Ошибки новичков мотоциклистов

Вот оно, свершилось – ты обладатель мотоцикла. Твоя мечта практически осуществилась (ведь мало его просто купить). Осталось только не разочароваться и закрыть сезон целым, невредимым, непотресканным! Даже бывалые делают ошибки или на фарсе опыта забывают, что опасность никуда не делась. Какие ошибки допускают новички, да и не только они?

  • Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку
  • Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию
  • Не представлять дорожную ситуацию целиком
  • Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов
  • Не учитывать погоду и световой день

Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку

Об этом было много сказано в статьях:

Поэтому просто подытожим, что каким бы сильным не было бы желание прыгнуть с места в карьер, здравый смысл обязан присутствовать при покупке мотоцикла и экипировки. Начинать лучше постепенно, чтобы не разочароваться самому и не покалечить кого-либо.

Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию

Опыт — от части мышечная память, когда вы не заставляете себя работать сцеплением каждый раз, а уже делаете все необходимое на автомате, когда не смотрите под ноги «где там лапка переключения скоростей». Моторика рук, ног, положение тела не появятся просто так из воздуха после просмотра пары блогов известных мотоциклистов. Наработка имеет серьезный вес. Сколько историй о пилотах, которые мчались на максимум и просто не успели среагировать? Ответ прост: слишком много.

Когда вы начинающий мотоциклист, не нужно гнаться за призраком оперы. Пусть кто-то будет говорить, что можно ехать быстрее или маневрировать смелее. Можно, конечно, но только если опыт позволяет. Начинающие мотоциклисты спешат подняться на планку бывалых мастеров или хотя бы поскорее выйти за черту «первосезонник», но не всегда объективно оценивают свои навыки.

Не представлять дорожную ситуацию целиком

Во-первых, хватит смотреть под колесо и только прямо. Начинающим всегда страшно, но с этим придется бороться. Мотоциклист обязан следить за дорогой даже тщательнее автомобилиста, потому что у нас с вами нет каркаса безопасности, нас не придержит в седле ремень и из руля не выпрыгнет подушка безопасности.

Во-вторых, если вы не представляете картинку дорожного движения целиком, то как минимум не будете ждать перестроения или поворота окружающего транспорта, молчу уже о пешеходах. Вы можете возразить:

— Я же не могу знать наизусть карты дорог всего города, а если я в незнакомом месте окажусь?

Не обязательно знать каждую подворотню, достаточно понимать принцип движения на вашем участке и примерный план развития событий впереди, что читается по разметке и знакам. Начинающие мотоциклисты порой концентрируются только на своей полосе, даже не предполагая, что опасность может прилететь с другой стороны. Или начинают судорожно перестраиваться, когда понимают, что их поворот с другой полосы.

А что до других городов…. карту лучше посмотреть перед выездом, хотя бы по основным улицам и проспектам, чтобы не попасть в глупую историю. А если у вас есть знакомые водители, то почему бы не пообщаться с ними? Неужели вашему товарищу будет сложно предупредить вас об опасном перекрестке или повороте, который легко пропустить?

Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов

Друг, у меня для тебя плохие новости. Если ты купил байк и считаешь, что теперь весь город будет говорить только про твою «Альфу» и весь инстаграм будет завален твоими фотографиями, то так скорее всего произойдет только в двух случаях:

А) Ты очень плохо ездишь и еще хуже паркуешься

Б) Тебя все-таки догнал бампер соседской машины

Правда в том, что всегда есть автомобилист, которому нужно ответить на звонок, написать сообщение, поиграть в «денди» или ты находишься в его слепой зоне, поэтому возвращаясь к предыдущему пункту: за ситуацией следить тебе в первую очередь! Опрометчиво считать, что тебя слышат и уступают из-за прямотока или видят просто потому, что у тебя красивая куртка Icon.

Не учитывать погоду и световой день

Не в каждой автошколе/мотошколе предупредят об изменениях дороги от температуры или зависимость видимости от времени суток, которые не касаются правил ПДД. Одно дело, когда вы попали в хорошие руки надежного инструктора, а совсем другое, когда вас даже не предупреждали, что можно возить дополнительный визор или какая экипировка лучше подойдет летом.

