Ошибки корпоративной культуры

Рано или поздно каждая компания, которая стремится развиваться, приходит к созданию собственной корпоративной культуры. Этот шаг помогает компании вырасти, сплотить коллектив и создать правильный рабочий настрой. Правильная корпоративная культура объединяет людей и их усилия ради общей цели и достижения результата.

Однако этот процесс не так уж и легок и каждого управленца поджидают множество подводных камней, которые могут свести все усилия к нулю. Вот семь основных ошибок, которые совершают руководители при формировании корпоративной культуры.

1. Деньги ради денег

Самая фатальная ошибка, которая приводит ко всем последующим проблемам с корпоративной культурой, совершается на самом старте. Это ориентир только на коммерческую выгоду и получение прибыли. Руководители забывают, что не деньги делают бизнес, а люди.

Чтобы сотрудники сплотились между собой, они должны понимать, для чего они делают свою работу. Одна только зарплата, какая бы она ни была высокая, не удержит людей и не заставит их работать с рвением и преданностью делу. Поэтому первый вопрос, который стоит задать себе управленцу, звучит так: «Для чего существует его компания?» Какая у нее цель? Какую пользу своей деятельностью она приносит людям? В чем ее высшая миссия?

Посмотрите на IKEA, Google, Zappos, Amazon и другие компании. У них есть цель, которая вдохновляет и ведет за собой. У одних — улучшать жизнь дома многих людей, у других — доставлять людям счастье и так далее. Кстати, подробнее почитать о корпоративной культуре компании Zappos можно в книге Тони Шея «Доставляя счастье».

Нет ни одной великой компании, у которой не было бы яркого и вдохновляющего посыла этому миру. В таких компаниях сильная корпоративная культура. И их сотрудники как бы приобщаются к этой высшей цели и чувствуют, что их работа не напрасна.


Источник

2. Руководитель сам не верит в ценности

Чтобы корпоративная культура работала как следует, лидеры компании должны быть ярыми приверженцами ее ценностей. Культура начинается с руководителей. И даже если она сделана по всем правилам, но не соответствует духу главных людей в компании, то ничего хорошего не получится.

Неискренность чувствуется всегда. Вряд ли удастся всех сотрудников заставить поверить в миссию компании, ее принципы и работать ради них, когда для топ-менеджеров это какая-то чушь и пустые слова. Ценности — это стиль жизни. Если стиль жизнь руководителя и ценности компании не соотносятся друг с другом, то возникает диссонанс, которого быть не должно. В этом и заключается еще одна серьезная ошибка при формировании корпоративной культуры.

В успешных компаниях лидеры олицетворяют собой компанию и неотделимы друг от друга. Например, Ричард Брэнсон. Дух и стиль компании Virgin такие же, какие и у самого Брэнсона.

3. Неумение планировать в долгосрочной перспективе

Корпоративная культура — это как фундамент для строительства компании и чтобы сделать его крепким, нужно уметь планировать в долгосрочной перспективе. Хотя создание культуры уже говорит о стратегическом мышлении руководителя, но и тут он может легко ошибиться.

К примеру, вы можете разработать грандиозную систему премирования сотрудников, которая учтет интересы всех сотрудников, но не учтет внешние факторы: кризис, развитие конкурентов и так далее. Поэтому к этим вопросам нужно подходить с умом и учиться смотреть не только на получение какой-то сиюминутной выгоды. Но и стараться анализировать возможные будущие проблемы и получение больших выгод в дальнейшем.


Источник

4. Культура только на бумаге

Правила придуманы, ценности и миссия есть… Но все это только на словах. Никто не придерживается никаких правил, а ценности существуют только на плакате, в который никто и не заглядывает. Кем и зачем было создано — непонятно, но зато есть. Можно бахвалиться.

К сожалению, такое встречается часто. А все потому что эта культура даже не имеет для сотрудников никакой значимости, какие бы благородные и великие цели и ценности в ней не были.

Почему такое могло случиться? Чаще всего по той причине, что основы закладывались маленькой группой людей и потом уже были предъявлены всем остальным как факт. Выглядит как навязывание каких-то правил, лозунгов, непонятных ценностей… Поэтому никому и нет дела.

Для того, чтобы каждый сотрудник чувствовал свою причастность к ценностям и значимость создаваемых правил, он должен внести свой вклад в формирование культуры. Это можно сделать, например, путем общего брейншторминга и голосования. Вовлечь необходимо абсолютно каждого.

5. Скрывать от сотрудников проблемы компании

Настрой в компании очень легко нарушить недомолвками, ложью, скрытием важных обстоятельств и проблем от подчиненных. А от настроя целиком зависит работа компании. И если все идет плохо и никто ни о чем не говорит, то это лишь вредит работе, поскольку за всеми этими «подчиненным знать необязательно» ощущается недоверие.

Потерять доверие сотрудников гораздо легче, чем создать заново. Поэтому каждому нужно знать, что на самом деле происходит в компании. И у него должна быть возможность получения обратной связи и честных ответов от своего начальника и высшего руководства. Честные открытые коммуникации — залог успешной корпоративной культуры.

6. Собирать команду из «звезд»

Корпоративная культура делается людьми и для людей. И чтобы коллектив сплотился, он должен быть подобран правильно. Можно собрать «звезд» — настоящих профессионалов своего дела, но это совсем не значит, что работа будет идти слаженно. Скорее наоборот, каждый будет перетягивать внимание на себя и ни о каком сплочении речи идти не будет.

Гораздо легче и правильнее собирать в одном коллективе не звезд, а людей, близких по духу друг к другу и компании. Даже если они обладают не таким уж и большим опытом и профессионализмом.

Навыкам можно научить, но изменить характер человека и его отношение к работе почти невозможно. Если для вас важна честность и уважение друг к другу в компании, то лгуны и лицемеры только испортят всю атмосферу, какими бы профессионалами они не были. Поэтому ищите сразу тех, чьи личностные качества вас привлекают и кто близок вам по духу.


