Ошибки карла маркса

Category:

  • Общество
  • Cancel

Ошибки Карла Маркса

Карл Маркс — один из самых влиятельных философов и экономистов в истории человечества. Его идеи о классовой борьбе, капитализме и коммунизме повлияли на многие социальные и политические движения в XIX-XX веках. Однако не все его теории оказались верными или реализуемыми. В чем же ошибался Маркс?

  1. Он недооценивал роль человеческой природы и культуры в общественном развитии. Маркс считал, что человеческое общество определяется прежде всего материальными условиями существования и производства, а не духовными или культурными ценностями. Он полагал, что люди могут изменить свою природу и сознание в соответствии с новым экономическим строем. Однако на практике оказалось, что люди не так легко отказываются от своих традиций, верований, национальностей, религий и других аспектов своей идентичности. Кроме того, люди не всегда действуют рационально и эгоистично, как предполагал Маркс, а иногда проявляют альтруизм, солидарность, жертвенность и другие черты характера.
  2. Он неправильно спрогнозировал развитие капитализма и его кризисы. Маркс утверждал, что капитализм неизбежно приведет к усилению эксплуатации рабочего класса, увеличению бедности и неравенства, концентрации капитала в руках немногих монополистов, а также к периодическим экономическим кризисам избыточного производства. Он полагал, что эти факторы вызовут революционное восстание пролетариата и свержение буржуазии. Однако на практике оказалось, что капитализм способен адаптироваться к изменяющимся условиям и преодолевать свои кризисы. Кроме того, капитализм способствовал повышению уровня жизни большинства населения, расширению среднего класса, развитию демократии и прав человека, а также научно-техническому прогрессу.
  3. Он не учел возможность существования альтернативных форм социализма и коммунизма. Маркс представлял себе коммунизм как бесклассовое, безгосударственное и безденежное общество, где все товары производятся по общественной потребности и распределяются по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Он считал, что для достижения этой цели необходима мировая пролетарская революция и диктатура пролетариата как переходный этап. Однако на практике оказалось, что существуют разные модели социализма и коммунизма, которые могут основываться на национальных, религиозных, демократических или реформистских идеях. Кроме того, диктатура пролетариата часто превращалась в диктатуру партии или лидера, которая подавляла свободу и инициативу людей, а также вела к экономической неэффективности и социальной несправедливости.
  4. Он не учел роль индивидуальности и свободы в человеческом развитии. Маркс считал, что человек — это продукт общественных отношений и исторических условий, а не субъект своей судьбы. Он полагал, что в коммунистическом обществе человек освободится от чуждых ему сил и станет полноценным членом общества. Однако на практике оказалось, что люди не хотят быть одинаковыми и подчиняться коллективу. Люди стремятся к самореализации, самовыражению и самоуправлению. Люди ценят свою индивидуальность, творчество и свободу выбора. Люди не могут жить без личной ответственности, конкуренции и риска.
  5. Он не предвидел возможность сотрудничества и компромисса между классами и нациями. Маркс утверждал, что история человечества — это история классовой борьбы, которая может закончиться только победой пролетариата над буржуазией. Он считал, что капитализм приводит к мировой войне и революции, а коммунизм — к мировому миру и братству. Однако на практике оказалось, что классы и нации могут находить общие интересы и цели, а также договариваться и сотрудничать друг с другом. Капитализм может смягчать свои противоречия за счет социальной политики, регулирования рынка и международной торговли. Коммунизм может вызывать конфликты и разделения внутри своего лагеря, а также противостоять другим политическим и культурным системам.

Заключение

Карл Маркс — один из самых значительных мыслителей в истории человечества. Его идеи оказали огромное влияние на многие области знания, а также на мировую политику и общественные движения. Однако не все его теории были верными или реализуемыми. Маркс ошибался в некоторых своих предположениях и прогнозах, не учитывая роль человеческой природы, культуры, индивидуальности, свободы, сотрудничества и компромисса в общественном развитии. Это не значит, что мы должны отвергать все его идеи или принимать их без критики. Это значит, что мы должны изучать и анализировать его работы с учетом исторического контекста и современной реальности, а также сравнивать и дополнять их другими теориями и фактами. Только так мы сможем понять сущность и значение марксизма для нашего времени.

Список литературы:

  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Госполитиздат, 1961.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46 (1). М.: Политиздат, 1990.
  • Попов В. Н. Критика марксизма в XX веке: история и современность. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  • Райзер Ю. А. Карл Маркс: жизнь и учение. СПб.: Азбука-классика, 2009.
  • Сорокин П. А. Социология революции. М.: АСТ, 2006.
  • Туган-Барановский М. И. Основы социализма: критический анализ марксистской теории социализма и ее развития в современных социалистических партиях Западной Европы. СПб.: Издательство «Петроград», 1918.
  • Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.

Гений Маркса, создавшего теорию формационного развития общества и теорию прибавочной стоимости, оказался столь велик, что человечество до сих пор не может ни опровергнуть сказанное им, ни найти ошибок в его логических построениях. Конечно, в этом виновато и само человечество, абсолютное большинство которого не может отстраниться от собственных политических предубеждений, препятствующих нормальному поиску. Мир, столетие назад разделенный на «белое» и «красное», впал в детскую болезнь максимализма: одни не желают «ковыряться» в чуждой теории, а другие боятся испачкать святая святых собственным прикосновением…

Но… и всё же…

На мой взгляд, теория формационного развития общества – одно из самых сложных теоретических построений человека. Заметить сходство-пласты в столь обширном разнообразии цивилизаций – дорогого стоит. Но при этом следует отметить, что сама классификация формаций проведена из рук вон плохо, на что указывают и многочисленные критики формационной теории. Т.е. само появление «цивилизационной» теории в пику формационной говорит о том, что выведенная классификация формаций не позволяет закрыть множество попутно возникающих вопросов. Так, например, как может рабовладельческий строй быть «пластом», если он не был присущ отдельным цивилизациям?..

Одно это наталкивает на мысль, что рабовладение – это НЕ формация! Аналогичную мысль можно высказать и о феодализме. Социализм-капитализм – вообще непонятно что (с точки зрения формационного развития)… И всё это указывает, что ошибка классификации кроется в созидающем ее принципе.

Отматывая назад логику рассуждений Маркса, мы видим, что в основу всех формационных слоев он закладывает общественно-производственные отношения: рабовладельческий строй с отношениями «раб-хозяин», феодальный строй с соответствующими отношениями, капитализм – с наемным трудом и социализм-коммунизм со светлым будущим. Есть общественные отличия? Конечно же, есть! Но причем тут общественное развитие? Т.е. производственные отношения формируются постфактум, как наиболее эффективные для тех или иных производительных сил. Не отношения толкают развитие производительных сил, но смена производительных сил ведет к рождению новых отношений! А тогда, как можно закладывать в виде фундамента развития то, что меняется в последнюю очередь?!

С другой стороны, еще Адам Смит высказал точку зрения, что основой повышения производительности труда, а, следовательно, и технологического прогресса является разделение труда. Но в таком случае, именно разделение труда и является основой общественного развития, т.е. тем фундаментом, на котором базируется формирование общественных слоев-формаций. Иными словами, разделение труда определяет набор профессий, присущий тому или иному общественному образованию, каковой является специфическим «кодом ДНК» для нашего общества. Этот код формирует цивилизационную специфику общественного образования, а основное направление и, если хотите, длина кода говорят о формационном характере – уровне развития нашего общества.