Не везде расскажут о езде ночью или в дождь, не всегда объясняют про аквапланирование или воблинг. В больших городах есть достойные мотошколы, а что делать людям в маленьких, где учебным транспортом до сих пор числится «Минск»? Вот и получается, что мотоциклисты, обученные лишь на половину, не учитывают в своих маршрутах перемену погоды, особенно в начале или конце сезона.

Так уж сложилось, что мотоциклы для большинства владельцев этих транспортных средств являются гораздо большим, нежели обычным средством передвижения. Наряду с романтикой и ощущением драйва мотоцикл несет в себе куда больше опасности, чем машина. В частности, такие неурядицы, как дождь, ветер либо некачественное дорожное покрытие доставят мотоциклисту гораздо больший дискомфорт, нежели автовладельцу.

Приобретая двухколесное транспортное средство, важно понимать, к каким последствиям может привести халатное отношение к несоблюдению элементарных правил безопасного вождения и эксплуатации мотоцикла в целом. Чтобы определиться с выбором шлема и мотоэкипировки, следует заведомо пообщаться на форумах с опытными байкерами. Кстати, для получения опыта и расширения круга знакомств можно вступить в мотоклуб, где новичку всегда помогут словом и делом.

Не секрет, что порядка 85% аварий для мотоциклистов заканчиваются смертью либо инвалидностью. Такое положение вещей обусловлено отсутствием у «железного коня» закрытого защищенного кузова, ремней и подушек безопасности. По сути, даже несущественное падение с мотоцикла может стать причиной перелома либо ожога (если открытый участок тела коснулся выхлопной трубы либо цилиндра).

Главной причиной аварий, как у мотоциклистов, так и автомобилистов, был и остается вездесущий человеческий фактор. И если недисциплинированность и халатность по отношению к ПДД и другим участникам дорожного движения автовладельцу еще может сойти с рук, то байкеру в таком случае ой как не поздоровится. В частности, в плотном городском потоке мотоцикл часто находится в «мертвой зоне» у водителей машин, поэтому они при перестроении мотоциклы порой просто не замечают. Если байкер вовремя не притормозит, он рискует быть сбитым.

Главной ошибкой новичков за рулем является необдуманное и неконтролируемое ускорение. К сожалению, отсутствие навыков управления мотоциклом не мешает новичкам приобретать мощные аппараты, которые мгновенно реагируют на изменение положения ручки газа. Результатом резкого ускорения может запросто стать потеря контроля над мотоциклом и, соответственно, авария. Не менее распространенной ошибкой, которую допускают даже профессиональные мотоциклисты, является неправильно выбранная траектория вхождения в поворот. Так, если переусердствовать с крутящим моментом на выходе из виража, можно запросто слететь в кювет либо на обочину.

Хорошая автомобильная подвеска способна сгладить для пассажиров авто даже существенные дорожные неровности. Мотоциклист же, в свою очередь, обязан пристально следить за дорожным полотном, анализируя каждый поворот руля. Движение по неизвестной дороге с некачественным дорожным покрытием может стать настоящей пыткой. Истинное же удовольствие от езды на мотоцикле можно получить только в том случае, когда байкер знает обо всех опасностях, подстерегающих его на пути.

Популяризация двухколесного транспорта на сегодняшний день обусловлена насыщением рынка китайской продукцией и дешевизной ее эксплуатации. В связи с этим практически все слои населения, так или иначе, на летний сезон пересаживаются на мотоциклы и мопеды, поэтому на дороге в этот период следует быть гораздо бдительнее и осторожнее.

Все мы когда-то садились на мотоцикл в первый раз. Все допускали ошибки, и извлекали из них уроки вождения. Райдер класса «новичок» – это человек еще только «набивающий» автоматизм в управлении мотоциклом. Постановка базовых навыков, которую обычно делают в мотошколе, должна быть четкой: как тормозить, как держать руки и как вообще правильно сидеть на мотоцикле. Если при первичном обучении ученик (или самоучка, что бывает очень часто) – привык что-либо делать неправильно, или неэффективно, он продолжит это делать и дальше, независимо от того, сколько километров «намотал».

