Ошибки кадрирования портрета

Большинство фотографов думают, что портрет – это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.

В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.

Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.

Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.

Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.

Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.

Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 – 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.

Не забывайте, что на камерах формата APS – C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 – 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.

Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.

Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.

Ошибка №2. Нерезкие глаза.

Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.

Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.

Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.

Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.

Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение в режиме Live View. Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.

Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.

Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.

Съемка портрета на закрытой диафрагме – это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.

Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.

Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.

Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.

Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.

Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.

Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.

Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.

С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.

И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.

Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.

Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.

Ошибка №7. Резкие тени

В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.

Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.

Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.

Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.

Ошибка №8. Эффект красных глаз

Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.

Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Ошибка №10. Слишком далеко.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов – снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.

В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.

Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.

Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.

Жил-жил себе человек спокойно, потом как сфотографирует портрет, как выложит на всеобщее обозрение, и как узнает из комментариев, что горизонт у него завален, локоть так обрезать совершенно никак нельзя, глаза не по золотому сечению и как вы вообще могли отрезать модели краешек попы. И всё, больше спокойно не живется человеку. Теперь он только читает, как правильно сделать, чтоб в интернете помидорами не закидали.

В этой статье разбираемся, как правильно кадрировать людей и есть ли на самом деле какое-то «правильно» в этом вопросе.

Классические правила кадрирования портрета в студии

Когда мы снимаем кадр, цель которого — показать красоту модели и только, снимаем в теплой уютной студии, на нас не льёт дождь, не слепит солнце, а модель не уезжает от вас на велосипеде в другую галактику, произвольная нарезка частей тела может смотреться неуместно.

В таком портрете важна аккуратная компоновка.Также не стоит трогать границы кадра, если в смысл сюжета не заложены идеи «выхода за рамки», «тесноты», «границ» и «бунтарства», или если вы не показываете ясно, что сама модель — не главный смысл кадра.

Слева — оригинальный кадр, справа — пример небрежного кадрирования. Фото: Olga Yonsh

Так например, если мы отрежем пальцы ног моделям в этом кадре, это будет выглядеть случайной небрежностью в работе фотографа и вызывать у зрителя досаду.

Кадрирование портрета в репортаже

Если же кроме красоты модели у кадра есть ещё какой-то смысл или мы снимаем в не самых приятных условиях, правила игры меняются. 

Здесь уже играют два фактора: в портрете репортажном, жанровом или при съёмке в непогоду, зритель простит вам вольное кадрирование, потому что  оно может усилить впечатление. Так через плоскую картинку можно передать, какой шел ливень, и что вы снимали, намокнув до нитки за три минуты.

Мэтры фотографии не стесняются «резать» людей, и вы не стесняйтесь. Фото: Анри-Картье Брессон

Современное кадрирование портрета в студии

Или зрителю даже не надо будет ничего прощать, обрезка конечностей может подчеркнуть сюжет и передать смыслы.

Здесь смысл кадра слева — показать мастерство визажиста. Мы не волнуемся, есть ли у модели ухо и второй глаз, не кричим, куда автор дел подбородок. В кадре справа героине тесно в рамках, она раздвигает их локтями и упёрлась головой. Ей тесно в рамках настолько, что даже вместо лифчика она использует ватман. Фото: Olga Yonsh

Продолжим тему уместности того или иного кадрирования на примере фотографий для брендов ювелирных изделий. 

Когда главными героями кадров становятся украшения, нас перестаёт удивлять, что красоту модели нам подают лишь кусочно и «как фон». Когда суть кадра — передать красоту украшений или работу визажиста, модель в прямом смысле становится холстом. Так как в привычном понимании холст фотографа — это рамки кадра, довольно часто кадр холст заполняют моделью-холстом почти полностью, чтобы не было пустоты.

Примеры кадрирования портретов для рекламы ювелирных украшений. Фото: слева Vogue Portugal, справа Elle Magazine

В этих кадрах мы не переживаем, вдруг у девушки справа отсутствует половина лица и чьи руки обнимают лицо слева. Однако, если увлечься кадрированием без цели достижения конкретного результата, быть невнимательным или неопытным котиком-фотографом (тем самым, у которого лапки), можно получить кадры, которые выглядят неудачной случайностью, и кадры, в которых непонятно, все ли части тела у модели на самом деле в наличии или наоборот, не больше ли их, чем нужно.

Лайфхаки для кадрирования портрета

Как бороться с невнимательностью? Чем больше вы снимаете, тем больше деталей фотографии можете держать в голове одновременно. Это как с вождением машины. В самом начале обучения большинство из нас не могут переключать передачу, глядя в зеркало и продолжая движение прямо. Навык приходит с практикой. 