Применительно к текущему дню мы можем говорить о трех основных формационных слоях, каждый из которых имеет множество внутренних ступеней:

— аграрное общество;
— промышленное общество;
— информационное общество.

Именно эти формы основной общественной деятельности говорят нам об уровне развития того или иного общества и направлении этого развития. И рабовладение, и феодализм – есть формы развития аграрного общества, каковому присущи разные общественные взаимоотношения. Тогда как наемный труд – это специфика уже  промышленного производства, каковая в виду своего более прогрессивного характера, в промышленном обществе распространяется и на аграрную сферу деятельности.

Дабы меня правильно поняли: если мы говорим об обществе информационном (которого еще нет, но видится в ближайшем будущем), то это не означает, что в обществе отсутствуют аграрная и промышленная сферы деятельности. Конечно, имеются и то, и другое – кушать всем хочется. Но термин «информационное общество» говорит нам, во-первых, об объемах и приоритете информационного сектора производства, а во-вторых, о производительности труда во вторичных секторах деятельности, каковая многократно выше аналогичного труда сравнительно с низкоуровневыми формациями. Т.е. даже аграрное производство в информационном обществе будет существенно превосходить по производительности труда аналогичную деятельность в промышленном и, тем более, в аграрном обществах.

Но теперь, если вместо рабовладельческой – … – коммунистической формаций Маркса мы подставим аграрную, промышленную и информационную, то получаем, что дальнейшие его выводы о классовой борьбе, о гегемонии пролетариата и т.п. есть политизированный бред, полученный на основе ошибок уже в теории прибавочной стоимости.

Сразу хочу отметить, что выводы об ошибках в теории прибавочной стоимости многократно сложнее предыдущих. И для их понимания необходим многофакторный анализ.

Во-первых, нам необходимо «откреститься» от капитализма. Что же это такое, если не формация? Капитализм – как и указывает его основной корень «капитал» – это форма финансовых взаимоотношений, зависящая от применяемой денежной системы и используемая в условиях рыночных взаимоотношений. Т.е. капитализм был присущ человечеству, начиная с первобытнообщинного периода. Конечно, менялась денежная система – менялся и капитализм, но человечество, более жестко реагирующее на социальные и политические метаморфозы общественного миропорядка, никогда не следило за этими изменениями, считая их чем-то обыденным и не очень существенным. И очень даже зря…

Во-вторых, нам нужно расставить точки над понятием «пролетариат». Нужно четко понимать, что «самый прогрессивный общественный класс» являлся прогрессивным лишь в условиях становления промышленного общества (промышленной формации!). Сегодня говорить о прогрессивности пролетариата, можно примерно в той же степени, что и текущих потомков американских пионеров-первопроходцев навечно записывать в прогрессоры человеческой истории.

Вообще говоря, различия крестьянина – пролетария – капиталиста очень условны, поскольку основываются на степени везения для конкретного лица. Смог крестьянин перебраться в город – стал пролетарием. Смог пролетарий разжиться начальным капиталом для более активной деятельности – превратился в капиталиста. Нет никаких «видовых» отличий! Все зависит лишь от степени активности и везения конкретного индивида. А потому понятие «классовая борьба» – термин крайне негативного содержания, не имеющий права на существование.

Но это уже – «лирика». Вернемся к «прозе».

Если попытаться очень кратко резюмировать основной вывод теории прибавочной стоимости, то он будет выглядеть примерно следующим образом:

Труд, вложенный в сырьевые ресурсы, создает дополнительную стоимость за счет получения нового продукта. Пролетарий, вкладывая собственный труд, создает нехилую прибавочную стоимость, львиную долю которой забирает себе капиталист, наращивая предпосылки социального неравенства.

Что здесь неверного-ошибочного?

Неверно здесь то, что Маркс не учитывает два фактора:

Во-первых, капиталист – это тот же пролетарий. Т.е. поставь на место капиталиста любого пролетария и… ничего не изменится. В принципе, Маркс говорит об этом. Но он не учел и не мог учесть то, что времена «дикого капитализма», в которых он жил, присущи лишь эпохе перемен – смене формаций или революционных преобразований. И что на смену «дикому капитализму» придут более цивилизованные формы распределения добавочной стоимости.

А во-вторых, любая форма общественной организации требует платы-поддержки. Это касается абсолютно всех общественных организаций, начиная от семьи и заканчивая государственными формами, а также формами глобального миропорядка. Обзаводясь семейством, мы вынуждены постоянно вкладывать в семью средства для ее сохранения и развития. Живя в государстве, мы постоянно платим налоги для поддержания его и собственной безопасности.

Аналогичным образом необходимо рассуждать и о производственной деятельности. Вступив в производственное сообщество, мы обязаны часть труда вкладывать в его безопасность и развитие, без которого это сообщество съедят и разрушат конкуренты.

Иными словами, «львиная доля» капиталиста – это не только и не столько прихоть капиталиста, сколько фактор, обеспечивающий сохранение данных рабочих мест. Конечно, времена «дикого капитализма» никто не отменял, и золотые унитазы тому свидетельство. С этим необходимо бороться. Но бороться не с капиталистами, а вместе с ними. Бороться с властью за принятие цивилизованного законодательства, обеспечивающего строго выверенное распределение прибавочной стоимости, поскольку данный фактор в итоге выгоден всем, включая даже власть, коя ленива и не желает никаких перемен.

Что же касается учения Маркса, то он уповает на рождение прогрессивного общественного класса – пролетариата, каковой возьмет власть в собственные руки. И это уже ошибка.

Да, социальный бунт-революция с пролетариатом во главе, как показала история, возможен. Но результат общественных преобразований на основе марксистского учения оказался отрицательным.

Почему?

Дело в том, что общественные взаимоотношения рыночного характера – это природное естество, самостоятельно меняющееся в зависимости от условий общественной среды. Эксперимент 1917-го показал, что мы можем построить свой конвейер общественных взаимоотношений, каковой на тот момент оказался даже более прогрессивным, чем рыночный, но лишь в данное время и для данных условий. Как только условия стали меняться, а это произошло за счет формирования новой ступени (предпосылки перехода к информационному обществу) общественного развития, эффективность созданного социализмом общественного конвейера резко упала (вернее, она осталась прежней, тогда как «рыночный» резко ушел вперед).

Это «фишка» конвейерного производства: всё хорошо – отличная производительность, замечательный продукт, но проходит время – и продукт нужно менять. И сменить его можно, лишь сменив весь конвейер… Поменять конвейер социализма… общественный конвейер… на это способны лишь революции…

Но, как бы то ни было, в данный момент мы лишь прошлись по ошибочному пути, вспоминая историю, и отмечая те надежды, каковые, увы, остались несбыточными.

А где же истинный путь?

А для того чтобы увидеть его, нам необходимо обратить свой взор на капитализм – уже не формацию, но систему финансовых отношений.

