Ошибки и нарушения внимания

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

ОП2.doc

Скачиваний:

15

Добавлен:

12.09.2019

Размер:

1.86 Mб

Скачать

Здоровое
внимание, его ошибки:

  • Из-за чрезвычайной
    сосредоточенности на одних стимулах
    происходит игнорирование вторых (при
    чтении книги, решении какой-то интересной
    задачи, при задумчивости бой часов,
    звук закипающего чайника и подобные
    «малозначительные стимулы» отходят
    на второй план) – мнимая рассеянность.
    Гипертрофия по Рибо.

  • Из-за усталости,
    скуки, монотонной работы может наступить
    состояние прострации, т.е. Неспособности
    сконцентрировать внимание на чем бы
    то ни было и добиться ясности каких-то
    впечатлений — истинное невнимание.
    Гипотрофия по Рибо

Так
же нарушения внимания могут быть связаны
с повреждениями головного мозга (или
недоразвитием определенных его функций,
как например у маленьких детей). Например:

  • Синдром Балинта
    – неспособность внимания переключиться
    с объекта, находящегося в фокусе, из-за
    чего возникает слепота при полностью
    сохранившемся зрении возникает при 2х
    стороннем поражении теменной и
    теменно-затылочной коры, а так же у
    младенцев в первые месяцы их жизни.

  • СДВГ (синдром
    дефицита внимания и гиперактивности)
    и сопутствующая ему ученическая
    невнимательность,
    характеризующаяся
    высокой отвлекаемостью и слабой
    концентрацией – основная проблема
    психологии образования, часто
    встречающаяся у младших школьников.
    Причина — нарушение дофаминового
    обмена в головном мозге, т.е. Врожденное
    отклонение в большинстве случаев.

Отдельно
можно отметить нарушение автоматизмов,
как негативное последствие концентрации
внимания на на ходе их исполнения.

23. Виды внимания и возможности их классификации.

Классификация
по Джемсу (на основании активности
субъекта, наличию у него цели)

    • произвольное –
      в соответствие с нашими целями и
      задачами

    • непроизвольное
      – как результат физиологических
      реакций на характеристики раздражителя,
      такие как его интенсивность,
      продолжительность и т.п.

Тоже
по Джемсу, но на основании участия во
внимании предыдущего опыта

    1. непосредственное
      – относительно к стимулу, интересному
      самому по себе, то есть стимул привлекает
      не его связью со сферой интересов
      субъекта.

    2. Опосредованное
      – относительно стимула, который связан
      с полученной ранее информацией (то
      есть участие памяти; можно привести
      примеры с лектором, который рассказывает
      анекдот, чтоб обратить их внимание на
      лекцию – при том, что анекдот не связан
      с материалом лекции, внимание
      опосредованно обращается на нее)

По
Джемсу, на основании направленности
внимания

  1. интеллектуальное
    – на мысли/переживания/воспоминания
    (т.е. внутренний мир субъекта)

  2. чувственное – на
    стимул, действующий из вне.

По Добрынину
(основание – активность личности в
процессе; сама теория генетическа, т.е.
виды внимани – ступени его развития)

    1. непроизвольное
      внимание – т.е. оно больше зависит от
      характеристик стимула самого по себе
      (непосредственное-непроизвольное по
      Джемсу)

    • вынужденное –
      значимое с точки зрения выживания в
      ответ на интенсивность, продолжительность
      раздражителей, например, болевого
      раздражителя.

    • невольное внимание
      – обращение внимания на стимулы, в
      которых мы испытываем потребность,
      например, на еду, когда хотим есть.

    • привычное внимание
      – пример с врачом специалистом,
      обращающим внимание на симптоы пациента
      автоматически.

    1. Произвольное
      внимание – соответствует нашим целям
      и планам, т.е. результат активной
      деятельности личности.

    • произвольное
      внимание – соотносится с нашим желанием
      обратить на что-то внимание

    • волевое внимание
      – происходит в случае конфликта между
      произвольным и непроизвольным стимулами,
      сопровождается чувством усилия.

    • выжидательное
      внимание – разновидность произвольного
      внимания, направленного на ожидаемый,
      но еще не появившийся стимул

    1. Послепроизвольное
      внимание (состояние потока по
      Чиксентмихайи) — «эволюция» произвольного
      внимания, когда деятельность полностью
      захватывает субъекта и его внимание
      не сопровождается чувством усилия;
      сначала для преодоления помех внутреннего
      и внешнего плана нужно усилие, но потом,
      при условии возникнвения интереса,
      деятельность выполняется «сама по
      собой» и не требует усилий – это высшая
      форма внимания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    25.08.2019236.54 Кб2ОП.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Внимание — сосредоточение перцептивной, когнитивной и двигательной активности в определенном направлении. Различают следующие основные характеристики внимания: объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость и концентрацию (Рубинштейн, 1946). Объем внимания — это количество информации, которая удерживается в поле ясного сознания. Считают, что он равен объему кратковременной памяти. Объем внимания может быть существенно увеличен путем использования разных приемов организации поступающей информации. Концентрация или избирательность внимания характеризует степень сосредоточения на какой-либо деятельности. При избыточной поглощенности чем-либо могут не замечаться важные стимулы, как внешние, так и внутренние. В норме эта особенность внимания называется рассеянностью. Переключаемость внимания состоит в способности быстро менять направление деятельности, не застревая на предыдущей. Распределяемость внимания — это способность одновременно распределять активность в двух и более направлениях. Цицерон будто бы мог одновременно разговаривать с собеседником, что-то писать и думать о чем-то третьем.

Способность к распределению внимания в разных направлениях является весьма ценным качеством в выполнении сложной работы. Например, психиатр, беседуя с пациентом, должен воспринимать и анализировать получаемую от него вербальную информацию, улавливать невербальные сигналы, обдумывать тактику продолжения беседы, сортировать сведения от пациента по симптомам, синдромам, болезненным формам, оценивать состояние разных психических процессов и состояний и, кроме того, делать соответствующие записи.

