Ошибки на исповеди

Оглавление

  • Подготовка к исповеди
  • Смысл исповеди
  • Как проходит исповедь?
  • Стесняйтесь не покаяния, а греха
  • Наименование грехов
  • Исповедь — баня, омывающая душу
  • Формальная исповедь
  • Отношения со священником
  • Охлаждение к исповеди

Основные ошибки на исповеди (Таинстве покаяния)

В этой статье я собрал наиболее частые ошибки на исповеди, о которых предостерегают священнослужители.

Подготовка к исповеди

Для того чтобы исповедь совершилась, от исповедующегося необходимо соблюдение следующих условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.

Существует подготовка к Таинству Святого Причащения (молитвенное Последование, евхаристический пост…). Она не распространяется на Таинство Покаяния (Исповедь). На исповедь достаточно просто решиться и прийти, имея желание очистить душу и осознав соделанные грехи.

Таинство Покаяния и Таинство Причащения – это два разных Таинства. Перед Причащением принято очищать душу исповедью. Но если вам необходима только исповедь, то достаточно прийти в храм или вызвать священника на дом (в больницу) в случае тяжёлой болезни.

Желательно заранее осмыслить свою жизнь и прочитать пособия к Исповеди. Если же вы понимаете, что другой возможности исповедоваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно скажите священнику: «Помогите мне, я не осознаю за собой грехов».

Смысл исповеди

Покаяние должно совершаться не только в Церковном Таинстве – это процесс всей жизни, именуемый духовной борьбой. В Таинстве Покаяния мы получаем разрешение от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны внимательно следить за своими мыслями и поступками.

О грехах следует не только сокрушаться, с ними следует деятельно бороться, используя опыт Церкви, изучаемый Аскетикой.

Таинство Покаяния не аналогично общению с психологом. Психолог помогает решить психологические проблемы, психиатр лечит психические болезни, а священник помогает настроить правильную духовную жизнь. Цель пастырства – спасение души, а психотерапии – врачевание души в пределах земной жизни человека.

Как проходит исповедь?

На первую исповедь (или исповедь после долгого перерыва) лучше не приходить в воскресенье или в дни больших церковных праздников.

И обязательно предупредите священника, если это ваша первая исповедь, или о том, что вы давно не исповедовались.

Следует различать Таинство Покаяния и духовную беседу со священником. Если вы хотите что-то спросить или о чем-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша исповедь будет произнесена.

Когда вы подходите на исповедь, то обычно можете оценить количество исповедников. Если их много, то постарайтесь не тратить время на беседу на общедуховные темы. Исповедующий священник старается распределить имеющееся время равномерно на всех. Поэтому отнеситесь с пониманием к просьбе подойти с беседой вне исповеди.

Не смущайтесь, если священник не дал вам возможности произнести (прочитать) все грехи, в которых вы желали исповедоваться. Обратите внимание: Таинство именуется «Таинством Покаяния», а не «таинством прощения произнесённых вслух грехов».

Иногда можно увидеть, что исповедь совершается перед самим Причастием. Исповедь на запричастном стихе неуместна и может допускаться в исключительных случаях. Поэтому, если Вы не готовились ко Причастию, то не нужно стараться исповедаться непременно во время Литургии. Обычно исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Но можно попросить священника об исповеди в любое внебогослужебное время.

Исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что в нём действует Бог. Мы исповедуемся не священнику – человеку, но Богу при свидетельстве священника. Слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.

Стесняйтесь не покаяния, а греха

Все сомнения и страхи оставьте за порогом храма, все они от лукавого, начиная от «мне нужно ещё тщательнее подготовиться», до «а вдруг батюшка рассердится». Положитесь на Бога и очистите душу, какие бы препятствия и сомнения Вас не одолевали.

Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, такой человек вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все наши грехи.

Не нужно пытаться «разбавить» грехи упоминанием того, что каких-то грехов у нас точно нет или перечислением своих заслуг.

Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно, а не пытаться беспорядочно успеть перечислить как можно больше грехов.

Как разовое исключение, если вам крайне трудно назвать тяжёлые грехи, напишите их на листочке и передайте его священнику на исповеди. Попросите прощения за стыд исповедания своих грехов.

Наименование грехов

Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной. Бесплодно каяться в том, что ты «горд». Это бессмысленно. Потому что после такого покаяния в жизни ничего не меняется. Правильно покаяться в том, что мы высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. При этом избегайте лишних подробностей и повторений одного греха в разных ситуациях.

Единственное исключение – грехи в области пола, они исповедуются без подробностей, только именуются (например, блуд, прелюбодеяние…). Причём, даже если священник просит вас рассказать подробности совершения такого греха, вы имеете право не делать этого.

Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова из перечня грехов, включать его в исповедь «на всякий случай» не надо.

Не нужно перекладывать на священника функции по определению наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жизненной ситуации. Если есть действительно сложный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до исповеди. Просьба у исповедального аналоя: “Батюшка, скажите, а это грех или нет?” — часто говорит лишь о вашей неготовности к серьезному разговору.

