Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Стать автором
Характеристика проблем местного самоуправления
Современное местное самоуправление в России сталкивается с рядом существенных проблем, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов муниципального управления.
К числу ключевых проблем муниципального управления относится проблема несоответствия объема полномочий, отнесенных к компетенции органов муниципального управления, и предоставленных в их распоряжение материально-финансовых ресурсов. Большая часть муниципальных образований испытывает острый дефицит в средствах, необходимых для финансирования решения вопросов, имеющих значимость для местного населения.
Замечание 1
Такая ситуация является причиной финансирование многих направлений развития муниципальных образований по остаточному принципу, также это ведет к банкротству муниципальных образований или переводит их в дотационный режим.
Финансовое обеспечение полномочий местного самоуправления сталкивается с проблемами по причине высокого уровня централизации бюджетной системы Российской Федерации, основным источником доходов муниципальных бюджетов являются не налоги местного уровня, не доходы от использования муниципального имущества, а межбюджетные трансферты. В результате муниципальные органы управления постоянно выступают в качестве просителей.
Также в числе проблем муниципального управления специалисты называют проблему недостаточной обеспеченности прав местного самоуправления конституционными и законодательными гарантиями. Урегулирование на уровне законодательства требует следующие вопросы местного самоуправления:
- во-первых, установление запрета на ограничение прав муниципального управления;
- во-вторых, ужесточение контроля в сфере обязательности исполнение решений, принятых населением муниципального образования в ходе реализации прямых форм волеизъявления, органами муниципального управления и должностными лицами;
- в-третьих, обеспечение реальности судебной защиты муниципального управления.
«Проблемы местного самоуправления» 👇
Еще одной важной проблемой муниципального управления является кадровый вопрос, включающий в себя три блока проблем:
- во-первых, низкая квалификационная подготовка муниципальных служащих. Проблемы квалификации служащих муниципальных органов управления обусловлены старением кадрового состава, родством и свойством при устройстве на муниципальную службу, «вымыванием» среднего звена управление и так далее;
- во-вторых, низкая корпоративная культура муниципальных служащих. Недостаточно развитые с точки зрения моральных ценностей и норм поведения муниципальные служащие снижают эффективность муниципального управления и тормозят развитие местного самоуправления;
- в-третьих, высокая привлекательность государственной службой и работы в корпоративных структурах по сравнению с муниципальной службой. Муниципальная служба оплачивается существенно ниже государственной службы или работы в коммерческих структурах и зачастую связана с высокой психологической нагрузкой.
Существующие проблемы кадрового обеспечения оказывают отрицательное воздействие на имидж муниципальной службы. Требуется повышение престижности муниципальной службы за счет ужесточения требований к отбору муниципальных служащих, роста их заработной платы.
В настоящее время еще одной существенной проблемой муниципального управления является проблема делегирования отдельных государственных полномочий. На практике не существует единой методики определения размера финансирования делегированных государственных полномочий, хотя законодательство гарантирует органам муниципального управления соразмерное переданным полномочиям финансовое обеспечение. Зачастую реализация делегированных государственных полномочий ложится дополнительной нагрузкой на муниципальные бюджеты, притом, что государство даже на уровне законодательства предусмотрело возможность участия органов муниципального управления в финансовом обеспечении реализации государственных полномочий.
Также в числе проблемы муниципального управления можно назвать коррупцию, кумовство, осознанное вредительство, бездействие органов муниципального управления и так далее.
Пути решения проблем муниципального управления
Основой решения проблемы муниципального управления является четкое определение перспектив его развития в среднесрочном и долгосрочном периоде. Государство должно предоставлять эффективно развивающимся муниципальным образованием стимулы, обеспечивающие их дальнейшее развитие, а тем муниципальным образованиям, которые отстают в развитии, – гарантировать государственную поддержку.
Одним из основных путей решения муниципальных проблем, по мнению специалистов, является адаптация законодательства, регулирующего порядок его осуществления, под особенности конкретных регионов и муниципальных образований. Необходимо искоренить в законодательстве размытые формулировки и расширить понятийный аппарат.
На законодательном уровне следует четко определить уровни муниципального управления и обеспечить разграничение полномочий между этими уровнями.
