Ошибки и уловки вопрос ответной ситуации

Логические
ошибки в категорических суждениях
,
связанные с нарушением правил, вытекающих
из принципов и законов логики.

Отношение
суждений по логическому квадрату
:
контрарность (противопо-ложность):
(A  E);
субконтрарность (подпротивность):
(J  O);
подчинён-ность: (А  J),
(E  O);
противоречие (контрадикторность:
(A  O),
(E  J).
Истинность,
ложность и неопределённость
суждений в их отношениях по логи-ческому
квадрату.

Модальные
суждения в практике мышления
.
Логические связи модальных суждений.
Онтологические связи модальных суждений.
Деонтическая модаль-ность в практике
юриста.

Логика
вопроса и ответа в практике мышления и
речи
. Ошибки
и уловки в ситуациях вопроса и ответа.

Тема 7. Принципы и законы логики

Онтология
логической закономерности
:
принципы и законы науки, логики и
юриспруденции. Принципы и законы
традиционной и символической класси-ческой
логики. Законы и правила логики.

Принцип
тождества

− выражение закономерной определённости,
устойчи-вой самотождественности мысли
во всех её формах. Формула: A  A.

Принцип
непротиворечия

− выражение закономерной непротиворечивости
правильной мысли любой формы. Формула:
Ί(AΊA).

Принцип
исключённого третьего

является выражением закономерной
истин-ности лишь одной из противоречащих
мыслей при необходимой ложности дру-гой.
Формула: AVΊA.
Названные принципы и все другие законы
логики явля-ются выражением тавтологии
(«всегда истинное выражение»).

Принцип
достаточного основания

является выражением необходимой
обосно-ванности
мыслей, выраженных в формах суждений,
гипотез и теорий. Мысль, выра-женная
в форме A  (B  A)
представляет собой «всегда истинное
выражение».

Законы логики и
логическое следование
. Законы
логического следования, как и все другие
законы, являются объективными. Законы
«модус поненс», «модус толленс»,
«двойного отрицания» и др.

Тема 8. Принципы и законы логики в практике мышления и речи

Принцип
тождества
и
логические правила,
вытекающие из него. Логические ошибки
и уловки, нарушающие правила принципа
тождества: подмена понятий, тезиса
(суждения), подмена темы, гипотезы,
теории, подмена в суждении (определении)
существенных признаков, подмена вопроса.
Причины нарушения правил принципа
тождества: намеренное (софизм) и
ненамеренное (паралогизм) искажение
мысли; употребление синонимов (разноимённых
и однозначных) и омонимов (одноимённых
и многозначных); многозначность предмета
мысли в зависимости от контекста;
аксиологическая (ценностная)
неопределённость мысли; неясность,
неточность, неопределённость понятий
(имён); абсолютиза-ция изменений;
невладение нормами языка.

Принцип
непротиворечия

как универсальное правило: «Правильная
(истин-ная) мысль не может быть
противоречивой». Это значит:
«противоречивые мысли не могут быть
обе одновременно истинны. Одна из них
(или обе) должны быть ложными»; «одному
и тому же объекту мысли нельзя одновременно
припи-сать два противоречивых признака»;
«на любой один и тот же вопрос нельзя
одновременно ответить «да» и «нет»,
в одно и то же время, в одном и том же
отношении».

Логические
ошибки
как
результат нарушения правил закона
непротиворечия
:
противоречия в понятиях, в суждениях,
в аргументации (доказательствах и
опро-вержениях), между суждениями,
теориями, гипотезами, темами.

Принцип
исключённого третьего

в науке и юридической практике: в
после-довательном рассуждении дело
всегда должно быть доведено до конца:
либо до утверждения, либо до отрицания
(третьего не дано).

Принцип исключенного
третьего в практике политической и
правовой дея-тельности: требование
конкретности истины.

Принцип
достаточного основания

в науке, юридической практике, в искус-стве
речи. Универсальное правило: «Всякая
мысль должна быть достаточно обо-снованной»
и основная ошибка: «non sequitur» («не
следует»). Правило единства основания
и следствия; правило достаточной
обоснованности основания.

