Ошибки имама шафии

II. Ошибки, допущенные Имамом Шафии

В этом разделе мы укажем на четыре важные ошибки Шафии в понимании «мудрости» (хикмата). К примеру, он считал «мудрость» (хикмат) личным качеством Мухаммеда (сас). Так же Шафии не соблюдал балланса и единства между аятами. Он не соблюдал различий между терминами «наби» и «расуль». Кроме этого у него был неправильный подход к единству и целостности Корана и Сунны, ибо он ставил Сунну наравне с Кораном, считая, что она была ниспослана Посланнику таким же путем, что и Коран.

1. Считать «мудрость» (хикмат) личным качеством Мухаммеда (сас)

После определения Сунны мудростью Имам Шафии сказал следующее:

«(Эту мудрость) Аллах не дал никому из своих созданий, кроме Мухаммеда (сас)» [1].

Как ранее уже говорилось (в суре 3/81 и 6/89), Писание (Книга) и мудрость (хикмат) были даны всем посланникам. Аллах говорит так:

«Он дарует мудрость, кому пожелает. Тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание (зикр, знание) [2] только обладающие разумом [3]!» (2/269).

«Мы даровали Лукману мудрость, чтобы был благодарным Аллаху» (31/12).

Подчеркнем, что в Коране Лукман проходит ни как «наби». Но если бы он был «наби» (посланником), тогда Аллах дал бы ему не только мудрость, но и Писание. Но такое в Коране мы не видим.

Посланник Аллаха (сас) о мудрости сказал следующее: «Ревностно относиться (завидовать) можно двум типам людей: Первый – это тот, кто раздает на пути Аллаха то, чем одарил его Аллах. Второй – это тот, кому была дарована мудрость (знание) и этот человек обучает ей других [4]».

Существует хадис, где Посланник (сас) обняв Ибн Аббаса (ра), сказал: «О, Аллах! Научи его мудрости» [5].

Судя по этим аятам и хадисам Имам Шафии ошибся в своем понимании мудрости (хикмата). Ибо мудрость дается не только посланникам (наби), она дается всем тем, кто старается познать ее.

Продолж. следует


[1] См.: İmam Şâfiî,er-Risâle, c. I, s. 79.

[2] В словаре «Муфредат» (подробности) слово «зикр» (الذكر) указывает на способность (качество) человека, который владеет каким-либо знанием. «Марифет» (المعرفة) – это знание, которое познается со всеми ее подробностями. Если всему сказанному дать определение, то примерно, можно сказать, что использовать правильное знание – это способность держать в руках познание со всеми ее подробностями. По этому поводу существуют следующие хадисы: 7/199, 21/24, 88/21, 6/80.

[3] См.: İsmail b. Hammâd el-Cevherî, es-Sıhâh, Tahkik Ahmed Abdulgafur Attar, 3. Baskı, Beyrut.

[4] См.: Sahîh-i Buhârî, İlim, 15.

[5] См.: Sahîh-i Buhârî, Fedâil’ul-ashâb, 24.

rustam

Передает шейх уль-ислам Ибн Таймия в книге «Дар’ ат-та’аруд»:

«Передается от аш-Шафии, что он сказал: «Из тех, с кем я вел диспут, ни для кого я не желал, чтобы он при этом ошибся, кроме приверженца нововведений, поскольку я хотел, чтобы его положение раскрылось для людей»«.

На первый взгляд может показаться, что имам аш-Шафии имеет в виду всякого, кого кто-то счел нововведенцем. Но далее передано пояснение имама Абу Бакра аль-Байхакы аш-Шафии (ашарит)*, что имам аш-Шафии говорил о конкретном приверженце нововведений, чьи нововведения были очень серьезными, и который вел споры за них:

«Аш-Шафии под этими словами имел в виду конкретно Хафса аль-Фарда** и подобных ему из приверженцев нововведений. И именно это имеется в виду во всем, что передано от него о порицании каляма и тех, кто им занимается. Это уже передатчики — некоторые из них передали с конкретизацией, а некоторые обобщенно».
См. «Дар’ ат-та’аруд» 7/249.

