Ошибки медведева на посту президента россии

Разочарование, наверное, лучшее слово, которое описывает время президента Дмитрия Медведева. Не то чтобы я был особенно им очарован, но некоторые надежды с его избранием, конечно, имели место. И вот шесть моих самых крупных разочарований этой эпохи.

1. Президент кризиса

Дмитрий Медведев стал президентом во втором квартале 2008 года. ВВП (поквартально, в ценах 2008 года, с исключением сезонного фактора), по последней официальной статистике за IV квартал 2011 года, находится на уровне +0,6%. То есть за три с половиной года он практически не вырос.

Но это не просто стояние на месте. Предкризисного уровня ВВП достиг только в IV квартале 2011 года. А в промежутке между этими датами глубокий провал. Россия потеряла за три с половиной года более 5% ВВП (по сравнению с ситуацией, если бы ВВП просто оставался стабильным эти годы).

Экономический кризис в России, если судить по динамике ВВП, начался сразу с момента вступления Медведева на пост президента — с III квартала 2008 года. ВВП падал целый год и достиг максимальной глубины спада — в 10,8% — во II квартале 2009 года. Затем началось медленное и крайне неровное восстановление.

Конечно, не Медведев виноват в мировом экономическом кризисе. Но вот во влиянии его на Россию заслуга именно наших экономических властей. Россия считала себя «островком стабильности» и гордилась своими валютными и бюджетными резервами — до тех пор, пока не пришел кризис. Кризис показал цену этим резервам: страна получила самый глубокий спад ВВП в G20 (средний спад ВВП по G20 в 2009 году — минус 1,4%, Россия имела минус 7,8%).

Это кажется странным только на первый взгляд. На самом деле все эти резервы — миф. Бюджетные резервы — это просто выведенные из обращения деньги, всего лишь формальное право Минфина на эмиссию денег, и ничего более. Валютные резервы реальны, но обладают удивительной особенностью: их можно копить, но нельзя тратить. Если тратить, это принесет стране только экономический ущерб.

Не Медведев копил эти резервы, но именно при нем стала очевидной их бессмысленность для борьбы с экономическим кризисом. Вы думаете, российские власти сделали выводы? Как бы не так: они по-прежнему копят бюджетный резервный фонд и с прошлого года вновь перечисляют в него деньги, фактически тормозя текущий экономический рост.

Вот ключевые, на мой взгляд, ошибки антикризисного управления Россией:

1. Спасение банковской и финансовой сферы при практически полном игнорировании спада реального сектора.

2. Продолжение политики ускоренного роста государственных тарифов на газ, электроэнергию, ЖКХ, транспорт (опережающего и во многом определяющего инфляцию). Эта политика в интересах крупнейших госкомпаний России.

3. Приоритетное предоставление финансовых ресурсов государства госбанкам и госкомпаниям, что фактически привело к резкому усилению госсектора в экономике.

4. Ориентация не на поддержание уровней реального производства и доходов населения, а на сохранение крупнейших предприятий в собственности избранных олигархов.

5. Непоследовательность политики. Одновременные девальвация и продажа валютных резервов Центробанка. Ревальвация рубля после его девальвации. Увеличение импортных пошлин на фоне ревальвации рубля. Неравномерные и скачкообразные изменения уровней доходов отдельных социальных групп (пенсионеров, бюджетников, военных и т. д.).

Этот список можно продолжать еще долго. Думаю, сказанного достаточно, чтобы констатировать: экономический спад в России мог бы быть намного меньше при другой экономической политике. Глубина кризиса в России — «заслуга» именно экономических властей страны, возглавляемых Медведевым.

2. Провал антикоррупционной кампании

Одной из первых инициатив Медведева была борьба с коррупцией. И каковы ее результаты? По данным Transparency International, индекс восприятия коррупции для России составил в 2007 году 2,3 из 10 (10 — отсутствие коррупции), а в 2011-м — 2,4. Россия была на 143-м месте (из 180 стран) в 2007-м и на том же месте в 2011-м (из 182 стран). В 2011 году был составлен «Индекс взяткодателей», подготовленный Transparency International, согласно которому при зарубежных операциях российские компании являются самыми коррумпированными из 28 исследованных стран. Никакого продвижения,

антикоррупционная кампания затухла и умерла, не сделав даже возможного и элементарного — исправления законодательства.

По-прежнему, согласно УК РФ, взяткодатель находится в более сложном положении, чем получатель взятки. Он освобождается от ответственности, только если ему удастся доказать факт вымогательства взятки, т. е. фактически у него презумпция вины в отличие от взяточника. Даже в случае добровольного сообщения в органы МВД о даче взятки в действиях взяткодателя УК видит состав преступления; хотя он освобождается от уголовной ответственности, но не признается потерпевшим и не вправе претендовать даже на возвращение им суммы взятки. Ситуация абсурдная и явно не направленная на борьбу с коррупцией. Неслучайно за дачу взятки ежегодно осуждается почти вдвое больше людей, чем за ее получение. Милиция и суды борются не со взяточниками, а с теми, кто вынужден давать взятку.

9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. За исключением статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Широко известны факты такого рода в отношении конкретных милиционеров или депутатов. Но воз и ныне там.

Дмитрий Медведев заявил, что на госзаказе воруется триллион рублей ежегодно. Кажется, после такого заявления должны последовать какие-то радикальные меры… но не последовало ничего. Даже поправки в закон о госзакупках (или закон о федеральной контрактной системе) носят весьма спорный характер в части борьбы с коррупцией и вот уже несколько лет не принимаются.

Последним всплеском на этом фронте была попытка модернизации УК РФ в части экономических преступлений: в него были внесены многие правильные поправки. Но на правоприменительной практике это никак не отразилось: суды и милиция/полиция вполне откровенно саботируют изменения. Амнистия по экономическим преступлениям объявлена так и не была. Дело ЮКОСА прошло второй раунд. Дело Магнитского так и не завершилось даже символическим наказанием виновных в воровстве бюджетных денег и смерти невинного человека.

