Ошибки интервьюера при проведении отборочного интервью

Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации.

В этом параграфе мы перечислим основные
ошибки, допускаемые интервьюерами, а
также дадим полезные рекомендации, не
пытаясь привести их в единую систему.

А. Ошибки интервьюеров

1. Высказывание личных
мнений интервьюера. Одна из наиболее
частых ошибок, которую совершают
начинающие исследователи, заключается
в том, что интервьюер увлекается беседой
и начинает говорить сам, порой произнося
обширные монологи. Это большая методическая
ошибка, независимо от того, выражает
интервьюер в своих монологах согласие
или несогласие с респондентом. Во-первых,
на произнесение монологов затрачивается
полезное время интервью, которое всегда
ограничено. Во-вторых, монологи интервьюера
могут вносить искажения в интервью или
вызвать снижение мотивации у респондента.
Роли интервьюера и респондента
принципиально различны: интервьюеру
должно быть интересно все, что говорит
респондент. Более того, поскольку
интервьюер заинтересован в выявлении
логики респондента, он, как уже говорилось,
искренне «разделяет» самые разные
мнения. Наконец, интервьюер заранее
готов к тому, что он будет вести беседу
с представителем иной социальной или
профессиональной субкультуры, обладающим
специфическим языком и специфичными
социальными нормами. Все эти требования
к ролевой позиции интервьюера отсутствуют
у ролевой позиции респондента. Монологи
интервьюера вовсе не обязательно должны
вызывать у него интерес и согласие.
Высказывая свое личное мнение, интервьюер
рискует вызвать негативную реакцию
респондента, который может быть не
согласен с ним либо негативно воспринять
манеру изложения этого мнения. Влияние
последнего фактора следует подчеркнуть
особо: манера изложения мысли и специфика
словаря опрашивающего сразу обнажают
различие субкультур интервьюера и
респондента. Практика показывает, что
реакция на это различие, как правило,
бывает негативной.

Учитывая все это, начинающим интервьюерам
могут быть даны следующие рекомендации:

а) запрещается произносить какие-либо
фразы, которые не заканчиваются знаком
вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда
заданный вопрос сложен, допускается
высказывание нескольких разъясняющих
повествовательных предложений, после
которых обязательно должно следовать
вопросительное;

б) интервьюеру вообще следует стремиться
как можно меньше говорить. Запрещается
высказывать свое личное мнение,
произносить монологи.

2. Чрезмерная активность
интервьюера. Она выражается в использовании
слишком большого числа вопросов,
постоянных прерываниях высказываний
респондента. Выше уже говорилось, что
новый вопрос не следует задавать прежде,
чем предыдущая тема будет исчерпана,
причем нужно предпринять специальные
усилия, чтобы убедиться, что эта тема
действительно исчерпана до конца.
Слишком частая постановка дополнительных
вопросов ведет к обрывам тем и к хаотичному
их перемешиванию. Хороший интервьюер
старается задавать как можно меньше
вопросов и при этом получить как можно
больше информации от респондента.

3. Ограничение ответов.
Для интервьюера, особенно работающего
по найму, существует искушение ограничить
интервью теми областями, которые
обозначены в вопроснике, и отказаться
от всех сообщений респондента, которые
не относятся к этим областям. Сообщения
и замечания, которые не попадают в эти
заранее определенные области, часто
интерпретируются как нерелевантные.
Конечно, если эти высказывания
действительно не относятся к делу, если
они уводят интервью в направлении, не
имеющем ничего общего с рассматриваемыми
вопросами, то такое отклонение должно
быть остановлено. Но часто интервьюер,
вооруженный вопросником ,слишком поспешно делает вывод о том,
что высказывания респондента не относятся
к делу, только лишь потому, что
соответствующие темы не обозначены в
вопроснике. Здесь возникает опасность
поддаться преждевременному и ложному
суждению и приостановить то, что всегда
является самым ценным –непредвиденный релевантный ответ.

4. Навязывание тем. Вопросник
может явиться причиной неполноты
интервью еще и потому, что интервьюер
слишком строго придерживается и
навязывает респондентам вопросы и темы,
которые включены в план интервью, но
которые не связаны с действительным
опытом опрашиваемых, и на которые они
просто не могут ответить. Навязывание
возникает в том случае, когда интервьюер
задает вопрос и настаивает на ответе,
не убедившись, что респондент действительно
может что-то сказать по этому поводу.
Часто интервьюеры следуют такой тактике
только потому, что считают себя обязанными
осветить все темы из своего вопросника.

Навязывание тем влечет за собой два
негативных последствия. Во-первых, не
зная, что сказать, респондент начинает
импровизировать и фантазировать.
Во-вторых, навязанные темы подавляют
ту релевантную информацию, которую
респондент мог и хотел сообщить, что
отрицательно сказывается на полноте
интервью.

5. Ошибка, состоящая в
быстрых переходах. Желая добиться как
можно более полного охвата заранее
предусмотренных тем, интервьюер часто
удовлетворяется поверхностным их
рассмотрением. Стремясь к полноте, он
жертвует глубиной. Иногда его подталкивает
к этому опасение, что он не успеет в
отведенное для интервью время охватить
все темы, предусмотренные в вопроснике.
Часто такой страх бывает необоснованным
и интервью заканчивается намного раньше
намеченного срока. Но даже если вопросник
действительно слишком обширен, чтобы
провести интервью в отведенное для него
время, ускорение темпа интервью все
равно себя не оправдывает. Не много
смысла в стремлении номинально охватить
широкий круг вопросов, если информация
по каждому из них незначительна. Лучше
рассмотреть ограниченный круг вопросов,
но зато так, чтобы они были раскрыты
исчерпывающим образом. Что же касается
вопросов, оставшихся нерассмотренными,
то можно попытаться договориться с
респондентом о новой встрече.

