Ошибки начинающих монтажеров

Нам всем свойственно допускать порой ошибки, и некоторые из них влекут за собой серьёзные последствия. Но иногда мы сталкиваемся с одними и теми же последствиями, не понимая, что именно стоит за этим. Попробуем сейчас в этом разобраться.

Динамика склеек

Одна из самых популярных ошибок — это «некомфортная» для зрителя, скажем так, динамика склеек. Важно, чтобы в ролике присутствовал контраст, но резкая и неуместная смена ритма, неподходящее сочетание крупности планов могут только навредить видеоролику. Ритм ролика должен быть продумано контрастным, а крупности не стоит чередовать просто как «общий, средний, крупный план» и так по кругу. Чередование планов тоже подчиняется определённым законам, которые часто вытекают из смысла повествования. Подробнее об этом можно почитать в книге Льва Кулешова «Азбука кинорежиссуры».

Акценты важны, но видеоролик не должен состоять только из акцентов.

Лишние детали в кадре

Следующее, о чём важно помнить — старайтесь избавляться от лишних деталей и объектов в кадре, которые не помогают раскрывать историю, но при этом забирают внимание зрителя. Например, если в кадр случайно попало что-то лишнее, то исправить на постпродакшне это можно с помощью кропа. Но если собираетесь кропать, то кропайте с умом — лишняя вещь в кадре может быть не настолько фатальной, как если вы кропом «сожрёте» часть кадра и композиция перестанет быть кинематографичной.

Лишний материал

Цельность видеоролика, а точнее его «нецельность» может быть вашей следующей ошибкой. Несмотря на то, что материал набирает оператор и режиссёр, монтажёру нужно следить за тем, чтобы основная тема и идея видео не рассыпалась, если вдруг в ней появится лишний материал. Даже всякие «интересности», которые вы собрали на съёмках, нужно резать, если они не соответствуют заявленной теме. Это всё ещё лишний материал, даже если он крутой. «Вкусные» остатки лучше вынести в доп. проект или смонтировать отдельный видеобэк (если так жалко с этим материалом расставаться).

Баланс белого

Очень простой момент, который, тем не менее, часто превращается в ошибку. Не забывайте править баланс белого на посте.

Автосохранение

И следующий, не менее простой совет, но безумно важный — автосейв, ребята. Либо приучайтесь к тому, чтобы на автомате сохраняться каждые три минуты, либо доверьте это дело монтажной программе.

Эффекты

И конечно, важно не перебарщивать с эффектами! Держите единую стилистику в видеоролике, не перенасыщайте его эффектами и «свистоперделками». Всё должно быть лаконично. И небольшой лайфхак — Сабатовский часто говорит, что если у тебя в видосе был один эффект, он должен появиться в видео хотя бы ещё раз — опять же, для поддержания единого стиля.

Потеря материала

Очень часто киноделы факапятся на том, что теряют файлы от проекта или даже проекты целиком — сюда же истории и о забытых жёстких дисках в такси. Чтобы этого избежать, лучше хранить всё в одном конкретном месте, приучать себя к тому, что материал всегда нужно сразу же закидывать на сервак/облако/дополнительный жестак. И не забывать делать бэкап проекта или хотя бы исходников.

Титры

Следующая ошибка и даже целая проблема — проблема с титрами. Как только монтажёры не изгаляются над ними. Цвет, тени, шрифты — куча нюансов, о которых важно помнить при работе с титрами. И, конечно, важно следить за тем, чтобы в кадре они располагались ровно, никуда не съезжали, не кривили и не косили. Нельзя забывать, что титры — это дополнительная информация, и они не должны отвлекать на себя много внимания.

Вообще, тут вам немного поможет типографика, о которой мы рассказывали в этом блоге:

Замедление видео

Часто бывает так, что в материале просто необходимо замедлить видео. Однако кадры оказываются сняты с недостаточной частотой (24 fps вместо 50-60 fps). Монтажёру на посте остаётся только замедлять то, что получилось, и, естественно, выходит некрасиво — кадр дёргается, всё неестественно.

Чтобы спасти положение, на постпродакшне может помочь плагин twixtor, о котором мы уже не раз говорили. Но здесь больше решает подготовка — оператору и монтажёру нужно заранее проговорить, как должен выглядеть видеоролик, как много нужно кадров в слоу мо, и какими они будут. И кстати, если вы работаете в Premiere Pro, то не забывайте о том, что он может лагать, если формат воспроизведения секвенции, в которой вы работаете, больше 25 кадров в секунду.

Перебор с цветкором

Слишком яркий, «вырвиглазный», неправильно реализованный цветокор — ещё одна распространённая ошибка. Бытует небезосновательное мнение, что любой видос с некачественным цветом можно спасти, сделав его в Ч/Б.

