Ошибки начинающих рестораторов

Новые рестораны открываются постоянно. И несмотря на падение платежеспособного спроса, их залы не пустуют. По данным Росстата, в 2018 году оборот предприятий общественного питания России вырос в сопоставимых ценах на 3,7%, до 1,52 трлн рублей. При этом 9 из 10 новых ресторанов закрываются в первый же год работы. Часто причины одни и те же. Как не изобретать велосипед и не наступать на одни и те же грабли? О своих ошибках на старте карьеры рассказывают опытные рестораторы.

«Никто об этом не говорит. Я посещал гастроэкономические курсы, специализированную школу, различные семинары. Только на платных уроках, частных консультациях секреты раскрывают», — признается Алексей Иванов, основатель бургерной DarkSide Burgers. Фитнес-тренер давно мечтал о своем деле, в мае 2019 года он открыл бургерную в центре столицы. Удобная локация недалеко от метро, понятная концепция и демократичные цены — казалось, дело беспроигрышное. Но ресторан едва сводил концы с концами. По словам Иванова, он совершил все возможные ошибки новичка. Но вовремя опомнился и обратился за помощью к профессиональным рестораторам, они подсказали, как выйти из кризиса.

Вот 10 типичных ошибок, которые могут привести к закрытию заведения. 

1.      Не бюджетировать риски

По словам Глеба Марача, исполнительного директора группы компаний «354» (рестораны в башне «Око»: Insight, Ruski, «На свежем воздухе»), основная ошибка начинающих рестораторов в том, что они не понимают и не могут трезво оценить риски, поэтому неправильно планируют бюджет на открытие ресторана и не закладывают период потенциального убытка…

«Обычно инвестиционный бюджет неопытный ресторатор рассчитывает так: если с первого дня ресторан не начнет зарабатывать деньги, то хотя бы будет работать в ноль. Но такое далеко не у всех случается. Более того, в подавляющем большинстве случаев это не так», — комментирует Марач. По его словам, неопытный ресторатор попадает в ловушку. Ему приходится срочно латать дыры: аренда, ФОТ, поставщики. И не остается времени на стратегическое планирование.

По мнению эксперта, не стоит открывать ресторан без финансовой подушки безопасности и учтенного заранее потенциального периода убытка — два-три месяца. «Если и тогда компания не выходит из штопора, то лучше ее закрыть», — резюмирует Марач.

Глеб Марач, исполнительный директор группы компаний «354» (рестораны в башне «Око»: Insight, Ruski, «На свежем воздухе»)

Глеб Марач, исполнительный директор группы компаний «354» (рестораны в башне «Око»: Insight, Ruski, «На свежем воздухе»)

Начинающим рестораторам лучше использовать все возможные опции для минимизации затрат. Не надо забывать, что крупные компании-партнеры зачастую предлагают выгодные условия для старта. Например, METRO, где закупаются многие рестораны, дает отсрочку платежей и разрабатывает наборы готовых решений, с помощью которых удобно составлять постоянное и сезонное меню, это помогает планировать бюджет и минимизировать риски. Кроме того, есть масса бесплатных онлайн-инструментов для продвижения компании и расширения базы потенциальных клиентов, не стоит их игнорировать. Ежегодно METRO проводит День независимых предпринимателей — на сайте мероприятия можно бесплатно разместить информацию о ресторане и специальное предложение, которое поможет привлечь гостей.

2.      Открывать ресторан без плана

Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, часто сталкивается с тем, что новички начинают бизнес без четкого плана. «Это очень банально, но многие этого не понимают», — разводит руками Миронов.

По его словам, происходит это так. Начинающий ресторатор заявляет, что откроет пивную. Идея простая: продавать дешевое пиво и снеки. Тогда эксперт уточняет, высокая ли аренда. Предприниматель соглашается, что высокая, но он убежден, что зал на 40 посадочных мест будет заполнен. Следующий вопрос про оборот. Начинающий ресторатор рассчитывает выйти на 10 млн рублей в месяц при небольшом среднем чеке. Но простейший подсчет показывает, что достичь заявленных результатов можно лишь при условии, что ресторан будет забит круглые сутки.

«Большая часть рестораторов открываются и только потом осознают, что с их расчетами заработать технически невозможно. Никто из новичков не может рассчитать реальный бюджет на открытие ресторана. Сесть и нормально все прописать, обратиться за помощью к специалистам», — резюмирует Миронов.

Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

3.      Изобретать велосипед

По словам Глеба Марача, рестораторы в последнее время часто говорят, что необходимо быть трендсеттерами, осваивать новые концепции и площадки. Но практика и статистика показывают: если ниша не занята, то на это есть причины. И скорее всего, в этой нише нет спроса.