As65C2fs0IPNm4xxBa4Mh2cwN5t3yU.jpg

Среди самых распространенных ошибок водителя мотоцикла есть пять основных, которые допускали все без исключения новички, но не все смогли избавиться от них в дальнейшем. Разберем, в чем они состоят, и как их избегать. Одна из первых ошибок (кстати, на фото) – это вставать с мотоцикла не с той стороны, где подножка, рискуя обжечься об выхлопную или завалить мот. Она не вошла в список, потому, что слишком банальна.

1 Смотреть не туда

Эта ошибка вмещает в себе два аспекта: первый – смотреть не туда, куда ты собираешься ехать, а туда, куда едешь в данный момент, почти под переднее колесо.

Второй – отвлекаться по ходу вождения на «поиски» под коленом лапки переключения передач, тормоза, на рассматривание приборки или чего-то на своей одежде. Избегать второго аспекта – учат в авто-мото школе, но разберем и его.

Взгляд водителя всегда должен охватывать дорожную ситуацию. Даже когда переводишь его с разметки – на знаки, на светофор, или пешехода – в боковое зрение всегда попадает большая часть происходящего вокруг. Глядя вниз, увидишь только 20% от окружающего. Если мотоцикл в это время в движении – не заметишь стоп-сигналы, или маневры впереди. Стоя на светофоре – не увидишь, как загорелся зеленый и тебе может «прилететь» в спину. «Изучать» мот лучше на стоянке.

Смотреть под колеса – значит, неминуемо «приехать» в яму, столб, или бампер машины, в которые «уперся» взглядом. Мозг всегда прокладывает маршрут движения и «поворачивает» руки туда, куда направлен взгляд. Это природный механизм, который можно обмануть только сознательно. Смотреть нужно туда, где хочешь оказаться: на выход из поворота, на пустое место, в которое надо «проскочить», на 20–50 метров впереди, не меньше. Тогда успеваешь просчитать траекторию и «вруливаешь» куда надо.

2 Ехать быстрее, чем умеешь

Основная проблема новичка! Она тесно связана с первой и третьей ошибкой: когда кажется, что впереди – достаточно свободного пространства и можно ускориться. В сочетании с «неправильным» взглядом под колеса, отсутствием навыка контрруления и торможения (которые должны привить в правильной мотошколе), это приводит к изматывающему, некомфортному, «дерганому» вождению в режиме «старт-стоп», которое со стороны смотрится комично, а самого мотоциклиста дезориентирует и раздражает. Долго та не проездишь – в конце концов наступит «здравствуй, бампер» (в лучшем случае).

Избавиться от ошибки поможет отработка перечисленных навыков: упражнения на резкий объезд препятствия, на сокращение тормозного пути, и, как ни странно – медленная езда (со скоростью пешехода). В дороге нужно всегда возвращать взгляд вперед, не «прилипая» им к объектам. И учиться дозировать «газ» так, чтобы практически не нужно было пользоваться тормозом – учиться «подкатываться» на плавном сбросе газа к нужной точке (стоп-линии светофора, и т. п.).

3 Пользоваться только задним тормозом как основным

Эффективность заднего тормоза – всего 40%. На скользкой дороге этот показатель уменьшается. Пятно контакта двух тормозящих колес – больше, чем одного, соответственно – больше эффективность. Какие еще аргументы приводить? Передний тормоз важен. Его тоже можно использовать для притормаживания, просто не нужно его «давить». Понять, где он «берет» – поможет отработка на пустой парковке.

4 «Работать» ногами

Выставлять ноги до того, как мотоцикл полностью остановится, «шоркать» ими по асфальту при медленной езде, «придерживать» мотоцикл с одной стороны, пока разворачиваешься с заглушенным двигателем, или стартовать с места до того, как «подберешь шасси» – самые детские фейлы, свойственные мотоциклистам, не научившимся держать равновесие. Для ног – это очень травмоопасно (даже если мотоботы качественные), а для имиджа – уничтожающе губительно. Перебирая ногами, как на детском беговеле, большой дядька смотрится комично, но зацепившись носком – рискует потерять равновесие и уронить мотоцикл набок, на ногу. Тогда будет не смешно.

