Ошибки начинающих психологов консультантов

Главная


/

Блог


/
Чек-лист. 9 ошибок начинающего психолога

Время на чтение: 6 минут

|

25 мая 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

tg

vk

Многие начинающие психологи допускают промахи при работе с клиентами. Расстраиваться и пугаться не стоит. Нужно просто понять, как не повторять их вновь. О распространенных ошибках психологов и вариантах решения, рассказываем в статье.

Своим опытом поделилась Людмила Олеговна Андропова, преподаватель АНО ДПО «Института прикладной психологии в социальной сфере»:

Я помню, как после окончания ВУЗа, мне все время казалось, что не хватает знаний для начала частной практики, поэтому я постоянно проходила дополнительные семинары и тренинги. А не хватало просто уверенности, потому что сколько ни учись, а живой контакт с клиентом всегда волнителен.

Сегодня я постоянно консультирую, веду психотерапевтические и супервизорские группы. Поэтому понимаю с какими сложностями сталкиваются практические психологи, особенно те, кто работает в частной практике.

Что мне хотелось бы сказать начинающим специалистам?

Во-первых, надо принять, что ты не совершенен, будешь допускать ошибки, но можешь их исправить. Невозможно все сделать идеально, нет единого сценария, все клиенты разные. Даже у опытных психологов есть разные шероховатости в работе.

Во-вторых, профессия психолога многогранна, надо не просто прийти в нее, но и найти свой путь в ней. Понять чем хочешь и можешь заниматься, обеспечить себе безопасность, исключив клиентов и случаи, с которыми не готов или не хочешь работать.

А ещё нужна профессиональная поддержка, обмен опытом. Поэтому мы подготовили для вас чек-лист с распространенными ошибками начинающих психологов и предложили варианты решения.

1. «Дружба» с клиентом

Бывают моменты, когда психологи так проникаются сложной ситуацией клиента, что решают подбодрить его примерами из жизни:

«У друга была похожая ситуация. А у меня вообще такое случилось недавно».

Выход за рамки модели «психолог-клиент» негативно сказывается на результате. Вы становитесь для клиента другом, а не специалистом, который способен решить его ситуацию.

Такое поведение психолога приводит к «дружбе» с клиентом. Иногда границы настолько стираются, что клиент начинает звонить и спрашивать совета в любое время дня и ночи.

Работайте с супервизором. Он укажет вам на ошибки в общении с клиентом. Объясните формат общения до начала сессии и пропишите его в терапевтическом контракте. Это избавит вас от претензий клиента, если вы не ответите на звонок или откажетесь от встречи во внерабочее время.

2. Несоблюдение модели «взрослый-взрослый»

Клиент: Я не знаю, что делать.

Консультант: Странно. А я думал, что вы сделали выводы из нашего разговора. Хорошо, давайте сначала.

Клиент: Но я не хочу сначала.

Консультант: Я лучше знаю, что правильно, а что нет. Вы же хотите получить результат? Тогда давайте начнем сначала.

Клиент: Я не знаю, как вести себя с сыном.

Консультант: На вашем месте, я бы сделал так…,

Чек-лист. 9 ошибок

Пример утрирован для того, чтобы наглядно показать, как психолог превращается в «родителя» и вместо вопросов начинает давать советы клиент-«ребенку».

Соблюдение позиции «взрослый-взрослый» — один из главных принципов в работе консультанта. Если клиент почувствует давление, ему будет некомфортно продолжать разговор и открываться перед психологом. А психолог не корректно проработает запрос клиента.

Слушайте клиента и не давайте ему советов. Выстраивайте границы не по типу «родитель-ребенок», а по типу «взрослый-взрослый».

3. Непонимание границ своей компетенции

Вы не в силах помочь всем, иногда нужна помощь других специалистов. Вы не вылечите человека с психическим расстройством, с ним будет работать психотерапевт. Не поможете алкоголику без помощи нарколога.

Психотерапия и психокоррекция: что это такое, в чем разница и кому они помогают — читайте в нашей статье →

Берегите свои ресурсы и не кормите надеждами клиента. Если вы не компетентны в решении его вопроса, скажите об этом честно.

4. Пренебрежение личной терапией и супервизией

Каждому психологу-практику желательно работать с личным психологом и супервизором, чтобы дать лучший результат клиенту.