«Условный пример: в Москве нет чешских тертельников. Ты понимаешь, что это классный продукт. Это будет круто, это будет ново, этого никто не делал. Но скорее всего, умные люди, которые были в Чехии, уже думали об этом, и ресторана нет не потому, что не догадались, а потому, что нет спроса», — объясняет Марач.

По его мнению, следует проводить более глубокий анализ идеи, подвергать ее критике и оценивать причины неуспеха. «Лучше приходить в работающий рынок, чем его создавать, — это снижает риски», — рекомендует Марач.

4.      Игнорировать технологии

Виктория Алеманова, директор по маркетингу и продажам Domino’s Pizza, отмечает, что диджитализация настигла ресторанный сегмент. По ее словам, рост доли заказов через доставку игнорировать уже нельзя — в ресторанном сегменте концепции, которые привозят еду на дом, находятся в выигрыше. Но рестораторы неохотно перестраивают работу.

«Тренд доставки стал развиваться в России около пяти-семи лет назад, но то, что действительно взорвало рынок, ― это агрегаторы, которые совмещают в себе и доставку, и удобство заказа. Я вижу потенциал в этом направлении и темпы развития данной концепции, поэтому могу предположить, что в обозримом будущем большинство ресторанных бизнесов будет объединено под логотипами известных нам компаний», — резюмирует эксперт.

Виктория Алеманова, директор по маркетингу и продажам Domino’s Pizza

Виктория Алеманова, директор по маркетингу и продажам Domino’s Pizza

5.      Невнимательно относиться к подбору персонала

Надежда Пак, основательница сети кафе здорового питания «Рецептор» и кофейни «КофеЦвет», на старте карьеры была уверена, что чем дороже и опытнее специалист, тем он лучше. Но на практике оказалось, что есть нюансы: «Большое значение имеет, где работал человек. Например, не факт, что руководитель из крупной сети, в которой поставлены все бизнес-процессы, сможет возглавить компанию, в которой процессы и стандарты только формируются».

Предпринимательница наняла опытного топ-менеджера, который работал операционным директором известной сети.

«Мы подумали, что он усилит наш проект, оказалось, наоборот. Специалист, привыкший работать в крупной компании, где каждую функцию закрывает отдельный человек, не смог работать в режиме многозадачности», — рассказывает Пак.

Надежда Пак, основательница сети кафе здорового питания «Рецептор» и кофейни «КофеЦвет»

Надежда Пак, основательница сети кафе здорового питания «Рецептор» и кофейни «КофеЦвет»

Сергей Миронов добавляет, что нередко узнает о резюме, в которых кандидаты приписывают себе заслуги в работе с ним. Но на деле они никогда не сотрудничали с ресторатором.

Еще один важный аспект при найме персонала — обучение. Рестораторы-новички редко уделяют этому должное внимание. «Пришел новый сотрудник, его поставили учиться к шеф-повару. Шеф-повар говорит: «Ты вставай вот здесь, готовь пока, заодно и учись». Никто не пишет программу обучения, никто не ставит перед ним задачи и не пишет нормативы: что человек должен сдавать, в каком порядке. Никто не берет на себя решение расстаться с сотрудником, если он не подходит», — рассказывает Миронов. По словам ресторатора, собственник бизнеса должен понимать, что необученный сотрудник «ест деньги предпринимателя»: работает плохо, в результате гости получают некачественный продукт и уходят из ресторана.

6.  Составлять негибкий фонд оплаты труда

Еще одна частая ошибка неопытного ресторатора, связанная с персоналом, — работа с фондом оплаты труда. «Начинающий предприниматель, который впервые устраивает людей на работу, не может правильно выстроить график и получить правильный КПД своих сотрудников», — комментирует Сергей Миронов.

По его словам, почти все рестораны имеют «рваный» график: в определенные дни и часы гостей много, в другие — никого нет или очень мало. Большинство новичков рассчитывают, сколько людей нужно в пиковые нагрузки, чтобы успеть все приготовить и всех обслужить. И нанимают, условно, 20 человек. А потом понимают, что довольно много времени персонал бездействует. Обратная сторона, когда сотрудников сокращают или изначально берут меньше, чем нужно. Тогда оставшиеся официанты не успевают обслуживать гостей.

«Нужно выстроить правильный график по часам, чтобы люди приходили и уходили, работали в то время, когда они нужны. И чтобы это не противоречило трудовому законодательству — это огромная серьезная работа, которую никто не хочет делать. Мы часто говорим, что в ресторанах ФОТ очень высокий. Он высокий именно по этой причине», — объясняет Миронов.

7.      Невнимательно относиться к договору аренды

По словам Сергея Миронова, начинающие рестораторы невнимательно читают договоры аренды. «Они оставляют в нем огромное количество возможностей для арендодателя расторгнуть соглашение», — предупреждает эксперт.