3. Президент-модернизатор

10 сентября 2009 года Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!», в которой объявил курс на модернизацию страны ненасильственными методами. На создание инновационной экономики для того, чтобы избавиться от «унизительной сырьевой зависимости».

С самого начала у меня вызывала недоумение сама постановка вопроса. Ведь избавиться от «сырьевой зависимости» можно только одним способом — перейдя к форсированию экономического роста на основе развития несырьевой экономики. Но ни слова о форсировании экономического роста сказано не было. «Пять стратегий лидерства», сформулированных Медведевым, – кто сейчас их вспомнит? Их список тоже вызвал удивление и казался составленным случайно из заявок наиболее активных на тот момент лоббистов.

Любая ненасильственная модернизация должна начинаться с рынков — с потребления инновационной продукции. Если государство хочет что-то стимулировать, начинать надо отсюда. Но наш бюрократ не умеет так мыслить. Рыночная модернизация у нас превратилась в административную, а административная — в иллюзорную, мероприятие для галочки.

По мысли чиновника, рынки инновационной продукции надо формировать административно. Например, за счет бюджета системой ГЛОНАСС начал принудительно обеспечиваться общественный транспорт. Особое умиление у меня вызывает снабжение датчиками этой системы трамваев и троллейбусов, которые уйти с маршрута просто не могут…

И конечно, сразу нашлись бенефициары модернизации — от компаний ЖКХ до «Роснано» и «Сколково». Всем выделяются бюджетные средства или на население возлагаются дополнительные обязательства платить — за установку счетчиков, за ускоренно растущие тарифы, за энергосберегающие лампочки и т. д. Вот только само население не стало бенефициаром этой модернизации, не получило от нее существенных, заметных выгод. Поэтому его и вынуждают, обязывают платить.

Профинансирован из бюджета «Роснано». По «Сколково» принят закон, выделены бюджетные средства, зарегистрированы 400 участников проекта, получивших льготы. А где отдача? Полное ощущение создания еще одной «черной дыры» в экономике (наряду с сельским хозяйством) — сколько ни дай туда денег, эффекта все равно никакого не будет.

Идея модернизации вывернута наизнанку и превращена в очередную «кормушку». Тем временем бюджет на 2012 год по-прежнему наполовину финансируется нефтегазовыми доходами. И никаких серьезных изменений тут не проглядывается.

4. Президент-милитарист

С самого начала мне было досадно, что президент США Барак Обама говорит о всеобщем ядерном разоружении как о своей цели, а президент России Дмитрий Медведев — нет. Пусть хотя бы на уровне лозунгов. СССР, например, всегда говорил об этой цели. Но действительность оказалась еще жестче риторики.

8 апреля 2010 года президент России Медведев и президент США Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Если отбросить дипломатическую шелуху, договор СНВ-3 оказался таким, что России не пришлось ничего сокращать: был зафиксирован текущий уровень вооружений России. А вот США предстояли некоторые сокращения. Но ведь ядерные запасы России и США в десятки раз превосходят запасы ближайших ядерных стран. Вполне можно было пытаться договориться хотя бы о двукратном сокращении ядерных вооружений — это не нанесло бы обороноспособности страны ущерба, но сильно помогло бы экономике. Хотелось бы напомнить, что в 90-е годы одностороннее разоружение России привело к прекращению гонки вооружений в мире и резкому сокращению военных бюджетов почти всех стран. К сожалению, в начале нулевых гонка вооружений и рост военных бюджетов в мире возобновились. И СНВ-3 не сделал ничего для смены или торможения этого тренда. Исторический шанс был упущен.

Более того, в конце декабря 2010 года Россия приняла грандиозную программу перевооружения ценой в 19 (а теперь уже 22) триллиона рублей. Это означает, что военный бюджет страны по отношению к ВВП будет в ближайшем десятилетии почти в 1,5–2 раза выше, чем в нулевые годы.

Закупка вооружений — вот «волшебная палочка» российских властей для роста ВВП. Госзаказы повлекут мультипликативный эффект по экономике — рост потребности в металле, угле, машиностроении. Но какой толк для простых граждан от гонки вооружений?

Да, это рабочие места и доходы. Но где соответствующие этим доходам потребительские товары? Это советский путь, уже приведший однажды к полному провалу в начале 90-х годов, когда экономика развалилась, не выдержав «тяжести» тяжелой и оборонной промышленности. Второй раз наступаем на те же грабли.

Апофеозом переориентации экономики на рост за счет государственного, а не потребительского спроса стали итоги последнего года — рост ВВП на 4,3% при увеличении реальных располагаемых доходов населения на 0,8%. Кому он нужен, этот рост ВВП, не дающий доходов населению?

Какой президент-милитарист без маленькой победоносной войны? Позорной войны с Грузией можно было не допустить. Ее нельзя было допустить. Любая война — это провал дипломатии.

5. Вступление России в ВТО: обессмысливание

Вступление России в ВТО — это был проект именно Медведева. Владимир Путин продвигал другой проект — Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией. И если в путинском проекте есть видимое для населения преимущество — ликвидация таможен и очередей на границах, то медведевский был полностью обессмыслен. Россия вступила в ВТО на таких условиях, что как будто она туда и не вступала.

Россия так долго вступала в ВТО не потому, что ее не пускали какие-то враги, а потому, что сама не хотела. В самом деле, для 80% российского экспорта это просто не имеет значения (биржевые поставки нефти, прямые договора по газу, поставки вооружений). А еще вычтем отношения в рамках Таможенного союза. Получается, что ради некоторых преимуществ для 10% российского экспорта надо было открыть 100% внутреннего рынка для импорта. И Россия самозабвенно торговалась за то, чтобы свой рынок не открывать.