Источник

7. Любимчики

Как бы тщательно не была продумана система мотивации сотрудников, все может пойти ко дну, если у руководителя будут любимчики в коллективе. То есть те, кто всегда будет получать награды и премии, даже если не всегда будет этого заслуживать. А те сотрудники, которые по максимуму постараются сделать больше и принести пользу, могут остаться просто незамеченными. А если их усилия не замечают, зачем стараться?

Как бы то ни было, но оценивать подчиненных и их работу нужно справедливо. Награждать только тех, кто действительно этого заслуживает. И дело даже не столько в деньгах, сколько во внимании. Есть такое негласное правило: ругать наедине, а хвалить публично. Следуйте ему и прислушивайтесь к идеям своих сотрудников, тогда и компания будет развиваться гораздо быстрее.

Удачи в построении бизнеса и корпоративной культуры!

Источник обложки

Грамотное формирование корпоративной культуры организации позволяет компании успешно развиваться, превосходить в своей деятельности конкурентов, не просто держаться на плаву, а улучшать свое положение на рынке, развивать внутренние процессы компании при помощи грамотного руководства.

Ценности корпоративной культуры разрабатываются и принимаются для сплочения коллектива, создания правильного настроя, повышения вовлеченности и мотивации сотрудников, когда все стремятся делать общее дело как можно лучше, объединив усилия ради результата, в который верят.

Но, к сожалению, многие руководители совершают ошибки, которые сводят все усилия в развитии корпоративной культуры организации к нулю. Рассмотрим основные проблемы, не позволяющие корпоративным ценностям компании стать ценностью и для сотрудников.

13 главных ошибок в построении корпоративной культуры

корпоративная культура руководитель

1. Я – начальник, ты – …

Такая позиция наблюдается повсеместно – начиная от крупных фирм, заканчивая небольшими конторками. Иногда руководитель требует от подчиненных следования установленным ценностям, но сам оказывается вне игры, ведь это выше уровня его достоинства. Естественно, в коллективе не будет ни уважения, ни следования идеалам деспота-начальника.

2. Отсутствие руководителя в среде подчиненных.

Иногда босс сознательно отстраняется от коллектива, например, решая рабочие вопросы по телефону (в лучшем случае – скайпу). Или постоянно находится на совещаниях, встречах, в командировках. А некоторые работники даже в лицо не знают своего настоящего шефа – только по имени-отчеству. Тогда как прямое общение с сотрудниками позволяет понять истинные настроения в коллективе и модернизировать управленческие процессы.

3. Вынос негатива в массы.

Какое развитие корпоративной культуры организации может происходить, если начальник общается с народом только при помощи крика (а иногда и сквернословия)? Только уважение к каждому сотруднику может сплотить коллектив и сформировать необходимый уровень корпоративной культуры, без которого не миновать текучку кадров, выгорание сотрудников, ухудшение положения компании в целом. Люди – истинный ресурс любой организации, нельзя об этом забывать.

4. Неспособность руководителя донести информацию до людей.

Поставить задачу несложно. Можно собрать совещание и объявить ценности корпоративной культуры, просто перечислив их, а потом отправить каждого на свое рабочее место. Но гораздо лучше постараться выслушать всех, кто желает высказаться, разъяснить им суть и назначение корпоративной культуры, наглядно (на примерах) показать, чего можно достичь, действуя сообща, опираясь на стремление к улучшению работы, и что это даст конкретно каждому сотруднику: бухгалтеру, дизайнеру, менеджеру по продажам, самому руководителю.

5. Неумение смотреть вперед.

К этому относится и желание скорейшей выгоды (получения прибыли), и неспособность анализировать внедрение новшеств. К примеру, начальник требует от сотрудников выполнения плана в срок, говорит о необходимости совершенствования, стремлении выполнять коллективно сложные задачи. Но при этом забывает, что для каждого дела нужны определенные условия и срок выполнения. Поэтому вместо желаемой прибыли приходят увольнения толковых сотрудников и ухудшение качества продукции или услуг. Так, даже грандиозно разработанная система премирования, учитывающая интересы всех работников, может оказаться провальной, если не учесть внешние факторы, вроде кризиса, стремительного развития конкурентов, сокращение штата и т.п.

6. Выбор команды любимчиков.

Например, давая премию одним и тем же работникам ежемесячно, как бы «не замечая» старания других людей в коллективе, начальник, сам того не ведая, разобщает целостность организации. Да, Василий Пупкин – старательный долгожитель компании и по совместительству ваш друг. Но будет ли справедливым обходить премией или не озвучивать старания молодого студента Коли Иванова, который, придя в компанию всего 2 месяца назад, смог внедрить проект, на 20% увеличивший общую прибыль компании, и снова отметить стабильно высокие (в сравнении с остальными) продажи Василия Пупкина?

7. Отказ от дружественных отношений в коллективе.

Людям в скором времени надоедает ежедневно ходить на ту работу, где нет места простым человеческим слабостям. Можно заставить подчиненных без отрыва для производства трудиться каждую секунду без права на общение и взаимодействие с коллегами. Можно даже оштрафовать за беседу в рабочее время, но не стоит тогда удивляться, что в коллективе каждый стоит за себя, а другому помочь не хочет. Гораздо правильнее устраивать сплачивающие коллег мероприятия – тренинги, вечеринки, поездки на природу, во время которых можно забыть о субординации, отдохнуть от работы, пообщаться на темы, не касающиеся последнего проекта или годового отчета.

8. Формирование корпоративной культуры организации только на бумаге.

Можно принять нормы определенной компании, сделать рассылку ценностей в виде списка, но не суметь донести до людей нужности следования им. Бездушные требования ничего не изменят – каждый будет жить по своим правилам. Сотрудников бесполезно заставлять следовать абстрактному своду корпоративных ценностей, если они не понимают их значимости. Они все равно будут старательно искать лазейки, как их обойти.