Законы логики,
правила и ошибки в практике мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.11.2022135.68 Кб555.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ЛЕКЦИЯ: «ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОПРОСНООТВЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ЛЕКЦИЯ: «ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОПРОСНООТВЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант. Критика чистого разума. Ø Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Ø Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности • Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности • Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

 • Термин «вопрос» связан с термином «проблема» и «проблемная ситуация» . • Проблема

• Термин «вопрос» связан с термином «проблема» и «проблемная ситуация» . • Проблема — это вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания, для ответа на которые нет достаточного на данный момент знания (информации). • Проблемная ситуация — это такая ситуация (теоретическая или практическая), в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Каждый вопрос состоит из трех элементов: Ø базиса или предпосылки вопроса (исходное знание об

Каждый вопрос состоит из трех элементов: Ø базиса или предпосылки вопроса (исходное знание об объекте, о котором в вопросе запрашивается дополнительная информация); Ø искомого знания, которое должно быть получено в ответе на вопрос; Ø требования перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию). • Например, начальник, задавая вопрос: «Кто звонил мне после 19 часов? » , ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. Но в то же время в данном вопросе содержится знание о том, что существует человек, звонивший начальнику после 19 часов. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим начальнику в указанное время.

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности • Постановка вопроса и поиск информации для ответа

Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности • Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний.

ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов: 1. Семантика вопросов • В отличие от суждения

ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов: 1. Семантика вопросов • В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому о вопросе не говорят как об истинном или ложном. • Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

ВИДЫ ВОПРОСОВ • Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное

ВИДЫ ВОПРОСОВ • Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание. • Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. ( «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)? » • Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный» . Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца? » Любой ответ на него — и «да» , и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

ВИДЫ ВОПРОСОВ 2. Функции вопросов • • • По познавательной функции вопросы подразделяются на

ВИДЫ ВОПРОСОВ 2. Функции вопросов • • • По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие и восполняющие. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку? » Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что. . . » ; «Является ли. . . » ; «Действительно ли, что. . . » . Схема в символической записи — ? (р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется. Явно выраженная в вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку). Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р v 1 р. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.

ВИДЫ ВОПРОСОВ • Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например:

ВИДЫ ВОПРОСОВ • Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны? » ; «Кто открыл Америку? » ; «Каким законом предусмотрено данное преступление? » . • Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. • Схема вопроса в символической записи: ? Q ( p ), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация. • Область поиска ответов на вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т. д. ). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т. д. Поскольку ответ на вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

ВИДЫ ВОПРОСОВ 3. Структура вопросов Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей

ВИДЫ ВОПРОСОВ 3. Структура вопросов Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. • В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ? (р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ? Q ( p ). • Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть ü соединительными (конъюнктивными); ü разделительными (дизъюнктивными); ü смешанными (соединительно-разделительными).

ВИДЫ ВОПРОСОВ Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и.

ВИДЫ ВОПРОСОВ Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и. • Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: (р л q ), т. е. «верно ли р и верно ли q ? » . Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка? » • Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ? ( Qi л Qz )( p ), т. е. «где и когда имело место р» . Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны? » Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ? Q ( p л q), т. е. «где имело место р и q? » . Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны? » . Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса — объединение первых двух: ( Qi л Q 2) (р л q), т. е. «где и когда имело место р и q? » .

ВИДЫ ВОПРОСОВ Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.

ВИДЫ ВОПРОСОВ Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или. • Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: «верно р или верно q» . Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство? » • Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: «где или когда имело место р? » . Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва? » Второй вариант: «Q относится к р или q? » Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков? » .

ВИДЫ ВОПРОСОВ Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов: • «Содержит ли

ВИДЫ ВОПРОСОВ Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов: • «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено? » • Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления? » ; его схема — ? (р). Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено? » ; его схема — ? Q ( p ). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос.

ВИДЫ ВОПРОСОВ Отношение к обсуждаемой теме • В процессе обсуждения спорных проблем в науке,

ВИДЫ ВОПРОСОВ Отношение к обсуждаемой теме • В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы: вопросы по существу темы, не по существу темы. • Вопрос по существу темы — это вопрос, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. • Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию. Вопросы «не по существу» , как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имевших отношения к делу.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ Правила постановки простых и сложных вопросов 1. Вопросы следует ставить корректно.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ Правила постановки простых и сложных вопросов 1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержанию и форме. 2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции? «. Здесь не указана третья альтернатива — суд надзорной инстанции.

