«Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать», – доказывал Василий Иванович Суриков критикам своего шедевра «Боярыня Морозова», которые пеняли живописцу, что тот халтурит: места для кучера мало, рука боярыни слишком длинна и неестественно вывернута… А сколько еще таких ошибок великими художниками было совершено? «Тайны ХХ века» предлагают присмотреться к известным полотнам получше и взглянуть на творчество великих художников по-новому…
Я не узнаю вас в гриме!
Повествование начнем с одного из величайших мастеров кисти – Леонардо да Винчи. Невольную ошибку он совершил в процессе создания знаменитой «Тайной вечери»: если вглядеться в нее повнимательней, то можно заметить, что Христос и Иуда – на одно лицо.
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Дело в том, что натурщика на роль Иисуса да Винчи нашел быстро – им стал певчий церковного хора, а вот поиски Иуды затянулись на три года. В конце концов Леонардо наткнулся на подходящего пьянчужку, валяющегося в грязи итальянской улочки.
Художник отвел бродягу в ближайший трактир и принялся делать эскиз облика Иуды. Когда рисунок был закончен, выяснилось, что перед да Винчи… все тот же певчий, который позировал ему несколько лет назад.
Еще одна ошибка (если это можно так назвать) была допущена да Винчи в картине «Благовещение», где архангел Гавриил получил от художника столь маленькие крылья, что вряд ли смог бы без травм спуститься на них на грешную землю.
Леонардо да Винчи, «Благовещение»,
Леонардо оправдывался тем, что его крылья анатомически верны, потому что списаны с птиц, однако неизвестный автор позже добавил крыльям архангела солидности и ширины. Правда, в итоге композиция в картине нарушилась, и крылья стали выглядеть громоздкими и несколько гротескными.
Левой! Левой!
У полуанекдотической истории с памятником Ленину, где вождь мирового пролетариата позирует с двумя кепками – одной на голове, другой в руке – оказывается, есть исторический прототип.
Фрагмент картины Рембрандта «Ночной дозор».
Харменс ван Рейн Рембрандт в своей картине «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (более известна как «Ночной дозор») изобразил командира дозора Кока с двумя правыми перчатками: одной на руке, а другой − в той же руке.
А известный живописец эпохи барокко Питер Пауль Рубенс при создании полотна «Союз Земли и Воды» почему-то наделил Венеру двумя правыми руками – изображенная левая, лежащая на руке Нептуна, на левую совсем не похожа.
Питер Пауль Рубенс, «Союз Земли и Воды».
Другой художник эпохи барокко, итальянец Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе» также учудил и изобразил корзинку, набитую фруктами и отрицающую законы физики – стоя на краю стола, она не переворачивается. Возможно, потому что за столом сидит сам Иисус?
Караваджо, «Ужин в Эммаусе»
Если продолжать тему перевертышей, то нельзя не упомянуть про ляп в картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: там артель тащит баржу, на которой флаг почему-то перевернут вверх ногами.
Перевернутым оказалось и лицо Винсента ван Гога в его знаменитом «Автопортрете с отрезанным ухом». Там эксцентричный художник изображен с забинтованным ухом, но в реальности-то он повредил себе левое – тогда как на картине поранено правое!
Родные березки
Что касается неточностей в картинах отечественных художников, то, кажется, здесь мы впереди планеты всей. Так, когда все тот же Илья Репин в процессе написания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» обнаружил, что антураж и одежда персонажей не совсем соответствуют реальности, он бросил первый вариант и принялся писать картину заново.
Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Однако сегодня неспециалисту будет очень трудно определить, какой же из вариантов мы можем увидеть в Интернете – правильный или неправильный.
На картине Виктора Васнецова «Богатыри» допущено сразу несколько ошибок. Если опираться на исторические данные и принять возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым немощным стариком, а Алеша Попович – маленьким мальчиком, тогда как на полотне они изображены почти ровесниками. А Алеша, являющийся правшой (что подтверждается висящим слева мечом), почему-то повесил налево и колчан, здорово затруднив себе вытаскивание стрел из него в бою.
Весьма строгим критиком живописи оказался император Николай I, для которого баварский художник-баталист Петер фон Гесс взялся нарисовать 12 больших картин, изображающих главные битвы Отечественной войны 1812 года.
Так, осмотрев первую картину “Битва под Вязьмой”, государь повелел «написать Килю (придворному живописцу), что… император чрезвычайно был доволен картиной Гессе… но… сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону, и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6.