___________

* Имам аль-Байхакы сам был ашаритом, и это указывает на то, что в словах «подобных ему приверженцев нововведений» он не подразумевал ашаритов. На это обращено внимание потому, что существует такое явление, как использование против ашаритов, матуридитов и сторонников тафвида цитат ученых с тематикой отстранения от нововведенцев, в то время как те ученые, цитаты которых приводятся, и на которых опираются, сами были ашаритами, матуридитами и сторонниками тафвида, и не подразумевали в своих словах самих себя и подобных себе. Поэтому, кто желает соблюдать научную принципиальность, тот должен или использовать их слова против тех, кого они подразумевали, или использовать слова тех, кто не был на их убеждениях.

** Хафс аль-Фард — му’тазилит, который вел диспуты, отстаивая доводами разума (калямом) му’тазилитские убеждения.

نقل الإمام تقي الدين ابن تيمية في «درء التعارض» 7/ 249:

«وروي عن الشافعي: (قال: ماناظرت أحداً أحببت أن يخطىء إلا صاحب بدعة، فإني أحب أن ينكشف أمره للناس)».

قد يتوهم أن مراد الإمام كل من قيل فيه أنه صاحب البدعة، لكن النقل الذي يليه يبين أن مراده شخص معين جامع البدع المغلظة والمجادل عليها:

«(قال البيهقي إنما أراد الشافعي بهذا الكلام حفصاً الفرد* وأمثاله من أهل البدع، وهكذا مراده بكل ما حكي عنه من ذم الكلام وذم أهله، غير أن بعض الرواة أطلقه، وبعضهم قيده)».

__________

* حفص الفرد: معتزلي، ناظر على مذهبه في الاعتقاد باستخدام الطرق الكلامية

Мазхаб имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в вопросе оправдания по невежеству

1. Сказал имам аль-Музани, да смилуется над ним Аллах:

«سألت الشافعي عن مسألة في الكلام فقال: سلني عن شيء إذا أخطأت فيه قلت فيه: أخطأت ولا تسألني عن شيء إذا أخطأت فيه قلت: كفرت

«Я спросил аш Шафии об одном из вопросов науки аль-калям, и он сказал мне: «Спрашивай меня о чём то из той категории вопросов, где если я ошибусь в них, ты скажешь: «Ты ошибся», и не спрашивай о тех вещах, где если я ошибусь, ты скажешь: «Ты стал кафиром»

Источник: «Манакиб аш Шафии», аль Бейхакы, 1-459

И в другом варианте сказал имам аш Шафии аль-Музани:

يا بني هذا علم إن أنت أصبت فيه لم تؤجر، وإن أخطأت فيه كفرت

«О сынок, это знание, в котором если ты будешь прав — не будешь вознагражден, а если ошибешься, то станешь кафиром»

Источник: «Аль-Джуз фи аль-хикаят ан аш Шафии уа гейрихи» аль-Аджурри, 26

И как известно, наука аль калям связана с вопросами вероубеждения. Слова же имам аш Шафии: «Ты не будешь вознагражден», потому, что сам путь каляма в вопросах вероубеждений не верен, и вероубеждения берутся из Корана и хадисов Пророка, а не из путей которые ввели мутакаллимы, и даже если человек пришёл к истине через эти пути он не вознаграждается.

