Ошибки межличностных отношений

Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы,
обозначенные в названии данной главы,
встречаются довольно часто в практике
проведения психологического
консультирования, и если клиент прямо
не говорит о них, высказывая жалобы лишь
на другие проблемы личностного плана,
то это не означает, что на самом деле у
него нет проблем межличностных отношений.

Справедливо
в большинстве случаев жизни и обратное:
если клиента беспокоит состояние дел
в области межличностных отношений, то
почти всегда у него же можно обнаружить
и проблемы личностного плана, касающиеся
его характера. Кроме того, методы
практического решения тех и других
проблем во многом сходны между собой.

Тем
не менее данные проблемы стоит рассмотреть
отдельно, так как они практически всегда
решаются несколько по-иному, чем проблемы
личностного плана, – путем регуляции
взаимоотношений данного человека с
другими людьми. В отличие от этого,
персональные проблемы каждый человек
может решать индивидуально и не
обязательно в непосредственных контактах
с другими людьми.

Кроме
того, имеется существенная разница в
способах решения проблем личностного
и межличностного планов. Если личностные
проблемы обычно связаны с необходимостью
радикального изменения внутреннего
мира человека, то межличностные проблемы
– с необходимостью изменения в основном
только внешних форм поведения человека,
которые касаются окружающих людей.

Психологические
проблемы, относящиеся к взаимоотношениям
человека с окружающими людьми, могут
быть разными по характеру. Они могут
оказаться связанными с личными и деловыми
взаимоотношениями человека с окружающими
его людьми, касаться взаимоотношений
с близкими и достаточно далекими от
него людьми, например с родными и
посторонними.

Эти
проблемы могут также иметь выраженный
возрастной оттенок, например возникать
во взаимоотношениях клиента со
сверстниками или с людьми другого
поколения, более младшего или более
старшего возраста, чем он сам.

Проблематика
межличностных отношений также может
касаться людей разного пола: женщин и
мужчин, как в монополовых (одинаковых),
так и в гетерополовых (различных по
половому составу) социальных группах.

Многоаспектность
названных проблем отражает сложность
реально существующей системы человеческих
взаимоотношений. Хотя многие из названных
проблем мы будем здесь обсуждать
отдельно, следует, однако, помнить и о
том, что все эти проблемы практически
взаимосвязаны и в большинстве случаев
жизни должны решаться комплексно.

Есть,
например, некоторые общие причины
возникновения типичных затруднений в
сфере человеческих взаимоотношений.
Обсудив эти причины, мы более не будем
к ним возвращаться и далее ограничимся
только ссылками на соответствующие
места в тексте. Однако есть и частные,
специфические причины затруднений,
характерные для отдельных видов
человеческих взаимоотношений. На них
в основном и будет сконцентрировано
наше внимание в дальнейшем.

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми

К
группе этих проблем прежде всего
относятся те, которые касаются
взаимоотношений клиента с теми людьми,
которые примерно одного с ним возраста
и отличаются по возрасту друг от друга
не более чем на два-три года.

Заметим
вместе с тем, что понятия «сверстник»
или «люди одного поколения» в данном
случае охватывают разные диапазоны
возрастов для детей и для взрослых
людей. Если, например, сверстники ребенка
дошкольного возраста, как правило, не
отличаются от него самого более чем на
один год, то в школьном возрасте разница
между сверстниками может доходить до
двух лет. Соответственно, сверстниками
можно называть юношей и девушек в
возрасте от двадцати до двадцати пяти
лет, т.е. людей, разница в годах между
которыми доходит уже до пяти лет.

Применительно
к взрослым людям в диапазоне возрастов
от тридцати до шестидесяти лет понятие
«сверстник» охватывает уже интервал
до десяти лет. Если же речь идет о пожилых
людях старше шестидесяти лет, то здесь
допустимо считать представителями
одного поколения или – условно –
сверстниками тех, чья разница в возрасте
доходит даже до пятнадцати лет.

Психологическое
развитие человека с возрастом постепенно
замедляется, и общность жизненного
опыта, психологии и поведения людей
становится главным критерием для их
оценивания как сверстников.

Наблюдения
показывают, что чаще всего в психологическую
консультацию по поводу проблем
взаимоотношений с окружающими людьми
обращаются те, кому больше пятнадцати
и меньше шестидесяти лет. Что же касается
взаимоотношений дошкольников, младших
школьников и людей пожилого возраста
друг с другом, то они реже вызывают
беспокойство у их участников и, кроме
того, имеют свои, специфические
особенности.

В
дошкольном и в младшем школьном возрасте
обычно еще нет серьезных проблем во
взаимоотношениях детей со сверстниками,
которые требовали бы повышенного
внимания и проведения психологического
консультирования. В пожилом возрасте
взаимоотношения людей ограничиваются
обычно узким кругом родственников,
знакомых и друзей, с которыми эти
взаимоотношения установились давно и
более или менее отрегулированы. Кроме
того, взаимоотношения пожилых людей с
окружающими сравнительно легко
улаживаются за счет большого жизненного
опыта, накопленного такими людьми, и,
следовательно, возникающие у них проблемы
также сравнительно просто решаются без
обращения в психологическую консультацию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Какие ошибки мы допускаем в межличностных отношениях?Межличностные отношения являются чрезвычайно важным элементом как личной, так и профессиональной жизни. Между тем нами все больше правят конфликты, а вокруг нас растет насилие и агрессия. Одиноких становится больше, отношения разваливаются после первых кризисов, год от года увеличивается количество разводов. Другими словами, ошибки в межличностных отношениях множатся с каждым днем. Что мы делаем нет так чаще всего? Можете узнать подробнее, перейдя по ссылке на сайт https://магистраль-плюс.рф.

