Ошибки начинающих предпринимателей картинки

Итак, начнем с ошибок, а затем перейдем к тому, как же их избежать начинающим предпринимателям и довести свой проект до финансового результата…

Приветствуем всех читателей нашего блога, на связи Александр и Виталий!

В этой статье мы расскажем вам об ошибках начинающих предпринимателей, которые сгубили самые большие и перспективные идеи великих энтузиастов.

Обобщив свой предпринимательский опыт и опыт своих друзей, мы поняли, что нужно делать, а что категорически противопоказано начинающим предпринимателям.

И сейчас обо всем этом расскажем вам!

Ошибки при открытии бизнеса


Когда новички задаются вопросом «Как начать свой бизнес», тут же в голове начинается каша. Что делать сначала? Зарегистрироваться? Открыть ИП? Взять кредит? Найти партнеров, клиентов, офис? Давайте обо всем по-порядку.

Ваша главная задача на этапе старта – не заработать миллион, а остаться при «своих».

Рассмотрим типичные ошибки начинающих предпринимателей.

Ошибка №1. Начало своего дела с больших финансовых вложений

Считаем, что эта одна из самых грубых ошибок. Смотрите, друзья… Все начинания, когда вы сразу занимаете большие деньги (если у вас нет стартового капитала), арендуете офис, даете дорогую рекламу, набираете штат сотрудников – это все ненужные издержки на этапе старта, просто поверьте!

Мировая статистика говорит, что в течение первого года разоряется 90% начинающих предпринимателей. Это, включая те проекты, которым нет и нескольких месяцев. В следующий год из «выживших» разоряется еще 50 процентов. До 5 лет существования доживает всего 3-5 из 100!

Насчет необходимости и эффективности больших начальных вложений читайте в нашей статье «Как открыть бизнес без вложений?». Просто спросите у себя: «Что будет, если я потеряю вложенные средства?». Ладно, если они у вас свои, а  если они у вас еще и заемные и на них «капает» процент — это очень страшно! Возможно, тогда вы будете подходить более осмотрительно к вложению каждого рубля.

Многие люди, открывая свой бизнес, сразу начинают считать, а сколько же они заработают через месяц, год и т.д. И почему-то меньшинство думает иначе, а именно: «Сколько я могу потерять через месяц, год…?» А статистика – наука точная… Дорогие читатели, мы вас вовсе не пугаем, просто хотим предостеречь от ошибок, через которые сам прошли и видели не раз такие ситуации.

Недавно мы провели опрос среди своих друзей и знакомых, которые не являются предпринимателями и никогда не занимались бизнесом. Задали им всего два вопроса:

  1. С чего бы вы начали свой бизнес?
  2. Возможно ли начать бизнес без стартового капитала или с его минимальным наличием (до тысячи долларов)?

Не будем приводить все ответы, а просто тезисно обобщим их:

  • я бы купил вот такой товар оптом и стал его продавать в розницу;
  • стал бы изготавливать дома такой-то товар и продавать его;
  • зарегистрировал бы фирму, потом купил товар и дал рекламу;
  • снял бы офис, нашел оптовых поставщиков и стал продавать товар;
  • снял бы торговую точку (площадь), повесил дорогую светящуюся рекламу (для того, чтобы привлечь больше внимания), нанял бы персонал, купил торговое оборудование и стал бы заниматься продажей комплектующих для компьютеров.

Еще раз напомню, что это были люди, никогда не занимавшиеся бизнесом.

Друзья, запомните! Это очень важно!

Все предпринимательские проекты, начинающиеся с подхода: «где купить?», «у кого занять деньги?», «во что вложить?» (офис, мебель, склад, прилавки, кассовый аппарат, товар), «кого нанять?» и т.п. в большинстве случаев заканчиваются плачевно. Такие бизнесы обычно не доживают до своей первой годовщины.

А как же тогда правильно начать свой бизнес? – спрашивает большинство людей. И здесь мы полностью согласны с тем, что говорит по этому поводу Владимир Довгань – знаменитый российский предприниматель, тренер успеха:

 «Подумайте, что у вас есть такое, что вы можете дать людям, чтобы они за это заплатили вам деньги? Какой ваш талант, какое ваше умение, опыт, какой ваш навык, знание и так далее?»

Владимир Довгань

Не допускайте больших рисков, особенно на начальном этапе, когда все работает нестабильно. Начните с малого и постепенно эволюционируйте. Лучше всего, если ваш бизнес вырастет из вашей наемной работы, а идеально, если вы превратите в бизнес собственное хобби или любимое дело. Кстати, как это произошло у нашего знакомого предпринимателя и партнера Евгения Коробко читайте в статье: «Как работа помогла мне начать свой бизнес или как открыть рекламное агентство с нуля»

Как правильно начать бизнес.

Когда вы стартуете – делайте упор на эффективный маркетинг – анализируйте рынок, попытайтесь понять потребности вашего окружения. Постоянно задавайте себе вопрос: «А чего не хватает моим друзьям, знакомым или родственникам? Какой товар, услугу, умение я могу им предложить, какую их потребность я могу удовлетворить?»

Следующий совет:  когда работаете над маркетинговой частью своего проекта – планируйте и размышляйте письменно! Это поможет вам логически структурировать свои идеи. Составляйте план на день и старайтесь как можно точнее следовать ему не отвлекаясь.

Уверяем, если вы будете придерживаться этих советов, то шансы на успех у вас резко повысятся.

Ошибка №2. «Где больше денег?» или спонтанный выбор направления коммерческой деятельности

Прибыльный бизнес

Поясню на примере: «Сосед держит автосервис, у него получается, а чем я хуже?» И вы начинаете копировать схему его бизнеса, консультируясь с ним.

И вроде бы вы все делаете как он – сняли хорошее место, наняли пару специалистов-автослесарей, купили расходные материалы и оборудование. Затем дали рекламу. И вот уже несколько месяцев прошло, а результата все нет и нет. Ваше дело работает в лучшем случае в «ноль», едва отбивая периодические затраты на его содержание.

В чем же причина? Оказывается, ваш сосед до открытия своего дела работал 4 года слесарем в автосервисе, а соответственно имеет хороший опыт как специалист. Также выясняется, что это ему интересно и соответствует его способностям. А главное, он сам принимает непосредственное участие в ремонте автомобилей на своем сервисе и поэтому зарабатывает основную часть денег от своей деятельности. У вас же большая часть прибыли уходит на зарплату наемным работникам.

Здесь очень показательным будет наш любимый пример про великого ученого-химика Д.И. Менделеева  о его открытии периодической системы. Многие говорят, что мол вот молодец, свою периодическую систему химических элементов придумал за одну ночь, а есть даже такие люди, которые говорят, что ему повезло.

Ребята, а при этом никто не забыл упомянуть, что он до этой ночи химией занимался годами?

Запомните: количество на определенном этапе всегда переходит в качество!

Возвращаясь к соседу с автосервисом и проводя параллель с Менделеевым можно точно сказать, что бизнес нужно начинать не спонтанно, а осознанно, перед этим все осмыслив и проанализировав.

А перед тем, как открываться — обязательно изучите сферу деятельности, в которой планируете начать свой предпринимательский проект. А чтобы это планирование действительно работало и было выполнено на уровне, читайте нашу статью  «Как составить бизнес-план».

Ошибка №3. Попытка делать все в одиночку, быстро и глобально или идея – это еще не все

Даже если у вас потрясающая идея, море энтузиазма и есть некоторые ресурсы, не беритесь сразу за глобальные проекты в надежде заработать миллион рублей или долларов уже через месяц. Представьте, вы начинающий тяжелоатлет и уже на первом занятии хотите поднять штангу 150 кг. Что произойдет в этом случае? Да вы просто надорветесь и потеряете всякий интерес к этому виду спорта. Так и в бизнесе.