Простая с виду беседа с пациентом является очень нелегким видом деятельности, это умение вырабатывается годами, если не десятилетиями. Устойчивость внимания представляет собой способность длительное время заниматься чем-то одним. И.П.Павлов, например, говорил, что три десятка лет он постоянно был сосредоточен на обдумывании законов высшей нервной деятельности. Наконец, еще одной важной стороной внимания является наблюдательность — способность подмечать важные, но скрытые за побочными обстоятельствами детали происходящего.

Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание — это его направленность, не связанная с волевым усилием. Внимание при этом может быть направлено на внешние объекты или события внутренней жизни, которые отличаются новизной, необычностью, привлекают интерес или содержат сигналы опасности. При этом внимание экстравертов более привлекают события в окружающем мире, интровертов — происходящее во внутреннем плане жизни. Произвольное внимание связано с волевым усилием.

Индивид при этом как бы принуждает себя заниматься тем, что является необходимым, пусть для него и неинтересным. Видный ученый, например, бывает вынужден работать таксистом в силу особых обстоятельств. Творческие натуры, впрочем, умеют найти что-то интересное и новое в самых прозаических, казалось бы, занятиях. Механизмы произвольного взимания социальны по своему происхождению и опосредованы внутренними речевыми процессами. Сосредоточенность внимания на чем-либо сопровождается физиологическими изменениями в организме. Например, это изменение размеров зрачков — рефлекс Пилтца.

Топика органических повреждений головного мозга может указывать, какие нервные структуры ответственны за процессы внимания. Так, при лобных повреждениях в первую очередь страдает активное, произвольное внимание, в силу чего пациенты очень отвлекаемы. При повреждении глубинных структур мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система) может выпадать как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Нарушения внимания

Психические расстройства практически всегда включают и нарушения внимания, причем последние достаточно разнообразны и, в свою очередь, могут повлечь как бы вторичные отклонения памяти, мышления и других психических процессов. Выделение в качестве самостоятельного синдрома дефицита внимания представляется поэтому не имеющим серьезных оснований, как нет их и в том, чтобы выделять синдромы дефицита памяти, мышления и т. п. Укажем здесь основные симптомы нарушения внимания. Отметим, что нередко они сочетаются друг с другом.

1. Апрозексия (в переводе означает «отсутствие внимания»). Термин введен первоначально для обозначения расстройств внимания у детей, страдающих хроническими заболеваниями слизистой оболочки носа (Juуе, 1887). Апрозексия — неспособность концентрироваться на происходящем как вне пациента, так и с ним самим. Иными словами, это выпадение как произвольного, так и непроизвольного внимания, паралич внимания. Ничто не привлекает внимания пациента, не вызывает у него интереса, настороженности, опасений. Он не может заставить себя сосредоточиться на чем-либо, направить или контролировать свои мысли, воспоминания, представления. Более того, пациент и не пытается как-то активизировать свое внимание. Апрозексия связана с абулией и апатией, встречаясь в структуре психических расстройств различного генеза. Некоторые авторы полагают, что апрозексия характеризует расстройства лишь произвольного внимания (Блейхер, 1995).

2. Гиперпрозексия характеризует выпадение способности к активному вниманию и преобладание пассивного, непроизвольного внимания. Проявляется неспособностью сосредоточиться на чем-либо и чрезмерной отвлекаемостью. В таком крайнем варианте нарушение внимания обозначается термином гиперметаморфоз, т. е. сверхизменчивость внимания. Термин введен для обозначения чрезвычайной отвлекаемости пациентов, которая может порождать состояния, близкие к спутанности (Neumann, 1859; Wernicke, 1881). H.Neumann описал гиперметаморфоз как самостоятельное заболевание, однако С.Wernicke показал, что это нарушение внимания есть не более чем психопатологический симптом.

Гиперметаморфоз наблюдается при острых психотических состояниях экзогенно-органического типа, шизофрении, мании, аментивном помрачении сознания. Что касается гиперпрозексии, то данное нарушение проявляется снижением способности сколько-нибудь удовлетворительно концентрировать внимание в каком-то одном направлении: пациенты не могут довести мысль до логического завершения, внимательно выслушать собеседника, выполнить начатое дело до конца, ограничить себя рамками конкретной темы беседы. Пациентов постоянно что-то отвлекает: посторонние мысли и воспоминания, разговор других людей, изменения в текущей обстановке. Если же требуется сосредоточить внимание на чем-то происходящем вне пациента, отслеживать какие-то внешние события, то пациенты не могут делать и этого, опять-таки отвлекаясь на нечто второстепенное. Например, пациент хочет пораньше заметить появление какого-то человека, но, отвлекшись на что-то другое, упускает тот момент, когда человек оказывается в поле восприятия. Чем более напрягает пациент свое активное внимание, тем скорее оно отключается. У детей, которым вообще свойственно преобладание пассивного внимания над активным, гиперпрозексия встречается особенно часто.

Они подолгу, например, могут заниматься чем-то поглощающим их внимание, тем, что им интересно, но плохо справляются с заданиями или занятиями, требующими активных усилий: например, им трудно выслушать до конца пояснения учителя, прочитать и вдуматься в смысл прочитанного, писать без ошибок или считать, т. е. вообще делать нечто скучное для них, хотя и важное.

3. Гипопрозексия — термин, определяющий различные варианты ослабления внимания. Они таковы:

