Ошибки начинающих акварелистов

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

  • Фильмы


Основные ошибки начинающих акварелистов и как их исправить.

12.08.2021 00:47

  Акварель — техника эффектная и интересная, дающая художнику большие возможности творческого бытия и развития. Современные производственные технологии делают акварель удивительно подвижной в плане креативных исканий, помогают легко найти нужное художественное решение в каждой работе, определить собственный стиль и при помощи простых приёмов создать нужные выразительные эффекты.

Иногда качественная бумага и профессиональные акварельные краски даже в не очень умелых руках создают впечатляющие, вполне профессиональные работы. Но, как в любой другой технике, в акварели инструменты и материалы — только полдела, а основные принципы рисования акварелью и простейшие знания о технологии акварельной живописи вкупе с элементарными умениями безусловно необходимы.

  По собственному творческому опыту и опыту моих учеников я составила основной топ ошибок при рисовании акварелью, которые встречаются у начинающих художников особенно часто. Именно эти досадные промахи, как правило, мешают не только в обучении рисованию, но и в творческих исканиях опытных художников, переходящих с кроющих красок на акварель.

Мало воды.

  В живописи акварелью вода — ключевой элемент. Именно обилие воды создаёт характерные переливы цвета и тона, эффектные потёки и мягкие касания, поэтому стоит, особенно на первых порах, брать воды чуть больше, чем нужно. Водой не только разводится краска в кюветах, на её основе делаются замесы цвета (на палитре воды тоже должно быть много, поэтому лучше использовать палитру с ячейками, чтобы цветные лужицы были обильными и отделялись друг от друга).

Также воду стоит добавить на сам лист бумаги (при живописи по-сырому) или смачивать отдельные участки для лучшего проникновения цвета в цвет и более ровной заливки.
Малое количество воды при рисовании акварелью приводит к “засушенности” живописной манеры, когда исчезает лёгкость и воздушность техники, а краска ложится на бумагу слишком густо, темно и не ровно. Кроме того, это ведёт к большому расходу красок и отсутствию прозрачности красочного слоя. Такие работу могут липнуть даже при долгой сушке, темнеть со временем.

Слишком много пигмента.

  Эта ошибка плавно вытекает из предыдущей — недостаток воды делает акварельные краски не жидкими, а пастообразными, липкими. В таком состоянии краска к кисти пристаёт обильно и на основу наносится плотным кроющим слоем, как гуашь или акрил. Нередко сами пигменты мешают начинающему акварелисту набрать оптимальное их количество для смеси: укрывистые и полулессировочные акварельные краски набираются на кисть легко, а при недостатке воды дают сильную темноту, плотную грануляцию и слишком укрывистый слой.

Отсюда глухие чёрные пятна, отсутствие внутреннего свечения работы, неожиданная декоративность и визуальная “вымученность” всей работы.
Исправить такую ошибку непросто, но возможно, добавив воды в непросохшую краску или смыв под проточной водой неудачный живописный фрагмент. Переписать заново неудавшийся кусок по сырой бумаге будет намного проще.

Не учитывается степень укрывистости краски.

  Основной принцип акварельной живописи — прозрачность. Светлые оттенки выявляются нанесением на бумагу тонкого лёгкого слоя пигмента, тёмные — многослойной или плотной по структуре заливкой. Белый цвет в акварели, в идеале, не используется совсем или применяется точечно в мелких деталях (если без этого не обойтись). Функцию светлого в акварели выполняет сама бумага — она подсвечивает работу изнутри, создавая эффект цветных стёкол. Чем толще слой краски, тем меньше света будет излучать заполненный им участок.

  Акварельные краски бывают лессировочными, полулессировочными и укрывистыми — это зависит от качества пигмента и примесей в химическом составе. Опытные акварелисты разучивают таблицы красок выбранного производителя и делают выводы из собственного опыта рисования разными пигментами в акварели, поэтому они легко отличают укрывистую акварель от лессировочной и умело и к месту пользуются гранулирующими красками (те, которые оставляют характерные хлопья или соринки в прозрачной заливке).

  Новички, не обращающие внимания на состав и свойства акварельных красок, нередко используют оттенки цвета не по назначению — например, кроющие пигменты кладут в освещённые части, тем самым полностью “забивая” свечение бумаги. Акварельный рисунок в этом случае больше напоминает работу, сделанную гуашью, он не столь выразителен, как мог бы быть.

  Эффект грануляции в акварели у неопытных художников тоже может проявиться случайно и совсем не там, где ожидалось. Чтобы этого не случилось, перед началом работы над этюдом стоит делать выкраски на отдельном листе теми красками, какие будут использоваться в работе. Пробный лист в этом случае должен быть того же качества, что и основной (тот, на котором будет выполнена сама работа).