Как бороться с непонятной анатомией? Зачастую ошибки кадрирования — это ошибки постановки модели в кадре, её позы. Отчасти можно спасаться тоже практикой: чем лучше вы понимаете, что вы на съёмке видите объемного живого человека, а зрителям покажете только плоскую картинку, тем более критично вы замечаете неудачные позы. 

Но также во многих случаях ошибку кадрирования, совершенную на съёмке, можно решить более крупным кадрированием на этапе  постобработки.

Обратите внимание на кадрирование рук модели. Фото: Vogue Russia

С одной стороны, фотография выше достаточно хороша, чтоб стать обложкой журнала, выбранной из множества кадров профессионалами с большой насмотренностью. Рука здесь акцентирует внимание на серьге в ухе модели — так называемый композиционный приём ведущих линий. Но откуда эта рука? Если задуматься, мы легко понимаем позу модели, но избавиться от мысли, что она растет из головы, довольно трудно. Но что можно «Вогу», то никогда не простят комментаторы в интернете начинающему фотографу.

Почему не рекомендуют обрезать портрет по суставам

Основная причина непонятной анатомии в кадре — именно ошибки позирования, а не кадрирования. 

Наш мозг очень боится увечий. Постарайтесь абстрагироваться от того, что вы это снимали и знаете, что у модели всё хорошо с конечностями. Посмотрите строго: если вам кажется, что у героя кадра руки нет, зрителю это тоже покажется. Это правило касается не только кадрирования — точно так же работает со «спрятанными» из-за позы или предметов на переднем плане частями тела.

Для примера достану из древнего архива свой первый опыт съёмки со студийным светом. Разобраться, как работает световое оборудование, было для меня тогда сложной задачей, поэтому поза подруги-модели была для меня делом десятым. И вот мы получили картину «девушка без левой ноги», но это не имеет никакого отношения к кадрированию.

При помощи кадрирования можно решить проблему неправильного позирования. Фото из архива Olga Yonsh

Справа пример, как за счёт кадрирования я убираю со снимка эту жуткую ассоциацию. Фотография от этого не стала хорошей. Здесь остались плоский свет, сомнительные компоновка и стилизация и отсутствие сюжета. Но нам больше не кажется, что у девушки нет ноги.

Наше воображение готово достраивать всё, что кадрировано, до целого. Нужно только не мешать ему. Я очень люблю экспериментировать отражениями в кадре. Посмотрите, как мало на этих фотографиях модели. От обеих девушек в кадре только ноги. Остальное — частичные отражения в разных зеркалах. Но эти изображения не кажутся нам расчленёнкой, мы понимаем, что на них. Такие фотографии интересно разглядывать.

Отражения в зеркалах хочется разглядывать. Фото: Olga Yonsh

Как лучше кадрировать портрет

На заре фотографии у каждого человека фотографий было мало. И если у вас есть возможность снять только один-два парадных портрета, это не должна быть креативная фэшн-фотография. Это должна быть красивая простая фотография, выполненная по правилам кадрирования, которая понравится бабушке и которую бережно вставят в рамку внуки.

Слева: схема кадрирования портрета от ростового до крупного. Иллюстрация: digitalcameraworld.com // Справа пример отличного делового портрета. Фото: Ярослав Мирошник

Правила изменились, потому что сейчас фотографий много, и кроме делового фото и парадного портрета мы вольны снимать и сниматься как угодно.

Правила аккуратной обрезки диктует нам компоновка — ровное показывание предмета как он есть. Композиция — это всегда про смыслы, когда смысл важнее модели, во благо сюжета мы можем резать её как хотим.

Странное кадрирование — следствие странного позирования и необычных ракурсов. Либо неопытности и невнимательности автора. Странные позы и необычные ракурсы могут быть следствием необычной идеи или неудобных обстоятельств съёмки. 

Зачастую наличие или отсутствие креативного кадрирования диктует тема съёмки.

Если вы снимаете парадный, деловой портрет — воздержитесь от экспериментов. Кадрируйте по пояс или бёдра, пусть обе руки человека будут в кадре целиком. В принципе откажитесь от странных поз и странного кадрирования. На деловом портрете юрист, топ-менеджер или риелтор не должны быть креативными бунтовщиками, а должны быть вызывающими доверие компетентными специалистами.

Если вы снимаете портреты для тиндера, тут тоже в основном никому не нужно творческое кадрирование.

Если вы снимаете рок-группу, фокусника-сюрреалиста, творческий или коммерческий проект, в котором странность, вызов и неоднозначная реакция зрителей — это план, вот, это звездный час для неоднозначного смелого кадрирования.