  • сужение объема внимания проявляется снижением способности удерживать в поле ясного сознания достаточное количество впечатлений и представлений, так что пациент то и дело упускает из виду нечто важное. Дело нередко доходит до того, что даже при выполнении относительно несложного занятия он забывает те или иные требования. Убираясь в доме, пациентка не может, к примеру, полно представить себе, что надлежит ей сделать, и потому не в состоянии расположить по порядку свои действия: «Хватаюсь то за одно, то за другое, а в итоге ничего не получается». Стоит пациенту отвлечься в беседе на какие-то подробности, как он забывает главную мысль, которую перед тем развивал. Отправляясь в другую комнату за нужным предметом, он по дороге забывает, за чем именно пошел. При счете, особенно в уме, он забывает или число, которое он должен, например, вычитать, или число, от которого ему нужно вычесть. Собираясь куда-то поехать, он непременно что-нибудь забудет взять с собой, вспоминая об этом где-нибудь в дороге. Если пациент ведет машину, он забудет включить сигнал поворота, если ему нужно перестроиться или свернуть в сторону. Даже одеваясь, пациент может забыть что-то надеть: то шапку, то галстук, то что-нибудь еще. Пациентка рассказывает, что на полпути к месту работы она вдруг вспомнила, что забыла надеть юбку и т. п.;
  • тугоподвижность или торпидность внимания обнаруживает себя неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного дела или одной темы разговора на другую. Чтобы сменить занятие, пациенту требуется много времени, чтобы «вработаться». Не менее трудно ему бывает и остановиться, некоторое время он как бы по инерции продолжает прежнее занятие. Включившись в тему разговора, пациент не может быстро перевести мысли на другую тему и какое-то время продолжает «топтаться» на первой. Или, начав с кем-то разговор, он как бы вязнет в нем, прилипает к собеседнику, будучи неспособным в нужный момент прервать диалог. Такая «прилипчивость» обозначается термином акайрия (в переводе означает «отсутствие меры»). Пациенты с акайрией могут по нескольку раз задавать один и тот же вопрос, возвращаться к уже сказанному, не замечая, что собеседник уже подает знаки, что вопрос исчерпан. Акайрия — признак общей психической ригидности. Впервые была описана при постэнцефалитических состояниях, затем при хорее Гентингтона, паркинсонизме, эпилепсии, эпилептоидной психопатии. Встречается она и в структуре экстрапирамидного синдрома с явлениями паркинсонизма. Синоним акайрии — симптом Турзо;
  • снижение способности распределять внимание (термина не существует) характеризуется тем, что пациент, если который мог делать два и более дела одновременно, теряет это ценное качество внимания. Многие пациенты, возможно, изначально такой способностью и не обладали. Если пациента попросить, к примеру, последовательно вычитать от 200 по 13 и одновременно вслух называть попеременно то второй, то третий результат, он с таким непростым заданием едва ли справится. Недостаточная распределяемостъ внимания часто встречается и у вполне здоровых людей. Студенты, например, нередко отмечают, что на лекции они не могут одновременно слушать и записывать изложение лектора; они или слушают, или механически записывают текст, чтобы внимательно прочесть его на досуге;
  • снижение наблюдательности связано с доминированием перцептивных и когнитивных стереотипов, склонностью воспринимать и думать как бы по шаблону. Пациент не замечает, например, отличия между двумя разными ситуациями, хотя, конечно, в них есть и много общего. Так, он не различает официального разговора и простого, обычного, отчего иногда впадает в непозволительную фамильярность. Он не различает оттенков мысли или тональности, в какой выражается отношение к нему со стороны какого-то человека. Ему трудно заметить, как меняется его самочувствие, и только детальный расспрос врача позволяет выявить имеющиеся симптомы. Такие пациенты, даже сильно меняясь по характеру, ничего конкретного сказать об этом не в состоянии. Пациент не может заметить, что своим поведением он настораживает, беспокоит окружающих. Бывает и так, что он как бы не видит общего или даже главного, что объединяет объекты и ситуации, они кажутся ему совершенно разными. Снижение наблюдательности может быть обусловлено разными причинами: поглощенностью внимания чем-то другим, аффективными нарушениями, обеднением воображения и неспособностью отказаться от привычных форм реагирования, нарушениями мышления и интеллекта;
  • флуктуация внимания проявляется значительными колебаниями способности к сосредоточению. Пациент, выслушивая, к примеру, наставления врача, что-то воспринимает вполне отчетливо, а что-то — нет, так как незаметно для себя как бы выключается из ситуации, чтобы чуть позже и опять ненадолго вновь в нее включиться. Если его попросить рассказать, что же он усвоил для себя, то выяснится, что некоторые вещи он запомнил хорошо, а другие пропустил мимо ушей и не запечатлел в своей памяти. При выполнении задания на последовательный счет обнаруживается, что пациент допускает ошибки не только в начале (это обычно указывает на торпидность внимания) или конце счета (это большей частью обусловлено истощаемостью внимания), но и на всем протяжении счета (если, разумеется, отсутствуют признаки развивающейся акалькулии, элементарного неумения считать и возможные иные причины). Читая что-нибудь, пациент местами вчитывается хорошо, а местами продолжает читать как бы механически, не вникая в смысл прочитанного. Он может почувствовать, что появляется какая-то несвязность впечатлений от прочитанного и бывает вынужден перечитывать текст заново. Флуктуацию внимания можно, вероятно, поставить в зависимость от спонтанных колебаний психической активности, от отсутствия настойчивости или заинтересованности, а также от аутизма, при котором пациенты нередко «путешествуют» из реальности в мир воображаемого и обратно.

4. Парапрозексия представлена различными качественными нарушениями внимания, главным образом разными отклонениями направленности последнего. Часто при этом выясняется, что контроль направленности внимания существенно снижен, а порой почти отсутствует. Проявлениями парапрозексии могут быть следующие симптомы:

  • соматизация внимания или ипохондрическая его направленность, обычно сосуществующая с тревогой и страхами по поводу своего самочувствия. Как сообщают пациенты, им трудно отвлечься от мыслей о своем здоровье и переключить внимание на что-то другое. Пациенты постоянно и невольно прислушиваются к тому, что происходит в их организме, улавливая при этом самые незначительные телесные ощущения, которых ранее они просто не замечали. Ипохондрическая поглощенность внимания влечет, по-видимому, существенное снижение порога восприятия соматических ощущений. В этом, кстати, легко может убедиться каждый, кто попробует активно изучать свои телесные ощущения. Если в относительно легких случаях ипохондрии пациенты еще могут заставить перераспределять свое внимание в пользу внешних впечатлений или заняться делами, то в тяжелом ипохондрическом состоянии их внимание буквально приковано к событиям соматической жизни;
  • патологическая рефлексия, или болезненная интроверсия, проявляется устойчивой направленностью внимания на события внутренней психической жизни. Обычно этому сопутствует тревога по поводу психических перемен, связанных с заболеванием. Наиболее ярко этот симптом бывает представлен при появлении признаков нарушения самовосприятия, особенно в тех случаях, когда теряется способность осознавать эмоции, мысли, акты интенции и т. д. Внимание может быть связано и с симптомами отчуждения, ощущениями раздвоенности личности. Как правило, внимание больных бывает поглощено галлюцинациями, бредовыми идеями, навязчивостями, другими психическими нарушениями.
  • эготизм, или прикованность внимания пациента к проблемам межличностных его отношений (Снежневский). Пациенты постоянно анализируют, что и как они кому-то сказали, какой была реакция собеседника или группы людей на его появление и высказывания, насколько уместными были его замечания, не спровоцировал ли он кого на резкость, недовольство, возмущение или зависть и т. п. Обычно этот симптом свойственен мнительным пациентам или пациентам с неглубокой депрессией, которые становятся слишком впечатлительными и мнительными, наблюдается он  и при нарушениях самовосприятия, когда пациенту начинает казаться, что он ведет себя неестественно, говорит как бы не от своего Я, теряет способность четко излагать мысли или когда свои экспрессивные акты он воспринимает как фальшивые, неестественные;
  • депрессивная направленность внимания проявляется чрезмерной озабоченностью пациента проблемами самооценки. Пациент все время чувствует, что он ведет и вел себя неправильно, недостойно, омерзительно, что он дурной, ни к чему не пригодный и не способный человек. Кроме того, внимание пациентов невольно устремлено на самые мрачные и безрадостные стороны жизни. О своем будущем пациенты думают в общем-то мало, им кажется, что этого будущего у них просто нет;
  • тревожная направленность внимания отличается от депрессивной в первую очередь тем, что пациенты оказываются полностью во власти мрачных предчувствий как относительно ближайшего, так и отдаленного будущего. Эти предчувствия как бы вытесняют мысли и о своем прошлом, и о настоящем. Будущее представляется порой катастрофичным не только для самого пациента (он скоро умрет или погибнет, заболеет какой-нибудь ужасной болезнью, его могут похоронить живым и т. п.), но и для его близких. Тревожные предчувствия иногда приобретают глобальный, парафренный характер, проявляясь в таких случаях ожиданием чуть ли не вселенских катаклизмов;
  • поворот внимания к прошлому нередко встречается в пре- и сенильном возрасте  и свидетельствует, как считает И.С.Сумбаев, о психическом одряхлении, энергетическом упадке. Это может предшествовать развитию психического расстройства (абиотрофические процессы, т. е. угасание жизненных возможностей нервных и иных систем организма, вызывающие к появлению таких болезней, как поздняя шизофрения, сенильная деменция, болезни Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хорея Гентингтона). Крайним вариантом расстройства является, по-видимому, экмнезия, или жизнь в прошлом, когда воспоминания далекого прошлого принимаются за текущие в настоящее время события. Пациент с болезнью Альцгеймера, например, считает, что еще существует СССР, что президентом является не то Л.И.Брежнев, не то М.С.Горбачев, критикует их, так как в свое время сильно их недолюбливал;
  • отклоняющееся внимание (Shachov, 1962) рассматривается некоторыми авторами как фундаментальное когнитивное нарушение, характерное для пациентов с шизофренией. Расстройство состоит в том, что внимание как бы рассеивается по мелочам  и потому пациент будто бы теряет способность замечать главное, адекватно реагировать на существо дела. В беседе с врачом пациент небрежно, невпопад отвечает на вопросы или не отвечает на какие-то из них вовсе. Он не проявляет интереса или беспокойства по поводу вопросов, в которых поднимается тема всей будущей его жизни, судьбы. В то же время он, кажется, целиком поглощен какими-то совершенными пустяками. Например, он передвигает пылинки по столу, внимательно изучает какое-то пятно на брюках, разглядывает трещины на стене, вытягивает из одежды нитки и принимается их то скручивать, то распрямлять, крутит из стороны в сторону пуговицу, ковыряет под ногтем пальца и т. д. Выявляется как бы парадоксальная ситуация, которую впервые отметил В.А.Гиляровский (1954): одновременно с ослаблением активного внимания пассивное внимание пациентов может оставаться на достаточно высоком уровне, так что, вроде бы и не слушая врача, пациент, тем не менее, запоминает и, может быть, вполне понимает, что тот говорил ему. Данное расстройство коренится, по-видимому, в аутизме пациентов, их безучастности к реальным аспектам жизни. Можно, пожалуй, даже утверждать, что и мышление таких пациентов, а также их поведение будут пронизаны аутизмом;
  • селективное внимание (термин, кажется, не слишком удачный, ведь само внимание суть селекция, отбор психического материала) характеризуется тем, что оно приковано, в основном к стимулам, вызывающим страх и тревогу. В русском языке это формулируется как настороженность, подозрительность, чрезмерно высокий уровень бдительности. По-видимому, данное нарушение внимания в первую очередь свойственно пациентам с бредовым настроением и развивающимся персекуторным бредом.

Расстройства внимания, как отмечалось в тексте, встречаются при разных заболеваниях и включены в самые различные симптомокомплексы. Особенно часто приходится наблюдать снижение памяти при астенических состояниях (истощаемость, другие проявления гипопрозексии). При органических поражениях головного мозга нередко наблюдаются торпидность, а также истощаемость внимания, сужение его объема, а при тяжелых поражениях нарушения достигают степени паралича внимания. Едва ли не все нарушения внимания выявляются при шизофрении, от истощаемости до апрозексии и гиперметаморфоза. Дифференциально-диагностическое значение многих нарушений внимания относительно невелико, исключение составляют, пожалуй, явления парапрозексии и отклоняющегося внимания. Отметим еще одно обстоятельство. Термин «парапрозексия» иногда используется для обозначения такого нарушения внимания, при котором пациент, напряженно ожидающий появление какого-то объекта, не замечает вовремя его появления в поле зрения. Может быть и так: пациент лихорадочно ищет какой-нибудь предмет, не видит его, хотя тот находится совсем рядом и не заметить его, кажется, трудно. Так, пациент ищет свои очки, а они покоятся на его носу. Это нарушение напоминает отрицательные оптические галлюцинации, хотя последние едва ли могут быть связаны с патологией внимания. В предыдущей книге автора (2002) парапрозексия представлена в только что упомянутом понимании. Возможно, это и верно, но тем не менее вызывает сомнения. В новой редакции термина его содержание представляется нам более адекватным.

К содержанию

Расстройства внимания

Расстройства внимания

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.

Общие сведения

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде. Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).

