Ошибки николая ростова

Обновлено: 21.09.2023

Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее особое место уделяет описанию жизни своих любимых персонажей: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. Все они ищут свое жизненное предназначение на протяжении всего повествования.

Пьер Безухов, будучи наивным и очень доверчивым человеком, женился на Элен Курагиной, думая о том, что он обрел счастье. Однако жена презирала Пьера и изменяла ему. Он понял, что вся жизнь с ней – обман. Пьер и Элен расстаются, а вскоре героиня умирает. Безухов, имея искренние добрые намерения, пытается найти себя в масонстве, но разочаровывается в нем, потому что понимает, что эта организация бесплодна и пуста, что братья-масоны – лицемеры и любители внешнего пафоса, а не действительных преобразований. Тогда Пьер хочет оказаться на войне, чтобы своими глазами увидеть все действия, чтобы принять в ней участие и быть полезным всему народу. Имея искреннее, но нелепое желание убить Наполеона, Пьер Безухов оказывается в плену, где знакомится с человеком, изменившим его мировоззрение. Платон Каратаев научил Пьера простоте и стремлению к настоящему счастью. Вернувшись домой, Пьер нашел свое счастье в любви и семье: Пьер Безухов связал свою жизнь с Наташей Ростовой.

Жизнерадостная Наташа Ростова в ходе повествования тоже пытается найти себя и свое предназначение. Сначала она пытается обрести себя в любви. Наташа Ростова влюбляется в Андрея Болконского, но не проходит испытание разлукой и влюбляется в Анатоля Курагина. Л.Н. Толстой специально показывает слабости Наташи Ростовой, демонстрируя, что она не идеальный, а обычный человек. Поняв свои ошибки, героиня пытается принести пользу другим людям. Ее характеризует самопожертвование и милосердие. В финале произведения Наташа Ростова, выйдя замуж за Пьера Безухова, находит свой нравственный идеал в любящей семье.

Всю жизнь проводившая время с отцом Марья Болконская полностью отдается благу других людей. Она заботится об отце, забывая даже о себе. Марья Болконская уверена в том, что именно в этом заключается ее предназначение. После смерти отца княжна Марья буквально теряет смысл своей жизни, однако вскоре находит его в любви к Николаю Ростову.

Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье “Войны и мира” первым отдельным изданием завершилось в 1869 году.

Целое десятилетие труда было положено на великую книгу. Роман “Война и мир” представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя

С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ “живого человека”.

“Живого” лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку. Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам. Одной из таких поставленных им проблем была проблема

До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов.

И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова. Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в “мирской” жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной.

Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: “в миру” трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться “монастырь”- масонская ложа. В этом “монастыре” он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил.

Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни. Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость.

Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается “на круги своя”.

Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.

Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое.

В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря – счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом.

В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом.

Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть.

Он понимает, что выход есть, что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя.

И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.

Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви, в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все.

Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России.

Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой.

Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану.

Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает. За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская.

Описание внешности

Старший сын богатого графа Ильи Андреевича Ростова Николай — красивый, улыбчивый, невысокий молодой человек, курчавый, с чёрными волосиками на верхней губе. Выражение его лица оживлённое, открытое, взгляд весёлый и добрый. Таким он предстаёт на первых страницах романа в двадцатилетнем возрасте.

Характер

Николай — студент, но хочет бросить университет и пойти на военную службу, считая это своим призванием, жизненной целью. Он понял, что у него нет способности к дипломатической или чиновничьей службе, поскольку он не может скрывать того, что чувствует. Его не отличает глубина ума, он больше живёт чувствами, сердцем, как его сестра Наташа.

Николай — правдивый, жизнерадостный человек. Как и Наташа, он музыкален, хорошо поёт, танцует, любит охоту.

Отношение к семье

Николай очень уважал отца и мать, дружил с Борисом Друбецким, который с детства воспитывался в их семье, хотя у него была мать, родственница графини. Из всей семьи он больше всего любил Наташу, они были сходны по характеру и темпераменту. А сестру Веру, которая была старше Наташа и Сони и потому часто делала им замечания, Николай недолюбливал, как и все в их семье. Он дал ей обидное прозвище madame Genlis (мадам Жанлис была писательницей, известной своими нравоучительными романами).

В Соню, Николай был влюблён и, первый раз написав стихи, преподнёс их ей. Соня была бесприданницей, но Николаю это было неважно, он хотел в будущем жениться на ней.

Николай Ростов на войне

В 1805 году двадцатилетний Николай бросил учёбу в университете и пошёл служить юнкером в Павлоградский гусарский полк. Его он догнал в Польше и дошёл до крепости Браунау в эрцгерцогстве Австрийском. Николай подружился с эскадронным командиром ротмистром Денисовым, который был известен в кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова.

В дальнейшем Ростов стал храбрым офицером, верным присяге и долгу, достойно вёл себя в военных кампаниях и в Отечественной войне 1812 году.

В Отечественной войне Ростов воевал уже как эскадронный командир. В Бородинском сражении он участия не принимал, так как за несколько дней до него его послали в командировку в Воронеж покупать жеребцов для дивизии. Узнав о Бородинском сражении и о потере Москвы, Николай стал торопиться закончить покупку лошадей и уехал в полк, с которым впоследствии дошёл до Парижа.