Открытие рынка было бы в интересах потребителя: импорт стал бы вытеснять российское производство, если бы был лучше по цене/качеству, а значит, выгоднее покупателю. Но правительство горой стояло за неэффективного российского производителя против российского потребителя. И умудрилось доторговаться до таких условий, что этот неэффективный российский производитель может по-прежнему спокойно навязывать российскому покупателю свой товар. При такой активной и упертой «торговле» по условиям свободной торговли экономические власти России практически ежегодно били по российскому производителю укреплением рубля — и больнее, чем разовое открытие рынков в рамках ВТО. Доля импорта на внутреннем рынке огромна, в крупных городах она перевалила за половину.

Защита отечественного производителя от иностранного за счет отечественного потребителя — вот и все, чем кончилось вступление России в ВТО. Никаких свободных рынков и снижения розничных цен. Импортные пошлины и квоты по-прежнему рулят.

Никакого выигрыша российский потребитель от вступления России в ВТО не получит.

6. Рокировка

Обратная рокировка Владимира Путина и Дмитрия Медведева осенью 2011 года показала, для кого вносились изменения в Конституцию страны о 6-летнем сроке президента. Именно этот обман, а не нечестность выборов (хотя это тоже имело значение) вывел десятки тысяч людей на улицы. Люди почувствовали себя статистами в нечестной политической игре и возмутились. Даже поспешные попытки «сохранить лицо» и объявить политические реформы со стороны Медведева воспринимались лишь как очередной шаг в этой игре.

Ничто лучше этой рокировки тандема не показало причин разочарований 4 лет Д. Медведева — несамостоятельность, вторичность президента как политика.

* * *
Конечно, можно говорить и о достижениях экономической политики последней четырехлетки. Что-то типа рекордного снижения инфляции или компьютеризации школ… Но политика следует судить не по тому, что он сделал, а по тому, что должен был сделать. Его надо сравнивать с миссией, ради которой он был призван временем.

Миссия президента Дмитрия Медведева, которую он сам, судя по его словам, вполне осознавал, — освободить Россию от коррупции, ускорить экономический рост и развернуть его на благо людей. Миссия не выполнена.

Медведев оказался слабым политиком, неспособным что-либо менять в стране. Не желающим противостоять более харизматичному лидеру, который оказался у него в подчинении. Неспособным противостоять сложившейся коррумпированной чиновничьей системе. Прекраснодушные (иногда) порывы президента просто не приживались на этой почве. Но будем помнить, что они хотя бы были…

Ошибки правительства Медведева, которые нельзя повторить

Царьград, эксперты и авторы которого были самыми последовательными и жёсткими критиками кабинета министров, решил собрать основные ошибки и просчёты Дмитрия Медведева и его команды.

Демография: страна вымирает

Индикатор социально-экономической политики — это демографическая ситуация. А у нас с ней всё очень сложно. По сведениям Росстата, опубликовавшего прогноз динамики населения на ближайшие 16 лет, при базовом сценарии численность жителей России к 2036 году вырастет на 3 млн, а при негативном — сократится на 15,7 млн.

«Что бы ни случилось, как бы хорошо мы ни жили, какой бы эффективной ни была социально-экономическая политика, население России лишь немногим превысит 150 миллионов человек, — отмечал ведущий авторской программы на телеканале «Царьград», экономист Михаил Делягин. — Почему эти оптимальные демографические процессы вдруг возникнут, каким образом, под воздействием чего — при уничтожении здравоохранения и разрушении социальной сферы в целом — вырастет продолжительность жизни, непонятно. Я не считаю этот прогноз реалистичным при нашей сегодняшней политике, но он есть».

При этом, по мнению эксперта, негативный вариант — сокращение численности населения России до 134,3 миллиона человек за 16 лет — наиболее вероятен.

И это, как считает Делягин, как раз и есть цена нынешней социальной политики, её продолжение означает уничтожение страны: демографические последствия либеральных реформ под руководством Дмитрия Медведева даже превышают демографические последствия гитлеровского нашествия.

«Детская смертность у нас — девять случаев на тысячу рождённых, тогда как в странах Евросоюза — три. В России на 100 браков приходится 63 развода, а в Германии — 38, — обращал внимание другой обозреватель и ведущий Царьграда Юрий Пронько. — Все эти цифры говорят только об одном: Россия стремительно вымирает. Очевидно, что необходимы радикальные решения, которые бы позволили выбраться нашему государству из смертельной западни. И здесь требуется воля всего российского общества».

По сведениям Росстата, опубликовавшего прогноз динамики населения на ближайшие 16 лет, при базовом сценарии численность жителей России к 2036 году вырастет на 3 млн, а при негативном — сократится на 15,7 млн. Фото: Sasa Dzambic Photography / Shutterstock.com

Например, напомнил он, Всемирный Русский Народный Собор уже разработал стратегию по народосбережению России до 2050 года. Как заявил замглавы ВРНС Константин Малофеев, стратегия получила от министерств федерального правительства шесть положительных отзывов. И было только одно отрицательное заключение — от Минфина! А почему? Потому что разработанная ВРНС стратегия предусматривает списание ипотеки на 50% после рождения второго ребёнка и на 75% — после третьего. А если в семье появляется на свет четвёртый, ипотека будет списана в ноль.

Но правительству, которое ушло в отставку, это, видимо, казалось какой-то излишней щедростью по отношению к собственному народу.

Здравоохранение: без мата говорить невозможно

С тем, что со здравоохранением в России большая беда, соглашались все, в том числе и в команде Дмитрия Медведева. Однако же положение дел менялось, по большей части в худшую сторону.