Да, конечно, человечество всегда было и будет социально неравным. Лишь за счет стремления к общественным вершинам мы и развиваемся. Я согласен с тем, что это – не справедливо, но это – аксиома, спорить с которой не приходится.

Но при этом следует отметить, что последние пару веков общественные структуры буквально лихорадит от социальных потрясений. Случайность? А что же произошло пару веков назад – что мы сделали неправильно, от последствий чего никак не можем избавиться?

А примерно двести лет назад человечество обратилось к новой денежной системе – бумажным деньгам. И именно неумение обращаться с этими деньгами до сих пор (!) играет с нами злую шутку.

Зададимся вопросом: для чего человечество меняет денежную систему, основанную на монетах? Ответ банален – потому что производство и использование монет дорого и трудоемко. Монет банально не хватает для нормального функционирования экономики, а потому человечество и обращает свой взор на более простую денежную форму – купюры.

Еще раз: мир растет и развивается. Растет человеческая численность. Технический прогресс семимильными шагами увеличивает объемы товарного производства. Смена формаций – переход к промышленному уровню колоссальным образом увеличивает потребность человечества в новой продукции. И тут под руками какие-то монеты, одна перевозка коих «бросает в пот задумчивую плешь»…

Иными словами, смена денежной системы – насущная потребность времени и обстоятельств.

И что происходит в этот момент?

Дорвавшись до «бесплатного» (чай, не золотые монеты штампуем), человечество стало печатать купюры, что называется «от пуза». Этой ошибки не избежал никто! Все первичные бумажные денежные системы потерпели инфляционный крах. Абсолютно все! В Швеции, Франции, Великобритании, США… Список бесконечен. Почти сто лет мир лихорадили эпидемии инфляции, и вызванные ими социальные бунты, на корню уничтожавшие вновь созданные денежные системы.

И лишь к началу двадцатого столетия, осознав системность допущенной ошибки, мир отказался от произвольной эмиссии денежных купюр. Хочу подчеркнуть, что использованный термин «мир», не говорит о каком либо международном решении. Нет. Каждая страна, по отдельности прошла этим путем, наступив на собственные грабли. И конечно же, уйдя с крайности выпуска необеспеченной эмиссии, мир кинулся в другую крайность – отказ от эмиссии, с ее переводом в кредитную форму – выпуск новых денег лишь на основе выдачи кредита, т.е. с обязательством их возврата (да еще с процентами!) по истечению срока…

А чем это лучше монет, которых также не хватало?!..

В итоге инфляционная форма экономики сменилась дефляционной, что мгновенно вторгло все страны с рыночной экономикой в системные кризисы Великих депрессий…

Денежная эмиссия обязана быть! И не в кредитной форме, но в форме, привязанной к производству добавочной стоимости. Произвели столько-то товара, соответственно в пропорции обязаны эмитировать денежные средства. Только так можно поддерживать покупательский спрос и развивать общественные потребности.

Маркс был неправ, разделив нас на противоборствующие классы. Лишь консолидированное общество способно на решение великих задач. И консолидация общества, каковая должна завершиться построением «умной» власти, это важнейшие задачи нашей эпохи.

Мне предложили высказаться по поводу марксизма и его ошибок, в частности, самого учения Маркса и его последователей, как в теории, так и в практике построения нового общества. В сборнике меня заинтересовала статья на эту тему. Предлагаю ее со своими комментариями. Надеюсь, никто не обидится.

Мне предложили высказаться по поводу марксизма и его ошибок, в частности, самого учения Маркса и его последователей, как в теории, так и в практике построения нового общества. В сборнике меня заинтересовала статья на эту тему. Предлагаю ее со своими комментариями. Надеюсь, никто не обидится. Новейшая история Центральной Азии: Проблемы теории и методологии: сборник статей А. К. Аликберов, М. А. Рахимов, Российская академия наук. Институт востоковедения. Сборник статей включает в себя исследования по теории и методологии исторической науки на основе материалов новейшей истории Центральной Азии, выполненные в рамках научной программы Института истории Академии наук Республики Узбекистан, «Центра новейшей истории» по проведению научных конференций, международных и региональных «круглых столов» и экспертных встреч с участием исследователей из различных стран Европы и Азии. Проект издания книги осуществлен с участием Института востоковедения РАН (Москва) при финансовой поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра (ФРГ). Книга предназначена для исследователей и студентов, будущих историков, этнологов, культурологов, дипломатов, политологов, интересующихся проблемами новейшей истории стран Центральной Азии, а также междисциплинарными аспектами теории и методологии истории.
Под таким претенциозным названием статьи появилась работа в сборнике Новейшая история. Проблемы теории и методологии в 2018 году. Претензия на истину (исключает ошибки), конечно, вызывает улыбку. Но, дорогу осилит идущий к ней, к истине. Попробуем разобраться, что может ею считаться в наше время. Наши комментарии выделим. Работа важная, на наш взгляд, поэтому приводим полностью. Л. Б. Алаев «Основные ошибки Маркса как политэконома».

Главной задачей отечественного обществоведения является не защита полуразрушенных бастионов марксизма, а освобождение от марксистского наследия. Мы, бывшие советские, или постсоветские, ученые, пропитаны как губки догмами, впитанными в ходе нашего научного воспитания — (возражений не имеется). В качестве примера: мой друг и постоянный оппонент Л. С. Васильев, недавно ушедший от нас, первоначально скрывал свой анти-марксизм, потом, напротив, начал его демонстрировать, но в его последних сочинениях, тем не менее, сохраняются марксистские догмы, которые он воспроизводит как единственно правильные. Мною была сделана попытка показать это в рецензии на его книгу «Всеобщая история».
1. В то же время нескончаем поток работ, авторы которых пытаются примирить марксизм с современностью. В издательстве URSS публикуется серия монографий «Размышляя о марксизме», которая уже сейчас включает более сотни, а может быть, и двух сотен изданий. Приемов отмывания марксизма от того, что сейчас нам не нравится, не так много, они повторяются из книги в книгу. Один из приемов — стремление обойти наиболее явные недочеты теории. Базисом ошибочных положений служит, как мне представляется, пронизывающий марксизм европоцентризм. Маркс был ориенталистом в том понимании, которое придал этому слову Э. Саид. Неизбывная слабость марксизма заключается в том, что он выдается за всеохватывающую — (это — верно, проверено на себе) теорию исторического процесса, но соотносится только с западноевропейской историей. Упоминаемые Марксом формации — это этапы западноевропейского процесса, как он его понимал. Даже Восточная Европа была населена, по его мнению, «неисторическими народами», тем более не имели истории народы Востока. Даже «азиатский способ производства», в его понимании, меньше всего относится к Азии: он будто бы существовал в Европе до Античности.
2. Вопрос о специфике эволюции разных обществ остается в стороне. Он не был разработан в изначальном марксизме, он остался неразработанным и впоследствии. Для изначального марксизма это объяснимо. Теория создавалась тогда, когда Западная Европа — это и был мир, хотя и с придатками в виде первых колониальных владений — (не весь мир, но центр этого мира, согласен). Мировая история была почти идентична истории Западной Европы. Маркс в экономических рукописях 1857-1858 годах набрасывает тезис:

«Влияние средств сообщения. Всемирная история существовала не всегда; история как всемирная история — результат».