  Белую акварель новичкам лучше совсем убрать из набора, чтобы случайно или по привычке не ввести её в прозрачные акварельные замесы.

Размазывание кистью, растирание уже положенных на лист мазков (так называемое “мыло”).

  “Замыленные” акварели не редкость у начинающих художников. В попытке исправить не точно взятый цвет или не совсем точно положенную заливку они начинают правку в тот момент, когда краска ещё не просохла полностью, но уже глубоко вошла в бумагу.

В этот момент происходит основная сцепка пигмента с бумагой и химическое соединение одного пигмента с другим, нарушая их, краска теряет свои основные свойства: прозрачность, глянцевость, насыщенность. На месте правки появляется пожухлость, исправить которую уже невозможно.

Вносить изменения в акварельную работу или дополнять изображение следующим слоем краски нужно только после полного просыхания верхних слоёв (полностью акварельная работы высыхает сроком от 2 часов до суток, в зависимости от плотности и качества бумаги). Для достижения определённых эффектов, художники вводят краску в только что положенный слой другого пигмента — это возможно при сохранении влажности первого слоя (когда на поверхности бумаги сохраняется много воды).

Делать это следует быстро и умело — нужен некоторый опыт и мастерство.
Случается, что излишне жестковатая кисть поддевает нижние слои краски, даже если они практически высохли. Поэтому, начинающим акварелистам лучше выбрать классические беличьи кисти, а не акварельную синтетику или смешанный состав кистей. Нежный ворс беличьей кисти положит последующий слой на предыдущий аккуратно, ровно, не растирая и не разрушая его. При правильной деликатной работе с лессировками в акварели можно наносить 3 слоя краски смело и легко.

  Вымывать неудачные места или те участки, которые должны остаться светлыми, нужно добела, чтобы красочного пигмента внутри бумаги не осталось совсем. Для этой цели используют щетинную в меру жёсткую кисть или специальную кисть-ластик с коротким ворсом и чистую воду (воду, в которой уже промывали кисти во время акварельной живописи, использовать нельзя — она даст тот же эффект, что и растирание красочного слоя).

  В идеале, писать акварелью не внося правок. Если приучить себя к правилу: “положил мазок — не трогай его больше”, работы останутся чистыми по цвету, воздушными и, действительно, акварельными, а цветовые замесы и форма заливки со временем станут точными и ясными, главное — систематически писать.

Набор цвета и тона случайным образом (непродуманное ведение работы акварелью).

  Как и в любой другой живописной технике, в акварели есть своя технология и последовательность ведения работы. Традиционно, акварелью пишут от светлого к тёмному: так меньше шансов сделать ошибку по цвету и тону, бумага остаётся свежей до самого конца сеанса, а самые тёмные участки не забиваются до глухоты, остаются прозрачными и естественно тёмными или насыщенными.

  Иногда пишут от самого понятного цвета, например, когда в этюде сочетаются чистые насыщенные и блёклые серые оттенки. Но в любом случае, в ведении работы от белого листа до законченного этюда акварелью есть своя логика и последовательность проработки.

  Новички в акварели, бывает, начинают писать с того, что особенно интересно, нанося цвета и тона в случайном порядке, часто от тёмного и яркого. Из-за этого сбивается общий цвето-тональный строй работы и этюд превращается в раскраску, цвета подбираются не гармонично друг другу в листе, а по похожести к натурным отношениям. При этом почти не учитываются свойства красочных пигментов (укрывистость, светостойкость, химический состав и др.) и могут приключиться случайные реакции, когда один пигмент вытесняет другой, хлопья одного цвета неудачно ложатся на другой, а вместо желаемых красивых замесов в акварели получаются грязноватые лужицы.

  Кроме того, оказывается сложно гармонизовать те цвета, которые уже появились в листе, с теми, которые только предполагается положить. Работа дробится на отдельные цветики и фрагменты, а объединяющие лессировки “глушат” насыщенность и светосилу, дают цветовую грязь. Нередко при этом размываются нижние слои краски.

  Поэтому, прежде чем бросаться в творческий бой, важно определить план работы над акварельным этюдом: с чего начинать, какие краски использовать, что будет акцентом и как это выявить при помощи цвета и тона, как объединить всю работу в гармоническое общее целое, какое качество прописки нужно для главного и второстепенного, сколько слоёв краски предполагается положить в каждом участке. Опытным путём всё это исследовать и практиковать долго, ошибки здесь неизбежны, поэтому лучше осваивать технику живописи акварелью под руководством педагога.

  А грамотный учитель рисования ещё и подскажет как привнести в этот творческий процесс собственное художественное видение при точном технологическом расчёте. Поэтому, научиться рисовать акварелью самостоятельно, конечно, можно, но на это потребуется больше сил, средств и времени, чем обучаясь под руководством практикующего художника. У нас в школе Jotto тоже есть несколько курсов по акварели для новичков и опытных художников, а также видеокурсы по классической и современной акварели, где я подробно разбираю и объясняю каждую мелочь.