Практические советы по кадрированию портрета

  • Будьте сами себе самым строгим критиком. Изучайте, как кадрируют мэтры фотографии в том жанре, в котором вы развиваетесь. 
  • Используйте границы кадра как часть истории, которую вы рассказываете, вместо оправданий что «ай, не влезло».
  • Можно резать по суставам, если вы возвращаете отрезанные конечности в кадр обратно через сгиб.

Картина «Возвращение руки с обрезанным локтем». Фото: Olga Yonsh

  • Не знаю ситуаций, в которых имело бы смысл резать посередине глаза.
  • Режьте человека по самым «широким» или наоборот, самым «узким» местам фигуры, если хотите, чтоб он казался массивнее. Режьте по сужающимся или расширяющимся, чтоб он казался изящнее.
  • Решите, что именно вы хотите сказать конкретным кадром. Сюжет определяет композицию и кадрирование. 
  • Избегайте ситуаций, когда «ни два, ни полтора». Если часть тела есть в кадре, сделайте так, чтоб она занимала больше трёх пикселей. Одна подушечка одного пальца смотрится как ненужный мусор и ошибка. Три пальца по две фаланги — как ваш хитрый план. Точно также и обрезка самого краешка одной ноги будет выглядеть небрежностью, но если модель касается границ кадра в нескольких местах — это уже ваш коварный авторский план.

В мире фотографии огромное количество жанров, в которых можно работать и развиваться. Однако портретная фотография особенно притягательна для новичков, не подозревающих, что у нее есть нюансы и сложности о которых нужно знать.

Казалось бы, сфотографировать человека не сложно. Тогда почему этот жанр не так-то прост? Всё дело в том, что сфотографировать человека – это одно, а передать его эмоции, раскрыть индивидуальность – значит выйти на совершенно новый уровень.

Чтобы создавать хорошие портреты, нужно не только разбираться в настройках камеры , но и уметь работать с людьми, правильно использовать свет, и иметь представление о композиции.

Портреты принято снимать в вертикальном положении, т.е. повернув камеру на 90 градусов (это и есть портретное положение), тогда кадр удобен для построения композиции. Хотя сейчас в тренде и горизонтальные портреты.

При съёмке крупных портретов крайне важно избегать использования широкоугольного объектива, поскольку черты лица передается неверно.

Портретная фотографии не требует сильно закрывать диафрагму, как это обычно делается для съёмки пейзажей , поскольку в кадре не нужна резкость заднего плана. Главное, чтобы глаза модели были в фокусе.

Вертикальный кадр пример кадрирования

Задний план хорошо размыт, но скомпоновано не очень удачно. Большую часть кадра занимает второстепенная деталь-пестрая блузка, в то время когда главная часть портрета-лицо лишь незначительную часть. Рамкой показано более уместное кадрирование

Максимально открытая диафрагма позволяет сфокусировать внимание зрителя на том, что вы хотели ему показать. С помощью фокуса и размытости можно управлять вниманием зрителя. Ну и конечно, открытая диафрагма красиво размывает фон.

Выдержка и ISO зависит от условий, в которых вы снимаете. Если фотосессия запланирована на летний солнечный день, то ISO будет минимальным, а выдержка может доходить до 1/1000 с и даже выше, что позволяет получить наиболее резкие снимки и сделать динамические кадры в движении.

В условиях плохой освещённости нужно избегать шевелёнки и размытости (при отсутствии света автофокус может допускать ошибки). Скорее всего, вам придётся поднять уровень ISO или использовать длинные выдержки.

Портретная фотография в исполнении начинающих щедра на ошибки. Разберем типичные из них.

В статье использованы бесплатные стоковые фото

1. Неумелая композиция кадра

Неверное кадрирование при съемке

Неверное кадрирование при съемке. Слева оставлено огромное пустое поле, и при этом взгляд модели упирается в край , то есть выводит вообще из кадра. Выделением показано более верное кадрирование

Типичная ошибка-оставлять слишком много или, наоборот, мало места над головой портретируемого, располагать его слишком близко к краям кадра, забывать о линиях в кадре.

Поясные портреты с обрезанными кистями рук или ростовые без ступней выглядят отталкивающе.

2. Слишком отвлекающий задний фон.
Детали в фокусе позади объекта будут отвлекать зрителя , Фон будет зрительно наезжать на объект. Следите за тем, чтобы в кадр не попадали лишние объекты или люди (если этого не было задумано изначально).

Ещё до съёмки посоветуйте вашей модели одежду таких цветов, которые будут сочетаться с фоном.

