Ошибки начинающих репетиторов

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты — тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других — ошибки могут дорого стоить. Данная статья — это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.

1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий — троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним — с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.

2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.

3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.

4. Единый подход к разным ученикам

Если вы — начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.

5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики — настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.

6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.

7. Неадекватная сложность/простота материала

Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;— вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Педсовет выяснил у опытных репетиторов, какие ошибки они совершали на заре карьеры и как от них избавились. 

Ошибка первая: браться за всё и сразу

Александра Луферова, репетитор по химии и биологии, опыт работы — 9 лет:

«Поначалу я брала все заказы подряд, чтобы получить опыт и первые отзывы на сайтах-агрегаторах. Приходилось ехать до учеников по полтора часа, «подтягивать» двоечников, готовить детей к олимпиадам, вузовским экзаменам, даже помогать на экзаменах. Это сильно выматывало».

Выход: найти свою нишу

Со временем Александра поняла, что это слишком энергозатратно и не соответствует ее интересам. Теперь часть заказов она вообще не рассматривает. Чтобы понять, на чем остановиться, репетитор рекомендует прислушаться к своим ощущениям и потребностям. 

Например, подготовка к ЕГЭ — одна из самых выгодных, «кормовых» областей. Но Александра предпочитает ею не заниматься: часто обращаются ученики с нулевым уровнем за год до сдачи экзамена, а то и за пять месяцев. Набрать с нуля 40-50 баллов за четыре-пять месяцев подготовки возможно, но по затратам энергии это как «тащить бегемота из болота». 

Сейчас Александра предпочитает «подтягивать» учеников по школьной программе химии и биологии, готовить к ОГЭ или поступлению в профильные школы в 7-9-х классах.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Ошибка вторая: идти у ученика на поводу 

Дети быстро привыкают, что репетитор «все разжует и в рот положит». Особенно это касается домашней работы.

Татьяна Евдокимова, репетитор по английскому языку, опыт работы — 14 лет: 

«Некоторые ученики привыкли делать «домашку» с репетитором, а задание от этого же репетитора не могут выполнить. И что, надо еще одного репетитора нанимать? Идти по школьной программе для репетитора легче всего, но это тупиковый вариант!»

Выход: сосредоточиться на знаниях, а не на успеваемости 

Делать домашнее задание и восполнять пробелы по предмету одновременно не получится, считает автор блога Señora Profesora Елизавета Гончарова. Она отказывается делать «домашку» со своими учениками, даже если родители об этом просят. Ведь ребенок понимает, что урок короткий, репетитор берет деньги за свои услуги, а значит, обязан помочь. И поэтому перестает вникать в предмет.

Елизавета уверена: если вам важны знания ученика, тогда придется временно «забить» на текущие оценки и запастись терпением, чтобы в долгосрочной перспективе количество переросло в качество. 

Татьяна Евдокимова солидарна с коллегой. Она не следует школьной программе, а занимается с учениками по своей методике. И дети начинают лучше успевать и на уроках. Задача репетитора – научить ребенка работать самостоятельно, замечает Татьяна. 

Ошибка третья: считать ЕГЭ лёгким заработком

Подготовка к экзаменам – самая востребованная сфера репетиторства. Казалось бы, набирай таких учеников и живи припеваючи. Но назвать эту сферу источником легкого заработка у опытных репетиторов язык не повернется. 

«Для работы со слабыми учениками подготовки требуется меньше, но иногда с занятия «выползаешь»: столько энергии нужно дать, чтобы понимание появилось!» — делится репетитор Мария Латышева.

Выход: выбирать учеников с мотивацией

Опытные репетиторы рекомендуют начинающим коллегам не браться за априори невыполнимые задачи. Если ученик ходит к вам только потому, что его приводит за ручку мама, тратить время и силы на его подготовку к ЕГЭ не стоит. Выбирайте мотивированных учеников, которые сами хотят получить результат. И имейте в виду: для работы с учениками, которые хотят участвовать в олимпиадах, репетитор должен быть более подготовлен, как и для работы с теми, кто нацелен на сдачу ЕГЭ с результатом 80+. Так что не помешает объективно оценить собственные знания, прежде чем выбирать этот путь.

