Ошибки начинающих экспертов

Это статья для экспертов из разных ниш, которые строят частную практику или работают на фрилансе. Я собрала основные ошибки в продвижении, которые совершала сама, и дополнила их выводами о том, что можно было бы сделать по-другому.

  • Работать для всех = работать ни для кого

Многие специалисты, особенно начинающие, затягивают с выбором ниши. На старте бывает сложно понять, с какой аудиторией и какими запросами интереснее работать, но лучше с этим вопросом определиться поскорее. Для того, чтобы понимать, какие действия для привлечения клиентов совершать также нужно знать, кого именно привлекать. Согласитесь, 14-летние подростки и 40-летние владельцы бизнеса — аудитории требующие разных подходов к их привлечению.

Решающим в привлечении аудитории становится то, насколько людям понятно, кто вы, с какими задачами работаете, что делаете и чем именно можете быть полезны. А для этого нужна ниша. И чем она уже, тем проще вас найти. Сравните: коуч и бизнес-коуч для экспертов и предпринимателей. Какой специалист понятнее аудитории?

Помимо этого в выборе ниши кроется ответ на вопросы «Что зажигает именно меня? С какими клиентами я хочу работать?». А это залог мотивации, ресурса и профилактики профессионального выгорания.

И последнее про нишевание: это не то, что нужно выбрать один раз и навсегда. Вы меняетесь, запросы, с которыми вы работаете могут меняться, а значит, и ваша ниша тоже. Именно поэтому сейчас можно выбрать что-то и скорректировать со временем при необходимости.

  • Бартер ради бартера

Начинающие специалисты часто предлагают свои услуги бесплатно или по бартеру. В этом нет ничего плохо, но важно ответить на вопрос: ради чего? Если вы предлагаете бартер или коллаборацию, то что вы от этого получите? Кейс, отзыв, рекомендации, рекламу в соц сетях? И кто этот человек, которому вы предлагаете бартер? Он сделает вам целевой кейс? Тот, кому он вас порекомендует будет похож на вашу целевую аудиторию или нет?

Бартер и коллаборации хорошо работают, если они «условно» бесплатные, а вы, как эксперт, четко понимаете, что от этого сотрудничества получите. В противном случае вы потешите собственное эго, создадите эффект востребованного специалиста, но в долгосрочной перспективе это ничего не даст.

  • Делать ставку на соц сети

Конец февраля ’22 всем показал, что социальные сети — история ненадежная. Сегодня они есть, а завтра есть с кучей ограничений. И все привычные способы продвижения вдруг становятся недоступны. С одной стороны, присутствие в социальных сетях — это необходимость, если вас нет в интернете, вас вообще нет. С другой стороны, ставить все на красное стало опасным. Из этого пунка вытекают все нижеследующие.

  • Не использовать “связи”

Когда вы последний раз думали, что клиентов нет? На что вы опираетесь, когда так думаете?

Когда я меняла профессию с преподавателя английского языка на коуча, а потом в коучинге нишевалась до работы с бизнесом, я была убеждена, что нужной мне аудитории в моем окружении нет и в помине. Но можно продолжать в это усердно верить, а можно задать себе вопрос-сдвиг «Если представить, что нужные мне люди точно есть в моем окружении, кто они и как я могу рассказать им о себе?»

Возможно, в ближайшем окружении действительно не так много вашей целевой аудитории, но через одно или два касания ее может быть кратно больше. В какой-то момент я заметила, что в моем окружении охотно слушают о коучинге, о том, чем я занимаюсь, кому могу быть полезна, меня готовы рекомендовать даже те, кто не пользовался моими услугами, потому что они знают меня как человека. Не стоит пренебрегать этим каналом продвижения, неважно новичок вы в профессии или нет.

  • Не просить о помощи

И бояться заявлять о себе. Сейчас о своей профессиональной деятельности я рассказываю всем, кто готов меня слушать, а таких людей довольно много. Я обратилась ко всем знакомым и не очень людям с просьбой рассказать обо мне кому-то еще.

Я пишу с предложением о сотрудничестве во все клубы, где я состою, учебные центры, где училась или учусь, и рассказываю, что я как экспертов готова им дать. Важный аспект заключается именно в том, чтобы предложить пользу тем, к кому вы обращаетесь. Вам это сотрудничество пойдет на пользу, ок, но что получат они, зачем им тратить на вас время?

Не все мои обращения приносят результат, но многие. Так я попала на стажировку в интернет-издание для коучей с возможностью позже стать частью команды и писать на аудиторию около 7 тысяч человек. Мне это стоило всего одно сообщение, отправленное основательнице издания.

  • Не работать со СМИ

Сотрудничество со СМИ может быть интересно не всем, но факт публикации точно может усилить резюме любого эксперта. А попасть в печать проще, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, вряд ли вы сразу попадете в Forbes или Esquire, но важно с чего-то начинать.

На сервисе pressfeed журналисты из абсолютно разных изданий публикуют свои запросы в поисках экспертов, готовых делиться своим мнением. Вы можете выбрать интересующие вас темы или темы, потенциально интересные вашей ЦА, и подавать питчи по этим темам. Журналисты просматривают все присланные на запрос питчи и публикуют понравившиеся.