Модель слишком близко к фону

Изображение Erik Eris с сайта Pixabay
Модель слишком близко к фону, из-за чего фон и без того очень яркий, тянет внимание зрителя на себя. Кроме того съемка с прямым жестким солнечным светом, что дает контрастные тени и лишает  снимок атмосферы. И еще. Кадрирование поколенного портрета лучше делать чуть выше колена

3. Объект расположен слишком близко к фону
Если вы хотите сделать размытый фон, то расположите портретируемого на некотором расстоянии от него, а самим сделать несколько шагов
назад.
4. Неправильная фокусировка или ее отсутствие
Портретная фотография в первую очередь – это глаза, поэтому обязательно следите за тем, что вы фокусируетесь именно на глазах, а не на носу или щеке (сюда довольно часто может съехать автофокус).

Не торопитесь во время съёмки и проверяйте на месте отснятый результат (это позволит избежать или заметить допущенные ошибки).

Если вы снимаете человека в анфас, то сфокусироваться на глазах довольно легко. Если снимаете в профиль, то здесь уже придётся фокусироваться на том глазе, который находится к вам ближе.

Не забывайте о том, что можно сфокусироваться объекте съёмки, а потом, не отпуская спусковой кнопки, кадрировать снимок.

5. Использование длинных выдержек

Длинные выдержки при портретной фотосъемке с рук путь к шевеленке, то есть к нерезким кадрам. Например, съемка с объективом с фокусным расстоянием 100 мм и выдержкой длиннее 1/250 с может вызвать нерезкость из-за шевеленки .

Поэтому фотографируйте с более короткими выдержками, или используйте штатив.

6. Недостаточное или неудачное освещение

Портретная фотография любит  естественный свет. А универсальным  для съемки портрета можно считать мягкий, рассеянный свет.

Ошибка фотографирования по свету

Изображение Milan Stránský с сайта Pixabay. Типичная ошибка. Выбрано неудачное место для съемки в густой тени. На лице зеленые рефлексы от листвы, из-за чего проявились ненужные подробности кожи, что делает ее неряшливой.

Кроме того для крупно планового портрета был использован объектив с фокусным расстоянием  50 мм. Это исказило черты лица. Солнечный блик за заднем плане очень активный и отвлекает внимание.

Жесткое прямое солнечное освещение дает контрастные тени на лице, поэтому оно малопригодно для такой съемки.

Хорошо, если на небе будут легкие не сплошные облака. Если их нет, то поищите негустую тень от деревьев или от зданий. Очень хорошо, при съемке в тени, что бы перед моделью было открытое небо.

Отличные снимки можно получить утром или перед закатом в период золотого часа, а также около окна.

Если лицо подсвечено только с одной стороны, можно воспользоваться отражателем и заполнить тени мягким светом с другой стороны.

7. Снимать почти одинаковые снимки

В ходе фотосессии вам нужно отснять больше различных сюжетов, используя разные точки съемки, разные планы, менять локации, что бы потом из всей массы отснятого материала выбрать лучшие кадры.

Поэтому не стоит  “строчить» серии идентичных изображений, похожих друг на друга, которыми сейчас в изобилии “заливаются” альбомы начинающих фотографов в инстаграме.

8. Подменять качество, количеством

Помните, что важно не количество снимков, а их качество и оригинальность, поэтому не нужно делать 1000 снимков за час съёмки. В этом случае есть вероятность допустить больше ошибок и получить брак, (автофокус не всегда работает быстро)

Очень важно не замучить модель слишком длинной фотосессией. Если возникнет усталость или потеря интереса, то это отразится на лице и на качестве снимков. Да и вам лучше и проще пересмотреть и поработать с ограниченным количеством фото, а не с тысячей, или двумя

9. Неумение находить общий язык с моделью
Фотограф должен уметь находить общий язык с моделью и создавать для неё комфортные условия съёмки, а также постоянно поддерживать разговор и давать подсказки.

Обязательно перед съемкой необходимо установить психологический контакт с моделью.

Уделите предварительно беседе нужное количество времени. Будет хорошо, если во время беседы модель будет находиться напротив вас.

Используйте беседу, что бы изучить особенности лица модели: асимметрию, форму носа, подбородок и т.д.

Задушевная беседа вызовет доверие модели к вам. Во время съемке она будет чувствовать себя комфортно и уверено. Это положительно скажется на снимках.

Человек себя не видит, его видите только вы, поэтому ему нужно постоянно что-то подсказывать. Даже профессиональные модели слушают подсказки фотографов, так как фотографу со стороны виднее то, что получается.

Не забывайте о том, что полученные снимки вы будете использовать в своём портфолио, поэтому руководить моделью – отличный способ получить те кадры, которые хотите именно вы.