Например, арендодатель оставляет право изменить условия аренды из-за нарушений внутреннего распорядка. Для этого может быть достаточно, чтобы сотрудники пять раз вышли из ресторана без бейджика. «Или графа «маркетинговые услуги». Нередко встречается формулировка: «Цена на маркетинговые услуги может меняться в зависимости от затрат арендодателя». Звучит здорово, но вам аренду могут в два раза поднять. Скажут, что маркетинговые услуги выросли: они сделали концерт Тимати, а вы за это должны заплатить. Они будут продвигать свой торговый центр за ваш счет», — комментирует Сергей Миронов.

Чтобы не попасться в ловушку арендодателей, стоит закрепить условия на весь срок действия договора и проконсультироваться с опытным ресторатором. «Что делает новичок? Отдает договор в юридическую компанию. Юридическая компания читает, для них визуально документ нормальный, они не понимают особенностей. Договор с арендодателем может проверить только грамотный ресторатор, а не юрист», — уверен Миронов.

8.      Полагаться на устные договоренности

В начале карьеры Сергей Миронов чуть было не рассорился с партнерами. Предприниматели договорились об определенных условиях, но не закрепили соглашение юридически. Прошло полтора года, партнеры начали спорить, разгорелся конфликт. К счастью, у Миронова сохранилась бумажка, на которой он фиксировал, о чем договорились. Простой черновик. Но этого оказалось достаточно, чтобы участники встречи освежили память и помирились.

«Это стало для меня уроком», — комментирует Миронов. С тех пор главное правило ресторатора:

«Когда общаешься с партнерами и инвесторами, важно все условия, о которых вы договорились, прописывать, и всем ставить подписи под документом. Потому что какими бы друзьями вы ни были, в каких хороших отношениях ни состояли, пройдет время, и все это забудется».

9. Игнорировать обратную связь от клиентов

В начале карьеры Глеб Марач оказался в ситуации, когда излишний креатив тормозил компанию. Десять лет назад он был управляющим ресторана быстрого питания на фудкорте в торговом центре в Теплом Стане. Основной продукт — лапша в коробках. Тогда направление было свежим и интересным для покупателей. Партнеры просчитали все: концепцию, рецептуру, финансы, но ошиблись в главном. Ресторан назвали слишком креативно — «Лапшара». Через три месяца, поняв, что что-то идет не так, предприниматели сменили название на нейтральное, и выручка ресторана в тот же день выросла в два раза. Обратная связь показала, что покупатели не хотели ассоциировать себя с названием, созвучным обзывательству.

«Зачастую рестораторы и команда маркетологов опираются исключительно на свои предпочтения, не спрашивая аудиторию, что придется по вкусу ей. Необходимо потратить время и ресурсы на проведение исследований: сформировать фокус-группы или количественные опросы. Используя эти данные, можно внедрить интересное, релевантное рынку и клиентам предложение и ввести, к примеру, новые продукты или по-новому представить существующие», — советует Виктория Алманова.

10.   Не советоваться с опытными рестораторами

«Большинство начинающих рестораторов не имеют специального опыта и знаний в этой области. Считают: я готовить умею, всем друзьям это нравится, есть деньги. Почему бы не открыть ресторанчик? Это скорее мечты о безбедной старости: ресторан будет работать на меня всю жизнь, я буду отдыхать, а он приносить деньги, но на практике не совсем так», — рассказывает Алексей Иванов. По словам предпринимателя, у ресторанного бизнеса ореол легкости, красоты и радости. Но на практике это тяжелый труд, который требует от предпринимателя погружения 24/7. В нем много нюансов и подводных камней, поэтому без опытного наставника не обойтись.

«Обязательно стоит советоваться с более опытными коллегами. Найти за деньги менторов, которые вам это все расскажут, покажут, дадут контакты поставщиков, которые знают кухню изнутри», — советует Иванов.

Алексей Иванов, основатель бургерной DarkSide Burgers

Алексей Иванов, основатель бургерной DarkSide Burgers

Именно менторы подсказали ему в свое время, как лучше организовать процесс, поделились контактами поставщиков и помогли минимизировать риски, что помогло бургерной выбраться из кризиса.

«Сделаю сам — самая распространенная ошибка начинающего ресторатора. Невозможно все сделать самому хорошо. Часто начинающие от незнания изобретают колесо. Чтобы избежать этой ошибки, нужно смотреть на опыт коллег», — соглашается Надежда Пак.

Повстречаться с опытным ресторатором можно на различных мероприятиях. Например, розничная сеть METRO ежегодно проводит мероприятия MEGUSTRO и METRO EXPO, где можно заявить о себе, привлечь новых клиентов, узнать новинки отрасли и обменяться опытом с бывалыми рестораторами. «Рынок становится все более открытым. Проводится много интересных мероприятий. Все больше возможностей познакомиться с мнением других спикеров, изучать истории успехов и провалов. Почему не пошло, где они потеряли деньги — это уберегает от огромного числа ошибок», — отмечает Глеб Марач.