Избавиться от ошибки поможет только целенаправленная отработка баланса и навыка медленной езды. На площадке. Проезды делать начиная со скорости 30 км/ч, затем 25, 20 … и далее, до самой минимальной, на которой учиться ехать как можно дольше.

5 Наклонять себя, а не мотоцикл

В поворот нормально можно войти только пользуясь комбинированной техникой – одновременно поворачивая руль и наклоняя мотоцикл. Иначе – если пользоваться только рулем, мотоцикл будет пытаться завалиться в противоположную сторону, а если наклонять его, не трогая руль – он начнет «рыскать», подруливать, стремясь «ввалиться» в поворот. На высокой скорости это очень опасно: пытаясь «выловить» мотоцикл, можно не успеть, и въехать во «встречку», или вылететь на обочину.

На малой скорости – это очень комично смотрится: байк постепенно «подныривает» в поворот, как будто водитель боится его наклона (так и есть). Неуверенные мотоциклисты – боятся наклонять мот, думая, что могут сделать это слишком сильно, и вместо изменения общего угла наклона – свешивают свою пятую точку с сиденья, или выставляя плечо – внутрь поворота.

Если вы видите на дороге такого «опасливого» райдера – не любителя поворотов – знайте: у него не отработано обычное школьное упражнение «восьмерка».

6 Пренебрегать мотоэкипировкой

Между поклонниками фулл-экипа и фанатами «свободной езды» постоянно происходят холивары на тему: «достаточно ли для езды шлема и перчаток» (благо, с необходимостью надевать шлем – адекватные райдеры уже не спорят).

IMG_1225.JPG

Новичок – это мотоциклист, совершающий свои первые ошибки. Чтобы они не стали фатальными, нужно защититься эффективно. На мотоцикле, кроме падения, можно (внезапно!) простудиться без подшлемника, обгореть катаясь в одной рубашке, получить тепловой удар, катаясь в «металлюжном» кожаном прикиде без вентиляции.

Самые распространенные травмы при падении на малой скорости – это ушибы (синяки) и ссадины: когда «заканчиваются» гражданская куртка, или штаны – тереться об асфальт начинает человеческая кожа. Даже несерьезная ссадина полностью заживает около двух недель (если в рану не попадет инфекция). А хорошие мотокуртка и мотоштаны – имеют слайдеры, защиту и сопротивляются протиранию дольше, чем потребуется телу райдера, чтоб остановиться скользя отдельно от мотоцикла.

Да, мотоцикл – такой же полноправный участник дорожного движения, поэтому может занимать всю полосу по ширине. Но идя вплотную за бампером впереди идущей машины – не успеешь среагировать на яму или неровность (которые автомобилисты предпочитают пропускать между колесами посередине). Кроме этого – мотоцикл становится незаметен для «шашечников» и они могут перестроиться «в него» при обгоне машины, за которой видят «пустое место».

Самый безопасный вариант – ехать в колее левого колеса впередиидущего авто, либо ближе к левому краю своей полосы. Так видно полосу вперед, мотоцикл видно другим участникам движения. И есть место для экстренного «ухода» вправо.

Вместо итога

Все перечисленное – далеко не самые безобидные ошибки, как может показаться. Чем плотнее движение вокруг и выше будет скорость, на которой новичок допустит одну или несколько подобных ситуаций – тем вероятнее потеряет контроль над мотоциклом. Последствием потери контроля – всегда будет аварийная ситуация. От этих, и других ошибок новичка – один рецепт: катайтесь больше, катайтесь с умом и на площадке! Берите любой курс подготовки мотоциклиста, и повторяйте упражнения до указанного результата!

Учиться контролировать мотоцикл, управлять им, делать его послушным – можно только целенаправленно. Ставить себе задачу и отрабатывать упражнения. Делать это нужно на небольшой площадке, где тренировкам не помешает другой транспорт. Лучше всего, конечно, выбрать хорошего мотоинструктора из мотошколы. Лучше всего научиться контролю над мотоциклом помогут тренировки по мотоджимхане. Не знаете, что такое мотоджимхана? – читайте о ней в нашем блоге!