Психолог помогает практикующему специалисту справиться с личностными проблемами. Супервизор проводит работу над ошибками в коммуникациях с клиентами.

Обратитесь за помощью к психологу и супервизору. Проводите с ними регулярные сессии и анализируйте свои действия.

5. Работа на износ

Больше клиентов — больше доход. По правилам математики это так. Аналогично думают и многие начинающие психологи, поэтому хватаются за всех клиентов и работают 24/7.

Чек-лист. 9 ошибок

Чем это грозит? Быстрым эмоциональным выгоранием, снижением качества консультации, отсутствием результата у клиентов.

Рекомендуем делать акцент на качестве работы, а не количестве клиентов. Рассчитывайте свои силы, а при первых признаках выгорания обратитесь за помощью к коллегам.

6. Проведение бесплатных консультаций

Бесплатные консультации возможны во время учебы, в рамках благотворительных проектов, при первой встрече с клиентом. Сами по себе бесплатные консультации — не ошибка. Ошибка — неумение наладить финансовые взаимоотношения и работать на безвозмездной основе постоянно или по просьбе клиента.

Для одного клиента возможна только одна бесплатная консультация. Цель консультации — выявить запрос, диагностировать проблему и объяснить, чем вы можете помочь.

7. Игнорирование терапевтического контракта

Терапевтический контракт — это соглашение между психологом и клиентом. В контракте вы прописываете цели терапии и средства их достижения. Отсутствие контракта порождает у клиента завышенные ожидания к работе психолога, приводит к необоснованным возражениям и вешанием ярлыков на психолога.

Перед началом работы с клиентом заключите терапевтический контракт. Укажите права и обязанности сторон, а также результат, который получит клиент после прохождения консультаций.

Хотите, чтобы чек-лист «9 ошибок начинающего психолога» всегда был под рукой?

Мы пришлем его вам на почту в удобном формате ‎

8. Отсутствие конфиденциальности

Иногда истории клиентов настолько впечатляют, что ими хочется непременно поделиться с кем-то из друзей. «Никто ведь не узнает», — думает психолог.

Такое поведение недопустимо и противоречит Этическому кодексу психолога, потому что может стать угрозой для жизни и здоровья человека.

Не распространяйте информацию о клиенте. Все сказанное во время консультаций оставляйте в стенах кабинета.

9. Гарантия результата

Хороший психолог не гарантирует результат. Не потому, что сомневается в своих компетенциях, а потому, что не знает, как поведет себя клиент, будет ли он выкладываться и работать над собой во время терапии. Но в то же время задача психолога — быстро и качественно проработать запрос клиента.

Расскажите клиенту, к чему вы придете при совместной работе и соблюдении всех рекомендаций, но не давайте никаких гарантий. А если у клиента возникнет такой вопрос, объясните, что результат зависит не только от психолога.

Ошибки в работе психолога неизбежны, поэтому не следует паниковать. Единственный рецепт: постоянно повышать свою квалификацию и не останавливаться в своем развитии. Для этого все вопросы по работе с клиентами рекомендуется обсуждать с супервизором, а психологические проблемы решать во время личной терапии.

Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов

Введение.
В настоящее время актуальны проблемы,
связанные с началом практики
психологов-консультантов. Они закончили
вуз, полу­чили дополнительное
образование в сфере практической
психологии, но им не хватает опыта
реальной практики консультирования.
Трудно по­нять, на что ориентироваться
в процессе консультирования, эти
ориен­тиры только начинают выстраиваться.
Сложно видеть свои недочеты и ошибки
в работе, поскольку в стандартных
программах переподготовки этому
уделяется мало внимания. Однако именно
такая информация мо­жет стать в начале
пути наиболее ценной, служить главному
принципу работы психолога-консультанта:
«Не навреди!». Развивать себя как
профессионала можно также формируя
определенные качества, которые необходимы
практическому психологу. Например,
«умение понимать, сопереживать,
поддерживать и анализировать чувства
клиента по отно­шению к ближайшим
другим… способность четко и конкретно
плани­ровать изменения в жизни
клиента, структурировать все, что он
говорит и делает, давать обратную связь
и корректировать его высказывания»
(Алешина Ю. Е., 2004). Это важно для всей
практики в целом, но с ка­ких ориентиров
новичку-психологу начинать, чтобы
помочь клиенту, а не сделать еще хуже.