3. Таким образом, он и не собирался распространять открытые им, как он полагал, законы истории на весь мир. Но последователи Маркса имели достаточно времени, чтобы заняться вопросом об особенностях эволюции разных народов. Однако они этого не сделали, поскольку были заняты только и исключительно обоснованием единой линии развития, предписанной всему человечеству. В результате ничего иного, кроме общих закономерностей, марксисты в своем арсенале не имеют, и история человечества представляется им как большое количество совершенно одинаковых движений по одной и той же шкале. Каждая «страна» — (а что это такое в исторической перспективе — совершенно непонятно) самостоятельно преодолевает предназначенные всем ступени, в лучшем случае, отличаясь от других «запаздыванием», «местными особенностями» или «внешними влияниями». Чтобы как-то согласовать между собою разнообразные формы, появляющиеся в ходе мирового исторического процесса, приходится выбирать — (теоретически никак не подкрепленные) «типичные» или «эталонные» общности (Греция и Рим — для первой классовой формации; Северная Франция — для феодализма; Англия — для капитализма), по отношению к которым все остальные становятся «недоразвитыми» или «нетипичными», «отклоняющимися» или «многоукладными». Эта слабость теории проистекает из еще более глубокого порока: не различения реальности и понятия. Маркс унаследовал от Гегеля позицию панлогизма. Им обоим казалось, что мир разумен и философия, и наука способны адекватно отразить его разумность. Идеальное и реальное в принципе совпадают. Для Гегеля идеальное есть «инобытие предмета, его субъективное бытие». Маркс, утверждая, что его диалектический метод является «прямой противоположностью» гегелевскому, фактически говорит то же самое:

«Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

1. Возникла отрасль марксистской философии — теория отражения — (вот здесь можно было бы и поподробнее, поскольку речь идет о появлении понятий и смысла для живых существ и критерии отличия живого от неживого, семантической характеристике общенаучного понятия информация). Получалось, что модели формаций — это и есть реальные общества. Маркс мог бы поставить вопрос о различии, например, феодализма и капитализма в Англии и во Франции. И тогда перед ним встала бы задача отделить реальный феодализм или капитализм от понятия феодализма или капитализма. Но он не имел времени заняться этим вопросом. И оставил своих последователей перед трудной задачей. А. Я. Гуревич еще в советское время предлагал развести понятие феодальной формации и реальность средневековой Западной Европы.
2. Его позиция была близка к советскому творческому марксизму, хотя он сам вряд ли согласился бы с такой классификацией. Однако все попытки превратить марксизм в нормальную теорию были встречены в штыки. До сих пор для многих отечественных методологов то, что сформулировал Маркс, существовало «на самом деле». Например, утверждается, что понятие имеет прообраз в действительности. Этот прообраз — «один из вариантов однопорядковых исторических явлений» — (в принципе, может быть и верно. Только случай должен быть не типичным, а наиболее полным выражением тенденции). Так, античное рабство достигло высшей степени развития в Древнем Риме. «Самой передовой — (?) страной феодальных отношений в западноевропейском средневековье была Франция», «страной классического капитализма эпохи нерегулируемого рынка была Англия» и так далее. Отсюда делается вывод, что, взяв типичный — (не типичный, а самый яркий пример, который можно представить, как типичный в результате обобщения именно типичных) случай, мы можем понять все подобные случаи.

«Зрелая, наиболее развитая форма исторической реальности является ближайшим прообразом исторического понятия. Развитая историческая реальность содержит наиболее полно то, что неявно выражено в других ее вариантах. Поэтому данная историческая реальность является ключом к пониманию иных ее форм и разновидностей, в этом смысле она и составляет основу исторического познания».

1. Таким образом, провозглашается, что основу исторического познания составляют поиски общего в разных обществах и отбрасывание всего специфического, то есть исторической реальности. Но упомянутые выше слабости теории объясняются состоянием тогдашней общественной науки в Европе. Поистине, справедлива часто звучащая формула, что «Маркс стоял на уровне науки своего времени». Его нельзя упрекать в том, что он использовал в конструировании своей историософской схемы (концепции формаций) выводы таких своих предшественников, как Кристоф Келлер, Ж.-Ж. Руссо, Адам Смит, К.А. де Сен-Симон. Марксистская теория формаций — это всего лишь изложение особым языком давно принятого в Европе деления истории на Древность (Античность), Средневековье и Новое время, осознанного затем как периоды господства рабовладения, крепостничества и свободного наемного труда. К. Маркс все это отлично осознавал. Вот как он оценивает новаторство своей теории:

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном сообществе, ни та, что открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» — (можно согласиться, если диктатура предоставит всем свободу экономической деятельности).

2. Понимание классовой борьбы Марксом и Энгельсом тоже может быть оспорено. Они упирали на борьбу, в то время как на протяжении большей части истории классы сотрудничали, иначе общества не могли бы существовать. Но эти положения служат скорее выражением мировоззрения, чем результатом анализа, научным выводом. Марксистский прогноз обострения классовой борьбы, а затем ее исчерпания не осуществился, но история не кончилась. Кто знает, не осуществится ли он позже. Повторяю — это из области мировоззрения, это прогноз, а не вывод. Маркс действительно всей душой ненавидел капитализм, и это отражалось в его сочинениях — (ненависть его я бы отнес не к самому процессу накопления капитала, как итогу процесса, а к способу, за счет использования труда других. Капитал можно копить и честным, своим трудом, хотя и медленнее).
В данной статье мы рассмотрим не те проблемы, которыми Маркс профессионально не занимался. Речь пойдет о дисциплине, в которой он был специалистом и новатором — о политэкономии. Прежде всего вызывает сомнения трудовая теория стоимости, которую Маркс заимствовал у А. Смита, но не развил в духе своей же концепции о ведущей роли производительных сил. Предложив измерение стоимости продукта (товара) общественно необходимым рабочим временем, потраченным на его производство, Маркс не учел роль творческого труда, роль изобретений, роль творческих личностей в экономическом процессе.
1. В некоторых пассажах Маркса слышится прямо-таки враждебное отношение к творчеству:

«Исключительная концентрация художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда. В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые занимаются живописью как одним из видов своей деятельности» — (я бы согласился с Марксом, что не должно существовать таких профессий, как и артистов, спортсменов, военных тоже. Все это должен уметь каждый в процессе подготовки к жизни).
2. В работах Маркса встречаются разные расшифровки понятия производительные силы, в том числе и учитывающие роль умственного труда, то есть творчества, но все же превалирует их узкое понимание как материальных производительных сил, как прежде всего орудий труда, как hardware, как мы сказали бы сейчас — (насчет hardware, тут можно поспорить. Первична все же природа, средство производства — земля, а вот производительные силы вторичны, даже природные, как солнце, вода, ветер, если речь идет о производстве материальных благ). Между тем, если подходить к понятию производительные силы серьезно и проследить историю технологического роста, станет совершенно ясно, что производительная сила заключена в человеке, в его уме, хозяйственных и нравственных установках. В его душе, если искать один обобщающий постулат — (и физических кондиций тоже, если речь о субъекте производства товаров). Материалистическая установка в решении экономических вопросов сыграла серьезную негативную роль в практике индустриализации СССР, когда строительство заводов понималось как развитие производительных сил, в то время как творческому развитию личности советского человека не уделялось внимания. Напротив, всячески подавлялись оригинальность мышления, инициативность, стремление к новому, все то, что составляет действительное развитие производительной силы человека. Советский человек воспитывался как пассивное существо, полностью доверяющее мудрости руководства. Поэтому, в частности, никто и пальцем не пошевелил, когда советский строй рушился. Люди знали, что «партия всегда права!» — (я бы не стал сводить причины распада этого государственного строя к идеологии материализма, хотя, все и связано. Иначе, все кинутся строить свои теократические, националистические и псевдодемократические режимы. Здесь не должно быть противопоставления или, или и шараханья из одной крайности в другую. Если нужен образец идеологии, то нужно исходить из представления о человеке как единства и материального, и идеального, то есть и/и).
Возникла глубоко ошибочная концепция индустриализации, провозглашавшая необходимость преимущественного развития производства средств производства и лишь во вторую очередь — производства средств потребления. Эта вторая очередь до них так и не дошла — (здесь все правильно, но не абсолютно и не отменяет тезиса и учений о природе трудовой стоимости. Природа тоже создает товар, и сама является товаром только в отношениях людей и их сообществ, в социальной среде. А само развитие производительных сил меняется в очередности и необходимости, в зависимости от реальной ситуации).
Понятно, что не теория диктовала политику, а политика находила себе приличествующее теоретическое обоснование. Плановая экономика, которую пытались ввести в России, по определению не могла подчинить себе тысячи мелких предприятий и их хозяев. Такие попытки тоже делались, но никогда не приводили к желаемому советскими руководителями результату. Проще было от развития мелкой и легкой промышленности вообще отказаться. Интересы потребителя постоянно приносились в жертву интересам подготовки к войне. Но теория возникла еще во времена Маркса и пригодилась в ходе «социалистического строительства» и воспитания «советского народа». Еще более значимое упущение Маркса-политэконома заключалось в том, что он в свое время отступил от собственного метода анализа, представив класс капиталистов только эксплуататорским. Он должен был бы «вычислить» общественно необходимое рабочее время, которое тратится на управление производством, организацию экономической инфраструктуры; учесть квалификацию капиталистов и менеджеров (развить свою собственную формулировку о «сложном труде») и ввести в знаменитую формулу c + v + m еще один знак для зарплаты капиталиста, а затем еще вычесть из прибыли (m) суммы, вновь инвестируемые в экономику, то есть, идущие на пользу всему обществу. И вот только тогда мы бы узрели прибыль, присваиваемую капиталистом именно как владельцем капитала и потребляемую паразитически. Как это вычислить, я не знаю, и никто не знает. Практически этот вопрос решен: часть прибыли фирмы выдается акционерам в качестве дивидендов, а другая часть идет на инвестиции. Но как это выразить в теоретических формулах, неясно — (согласен полностью. Это упущение, но никак не ошибка. Скажем так, недоработка в силу отсутствия предпосылок в то время).
Первые советские политэкономы в 1920 годов пытались применить свои марксистские знания и вычислить общественно необходимое время для разных изделий, чтобы в Советском Союзе платить рабочим, которые тогда стали господствующим классом, правильную зарплату, а не ту, которую платит капиталист-эксплуататор. Ничего не вышло. Но если получилось бы все это вычислить, дивиденды получили бы теоретические основание, а ученые получили бы инструмент определять процент паразитического потребления. И встал бы вопрос о более справедливом распределении прибыли. Но, чтобы ее перераспределить в интересах всего общества, возможно, достаточно крепких профсоюзов и забастовочного движения, а не революций? Практика западных стран показывает, что да, достаточно — (а вот практика наша доказывает, что недостаточно уже в силу, вернее в слабости этих движений и недостаточности практики забастовочного движения, что грозит бунтом и хаосом). Ошибочным именно с теоретической точки зрения (что касается практики, то это другая проблема — сюжет о надеждах Маркса на революцию) оказался его тезис об относительном и абсолютном обнищании рабочего класса. Как политэконом, причем политэконом разоблачительного направления, он должен был бы понимать, что капиталисты в погоне за прибылью должны сбывать произведенные товары. Для этого необходим платежеспособный спрос. У населения должны быть деньги, для чего рабочим надо поднимать зарплату. Так что абсолютное улучшение материального положения масс является объективным законом того самого капитализма, который исследован в «Капитале». И вот вам результат: мы видим, что в развитых (бывших капиталистических) постиндустриальных странах 50-70 % цены продукта составляют расходы на выплату заработной платы.
1. Почасовая зарплата в России в 2016 году в разы меньше, чем зарплата рабочих в большинстве европейских стран.
2. Это — скажем осторожно — отдаляет перспективы пролетарской революции — (здесь некорректно отождествлять зарплаты рабочих и пролетариев, то есть всех трудящихся за заработную плату. Многие рабочие получают гораздо больше других трудящихся или рабочих неквалифицированных, даже в одной стране. А вот термин «абсолютное обнищание пролетариата» можно использовать уже при нищете основной массы работающих более 50 %).
Менее очевидной, особенно для того времени, была ошибка в оценке соотношения мелкого и крупного производства. Об этом уже говорилось, но теперь мы подойдем к этой проблеме, с другой стороны. Апология крупного производства в марксизме — это родимое пятно прогрессизма ХIХ века, неоправданная экстраполяция в будущее тенденций того времени. Шел бурный процесс фабричного строительства и вытеснения кустарного и вообще ручного производства. Маркс заключил, что этот процесс пойдет до конца, и обозвал мелкие производства низшими формами капиталистического предпринимательства — (а вот эта «ошибка» гораздо более значила для потомков. Недооценка или недопонимание роли индивидуального производства, мелкотоварного, мануфактурного производства, лежащего в основе крупного индустриального производства как фундамент этого производства, означало противопоставление одного другому, идеализация и распространение (экстраполяция) этих закономерностей на все уклады и виды производств — все это привело к диктатуре одного и подавлению других способов вести хозяйство, вместе с носителями идей). В то же время, как умный и эрудированный человек, К. Маркс не мог не понимать, какая творческая энергия заключена в мелком производстве. Вот что он писал в своей главной книге, «Капитале»:

«Частная собственность работника на его средства производства есть основа мелкого производства, а мелкое производство составляет необходимое условие для развития общественного производства и свободной индивидуальности самого работника. Правда, этот способ производства встречается и при рабовладельческом, и при крепостном строе, и при других формах личной зависимости. Однако он достигает расцвета, проявляет всю свою энергию, приобретает адекватную классическую форму лишь там, где работник является свободным частным собственником своих, им самим применяемых условий труда, где крестьянин обладает полем, которое он возделывает, ремесленник — инструментами, которыми он владеет как виртуоз» — (а вот это — подтверждение наших кавычек в слове ошибка. Именно мелкое производство и его свобода экономическая на базе своей земли без обременения и есть залог свободы частного предпринимательства, естественно, с ограничениями. Не бывает безграничной свободы. Маркс прав на все 100 %). Капиталистическая система имеет свои недостатки, но и одно неоспоримое (в том смысле, что его никто не оспаривал, в том числе и Маркс) достоинство: она порождает конкуренцию, а, следовательно, постоянное стремление к развитию, новаторству. Маркс, как мы только что видели, понимал благотворный импульс, который идет от мелкого производителя, но отбрасывал это понимание, так как стремился вперед, к апофеозу индустриализма. Вслед за процитированным выше почти поэтическим пассажем он вспоминает свою теорию:

«Этот способ производства предполагает раздробление земли и остальных средств производства. Он исключает как концентрацию этих последних, так и кооперацию, разделение труда внутри одного и того же производственного процесса — (а почему труд надо разделять именно в пределах одного производственного процесса?), общественное господство над природой и общественное регулирование ее — (Sic! — еще один маркер мышления XIX века), свободное развитие общественных производительных сил. Последний (то есть этот способ) должен быть уничтожен, и он уничтожается».