На шинели унтер-офицера галуну не должно быть. У портупей-юнкера перевязи для ношения не употребляются. Выпушки белой из-под галстуков не делать». Впрочем, доделывать работу фон Гессу не пришлось – перечисленные государем ошибки были исправлены профессорами и учениками батального класса Академии художеств.
Петер фон Гесс, “Битва под Вязьмой”
Досталось живописцу и от следующего императора, Александра II, который, осмотрев очередное полотно, повелел, «чтобы на картине, изображавшей сражение при Клястицах, у солдат лейб-гвардии Павловского полка, что на первом плане, профессор Виллевальде переписал форму мундиров, какая существовала в то время».
К счастью для фон Гесса, ни Николай I, ни Александр II не разглядели в «Сражении при Вязьме» в руках русских солдат ружей из будущего, тогда на вооружении еще не имевшихся, и вензель вместо восьмиконечной звезды у лейб-кирасирских императорских величеств полков в «Бородинском сражении».
«С величайшим любопытством рассматривали мы… „Переход французских войск через Березину в 1812 году“, – писал известный русский писатель Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела“. – В этой картине, по нашему мнению, красот и недостатков наполовину. Смейтесь над нами все великие художники и знатоки, но мы откровенно скажем, что первая вещь, бросившаяся нам в глаза, это нерусская рогожа на русской телеге. Что ни говорите, а эта безделица производит впечатление.
Петер фон Гесс. Переправа через Березину
Рогожа травяная, светло-палевая, в каких нам привозят из Америки кофе, и так велика, что покрывает всю телегу. Это не пахнет Русью! Зачем же, спросим, откуда явился новенький раскрытый чемоданчик на той же самой телеге? Спросим, как уцелели, у одной из дорожных колясок, зонтики и трости в кожаных футлярах, привязанных к заду коляски? А куда и зачем галопирует этот калмык в тесной толпе пехотинцев? Ведь он передавит их…»
Вывод из всего написанного, впрочем, Булгарин делает неожиданный: «Колорит, как во всех картинах г-на Гессе, бледноватый, но картина вообще принадлежит к замечательным произведениям искусства».
И ведь прав, прав Фаддей Венедиктович!..
Юрий ДАНИЛОВ
link
Бар в «Фоли-Бержер». Э. Мане, 1882 год. | Фото: pepsimist.ru.
Любуясь признанными шедеврами мировой живописи, мало кто задумывается о том, что в этих картинах есть некоторые изъяны. Но при более тщательном рассмотрении можно обнаружить неправильное отражение предметов в зеркале или изображенные анахронизмы, характерные для эпохи Ренессанса. О неточностях на полотнах великих художников – далее в обзоре.
«Ужин в Эммаусе» Караваджо
Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1601 год. | Фото: ic.pics.livejournal.com.
При взгляде на картину Караваджо «Ужин в Эммаусе», написанную в 1601 году, в глаза бросается маленькое несоответствие. Корзина с фруктами на столе стоит так, будто она сейчас упадет. Более того, библейский сюжет, который описал художник, относится ко времени Пасхи. А фрукты, изображенные в корзине, не соответствуют данному времени года.
Ужин в Эммаусе, Караваджо. Фрагмент. | Фото: bridgemanimages.com.
Исследователи сходятся во мнении, что Караваджо намеренно использовал этот анахронизм в картине. Черный виноград символизирует смерть, а белый – воскрешение. Гранат в библейской традиции символизирует Страсти Христовы, а яблоки – благодать. Любопытно, что на такой же картине Караваджо, написанной несколькими годами позже, корзина с фруктами отсутствует, а сюжет упрощен максимально.
«Бар в «Фоли-Бержер» Эдуарда Мане
Бар в «Фоли-Бержер». Э. Мане, 1882 год. | Фото: pepsimist.ru.
На полотне Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер» изображена девушка, а за ее спиной – зеркальная поверхность. Внимательные зрители могут заметить, что отражение бутылок и ракурса главной героини не соответствуют реальности. Сделал ли это художник намеренно или просто «проглядел» эти моменты, сегодня наверняка уже никто не скажет.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли, 1486 год. | Фото: artariya.ru.
Прекрасная картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» также не лишена изъянов. Для живописи эпохи Возрождения характерно было тяготение к идеальному изображению человеческого тела. Однако у Венеры можно обнаружить чрезмерно длинную шею, да и нога неестественно припухла.
Изъяны картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
«Девятый вал» Ивана Айвазовского
«Девятый вал». И. Айвазовский, 1850 год. | Фото: uploads8.wikiart.org.