Однако испортить любые кадры с более менее хорошим цветом можно, переборщив с цветокором, сделав его слишком насыщенным, заполнив огромным количеством лишних цветов — всё это в итоге будет неприятно для глаза и несмотрибельно. Помните о комплиментарных цветах, о том, что нужно выбрать какую-то определённую палитру для видео, и работать, используя её. Не переигрывайте с насыщенностью, с экспозицией, также не уводите всё в тёмный и не делайте безумные тени.

Звуковые эффекты

Начинающие монтажёры делают больший упор на монтаж под музыку (клипы, трэвел-видео, танцы и тд), парятся над визуалом, но совершенно забывают о звуковых эффектах (SFX). И это ошибочно. Звуковые эффекты добавляют акцентов, видос становится живее, каждое действие в нём подкреплено звуком и впечатление у зрителя от такого ролика намного сильнее.

В интернете огромное количество бесплатных звуковых эффектов всего что можно только придумать, не говоря уже о том, что вы можете (а иногда и должны!) записывать звуки сами. Но самое главное — потрудитесь использовать их в своих видео, неважно что это — блог или музыкальное видео, поиграйтесь с ними, и вы увидите как ваше творение заиграет новыми красками.

Многоразовый экспорт

Если вы экспортируете видео, затем выкидываете его на таймлайн, а потом экспортируете снова, чтобы получившийся видос опять выкинуть на таймлайн и снова с ним работать, качество итогового материала будет в несколько раз хуже. Об этом важно помнить. Старайтесь работать с оригинальными футажами. Если Premiere Pro подвисает из-за эффектов, которые вы накинули на видос, то можно один раз экспортнуть материал. Но не 3-4 раза, если не хотите, конечно, получить «шакальное» мыльное качество на финале.

Горячие клавиши

Мы уже говорили и делали блоги на эту тему несколько раз — если вы хотите чтобы ролик делался сто лет, вы можете не использовать горячие клавиши. Если хотите сделать всё быстро — смотрите наш блог на эту тему:

Неподходящий трек

Да, насчёт музыки у всех разные вкусы, но самое главное, чтобы трек подходил под тему видео и то, что происходит на экране. Это довольно субъективная тема, но музыка, звучащая невпопад, сразу слышится и ощущается как нечто инородное, что портит впечатление от всего видео. Когда ищете музыку на сайтах и пабликах, попробуйте пробить по нужным тегам — чаще всего для всех категорий они уже прописаны и можно выбрать что-то подходящее.

Стоковые видео

Слишком палевный сток. Иногда приходится использовать стоки, если не хватает кадров. Но если ваше видео снято не очень хорошо, с засветами, дёрганной камерой и прочими «милыми» вещами, не рассчитывайте на то, что офигительный стоковый кадр заката, появившийся посреди ролика, спасёт положение. Если уж выбора у вас нет и надо вставить сток — делайте это с умом.

Сборка материала

Непонимание того, как вы будете всё собирать на посте, может стать критической ошибкой для вашего проекта, вплоть до того, что вы в принципе не будете понимать, как его завершать. Самое главное, что вы можете сделать, чтобы это предотвратить — качественно и детально готовиться на препродакшне и к съёмкам, и к посту.

Аниматик/раскадровка

Работа по аниматику или по раскадровке спасёт вас от многих ошибок, потому что вы не будете работать в слепую. Монтаж и постпродакшн должен быть продуман вами или обговорён с членами команды ещё на препродакшне.

Ватермарки

Сдача клиенту финальной версии проекта с водяными знаками спасёт вас от того, что вас оставят без оплаты за проект. Самое важное, чтобы для клиента это не стало неожиданностью и он был предупреждён заранее, что ролик без водяных знаков вы предоставите сразу после оплаты.

Таймлайн постпродакшна

Подробный таймлайн работ по посту — начиная от чернового монтажа, заканчивая финальным композом, спасёт вас от того, что всё вылетит за установленные сроки. Если этого не сделать, то великая прокрастинация сделает своё дело, и вы будете откладывать весь процесс работ на последнюю ночь перед дедлайном.

Дополнительные сроки

Но кроме дедлайна должен существовать ещё и редлайн по всем задачам. Особенно это важно, когда вы работаете с подрядчиками, потому что соблюдение редлайнов даёт вам возможность и правки внести, и успеть возникшие форсмажёры разрулить, если что-то пойдёт не так.

На этом у нас всё. Если хотите дополнить наш список — делитесь в комментах ошибками, с которыми чаще всего сталкиваетесь в монтаже.

Расскажем в статье о ключевых правилах видеомонтажа и разберем типичные ошибки начинающих. Один секрет мы раскроем уже сейчас: необходимо выбрать программу, в которой удобно работать. Поэтому мы подготовили для вас рубрику «Выбор экспертов», где дана оценка популярных редакторов.

Основы видеомонтажа


Автор статьи:
Никита Чернов


Дата публикации:
08 сентября 2023


Время чтения:
9 мин

Выбор экспертов

1

ВидеоШОУ 🔥

В программе 110+ переходов, которые будут оценены даже опытными клипмейкерами. Позволяет анимировать картинки, графику, надписи, фигуры, переходы и другие элементы.