9. Неумение признаваться в плачевном состоянии дел.

Иногда совместными усилиями можно добиться удивительных результатов, но многие руководители скрывают, что фирма идет ко дну – клиенты уходят к конкурентам, прибыль снижается. Тем самым директор признает собственную несостоятельность. Поэтому от простых работников до последнего скрывается трудное положение компании.

10. Отсутствие должности ответственного за настроения в коллективе.

Когда хромает корпоративная культура, руководитель стремится либо уволить работников, либо вводит штрафные санкции, либо просто этого не замечает, нацеливая усилия только на прибыль. Во многих фирмах есть руководитель, отдающий приказы, и подчиненные, их исполняющие. Но нет при этом между начальником и работниками связующего звена, нет доверия, возможности объяснить, к примеру, свое опоздание уважительной причиной, а не банальным нежеланием вставать пораньше. Не так важно, кто именно будет следить за человеческими отношениями в команде. Пусть это даже будет кто-то из ответственных сотрудников – честный, справедливый, умеющий общаться и с коллегами, и с руководством.

11. Концентрирование на сотрудниках, не желающих развивать корпоративную культуру.

Бывает, проще попрощаться с настырным сотрудником, сплотив тем самым коллектив, нежели бросать все силы для убеждения одного человека в важности объединения сил для поддержания рабочих ценностей. Даже если это старый сотрудник, даже если он знает все нюансы работы, даже если вы вложили в него за годы работы много ресурсов, подумайте, стоит ли вкладывать их дальше, рискуя сломать общий климат в коллективе, или пришла пора поискать на его места другого кандидата. Всех людей не подчинить правилам – тут есть и согласные, и противники, учитывайте это.

12. Неумение строить отношения в коллективе.

Для построения правильной корпоративной культуры руководитель должен понимать важность взаимодействия людей с разными должностями для выполнения общих задач компании. В некоторых случаях перед коллективом стоит единая цель, но нет четкого понимания, чем должен заниматься каждый человек, чтобы получить результат от работы. Именно тогда получается, что кто-то работает до седьмого пота, а кто-то просто создает видимость занятости. Распределяйте и делегируйте обязанности, ставьте четкие планы, отмечайте и анализируйте конкретные результаты каждого сотрудника.

13. Неумение общаться доступными словами.

Некоторые руководители требуют от подчиненных, к примеру, ориентироваться на интересы покупателя. Эти слова забудутся сотрудниками примерно через минуту после выхода из кабинета. В них нет смысла, есть только формула «клиент-деньги-прибыль». А вот разговор о необходимости сохранения престижа компании, вежливости даже с самым “мелким” покупателем, пользе от труда каждого сотрудника, получении надбавки к зарплате – это гораздо проще и понятнее, людям легче так видеть цель своего каждодневного труда.

корпоративная культура руководитель

Формирование корпоративной культуры организации может быть успешным только тогда, когда руководитель способен учиться быть лучше, становиться настоящим лидером своей команды. Рассматривая работников как толпу, приносящую прибыль, глупо надеяться на процветание компании.

Организация тогда будет успешной, когда в ней будут работать заинтересованные люди. Заинтересованные не только в деньгах, но и в том, чтобы гордиться своей работой, своей компанией и своим руководителем. Даже в нелегкое время кризиса можно и нужно уметь слышать своих людей, тогда даже в нелегкой ситуации организация выживет и преуспеет. А это невозможно без постоянного улучшения и развития корпоративной культуры в компании.


Время чтения: 7 минут

Комментариев нет


Позитивная корпоративная культура не сводится к столам для пинг-понга, бесплатному пятничному пиву или другим льготам на рабочем месте, как думают многие руководители. Высокая культура создается людьми, а не объектами, расположенными вокруг них. Ее результатом является сплоченная команда людей, которые с удовольствием ходят на работу, разделяют ценности компании и заинтересованы в ее прогрессе.




Альберт Осканов, сооснователь и генеральный директор социального маркетплейса Oskelly



рассмотрел пять распространенных ошибок, которые допускают организации при построении корпоративной культуры, и поделился советами о том, как этого избежать.


задачи системы управления персоналом, Альберт Осканов, Oskelly, 5 ошибок при построении корпоративной культуры, принципы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры, особенности управления персоналом, Позитивная корпоративная культура, правила корпоративной культуры, система корпоративной культуры


Ошибка №1. Полное отсутствие корпоративной культуры


Конечно, есть компании с продуманной корпоративной культурой, где сотрудники принимают участие в принятии важных решений и идут к одной общей цели. Такие компании прибыльные и успешные.  Большинство же организаций сегодня предоставляет своим сотрудникам случайное рабочее место, месячный план работы и больше ничего. Дело в том, что многие руководители в основном сконцентрированы на коммерческой составляющей, считая ее самой важной, и не уделяют никакого внимания взаимодействию со своей командой. После чего удивляются, почему хорошие сотрудники покидают компанию, а новых становится все сложнее найти.


Читайте также:

5 признаков того, что ваша корпоративная культура токсична


Согласно статистике Jobvite 46% американских соискателей считают, что развитая корпоративная культура входит в основные критерии при выборе места работы, а 32% готовы даже снизить свои зарплатные ожидания на 10% за работу в благоприятной среде.  В исследовании привлекательности работодателей Randstad 33%  российских соискателей также назвали приятную атмосферу в компании важным условием при поиске работы.


Счастливые сотрудники повышают прибыль компании: они реже берут больничные, более энергичные и продуктивные, а их стаж работы в организации длится дольше.  Именно поэтому крупные корпорации так много внимания уделяют корпоративной культуре.