Не превращайте исповедь в беседу о своих недостатках, сомнениях, о своей нелёгкой жизни. Исповедь — это преддверие Страшного Суда.

Нельзя лукавить, использовать двусмысленные слова и выражения и эвфемизмы. Вместо «украл» – «обидел человека», вместо соблудилперешёл грань в отношениях и т.п. Аборт  правильнее называть убийством ребёнка во чреве.

Особенно это касается алкоголизма. Один алкоголик на исповеди говорит священнику: «Ну, выпил я». А тот его успокаивает: «Да я тоже позавчера в гостях был, выпил». Но это громадная разница – немного выпить раз в месяц в гостях или зависимость. Эту страсть сложно у себя диагностировать. Есть даже медицинский термин – анозогнози́я – состояние, при котором у пациента отсутствует осознание наличия болезни. Спросим у опустившегося алкоголика, питающегося на помойке, пьяница ли он? Он будет упрямо твердить, что пьёт только когда хочет. Но умолчит, что хочет регулярно.

Исповедь — баня, омывающая душу

Говорить: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал» — безрассудно. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8-10).

Не откладывайте самые постыдные грехи на следующую исповедь. По словам одного священника: “Я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного “оригинального” греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же».

Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.

Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие.

Формальная исповедь

Шаблонные фразы: «Грешен всеми грехами, каюсь», или: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или: «Согрешил против 4‑й заповеди, против 7‑й заповеди» – очевидный формализм. Причиной его является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными, слабостей и грехов. Такая исповедь превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.

Следует избегать самооправдания. Кто первый этим согрешил? Адам и Ева. Исповедовать следует не грехи родственников, соседей и других людей, а свои грехи. В любых ситуациях, где мы согрешили, виноваты мы, кто бы нас ни провоцировал, и какие бы обстоятельства этому ни сопутствовали. После одной такой исповеди батюшка ответил: «Передайте соседке, что её грехи отпущены». Никогда не жалуйтесь на исповеди на других людей, неважно кто спровоцировал, важно кто совершил грех.

Отношения со священником

Помните, что священник в Таинстве Покаяния — свидетель, исповедуетесь вы Богу.

Старайтесь исповедоваться одному священнику, а не бегать по разным, стыдясь духовника. Священник – врач духовный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со страстями.

Не ищите обязательно снисходительного священника, в меру строгий батюшка будет не потакать нашему слабоволию, а дисциплинировать нас на пути духовной борьбы.

Не ищите и близких личных отношений со священником, они редко идут на пользу, значительно чаще вредят обоим.

Священник ни при каких обстоятельствах не может раскрыть то, что услышал на исповеди. Но желательно и исповеднику понимать, что полученный им на исповеди совет касается только его конкретной ситуации.

Охлаждение к исповеди

Что делать, если происходит охлаждение к исповеди? Можно услышать рассуждения о том, что «исповедь – не билет к Причастию» и поэтому можно исповедоваться гораздо реже, чем Причащаться. На самом деле, если интенсивность вашей духовной жизни предполагает Причастие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обязательности исповеди перед Причастием можно обсудить с духовником. Если же человек причащается раз в месяц, и на этом основании хотел бы исповедоваться, допустим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед Причастием), то это может говорить о серьезных духовных искажениях, о нерадении в деле спасения.

Не избегайте исповеди по причине того, что придется повторять уже исповеданные ранее и повторенные грехи. Говорят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испачкаются…

    

Недавно в своей статье «Какие три самые распространенные ошибки случаются во время исповеди?» мною была поднята тема довольно распространенной ошибки среди исповедующихся – тема формальной исповеди. Тогда человек либо по внутреннему нерадению, либо из чувства ложного стыда, либо из-за неправильного устройства своей духовной жизни словно бы скрывает свои грехи, причем не только от исповедующего его священника, но и от самого себя.

В данной же статье хочется поговорить, так сказать, об обратной стороне медали – о чрезмерной тщательности на исповеди, которая тоже может стать своеобразной клеткой для души.

Что имеется в виду?

Ошибка чрезмерной тщательности, как правило, встречается уже у людей воцерковленных, с обостренным чувством совести и вниманием к себе.

Понятно, что и ту и другую ошибку (и формальной исповеди, и чрезмерной тщательности) пытается внушить человеку бес. Он кружит, как оса, над ним и внимательно изучает его устроение и склонности. К какому греху более склонен человек? И, как в вышеупомянутых уже случаях, бес либо старается приспать бдительность человека, вызывая у него духовную лень, и как следствие – формальную исповедь, либо, наоборот, пытается вогнать человека в горячку, в панику от количества и тяжести собственных грехов (чрезмерная тщательность), которая рождает или хроническое уныние, или духовное равнодушие, или даже психическую болезнь (своеобразную манию навязчивых состояний – idee fixe).