Осмотритесь, проведите несколько встреч со знакомыми деловыми людьми, которые уже имеют положительный опыт ведения предпринимательской деятельности. Побеседуйте с ними. На этом этапе часто бывает, что вы боитесь кражи своей идеи со стороны знакомых. Поверьте, ваша идея совсем не интересна большинству людей из вашего окружения. Идея – это далеко не все. Каждый человек рождает их каждый день великое множество. Идея ценна только тогда, когда она претворена в жизнь. А это очень сложно сделать, поверьте!

Есть замечательное выражение:

«Быстро только кошки родятся»

А бизнес – это не просто гораздо сложнее, а еще и не так быстро, как многие думают. Вот почему лишь у нескольких человек из ста получается стать успешными предпринимателями.

Кто владеет информацией, тот владеет миром!

Кто владеет информацией

Все знают это знаменитое выражение, но далеко не все умеют его применять.

А это значит, что нужно всесторонне знать, что представляет из себя сфера предполагаемой деятельности. Прочтите пару десятков книг по ней, просмотрите видеокурсы и семинары, сходите на тренинги и мастер-классы практиков, которые уже имеют достаточный опыт в этом бизнесе. А если надо, устройтесь в компанию потенциальных конкурентов работником и посмотрите этот бизнес изнутри. Все эти шаги многократно повысят ваши шансы на успех при открытии своего дела.

Ошибка №4. Безответственное отношение к бизнесу

Успешные предприниматели не перестают говорить, что начать бизнес и удержать его в начальной стадии гораздо сложнее, чем управлять большой компанией с сотнями работников и большими объемами. Так как, открывая свой проект, у вас все происходит спонтанно — «клиент отказался от покупки», «позвонили из налоговой» — срочно нужно бежать туда, поставщики подвели со сроками, нужно оплачивать счета и т.д.

Многие думают, как открыть бизнес, но не все понимают, какую ответственность он накладывает на предпринимателя…

От всего этого у вас происходит «взрыв мозга», появляется много стрессов, пропадает вера в себя и свой проект. Вы начинаете отлынивать от текущих дел, так как испытываете большие эмоциональные перегрузки.

Друзья, в этом случае многие предприниматели говорят, что бизнес «не идет» и закрывают его. Если вы оказались в такой «жесткой» ситуации, вам необходимо с одной стороны немного отдохнуть, а с другой — работать еще усерднее, чтобы бизнес не разорился.

В этот случае возьмите небольшой перерыв. Сделайте прогулку, поразмышляйте, лучше всего отправьтесь с хорошими друзьями на природу. Это может быть парк или лес, поговорите с ними на позитивные темы. Крайне не рекомендуем в таких случаях отдыхать очень бурно — с алкоголем, поздними мероприятиями и т.д. Это только отнимет силы.

После отдыха и возвращению к своему проекту постарайтесь делегировать часть непрофильных функций своим друзьям или знакомым, а при наличии денежных ресурсов – специалистам именно в данной области.

Например: вы хотите провести рекламную кампанию своего проекта и начинаете сами писать рекламный текст, печатать объявления, ходить их расклеивать, публиковать в Интернете. Это не совсем правильно, так как в таком случае самый ценный ресурс – время будет безвозвратно утерян.

Деньги можно заработать. Цените время — это невосполнимый ресурс!

Всегда старайтесь выполнять данные людям обещания. В вашем случае это будут клиенты и партнеры. Если заведомо знаете, что сдержать слово не получится, не обещайте. Будьте ответственны! Это главное качество настоящего предпринимателя.

Время уходит

Ошибка №5. Бросить свое дело при первых трудностях и неудачах

Идите по жизни с девизом:

«Никто не может сказать, что я проиграл, если я сам не признаю себя побежденным!»

Бизнес – это большие трудности. Такое качество настоящего предпринимателя, как стрессоустойчивость стоит в одном ряду с ответственностью, предприимчивостью и способностью нестандартно мыслить. Хотя, знаем из своего опыта, в большинстве случаев стрессоустойчивость выходит на первый план.

Трудности будут всегда, а говоря о сфере бизнеса, где речь идет о деньгах и обязательствах, их точно не избежать. Все перечисленные выше ошибки начинающих предпринимателей встретятся на вашем пути при отсутствии опыта в бизнесе. Как при занятиях спортом наши мышцы растут через боль, в бизнесе происходит точно также. Только испытав лишения и неудачи, можно вырасти.

Если у вас наступили не лучшие времена – свяжитесь со знакомыми предпринимателями и узнайте, как они выходили из подобных ситуаций.

Ваши единомышленники – это ваша опора!

Подводя итоги

Дорогие читатели, мы надеемся, что изучив эту статью, вы не совершите фатальных ошибок при открытии своего дела и у вас все получится.

В любом случае пробуйте и не останавливайтесь на достигнутом!

Автор статьи:

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Эти семь ошибок — наиболее типичные. Особенно для начинающих предпринимателей. Взгляните на эту таблицу. На нерентабельность бизнеса, ставшую причиной провала, приходится целых 75%!

По роду деятельности мне с 2008 года приходится ежедневно взаимодействовать с многочисленными представителями российского малого бизнеса. И как человек, имеющий обширную практику управления маркетингом и продажами компаний реального сектора, волей-неволей подмечаю самые распространенные ошибки, приводящие к фатальным последствиям. Я покажу их в этой статье и объясню, как избежать. 

Ошибка 1. Не думать о продажах еще на старте 

Многим начинающим предпринимателям кажется, что их товары или услуги будут нарасхват. Причем без особых на то усилий. Просто потому что они превосходного качества. А ведь известно же, что хорошее «продается само» и без всякой рекламы. Поэтому о продажах задумываются уже после — когда арендован и оснащен офис, наняты сотрудники, запущено производство или закуплена партия товара. 

В итоге издержки накапливаются, а встречного финансового потока, который их покрывает, нет очень долго. Если его не удается дождаться, приходится закрывать бизнес, потому что денежный запас «съеден».

У меня есть парочка весьма показательных примеров. Одни ребята задумали выпускать попкорн. Причем не обычный, а в разнообразной глазури. Другой предприниматель озадачился производством наборов специй. Он рассчитывал на безоговорочный успех, поскольку у его приправ была довольно необычная и удобная упаковка. Вполне возможно, что те, для кого они старались, то есть потребители продуктов, ими бы заинтересовались и купили в магазине. 

Обе компании не учли лишь одного — в этом товарном сегменте путь продукта до прилавка тернистый и сложный. Далеко не каждую бутылку, коробку или пачку производителю удастся поместить на магазинную полку.

Итог обоих начинаний был плачевный. И его можно было избежать, если с самого начала были бы тщательно оценены возможные каналы сбыта.

Как правильно

Задумывая выпуск продукта на рынок, нужно иметь четкое понимание двух моментов:

  • какая модель продаж мне подойдет;
  • какие мне для этого потребуются инструменты.

При этом под инструментами я понимаю не кассовые аппараты, а то, что будет обеспечивать продажи и убеждать в ценности и пользе товара. То есть сайты, лендинги, презентации, рекламные материалы и прочее. Также очень полезно понимать, какие риски есть на пути их приобретения, и знать, как их избежать.

Ошибка 2. Выпускать продукт без привязки к потребностям будущих покупателей

Чаще всего бизнес затевается на базе того, что есть у его основателя, — умений и навыков в какой-то области, доступа к выгодным закупкам или наличия каких-то ресурсов. При этом, как правило, мало кто с достаточной степенью серьезности задается вопросом — будет ли востребовано то, что я собираюсь предлагать рынку?

Иногда эта востребованность кажется сама собой разумеющейся — «это же многим надо». Нередко ценность продукта для его поставщика видится более чем очевидной, потому что он позволяет решить вроде бы насущную проблему. 

В результате либо не удается пробиться через многочисленных конкурентов, либо довести до сознания потребителей ценность продукта. Бывает, что проблема, которую помогает закрыть продукт, вроде бы существует, но есть иные способы с ней разобраться, и к ним потребители давно привыкли. Поэтому сформировать потребность в продукте трудно и финансово затратно. 