10. Неуверенность фотографа

Многие новички боятся первых съёмок, особенно в студиях и с чужими людьми.

Если вы и допустили какую-то ошибку, постарайтесь её незаметно исправить. И ни в коем случае не впадайте в панику, не показывайте свою неуверенность модели, так как она тоже начнёт нервничать и, в конце концов, разочаруется в съёмке.

Поделитесь записью с друзьями

Главные-ошибки-при-съемке-портретовМногие новички, обзаведясь камерой, начинают активно снимать портреты знакомых, друзей, прохожих, считая, что в этом жанре нет ничего сложного и каждое фото практически шедевр. Но опытный фотограф сразу заметит главные ошибки при съемке портретов, которые повторяются у большинства любителей. Как же избежать этих ошибок и по возможности исправить.

  • Глаза вне зоны резкости
  • Использование широкоугольной оптики
  • Чрезмерная глубина резкости
  • Предметы, растущие из головы
  • Слишком малая глубина резкости
  • Неправильная высота съемки
  • Резкие тени на лице
  • Эффект красных глаз
  • Слишком детализированная кожа
  • Съемка издалека
  • Неудачная композиция

Глаза вне зоны резкости

Глаза вне зоны резкостиДля выразительного портрета главное, чтобы в зоне резкости оказались глаза модели. Но на многих портретах в фокусе оказывается что угодно, только не они. Этот недочет возникает по нескольким причинам: из-за малой глубины резкости при широко открытой диафрагме, из-за ошибки автофокусировки фотоаппарата, из-за невнимательности фотографа.

Чтобы избежать невыразительности портрета, важно обратить внимание, на чем сфокусировался фотоаппарат, еще до нажатия на спусковую кнопку. Если такая ошибка системы появляется постоянно, лучше переключиться в меню камеры на точечную фокусировку и направить ее на глаза. Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка. Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа.

Если серия кадров уже отснята и на всех портретах глаза нерезкие, можно обратиться к программам пост обработки. В фотошопе можно исправить такую ошибку, увеличив резкость глаз. Однако это не даст такого эффекта, как точная фокусировка во время съемки.

Использование широкоугольной оптики

Использование широкоугольной оптикиПри съемке крупных портретов на широкоугольные объективы получаются снимки, искажающие перспективу. В итоге черты лица получаются неестественными. Увеличенные нос и глаза, неправильные пропорции лица, вот чего можно добиться при съемке лиц людей крупным планом на широкоугольную оптику.

Чтобы не сделать такую ошибку, важно правильно подобрать объектив.

Для съемки портрета можно использовать оптику с большим фокусным расстоянием, но снимать издалека, используя зум, а не с близкого расстояния. Так с пропорциями лица будет все в порядке. К тому же при зуммировании красиво размоется фон. Это поможет акцентировать внимание на человеке.

При съемке портрета модели с окружающей обстановкой уместно использовать объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для более крупных портретов удачнее будет оптика на 70-85 мм.

Чрезмерная глубина резкости

Чрезмерная глубина резкостиСильная детализация всего снимка при съемке портретов – довольно частая ошибка. Даже, если в кадре интересная и продуманная композиция, не стоит слишком акцентировать внимание на всех деталях. Фон будет отвлекать внимание от человека. Чтобы немного уменьшить глубину резкости, достаточно открыть диафрагму примерно до f5.6. Такая настройка фотоаппарата не размоет фон полностью, но сделает его мягче и переместит акцент на портрет, а не на окружающую обстановку.

Если по задумке фон должен быть размыт сильно, можно попросить модель отойти дальше от фона, а также сильнее открыть диафрагму. Чтобы при этом снять портрет в задуманном формате, фотографу также придется отступить дальше от модели. Даже если на фоне нет большого числа лишних деталей и ярких элементов, лучше, чтобы модель немного отошла от него. В противном случае возникнет впечатление, что она приклеена к нему. К тому же так фон будет таким же резким, как и снимаемый человек, что сделает снимок непривлекательным.

Еще один выход, если глубина резкости слишком большая – использовать длиннофокусный объектив и приблизить изображение модели при помощи зума.

Если эта ошибка замечена только после съемки, можно воспользоваться фоторедактором и размыть фон. Есть несколько способов, позволяющих сделать это. Однако эффект будет не таким естественным, как при размытии фона при помощи фотоаппарата.