2. Сказал имам аш Шафии:

«والله لأن يفتي العالم فيقال:أخطأ العالم خير له من أن يتكلم،فيقال: زنديق، وما شيء أبغض إلى من الكلام وأهله

«Клянусь Аллахом, если алим будет давать фетву (в фикховских ситуациях) , и если он ошибется, то ему скажут: «Ты ошибся», будет лучшим для него, чем если он будет говорить в вопросах связанных с калямом, и будет сказано (если он ошибется) – зиндык. И нет ничего ненавистнее для меня, чем калям и мутакаллимы»

Источник: «Сияр алям ан нубаля», 10-19

Сказал аз Захаби после того, как привёл этот асар:

هذا دالّ على أنّ مذهب أبي عبد الله أن الخطأ في الأصول ليس كالخطأ في الاجتهاد في الفروع

«Это доказывает, что мазхаб Абу Абдуллаха Аш Шафии – что ошибка в основах не в одном статусе с ошибкой в иджтихаде в ответвлениях»

Источник: «Сияр алям ан нубаля», 10-19

Сказал имам Ибн Батта приведя этот асар от имама аш Шафии:

فَأَهْلُ الْأَهْوَاءِ فِي تَكْفِيرِ بَعْضِهِمْ لِبَعْضٍ مُصِيبُونَ , لِأَنَّ اخْتِلَافَهُمْ فِي شَرَائِعَ شَرَعَتْهَا أَهْوَاؤُهُمْ , وَدِيَانَاتٍ اسْتَحْسَنَتْهَا آرَاؤُهُمْ , فَتَفَرَّقَتْ بِهِمُ الْأَهْوَاءُ، وَشَتَّتْ بِهِمُ الْآرَاءُ , وَحَلَّ بِهِمُ الْبَلَاءُ , وَحُرِمُوا الْبُصَيْرَةَ وَالتَّوْفِيقَ , فَزَلَّتْ أَقْدَامُهُمْ عَنْ مَحَجَّةِ الطَّرِيقِ , فَالْمُخْطِئُ مِنْهُمْ زِنْدِيقٌ , وَالْمُصِيبُ عَلَى غَيْرِ أَصْلٍ وَلَا تَحْقِيقٍ

«Приверженцы страстей правильно делают, что выносят такфир друг другу. Это потому, что их разногласие — касательно положений, которые узаконили их страсти, и убеждений, которые они посчитали хорошими опираясь на свои взгляды. И разошлись их страсти, и разделились их воззрения, и низошли к ним бедтсвия, и были лишены они прямого понимания и наставления, и соскользнули они с верной дороги. И ошибающийся среди них — зиндык, а попадающий в истину — не находится на верной основе и точном исследовании»

Источник: «Аль-Ибана аль-Кубра», 2/535

3. Сказал имам аш Шафии, обращаясь к имаму аль-Музани, и порицая его за то что он однажды вошел в вопросы связанные с калямом:

فكيف الكلام في رب العالمين الذي الزلل فيه كفر

«Так как же ты начинаешь разговаривать о Господе Миров, ошибка касательно которого является куфром?»

Источник: «Замм аль-Калям», 4/280

4. Сказал имам аш Шафии, говоря о людях фатры которые жили до посылания Мухаммада:

ومن مات ..صار إلى عذابه.

«Кто же из них умирал, то отправлялся к наказанию Аллаха»

Источник: «Ар-Рисаля», 13.

5. Сказал имам аш Шафии в «Ар-Рисаля», говоря о видах разногласий:

كل ما أقام الله به الحجة في كتابه أو على لسان نبيّه منصوصا بيّنا لم يحل الاختلاف فيه لمن علمه.وما كان من ذلك يحتمل التأويل ويدرك قياسا، فذهب المتأول أو القايس إلى معنى يحتمله الخبر أو القياس وإن خالفه فيه غيره لم أقل إنه يضيق عليه ضيق الخلاف في المنصوص

«Всё, где Аллах воздвиг довод в своей Книге, или на языке своего Посланника, ясным нассом (текстом) – не разрешено разногласить в этом тому, кто знает это. А то же из вопросов разногласий, что несет в себе тауиль и постигается кыясом, и пришёл истолковывающий и делающий кыяс к какому то мнению, которое несет в себе сообщение, или аналогия, то даже если противоречат ему другие, то я не могу сказать, что сужается ему так, как в разногласии там, где есть тексты»

Источник: «Ар-Рисаля», 1-560

Посмотрите же, как имам аш Шафии даже в фикховских разногласиях разделил между ясными вопросами где разногласие не допустимо, и между менее ясными вопросами, где есть вероятность истолковывания и тд. Что же говорить про того, кто истолковывает в основах религии и таухиде, где довод Всевышнего Аллаха – Коран, от начала и до конца разьясняющий эти вопросы предельно ясным разьяснением?