Пример. За великолепными рекламными кампаниями этой фирмы следили едва ли не все маркетологи рунета. Бизнес-модель Getwear строилась на удаленном производстве джинсов на заказ. Покупателям было достаточно всего лишь выбрать нужную модель, снять  и отправить мерки. Однако затраты на интернет-продвижение потерпели фиаско. Попытки сформировать спрос так и не принесли результатов.

Как правильно  

Перед тем как браться за воплощение бизнес-идеи, нужно четко сформулировать, какую пользу и выгоду приносит бизнес или продукт, за которые будут готовы платить. 

Эту гипотезу необходимо проверить на правильность. Нужно обратиться к представителям целевой аудитории и получить обратную связь, чтобы оценить потенциальную востребованность продукта. 

Ошибка 3. Пытаться продать «всем и каждому»

Это довольно распространенная ошибка начинающих предпринимателей. Целевая аудитория воспринимается ими очень широко. К примеру, так: «Мои покупатели — мужчины и женщины от 22 до 60 лет». Подобный подход оправдан разве что при торговле мясом, медом, огородной продукцией и другими продуктами питания на городском рынке. 

Во всех остальных случаях потенциальных покупателей нужно определять более тщательно, чтобы суметь донести до них ценности и выгоды продукта.

Как правильно 

Один и тот же продукт люди могут покупать по разным причинам. Поэтому сначала нужно определить все поводы к покупке, а затем в соответствии с ними разделить потенциальных покупателей на группы. И «прорисовать» словесный портрет типичного представителя каждой.

Вот тогда появится возможность обращаться к своим вероятным покупателям более адресно и обещать им именно то, что они были бы готовы положительно воспринять.

Пример. Знаю одну онлайн-школу английского. В разработку сайта, платформу для проведения занятий и рекламу было вложено немало средств, но учеников не было. Дела пошли на лад лишь после того, как были разработаны специализированные программы. Сейчас в ассортименте школы краткосрочные экспресс-курсы для взрослых, подготовка к ЕГЭ для школьников и введение в английский для самых маленьких. А ведь финансовой подушки безопасности могло бы и не хватить…

Ошибка 4. Думать, что свои деньги и деньги фирмы — одно и то же 

Такое  бывает сплошь и рядом, когда бизнес оперяется, возникают поступательные финансовые потоки, а основателю начинает казаться, что можно наконец-таки «выдохнуть». Для него нет ничего предосудительного в том, чтобы часть денег, поступивших на корпоративный счет, использовать в личных целях. Автомобиль новый купить, к примеру. Логика, которой он при этом руководствуется, простая — «фирма моя, значит, и деньги тоже».

В результате образуются кассовые разрывы. А попытки их ликвидировать нередко приводят к фатальным последствиям. Когда, например, для покрытия задолженности перед контрагентами берутся кредиты. 

Пример. Знакомый мне владелец веб-студии заключил выгодную сделку на разработку корпоративного интернет-портала с предоплатой. Предоплата составила 45%, и ее вполне хватило на покупку дачи. А через полгода оборотных денег стало ощутимо не хватать: платить программистам и дизайнеру стало нечем, пришлось брать кредит под серьезный процент. Сейчас эта веб-студия уже закрылась.

Как правильно

Нужно назначить себе зарплату и ни при каких обстоятельствах не брать деньги из корпоративной кассы. 

Ошибка 5. Иметь слабое представление о корпоративных финансах

Цифру своего оборота безошибочно назовет едва ли не каждый молодой предприниматель. А вот прибыльный его бизнес или нет, ответит, скорее всего, неверно. Продажи ведь идут, «накрутка» вроде немаленькая, да и оборот месячный четыре «с копейками» миллиона. Ну, конечно же, прибыльный, как иначе?

В сочетании с ошибкой, описанной чуть выше, это в итоге и приводит к необходимости закрыть бизнес «из-за нерентабельности» и войти в те самые 75% из таблицы в начале статьи.

Как правильно

Цифру своей точки безубыточности каждый предприниматель должен знать как «Отче наш» и при оценке показателей регулярно с ней сверяться. Точка безубыточности — этот тот оборот, при котором фирма работает «в ноль», то есть без прибыли, но и без убытков.

Известно, что оборот — это деньги, поступающие от покупателей. Из него надо вычесть переменные издержки (ПерИ), к которым относятся:

  • себестоимость (затраты на закупки или производство товара);
  • затраты на доставку;
  • компенсация торговому персоналу, выплачиваемая в виде процентов;
  • налоги на оборот;
  • затраты на прямую рекламу.

После этого вычета определяется маржинальная прибыль (МП).

МП = Оборот — ПерИ

Если полученная цифра не имеет отрицательного значения, то навскидку может показаться, что бизнес ведется не в убыток. Однако, кроме переменных издержек, существуют еще и постоянные. То есть те платежи, которые приходится делать в установленном размере ежемесячно. 

В первую очередь это:

  • аренда;
  • зарплата сотрудникам, включая постоянную часть оплаты торговому персоналу, а также подрядчикам на аутсорсинге;
  • выплаты на «социалку».

Дальнейший перечень варьируется в зависимости от особенностей бизнеса фирмы. Постоянные издержки (ПосИ) приходится нести даже если нет финансовых поступлений от покупателей. При такой ситуации фирма работает в убыток.

Чистая прибыль (ЧП) определяется по формуле:

МП — ПосИ = ЧП

Если показатель ЧП равен нулю, следовательно, бизнес работает «в ноль», то есть без убытков.

Точка безубыточности достигается, когда МП = ПосИ.

Чтобы рассчитать точку безубыточности, то есть минимально необходимый валовый оборот при существующей структуре издержек, надо все бизнес-затраты распределить на постоянные и переменные. При этом переменные высчитываются сначала в абсолютных цифрах, а затем берутся в процентах к обороту.

Точка безубыточности =  ПосИ/(100% — % ПерИ)

К примеру, постоянные издержки составляют 300 тысяч, а переменные — 85%.

ТБ = 300/0,15 = 2 млн.

Следовательно, пока бизнес не достигнет оборота два миллиона, он будет убыточным. 

Обычно к рассчитанной точке безубыточности добавляют 20-25% и ориентируются на эту цифру. В таком случае закладывается необходимый запас прочности, чтобы при каком-то форсмажоре не уйти сразу же в минус.

Пример. Небольшое мебельное производство, как казалось его владельцу и моему заказчику, вышло в плюс. Возникло желание расшириться — начать изготавливать мебель из цельных спилов древесины — слэбов. 

В итоге затраты на запуск производства «съели» взятый под это кредит. Поток заказов наладить не удалось, а доходов от прежней товарной линии на покрытие кредита не хватило. Потому что их, в принципе, и не было. Бизнес ранее уверенно работал на самоокупаемости и попытка расширения его элементарно подкосила.

Ошибка 6. Ставить бизнес в зависимость от постоянных покупателей

Такая ошибка наиболее типична для B2B-сегмента, хотя возможна и в B2C, если сформировался круг людей, постоянно заказывающих товар или услугу.

Известно, что затраты на удержание постоянных покупателей ниже, чем на привлечение новых. Однако утрата двух-трех крупных может стать критичной для бизнеса. Поэтому для обеспечения безопасности необходимо регулярно привлекать новых. А базу действующих покупателей периодически проверять на прочность.

В бизнес-практике принято опираться на принцип Парето, в соответствии с которым нормальной  считается ситуация, при которой 80% оборотных денег поступают от 20% общего количества постоянных покупателей. Можно  говорить о том, что бизнес под серьезной угрозой, если обнаруживается, что эту львиную долю оборота обеспечивают всего 10, а то и 5%.  

Пример. Вспоминается одна показательная история. Владельцы знакомой мне региональной компании по производству детского лакомства мечтали зайти в крупную федеральную сеть. В итоге ценой приличных инвестиций в развитие производства им это удалось. 

Практически вся производимая продукция отгружалась в супермаркеты сети. На третий год работы контракт продлить не удалось. Наладить поставки в другие торговые точки из-за отсутствия налаженной системы продаж не получилось. Бизнес пришлось закрыть из-за потери рынка.