Наслоение сложных оттенков на сложные.

  Чтобы цвета в акварельной работе получались сложными, но не грязными, важно следить за качеством перекрывающих слоёв — лессировок. Некоторые новички по привычке создают на палитре красивые составные цвета, старательно мешают оттенки цвета состоящие из 3 и более красок и правят ими предыдущие слои.

В этом случае сложный цвет ложится сверху на сложный, превращаясь в грязноватый и глухой. Здесь важно помнить о том, что акварельные лессировки работают по принципу цветных стёкол: из-под верхнего всегда просвечивает нижний цвет, соответственно, чем больше слоёв, тем более сложный цвет фрагмента получится в итоге.

 Именно в акварели помимо механического смешения красок (смеси на палитре) срабатывает ещё и условно оптическое смешение при наложении слоёв (потоки цветного света сливаются в единый объединяющий оттенок, например, синий слой, положенный поверх жёлтого будет выглядеть зелёным и т.д.).

  Соответственно, акварелисты не используют сложные смеси красок для лессировок: чем выше слой, тем чище цвет.



  • Назад


  • Вперед

Евгения Горбачева — профессиональная художница-акварелист, чьи работы выставлялись на международных выставках и биеннале. В книге «Портреты моря и воды» она знакомит с акварелью и рассказывает, как ее приручить. Собрали в статье частые ошибки начинающих художников и подсказки, как с ними справиться.



Портрет моря и воды

1. Сухие краски

Если вы используете краски из кюветок, то за 10 минут до начала работы увлажните их с помощью пульверизатора. Краски размягчатся, так вам будет проще набирать пигмент кистью.


Кюветки — краски в маленьких прямоугольных или квадратных пластиковых ячейках

2. Неправильный набор пигмента

Новички набирают его очень робко, на самый кончик кисти. А если краски не подготовлены к работе, шанс нарисовать звонкую и свежую картину с правильным насыщенным тоном близится к нулю. Не бойтесь брать пигмент, особенно если пользуетесь красками в кюветках. Набирайте краску на всю длину ворса, погружая его полностью в емкость, немного надавливая и выполняя круговые движения кистью. Набирать пигмент кончиком кисти можно только, если вы пользуетесь свежей краской из тюбиков.

Эти советы относятся к технике работы по-­сырому алла прима, когда мы хотим закончить картину за один сеанс. В лессировочной технике, когда краски наносят на бумагу тонким просвечивающим слоем, и в стиле гиперреализм приемы отличаются, но сегодня речь не о них.

Часто при знакомстве с новым делом мы робеем. Однако помните: акварель любит смелость! Начинайте работать без страха и опасений.

Чем смелее и свободнее вы будете обращаться с кистью, тем быстрее достигнете желаемого результата.

3. Попытка залить большие участки с помощью тонкой кисти и коротких мазков

Начинающие акварелисты часто берут слишком тонкую кисть, чтобы залить небо. Но таким способом вы не успеете сделать плавный градиент: краска высохнет. Чем более широкую кисть вы возьмете, тем проще будет осуществить заливку. Это касается не только неба и водной глади, но и элементов архитектуры, растительности и прочего.

Используйте тонкие кисти для проработки отдельных штрихов и деталей, например, когда рисуете людей.

4. Нарушение водного баланса

Это, пожалуй, самая распространенная ошибка и самая большая сложность для новичков. Обратите внимание: чем больше воды на бумаге, тем меньше ее должно быть на кисти, и наоборот. Увы, данное правило действует не всегда, в некоторых случаях оно не применимо. Только практика поможет разобраться и найти правильное соотношение.

Если лист сухой и вы набираете недостаточно воды на кисть, плавная заливка может не получиться: из-­за нехватки воды мазки будут высыхать раньше времени и между ними образуются заметные стыки.

Но тут поможет маленькая звуковая подсказка: если вы слышите, как кисть шуршит по бумаге, значит, воды не хватает либо на кисти, либо на бумаге. Кисть должна скользить беззвучно!

5. Избыток воды на кисти при работе над первой заливкой

Эта может привести к тому, что на бумаге и на планшете образуются лужи. Одна из опасностей в том, что вода с планшета будет обратно впитываться в бумагу, вытесняя уже имеющийся и немного подсохший красочный слой. В итоге вы увидите странные светлые узоры, напоминающие иней, по краям листа. Не забывайте убирать излишки воды с планшета с помощью салфетки, чтобы избежать подобных «сюрпризов».

6. Слишком много воды на кисти при рисовании поверх красочного слоя

Эта ошибка часто встречается при попытке нарисовать облака или темные волны. Из-­за лишней воды мазки будут сильно растекаться в разные стороны. Кроме того, вы не сможете набрать нужный темный тон. Также велик риск образования пятен-­цветков, которые по-­своему прекрасны, но не всегда уместны.