Цель
исследования. Построение первой системы
ориентиров для начинающих
психологов-консультантов. Гипотеза
исследования. На основании эмпирических
данных можно выстроить индивидуальную
систему ориентирования начинающих
практических психологов, осно­ванную
на сведениях о типичных ошибках
психологов-консультантов, проходящих
стандартную учебную программу
переподготовки по пси­хологическому
консультированию.

Испытуемые.
В исследовании приняли участие 54
человека (46 женщин, 8 мужчин). Все
испытуемые — студенты психологических
фа­культетов вузов Москвы, проходившие
интенсивный пятимесячный курс повышения
квалификации по психологическому
консультирова­нию при Московском
центре психологии и развития «Навстречу».
Воз­раст испытуемых — от 18 до 22 лет.

Методика.
В процессе обучения каждый курсант
проводил пер­вые сессии, в которых
клиентом с реальной проблемой являлся
его кол­лега. Ведущие программы
(сертифицированные практические
психоло­ги) осуществляли супервизию
сессий, фиксируя ошибки и недочеты,
допущенные во время их проведения.

Анализ
результатов. Собрана и проанализирована
база данных ошибок участников курса
(22 основные ошибки). Благодаря факторному
анализу удалось выделить шесть факторов
— групп ошибок консультан­та:

1. Ошибки
контакта:

  • Редуцирована
    или отсутствует фаза установления
    контакта.

  • Вторжение
    в личное пространство клиента.

  • Периодическое
    прерывание контакта с клиентом.

2. Наличие
непроработанных личных проблем:

  • Переключение
    на собственные проблемы.

  • Демонстрация
    клиенту своих нерешенных проблем.

  • Обесценивание
    значимых для клиента событий или
    чувств.

  • Спутывание
    причины и следствия в проблемной
    ситуации.

3. Речевые
коммуникативные ошибки:

  • Перебивание
    клиента.

  • Невнимательность
    к словам клиента, искажение или
    интер­претация.

  • Использование
    профессиональной терминологии без
    объясне­ния значений терминов.

  • Многословность
    либо длительное бесцельное молчание.

  • Неточные
    названия чувств, неправильные
    формулировки мыс­лей.

  • Неумение
    вернуть клиента к ответу на заданный
    ранее значи­мый вопрос.

4. Нарушение
этики психологического консультирования:

  • Нарушение
    любого пункта общепризнанных этических
    норм психологического консультирования.

  • Обесценивание
    психотерапевтического процесса.

5. Проблемы
в ориентации на «здесь и сейчас»:

  • Невнимание
    к телесным реакциям клиента.

  • Игнорирование
    актуальных проблем и потребностей
    клиента.

6. Трудности
в работе на определенном уровне
обобщения:

  • Не
    сформулирован или неправильно
    сформулирован контракт (цель работы).

  • Работа
    на чрезмерно абстрактном уровне без
    обращения к конкретным проблемным
    ситуациям, чувствам и мыслям клиента.

  • Невнимание
    к значимым для психотерапии биографическим
    данным клиента.

  • Отсутствие
    или некорректность выводов и домашнего
    задания по итогам консультации.

  • Ориентация
    на средство (технику), а не на цель
    работы Выво­ды.

Возможно
предоставить начинающим
психологам-консультантам систему
ориентирования в качестве
систематизированного перечня типич­ных
ошибок, которые имеет смысл искать и
устранять в своей работе. Это сделает
работу новичков более эффективной и
безопасной для клиента.

Миронова
А. Н.

Основной инструмент для проявления своей экспертности и поиска новых клиентов — соцсети. Большое количество ошибок начинающих психологов связано с тем, что прежде, чем разобраться в целях продвижения и желаемом результате, начинается сравнение себя с другими. Это прямой путь к обесцениванию своих знаний и того небольшого опыта, который уже у вас есть.

Анализ конкурентов важен только для того, чтобы проще было понять, в чем состоит ваша уникальность в качестве специалиста. Да, вы оказываете одинаковую услугу, но каждый делает это по-своему. Стоит найти ту пользу, которую именно вы принесете клиенту, и совместить с вашей личностью. Это тонкое искусство баланса, чтобы блог не получился слишком экспертным и занудным, но и не превращался в «уголок аниматора».