Вы в восторге от того, что купили мотоцикл. Хочется скорее запрыгнуть на него и испытать силу мотора в действии, оставив все меры предосторожности позади. Забудьте эту затею и возьмите себя в руки, если не хотите прочертить головой полосу на земле! Давайте вместе обсудим ошибки, которые допускают новички при езде на мотоцикле!

1) Подножка

Садишься на новый мотоцикл, заводишь двигатель и начинаешь движение. И вот уже ошибка новичка! Приходит осознание, что подножка не убрана. 
Далее мотоцикл глохнет, как после нажатия кнопки аварийного выключателя двигателя, что само по себе не представляет ничего опасного, но нежелательно для двигателя. Эту ошибку новички допускают с завидным постоянством, поэтому она является одной из самых распространенных. 

Еще одна ошибка новичка — продолжать движение, подняв подножку не до конца.

2) Остановка на неровной дороге

Данную ошибку чаще всего допускают только новички. Почему? Просто потому, что, однажды столкнувшись с ней, вас будет уже не так легко обмануть… и к счастью!


Ситуация: вы купили мотоцикл в СПб, собираетесь остановиться на красный свет, но дорога с буграми и неровностями. Ставя ногу на землю, вы с удивлением обнаруживаете, что нога оказывается не на том уровне, на каком вы прикинули у себя в голове, а весь вес вашего мотоцикла приходится на опорную ногу. Вы рискуете неправильно распределить вес вашего транспорта. Тогда вероятность падения мотоцикла стремительно увеличивается
.

Motorcycle

3) Крышки люков и другие дорожные препятствия 

Проектировщики дорожных разметок, крышек люков и «лежачих полицейских» явно не задумывались о двухколесных транспортных средствах, тем самым создав настоящие байкерские ловушки.


Придется с невероятной ловкостью тормозить и уворачиваться от перечисленных препятствий, которые занимают большую часть дорожного покрытия и являются особо опасными во время дождливой погоды. Ведь, к сожалению, нет единого совета о том, как не попасть в дорожную ловушку. Единственное решение: избегайте ее.

4) Неправильная работа со сцеплением

Управление сцеплением — это самая большая сложность, с которой сталкиваются мотоциклисты. Нужно просто относиться к нему мягче, бережнее, а не как к переключателю.


В машине во время движения смысл работы со сцеплением в его скором отключении, так как пробуксовка в автомобиле опасна из-за его веса. Плавно отпуская рычаг сцепления необходимо добиться мягкого перехода из статического состояния в движение, тем самым уменьшая колебания при трогании с места.

5) Езда на лысой резине

У вас всего две точки соприкосновения с дорогой и обе они приходятся на колеса. Вам придется ехать по неровной дороге, рыхлому гравию и мокрому асфальту. Конечно, новые шины стоят денег, но не так дорого, как пребывание в больнице, пропуск работы и убитый мотоцикл.

Motorcycle

6) Слишком резкий вход в поворот

Обычно у этой ситуации два исхода: 1) вы слишком быстро въезжаете в поворот, слетаете с дороги и во что-то врезаетесь, 2) либо резко тормозите, блокируете колесо, соскальзываете с дороги и также во что-то врезаетесь.


Заметьте, в обоих случаях вы соскальзываете и врезаетесь. Пока вы не прочувствуете технические возможности мотоцикла в прохождении поворотов — снижайте скорость. Если вы понимаете, что не можете повернуть при той скорости и наклоне, которые выбрали при входе в поворот — наклоните байк еще немного и поверните чуть круче. Главное делать это плавно и мягко.

7) Ездить так, как будто вы управляете автомобилем

Езда на мотоцикле — это не то же самое, что вождение автомобиля. Вы гораздо более уязвимы на дороге и гораздо менее незаметны. Ваш уровень осведомленности должен быть десятикратным, и вам нужно дважды, трижды и четырежды проверять все пути, прежде чем въехать на перекресток, выехать с парковки.

8) Пренебрежение базовым обслуживанием мотоцикла

Базовое обслуживание мотоцикла — еще одна привычка, которую стоит выработать, будучи новичком. В противном случае крупных денежных списаний в сервисе мотосалона СПб не миновать.


Правильное обслуживание мотоцикла у официального дилера делает его безопаснее для езды и продлевает срок службы. Когда вы путешествуете на большие расстояния стоит доверить себя лишь тому мотоциклу, который находится в надлежащем состоянии.