Больше рекомендаций для МСБ можно найти в специальном разделесайта forbes.ru «День Независимых Предпринимателей».

* На правах рекламы

Предпринимателю, который хочет открыть ресторан нужно два основных человека — это шеф-повар и управляющий. В идеале шеф-повар организует кухню, а управляющий будет ответственным за зал. Предпринимателю остается контролировать их работу и заниматься развитием бизнеса. Но все так просто, как кажется. В начале пути начинающий ресторатор может совершить ошибки, которые зачастую приводят к закрытию заведения. Как в ресторанном бизнесе, так и в любом другом, губительно делать ставку на одного человека.

Читаем статью до конца, и ели она бывала вам полезна, ставим лайк.

Ставка на шеф-повара.

В первую очередь ресторатор ищет шеф-повара, с опытом работы на кухнях в других ресторанах. Если шеф-повар работал в хороших заведениях, это еще не означает, что он сможет вам правильно организовать кухню. Это должен быть человек с профессиональными качествами шеф-повара.

Профессиональный шеф-повар не просто умеет вкусно готовить, а может выстроить конвейерную систему производства блюд. Он знает технологии обработки продуктов и приготовления блюд. Он может правильно выстроить работу на кухне.

Профессиональный шеф-повар обладает организаторскими способностями и имеет навык управления людьми. Вы должны убедиться что этот шеф-повар вам выстроит систему при которой кухня вашего ресторана будет работать абсолютно автономно. Даже если вам придется заменить самого шеф-повара, весь ваш бизнес не рухнет. Необходимо избегать таких ситуаций, когда шеф-повар завязывает работу только на себе, создавая такие условия, при которых вы не можете его уволить, даже если его работа вас перестала устраивать.

Если у вас уже есть кафе или ресторан, работающий на доставку, то вам просто необходимо мобильное приложение. Его можно арендовать. Подробнее можно прочитать здесь.

Рассказываем, как не допустить распространённые ошибки при открытии кафе, которые будут стоить как запуск нового бизнеса. Вы узнаете, на какую прибыль рассчитывать в первые месяцы работы, почему не следует делать большое меню и как сэкономить, открывая своё заведение.

Содержание

  • Ошибка 1. Не представлять масштаб предстоящих расходов
  • Ошибка 2. Не продумать место для открытия
  • Ошибка 3. Слушать советы друзей или родственников
  • Ошибка 4. Приглашать на работу знакомых и родных
  • Ошибка 5. Экономить на продуктах в ущерб качеству
  • Ошибка 6. Делать большое меню
  • Ошибка 7. Не следить, как продаются блюда
  • Ошибка 8. Не продумать наценку
  • Ошибка 9. Организовать рабочие места неудобно для сотрудников
  • Ошибка 10. Открываться без CRM
  • Ошибка 11. Делать акции непродуманно

Доходы и окупаемость: на какие показатели ориентироваться

Алексей Гаврилов

Алексей Гаврилов

Аналитик бизнес-процессов, консультант в ресторанном бизнесе
@gavralexey

Главное правило при открытии бизнеса в ресторанной сфере — никогда не рассчитывайте на прибыль в первые месяцы работы. Большинство заведений в первое время работает «в ноль», и это уже хорошо. Готовьтесь к тому, что средний период окупаемости — от трёх лет.

Минимальная маржинальность для ресторанного бизнеса составляет 300%. Меньше этого зарабатывать нет смысла: одна часть уйдёт на продукты, вторая — на остальные траты, и лишь последняя треть будет чистой прибылью.

Теперь важный момент по выручке. Главное, что влияет на её величину, это качество: продуктов, обслуживания, атмосферы. Очень важно создавать качественную атмосферу в заведении. Для этого нужно определиться с целевой аудиторией проекта и работать прежде всего на неё.

Как сэкономить, открывая заведение

Дальше мы поговорим про основные ошибки при открытии кафе, которые допускают начинающие рестораторы. Но сначала я дам несколько рекомендаций, которые помогут снизить расходы бизнеса.

1. Обратиться за помощью к опытным коллегам.

Для этого нужно найти грамотных рестораторов, технологов, шеф-поваров и попросить у них помощи. Можно попробовать поискать их на HeadHunter. Или ещё лайфхак — сходить в своё любимое заведение, наладить там контакты с шеф-поваром или технологом и предложить помочь вам с открытием. Да, вы потратите на это деньги, но вам настроят меню, наладят закупку продуктов и только затем передадут бразды правления.

2. Договариваться с поставщиками.

Поставщики понимают, что новое заведение — потенциальный источник дохода, поэтому в их интересах поддержать вас, и они действительно часто так делают. Поэтому смело просите о скидках при закупках, берите бесплатные образцы продукции на дегустацию.