Виды ответов • Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения — ответа

Виды ответов • Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т. е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию. • Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения.

Виды ответов Среди ответов различают: Ø истинные и ложные; Ø прямые и косвенные; Ø

Виды ответов Среди ответов различают: Ø истинные и ложные; Ø прямые и косвенные; Ø краткие и развернутые; Ø полные и неполные; Ø точные (определенные) и неточные (неопределенные). • Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т. е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Виды ответов • Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их

Виды ответов • Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска. • Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война? » будет суждение: «Русскояпонская война закончилась в 1905 году» . Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой? » будет суждение: «Нет, кит не является рыбой» . • Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война? » косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась в год начала Первой русской революции» . На вопрос «Является ли кит рыбой? » косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным» .

Виды ответов Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и

Виды ответов Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. • Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет» . • Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком? » могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да» ; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком» . Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет» ; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком» . • Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы, при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

Виды ответов Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут

Виды ответов Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы. • Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления? » полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель» . На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта» ? » полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М. Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А. С. Пушкина» .

Виды ответов • Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

Виды ответов • Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления? » — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем» . • На вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта» ? » неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М. Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А. С. Пушкина» . • Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, второй ответ не указывает время написания стихотворения.

Виды ответов • Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы • Логическая зависимость между вопросом

Виды ответов • Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы • Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. • Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т. е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов. • Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. • Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый» , когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога? » Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

Софизм – это рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для

Софизм – это рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

Виды логических ошибок в софизмах: • логические; • терминологические; • психологические.

Виды логических ошибок в софизмах: • логические; • терминологические; • психологические.

Пример софизма: Что ты не терял, то имеешь Значит, у тебя есть рога Рога

Пример софизма: Что ты не терял, то имеешь Значит, у тебя есть рога Рога ты не терял

Способ нахождения ошибки в софизме: • начните поиск ошибки с самого условия предложенного софизма;

Способ нахождения ошибки в софизме: • начните поиск ошибки с самого условия предложенного софизма; • установите темы, отраженные в софизме; • выясните, соблюдены ли все условия применимости теорем, правил, формул, соблюдена ли логичность; • обязательно проверьте результаты преобразования обратным действием.

 • Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.

• Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча» . Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча? » На вопрос отвечают: «Да» . Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча? » Снова ответ: «Да» . Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется. • Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча» . Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта. • Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т. п. , которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

 • • § § § § • В вопросе «Кто открыл Америку? »

• • § § § § • В вопросе «Кто открыл Америку? » под словом кто имеется в ; виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть ; выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т. д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т. д. Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи» ? » краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа: «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи» ; «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи» ; «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи» . Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально? » отвечают «Да» , не ясно, что имеют в виду: «Курение вредно и аморально» ; «Курение вредно, но не аморально» ; «Курение не вредно, но аморально» . Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответом.

Виды ответов Тавтологичные вопросы • На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную

Виды ответов Тавтологичные вопросы • На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. Пример: • Между кем и кем была русско-японская война? • Как зовут Марью Ивановну?

Виды ответов • На какой вопрос нельзя ответить утвердительно, не соврав? • На вопросы:

Виды ответов • На какой вопрос нельзя ответить утвердительно, не соврав? • На вопросы: «Ты спишь? » , «Ты умер? » • На какой нельзя отрицательно, не соврав? — «Ты ещё жив? » , «Есть здесь кто-нибудь? » • На какой нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно? — «Я сказал ложь. Это ложь? »

ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТА 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. 2. Ответ должен

ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТА 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. 4. При ответе на сложный дизъюнктивный вопрос достаточно дать информацию на один из входящих в него вопросов, а при ответе на конъюнктивный вопрос — на каждый входящий в него вопрос отдельно.

УЛОВКИ И ОШИБКИ Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве Подмена вопроса. Заданный вопрос заменяют

УЛОВКИ И ОШИБКИ Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве Подмена вопроса. Заданный вопрос заменяют другим или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой. Пример из интервью с Клаудией Шиффер. — Какой комплимент был для Вас самым приятным? — Самое большое удовольствие получаешь от комплиментов от близких людей. Комментарий: Здесь дан ответ не на вопрос, какой комплимент, а на вопрос, чей комплимент.