Выжимайте, лишнюю воду с помощью салфетки или хлопковой ткани, чтобы избежать этих эффектов.

7. Неумение вовремя остановиться

Это в большей степени касается изображения облаков и воды. Вся их прелесть заключается в легкости, воздушности и прозрачности. Здесь действует принцип умеренности: всегда лучше нарисовать меньше, чем перестараться.

8. Чрезмерный контроль

Акварель любит свободу, не лишайте ее этого! Мы должны выступать с акварелью дуэтом, иногда предоставляя ей возможность солировать. Эта свобода может проявляться в неожиданных подтеках, в спонтанных мазках и брызгах. Позвольте акварели растекаться, как ей угодно.


Автор книги Евгения Горбачева

Лайфхак. Когда мы рисуем сидя, то более зажаты. Чтобы раскрепоститься и почувствовать себя свободнее, попробуйте рисовать стоя. В таком случае ваша рука будет двигаться с большей амплитудой, вы чаще сможете отходить от своей картины и смотреть на нее издалека, чтобы находить ошибки. Но обязательно позаботьтесь об осанке, подобрав удобную по высоте рабочую поверхность.

9. Ошибки в выборе тона

Часто художники (и не только начинающие) выбирают слишком темный и насыщенный тон на дальнем плане. Но, учитывая законы тональной перспективы, объекты на заднем плане следует изображать более прозрачными, добавляя холодные оттенки. Даже если на референсе холмы вдали темные, на картине сделайте их посветлее, чтобы они не спорили с передним планом. Если вы добавите дальнему плану немного дымки, это придаст объем всей вашей работе и подчеркнет пространство и тональную перспективу. Картина обретет флер романтизма и загадочности.

Это же касается и полосок волн у линии горизонта: часто их рисуют таким же активным цветом, как на переднем плане. Будьте внимательны и не допускайте подобного.

Отдельно скажем про слишком светлые белые паруса и корпуса яхт, стоящих против солнца. Даже белый при отсутствии освещения может превращаться в черный. Объекты, находящиеся в контражуре, должны иметь достаточно темный тон.

10. Невыразительная проработка мелких деталей

На картинах неопытных художников часто можно заметить «невкусные» детали и акценты. Завершающие штрихи — как вишенка на торте, естественно, они должны быть выразительными и сочными. В нижнем варианте рисунка детали бледные и невыразительные (из-­за сухой акварели или неправильного набора красок).

Для прорисовки самых мелких деталей важно использовать густые увлажненные краски. Мелкие штрихи лучше наносить синтетической кистью, взяв пигмент с консистенцией сметаны. Сконцентрировавшись на конкретных элементах одежды или деталях яхты, пытаясь разглядеть их на фотографии, мы непременно потеряем свежесть рисунка. Тут можно смело «похулиганить», от этого ваша работа обретет живость и финальные аккорды прозвучат звонко и отчетливо.

Лучше прорабатывать детали только на главных объектах, остальные изображайте более прозрачными красками и менее открытыми цветами — это поможет выделить фокусный центр. Постарайтесь избегать детализации на дальнем плане, даже если вы наблюдаете ее на натуре или референсе. С этим не всегда легко справиться, но задача художника — развивать в себе сдержанность и чувство прекрасного.

Лайфхак. Не рисуйте отдельные элементы, пытаясь разглядеть и понять их на референсе. Вам нужно увидеть только форму и цвет и переложить их на лист.

По материалам книги «Портреты моря и воды. Акварельное путешествие с Евгенией Горбачевой»

Если вы только начали заниматься акварельной живописью, ошибки — обычное дело. Благодаря этому нарабатывается опыт, становится проще понять особенности и возможности красок. Тем не менее иногда не хочется допускать оплошностей, а сразу изображать задуманное.

Ошибка №1. Чрезмерная работа над картиной

Иногда достаточно одного неверного мазка, чтобы испортить свежесть и яркость работы. Когда обнаружится, что вы добавляете всё больше деталей и тонкостей, то пора остановиться. Уж лучше рисунок будет недоработанным, чем слишком насыщенным и грубым.

Как не перестараться:

  • Не особо сосредотачивайтесь на деталях
  • Избегайте суетливых исправлений, чтобы не смазывать цвета, не царапать лист
  • Не размягчайте сухой контур
  • Не переусердствуйте со слоями: чем их меньше, тем светлее изображение

Ошибка №2. Влажный рисунок расплывается от мокрой кисти

Нежелательная капля воды может испортить работу. (Примечание: капли могут быть полезны! Просмотрите мой недавний пост «Всё, что нужно знать об оттенках в акварели»)

Рисунок снизу иллюстрирует, как действует добавление воды в ещё не высохшее изображение. Это должна была быть тень, но получилось пятно.