У поставщиков часто есть свой мерч. Вы можете договориться использовать их фартуки, салфетки, текстиль — часть расходов уже снизится.

Кроме того, можно договориться об эксклюзивах: в обмен на хорошую скидку от поставщика вы подаёте в заведении мороженое или сидр только этого бренда. Так поступают многие кафе и рестораны.

3. Арендовать помещение у госорганов.

Обычно помещение для открытия рестораторы ищут на сервисах типа «Авито». Но здесь тоже можно сэкономить: попробуйте обратиться в муниципалитет своего района или города, они часто продают или сдают в аренду пустые помещения по привлекательной цене. Да, возможно, вы чуть больше потратитесь на ремонт или уборку в таком помещении, но стоить оно в итоге будет гораздо дешевле.

4. Автоматизировать бизнес.

Изучите рынок систем автоматизации и выберите подходящую. Это поможет вам видеть все показатели бизнеса в одном месте и принимать решения на основании аналитики по всем расходам и продажам. Например, можно следить, какие блюда продаются лучше всего, а какие заказывают редко.

И тут я бы посоветовал выбирать облачные решения. Приведу пример, почему они удобнее.

Работаю с одним кафе, у которого серверная программа автоматизации. Чтобы посмотреть движение товаров, мне нужно приехать в само заведение, сесть за компьютер бухгалтера и вручную выгрузить данные в Excel. Только после этого я могу приступить к их анализу. Естественно, это неудобно и занимает уйму времени.

А одно из преимуществ облачных систем — нет привязки к месту. Можно работать из любой точки мира и получать информацию от нескольких заведений на один компьютер.

Ошибка 1. Не представлять масштаб предстоящих расходов

Одна из самых частых ошибок при открытии кафе, которые совершают начинающие предприниматели — открывают проекты без достаточных инвестиций и не представляют, сколько на самом деле им предстоит потратить. И тут неожиданно появляются статьи расходов, о которых не подумали заранее.

Рекомендация. Чтобы ничего не упустить и лучше контролировать работу заведения, составьте бизнес-план: максимально заложите все расходы на открытие, а затем умножьте получившееся число на два.

Какие это могут быть расходы:

  • Сервисные договоры. Очень часто забывают о договорах с пожарной охраной, на вывоз мусора, стирку текстиля (униформы сотрудников и скатертей для гостей). Всё это стоит денег, поэтому их нужно учесть в расходах.

  • Форма для сотрудников. Многие думают так: «Сейчас знакомая швея сошьёт нам фартуки по 1000 рублей, и отлично». А потом удивляются, когда эти фартуки или рубашки расходятся после второй стирки.

Экономить тут не получиться. Фартуки должны быть водоотталкивающими (такие стоят от 5−7 тысяч рублей на каждого сотрудника), рубашки — износостойкими и выдерживать многочисленные стирки.

  • Зарплата. Большинство надеются открыться, быстро получить выручку (и чистую прибыль!) и с неё выплатить зарплату. Это так не работает — выручку заведению никто не гарантирует. Поэтому сформируйте бюджет так, чтобы ближайшие полгода после открытия у вас были деньги, чтобы платить сотрудникам.
  • Аренда. Здесь то же самое — вы должны быть уверены, что, независимо от выручки, вас не выгонят из помещения. Как этого избежать, мы рассказали в статье «Как заключить договор аренды, чтобы не потерять деньги».
  • Расходные материалы. Салфетки, трубочки, чистящие и дезинфицирующие средства, маски — всё это стоит денег и регулярно заканчивается.
  • Продукты. Это основная статья расходов в ресторанном бизнесе. Кроме того, продукты могут портиться, персонал может их воровать. Чтобы этого не происходило, с самого начала важно правильно наладить их учёт.

Лучший выход — его автоматизация. Ведя учёт «на коленке», высока вероятность постоянно терять деньги. Но учитывайте, что некоторый процент на недостачи закладывать всё же нужно (примерно 5–7% считается нормой для общепита).

Протестируйте облачную систему автоматизации Quick Resto, с которой просто:

  • Вести складской учёт, проводить инвентаризацию и вводить приходные накладные прямо на кассовом терминале.
  • Контролировать действия сотрудников, следить за изменением цен поставщиков и получать уведомления, когда продукт заканчивается.
  • Обмениваться документами с 1С, ЕГАИС и Меркурием.

Подробнее про возможности Quick Resto

Протестировать систему бесплатно

Ошибка 2. Не продумать место для открытия

Здесь всё зависит от нескольких факторов.