Неумение слушать

Умение слушать чрезвычайно ценно не только во всех профессиональных сферах, но и в повседневной жизни. Это искусство концентрации и фокусировки на другом человеке. Хотя мы ведем множество бесед с друзьями, коллегами и членами семьи, очень часто мы не слушаем их должным образом. Это одна из самых распространенных межличностных ошибок, которые мы совершаем.

Мы обычно сосредотачиваемся на своих мыслях, эмоциях, спорим о причинах и их важности. Нас часто отвлекают телевизор, интернет, телефон или другие задачи. Мы думаем, что слушаем другого человека, но на самом деле не уделяем ему всего своего внимания. В результате возникает непонимание и конфликт, который часто перерастает во что-то действительно серьезное.

Неясные сообщения

Часто сообщения, которые мы отправляем другим, неясны или противоречивы. Трудно понять, что именно мы просим и почему. В результате мы раздражаемся, когда то, что мы сообщаем, не делается или не понимается.

Неправда, что наш собеседник догадается, что нам нужно, — ответственность за успешность акта общения лежит на отправителе сообщения, а не на получателе. Давайте не будем рассчитывать на то, что наш партнер знает, чего мы хотим. Никто не умеет читать мысли, не является всезнающим или непогрешимым.

Непонимание окружающих

Хотя мы все более и более образованны, современны, мы читаем и путешествуем, у нас все еще есть предубеждения и отвращение к определенным группам. У большинства из нас есть свой идеальный план для себя и других, для политики и религии. Нам не хватает понимания других, их взглядов или выбора. Между тем в межличностных отношениях чрезвычайно важны открытость и толерантность. Это то, что строит позитивные отношения, несмотря на все различия.

Давайте помнить, что каждый из нас имеет право на частное мнение и мы не обязаны одобрять чье-то отношение, если оно не соответствует нашим убеждениям. Это не значит, однако, что мы имеем право судить других — между тем эта ошибка в межличностных отношениях случается с нами все чаще и чаще. Как общество, мы разделены, как никогда раньше!

Библиографическое описание:


Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А. В. Карушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 691-693. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26046/ (дата обращения: 22.09.2023).

Настоящее содержание данной статьи работы посвящено проблемам межличностных отношений. В работе проведен систематический анализ проблем взаимодействия субъектов межличностных взаимоотношений в различных человеческих сферах деятельности.

Современное экономическое и социальное состояние общества вынуждают человека быстро социализироваться в различных коллективах, а также незамедлительно находить выход из конфликтных ситуаций, складывающихся вокруг него в той или иной сфере деятельности. Данное умение в полной мере можно отнести к положительной стороне межличностного взаимодействия людей. Однако есть и обратная сторона межличностного взаимоотношения людей.

Межличностные отношения являются объектом изучения не только психологии, но и других междисциплинарных наук таких как история, конфликтология, педагогика философия и социология, накоплено много знаний и существуют различные точки зрения на проблему межличностных взаимоотношений. В современной психологической и педагогической науке достаточно полно рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия, исследована их структура, содержание, а также основные механизмы возникновения конфликтных ситуаций.

Несмотря на все это проблема межличностных отношений, в частности межличностных конфликтов, практически не рассмотрена в семейных и трудовых коллективах.

Одним из последних исследований, активно используемых в нашей работе, является труд Е. П. Ильина. Его работа посвящена проблемам межличностных отношений. В данной работе рассмотрены абсолютно все аспекты межличностных отношений: в коллективе рабочем, школьном, дошкольном, семейном и т. д. Работа отличается тем, что помимо вышеперечисленных групп автор рассматривает взаимоотношения в профессиональных группах, таких как образование и медицина. Где один из субъектов является авторитетом для другого [1, c. 124].

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Говоря о проблемах межличностных отношений, стоит отметить, что не следует путать понятие межличностного общения и личностно-групповое и межгрупповое. Нас интересует именно отношения между двумя субъектами.

На характер межличностных взаимоотношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Данную проблемы мы рассмотрим по трем направлениям это проблемы межличностных взаимоотношений школьников проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе и проблемы межличностных отношений в семье.

Проблемы межличностных отношений школьников в различных возрастных группах рассмотрели психологи, занимающиеся возрастной психологией. Мы несколько опустим проблемы общения детей в дошкольном возрасте, поскольку они характеризуется небольшим кругом участников.

Каждый человек не зависимо от возраста и пола в группе играет определенную роль, которая ограниченна четками требованиями культуры и правил этой группы. Но не стоит забывать, что каждый человек является личностью и может выходить за рамки этих правил, а также реагировать на то или иное действие в группе или действие членов группы. Из-за личных особенностей каждого человека и возникают проблемы межличностных отношений. Более острые проблемы межличностных отношений перерастают в межличностные конфликты. Тамотсу Шибутани данный личностный компонент называет «межличностными реакциями» [1, c.320]

Г. М. Андреева рассмотрела в своем исследовании причины вступления людей в межличностное взаимодействие друг с другом. Г. М. Андреева отмечает, что для многих людей, межличностное взаимодействие, является единственным способом проявить свои индивидуальные качества. Именно для этого, многие люди вступают в межличностное общение друг с другом. Однако не для всех реализация собственного «Я» является ключевой целью, многие люди вступают в межличностных отношениях просто для того, чтобы взаимодействовать с группой или человеком, то есть просто для общения [1, c. 66].