В России просто уничтожают здравоохранение, — отмечал Делягин в очередной своей передаче. — Президент даже признал, что у нас абсолютно средневековые по сути своей фельдшерско-акушерские пункты, где нет врачей. Даже программа их строительства провалена к чёртовой матери, а там, где они есть, там, где их всё-таки построили, нет медицинского персонала.

Количество больниц сократилось вдвое, но, к счастью, эти «преобразования» удалось, по крайней мере, замедлить.

Яркий пример тому — Санкт-Петербург, где в очереди за инсулином выстраиваются сейчас так же, как в блокаду за хлебом. Экономист считает, проблема в том, что за ошибки у нас не наказывают, а государственная политика по-прежнему направлена на то, чтобы жить в России стало невозможно.

«Если мы сравниваем состояние здравоохранения России даже с какой-нибудь несчастной Польшей… Простите, без мата про это говорить нельзя. Потому что здравоохранение России последовательно уничтожается, последовательно превращается в здравозахоронение, — уверен эксперт. — Такое ощущение, что это реальная цель государства. А с другой стороны, вся сфера здравоохранения нацелена на то, чтобы не исцелить больного, она перенацелена на то, чтобы выжать из него максимум денег».

Получилось в итоге, по его словам, объединить все недостатки бесплатной медицины со всеми пороками платной, при этом уничтожив медицинское здравоохранение. И говорить о том, что в этом провале виноваты регионы, просто наивно, ведь политику определяет центр, который, собственно, и навязывает её губерниям: нарушишь указания — лишишься трансфертов из федерального бюджета.

С тем, что со здравоохранением в России большая беда, соглашались все, в том числе и в команде Дмитрия Медведева. Однако же положение дел менялось, по большей части в худшую сторону. Фото: Анатолий Медведь / ТАСС

«Ключевой провал уходящего 2019 года — так называемая реформа российского здравоохранения, которая свелась к тотальной оптимизации, закрытию медучреждений и массовым акциям протеста врачей. Чиновники своими, мягко говоря, непродуманными решениями нанесли отечественной медицине такой удар, который может иметь далеко идущие последствия», — считает в свою очередь обозреватель Царьграда Юрий Пронько.

Врачам, объясняет он, рассказывают про рост их благосостояния, а по факту одно из важнейших социальных направлений развития страны находится в ситуации хронического кризиса. Массовые увольнения медиков шли в больницах и поликлиниках весь прошлый год: не имея ресурсов на то, чтобы подтянуть зарплаты к заявленным уровням, руководство регионов распределило тот же размер фонда оплаты труда между меньшим количеством медперсонала. В целом по стране под сокращение попали около 35% младших медработников, но чиновники продолжают рапортовать о росте зарплат.

Доходы населения: половине страны хватает денег только на еду и одежду

И это официальные данные. В реальности, надо полагать, ситуация ещё печальнее: 49,4% семей имеют средства только на покупку еды и одежды, ещё 14,1% буквально выживают, поскольку могут покупать лишь продукты питания.

К тому же это вновь отсыл к демографии, причём чем больше детей в семье, тем тяжелее выжить. 12,8% семей, где есть только один ребёнок, поставлены на грань выживания (им доступны траты лишь на питание). Если двое — то уже 15,8%, а там, где трое, — порядка 20%.

Премьер Дмитрий Медведев тем временем успокаивал. «Если говорить об экономике, то очевидно, что в целом у нас всё в порядке: увеличивается объём промышленного производства, товарооборот, макроэкономические показатели в России находятся на очень хорошем уровне», — говорил он.

И то верно, чего уж тут плохого — почти 20 млн жителей России получают ниже прожиточного минимума, то есть находятся за чертой бедности.

Чем больше детей в семье, тем тяжелее выжить. 12,8% семей, где есть только один ребёнок, поставлены на грань выживания (им доступны траты лишь на питание). Фото: Jonas Petrovas / Shutterstock.com

«Процесс, который сейчас наблюдается в России, иначе как латиноамериканизацией не назовёшь. Верхушка олигархата не просто богатеет, а получает сверхдоходы — их совокупное состояние с начала 2019 года выросло больше чем на $35,5 млрд. При этом 21 млн российских граждан не живут, а существуют в тотальной нищете, у половины страны доходы ниже 20 тыс. рублей, а у 75% семей вообще нет сбережений. Как это ни печально, но происходящее в России — прямой путь к социальному взрыву», — предупреждал в программе «Сухой остаток» Юрий Пронько.

Финансовая политика: Россия поддерживает тех, кто на неё давит санкциями

Россия живёт в условиях западных санкций, а деньги хранит… у тех, кто эти экономические блокировки вводил.

«Более $206 млрд, принадлежащих России, вложены в гособязательства иностранных государств, — приводил в своей программе «Сухой остаток» совершенно потрясающие данные финансовой политики кабмина обозреватель Царьграда Юрий Пронько. — $147,5 млрд российский ЦБ разместил на счетах в зарубежных центральных и коммерческих банках. В негосударственных бумагах — свыше $36 млрд российских денег. Инвестиции в золото на этом фоне составили почти $99 млрд».

Что это означает? А то, что за наш счёт российское правительство и ЦБ, резюмировал Пронько, поддерживают иностранные государства и частные компании: они не инвестируют эти колоссальные суммы в нашу страну, а методично выводят их за её пределы.

«Простите, но это какой-то паноптикум! Российскому обывателю с «голубых экранов» рассказывают про коварство Запада, а в это время наш ЦБ выводит деньги в юрисдикции якобы вражеских стран. Более того, Банк России вновь нарастил долю американского доллара в структуре своих резервов», — отмечал он.

Пенсионная реформа: сильнейший удар по народу

Преобразования в пенсионной системе стали одним из самых сильных событий со знаком минус в период правительства Дмитрия Медведева: акции протеста, петиции, подрыв доверия к власти в целом и рост недовольства — вот результаты этих действий.

