинающих гитаристов. Постарайтесь внимательно изучить наш список и избегать этих ошибок – благодаря этому вы сэкономите уйму времени, денег, физических сил и сможете избежать эмоциональных стрессов и проблем со здоровьем.

Ошибки начинающих гитаристов

Ошибка №1: неправильное построение занятий

Сразу отметим, что занятия нужно строить индивидуально: это зависит и от уровня способностей музыканта, и от его физиологических особенностей, характеристик инструмента, предпочитаемых жанров и техник и т.д.

На что стоит обратить внимание новичку: занятия не должны превращаться в монотонный процесс изучения музыкальной теории, бездумное заучивание нот, гамм и многочасовую игру одних и тех же упражнений. Идеальный вариант – это разделение каждого занятия на несколько блоков, например, таким образом:

  • Разминка
  • Упражнения на технику
  • Разучивание песен
  • Импровизация
  • Изучение музыкальной теории

Не забывайте об обязательной разминке перед игрой, не зацикливайтесь на заучивании теории, а старайтесь разобраться в ней и понять ее. Играйте упражнения на разные техники, учите музыку разных жанров. Не забывайте импровизировать – это один из самых простых и эффективных способов развивать музыкальное мышление.

Ошибка №2: попытки сыграть слишком сложные упражнения/композиции

 Если вы еще только начали изучать основные аккорды, техники боя и переборов, то нет смысла скачивать табулатуры Стива Вая или Ингви Мальмстина. Прогресс в музыкальном мастерстве должен носить постепенный характер: начните с простых композиций и упражнений, избегайте перетренированности и ощущения боли/жжения/излишней усталости в руках, не пытайтесь забегать слишком вперед.

Но у этой ошибки есть и обратная сторона: не топчитесь на одном месте и всегда делайте вызов самому себе. Постепенно изучайте все более сложные композиции и риффы, не зацикливайтесь на игре того, что дается вам слишком просто.

Ошибка №3: покупка неподходящего оборудования и гитары

Очень частая ошибка, которой, почему-то, уделяют слишком мало внимания. Расскажем, как обычно выглядит процесс выбора инструмента в среде новичков: музыкант берет парочку неопытных друзей, каждый из которых обладает очень раздутым мнением о себе, и идет с ними в магазин.

Там команда будущих рок-звезд выбирает инструмент по внешнему виду: нужен максимально дерзкий, злой и стильный инструмент! Пару минут на то, чтобы подключить гитару и сыграть два аккорда – и готово!

Естественно, никто не консультируется у продавца, не интересуется характеристиками гитары и не изучает ее возможности в плане игры различными техниками. Стоит ли говорить о том, что новичка спустя несколько дней могут ожидать сюрпризы от его новой гитары.

Аналогично происходит и с выбором оборудования: отсюда и мифы про песочный звук Boss Metal Zone (который 95% музыкантов с выкрученным на максимум гейном подключают напрямую в компьютер или в дешевый транзисторный комбик), траты огромного количества денег на педалборды в поиске «фирмового» аналогового звучания и так далее.

Как решить данную проблему? Заручитесь поддержкой действительно опытного музыканта. Во-первых, он поможет с выбором инструмента – это, кстати, сможет сделать и грамотный продавец в гитарном магазине. Во-вторых, опытный музыкант поможет выбрать оборудование для гитары: а здесь простор для выбора более чем велик. На сегодняшний день развитие музыкальной индустрии позволяет выбрать один из трех вариантов звукообработки, каждый из которых обладает своими плюсами и минусами:

  • Подключение к компьютеру/ноутбуку через внешнюю звуковую карту и обработка звука специальными плагинами;
  • Покупка гитарного процессора эффектов;
  • Покупка цепи педалей эффектов и подключение в усилитель.

Есть над чем подумать, не так ли? Если такого опытного знакомого нет, то постарайтесь обратиться к музыкальным коммьюнити: зарегистрируйтесь на форумах для гитаристов, поищите группы в социальных сетях, почитайте статьи на специализированных сайтах.

Ошибка №4: я новичок, могу поиграть и на дешевом инструменте

В этом тезисе есть доля правды – новичку действительно не за чем тратить на инструмент тысячи долларов. Но при этом его гитара не должна быть плохой – пусть она и не стоит больших денег.

Главный аргумент здесь очень прост: плохой инструмент может заложить неправильные основы в виде плохой постановки рук, плохой координации и т.д. Старайтесь сразу же выбрать удобный инструмент с хорошим звуком, пусть он будет и подороже какого-нибудь китайского ноунейма.

Ошибка №5: забыл настроить свой инструмент

Новичкам, как ни странно, намного сложнее понять, настроен ли инструмент – именно поэтому очень часто их пассажи на гитаре звучат для опытного музыканта как какофония. Но помимо настройки гитары по высоте, инструмент должен быть остроен и технически: постарайтесь сразу разобраться в строении своей гитары и научиться настраивать высоту струн, прогиб грифа и т.д.