Даже в грозном море на картине Ивана Айвазовского «Девятый вал» специалисты нашли неточности. Нужно обратить внимание на гребни волн. Дело в том, что в открытом море волны конусообразные, а в прибрежной полосе они заворачиваются в «фартук». Художник мог об этом не знать, т. к. писал картину с берега.
«Девятый вал», И. Айвазовский. Фрагмент. | Фото: abinform.ru.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля
«Сикстинская Мадонна». Рафаэль, 1512—1513 гг. | Фото: artinvestment.ru.
Искусствоведы считают, что Рафаэль в своей картине «Сикстинская Мадонна» повсюду зашифровал цифру «шесть». Среди прочего нужно обратить внимание на кисть руки папы Сикста II. На первый взгляд кажется, что у него один лишний палец, но потом становится ясно, что это часть ладони. У Мадонны на стопе четко просматривается возле мизинца нарост, который можно принять за шестой палец.
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль. Фрагмент.
Художники эпохи Возрождения любили зашифровывать в своих картинах символы и аллегории. Одним из таких шедевров является картина Сандро Боттичелли «Весна», в которой скрыто гораздо больше, чем кажется.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ни у кого на Земле нет иммунитета от кретинизма, которому подвержены не только простые смертные, но и общепризнанные гении. Поэтому давайте побалуем свое самолюбие и посмотрим, какие ошибки совершали мэтры изобразительного искусства в своих работах.
7. Как, разве Вы ничего не видите?
Распятие Сан Дамино, оригинал
Большое романское распятие Сан Дамино (San Damiano) было изготовлен рукой неизвестного мастера за 4 века до разворачивающихся в игре Assassin’s Creed 2 (XI век) событий. Он известен, прежде всего, тем, что Святой Франциск Ассизский молился перед ним незадолго до того, как получил в дар от Бога видение реформирования Римской католической церкви.
Приглядимся поближе к этому изделию древних мастеров.
Распятие Сан Дамино работы неизвестного мастера
Распятие Сан Дамино задало стандарты для всех религиозных христианских икон, которое оставался неизменным на протяжении многих сотен лет. Это продолжалось до тех пор, пока его репродукция не украсила одну из стен церкви в Ворр Акрес (Warr Acres), Оклахома на которой большинство верующих людей с содроганием в душах и сердцах узрели божественный пресс в виде… лучше сами посмотрите на оригинал и на работу художника неумехи, или просто озорного шутника, решившего привнести в образ кумира миллионов людей немного неприкрытой эротики. А может бедолага просто считал, что настоящий пресс имеет именно фаллическую форму!?
В конечном счете, горе-художника призвали к ответственности и заставили переделать свое творение.
6. Норман Роквелл одарил мужчину третьей ногой
Люди, которые абсолютно ничего не понимают в искусстве, чаще всего замечают в картине Нормана Роквелла (Norman Rockwell) нечто, скрывающееся от глаз экспертов и любителей живописи.
Норман Роквелл был настоящим печатным станком, выпустившим за свою жизнь немного-нимало 4000 картин, большинство из которых демонстрируют жизнь среднестатистических американцев, занимающихся совершенно обычными и ничем непримечательными делами.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, его работы находили и продолжают находить своих почитателей, утверждающих что Роквелл является величайшим художником 19 века.
Его картины, написанные для разворотов газеты The Saturday Evening Post, являются ярчайшим примером творчества этого человека, прославлявшего культуру всего американского общества. Каждые две недели он рисовал для этой газеты новые обложки, которые были пропитаны американским духом и выставляли напоказ всему миру американскую мечту во всей ее красе.
Этот художник не просто приукрашивал действительность, а превозносил США на недостижимую для других стран высоту, тем самым проталкивая в массы идею «Американской Мечты».
Его классическое произведение под названием «Люди, читающие сводки фондовой биржи» (People Reading Stock Exchange),на котором изображены четыре человека, внимательно изучающие котировки акций, украшало первую страницу газеты. Однако, переутомившийся мастер допустил одну ошибку, углядев которую, европейский житель мог растолковать задумку художника только одним единственным образом: Америку населяют мутанты!
Что тут не так?
Молодой человек в красной рубашке, судя по всему, опирается на третью ногу! Как вы можете видеть, две его ноги сведены вместе и выпрямлены, в то время как скрываемая передником третья согнута в колене, позволяя ему опереться на нее рукой.