Часто при ведении страничек в соцсетях люди следуют каким-то чужим нормам и правилам, уходя от себя настоящих. А то, что вы транслируете, на самом деле должно быть конгруэнтно тому, что у вас внутри. Опыт, речь, слова, образ, энергия психолога, продукты или услуги — единая экосистема, где элементы дополняют друг друга. И все они про вас.

Также ошибкой начинающих психологов является разговор «на языке профессионала», когда тексты и речь наполнены терминами или примерами, непонятными человеку, далекому от психологии. Клиенту важно понимать, что вы говорите, иначе он может выбрать более близкого себе и «простого» специалиста.

logo

Ошибки психолога

Содержание статьи

От промахов в профессиональной деятельности не застрахован никто, тем более начинающие специалисты. Бояться ошибок психологу не нужно. Воспринимайте любую ситуацию как точку роста — это шанс отточить навыки и повысить экспертность.

Профессиональные психологи часто с улыбкой вспоминают, как на старте практики сомневались в своих силах. Но чем больше у вас опыта, тем уверенней себя чувствуете и меньше ошибаетесь. Идеальных условий не существует, люди и ситуации отличаются. Умение быстро реагировать, гибкость, саморазвитие без надрыва помогут избежать ошибок психологов. На бесплатном мастер-классе “Как стать психологом” вы узнаете, как за 12 шагов развить все эти навыки. Вы научитесь правильно диагностировать психологическое состояние клиентов, консультировать8 их и переводить жалобы в запросы на сессии. Освойте новую профессию, которая позволит получать удовольствие от работы и хороший доход, – регистрируйтесь по ссылке выше!

А в статье мы расскажем о самых распространенных ошибках психолога и способах выхода из таких ситуаций.

ТОП-8 частых ошибок в работе психолога-консультанта

Психология многогранна, у каждого специалиста свой путь. Помните, вы всегда можете отказаться от работы с клиентом или ситуацией, если чувствуете, что по каким-либо причинам не справитесь. Главное – избегайте приведенных ниже типичных ошибок консультанта психолога.Ошибки психолога

  1. Дружеские или романтические отношения с клиентами

    Новички нередко настолько проникаются проблемами клиента, что помощь выходит за рамки консультаций. Если сотрудничество сопровождается личными просьбами, звонками в нерабочее время, совместным времяпрепровождением — ситуацию нужно срочно менять.
    Чтобы избежать этой ошибки в работе психолога, перед началом консультирования подпишите контракт и чётко проговорите, как строится общение, когда и на какие вопросы вы отвечаете. Если отношения с клиентом приобретают романтическую окраску, придётся выбирать: работа или отношения. Иногда лучше прекратить всякие контакты, чтобы не травмировать обратившегося за помощью человека.

  2. Желание помогать всем без исключения

    Новички часто грешат тем, что стараются проанализировать жизнь тех, кто рядом и дать совет. Близкие даже могут подыгрывать, но в конечном счёте пользы от этого мало. Если нет запроса, не навязывайтесь с помощью.

  3. Специалист в родительской позиции

    Ваша задача как психолога — оставаться беспристрастным, не нарушать модель «взрослый-взрослый». Если клиент скатывается в беспомощность, поучать и давить нельзя, это непрофессионально.
    Не нарушайте границ клиента, иначе ему будет некомфортно продолжать сотрудничество, а проблемы так и останутся нерешёнными.

  4. Непонимание собственной компетенции

    Ошибки психолога в консультировании клиента заключаются в том, что специалист выходит за зону своей ответственности. Если человеку, который к вам обратился, нужна помощь психиатра, а не психолога, честно скажите ему об этом. Не нужно обещать решить вопрос, с которым вы не должны работать. Во-первых, не выйдет достичь необходимого результата. Во-вторых, потеряете доверие.

  5. Стремление объять необъятное

    Психология — прибыльная сфера, которая приносит солидный доход. Однако нужно уметь вовремя остановиться. Много клиентов — это хорошо, но однажды наступит момент, когда придётся отказывать. Если из-за количества консультаций не остаётся времени на собственную жизнь, страдает и профессиональная сфера. Это типичная ошибка психолога-консультанта. Давайте себе отдохнуть, иначе быстро выгорите и не сможете консультировать качественно. Если вы уже чувствуете себя уверенно в консультировании клиентов, попробуйте поднять цену на свои услуги. Тогда вы не потеряете доход и сможете уменьшить количество клиентов, освободив время на себя.