Важным направлением совершенствования муниципального управления является обеспечение его финансовой самостоятельности, требующее расширения перечня доходных статей муниципальных бюджетов и ужесточения контроля за расходованием муниципальных средств. Государству необходимо отходить от принципа дотирования муниципальных бюджетов на равных основаниях: необходимо повышать финансовую самостоятельность муниципальных образований, имеющих высокий уровень социально-экономического развития.
В совершенствовании также нуждается механизм судебной защиты прав муниципального управления. В этом отношении требуется упорядочение судебной практики и повышение квалификации судебных служащих относительно решения вопросов местного самоуправления.
Еще одним существенным аспектом совершенствования муниципального управления является увеличение личной ответственности каждого муниципального служащего за осуществляемые им действия. Реализация этой меры требует совершенствования механизма контроля за деятельностью органов муниципального управления.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Библиографическое описание:
Копылова, С. Н. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации / С. Н. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84095/ (дата обращения: 22.09.2023).
В статье рассмотрены проблемы местного самоуправления в текущем социально-экономическом положении отдельных регионов России.
Ключевые слова:
местное самоуправление, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, местный бюджет, муниципальное управление, коррупция, кумовство, межбюджетные трансферты.
The article considers the problems of local self-government in the current socio-economic situation.
K
е
ywords:
local self-government, municipal formation, socio-economic development, local budget, municipal administration.
Для понимания масштаба проблем развития местного самоуправления в Российской Федерации, необходимо рассмотреть основные проблемы по отдельности. Прежде всего, это проблема несоответствия объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся материально–финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая самостоятельность ведет к банкротству и превращению муниципалитетов в дотационные.
Кроме того, остается необеспеченной реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации система гарантий местного самоуправления, таких, как: запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления.
В настоящее время существуют проблемы обеспеченности кадрами муниципальной службы во многих субъектах Российской Федерации. Кадровые проблемы можно разделить на три блока.
- Недостаточная квалификация муниципальных служащих. Депрофессионализация чиновников особенно ярко выступает на фоне старения кадрового состава «вымывания» среднего звена управления в органах власти и органах местного самоуправления.
- Отсутствие корпоративной культуры на муниципальной службе. Ценности и нормы чиновников часто несовместимы с представлением об эффективной муниципальной службе.
- Государство и муниципалитеты не являются привлекательными работодателями на рынке труда. Труд муниципального служащего существенно недооценим, особенно это касается среднего руководящего состава органов власти.
Эти проблемы отрицательно сказываются на имидже муниципальной службы. Есть необходимость повышения профессионализма муниципальных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне местного самоуправления в Российской Федерации.
Существует еще и такая проблема как, часть передаваемых полномочий, исполняемых органами местного самоуправления, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение, соответственно возникает дефицит местного бюджета. Сейчас ключевым источником дохода местного бюджета остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ.
Существуют такие серьезные проблемы местного самоуправления, как: коррупция, кумовство, осознанное вредительство, бездействие. С коррупций идет активная борьба, но до маленьких городов и сел, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления.
Исходя из обозначенных проблем, можно предложить пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Можно рекомендовать адаптировать законодательство под различные особенности развития разных регионов Российской Федерации. Нужно избавиться от размытых формулировок и расширить понятийный аппарат в сфере нормативно-правового регулирования местного самоуправления. В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.
Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально — экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов, поступлениями от собственных доходных источников.
Нужно совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления в Российской Федерации, упорядочить судебную практику и организовать обучение судейского корпуса по актуальным вопросам местного самоуправления. Так же следует увеличить уровень контроля за органами местного самоуправления, необходима личная ответственность для каждого чиновника, при усовершенствовании механизма контроля.
К сожалению, органы государственного контроля и надзора, осуществляя проверки и вынося решения в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления, не всегда принимают во внимание все условия, сложившиеся в данном муниципалитете, реальные возможности органов местного самоуправления и актуальные потребности населения.
Что касается проблем в сфере кадрового обеспечения местного самоуправления, то следует усилить работу с профильными ВУЗами, снизив процент «неэффективных» выпускников. Так же рекомендуется проводить работу со студентами с целью повышения будущей профессиональной ответственности.