Ошибка четвёртая: не ценить свой труд

Сколько взять за урок, можно ли повышать цену, когда понял, что обстоятельства изменились, как сказать об этом родителям ученика? Или, может быть, лучше промолчать и из скромности продолжать трудиться в поте лица себе в ущерб? Многие начинающие репетиторы размышляют в таком духе и — совершают ошибку. 

Пользователь популярной группы «Подслушано у репетиторов»: 

«Я начинающий репетитор, не так давно после вуза. Договорились с заказчиком, что я занимаюсь час, плата тоже за час, причем плата гораздо ниже средней по рынку. Ребенок учится в школе с углубленным изучением предмета, им задают большие домашние задания, и вместо одного часа я сижу час +10-20-30-40 минут — а оплачивается все равно 1 час. Мама пару раз предложила оплатить переработку, но я отказалась из скромности и хорошего отношения к ребенку. Теперь мне никто ничего не предлагает, огромных заданий становится все больше». 

Выход: правильно оценивать свою работу и учиться говорить с заказчиком

В ответ пользователи группы, опытные репетиторы, советуют автору поста не повторять ошибок и сразу определять ориентиры в отношениях с заказчиками. Нужно не стесняться и предложить родителям оплачивать занятие по факту затраченного времени, ссылаясь на объемы заданий и работу на результат. Как вариант в данном конкретном случае, опытные репетиторы советуют увеличить количество уроков в неделю — два-три занятия вместо одного.


 Материалы по теме:

  • Нет ни кнута, ни пряника: как репетитору мотивировать учеников
  • Работа репетитора от А до Я: юридические тонкости, поиск клиентов, увеличение дохода
  • Как репетитору «подружиться» с родителями учеников

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

«Репетиторство — это не моё! Чтобы быть преподавателем, нужно иметь призвание, а у меня его нет» — часто слышим мы от людей, которые начали карьеру частного преподавания, но быстро отказались от этой затеи. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Education Week» в 2021 году, около 50% новых преподавателей бросают работу в течение первых пяти лет карьеры по разным причинам. Одни понимают, что преподавание — это не их область, а другие разочаровалась в репетиторстве из-за неумения организовать свою работу или выстроить план занятия.

В этой статье мы собрали основные ошибки начинающих репетиторов и возможные варианты их преодоления.

Ошибка №1. Неумение устанавливать контакт с учеником

Репетиторство — это не простой разговор двух людей. Это специально организованное общение между преподавателем и его подопечным, и оно отличается от простого дружеского. С другой стороны, это вовсе не значит, что преподаватель должен быть строгим диктатором. Дайте понять ученику, что вы настроены положительно и дружелюбно, но в то же время, вы преподаватель. 

Как расположить к себе ученика в начале курса:

  • Определите, как вы будете обращаться к друг другу: на «Вы», на «ты», по имени и отчеству или только по имени. Многие преподаватели выбирают общение на «Вы», при этом используют только имя. 
  • Спрашивайте об интересах ученика. Узнайте, с какими трудностями он сталкивается в обучении в школе, чем интересуется, как любит проводить свободное время. Эта информация поможет найти общие темы для общения и сблизит вас с подопечным.
  • Соблюдайте педагогический этикет. Не стоит использовать в речи жаргонные и просторечные слова. Это расслабляет вас и ученика и может способствовать излишней расслабленности во время урока.

Ошибка №2. Недостаточное планирование занятий

К сожалению начинающие репетиторы мало времени уделяют планированию. Это приводит к хаотичному выстраиванию не только отдельного урока, но и всего курса и, следовательно, к уменьшению эффективности обучения. Представьте, например, курс математики, который начинается с деления, затем изучение интегралов, а потом сложение. Но, если ваши темы идут последовательно, вытекая одна из другой, у ученика складывается система изучаемого предмета. 