Роквелл осознал, что нарисовал что-то не то, только спустя несколько месяцев и был откровенно шокирован своей невнимательностью. Описывающий биографию этого выдающегося человека писатель по имени Ричард Халперн (Richard Halpern) писал, что господин Норман Роквелл неохотно рассказывал о картине «Люди, читающие сводки фондовой биржи» и называл третью ногу не иначе как неопознанным фаллическим объектом.
Создается такое впечатление, что все выдающиеся художники прошлого были помешаны на мужских детородных органах!? Неужели вся статья будет посвящена выискиванию фаллических образов на старых картинах?
5. Любимые женщины Микеланджело… или все-таки мужчины?
Да, по задумке автора, это самая настоящая женщина!
Однако любой современный человек, решивший поближе познакомиться творчеством Микеланджело, сделает для себя вывод, что художник был либо небезразличен к перекаченным бодибилдершам, коих в XVI веке еще не существовало в природе, либо питал скрытую страсть к атлетично сложенным трансвеститам.
Микеланджело является общепризнанным гением в истории всего человечества, но невольно напрашивается вопрос: о чем он думал, когда рисовал женщину, которая выглядит в точности, как Арнольд Шварценеггер в свои лучшие годы?
В принципе, все было бы не так плохо, если бы в один прекрасный день в голову художника не взбрела идея начать рисовать этих грудастых геркулесов обнаженными.
Разгадка!
Большинство историков убеждены в том, что Микеланджело был гомосексуалистом. Чтобы отвести всякие подозрения от своей ориентации он разбавлял изображения голых мужчин в своих работах женскими телами, моделями для которых служили тяжелоатлеты, позировавшие для художника.
Именно поэтому большинство представительниц слабого пола, вышедших из под его пера, выглядят отнюдь не слабыми. В пользу данного факта говорят и формы женских грудей, которые выглядят аляповато и неестественно.
Только посмотрите на эту прекрасную ‘женскую’ грудь, которую можно было бы назвать силиконовой, если бы в XVI практиковали пластические хирурги:
Еще более ужасной, словно приклеенной, выглядит грудь ‘женщины’ на фреске «Страшный суд», которая украшает собой алтарную стену Сикстинской Капеллы:
Там же можно лицезреть и двух перекаченных мачо – Адама и Еву… Адама видим… даже двух, а где же первая женщина? Хотя у левого очень милое, почти женское лицо, возможно это и есть Ева, которой Микеланджело совершенно случайно забыл пририсовать грудь, как в прочем и пенис, которым он обделил Адама.
Адам и Ева!?
4. У Моисея не было рогов… или все-таки были?
Нет, это рогатое исчадие ада не дьявол, а Моисей, каким он был изображен в Десяти Заповедях – предписаниях 10 основных законов, которые, как считают верующие, были даны еврейскому пророку самим Господом Богом.
Существует огромное множество картин, скульптур и других художественных произведений, представляющих библейского героя в сатанинском обличье.
Какого черта на голове Моисея делаю дьявольские рожки?
Если Бог и существует на самом деле, то он определенно точно не имеет никакого отношения к дошедшей до наших дней Библии. В пользу этого говорит и тот факт, что за всю свою историю священное писание переписывалось бессчетное множество раз, обрастая все новыми доктринами и правилами, которые церковники навязывали верующим людям на протяжении всего существования христианства.
Еще одной преградой на пути ‘Слова Божьего’ стали языки; так одно предложение на библейском иврите может иметь совершенно иное значение, например, на русском. Причиной этой неразберихи стало присутствие в первоисточнике слов, у которых просто не существует синонимов в других культурах. Свою ложку дегтя в понимание священного писания внес и менталитет носителей различных языков, которые могут воспринимать одну и ту же фразу совершенно по-разному.
Поэтому существует большая вероятность того, что Моисей приобрел свои демонические рожки благодаря трудам небезызвестного святого Иеронима (Saint Jerome), который сделал довольно неуклюжий перевод Библии с иврита на латынь. Кстати, впоследствии этот перевод получил название Вульгата (лат. общедоступная) и стал чрезвычайно популярным.
Невинная оплошность автора, решившего, что верующим больше придутся по вкусу рога, как у долбанного дьявола, чем сопливые роговидные лучи, освещающие лицо пророка, вылилась в настоящее творческое цунами, бушующее в умах людей-искусства на протяжении без малого 1000 лет.