  • В небольших городах с населением до 500 тысяч не так важно, где будет располагаться кафе или ресторан. Люди всё равно о нём узнают и будут приезжать, лишь бы был WiFi и парковка. С городами-миллионниками ситуация сложнее — вам нужно будет учесть транспортную доступность.
  • Продумайте своё соседство. Если открываете ресторан или кафе в жилом доме, работать сможете только до 23 часов. Заведениям с живой музыкой необходимо подумать о звукоизоляции.
  • Если у вас небольшой средний чек, вы работаете на поток или делаете небольшую наценку — обязательно подбирайте место с хорошей проходимостью, это будет ключевой фактор.

Подробнее про выбор локации вы можете почитать в бесплатном курсе для рестораторов «FoodStarter». В нём отдельный раздел посвящён тому, как подобрать подходящее место для заведения.

Ошибка 3. Слушать советы друзей или родственников

Бывает так, что кто-то из друзей или родственников уже пробовал себя в ресторанном бизнесе и хочет помочь советом. Но проблема в том, что эти советы будут разношёрстные, высказаться захочет каждый. Мама предложит добавить в меню борщ, любимая девушка — роллы, а лучший друг попросит готовить рульку. В итоге получится неразбериха в меню.

Я советую выбрать определённую аудиторию и готовить для нее. Вы изучите их вкусы, привычки, предпочтения и сможете лучше обслужить таких гостей.

Ошибка 4. Приглашать на работу знакомых и родных

Однажды я работал бар-менеджером и устроил к себе на работу двоюродного брата. В итоге я потом очень долго краснел за него. Не повторяйте такую ошибку. На правах друга такие сотрудники могут безответственно относиться к своим обязанностям: хамить гостям, разобщать команду, работать кое-как. Вы рискуете потерять гостей и выручку.

Нанимайте персонал, который не связан с вами лично. Так будет проще общаться и работать. Чтобы сотрудники не прекращали показывать хорошие результаты, придумайте систему мотивации.

Рекомендация. Можно положенную всем сотрудникам месячную премию делить по усердию: тем, кто хорошо потрудился, платить из денег, которые уже не получит его менее расторопный коллега. Кроме этого, обязательно продумайте неденежную систему мотивации: скидки в фитнес-центры, ежегодный корпоратив в уютном отеле. Зачастую такие вещи воодушевляют сотрудников гораздо больше денежного вознаграждения.

Ошибка 5. Экономить на продуктах в ущерб качеству

Лучше так не делать: гости обязательно почувствуют подмену. Первые несколько раз они могут не заметить, что качество еды ухудшилось, но рано или поздно это станет понятно, и есть риск потерять постоянных посетителей.

Если у вас есть рекомендация шеф-повара или технолога по закупке продуктов, обязательно её придерживайтесь — это напрямую влияет на вкус готовых блюд и впечатление от заведения.

При создании меню стоит учитывать разные факторы. Для туристических городов, например, хорошо работает система, при которой повар с утра выезжает на закупку и в зависимости от наличия свежих продуктов придумывает меню на день. Но в средней полосе, больших городах такой вариант уже не сработает.

Ошибка 6. Делать большое меню

Чем больше в меню позиций, тем больше продуктов вам придётся закупать. Кроме того, понадобятся большие площади и мощности для хранения всех ингредиентов.

Моя главная рекомендация: сделать основное меню с небольшим количеством постоянных блюд и сезонное меню, в котором можно экспериментировать с позициями. Используйте такие блюда, ингредиенты в которых пересекаются, а остальное дополняйте сезонными предложениями.

Ошибка 7. Не следить, как продаются блюда

Отслеживайте прибыльные и убыточные позиции в меню.

Если видите, что какие-то блюда хорошо заказывают, несмотря на наценку, есть смысл создать из них отдельное меню и научить команду предлагать его гостям в первую очередь.

Не забывайте убирать позиции, которые не продаются. Да, у вас может быть один постоянный гость, который без ума именно от вашего зеленого смузи на миндальном молоке. Но если больше его никто не заказывает, смело вычеркивайте напиток из списка.

Ошибка 8. Не продумать наценку

Обращайте внимание, за чем идут к вам в заведение. Куда-то идут за музыкой и танцами, а еда и напитки там второстепенны. В таком месте не очень часто будут заказывать фантастически сложный десерт, поэтому на него имеет смысл сделать наценку побольше.

И наоборот: в проходном месте, где вы моментально готовите сэндвичи, лучше сделать наценку поменьше, так вы получите больше прибыли из-за количества дешевых блюд.

Ошибка 9. Организовать рабочие места неудобно для сотрудников

Как только вы определились с организацией рабочего пространства в заведении, переделать его будет очень трудно. Поэтому продумайте всё заранее.

Если повару приходится наматывать километры от разделочного стола до холодильника, уже к середине смены он устанет и работать будет медленнее. То же самое касается бара. Когда от скорости готовки и подачи зависит выручка, сделайте так, чтобы всё необходимое было у бармена под рукой.