Предметы, растущие из головы

Предметы, растущие из головыЭто еще одна распространенная ошибка, которую совершают практически все новички. Ее причина – в невнимательности фотографа к фону при съемке портретов. В итоге из головы часто вырастают фонарные столбы, деревья, цветы и другие предметы, которые портят даже самый выразительный портрет. Исправить эту ошибку проще всего в процессе съемки. Достаточно самому изменить немного ракурс. Иногда достаточно сместиться на несколько сантиметров, и фотография спасена. Также можно попросить модель немного изменить положение. Если на заднем фоне слишком много предметов, и смена точки съемки и перемещение человека не помогают, можно открыть пошире диафрагму и размыть фон.

В случае, если торчащие из головы предметы замечены лишь после съемки, придется поработать в фотошопе, применив точечную коррекцию или другие приемы пост обработки, чтобы избавиться от лишних предметов на фотографии.

Слишком малая глубина резкости

Слишком малая глубина резкостиУ этой ошибки две интерпретации. В первую очередь, при съемке на максимально открытой диафрагме можно получить снимки, на которых идеально резкими не будут даже главные черты лица, например, глаза. Все фото будет немного размыто. Например, очень неестественно смотрятся фотографии, на которых один глаз модели находится в зоне резкости, а другой размыт. Профессионалы рекомендуют всегда немного прикрывать диафрагму. Например, для объектива с 50 мм f1.4 рабочая диафрагма начинается со значение f1.8-f2. Используя большие значения диафрагмы, нужно особенно внимательно следить за тем, что находится в зоне фокусировки. Можно проверить резкость сразу после создания снимка, максимально увеличив изображение на экране фотоаппарата. Если глубины резкости недостаточно, следует немного прикрыть диафрагму и сфокусироваться точнее.

Еще одна грань этой ошибки – однотипные портреты с полностью размытым фоном. Они могут выглядеть эффектно и стильно. Но если такой прием повторяется во всех фотографиях, возникает вопрос о профессионализме фотографа. Возможно он просто не умеет работать с фоном и в любой ситуации старается его размыть.

Неправильная высота съемки

Неправильная высота съемкиКонечно точка съемки зависит от конкретной ситуации, замысла фотографа, его модели. Но есть определенные правила, которые помогают сделать портрет наиболее выигрышным.

Главное из них – фотоаппарат должен находиться на уровне глаз модели. Особенно, если это крупнолицевой портрет.

Так, неправильно снимать детей с высоты своего роста. Лучше быть с ними на одном уровне. Исключением могут быть фотографии, на которых фотограф хочет подчеркнуть, насколько ребенок мал. Тогда съемка с высоты оправдана и не будет ошибкой.

При съемке людей снизу есть риск появления на фотографиях двойных подбородков, акцента на ноздрях и других не красящих моделей нюансов.

Фотографу стоит знать, что съемка сверху визуально укорачивает ноги, а сверху – наоборот удлиняет. Этот прием можно использовать для воплощения своих идей и презентации модели в более выигрышном свете. Например, если у девушки полные и короткие ноги, можно сфотографировать ее с нижней точки. Так ноги будут визуально стройнее и длиннее.

Неверный ракурс – это одна из тех ошибок, которые практически не исправить при коррекции изображения, поэтому особенно важно следить за этим в процессе съемки.

Резкие тени на лице

Резкие тени на лицеЧерные провалы на лице способны испортить портрет даже самого привлекательно человека.

Такая ошибка чаще всего возникает при съемке в полдень в солнечный день. В таких условиях есть несколько способов спасти серию фотографии. Можно сделать несколько кадров, на которых модель закроет глаза и направит лицо к солнцу. Так оно будет равномерно освещено и человека не будет слепить яркий свет. Остальную часть кадров можно сделать в тени. При этом важно следить, чтобы тень была равномерной, и на лице не красовались узоры из солнечных пятен и тени листьев деревьев.

Также избавиться от резких теней позволит использование рассеивателя или накамерной вспышки. Причем вспышку лучше не направлять прямо на лицо, иначе кадр будет плоским. Лучше воспользоваться синхронизатором и осветить лицо немного сверху и сбоку.

Эффект красных глаз

Эффект красных глазВо многих современных камерах есть функция подавления эффекта красных глаз. Но если фотограф использует более старую модель, есть риск появления такой ошибки.

Зрачки чаще всего приобретают красный цвет при использовании встроенной вспышки.

Чтобы избежать этой ошибки можно:

  • Уменьшить интенсивность импульса вспышки в настройках фотокамеры;
  • Отказаться от ее использования, настроив фотоаппарат вручную;
  • Воспользоваться внешней вспышкой.

К счастью эффект красных глаз очень легко убрать в фотошопе. Алгоритм действий простой, поэтому с ним справится даже новичок.