Развлекайтесь, но не расслабляйтесь!

Если ты всегда мечтал стать заядлым мотовладельцем, и вот ты на этапе выбора первого байка или уже получил права, мы подобрали тебе ошибки начинающих мотоциклистов, чтобы обезопасить тебя и поделиться опытом.

Выбор неподходящего мотоцикла и экипировки

В первую очередь нужно руководствоваться здравым смыслом, а не модой или внешним видом желаемого байка. Как бы ни хотелось оседлать крутого, супер тяжелого и резвого в управлении железного коня, трижды подумай, насколько сложно будет с ним справиться. Согласись, 75-киллограммовому владельцу будет крайне сложно совладать с 300-киллограммовым неугомонным транспортом. Начинай постепенно, дабы не разочароваться в мотопоездках и не навредить другим участникам движения. Что касается экипировки, не нужно пренебрегать деталями и экономить на качестве.

Неоправданная опытом быстрая езда

Не зря опыт мотоциклистов называют мышечной памятью, когда они выполняют элементарные действия со сцеплением и переключением скоростей автоматически, не думая заранее над каждым элементарным действием. Если для наработки опыта ты следишь за движениями рук и ног по видео мастаков-мотоциклистов, дела не выйдет. Нарабатывать опыт нужно только лично, не иначе!

Начинающим мотоциклистам не стоит спешить за призрачными умениями. Не нужно слушать тех, кто побуждает к более быстрой езде или более смелым манёврам. Скорость и мобильность должны расти пропорционально опыту вождения. Объективно оценивайте собственные навыки.

Не представленная полностью дорожная ситуация

Для начала, прекрати смотреть только прямо и под колесо. Начинающие могут бояться, однако это всё проходит со временем. Мотоциклисты обязаны контролировать ситуацию на дороге внимательнее автомобилистов, ведь байк не оборудован каркасом безопасности, водителя не удержит ремень на своём месте и не смягчат удар при аварии подушки безопасности.

Далее отметим важность представления картинки дорожного движения в целом, следить за перестроением и поворотами окружающих автомобилей заранее. Отдельный разговор о пешеходах, переходящих в положенных и совершенно неожиданных (например, в пробке, когда из-за стоящих машин они решают сократить путь) местах.

Никто не знает расположение всех подворотен, довольно хорошо знать принципы движения и следить за планом последующих действия, читая разметку и знаки. Не достаточно концентрироваться только на своей полосе, важно оценивать все возможные риски сбоку. Не перестроился вовремя, не меняй резко полосу, мотоциклистов видно на дороге намного хуже машин.

Перед поездкой в другой город или страну, ознакомься с картой, изучи, возможно, новые для тебя, знаки и почитай отзывы бывалых там мотолюбителей.

Ожидать, что каждый видит, слышит и помнит о мотоциклистах

Если ты так думаешь, Хьюстон, у нас проблемы. Мотоциклы менее габаритный относительно автомобилей, особенно фур и грузовиков, транспорт. Доказано, что видимость мототранспорта не очень хорошая, поэтому, чтобы ты был заметен, дело твоих рук и твоя большая ответственность. Держи дистанцию, не виси на бампере, езжай посередине полосы, в пробках не маневрируй между транспортом, либо кто-то откроет, не глядя дверь, либо колонна поедет, а тебе резко нужно будет найти себе новое место.

Не учтённая погода и видимость светового дня

Не каждая автошкола/мотошкола расскажет про изменения на дороге при высокой и низкой температуре или перемене видимости в течение дня, ведь такая информация не относится к правилам дорожного движения. Важно попасть к хорошему и опытному инструктору, которые не только поделиться знаниями, но и ответит на все твои вопросы. Мониторь форумы мотолюбителей, смотри видео советы, разбирай аварии на ошибки и действия водителя.

Мотоэвакуатор Москва Biker Bro желает хорошей погоды на дороге, внимательных участников движения и поездок без происшествий.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки новичков дизайнеров
  • Ошибки перевода и их последствия читать полностью
  • Ошибки остановки кровотечения
  • Ошибки пежо 307 на панели приборов
  • Ошибки новичка при адаптации