Сказанное можно проиллюстрировать
известным логическим пра­вилом: чем
больше объем понятия, тем меньше его
содержание. К примеру, в ситуации
экономического кризиса мы задаем
респонденту вопрос о том, как он живет.
Ответ «плохо» будет правильным, но
банальным, поскольку о плохом состоянии
экономики знает и сам интервьюер. При
таком ответе остаются за рамками
рассмотрения множество важных вопросов:
каковы источники доходов респондента,
каков потребительский бюджет его семьи,
есть ли в семье запасы продовольствия
и т. д. Приведенный пример показывает,
что чем глубже раскрывается тема, тем
более содержательной и менее банальной
становится сообщаемая респондентом
информация. Иными словами, глубина
раскрытия тем важнее широты их охвата.
Поверхностное рассмотрение тем редуцирует
интервью к набору банальных суждений.

Б. Некоторые рекомендации

1. Использование личных качеств. В
интервьюировании нет единого стиля.
Каждый интервьюер использует свой стиль
поведения, который является для него
естественным. Начинающие интервьюеры
часто боятся использовать в интервью
свой естественный стиль поведения. Они
стараются как бы надеть маску, которая,
по их мнению, соответствует профессиональной
роли интервьюера. К примеру, они стараются
сохранять непроницаемое, чопорное
выражение лица. Это ошибка. Респонденту
легче раскрыться и откровенно поговорить
с человеком, который не боится быть
самим собой. Как уже говорилось, уместная
шутка может облегчить установление и
поддержание атмосферы искренности и
доверия. Однако отметим, что здесь, как
и во всем, нужна мера. Чрезмерное обилие
шуток может настроить респондента на
шутливый лад, а это приведет к сильному
искажению ответов.

2. Фиксация главной мысли.
В ходе интервью очень важно вычленять
основные идеи из ответов респондента.
Здесь нужен определенный навык, поскольку
респонденты редко подают явные сигналы
о том, что сейчас будет высказана главная
мысль. Очень редко респонденты говорят
прямо: «А вот сейчас я скажу самую главную
мысль». Отсутствие явных высказываний
такого рода не означает, однако, что
респонденты не подают никаких сигналов
о том, что является наиболее важным.
Сигналами главной мысли могут быть
паузы, жесты, усиление голоса, интонации
и т. д. Интервьюер должен уметь воспринимать
эти сигналы. Кроме того, важно следить
за логикой мысли респондента. Интервьюер
должен разобраться в том, что является
главной мыслью, а что – деталями,
примерами и другой дополнительной
информацией.

3. Рефлексия чувств. Одним
из важнейших умений, необходимых для
проведения интервью, является рефлексия
чувств. Это избирательная форма слушания,
при которой интервьюер различает
эмоциональные обертоны сообщений и
рефлектирует (отражает) их на
респондента, не делая при этом попытки
дать оценку услышанному. Рефлексия
чувств –это способность,
которая требует определенной практики.
Если интервьюер владеет таким умением
и правильно реагирует на высказывания
респондента, это дает последнему большую
уверенность в способности интервьюера
его понять. В результате это помогает
перевести разговор на те проблемы,
которые являются для респондента
источником беспокойства.

4. Комментарии не для
записи. Иногда респонденты готовы дать
разъяснения или расширенные комментарии
лишь в том случае, если их ответ не будет
записан. Если интервьюеру не удается
убедить респондента изменить свое
решение, следует закрыть блокнот или
выключить диктофон. После окончания
интервью можно восстановить сказанное
респондентом по памяти, но использовать
этот материал следует с особой
осторожностью, чтобы не повредить
респонденту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Отбор персонала в компанию – это очень ответственное и важное мероприятие, состоящее из нескольких этапов. Одним из самых главных этапов в подборе персонала является проведение собеседования с кандидатом или его интервьюирование. От того насколько грамотно будет выстроено интервью и проведена его оценка, зависит, какой кандидат будет выбран. Оно играет ключевую роль в принятии решения о приёме на работу, поэтому к нему необходимо серьёзно готовиться, стараться проводить его правильно и не допускать ошибок при его проведении.

Для того чтобы получить нужный результат, интервьюеру надо чётко представлять на какую должность требуется сотрудник, и в каких условиях этот человек будет работать, Какая у него будет заработная плата, график, место работы, социальный пакет и будет ли возможен профессиональный рост. Также нужно знать, что будет входить в его обязанности, какие задачи предстоит выполнить, и какими качествами он должен обладать, чтобы эти задачи выполнить. Нужно владеть обширной информацией о компании, в которую подбирается персонал. Эта информация касается названия компании, истории, формы собственности, размеров и профиля компании, месте на рынке и перспективах развития компании и принятой там корпоративной культуры.

Важно правильно подобрать время и место для проведения интервью и предварительно изучить резюме и анкету соискателя, чтобы наметить основные вопросы. Интервьюеру необходимо владеть техникой оценки персонала и обладать информацией о предпочтениях тех людей, которые будут принимать окончательное решение о найме.

Основные задачи интервью:

  1. Оценка соответствия соискателя вакантной должности.
  2. Сравнительный анализ профессиональной компетенции всех соискателей на одну и ту же должность.
  3. Предоставление соискателю максимально полной и достоверной информации о компании с целью принятия им решения о трудоустройстве.