Рассмотрим же с Божьей помощью, что такое эта чрезмерная тщательность…

Конечно, корень ее в поврежденной грехом природе человека. Есть такие грехи, связанные с духовной жизнью человека, в которые почти неизбежно впадает православный христианин, начинающий идти духовным путем, начинающий свою активную церковную и молитвенную жизнь. Эти грехи святые отцы обозначили общей категорией «прелесть», т. е. состоянием, когда человек, причащаясь даже Святых Христовых Таин, молясь, делая добрые дела, участвуя в богослужениях, тем самым служит не Богу, а себе, воздвигая свою собственную вавилонскую башню на потеху бесам. Повторюсь, это грехи почти неизбежные. Потому что каждый из нас заражен, как раковыми метастазами, первородным грехом, ядовитые плоды которого – самомнение, эгоизм, тщеславие, гордыня. Это болезнь, которая есть у каждого человека. И начало борьбы с ней – выявление ее, осознание ее. Именно поэтому новоначальных не рукополагают во священнослужители, а к новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно поэтому нам, как вода живительная, требуется чтение поучений святых отцов, прошедших этот путь и с Божьей помощью победивших в нем, достигнув Царствия Небесного. Именно поэтому счастлив тот, у кого есть духовник – личный и опытный врач.

Человек с подобным духовным искажением имеет часто следующее внутреннее псевдоаскетическое направление, которое можно охарактеризовать как юридизм, или «торгово-экономические отношения» с Богом типа «Ты мне – я Тебе». Т. е. я прочитал утреннее и вечернее молитвенное правило, стал ближе к Богу, выше на одну ступеньку, перевел бабушку через дорогу – еще выше, причастился – сразу пролетел вверх пару этажей. Такой человек глубоко убеждает самого себя, что именно он своим собственным усилием может приблизить себя к Богу и, так сказать, «добыть» святость.

Но Творец попускает подобному человеку скорби и искушения, чтобы болезненно, но необходимо для спасения души сломать-разрушить его личную вавилонскую башню, на вершине которой его «эго» вместо Всевышнего. Такого человека очень жестоко искушает диавол, пытаясь вложить в его воображение различные прелестные или омерзительные картинки, чтобы либо увлечь душу человека за собой в ад, либо потрясти его до основания, вынуть из состояния покоя и увлечь в лабиринты страхов и диалогов с самим собой. Динамит, с помощью которого производится потрясение-взрыв внутренней жизни человека, замешан опять же на самолюбии, на мысли данного человека: «Как это я такой хороший мог подумать или сделать такое плохое?!». И все…Человек начинает кружиться в панике, основы его психики потрясаются, возникают страх, беспокойство и т. д. Причем это состояние может развиться в психическую болезнь или серьезное духовное заболевание.

Касательно Таинства Исповеди это выражается в следующем…

В двух признаках, которые мне доводилось наблюдать. «Миллион» грехов в списке на четыре страницы и после прочтения разрешительной молитвы снова подойти раз, а то и пару раз, чтобы исповедать еще какой-нибудь неисповеданный забытый грех. Третьим же признаком такого человека можно назвать то, что он боится причащаться Тела и Крови Христовых, почитая себя недостойным.

Разберем же эти три признака с Божьей помощью…

«Миллион» грехов

Человек пытается на исповеди описать грехи батюшке во всех красках, а это вредно и для него самого, и для священника. В этой описи он очень подробен, что, соответственно, вызывает словно бы переживание этого греха заново. Человек будто включает перед священником и собой словесный кинофильм.

Например, где можно сказать просто «осуждение людей», человек начинает перечислять Петю, Васю, Колю, Наташу и прочих, кого он осудил и за что, и т. д. Так же и с грехом «гнев» – начинается рассказ о своей жизни с подробным описанием, по каким причинам данный гнев возник.

Но в деле исповеди важна не симптоматика, а диагноз. Тем более если это происходит, к примеру, на воскресной великопостной Литургии, когда за данным человеком стоят еще тридцать.

Примерно то же и с грехом блудного прилога… Начинается рассказ: к кому, в каких формах и с какой пылкостью была испытана страсть. Скажи просто «блудное влечение» или блудное воззрение». Зачем в себе «оживлять» страсти?

И таким образом четыре исписанных с обеих сторон листа превратятся хотя бы в два.

Подход после исповеди сразу снова на исповедь

После исповеди человек встает словно бы очищенным, окрыленным, омытым благодатью Святого Духа. Но как только он отходит от исповедального аналоя, в памяти всплывают все новые неисповеданные грехи. Человек начинает ужасаться, почитать себя недостойным Чаши, бежать снова к священнику исповедоваться. Но снова через минуту наружу вылезают новые грехи.

Мы должны понять: это нормально. Вас Бог очистил от верхнего шара гноя да мусора, и вы увидели новый пласт. Вам он открылся. Запомните эти грехи, если нет смертных, поисповедуетесь вследующий раз. И так до смерти. На самом деле это естественный процесс, о котором писал еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорил о том, что если бы человеку внезапно Господь открыл все грехи, которые у него есть в одночасье, то человек бы не выдержал – умер бы или сошел с ума. Поэтому Господь – Милосердный и Любящий Отец – чистит наши загноившиеся раны постепенно, как опытный Врач.

Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что если бы у него была возможность, то он бы исповедовался каждый день. Это причащаться Святых Даров трудно каждый день или даже каждое воскресение, а исповедоваться желательно хотя бы каждую неделю.