Google является примером организации с продуманной культурой компании. Бесплатное питание в десятках кафе и ресторанах, вечеринки, спортивные залы, дружественная среда для собак, возможность работать в любом уголке огромного офиса, свободный график, открытый бассейн. Каждую пятницу в компании устраивают неформальные собрания, где вся команда за бокалом вина или пива делится профессиональными достижениями за неделю. В Google так и говорят сотрудникам: «Мы заботимся о вас, пока вы заботитесь о своей работе».


Ошибка №2. Не спрашивать мнение команды


Как часто вы спрашиваете у своих сотрудников обратную связь о работе их начальников и компании в целом и действительно получаете объективный ответ? Если сотрудники выполняют все ежемесячные планы, то это еще не значит, что они все счастливы и поэтому хорошо работают.  Тем не менее, узнать реальное положение дел в компании не так просто, так как большинство людей неохотно дают своим руководителям негативные отзывы из-за боязни последствий для их карьеры.


Предоставьте своим сотрудникам возможность оставлять отзывы анонимно. Это устранит страх перед последствиями. Один из способов сделать это — заручиться поддержкой кого-то в отделе кадров. Попросите, например, этого сотрудника один раз в месяц собирать все поступившие отзывы и отправлять вам их по электронной почте без имен отправителей.


Отзывы от сотрудников могут быть любыми, например, связанные с превышением полномочий определенного начальника или с выбором корпоративного подарка. Такая тактика позволит вам не только навести порядок в компании и отслеживать ее внутренние процессы, но и снизит текучесть кадров, повысит уровень вовлеченности сотрудников.


Главное, будьте готовы реагировать на полученный фидбек и в случае необходимости принять меры. Потому что еще более грубой ошибкой будет узнать мнение сотрудника и при этом не поменять ничего.


Ошибка №3. Игнорировать развитие команды


Ваша компания — это ваши люди. Они хотят чувствовать, что их руководство искренне о них заботится и поддерживает их профессиональный и даже личностный рост. Развитие сотрудников — это долгосрочная инициатива, но она также приводит к краткосрочным выгодам, таким как повышение лояльности и производительности.


Организации могут поддержать рост своих сотрудников, создавая культуру управления, которая поощряет общение и обучение. Менеджерам стоит спрашивать сотрудников, нуждаются ли они в помощи, а также им следует стремиться передать им свои навыки и знания.


Сегодня бизнес становится более открытым. Сотрудникам независимо от должности важно понимать, как работают все отделы компании. Таким образом, организация может запустить программы обучения между разными подразделениями. Это поможет улучшить связь между отделами, что повысит эффективность всей вашей организации. Например, отдел обслуживания клиентов может заметить общую тему жалоб потребителей на продукт. Если между ними и производственной командой не будет коммуникационного разрыва, то проблему можно будет решить быстрее.


Например, Nike постоянно проводит для своих сотрудников занятия по мерчендайзингу, лидерству и управлению.


Ошибка № 4. Не вовлекать команду в разработку бизнес-процессов


Если руководитель строит процессы самостоятельно, не спросив мнение команды, то сотрудник будет чувствовать себя мелким винтиком в огромной системе. Обычно так происходит в крупных корпорациях.


Если вы хотите, чтобы человек чувствовал себя значимым, вовлекайте его в процессы компании. Даже в те, к которым, казалось бы, он не имеет отношения. В нашей компании, например, каждый сотрудник в курсе всех новаций, которые внедряются нашими разработчиками.


Для нас очень важно, что вся команда максимально понимала идеологию нашего проекта.


Ошибка №5. Отрицательная мотивация


Неудовлетворенные сотрудники могут разрушить ваш бизнес. Последствия плохой мотивации на рабочем месте легко отследить: более высокая текучесть кадров, низкий уровень вовлеченности, снижение производительности. Токсичная рабочая среда создается из множества факторов.


задачи системы управления персоналом, Альберт Осканов, Oskelly, 5 ошибок при построении корпоративной культуры, принципы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры, особенности управления персоналом, Позитивная корпоративная культура, правила корпоративной культуры, система корпоративной культуры


Например, ежедневный микроменеджмент, при котором  контролируются все действия сотрудника, от него требуют составлять отчеты за каждое выполненное задание, пропускают мимо ушей его идеи и предложения, заставляют сидеть на всех собраниях и совещаниях, не имеющих отношения к работе. Периодические штрафы и выговоры, из-за которых люди боятся наказания за смелость и инициативу и поэтому делают необходимый минимум на работе и больше ничего.  Интриги, когда каждый сотрудник старается выставить себя в белом цвете, чтобы наказали не его, а кого-то другого. Все это создает токсичную атмосферу и ухудшает общие результаты работы компании.


Смотрите также:

«Люди Ч». Корпоративный ролик «Черкизово»


А вот периодические вознаграждения сотрудников мотивируют их работать эффективнее. Исследование, проведенное компанией Alight Solutions показало, что 47% людей предпочитают незапланированные премии месячным или годовым.


Помните, что вы наняли сотрудников за их навыки и способности, поэтому доверьтесь им и позвольте выполнять свою работу.




Фото Pixabay





При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна


1 ошибка: корпоративной культурой должны заниматься только HR-отдел и отдел внутренних коммуникаций.

Создание эффективной корпоративной культуры начинается в HR-отделе или отделе внутренних коммуникаций, в зависимости от размера компании и того, какие департаменты в ней существуют.

Они отвечают не только за формирование типа корпоративной культуры, но и за информирование о целях компании, ее традициях и нормах поведения для сотрудников. Но нельзя забывать, что корпоративная культура также является отличным маркетинговым инструментом.

Правильно выстроенная стратегия корпоративной культуры, разработанная с помощью маркетингового отдела, создает «здоровый» и конкурентоспособный имидж компании, который не только помогает получать новых клиентов, но и привлекает компетентных сотрудников.