Нужно быть профессионалом, чтобы достойно проводить интервью, оценивать каждого кандидата по достоинству и достойно представлять компанию в ходе беседы с кандидатом. Важно владеть информацией о том, как правильно проводить интервью и о том, каких ошибок допускать не следует.

Типичные ошибки при проведении интервью

Внутренние (психологические) эффекты, связанные с неправильной оценкой соискателя интервьюером:

  • Первое впечатление. Не стоит оценивать кандидата сразу за несколько минут в самом начале собеседования, надо предоставить ему возможность открыться.
  • Стереотипы. Например, если человек в очках, то он обязательно должен быть умным.
  • Эффект контраста. Сравнение соискателей между собой в большей степени, чем сравнение каждого с требованиями работы.
  • Личная симпатия и проецирование на себя. Более высокая оценка соискателей, вызывающих симпатию и схожих по каким то качествам со специалистом по персоналу, несмотря на их профессиональные качества.
  • Заострение внимание на негативной информации, идущей от кандидата и стремление найти дополнительные подтверждения негатива.
  • Подбор кандидата под определённый шаблон (определённый тип личности), выстроенный у специалиста по персоналу.
  • Необоснованное внимание к акценту соискателя. Особенно на рабочих должностях, где сотрудники мало с кем общаются.
  • Эффект реальности. Надо помнить, что интервью – это стресс и люди могут нервничать или наоборот завышать свои достоинства и вести себя с некоторой долей превосходства, то есть могут себя не совсем так, как в реальной жизни в более спокойной привычной для них обстановке.
  • Половой фактор. Некоторые специалисты неправильно оценивают компетентность мужчин или женщин в определённой области, хотя необходимо помнить, что всё очень индивидуально и от пола не зависит.

Ошибки в технике проведения интервью:

  • Непродуманность. Когда нет чёткого плана, в какой момент и какие вопросы необходимо задать.
  • Доминирование. Когда интервьюер не даёт возможности кандидату высказаться, выразить свои мысли по заданному вопросу, всё время его перебивает и подчёркивает, что он (интервьюер) тут главный.
  • Закрытость. Это касается как постановки закрытых вопросов, на которые у кандидата часто нет возможности ответить открыто, так и ухода интервьюера от вопросов кандидата, касательно компании.
  • Утечка информации. Когда продолжительная по времени беседа никак не фиксируется (запись, диктофон, камера) в этом случае теряется очень много информации и не получается сделать полноценный анализ беседы, который, как правило, делается через некоторое время.
  • Неактуальность собираемой информации. Когда у кандидата подробно спрашивают о том, где он работал 10 и более лет назад, хотя за это время многое изменилось.
  • Несвоевременная оценка. Когда делают преждевременные выводы, особенно в самом начале интервью, несмотря на то, что в процессе кандидат может раскрыться и показать себя с лучшей стороны.
  • Неясность, по каким критериям оценивать кандидата. Когда не продуманы необходимые параметры для оценки.

Проведение интервью с потенциальным сотрудником успешной компании очень важное и ответственное мероприятие, которое может грамотно провести только опытный профессионал. Наше кадровое агентство по подбору персонала сможет эффективно провести интервью со всеми Вашими кандидатами, предоставить свою оценку и записи бесед, для дальнейшего принятия решения о трудоустройстве Вашим руководством!

Рынок кандидатов стремительно меняется. Если раньше соискатель был заинтересован в собеседовании, то сейчас с точностью до наоборот: менеджер по персоналу «поштучно» выискивает кандидатов, всячески заинтересовывает их условиями и возможностями новой работы.

Если раньше телефонное интервью воспринималось как первичное собеседование, своего рода отсев кандидатов, то сейчас телефонное интервью — скорее презентация менеджером по персоналу компании и вакансии.

Процент «дошедших» на собеседование кандидатов с каждым годом все уменьшается.

В таких условиях важно заинтересовать соискателя на собеседовании, грамотно провести интервью, не совершать ошибок, которые вызовут недоверие соискателя к компании.

Рассмотрим самые распространенные ошибки во время проведения собеседования.

1. Рекрутер упускает ряд организационных вопросов

Чтобы этого избежать, стоит придерживается определенного алгоритма проведения собеседования. Давайте рассмотрим его детальнее.

Установление контакта. На этом этапе важно расположить кандидата к общению. Ведь нам надо увидеть истинное лицо, а не маску, которую часто надевают на себя, чтобы произвести впечатление. И чем искреннее будет вести себя менеджер по персоналу, тем непринужденнее будет чувствовать себя вторая сторона. Поприветствуйте кандидата, задайте ему несколько нейтральных вопросов (например, легко ли он нашел ваш офис).

Рассказ о компании и вакансии. Вкратце расскажите о том, чем занимается компания. Но не расхваливайте слишком компанию, чтобы не сложилось впечатление, что вы, как торговец на рынке, пытаетесь сбыть некачественный товар. Опишите функционал должности.

Интервьюер иногда забывает рассказать о цели собеседования и его структуре. И кандидат уходит с непониманием и недоумением: что это было?