Это, конечно, лотерея, но как показывает мой опыт и статистика сайта, вероятность принятия вашего питча около 60%. Из пяти отправленных питчей у меня приняли и опубликовали три. Даже если в моменте это не конвертирует подписчиков в ваши соц сети и не приводит вам клиентов, это точно работает на вашу «зачетку».

  • Думать, что продвижение может быть только платным

Конечно, это удобно заплатить деньги за рекламу, привлечь новую аудиторию в соц сети и быть довольным. Но нужно признать, что привести аудиторию — это только начало пути. Дальше с ней нужно что-то делать. Отсюда возникает вопрос, что именно делать.

И, скорее всего, вы будете использовать бесплатные инструменты: создание материалов-лидов, проведение бесплатных мероприятий, создание контента и другое. Все это может быть не только способом прогревать аудиторию, но и привлекать ее бесплатно.

Благодаря тому же Pressfeed я нашла бизнес-школу клубного типа, которая искала спикеров. Мое выступление запланировано на 6 июня, вы можете к нему присоединиться. Там у меня будет возможность выступить для аудитории в 300-400 человек, которые со мной еще не знакомы. Подумайте, как вы можете заявить о себе на новую аудиторию.

  • Не заручаться поддержкой специалистов

Многое можно сделать самостоятельно, но часто бывает проще и быстрее двигаться с кем-то. Это может быть коуч, психолог, наставник, ментор, специалисты других профессий, в которых вы не очень компетентны. Время, которое вы потратите, чтобы сделать все самому, можно будет использовать эффективнее, если заручиться поддержкой.

Посчитайте стоимость своего часа, разделив ваш доход на суммарное время работы в месяц, и делегируйте все, что стоит дешевле ваша часа. Да, вы потратите деньги, но время, которое вы таким образом купите, позволит вам заработать еще больше.

Помощь специалистов понадобится и в случае проблем со следующим пунктом.

  • Бояться конкуренции

Эксперты, не только начинающие, часто живут с мыслью «Специалистов моей профессии полно, кому я нужен?». Стоит признать, что стремиться быть уникальным — затея провальная. В мире нет ничего и никого уникального. Что если вместо этого быть аутентичным, транслировать свои смыслы и ценности? Уникальных, может, и нет, но и таких как вы тоже. Как я и говорила выше, если с поиском своих истинных ценностей и их позиционированием есть сложности, стоит обратиться к специалисту, работающему с такими запросами.

  • Делать ставку только на индивидуальную работу

Не каждый человек может себе позволить индивидуальную работу с интересующим его специалистом, но вполне может заинтересоваться групповым форматом. Часто от эксперта групповая работа требует не больше времени и усилий, чем индивидуальная (например, проведение вебинара или марафона), но эти форматы доступнее большему числу клиентов. С одной стороны, разные форматы сотрудничества привносят разнообразие в работу специалиста, увеличивают его доход. А с другой, позволяют большему числу людей побыть в поле эксперта, повзаимодействовать с ним, а значит, в дальнейшем им будет проще решиться на индивидуальную работу.

Думая над форматами взаимодействия, которые я могу предложить, я дошла до создания собственного клуба для экспертов «Точка сборки». Вход в сообщество свободный.

***

Делитесь, что важного и полезного нашли для себя в статье? Какие инсайты получили?

И не забывайте подписываться на мое сообщество о том, как строить успешную карьеру без выгорания.

В 2022 году рынок онлайн-продуктов заметно переформатировался.

Турбулентное время показало тех экспертов и онлайн-школы, которые умеют адаптироваться «в моменте», и тех, кто погряз в статичных шаблонах развития. Как итог – выжили не все.

Но… как говорится, свято место пусто не бывает… и на авансцену онлайн-индустрии вышли новые эксперты. Те, кто долгие годы на практике нарабатывали в своей нише твердую экспертность, но по причинам недоверия к онлайн-бизнесу либо тому самому синдрому самозванца не решались проявиться и предложить свой опыт в онлайн-формате.

Этим летом у меня, как у продюсера онлайн-проектов, был свой личный профессиональный челендж «50 стратегических сессий – за 50 дней». Я безвозмездно консультировала по вопросам продвижения, переупаковки продуктов, запуска и развития начинающих и продолжающих экспертов.

По итогам такого плотного общения я сформировала топ-10 ошибок, которые совершают эксперты на старте.

Фальстарт в записи уроков

Не раз сталкивалась с ситуацией, когда эксперт сообщала, что у нее уже подготовлен и записан курс, но она его еще не продавала. Сразу записывать видеоуроки, не узнав спрос на них, – опрометчивый шаг на старте. Часто эксперт это делает из позиции «я знаю, что надо дать». В таком случае я спрашиваю, а почему вы решили, что вашей аудитории и вашим потенциальным клиентам будет нужен именно этот курс? Вы спрашивали у аудитории, что она хочет, в чем ее потребность? Какие проблемы хотят решить люди с вашей помощью?

Для начала надо пообщаться со своими подписчиками и даже со своим ближним окружением, сделать экспресс кастдэв – это анализ потребностей аудитории. Поверьте, ваши друзья, окружение и клиенты сами расскажут свои боли и какой ваш опыт им необходим.