Л. О. Малаева в своем исследовании рассматривает межличностные отношения между мужчинами и женщинами в семье. Особый акцент автор делает на реализацию социальных функций мужчины в семье. Л. О. Малаева отмечает, что социальные роли у мужчин, воспитывавшихся в полных семьях, наиболее ярко выражены, в отличие от мужчин, воспитывавшихся в неполных семьях.

Теперь мы более подробно рассмотрим межличностные отношения в группе детей. Т. А. Репина отмечает, что в процессе изучения детского межличностного взаимодействия педагоги определяют в качестве объекта исследования не одного ребенка, а группу детей.

В качестве предмета исследования межличностных отношений дошкольников, выступает поведение и деятельность детей в группе.

Продолжили развитие концепции Т. А. Репиной А. С. Золотнякова и В. М. Сенченко. Они более фундаментально рассмотрели детей дошкольного возраста в процессе межличностного взаимодействия. А. С. Золотнякова и Сенченко большое внимание уделяют восприятию дошкольниками своих сверстников и родителей. Для авторов важно понять не как ребенок поведет себя в той или иной ситуации, а как он воспримет окружающих себя детей.

Как продукт деятельности общения, межличностные отношения рассмотрела М. И. Лисицына. М. И. Лисицына является педагогом и исследователем возрастной психологии, поэтому в качестве объекта ее исследования выступают дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

М. И. Лисицина отмечает, что для детей разного возраста в частности малышей и дошколят на определенном этапе для межличностного общения свойственно выбирать себе участников разной возрастной категории. М. И. Лисицина отмечает, что для детей до 4 лет наиболее приемлемым и интересным является взаимодействие со взрослым человеком, то есть либо родителям, либо воспитателем. После четырехлетнего возраста ребенок в своем межличностном отношение тяготеет к своим ровесникам. Автор считает, что взаимодействие ребенка со сверстником является более продуктивным и более насыщенным в эмоциональном плане. Однако общение со сверстниками несет и другие последствия, дети, общаясь друг с другом, в отличие от общения с родителями наиболее импульсивны и могут позволить себе различные действия. Зачастую между детьми происходят ссоры и драки, которые не происходит с родителями из-за возрастной субординация.

С. С. Харин рассмотрел игровую деятельность детей в процессе их межличностного взаимодействия друг с другом.

С. С. Харин считает, что игровая деятельность детей в процессе межличностного взаимодействия способствует образованию больших групп по интересам. С. С. Харин этот фактор аргументирует тем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Автор отмечает, что в процессе такого межличностного взаимодействия формируются нестабильные группы детей, зависимости от интересов ребенка. Можно сказать, что среди дошкольников нет постоянных членов межличностного взаимодействия. Автор сравнивает группы дошкольников и группы подростков и приходит к выводу, что подростковые группы более постоянны. Примерно 13 % членов подростковых групп являются завсегдатаями участниками [7, c. 67].

Большое количество отечественных исследований по психологии затрагивают проблемы межличностного взаимодействия ученика и учителя на разных этапах развитие ребенка, однако неглубоко затронуты проблемы успешного взаимодействия детей и их наставников.

Единственное исследование, посвященное проблеме межличностного общения двух взрослых людей, в процессе обучения рассмотрела своей кандидатской диссертации И. Р. Туйгунова. В работе автор основной акцент делает на успешное взаимодействие ученика и учителя в сознательном возрасте. И. Р. Туйгунова отмечает, что он успешное взаимодействие между учеником и учителем зависит от мотивационных целей, которые ставит перед собой ученик. Автор считает, что взаимодействие учителя с взрослым учеником является более продуктивным, поскольку взрослый ученик приходит на занятия осмысленно и руководствуется другими мотивационным целями в отличие от ребенка. Говоря простым языком, взрослого ученика, не следует принуждать к обучению, в отличие от школьника, это способствует более успешному взаимодействию ученика и учителям и в дальнейшем способствует получению более продуктивного результата.

Таким образом, рассмотрев труды отечественных педагогов и психологов, мы сделали вывод, что проблемы межличностного взаимодействия разработаны достаточно глубоко. В исследованиях отечественных ученых рассматриваются проблемы взаимодействие людей в определенных в группах и коллективах, межличностные отношения супругов в семье, межличностное взаимодействие дошкольников, подростков. Однако в исследованиях, посвященных проблемам межличностного взаимодействия, существуют и «белые пятна». На наш взгляд, одним из таких «белых пятен» является рассмотрение межличностного взаимодействия в особых трудовых коллективах, таких как коллектив военнослужащих. В отечественных исследованиях также не глубоко рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия людей в больших семьях, в которых проживают несколько поколений. Важно рассмотреть данную проблему не с точки зрения бытового исследования, а в качестве психологической проблемы выявить основных социальные роли в данных семьях и рассмотреть причины конфликтных ситуаций.