Собственно, интервью. Здесь также есть несколько важных моментов:

  • Не задавайте отвлеченных вопросов, только ради любопытства. Например, как бы вы ни любили автомобили, не стоит выспрашивать у соискателя, какая у него модель авто, насколько экономна в обслуживании и т. д. Такие вопросы забирают время и раздражают вашего собеседника.
  • Не относитесь предвзято к кандидату только по той причине, что он похож на неприятного вам человека. Такое отношение чувствуется и оставляет негативное впечатление о беседе.
  • Лучше всего выстраивать интервью, как говорят психологи, с позиции Я+ Ты+, то есть уважения к себе и к собеседнику. Не ведите беседу в форме допроса или, наоборот, не заискивайте перед кандидатом. И первый, и второй вариант — проигрышный: в первом случае кандидат чувствует давление, что может отпугнуть его от дальнейшего рассмотрения вакансии, во втором случае — потеряется ценность предложения.

Вопросы кандидата. Во время собеседования у соискателя возникают вопросы, но не всегда ему дают возможность их задать. Человек уходит, так и не получив нужную информацию, и в итоге он не готов принять решение в пользу компании. Не стоит потом удивляться, почему не приняли ваше предложение. Иногда человеку легче отказаться, чем постфактум что-то выяснять. Размытые ответы на вопросы также порождают у соискателя недоверие к вашей компании

Завершение интервью. На этом этапе важно озвучить, какое взаимодействие будет дальше с кандидатом. Неизвестность всегда неприятна, и кандидат примет предложение работодателя, который ему покажется надежным, чем будет ждать возможного ответа от вас.

2. Злоупотребление психологическими тестами

Часто менеджеры по персоналу используют психологические тесты из популярной психологической литературы (сборники типа «Узнай себя за 5 минут») или онлайн-тесты сомнительного качества. При этом ни сам интервьюер, ни кандидат зачастую не понимают цели этого тестирования.

Или другая ситуация: часто используют личностные опросники на 300–600 вопросов, но человеку не объясняют цель тестирования. Такое количество вопросов раздражает, к тому же, человеку не нравится быть в роли подопытного. Как правило, менеджеры не дают обратную связь по итогам тестирования, что еще больше раздражает соискателей.

3. Нетактичные вопросы

«Почему вы не вышли замуж?», «Вам уже сорок, почему вы так и работаете менеджером по продажам?», «Почему у вас нет детей?», «Вы только к тридцати годам получили высшее образование?» Напоминает стрессовое интервью, не так ли? Проблема в том, что методикой проведения такого вида собеседования владеет не каждый менеджер по персоналу. Не всегда стрессовое интервью оправдывает себя. Часто такие вопросы граничат с элементарным хамством, неуважением к собеседнику и к своей профессии.

4. Плохое знание требований и условий вакансии

Кандидат не будет серьезно относиться к компании как потенциальному работодателю, если ее сотрудник не может внятно объяснить, чем необходимо будет заниматься на данной должности и какие условия работы предлагает компания.

5. Некорректное поведение

Когда интервьюер придирается к словам собеседника, смеется над его ответами. Никто не захочет работать в компании, где унижение, пренебрежительное отношение считается нормой.

6. Привычка заниматься своими делами на интервью

Отвечать на СМС, проверять почту, отвлекаться на телефонные разговоры. Такое поведение косвенно показывает человеку, что в нем не заинтересованы, что он не представляет никакой ценности для компании. Естественно, после такого собеседования ни у кого не будет желания работать в компании. Если возникала такая ситуация, и вы ждете очень важного звонка или СМС, предупредите заранее собеседника, объясните, почему для вас это так важно.

7. Неподготовленное интервью

У кандидата складывается неприятное впечатление о компании, когда менеджер по персоналу путается в информации о кандидате, «не успев» прочесть его резюме, когда возникают неловкие паузы, потому что менеджер не знает, какой вопрос еще задать. Очень важно готовиться к собеседованию, какой бы экспертностью вы ни обладали.

8. Длительное ожидание кандидатом назначенного собеседования

Во-первых, это просто неприлично — заставлять себя ждать. Во-вторых, у человека возникают вопросы: «Насколько серьезна компания? Будет ли работодатель выполнять договоренности? Со своими клиентами компания ведет себя так же?»

9. Не оговариваются сроки обратной связи, длительный процесс принятия решения

Кандидат не понимает: что дальше? И вполне естественно, что он будет продолжать поиск работы. Не стоит потом удивляться, что он принял другое предложение.

10. Отсутствие конкретики

Это менеджер по персоналу, работая N лет в компании, знает, что его работодатель выполняет все договоренности, что в компании хорошие условия, есть возможность развития и т. д. Соискатель еще не лоялен к вашей компании, и это вполне нормально. Поэтому, когда ему начинают общими фразами рассказывать об условиях, заработной плате, это часто вызывает недоумение и недоверие. Если вы хотите заинтересовать кандидата, дайте ему больше конкретной информации.

Важно, чтобы менеджер по персоналу помнил о том, что он является представителем работодателя. И зачастую мнение соискателей о компании зависит от того, насколько корректно, профессионально с ним будут общаться на первых этапах.

Итак, вас пригласили на собеседование. Можете себя поздравить — вы успешно прошли первый этап отбора: работодателю понравилось ваше резюме. Вы смогли “зацепить” работника отдела кадров своими знаниями и навыками. И это уже немало. Для многих соискателей этап подачи и рассмотрения резюме является непреодолимым, так как их резюме зачастую составлены неверно. Но это тема для отдельного разговора. Теперь наступает следующий и, пожалуй, самый важный этап для соискателя — собеседование.

Несмотря на то, что Интернет буквально наводнен советами по правильному прохождению подобного испытания, новые соискатели из года в год продолжают “наступать на одни и те же грабли”: допускают досадные ошибки на собеседовании. Остановимся на самых распространенных.