Как правильно

Во-первых, необходимо хотя бы раз в квартал проводить такой анализ. Во-вторых, как можно точнее определить портрет идеального покупателя на основе уже имеющихся и регулярно давать точечную рекламу для привлечения новых и лояльных.

Ошибка 7. Договариваться с партнерами «на словах»

Чаще всего такое происходит, когда бизнес создается родственниками или друзьями. Логика здесь простая — зачем между своими бюрократию разводить! Однако и в тех случаях, когда между партнерами нет ничего личного, нередко ключевые моменты взаимоотношений не прописываются документально.

Мне известно немало историй, когда успешные вроде бы бизнесы разваливались без видимых на то оснований. И именно в тот момент, когда стартовый период успешно пройден, и уже есть прибыль. Трения между партнерами возникают как раз на этом этапе. Особенно когда финансы бизнеса для партнеров непрозрачны и неясно, по какому принципу должны выплачиваться дивиденды.

К примеру, успешно запустившаяся фирма по установке и ремонту климатического оборудования развалилась лишь из-за того, что ее основатели — два закадычных друга — не смогли поделить первую прибыль. Цифра была небольшая — в районе двухсот тысяч, и эти деньги было решено «потратить на себя». 

Проблема возникла на ровном месте. Один друг, мой бывший коллега, разбирался в маркетинге и ничего не понимал в кондиционерах. На этом основании второй, который выстроил все внутренние бизнес-процессы, настаивал на том, что две трети прибыли должно достаться ему. Конфликта бы не произошло, если бы друзья договорились заранее и зафиксировали принципы распределения прибыли документально. 

Вторая история уже из онлайн-бизнеса. Две знакомых мне подруги организовали группу в соцсети с целью последующего дохода за размещение рекламы. Договора о сотрудничестве не заключали. В итоге, когда через полтора года группа вышла на уверенную доходность 400 тысяч в месяц, одна подруга просто лишила другую прав на администрирование и исключила из группы. Восстановить  справедливость не удалось, поскольку не было документальных доказательств ее права на управление группой.

Как правильно

Известно, что при регистрации компании положено оформлять учредительный договор и устав. Также не секрет, что многие начинающие предприниматели считают их составление формальностью и лишь слегка «подгоняют под себя» чьи-нибудь документы, найденные в интернете. 

Между тем, не только проговорить, но и зафиксировать на бумаге необходимо следующие моменты:

  • каков порядок вложений, распределения прибыли и дивидендов;
  • как будет контролироваться бизнес и кто им будет руководить в текущем режиме;
  • каков порядок действий в случае желания одного из партнеров выйти из бизнеса и как будет продаваться его доля;
  • на кого будет возложена функция контроля над финансами, обеспечения прозрачности и корректности взаиморасчетов между учредителями. 

***

Я показала вам семь подводных камней, способных повредить корабль бизнеса, отправляющегося в свое первое плавание. И желаю их избежать. А ведь это нетрудно, если просто запомнить, что

  1. Модели и процессы продаж надо продумывать до закупок продукта или запуска в производство.
  2. Необходимо адаптировать продукт к запросам и потребностям покупателей.
  3. Нужно четко представлять своих покупателей.
  4. Следует отделить свой карман от финансов фирмы.
  5. Важно контролировать точку безубыточности.
  6. Нельзя пренебрегать расширением клиентской базы.
  7. Важно письменно фиксировать договоренности с партнерами.

Надеюсь, что моя статья кому-то поможет улучшить текущее положение в бизнесе, а кого-то убережет от фатальных промахов. Я искренне хочу, чтобы экономика нашей страны развивалась, и этот материал — мой скромный вклад в достижение общей цели. Ваши репосты помогут увидеть его тем, кому он окажется полезен. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Пренебрежение рекламой, слишком маленькая финансовая подушка и излишняя скромность могут затруднить ваш путь к успеху.

Личный опыт: 7 ошибок начинающего предпринимателя

Анна Ермакова

Бренд-стратег, креативный директор студии Brand to GO.

В сентябре 2019 года исполнилось два года моей предпринимательской деятельности. К уходу из корпоративного мира я пришла осознанно, изучив чужие ошибки, но это не помогло мне обойти известные грабли. Может, мой опыт позволит другим не наступить на них?

1. Первый бизнес в новой для себя сфере

Я, маркетолог по образованию, с 2006 года работала в маркетинге, брендинге и управлении проектами, но почему‑то начать своё дело решила в туризме. Романтично, но не рационально. Идея так захватила разум, что логика отключилась. В итоге я потратила самое дорогое — время — на то, чтобы разобраться в новой теме, но оценила масштаб бедствия и всё же переключилась на сферу, в которой разбираюсь лучше. С подругой‑дизайнером мы запустили дизайн‑студию. А к теме туризма я решила вернуться позже, когда на первом, более понятном мне деле освоюсь в мире бизнеса.

Если вы уже хороший и известный на рынке специалист, может, не стоит перечёркивать весь свой опыт и наработанные связи? Попробуйте «искать себя рядом с тем местом, где потеряли», как пишет Елена Резанова в книге «Никогда‑нибудь. Как выйти из тупика и найти себя». Начните делать то же, что уже делаете, но в другом формате.

2. Отсутствие финансовой подушки

Понимая, что на запуск бизнеса нужно время, я дала себе два месяца: ровно на такой срок у меня имелся запас денег. Когда он был исчерпан, а заказы ещё не поступили, пришлось запустить руку в кредитку, и это стало сложным решением. Я продала всё ненужное, перешла на однообразное питание, от напряжения и неопределённости не высыпалась за привычные 7–8 часов и раз в неделю находила у себя седой волос.

Уйти в своё дело — эффективный способ похудеть за короткий срок, но не очень здоровый. Мне понадобилось в общей сложности полгода, чтобы наладить систему и выйти в плюс. Мои идеи по захвату мира нужно было разделить на три и подготовить соответствующий финансовый запас. Позже я научилась быть реалистичной в планировании как доходов, так и расходов.

Предприниматель или самозанятый, у которого нет стабильного дохода, просто обязан планировать будущие расходы и видеть, откуда он возьмёт на них ресурсы, а также знать свой прожиточный минимум.

Финансовой подушки в размере персонального прожиточного минимума должно хватить хотя бы на полгода, а лучше — на год. Чем она объёмнее, тем больше времени мы «покупаем» на эксперименты — тоже мысль из вышеупомянутой книги. С другой стороны, чем меньше подушка, тем быстрее жизнь заставит крутиться. Некоторые могут год просидеть на запасах и лишь ближе к их концу сдвинуться с мёртвой точки.

3. Мнение, что хороший проект в рекламе не нуждается

Первые полгода не были бы такими голодными, если бы мы, известные узкому кругу специалисты, расширили аудиторию с помощью минимальных вложений в рекламу. Для контекста или таргета на нашем рынке не требовались баснословные суммы: это был вопрос 3–10 тысяч рублей. Можно самостоятельно разобраться с настройками или договориться о бартере.

Убеждённость, что мы так круты, что нам не нужна реклама, украла несколько месяцев. После 12 лет на высокооплачиваемых должностях в маркетинге сложно снять корону и признать, что теперь придётся заново доказывать, чего ты стоишь на рынке. Бесплатные источники продвижения приносили свои плоды, но вложения в рекламу окупились бы быстрее.

Упущенное время и недополученная прибыль — результат пренебрежения своевременными инвестициями в интернет‑рекламу.

Запуская новое дело, закладывайте бюджет на продвижение. Здорово, если он вам не понадобится. Если вы ушли в бизнес не с активной клиентской базой, то первое время придётся потратить на знакомство рынка с вашей компанией. На это нужны инвестиции — для малого бизнеса они вполне подъёмные.

4. Недооценка силы нетворкинга

Не так страшно отсутствие рекламы, как пренебрежение возможностями бесплатного продвижения. Неуверенность в себе и своём продукте, «синдром самозванца», — то, что мешало сразу заявить о себе.