Литература:

  1.              Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998 — С. 89–99.
  2.              Гришина Н. В. Психология конфликта. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с.
  3.              Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Спб.: Питер,– 2009.–321 с.
  4.              Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
  5.              Литвинцева Н. А. Женская психология. — М.: Мысль, 1994. — 320 с.
  6.              Соковнин В. М. Общение интердиктивное и фасциногенное. Екатеринбург, АФА, 2011. — 493 с.
  7.              Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет. Минск, 1988. — 210 с.

Основные термины (генерируются автоматически): межличностное взаимодействие, проблема, отношение, группа, межличностное общение, ребенок, автор, взрослый ученик, дошкольный возраст, семья.

Наиболее распространенные проблемы межличностных отношений:

  • Отсутствие взаимопонимания в паре или в семье
  • Измена партнера
  • Разрыв отношений, развод
  • Конфликты в семье или в паре
  • Проблемы  с созданием пары
  • Сексуальная неудовлетворенность в паре
  • Отсутствие друзей
  • Проблемы взаимоотношений с коллегами на работе
  • Взаимоотношение с начальником или подчиненными
  • Постоянные конфликты с окружающими
  • Проблемы в общении
  • Страх близости, избегание близких отношений.

Человек не сможет быть в мире с другими до тех пор, пока не научится быть в мире с самим собой.

Бертран Рассел

При работе с парами наиболее эффективной является психотерапия, где участвуют обе стороны отношений.  Успешная терапия зависит от мотивации каждого партнера и его вовлеченность в процесс. В процессе работы оба партнера научаются лучше слушать и слышать своего собеседника, а также находить новые способы поддержать друг друга. Цели терапии устанавливаются под руководством психотерапевта, и, для их достижения, каждый партнер должен быть готов признать и осознать свою роль в отношениях.

Отдельно стоит отметить, что во время психотерапии, редко возникают конфликты, но в этом случае терапевт всегда остается нейтральным и не принимает ничью сторону.

Специалисты центра работают не только с семейными отношениями, но также дружескими или романтическими, с взаимодействием на работе и в любом окружении.  Многие люди проводят на работе большую часть времени, и там также возникают разногласия, как с коллегами, так и с руководством или подчиненными. Специалисты центра помогут разобраться в сложностях взаимоотношений, найти оптимальные возможности для выхода из конфликтной ситуации.

Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

К.Г. Юнг

Стоит отметить, что корни практически всех межличностностных конфликтов, разногласий, обычно лежат внутри человека. Обратиться к ним и найти причины  возникающих противоречий — путь к положительным изменениям в выстраивании доброжелательного взаимодействия с окружающими. Здесь также важно умение отстаивать свои границы, и уважать границы других людей.

Если у вас возникли проблемы межличностных взаимоотношений, специалисты центр помогут вам определить причину сложившейся ситуации и найти вместе с вами способы решения проблемы. Пусть взаимоотношения обогащают и радуют вас, вместо того, чтобы огорчать и создавать стресс в вашей жизни.

Межличностные отношения
Фото: https://pixabay.com/photos/men-women-apparel-couple-people-2425121/

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это общее число любых взаимодействий между людьми. Понятие очень обширно, для простоты восприятия его следует поделить на виды межличностных отношений. Любой вид межличностных отношений имеет свои особенности, определенным образом влияет на личность. Далее мы рассмотрим в чем состоят основные особенности межличностных отношений, узнаем основные правила и законы продуктивных межличностных отношений.

Существует такое понятие, как число Донбара. Оно показывает какое количество межличностных связей максимально может поддерживать человек не испытывая дискомфорта. Для среднестатистического человека это 150 связей (диапазон колеблется от 100 до 230).

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения имеют в разной градации выраженную эмоциональную окраску, они могут быть осознаваемыми, частично осознаваемыми или неосознанными человеком. Недостаточно разработаны разделения деловых и межличностных отношений, кто-то рассматривает их совместно, а кто-то разделяет их между собой, но в то же время подчёркивает, что они всё равно тесно связаны друг с другом.

Виды отношений и их классификации являются достаточно запутанной темой, но мы постараемся максимально точно её осветить.

Межличностные отношения содержат в себе три компонента.

  1. Когнитивный компонент (информационный, гностический) – осознание человеком тех элементов отношения, которые ему привлекательны или непривлекательны.
  2. Аффективный компонент – эмоциональные переживания, связанные с контактами с людьми. Как правило, этот компонент является ведущим. Имеет положительную, нейтральную или отрицательную окраску. Варианты окраски и история их переходов огромны.
  3. Поведенческий компонент – это то, как на основе первых двух компонентов вы на практике общаетесь с другими людьми. Поведенческий компонент зависит не только от эмоциональной и когнитивной составляющей, но ещё и регулируется социальными нормами.

Для формирования успешных межличностных взаимоотношений между людьми следует учитывать множество факторов: информация партнёров друг о друге, национальность, возраст, пол, профессия, общий опыт коммуникативных взаимодействий и наиболее важное – личностные особенности общающихся людей.