Люди в компании – главный ресурс, помогающий двигаться к поставленной цели и определяющий скорость ее развития. Кроме того, именно сотрудники будут напрямую общаться с клиентами вашей компании. Получается winwin история: компания создает комфортную корпоративную среду для сотрудников, а они в свою очередь передают эти ценности клиентам, заряжают их любовью к своему делу и тому, что производит или какие услуги оказывает их компания.

2 ошибка: соблюдать корпоративную культуру должны рядовые сотрудники, руководство только следит за исполнением.

Распространенным заблуждением является мнение, что корпоративную культуру должны соблюдать только рядовые сотрудники.

В компании никогда не получится создать комфортную атмосферу, если коллеги не будут чувствовать сопричастность руководства и видеть перед собой авторитетный пример.

Следовать корпоративной культуре должны все без исключения. Это важное правило для любой компании, вне зависимости от типа корпоративной культуры, управленческой и «ролевой» модели в организации.

Сейчас компании часто смешивают несколько моделей, берут важные параметры и внедряют в свою работу. Тем не менее, какую бы модель вы не выбрали, следовать корпоративной культуре должно все члены команды.

3 ошибка: внедрение классической модели корпоративной культуры.

Еще одна распространенная ошибка – внедрение классической модели корпоративной культуры.

Во-первых, то, что работает в одной компании, даже в той же сфере, не будет работать в другой.

Корпоративная культура должна основываться на людях – именно они ведут компанию к цели и определяют темп ее развития.

Во-вторых, необходимо, чтобы все элементы корпоративной культуры были последовательны и выстраивались в единый свод принципов и правил.

Необходимо помнить: сотрудники должны будут постоянно следовать этим нормам. Для этого элементы корпоративной культуры должны быть логичными и понятными. Согласитесь, сложно выстроить профессиональную жизнь, не понимая того, что тебя хотят.

4 ошибка: главное – составить свод правил и отправить сотрудникам. На этом работа по корпоративной культуре окончена.

Важно донести до каждого члена команды необходимость следовать корпоративной культуре – это поможет не только внедрить правила и принципы компании, но и покажет каждому сотруднику, что его ценят.

В компанию приходят новые сотрудники, а людям, которые уже работают, необходимо напоминать, что ими дорожат, о них заботятся: через корпоративные мероприятия и общие активности, обучение, семинары и многое другое.

Я рекомендую постоянно поддерживать контакт, а также привлекать сотрудников к работе над общими ценностями компании.

Мы живем в постоянно меняющемся мире и нужно следить за изменениями, они также должны отражаться и в корпоративной культуре.

5 ошибка: если сотрудник не соблюдает принципы корпоративной культуры – с ним нужно прощаться.

Довольно сложная ситуация, с которой часто сталкиваются отделы внутренних коммуникаций – сотрудник не соблюдает принципы корпоративной культуры. Чем больше компания, тем чаще эти проблемы возникают. Однако, решать их без увольнения внутри маленькой компании гораздо сложнее, ведь зачастую на одном сотруднике может быть «завязано» слишком много рабочих процессов.

В такой момент руководство и отдел кадров стоят перед выбором: прощаться с сотрудником, но сохранить целостность коллектива и корпоративной культуры, или пойти на уступки, разрешив избирательное следование нормам и правилам компании, и тем самым удержать сотрудника.

Я всегда советую начать с диалога. Возможно, человек не разделяет цель и философию компании, он не видит в них смысла, а самое главное – не понимает, как корпоративная культура влияет на его непосредственную работу. В этой ситуации ему необходима помощь, открытый разговор, который довольно часто решает проблему.

Если этот способ «не принёс результата», с сотрудником нужно прощаться. Когда компания решает пойти на уступки, чтобы ненадолго сохранить сотрудника, она показывает коллективу, что корпоративная культура номинальная и следовать ей не обязательно.

Возникновение такой ситуации говорит о том, что в вашей корпоративной культуре есть недочеты, которые требуют внимания и доработки. Это явный «звоночек» к тому, что нужно пересмотреть корпоративную культуру компании и внести в нее изменения.

Нужно начать с популяризации корпоративной культуры в коллективе, подумать о цикле корпоративных мероприятий или активностей, которые донесут до членов команды основные ценности, общую цель и миссию компании. Даже если вы уже проводили подобные мероприятия и вам кажется, что все должно работать, стоит сделать это снова.

Компании часто обращаются к нам с такими запросами и наша команда, после детального изучения действующей корпоративной культуры, предлагаем варианты популяризации ее в коллективе.

6 ошибка: маленькой компании не нужна корпоративная культура.

Мы проводили исследование и поняли – даже совсем небольшой команде нужна корпоративная культура.

Сотрудникам намного комфортнее работать в компании, где есть миссия, культура и понятно, к какой цели движется команда, какие инструменты для этого использует.

Когда руководство слышит каждого члена команды – повышается уровень доверия и вовлеченности в процесс, что делает работу членов команды эффективной.

Но если в компании нет корпоративной культуры, как правило, сотрудники сами пытаются ее формировать – такие действия превращаются в неверный и неконтролируемый процесс.

7 ошибка: достаточно описать цель компании в корпоративной культуре.

Хорошая корпоративная культура отражается во всех сферах жизни компании – от чаепития на офисной кухне до подписания договора с крупным клиентом.

Все стремится к заполнению пустоты и если что-то не будет регламентировано, то постепенно оно будет охвачено самими сотрудниками, и вы не сможете это контролировать.

Безусловно, важно получать обратную связь от сотрудников при работе с организационной культурой компании, но также существенную роль играет контроль над логикой системы ценностей и причинно-следственных связей процессов компании для достижения цели организации.

Чем больше сотрудников в компании, тем более регламентированной и разнообразной должна быть корпоративная культура.

8 ошибка: корпоративная культура должна регламентировать только рабочие процессы компании.