Расстройства внимания

Расстройства внимания

Причины

На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:

  • Психопатологические синдромы. Снижение целенаправленного внимания входит в структуру психических расстройств. Повышение отвлекаемости определяется при маниях и СДВГ, растерянность – при депрессиях, бреде, галлюцинациях. Деменции и делирии сопровождаются грубыми патологиями внимания.
  • Органические поражения ЦНС. Внимание нарушается при дисфункции неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов, при диффузных патологических процессах в мозге. Причиной расстройства могут стать ЧМТ, нейроинфекции, опухоли мозга, дегенеративные заболевания ЦНС, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
  • Стресс. Аттентивные процессы изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов – длительных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, психотравмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время сессий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
  • Соматические болезни. Патологии внутренних органов и систем, инфекции, интоксикации зачастую провоцируют развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Патогенез

Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.

Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость). У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения). Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.

Классификация

Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых. Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов. При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:

  • Снижение устойчивости. Данное расстройство называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях – сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  • Повышение истощаемости. Как следствие чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  • Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем уровне.
  • Повышение инертности. Тугоподвижность внимания – нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется персеверациями на различных уровнях психики.

Симптомы расстройств внимания

Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.

При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).

У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации. Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах). При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.

У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.

Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.

При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.

Осложнения

Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов. При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.

Диагностика

Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других. Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:

  1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им необходима организующая и направляющая помощь.
  2. Методы двойной стимуляции. Данные техники направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание – прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера; двигательное невнимание – повторением сложных движений.
  3. Патопсихологические пробы. Представляют собой тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции. Распространенными методиками являются:
  • Корректурная проба. Используется для определения концентрации и устойчивости внимания. Оценивается темп выполнения теста, количество, характер и распределение ошибок.
  • Счет по Крепелину. Применяется для исследования работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется врабатываемость, истощаемость, инертность.
  • Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
  • Красно-черные таблицы. Основное назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время указывает на темп когнитивной деятельности.
  • Отсчитывание. Проба позволяет оценить сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует характер ошибок, следование инструкции.

Лечение расстройств внимания

Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии. При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:

  • Медикаментозное лечение. Основной группой препаратов для коррекции функций внимания являются ноотропы. Они улучшают процессы метаболизма в нервных клетках, восстанавливают направленность и скорость нейропередачи. В отдельных случаях положительный эффект наблюдается при приеме лекарств, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные средства). При выраженных расстройствах с ослаблением всех типов внимания показаны антидепрессанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологами и коррекционными педагогами наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование познавательной сферы, и в периоды восстановления после ЧМТ, инсультов, нейроинфекций. Применяются развивающие игры и задания, ориентированные на усиление концентрации, устойчивости, распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения на освоение релаксации, саморегуляции напряжение и расслабления.
  • Физиотерапия. В настоящее время для лечения когнитивных дисфункций нередко применяется метод электростимуляции коры больших полушарий и подкорковых систем мозга постоянными и переменными низкочастотными токами. Процедуры получают все большее распространение благодаря неинвазивности и минимальному риску побочных эффектов. При расстройстве познавательных функций на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общеоздоравливающие процедуры – массаж, бальнеотерапия, ЛФК.

Прогноз и профилактика

Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни. Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха. При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.

Литература

1. Расстройства памяти, внимания и интеллекта: учебное пособие/ Малинина Е.В., Колмогорова В.В., Луговых Н.А., Забозлаева И.В. – 2016.

2. Онтогенез внимания: Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста/ Пережигина Н.В. – 2002.

3. Психиатрия: учебник/ Самохвалов В.П. – 2002.

Код МКБ-10

F90.0

F63

Расстройства внимания — лечение в Москве

На заметку!

Наиболее активно нервная система ребенка развивается до 10-11 лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития.

В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты.

Узнать подробности

Программа «Здоровье школьника» - пройдите Экспресс диспансеризацию за 1 день!

Расстройства внимания: виды, классификация, способы коррекции нарушений у детей

Нарушение концентрации внимания встречается у детей в возрасте от 4 до 7 лет и, как правило, сопровождается гиперактивностью. Такое состояние называют СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике мальчики страдают расстройством в 9 раз чаще, чем девочки.

Нередко родители склонны списывать патологическое проявление на особенности характера. Но это неправильно. Ведь расстройство внимания может сформироваться по разным причинам, в том числе, из-за развития психических патологий, последствий травм.

При малейших подозрениях необходимо обратиться к специалисту за консультацией. В подавляющем большинстве родители приводят детей, когда симптомы уже закрепились и прогрессируют. Синдром расстройства внимания в 80% случаев остается и в подростковом возрасте, если ребенок не получал медицинскую помощь. Нельзя преуменьшать значимость проблемы. Ниже подробно рассмотрим, типы расстройства, классификацию, методы коррекции нарушений у детей.

Ведущие специалисты:

Что такое расстройство внимания

Внимание является когнитивной функцией психики. Это направленность и сосредоточенность деятельности на каком-либо объекте в конкретный период.

Расстройство внимания – это нарушение, которое выражается в неспособности в течение определенного отрезка времени сохранять концентрацию на каком-либо образе, предмете, событии. Такое проявление характерно при органических поражениях головного мозга, атрофических и нейроэндокринных процессов, стрессовых ситуаций.

Входит в структуру клинической картины различных психических и неврологических расстройств:

  • эпилепсия;
  • депрессии;
  • невроз;
  • паническое расстройство;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • олигофрения и др.

Причины нарушения внимания у детей

Предпосылки делят на 3 группы:

  1. Психологический фактор. Проблема может появиться из-за воздействия психотравмирующих ситуаций. Длительное эмоциональное напряжение, негативная обстановка в семье, частые скандалы, грубое обращение с ребенком вызывают угнетение когнитивных функций.
  2. Соматические болезни. Патологии внутренних органов, инфекции, интоксикация способствуют астенизации организма. Для этого состояния характерна повышенная утомляемость, снижение памяти и работоспособности.
  3. Органическое поражение головного мозга у детей. На формирование и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут влиять патологические процессы во внутриутробном периоде: гипоксия плода, слишком юный – ранее 20 лет или поздний возраст матери – старше 40 лет, недоношенная или переношенная беременность, вредные привычки во время вынашивания малыша, прием некоторых лекарственных препаратов, тяжелые инфекционные заболевания в пренатальном периоде.