Обращаю ваше внимание: приступая к Таинству Исповеди, а не Причастия, не нужно дополнительных молитв или постов, требуется только ваше желание.

Святые отцы отмечали, что душа часто исповедующегося человека напоминает проточный ручей, где постоянно свежая вода, а душа человека, который редко исповедуется или вообще этого не делает, напоминает затхлое болото почти с «мертвой» водой, ставшей рассадником для всякой твари, т. е. страстей да грехов.

Нужно, чтобы исповедь стала осознанной и внутренней необходимостью для человека.

Почитание себя недостойным, чтобы подходить к Чаше

Страх Божий и благоговение перед Святыней – это очень хорошее чувство.
На Литургии перед Причастием священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» В данном случае это конструктивное и позитивное чувство, отъединяющее человека от мира и дающее ему правильный настрой. Этот страх Божий начинается не в ужасе, а в любви и уповании на милосердие Божие, подобно тому, как ребенок всецело предает себя в руки отца.

Но есть и другое чувство… Не конструктивное и не положительное, но деструктивное, разрушающее, отрицательное. Я б назвал его «Иудиным чувством», когда чувство трепета и страха доводит человека до уныния и отчаяния. Такой человек истязает себя страшными терзаниями и сам для себя является судом высшей инстанции, я бы даже сказал адским судом, так как отвергает догматы Православной Церкви о том, что Господь наш Иисус Христос воплотился в страшный и грешный мир, чтобы нас, грешников, освободить от диавола, смерти и греха. Человек отвергает веру в милосердие Божие, в то, что Господь не к праведникам пришел, но к грешникам, чтобы призвать их на покаяние.

Почему же это происходит?

Ответ один: гордыня. Гордый человек отвергает Бога и впадает в уныние потому, что САМ хотел быть праведником и святым, но Господь показал ему в самом себе бездну греха и сокрушил его. И человек, вместо того чтобы смириться и последовать за Христом, обнаружив нужду в Боге, отчаялся.

Очень часто можно услышать: «Устал исповедоваться, устал впадать в одни и те же грехи, устал бороться с ними, побеждаться ими». Но, дорогой, от того ты и побеждаешься ими, что возвышаешься и видишь в православии нечто героическое и в роли героя, конечно, самого себя.

В этом, мне кажется, большое влияние западной культуры – от героев древнегреческих мифов типа Геракла, Одиссея, Ясона и до героев современных мифов – суперменов различных разрядов и форм. Современному человеку мало быть тихоней и созерцателем, ему нужно возвести, преодолеть, разрушить и победить. Но часто это не путь христианства. Вспомним евангельскую притчу о горчичном зерне…

Посеял человек и не знал, как оно росло, как развивалось, это словно бы случилось помимо его внимания, помимо его мускульных усилий.

Но выросло дерево прекрасное, в ветвях и листве которого начали укрываться птицы небесные – Святой Дух и Ангелы.

Как росло это дерево духа в человеке? Человек не знает. Не ведает. Проезжая мимо полей, мы видим сначала голую землю, потом изумрудный ковер, потом колосистое златоглаво-медное море. Но как это произошло? Мы не знаем. Мы не видим роста. Почему? Потому что Бог растит.

И в духовной жизни важно не надеяться на собственные силы, разум или мудрость. Нет. Мы все лежащие во грехе люди. В каждом из нас возможно появление зародышей абсолютно всех грехов. Чему удивляться? Наше сердце как земля, наполненная сорняками. Выполол, через минуту опять полна. Снова полешь. И так до самой смерти.

Есть очень хорошее высказывание игумена Никона (Воробьева): «Что же такое смирение? У меня к пониманию смирения был такой переход. Однажды мне пришла мысль, совершенно отчетливая и ясная: а что такое все наши дела, все наши молитвы, наше все? Надо взывать, как мытарь: ‟Боже, милостив буди мне, грешнику!”. Сердце вот тут-то у меня и поняло, поняло, что самое существенное – это милость Божия. Это было понятно не умом, а сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил ее.

Это и есть начальное смирение – начальное, подчеркиваю, – (сознавать) что мы сами – ничто, а творение Божие, мы создание Божие только. Поэтому, чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу? Хотя Господь почтил нас величайшим достоинством – быть сынами Божиими, но это дар Божий. Потом, призывая, искупил нас для того, чтобы восстановить, усыновить Себе, но и это опять дар Божий. Грешим, грешим – Господь прощает, это дар Божий. А у нас что? У нас своего – ничего. Вот это должно войти в сердце человеческое. Не умом нужно понять, а сердцем».