  6. Обилие бесплатных консультаций

    Сразу оговоримся, это хороший формат на время обучения, когда нужно собрать отзывы и кейсы, или вы хотите поддержать какой-нибудь благотворительный проект. В начале карьеры можно делать скидку на первую сессию или проводить её бесплатно — чтобы понять, будет ли комфортным взаимодействие с человеком и сможете ли вы ему помочь.
    Цените свой труд и учитесь финансовой грамотности. Постоянно работать безвозмездно не нужно. Максимум — встретиться один раз, чтобы сформулировать запрос и подобрать инструменты для его удовлетворения.

  7. Отсутствие конфиденциальности

    Жизненные ситуации бывают настолько впечатляющими и необычными, что ими хочется делиться. Делать этого нельзя — ни с коллегами, ни с друзьями или родственниками. Так психолог-новичок не только демонстрирует неуважение к клиенту, но и может навредить ему, а главное — испортить свою репутацию.
    Допустимо говорить о ситуации с согласия человека (например, при оформлении кейсов). Но имена и другие детали, по которым можно идентифицировать, должны оставаться в тайне.

  8. 100% гарантии

    Типичные трудности и ошибки начинающих психологов связаны с обещанием конкретного результата. Ни один специалист не знает, насколько его клиент включится в работу или как сложатся внешние факторы. Ваша задача — качественно проводить сессии, давать инструменты для проработки запросов, объяснять, что итог зависит не только от вас.

Мы назвали ключевые ошибки психолога при консультировании. Однако у новичков возникает ряд сложностей ещё на этапе поиска первых клиентов. Это отсутствие оформленных кейсов, недостаточные навыки самопрезентации, неумение рекламировать собственные услуги. Не важно, как вы хотите работать: онлайн или оффлайн — без базовых знаний в области маркетинга не обойтись. Каким бы хорошим ни был специалист, важно грамотно рассказать об этом. Не спешите расстраиваться, приобрести их можно во время обучения.

Курсы по теме

Что мешает успешно стартовать в профессии

Ошибки психолога

Основываясь на практическом опыте преподавателей Международного института психологии «Лидер» в Казахстане, мы собрали ТОП-5 распространенных ошибок, которые мешают начать работать психологам-новичкам:

  1. Идти в психологию, не проработав себя.
    Настоящую ценность клиенту может дать только тот специалист, в жизни которого царит гармония. Конечно, психолог — прежде всего человек, в его жизни не может все быть идеально. Выбирайте обучающие программы от института Лидер, программа построена так, чтобы во время обучения проработать себя.
  2. Работа без отзывов и кейсов.
    Клиентов сложно довериться специалистам, которым нечего показать миру. Чтобы получить первые отзывы, проведите несколько консультаций бесплатно, попросите клиентов поделиться своими впечатлениями на вашем сайте или в соцсетях.
  3. Непонимание собственной уникальности и неповторимого стиля.
    Речь о распаковке личности эксперта. Задача студента — обнаружить свои сильные стороны, суперсилу в психологии и не стесняться о ней заявить. Вы должны сфокусироваться на одном направлении и развиваться именно в нем. Не стоит распыляться на несколько сфер сразу, быть универсалом сложно. Ведь попытка преуспеть и в детской психологии, и в психоанализе, и в работе с зависимостями чревато тем, что успеха не удастся достичь ни в одной сфере.
  4. Нет позиционирования себя как специалиста.
    Создайте отдельный профиль в социальных сетях и давайте людям в нем пользу, рассказывайте о возможных проблемах и путях их решения. Так вы сможете привлечь аудиторию и найти первых клиентов для консультаций по психологии.
  5. Страх начать.
    Конечно, увидев все эти трудности в работе психолога, может возникнуть боязнь что-либо менять в своей жизни. Но не ждите и не откладывайте обучение! Если возникло желание разобраться в психологии, берите и делайте!

Годовой курс «Психолог-консультант» поможет избежать типичных ошибок начинающего психолога. Живая практика, профессиональные преподаватели, проработка системы коммуникации с клиентом, работа над личным брендом, диплом установленного образца — все, что нужно для успешного старта.

Регистрируйся на вебинар “Как стать Психологом с 0” прямо сейчас!

узнай как в любом возрасте с любым образованием:

  • улучшить свою жизнь
  • получить диплом
  • помогать другим с доходом от 50$ в час

Зарегистрироваться бесплатно

Наши рубрики

  • Блог
    • Обучение психологии
    • Пищевое поведение
    • Психология отношений
    • Сексология

Последние публикации

КПТ и гештальт: в чем отличие?