помидоры акварелью

Если вам нужно добавить новый слой, дайте предыдущему полностью высохнуть.

Кстати, вы можете добавить цвета на влажную бумагу, но только если на кисти много краски. В показанном эскизе я добавила тень формы яблока, пока первый слой ещё не высох. Они сочетаются очень хорошо.

яблоко акварелью

Ошибка №3. Контуры объектов

Рисуя фон, начинающие обычно обводят объекты тёмным, из-за чего они теряют естественность и органичность.

Как избежать неестественности:

  • Используйте разнообразные цвета вокруг объектов
  • Чередуйте направление мазков
  • Объединяйте резкие и плавные края

цветы акварелью

Рисунок показывает, как это работает. На первом эскизе лепестки обведены тёмно-зелёным, и цветок будто застрял на этом фоне. На втором сочетание цветов, мазков и краёв делает эскиз выразительнее.

Ошибка №4. Мутные цвета

Они возникают при попытках накладывать краску на влажную поверхность, хотя это можно делать только когда она сухая или очень мокрая. Другая причина мутности — смешение двух и более непрозрачных цветов. Лучше сведите к минимуму те оттенки, которые вы используете.

кот акварелью

Ошибка №5. Когда опускаются руки

На каком-то этапе процесса вам может показаться, что работа ничего не стоит. Но это нормальная ситуация, знакомая многим художникам. Не спешите забрасывать начатое и начинать заново, продолжайте рисовать. Вы удивитесь, каким может получиться результат.

Автор: Maria Stezhko

Поделиться статьей:

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Техника рисования с калькой для акварельных картин

Сегодня мы познакомимся с техникой рисования с калькой. Все просто…

Техника лессировки в акварели

Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов,…

Как выпрямить волосяной пучок художественной кисти

Полезные приемы в вашу копилку художественных знаний.

7 проверенных советов по свободному рисованию акварелью

Думайте по-другому, рисуйте по-другому. Свободное рисование может…

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Для тех, кто только начинает заниматься акварельной живописью, ошибки являются вполне естественным явлением. Многие опытные художники сходятся во мнении, что именно на собственных ошибках будущий мастер может познать особенности работы с красками и наработать свой собственный опыт.

Однако стандартных ошибок можно избежать, тем более, что не всегда хочется тратить время на их исправление.

Если же учесть, что некоторые оплошности художника могут стать фатальными и привести к порче картины, а получить задуманное изображение нужно с первой попытки, полезно будет обобщить уже имеющийся опыт, с которым охотно делятся те, кто успешно прошел тернистый путь обучения.

Акварель считается достаточно популярной и очень эффективной техникой, позволяющей реализовать большие творческие возможности. Современные краски отличаются высоким качеством. Они словно подталкивают мастера на креативные поиски.

Подвижность акварельных красок дает возможность выйти за рамки принятых шаблонов и найти свой стиль, используя вполне стандартные приемы.

Качественная бумага вкупе с хорошими красками «прощают» некоторые погрешности, свойственные новичкам, поэтому даже неумелая в плане техники картина может получиться весьма выразительной, наполненной красивыми визуальными эффектами.

Однако полностью на материалы надеяться не стоит, так как их выбор – это только половина начатого дела и простейшие знания теории акварельной живописи пригодятся в любом случае.

Содержание

  1. К чему могут привести ошибки?
  2. Вода на рисунке
  3. Недостаток влаги
  4. Неправильный выбор кистей
  5. Наложение сложных оттенков
  6. «Мыло» на холсте
  7. Использование маленьких кистей
  8. Неправильная размывка
  9. Неправильное оперирование прозрачностью и укрывистостью

К чему могут привести ошибки?

Классификация просчетов художника при работе с акварелью достаточно сложная, к тому же, одно и то же не точное действие может иметь самые разные последствия. Сначала все ошибки целесообразно поделить на исправимые и неисправимые. К первым относятся те огрехи, которые путем более или менее сложных манипуляций можно исправить, завуалировать, обратить в некий визуальный эффект. Неисправимые ошибки, как правило, ведут к порче картины.

Рисунок акварельным красками

Если художник при работе с акварелью не смог реализовать задуманный визуальный эффект, это тоже можно считать ошибкой, несмотря на то, что зритель не заметит ничего критичного.

Именно поэтому рекомендуется уделять внимание правильному выполнению техники акварели. Это формирует аккуратность и целеустремленность.

К примеру, если живописец в начале своей творческой деятельности будет снисходительно относиться к своим промашкам, то впоследствии придется учиться корректировать изображения с самых простых приемов, а трата времени на обучение не всегда входит в планы уже устоявшегося художника.

Явным дефектом, бросающимся в глаза, считается появление пятен в тех местах, где их не должно быть.