Самым известным порождением этого катаклизма стала мраморная статуя «Моисей» работы нашего старого знакомого – Микеланджело, занимающая центральную часть в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи:
Во время работы над скульптурой Микеланджело узнал об ошибке в переводе, но чтобы не вступать в конфликт с духовенством все же оставил рога.
Таким образом, наш старый-добрый Майк стал первым из плеяды талантливых художников, кто посредством своего творчества укрепил в сердцах верующих заблуждение об истинном облике еврейского пророка.
3. Уильям Пенн приветственно машет жителям Филадельфии своим… пенисом
Если кто не знает, то Уильям Пенн (William Penn) – один из отцов-основателей американского государства, основавший колонию-»убежище» для свободомыслящих европейцев, которую назвал в свою честь Пенсильванией.
Гигантский бронзовый колосс основателя Пенсильвании был воздвигнут в 1894 году на самой вершине башни с часами филадельфийского ситихола (Philadelphia City Hall).
Высота бронзового истукана, смеющегося во всю глотку над многострадальными жителями города, составляет без малого 11,28 метров, что ставит это монументальное творение рук человеческих на первое место в списке самых высоких из установленных на вершинах зданий статуй.
Что общего между отцом-основателем и мужским половым органом?
Путешествуя по США непременно загляните в прекрасный городок под названием Филадельфия и задайте этот нескромный, но так терзающий вашу душу вопрос, одному из местных жителей… лучше конечно же выбрать парня или группу парней поздоровее – они то уж точно должны знать.
Ваш собеседник, залитый краской стыда и смущения, непременно пошлет Вас куда подальше, но перед этим укажет выставленным вверх средним пальцем в направлении величественной статуи Уильяма Пенна, приветственно машущего Вам своим… Вы не поверите, гигантским бронзовым пенисом.
Однако, подойдя поближе к статуе, Вы поймете, что ваше извращенное воображение сыграло свами злую шутку – нет, отец основатель Вам действительно машет, но не своим мужским достоинством, а правой рукой.
Скульптором сего монумента стал Александр Милн Калдер (Alexander Milne Calder), который, скорее всего, думал, что жители города будут взирать на его творение снизу вверх, стоя под часовой башней.
Однако, самый лучший вид этой статуи открывается для шествующих по улице Пен-Сквер 1 (1 Penn Square) пешеходов, которые смущенно отпускают свои взгляды при виде торчащего причиндала отца-основателя.
Посмотрите, как вытянутая в приветственном жесте вперед рука Уильяма Пенна выглядит со стороны площади JFK (JFK Plaza):
Нам остается только гадать, была ли рука-пенис задумкой автора или всему виной деградация современного общества, улавливающего намек на половые органы во всех объектах, обладающих фаллическими формами.
Со своей стороны я в очередной раз клятвенно обещаю, что это был предпоследний пенис, о котором Вы прочитали в данной статье!
2. Шаловливые ручонки или тайные пристрастия Рембрандта
Это конечно же полная хрень, попахивающая гомофобией, но некоторые историки убеждены в том, что Рембрандт был гомосексуалистом и приводят в доказательство этому написанную им в 1642 году картину «Ночной Дозор» (De Nachtwacht), на которой, якобы, гениальный художник изобразил тень от руки отдающего приказ мушкетерам капитана Франса Баннинга Кока (Frans Banninck Cocq), тянущуюся к паховой области лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга (William van Ruytenburch).
Несмотря на всю свою абсурдность, эта нелепая теория наделала немало шума и получала дальнейшее развитие.
Любители исторических тайн и заговоров сошлись во мнении, что недолюбливавший вояк Рембрандт хотел таким образом высмеять заказчиков картины, от написания которой он при всем своем желании не мог отказаться.
Масло в огонь подливает и стоящая на заднем плане девушка, на поясе которой висит мертвый петух, мягко намекающий на нетрадиционную ориентацию мушкетеров.
Помимо этого, высмеивая недалекий ум капитана Кока, Рембрандт изобразил его с умным видом, держащим в правой руке в перчатке еще одну правую перчатку.
Рентгенограмма картины так же показала, что наибольшему числу изменений в ходе написания полотна подверглась паховая область Рёйтенбюрга.
1. Мемориал Неистового Коня от Корчака Зюлковски
Скульптура Корчака Зюлковски (Korczak Ziolkowski) изображает знаменитый эпизод в истории американских индейцев, когда бледнолицый спросил у воина племени краснокожих Оглала Лакота (Oglala Lakota) по имени Неистовый Конь (Crazy Horse): “И где теперь твои земли?”, на что Неистовый Конь указал вдаль и ответил завоевателю: ”Мои земли там, где моя могила”.