Ошибка 10. Открываться без CRM

Многие считают, что в начале работы заведения CRM не нужна, объясняя это так: «Вот наберу постоянную базу и тогда уже начну раздавать скидки и купоны». Это неверный подход.

На открытие к вам придёт много людей, а затем поток спадёт. И вы уже на старте должны успеть собрать контакты. Так у вас будет готовая клиентская база, по которой можно настроить рассылку акций или скидок.

Ещё лучше, если вы разработаете собственное мобильное приложение. Но тогда важно приучать гостей пользоваться им, чтобы повысить вовлечённость.

Ошибка 11. Делать акции непродуманно

В Quick Resto можно смотреть отчёты о продаваемости блюд. Допустим, вы видите, что маффины почти никто не покупает, но не хотите их списывать. Тогда продавайте их с тем, что берут охотнее всего, например, с капучино. Запустите акцию «маффин + капучино по специальной цене».

Важно: обязательно рассказывайте об акции как можно большему числу посетителей, чтобы от неё получить максимальный эффект.

Мастхэв для любого заведения — бонусная система по типу кешбэка. За потраченные деньги гости копят бонусы, а потом могут использовать их при оплате. Так вы сделаете своих посетителей постоянными гостями: кто захочет идти к конкуренту, если у него уже накоплены бонусы на бесплатный десерт.

В 2017 году бизнесмен Данил Герасимиди основал компанию Gastronorma, которая занимается проектированием, строительством и реконцепцией объектов общепита. Команда предпринимателя с нуля запустила более 350 заведений в основных сегментах ресторанного рынка — кафе, фастфуд-рестораны и кофейни. Среди клиентов Gastronorma сети «Додо Пицца» и «Пицца 22 см», пищеблок гостиницы «Park Inn Pulkovskaya», петербургские рестораны All Seasons, московский гастромаркет «Балчуг». Один проект приносит компании от 50 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от объёма и сложности предоставляемых услуг. В среднем на проектирование ресторана площадью 250 квадратных метров у команды может уйти около месяца. Ежемесячная выручка Gastronorma составляет 2–4 миллиона рублей.

Если вы рассчитываете на окупаемость заведения, его нужно строить не для себя, а для гостей. Предпочтения посетителя должны быть на первом месте, даже вопреки вашим.

В моей практике был один проект, который так и не запустился. Наш клиент собирался открыть на берегу Финского залива заведение площадью 600 квадратных метров на 200 посадочных мест. Примерные инвестиции в его строительство составили около 100 миллионов рублей. Но ресторан задумывался как вегетарианский и безалкогольный. Просто потому, что именно такой образ жизни ведёт его владелец. Сложно представить компанию, которая поедет за город, пойдёт в заведение и не захочет поесть мяса и выпить вина. А ведь благодаря таким гостям можно получить полную посадку. Уже три года, как проект заморожен.

В зоне риска находятся предприниматели, которые запускают заведение с узкоспециализированной кухней и делают акцент на одном блюде или продукте. В 2018 году в Петербурге стало модно открывать раменные — одна из них появилась в центре города у метро, в проект вложили около 50 миллионов рублей. Точка располагалась в одном из основных торговых коридоров города, где аренда одного квадратного метра стоит от 2,5 тысячи рублей. Для сравнения: на улице Рубинштейна, главной ресторанной артерии Петербурга, ставки начинаются от 3,5 тысячи рублей.

Прошло меньше полугода, и заведение закрылось из-за убытков. Дело в том, что рамен скорее рассчитан на гастроэнтузиастов, любителей японской кухни. Эту аудиторию чаще можно встретить в фуд-маркетах. Владельцам ресторана с такой концепцией не стоит рассчитывать на ежедневный трафик у метро, тем более со средним чеком около 800–1200 рублей [в 2019 году в Петербурге открылись 383 точки общепита, из них 60 % — рестораны сегмента масс-маркет со средним чеком от 400 до 1000 рублей, согласно данным аналитической компании «Бестъ» — прим. ред.]. Предложение оказалось неадекватным покупательской способности гостей.

Большинство заведений общепита прекращает работу из-за некорректного подбора помещения. Один из наших клиентов купил своему сыну помещение в Москве — под итальянский ресторан.

До заключения договора аренды нужно самостоятельно проводить базовую проверку помещения на предмет технологической и инженерной готовности. Необходимо уточнить планировку производственных, складских, административных и прочих помещений и получить документальные подтверждения.

По нашим наблюдениям, каждый второй ресторатор неверно рассчитывает энергопотребление своего будущего заведения и, как следствие, арендует помещение с недостаточной выделенной мощностью. Например, на 15 кВт вместо 40 кВт. В первом случае можно установить вентиляцию, освещение, но из основного оборудования останутся кофемашина и посудомойка, то есть мощности хватит только на открытие кофейни. С 40 кВт уже другие возможности: двухконфорочная плита и даже гриль. Это уже кафе или бистро.