УЛОВКИ И ОШИБКИ Ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на

УЛОВКИ И ОШИБКИ Ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы. Например: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение? » Вопрос некорректный, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказаний, или за их ужесточение» является ложным утверждением. В данном случае целесообразно предложить разбить заданный вопрос на два: 1. «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости? » 2. «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания? »

Ответ вопросом на вопрос. Не желая отвечать на поставленный вопрос, или испытывая затруднение в

Ответ вопросом на вопрос. Не желая отвечать на поставленный вопрос, или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос. Если вы начинаете отвечать на его вопрос, попались на удочку: ваш вопрос останется без ответа. Ответ в кредит. Ответ переносят на «потом», ссылаясь на трудность вопроса, и уходят от ответа. Сокрытие необоснованности утверждения. Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость властям задают вопрос: «Когда вы отмените налоги на недвижимость? »

Основные ловушки языка: • многозначность; • неточные понятия; • неясные понятия; • ситуативные слова;

Основные ловушки языка: • многозначность; • неточные понятия; • неясные понятия; • ситуативные слова; • опредмеченные абстракции.

Многозначность или полисемия – это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных

Многозначность или полисемия – это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.

Неточные понятия В случае неточных понятий не всегда ясно, какие именно вещи, признаки или

Неточные понятия В случае неточных понятий не всегда ясно, какие именно вещи, признаки или действия входят в их объем, а какие – нет.

Неясные понятия – это понятия, размытые и недостаточно определенные в отношении своего содержания. Их

Неясные понятия – это понятия, размытые и недостаточно определенные в отношении своего содержания. Их также называют содержательно неясными понятиями.

Ситуативные слова – это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и

Ситуативные слова – это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и зависит от того, кто, когда и где их использует. Их также называют индексными или эгоцентрическими словами. Я Он Ты

Гипостазирование – это опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального, предметного существования. Пример: «. .

Гипостазирование – это опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального, предметного существования. Пример: «. . плывет глубина по осенней воде, и тяжесть течет, омывая предметы. . » И. Жданов

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

1. Лекция. Вопросно-ответные процедуры

План
1. Логическая структура вопросов и
ответов.
2. Виды вопросов и ответов.
3. Правила постановки простых и
сложных вопросов.

2. СТРУКТУРА ВОПРОСА

БАЗИС
ОПЕРАТОР
(ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
СЛОВА)

3. ВИДЫ ВОПРОСОВ

Требуют
информацию о
новых
признаках
(что? Где? и
т.д.)
ВИДЫ ВОПРОСОВ
ВОСПОЛНЯЮЩИЕ
УТОЧНЯЮЩИЕ
ПРОСТЫЕ (имеют один оператор и одно
базисное суждение)
ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ
СЛОЖНЫЕ
КОНЪЮНКТИВНЫЕ
ИМПЛИКАТИВНЫЕ
Состоят из
двух и более
базисных
суждений или
имеют
несколько
операторов
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ
СМЕШАННЫЕ
Требуют
уточнения
уже
имеющейся
информации

4. Виды вопросов и ответов

Основание классификации
Отношение к теме
Семантическая характеристика
Познавательная функция (по
цели)
Структура
Типы
Вопросы
1) По существу темы;
2) не по существу темы
1) Корректные;
2) некорректные
1) Уточняющие (закрытые) «ли-вопросы»;
2) восполняющие (открытые) «что-вопросы»
1) Простые;
2) сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и
т.д.)
Ответы
Отношение к вопросу
1) По существу вопроса;
2) не по существу вопроса
Семантическая характеристика
1) Истинные;
2) ложные
Область поиска ответов
1) Прямые;
2) косвенные
1) Краткие;
2) развернутые
1) Полные;
2) неполные
1) Определенные;
2) неопределенные
Грамматическая структура
Объем информации
Степень точности

5. Правила постановки простых и сложных вопросов

Правило
Содержание
1. Корректность
2. Альтернативность ответа
3. Краткость и ясность
формулировки вопроса
4. Простота вопроса
5. Полнота альтернатив
6. Риторический вопрос
Вопрос должен иметь истинный
базис. Провокационные и
неопределенные вопросы
недопустимы
Возможность ответить «да» или
«нет» на уточняющие вопросы
Нечеткие и длинные вопросы
затрудняют понимание и делают
сложным ответ
Если вопрос сложный, то лучше его
разбить на несколько простых
В сложных разделительных
вопросах необходимо перечислить
все альтернативы
По структуре аналогичен
суждению, так как содержит в себе
утверждение или отрицание,
поэтому ответ на него ясен из
предпосылки