Ошибка первая. Опоздание

Казалось бы, всем давно известно, что на собеседование необходимо приходить как минимум за 10-15 минут до назначенного времени. Но некоторые кандидаты умудряются опаздывать на подобные встречи.

Тем самым смазывая первое впечатление о себе. Как театр начинается с вешалки, так кандидат на вакантную должность начинается с пунктуальности.

При современном развитии технологий, можно легко рассчитать свой маршрут до места собеседования, причем как на собственном, так и на общественном транспорте.

Заранее, ознакомтесь с маршрутом, уточните адрес, порядок входа в учреждение, этаж, номер офиса, имя и телефон ответственного сотрудника и т.д.

К тому же, у прибывшего с запасом времени соискателя будет время удостовериться, что все в порядке с его внешним видом, мысленно настроиться на собеседование и отключить мобильный телефон. На последнем пункте мы остановимся отдельно.

Конечно, в жизни случается всякое. И городской трафик есть городской трафик. Можно намертво застрять в неожиданной “пробке” или стать невольным участником акции протеста.

Если понимаете, что к назначенному времени никак не успеть, обязательно позвоните интервьюеру и предупредите его об опоздании (как минимум за 15-20 минут до собеседования).

Существует и другая опасность: прийти слишком рано. Например, за час до интервью. Это тоже может стать, если не ошибкой, то причиной неудобства сотрудников компании, которые будут вынуждены потратить на такого соискателя свое незапланированное для этого время, сдвинуть график и т.д.

В любом случае, это не прибавит соискателю плюсов, а вот минусы — вполне возможно.

Ошибка вторая. Несоответствующая одежда и внешний вид

Соискатели часты забывают прописную истину, что по одежке встречают. Опытному рекрутеру достаточно увидеть, как одевается человек, чтобы вынести о нем свое экспертное суждение.

Обычно небрежностью в одежде грешат лица, которые ищут работу длительное время и могут позволить себе прийти на собеседование чуть ли не в повседневной одежде.

Перед собеседованием неплохо бы уточнить есть ли в компании дресс-код. Не обязательно следовать дресс-коду стопроцентно, но желательно одеться в приближенном к нему стиле. Если же особого дресс-кода нет, то все равно лучше следовать более консервативному стилю, чем тому, к которому вы привыкли. И никаких обнаженных частей тела и модных украшений. Лучше одеться скромно, но элегантно.

Двухдневная небритость, немытые волосы или похмельный синдром — тоже не лучшие спутники собеседования. О неуместности жевательной резинки во рту во время беседы даже не стоить упоминать.

Зачастую при прочих равных, предпочтение отдают тому, кто не забыл позаботиться о своем внешнем виде.

Ошибка третья. Невыключенный мобильный

Собеседование при приеме на работу — один из важных этапов в жизни соискателя, где любая мелочь имеет значение. Звук звонка в самый неподходящий момент способен прервать начавшийся между кандидатом и рекрутером диалог. И очередной минус для потенциального кандидата. Рекрутер может расценить такой звонок, как проявление неуважения. Особенно, если кандидат еще и ответит на этот звонок во время собеседования.

Чтобы уберечь себя от подобных неприятных неожиданностей достаточно перед собеседованием выключить мобильный или перевести его в авиарежим.

Ошибка четвертая. Игнорирование информации о пригласившей на собеседование компании

Многие соискатели приходят на интервью зачастую не удосужившись прочитать хоть минимальную информацию о потенциальном работодателе. И совершают большую ошибку. Для рекрутера это может стать одним из знаков того, что вы не слишком заинтересованы в данной вакансии.

Не обязательно изучать подробную “биографию” пригласившей вас на собеседование компании, но знать основные моменты ее истории, продукты и услуги, имена руководителей, последние новости рынка, основных конкурентов настоятельно рекомендуется. Тем более, что каждая уважающая себя компания имеет сайт с подробной информацией о себе. Порой достаточно лишь ознакомиться с содержанием этого сайта.

Ошибка пятая. Неподготовленность к собеседованию

Зачастую соискатели, приходя на собеседование, полагаются на авось. Конечно, возможно, при разговоре с рекрутером, вас настигнет вдохновение и на все его вопросы вы ответите без подготовки и запинки. Но, как правило, волнение и неподготовленность играет с такими кандидатами плохую шутку. В итоге вопрос о сильных и слабых сторонах интервьюированного или о причинах его ухода с предыдущего места работы, может поставит кандидата в тупик.

Поэтому желательно, подготовить ответы на предполагаемые вопросы и даже отрепетировать их с близкими или друзьями. Как правило, эти вопросы стандарты, и помимо вышеуказанных возможны следующие:

  1. Расскажите о себе.
  2. Почему вы хотите работать именно здесь?
  3. Почему мы должны взять именно вас?
  4. Кем вы видите себе через пять и более лет?
  5. На какую зарплату вы претендуете?

К сожалению, полностью предугадать возможные вопросы на собеседовании нереально, но заранее подготовленные ответы способны выручить даже при самом каверзном и неожиданном вопросе.

Также заранее подготовьте краткую речь о себе. Именно краткую. Многословность на собеседовании не очень уместна. Это следует учитывать и при ответе на вопросы рекрутера.