Особенности межличностных отношений

  • Не все межличностные отношения будут чувственно окрашены. Человек ежедневно вступает в такие контакты, где нет речи о чувствах, к примеру, это коммуникативные акты с продавцами, парикмахерами и т.д. Здесь речь может идти об адекватном равнодушии. Но равнодушие может рассматриваться и как неблагоприятный компонент в том случае, если оно возникает в процессе длительных и в разной степени значимых отношений.
  • Амбивалентность чувств. Ещё одна интересная особенность межличностных отношений. Ведь некоторые чувства мы можем либо не осознавать, либо скрывать, так как они недопустимы для проявления социальными нормами (к примеру, ненависть к родителям). При возникновении такой амбивалентности человеку становится затруднительно выстраивать своё поведение при контакте.
  • Главная особенность адекватных межличностных отношений – обоюдность. Она включают в себя взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимовосприятие.
  • Индивидуальность. Это особенность касается всех уровней и видов межличностных отношений. Мы не найдём с вами двух людей, у которых идентичные отношения.
  • Подвижность – ещё одна особенность взаимоотношений между личностями. Это динамичная структура, и даже если отношения длительны, стабильны и устойчивы в них тем не менее существует «движение». Динамика может быть как скачущая, так и отрицательная или положительная.

Классификация межличностных отношений

Существует великое множество различных классификаций межличностных отношений, и все они имеют место быть, так как в их основе лежат разные критерии сравнения. Давайте рассмотрим самые основные и популярные из них.

Классификация межличностных отношений

Фото: https://pixabay.com/photos/freedom-travel-hiking-together-2218616/

По степени значимости

Классификация межличностных отношений по степени значимости для конкретного человека.

Первичные Вторичные
Необходимые. Другой участник этих взаимоотношений не может быть заменён, в основе лежат чувства привязанности.

К примеру, родитель-ребёнок.

Не являются необходимыми. Зависят от функций, которые выполняют люди в отношении друг к другу. Им характерна неглубокая эмоциональная вовлеченность.

К вторичным отношениям можно отнести отношения между соседями по дому.

По количеству взаимодействующих элементов

Классификация межличностных отношений по количеству взаимодействующих элементов.

Межличностное Личностно-групповое Межгрупповое
Процесс взаимосвязи между 2-3 людьми. Процесс взаимосвязи между одним индивидом и группой людей. Процесс взаимосвязи двух/нескольких групп людей.

По формам регуляции

Классификация межличностных отношений по формам регуляции.

Формальные отношения Неформальные отношения
Эти отношения регулируются официальными документами, им присущи определенные нормы и правила. Основаны на взаимном оценивании, авторитетности, ощущениях симпатии и антипатии.

По целям

Классификация межличностных отношений по целям и направленности взаимодействия.

По направленности взаимодействия По целям взаимодействия
Вертикальная направленность Горизонтальная направленность Деловые отношения Личные отношения
Направленность, регулируемая установленной иерархией.

К примеру, на работе: руководство – подчиненный.

Направленность, регулируемая установленной иерархией. Здесь речь идёт о взаимодействии людей одного социального статуса.

К примеру, двое коллег на одной должности.

Отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей по достижению целей. Основываются на распределении обязанностей  между группой. Личные межличностные отношения складываются вне совместной деятельности. В их основе лежат чувства.

Классификация межличностных отношений по целям

Фото: https://pixabay.com/photos/target-group-advertising-buyer-3460039/

По степени выраженности эмоций

Классификация межличностных отношений по степени выраженности эмоционального компонента.

Рациональные  Эмоциональные
Основополагающим в таких отношениях является владение конкретной информацией о другом человеке. Немаловажными являются и объективные оценки, получаемые от других окружающих. Их основа – чувства, субъективная оценка, возникающая при восприятии конкретным индивидом.

Процесс межличностного взаимодействия редко может относиться лишь к конкретному пункту одной классификации. К примеру, отношения «муж-жена»: одновременно являются формальными и неформальными, эмоциональными, личными, межличностными, горизонтальными и, иногда, деловыми.

Пункты классификаций могут пересекаться между собой и переходить из одного в другой. Для продуктивного взаимодействия важно осознавать, как осуществляются эти переходы, и допустимы ли они в каждом конкретном контакте.

Типы межличностных отношений

В основе типов межличностных отношений лежат психологические особенности конкретной личности, вступающей в контакт. Существует 8 ярко выраженных психологических предрасположенностей личности, на основе которых выстраиваются и определенные модели межличностного взаимодействия.

Дружелюбный тип межличностного взаимодействия

Такая личность зависит от одобрения социумом, стремится удовлетворить свою потребность «всегда быть хорошим», в конфликтной ситуации всегда стремится найти компромисс. Демонстрирует внимательность к эмоциональному состоянию других людей.

Зависимый тип межличностного взаимодействия

Человеку зависимого типа характерна неуверенность в себе и своих силах, размытость собственной точки зрения и поиск авторитетного мнения для её подтверждения, неспособность к адекватному реагированию на конфликтные и стрессовые ситуации, беспомощность.

Подчиняемый тип межличностного взаимодействия

Подчиняемый тип чем-то пересекается с зависимым типом, но степень градации собственной неуверенности подчиняемой личности значительно выше. Здесь речь уже идёт не просто о неспособности к самоподдержке, а к самоунижению. Подчиняемая личность не может существовать без авторитета, она беспрекословно выполняет чужие обязанности, а своих целей будто бы и не имеет вовсе. Такой тип очень легко даже не нарочно ввести в неловкие эмоциональные переживания.

Альтруистический тип межличностного взаимодействия

Основа альтруистического типа – это жертвенность. У альтруистов есть и свои потребности, и свои интересы, но они намеренно приносят их в жертву ради удовлетворения потребностей других людей. От общения с такими людьми складывается ощущение, что они навязывают свою помощь, даже когда запроса о ней не поступало.