2

Kdenlive

Видеоредактор с множеством профессиональных функций: добавление нескольких аудиодорожек, использование звукового микшера, но многие опции не русифицированы.

3

Canva

Бесплатный графический редактор с шаблонами для соцсетей, учебных видео и блогов, но российские пользователи смогут работать в ПО только через VPN.

№1. Составляйте монтажный лист

Если вы начинаете работу без четкого расписания, все может пойти не так, как вы ожидаете. Профессионалы всегда составляют монтажный план и редактируют видео в зависимости от него.

Спросите себя:

  • Какие фрагменты нужно отредактировать?
  • Какой эффект в итоге вам необходимо получить?
  • Сколько минут может длиться ролик?
  • Сколько времени уйдет на тот или иной ракурс или раскрытие темы?

Далее распишите каждый кадр по секундам. Отметьте моменты для появления подписей, музыки и графических вставок на таймлайне. Обозначив все моменты заранее, вы сэкономите свое время и будете точно знать, с чего начать монтаж видео.

Монтажный лист

№2. Делайте плавные переходы

Стык кадров должен быть незаметным и плавным. Для этого лучше всего добавить в видео переходы. Если при соединении использовать слишком короткие кадры, то может возникнуть черный экран или статичная картинка. Чтобы все выглядело натурально, нужно устанавливать достаточную длительность перехода.

Переход в видео можно
добавить в три шага:

1. Откройте одноименную вкладку.

2. Выберите понравившийся вариант.

3. Нажмите «Применить ко всем».

Применять переходы для конкретных фрагментов можно по одному.

Также важно помнить, что стыки должны соединять фрагменты разного плана. Для улучшения восприятия видео, вы можете производить монтаж по крупности: например, попробуйте соотнести крупный и средний 2-ой, 1-й средний с общим. Не стоит располагать рядом схожие или наоборот абсолютно противоположные виды планов. Их соединение будет смотреться резко и неуместно.

№3. Подберите подходящую музыку

Визуальное и музыкальное сопровождение должны хорошо сочетаться друг с другом. Музыка должна подчеркивать настроение ролика, но не отвлекать от его восприятия, особенно, если видео разговорное. Ее мелодику и темп следует учитывать при редактировании.

Если кадры быстро сменяют друг друга, песня тоже должна быть динамичной. Соответственно, спокойная сцена должна иметь соответствующее медленное музыкальное сопровождение. Вы не можете использовать радостную композицию для меланхолических сцен. Подходящая музыка украшает ролик и усиливает воздействие видео.

Пользователям ВидеоШОУ 🔥 доступно 200+ треков без авторских прав. Их можно найти в меню «Музыка». Мелодии разделены по жанру, настроению, темпу и длительности. Просто выберите понравившийся трек и настройте громкость. Также можете добавлять аудиофайлы с ПК.

Чтобы подобрать идеальную композицию, видеомонтажеру или видеоблоггеру не нужно вкладывать деньги. Для поиска музыки, вы можете исследовать различные сайты. Например, SoundCloud или Фонотеку YouTube. Всегда следите за лицензионными формальностями, если вы используете чужие треки. В противном случае могут возникнуть серьезные проблемы с авторским правом. Оцените пример видео с хорошо подобранным звуковым сопровождением.

Оцените пример видео с хорошо подобранным звуковым сопровождением.

№4. Корректируйте освещение
и цвет кадра

При склейке кадров важно учитывать их освещенность и цвет, они не должны кардинально отличаться друг от друга. Например, если один фрагмент снят в теплых тонах, а последующий — в холодных, это необходимо исправить. Такая разница резко бросается в глаза и портит все впечатление. Также следите за сочетанием света. Если первый кадр яркий, а второй — темный, между ними стоит вставить нейтральный. Он позволит сделать плавный переход.

Режиссеры кино и профессиональные видеографы нередко нарушают это правило в своих работах, пытаясь эмоционально воздействовать на зрителя и лучше раскрыть посыл истории. Так, например, в этой сцене подряд идут кадры в тёплых и холодных оттенках. В данном случае это не ошибка, это художественный прием, который указывает на появление конфликта между персонажами.

№5. Монтаж аудиодорожки

Аудио компоненты играют важную роль в производстве видео. Голоса передают информацию и помогают рассказать историю. Музыка задает настроение и определяет темп вашего видео.

При редактировании голоса вам необходимо вырезать паузы, ошибки, слова-паразиты, звуки окружающего пространства. Это улучшит подачу информации и качество вашего видео в целом. Если вы планируете использовать фоновую музыку, то помните, что она не должна мешать услышать слова. Установите уровни музыкального сопровождения ниже, чем громкость голоса.

Монтаж аудиодорожки

При редактировании и перемещении материала по временной шкале вы можете случайно рассинхронизировать видео- и аудиодорожки. Это может произойти от разрыва связи или при работе с клипами с различной частотой кадров видео или дискретизации звука. Такой недочет важно исправить, поскольку несинхронизированный звук является основным отвлекающим и зачастую раздражающим фактором для зрителей. Решение довольно простое, просто разделите клип, и увеличьте или уменьшите его на несколько кадров, чтобы слова и движение губ на экране снова синхронизировались.