Если некорректно рассчитать необходимую мощность, из-за перегрузки сети в ресторане будут регулярно вылетать пробки. В таких условиях повара не смогут выполнить весь объём заказов. Но в первую очередь страдает воздухообмен.

Моя знакомая пять лет назад перестала ходить в один из своих любимых ресторанов, потому что однажды из-за плохо работающей вытяжки её пальто из каракуля пропахло едой.

Для того чтобы рассчитать примерную мощность, нужно вместе со специалистом нарисовать на бумаге план ресторана. «Расставить» всё необходимое оборудование с соблюдением санитарных и инженерно-технических требований, а также спроектировать вентиляцию и освещение. Энергопотребление приборов суммируется и умножается на 0,8 (коэффициент неравномерности использования), потому что в ресторане обычно не используют одновременно абсолютно вся техника, лампы и прочее. Получившееся число покажет пиковое энергопотребление. И только зная эту цифру, надо искать помещение.

Иногда выделенную мощность можно увеличить. Для этого нужно заключить договор с управляющей организацией. В лучшем случае дополнительные киловатты будут подавать от главного электрощита в здании. Но чаще всего это возможно только при наличии трансформаторной подстанции, а такое решение требует земляных работ. Придётся запрашивать разрешение у городской распределительной компании и местных властей. Процесс растянется на несколько месяцев, а оплачивать всё предстоит владельцу ресторана. По моему опыту, такие траты осилит предприниматель, который может вложить в свой проект не меньше 30 миллионов рублей.

Рестораторы ошибочно считают приведение помещения в соответствие со стандартами общепита своей задачей, хотя это обязанность арендодателя. Его задача — обеспечить клиенту условия для ведения бизнеса, при необходимости договориться с управляющей компанией и потратиться на ремонт и перепланировку.

Часто предприниматели подписывают договор на срок менее трёх лет. Но заведение может выйти на окупаемость раньше. Ресторатор рискует оказаться перед неприятным выбором: продлевать контракт на менее выгодных условиях и платить больше или менять локацию и начинать практически с нуля. Средний срок окупаемости ресторана составляет 2–2,5 года. Чтобы избежать проблем, лучше заключать договор на срок от пяти лет.

Если помещение подходит по бизнес-плану, то лучше не торговаться. Не стоит рисковать отношениями с собственниками из-за лишних 10 тысяч рублей в месяц. Договоритесь об арендных каникулах. В идеале они должны длиться два месяца, но если помещение ликвидное, скорее всего вам дадут не больше четырёх недель. При расчёте бизнес-плана расходы на аренду заложите сразу на шесть месяцев. С большой вероятностью, выдержав этот период, заведение может остаться на рынке.

Рестораторы забывают об одном важном принципе: чем ближе предмет находится к гостю, тем лучше он должен быть.

В общепите также важны детали — вроде банального ролика для одежды, который лежит в туалете. Есть ли в кафе зубочистки, есть ли гардеробщик и как он улыбается?

Начинающие рестораторы часто нанимают персонал в последний момент: боятся потратить деньги впустую в месяцы простоя. Это приводит к тому, что уже после открытия в заведении работает без выходных одна смена сотрудников. Скорее всего, стажёры или непрофессионалы, которые ничего не знают о грамотном сервисе. В одной из кофеен Петербурга так и получилось: в зал выходила пожилая уборщица и отгоняла клиентов от стойки, чтобы помыть пол.

Наём персонала — долгий процесс, он отнимает не меньше месяца. Перед тем как кого-то трудоустраивать, нужно проводить анкетирование, обзванивать предыдущих работодателей, держать у себя копии паспортов и личные дела сотрудников. Их надо предварительно обучить и аттестовать на месте.

Ещё одна распространённая ошибка — найти для закупки основных ингредиентов (овощи, мясо, рыба) единственного поставщика. У вашего партнёра могут возникнуть свои трудности: проверка, поломка и т. д. Это приведёт к срыву поставки и, как следствие, к тому, что блюда ресторана отправятся в стоп-лист. Либо вам придётся приобретать продукты у непроверенного продавца на ближайшем рынке.

Иногда расширение меню может негативно сказаться на работе заведения. Если на старте владелец французского ресторана предлагал гостям аутентичное меню, а потом добавил в меню салат цезарь, борщ и сократил французские вина, вместо расширения аудитории предприниматель получит отток посетителей. Важно оставаться последовательным и сохранять лицо заведения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки начинающих гроверов
  • Ошибки начинающих шахматистов
  • Ошибки начинающих психологов книга
  • Ошибки начинающих футболистов
  • Ошибки начинающих гитаристов