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем превращать исповедь в некое спортивное соревнование с самим собой, не будем возводить вавилонских башен, не будем унывать и отчаиваться от собственного несовершенства. Мы все лежачие во грехе люди, а лежачий не упадет! Мы все раненые и больные. А таких не убивают. Таких жалеют. Наше начальное духовное усилие и должно состоять в том, чтобы понять, что без Бога я ничто, чтобы остро, жадно, пламенно захотеть быть с Ним, иметь в Нем нужду, открыть Ему двери своей души. И тогда Он войдет и спасет. И поведет нас тайными, загадочными, часто непонятными для нас самих тропами, но обязательно ко спасению. Главное, чтобы мы не возводили из себя «Колосса Родосского» или «египетскую пирамиду», но превратились в простое дитятко, которое имеет нужду в Отце. И здесь начинается тайна нашего спасения… когда, всматриваясь в жизнь, мы ощущаем в ней дыхание Бога рядом с собой…

Отвечает иерей Андрей Чиженко

Недавно
в своей статье «Какие три самые распространенные ошибки случаются во
время исповеди?» мною была поднята тема довольно распространенной ошибки
среди исповедующихся — тема формальной исповеди. Тогда человек либо по
внутреннему нерадению, либо из чувства ложного стыда, либо из-за
неправильного устройства своей духовной жизни словно бы скрывает свои
грехи, причем не только от исповедующего его священника, но и от самого
себя.

В данной же статье хочется
поговорить, так сказать, об обратной стороне медали — о чрезмерной
тщательности на исповеди, которая тоже может стать своеобразной клеткой
для души.

Что имеется в виду?

Ошибка
чрезмерной тщательности, как правило, встречается уже у людей
воцерковленных, с обостренным чувством совести и вниманием к себе.

Понятно,
что и ту и другую ошибку (и формальной исповеди, и чрезмерной
тщательности) пытается внушить человеку бес. Он кружит, как оса, над ним
и внимательно изучает его устроение и склонности. К какому греху более
склонен человек? И, как в вышеупомянутых уже случаях, бес либо старается
приспать бдительность человека, вызывая у него духовную лень, и как
следствие — формальную исповедь, либо, наоборот, пытается вогнать
человека в горячку, в панику от количества и тяжести собственных грехов
(чрезмерная тщательность), которая рождает или хроническое уныние, или
духовное равнодушие, или даже психическую болезнь (своеобразную манию
навязчивых состояний — idee fixe).

Рассмотрим же с Божьей помощью, что такое эта чрезмерная тщательность…

Конечно,
корень ее в поврежденной грехом природе человека. Есть такие грехи,
связанные с духовной жизнью человека, в которые почти неизбежно впадает
православный христианин, начинающий идти духовным путем, начинающий свою
активную церковную и молитвенную жизнь. Эти грехи святые отцы
обозначили общей категорией «прелесть», т. е. состоянием, когда человек,
причащаясь даже Святых Христовых Таин, молясь, делая добрые дела,
участвуя в богослужениях, тем самым служит не Богу, а себе, воздвигая
свою собственную вавилонскую башню на потеху бесам. Повторюсь, это грехи
почти неизбежные. Потому что каждый из нас заражен, как раковыми
метастазами, первородным грехом, ядовитые плоды которого — самомнение,
эгоизм, тщеславие, гордыня. Это болезнь, которая есть у каждого
человека. И начало борьбы с ней — выявление ее, осознание ее. Именно
поэтому новоначальных не рукополагают во священнослужители, а к
новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно поэтому
нам, как вода живительная, требуется чтение поучений святых отцов,
прошедших этот путь и с Божьей помощью победивших в нем, достигнув
Царствия Небесного. Именно поэтому счастлив тот, у кого есть духовник —
личный и опытный врач.

Человек с
подобным духовным искажением имеет часто следующее внутреннее
псевдоаскетическое направление, которое можно охарактеризовать как
юридизм, или «торгово-экономические отношения» с Богом типа «Ты мне — я
Тебе». Т. е. я прочитал утреннее и вечернее молитвенное правило, стал
ближе к Богу, выше на одну ступеньку, перевел бабушку через дорогу — еще
выше, причастился — сразу пролетел вверх пару этажей. Такой человек
глубоко убеждает самого себя, что именно он своим собственным усилием
может приблизить себя к Богу и, так сказать, «добыть» святость.

Но
Творец попускает подобному человеку скорби и искушения, чтобы
болезненно, но необходимо для спасения души сломать-разрушить его личную
вавилонскую башню, на вершине которой его «эго» вместо Всевышнего.
Такого человека очень жестоко искушает диавол, пытаясь вложить в его
воображение различные прелестные или омерзительные картинки, чтобы либо
увлечь душу человека за собой в ад, либо потрясти его до основания,
вынуть из состояния покоя и увлечь в лабиринты страхов и диалогов с
самим собой. Динамит, с помощью которого производится потрясение-взрыв
внутренней жизни человека, замешан опять же на самолюбии, на мысли
данного человека: «Как это я такой хороший мог подумать или сделать
такое плохое?!». И все…Человек начинает кружиться в панике, основы его
психики потрясаются, возникают страх, беспокойство и т. д. Причем это
состояние может развиться в психическую болезнь или серьезное духовное
заболевание.

Касательно Таинства Исповеди это выражается в следующем…

В
двух признаках, которые мне доводилось наблюдать. «Миллион» грехов в
списке на четыре страницы и после прочтения разрешительной молитвы снова
подойти раз, а то и пару раз, чтобы исповедать еще какой-нибудь
неисповеданный забытый грех. Третьим же признаком такого человека можно
назвать то, что он боится причащаться Тела и Крови Христовых, почитая
себя недостойным.