№6. Не перебарщивайте с эффектами

Часто типичной ошибкой видеомонтажа может стать увлечение эффектами. Действительно, обычно в программах для редактирования их представлены сотни и кажется, что с десятком самых разнообразных фильтров ролик становится в разы лучше. Но, как правило, избыток анимации просто отвлекает.

В ВидеоШОУ 200+ спецэффектов, которые легко добавить в ролик:

1. Перейдите в одноименную вкладку.

2. Откройте нужный раздел: «Снег», «Листопад», «Пузыри» и проч.

3. Выберите понравившийся вариант.

Когда дело доходит до эффектов и ярких переходов, золотое правило гласит: чем меньше, тем лучше. Сохраняйте свои настройки простыми и используйте фильтры только тогда, когда это действительно необходимо.

Эффекты видео

№7. Обрезайте длинные фрагменты

Один из принципов монтажа — оставлять только самое необходимое. В видеороликах нет нужды тратить много времени на детальное объяснение определенной сцены или ситуации. Поэтому делайте свое видео коротким, сжатым и лаконичным. Всё, что можно показать, а не описать словами – показывайте. Иногда бывает трудно урезать отснятый материал, особенно если вы вложили в него столько времени и энергии, но это необходимо. Ваше видео получится более выразительным и эффективным при использовании коротких фрагментов.

№8. Гармоничное размещение текста

Монтаж и обработка видео для новичков могут оказаться сложными и в вопросе сочетания графических элементов. Сохраняйте согласованность между размером текста, цветами и шрифтами в видео.

Распространенная ошибка начинающих видеографов – попытка задействовать в кадре множество стилей текста всех оттенков радуги. Это, в свою очередь, может отвлекать зрителей от самого видео. Советует придерживаться одного-двух шрифтов, как в рамках одного кадра, так и в ролике в целом. Это создаст единство стиля.

Размещение текста

Положение текста на экране тоже крайне важно. В начале видео, на заставке, надпись может быть крупной. Во всех остальных видеофрагментах подписи лучше делать меньше и размещать в нижней трети кадра. Также стоит придерживаться единой палитры.

Яркие цвета можно использовать для расстановки акцентов, для всего остального – нейтральные. Для лучшего сочетания оттенков можно воспользоваться цветовым кругом.

№9. Разнообразьте свое видео

Чтобы разнообразить видеоряд и сделать ролик интереснее, используйте перебивку. Так называют небольшой по времени видеофрагмент, который вставляют между двумя другими. Это может быть любой видеоролик, подходящий по смыслу и вписывающийся в сюжет основного видео.

Чаще всего перебивки используют в обзорах или в разговорных видео. Вы можете снимать перебивки самостоятельно или, например, использовать короткие кадры из фильмов.

Посмотрите видео ниже, там показывают удачный пример перебивки и дают советы по ее съемке.

№10. Обучайтесь у профессионалов

На YouTube вы найдете множество бесплатных уроков монтажа видео для начинающих. Они позволят прокачать навыки, расскажут о разных видах редактирования роликов и просто дадут интересные идеи!

Как монтировать видео

№11. Подберите подходящее программное обеспечение

Выбирайте программу в соответствии со своими техническими навыками. Учитывайте удобство интерфейса и количество времени, которое вы потратите на его освоение. Помните, что качество смонтированного видео зависит не только от приложения, но и от вашего умения пользоваться им.

Среди программ выделяются Adobe Premiere Pro и Final Cut Pro. Они многофункциональны, однако неопытному монтажеру работать в них трудно. Любителям и новичкам лучше скачать универсальный русифицированный софт. Например, таким ПО является ВидеоШОУ 🔥.

Для того чтобы вам было проще подобрать себе видеоредактор, мы сравнили ключевые параметры:

Название программы

Логотип EDIUS

EDIUS

Логотип Adobe Premiere Pro

Adobe

Логотип Filmora

Filmora

Логотип Final Cut Pro

Final Cut

Логотип DaVinci Resolve Studio

DaVinci

Windows, macOS, Linux

любитель — профи

Популярные вопросы

Что такое эффект Кулешова?

Это появление нового смысла при сопоставлении двух смонтированных друг за другом кадров. Каждый из них по отдельности — просто фрагмент. Когда они появляются друг за другом, то второй эпизод дополняет первый, и вместе они рождают иной смысл кинокартины.

Какие склейки самые эффектные?

1. Монтаж по композиции кадра или match-cut.

2. Смещение оси съемки и увеличение размерности.

3. Монтаж по фазе движения.

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Email *

Имя *

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Email *

Имя *

Подпишитесь на почтовую рассылку по созданию видеороликов.

В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.

как получить кэшбэк

Правила монтажа видео

Рассмотрим основные правила монтажа видеофильмов.