Убрать пятно не получится, поэтому исключительно белым полотно не станет.

Подобные пятна могут возникать не только на белой бумаге, но и на самом рисунке. Неравномерная насыщенность цветов также хорошо заметна.

Отсутствие четких контуров является популярным приемом у художников, которые работают акварелью.

Однако не стоит путать этот эффект с размытостью.

Если краска будет слишком жидкой, то ее слои начнут растекаться. Но и недостаток влаги – не выход из ситуации. Малое количество жидкости может вызвать целую череду нелицеприятных последствий, в том числе, поддевание нижних слоев краски при многослойной живописи.

Вода на рисунке

Манипулирование количеством воды в краски позволяет достичь самых разных эффектов. Некоторые художники вносят воду в невысохшее изображение, тем самым получая оригинальные градиенты цветов.

Но капелька воды может оказаться не такой безобидной и испортить всю картину.

Если изображение сформировано и все эффекты прорисованы, но при этом на полотне осталась жидкость, то ее в обязательном порядке следует убрать, промокнув участок сухой кистью.

Дело в том, что только в первое время вода придает краске интересный блеск и сочность. Уже совсем скоро капля превратится в бесформенную кляксу, в которой смешаются оттенки с соседних участков.

Роза в стакане

На этот случай полезно всегда иметь под рукой губку, промокашку, бумажную салфетку или кусочек ткани, впитывающей влагу.

Главное помнить, что акварель может стать чрезмерно текучей, то есть, неподконтрольным материалом.

Вышеперечисленные материалы помогут убрать лишнюю влагу, чтобы избежать перемешивания цветов и потеков краски. Лучше потратить время на удаление воды, чем потом соскабливать кусочки краски, ваты, не говоря о том, что при помощи мягкой ткани и воды художник может изобразить облака.

Недостаток влаги

Уже давно стал прописной истиной тот факт, что вода в акварельной живописи считается ключевым элементом. Она придает цветам характерные переливы, подчеркивает тона, создает неповторимые эффекты.

На начальных этапах обучения рекомендуется брать воды чуть больше, чем положено.

Убрать лишнюю влагу гораздо легче, чем исправить эффект «сухой кисти» с образованием полос. Палитры для работы с акварелью должны быть с углублениями. В них удобно делать замесы с большим количеством воды.

Живопись по-сырому предполагает нанесение воды на лист бумаги непосредственно перед рисованием. При этом смачивается не весь холст, а лишь его отдельные участки, чтобы впоследствии цвет лучше проникал в материал и получалась более качественная заливка.

«Засушенная» картина, то есть, рисунок, полученный слишком густыми красками, не имеет той легендарной воздушности, которая присуща акварели.

Сухой кистью положить ровный мазок практически невозможно.

Увеличивается и расход краски. Работы же будут долго сохнуть, липнуть в процессе сушки, а краски в итоге потемнеют.

Исключением является та техника многослойной живописи, где верхние слои накладываются на нижние «по-сухому».

Неправильный выбор кистей

Данную ошибку допускают начинающие художники. С опытом приходит осознание того, что каждая краска обладает определенными уникальными свойствами.

При всей сложности классификации кистей необходимо запомнить одно – определяющую роль будет играть тип ворса (натуральный или синтетический).

Однако это вовсе не означает того, что одни кисти пригодны для рисования акварелью, а другие – нет. Традиционно считается, что для красок на водной основе подходят натуральные материалы. Например, они используются при лессировке.

Натюрморт акварелью

Но современные кисти с синтетическим ворсом способны давать ровные и красивые линии, поэтому синтетику полностью исключать не стоит.

Синтетический ворс изготавливается из нейлона или полиэстера. Он практически полностью имитирует натуральный пучок, собираясь в конус. Раньше считалось, что синтетические волокна отличаются своей недолговечностью, но современные кисти опровергли этот стереотип и многие из них служат дольше натуральных.

Кисти на основе нейлона достаточно жесткие. С одной стороны, они хорошо отдают воду, однако предназначены такие кисти все-таки для акрила или масла, но не для акварели. Ворс на основе сложных полиэфиров более эластичен, поэтому станет настоящим универсальным инструментом для художника.

Наложение сложных оттенков

Теоретически из основных цветов разной насыщенности можно получать самые разные оттенки. Они будут более или менее сложными.

В качестве демонстрации можно воспользоваться компьютерной программой цветового калькулятора и пронаблюдать, как меняется оттенок при изменении интенсивности красного, зеленого и голубого.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Однако в реалии не все так просто, и наложение нескольких оттенков друг на друга даст непонятный цвет, который в лексиконе художников значится, как грязь.

Если нет опыта по смешиванию цветов, рекомендуется начинать эксперименты с двумя-тремя оттенками. Качество лессировок обеспечивает появление нового оттенка, но не грязи. Но даже при высоком качестве наложение сложного оттенка на сложный приведет к появлению грязи.