Действовать без навигатора 

Отсутствие стратегии запуска и развития приведет к рабочему хаосу. Скорее всего, запуск вашего продукта так и не случится. Маршрут из точки А в точку Б надо составить и прописать.

Рекомендую сделать майнд-карту запуска – ваш путь по шагам, что за чем делается, и график-план реализации в двух вариантах. Например, план подготовки и запуска на 1 месяц и на 2 месяца. Кстати, составить график запуска по дням поможет Диаграмма Ганта.

Продавать без обкатки 

Выпускать свой онлайн-курс сразу на холодную аудиторию – рискованный шаг. Дегустация и тестирование – наше всё. Обкатка на старте вашего продукта (мини-курса, марафона, наставничества) идеальна на ближнем окружении. Всегда можно собрать фокус-группу из друзей и друзей-друзей по привлекательной цене и сделать свой первый мини-запуск. По его следам вы увидите, что в вашем продукте хорошо, а что требует доработки. А также получите адекватную обратную связь от окружения и пул отзывов о полученных результатах, которые сможете использовать для дальнейшего своего продвижения. В итоге сделаете свой второй запуск «вкуснее», интереснее, эффективнее и уже по другой цене.

Собирать сразу большую команду

Многие клиенты делились, что не начинают свой проект, потому что еще не нашли копирайтера, сториз-мейкера и reels-мейкера, администратора и т.д. Одним словом, еще не собрали свой золотую команду. Конечно, делегирование – это прекрасно, но только когда вы выходите на масштаб. Если вы на старте, нанимать команду – это безумие и путь к большим неоправданным расходам.

Первый запуск эксперт в силах сделать самостоятельно либо с помощью ассистента.

Продюсер – мой спасательный круг 

Многие эксперты-новички стартуют с поиска продюсера для первого запуска. С позиции «мол, продюсер все знает, пусть всё и делает, а я буду экспертные уроки готовить». Безусловно, это верный ход, но только в случае, когда вы уже выходите на уровень масштабирования. 

Начинать рекомендую экспертам с личного погружения в свой продукт, свою аудиторию и с первых самостоятельных продаж (либо с сопровождением консультанта в этой теме). Так вы научитесь понимать свою аудиторию, знать свой продукт и разберетесь в азах запусков. Продюсеры приходят и уходят, а вы с вашим «онлайн-детищем» остаетесь. Поэтому воспитывать своего онлайн-ребенка начинайте лично!

Хотеть запуск сразу на 1 млн 

Часто начинающие эксперты равняются на известных спикеров онлайн-пространства, у которых за плечами не один запуск своего курса и поэтому соответствующие чеки. Соцсети пестрят триггерами «выведу на твой первый миллион», «я запустила свой курс с 0 сразу на 1 миллион» и т.д. 

Конечно, такой марш-бросок можно сделать. Но мне это больше напоминает экспресс-выгрузку туристов вертолетом на вершину горы без подготовки, где неминуемо накроет всех горная болезнь. Лучше постепенный подъем к миллиону, но в своем темпе, по своим силам и выстраивая работу по принципу эффективности Парето, когда 20% ваших усилий принесут 80% результата, а не наоборот.

Идти в гору без проводника

После первого тестового запуска своего курса или успешного второго у экспертов наступает период «плато», когда нет понимания, как и куда дальше двигаться. Здесь на помощь могут прийти проводники (продюсеры и стратеги, которые помогут с построением плана развития на будущее). Я это называю «взять услугу «вторая голова» или «онлайн-шерпа» – того самого проводника-консультанта в горах, который помогает пройти группам туристов сложные участки подъема. В формате онлайн-продукта он поможет увидеть сильные и слабые стороны вашего онлайн-детища, подскажет и выстроит вам маршрут на новую высоту.

Предлагать на старте сразу несколько продуктов

Встречались на моей памяти эксперты, которые готовы были предлагать своей аудитории все, что у них есть. Открываешь taplink или сайт и видишь 5 или 6 вариантов курсов или марафонов. Сразу хочется убежать от такого разнообразия, особенно если эксперт начинающий. Как известно, чем больше вариантов для выбора, тем сложнее этот выбор сделать.

Начинать надо с одного онлайн-продукта – хэдлайнера, который будет закрывать главные потребности ваших клиентов и приводить к результату. Позже этот продукт станет локомотивом, который подтянет за собой словно вагончики другие ваши интересные дополнительные курсы и марафоны.

Малая проявленность

Часто эксперт ожидает, что клиенты его сами найдут, что делать лишние непривычные телодвижения по продвижению не надо, все само собой закрутится. Увы и ах, но это не так.

Формула проста: «Больше проявляешься, говоришь о себе – больше внимания к тебе и интереса к твоим услугам». Чтобы проявляться было не страшно, важно найти свой язык и канал общения с аудиторией. Проанализируйте, как вам больше всего нравится общаться с семьей и друзьями? Картинками (фото/эмоджи) или текстом? Аудио или видео? А может быть только личная встреча? Один из этих вариантов – это и есть ваш язык общения на данный момент.

Когда вы поймете, какой формат вам ближе, с него и стартуйте в своей проявленности. Как пример, если вы любите вживую общаться, посещайте чаще встречи бизнес-клубов или тематических девичников с разными экспертами и рассказывайте в живом поле о себе и своем продукте.