«Государство обязано обеспечить наращение пенсий, соблюдение пенсионных обязательств, причём равноправие в области пенсионного законодательства, — подчёркивал в интервью Царьграду доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Олег Сухарев. — Ведь у нас и назначение пенсий неравноправное. Многие люди обделены, при равном стаже не получают равнозначные пенсии, от этого у нас существует неравенство по пенсиям. Причём, кстати говоря, если брать бюрократию и депутатов, то у депутатов в среднем значительно выше пенсия, чем, например, у профессорско-преподавательского состава, иногда в разы. И такие вещи недопустимы».

Впрочем, в планах-то были и другие действия: правительству отчего-то казалось, что работающие пенсионеры живут вполне неплохо, поэтому для получения достойного содержания на заслуженном отдыхе им будет несложно потрудиться ещё лет 10.

Правительству отчего-то казалось, что работающие пенсионеры живут вполне неплохо, поэтому для получения достойного содержания на заслуженном отдыхе им будет несложно потрудиться ещё лет 10. Фото: linavita / Shutterstock.com

«Правительство России бесцеремонно экономит на содержании своих пожилых граждан. Расчёты показывают, что через пять лет благодаря так называемой пенсионной реформе экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд рублей в год. Экономия на тех, кто всю жизнь трудился на благо своей Родины, — откровенная подлость. Наши пенсионеры заработали достойную старость, но государство в лице главы ПФР так не считает: поработайте-ка ещё с десяток лет, и тогда, может быть, но не факт, мы назначим вам приемлемый уровень достатка. А то, что многие могут вообще не дожить до этого «светлого будущего», по большому счёту этих деятелей волнует мало», — отмечал Юрий Пронько.

Налоговая политика: население и бизнес превратились в рабов

Странная история: Россия получает триллионы рублей в виде налогов от граждан и бизнеса, но значительная часть этих средств не расходуется, а снижать поборы правительство упрямо отказывается.

«Налоговые поступления в консолидированный бюджет страны за десять месяцев увеличились на 7,9% и достигли почти 19 трлн рублей, — констатировал Юрий Пронько. — Основной вклад в этот рост внесли три ключевых налога: поступления по НДС выросли до 3,5 трлн рублей, по налогу на прибыль — до 4 трлн, НДФЛ — до 3,1 трлн».

Но парадоксальная ситуация: сотни миллиардов не расходуются, переходя невостребованными остатками на следующий год, при этом они всё время лежат на счетах в так называемых системообразующих банках, куда их размещает федеральное казначейство. А Минфин с лёгкостью снова и снова увеличивал фискальную нагрузку, хотя в России и так очень высокая совокупная ставка налогов на труд: 36,4% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера.

А иногда получалось откровенное надувательство: ну вот, скажем, когда в 2017-м, приводил пример Пронько, Минфин предлагал провести так называемый налоговый манёвр — повысить НДС с 18 до 22% и одновременно снизить ставку страховых взносов с 30 до 22%, чтобы сократить налоги на труд и мотивировать работодателей уходить от зарплат в конвертах. Но впоследствии от этой идеи отказались, ограничившись повышением НДС.

Уровень доверия: правительство скатилось до состояния банкротства

И, конечно, важнейший индикатор деятельности любой государственной структуры — уровень доверия к нему.

Так вот, к концу прошлого года, по выражению Юрия Пронько, правительство Медведева скатилось до состояния банкротства.

«Его политика привела российскую экономику в режим затяжной стагнации, когда бизнес сидит на кэше и не инвестирует, когда доходы населения падают, а социальное расслоение приобрело чудовищные размеры. Можно сколько угодно ссылаться на данные Росстата, но людей не обманешь. Рейтинг доверия к нынешнему правительству России — на самых низких уровнях», — констатировал Пронько.

По данным ВЦИОМ, практически половина граждан не одобряют работу кабинета министров. Очевидно, что популярность власти подкосила целая серия непродуманных решений. Почти 46% наших соотечественников отказывают в доверии правительству, 47% не доверяют лично премьеру Дмитрию Медведеву.

А причина обвала рейтинга власти в том, что обычные люди не могут не замечать, как существенно снизилось их благополучие и рухнула покупательная способность.

Граждане страны не простили правительству повышения пенсионного возраста и роста налогов, но самое главное — того, что оно напрочь убило уверенность людей в завтрашнем дне. Опасность нынешней ситуации в том, что любой внешний шок может привести к непредсказуемым последствиям,

— предполагал обозреватель Царьграда.

Вероятно, это же поняли окончательно и в администрации президента. Результат — кабмин ушёл в отставку.

Запись опубликована Берёзка. You can comment here or there.

Совсем недавно премьер-министр Медведев заявил о своей готовности вновь баллотироваться  на пост президента в 2018 году. Однако, если вспомнить, то на прошлых выборах Медведеву удалось стать президентом только благодаря поддержки Путина, который назвал его своим приемником.  Учитывая, что нынешний президент до сих пор заручается поддержкой большинства населения, то еще большой вопрос, станет ли Медведев его приемником на следующих выборах.

Учитывая тот факт, что Медведев делает все больше непростительных ошибок. Я сильно сомневаюсь, что заявление нынешнего премьер-министра о втором сроке воплотиться в жизнь.

На это есть несколько причин:

Во-первых, я считаю, что президент ядерной державы не должен снимался в рекламе различных марок, от фотоаппаратов, часов, костюмов, телефонов, американских соц. сетей и автомобилей. Видимо Медведев считает, что таким образом он становиться ближе к народу. Это заблуждение.  Монарх, царь, президент или канцлер должен быть выше всех этих игрушек, только так можно получить истинное уважение граждан и подчиненных.