Поначалу лишь близкие друзья были в курсе нашей работы на новом поприще. Первыми клиентами стали как раз знакомые, они же давали рекомендации, которые конвертировались в заявки. Сделать соцсети открытыми и рассказывать там о студии я решилась только через пару месяцев.

Побороть скромность помогло наблюдение за другими начинающими предпринимателями. Пару раз я бывала на специальных нетворкинг‑встречах, где познакомилась с десятками людей, которые «тестировали нишу». То есть пробовали себя в деле, в котором пока не разбираются, но продавали свои услуги дорого, как уже состоявшиеся профессионалы.

Полезность подобных мероприятий для расширения базы клиентов и круга партнёров весьма сомнительна, но совсем пренебрегать возможностями завязать новые знакомства не стоит.

Двум стартаперам с той встречи мы сделали что‑то по цене ниже себестоимости, они оценили помощь и позже порекомендовали нас знакомым бизнесменам, с которыми получилось уже более выгодное сотрудничество. И дальше запустилось сарафанное радио. За два года мы ни разу не прибегли к платному продвижению, большинство клиентов так и приходят по рекомендациям.

Начинайте говорить о своём новом деле не только друзьям, но и рынку как можно раньше. Посещайте мероприятия, на которых бывают ваши будущие клиенты, а не «коллеги по несчастью». Стройте личный бренд и транслируйте его в социальных сетях задолго до выхода в свободное плавание.

5. Перфекционизм

Не только в IT есть смысл делать релиз минимально жизнеспособного продукта, чтобы иметь обратную связь, проверить гипотезы и получить первые доходы. Для запуска дизайн‑студии достаточно было собрать портфолио для лендинга и соцсетей. Однако весь наш перфекционизм ушёл в разработку собственной визуальной айдентики и сайта.

Действительно, мы ведь собираемся предлагать свои услуги по брендингу, как мы сами можем выглядеть не на пятёрочку? Да и перед коллегами по цеху неловко в далёком от идеала виде. Объективно даже первый драфт нашего сайта выглядел лучше, чем у большинства игроков наших размеров в сегменте — привлекать заказы он не мешал.

Стоило потратить два месяца не на допиливание визуальной части, а на выстраивание коммуникации с целевой аудиторией.

Лучше выйти на рынок раньше, с не доведённым до совершенства товаром или услугой, но протестировать ваше предложение на реальных клиентах и начать получать фидбэк и прибыль, чем отложить запуск, ударившись в перфекционизм.

6. Непоследовательность

Если мы слишком застряли на упаковке бизнеса, то другие зачастую, наоборот, про неё забывают и удивляются: почему дело не идёт? Вынашивать месяцами логотип проекта, который может не выстрелить, так же неправильно, как не верить, что встречают по одежке, и забивать на эстетику.

Многие считают, что на старте нужно сильно потратиться, сразу зарегистрироваться как ИП, арендовать офис. Я юридически стала индивидуальным предпринимателем, только когда появился первый клиент, работавший строго по безналу. Визитки мы заказали к первой встрече. А офис нам так и не понадобился: клиенты предпочитают встречаться на их территории, чтобы не тратить время на проезд. Через год мы вовсе ушли в онлайн и теперь работаем удалённо из разных уголков планеты.

Шаг за шагом: сначала упаковка «на коленке», тестовая реклама, проверка жизнеспособности бизнес‑идеи, а уже после первых продаж — вложения в брендинг, офис, оборудование, продвижение.

7. Искусственная мотивация

Первый вопрос, который нужно задать: «Зачем мне своё дело?» Если хочется получать больше денег, может, проще сменить работодателя? Если надоело ходить в офис, то договориться с начальством о гибком графике? Мне не хватало свободы и самостоятельности: хотелось выбирать, с кем из клиентов и коллег работать, а с кем — нет, обрести мобильность, быть у руля маленького механизма, а не исполнительным винтиком корпоративной машины.

Второй вопрос: «Зачем мне деньги или свободное время?»

Вначале я пыталась навязать себе «правильные» цели: досрочно погасить ипотеку, например. Но это стремление не стало мечтой, ему не хватало энергии, чтобы вдохновлять, поднимать с утра и помогать преодолевать трудности.

Я готова была отказывать себе в платных развлечениях и новой одежде, если поставленные финансовые цели проваливались. Сложнее всего давалось отсутствие путешествий — вот где была зарыта моя мотивация. Пришлось хитрить: чтобы не откладывать поездки до того времени, когда на них заработаю, я сначала покупала билет, а вместе с ним обретала смысл трудиться. Предстоящее приключение меня бодрило и заставляло шевелиться, а какой настрой, такой и результат.

Эти два года я провела в 13 странах и стольких же регионах России. Удалённая работа и постоянные перемещения стали образом жизни, от которого теперь уже непросто отказаться.

Если при работе в компании сама корпоративная система с начальником и KPI служит стимулом к выполнению задач, то в свободном плавании легко расслабиться. Самый сильный бизнес‑план может рухнуть из‑за отсутствия мотивации у его исполнителя. Обязательные платежи (аренда жилья, кредиты, оплата ЖКХ, покупка продуктов) не срабатывают как позитивное подкрепление. Нужно иметь чёткие зажигающие цели, у каждого они свои. Поощрять себя за достижения, отмечать маленькие победы тоже важная часть мотивации.

Читайте также 🧐

  • 33 вещи, которые должен знать каждый начинающий предприниматель
  • 25 полезных книг про бизнес для начинающих
  • 5 ужасов молодого предпринимателя, с которыми на самом деле легко справиться

Как показывают официальные данные, об открытии собственного дела и запуске бизнеса задумывается каждый второй сотрудник, который работает в найме. Но одно дело задумываться, а другое — предпринимать решительные действия. Всего лишь 20% от общего числа трудящихся в России пробуют запустить собственный проект. И только 10% среди самых смелых добиваются успеха. Остальные 10% начинающих бизнесменов, столкнувшись с первыми трудностями, теряют интерес к бизнесу и бросают начатое дело. Стоит отметить, что сложности в предпринимательской деятельности подстерегают всех бизнесменов. Но кто-то справляется с испытанием, а кто-то нет. К тому же, большинство предпринимателей допускают промахи при запуске бизнеса. Чтобы не испытывать разочарований уже на старте, стоит знать о некоторых типичных ошибках в предпринимательстве. И о том, как можно их избежать.

Ошибка 1. Неверно выставленные цели

Часто начинающие предприниматели слишком увлекаются идеей построения бизнеса, рассчитывают на быстрый и ошеломительный успех, забывая о самом главном — о постановке целей. Любой коммерческий проект должен приносить пользу людям. Ведь если бизнесмен хочет лишь заработать как можно больше денег в самый короткий срок, то скорее всего, его дело долго не просуществует. Несмотря на то, что основной целью любого бизнеса является увеличение прибыли, другие цели должны носить несколько иной характер.

Чтобы понять, какие именно цели нужно формулировать и прописывать, следует ответить на вопрос — зачем нужен этот бизнес? Ответы вроде заработать денег, получить уважение и признание, самореализоваться и обрести финансовую свободу, ни о чём не беспокоиться в старости — носят обобщенный характер, не отражают сути и не помогают понять, в каком направлении следует двигаться дальше. Цель нужна для того, чтобы определять векторы движения и развития бизнеса, помогать предпринимателю следовать в нужном направлении и достигать успеха.

Цели в бизнесе бывают краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные цели — это те, которые устанавливаются на небольшое время, не более 1 года. Такие цели обычно задают для конкретных сроков. Их можно назвать составляющими бизнес-стратегий — с помощью определенных пошаговых действий удается достичь каких-либо показателей. Принять 10 сотрудников в штат, повысить мотивацию работников, увеличить процент лояльности покупателей на 20% — это все пример краткосрочных целей.