Ошибка №6: отсутствие общения с другими музыкантами

Развитие интернета дает возможности для музыканта играть упражнения, сочинять, записывать и репетировать свою музыку не выходя из дома. Из-за этого множество талантливых гитаристов превращаются в этаких домоседов, которые замыкаются у себя дома и не позволяют своему таланту в полной мере раскрываться.

Дадим вам простой совет: после того, как вы уже изучили несколько песен, попробуйте сыграть их с друзьями-музыкантами. Нету вокалиста? Просто «разложите» вокал на гитару – поверьте, что после первого опыта игры с другими музыкантами вы почувствуете настоящий вкус к творческому развитию. И, кстати, именно так и начиналась история многих известных групп : )

Сюда же мы добавим совет о преподавателях: постарайтесь взять хотя бы несколько уроков у опытного музыканта-преподавателя. Это ускорит процесс обучения, позволит избежать множества ошибок, добиться правильной постановки рук.

Ошибка №7: отсутствие разминки перед игрой

Запоминаем: перед каждым сеансом игры разминайте руки. Потяните основные мышцы и связки, разогрейте кисти и предплечья, сыграйте пару простых упражнений – и только после этого приступайте к основному занятию.

Вы будете приятно удивлены тем, насколько пятиминутная разминка делает более эффективной вашу игру.

Ошибка №8: читают много уроков, но ничего не применяют

В первые месяцы игры музыканты пропускают через себя десятки упражнений, ликов, риффов и новых техник. Стоит ли говорить о том, что в таком потоке информации музыкант начинает быстро путаться и забывать определенные «фишки», которые он почерпнул из уроков.

Совет: играйте упражнения, а также чужие партии максимально вдумчиво, переносите новые открытые «фишки» на свою музыку, разбирайтесь и применяйте новые техники на практике.

Ошибка №9: струны низкого качества

Все мы знаем, что на качество звучания гитары влияет дерево, а также качество звукообрабатывающего оборудования. Но многие новички забывают еще об одном: качество струн также оказывает сильнейшее влияние и на характеристики звука, и на удобство игры.

Ошибка новичков чаще всего состоит в желании сильно сэкономить: при этом покупаются в большинстве случаев недорогие китайские струны, которые быстро ржавеют, стирают лады и уже через пару дней после установки звучат тускло. В конце концов, некачественный струны могу попросту не строить.

Совет: покупайте струны в проверенных магазинах, которые гарантируют качество, и консультируйтесь с продавцом – он поможет выбрать недорогой, но качественный и подходящий для вашего стиля комплект.

Ошибка №10: отсутствие ухода за гитарой

Гитара – очень капризный инструмент. И как любому другому музыкальному инструменту гитаре нужен внимательный уход.

Мы уже посвящали данному моменту множество статей, рекомендуем ознакомиться с ними:

  • Как ухаживать за струнами?
  • Как ухаживать за накладкой грифа?
  • Лимонное масло и уход за гитарой

Ошибка №11: неправильное хранение гитары

В продолжение прошлого пункта укажем и еще на одну ошибку – это хранение инструмента в неподходящих местах. Нередки ситуации, когда инструмент новичка располагается возле батареи, на сквозняке, на полу и в других не самых удачных местах.

Стоит ли говорить, что такой подход рано или поздно приведет к проблемам с гитарой: это может быть пересушенная древесина, коррозия на фурнитуре, плавающий строй и многое другое.

Правильному хранению гитары мы посвятили отдельный материал, с которым очень советуем ознакомиться: «Как правильно хранить гитару: полезные советы и правила».

Ошибки гитаристов

Просмотров: 1333

Ошибки гитариста

Все гитаристы-новички (и не только) когда-то допускали ошибки при игре на гитаре, при обучении и вообще при подходе к обучению. Давайте посмотрим на распространенные ошибки гитаристов (начинающих). Постарайтесь понять эти ошибки, чтобы в дальнейшем их избежать и учиться правильно.

Мы будем говорить об акустической гитаре, но, в принципе, эти же ошибки допускают и новички при обучении на других видах гитар.

Как понять, есть ли у меня ошибки?

Сначала скажем пару слов о том, как понять, есть ли у Вас вообще ошибки при игре на гитаре или при обучении. Если Вы уже достаточно долго играете и учитесь игре на гитаре, но до сих пор:

  1. У Вас нет прогресса (или совсем немного).
  2. Не получается ставить правильно аккорды  (см. «Почему не звучат аккорды?»).
  3. Пальцы не слушаются, не получается их быстро переставлять.
  4. Быстрая утомляемость рук при игре на гитаре.
  5. И прочие подобные причины.

То в этом случае, скорее всего, Вы допускаете как раз те самые распространенные ошибки, о которых мы поговорим. Есть, конечно, и другие причины, например, неправильный подход к обучению, отсутствие учителя или самоучителя. Но это тема отдельной статьи.