Чтобы понять их логику, отвлечемся ненадолго, и рассмотрим принципы зрения человека.

Представьте себе, как люди воспринимают окружающую среду посредством зрения. При рассматривании, например, пейзажа, глаза человека непрерывно движутся, перескакивают с одного направления на другое, причем, совершенно хаотично.

Наше зрение как бы выхватывает четко увиденные куски наблюдаемого, эти куски определяются нашим сознанием как элементы общего, и складываются в единую картину.

Кроме того, наши глаза время от времени моргают, т.е. вообще закрываются. В такой момент происходит прерывание поступления информации из окружающей среды, но, согласитесь, это совершенно не мешает нам воспринимать пейзаж как целостную картину.

Переводя взгляд с удаленного предмета на близлежащий, человек непроизвольно моргает.

Мы так делаем неосознанно, не обращаем на это внимания, такой принцип работы зрения нам нисколько не кажется искусственным. Наоборот, именно так людям наиболее удобно наблюдать за событиями в окружающем мире, не утомляя зрение.

Кусочки пейзажа являются аналогами кадров фильма, а наше сознание занимается монтажом отдельных кусочков в целостную картину (фильм).

Психологи утверждают, что процесс поступления информации в наше сознание во всех случаях имеет прерывистый, кусочный характер. Дробление на куски необходимо для нормального хода восприятия (зрительные образы и монтаж).

Исходя из теоретических знаний о принципах человеческого зрения, можно изложить основные правила монтажа.


Не используем длинный кадр

Монтаж видеофильма короткими кадрами — это одна из форм использования особенностей человеческого зрения.

Одно из основных правил видеомонтажа — не делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд.

Можете проверить это правило, просматривая любой фильм или телепередачу.

Вы обнаружите, что редко кадры держатся более 5 с. В выпусках новостей — еще меньше, кадры могут меняться чуть ли не ежесекундно.

Но быстрая смена тоже утомительна, мы не все успеваем воспринимать информацию, поэтому, условимся — средняя продолжительность кадра 5 с.

Не воспринимайте это как догму, из любого правила могут быть исключения. Многие великие режиссеры использовали длительность кадра до нескольких минут, например, Тарковский, Феллини.

Если по вашему замыслу кадр должен быть длинным и ваше видео смотрится хорошо — решать Вам.

Стык кадров

Разберемся в принципах стыка соседних кадров. В монтаже изображений существуют две противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот, стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя.

Чтобы понять принципы стыковки кадров, рассмотрим понятие плана.

План — это обозначение масштаба съемки, выбор крупности объекта съемки.

Различаются следующие виды планов (на примере съемки человека):

1. Деталь (например, глаз человека с бровью, кисть руки, губы).

2. Крупный план — лицо человека во весь экран.

3. 1-й средний план — часть фигуры человека, взятая в рамку кадра чуть выше пояса.

4. 2-й средний план — фигура человека по колено.

5. Общий план — человек во весь рост располагается в кадре так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.

6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.

На практике чаще всего встречается деление на крупный, средний и общий планы, но для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть.


Одно из главных правил монтажа — учет планов или монтаж по крупности. Установлено, что лучше воспринимаются кадры, смонтированные «через план», например, крупный со вторым средним, 1-й средний с общим.

Поставленные рядом похожие или соседние по крупности планы вызывают ощущение рывка и смотрятся плохо.

Исключением является стык детали и крупного плана, дальнего и общего плана, здесь неприятных впечатлений не возникает.

Плохо воспринимается переход между кадрами, сильно различающимися по крупности, скажем, с детали на общий план. Зритель может просто потерять объект внимания.

И наоборот, если перейти с дальнего плана на деталь, возникает ощущение броска на зрителя (хотя такой прием можно использовать для привлечения внимания к чему-либо).

Ориентация в пространстве

Следующее важное правило — учет ориентации в пространстве (монтаж по взгляду).

Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе зритель потеряет ориентацию (не путать с ситуацией, когда камера показывает разговаривающих поочередно).

Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре — от нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по той же причине).

Это не значит, что нельзя снимать с разных сторон, главное, чтобы при монтаже такие кадры не стояли рядом. Такой переход можно осуществить через кадр, вставив между ними, например, крупный плана снимаемого объекта.

Освещение

Очень важным при монтаже является учет освещенности или монтаж по свету. Плохо, когда соседние кадры резко отличаются по освещенности, это, буквально, бьет по глазам.

Если вам нужно сделать переход от яркого света к затенению, поставьте между ними нейтральный кадр, чтобы смягчить переход. Подробнее о принципе монтажа по свету.


Избегайте скачков и рывков видео.

Будьте аккуратны, вырезая какие-то фрагменты. Ужасно смотрится, когда на одном кадре человек при ходьбе начал поднимать правую ногу, а на следующем кадре (практически, мгновенно) — поднимает уже левую. Налицо явный скачок из-за того, что кусок кадра варварски выхвачен.