Во-вторых, на концерте в Санкт-Петербурге Леди Гага поблагодарила Медведева за комментарий премьер-министра, о законе запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.  Тогда, в интервью журналистам, Медведев сказал, следующее: «не все отношения между людьми поддаются регулированию закона». Озвучивая либеральную и мало популярную точку зрения в народе, Медведев сам ставит жирный крест на своей будущей карьере президента. К тому же, данный закон не регулирует отношения между людьми, а ограничивает детей от вредной информации.

В-третьих, чиновник такого уровня не имеет права называть козлами работников следственной прокуратуры. Даже в неформальном общении, без камер, с журналистами. За своим языком нужно следить! На этом деле погорело не мало политиков.

В-четвертых, еще год назад Медведев в своем выступлении федеральному собранию хвастался проделанной работой, в частности выдвигал следующие тезисы:

«По моему указанию ведётся масштабная антикоррупционная работа… Теперь государственные и муниципальные служащие в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности, помимо других видов ответственности, подлежат и увольнению в связи с утратой доверия.

К сожалению, как оказало время, во времена правления Медведева антикоррупционная работа носила  показательный характер. Настоящая борьба с коррупцией началась только в конце этого года.

— В рамках принятых мною решений активно модернизировались наши Вооружённые Силы, войска оснащались современной техникой и оружием. Начался переход к профессиональной армии.

После снятия с должности Сердюкова стало понятно, что модернизация армии требует больших перестановок и перемен. Многое, что было сделано в оборонке при Медведеве сейчас переделывается и исправляется.

— ещё один очень важный итог – после 18 лет переговоров Россия принята в ВТО».

Плачевные итоги этой колоссальной ошибки, наша страна будет ощущать еще долго. Выход из этой ситуации только один – разорвать все договоренности с ВТО и развивать самостоятельно экономику и производство страны.

В какой-то мере, Медведев напоминает мне Ельцина. В определенные моменты вся страна краснела за этого человека, особенно, когда Борис Николаевич начинал танцевать. Медведева эта участь не обошла…

Надеюсь, следующий президент учтет ошибки Дмитрия Анатольевича, и всегда будет помнить, как себя должен вести лидер великой страны.

Пять ошибок президента Медведева

1 апреля все мы могли прочитать на информационных лентах о том, как провел День смеха наш президент.
Дмитрий Медведев за один присест совершил сразу пять серьезных ошибок.
Вероятно, совершенно того не желая.
Но от этого они не перестают быть ошибками.

Пять ошибок президента Медведева

Вот эта новость: «В День смеха состоялась встреча Дмитрия Медведева с постоянными участниками популярного юмористического шоу Comedy Club. В гости к главе государства в резиденцию в Горках приехали Сергей Светлаков, Семен Слепаков, Павел Воля, Тимур Батрутдинов, Михаил Галустян, Гарик Мартиросян, Гарик Харламов, Андрей Аверин, Александр Незлобин и генеральный продюсер Артур Джанибекян.

Юмористы не только развлекли главу государства подборкой шуточных новостей, но и вручили ему вполне серьезный подарок – iPad 2. Президент, слабость которого к «девайсам» Apple ни для кого не секрет, пообещал брать планшетник с собой в многочисленные поездки».

А вот ошибки.

Ошибка №1

Президент встречался с теми хохмачами, которых очень сложно назвать деятелями культуры. Выбирать для встречи ребят, которые в своих шутках слишком часто опускаются ниже пояса, для президента Великой страны – большая ошибка.

Ошибка №2

Еще большей ошибкой является то, что об этой встрече рассказали все СМИ и преподнесли ее, как событие в культурной жизни. Почему это так – см. пункт №1.

Ошибка №3

Президент России принял в подарок от Комедии клаба iPad 2. Это ошибка. Потому, что это нарушение протокола. Президент России не частное лицо, он глава страны. Даже когда он отдыхает у себя на даче. Он не может поступать без оглядки на протокол.

Президенту Великой страны могут дарить плоды своего труда. Оружейники могут подарить ружье, ткачи – одежду, стеклодувы — вазу. Такой подарок это есть дань уважения к нему, как к главе России. И принятие такого подарка есть дань уважения главы державы к труду людей.

Но президенту Великой страны нельзя дарить компьютеры, которые в ней не производятся. Президенту Великой страны не могут дарить компьютеры те, кто не производит эти компьютеры.

У артистов подарком может быть что-то связанное с их деятельностью. Когда к Дмитрию Анатольевичу приезжали в гости участники его любимой группы Deep Purple, то барабанщик подарил главе государства свои палочки. А не шариковую ручку.

Труд юмористов – это их шутки и скетчи. Значит, дарить надо сборник выпусков программы, фото со съемок, книжную версия шуток. Костюм челябинского металлурга или обаятельного строителя  Равшана. Это и есть нормальный подарок президенту от юмористов.  Шутить, так шутить. А какой смысл был в дарении главе страны вещи, которая не производится в его стране? Это что, мелкий подхалимаж? Или клабисты думают, что Россия не в состоянии обеспечить своего президента всем необходимым для работы? Но если хохмачи не понимают неправильность таких действий, то президент обязан понимать. Он ведь символ России. Он её глава. С него и спрос совершенно другой.

Ошибка №4

Взяв в подарок планшетник, который сделан в Азии, а изобретен в Америке, президент пообещал брать его с собой в многочисленные поездки. Это ошибка. Президент России не может так поступать. Президент Великой страны должен сказать, что тронут вниманием хохмачей, но у него есть все необходимое для работы. И поэтому заморскую игрушку он просит передать в подмосковный детский дом.

Вероятнее всего, именно там подаренный iPad 2 в итоге и окажется. Но ощущение осталось такое, будто Дмитрий Анатольевич решил сэкономить семейный бюджет. А ведь глава Великой страны должен не только руководить ей, но и показывать пример всем её гражданам. Всегда и везде.