Альтруистический тип межличностного взаимодействия

Фото: https://pixabay.com/photos/personal-network-social-media-3108155/

Эгоистичный тип межличностного взаимодействия

Такие люди часто прибегают к нечестному соперничеству, достигают своих целей, игнорируя цели других, в общении вызывают неприятные ощущения у собеседника своей чрезмерной самовлюбленностью. Не стесняются всеми возможными способами переложить ответственности и свои задачи на других людей.

Агрессивный тип межличностного взаимодействия

Такой тип личностей склонен к обесцениванию чужих эмоций. Они с насмешкой относятся к трудностям других, склонны к постоянному обвинению, редко берут ответственность за ошибки на себя, не идут на компромиссы. Они утверждают, что в своих действиях прямолинейны и честны, хотя на самом деле их слова и поступки чаще всего бестактны. Чрезмерно раздражительны, чрезмерно настойчивы.

Авторитарный тип межличностного взаимодействия

Вне зависимости от социальной обстановки и формата взаимодействия стремятся быть авторитетом. Их потребность во власти доходит до граней деспотичности. Чужое мнение для них не имеет места быть, требует безукоризненного уважения собственной личности, даже без видимых на это причин. Не просят, не спрашивают, а указывают.

Подозрительный тип межличностного взаимодействия

Люди, прибегающие к такому типу, считают, что буквально каждый человек в этом мире враждебно настроен. Они критикуют всех окружающих, все явления и события, часто сообщают о том, что постоянно разочаровываются в партнёрах, друзьях, семье. Не способны на установление доверительного контакта, часто жалуются.

Конечно, читатель подумает, что среди этих восьми типов нет тех, кто способен вступать в продуктивные межличностные отношения. И он будет прав. Это действительно так, такие личности доставляют дискомфорт себе и окружающим, они не обладают определенными коммуникативными компетенциями.

Но, скорее всего, каждый нашёл среди них описание какого-то своего знакомого или члена семьи. Может быть, кто-то заметил, что и сам чаще всего прибегает к какому-то определенному типу. Могут ли такие люди научиться продуктивному взаимодействию? Ответ: «да, могут». А как, мы рассмотрим далее.

Естественно, невозможно всегда быть подозрительным в контакте или авторитарным. Нельзя быть «всегда хорошим». Модель продуктивного межличностного взаимодействия подразумевает под собой равновесие между собственной уверенностью и принятием другого, между собственными целями, которые все-таки должны стоять в приоритете, и не нарушением границ других.

Уровни развития межличностных отношений

Уровни развития межличностных отношений

Фото: https://pixabay.com/photos/family-mom-daughter-baby-teen-3817055/

Для того чтобы нам определиться, как же строится то самое продуктивное межличностное взаимодействие, следует познакомиться не только с его классификацией и типами, но и с уровнями, которые мы проходим при контакте с людьми.

  • Знакомство – это самый первый уровень межличностных отношений, таких отношений мы имеем самую обширную сеть. Ведь знакомство состоит из трёх подпунктов:
    • визуальное знакомство – это люди, с которыми вы даже не разговаривали лично, но знаете какие-то факты о них, и как они выглядят;
    • непосредственно знакомство друг с другом – это, когда вы уже взаимно представились с человеком и здороваетесь при встрече;
    • близкое знакомство – здороваетесь друг с другом, говорите на общие темы, начинаете находить общие интересы.
  • Нейтрально окрашенные межличностные отношения:
    • отчуждение – сознательное или неосознанное, избирательное или полное избегание индивидом любых взаимоотношений с окружающими;
    • эгоизм – построение индивидом отношений только в целях удовлетворения через них своих собственных потребностей;
    • конформизм – приспособленчество, соглашательство;
    • безразличие – незаинтересованность, равнодушие.
  • Позитивно окрашенные межличностные отношения:
    • близость (приятельство/товарищество) – это такой уровень межличностных отношений, когда его участники взаимно учитывают чувства безопасности друг друга, стремятся к взаимному удовлетворению потребностей. К такому контакту можно отнести людей, к которым вы испытываете и замечаете взаимный интерес, приятных собеседников, коллег, сокурсников;
    • дружеские межличностные отношения индивидуально-избирательны, взаимны. Характеризуются устойчивостью, взаимной привязанностью, потребностью находиться в обществе друг друга. Основываются на искренности, взаимопонимании, взаимопомощи и доверии;
    • любовь – наиболее высокий и сложный уровень межличностных отношений. Объект любви становится в ряд главных жизненных интересов, эмоционально-положительные чувства к нему высокие. Любовь может проявляться к другому человеку, как к объекту сексуальных потребностей, так и как к объекту несексуальных потребностей (мать, отец, дети, сёстры, братья и т. д.).
  • Негативно окрашенные межличностные отношения:
    • неприязнь к людям – к примеру, дискриминация, расизм;
    • негативизм – осознанно противоположное поведение по отношению к требованиям и ожиданиям другого человека;
    • ненависть – яркие отрицательные чувства, направленные на другого человека;
    • агрессия – поведение, направленное на причинение вреда и ущерба.

Роль эмоциональной составляющей в человеческих взаимоотношениях

При построении любых межличностных взаимоотношений основой служит эмпатия.

Эмпатия – это отклик одного человека на эмоциональное состояние другого.