Классификация нарушений внимания

Расстройство может иметь преобладающие признаки, по которым его делят на виды:

  1. Снижение устойчивости. Состояние проявляется отвлекаемостью, лабильностью. Характеризуется непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  2. Повышение истощаемости. Вследствие чрезмерной утомляемости происходит ухудшение всех основных параметров при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  3. Сужение объема. Отмечается высокая сосредоточенность на одном объекте с полным игнорированием других. Например, сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Ослабление или утрата способности сосредотачиваться на определенных вещах или явлениях.
  • Повышение инертности. Нарушение возможности переключать фокус внимания с конкретного объекта или выполняемого действия. Такое состояние характерно для органического поражения головного мозга.

Симптомы расстройства

Расстройство внимания у детей часто идет в паре с гиперактивностью. Медики ребятам ставят диагноз – СДВГ. Также в медкарте ребенка психиатр может написать: гиперкинетическое расстройство или гипердинамический синдром.

СДВГ является психическим расстройством, обусловленным неврологическими проблемами. Формируется в раннем возрасте. Проявления могут выражаться в неспособности контролировать свои действия, сидеть на одном месте.

Ребята:

  • чрезмерно активны, их невозможно увлечь игрой;
  • постоянно находятся в движении;
  • разбрасывают вещи, балуются, проявляют рассеянность, расторможенность;
  • капризничают, могут быть агрессивными и нетерпимыми к неудачам.

Дети, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, в младенчестве имеют повышенный тонус мышц. Они плохо засыпают, их сон можно охарактеризовать как прерывистый, с частыми пробуждениями. Наблюдается повышенная чувствительность к внешним раздражителям, посторонним шумам, резким звукам, непривычной обстановке.

Для детей с диагнозом СДВГ характерна импульсивность, навязчивость, они не умеют подчиняться правилам. Например, во время занятия способны без спроса встать и пойти делать то, что им интересно – посмотреть, что там за окном или взять пенал сверстника и начать его рассматривать. Могут перебивать учителя.

Такие особенности мешают адаптироваться в коллективе и социуме, также вызывают трудности в учебе. При этом интеллект у ребят с диагнозом СДВГ не нарушен. Дети отличаются забывчивостью, имеют трудности с восприятием информации, им сложно сосредоточиться. У школьников с признаками расстройства часто отмечается дисграфия, дислексия, дискалькулия. Нередко руководство образовательного учреждения «просит» родителей забрать ребенка. В тяжелых случаях они вынуждены обучаться в коррекционных классах/школах или на дому.

Во взрослом возрасте человек может жаловаться, что ему сложно выполнять ежедневные обязанности: готовить еду, убирать квартиру, раскладывать вещи по местам. Им характерна повышенная забывчивость, рассеянность. Такие люди плохо контролируют свой бюджет, подвержены необдуманным тратам. У них отмечается высокая импульсивность. На работе не могут сосредоточиться, выполнить отчет, анализировать информацию.

Если расстройство внимания вызвано соматическими проблемами, неврологическими дисфункциями, у больных могут наблюдаться такие признаки:

  • появление усталости даже после непродолжительного напряжения внимания и памяти;
  • быстрая потеря интереса к занятиям;
  • сонливость;
  • тяжесть в голове;
  • неусидчивость.

При органических патологиях мозга у детей проявляется неспособность одновременно концентрироваться на нескольких объектах, темах. Больные не могут запомнить важные условия, учитывать меняющиеся обстоятельства. При поражениях мозга пассивное внимание главенствует над активным. Они постоянно отвлекаются, неспособны отмечать очевидные вещи, отвечают на вопросы невпопад.

При нарушении внимания, связанном с эпилепсией, больные:

  • неспособны быстро переключаться с одного объекта на другой;
  • подробно описывают конкретную тему, как бы «застревают» в ней;
  • с трудом меняют задачи, цели;
  • часто повторяют одни и те же фразы, действия.

Если у ребенка развивается шизофрения, ипохондрия, депрессия, он концентрируется на конкретной стороне жизни, игнорируя другие. Часто такие дети как бы находятся «в скорлупе», теряют интерес к обычным бытовым моментам, проявляют боязливость, сосредотачиваются на второстепенных предметах. Пример: внимательно рассматривают рисунки на стенах вместо ответа на приветствие.

Диагностика

Диагностировать расстройство может только врач-психиатр. Специалист собирает информацию о ребенке, выслушивает жалобы, изучает анамнез. Проводит беседы непосредственно с родителями, заполняет с ними анкеты и опросные листы. Такие методы позволяют определить наличие психологических проблем в семье, которые могут негативно влиять на эмоциональный фон ребенка и способствовать формированию расстройства внимания.

Собирается анамнез и оценивается психическое состояние не только родителей, но и других членов семьи. Некоторые специалисты полагают, что нарушение внимания может быть обусловлено генетической предрасположенностью.

Также в диагностике активно используются патопсихологические пробы. Ребенок выполняет тесты, по результатам которых специалист определяет нарушение.

Рассмотрим наиболее распространенные методики:

  1. Корректурная проба. Помогает выявить концентрацию и устойчивость внимания. Также учитывается, в каком темпе ребенок выполнил задание, количество и характер ошибок.
  2. Счет по Крепелину. Оценивается работоспособность, степень переключаемости внимания. По результатам можно определить инертность, истощаемость.
  3. Таблицы Шульте. Ребенок должен найти числа. Задание выявляет степень подвижности внимания, утомляемость, сосредоточенность. Также учитывается, с какой скоростью и насколько правильно был выполнен тест.
  4. Красно-черные таблицы. Методика позволяет оценить переключаемость.

Рекомендуется также провести нейропсихологическое обследование, которое поможет выявить уровень интеллектуального развития, распознать сопутствующие нарушения школьных навыков – счет, письмо, чтение.

В медицинском центре La Salute Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна проводят нейропсихологическую диагностику и последующую коррекцию у ребят с признаками дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты работают с детьми от 3 до 12 лет. Мозг ребенка обладает пластичностью, поэтому патологические проявления достаточно успешно можно устранить.