Быть как все

Мы часто стремимся быть похожими на кого-то, но не на себя. Это же касается онлайн-экспертов и их продуктов. Желание сделать свой проект в точности, как у кого-то, повторить один в один, иногда переходит все границы. Здесь предлагаю вспомнить такую фразу: «Люди покупают у людей». Ищите свою уникальность и неповторимость, свой личный почерк мастера и свою персональную подачу. 

На практике для своих клиентов как инструмент выявления природной уникальности эксперта я применяю систему Human design. Она помогает мне сориентироваться в талантах и потенциале эксперта, его сильных сторонах, через которые он может начать светить своим уникальным светом в онлайн-пространстве.

Резюмируя выше сказанное, подчеркну: опыт, приобретенный на своих ошибках, – конечно, самый ценный. Но есть ли смысл наступать на пресловутые грабли, если это уже сделали другие в онлайн-пространстве? Берите «на карандаш» чужой опыт и стелите себе сами соломку.

Всем онлайн-экспертам желаю удачных запусков в новом 2023 году!

ОТ: просто и понятноСпециалисты по спецоценке несут большую ответственность при определении реальных условий труда. Однако сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов и квалификационные требования к потенциальным экспертам не могут оградить добросовестного работодателя от потенциальных ошибок в процессе проведения спецоценки. Чтобы исключить совершение ошибок, необходимо знать их причины.

Причины возникновения ошибок экспертов при спецоценке

Основными причинами, по которым добросовестные работодатели лишаются необходимого и достоверного результата, как правило, являются:

  • изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда;
  • наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований;
  • человеческий фактор, то есть привычка выполнять работу в рамках ранее освоенных алгоритмов оценки условий труда.


Рассмотрим каждое из выделенных направлений.

Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) – основной инструмент для проведения спецоценки. Законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест в отдельных отраслях. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Таким образом, так называемые изъятия из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.

В то же время два существенных обстоятельства препятствуют применению общего подхода в оценке условий производственной среды.

Первый. Минтруд России утвердил Методику проведения спецоценки и не желает ее менять (далее – Методика). Вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, направленные на регулирование спецоценки в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Минтруда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».

Это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при спецоценке.

Второй. Отказ Минтруда России интегрировать (отменить или актуализировать) наследие санитарных норм, изданных еще в СССР.

По этой причине велика вероятность, что Итоговое заключение по специальной оценке условий труда будет успешно обжаловано в суде одной из заинтересованных сторон (работодатель или работник (его представитель)). Основанием послужит то, что многие нормативные акты, регламентирующие параметры производственной среды, могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования, применяемого в течение 20, а то и 30 лет. То есть сохранившиеся, пусть и в небольшом количестве, санитарные нормы морально устаревшего законодательства фактически могут поставить под сомнение не только сам результат работ, но квалификацию эксперта.

Практика показывает, что эксперты, проводящие спецоценку, были вынуждены при проведении работ обращать внимание не только на положения Методики, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды вкупе с учетом используемых норм и обычной профессиональной логики.

Наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований

Закон № 426-ФЗ и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одних и тех же условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор), построенного на принципах закона о спецоценке, с требованиями санитарного законодательства.

Кроме того, сама Методика, требуя от экспертов жестко выполнять ее положения, не вполне соответствует федеральному законодательству. Дело в том, что Классификатор, применяемый в ходе спецоценки (основного мерила показателей уровня факторов производственной среды), в большинстве своем не имеет ссылок на санитарные нормы.

Методика выступает основным и единственным документом, руководствуясь которым необходимо проводить спецоценку. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Это ставит ее в исключительное положение и оставляет открытым вопрос, будет ли полностью защищен результат работ, проведенных на ее основе, от успешного судебного обжалования.

Человеческий фактор

Немалую роль играет не только теоретическая квалификация экспертов по специальной оценки условий труда, но и их опыт оценки производственных факторов. Здесь существенное влияние оказывает привычка выполнять работу по ранее освоенным алгоритмам оценки условий труда.

Практическая работа экспертов в области оценки условий труда выявила ряд закономерных и наиболее часто встречающихся ошибок (стоит отметить, что сам факт наличия указанных недочетов если не существенным образом влияет на недостоверность результатов, то однозначно ставит под сомнение квалификацию экспертов, допущенных по результатам квалификационных испытаний до работ в области специальной оценки условий труда).

Характерные ошибки при спецоценке

Наиболее часто встречающиеся ошибки экспертов можно разделить на два основных типа.

Первый. Ошибки экспертов, обладающих многолетним опытом проведения оценки производственных факторов (те, кто проводил ранее аттестацию рабочих мест).

Второй. Ошибки начинающих экспертов, то есть тех, кто формально сдал квалификационный экзамен и допущен до работы. Среди них нередко встречаются специалисты, которые предоставили о себе недостоверные сведения.