В разных культурах жесты руками имеют различные значения, например, то, что в России означает доброжелательное приветствие, у африканских племен может расцениваться как вызов на смертельный бой.
Корчак Зюлковски, в данном случае, изобразил Неистового Коня с вытянутой рукой и выставленным вперед указательным пальцем, что у индейцев является грубым, полным агрессии, ненависти и призрения жестом, наимягчайшим аналогом которого является выставленный вверх средней палец руки, сопровождающийся излюбленной во всем мире фразой «FUCK YOU«.
Таким образом, этот жест придает совершенно иной смысл фразе Неистового Коня, которую все коренные жителей Америки цитируют не иначе как: “Моя земля там, где ваши могилы”.
Источник: unnatural.ru
Как говорится в пословице, и на солнце бывают пятна. В мире нет ничего идеального, и если задаться целью, то найти мелкие и не очень мелкие грешки можно абсолютно во всём!
Сейчас вы узнаете о пяти шедеврах мировой живописи, на которых есть вопиющие ошибки. Неужели художники на самом деле могли так крупно ошибиться? Или они решили намеренно исказить реальность?
«Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти
Невероятно, но огрехи можно заметить даже на знаменитой «Сикстинской Мадонне»! В первую очередь внимание критиков привлекает рука изображенного на картине Сикста II. На первый взгляд кажется, что у него шесть пальцев!
Впрочем, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что пальцев у Сикста II всё же пять. А за шестой перст ошибочно принимается изгиб ладони.
Но есть на картине и другой занятный момент. Если присмотреться к ногам Мадонны, можно заметить неестественно толстый мизинец. Некоторые даже считают, что первоначально у Богоматери было нарисовано шесть пальцев, но затем художник исправил эту оплошность.
«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли
По логике вещей, богиня любви Венера должна выглядеть идеальной женщиной, вот только на полотне Боттичелли этого не наблюдается. У главной героини картины неестественно длинная шея и опухшая левая нога. И это при том, что ведущие художники эпохи Ренессанса славились анатомической точностью своих работ!
Некоторые искусствоведы полагают, что Сандро Боттичелли нарочно изобразил Венеру с такими недостатками. Якобы он полагал, что богиня должна брать личностными качествами, а не только одной внешностью.
«Бар в “Фоли-Бержер”». Эдуард Мане
Не нужно быть художником, чтобы заметить, что на картине отличается расположение предметов на переднем плане от их же отражения в зеркале. Бутылки отзеркалены вовсе не в том порядке!
Более того, дама отражается в зеркале вовсе не под тем углом! Так как же всемирно известный художник-импрессионист мог так оплошать? Многие искусствоведы сходятся в мысли, что Мане намеренно нарисовал неправильное отражение, чтобы показать иллюзорность нашего мира.
«Девятый вал». Иван Айвазовский
Айвазовский по праву считается одним из лучших маринистов, если и вовсе не лучшим. Но, несмотря на безграничную любовь к морю, в своих картинах художник нередко изображал его с ошибками!
Например, огромная волна на картине «Девятый вал» нарисована с эффектным изгибающимся гребнем. Но волны такой формы могут быть только у побережья, а в открытом море они имеют вид конуса! Конечно же, Иван Константинович рисовал свои полотна с берега и не мог изобразить реальный шторм.
«Ужин в Эммаусе». Караваджо
Дотошный наблюдатель может найти на этом полотне сразу ряд неточностей, главной из которых является несоответствие фруктов сезону. По сюжету, действие картины развивается в канун Пасхи, то есть весной. А в это время года не может быть свежего винограда, яблок и груш!
Более внимательные зрители верно подметили, что корзина с фруктами как бы парит в воздухе, тогда как в реальной жизни она бы рухнула со стола.
После долгих споров искусствоведы сошлись во мнении, что всё это Караваджо сделал нарочно. Тень от корзины имеет форму рыбы и является символом Иисуса Христа. Фрукты на столе также дают отсылку к библейским сюжетам.
Если честно, я раньше никогда не обращал внимания на эти спорные детали, хотя видел упомянутые картины множество раз. Теперь могу взглянуть на шедевры другими глазами!
©
Вы все неверно поняли… Музей обмана зрения на Чечжу.
В мире много картин, которые, казалось бы, известны даже дилетантам от искусства, но при этом истолковывают эти картины совершенно неверно порой даже авторитетные искусствоведы. В этом обзоре десятка картин, в которые их создатели вложили более глубокий смысл, чем может показаться с первого (а порой даже со второго) взгляда.