Если вам обязательно нужно было вырезать данный фрагмент, просто не монтируйте такие кадры рядом, поставьте между ними другой кадр.

Если снималось какое-то длительное действие, например, интервью, то обязательно возникает необходимость вырезать какие-то неудачные фразы или ракурсы. Но если просто вырезать фразу, на стыке кадров получится скачок, ведь люди не сидят неподвижно.

Самый лучший способ избежать этого — съемка двумя камерами, в такой момент нужно поставить кадр, снятый на другую камеру. Но это вряд-ли подойдет для любительских съемок.

Второй, менее удачный способ прикрыть скачок — это наложить переход, например, вспышку. Это плохой вариант и применять его можно только в крайнем случае.

Оптимальным решением будет вставка «перебивок» — каких-то нейтральных кадров. Для этого в запас надо наснимать в помещении различных деталей, лица зрителей и т.п., и прикрывать ими рывок или другой бракованный фрагмент.

Учитывайте, что звуковая дорожка должна идти непрерывно, а перебивка закрывает только видео.


Не увлекайтесь эффектами.

Теперь поговорим о чувстве меры. Начинающий монтажер часто чрезмерно увлекается различными эффектами, переходами, и лепит их на каждом шагу. Ему кажется, что чем больше «красивостей» он поставит, тем профессиональнее и солиднее будет выглядеть фильм.

Все как раз наоборот. Настоящий профессионал никогда не будет злоупотреблять эффектами, чтобы показать «я это умею!» — это дурной тон.

Однажды моя коллега, дававшая открытый урок, взялась сама делать фильм для конкурса уроков. Кто-то ей «помог», и в результате, когда я посмотрела готовый фильм, то пришла в ужас: чуть ли не каждый кадр разворачивался, сворачивался в трубочку, вылетал, закручивался в спираль и т.п.

Такое безобразие на конкурс выпускать было нельзя, и я потратила массу времени, скрупулезно вырезая все эти «красивости».

Ни в коем случае в серьезном фильме не допускайте такого. Фильм должен нести информацию, стыки кадров должны быть незаметны, зрителя нельзя отвлекать на всякую ерунду, при резких переходах его внимание рассеивается.

Переход можно поставить, чтоб подчеркнуть смену событий, новый этап, главу, т.е. тогда, когда это уместно, но ни в коем случае не злоупотреблять эффектами.

Еще один пример «мастерства» создателей фильма: линейка, посвященная последнему звонку в школе. Идет панорама стоящих учеников, родителей — и поверх интенсивно сыплются золотистые искры.

Монтажеру кажется, что это очень красиво и эффектно, а то, что лица учеников разглядеть почти невозможно — наплевать.

В самый волнительный момент посреди экрана появляется здоровенная анимация колокольчика и начинает раскачиваться — действующих лиц опять не видно.

Такие «художества» вряд ли понравятся заказчикам видео (обычно это родители), которым интересно видеть своих детей, а не эффекты.

Другое дело, если вы делаете рекламный ролик, видеопоздравление, шуточный видеофильм для друзей — вот тут пожалуйста, применяйте любые эффекты, анимацию, переходы, пусть все сверкает и движется. Это уместно и эффектно.

Вообще, если вы знакомы с другими материалами этого сайта, то знаете, что создавать эффекты и переходы совсем не сложно, и это ни в коем случае не является мерилом мастерства. Поэтому призываю вас еще раз применять эффекты в меру и там, где это уместно.

Удачных вам видеофильмов!

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Конфиденциальность гарантирована

SendPulse

Руслан Исаев работал над фильмами, которые вошли в программы международных и российских кинофестивалей: «Самолеты так низко не летают», «Части». Также работал над фильмом «В иные миры». Долгое время работал на телеканале МУЗ-ТВ в отделе промо. Преподаватель в МШК на программе «Режиссура монтажа» и куратор подготовительного курса «Монтаж с нуля».  

Изучить только один софт

Обучиться одной программе монтажа и думать, что этого достаточно, — большая ошибка. Если вы хотите работать в кино, ТВ и рекламе, нужно понимать, как устроены разные софты. Какие-то команды работают в Adobe Premiere Pro, какие-то в Avid Media Composer или DaVinci. 

Если вы хотите работать узко и выбрали для этого один софт, нужно знать его очень хорошо. Так, чтобы вас могли разбудить рано утром, посадить за ноут и сказать: выгрузи материал для колористов, — и вы это сделали. При этом хотя бы на базовом уровне нужно обладать другими программами, чтобы ориентироваться в разных проектах и задачах.

Не читать теорию

Есть много молодых спецов, которые не читают даже интереснейшие книги по сценарному мастерству, вроде «Спасите котика». Часто просто из-за лени.

Важно понимать, что вся наша жизнь — это история. Даже у 15-секундной рекламы должен быть сюжет: начало, середина и конец. Законы драматургии должны быть и в хорошей рекламе, и в клипе, не говоря уже о фильмах. Знать это должны не только режиссер и сценарист, но и режиссер монтажа. 