1. Сейчас стало очевидным, что мелкое производство и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в сфере услуг не исчезает, а процветает в условиях НТР и является необходимым дополнением — (основой!) крупной промышленности. Более того, прочна лишь та экономика, которая опирается на фундамент развитого мелкого производства, и будущее имеет лишь такое крупное производство, которое выросло из мелкого — (абсолютно верно!). Здоровая экономика представляет собой пирамиду, основанием которой служат миллионы мелких предприятий. Они основываются, разоряются, растут, подпитывают крупный бизнес новыми идеями, некоторые из них становятся не мелкими, а средними, а потом, глядишь, и крупными. Понятно, что по мере преодоления этажей этой пирамиды фирм становится все меньше, но именно так и строится пирамида, твердо стоящая на земле — (и это — тоже правда, хотя нужно понимать слово «земля» в обоих смыслах, и в прямом, и в переносном, как у автора). Советская экономика была подобна перевернутой пирамиде, стоявшей на вершине. Понятно, что она оказалась почти вся просто ненужной при переходе к рыночной экономике. Утешает только то, что долго простоять в таком положении она все равно бы не смогла — (к сожалению, автор переоценивает слово «рыночная» экономика. Её просто нет, так как нет свободного производителя на своей земле, нет законов о земле нигде, нет и свободной конкуренции. Везде монополия власти, так как власть — это земельная собственность, ее контроль. Везде — квазирынок, рыночная экономика — такой же идеал как демократия или коммунизм). Сейчас в России возникает осознание важности мелкого и среднего бизнеса для экономики. Дня не проходит без заявления того или иного экономиста, министра, премьер-министра о необходимости поддерживать и развивать мелкий бизнес. Так что теоретическая ошибка преодолена, но сохраняется страх перед миллионами самостоятельных хозяев, которые будут независимы от государства и которыми трудно будет управлять. Поэтому угнетение частного сектора продолжается. Продолжаются поиски «точек роста» в виде громадных проектов, а народная энергия, которая могла бы фонтанировать, заглушается — (для ликвидации этого подавления надо отдать землю не частнику, а индивидуальному собственнику в разумных размерах, и ограничить переход в частное землевладение прогрессивными налогами).
В этом контексте нужно решительно пересмотреть характерный для марксизма критический, если не сказать уничижительный, взгляд и на крестьянство как на отживающий класс, носитель консерватизма, «идиотизма», «всеобщей посредственности» и тому подобное. Многочисленные откровенные высказывания на этот счет К. Маркса и Ф. Энгельса хорошо известны, и их можно не цитировать. Принято считать, что В. И. Ленин выдвинул идею союза рабочего класса и крестьянства в России. Однако это была чисто тактическая линия, продиктованная непониманием роли крестьянина как мелкого хозяина, а признанием численного преобладания этого класса. «Прочно опираться» Ленин призывал только на бедноту, то есть на пауперизированные, по существу деклассированные, слои сельского населения, на тех, кого мiр называл лодырями. Размышляя о крестьянстве, Ленин отмечал его двойственность. Крестьянин, во-первых, труженик, но, во-вторых, хозяин (хозяйчик, презрительно говорил Ленин), «ежеминутно рождающий капитализм», и именно эта его вторая, наиболее ценная для экономики, сторона вызывала подозрение, насмешки, а затем и репрессии. Конечно, большевики уничтожали крестьянство не только потому, что осуществляли теорию Маркса, и совсем не потому, что хотели заменить мелкое производство крупным. Они боялись крестьянства, потому что крестьянин — самостоятельный человек, не зависящий от государства, потому что он действительно рождает капитализм — (реальный, на основе труда, а не на основе грабежа работника!), то есть нормальную экономику, действующую на основе законов рынка, а не указаний Госплана или секретаря райкома, горкома.
Отсюда и многомудрые рассуждения Сталина о грядущей замене товарообмена продуктообменом, о двух типах собственности в Советском Союзе: общенародной и колхозно-кооперативной, и о том, что, когда они сольются, тут и наступит коммунизм. На крестьянстве держится вся история. Все эти империи, цивилизации, формации (включая даже последнюю, название которой еще не придумано) возникали, формировались и существовали благодаря крестьянству, жили грабежом крестьянства. Начиная с неолитической (сельскохозяйственной) революции вплоть до, по крайней мере, конца XIX века крестьянство снабжало средствами всех безумных завоевателей и радикальных реформаторов, либералов и консерваторов, всех строителей Царства Божия на Земле. Справный крестьянин, особенно, кулак, — это по определению творческая личность. Требует пересмотра и роль, приписываемая марксизмом рабочему классу. После того как ему был выдан марксизмом аттестат коммунистической зрелости, рабочий класс доказал лишь то, что он может играть конструктивную роль как сила внутри так называемого буржуазного общества.
Борясь за улучшение своего экономического положения, рабочий класс в развитых странах гармонизирует отношения труда и капитала, а, следовательно, и все общество в целом. Во всех развитых странах рабочий класс через определенные политические партии вполне успешно отстаивает свой высокий жизненный уровень, иногда даже нанося ущерб экономическому развитию этих стран. Но рабочий класс не доказал (а если вдуматься — доказал обратное), что он может осуществить свою «диктатуру» в интересах общества в целом и привести его к процветанию — (для этого надо было передать средство производства, землю — работнику законным путем, через конституцию!). Никогда не было приведено, а со временем не прибавилось, аргументов в пользу того, что рабочий класс хоть в чем-то обладает качествами, возвышающими его над другими классами и социальными слоями — (пока не докажет, что действует в интересах всех трудящихся, в первую очередь, работников на земле). Не доказал он и свой интернационализм. Маркс в простоте душевной считал, что у пролетариата «нет отечества». И начал создавать Интернационал.
Можно проанализировать истоки этого взгляда на рабочий класс. Во-первых, экономические: глобализация начиналась уже тогда, и рабочие уже отличались значительной мобильностью (по сравнению с другими классами и социальными слоями), а капитал действительно уже в XIX веке не имел отечества. Во-вторых, психологические. Маркс недооценивал значение национального вопроса и был с юношества нацелен на мировую революцию. Но здесь уже сама история поправила Маркса. Уже ко Второму Интернационалу в нескольких странах создались сильные социал-демократические партии, ориентированные вполне национально и к Первой мировой войне растащившие Второй Интернационал. Кажется, не только большевиков поразило голосование германских социал-демократов в 1914 году за военные кредиты, но это надо было принять: социал-демократам национальные интересы оказались ближе, чем классовые — (вот здесь я бы согласился с определением «ошибка», правда слово «нация» появилось раньше его определения в толковых словарях. Поэтому и Маркс, и Ленин просто не понимали национального вопроса и его ответа, как единства людей на основе общего языка, культуры и территории. Отсюда и недооценка земельной собственности в процессе перехода пролетария в независимые производители). В отличие, скажем здесь же, от коммунистических партий в период Второй мировой войны, которые вынуждены были колебаться вместе с линией Коминтерна, что означало на практике превращение их в обслуживающий персонал, агентов Советского Союза. Был изобретен изумительный слоган пролетарский интернационализм, что и означало на практике деятельность в интересах одной из держав. Особая роль рабочего класса — это один из наиболее безосновательных и вредных мифов, порожденных марксизмом. Из экономического анализа капитализма, проделанного Марксом, не вытекает особая миссия рабочего класса и неизбежность пролетарской революции. Дискуссия о значении марксизма для современности значительно затрудняется тем, что сторонники его непреходящей ценности не хотят видеть реалий. Трудно спорить с человеком, который упорно твердит, что черное — это белое. До сих пор маститые ученые исходят из того, что классовые антагонизмы в странах Запада обостряются, что рабочий класс там имеет революционные потенции — (одно дело констатировать факты, другое дело предлагать изменение в тенденции появления этих фактов). До сих пор они уверены в том, что в Советском Союзе существовал социализм, то есть формация более высокая (по всем показателям), чем капитализм.
До сих пор не осознано, что реальный социализм, как он в то время назывался, был системой, обреченной на крах, потому что она не стимулировала ни экономии сырья, энергии, рабочей силы, ни совершенствования качества и уменьшения цены продукта, ни повышения качества жизни. Это была экономика дефицита: всегда чего-нибудь не хватало, чего-нибудь нельзя было достать (ключевой глагол для советского человека). Я уж не говорю о милитаризации производства и общественного сознания, омертвлявшей и то, что было еще живого в этой экономике — (просто это был не реальный социализм для всех, а военный коммунизм, видоизмененный, для отдельной категории людей за счет всех остальных). Это другая тема. Если это — социализм, то кому он нужен — (только тем, кто пытается им руководить)?