Ошибка шестая. Не иметь вопросов к работодателю

Многие кандидаты стесняются задавать вопросы интервьюеру и совершают ошибку. Вопросы от кандидата — это также один из индикаторов его заинтересованности в позиции. Однако вопросов не должно быть слишком много. Достаточно 2-3-х о предстоящей работе. Например:

  1. Что будет входить в мои должностные обязанности?
  2. Есть ли командировки и оплата за переработки?
  3. Есть ли обучение за счет компании и ДМС?

Не стоит забывать, что выбирают не только вас, но и вы. Поэтому особо важные для кандидата моменты, например, по поводу страховки, карьерного роста, отпуска, лучше обговаривать еще “на берегу”, чтобы начало трудовой деятельности не было сопряжено с неприятными для нового сотрудника открытиями.

Самый животрепещущий для кандидата вопрос о зарплате лучше оставлять напоследок, если только сам интервьюер не поднял эту тему раньше. Как говорится, вначале продайте себя, а потом договаривайтесь о цене. Ведь как правило, одним собеседованием дело не заканчивается. И в случае заинтересованности соискателем, его приглашают на последующие собеседования, где вопрос о зарплате будет выглядеть более уместным.

Ошибка седьмая. Критиковать предыдущее место работы

Даже если кандидат до этого работал рабом на галерах, ему не стоит критиковать и ругать своего предыдущего работодателя. Рекрутер может провести параллель со своей компанией или понять, что когда-нибудь, соискатель возможно будет отзываться в тех же выражениях и о них.

Говоря о причинах увольнения, лучше акцентироваться на отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удаленности от дома и т.д.

Ошибка восьмая. Ложь и приукрашивание фактов

Желание показаться лучше, чем есть на самом деле возникает у многих кандидатов. Особенно, если это работа мечты. И это понятно. Однако не стоит уподобляться герою Леонардо Ди Каприо из известного фильма “Поймай меня, если сможешь”, который менял личины и становился тем кем хотел с легкостью фокусника: от летчика до врача.

Соискателю следует отдавать себе отчет в том, что все тайное рано или поздно становиться явным. Навыки и деловые качества приписанные себе легко проверяются при последующей работе. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Как известно, герой Ди Каприо закончил свою бурную карьеру в тюрьме. Правда, потом он стал консультантом полиции по мошенничеству. Но это уже совсем другая история.

Ошибка девятая. Чисто денежная заинтересованность

Конечно, не секрет, что одной из главных причин того, что мы продаем свое время работодателю являются деньги. Однако, озвучивать это в лоб рекрутеру не стоит. Для него основополагающий фактор — какую пользу кандидат может принести компании, насколько его знания, энергия, трудолюбие соответствует позиции, которую необходимо закрыть. Помните, что личные мотивы кандидата (например, близость к дому, финансы или хороший соцпакет) в расчет не принимаются.

Ошибка десятая. Игнорировать обратную связь

Ошибка считать, что собеседование закончилось на собеседовании. Перед уходом соискателю важно не забыть поблагодарить интервьюера за встречу и уточнить порядок и сроки обратной связи.

Считается хорошим тоном отправить интервьюеру письмо по электронной почте, в котором еще раз поблагодарить его за собеседование, выразить надежду на его успешное прохождение.

Подобное письмо имеет еще и сугубо практическое значение. Как правило, после собеседование кандидат вспоминает, что забыл упомянуть те или иные важные факты о себе, способные повлиять на благоприятный исход. Благодарственное письмо интервьюеру — хорошая возможность упомянуть их. Более того, для рекрутера — это знак заинтересованности кандидата в вакансии. И при прочих равных, предпочтение может быть отдано тому соискателю, который не поленился составить такое письмо.

Ошибка одиннадцатая. Расстраиваться при неудачном исходе собеседования

Неудача на собеседовании — не повод опускать руки. Это хорошая возможность проанализировать свои ошибки, а может быть отточить или освежить свои профессиональные навыки.

И всегда помните, что возможности напоминают автобусную остановку. Если не удалось сесть на один автобус, всегда придет другой.

И о том, как их избежать.

Каждый охотник желает – знать.

И некоторое время назад считалось, что самое крутое знание содержится в печатном слове: «книга – источник знаний».

Но в быстро меняющемся мире невозможно успеть с книгами – придумать, написать, издать, прочесть. Источник знаний сейчас — это опыт людей, которые готовы о нем говорить. А основной инструмент получения знаний — интервью, диалог с людьми, у которых есть определенный опыт. Этот тип общества, в котором одни (кто угодно) могут задавать вопросы, а другие (кто угодно) в ответ готовы рассказать о своем опыте, социолог Дэвид Сильверман назвал «interview society». Здесь интервью проводят все: исследователи, продакты, UX-дизайнеры, стартаперы.

И в ситуации, когда «все делают это», важно уметь делать это хорошо.

Задавать открытые вопросы и слушать ответы могут все, но не все умеют. Важно знать, как и о чем спрашивать. И тогда вы можете не только сорвать «low handling fruits», о которых многие слышали, но и узнать неочевидные вещи, которые позволят сделать продукт лучше, чем у конкурентов.

В interview society не только все проводят интервью, но и все обучают всех, как делать это правильно. Огромная масса рекомендаций, как проводить интервью, тем не менее никак не предохраняет начинающего исследователя от неизбежных ошибок. При этом многие практики проведения интервью, позволяющие избежать этих ошибок, квалифицированными исследователями часто подразумеваются по умолчанию и не артикулируются.

«Я даже представить себе не мог, что тут можно упасть», — говорили нам коллеги, когда мы подняли эту тему. Но знать о таких ошибках важно – это позволит вам действовать «от противного» и не совершать их.