21 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: 2 минут

Разбираем две мощные терапевтические методики в работе психолога: КПТ и гештальт-терапия. Прочтите эту статью, чтобы понять, какой подход соответствует потребностям и целям клиента.

Чем отличается гештальт-терапия от психоанализа?

20 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: 2 минут

Читайте в статье, чем отличаются гештальт-терапия от психоанализа. Эта информация поможет вам понять, какой метод психотерапии лучше работает в различных жизненных ситуациях.

Типы клиентов в психологическом консультировании

18 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: < 1 минуты

Каждый клиент уникален, но существуют общие типы, которые часто встречаются в психологическом консультировании. В этой статье мы расскажем о различных типах клиентов и как психологу с ними работать.

Рекомендуемые публикации для этой категории

КПТ и гештальт: в чем отличие?

21 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: 2 минут

Разбираем две мощные терапевтические методики в работе психолога: КПТ и гештальт-терапия. Прочтите эту статью, чтобы понять, какой подход соответствует потребностям и целям клиента.

Чем отличается гештальт-терапия от психоанализа?

20 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: 2 минут

Читайте в статье, чем отличаются гештальт-терапия от психоанализа. Эта информация поможет вам понять, какой метод психотерапии лучше работает в различных жизненных ситуациях.

Типы клиентов в психологическом консультировании

18 сентября, 2023

  • Обучение психологии

Время на прочтение: < 1 минуты

Каждый клиент уникален, но существуют общие типы, которые часто встречаются в психологическом консультировании. В этой статье мы расскажем о различных типах клиентов и как психологу с ними работать.



Скачать материал

15 ошибок начинающего психолога



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 15 ошибок начинающего психолога

    1 слайд

    15 ошибок начинающего психолога

  • 1. РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ТЕХНИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ	После получения образова...

    2 слайд

    1. РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ТЕХНИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    После получения образования каждый психолог выбирает для себя специализацию, то есть определенное направление и подход, в котором он в дальнейшем будет работать с клиентами (например, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, транзактный анализ и другое).
    Однако запросы клиентов очень различаются, и нет одной универсальной техники работы с ними. Любая психологическая проблема субъективна и зависит от множества факторов.
    Владение разными методами дает инструментарий для работы и обогащает возможности специалиста, т.к. позволяет учесть различную природу психологических проблем.

  • 2. ПЕРЕНОСИТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ КЛИЕНТА	Профессия психолога-ко...

    3 слайд

    2. ПЕРЕНОСИТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
    НА ЛИЧНОСТЬ КЛИЕНТА
    Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования). Одна из грубых ошибок в работе начинающего психолога – анализ ситуации клиента через призму собственного мировоззрения и опыта психолога.
    Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.
    Один из принципов этического кодекса психолога-консультанта – безусловное принятие клиента и недопущение критики ценностей и убеждений клиента. Чтобы Ваш клиент смог выявить свои ошибки и найти нужные ему решения и ресурсы, психологу необходимо быть и «зеркалом», чистым и непредвзятым.

  • 3. СТЕСНЯТЬСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ С КЛИЕНТОВ, РАБОТАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИЕ СУММЫ ИЛИ БЕСПЛА...

    4 слайд

    3. СТЕСНЯТЬСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ С КЛИЕНТОВ, РАБОТАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИЕ СУММЫ ИЛИ БЕСПЛАТНО
    Бесплатные консультации возможны во время учебы или в рамках благотворительных проектов.
    Для психолога, получившего образование и нарабатывающего опыт, в рамках работы с клиентом допустима одна бесплатная консультация. Её цель – выявление запроса, диагностика проблемы и первичное выстраивание траектории дальнейшей работы.
    Неумение наладить финансовые взаимоотношения с клиентами и работа на безвозмездной основе приводят к быстрому выгоранию, а также снижению оценки и признания ваших профессиональных навыков. Если Ваш потенциальный клиент видит низкую стоимость за услугу, у него возникает впечатление, что она некачественная.
    В современном мире представление о том, что качественный товар или услуга стоят денег, является совершенно естественным.

  • 4. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ В ОБУЧЕНИИ И ПРЕНЕБРЕГАТЬ СУПЕРВИЗИЕЙ	Это ошибка не только...