Отражение общих ценностей компании должно быть повсеместным – даже если это поздравление коллеги с днем рождения или дизайн офиса.

Не достаточно провести работу только над бизнес-процессами. Вся жизнь в компании требует осмысления и включения в корпоративную культуру. Тем самым, вы не только вдохновите сотрудников на более продуктивную работу, но и сможете напоминать о важности корпоративной культуры, ведь информирование об идеологии компании должно быть постоянным.

Например, мы – креативная компания, не можем позволить себе поздравить коллегу или клиента букетом цветов с шариками. Уверены, даже в таких мелочах должны отражаться ценности компании.

9 ошибка: корпоративная культура нужна уже работающим сотрудникам, а новые члены команды пусть сначала покажут свою работу.

Знакомство с организационной культурой стоит начать еще на этапах собеседования. Возможно, уже на этом этапе станет понятно, что не разделяет ваши ценности и не сможет работать в сформировавшейся команде.

Корпоративная культура нужна и важна как «старичкам», так и «новичкам». Уже работающим сотрудникам она помогает двигаться вперед, не отклоняясь от цели, видеть и осознавать свою важность для компании, а новым членам команды поможет быстрее влиться в коллектив, понять свою роль и таким образом быстрее начать показывать результаты своей работы.

10 ошибка: мы написали свод норм и правил для сотрудников, вот и следуйте им, пожалуйста.

Старайтесь, как можно чаще, получать обратную связь от сотрудников, особенно на этапе разработки, внедрения или изменений в уже существующую корпоративную культуру. Проводите опросы. Это важно!

Только так вы сможете понять, какую атмосферу в коллективе создает корпоративная культура, и какое влияние она оказывает на рабочие процессы в компании. Если не прислушиваться к мнению сотрудников, это может не только перечеркнуть весь труд по разработке организационной культуры, но и обесценить труд и мнение сотрудников.

Для каждого члена команды важно чувствовать свою сопричастность и значимость для компании. Невнимание к мнению сотрудников может привести к появлению субкультур –сотрудники объединяются вокруг общей проблемы. Такая ситуация требует особого внимания от руководства. Такие группы могут нести деструктивный характер и навредить не только отдельно взятым работникам, но и всей компании в целом.

Вывод: Работа над корпоративной культурой – это трудоемкий процесс нескольких отделов и каждого сотрудника в частности, который при грамотной разработке и правильном внедрении обязательно принесет руководству желаемые результаты: комфорт каждого сотрудника на рабочем месте и, как следствие, развитие и увеличение прибыли компании.

Чаще всего внутренние правила компании формируется стихийно — один сделал, другие повторили и образовался новый способ поведения. Но тогда коллектив может стать неуправляемым, а его действия будут отдалять бизнес от поставленных целей. Важно создавать культуру целенаправленно — от руководителей к сотрудникам, в соответствии с вектором развития.

Что такое корпоративная культура

Еще в средневековье складывались гласные и негласные правила внутри сообществ. А за их нарушение могли исключить из членов сообщества. Но сам термин «корпоративная культура» начали использовать в 19 веке, чтобы описать взаимоотношения между офицерами. В то время были популярны дуэли, и обязательным признаком принадлежности к офицерской «корпорации» был шрам от сабли. Сейчас сфера применения этого термина изменилось, но суть осталась та же.

В каждой современной организации есть внутренние правила и нормы поведения, которые определяют действия всех сотрудников. Это и есть корпоративная культура (КК) — совокупность моделей поведения, принятых в организации. Она влияет на результаты бизнеса (как именно, узнаете далее в статье). Есть мнение, что корпоративной культурой следует заниматься только большим корпорациям. Но это не так. КК необходима любой компании. Намного проще развивать и масштабировать даже малый бизнес, когда четко прописано позиционирование и правила поведения.

Из чего состоит корпоративная культура

Корпоративная культура организации — это не только одинаковая форма одежды и регулярные корпоративы. Ее суть куда глубже. Она объединяет коллектив философией, нормами поведения и внешними атрибутами.

Элементы корпоративной культуры
Элементы корпоративной культуры

Философия компании

Философия формирует чувство общности и создает сплоченную команду. Сплоченность коллектива влияет на результаты бизнеса — сотрудники вовлекаются в рабочие процессы и берут ответственность за результат работы. Говоря о философии, речь не про мудрость Ницше и Аристотеля. У нее есть три базовые составляющие — миссия, ценности и стратегия развития.

Миссия

Это глобальная идея, ради которой существует организация. Чтобы сформулировать миссию, можно ответить на вопрос: «Зачем была создана компания? Какую ценность она создает для окружающих?». Миссия задает вектор развития бизнеса и является основой для формирования стратегии.

Узнайте больше. Простая инструкция как создать миссию компании.

Ценности

Это повседневный ориентир в работе сотрудников. Ценности отвечают на вопрос «Как следует относиться к работе и каких принципов придерживаться?». Они определяют подход к делу, помогают реализовывать миссию и достигать поставленных целей. К примеру, ценность — это всегда выстраивать дружеские отношения с клиентами, партнерами и коллегами. Это означает начинать общение с улыбки и проявлять заинтересованность в делах собеседника, а заканчивать диалог приятными пожеланиями.

Узнайте больше. Читайте о том, как сформулировать корпоративные ценности.

Стратегия развития

Это видение того, как будет развиваться бизнес в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Стратегия делает весь путь ясным. Если каждый сотрудник знает куда движется компания, он прикладывает усилия для достижения этих целей и может оценить собственные перспективы развития. Поэтому важно сформулировать и рассказать команде цели на год, на 5 и 10 лет.

Пример стратегии развития на 5 лет: закрепиться на рынках десяти стран дальнего зарубежья, более 10 000 постоянных клиентов.

Документы о философии компании: философия бренда и план развития.