6. Типы логической некорректности вопросов

ТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ
БЕССМЫСЛЕННЫЕ
ВОПРОСЫ
НЕДООПРЕДЕЛЕННЫЕ
ВОПРОСЫ
Многозначные
термины
Грамматические или
Семантические ошибки
Безотносительные вопросы
Содержит выражения, ни смысл,
ни значение которых не известны

7. Правила формулирования ответа

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и
кратким.
2. Ответ должен уменьшать неопределенность
вопроса, быть информативнее его.
3. При некорректной постановке вопроса ответ
должен содержать и указание на эту
некорректность.
4. При ответе на сложный дизъюнктивный
вопрос достаточно дать информацию на
один из входящих в него вопросов, а при
ответе на конъюнктивный вопрос — на
каждый входящий в него вопрос отдельно.

8. УЛОВКИ В ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Подмена вопроса
Сокрытие
необоснованности
утверждения
Ответ в
кредит
Ответ вопросом
на вопрос
Ошибка многих
вопросов

9. УПРАЖНЕНИЕ

Проанализируйте логическую структуру,
синтаксис и семантику следующих вопросов и
установите их виды:
а) Сколько экзаменов вы должны сдавать в
ближайшую зимнюю сессию?
б) Верно ли, что среда или четверг является
рабочим днем?
в) Сколько лет длилась Тридцатилетняя война?
г) Почему США, Англия и Франция открыли
«второй фронт» во Второй мировой войне
лишь в 1944 году?
д) Сколько раз ты бил свою мать?

10. УПРАЖНЕНИЕ

Укажите среди перечисленных соответственные ответы па вопрос:
«Когда был открыт Московский университет?» и охарактеризуйте
каждый из них:
а) Московский университет не был открыт.
б) Московский университет был открыт в 18 веке.
в) Московский университет был открыт по инициативе М.В.
Ломоносова.
г) Московский университет был открыт раньше Петербургского.
д) Московский университет был открыт в 20 веке.
е) Московский университет был открыт задолго до моего
рождения.
ж) Московский университет был открыт в царствование Елизаветы
Петровны.
з) Московский университет был открыт, когда в этом появилась
необходимость.
и) Московский университет был открыт в 1825 году.
к) Московский университет был открыт, а потом закрыт.
л) Московский университет был открыт через 30 лет после
Российской академии наук.

Презентация на тему «Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности»

  • Скачать презентацию (4.33 Мб)


  • 10 загрузок

  • 3.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.33 Мб). Тема: «Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности». Предмет: философия. 42 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    42

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности

    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ: «ЛОГИЧЕСКИЕ
    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОПРОСНО-
    ОТВЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

  • Слайд 2

    Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности

    Умение ставить разумные вопросы
    есть уже важный и необходимый
    признак ума и проницательности.
    И. Кант. Критика чистого разума.
    Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса.
    Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

  • Слайд 3

    Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

  • Слайд 4

    Термин «вопрос» связан с термином «проблема» и «проблемная ситуация».
    Проблема — это вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания, для ответа на которые нет достаточного на данный момент знания (информации).
    Проблемная ситуация — это такая ситуация (теоретическая или практическая), в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

  • Слайд 5

    Каждый вопрос состоит из трех элементов:
    базиса или предпосылки вопроса (исходное знание об объекте, о котором в вопросе запрашивается дополнительная информация);
    искомого знания, которое должно быть получено в ответе на вопрос;
    требования перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию).
    Например, начальник, задавая вопрос: «Кто звонил мне после 19 часов?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. Но в то же время в данном вопросе содержится знание о том, что существует человек, звонивший начальнику после 19 часов. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим начальнику в указанное время.

  • Слайд 6

    Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности

    Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний.

  • Слайд 7

    ВИДЫ ВОПРОСОВ

    Рассмотрим основные виды вопросов:
    1. Семантика вопросов
    В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
    Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания влияет на логический статус вопроса, определяя правильностьили неправильность его постановки.