Мы спросили коллег, какие ошибки можно допустить при проведении интервью, и получили список на семь страниц в Ворде. Мы обобщили их, и вот что у нас получилось.

Основные типы ошибок:

Так как вероятность этих ошибок зависит от профессионализма исследователя, в тексте они будут обозначены:

  • ★✰✰ ошибки начального уровня квалификации («не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»).
  • ★★✰ ошибки среднего уровня квалификации («умею вызывать демонов, но не знаю, что потом с ними делать»).
  • ★ ★ ★ ошибки любого уровня квалификации («и на старуху бывает проруха»).

Разберем их подробно.

I. Не установлен или ухудшен контакт с респондентом.

  1. «Резкий старт»: исследователь не представился, не объяснил правила, не поговорил с респондентом на отвлеченные темы в начале. ★✰✰
  2. «Монолог ведущего»: исследователь не слушает респондента, а больше говорит сам. ★★✰
  3. «Тот, чье имя нельзя называть»: исследователь не обращается к респонденту по имени (более важно для фокус-группы, но в интервью тоже играет роль). ★★✰
  4. «Форсированный контакт»: исследователь задает сложные и сензитивные вопросы сразу, в начале интервью. «Добрый день. Расскажите, когда у вас впервые возникли проблемы с эрекцией?» ★★✰
  5. «Преувеличенная деликатность»: исследователь боится респондента и не уточняет непонятные моменты, так как это кажется ему нескромным. ★✰✰

Почему так важен контакт? Потому что интервью – это новый опыт для респондента. Ему многое непонятно, у него есть предубеждения и, возможно, страхи. Устанавливая с респондентом контакт, вы снимаете возможные вопросы и облегчаете ему получение нового для него опыта. Без установленного контакта респондент будет «закрываться» и на многие вопросы не даст откровенных и подробных ответов, а о многих важных деталях просто умолчит.

II. Вопросы задаются без фокусировки и «докручивания».

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Как прибили, так и держится»: исследователь зачитывает вопросы строго по гайду (сценарию интервью), не отклоняясь; не идет за респондентом в обсуждение. ★✰✰
  2. «Краткость – сестра таланта»: исследователь не «докручивает». Ответы на вопросы не получены, респонденту еще есть, что рассказать, но это осталось «за кадром». Так бывает, если у исследователя уже есть определенная картина в голове, и он думает, что респондент своим ответом ее проиллюстрировал. Или наоборот, если никакой картины нет, и он просто задает вопросы. ★★★
  3. «Хорошо сидим»: исследователь считает критерием удавшегося интервью эмоциональную вовлеченность респондента, а не содержание его ответов, и в результате недостаточно фокусирует, удовлетворяясь светской беседой. ★✰✰

III. Предвзятость/Зафреймленность.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Папа лучше знает»: исследователь подводит респондента вопросами к определенной точке зрения: «Посмотрите на эту концепцию. Почему она вам не нравится?» ★★✰
  2. «Все равны, но некоторые равнее других»: исследователь «продает» определенные концепции, уделяя им больше внимания на тесте, чем другим. Бывает, что он таким образом спорит с заказчиком, или потому что он, наоборот, ангажирован, например: «Вы же заметили наше новое удобное меню?» ★★★
  3. «Я художник, я так вижу»: исследователь проясняет с помощью вопросов СВОЮ картину мира, не исследуя картину мира респондента. Это могут быть открытые вопросы, но задающие определенный угол зрения, отражающие представления исследователя о том, как устроен мир. Вместо того, чтобы дать респонденту рассказать, как это происходит у него, в форме длинного нарратива, исследователь «бомбит» респондента конкретными вопросами, неизбежно пропуская части опыта, о которых он (исследователь) не подозревает. ★★★

IV. Нарушения техники проведения интервью.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Горе от ума»: исследователь, вместо того, чтобы использовать лексику респондента, употребляет неизвестные респонденту профессиональные термины: триал, онбординг, аутентификация. «После того, как пройдете онбординг, вам нужно активировать триал». ★★✰
  2. «Не болтай!»: исследователь перебивает респондента, не дает договорить без видимой причины (такой, например, как многословность респондента или его уход от темы разговора — в этих случаях перебивать допустимо). ★★✰
  3. «Live fast, die young»: исследователь не использует «паузу» в разговоре, а быстро задает следующие вопросы, даже если у респондента есть, что дополнить. ★★✰
  4. «Сначала кратенький экскурс в историю»: исследователь предваряет вопрос длинной вводной частью, которую респондент не поймет и не запомнит. «Эта концепция, одна из многих концепций, разработана в компании Х, которая, как вы знаете, крупнейший игрок на рынке экосистем, для того, чтобы лучше донести преимущества продукта Y. Нам очень важно понять, какие преимущества продукта Y важны для вас». ★✰✰
  5. «Не надо думать — с нами тот, кто все за нас решит»: исследователь не ждет спонтанных ответов на открытые вопросы, а сразу предлагает варианты ответов. «Вам не нравится этот продукт, потому что он дорогой?» ★✰✰
  6. «Что такое хорошо и что такое плохо»: исследователь «оценивает» ответы респондента как правильные и неправильные: «Верно, авокадо – это действительно здоровый продукт, полезный для человека, об этом везде написано». ★✰✰
  7. «Как-нибудь так»: исследователь не управляет беседой. Например, при тестировании образцов он разрешает сравнивать предыдущий образец с актуальным до того, как просмотрены все варианты. Как вариант: при оценке креативных концепций разрешает давать предложения по улучшению до того, как сняты основные впечатления от концепции. Или: разрешает сначала ругать, потом хвалить, но респонденты после того, как от души поругали, почему-то не могут найти хороших слов для концепции. ★★✰