Врач длительное время наблюдает за поведением ребенка.

Окончательный диагноз подтверждается при наличии следующих условий:

  1. Симптоматика стабильная и сохраняться не менее 6 месяцев.
  2. Все проявления возникли в раннем возрасте и четко выражены до 7 лет.
  3. Поведение ребенка не зависит от сферы его деятельности – садик, кружок, школа, мероприятия, прогулки.
  4. Другие психические патологии исключены. Допускается только наличие аутистического спектра в сочетании с синдромом дефицита внимания.

На этапе сбора анамнеза доктор может порекомендовать пройти полное медицинское обследование, чтобы исключить другие соматические расстройства.

Нехватка внимания, нарушения поведения могут быть обусловлены различными заболеваниями – анемия, повышенный тонус щитовидной железы, эпилепсия, сенсорные расстройства.

Как корректируют нарушения

Коррекция расстройства внимания должна быть комплексной, при участии ряда специалистов – детского психиатра, невролога, логопеда, дефектолога, нейропсихолога.

По результатам обследования психиатр или невролог может назначить медикаментозное лечение, психокоррекцию и физиотерапию.

  1. Препараты. В отдельных случаях детям требуется лекарственная терапия. Назначают ноотропы, которые улучшают обменные процессы в головном мозге.
  2. Психокоррекция/нейрокоррекция. Психотерапевтические методы лечения показаны детям с расстройством внимания. Психологи используют когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию. С нейропсихологом ребята выполняют двигательные и умственные упражнения в игровой форме, которые помогают тренировать базовые психические процессы.
  3. Физиотерапия. Невролог назначает физиопроцедуры исходя из анамнеза пациента. Это может быть электрофорез, магнитотерапия, фотохромотерапия.

Следует знать, что один лишь недостаток внимания или чрезмерная активность, эмоциональность не является расстройством. Поэтому очень важно дифференцировать патологию от особенностей характера.

Нужно обязательно показать ребенка специалисту, если у дошкольника/школьника отмечаются следующие проявления:

  • не понимает элементарные формулировки заданий;
  • испытывает трудности с чтением, письмом, счетом;
  • плохо запоминает информацию;
  • медлителен или гиперактивен;
  • не реагирует на замечания и предупреждения;
  • часто отвлекается;
  • не выполняет до конца задание;
  • проявляет вспыльчивость и агрессию;
  • быстро устает.

В клинике La Salute под руководством ведущего детского специалиста нейропсихологического отделения Антоновой Стеллы Леонидовны проводят диагностику и последующую коррекцию детей с расстройством внимания. Лечение поможет устранить или сгладить проявления, облегчит процесс обучения и коммуникации со сверстниками и взрослыми. При малейших сомнениях нелишним будет также показать ребенка специалисту. Своевременная профилактика поможет избежать проблем в будущем.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc)

Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

54 080 ₽
41 600 ₽

Программа «Здоровье ребенка»

Педиатрия

Здоровье ребенка

4 консультации + 8 лабораторных диагностик

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

15 350 ₽
10 745 ₽

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

  • В чем может быть причина нарушения?
  • Как распознать нарушения внимания у взрослых и детей?
  • Почему пониженное внимание нужно исправлять?
  • Упражнения на концентрацию внимания для взрослых
  • Как заниматься с детьми?

Способность продолжительное время сосредоточиться на конкретном объекте, на производимом действии, на разговоре, на происходящем событии, на своих внутренних ощущениях называется концентрацией внимания. Но заниматься одной задачей и не отвлекаться на посторонние раздражители способны не все. В психологии такое нарушение называют рассеянностью внимания. Помимо невозможности сконцентрироваться, это расстройство сопровождается постоянной сменой настроения, импульсивностью и гиперактивностью, повышенной нервной возбудимостью, человек быстро устает и не может справляться даже с простыми повседневными задачами.

Бездействовать в такой ситуации нельзя, запущенное расстройство может сказаться на физическом и психологическом здоровье, поэтому так важно знать способы наладить концентрацию внимания. Сегодня мы поговорим об этом подробно и поделимся эффективными упражнениями, которые помогут развить внимание.

В чем может быть причина нарушения?

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Самый частый диагноз у людей с нарушенной концентрацией – это синдром дефицита внимания (неврологическое расстройство, характеризующееся трудностями с фокусировкой внимания), которым могут страдать как дети, так и взрослые люди.

Однозначной причины возникновения нарушений нет, но существуют состояния и факторы, которые могут снизить внимание. В группе риска дети и взрослые, которые:

  • перенесли инфекцию или интоксикацию в тяжелой форме;

  • имеют диагностированные нарушения обмена веществ или эндокринной системы;

  • страдают эпилепсией или другими схожими заболеваниями;

  • подвержены частым депрессиям;

  • перенесли черепно-мозговую травму;

  • испытывают огромное желание продемонстрировать свои способности, достичь максимально хорошего результата;

  • страдают повышенной утомляемостью;

  • имеют плохое зрение;

  • испытывают недостаток витаминов и микроэлементов в организме;

  • злоупотребляют просмотром телевизора или компьютерными играми;

  • неправильно питаются;

  • плохо или мало спят.

Как распознать нарушения внимания у взрослых и детей?

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Давайте начнем с нарушений концентрации у малышей. Скорее всего, ваша кроха испытывает сложности с вниманием и сосредоточенностью, если:

  • постоянно забывает ваши просьбы, которые приходится многократно повторять;

  • не может ответить на вопросы о прочитанной книге или просмотренном мультфильме;

  • жалуется на быструю и постоянную усталость;

  • регулярно оставляет занятие, не завершив его до конца;

  • кажется, что он занимается делами только для того, чтобы его побыстрее оставили в покое, при этом работает неопрятно, быстро, как говорится, «тяп-ляп»;

  • совершает множество ошибок в домашней работе;

  • не способен долго заниматься одним делом;

  • избегает выполнять задания, требующие максимального терпения и точности;

  • часто теряет/забывает личные вещи;

  • не умеет строить планы.

У взрослых людей симптомы расстройства схожи, с тем лишь отличием, что задачи у них требуют более зрелого подхода и предполагают несение полной ответственности за свои действия.