Хороший монтажер — это не тот, кто красиво склеил кадры, а тот, кто хорошо рассказал историю. Это главная задача режиссера монтажа. Поэтому читайте книги по драматургии. 

Не развиваться дальше базы

Многие думают, что знание базовых вещей достаточно и глубже можно не копать. Вот вы взяли кусок из source monitor, перенесли на таймлинию – и вроде как готово. Это не так. 

Более глубокое изучение софта откроет вам много возможностей, о которых вы даже не подозревали. Может оказаться, что задачи, на которые вы тратили час, решаются за пять минут при помощи горячих клавиш. Эти знания могут спасти вас перед дедлайном или дать конкурентное преимущество. 

«Да зачем мне ходить на занятия, я же и так знаю», «Да зачем мне про это читать, и так все понятно», – забудьте эти фразы. Будьте жадными до новых знаний. 

Учиться на курсах инфоцыган

Сейчас на рынке много коротких курсов от блогеров, которые учат монтажу, условно, за семь дней. Я честно смотрел и изучал эти курсы и могу сказать: если вам нужны базовые знания и какой-то электронный сертификат — окей, можно пойти на эти курсы.

Но важно понимать, что в индустрии очень важны связи, быть частью сообщества, знакомиться с людьми. Никакой экспресс-курс и сертификат вам этого не даст.

Плохо строить селф-менеджмент

Моей большой ошибкой было то, что я не успевал отдыхать. Это очень важно и нужно, не стоит этим пренебрегать. Выстраивайте свою работу, не забивайте на селф-менеджмент. Даже грамотно выстроенный проект в программе кратно облегчит вам работу. 

4 апреля стартует курс для начинающих «Монтаж с нуля». 

За 1,5 месяца вы научитесь мыслить монтажно, узнаете, как создавать видеоролики в популярных форматах и технически упаковывать контент для аудитории. Вы также узнаете о самых популярных digital-платформах и современных алгоритмах размещения видеоконтента.

Успейте оставить заявку!

Режиссер и продюсер, опытный телевизионщик Максим Бухтеев представляет вашему вниманию список из 11 самым популярных монтажных «косяков» на телевидении.

11. Подрыв кода

Любимый косяк техконтроля.

Это как с плоскостопием – ничего не болит, но в армию не берут. Так же и с эфиром.

По видео, вроде, всё ОК, но лампочка вертикального кода мигнула – всё, надо код заново писать.

Каждый монтажёр должен, хотя бы раз в жизни, порвать код на какой-нибудь эфирной кассете.

У кого-то обряд посвящения, обрезания или потери девственности, а в телевизионном производстве — обрыв вертикального таймкода!

10. Несинхрон или ошибка, которой не может быть

Придуманы десятки технических приёмов, чтобы избежать этой ошибки. Но, похоже, этот загадочный и упёртый косяк вечен, как сам монтаж. Как правило, откуда он появляется, никто из, присутствующих в монтажке, объяснить не может.

Особенно часто он проявляется при монтаже концертных программ. Там уже не поймёшь, то ли видео «отвалилось», то ли певец рот не там, где надо, разинул.

Начинаешь подгонять видеодорожку – ещё хуже делается. И так и эдак плохо. Но что делать — против диалектического материализма не попрёшь! Авось, зритель не заметит.

9. История с орфографией

Ошибки в титрах, это – классика! Конечно, не дело монтажёра следить за правильной грамматикой, но набивать-то всё равно ему. Для многих процесс набивания титров – самая ненавистная часть работы. Судите сами, это долго, сложно и нудно, а рядом ещё сидит редактор (или, что ещё хуже — корреспондент), дающий советы и распоряжения. И, ведь, вроде как, его уже не послать подальше – набивание титров это, вроде как и ещё монтаж, а, вроде как уже, и нет. Наверное, поэтому, от ошибок в титрах не застрахована ни одна передача, даже выходящая на самом солидном канале.

8. Чёрная дыра

Дырка, она чёрная. Этим всё сказано. Дырка может быть большой или маленькой, но она обязательно чёрная. Забыл вставить, подвинуть, переключить – результат один. Дырка! Несмотря, на то, что эта ошибка очень грубая и очень заметная – она случается. Причём, случается она под конец работы, когда сил на отсмотр готового материала уже не остаётся.

7. Семь раз отрежь

Одна из самых распространённых ошибок начинающего монтажёра. Потому что, любого монтажёра сначала учат резать, а уж только потом склеивать. Но если отрезать лишнего, то склеить хорошо не выйдет. Ну, то есть, конечно, монтажёр всё это может исправить. Но – потом… когда он будет уже достаточно опытен. А пока мы должны наблюдать недосказанные фразы, оборванные панорамы и прочие издержки производства.

6. История с глазами

Элитный косяк. Этот модный приём был занесён на ТВ режиссёрами-графоманами из ВГИКа.