Как планировать занятия:

  • Определите основное учебное пособие, по которому будете заниматься. Как правило учебник — это готовая система уроков. Некоторые учебные пособия имеют собственную книгу для учителя, в которую мы рекомендуем заглядывать почаще.
  • Определите финальную цель и задачи курса. Какой результат изучения курса вас устроит? Что ученик должен знать и уметь в финале?
  • Создавайте поурочные планы занятий. В идеале для каждого урока должны быть определены цель и задачи. Минимальным планом будет считаться последовательность заданий и объяснения нового материала.

Ошибка №3. Неподходящий выбор методов обучения

Методы обучения отвечают на вопрос «как обучать тому или иному предмету». В науке «педагогика» для каждого предмета существует своя определенная методика обучения, в которую мы советуем на досуге заглядывать. 

Но есть методы, общие для преподавания всех предметов:

  • Темы должны выстраиваться «от простого к сложному».
  • В каждом уроке должно присутствовать повторение пройденного материала.
  • «Порционная» подача материала. Не стоит рассказывать всю тему сразу в рамках одного урока. Лучше разбить тему на несколько небольших блоков.
  • Посильность материала. Этот метод предполагает, что материал не должен быть слишком простым или трудным для вашего ученика. Другими словами, не стоит ученику 11 класса объяснять, как складывать или вычитать столбиком.
  • Разнообразие заданий в течение одного урока. Однотипные задания ведут к повышению утомляемости и снижению концентрации внимания.

Ошибка №4. Несоблюдение расписания и отсутствие пунктуальности

Перед началом курса обговорите расписание занятий и время их начала. Трезво оценивайте личное расписание и будьте уверены, что вы успеваете к началу занятия. 

Как избежать ошибки пунктуальности:

  • Заведите планер дел в течение дня и заполняйте его в начале каждой недели. Одним из удобных решений станет календарь сервиса tutortut.com. Он был создан специально для планирования занятости репетиторов и включает все необходимые инструменты. А на рабочем столе каждый день вы сможете видеть список дел и не упустить ни одно.

Ошибка №5. Недостаточный контроль за результатами обучения

Многие репетиторы и ученики подвластны иллюзии сиюминутного знания. В ходе урока ученик прекрасно отвечает на вопросы и справляется со всеми заданиями, так что нам кажется, что тема усвоена. Но в ближайшем будущем выясняется, что тема забыта и требует повторного объяснения. Чтобы избежать этого, необходимо периодическое повторение и контроль результатов усвоения материала.

Как организовывать контроль:

  • Проводите небольшие тесты в начале урока для оценки усвоенного на прошлом занятии.
  • Периодически возвращайтесь к пройденным темам. Но не стоит предлагать задания, которые уже выполнялись.
  • Устраивайте тесты по завершении большой темы.
  • Спрашивайте у ученика, какой материал ему нужно повторить еще раз.

Ошибка №6. Отсутствие саморазвития репетитора

Как и любая профессия, репетиторство требует постоянного саморазвития. Не забывайте, что преподавание — это творческая профессия, она требует постоянного самосовершенствования.

  • Общайтесь с другими преподавателями на форумах и в специальных группах в соц сетях
  • Посещайте тематические мероприятия, выставки, конференции для преподавателей
  • Читайте педагогическую и психологическую литературу
  • Заведите педагогический дневник и отмечайте в нем удачные и неудачные моменты преподавания. Такая работа помогает рефлексии и самооценке преподавателя

«Предупрежден, значит — вооружен», — гласит известная пословица. Мы надеемся, что наши советы предостерегут вас от ошибок в преподавании и помогут построить карьеру в такой интересной и творческой профессии, как репетиторство.

Типичные ошибки репетитора-новичка

В каждой профессии карьерный путь труден и нелегок. Только методом проб и ошибок можно узнать, правильно ли ты поступаешь и верные ли решения тебе приходится принимать. Начинающий репетитор каждый раз гадает: «Могу ли я достичь желаемых результатов?», «Как сделать мои занятия эффективными?», «Что действительно подходит моему ученику и как привлечь больше клиентов?». Ответы на эти вопросы не дает ни одна книга – только опыт может подсказать, как быть в той или иной ситуации. Новички часто оступаются и следуют неверным указаниям своей интуиции, что еще больше приводит их к неверным решениям. Мы выявили самые типичные ошибки новичков и дали советы по тому, как их избежать.