Николай Ростов и Марья Болконская: отношения

С княжной Марьей Болконской Ростов познакомился в 1812 году. Он был эскадронным командиром и поехал в Богучарово, надеясь там найти провиант для эскадрона. Там он увидел пьяных мужиков, которые не желали выпускать из имения княжну Марью и не хотели оставлять свои дома и ехать с ней, оставаясь её крепостными. Французы наступали, и были слухи, что мирное население они обижать не будут.

Ростов, узнав, что у беззащитной девушки умер отец, а мужики не выпускают её с маленьким племянником из имения, быстро усмирил бунтовщиков, и княжна Марья уехала из Богучарова.

На Николая кроткая княжна Марья произвела очень приятное впечатление. Он не мог желать себе жены лучше этой девушки, но помнил о своём обещании жениться на Соне.

Когда Ростов был послан в командировку в Воронеж, там была и княжна Марья. В этот раз Николай заметил особенную, нравственную красоту девушки, её лучистый взгляд покорил его. Молодой человек видел богатство её духовных даров, которых сам не имел и которые поэтому высоко ценил (том 4, часть 1, глава 7).

Встретившись с княжной Марьей в Москве, Николай вёл себя сухо, хотя она ему нравилась. Он был, хотя беден, но горд и не хотел жениться на богатой невесте. Княжна Марья поняла, что он стал холоден с ней из-за того, что он беден, а она богата. Княжна призналась ему, что огорчена тем, что он лишает её прежней дружбы, и, заплакав, хотела уйти. Но Николай остановил её, поняв, что и она любит его. Осенью 1814 года он женился на княжне Марье, и они стали жить в Лысых Горах вместе с княгиней Ростовой и Соней. Николай Ростов любил Марью за её чуткость, доброту, а она полюбила в нём не только красивую внешность, весёлый и добрый нрав, но и благородную душу. В конце романа у Ростовых уже трое детей (Андрюша, Наташа, Митя), и они ждут четвёртого ребёнка.

Отношение Николая Ростова к хозяйству

Вывод

Характеристика образа Николая Ростова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также:

      

  • Трудовые ресурсы хакасия кратко
  •   

  • Экологические проблемы норвегии кратко
  •   

  • Кризис 1 года выготский кратко
  •   

  • Знаменитые люди хакасии кратко
  •   

  • Зарплата это кратко для детей

Николай Ростов

В романе Л. Н. Толстого все персонажи описаны очень ярко и четко. Каждый из них находится на своем месте, играет значительную роль для всего повествования. Николай Ростов – пример положительного образа. В нем сочетается множество положительных качеств, которые делают героя привлекательным для читателя.

У нас появилась новая характеристика Николая Ростова.

Внешность Николая

Перед читателем Николай предстает положительным персонажем не только с точки зрения характера, но и внешне. Цитаты из романа говорят о приятной внешности персонажа. Толстой называет его «красивым молодым человеком», одаривает его «открытым выражением лица». У него невысокий рост, красивые светлые волосы. На его лице всегда можно заметить восторженное выражение, которое вызывает ассоциации с детским восприятием мира. Его глаза излучают добро, улыбка открыта и искренна.

Личность Николая

Ребенка Николай напоминает не только внешне. Для него является нормальным восторженное отношение к миру. Этот герой честен и искренен. В нем воспитание уживается рядом с непосредственностью. Он выделяется среди аристократического общества тем, что не способен на ложь и лукавство.

Николай нежно и трепетно относится к своим родственникам. Он по-настоящему любит их, уважает членов своей семьи не только потому что так положено. Его родители всегда были добры к нему, и он отвечает им тем же.

Не чуждо Николаю и благородство. Его поступки носят альтруистический характер, он всегда думает о том, не принесет ли его решение вред окружающим. Тем не менее, любой поступок он совершает только на основе собственных убеждений, а не ради того, чтобы понравиться окружающим, услужить кому-то. Общественность положительно относится к Николаю. Это дает ему повод возгордиться собой, но даже эта гордость не выливается в резко отрицательное качество. Оно скорее служит небольшим контрастом, потому что человек не может быть полностью идеальным.

Судьба Николая Ростова

Долгое время герой влюблен в Соню – свою троюродную сестру, которая не имеет приданого. Николай планирует жениться на ней вопреки воле матери, но Соня пишет ему письмо, в котором «отпускает» его.

Николай уходит на войну. Для него это не является подвигом и геройством. К этому стремились многие молодые люди, это было нормально среди того поколения. Но Николай принимает решение бросить учебу в престижном университете ради службы. Родители принимают его решение.

Примечательно, что Николай осознает в себе отсутствие опыта. Он не стремится в начальство, для него служба родине – уже радость, даже в низших званиях. Но и здесь Николай оказывается к месту. Он быстро идет по карьерной лестнице. После двух сражений его уже назначают офицером, а вскоре – командиром. Николай добился уважения сослуживцев за счет своей честности, открытости, храбрости и человечности.