  • Слайд 8

    Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
    Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом.(«Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?»
    Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

  • Слайд 9

    2. Функции вопросов
    По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие и восполняющие.
    Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»
    Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что…»; «Является ли…»; «Действительно ли, что…».
    Схема в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.
    Явно выраженная в вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку).
    Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: рv 1 р. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.

  • Слайд 10

    Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».
    Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект.
    Схема вопроса в символической записи: ? Q ( p ), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация.
    Область поиска ответов на вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. Поскольку ответ на вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

  • Слайд 11

    3. Структура вопросов
    Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
    В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ? Q ( p ).
    Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть
    соединительными (конъюнктивными);
    разделительными (дизъюнктивными);
    смешанными (соединительно-разделительными).

  • Слайд 12

    Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и.
    Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: (р л q ), т.е. «верно ли р и верно ли q ?». Пример такого вопроса:«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»
    Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?( Qiл Qz )( p ), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ? Q ( p л q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?». Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса — объединение первых двух: ( Qi л Q 2) (р л q), т.е. «где и когда имело место р и q?».

  • Слайд 13

    Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.
    Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: «верно р или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»
    Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: «Q относится к р или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?».

  • Слайд 14

    Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов:
    «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»
    Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р). Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ? Q ( p ). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос.

  • Слайд 15

    Отношение к обсуждаемой теме
    В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы: вопросы по существу темы, не по существу темы.
    Вопрос по существу темы — это вопрос, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию.
    Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию. Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имевших отношения к делу.

  • Слайд 16

    ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

    Правила постановки простых и сложных вопросов
    1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержанию и форме. 2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив.Например: «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?». Здесь не указана третья альтернатива — суд надзорной инстанции.

  • Слайд 17

    Виды ответов

    Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию.
    Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения.

  • Слайд 18

    Виды ответов

    Среди ответов различают:
    истинные и ложные;
    прямые и косвенные;
    краткие и развернутые;
    полные и неполные;
    точные (определенные) и неточные (неопределенные).
    Истинные и ложные ответы.По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

  • Слайд 19

    Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.
    Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1905 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».
    Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась в год начала Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

  • Слайд 20

    Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.
    Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
    Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».
    Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы, при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

  • Слайд 21

    Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.
    Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

  • Слайд 22

    Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».
    На вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».
    Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, второй ответ не указывает время написания стихотворения.

  • Слайд 23

    Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы
    Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ.
    Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса.Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.
    Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.
    Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

  • Слайд 24

    Софизм

    – это рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

  • Слайд 25

    Виды логических ошибок в софизмах:

    логические;
    терминологические;
    психологические.

  • Слайд 27

    Способ нахождения ошибки в софизме:

    начните поиск ошибки с самого условия предложенного софизма;
    установите темы, отраженные в софизме;
    выясните, соблюдены ли все условия применимости теорем, правил, формул, соблюдена ли логичность;
    обязательно проверьте результаты преобразования обратным действием.

  • Слайд 28

    Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.
    Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.
    Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

  • Слайд 29

    В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в ; виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть ; выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.
    Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:
    «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;
    «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;
    «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».
    Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:
    «Курение вредно и аморально»;
    «Курение вредно, но не аморально»;
    «Курение не вредно, но аморально».
    Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответом.

  • Слайд 30

    Виды ответов

    Тавтологичные вопросы
    На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет.
    Пример:
    Между кем и кем была русско-японская война?
    Как зовут Марью Ивановну?

  • Слайд 31

    На какой вопрос нельзя ответить утвердительно, не соврав? 
    На вопросы: «Ты спишь?» , «Ты умер?»
    На какой нельзя отрицательно, не соврав? — «Ты ещё жив?», «Есть здесь кто-нибудь?»
    На какой нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно? — «Я сказал ложь. Это ложь?»

  • Слайд 32

    ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТА

    1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. 4. При ответе на сложный дизъюнктивный вопрос достаточно дать информацию на один из входящих в него вопросов, а при ответе на конъюнктивный вопрос — на каждый входящий в него вопрос отдельно.

  • Слайд 33

    УЛОВКИ И ОШИБКИ

    Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусствеПодмена вопроса.
    Заданный вопрос заменяют другим или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой. Пример из интервью с Клаудией Шиффер. — Какой комплимент был для Вас самым приятным?- Самое большое удовольствие получаешь от комплиментов от близких людей. Комментарий: Здесь дан ответ не на вопрос, какой комплимент, а на вопрос, чей комплимент.