Разберем же эти три признака с Божьей помощью…

«Миллион» грехов

Человек
пытается на исповеди описать грехи батюшке во всех красках, а это
вредно и для него самого, и для священника. В этой описи он очень
подробен, что, соответственно, вызывает словно бы переживание этого
греха заново. Человек будто включает перед священником и собой словесный
кинофильм.

Например, где можно
сказать просто «осуждение людей», человек начинает перечислять Петю,
Васю, Колю, Наташу и прочих, кого он осудил и за что, и т. д. Так же и с
грехом «гнев» — начинается рассказ о своей жизни с подробным описанием,
по каким причинам данный гнев возник.

Но
в деле исповеди важна не симптоматика, а диагноз. Тем более если это
происходит, к примеру, на воскресной великопостной Литургии, когда за
данным человеком стоят еще тридцать.

Примерно
то же и с грехом блудного прилога… Начинается рассказ: к кому, в каких
формах и с какой пылкостью была испытана страсть. Скажи просто «блудное
влечение» или блудное воззрение». Зачем в себе «оживлять» страсти?

И таким образом четыре исписанных с обеих сторон листа превратятся хотя бы в два.

Подход после исповеди сразу снова на исповедь

После
исповеди человек встает словно бы очищенным, окрыленным, омытым
благодатью Святого Духа. Но как только он отходит от исповедального
аналоя, в памяти всплывают все новые неисповеданные грехи. Человек
начинает ужасаться, почитать себя недостойным Чаши, бежать снова к
священнику исповедоваться. Но снова через минуту наружу вылезают новые
грехи.

Мы должны понять: это
нормально. Вас Бог очистил от верхнего шара гноя да мусора, и вы увидели
новый пласт. Вам он открылся. Запомните эти грехи, если нет смертных,
поисповедуетесь вследующий раз. И так до смерти. На самом деле это
естественный процесс, о котором писал еще святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Он говорил о том, что если бы человеку внезапно Господь
открыл все грехи, которые у него есть в одночасье, то человек бы не
выдержал — умер бы или сошел с ума. Поэтому Господь — Милосердный и
Любящий Отец — чистит наши загноившиеся раны постепенно, как опытный
Врач.

Преподобный Паисий Святогорец
говорил о том, что если бы у него была возможность, то он бы
исповедовался каждый день. Это причащаться Святых Даров трудно каждый
день или даже каждое воскресение, а исповедоваться желательно хотя бы
каждую неделю.

Обращаю ваше внимание:
приступая к Таинству Исповеди, а не Причастия, не нужно дополнительных
молитв или постов, требуется только ваше желание.

Святые
отцы отмечали, что душа часто исповедующегося человека напоминает
проточный ручей, где постоянно свежая вода, а душа человека, который
редко исповедуется или вообще этого не делает, напоминает затхлое болото
почти с «мертвой» водой, ставшей рассадником для всякой твари, т. е.
страстей да грехов.

Нужно, чтобы исповедь стала осознанной и внутренней необходимостью для человека.

Почитание себя недостойным, чтобы подходить к Чаше

Страх Божий и благоговение перед Святыней — это очень хорошее чувство.
На Литургии перед Причастием священник возглашает: «Со страхом Божиим и
верою приступите!» В данном случае это конструктивное и позитивное
чувство, отъединяющее человека от мира и дающее ему правильный настрой.
Этот страх Божий начинается не в ужасе, а в любви и уповании на
милосердие Божие, подобно тому, как ребенок всецело предает себя в руки
отца.

Но есть и другое чувство… Не
конструктивное и не положительное, но деструктивное, разрушающее,
отрицательное. Я б назвал его «Иудиным чувством», когда чувство трепета и
страха доводит человека до уныния и отчаяния. Такой человек истязает
себя страшными терзаниями и сам для себя является судом высшей
инстанции, я бы даже сказал адским судом, так как отвергает догматы
Православной Церкви о том, что Господь наш Иисус Христос воплотился в
страшный и грешный мир, чтобы нас, грешников, освободить от диавола,
смерти и греха. Человек отвергает веру в милосердие Божие, в то, что
Господь не к праведникам пришел, но к грешникам, чтобы призвать их на
покаяние.

Почему же это происходит?

Ответ
один: гордыня. Гордый человек отвергает Бога и впадает в уныние потому,
что САМ хотел быть праведником и святым, но Господь показал ему в самом
себе бездну греха и сокрушил его. И человек, вместо того чтобы
смириться и последовать за Христом, обнаружив нужду в Боге, отчаялся.

Очень
часто можно услышать: «Устал исповедоваться, устал впадать в одни и те
же грехи, устал бороться с ними, побеждаться ими». Но, дорогой, от того
ты и побеждаешься ими, что возвышаешься и видишь в православии нечто
героическое и в роли героя, конечно, самого себя.