В свою очередь органы местного самоуправления должны обеспечить студентам условия для полноценного прохождения практики, а не формальное присутствие. Защита дипломов в профильном вузе должна проходить в присутствии беспристрастных представителей органов местного самоуправления, чтобы снизить процент успешной защиты низкокачественных дипломных, магистерских и бакалаврских работ. Кроме того, следует усовершенствовать процедуру создания и работы с кадровым резервом. Это нужно, чтобы появилось больше ответственных и готовых к эффективной работе муниципальных служащих.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / consultant.ru — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ — Загл. с экрана.
- Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: решение президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции — [Электронный ресурс] / consultant.ru — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/ — Загл. с экрана.
3. Проблемы развития местного самоуправления в РФ // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс] / odiplom.ru — Режим доступа: https://odiplom.ru/lab/problemy-razvitiya-msu.html — Загл. с экрана.
- Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы [Электронный ресурс] / moluch.ru — Режим доступа: http:// moluch.ru/archive/101/22849/ — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, местный бюджет, муниципальная служба, проблема, орган, осознанное вредительство, судебная защита.
Цитировать:
Мордасов В.В. Проблемы развития местного самоуправления в России // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 103-116. – doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111743.
Аннотация:
Целью статьи выступает исследование проблем развития самоуправления в современной России.
Предметом исследования являются проблемы развития местного самоуправления в России.
Методология данного исследования включает в себя методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: в статье рассматриваются сущность и структура органов местного самоуправления. К органам местного самоуправления можно отнести выборные муниципальные органы, которые решают вопросы местного значения по поручению населения определенной муниципальной территории. Функции органов местного самоуправления разнообразны и предусмотрены в уставе муниципального образования. Характеристиками местного самоуправления являются выборность, определенный комплекс полномочий и самостоятельность. Проблемы, которые присутствуют в сфере муниципального управления в настоящее время: полное несоответствие полномочий органов МСУ и их материальных возможностей, необходимых для реализации планов; недостаточное развитие и нелогичное функционирование порядка и оснований для признания вещных прав, предметом которых выступает земля; существенные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; торможение развития с экономической точки зрения муниципальных образований; проблемы в окружающей среде. В статье представлены перспективные проекты развития местного самоуправления, в том числе, Проект «Местная стратегия», Проект «Офис муниципального инвестора», Проект «Муниципальный иммунитет», Проект «Местное самоуправление: не власть, а общее дело», Проект «Полномочия разные – дело одно», Проект «Неснижаемый стандарт муниципальных благ», Проект «Голосование рублём», Проект «Муниципальный кодекс», Проект «Профессия – служба людям», Проект «Гильдия муниципальных юристов», Проект «Социальное предпринимательство».
Применение. Результаты данного исследования могут быть применены органами государственной власти и местного самоуправления для решения проблем местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, структура органов местного самоуправления, проблемы местного самоуправления, оценка эффективности органов местного самоуправления
Введение
Актуальность темы статьи работы
обусловлена тем, что современная система местного самоуправления в Российской
Федерации, как самое эффективное средство местного управления и развития
территорий, уже приобрела определенные устойчивые формы. Однако, это не означает,
что нет необходимости искать пути ее дальнейшего развития и совершенствования.
Поэтому необходимо осуществлять постоянный поиск возможностей повышения
эффективности этой системы. Считаем, что достаточно перспективными концепциями
эффективного публичного управления на местном уровне является
использование местного самоуправления как школы для воспитания
сознательных граждан из населения города. Также стоит разграничивать
полномочия между местными органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления и решать вопросы финансирования органов публичной
власти, поскольку без надлежаще оформленной налаженной и законодательно
подкрепленной финансовой базы все возможности местного самоуправления останутся
лишь на бумаге.
В настоящее время местное самоуправление является одним из центральных
институтов публичной власти, который требует неотложного реформирования. Данная
форма реализации народовластия является существенным показателем демократизации
и гуманизации общества [21, c. 122].
Поэтому, в условиях развития политической системы России
необходимо основательно подойти к расширению функционального арсенала
местного самоуправления и совершенствования его содержательного
наполнения. Речь идет не только о поиске новых направлений
деятельности местного самоуправления, но и о критическом осмыслении
уже существующих функций, наполнении их содержанием, которое отвечает
потребностям общества.