6. Сказал имам аш Шафии в «Ар-Рисаля»:

أما ما كان نص كتاب بين أو سنة مجتمع عليها فالعذر فيها مقطوع ولا يسع الشك في واحد منهما ومن امتنع من قبوله استتيب

«Что же касается тех вопросов, где есть ясный текст Корана, или Сунна вокруг которой единогласны, то оправдание в этом отрезано, и недопустимо сомнение в чём то из этого, и кто отказался принять это – требуется с него покаяние»

Источник: «Ар-Рисаля», 495

7. И предельно известен от имама аш Шафии такфир кадаритов, и тех, кто говорит что Коран сотворен, а ведь ко всем этим вопросам они пришли лишь по причине ложного тауиля.

И засвидетельствовали об этом ученые шафиитского мазхаба оставшиеся на убеждениях ахли-Сунна и не подвергшиеся влиянию аль-Аш’ари и его партии Иблиса.

Сказал имам-саляфи Абу Хамид аль-Исфараини аш-Шафии (ум. 406 г.х.), разговаривая о такфире истолковывающих людей нововведений:

(الضرب الذين نكفرهم) : فهم القدرية الذين يقولون: إنهم يخلقون أفعالهم دون الله تعالى، ومن يقول بخلق القرآن، ويقولون: إن الله لا يُرى يوم القيامة، والجهمية النافون عن الله تعالى الصفات؛ لأن الشافعي — رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى — قال في مواضع من كتبه: (من قال بخلق القرآن.. فهو كافر

«Что же касается третьего вида – а это те, которым мы выносим такфир, то это кадариты которые говорят, что они сами творят свои деяния а не Аллах, и тот, кто говорит о сотворенности Корана, и тот кто говорит, что Аллах не будет виден в Судный День, и джахмиты, отрицающие от Аллаха Сыфаты.

И мы выносим им такфир потому что аш Шафии во многих местах своих книг сказал: «Тот, кто сказал что Коран сотворен – кафир».

Источник: «Аль-Баян фи мазхаб аль Имам аш Шафии», 13/284

Сказал мухаккык шафиитского мазхаба, имам саляфи Яхья аль-Имрани (ум. 558 г.х.):

روي عن الشافعي في كتب كثيرة صح إسنادها عنه أنه كفر القدرية ، وكفر من قال بخلق القرآن وكفر الفرد بقوله

«Передано от аш Шафии во многих книгах, и иснад этого достоверен от него, что он вынес такфир кадаритам, и вынес такфир тем кто сказал что Коран сотворен, и вынес такфир Хафсу аль Фарду (лидер мутазилитов) по причине его слова»

Источник: «Аль-Интисор фи рродд аляль мутазиляти уаль кадариятиль ашрар», 3/800

Сказал великий имам шафиит, аль-Лялякаи (ум. 418 г.х.):

حَكَى الْمزنيُّ عَنِ الشَّافِعِيِّ أَنَّهُ كَفَّرَهُمْ

«Передал аль-Музани от аш-Шафии такфир кадаритам»

Источник: «Шарх усуль аль-И’тикод», 4/782

Передал Ибн Абдуль Барр от великого раннего имама шафиитов, Абу Нуейма аль Джурджани (ум. 330 г.х.), что он сказал:

سئل الربيع عن قول الشافعى فى القرآن فقال جاء رجل الى الشافعى فناظره في القرآن فقال القرآن مخلوق فقال له الشافعى كفرت بالله العظيم

«Был спрошен Раби Ибн Сулейман о мазхабе аш Шафии касательно Корана, и он ответил: «Пришёл к аш Шафии один человек, и стал спорить с ним про Коран, и во время спора сказал: «Коран сотворен». И аш Шафии ответил ему: «Ты стал кафиром в Великого Аллаха!»