Виктор Галицкий.

Труды Карла Маркса нельзя недооценивать. Их можно заставить «сиять заново, если убрать из них ряд ошибок, кстати, совершенно неизбежных в любой науке.
Главная ошибка К.Маркса, поставившая и его учение, и весь мир с середины 19-го века до конца 20-го с «ног на голову» — это неправильная, «до наоборот», оценка ролей пролетария и предпринимателя в обществе. Все остальные ошибки — следствие этой неправильной оценки.
В своем произведении «Капитал» (Том 1, Глава 4, разд.3 «Купля и продажа рабочей силы») К.Маркс на 10 страницах (стр. с 173 по 183, Изд.ГИПЛ, 1955 г.) подробно и досконально описал процесс найма одного человека на работу к другому человеку — предпринимателю. Оба совершенно равноправные люди, совершают сделку по взаимному согласию. Никакого насилия или давления. Нанимающийся потому пришел наниматься, что у него нет других средств к существованию, кроме своей рабочей силы. Он «гол, как сокол» — пишет Маркс. И предприниматель дает ему эти средства на условии их (средств) отработки. Иначе — покупает рабочую силу. Где тут обман? Все на полном взаимном согласии. И вдруг К.Маркс делает парадоксальный и неправильный вывод, что предприниматель обманывает нанимающегося (далее — пролетария). Мала зарплата? Так не соглашайся. Такой закон рынка. И, далее, К.Маркс делает еще ошибку. Он считает, что предприниматель и пролетарий совершенно одинаковые, взаимозаменяемые люди. Диалектик Маркс, оказывается, не понимает диалектики. Он не понял, что все люди РАЗНЫЕ. Личностно (индивидуально) разные, а не по их социальному или экономическому положению, что, кстати, тоже имеет место. Не понял этого непреложного факта. Мало того, К.Маркс посчитал, что пролетарий на месте предпринимателя (когда его прогонит или убьет) будет еще лучше хозяйствовать, чем тот. А, чтобы вообще исключить такие сделки в будущем из обихода – наем на работу  человека человеком (Маркс назвал это эксплуатацией, что неправильно) К.Маркс решает всех сделать пролетариями (неимущими) — отменить Право частной (семейной) собственности и отменить семейный уклад жизни, который «ежедневно, ежечасно порождает семейную (частную) собственность» (это слова Ленина).
Женщин — обобществить, мужчин — отправить в трудовые армии (на нары), а детей воспитывать в интернатах, как общих детей страны. Все это досконально К.Маркс и его друг Ф.Энгельс изложили в свом «Манифесте коммунистической партии» (см. стр. 44-47). Многие люди изучали этот манифест и отвечали по нему на экзаменах в школах и ВУЗах, но таких деталей не замечали, а запомнили только броскую фразу: «Призрак коммунизма бродит по Европе».
В России до осуществления проекта К.Маркса в полном объеме дело, к счастью, не дошло. Но в Комбодже (тогда Кампучия), где-то в 60-х годах прошлого века, он был осуществлен полностью (Пол-Потом и Йенг-Сари) во всех деталях. И женщин обобществляли и выдавали на ночь мужчинам, выполнившим дневную норму труда, и мужчин собирали в трудовые армии, где за нарушения дисциплины убивали мотыгами, и детей собирали в интернатах, и интеллигенцию уничтожали полностью, как буржуазный пережиток, и все население уменьшили на 60%.
Для бедноты учение К.Маркса оказалось очень привлекательным. Все собрать и поделить поровну и грабь награбленное. Но для стран, принявших его, оказалось разрушительным, приведшим к катастрофической деградации людей и демографическому кризису (как в России).
Итак. Главная стратегическая ошибка К.Маркса в том, что он не понял, что все люди личностно РАЗНЫЕ и пролетарии стали пролетариями не случайно, а ввиду их генетической и социальной ДЕГРАДАЦИИ. Они менее энергичны, менее талантливы, хуже образованы и воспитаны, чем предприниматели (люди среднего класса). И ставить пролетария гегемоном в стране — катастрофическая ошибка. Это все равно, что пастуха ставить управлять академиками.

На днях исполнилось 200 лет со дня рождения самого известного и непримиримого критика капитализма, немецкого философа и экономиста Карла Маркса. Его знаменитый труд “Капитал” перевели на 50 языков и издали тиражом более 50 миллионов экземпляров. Ни одна научная монография до сих пор не удостаивалась такой чести. Одни называли его гением, другие —  фанатиком-утопистом. Так кто же он на самом деле? И насколько популярны его идеи сегодня?

Влиятельный американский еженедельник New Yorker назвал Маркса мыслителем XX века и в довесок процитировал слова одного крупного банкира: мол, чем дольше я работаю на Уолл-стрит, тем яснее понимаю, что Маркс был прав. Сытый Запад должен сказать ему спасибо за то, что он научил многих правильно выстраивать отношения между хозяевами и работниками. 