1. Начинать с начала

Многие новички полагают, что, если к ним пришел ребенок с большим количеством пробелов в знаниях, то на репетиторских занятиях нужно пройти весь школьный курс от начала и до конца. Повторение азов, безусловно, идея хорошая – ребенку оно идет только на пользу. Однако плохое знание учебного материала не означает, что этих знаний совсем нет. Поэтому обучение с нуля будет лишь отнимать у вас время и силы. А если смотреть на это с позиции клиента, то ситуация складывается для вас совсем неблагоприятная: ребенок будет скучать от того, что ваши занятия дублируют школьные уроки, а родители могут посчитать, что вы их водите за нос. Известны случаи, когда недобросовестные репетиторы за повторением материала попросту вытягивали из своих клиентов деньги. Если вы не хотите прослыть таким репетитором, то советуем все-таки заниматься восполнением только пробелов знаний.

2. Неуверенность

Неуверенность – это слабость. Репетиторство слабых не терпит. Эта работа требует от вас проявления лидерских качеств, а неуверенность в своих силах рано или поздно приводит к провалу. Вместе с этим важно для себя понимать, что ошибаться и не знать – это нормальное явление, особенно в самом начале профессионального пути. Если вы вдруг столкнулись с ситуацией, в которой чего-либо не знаете, то не бойтесь показаться глупыми. Ищите ответ вместе со своим учеником – это самый лучший выход из ситуации.

3. Ко всем одинаковый подход

Обращаясь к репетитору, многие родители ждут того, чего не получил их ребенок в школе – особенного внимания к его проблеме. Индивидуальный подход действительно необходим многим, и в этом-то и кроется мастерство репетитора. Чем больше учеников вы сможете научить по индивидуальной программе, тем выше будет расти ваш профессионализм. И это обязательно отразится на вашей репутации: к внимательному, чуткому и наблюдательному репетитору всегда выстраивается огромная очередь.

4. Вести личные разговоры и обсуждать других педагогов

Распространенная ошибка не только новичков, но и опытных педагогов, – допускать панибратство с учениками на своих занятиях. Конечно, теплые задушевные беседы говорят о доверительных отношениях между педагогом и его подопечным, однако на учебных занятиях они совсем не уместны. Как неуместно и обсуждать школьных учителей. Распространена ситуация, когда ученик может обвинить в некомпетентности и непрофессионализме своего учителя. В этом случае репетитор не должен поддерживать ученика, чтобы не формировать у него неуважительное отношение к старшим.

5. Оказывать давление

Ученики вам могут попадаться разные – способные и не очень. В репетиторской практике часто бывает так, что с первого раза добиться поставленной цели невозможно. Всегда может пойти что-то не так, и, в этом случае важно не терять самообладание и не срываться на вашем подопечном: проявите себя не с лучшей стороны, а результата так и не добьетесь. Сохраняйте спокойствие и набирайтесь терпения. Профессиональное репетиторство – это непросто.

6. Закрывать глаза на пропуски

Вы – начинающий специалист, и вполне вероятно, что деньги нужны вам не меньше, чем желанная репутация и хорошие результаты. Однако что для вас важнее всего? Опыт работы и хорошие отзывы, способные дать вам еще больше профессионализма и еще больше клиентов, или же быстрый и легкий заработок? Мы советуем вам быть дальновидными и особым вниманием отнестись к вашей работе и работе ваших учеников. При частых пропусках надеяться на хороший результат будет просто невозможно. Именно регулярность занятий является залогом успеха в репетиторской подготовке. Поэтому взвесьте все «за» и «против» и определите, чего вы хотите от этой профессии.

Многие начинающие репетиторы на старте карьеры теряются, не могут правильно организовать работу. Чтобы не допускать ошибок, ознакомьтесь с самыми распространенными из них.