Суть его в следующем. При монтаже сцены, в которой участвуют несколько человек, ищется некий «скрытый смысл сцены». Ну, то есть, смысл-то (сюжет) в сцене есть – он записан в сценарии или в монтажном листе, но это не удовлетворит настоящего «творца».

Начинаются метания и искания. «Вот здесь у него глаза…», «Руки! Надо брать крупно руки – они характеризуют его эмоциональное состояние», «смотри на её мимику – она переживает». Результат этих метаний один – мы наблюдаем на экране всё что угодно, но рассмотреть, что же там происходит на самом деле, не можем. Монтаж упорно подсовывает нам какие-то детали, предлагая разгадать, какой отношение они имеют, например, к монологу главной героини. Это могут быть птички, собачки, цветочки или слезящиеся глаза пьяного дворника, а сама героиня при этом душераздирающе вещает за кадром.

5. Кран в никуда

Довольно безобидный, но раздражающий при регулярном появлении, приём. На любом массовом мероприятии есть кран. Это хорошо. Он плавно летает, даёт красивую панораму и необычную точку обзора – это тоже хорошо. Но часто он летает сам по себе. Его болтает, его штормит, его укачивает. И это уже плохо.

К сожалению, на многих монтажёров и режиссёров монтажа, раскачивающийся план с крана действует гипнотически. Они начинают считать, что такой план «перекроет всё».

И при этом, он может не подчиняться обычным правилам, применяемым к монтажу. Мол, это же кран – чего ещё лучше!

Как результат, мы имеем в финальном монтаже какие-то заплатки, похожие на небрежные смазки, возникающие внезапно и так же внезапно пропадающие.

4. Просчёт

Небольшой технический косячок, который, однако, способен довести монтажёра до нервного срыва.

При наложении каких либо эффектов, их, в большинстве случаев, нужно тщательно отстраивать и просчитывать. Однако, в теории, всё должно работать очень быстро, просто и в «реальном времени». По крайней мере, так говорят все руководства и рекламные проспекты к монтажному оборудованию.

Драматический конфликт теории с практикой приводит к появлению в эфире подрагивающих титров, хулигански мигающего фона студии и прочих проявлений паранормальной активности.

3. Долби офф

Абсолютно культовый косяк.

Долби – очень странный предмет.

Оно или есть, или его, понимаешь ли, нет!

Парадокс состоит в том, что в телевизионном производстве со звуком возникает проблем больше, чем с видео. В это трудно поверить, но большинство проблем возникают с тумблером системы шумоподавления, который имеет всего два положения –«включено» или «выключено».

А самое невероятное, что эта проблема решается просто тем, что на коробке с кассетой пишут положение этого самого тумблера.

Надо всего лишь написать, а потом прочитать и сделать, как написано. Но этот простой и эффективный способ не для слабых духом, поэтому им никто и не пользуется. Слабакам здесь не место! Или ты можешь на слух определить, что «долби офф» или занимай место в этом хит-параде.

2. Микроплан

Любимый косяк монтажёров. У каждого свой критерий для размера этого самого «микро».

Не знаю, от чего это зависит по Фрейду, но с лёгкой руки клипмейкеров и рекламщиков, размер плана стал стремиться к нулю. Это, мол, модно.

Возможно, что и так, но долго смотреть на всё это тяжело. В смысле, трудно… То есть, прямо скажем, невозможно.

1. Первое место!

На первом месте находится мифический 25ый кадр. Самый известный и знаменитый «косяк» монтажа. Почти все зрители уверены, что такого кадра нет, а если он и есть, то его вставляют для «зомбирования». Собственно, и половина режиссёров монтажа искренне уверена, что телевизионных кадров в секунде всего 24, как в кино. Ведь на профессиональной технике отсчёт кадров начинается с нуля, который, по их представлениям, вовсе даже и не кадр, а так… Ноль он и есть ноль!

Верить или нет в 25ый кадр – личное дело каждого, но факт есть факт – телевизионный 25ый кадр есть! Причём он есть всегда и везде, независимо от того – хотят кого-то зомбировать или нет.

А настоящим шоком для многих монтажёров является открытие, что кадр состоит из полукадров, который поймать даже опытным глазом весьма трудно. Просто мелькнула в эфире какая-то грязь и всё.

А уж совсем невероятно выглядит микроплан в полкадра на цельном куске исходного материала, пришедшего, например, с ПТС. Это бывает в том случае, если пишущий мастер-кассету магнитофон настроен на склейку по второму полю. Осложняет дело то, что программное обеспечения для нелинейного монтажа часто видит только первое поле.

Чтобы увидеть невидимое поле, надо бить в бубен или нажать секретную кнопку.

В общем, полная мистика, магия и шаманство. Зомбируйте на здоровье!

Автор: Максим Бухтеев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки наутилус 5600
  • Ошибки натальи ростовой
  • Ошибки настенного котла электролюкс
  • Ошибки насосной станции grundfos скала 2
  • Ошибки наращивания ресниц для новичков