1. Счастливые возможности качелей
Картина «Счастливые возможности качелей», худ. Жан Оноре Фрагонар.
Эта знаменитая картина эпохи рококо даже была показана в «Холодном сердце» Диснея. Тем не менее, Фрагонар явно вкладывал в свою работу более глубокий смысл, чем Дисней. На картине изображена молодая женщина, которую раскачивает на качелях в романтическом саду пожилой мужчина. Этот мужчина явно не подозревает о присутствии молодого любовника девушки, который наблюдает за ними из кустов.
Мало того, что молодой человек смотрит прямо под платье женщины, так еще все действо происходит на фоне розовых кустов, которые в искусстве эпохи рококо были классическим символом женской сексуальности. Кроме того, молодой любовник засунул свою шляпу в кусты. Это может показаться странным, но в то время мужская шляпа часто использовалась, чтобы скрыть эрекцию. Таким образом, шляпа в кустах — довольно вопиющий каламбур.
Еще одна подсказка — женская туфелька, которая была сброшена с ноги во время раскачивания. Уже в течение многих веков голые ноги или лодыжки ассоциируются с сексуальными желаниями. Хотя «Качели» — бесспорно красивый образ, стоит узнать его историю перед тем, как начать показывать его в детских мультфильмах.
2. Завтрак на траве
Картина «Завтрак на траве», худ. Эдуард Мане.
Женская нагота довольно часто встречалась в классическом искусстве. Но даже в то время, когда рискованные художники осмеливались рисовать женщин во всей их обнаженной красе, работа Мане выделялась среди остальных. На этом шедевре импрессионизма изображен пикник двух полностью одетых мужчин с обнаженной женщиной, смотрящей на зрителя (а на заднем плане есть еще одна полностью одетая женщина). Изображение было уникальным в этом отношении, поскольку вплоть до того момента обнаженными, как правило, изображали богинь, таких как Венера или Афродита.
Мане же нарисовал обычную женщину легкого поведения, и он стремился изображать женщин не как бессмертных небожителей, а как вполне смертных и материальных существ. Но картину ассоциировали с проблемой необузданной проституции, с которой Франция столкнулась в то время. Когда полотно было представлено жюри Парижского салона 1863 года, оно было встречено насмешками и критикой. Картину Мане отвергли, поскольку ее смысл был полностью неверно истолкован.
3. Олимпия
Картина «Олимпия», худ. Эдуард Мане.
Очень похожая на «Обед на траве», «Олимпия» Мане также изображает обнаженную проститутку, и поэтому она немедленно столкнулась с критикой и отвращением со стороны арт-сообщества. Женщина на полотне смотрит прямо на зрителя самым «бесстыдным и сексуальным образом». Критики предпочли полностью игнорировать настоящие темы, которые хотел передать Мане, рисуя реалистичные парижские сцены.
Фактически, они были настолько поглощены игнорированием намерений Мане, что почти не замечали на картине присутствия темнокожей служанки, которая, как считается в наше время, создает контраст света и темноты. Но Мане просто не мог убедить современное ему общество в своих истинных намерениях.
4. Постоянство памяти
Картина «Постоянство памяти», худ. Сальвадор Дали.
«Постоянство памяти», которую чаще называют «Тающие часы», — это сюрреалистическая картина, являющаяся самым узнаваемым полотном Дали. Ее популярность настолько велика, что эту картину показывали даже в «Симпсонах», а в последнее время ряд компаний даже начали продавать часы, дизайн которых был вдохновлен этой картиной. Но, несмотря на ее популярность, смысл работы Сальвадора Дали неверно истолковывают многие искусствоведы еще с момента ее презентации в 1932 году.
Многие считали, что мягкие, стекающие со стола карманные часы представляют собой представление о текучести и податливости концепции времени и пространства. Эта интерпретация привела к убеждению, что Дали хотел передать эйнштейновскую теорию относительности. Однако, когда его спросили, почему он решил нарисовать свои знаменитые часы, художник ответил, что он был вдохновлен изображением сыра камамбера, плавящегося на солнце.
5. Похищение дочерей Левкиппа
Картина «Похищение дочерей Левкиппа», худ. Питер Пауль Рубенс.