Бывалые эксперты в целом допускают меньше ошибок как при проведении работ, так и при подготовке итогового отчета по результатам специальной оценки условий труда. Тем не менее избежать неточностей не могут. Вот их характерные ошибки:

  1. Забывая о том, что спецоценка, в отличие от аттестации рабочих мест, направлена не на защиту работника от работодателя, а на защиту работодателя и государства от излишних, в том числе финансовых, затрат, в процессе идентификации эксперты пытаются «притянуть» максимальное количество вредных факторов. Имея в виду, что тем самым будет подтверждено максимальное количество льгот и компенсаций. При этом они не всегда обращают внимание на Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов и Методику проведения спецоценки.
  2. Эксперты, учившиеся по ГОСТ, СНиП, СанПиН, СН, СП, измеряют среднесменное воздействие шума, игнорируя метод расчета, содержащийся в Методике проведения спецоценки.
  3. Неправильно указывают на необходимость тех или иных льгот и компенсаций, руководствуются старыми нормативными актами, а не Трудовым кодексом.
  4. Не указывают методики для непрямых измерений производственных факторов.


И это далеко не полный перечень «допущений» экспертов, которые искажают конечное документальное оформление отчета по спецоценке.

У начинающих экспертов ситуация существенно сложнее.

  1. Не имея опыта работы «в полях», зная процесс только по рассказам работников, идентифицируют недостаточное количество факторов.
  2. Не имея понимания о мероприятии в целом, применяют для СОУТ неправильные нормы или даже неверные нормативные данные (устаревшие, не подходящие данной отрасли).
  3. Соглашаются декларировать рабочие места, не подлежащие декларации.
  4. По устному указанию руководителей лабораторий пользуются нормативными документами, запрещенными (не разрешенными для применения) Методикой проведения спецоценки.
  5. Оценивают обеспеченность СИЗ, а не эффективность обеспечения ими.
  6. При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений (не учитывают новые требования по шуму).
  7. Неправильно, некорректно проводят идентификацию или совсем ее не проводят.


Допускают они и другие квалификационные и технические ошибки, приводящие к искажению результатов спецоценки.

Пути решения проблемы ошибок при спецоценке

Чтобы снизить количество допускаемых ошибок и исключить часть из них, необходимо провести ряд мероприятий.

  1. Определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения спецоценки, исходя из потребностей в первую очередь безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг. При этом необходимо вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.
  2. Совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая других федеральных законов, регулирующих те же отношения.
  3. Адаптировать санитарное законодательство СССР к действующей системе спецоценки и совместить их.
  4. Ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Минтруде России.
  5. Дифференцировать ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.

Запомните главное

1. Основные причины ошибок экспертов в ходе спецоценки кроются в недостатках и противоречивости законодательства, а также в человеческом факторе.

2. Ошибки допускают как опытные эксперты, так и начинающие специалисты.

3. Природа ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Более грубые ошибки допускают начинающие эксперты.

4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо усовершенствовать законодательство, адаптировать старые санитарные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и дифференцировать ответственность за нарушения правил проведения спецоценки.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Вернуться в раздел

Продавать свою экспертизу можно разными способами. Кто-то применяет ее на практике (в найме или собственном бизнесе), а кто-то выбирает обучать других людей тому, в чем сам преуспел за годы работы.

Часто, эксперт, начинающий свой пусть в обучении, не понимает реалии современного EdTech рынка:

  • За последние годы накопилось огромное количество различных инфопродуктов, а их ценность, зачастую, околонулевая.
  • Пользователь становится все более прихотливым и избирательным. Ему нужно присмотреться к человеку, у которого он собирается что-то купить и понять насколько его заявленная экспертность соответствует действительности.
  • Как следствие, эксперту становится все сложнее продавать свои продукты, особенно, когда у него еще нет большой и прогретой аудитории.

Даже если эксперт соберет в кучу все свои знания, изложит их в понятном и интересном формате, приправит качественным визуальным контентом и упакует в большой и законченный курс, продать его будет весьма непросто. Просто потому, что пользователь не готов сходу заплатить крупную сумму за продукт человеку, которому он не достаточно доверяет. А такой продукт будет стоить дорого, ведь эксперт вложил в него душу и потратил кучу времени на шлифовку каждой детали.

В этом случае эксперт совершает 2 ошибки, которые могут поставить крест на дальнейших продажах:

  • Он пытается сразу продать большой продукт без достаточного прогрева, не познакомив клиента со своей экспертизой на чем-то более простом и дешевом (бесплатном).

  • Он думает, что понимает потребности своего клиента. Поэтому и курс составляется на основе галлюцинаций, которые он придумал себе сам. В результате, пользователь просто не видит в нем ценности и не покупает.

Чтобы избежать этих ошибок, работу над курсом стоит начинать с:

  • Анализа, результатом которого станет понимание настоящих потребностей клиента.
  • Планирования стратегии развития продукта. А точнее целой системы продуктов, которая будет работать на системные продажи.

Этому можно и нужно научиться, чтобы успешно продавать свою экспертизу в современном мире.

Кстати, наш партнер Вика Виноградова (эксперт и продюсер в сфере онлайн-образования) собаку съела на том, как создавать продуманные и востребованные продуктовые линейки. Она интересно пишет об этом с свое канале (https://t.me/edu_prmarketing), а также у нее можно заказать личное менторство.