Нормы поведения

Нормы поведения задают единые правила, которые делают работу системной и эффективной. К ним относится трудовой распорядок и этические правила. Эти нормы легко распространить на другие департаменты и филиалы, чтобы стандартизировать их работу. Нормы помогают новым сотрудникам быстрее влиться в коллектив и приступить к работе.

Этические правила

В каждой организации приняты этические правила, которые основаны на ее ценностях. Например:

  • Правила общения в коллективе и с клиентами. К примеру, какой стиль общения принят — формальный или дружелюбный.
  • Отношение к работе. Например, всегда соблюдать регламенты и инструкции. Дважды проверять результат работы, прежде чем передавать его дальше.

Чтобы сформулировать правила, нужно понаблюдать за действиями сотрудников — выделить то, что работает хорошо и отсеять то, что мешает получить целевой результат.

Трудовой распорядок

Это общие организационные правила, которые упорядочивают работу:

  • В какое время сотрудники должны быть на работе
  • Как взять больничный, отгул или отпуск — к кому обратиться и в какой форме
  • Есть ли требования к внешнему виду сотрудников
  • Какие есть традиции. Бывают ли корпоративы и тимбилдинги, обязательно ли их посещать
  • Есть ли обучение в компании и какие у работников обязанности в отношении обучения

Документы о нормах поведения: должностные инструкции для каждой должности и кодекс поведения сотрудников.

Внешние атрибуты

Внешние атрибуты формируют имидж компании. Положительный имидж выделяет ее среди конкурентов и привлекает клиентов, партнеров, поставщиков и соискателей. К примеру, большинство молодых специалистов не станут работать даже в известной организации, если им не нравится корпоративная культура. И наоборот, компании с хорошей репутацией легко найти новых специалистов — ведь довольные сотрудники с удовольствием расскажут всем знакомым о том, в какой замечательной компании они работают.

внешние атрибуты корпоративной культуры

Примеры внешних атрибутов:

  • Корпоративные цвета для оформления офиса, сайта, соцсетей, коммерческих предложений, обучающих материалов, возможно даже ручек и футболок. Разрабатывая бренд, важно отдавать себе отчет в том, что означает каждый цвет и как он влияет на людей. Например, синий логотип образовательной компании может означать глубину знаний.
  • У сотрудников единый внешний вид, к примеру, корпоративная форма в цветах бренда. Единый внешний вид узнают клиенты. Кроме того, он объединяет коллектив и каждый чувствует принадлежность к команде. А еще с помощью единого внешнего вида персонала можно стать ближе к клиентам, одеваясь примерно в тот же стиль. Например, таксисты класса «Бизнес» одеваются в деловой стиль, чтобы соответствовать внешнему виду клиентов.
  • Сотрудники придерживаются определенного стиля общения и терминологии, принятой в компании. К примеру, в сети ресторанов русской кухни «Теремок» повар-кассир приветствует всех клиентов фразой «Здравствуйте, сударь/сударыня». Такое приветствие выделяет эту сеть среди других заведений.

Хорошо, если в разработке внешних атрибутов участвует отдел маркетинга. Тогда образ, который формируется в рамках корпоративной культуры, синхронизирован с внешним продвижением.

Документ о внешних атрибутах: брендбук.

Важно. Когда прописаны все составляющие корпоративной культуры, нужно ознакомить с ними сотрудников. Изучив структуру корпоративного обучения, вы увидите, что элементы культуры компании входят в первые базовые курсы.

Все элементы корпоративной культуры должны соответствовать преобладающему виду КК. Рассмотрим какие типы бывают.

Виды корпоративной культуры по Лалу

Корпоративную культуру можно классифицировать по-разному. Рассмотрим популярную классификацию Фредерика Лалу. В книге «Открывая организации будущего» он описал основные типы корпоративной культуры.

виды корпоративной культуры

Рассматривая эту классификацию, учитывайте, что редко встречаются организации с чистым видом корпоративной культуры. Как правило, это сочетание разных видов с преобладанием одного из них. И даже в разных отделах могут преобладать разные виды культур. Например, на производстве доминирует культура правил, а в отделе продаж — результата.

Выживания

Как правило, это новые компании, которые только начинают развитие — к примеру, стартапы. Основной посыл и цель бизнеса — выжить любой ценой. Сотрудники делают все, чтобы бизнес продолжал работать и получал доход, иначе им не видать зарплаты.

Основные ценности: безопасность и выживание.

Принадлежности

Главная ценность такой организации — отношения внутри коллектива и сплоченность. Руководитель играет роль заботливого отца. Сотрудники чувствуют себя комфортно и с радостью приходят на работу, чтобы трудиться на благо общей цели. При этом, следуя интересам команды, сотрудники могут отказываться от личных интересов.

Основные ценности: общность и отношения.

Силы

Руководитель играет роль диктатора, его указания не обсуждаются. Отношения между людьми отступают на второй план, главное — это получить результат. Такая корпоративная культура эффективна в краткосрочных критических ситуациях, но она негативно сказывается на моральном состоянии коллектива и длительных результатах. Коллектив больше похож на небольшую завоевательную армию.

Основные ценности: признание власти и исполнительность.

Правил

Это организации бюрократического типа, где все бизнес-процессы основаны на формальных правилах и инструкциях. Чтобы принять решение, нужно согласовать его на всех уровнях управления. Такая КК актуальна для стабильных государственных структур и крупных лидеров рынка. Она тяжела для малого бизнеса на высококонкурентном рынке, где важно быстро принимать решения и проявлять гибкость.

Основные ценности: порядок и стабильность.

Результата

Основной фокус корпоративной культуры на высоких результатах каждого сотрудника. Компании ориентированы на внутреннюю и внешнюю конкуренцию. Именно показатели эффективности являются ключевым критерием ценности специалиста. Например, менеджеры по продажам конкурируют друг с другом по количеству сделок. Они могут работать сверхурочно, чтобы любой ценой добиться результата. Такая КК подходит для компаний, ориентированных на максимальную прибыль и быстрое развитие, кто стремится обогнать конкурентов и стать первыми на рынке.