Если взрослый человек испытывает трудности с концентрацией, постоянно отвлекается от задач на незначительные мелочи, переключается на другие действия, испытывает проблемы с самоорганизацией и дисциплиной, часто опаздывает, откладывает важные дела на потом, подвержен постоянным переменам в настроении, слишком возбужден или, наоборот, разбит и апатичен, то, скорее всего, пора задуматься, что не так с вниманием и как это исправить.

Почему пониженное внимание нужно исправлять?

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Постоянное отвлечение внимания негативно сказывается на результатах работы человека, на его способностях к обучению, да и с взаимодействием с другими людьми начинают возникать проблемы, ведь постоянная раздражительность влияет на настроение и желание общаться.

Расстройство внимания в детском возрасте иногда проходит само по себе, малыш как бы «перерастает» проблему. Но нельзя оставлять ребенка один на один со своими трудностями, ведь во множестве случаев последствия могут быть самыми плачевными – ему будет непросто адаптироваться в коллективе, общаться, учиться. Поэтому лучшим выходом будет заниматься с малышом, а также показать его специалистам, чтобы исключить психологическое расстройство и возможные патологии мозговой деятельности.

Упражнения на концентрацию внимания для взрослых

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Наш мозг подобен мышцам, поэтому так важно его тренировать. Существует большое количество методик, которые помогут удержать в голове тему и погрузиться в нее полноценно. Умение не отвлекаться на посторонние мысли и действия даст возможность быстро и хорошо справляться с делами.

Психологи предлагают выполнять следующие упражнения для тренировки концентрации внимания:

  1. «Линия». Возьмите ручку и чистый лист бумаги. Начинайте медленно рисовать линию, стараясь сконцентрировать все внимание на этой линии, не думая и не анализируя. Помните, что ваша задача – только начертить линию, и больше в мире ничего не существует. Если вы отвлеклись на что-то другое – пририсуйте маленький пик наверх (как на кардиограмме) и продолжайте. Упражнение длится 3 минуты, после чего можно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации – если на листе за это время не будет ни одного пика.

  2. «Наблюдатель». Задача – освободиться от постоянного анализа и возникновения посторонних мыслей. Удобно сядьте и превратитесь в наблюдателя. Не нужно анализировать или задерживать мысли в голове, старайтесь просто ощущать происходящее без эмоций, как будто вы видите этот мир в первый раз. Упражняйтесь так ежедневно по 5 минут.

  3. «Муха». Вам потребуется помощник. Удобно сядьте и, закрыв глаза, вообразите в уме доску из девяти клеток (по три клетки в каждом ряду), а в самой центральной клетке – муху. Помощник при этом рисует на листе бумаги эти девять клеток, а в качестве мухи использует любой предмет. Мысленно перемещайте насекомое по клеткам в любом порядке, озвучивая помощнику вслух, куда именно ползет ваша муха (вправо, влево, вниз, вверх). Помощник будет двигать муху в соответствии с вашими словами. Ваша задача – перемещать муху так, чтобы она не выходила за рамки доски. Если вы отвлечетесь – муха окажется за чертой, о чем и сообщит вам помощник. Тогда игру следует начать заново. Упражнение часто используется в групповой терапии на концентрацию внимания.

  4. «Упражнение на расслабление». Казалось бы, нет ничего проще – расслабиться и побыть в спокойном положении. Но это не так-то легко. Задача – в течение 5 минут просидеть на диване неподвижно и ни о чем не думать. Такое упражнение поможет мозгу научиться отключать «фон» и концентрировать внимание только на текущем задании.

  5. «Дальтоник». Напишите название цветов, раскрасив каждое слово в произвольный цвет, не соответствующий названию (примерно так, как показано на рисунке). Попробуйте по порядку произнести вслух не само слово, а цвет, в которое оно выкрашено (если слово «Красный» раскрашено синим цветом, вслух нужно произносить «Синий»). Эта практика подходит и взрослым, и детям. О других упражнениях для детей мы расскажем дальше.

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Как заниматься с детьми?

Упражнения на концентрацию внимания повышение концентрации внимания

Пора действовать, если ваш ребенок не может заниматься одним делом более 5 минут. Расскажем, какие существуют коррекционные игровые занятия для малышей, развивающие внимание, мышление, память и восприятие окружающего мира.

  1. Игра «Найди все слова». Ребенку предлагается найти в буквенном ряду слова (например, в таком: врпасонлорпитгороджцкотенокбюткровтмсапьгколобокжсестраорпарукаиморса).

  2. Упражнение «Минутка тишины» рекомендуется выполнять перед началом уроков или домашних заданий. Малышу предлагается удобно сесть, расслабиться и помолчать минуту, сосредоточив взгляд на одном конкретном предмете (например, часах или пламени свечи).

  3. Практика «Распредели внимание». Крохе придется выполнять два дела одновременно (физическое и умственное). Например, рассказывать стихотворение, приседая при этом. Таким образом задействуются оба мозговых полушария, а такая слаженная работа отделов мозга улучшает способность к концентрации.

  4. Игра в пазлы. Собирание мозаики или конструктора предполагает высокую сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук. Начинайте с простых головоломок, постепенно переходя к сложным.

  5. Упражнение «Слушай внимательно». Взрослый читает отрывок из небольшого текста вслух и просит ребенка в уме посчитать, сколько слов на одну букву он услышал (например, на букву «С»).

  6. Чтение вслух и само по себе является полезной практикой для концентрации внимания. После прочтения сказки или рассказа попросите малыша пересказать услышанное, помогая ему вспомнить все события из книги при помощи наводящих вопросов.

В заключении напомним, что творческие занятия помогают как детям любого возраста, так и взрослым в самовыражении, в развитии концентрации и внимания, в познании себя и окружающего мира. На наших дистанционных курсах вы получите возможность не только освоить востребованную профессию преподавателя художественного творчества, но и познакомитесь с основами пространственно-визуальных искусств, техниками конструирования, проектирования и дизайна, а также с методами передачи художественного опыта другим людям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки и местные осложнения при местном обезболивании
  • Ошибки и осложнения возникающие при выполнении реанимационных мероприятий
  • Ошибки и осложнения ампутации конечности
  • Ошибки и ловушки при принятии решений
  • Ошибки и баллы площадка