В
этом, мне кажется, большое влияние западной культуры — от героев
древнегреческих мифов типа Геракла, Одиссея, Ясона и до героев
современных мифов — суперменов различных разрядов и форм. Современному
человеку мало быть тихоней и созерцателем, ему нужно возвести,
преодолеть, разрушить и победить. Но часто это не путь христианства.
Вспомним евангельскую притчу о горчичном зерне…

Посеял
человек и не знал, как оно росло, как развивалось, это словно бы
случилось помимо его внимания, помимо его мускульных усилий.

Но выросло дерево прекрасное, в ветвях и листве которого начали укрываться птицы небесные — Святой Дух и Ангелы.

Как
росло это дерево духа в человеке? Человек не знает. Не ведает. Проезжая
мимо полей, мы видим сначала голую землю, потом изумрудный ковер, потом
колосистое златоглаво-медное море. Но как это произошло? Мы не знаем.
Мы не видим роста. Почему? Потому что Бог растит.

И
в духовной жизни важно не надеяться на собственные силы, разум или
мудрость. Нет. Мы все лежащие во грехе люди. В каждом из нас возможно
появление зародышей абсолютно всех грехов. Чему удивляться? Наше сердце
как земля, наполненная сорняками. Выполол, через минуту опять полна.
Снова полешь. И так до самой смерти.

Есть
очень хорошее высказывание игумена Никона (Воробьева): «Что же такое
смирение? У меня к пониманию смирения был такой переход. Однажды мне
пришла мысль, совершенно отчетливая и ясная: а что такое все наши дела,
все наши молитвы, наше все? Надо взывать, как мытарь: ‟Боже, милостив
буди мне, грешнику!». Сердце вот тут-то у меня и поняло, поняло, что
самое существенное — это милость Божия. Это было понятно не умом, а
сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой
мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил ее.

Это
и есть начальное смирение — начальное, подчеркиваю, — (сознавать) что
мы сами — ничто, а творение Божие, мы создание Божие только. Поэтому,
чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу? Хотя Господь почтил
нас величайшим достоинством — быть сынами Божиими, но это дар Божий.
Потом, призывая, искупил нас для того, чтобы восстановить, усыновить
Себе, но и это опять дар Божий. Грешим, грешим — Господь прощает, это
дар Божий. А у нас что? У нас своего — ничего. Вот это должно войти в
сердце человеческое. Не умом нужно понять, а сердцем».

Поэтому,
дорогие братья и сестры, не будем превращать исповедь в некое
спортивное соревнование с самим собой, не будем возводить вавилонских
башен, не будем унывать и отчаиваться от собственного несовершенства. Мы
все лежачие во грехе люди, а лежачий не упадет! Мы все раненые и
больные. А таких не убивают. Таких жалеют. Наше начальное духовное
усилие и должно состоять в том, чтобы понять, что без Бога я ничто,
чтобы остро, жадно, пламенно захотеть быть с Ним, иметь в Нем нужду,
открыть Ему двери своей души. И тогда Он войдет и спасет. И поведет нас
тайными, загадочными, часто непонятными для нас самих тропами, но
обязательно ко спасению. Главное, чтобы мы не возводили из себя «Колосса
Родосского» или «египетскую пирамиду», но превратились в простое
дитятко, которое имеет нужду в Отце. И здесь начинается тайна нашего
спасения… когда, всматриваясь в жизнь, мы ощущаем в ней дыхание Бога
рядом с собой…

Иерей Андрей Чиженко

Православная жизнь

Пояснение к исповеди и Ошибки на исповеди

Просмотров 409 Опубликовано

Пояснение к исповеди

  1. На каждой исповеди необходимо исповедовать все свои грехи (устно, или письменно), которыми вы согрешили после последней вашей исповеди.
  2. Если вы вспомнили свой старый грех, ни разу вами не исповеданный, его тоже необходимо исповедовать.
  3. Если вы какой-либо грех исповедовали и не повторяли его, то исповедовать его снова не надо.
  4. Грех наносит рану душе, и если к ней при раскаянии в грехе не приложить лекарство, т.е. епитимию, то даже и по прощении вам греха неисцеленная рана будет нарывать и болеть. Если это с вами происходит и исповеданный ранее грех не дает вам покоя, и вы чувствуете угрызения совести, то исповедуйте этот грех снова и скажите о своих душевных переживаниях, попросите священника наложить на вас епитимию.
  5. Если вы ни разу не исповедовались, или очень давно (несколько лет назад и вам благословили написать «генеральную исповедь»), то для подготовки к исповеди лучше воспользоваться «Планом (образцом) исповеди».
  6. «Генеральная» исповедь пишется с детства, с семи лет, ‒ сколько себя помните. Писать необходимо только свои грехи. Чужие грехи, истории из жизни, болезни, обиды, рассказы о родственниках и знакомых ‒ писать не надо.
  7. Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова в образце исповеди, писать его «на всякий случай» не надо.
  8. Когда вы все выписали, но что-то еще осталось у вас на душе, и вы не знаете, как это назвать одним словом, и в образце исповеди ничего не подошло, тогда запишите своими словами коротко, саму суть, что случилось.
  9. Не надо описывать каждый отдельный случай греха, ‒ если так исповедоваться и оставшейся жизни не хватит чтобы все по порядку вспомнить и описать. Много человек согрешает, например, слово какое-нибудь нехорошее скажет несколько раз на день, но если записывать все свои плохие слова то, и «бумага этого не вытерпит». Как же тогда каяться? Пишем: «согрешил (или согрешила) сквернословием», т.е., одним словом, каемся во всех своих скверных словах, сказанных с детства, или с момента последней исповеди. Т.о. исповедуем и остальные свои грехи.