Действительно, каждая лессировка «работает» как цветное стекло. Чем больше стекол, тем более непонятным и темным окажется результирующий цвет. Это происходит, благодаря оптическому смешиванию акварельных красок.

В отличие от механического смешивания, когда перемешиваются пигменты, оптическое смешивание дает оттенок наложения цветных потоков света. К примеру, если на желтый слой положить синий, то в результате можно получить зеленый оттенок.

«Мыло» на холсте

У начинающих художников достаточно часто получается «замыливание» краски. Данный эффект возникает при попытке исправить неудачный тон.

Когда краска еще не высохла, однако уже начала впитываться в бумагу, происходит сцепление между волокнами бумаги и пигментом. Сама краска к этому времени уже теряет свой глянец и насыщенность, она становится непрозрачной.

При попытке корректировки тона на холсте образуется пожухлость, которую исправить уже невозможно.

Если возникла необходимость корректировки, то следует дождаться полного высыхания акварели. Этот процесс может занимать от нескольких часов до суток. Точное время высыхания зависит от консистенции краски и от плотности бумаги.

Опытные художники получают различные эффекты путем введения одной краски в другую, но выполняют такой прием в то время, когда влажность обоих слоев одинаковая.

Цветы в вазе

Необходимо обладать сноровкой и определенным мастерством, чтобы быстро ввести краску.

При этом кисть не должна быть жесткой. В противном случае можно поддеть нижние слои и испортить задумку. Вот почему начинающим художникам рекомендуют оттачивать свои навыки при помощи белки.

Если же приходится вымыть цвет, то убрать пигмент нужно качественно, чтобы его не оставалось на белой бумаге.

Идеальным вариантом считается рисование акварелью без правок. Многие художники сходятся во мнении, что положенный мазок не следует трогать совсем.

Работы, выполненные с первого раза, называются чистыми. Умение писать чистые картины приходит с опытом.

Использование маленьких кистей

Еще раз стоит вернуться к выбору кистей, но на сей раз речь пойдет лишь о размере пучка.

Считается, что небольшая кисть подойдет для всех видов работ. Ею можно прорисовывать детали, а также наносить краску на большие фрагменты. Это мнение в большой степени ошибочно.

Для больших фрагментов рекомендуется использовать большие кисти, особенно при работе с акварелью.

Дело в том, что нанесение краски на большое пространство при помощи маленькой кисти потребует огромных временных затрат.

Иллюстрация к произведению

Кроме того, что это неудобно, такая работа не позволит получить нужного эффекта. Дело в том, что художник должен иметь возможность здесь и сейчас оценивать результат своего труда.

Пока она полностью докрасит фрагмент, первые мазки уже высохнут, поэтому к ним некоторые элементы рисования «по-сырому» применить будет нельзя.

Неправильная размывка

Плавный переход одного цвета в другой или изменение насыщенности цвета достигается за счет техники размывки. В ней важно соблюдать несколько правил, чтобы осуществить задуманное.

Огромное значение имеет направление размывки. Оно должно совпадать с направлением, в котором старается стечь капля воды. В противном случае вода попадет на темный участок и размытия не будет.

Градуированную размывку начинают с формирования горизонтальных линий из разных оттенков. Влаги в краске должно быть столько, чтобы внизу линии собиралась капля. Именно она будет являться началом низлежащей линии. Само полотно располагают под углом 20-30 градусов.

Ни в коем случае нельзя возвращаться к предыдущим полосам. Малейшая попытка скорректировать размывку испортит всю картину.

На удачной размывке не должно быть линий. Их наличие говорит о том, что краска не перетекла из одной полосы в другую.

Если нужно создать переход от темного к светлому, то каждая последующая линия проводится более жидкой краской. Для обратного перехода  потребуется увеличивать количество пигмента. Выбирая для каждой линии новый оттенок, можно добиться градации цвета.

Важно, чтобы оттенки соседних линий не были контрастными.

Неправильное оперирование прозрачностью и укрывистостью

В акварельной живописи прозрачность красочного слоя играет важнейшую роль. Светлый оттенок можно получить путем нанесения на холст тонкого слоя краски с низкой укрывистостью.

Для темных цветов требуется больше пигмента и возможно понадобится многослойная заливка. Белый цвет, как правило, не используется. Роль белых фрагментов играет сама бумага.

Лишь в редких случаях художник может точечно нанести белую краску, прорисовывая детали.

Бумага словно подсвечивает все слои изнутри, в результате чего происходит такое же оптическое явление, как и прохождение белого света сквозь цветные стекла.

Замок в облаках

Таким образом, чем больше слоев краски нанесено на лист бумаги, тем выше укрывистость полученного оттенка, то есть, тем меньше света проходит от белого основания.