Ошибка №5

Взяв в подарок вещь, не отказавшись от нее публично, президент совершил серьезную ошибку. Потому, что он выступил против своих же собственных инициатив. Стоимость iPad 2 гораздо больше 3 тысяч рублей. А ведь именно такова «планка» подарка, разрешенного чиновнику согласно закону «О противодействии коррупции». Инициатором принятия которого, стал сам Дмитрий Медведев ещё в 2008 году. Подарки, стоимостью более 3 тысяч рублей нельзя брать по закону! Даже президенту.

Вот такие невеселые новости получились в День смеха. Грустно, что хохмачи с неустоявшейся репутацией могут подарить главе Великого государства собранный в Азии iPad 2. И даже не понимают, насколько это неуместно и дико.

Вот такие у нас деятели культуры…

Какая культура, такие и подарки…

https://ria.ru/20120503/639962792.html

Медведев: 10 главных дел за четыре года

Медведев: 10 главных дел за четыре года — РИА Новости, 03.05.2012

Медведев: 10 главных дел за четыре года

Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне.

2012-05-03T09:03

2012-05-03T09:03

2012-05-03T09:03

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/639962792.jpg?6291500961336021426

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2012

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

политика, итоги президентства дмитрия медведева

Политика, Итоги президентства Дмитрия Медведева

Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне.

МОСКВА, 3 мая — РИА Новости. Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне. Четыре года Медведева-президента также запомнятся переименованием милиции в полицию, сменой примерно половины губернаторского корпуса, образованием «большой Москвы» и отменой привычного для россиян сезонного перевода стрелок часов.

Читайте про 10 главных дел Владимира Путина на посту премьера >>

Медведев после назначенной на 7 мая инаугурации избранного президента Владимира Путина уходит с высшего государственного поста и, как ожидается, станет премьером. Его кандидатуру на пост главы правительства Госдума может рассмотреть 8 мая.

1. Модернизация

Модернизация экономики России стала главной программной «фишкой» нового президента Дмитрия Медведева, который фактически ввел это слово в современный российский лексикон. В послании федеральному собранию 2009 года он назвал модернизацию вопросом выживания страны и заявил, что медлить с этим больше нельзя. Модернизировать, по словам Медведева, необходимо экономику в целом, а также производственную сферу, армию, медицину, технологии, вплоть до космических, образование и воспитание человека. Большое значение в этой связи приобретает внедрение инноваций и энергоэффективности. Символом новой экономики призван стать инновационный центр «Сколково», созданный по инициативе Медведева после того, как он посетил в США знаменитую Кремниевую долину. В перспективе «Сколково» должно стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. На специально отведенной территории в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий. В 2012 году на программы в области модернизации, по словам Медведева, выделят около 1 триллиона рублей.

2. Изменения конституции

Зачитывая свое первое послание Федеральному Собранию спустя девять месяцев после вступления в должность, Медведев предложил внести в Конституцию РФ поправки об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет, депутатов Госдумы — с четырех до пяти лет, а также об обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами. Это стало первым изменением российской Конституции за всю ее пятнадцатилетнюю историю. В соответствии с этой нормой в декабре 2011 года в России прошли выборы в Госдуму, а в марте 2012 года — президента.

Нововведения коснулись и Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. Госдума также приняла законы, запрещающие называть глав регионов президентами; регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом до 1 января 2015 года.

Последним и весьма существенным изменением основного закона страны стал возврат прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2004 году — накануне Медведев подписал соответствующий закон, который он ранее внес для обсуждения в парламент. Кроме того, был существенно упрощен порядок регистрации политических партий.

3. Удар по коррупции

Борьба с коррупцией также была одним из главных тезисов предвыборной кампании Медведева. О коррупции как основной беде России, тяжелой болезни, разъедающей национальную экономику и разлагающей российское общество, президент говорил и в инаугурационной речи, и в многочисленных интервью после вступления в должность.

Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.

В рамках противодействия коррупции и повышения эффективности госуправления Медведев обязал госслужащих и членов их семей, а также руководителей госкорпораций и фондов предоставлять сведения о доходах и имуществе. В противном случае их ждало увольнение. Кроме того, в марте 2011 года глава государства потребовал вывода госчиновников из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, что было сделано к октябрю.

По оценке самого Медведева, несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией, в частности принятие первого в истории страны свода антикоррупционных правил, борьба с этим видом преступности далека от завершения, так как принимать участие в ней должно все общество, а не только государство.

4. Реформа силовиков

Задача противодействия коррупции напрямую оказалась связана с необходимостью проведения масштабной реформы правоохранительных органов, которая была начата в 2010 году. Ряд резонансных происшествий с участием правоохранителей, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве начальником ОВД «Царицыно» майором милиции Денисом Евсюковым, заставил власти вплотную заняться ситуацией в МВД. Реформа крупнейшего в стране министерства получила по инициативе президента знаковую окраску — милицию переименовали в полицию. Новый закон ужесточил требования к приему на работу в систему МВД, избавил министерство от ряда несвойственных ему функций и отменил так называемую «палочную» систему оценки работы органов внутренних дел. При этом значительно была увеличена зарплата сотрудников, которые смогли пройти переаттестацию.

В том же 2010 году был создан Следственный комитет РФ, который вышел из подчинения прокуратуры. Тогда президент назвал это первым шагом на пути создания единого и независимого следственного органа в стране, однако пока следственные структуры других ведомств (прокуратуры, МВД, ФСКН и ФСБ) остаются самостоятельными.

Не менее масштабной стала реформа вооруженных сил и новая госпрограмма вооружений и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с планом реформирования ВС, к 2012 году численность армии уменьшилась с 1,2 миллионов военнослужащих до миллиона, из которых 220 тысяч составляют офицеры. В структуре вооруженных сил появились войска военно-космической обороны. Кроме того, в рамках реформы шесть военных округов были преобразованы в четыре — Западный, Восточный, Центральный и Южный. Существенно было повышено денежное довольствие офицеров, реорганизованы военные учебные заведения, армия перешла на систему аутсорсинга (когда питание и другие несвойственные ВС функции берут на себя гражданские структуры). Кроме того, значительно ускорились темпы строительства жилья для военнослужащих и ветеранов военной службы.