Слишком детализированная кожа

Слишком детализированная кожаЛицо в портретной фотографии должно быть резким, но излишняя детализированность снимка может подчеркнуть все недостатки кожи.

Как этого избежать:

  • Проводить съемки при мягком утреннем или вечернем свете, а не в полуденные часы;
  • Не прикрывать диафрагму слишком сильно;
  • Не включать на фотоаппарате режимы с повышением насыщенности. Они усиливают цвета и подчеркивают все недостатки: прыщи, угри и шрамы. Лучше выбрать нормальную или нейтральную настройку цвета;
  • Не повышать резкость в фотоаппарате.

Если на портрете все-таки очень много проблемных участков, можно заняться ретушью в фотошопе. Самый легкий способ – точечная коррекция. Также можно воспользоваться специальными фильтрами, которые сглаживают недочеты. Фотографу остается убрать лишь самые крупные дефекты. При этом важно не переусердствовать с пост обработкой, чтобы лицо было естественным, а не пластиковым.

Съемка издалека

Съемка издалекаПри съемке портретов с большого расстояния, фотограф берет в кадр слишком много лишнего пространства. Оно отвлекает от человека, не дает понять суть снимка.

Лучше подойти ближе или воспользоваться зумом. Более крупный портрет будет смотреться эффектнее.

Конечно, можно кадрировать фото после съемки. Но в этом случае неизбежна потеря качества.

Неудачная композиция

Неудачная композицияДаже в крупнолицевом портрете и фото с полностью размытым фоном, фотограф должен продумывать композицию. Так, в портрете активно используется правило третей. Глаза модели должны находиться на одном уровне с одной из двух горизонтальных или вертикальных линий, или в точке силы. Если взгляд человека направлен в сторону, с этой стороны кадра необходимо оставить больше места, чтобы взгляд не упирался в край снимка.

На портрете не должно быть пустого ничем не оправданного пространства. И напротив рамки фотографии не должны быть слишком сжаты, чтобы не создавалось впечатление, что человеку тесно в этом пространстве, и оно давит на него.

Кадр можно обрезать при пост обработке, немного исправив композицию. Но не все ошибки поправимы таким способом.

При съемке портрета важно обращать внимание на многие нюансы. Глубина резкости не должна быть слишком большой или слишком маленькой, следует выбирать правильный ракурс, следить за композицией и расположением модели относительно фона. Всегда проще заметить и исправить ошибку во время съемки, чем ломать голову, как скорректировать это в фотошопе. Тем более, фоторедактор – не панацея от всех главных ошибок при съемке портретов, некоторые из них просто невозможно исправить пост фактум.

Чтобы делать удачные фотопортреты, нужно думать не только о настройках камеры: вы должны контролировать, что освещение установлено правильно, есть подходящий фон, а также под рукой гардероб и другие реквизиты для съемки. Но больше всего внимания требуется уделять людям, которых вы фотографируете.

photo by Kevin Landwer-Johan

Совмещать все это нелегко, особенно если у вас мало или совсем нет опыта.

Хороший способ получить опыт — это практика съемки портретов кого-то, кого вы знаете и кому нравится фотографироваться. Работа с одним и тем же человеком более чем на одну или две фотосессии поможет развить необходимые навыки. Поначалу многие делают типичные ошибки при портретной съемке. Постарайтесь их избегать.

  • Плохая композиция

Самая распространенная ошибка композиции портрета — это слишком большое пространство над головой объекта съемки. Эта пустота на портрете, как правило, ничего не делает для внешнего вида фотографии. И если в этом пространстве нет смысловой нагрузки, обрежьте его.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Отвлекающий задний план

Слишком много деталей в фокусе позади вашего объекта может отвлечь внимание от него. Тщательно выбирайте позицию. Внимательно выбирайте объектив. Использование длиннофокусного объектива уменьшает объем фона в кадре.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Объект находится слишком близко к фону

Даже при использовании простого фона будет лучше, если вы отделите объект съемки от него.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Объект не в фокусе

У вас может возникнуть соблазн широко открыть диафрагму, чтобы размыть отвлекающий фон. Но будьте осторожны с таким приемом, чтобы не потерять фокус на объекте. Размытие фона может привести к слишком сильному размытию самого объекта съемки.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Глаза не в фокусе

Если у объекта съемки есть глаза, сфокусируйтесь на них. Это одно из важных правил фотографии. Очень редко портрет с глазами не в фокусе выглядит хорошо. Когда модель смотрит прямо в камеру, легко можно сфокусировать оба глаза. В случае, если голова повернута в сторону, вам необходимо сфокусироваться на том глазе, который ближе к камере.