Человек имеет различные виды эмоциональных состояний: простейшие биологические эмоции (к примеру, испуг), эмоции настроения (весёлый, усталый и т. д.), аффекты (ярость), чувства, стрессовые реакции. Конечно, на любом виде этих эмоциональных состояний и по-разному будут выстраиваться контакты.

Роль эмоций в межличностных отношениях

Фото: https://pixabay.com/photos/family-love-father-daughter-peek-729454/

Нужно понимать, что не на всех эмоциональных состояниях возможно выстроить адекватный контакт. К примеру, аффективные эмоции точно не располагают к адекватности.

Способность к эмпатии помогает предположить и распознать чувства вашего партнёра. Эмпатия бывает когнитивной (она проявляется в понимании состояния своего собеседника, но без изменения своего собственного эмоционального состояния), эмоциональной (не только понимание, но и сочувствие, сопереживание партнёру) и высшей (когда вы не только осознаёте, принимаете и сочувствуете, но и действуете в соответствии с эмоциональным состоянием партнёра).

Иногда может казаться, что эмоции мешают построению некоторых отношений. Но это не так. Ведь любая эмоция выполняет какую-либо функцию: отражательно-оценочную, защитную, активизирующую, компенсирующую. Если вы осознаёте, что какая-то эмоция приносит дискомфорт вашим отношениям, то её надо осознать и найти, какую потребность вы или ваш партнёр пытается удовлетворить, выражая эту эмоцию.

«Я стесняюсь сказать, что мне нужно. Мне стыдно сказать, что мне не нравится»

Следует осознать, что любые виды и уровни межличностных отношений не будут развиваться, если в них будут присутствовать недопонимания и недомолвки. Отношения не могут построиться на неоправданных ожиданиях одного или сразу нескольких людей. Поэтому нужно выражать свои чувства.

Люди не всегда могут заметить, что, к примеру, какими-то своими действиями приносят вам дискомфорт или что вам нужна помощь. Лишь только вы можете помочь другому разобраться в своих эмоциях.

Я думаю, что многие на своих личных примерах вспомнят, что такое затяжное замалчивание дискомфорта и недомолвок в итоге приводит к взрывным конфликтам.

Забываем благодарить своего собеседника/партнёра

Не забывайте благодарить окружающих вас людей за помощь, за поддержку, за маленькие уступки и большие радости. Благодарите за встречи, благодарите за то, что кто-то помог вам прибраться, благодарите за время, которое провели с вами.

Существует несколько способов выразить свою благодарность: словами, подарками, невербально (к примеру, объятия), оказанием помощи, уделить человеку внимание и время.

Неуместные вопросы, бестактность

Если вы точно не уверены, какие чувства у человека может вызывать тот или иной вопрос – не задавайте его. Обычно к таким вопросам относят: вопросы о зарплате, личные вопросы («Ой, ну когда вы уже поженитесь?»), вопросы про здоровье, вопросы про стоимость вещей собеседника.

Быть упрямым. Считать, что только ваше мнение правильно

Если вы не слышите мнение других людей, то такое поведение совершенно не располагает к плодотворному сотрудничеству в любых отношениях. Слышать мнение другого – это не значит отказаться от своего мнения.

Быть упрямым и межличностные отношения

Фото: https://pixabay.com/photos/women-hammock-pond-age-pensioners-2300105/

Если вы хотите предложить свой вариант решения, лучше выслушайте вашего собеседника до конца, а потом расскажите своё мнение, начав словами: «По-моему опыту…»

Показываем собеседнику не те чувства, что испытываем на самом деле

Если вы улыбаетесь человеку, когда на самом деле вам грустно, пытаетесь казаться очень спокойными, хотя на самом деле раздражены, то ваш партнёр чувствует неискренность. Но так как до конца не уверен в ней, он просто запутывается в контакте с вами. Как и в первой ошибке такое неверное демонстрирование чувств рано или поздно приводит к конфликту.

Обесценивание важных для человека вещей, интересов, ценностей, важных для него людей

Другой человек не может иметь только схожие с вашими взгляды, и, конечно же, он имеет на это полное право. Если в каких-то мнениях вы расходитесь, примите это, не навязывайте ему своё, не давайте саркастических комментариев.

Манипуляция партнёром, запугивания, намеренное давление на его «болевые точки»

Такое поведение навсегда уничтожит доверие к вам.

Обвинения и оскорбления

Такое поведение точно не приведёт к доверительным отношениям. Вы только испортите своё настроение и настроение собеседника. Даже эмоционально напряженные разговоры следует вести дипломатично.

Перебивать собеседника

В крайне редких случаях это может быть допустимо, к примеру, когда вам срочно, быстро нужно донести какую-то очень важную мысль. Но постоянно и просто так этого делать не стоит, следует стараться дослушать мысли собеседника, иначе он почувствует свои мнение неважными для вас.

Действовать только так, чтобы заполучить одобрение окружающих

Не следует забывать о своих чувствах и потребностях и стараться всегда угодить другим. Ваши партнёры по общению будут чувствовать какую-то неискренность, часто не понимать как им себя вести. Такое поведение также приводит к постепенно накапливаемой и скрываемой агрессии, которая рано или поздно приводит к яркому конфликту.

10 важных правил общения

Уделяйте внимание имени человека

Вне зависимости от уровня и видов ваших отношений не забывайте называть собеседника по имени, так вы подчёркивайте своё внимание именно к нему.