Все краски можно образно разделить на три категории:

  • Лессировочные;
  • Полулессировочные;
  • Укрывистые.

Перечисленные виды красок отличаются химическим составом, а также качеством пигмента и примесей. Художники со стажем предпочитают работать с материалами от одного производителя, составляя таблицы оттенков.

Таким образом, они с легкостью могут отличить прозрачную краску от укрывистой.

В прозрачной краске довольно часто встречаются соринки или хлопья. Они выполнены специальными гранулирующими красками.

Новички допускают ошибки, не обращая внимания на свойства акварельных красок. Они могут использовать кроющие пигменты на освещенных частях картины. Такие материалы затемняют естественное свечение бумаги.

Бабочки и фонарь

Подобные ошибки приводят к тому, что работа теряет свою уникальность. Она похожа на картину, сделанную гуашью, и не отличается выразительностью, прозрачностью и свечением.

Аккуратно следует обращаться и с гранулирующими материалами, так как гранулы в тех местах, где их быть не должно, будут похожи на обычный мусор.

Рекомендуется на отдельном листе сделать предварительные выкраски из тех красок, которые в дальнейшем будут использоваться.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Ошибки и советы при рисовании акварелью

рисуем волка голова

Оставляем воду на рисунке

Самая частая ошибка, когда мы рисуем какой-то определенный предмет, но оставляем, когда нарисовали на нём воду. Эта вода со временем расплывается и делает кляксу. Поэтому мы просто прорисовываем наш предмет с большим количеством воды, но при этом, когда Мы закончили свою работу с ним, мы промакиваем сухой кистью эту лишнюю воду.

Сухая кисть

Не используйте малое количества воды. То есть, когда прорисовываем у нас кисточка начинает шаркать. Такого быть не должно. Мы используют чаще всего большое количество воды, чтобы вода перетекала, чтобы краска у нас перетекала и не было таких пошарпанностей и не было таких полос.

Путаем кисти синтетическую с натуральной

Использовать синтетику вместо натуральной кисточки и пытается ей прорисовать всю ту же лессировку. Это будет достаточно тяжело. Для этого нужно использовать либо большую синтетическую кисточку, либо использовать натуральную кисть. Хотя синтетика, например, подходит для красивых линий.

Смешиваем много цветов в один

Нельзя намешивать очень много разных оттенков. В итоге мы получаем какой-то странный цвет, непонятно к чему он относится и он получается немного грязноватый. Лучше всего смешивать два или три оттенка для начала. Тогда вы будете получать довольно чистые красивые цвета и оттенки. Вы не запутаетесь с тем, что у вас там может получится какая-то грязь.

Не используйте только один цвет

Если, например, видим красненькое яблочко, мы его рисуем красным цветом. Это большое заблуждение. Рисуем мы его, чаще всего, любым цветом, кроме красного. То есть, мы смешиваем постоянно оттенки, добавляем немного коричневого, немного сиреневого, так, чтобы это яблочко играло разными оттенками.

Сухая акварель

Некоторые использует акварель достаточно густо, как гуашь. Такого делать не нужно, потому что мы теряем самую основную вещь, которую должны оставить это прозрачность.

Применяем разные размеры кистей

Теперь поговорим об использовании больших кистей. Если мы покрываем большое пространство, будет глупостью перекрывать его маленькой кисточкой, потому что это будет долго, неудобное и можно получить не такой красивый эффект. Поэтому мы берем для больших пространств большую кисть, для маленьких — маленькую.

Пытаемся размыть в неправильную сторону

Размытие нужно делать в ту сторону, в которую течет вода — на себя. Если вы попытаетесь размыть в другую сторону, вода всё равно стечет к вам, в ту часть, которая была темной и размытия не произойдёт. Рисуя определенный кусочек, мы стараемся переходить из цвета в цвет и добавлять разные оттенки, а также менять тон. Мы делаем от прозрачного очень светлого оттенка и добавляем более тёмные, так наша плоскость будет интересней и выглядит объемно. Но не перекрываем всю плоскость одним темным или одним светлым оттенком.

Прозрачность

Говоря о прозрачности, некоторые кусочки должны светиться, то есть быть перекрыты почти чистой водой. Чтобы получить разные переходы из цвета в цвет, намешиваем промежуточные оттенки и добавляем их уже в конце.

Наклон листа

Напомню — держать лист нужно под наклоном. Таким образом мы сможем контролировать куда стекает вода и лессировка, да и другая техника перехода из цвета в цвет, будет выглядеть намного гармоничней и не будет оставлять никаких лишних пятен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки начинающих автомобилистов советы бывалых а громаковский
  • Ошибки найнбот ес4
  • Ошибки начинающих java программистов
  • Ошибки назратуллах абу марьям
  • Ошибки начинающий бизнесмен