Следующая картина примечательна тем, что ее неверно трактовали дважды. Сначала художник Томаш Кучеровский опубликовал комикс под названием «Не тот век» на своем веб-сайте. В комиксе была изображена тучная женщина, любующаяся картиной Рубенса, беззаботной наготой и красотой двух женщин, изображенных на ней. Название, очевидно, относится к глубокому желанию этой женщины жить во времена, когда ценились более «крупные» женщины, такие как она.
Однако после появления на таких сайтах, как Twitter и Tumblr, комикс быстро удалили из-за шквала критики. Картина Рубенса, как следует из названия, безусловно, не является восхвалением крупных форм, как это показалось Кучеровскому. Фактически, на картине изображены Феба и Гилаира, дочери греческого царя Левкиппа, которые были похищены Кастором и Поллуксом, желающими взять их в жены.
Второе заблуждение относительно картины более глобальное. По понятным причинам на Западе считают, что картина называется «Изнасилование дочерей Левкиппа» (на английском она называется The Rape Of The Daughters Of Leucippus, а слово «rape» обозначает как изнасилование, так и похищение). На самом деле, нужно рассматривать латинское происхождение этого слова — «rapere» означало именно похищение.
6. Ночная терраса кафе
Картина «Ночная терраса кафе», худ. Винсент Ван Гог.
Это скорее теория, но у нее есть довольно убедительные аргументы. «Ночная терраса кафе» — одна из самых известных картин Ван Гога, и по всему миру есть миллионы ее репродукций. Тем не менее, предполагается, что полотно на самом деле является некой визуальной интерпретацией «Тайной вечери» Да Винчи. Ван Гог, сын пастора, был глубоко религиозным человеком, поэтому логично будет предположить, что он передавал в своем искусстве некоторые религиозные образы.
На картине изображен простой вид на уличное кафе, в котором сидят 12 человек, а еще выходит в дверь (от него видна только темная тень). Человек, который стоит в центре, одет в белый цвет, а остальные одеты в красный или черный цвета. Считается, что белая фигура символизирует Иисуса, а темная — Иуду. Теория была поддержана различными учеными, но правдивость ее подвергается сомнению.
7. Портрет Тео Ван Гога
Картина «Портрет Тео Ван Гога», худ. Винсент Ван Гог.
«Портрет Тео Ван Гога» — маленькая картина, изображающая бедно одетого мужчину, которая на протяжении многих лет считалась автопортретом самого Винсента ван Гога. Однако спустя 120 лет после написания картины искусствоведы во всем мире были потрясены открытием, когда оказалось, что картина не является автопортретом, а на ней нарисован брат художника Тео, который был очень похож на Винсента. Это показывает, что иногда даже профессиональные историки могут ошибаться.
8. Полуночники
Картина «Полуночники», худ. Эдвард Хоппер.
На самой известной работе Хоппера, «Полуночниках» изображены несколько одиноких фигур, сидящих в закусочной ночью. Улица возле закусочной пустынна, и от картины буквально исходит сильное чувство одиночества. Еще более усиливает это чувство изоляции, лишения свободы и беспомощности отсутствие видимого выхода из здания. Критики предполагали, что художник хотел передать чувство одиночества в большом городе. Однако, когда репортеры спросили Хоппера о том, что он подразумевал, когда писал картину, тот ответил: «Вы что, издеваетесь? Я просто нарисовал закусочную ночью».
9. Природа ковки ребенка
Иллюстрация «Природа ковки ребенка» к «Роману о розе» Гильома де Лорриса.
Об этой картине, которая была иллюстрацией к поэме XIII века Гильома де Лорриса и Жана де Мена, известно мало что. Это привело к тому, что изображение часто демонстрируется вне контекста. На картине ясно показана женщина, бьющая ребенка молотком, а в стороне лежат несколько серых, явно мертвых младенцев. Однако, как видно из названия, женщина не является убийцей ребенка. Она на самом деле является аллегорическим изображением Матери-Природы, которая «кует» своих детей.
10. Черный ирис
Картина «Черный ирис», худ. Джорджия О’Кифф.
О’Кифф, вероятно, является самым неверно истолкованным художником в этом списке, исключительно из-за реакции общественности на ее большие картины с цветами. «Черный ирис», как и все другие цветы, нарисованные О’Кифф, считались представлением женских гениталий.
Это не надуманное предположение, поскольку в истории искусства ассоциации женщин с цветами встречаются часто, но О’Кифф решительно опровергла все утверждения о том, что ее произведение было каким-то образом предназначено для передачи сексуальности. Она даже пыталась развеять слухи, увеличивая уровень детализации в своей работе, но это только добавило споров.
Бонус
Источник — kulturologia.ru