Вернувшись с войны, Николай испытывает симпатию к Марии. Брак с девушкой очень выгоден семье Ростовых, но Николай и мысли не допускает жениться ради денег. Ситуация меняется, когда Николай узнает о взаимности своих чувств. Марья и Николай обретают друг друга и становятся счастливой семейной парой. У них рождается много детей, они живут в гармонии и взаимоуважении. На момент финала романа Мария вновь беременна. Рождение ребенка читатель уже не застает, но складывается уверенность, что все будет хорошо.

Если говорить о характеристике Николая Ростова, то он однозначно положительный персонаж, да и всю семью Ростовых Толстой показывает с красивой и приятной стороны. Образ Николая отчасти списан с отца самого Льва Николаевича, возможно именно поэтому он наделен такими явными положительными качествами.

«Война и мир» – эпопея о человеческих судьбах, о чести и долге. Николай Ростов соответствует всему произведению. Он имеет прекрасный нрав, он честен перед собой и перед людьми, его поступки благородны и наполнены добром. Возможно, именно поэтому в конечном счете Николай обретает счастье и спокойную семейную жизнь.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Николай Ростов», дать внешнюю характеристику героя, описать его характер, образ жизни и судьбу.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталия Семушкина

    31/31

  • Екатерина Белоруцкая

    30/31

  • Юлечка Крепышева

    21/31

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой.

Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: “Вот она я!”

– как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней”. Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: “И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!”
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее

состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном “полюсе чувств”, понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось.

Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: “Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все это вздор… а вот оно настоящее…”
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым.

Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, “с душой”. Наташа Ростова была способна на это.

И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: “Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…” Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л. Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

Loading…

Какое мы имеем право рассуждать?» (Николай Ростов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Николай Ростов – один из любимых героев Льва Толстого. С этим образом связаны глубокие раздумья писателя о подлинной духовной высоте человека, о человеке «естественном». Николай, как и его сестра Наташа, живет больше сердцем, чем умом. Он то и дело встает в тупик во время политического спора с Пьером о бунте и тайном обществе. Сказывается отсутствие привычки к интеллектуальной работе, к тому, чтобы рассуждать о вопросах более или менее отвлеченных. Ростов обретает себя в вещах простых и естественных: службе, занятиях хозяйством, семье. Военная служба играет очень важную роль в жизни Ростова. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать.

Стихийный патриотизм переплетается с монархическими чувствами и завязывается в тугой узел силой привычки. Походная судьба с веселыми гусарскими пирушками в какой-нибудь придорожной корчме и непреложным кодексом офицерской чести – дружба с Денисовым, разоблачение Телянина – всецело захватывает героя. После катастрофического проигрыша Долохову Николай Ростов находит душевное успокоение именно в привычной полковой среде. Ростов не рассуждает, плохо или хорошо то, что люди на войне тысячами и десятками тысяч убивают друг друга, хотя и жалеет во время Островненского дела молодого французского офицера. Военная присяга – не простой звук для Николая. В споре с Пьером Ростов признается: «…Составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди, как хочешь», – Толстой вряд ли сочувствует этим мыслям Ростова, но они и не отталкивают писателя от героя. Мне кажется, что симпатии художника определяются не теми или иными политическими взглядами персонажа. Сперанский, например, вызывает наше неприятие не своей политической программой, достаточно прогрессивной для тех лет, а тем, что лицемерит, лжет, театрально «играет» роль преобразователя России.

Николая Ростова привлекает своими простыми радостями и забавами деревенская жизнь: охота на матерого волка, святки с ряжеными и стремительным бегом коней по заснеженному пути, ощущение «уходящей земли и блестящего неба» после поцелуя Сони… Женившись на княжне Марье, Ростов посвящает себя семье и заботам по хозяйству.

В Лысых Горах, как пишет Толстой, «шла нерушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии». Основой такой жизни является разумное ведение дел Николаем, который, преодолевая свой буйный темперамент, многому научился у своих же собственных мужиков.

Жизнь Николая Ростова озарена большим чувством к княжне (теперь уже графине) Марье, привлекающей его своей духовной красотой и нравственной чистотой. Толстой отмечает в эпилоге романа: «Николай жил со своей женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие ревности, несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека…»

Таким образом, Ростов обретает в конце концов настоящее человеческое счастье. «Николай был хозяин простой, – замечает Толстой, – не любил нововведений… смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его… И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты». И стоит ли упрекать героя в том, что его не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его «простодушным», и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная. Николай Ростов – представитель того самого «бессознательного большинства», которое, по мысли Толстого, и определяет движение истории.

Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.

Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» — как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.

Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии — он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»

Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.

Такова была обстановка в комнате до главного события — пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — всё это вздор… а вот оно настоящее…»

И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.

В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.

Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение — это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.

Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.

И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым…» Неоднозначное суждение, тем более, из уст

Л. Н. Толстого

, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.

Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки николая второго приведшие к революции
  • Ошибки николая 2 которые привели к революции
  • Ошибки николая 1 во внешней политике
  • Ошибки нефаз 5299 коды ошибок
  • Ошибки неточности синонимы