Основные ценности: рекорды и самостоятельность.

Согласия

Ключевая ценность — это умение договариваться, находить совместные решения, реализовывать сложные проекты и нести за них ответственность всей командой. Зачастую в таких организациях нет строгой иерархии, все сотрудники равны и общаются неформально. Каждый человек мотивирован эффективно работать и производить результат.

Основные ценности: диалог и инновации.

Творчества

Компании с такой корпоративной культурой называют организациями будущего. Бизнес создается под эволюционную цель, которая напрямую не связана с получением дохода. Вокруг этой цели объединяются сотрудники, которым она близка. В таких компаниях нет руководителей, вся команда как единый самостоятельный организм. Каждый человек занимается творческой самореализацией и раскрытием своего потенциала во благо общей цели.

Основные ценности: свобода и самореализация.

Важно. Как показывает практика, чрезмерное количество регламентов и дидактического тона от руководства негативно сказывается на моральном состоянии сотрудников. И в то же время, если заботиться только о комфорте работников, это не гарантирует их продуктивности.

6 этапов внедрения корпоративной культуры

Когда вы пройдете эти шесть этапов, жизнь вашей компании больше не будет прежней.

  1. Проанализируйте текущую корпоративную культуру и отметьте ее сильные и слабые стороны — какие элементы уже есть, как они влияют на коллектив и знают ли о них сотрудники. Например, все могут знать о дресс коде, но не подозревать о ценностях компании. Для анализа можно использовать различные опросники.
  2. Определите какой тип КК соответствует вашему видению. Какую основную функцию она будет выполнять — сплочать коллектив, систематизировать процессы или способствовать максимальной производительности? Опираясь на этот тип, понятно сформулируйте философию компании, подробно пропишите правила работы и поведения сотрудников. Они должны быть понятны всем работникам, особенно новичкам.
  3. Донесите сотрудникам новые стандарты организации. Рекомендуем добавить эту информацию в обязательное обучение. К примеру, если вы разместите правила работы на платформе для онлайн-обучения, вы сможете проконтролировать, что работники ознакомились и знают как применять эти правила. Вводите новые элементы корпоративной культуры постепенно, чтобы не получить отторжение от сотрудников.
  1. Станьте носителем ценностей компании. Если руководство олицетворяет корпоративную культуру, сотрудники тоже приобщаются к ней. Они понимают, что эти правила работают, а не просто существуют на бумаге. Например, если директор повышает голос на своих подчиненных, вряд ли он сможет убедить коллектив контролировать свои эмоции. Это как в семье — если родители не занимаются спортом, то сколько бы они не говорили о его пользе, ребенок будет повторять образ жизни, принятый в семье.
  2. Напоминайте сотрудникам об элементах корпоративной культуры. К примеру, повесьте таблички с ценностями на видное место в офисе. Перед каждым ежемесячным собранием озвучивайте миссию компании и ближайшие цели, чтобы напомнить ради чего работает команда. Поощряйте работников, которые поддерживают корпоративную культуру. К примеру, хвалите команды за успешное совместное решение сложного проекта. Или если вы придерживаетесь культуры успеха или результата, отражайте на большом экране офиса актуальный рейтинг конкурирующих сотрудников.
  3. Развивайте корпоративную культуру вместе с бизнесом. Когда бизнес растет, у него меняются корпоративные ценности и приоритеты. КК должна соответствовать им. Например, в период становления компании может преобладает режим выживания, а когда ситуация стабилизируется, культивировать корпоративные принципы согласия. 

Совет. Дайте возможность всем сотрудникам предлагать идеи по формированию корпоративной культуры, чтобы они чувствовали себя причастными к ней.

Популярные ошибки при формировании корпоративной культуры

Так делать не нужно:

  • Копировать корпоративную культуру других. Путь каждой компании уникален, поэтому ценности и правила одной организации не применимы к другой. Аналогично тому, как не существует двух одинаковых людей, так и не может быть двух одинаковых компаний и двух одинаковых корпоративных культур. Можно только вдохновиться идеями другой компании, но не копировать их в точности.
  • Формированием КК занимается HR, а руководство и топ-менеджеры не разделяют и не транслируют ценности компании. Культура должна начинаться с лидеров, ее не построить руками подчиненных. Именно ценности и модели поведения руководителей должны лечь в основу культуры компании. И именно они должны быть примером ее соблюдения.
  • Сотрудничать со специалистами, которые не соответствуют корпоративной культуре. Наличие КК сужает поиск кандидатов на вакансии. Даже если вы нашли специалиста с отличными навыками, этого недостаточно. Задайте ему несколько вопросов о его ценностях и сразу расскажите о корпоративной культуре компании. Например, если человек привык к вертикальной власти и она его устраивает, то в кросс-функциональных командах ему будет сложно брать на себя ответственность. Он попытается изменить то, что ему не подходит или выкрутиться по-другому. Аналогично и с действующими сотрудниками. Разногласия с людьми, которые не поддерживают культуру компании, могут привести к увольнениям. Если человек не вписывается в семью и не готов меняться, ему лучше уйти.

Вывод. Корпоративная культура компании — это не про формальность и бумаги для галочки, а про искренность. Транслируйте то, что важно для руководства и заражайте этой культурой сотрудников компании.

Вам будет интересно

основы организации

Основы экономики и организации: роль бизнеса на рынке

менеджер по обучению персонала

Роль менеджера по обучению персонала в компании

создание регламента

Создание регламентов: основа порядка в компании

Перейти на главную блога

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки коробки передач пежо 206
  • Ошибки коробки ивеко евростар
  • Ошибки коробки zf astronic
  • Ошибки конькового хода и исправления ошибок
  • Ошибки кормления грудного ребенка