  • Медленная выдержка

Люди двигаются. Вам нужно выбрать достаточно быструю выдержку, чтобы появилась возможность «заморозить» движение. Даже если движение невелико, все равно оно может привести к размытому снимку в случае слишкой малой скорости затвора.

photo by Kevin Landwer-Johan

Обычно достаточно использовать значение выдержки в 1/250 секунды.

  • Плохое освещение

Современные камеры могут делать фотографии при малом освещении, поэтому легко ошибиться в настройках.

photo by Kevin Landwer-Johan

Очень важно иметь правильное освещение для создания настроения. Если вам нужен мягкий и романтичный портрет, то жесткое, высококонтрастное освещение тут не подходит. Точно так же мягкий свет не поможет вам создать драматичную атмосферу на фотографии.

  • Плохой момент съемки

Уловить правильный момент съемки очень важно. Если вы пропустите этот момент, люди, которых вы снимаете, могут не захотеть позировать снова.

photo by Kevin Landwer-Johan

Выбор момента съемки может стать удачным или испортить портрет. Важно ждать и наблюдать за лицом человека, чтобы нажать кнопку спуска затвора в нужное время. Большинство людей не будут смотреть в вашу камеру, не меняя выражения лица, поэтому вы должны быть готовы поймать миг, когда они выглядят лучше всего.

Если вы фотографируете человека, который часто моргает, вам придется поймать момент, когда у человека открыты глаза.

  • Недостаточно фотографий

Вам понадобится сделать достаточно много фотографий. Малое количество снимков расстроит вас, когда вы будете редактировать и обрабатывать фото, поскольку у вас будет слишком мал выбор.

photo by Kevin Landwer-Johan

Но не сидите с камерой в режиме серийной съемки, заполняя карту памяти почти идентичными изображениями. Стремитесь создать разнообразие снимков, это облегчит задачу выбора.

  • Слишком много фотографий

Может быть сложно найти баланс между недостаточным и слишком большим количеством фотографий.

Некоторым людям будет удобнее фотографироваться более долгий период времени по сравнению с другими. Вы должны понимать это. Если ваш объект съемки становится скучным или начинает нервничать из-за того, что вы снимаете его слишком долго или делаете слишком много фотографий, это будет видно по его лицу. В результате пострадает качество фото.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Нехватка взаимопонимания с объектом съемки

Хороший контакт с человеком, которого вы фотографируете, является одним из наиболее важных аспектов портретной съемки. Построение взаимопонимания со своим объектом, даже если у вас на съемку есть всего несколько минут, может оказать большое влияние на конечные изображения.

photo by Kevin Landwer-Johan

Когда ваш человек расслаблен с вами и счастлив, вы получите лучшие снимки. Ваша манера общения с персонажем съемки очень важна.

  • Не направляете модель и не корректируете позы

Выясните, какова цель портретной сессии, какой тип фотографии нужен персонажам фото, что именно они хотят получить.

Когда вы знаете, чего они хотят, вы будете знать, чего вы должны достичь. Если люди не понимают, что вы просите их сделать, просто покажите им. Поместите свое тело, руки, лицо так, как вы хотите, чтобы модель повторила за вами.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Ощущение, будто вы навязываетесь

Это часто встречается при фотографировании незнакомцев. Многие уличные фотографы предпочитают неформальные портреты, потому что они не хотят навязываться людям.

photo by Kevin Landwer-Johan

Вам нужно изменить свое мышление и научиться снимать людей на улице.

  • Неуверенность

Если вы застенчивы и не уверены в себе, это может отразиться и на объекте съемки. Вам не нужно устраивать шоу, просто расслабьтесь и будьте уверены, что вы создаете хорошие фотографии.

photo by Kevin Landwer-Johan

  • Торопитесь, чтобы закончить побыстрее

Не торопитесь. Это не гонка. Дайте себе возможность хорошенько сосредоточиться на том, что вы делаете. Убедитесь, что вы получаете то, что хотите, и тогда ваш объект с большей вероятностью будет доволен результатом.

Заключение

Фотография требует практики, для успеха необходимы концентрация и настойчивость. Вот почему хорошо практиковаться в создании портретов с кем-то, кого вы знаете и кто готов фотографироваться. Изучите свою камеру, будьте уверены в ней и в своем предмете съемки, и вы научитесь делать замечательные портреты.

photo by Kevin Landwer-Johan

Все фото by Kevin Landwer-Johan

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки и осложнения при несъемном протезировании зубов
  • Ошибки исправлены почему одна н
  • Ошибки кадастровых инженеров при межевании судебная практика
  • Ошибки и осложнения при наложении кровоостанавливающего жгута
  • Ошибки иностранцев при изучении русского языка