Источник: «Аль-Интика», 136

8. Пришло от имама аш Шафии много случаев личного такфира истолковывающим и ошибающимся, в тех случаях, когда их ошибка достигла явного неверия, как ошибка крайних кадаритов, или ошибка джахмитов, и тому подобное.

— Сказал имам Ибн Аби Хатим:

ثنا الرَّبِيعُ بْنُ سُلَيْمَانَ، قَالَ: حَدَّثَنِي مَنْ أَثِقُ بِهِ، فَقَالَ: وَكُنْتُ حَاضِرًا فِي الْمَجْلِسِ، فَقَالَ حَفْصٌ الْفَرْدُ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ، فَقَالَ الشَّافِعِيِّ: كَفَرْتَ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ.

«Рассказал нам Раби Ибн Сулейман, сказав: «Рассказал мне тот, кому я доверяю, что он присутствовал в маджлисе, и сказал Хафс аль Фард: «Коран сотворен». И сказал ему аш Шафии: «Ты стал кафиром во Всевышнего Аллаха»

— Сказал имам Ибн Аби Хатим:

قَالَ الرَّبِيعُ: فَلَقِيتُ حَفْصًا الْفَرْدَ فِي الْمَجْلِسِ بَعْدُ، فَقَالَ: أَرَادَ الشَّافِعِيُّ قَتْلِي.

«Сказал ар Раби: «И я встретил Хафса аль Фарда в одном маджлисе после этого, и он сказал: «Аш Шафии хотел убить меня»

Источник: «Адаб аш Шафии уа манакыбуху», 1-148

И имам аш Шафии вынес ему такфир несмотря на то что он ошибался и ему не разьяснилось то с чем пришёл Пророк, мир ему — потому что его ошибка была в ясных основах вероубеждений.

И имам аш Шафии проклинал Хафса аль-Фарда и его сподвижников, как передал от него шейх уль Ислам аль-Ансари, и другие, см. «Замм аль-Калям», 1136, «Аль-Интика», 78, и др.

— Вошел имам аш Шафии в маджлис, и увидел там Бишра аль-Мариси, лидера джахмитов, и сказал ему:

أدخلك الله أسفل السافلين مع فرعون وهامان وقارون

«Да введет тебя Аллах в самую нижнюю степень Огня, вместе с Фараоном, Хаманом, и Каруном!»

Передал аль-Бейхакы в «Аль-Манакиб», 1/464, аль-Хатыб в «Тарих Багдад», и другие по многим путям от имама аш Шафии, да смилуется над ним Аллах.

— Привел аль-Байхаки в своей книге о достоинствах имама аш-Шафии:

جاء رجل إلى الشافعى يملى عليه كتاب وصيته ، فأراد الشافعى أن يكتب: بسم الله الرحمن الرحيم ، فقال: ليس هكذا أريد ولكن اكتب: إن أتى على ريب من الزمان ، فلما ابتدأ بالكلام رفسه الشافعى برجله فألقاه على ظهره ثم قال: قم يا زنديق

«Пришёл человек к аш-Шафии, чтобы аш-Шафии составил ему завещание. И аш-Шафии хотел было начать писать с «Бисмилляхи ар-рахман ар-рахим», а этот человек сказал ему: «Я хочу начать не так, а вот так: «Если случатся со мной превратности судьбы..»

И имам аш-Шафии, когда услышал эти его слова, пнул его ногой, так, что тот опрокинулся на спину, и сказал ему: «Вставай отсюда, о зиндык!».