Ошибки, которые допускает человек на исповеди по неопытности

  1. Не осознает за собой каких-либо грехов, говорит: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал». Так и больной часто не ощущает своей болезни и говорит: «я здоров», но надо знать что: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:8-10).
  2. Говорит: «Я грешен всеми грехами, каюсь». Такая исповедь не действительна и ни один грех не прощается ‒ необходимо назвать каждый грех своим именем, а не «оптом», даже если их очень много ‒ то и записать для памяти (чтобы не забыть на исповеди).
  3. Кается общими словами: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или называет только большие грехи, а маленькие пропускает, или кается по частям, т.е. оставляет неназваные грехи для следующей исповеди. Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям. А кто оставляет не исповеданные грехи на потом, тот похож на человека, который в бане намылился и одел на себя грязную вместо чистой одежду, и не смыл с себя грязь чистой водой.
  4. Вместо грехов, рассказывает свои добрые дела ‒ хвалится.
  5. Вместо своих грехов рассказывает чужие грехи (жалуется на кого-нибудь, или обвиняет). Каждый даст Богу ответ за свои грехи, дела и слова, а не за чужие. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37), «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12).
  6. Кается в грехах против заповедей, а не называет сами грехи «Согрешил против первой заповеди, против пятой заповеди», или «согрешил: первое мытарство, второе, третье…и т.д.»
  7. В одной исповеди один и тот же грех называет (пишет) по несколько раз.
  8. Не идет на исповедь потому, что каждый раз согрешает одним и тем же грехом. Говорит: «зачем каяться все равно согрешу». Тогда пусть и руки никогда не моет ‒ зачем мыть все равно испачкает.
  9. В исповеди пишет свои молитвы к Богу, или просьбы

Возможность получить прощение в таинстве Покаяния — это великий дар от Бога. Ещё- это обязательное условие перед Причастием. Увы, иногда я вижу, как люди не умеют каяться. ⠀ ⠀ ????

Вот семь частых ошибок.⠀ ⠀ ❌

1. Каются в настоящем времени: — Делаю то-то, и то-то…⠀ ✔ Но покаяние переводится «поворот в противоположную сторону». Это значит, Вы это сделали, но больше не будете. Значит, нужно говорить: — Согрешил в том-то и том-то, сделал так, прости, Господи, постараюсь исправиться!⠀ ⠀ ❌

2. Просят прощения у священника, а не у Бога: — Простите меня, батюшка, я то-то и то-то сделал(а)⠀ ⠀ ✔ — Это Вы меня простите: Вы у Бога просите прощения. И я от имени Бога Вам грехи и отпущу. Значит нужно говорить: — Господи, прости, меня, сделал то-то и то-то.⠀ ⠀ ❌

3. Преуменьшают грехи: — Не всегда молюсь, иногда не пощусь, бывает, матерюсь…

⠀— Такое чувство, что обычно Вы святой человек. Но вот на этой неделе немного не дотянули. ⠀ ⠀

Вы так каетесь, потому что вам неловко перед священником. Но от врача Вы не скрываете язву. ⠀ ⠀ ✔ На исповеди не нужно себя жалеть. ⠀ ⠀ ❌

4. Оправдываются: — Взял чужое, но по-другому не мог. Ещё пост нарушил, потому что на праздник пригласили.⠀ ⠀ ✔ — Никому не интересно, почему вы это сделали. Бог и так всё знает. А священник это 100 раз уже слышал. Лучше говорить прямо и кратко: нарушил пост, сократил правило, украл на работе.

⠀ ❌ 5. Рассказывают истории: — Подруга на работе отмечала день рождения своего кота, говорят такой… <…> И парню такую пощёчину залепила!⠀ ⠀ ✔— До боли интересно всё это слушать, но Вы пришли попросить у Бога прошения за совершённые Вами грехи.⠀ ⠀

❌ 6. Копаются в себе

Бывает, человек причащается часто, поэтому часто исповедуется. И вот начинается: копается в себе, ищет грехи.

⠀ ✔ — Да ты же на днях причастился! Если совесть не обличает, подойди к священнику, который вас знает: «Батюшка, благословите на Причастие!» И всё.⠀ ⠀ ❌

7. Без списка грехов⠀ ⠀

Сам исповедуюсь без записок давно. Но это приходит с опытом.

✔ Первые лет десять советую писать грехи на листочек. Чтобы от волнения ничего не забыть.

Попов Алексей Сергеевич

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки на дисплее шевроле круз
  • Ошибки на инфинити fx35 все на приборной
  • Ошибки на дисплее холодильника беко
  • Ошибки на интерфейсе mikrotik
  • Ошибки на известных картинах