Прямой эфир в соцсетях эксперта: как подготовиться и привлечь максимум зрителей

Прямые эфиры помогают показать экспертность, рассказать о новостях и сблизиться с аудиторией. Эта статья — полноценный гайд о том, как проводить прямой эфир в соцсетях. Выполняйте пошагово рекомендации Анны Хлебниковой, руководителя студии Videoset-insta, и вы научитесь вести классные прямые эфиры, даже если прежде никогда не пробовали. 

Примерное время прочтения — 12 минут.


Живые эмоции, польза и эксклюзив — то, за чем люди приходят на эфиры. К сожалению, далеко не каждый эфир собирает хорошее количество зрителей. Заходишь, а там то болтовня не по теме, то унылый спикер, то ужасные картинка и звук. Мы с командой Videoset-insta 20 лет работаем с видео и знаем, как повысить качество прямого эфира и сделать картинку более киношной.

И поделимся с вами нюансами проведения прямого эфира от подготовки до проведения.

Шаг 1. Выберите такую тему, которая привлечет больше людей.

Шаг 2. Проработайте сценарий прямого эфира, чтобы иметь опору.

Шаг 3. Подготовьте список вопросов.

Шаг 4. Выберите площадку для проведения прямого эфира.

Шаг 5. Подберите и настройте оборудование для прямого эфира.

Шаг 6. Найдите модератора для проведения прямого эфира.

Шаг 7. Анонсируйте тему прямого эфира во всех каналах коммуникации.

Шаг 1. Выберите такую тему, которая привлечёт больше людей

Проводить прямой эфир, чтобы «просто поболтать о жизни», — плохая идея. У взрослых и загруженных работой людей найдутся дела поважнее.

Чтобы привлечь зрителей, нужно предложить тему, которая интересна им, а не вам. Тема хороша, если она:

  • Полезная для зрителей. Эфир о вашем новом онлайн-курсе вряд ли привлечет людей — они заранее решат, что это реклама. Лучше проведите вдохновляющий эфир с разбором проблемных ситуаций или результатов учеников. Тогда зритель увидит пользу для себя, и его уже не смутит логичное упоминание  курса.
  • Интересная для вас. Да, выбираем тему, ориентируясь на нужды зрителей. Но если вам скучно о чём-то рассказывать, зрителям будет также скучно вас слушать. Даже если вы уже сто раз поднимали тему в статьях, в постах, на вебинарах, попробуйте на прямом эфире подать её с другого угла.
  • Умеренно широкая и затрагивает как можно больше людей из вашей целевой аудитории. Здесь нужен баланс. Слишком широкая тема даст знак аудитории, что информация будет сразу обо всём и ни о чём. Слишком узкая — привлечёт малое количество зрителей.

Пример выбора хорошей темы для прямого эфира в соцсетях эксперта:

Слишком широкая тема: неясна аудитория, непонятна структура, нет изюминки Слишком узкая тема: ограничена географически или указывает на крохотный сегмент ЦА Более интересная и достаточно широкая тема: охватывает несколько сегментов ЦА, обещает конкретную схему
Видео для продвижения Какие видео использовать для продвижения детского психолога в Саратове Видеовизитка для психолога: как интересно рассказать о себе за 1,5 минуты
Видеопродакшен для онлайн-школ Как снять видеоурок по декупажу для школы хендмейд-профессий Пять ситуаций, когда онлайн-школам не нужен крутой видеопродакшн

Ещё варианты хороших и достаточно конкретных тем:

  • Как сделать успешный запуск? Три главных ошибки начинающих экспертов.
  • Как говорить о себе, если сменил профессию и чувствуешь себя новичком.
  • Как упаковать профиль эксперта, если только учишься и нет кейсов.
  • Как учитывать деньги в частном проекте или микробизнесе: три инструмента, с которых легко начать.
  • Входящие возможности. Как заявить о себе, чтобы предложения, клиенты и деньги приходили сами.
примеры тем эфиров
Пример достаточно конкретной и интересной темы от тренера по речи Седы Каспаровой

Если у вас большая активная аудитория, пригласите людей выбрать тему. Можно предложить несколько вариантов и устроить опрос, либо попросить, чтобы люди писали свои варианты в комментариях.

Шаг 2. Проработайте сценарий прямого эфира, чтобы иметь опору

Импровизация — это хорошо, но только, если она основана на тщательной подготовке :)

Чтобы провести классный увлекательный прямой эфир, нужно понимать, с чего вы начнёте, о чём будете говорить и сколько времени это займёт. По опыту, подготовка к прямому эфиру даётся в разы легче, если есть чёткий сценарий.

Сценарий нужен, чтобы вы:

  • могли уверенно говорить о теме, даже если от волнения мысли путаются;
  • не забыли важные тезисы, цифры и факты;
  • придерживались чёткой структуры, не сбиваясь с пятого на десятое и не путая зрителя;
  • включили игровые элементы в эфир (например, напомнили о розыгрыше призов трижды — в начале выступления, в середине и в конце);
  • добавили призывы к действию там, где они уместны (подписаться на блог, отправить анкету, заглянуть в телеграм-канал и так далее).

Сделать сценарий прямого эфира не значит слово в слово написать то, о чём вы собираетесь говорить. Это скорее шпаргалка, структура выступления с набором тезисов и важных фактов, призывов к действию, упоминаний вашего курса/книги/канала и прочего.