Источник: «Манакиб аш-Шафии», 1/470

— Сказал имам аш Шафии, когда его спросили о джахмите Ибн Улия:

أَنَا مُخَالِفٌ لَهُ فِي كُلِّ شَيْءٍ ، وَفِي قَوْلِهِ : لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ ، لَسْتُ أَقُولُ كَمَا يَقُولُ ، أَنَا أَقُولُ : لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ الَّذِي كَلَّمَ مُوسَى مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ ، وَذَاكَ يَقُولُ : لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ كَلامًا أَسْمَعَهُ مُوسَى مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ

«Я противоречу ему абсолютно во всем! И даже в его словах: «Ля иляха илля Ллах» (Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха). Я не говорю свидетельство как он говорит! Ведь я говорю [имея ввиду]: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, который говорил с Мусой из под покрывала», а этот говорит: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, который создал слова, а затем дал их слышать Мусе из под покрывала»

Источник: «Аль-И’тикад», аль Бейхакы, 36, «Тарих Димашк», и др.

9. Сказал имам аш-Шафии

لو عُذِرَ الجاهل ؛ لأجل جهله لكان الجهل خيراً من العلم إذ كان يحط عن العبد أعباء التكليف و يريح قلبه من ضروب التعنيف ؛ فلا حجة للعبد في جهله بالحكم بعد التبليغ و التمكين ؛ لئلا يكون للناس على الله حجة بعد الرُسل

«Если бы был оправдан джахиль по причине своего невежества, то было бы невежество лучше знания! Ведь снялись бы с раба тяжести таклифа, и отдыхало бы его сердце от необходимости утруждать себя.

Поэтому нет довода рабу Аллаха в его невежестве о хукме после того, как до него дошёл [призыв Посланников], и он мог узнать, «чтобы не было ни у кого довода перед Аллахом после посылания Посланников»

Источник: «Аль-Мансур фи аль-Кауаид», 2/17
Источник: http://yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/shafiity/54-imam-ash-shafii

Передает шейх уль-ислам Ибн Таймия в книге «Дар’ ат-та’аруд»:

«Передается от аш-Шафии, что он сказал: «Из тех, с кем я вел диспут, ни для кого я не желал, чтобы он при этом ошибся, кроме приверженца нововведений, поскольку я хотел, чтобы его положение раскрылось для людей»«.

На первый взгляд может показаться, что имам аш-Шафии имеет ввиду всякого, кого кто-то счел нововведенцем. Но далее передано пояснение имама Абу Бакра аль-Байхакы аш-Шафии (ашарит), что имам аш-Шафии говорил о конкретном приверженце нововведений, чьи нововведения были очень серьезными, и он вел споры за них:

«Аш-Шафии под этими словами имел ввиду конкретно Хафса аль-Фарда* и подобных ему из приверженцев нововведений. И именно это имеется ввиду во всем, что передано от него о порицании каляма и тех, кто им занимается. Это уже передатчики — некоторые из них передали с конкретизацией, а некоторые обобщенно».
См. «Дар’ ат-та’аруд» 7/249.

___________

Хафс аль-Фард — му’тазилит, который вел диспуты, отстаивая доводами разума (калямом) му’тазилитские убеждения.

نقل الإمام تقي الدين ابن تيمية في «درء التعارض» 7/ 249:

«وروي عن الشافعي: (قال: ماناظرت أحداً أحببت أن يخطىء إلا صاحب بدعة، فإني أحب أن ينكشف أمره للناس)».

قد يتوهم أن مراد الإمام كل من قيل فيه أنه صاحب البدعة، لكن النقل الذي يليه يبين أن مراده شخص معين جامع البدع المغلظة والمجادل عليها:

«(قال البيهقي إنما أراد الشافعي بهذا الكلام حفصاً الفرد* وأمثاله من أهل البدع، وهكذا مراده بكل ما حكي عنه من ذم الكلام وذم أهله، غير أن بعض الرواة أطلقه، وبعضهم قيده)».

__________

* حفص الفرد: معتزلي، ناظر على مذهبه في الاعتقاد باستخدام الطرق الكلامية

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Имам аш-Шафии о желании ошибки для нововведенца и важное пояснение имама аль-Байхакы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки измерения эконометрика
  • Ошибки игроков передней линии
  • Ошибки измерения твп
  • Ошибки ивеко стралис на табло расшифровка ic
  • Ошибки измерения дальности