Долгосрочные цели отличаются более масштабным уровнем. Это планы, на осуществление которых отводится, в среднем, 5-10 лет. Такие цели часто отражают миссию компании, помогают определить концепцию и направление движения. Например, если бизнесмен занимается продажей спортивной обуви, то в качестве долгосрочной цели ему следует выбирать не стремление заработать несколько миллионов рублей. Желание вдохновить людей на занятия бегом, ведение активного образа жизни и дать покупателям возможность приобрести качественную спортивную обувь и одежду — вот что должно стать долгосрочной целью и миссией бренда.

Постановка целей позволяет привязать рабочий процесс к определенной задаче, сплотить команду и согласовать действия сотрудников, установить индивидуальный контроль над разработками. К тому же, благодаря наличию четких целей становится проще принимать решения. Важно, чтобы поставленные цели были достижимыми, согласованы с ведущими специалистами компании и могли быть измерены в цифрах.

Ошибка 2. Отсутствие бизнес-плана

Многие предприниматели пугаются, когда слышат о необходимости разработки бизнес-плана и совсем отказываются от этого документа. Отсутствие бизнес-плана чревато тем, что руководитель может запутаться в финансовых отчетах, неправильно распределить зоны ответственности, потратить больше средств, чем планировалось. Как это часто бывает, если у организации нет бизнес-плана, то в случае возникновения нештатных ситуаций, руководитель не может быстро принять решение и перейти к плану «Б».

Бизнес-план не обязательно должен иметь традиционный вид. Допускается и свободная форма этого документа. Даже если бизнес-план не будет показываться инвесторам, кредиторам и потенциальным партнерам, необходимые расчеты должны быть выполнены. Нужно учесть размеры инвестиций, срок окупаемости проекта, возможные траты и непредвиденные ситуации, а также заранее просчитать расходы на зарплаты и премии сотрудников.

Слепое следование бизнес-плану тоже не приведет к отличным результатам. Сфера бизнеса очень подвижная и изменчивая. Поэтому иногда ситуация на рынке может меняться, могут появиться новые возможности. В некоторых случаях отступление от запланированных действий допустимо, если владелец бизнеса уверен в том, что все-таки можно рискнуть.

Ошибка 3. Долгое принятие решений

Медленный старт уже стал причиной многих неудачных бизнес-проектов. Часто предприниматели пытаются работать по старой, классической модели построения бизнеса. Сначала они ищут деньги для старта, потом подбирают помещение и разрабатывают сайт, затем ищут поставщиков и подходящий товар, нанимают сотрудников, и наконец, запускают рекламу и открывают продажи. Но такая схема уже не приносит должного результата на старте. Тем более, если выполнять все строго по этапам, то процесс запуска бизнеса может затянуться на 6-12 месяцев.

Сейчас, в условиях современной экономики, действовать нужно быстро и параллельно выполнять некоторые задачи. Например, исследование ниши, разработку сайта и запуск рекламы стоит объединить в один пункт. Также нужно заранее найти подходящее помещение и начать ремонт, чтобы потом не тратить драгоценное время. Закупить товар и начать его продавать следует до того, как в организации появятся сотрудники. Иногда случается так, что работников требуется меньше, чем планировалось или выясняется, что можно и вовсе обойтись без наемных сотрудников.

Рекламу тоже следует запускать заранее, примерно за 1 месяц до открытия магазина или старта онлайн-продаж. Так аудитория будет уже прогрета и люди с большим энтузиазмом будут совершать покупки. Долгое принятие решений чревато тем, что конкуренты могут поторопиться и опередить предпринимателя. В таком случае потребуется еще больше времени, чтобы переделать маркетинговую стратегию и придумать новые фишки для успешных продаж.

Ошибка 4. Отсутствие делегирования

Предприимчивые руководители, которые стремятся все сделать самостоятельно, часто оказываются в сложной ситуации. Если бизнесмен считает, что лучше его никто не способен справиться с какими-то поручениями, а для поиска ответственных сотрудников нет времени, то он или выгорит или столкнется с проблемами. Невозможно качественно расти в доходе, не делегируя обязанности.

Рубить с плеча и поручать сразу все второстепенные дела помощнику тоже не стоит. Лучше начать с каких-то простых поручений: написание постов в соцсетях, консультирование по телефону, обработка заказов, упаковка посылок, фотографирование товаров. Если в компании пока недостаточно средств для выплаты зарплаты сразу нескольким вспомогательных сотрудникам, стоит поискать фрилансеров, начинающих специалистов или студентов. Такие люди могут выполнять работу на достойном уровне, при этом получая не самую высокую оплату. Учащиеся наверняка согласятся помогать руководителю за скромную зарплату, а начинающим фрилансерам можно предложить выполнить работу в обмен на подробный, положительный отзыв и создание кейса.

Ошибка 5. Неправильный выбор инвесторов

Любой предприниматель желает найти такого бизнес-партнера, который будет вкладывать много денег в проект и при этом не мешать вести дела. Однако, такое везение встречается достаточно редко. Обычно, если инвестор готов вложить солидную сумму в бизнес, то он захочет претендовать и на роль руководителя или иметь более 50% акций компании. Не все начинающие бизнесмены готовы к такому. Но и стараться найти денежного и солидного инвестора не стоит.

Ценность бизнес-партнера заключается не в его состоянии, а в его опыте, связях, каналах, которые он использует для продаж. Оценивать инвестора, в первую очередь, следует, по следующим критериям:

  • опыт в коммерческой деятельности;
  • количество и качество деловых связей;
  • ресурсы, которые он готов задействовать для продвижения проекта;
  • навыки в продажах и маркетинге, которыми он обладает;
  • уровень моральной поддержки, которую он оказывает владельцу бизнеса;
  • уникальность его идей и изобретений.

В любом случае, каким бы перспективным ни был потенциальный инвестор, есть категория людей, которых никогда не следует брать в бизнес-партнеры. Это родственники и друзья. Как показывает практика других предпринимателей, деловые связи между близкими людьми портят отношения и не идут на пользу бизнесу. Очень мало кому удается соблюдать дистанцию и четко разделять работу и дружбу. Поэтому, чтобы не разочароваться в людях и не потерпеть неудачу в коммерции, следует особо тщательно подходить к выбору инвесторов.

Ошибка 6. Непонимание целевой аудитории

Эту ошибку допускают многие предприниматели, полагаясь лишь на свои ощущения, мысли и представления при определении целевой аудитории. Не все проводят предварительное исследование ниши и потенциальных клиентов, ошибочно полагая, что итак все знают о своей ЦА. Изучать портреты потенциальных покупателей нужно всегда, даже если кажется, что все итак понятно. Нельзя целиться сразу во всех потребителей, это не приведет к успеху. Чтобы максимально выгодно продать товар клиенту, нужно знать о его предпочтениях, интересах, сомнениях, возражениях. Когда руководителю удастся сформировать такое торговое предложение, которое будет интересно для определенной категории людей, то можно будет сократить расходы на рекламу. При этом прибыль будет только расти.

Если времени на полноценное и качественное исследование ЦА нет, тогда следует провести анализ ниши собственными силами. При этом можно обойтись без привлечения респондентов, но тогда придется переключить фокус внимания с личных убеждений на оценку реальной ситуации. Вопросы для проведения анализа ЦА:

  1. Кто может интересоваться продуктом? Что это за люди?
  2. Зачем им этот продукт? Как изменится их жизнь после покупки? Какие проблемы им удастся решить?
  3. Какой уровень дохода у ЦА? Какие потребности, интересы есть у ЦА?
  4. Как часто клиенту требуется данный продукт?
  5. В какой жизненной ситуации находятся клиенты, когда осознают потребность в этом продукте?
  6. Какой средний чек в данной нише? Готов ли клиент оставить такую сумму?
  7. Сколько покупателей в неделю/месяц может обслуживать магазин?

При изучении ЦА следует тщательно собирать данные, чтобы в дальнейшем ориентироваться именно на потребности клиентов и предлагать им те продукты, которые действительно будут пользоваться спросом. Это позволит избежать той ситуации, когда товар оказывается ненужным для покупателей.