Степень разработанности темы исследования.
Исследованием вопросов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления,
занимались такие авторы, как И.Н. Барциц [3], Е.М. Бухвальд [6; 7], Т.М.
Бялкина [8], Е.М. Заболотских [10], В.И. Кузин [13], И.И. Овчинников [15]
и др. В то же время, данными исследователями не рассматривались
проблемы развития самоуправления в современной России.
Результаты исследования
Политическая система России по состоянию
на сегодня находится в динамическом состоянии, что обуславливается
рядом факторов. В первую очередь, на политическую систему весомое влияние
оказывает непрерывное развитие общественных отношений, активные тенденции
к становлению гражданского общества, его демократизации и гуманизации.
Однако, можно выделить и негативные факторы формирования современной
политической системы России, среди которых стоит подчеркнуть стремительное
падение авторитета политической элиты, нестабильность власти. Все эти изменения
и трансформации влияют непосредственно на институты, которые
формируют структуру политической системы, одним из которых является
местное самоуправление.
Местное самоуправление трактуется, как
право, предоставленное центральной властью местным властям, осуществлять
регулирование и управление определенных отведенных государственных дел [14,
c. 19].
Типовая структура органов местного
самоуправления строится на основе следующих составляющих [11, c. 15]:
– представительный орган в системе
муниципального образования, которой представляет собой своеобразный институт
законодательной власти в муниципальном образовании, к примеру, совет
депутатов;
– лицо, председательствующее
на заседаниях представительного органа власти, иначе спикер. Председателем
является человек, грамотно организовывающий деятельность представительного
органа. В большинстве случаев спикера избирают депутаты из лиц, которые
входят в их состав;
– администрация МО, являющаяся его
исполнительно-распорядительным органом;
– глава администрации МО. В роли
главы выступает физическое лицо, которое организует действия различных структур
в администрации. С практической точки зрения глава администрация и есть
глава исполнительной власти в муниципальном образовании;
– глава муниципального образования
– должность, в соответствии с которой гражданин уполномочен разрешать
большое количество вопросов местного значения в соответствии со своей
компетенцией.
Структура органов местного
самоуправления наглядно представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Структура органов местного самоуправления
Источник: составлено автором по [23]
Необходимо отметить, что выборные органы
муниципального образования являются по организационно – правовой форме
юридическими лицами и действуют в соответствии с уставом
муниципального образования.
Местное самоуправление осуществляет множество функций. К ведению
местного самоуправления относят в том числе [1]:
– бюджетный процесс в муниципальном образовании,
– утверждение налогов и сборов,
– социальная поддержка,
– управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом,
– обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения,
– функционирование транспортной системы и т.д.
По мнению автора, функции местного самоуправления должны, в первую
очередь, реализовываться в направлении обеспечения стабильности и упорядоченности
отношений на местном уровне и обеспечения конституционного права
граждан на местное самоуправление, то есть возможность решать вопросы
местного характера самостоятельно.
Реализация органами местного
самоуправления собственных полномочий по решению вопросов местного
значения требует объективной и системной оценки [12]. В зарубежной
практике методики оценки эффективности органов государственной власти начали
разрабатывать еще в начале XX века. В развитых странах в настоящее время
разработаны критерии эффективности деятельности органов местного
самоуправления, проводится регулярная её оценка.
Наилучшей практикой оценки
эффективности органов местного самоуправления является практика США, которая
функционирует уже около 100 лет. Для реализации оценки эффективности органов
местного самоуправления в данной стране функционирует Бюро по изучению
муниципальных проблем. Способы оценки эффективности работы органов
государственной власти и местного самоуправления в 1930-х гг. были
разработаны Национальным комитетом муниципальных стандартов США [16].
В отечественной практике целостная
система эффективности деятельности органов местного самоуправления формируется
лишь в 2007 года, это можно объяснить тем, что во время плановой
экономики СССР об эффективности деятельности органов местного
самоуправления судили по объемам выполнения планов предприятий и организаций,
размещенных на их территориях.