Будьте искренними

Любые послания, которые вы даёте собеседнику, делайте честно. Не стоит говорить коллеге, что на ней красивое платье, если вы так не считаете, лучше тогда похвалите и отметьте у неё что-нибудь другое. На самом деле, люди бессознательно чувствуют неискренность.

Искренность и межличностные отношения

Фото: https://pixabay.com/photos/brothers-young-boy-young-boy-1633653/

Не соглашайтесь с человеком, если это противоречит вашим взглядам. Лучше выслушайте до конца и тактично промолчите или расскажите про своё мнение.

Воздержитесь от оценок

Не давайте оценки окружающим людям и чужим поступкам, вы можете положительно оценивать то, что нравится и близко вам, то что вы поддерживаете в интересах партнёра, а к остальным вещам в своих выражениях поддерживайте нейтралитет. Нейтралитет не означает, что вы соглашаетесь с какими-то неподходящими вам мнениями, он говорит о вашей непредвзятости.

Соблюдайте личные границы

А также личное пространство других людей:

  • публичная зона – от 3,5 метров между собеседниками. Так общаются люди, не имеющие близких или деловых отношений. Такое расстояние безопасно для партнёров при знакомстве;
  • социальная зона – от 3,5 до 1 метра между собеседниками. Такое расстояние допустимо для близких знакомых, партнёров, коллег;
  • личная зона – от 1 метра до 45 см. между партнёрами. Зона для друзей, приятелей, некоторых родственников. Это достаточно близкие, но не интимные отношения;
  • интимная зона от 0 до 45 см. В такую близкую зону допускаются только близкие и значимые люди, между которыми сложились устойчивые доверительные отношения.

Даём советы и рекомендации, только если у нас их попросили

Может быть ваш партнёр просто хочет рассказать вам свою историю, поделиться чувствами. А что делать – он уже решил сам.

Используйте невербальные методы поддержания контакта

Мягко смотрим в глаза партнёру, киваем головой, открытые ладони (символ доверия и искренности).

Не стесняйтесь уточнять информацию

Если вам сообщают какую-то важную информацию, не стесняйтесь уточнить её. Перефразируйте посыл вашего собеседника, узнайте, верно ли вы всё поняли. Так можно избежать многих недомолвок.

Отслеживайте мимику

Слушайте не только, что говорит ваш собеседник, но и старайтесь отмечать его мимику, жесты, интонацию голоса. Так вы сможете лучше понять его.

Принимаем негативные эмоции

Следует понимать, что в любых отношения возможны негативные эмоциональные реакции как со стороны одного партнёра, так и с нескольких сторон сразу. Негативные эмоции также являются энергией для дальнейшего развития, если их сразу отследить и искренне прояснить друг с другом.

Слушай и говори

В любом диалоге старайтесь придерживаться простого правила – 60% времени я слушаю и 40% времени я говорю.

Таким образом, невозможно представить человека без межличностных отношений. Вне зависимости от того, на сколько часто вы выходите из дома, общаетесь с людьми, вы всё равно имеете сеть межличностных контактов. Способность к построению таких отношений является основой вашего личностного развития, она поможет достичь гармонии в первую очередь с самим собой.

Правила и ошибки, рассмотренные в данной статье, можно и нужно учитывать не только при бытовых, развлекательных, деловых контактах, но и при конфликтных ситуациях. Именно тогда даже конфликтная ситуация разрешится для вас с наименьшими потерями и станет ещё одним продуктивным опытом, рывком к развитию.

Список литературы

  1. Андреева Г. М., «Социальная психология», 2002 г.
  2. Ванесса ван Эдвардс, «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми».
  3. Ильин Е. П. «Психология общения и межличностных отношений», 2003 г.
  4. Коломинский Я. Л., «Психология взаимоотношений в малых группах», 2001.
  5. М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев, «Психология отношений межличностной значимости», 2006 г.
  6. Кроник А. А., Кроник Е. А., «В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений», 2009 г.
  7. А. В. Петровский, «Социальная психология. Учебное пособие для педвузов», 2007 г.

Окончила Балтийский Федеральный Университет по специальности «Клиническая психология».
Июнь-август 2015 года — работала социальным работником в патопсихологической лаборатории ГБУЗ «Психиатрическая больница № 2», Калининградская область. В обязанности входило: ведение тренинговых групп по развитию коммуникативных способностей лиц с диагнозом шизофрения, ведение групповых встреч на релаксацию, проведение групповых встреч с пациентами и их родителями по тематике «Психообразование», занятия по восстановлению и развитию социально-бытовых навыков.
Сентябрь 2015 — сентябрь 2016 года — работала в Центре психологического консультирования БФУ им. Иммануила Канта. В обязанности входило проведение диагностической и коррекционной работы с детьми, консультирование взрослого населения, консультирование детей, параллельное консультирование «родитель-ребёнок».
Сентябрь 2016 год — по настоящее время — Клинический психолог в ГБУСО КО Реабилитационной центр для детей и подростков с ограниченными возможностями развития «Детство», г. Калининград. Веду постоянную группу психологической поддержки родителей детей с ОВЗ.

Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки межкультурной коммуникации примеры
  • Ошибки межевания как исправляются
  • Ошибки медсестры при катетеризации мочевого пузыря
  • Ошибки медсестры при заборе крови
  • Ошибки медсестры анестезиста