    5 слайд

    4. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ В ОБУЧЕНИИ И ПРЕНЕБРЕГАТЬ СУПЕРВИЗИЕЙ
    Это ошибка не только начинающего психолога, но и того, кто считает себя состоявшимся, квалифицированным и самодостаточным специалистом, которому не нужен компетентный взгляд со стороны.
    Однако именно постоянное стремление к повышению своей компетентности и «инвестирование в себя» существенно повышают Вашу конкурентоспособность и ценность как профессионала.
    Обучение новым методикам и приемам, а также разбор отдельных ситуаций с супервизором расширяют возможности в работе с клиентом, позволяют избежать многих ошибок и вовремя скорректировать возникшие затруднения.

  • 5. ВСТУПАТЬ В ДРУЖЕСКУЮ ИЛИ ИНТИМНУЮ СВЯЗЬ С КЛИЕНТАМИ	Выбор профессии — это...

    6 слайд

    5. ВСТУПАТЬ В ДРУЖЕСКУЮ ИЛИ ИНТИМНУЮ СВЯЗЬ С КЛИЕНТАМИ
    Выбор профессии — это всегда выбор этического кодекса, регламентирующего профессиональную деятельность. В частности, одно из правил этического кодекса психолога — запрет на секс с клиентом на время работы, а также спустя некоторое время после (от 1 года до 3).
    Работа с психологическими запросами подразумевает высокий уровень доверия и открытости, и иногда между клиентом и психологом могут возникнуть романтические чувства, чаще всего обусловленные переносом (это бессознательное перемещение ранее пережитых чувств и отношений на другое лицо, в частности на психолога или психотерапевта).
    Выход за рамки модели «психолог-клиент» негативно сказывается на результате и лишает специалиста объективности. В этих случаях психолог должен отказаться от «ведения клиента», пройти супервизию и по прошествии времени принять осознанное решение относительно личных или профессиональных отношений.

  • 6. ДАВАТЬ СОВЕТЫ	Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача с...

    7 слайд

    6. ДАВАТЬ СОВЕТЫ
    Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
    Запрет давать советы является одним из правил профессиональной этики психолога-консультанта.
    Клиент сможет прийти к разрешению своей проблемы не в том, случае, если получит готовый «рецепт» или алгоритм действий, а сможет выявить истоки и глубинные причины своих действий, прийти к своему «я» и нести ответственность за собственные решения и поступки.

  • 7. ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ РАССКАЗАМИ О ЛИЧНОМ ОПЫТЕ	Безусловно, наличие жизненного о...

    8 слайд

    7. ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ РАССКАЗАМИ О ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

    Безусловно, наличие жизненного опыта существенно обогащает взаимодействие психолога-консультанта и клиента, а также позволяет гибко мыслить и адекватно реагировать на различные нюансы и трудности в работе.
    Однако в первую очередь психолог руководствуется не личным опытом, а проверенным и достоверным научным знанием. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога- консультанта перед клиентом, то есть психолог- консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.
    Следует помнить, что психолог не является гуру или наставником, которого идут послушать. Он помощник клиента в слушании и понимании себя.

  • 8. СТАВИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КЛИЕНТАХ	Проводя психологическое консультирование...

    9 слайд

    8. СТАВИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КЛИЕНТАХ
    Проводя психологическое консультирование и выявляя сущность психологической проблемы клиента, психолог-консультант не должен рассматривать его как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.
    Каждый человек является уникальной личностью, обладающей глубокими переживаниями и эмоциями, пренебрежение которыми может иметь губительные последствия.
    При ведении консультации важно сформировать у клиента ощущение абсолютной безопасности, а не рассматривать его так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

  • 9. КОНСУЛЬТИРОВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ И ЗНАКОМЫХ	У большинства начинающих психолог...