Это кажется невероятным, но труды Маркса и в наше время входят в обязательные учебные программы американских, французских, немецких, китайских и других вузов. Хотя верность марксизму на государственном уровне сохраняют не так много стран. Впрочем, даже одного Китая было бы достаточно для понимания того, что учение Маркса не выброшено на обочину истории. Оно по-прежнему популярно не только в Азии и Латинской Америке, но и на родине этого учения, в Европе. К примеру, лидером лейбористов в Великобритании в 2015 году стал радикальный марксист Джереми Корбин, который прежде мог публиковаться только в коммунистической газете “Морнинг Стар”. 

А как вам феномен сенатора от Демократической партии США Берни Сандерса? Он убежден, что американский капитализм нуждается в реформировании. И предлагает согражданам нечто вроде “шведского социализма” с его высокими социальными гарантиями.

В общем, марксизм на Западе, по мнению экспертов, имеет все шансы пережить второе рождение. Потому что является прямым порождением либерализма — как его продолжение и отрицание одновременно. Нынешнее европейское общество — это своеобразный гибрид либерализма с его культом человеческого индивидуализма и социал-демократической версии марксизма с его государственной заботой обо всех и каждом. В этом смысле экономические теории Маркса так же незыблемы, как арифметическая таблица умножения, отмечает экономист Евгения Зайцева: 

— Маркс препарировал капитализм по косточкам. Он первым в мире выдвинул идею о том, что человек должен иметь какие-то минимальные социальные гарантии (пособие по болезни, по старости), что рабочий день не может превышать восемь часов в сутки. Он настаивал, что детский труд надо ограничивать, а рабочих массово учить грамоте.

Во времена Маркса люди в среднем вкалывали на фабриках по 12—15 часов, потом немного спали и опять выходили к станкам. При этом львиную долю создаваемой прибыли забирали хозяева бизнеса.

Разработанная Марксом теория прибавочной стоимости для экономики сродни открытию электрического тока в физике. Суть ее такова. Допустим, из ткани ценой  один доллар шьется костюм. К стоимости материала добавляется труд портного. Если готовое изделие продать за 10 долларов, то 9 из них — это добавленная стоимость, созданная трудом портного. Эти девять долларов далее делятся между работником (в виде зарплаты плюс социальные платежи) и собственником предприятия (который дал ткань, оборудование и сумел продать готовое платье). В то время, когда Маркс писал свои труды, соотношение было таким: один доллар получал работник, восемь — хозяин. Маркс назвал это эксплуатацией рабочего класса. Эта пропорция изменилась в Европе и США только после Первой мировой войны и Октябрьской революции, заставившей  остальной мир задуматься о благе наемных работников. 

Оппоненты возразят: но ведь в СССР была совершенная уравниловка? О какой справедливости речь?  

— Да, это верно, — соглашается Евгения Зайцева. — Но правда и в том, что  при относительно скромном материальном вознаграждении каждый получал кучу благ в виде прописанных в Конституции: бесплатное образование, детские сады, здравоохранение, массу возможностей для саморазвития, творчества и отдыха. То есть государство как бы возвращало часть созданной работником прибавочной стоимости. После Второй мировой войны, чтобы избежать социалистических преобразований в своих странах, Франция и Германия резко изменили шкалу перераспределения прибавочной стоимости между работником и работодателем, сделав ее 5:4. 

Маркс верил, что конфликт пролетариата с буржуазией неизбежен. Но последующая победа социал-демократий, более ответственное поведение работодателей, мощные профсоюзы — все это смягчило негативные последствия капитализма. Тем не менее под разговоры о демократии и правах человека в мире растет шокирующее неравенство. По подсчетам лондонских экспертов, с 2008 года благосостояние 1 процента самых богатых людей планеты Земля растет со скоростью 6 процентов в год. Если данная тенденция сохранится, то уже к 2030 году этот самый 1 процент населения планеты будет контролировать 64 процента всех мировых богатств. Доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев считает это объективным процессом, о котором предупреждал Маркс: 

— Он весьма точно уловил первопричину кризисов как таковых. По Марксу в основе кризисов лежит перепроизводство товаров, возникающее из-за неуемной жажды прибыли. Стремление к ней заставляет усиливать эксплуатацию, производить все больше товаров с удержанием все большей прибавочной стоимости, что ведет к неспособности рабочих потреблять всю массу товаров. 

Однако сейчас эта теория претерпела изменения, уточняет Валерий Байнев:

— Все дело в растущей производительности труда. Если первая индустриальная революция заместила человека как источник мускульной силы, вторая и третья вытеснили его как оператора машины, то сейчас четвертая промышленная революция заменяет человека как источник интеллектуальной энергии. То есть люди все меньше нужны на производстве. В результате растет безработица. Собственники стремятся ограничить рост зарплаты, платить меньше либо уволить ненужных людей, минимизировать льготы и гарантии. Отсюда волнения, забастовки и другие кризисные процессы в странах ЕС. Урегулированы они могут быть лишь путем соглашений и договоров между властью, бизнесом и обществом.

Что из прогнозов Маркса сбылось

• Монополизация отраслей в мировой экономике

Маркс утверждал, что вся власть в конце концов будет сосредоточена в руках нескольких корпораций-монополий, которые будут бороться друг с другом. Уже в прошлом веке эта тенденция начала стремительно нарастать. Семейные магазинчики стали вытесняться гипермаркетами-монополистами. На смену небольшим местным банкам пришли мировые банки. А мелкие фермерские хозяйства исчезли под давлением сельскохозяйственных корпораций.

• Финансовые спекуляции

Маркс предупреждал, что, если дать волю финансовому сектору, он поработит реальную экономику, что мы и видим сегодня. На место формулы “деньги — товар — деньги” приходит формула “деньги — деньги”. Это сбылось, в первую очередь, в виде ипотечных пузырей на рынках США.

• Неравенство и поляризация доходов 

Маркс дал описание объективного процесса, когда концентрация богатства находится на одном полюсе и концентрация массовой нищеты — на другом. Некоторое улучшение этой ситуации произошло в XX веке. В развитых странах Запада состоялась, в сущности, тихая социалистическая революция — врастание социализма в капитализм.

И что не сбылось

• Поэтапная мировая революция

Ее так и не случилось, как ни старались большевики. Построение социализма в отдельно взятых странах не перекинулось на весь мир.

• Романтизация революций

На самом деле и классовые, и “цветные” революции чаще всего приводят лишь к разрушению государств, беспорядкам и нестабильности в обществе, снижению уровня жизни людей.  

• Неизбежный конфликт буржуазии и пролетариата

В современном мире, особенно в развитых странах, богатые и бедные до сих пор вполне уживаются. Да и сами понятия “пролетариат” и “буржуазия” давно размылись.

konon@sb.by

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки и осложнения при проведении реанимационных мероприятий
  • Ошибки и осложнения при применении штифтовых конструкций
  • Ошибки и осложнения при применении съемных пластиночных протезов
  • Ошибки и осложнения при применении пластмассовых коронок
  • Ошибки и осложнения при применении вкладок