  • Слайд 34

    Ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы.
    Например: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?» Вопрос некорректный, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказаний, или за их ужесточение» является ложным утверждением. В данном случае целесообразно предложить разбить заданный вопрос на два:1. «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?»2. «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?»

  • Слайд 35

    Ответ вопросом на вопрос.
    Не желая отвечать на поставленный вопрос, или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос. Если вы начинаете отвечать на его вопрос, попались на удочку: ваш вопрос останется без ответа.
    Ответ в кредит.
    Ответ переносят на «потом», ссылаясь на трудность вопроса, и уходят от ответа.
    Сокрытие необоснованности утверждения.
    Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость властям задают вопрос:»Когда вы отмените налоги на недвижимость?»

  • Слайд 36

    многозначность;
    неточные понятия;
    неясные понятия;
    ситуативные слова;
    опредмеченные абстракции.
    Основные ловушки языка:

  • Слайд 37

    Многозначность или полисемия

    – это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.

  • Слайд 38

    В случае неточных понятий не всегда ясно, какие именно вещи, признаки или действия входят в их объем, а какие – нет.
    Неточныепонятия

  • Слайд 39

    Неясныепонятия

    – это понятия, размытые и недостаточно определенные в отношении своего содержания. Их также называют содержательно неясными понятиями.

  • Слайд 40

    Ситуативные слова

    – это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и зависит от того, кто, когда и где их использует. Их также называют индексными или эгоцентрическими словами.
    Я
    Ты
    Он

  • Слайд 41

    Гипостазирование

    – это опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального, предметного существования.

    Пример: «..плывет глубина по осенней воде, и тяжесть течет, омывая предметы..»
    И.Жданов

  • Слайд 42

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Софисты

Презентация: Характеристика мышления как познавательного процесса

Презентация: Вопросы и ответы в деловой коммуникации

Презентация: Умозаключения

Презентация: Умозаключения

Презентация: Суждение

Презентация: Подготовка к защите тезиса. Работа с источниками

Презентация: Характеристика различных эмоций

Презентация: Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат)

Презентация: Структура экзаменационной работы

Презентация: ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Презентация: Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

40. Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов

Нередко полемисты прибегают к уловкам, связанным с недобросовестным использованием вопросов , и ответов. К ним относится, например, «ошибка многих вопросов». Оппоненту сразу задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа «да» или «нет». Но дело в том, чтозаключенные в заданном вопросе подвопросы бывают прямо противоположны друг другу. Отвечающий, может не заметить этого, и дать ответ только на один из вопросов. Полемист пользуется этим, произвольно применяет ответ к другому вопросу и запутывает оппонента. Этой уловкой пользовались еще в античном мире.

Порой полемисты по разным причинам стараются уклониться от поставленных вопросов. Иногда они просто пропускают вопрос, как говорится, мимо ушей, как бы не замечают его.

Некоторые полемисты начинают иронизировать по поводу вопросов своего оппонента: «Вы задаете такие „глубокомысленные“ вопросы»; «И вы считаете свой вопрос серьезным?»; «Ну что за легкомысленный вопрос»; «Вы задаете такой трудный вопрос, что я пасую перед ним» и др. Может даваться отрицательная оценка самому вопросу: «Это наивный вопрос»; «Этот вопрос звучит аполитично»; «Это же догматизм», «Это незрелый вопрос». Подобные фразы не способствуют выяснению истины, конструктивному решению проблемы. Они психологически действуют на оппонента, так как в них проявляется неуважительное к нему отношение.Это позволяет человеку, произносящему такие фразы, уйти от поставленных вопросов, оставить их без ответа.

Наиболее распространенным в споре считается «ответ вопросом на вопрос». Полемист, испытывая затруднения в поисках ответа либо не желая отвечать на поставленный вопрос, может поставить встречный вопрос. Если противник начинает отвечать, значит, он попался на эту уловку.

Прибегают полемисты и к такой своеобразной уловке, как «ответ в кредит». Испытывая трудности в обсуждении проблемы, они переносят ответ на «потом», ссылаясь на сложность вопроса.