Важно: прямой эфир должен длиться 15–20 минут, максимум полчаса, — люди быстро устают, и не все могут выкроить большой фрагмент времени на участие. Учтите это в сценарии — выбросьте из выступления всё лишнее, что может слишком увеличить длительность трансляции.

Пример сценария для прямого эфира (тема: видеосъёмка кейсов)

1. Приветствие, ожидание участников, может быть, обсуждение инфоповода или какой-то новости ниши — 2–3 минуты для разогрева.

2. Регламент эфира: «Мы поговорим о… Вы узнаете, как… Вы уйдёте с эфира с готовым…». Призыв писать вопросы для обсуждения в конце эфира — 2–3 минуты.

3. Короткое представление с упоминанием своих сильных сторон для тех, кто с вами не очень хорошо знаком. Расскажите, почему именно вы сильны в теме эфира, какие наработки и опыт у вас есть — 1–2 минуты.

4. Напоминание о теме эфира для присоединившихся недавно — 1 минута.

5. Основная часть — 10–15 минут:
— Почему кейсы помогают продавать.
— Как снять убедительный видеокейс.
— Какую информацию нужно собирать во время проекта, чтобы снять видеокейс.

6. Призыв оставить заявку / кодовое слово в директе, чтобы получить пошаговый алгоритм съёмки кейса, выгоды — 1 минута.

7. Ответы на вопросы — 3–5 минут.

8. Призыв оставить заявку, прощание — 1–2 минуты.

Итого: 20-30 минут

Шаг 3. Подготовьте список вопросов

Бывает, что эксперт предлагает задавать вопросы в чате, а зрители молчат. Иногда — потому что всё и так понятно, вопросов нет. А иногда — потому что публика ещё не привыкла к общению с экспертом, прямые эфиры у него проходят слишком редко (или вообще впервые). Вопросов нет, возникает неловкая пауза.

На этот случай лучше заранее заготовить вопросы по теме. Где их можно взять:

  • вспомнить, о чём вас спрашивали подписчики, с чем клиенты приходили на консультации;
  • почитать комментарии в профессиональных сообществах, под статьями в блогах, в телеграм-каналах;
  • посмотреть ключевые запросы в Подборе слов Яндекса;
  • добавить наклейку «Вопрос», когда делаете анонс эфира в сторис за 3-4 дня до трансляции.

Постепенно вы растормошите аудиторию, покажете, какие вопросы можно и нужно задавать. 

Если вопросов, наоборот, слишком много, выберите 5–10 самых интересных для эфира. На остальные можно отвечать в постах или историях после эфира. 

Шаг 4. Выберите площадку для проведения прямого эфира

Вести прямой эфир можно на нескольких площадках одновременно — так вы даёте каждому зрителю возможность смотреть выступление там, где ему удобнее. Например, на одной площадке вы ведёте эфир с горизонтальной картинкой, используя ноутбук, а на другой — с вертикальной, через телефон. Устройства стоят рядом. Единственный момент — вам будет сложно переключаться между комментариями, но об этом можно сразу предупредить аудиторию.

Возможность проводить прямые эфиры есть в Телеграме и в социальных сетях: Одноклассниках, ВКонтакте, Ютьюбе. Все эти площадки подходят для формата «говорящая голова».

Также есть специальные вебинарные площадки и сервисы: Pruffme, Bizon365 и другие. Они подходят для проведения прямых эфиров и дают много дополнительных возможностей: например, можно добавить презентацию, настроить указку, рисовать и делать заметки на интерактивной доске, провести опрос среди участников, демонстрировать экран эксперта, выбрать, где будет отображаться его лицо.

Используя такие площадки, важно проследить, чтобы лицо эксперта не накладывалось на слайды или демонстрацию экрана

Кроме того, на некоторые площадки можно заранее загружать видеофайлы, чтобы включать в нужный момент. Например, мои прямые эфиры посвящены видеопродакшену, темы часто требуют примеров. Приёмы в видео сложно показать на пальцах, поэтому я включаю демонстрацию роликов во время эфира. 

Какую площадку для ведения прямых эфиров выбрать? Зависит от ваших требований. Мы в Videoset-insta собрали небольшую сравнительную таблицу, чтобы вам было проще сориентироваться в их функционале:

Выбирайте площадку, которая соответствует вашим потребностям сейчас. Не страшно, если не угадаете сразу — её всегда можно поменять.

Шаг 5. Подберите и настройте оборудование для прямого эфира

Проверьте по чек-листу, что сделать перед прямым эфиром, чтобы он прошёл как по маслу:

🔲  Перед проведением проверьте скорость интернета, перезагрузите роутер и ноутбук.
🔲  Отключите все уведомления, если ведёте с телефона или ноута.
🔲  Проверьте вкладки и рабочий стол, если собираетесь включать демонстрацию экрана.
🔲  Уберите лишнее, скройте личную информацию, пусть останется только то, о чём вы будете говорить.
🔲  Подключите микрофон и проверьте, как он работает. Бывает, что ноутбук «видит» микрофон как гарнитуру — из-за этого ведущему не слышно, что говорят другие участники. Бывает, при подключении гарнитуры слушатели глохнут от помех. Ещё более частая проблема — дублирующийся или плывущий звук. Слушать такое выступление невозможно. 
🔲  Если в помещении есть эхо, закройте стены подушками или тканью — этого будет достаточно.
🔲  Проверьте, чтобы при движении не шуршала одежда, не стучали и не звенели украшения. Если во время эфира вы пьёте воду, желательно использовать подставку под стакан.
🔲  Позаботьтесь об освещении. Если используете дневной свет, помните, что погода за окном может поменяться и освещение тоже. Надёжней использовать искусственный, чуть приглушённый свет. 
🔲  Если во время выступления вы используете презентацию, протестируйте площадку заранее — окошко с вашим лицом не должно закрывать информацию на слайдах. 
🔲  Проверьте, чтобы презентация открывалась корректно и вы могли в любой момент переключаться из режима «говорящей головы» обратно к слайдам. Пролистайте презентацию до конца, просмотрите, не слетели ли шрифты, не расползлись ли строки. Протестируйте демонстрацию экрана, чтобы все нужные окна и вкладки открывались правильно.
🔲  Если собираетесь провести совместный прямой эфир — всё перечисленное должно быть настроено у всех спикеров.

Совет от Videoset-insta: сделайте пробный закрытый эфир для своих — проверьте, как всё работает с технической точки зрения. Если на эфире у вас будет помощник, пригласите на тест и его тоже — пусть убедится, что неполадок нет.

Шаг 6. Найдите модератора для проведения прямого эфира

Обязательно подключайте помощника, особенно если вы неуверенно себя чувствуете на эфире или ожидаете большое количество участников или вопросов.

Модератор постоянно читает чат и следит за порядком: банит троллей и хейтеров, отвечает на организационные вопросы, объясняет, что делать, если пропал звук или видео, скидывает в чат ссылки на материалы, о которых говорит спикер, и так далее. Если трансляция идёт на нескольких площадках одновременно, модератор отследит все вопросы, соберет их и отправит выступающему. Кроме того, он делает резервную запись прямого эфира на всякий случай.

Михаил Осипов, член Лиги Экспертов, эксперт методического сектора ассессмент-центра Университета Иннополис и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», добавляет из своего опыта проведения прямых эфиров: «После эфира модератор может помочь всё правильно оформить: опубликовать запись эфира, контакты спикера и материалы (например, презентацию, ссылки, чек-листы и прочее), собрать вопросы подписчиков, которые пропустили прямой эфир и смотрели выступление в записи».

Шаг 7. Анонсируйте тему прямого эфира во всех каналах коммуникации

Когда вы определили тему, дату, время проведения и выбрали площадку для прямого эфира, нужно пригласить на него как можно больше людей. Для этого сделайте несколько касаний во всех каналах, которые вы активно ведёте. Если хотите провести эфир совместный, контент для анонса готовят все спикеры события.

Например, минимальный набор контента для анонса эфира может быть таким:

Кроме этого, можно ещё записывать видеообращения на сайте, на Ютьюб-канале, видеокружки в Телеграме, приглашать аудиторию из email-рассылки, делать партнёрские размещения и так далее. Формат анонсов всегда зависит от площадок, которые вы ведёте. Если в Телеграме это может быть пост с картинкой, а в ВК или Инстаграме* — пост и серия историй. Неизменно то, что без анонсов о прямом эфире никто не узнает, если вы не приложите максимум усилий, чтобы оповестить и заинтересовать пользователей.

Чек-лист: как провести прямой эфир

Теперь вы знаете, как выйти в прямой эфир и что нужно, чтобы провести его бодро и заинтересовать зрителей. Вы точно готовы, если у вас есть понимание:

🔲  о чём говорить, чтобы тема была не слишком узкой и не широкой;

🔲  из каких смысловых частей будет состоять эфир;

🔲  что интересует аудиторию, на какие из этих вопросов стоит ответить;

🔲  на какой площадке вам комфортней вести прямой эфир;

🔲  какое оборудование использовать для съёмки, как выставить кадр;

🔲  кто вам поможет во время трансляции;

🔲  как вы анонсируете событие в соцсетях и рассылке.

И напоследок совет от Videoset-insta: используйте запись вашего прямого эфира несколько раз! Её можно не только залить на видеохостинг, но и нарезать на фрагменты, опубликовать отдельными роликами в Reels, Shorts и ВК Клипах. Сделать расшифровку и на её основе написать статью или посты. В этой статье делюсь проверенной схемой переупаковки контента, которая обеспечивает меня постами на целый месяц.

Читайте больше полезных материалов в Сообществе «Azconsult | Растим и продвигаем микробизнес» и Телеграм-канале.

Хлебникова Анна

И ещё интересные стать:

  • Видеовизитка для эксперта: как интересно рассказать о себе за 1,5 минуты + 3 формулы текста
  • Кому категорически нельзя фотографироваться
  • Снимите это немедленно: интерьер в объективе видеокамеры
  • Практическое руководство: берем интервью для проекта

В соцсети нас уже больше 20 тыс. Присоединяйтесь, чтобы получать советы по развитию бизнеса и полезные ссылки

Vkontakte
Telegram


* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки начинающих самогонщиков
  • Ошибки начинающих каменщиков
  • Ошибки не допускающие публикацию сведений на бас гов
  • Ошибки начинающих руководителей
  • Ошибки начинающих экскурсоводов