Сейчас в Российской Федерации существует множество
проблем, которые существенно тормозят развитие местного самоуправления в провинциях:
– значительное несоответствие полномочий органов МСУ и материальных
возможностей, которые необходимы для реализации целей и решения
поставленных задач;
– недостаточное развитие и наличие существенных проблем
в сфере оформления различных прав и сделок в отношении земли;
–множество проблем, которые возникают при получении
и оказании коммунальных услуг населению;
– предпосылки, способствующие замедленному экономическому
росту муниципальных образований;
– проблемы, которые связаны с возникновением различных
обстоятельств окружающей среды.
Сегодня острее всего стоит
проблема несоответствия полномочий органов МСУ и финансовых средств,
которые необходимы для исполнения всех стоящих перед образованием задач.
Это обстоятельство сильнее всех накладывает отпечаток на действия органов
местного самоуправления. Чтобы разрешить возникшую проблему, прибегают к одному
из двух путей: увеличение базы доходов бюджетов местного уровня; развитие
межбюджетных отношений, которые направлены на привлечение финансов бюджета
субъектов Федерации и всей Федерации [17, c. 310].
Следующим препятствием для нормального
функционирования местного самоуправления является сложившаяся в обществе система
оформления прав и заключения сделок, объектом которых выступает земля.
Система, о которой идет речь, излишне бюрократизирована, разобраться
в ее нюансах может далеко не каждый. Для того, чтобы гражданам
реализовать свои права, им необходимо потратить большое количество свободного
времени и денег. Эти обстоятельства приводят к тому, что
складывающиеся по поводу земли отношения, приобретают коррупционный
характер. Складывающиеся обстоятельства тормозят экономическое развитие
территории, не дают возможности значительно возрасти доходу местного
бюджета [4, c. 37]. Разрешение такой проблемы возможно
только путем внесения корректировок в систему действующего
законодательства. Так может быть удастся сделать шаг навстречу и добиться
соответствия российской системы системам, которые существуют в Европейском
союзе, а именно в государствах: Финляндии и Эстонии. Добиться
эффекта и получить положительный результат можно создав благоприятные
условия для разработки всеобщего кадастра для земельных участков,
расположенных на территории страны. Кроме того, важно упростить процедуру
постановки на кадастровый учет земель [9].
Одним из главных вопросов местного значения –
отношения, возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В таких
отношениях наблюдается существенный сдвиг относительно ответственности и реальных
возможностей органов, а также стремление к тому, чтобы органы
местного самоуправления лишить возможностей для реализации этих
полномочий. Речь идет о том, что основными инструментами влияния на теплоснабжение,
водоснабжение, отведение воды и иные коммунальные услуги, выступает
установление тарифов, кроме того, разработка и реализация различных
программ в сфере ЖКХ [18, c. 939]. Можно сказать,
что за последние несколько лет, имеющиеся у муниципальных органов
полномочия на этот счет ушли на уровень субъектов Федерации.
Вызовы сегодняшнего дня требуют существенного повышения
качества муниципального управления. Местные власти, с одной стороны,
наделены полномочиями государственной природы, в том числе,
мобилизационная подготовка, деятельность аварийно-спасательных служб и так
далее [2; 5; 19]. С другой стороны, в составе вопросов местного значения
не хватает полномочий, которые можно эффективно исполнить на местном
уровне, например, полномочия по социальной помощи населению.
В Проекте Концепции комплексного
проекта Всероссийского Совета Местного самоуправления «Муниципалитеты – 2030» [22]
описываются 12 проектов развития местного самоуправления, в том числе:
1. Проект «Местная стратегия»,
результатом которого должно стать изменение управленческой культуры органов
местного самоуправления, осуществление перехода от преимущественного
текущего управления затратами к целесообразному стратегическому управлению
развитием территорий.
2. Проект «Офис муниципального
инвестора», результатом которого должна стать качественная активизация
деятельности органов местного самоуправления по привлечению
капиталовложений в реальный сектор экономики. Будет снят психологический
эффект страха неудачной деятельности в этой сфере, обусловленный нехваткой
или отсутствием у специалистов органов МСУ необходимых профессиональных
компетенций.
3. Проект «Муниципальный
иммунитет», результатом которого должна стать разработка законодательных
инициатив в рассматриваемой сфере.