Ошибка 7. Высокие расходы на старте

У многих предпринимателей возникает соблазн потратить чуть больше денег, чем было запланировано. Особенно, если бюджет солидный или удалось привлечь средства инвесторов. Однако, как показывает практика, такое желание нередко приводит к финансовым потерям и неудачам. Опытные предприниматели советуют тратить как можно меньше денег на старте, чтобы потом не оказаться в минусе, если дело все же прогорит. Не стоит покупать дорогую мебель в офис и пытаться сделать дорогостоящий ремонт. Лучше обойтись косметическим ремонтом, а мебель можно взять с рук или по скидке на каком-нибудь сайте-гипермаркете мебели.

Некоторые бизнесмены оправдывают большие траты тем, что для формирования хорошей репутации фирмы требуются престижные атрибуты: мебель, техника, машины, сайт. Но на самом деле стартовый капитал следует инвестировать в привлечение клиентов, установление контактов, нарабатывание нужных связей, повышение узнаваемости бренда и лояльности покупателей. Не стоит сразу замахиваться на крупные проекты и строить иллюзии насчет быстрого роста. Лучше идти к цели постепенно, уверенными шагами, не растрачивая бюджет на ненужные вещи.

Ошибка 8. Отсутствие навыков продаж

Без базовых знаний в маркетинге сложно будет что-то продать. Нужно заранее спланировать стратегию продвижения и продумать, какие каналы будут использоваться для сбыта продукции. На сегодняшний день самым эффективным методом продвижения услуг и товаров являются социальные сети. В независимости от того, какая соцсеть будет выбрана в качестве основной, другие доступные площадки тоже нужно протестировать.

Если предприниматель развивает ту сферу, в которой не обойтись без общения с клиентами, значит, ему необходимо изучать психологию продаж. Чтобы приводить аргументы и отрабатывать типичные возражения клиентов, придется прокачиваться в продажах. Умение общаться с потребителями, стрессоустойчивость, способность слышать клиента, правильная подача продукта, навыки делового общения, способность к убеждению, упорство, терпение — всем этим качествам можно и нужно обучаться, если есть желание преуспеть в продажах.

Ошибка 9. Привычка верить на слово

Многие начинающие бизнесмены в силу неопытности пытаются заключить сделки на словах, игнорируя соблюдение важных правил. Это чревато потерей денег, репутации, срывом поставок. Чтобы не попадать в неловкие ситуации в бизнесе, всегда нужно оформлять все договоренности как полагается. Без договора, подписанного всеми участниками сделки, сама сделка не имеет никакой силы. Также следует внимательно изучать документы, которые предоставляются на подпись. Казалось бы, об этом знают все и уже набили оскомину бесконечным повторением. Но все же до сих пор часто возникают ситуации, когда предприниматель, не читая бумаг, оказывается в неприятной ситуации.

Многие руководители наивно полагают, что в их сфере нет прямых конкурентов, которые могли бы как-то повлиять на ведение бизнеса. Но конкуренты есть в любой нише. И даже если их нет сейчас, то спустя какое-то время они все равно появятся. Поэтому следует всегда держать руку на пульсе и следить за тем, как развивается, что предлагает и что использует для продвижения конкурент. Сравнительный конкурентный анализ обычно проводится перед запуском бизнеса. В дальнейшем этот анализ рекомендуется выполнять не реже, чем раз в 3 месяца.

При оценке сайта конкурентов следует выписывать отдельные фразы, фишки, уникальные торговые предложения, офферы, информацию об акциях, скидках, розыгрышах. Копировать идеи у соперников не стоит. Но благодаря собранной информации удастся определить, какие УТП есть на данный момент у конкурентов. Это поможет поработать над собственным брендом и создать интересное предложение для покупателей, которого еще нет у других фирм.

Чтобы провести конкурентный анализ наиболее качественно, следует придерживаться определенной последовательности в действиях:

  1. Найти компании, которые занимаются продажами в той же или похожей сфере. Это могут быть как местные производители, располагающиеся поблизости, так и соперники в онлайне (крупные интернет-магазины и бренды). Найти сайты конкурентов можно в интернете.
  2. Вычислить товарный ассортимент и средние цены. Это можно сделать, проанализировав сайт, изучив рекламные буклеты. Чтобы оценить уровень сервиса изнутри и заодно проверить качество товара, можно сделать заказ на небольшую сумму в магазине конкурента.
  3. Определить рекламные каналы и целевую аудиторию. Совершив заказ на сайте конкурента и зарегистрировавшись на портале, можно получить больше информации о его бизнесе. Пользуется ли соперник мессенджерами, ведет ли клиентскую базу, занимается ли email-маркетингом, рассылает ли индивидуальные торговые предложения, пользуется ли чат-ботом. Также можно воспользоваться специальными программами, которые собирают доступную информацию о подписчиках в соцсетях.
  4. Изучить уровень репутации. Следует поискать и почитать отзывы клиентов на открытых источниках. Возможно, именно там удастся найти какие-то мелкие недочеты и недоработки, которые допускает конкурент. На основе отзывов можно выяснить сильные и слабые стороны соперников.

Коротко о главном

Совершать ошибки при запуске бизнеса — это нормально. Практически каждый предприниматель на старте допускал погрешности и действовал не так, как было нужно. Но благодаря этим ошибкам руководители смогли получить бесценный опыт и сделать определенные выводы. Даже если действовать согласно плану и не ни шаг не отходить от выбранной стратегии, от ошибок не застрахован никто. Ситуация на рынке может поменять в любой момент, и поэтому предприниматель должен быть готов к незапланированным расходам, возникновению нестандартных ситуаций. А также к тому, что иногда может понадобиться план Б.

Планирование и запуск бизнеса — дело не такое уж простое. Но в любом случае, к какой бы сфере не относился проект, следует помнить о типичных ошибках, которые так часто совершают начинающие предприниматели и постараться их не допускать. Всегда следует изучать конкурентов, целевую аудиторию и потенциальных инвесторов. Все договоренности нужно сразу фиксировать, обязанности — делегировать, а решения принимать быстро. Также не стоит активно расходовать бюджет на старте, лучше заняться вопросом увеличения продаж. Правильно выставленные цели и наличие бизнес-плана тоже существенно облегчат жизнь предпринимателю при запуске бизнеса.

Возможно вам также будет интересно:

Самовыкупы на Wildberries

22.09.2023

Когда речь идёт о бизнесе, предприниматели используют все возможные способы для его развития и получения прибыли. В том числе спорные….

Штрихкоды для Ozon

22.09.2023

Штриховые коды товара (ШК) применяют для идентификации и маркировки продукции. Маркетплейс Озон предъявляет к этикеткам со штрихкодом свои особые требования….

Самые типичные ошибки предпринимателей

Предприниматель и бизнес-ангел — Дмитрий Костомаров рассказал нам про самые популярные и типичные ошибки предпринимателей. Дмитрий 7 лет работал в крупной международной FMCG-компании, 8 лет в маркетинговых сервисах, 8 лет в поддержке розничной торговли, а в настоящее время сосредоточен на проектах в области EdTech, HRtech, work force management, health management. Его текущие проекты — actum.pro, e-queo.com, mr.wolf.  Мы рекомендуем прислушаться к нему всем начинающим и желающим.

Прежде, чем дать старт любому бизнесу, нужно ответить на два самых важных вопроса: «Зачем вам это?» «Что в итоге?». В общем-то, с этих вопросов вам придется начинать каждое утро и заканчивать ими каждый день. Давайте посмотрим на развитие нового бизнеса и определим, какие ошибки могут совершать (и успешно делают это) предприниматели на каждом из основных этапов.