Умение распознать ту или иную уловку, показать, с какой целью она использована, дать достойный отпор противнику – необходимое качество полемиста. Исследователи разрабатывают специальные методики защиты от некорректных приемов ведения спора. Например, если оппонент переводит обсуждение спорной проблемы на другую, не менее важную тему, то рекомендуют сначала согласиться с тем, что новая тема, безусловно, заслуживает внимания, а затем предложить вернуться к прежней.

Мелкие уколы со стороны оппонента целесообразно игнорировать, а при явных оскорблениях необходимо на время прервать спор.

Полезные методические указания по разрешению сложных ситуаций при принятии управленческих решений содержатся в книге О. Эрнста «Слово предоставлено Вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП И НОЕВ КОВЧЕГ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП И НОЕВ КОВЧЕГ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Недавно ЦРУ объявило, что собирается опубликовать несколько фотографий, из которых станет понятно, что Ноев ковчег до сих пор находится в горах Турции. Снимки были сделаны с американских самолётов-шпионов и

Магазин вопросов и ответов

Магазин вопросов и ответов
(все ссылки дана на «Закон РФ „О защите прав потребителей“.Магазин, где я купила для мужа осенние ботинки, согласился мне их обменять на другой размер, но в данный момент в подсобках не было этой партии ботинок. Когда будет, неизвестно, что же

У матросов нет вопросов

У матросов нет вопросов
Название кинофильма (1981, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию кинодраматурга Аркадия Яковлевича Инина

Облицовка стен с использованием ГКЛ

Облицовка стен с использованием ГКЛ
Работы по облицовке стен зависят от состояния поверхности. Крепление гипсокартонных листов и отделочных гипсокартонных панелей к каркасу может осуществляться на клею или на шурупах, а гипсокартонных комбинированных панелей (ГКП) –

37. Уловки в споре. Позволительные и непозволительные уловки

37. Уловки в споре. Позволительные и непозволительные уловки
Уловка в споре – всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить его для противника.Большое внимание описанию уловок в споре уделяется в работе С. И. Поварнина «Спор. О теории и

38. Психологические уловки

38. Психологические уловки
Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности к ним относят:1)

39. Логические уловки

39. Логические уловки
Логические уловки иначе называют софизмами. Это намеренные ошибки в доказательстве. Следует помнить, что софизм и ошибка различаются только тем, что софизм – намерен, а ошибка – не намеренна. Поэтому сколько есть логических ошибок, столько и

Почему мы «клюем» на уловки

Почему мы «клюем» на уловки
Здесь тоже все более или менее легко объясняется. Представьте себе такую ситуацию. Неожиданно вам звонят с незнакомого номера. Человек на другом конце провода представляется сотрудником ГИБДД и сообщает вам, что у вашего друга, сына, брата и

Наиболее распространенные «уловки» недобросовестных инспекторов ГИБДД по отношению к водителям

Наиболее распространенные «уловки» недобросовестных инспекторов ГИБДД по отношению к водителям
В средствах массовой информации частенько вниманию водителей предлагаются «страшилки» о недобросовестных инспекторах ДПС, которые делают из ни в чем неповинных водителей

5 ключевых вопросов

5 ключевых вопросов
Если вы сомневаетесь, кормить ли грудью, обдумайте такие вопросы:1. Что советует вам врач? Ваш врач будет сторонником грудного вскармливания, если только у вас нет проблем со здоровьем – некоторых болезней или необходимости особого лечения, – тогда

Навык четвертый. Задавание вопросов

Навык четвертый. Задавание вопросов
Если коуч и его клиент подобны путникам, то вопросы коуча и его умение слушать – это луч света, который освещает их путь.

Рис. 8. Задавание вопросовИх ответ заключен в вашем вопросеСпособность задавать последовательно правильные

Оценка закрытых и открытых вопросов

Оценка закрытых и открытых вопросов
Гибкость, которую должен развивать в себе коуч, частично может проявляться в эффективном использовании открытых и закрытых вопросов. Закрытые вопросы требуют ответа «да» или «нет», а открытые позволяют получить больше информации,

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки и риск аудиторской выборки
  • Ошибки и противопоказания при занятиях фейсфитнесом
  • Ошибки и просчеты жукова
  • Ошибки и пропуски платежного баланса россии
  • Ошибки и проблемы серверов большой тройки