4. Проект «Местное самоуправление:
не власть, а общее дело», результатом которого должна стать такая
территориальная структура муниципальных образований и органов местного
самоуправления, которая обеспечит населению и органам МСУ оперативную
и непосредственную взаимосвязь по решению вопросов местного значения,
за счёт разбюрократизации процедур выработки и реализации
управленческих решений. Как следствие – должна усовершенствоваться политическая
культура населения, повыситься степень вовлеченности граждан в разработку
и реализацию мероприятий по вопросам местного значения, повыситься
степень гражданской ответственности и самоорганизации. На уровне массового
сознания должна возникнуть позитивная, сдвинутая «вниз», персонификация системы
местного самоуправления, олицетворяемая в приближенном к населению,
компетентном и порядочном руководителе первичного территориального органа
МСУ.
5. Проект «Полномочия разные –
дело одно», результатом которого должна стать разработка законодательных инициатив
в рассматриваемой сфере.
6. Проект «Неснижаемый стандарт
муниципальных благ», результатом которого должно стать концептуальное решение
по изменению идеологии и практики выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных образований. Дотация на выравнивание
бюджетной обеспеченности должна превратиться из инструмента финансирования
затрат муниципалитетов в источник финансирования развития муниципальной
инфраструктуры.
7. Проект «Голосование рублём»,
результатом которого должно стать новое качество политической культуры
населения, большая доля которого будет отчетливо осознавать личную
ответственность за решение вопросов местного значения в границах
своего муниципального образования. Должна возникнуть стойкая мотивация граждан
в сфере самообложения, «народного финансирования» и инициативного
бюджетирования, контроля за муниципальными финансами.
8. Проект «Муниципальный кодекс»,
результатом которого должно стать в перспективе появление Муниципального
кодекса РФ, упрощающего процедуру правоприменения, как для органов МСУ,
так и для граждан и организаций.
9. Проект «Профессия – служба
людям», результатом которого должно стать новое профессиональное качество
специалистов и руководителей органов МСУ, совершенствование единства
системы муниципальной службы в пределах РФ, полное претворение в жизнь
принципов профессионализма, эффективности и функциональности в деятельности
муниципальных служащих.
11. Проект «Гильдия муниципальных
юристов», результатом которого должно стать создание единой профессиональной
коммуникационной среды юристов муниципального права, позволяющей органам МСУ
эффективно отстаивать свои интересы в ходе осуществления мероприятий
государственного контроля и надзора.
12. Проект «Социальное
предпринимательство», результатом которого должно стать развитие сферы
социального предпринимательства как самостоятельного механизма удовлетворения
потребностей населения в благах, относящихся к вопросам местного
значения.
Выводы
По мнению автора данной работы, местным
самоуправлением является гарантированное законом право территориального
сообщества граждан решать в пределах правового поля, собственные проблемы
самостоятельно.
Целью местного самоуправления
является предоставление возможности населению самостоятельного решения вопросов
жизнедеятельности на конкретной территории. То есть это специфический вид управления, форма которого
зависит от устройства государства, его историко-культурного развития
и других особенностей.
Сейчас Россия переживает период, когда присутствует
множество препятствий для развития местного самоуправления в провинциях
Российской Федерации:
– несоответствие существующих полномочий органов МСУ и денежных
средств, необходимых для реализации этих полномочий;
– неправильно организованная система оформления вещных прав
и договоров, предметом которых выступает земля;
– множество неразрешенных проблем в сфере ЖКХ;
– сдерживание экономического развития МО;
– множество проблем, существующих в окружающей среде.
Добиться разрешения существующих в местном
самоуправлении России проблем можно, изменив управленческую культуру органов
МСУ. качественная активизация деятельности органов
местного самоуправления по привлечению капиталовложений в реальный
сектор экономики, изменение идеологии и практики выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных образований, повышение качества политической
культуры населения, большая доля которого будет отчетливо осознавать личную
ответственность за решение вопросов местного значения в границах
своего муниципального образования, принятие Муниципального кодекса РФ,
упрощающего процедуру правоприменения, как для органов МСУ, так
и для граждан и организаций, совершенствование единства системы
муниципальной службы в пределах РФ, полное претворение в жизнь
принципов профессионализма, эффективности и функциональности в деятельности
муниципальных служащих.