Ошибки гитариста

  1. Неправильное планирование времени. Многие начинающие гитаристы думают, что чем больше я буду играть и тренироваться, тем лучше. Но это не совсем правильно. Если у Вас нет свободного времени, кроме выходных, и Вы берете гитару только 1 раз в неделю и играете несколько часов — то это не правильно. Лучше выделите хотя бы 10-20 минут каждый день на практику, чем 1 раз в неделю — и сразу несколько часов. Короче, лучше играйте мало времени, но часто.
  2. Не пытайтесь играть слишком быстро. Не нужно при обучении сразу начинать играть слишком быстро, как это делают Ваши кумиры.

    Не пытайтесь играть слишком быстроНе пытайтесь играть слишком быстро

    Это не только бесполезно на ранних этапах, но еще и вредно. При обучении упражнения на гитаре лучше играть под метроном, причем под медленный и удобный темп. А скорость будет развиваться уже в процессе обучения. Начинайте с малого — и переходите к более сложному, по-другому никак. Нельзя сразу научиться играть супер-быстро.

  3. Не пытайтесь сразу освоить все техники и способы игры. Это то же самое, что и во втором пункте. Переходите всегда от простого к сложному. Причем, пока хорошенько не закрепите старый материал — лучше новый не берите.
  4. Играйте не только те вещи, которые знаете. Это самая распространенная ошибка новичков. Они выучат несколько песен у костра — и играют только их, потому как больше ничего не умеют. Это неправильно, если Вы, конечно, хотите нормально научиться играть, а не просто планируете иногда играть по-пьяни в лесу. Вы должны постоянно изучать что-то новое, постоянно! Пусть это будет что-то небольшое — новый аккорд, новый бой или перебор, какой-то новый прием игры.
  5. Под гитару не обязательно петь. Многие новички пытаются петь сразу под гитару. Это, конечно, хорошо, если Вам это в принципе нужно. Но многим это просто не нужно, и они просто хотят научиться играть только на гитаре. В этом случае не надо себя насиловать и петь, можно просто играть.
  6. Не пытайтесь сразу сыграть любимую песню. Если Вы, только взявшись первый раз за инструмент, будете пытаться сразу сыграть любимую песню (даже по видео), то у Вас не только ничего не выйдет, но и Вы в дальнейшем разочаруетесь и больше никогда не возьмете гитару в руки. Понятно, если Вам в принципе нужно сыграть только одну песню и больше Вам гитара не нужна — тогда можно попытаться разучить ее. И то, посмотрите хотя бы, что такое аккорды, как они берутся, посмотрите что такое бой и перебор. В крайнем случае, попросите друга, который умеет играть, показать Вам, как играется песня. Но самому у Вас не получится сыграть сразу песню, без подготовки, без каких-либо знаний.
  7. Неправильная посадка и постановка рук. Обычно новичок не знает, как правильно сидеть и держать руки, из-за этого ему не удобно играть, поэтому он думает, что процесс игры на гитаре — в принципе неудобное занятие, и быстро разочаровывается.

    Учитесь правильно сидеть и держать руки на гитареУчитесь правильно сидеть и держать руки на гитаре

    Посмотрите на эту тему урок «Постановка рук на гитаре».

  8. Учите ноты на гитаре. Еще одна ошибка гитариста-новичка заключается в том, что он выучил много аккордов, освоил много техник игры — и на этом остановился. Конечно, это хорошо, но если Вы собираетесь стать настоящим музыкантом, нужно начать учить ноты на гитаре. Посмотрите на эту тему статью «Расположение нот на грифе гитары».
  9. Не играйте на расстроенной гитаре. Часто новички играют на расстроенной или полу-расстроенной гитаре, потому что просто не могут ее настроить нормально. Это очень плохо и вредно, потому что в этому случае у Вас формируется неправильный слух. Что делать? Можно попросить друга, который умеет настраивать гитару. Но, к сожалению, такие знакомые есть не у всех. Нужно учиться настраивать инструмент самостоятельно. Почитайте на эту тему — «Как настроить гитару?».
  10. Развивайте музыкальный слух. Многие думают, что для игры на гитаре не нужен слух — там ведь все за тебя делают аккорды, гитара сама звучит, главное — знать, где зажать струну. В каком-то смысле, это, может быть, и правильно. Но в этом случае Вы никогда не сможете сами подобрать песню или мелодию.

    Развивайте музыкальный слухРазвивайте музыкальный слух

    Поэтому музыкальный слух необходим любому музыканту. Почитайте «Как развить музыкальный слух?»

Заключение

Теперь Вы знаете об основных ошибках гитаристов. Надеюсь, что, зная эти ошибки, Вы не будете их больше совершать.

Кстати, эти ошибки могут совершать не только новички, но и опытные гитаристы. Часто, если они являются самоучками. Они просто могут не знать, что они делают неправильно.

А какие ошибки за собой замечали Вы? Пишите об этом в комментариях! 🙂

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки новичков при вождении автомобиля на механике
  • Ошибки округления python
  • Ошибки новичков на тренировке
  • Ошибки окрашивание бровей хной
  • Ошибки новичков на работе