Первая, и самая большая ошибка начинающих бизнесменов — они выдумывают цели иные, чем деньги. И даже если говорят про прибыль, не обозначают порядок цифр. Приведем пример. Ко мне, как к инвестору, пришли ребята, которые решили сделать мессенджер со множеством социальных функций и фишек для нетворкинга. И рассуждениями о том, что достаточно изменить мир, и деньги благодаря этому потекут рекой. На простой вопрос о том, сколько они собираются зарабатывать, основатели долго рассказывали про рекламную модель, партнерство с агрегаторами и прочее. Если бы я занялся мобильным приложением, то вряд ли стал бы делать это меньше, чем за миллион долларов. С учетом маржи в мобайле, если за него платят, для этого нужно заработать пять миллионов. Что означает на практике миллион пользователей по 5 долларов или 5 млн. — по одному. Отсюда финальный вопрос: что в этом продукте позволяет предположить оплаченный интерес 1-5 млн. человек?

Начинать всегда нужно с продукта. Старые и надежные формы планирования до сих пор не устарели, поэтому можно просто идти по матрице 8P, принятой для описания продуктового или сервисного бизнеса. Матрица позволит вам понять и увидеть самые частые ошибки предпринимателей на старте пути.

Первое P. Ошибка: Ненужный продукт

ошибки предпринимателей

Product. Не так важно, что вы придумали – кросс-скоринговую платформу для получения кредитов, батончики для здорового питания или просто решили повторить успешную модель с другого рынка – вы должны сделать нормальный продукт. Сейчас типичная ошибка проектов на старте в том, что MVP (минимально жизнеспособный продукт) у них находится, как ни странно, на чересчур минимальном уровне. Они рассчитывают на то, чтобы скорее запуститься и проверить гипотезы и так далее. Забывая при этом, что мы живем в цифровую эпоху, в которой хороший опыт распространяется также молниеносно, как и плохой. И, сделав неудачный продукт, вы получите негативный пользовательский опыт.

Ваш проект должен быть действительно нужным. И здесь мы можем наблюдать еще одно типичное заблуждение начинающих предпринимателей — «этого никто не делал». Они считают это достаточным основанием, чтобы сделать глупость первым, а вы? Вместе с тем, определить черты хорошего продукта можно несколькими фразами: улучшает потребительский опыт, решает не решаемую ранее задачу по адекватной цене или просто похож на другой хороший продукт, но стоит меньше или доступен больше.

Второе P. Ошибка: Пренебрежение ценой

ошибки предпринимателей

Price, цена. Любимый невроз некоторых предпринимателей – стыд за зарабатываемые деньги. Этих бизнесменов сразу видно по культуре их команд, которые только и делают, что раздают скидки и снижают стоимость, снижая ценность своего продукта.

За примером далеко ходить не нужно: так, мой партнер по проекту e-queo.com постоянно раздает фантастические скидки, хотя продукт действительно не имеет аналогов и великолепен со всех точек зрения. Обычно такие предприниматели говорят: «мы зарабатываем на другом». Ну что тут скажешь? Зарабатывать в бизнесе нужно на каждом вздохе. Всё, что вы не заработали сейчас, – вы не заработаете НИКОГДА.

Третье P. Ошибка: Неправильный расчёт стоимости клиента

ошибки предпринимателей

Place, место. То, где вы продаете. Недавно пришел проект со снеками здорового питания с идеальной ошибкой в расчетах. В их модели была красивая маржинальность и сетевые продажи. Пришлось объяснять, что всегда есть цена дистрибьюции и никогда не бывает так, что вы поставляете продукт и за ним сразу выстраивается очередь, а цена дистрибьюции равна нулю. Привлечение любого клиента стоит денег. Например, SkyEng, по слухам, тратит 7000 рублей на привлечение одного клиента. Если это так, то проект просто не может быть прибыльным, поскольку есть разрыв между цифрами. Конверсия в полноценный цикл уроков с учетом маржи просто ниже, чем можно себе позволить на таких цифрах.

Четвертое P. Ошибка: Преждевременная реклама

ошибки предпринимателей

Promotion. Рейтинг про ошибки предпринимателей не обойдётся без этой. В топ любимых заблуждений в маркетинговой области, безусловно, входит продвижение до запуска бизнеса или проекта в расчете на то, что подогреется интерес, и люди будут с нетерпением ждать официального старта. Так бывает в одном случае из ста. А в 99 других клиент разочарованно списывает продукт в неудачные, а конкуренты делают успешный релиз. Классический пример из этой области — рождение селфи-дрона Lily. Пока основатели занимались промо несуществующего продукта, DJI выпустил уже третью генерацию.

Пятое P. Ошибка: Бизнес с друзьями и родственниками

ошибки предпринимателей

People. Люди, которые с вами работают и представляют компанию. Худшее, что может сделать проект, — нанять друзей и родственников. Об этом написано горы литературы и это можно делать только тогда, когда вы не нашли другого способа расстаться с приятелями, семьей или бизнесом. Еще одно любопытное явление в этой области — соратники. Многие основатели настолько благодарны тем, кто начинал с ними, что забывают о необходимости держать дистанцию. И нередко со временем сталкиваются с вопросом, кто и что сделал для проекта, и так ли важен основатель в принципе. Как это ни грустно, но с людьми времен начала бизнеса лучше расставаться, если вы не готовы сделать их партнерами. Такие ошибки предпринимателей существуют, наверное, столько же, сколько существует само предпринимательство.

Шестое P. Ошибка: Чрезмерная сложность процессов

ошибки предпринимателей

Processes. Процессы бывают разными, но необходимо, чтобы они были удобными и разумными. Большинство начинающих предпринимателей делает ошибку и начинает думать о проекте, как о будущей корпорации, создавая избыточное регулирование самых простых вещей. Или позволяя своим сотрудникам накручивать процессы. В итоге, не имея выручки, мы получаем бюрократию. На начальном этапе процесс может быть только один — бесконечно пробовать сделать лучше и дешевле. А за любую попытку выдумать бюрократическую процедуру — «расстрел». Даже если вы ничего не понимаете в бухгалтерии, но позволяете выстроить бухгалтерам стену для сотрудников, это убьет бизнес быстрее, чем вы успеете осознать, что произошло. Back office — первый бизнес-киллер в природе. Если вы сразу не объясните этим бюрократам, что они не более, чем сервисное бюро для тех, кто зарабатывает деньги, они вас утопят.

Седьмое P. Ошибка: Бесцельное партнерство

ошибки предпринимателей

Partnership, партнерство. Наибольшее количество ошибок начинающие предприниматели делают именно здесь. Во-первых, без партнеров нельзя. Но можно и нужно обходиться без тех, которых вы зовете в проект только потому, что вам страшно. Партнеры должны давать бизнесу то, что вы сами не можете. А за психологическим комфортом лучше обращаться к профессиональным психоаналитикам. Партнерство уже с точки зрения b2b также важный аспект, и 90% предпринимателей, и 99% корпораций рано или поздно падают в ловушку явления «я плачу, я и прав». Партнеры, поставщики, участники логистической цепочки — все работают в одной связке, ради одной цели — ваших денег в кармане и их приумножения.

Восьмое P. Ошибка: Отношение к производству

ошибки предпринимателей

Production, производство. У 8P есть много трактовок. Если у вас производство, то это производительность и качество, если сервис, то physical evidence — неосязаемые, но реальные для потребителя свидетельства вашего существования. Тут бесконечная поляна для набивания шишек, говорить о которых лучше в рамках отдельного материала.

А этот текст мы завершим одной важной истиной: бизнес — это проекция отношений на деньги. Нормальные человеческие отношения, уважение к себе и партнерам, сотрудникам, контрагентам скорее приведут вас к результату, чем что-то другое. Предприниматель — это генетическая предрасположенность к риску и способность работать в состоянии крайней неопределенности. Такой психотип редко рождает абсолютную адекватность и дружелюбие, но нужно постараться. Так дела пойдут легче и проще, а типичные ошибки предпринимателей, которые присущи другим могут обойти вас стороной.


Читайте: Деньги «на себя» и на бизнес: как научиться разделять финансы


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки начинающих писателей фанфиков
  • Ошибки начинающих вокалистов
  • Ошибки начинающих перепеловодов
  • Ошибки начинающих монтажеров
  • Ошибки начинающих волейболистов