Неуверенность в себе

Тихий голос и дрожащие руки выдают волнение. И каким бы хорошим специалистом вы не были, это не лучшим образом сказывается на впечатлении о вас. У студента появятся сомнения – а точно ли преподаватель так хорош, как говорит?

Если вы сомневаетесь в том, что способны преподавать, стоит серьезно поработать с самооценкой. Попробуйте ответить честно, чего именно боитесь: вопросов от учеников, на которые не сможете ответить? Некоторые новички в профессии волнуются говорить на камеру. Если это про вас, накануне первого онлайн-урока потренируйтесь снимать сториз для инстаграм в режиме реального времени. Это поможет раскрепоститься, стать увереннее в себе.

Отсутствие системы в преподавании

В мире много умных, начитанных и образованных людей. Но не все способны передавать знания другим. Грамотный репетитор умеет построить систему, составить план уроков, поделить их на подтемы, владеет техникой конспектирования, знает приемы, которые помогают донести важную информацию ученикам.

Если же вы рассказываете про склонения глаголов, а через пять минут перескакиваете на окончания прилагательных, толку от такого преподавания не будет. Важно уметь разложить все «по полочкам» в головах учеников, только тогда добьетесь успеха.

Отсутствие организованности

Важно не только то, что вы преподаете, но и как это делаете. Ученики, и особенно их родители хотят точно знать план занятий, видеть результаты обучения. Важно, чтобы вы соблюдали все договоренности, всегда были на связи, не пропадали внезапно на несколько дней. Это очень важно, если хотите заработать репутацию хорошего специалиста.

Четко сообщайте дни и время занятий, стоимость курса. Создайте группу в мессенджере для родителей учеников. Сообщайте здесь о том, какие учебные пособия понадобятся для уроков, где их можно приобрести. Кидайте ссылки на тесты или на собственные информационные материалы. Заранее предупреждаете о переносе занятий в случае форс-мажоров.

Отсутствие плана 

У хорошего преподавателя всегда есть четкий план. Вы должны знать, сколько времени понадобится на прохождение темы, на самостоятельные задания или на проверочные тесты. Если вы не успеваете что-то рассказать и каждый раз переносите часть урока «на потом», рано или поздно ученикам и их родителям это надоест, и они откажутся от ваших услуг.

Если не можете грамотно рассчитать урок, в начале придется потренироваться дома, засекая время на секундомере. Через пару недель будете делать это интуитивно, без часов.

Неготовность отвечать на вопросы

Хороший репетитор не боится сложных вопросов учеников. Если вы не в состоянии ответить, не бойтесь признаться в этом, а затем вместе со студентом поищите ответы. Никто не может все знать. И даже учитель имеет пробелы в знаниях, главное – стремиться их заполнить. Это и есть настоящий, живой процесс обучения.

Будьте честными с учениками, не бойтесь их пытливого ума. Любопытный студент – это счастье для учителя. Поскольку любопытство – лучшая мотивация на пути к знаниям.

Единый подход к ученикам

В школе учителя преподают одинаково для всех, поэтому в классе есть отличники, троечники и двоечники. Репетитор не может позволить себе троечников, не может просто прийти, прочесть тему по учебнику и уйти. Нужно быть готовым к тому, что ученики будут разные. К каждому необходимо будет подобрать ключик, увидеть в человеке индивидуальность, его сильные и слабые стороны. И на основе сильных сторон строить занятия.

Сложный материал уроков

Вы любите свой предмет и хотите поскорее поделиться знаниями с учениками. И по итогу даже не замечаете, как студенты зевают на уроках. Желание дать все и сразу ни к чему хорошему не приведет. Проявите терпение и уделите время тому, чтобы грамотно построить уроки, распределить время. Действуйте постепенно. И не забывайте проверять, успевают ли ученики за вами.

Главное в начале пути – не растерять энтузиазм. Не бойтесь ошибок, главное, чтобы вы умели их вовремя исправить и двигались дальше.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки не заметны сразу
  • Ошибки начинающих сварщиков при ручной дуговой сварке
  • Ошибки начинающих экспертов
  • Ошибки начинающих кинематографистов
  • Ошибки не допустимы или недопустимы