Беспрецедентная программа вооружений общим объемом около 20 триллионов рублей и рассчитанная до 2020 года также называлась Медведевым одним из важнейших приоритетов в области обороноспособности. Программа была принята несмотря на возражения вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, который из-за разногласий с президентом был отправлен в отставку.

5.Война и мир

Главным внешнеполитическим событием в деятельности Медведева на посту президента стала война в августе 2008 года с Грузией, которая начала боевые действия в Южной Осетии. В результате грузинской агрессии погибли мирные жители и российские миротворцы. Президент РФ отдал приказ ввести в Южную Осетию войска и провести операцию «по принуждению Грузии к миру». Итогом пятидневной операции стало уничтожение основных объектов военной инфраструктуры грузинской армии и кораблей боевого флота Грузии в порту Поти. 12 августа Медведев объявил о завершении операции, заявив, что ее цель достигнута — безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена, агрессор наказан и понес очень значительные потери. В тот же день в Москве президенты России и Франции согласовали план, получивший название «Медведев-Саркози» и предусматривавший отвод российских войск с территории Грузии и гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Спустя две недели, 26 августа, после соответствующих просьб Цхинвали и Сухуми, президент России объявил, что Москва признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Позднее на территории этих стран, так и непризнанных большинством государств мира, были развернуты российские военные базы. Грузия в ответ на это вышла из СНГ и продолжает настаивать на своей территориальной целостности и требовать вывода российских военных из Южной Осетии и Абхазии.

6. Договор о СНВ

Отношения России и США в области вооружений за минувшие четыре года складывались непросто, однако в апреле 2010 года главы двух стран в Праге подписали новый договор о СНВ, призванный стать одной из основ современной системы международной безопасности. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть — до 1,55 тысячи — по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Для вступления в силу договор должен был быть одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США. Принципиальным являлось требование России о синхронной ратификации документа, и этого удалось достичь.

7. Замена губернаторов

Годы президентства Медведева в области внутренней политики ознаменовались сменой подавляющего числа губернаторов и глав регионов, среди которых было много политических долгожителей из эпохи 90-х. Так, только за 2010 год со своих постов «по собственному желанию» ушли президент Татарстана Минтимер Шаймиев, его «сосед» из Башкирии Муртаза Рахимов и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Еще один «тяжеловес» мэр Москвы Юрий Лужков был отправлен Медведевым в отставку с унизительной формулировкой «в связи с утратой доверия». Интенсивная замена губернаторов началась и после декабрьских выборов в Госдуму, по итогам которых правящая «Единая Россия» ослабила свои позиции. Так, за прошедшие месяцы в отставку ушли главы Приморского, Пермского, Ставропольского краев, Мурманской, Архангельской, Ярославской, Смоленской, Костромской, Саратовской и целого ряда других областей.

8. Большая Москва

С инициативой расширения границ столицы и создания московской агломерации Медведев выступил в июне 2011 года — возможности для развития столицы в старых границах, по мнению президента, исчерпаны. Изменение границ Москвы произойдет 1 июля 2012 года — до этого срока объявлен переходный период. В результате расширения на северо-запад столица выйдет на границу с Калужской областью. Всего к столице перейдет 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа — Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы Подмосковья. Также к Москве отходит часть территории Одинцовского и Красногорского районов.

В течение двух лет на территорию, присоединяемую к Москве, должны будут переехать госорганы — Совет Федерации и Госдума, федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные органы, администрация Кремля, аппарат правительства РФ, Генпрокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, Высший арбитражный суд РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Девятый арбитражный апелляционный суд, Верховный суд РФ, судебный департамент при Верховном суде РФ, Московский городской суд, говорится в перечне поручений.

Решать задачу развития агломерации при помощи федерального центра предстоит мэру Москвы Сергею Собянину и недавно утвержденному губернатору Подмосковья Сергею Шойгу.

9. Кавказский вопрос

Для решения проблем Северного Кавказа в январе 2010 года Медведев принял решение создать восьмой федеральный округ, в который вошли все северокавказские регионы, и назначить туда полпредом президента губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, который также получил пост вице-премьера. Хлопонин стал единственным полпредом и одновременно членом правительства, в руках которого сосредоточены как экономические полномочия, так и полномочия президентской вертикали. Центром нового округа стал Пятигорск.

Глава государства поставил перед своим новым полпредом задачу искоренить массовую безработицу, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество. Одной из ключевых программ по развитию СКФО должна стать программа создания Северокавказского туристического кластера. По словам Хлопонина, правительство уже приняло решение о предоставлении госгарантий в объеме 100 миллиардов рублей инвесторам, которые вкладывают средства в развитие курортов Северного Кавказа.

10. Часовые пояса

Наиболее неоднозначной реформой Медведева на посту президента стало сокращение количества часовых поясов в России и изменение поясного времени в ряде регионов. В июне 2011 года президент подписал закон, в соответствии с которым отменялся сезонный перевод стрелок часов. Россияне в ночь на 27 марта 2011 года в последний раз перевели стрелки часов на час вперед и перешли на «летнее время». Однако прошедший год показал, что смена уже привычного режима весьма неоднозначно воспринимается гражданами России, что дало повод для новых дискуссий. На днях Медведев заявил, что готов вернуться к прежней модели перевода часов на зимнее и летнее время, если большинство поддержит это, например, электронным голосованием.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки машинных переводчиков
  • Ошибки кофемашины бош бенвенуто классик
  • Ошибки машинистов ржд
  • Ошибки кофемашины saeco royal
  • Ошибки махидевран султан