    10 слайд

    9. КОНСУЛЬТИРОВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ И ЗНАКОМЫХ
    У большинства начинающих психологов есть огромное желание и энтузиазм помочь близкому человеку, чтобы отработать на практике полученные знания и набраться опыта для дальнейшей деятельности.
    Нередко бывает, что близкие люди сами просят о консультации, так как больше доверяют Вам, а не постороннему человеку. Кроме того, для Ваших друзей или родственников это может быть хорошей возможностью сэкономить, ведь наверняка Вы не будете брать с них деньги за консультацию либо запросите сумму намного ниже средней по рынку.
    Нужно понимать, что такая работа не будет эффективной по нескольким причинам:
    1. Вы будете метаться между ролью друга/родственника и ролью психолога, а Ваши близкие будут ожидать от Вас безусловного принятия в повседневном общении.
    2. Работа с близкими людьми переживается интенсивнее, а значит, психолог может во время работы заботиться не о помощи человеку, а том, как остаться в работоспособном состоянии.
    3. Ваши родственники и друзья достаточно предвзяты по отношению к Вам, что существенно подрывает Ваш авторитет как профессионала и может привести к конфликту и разрыву дружеских отношений.

  • 10. ГАРАНТИРОВАТЬ УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБОМУ КЛИЕНТУ	Основная задача психолог...

    11 слайд

    10. ГАРАНТИРОВАТЬ УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
    ЛЮБОМУ КЛИЕНТУ
    Основная задача психолога – качественно и за относительно небольшой срок проработать запрос клиента. Тем не менее хороший психолог не гарантирует результат. Не потому, что сомневается в своих компетенциях, а потому, что не знает, как поведет себя клиент, будет ли он выкладываться и работать над собой во время терапии.
    Успех в решении психологических проблем – это всегда совместная работа консультанта и клиента!
    11. ПОМОГАТЬ БЕЗ ЗАПРОСА, «ПРИЧИНЯТЬ ДОБРО».
    В стремлении начинающего психолога спасти весь мир и кардинально улучшить жизнь клиента, нужно всегда придерживаться принципа умеренности и исходить из запроса клиента.
    Стремление навязать помощь, когда об этом не просят, может привести к нежелательным последствиям: клиент может начать злоупотреблять Вашей отзывчивостью либо обвинить Вас в своих неуспехах.

  • 12. БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАРЕШЕНИЯ КЛИЕНТА	Задача консультанта — по...

    12 слайд

    12. БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
    РЕШЕНИЯ КЛИЕНТА
    Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Основным результатом работы является не преподнесение клиенту готового решения проблемы, а помощь в понимании истоков проблемы и формирование видения вариантов решения. Итоговое решение клиент всегда принимает самостоятельно.
    13. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ НАВЫКИ ВНЕ
    РАБОЧИХ СИТУАЦИЙ
    Чтобы избежать эмоционального выгорания, специалист должен «выключать психолога» за пределами своего рабочего кабинета.
    Для эффективной работы очень важна способность переключаться и абстрагироваться от профессионального мышления.

  • 14. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ДИАЛОГЕ С КЛИЕНТОМ	Психолог имеет профессиональные зна...

    13 слайд

    14. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ДИАЛОГЕ С КЛИЕНТОМ

    Психолог имеет профессиональные знания и навыки, позволяющие более объективно и разумно рассмотреть ту или иную ситуацию. Однако не нужно откровенно демонстрировать это в диалоге с клиентом и выступать в роли гуру или безусловного авторитета.
    Это приведет либо к неспособности клиента принять собственное решение и перекладыванию ответственности на психолога, либо к ощущению унижения и собственной неполноценности.
    15. ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
    КАК СВИХ СОБСТВЕННЫХ
    Для начинающего психолога-консультанта очень сложно выдержать баланс между включенностью, эмпатией и сохранением психоэмоциональной стабильности.
    Именно поэтому очень важно, чтобы перед началом собственной практики психолог проработал имеющиеся у него травмы и внутренние переживания.
    Если психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, он потеряет внутреннее равновесие и не сможет оказать эффективную психологическую помощь клиенту.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    14 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 190 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.03.2023
  • 42
  • 3
  • 29.03.2023
  • 102
  • 2
  • 29.03.2023
  • 251
  • 12
  • 29.03.2023
  • 82
  • 10
  • 29.03.2023
  • 75
  • 7
  • 29.03.2023
  • 119
  • 13
  • 29.03.2023
  • 85
  • 5
  • 29.03.2023
  • 612
  • 41

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Герги Татьяна Сергеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Герги Татьяна Сергеевна

    • На сайте: 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 394
    • Всего материалов:

      2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки начинающих гроверов
  • Ошибки начинающих шахматистов
  • Ошибки начинающих психологов книга
  • Ошибки начинающих футболистов
  • Ошибки начинающих гитаристов