V. Проявление эмоций/реакций, разрушающих контакт.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Вас много, я один»: исследователь относится к респонденту неуважительно «Давайте вы побыстрее расскажете, а то у меня следующее интервью скоро». ★✰✰
  2. «Смешинка в рот попала»: исследователь смеется над респондентом и его ответами. ★✰✰
  3. «Спать хочется»: исследователь скучает, зевает на интервью, его настрой передается респонденту и это невозможно смотреть и слушать, даже в записи на скорости х2. ★★★
  4. «Снова в школу»: исследователь дает оценки действиям или поступкам респондента «А почему вы решили взять кредит в таком бедственном положении? Это недальновидно!» ★✰✰
  5. «Вопросы здесь задаю я»: исследователь не признает право респондента не отвечать на некоторые вопросы, настаивая на обязательных ответах.

    «Если вы не хотите отвечать на мои вопросы, зачем тогда согласились? Давайте не будем тратить ни мое, ни ваше время!» Часто эта ошибка усугубляется тем, что респонденту просто не объяснили при рекруте или в начале интервью, что от него хотят и зачем всё это нужно. ★✰✰

И если про уважение к респонденту написано в кодексах ESOMAR и QRCA, то по поводу зевания на интервью, продавливания и оценок ответов респондента там ничего нет. Кодексы предполагают, что у исследователя уже есть некоторый уровень квалификации.

VI. Нарушение логики разговора.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Слова забыл»: исследователь зачитывает вопросы по бумажке, а не разговаривает с респондентом. ★★★
  2. «Делай все по чертежу»: исследователь задает вопросы, на которые респондент уже дал ответ, так как следует гайду дословно. ★✰✰
  3. «Я такая спонтанная»: исследователь перескакивает между разными темами вне логики разговора. ★★★
  4. «Широкий кругозор»: исследователь задает вопросы не по теме, которые не проливают свет на исследуемые вопросы. ★✰✰
  5. «Я тебя поймал»: исследователь сразу после того, как задал вопрос, задает его в другой формулировке, не дослушав ответ респондента. ★✰✰

Хорошее глубинное интервью на записи звучит просто как разговор с небольшими уточнениями, где респондент плавно сам переходит от одной темы к другой, а исследователь мягко направляет респондента в сторону нужных тем.

VII. Принятие декларативных ответов за реальные.

Как выглядят такие ошибки:

1. «Мир идей»: исследователь фокусируется на представлениях о продукте и отношении к нему, игнорируя реальный опыт и не исследуя ситуации использования продукта. ★★✰

2. «Чего изволите?»: исследователь не уточняет, насколько требуемый респондентом функционал продукта вписывается в его личный опыт (насколько реалистичным является использование этого требуемого функционала). ★★✰

3. «Верю на слово»: исследователь не вычленяет социально желательные ответы, не проверяет декларации на реалистичность. ★✰✰

Первые два типа ошибок чаще совершают маркетинговые исследователи, принимая за реальность чисто умозрительные соображения респондента. Продуктовые исследователи чаще попадают в ловушку с социально-желательными ответами (№3), но декларативные ответы отсекают на подступах благодаря вниманию к реальному опыту.

VIII. Процедурные нарушения.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «У мальчика феноменальная память»: информация не фиксируется. Не делаются заметки, а в некоторых случаях вообще не делается запись. ★✰✰
  2. «Впереди вечность»: исследователь опаздывает на свои же интервью либо не соблюдает тайминги, в результате чего интервью затягивается. ★★✰
  3. «И так сойдет»: не используется профессиональный диктофон, запись ведется на смартфон. ★★✰
  4. «Я же не в театре»: не отключен звук на смартфоне исследователя. ★★✰
  5. «Многозадачность»: исследователь отвлекается на смартфон или ноутбук, ведет переписку параллельно с интервью. ★★✰
  6. «Бытовая телепатия»: исследователь не называет номер/код тестируемого образца. Это создает проблемы при анализе результатов. ★★✰

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀***

Как честный человек, после всего сказанного я должен ответить на вопрос «И что с этим делать?».

Я считаю, что качественные исследования очень похожи на медицину. Обычная, не экстремальная медицина — это когда заболел неизвестно чем, чувствуешь себя плохо и надо попасть к врачу, чтобы стало лучше и понятнее.

Врач Артемий Охотин пишет, что медицина – «это ремесло, вроде изготовления горшков, и ему нельзя научиться в кружке по интересам или на хороших интернет-лекциях, или по хорошим учебникам. Ремеслу можно научиться, только работая с нормальным мастером, работая так же, как он, и стараясь стать лучше него».

Так же и в исследованиях. Что-то продукт пока не идёт или идёт не так хорошо, как хотелось бы, непонятно почему, и хочется, чтобы было лучше и понятнее. И тогда обращаются к исследователю, которому, как и врачу, нужны годы практики для того, чтобы приобрести нужную квалификацию.

Поэтому ответ на то, что делать, чтобы не было таких вот ошибок, невозможно дать в рамках статьи, потому что, во-первых, тогда это будет книга, а во-вторых, этого все равно будет недостаточно — необходимо много практики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки императора человечества
  • Ошибки изитроника опель астра h
  • Ошибки иммобилайзера субару
  • Ошибки интервьюера включают
  • Ошибки известных ученых