Ошибки фильма время первых

Как космический зануда на «Время первых» ходил

Время на прочтение
11 мин

Количество просмотров 47K

Самый главный спойлер — фильм мне понравился. Он хорош, но не идеален. А некоторые его неточности и особенности интересны и дают повод поговорить о физике, космической технике и организации полетов.


Кадр из второго официального трейлера фильма «Время первых»

О происхождении фактов

Главным консультантом фильма был лично Алексей Архипович Леонов, полету которого и посвящена картина. Его авторитет огромен, и то, что он одобрил фильм, буквально заставляет подумать, что все было дословно так, как показано на экране. Но нужно понимать, что фильм все-таки художественный, и в нем могут быть как случайные ошибки, так и изменение реальных событий в угоду видения сценариста и режиссера. К счастью, полет «Восхода-2» был хорошо описан в двух очень авторитетных источниках — мемуарах «Ракеты и люди» Бориса Евсеевича Чертока, который был непосредственным подчиненным С.П. Королева и занимался системами управления, и дневниках генерала Николая Петровича Каманина, который руководил отбором и подготовкой советских космонавтов. Оба они, кстати, показаны в фильме.

Проблема излишней драматизации

Наверное, потому, что сейчас кино должно быть очень динамичным, у тех, кто снимает фильмы, есть искушение приукрасить реальность, сократив время, уменьшив расстояние или увеличив скорость реальных событий. Например, в военных драмах часто противников больше, чем в реальности, и они ведут непрерывный огонь с меньшей дистанции. И не всегда это «концентрирование» фильма хорошо смотрится. Например, в фильме «Гагарин: Первый в космосе» ракета стартует, как атомный взрыв, настолько ярко, что персонажи буквально скрючиваются от ослепляющего света. Понятно, что хочется показать, насколько впечатляющим является пуск ракеты, но все-таки это уже перебор. «Время первых», увы, не избежал этого же стремления нажать на педаль до упора.

В самом начале фильма показана авария самолета, который пилотирует Леонов. И тут начинается — если пикирование, то отвесное, если выход из пикирования — то в сантиметрах от земли. Самое печальное, что эта история вполне могла иметь место в реальности — двигатели реактивных самолетов действительно необходимо раскрутить набегающим потоком для запуска в воздухе, только вот пикирование потребуется достаточно пологое. И тогда не было бы вопиющей нереальности посадки — попытка сесть так, как на экране, закончилась бы отрыванием шасси при выпуске их на недопустимо высокой скорости и катастрофой. И напряжение бы сохранилось, если бы сделали акцент на том, как Леонов пытается дотянуть до полосы, перебарывая технику.

Дальше педаль тоже не отпускают — если кислород кончается, то он кончится совсем в самый последний момент, если спасают — то увидев последнюю сигнальную ракету на последних остатках топлива, которое волшебным образом перестает кончаться, как только космонавтов заметили. На фоне подлинной драмы того, что было в реальности, это выглядит как-то несерьезно и надуманно.

Что ты сейчас процитировал?

Снимать оригинальное кино сложно. Яркие фильмы, ставшие первыми или крайне успешными в какой-то области, часто порождают штампы, которые потом используются в других картинах. Весь вопрос в уместности. «Время первых» отчетливо цитирует «Гравитацию», «Гагарин: Первый в космосе» (или даже «Гладиатор»), «Аполлон-13». И лично на мой взгляд, цитаты не совсем к месту — ты успеваешь сообразить, что тебе только что процитировали, и понимаешь, что в принципе это было не обязательно, потому что цитаты скорее искажают реальные события, и без них можно было бы обойтись.

Эта замечательная техника

А вот техника и показ ее работы на экране получились на высочайшем уровне и мне понравились больше всего. Зимний старт ракеты красивее летнего, а благодаря компьютерной графике мы видим события так, как не покажет ни одна реальная камера.


Отделение боковых блоков, кадр из третьего официального трейлера

На фоне такой красоты реальные съемки бортовой камеры выглядят бледнее. А еще в фильме прекрасно показана работа рулевых двигателей и аэродинамических рулей первой ступени, наддув и сброс шлюзовой камеры, сброс резервного тормозного двигателя. Даже блок И (третью ступень) закрутили в правильную сторону после выведения, хотя и изобразили это не очень четко. Наглядно показана работа с прибором «Взор», по которому строят правильную ориентацию на торможение. Очень хорошо продемонстрирована работа парашютной системы, которая в компоновке с двумя парашютами и двигателем мягкой посадки над кораблем была такой только у «Восходов».

В то же время, конечно же, не обошлось без небольших технических ошибок.

Во-первых, последняя команда на пуск ракеты дается поворотом одного механического ключа — т.н. «ключ на старт». Слова «Предварительная», «Промежуточная», «Главная», «Подъем» (ее в фильме не было) обозначают этапы увеличения тяги двигателей и выполняются ракетой самостоятельно. Переключения тумблеров, как в фильме, нет, а человек, произносящий эти слова, просто оповещает тех, кто не видит индикаторы у него на пульте. Операции по пуску ракет семейства «Р-7» в целом не изменились, и сейчас поворачивают такой же ключ и произносят те же слова. Вот видео реального старта, на 9:57 с ключа на старт свинчивают предохранительную крышку.

Во-вторых, зачем-то цитируются происшествия, которых не было в этом полете. При торможении у корабля не отделяется агрегатный отсек, что было в реальном полете Гагарина, но проблемы с разделением отсеков у «Восхода-2» не упоминаются ни у Каманина, ни, что важнее, у Чертока, а ведь электрика была его профилем работы. Далее, Кириллов (диктор) при записи сообщения о гибели космонавтов фактически пересказывает катастрофу Комарова на «Союзе-1», что не очень уместно.

В-третьих, Леонов стравливал атмосферу в скафандре не наобум — конструкторы предусмотрели возможность снижения давления с 0,4 атмосферы до 0,27. Главный риск был в кессонной болезни — если бы в крови Леонова оставался азот, он мог закипеть и заблокировать нормальный ток крови по сосудам. Но космонавты к тому моменту уже примерно час дышали чистым кислородом, и азот из крови успел исчезнуть. К сожалению, это никак не объясняется в фильме, а на фоне того, что Леонов показан лихачом, игнорирующим правила, выглядит хуже, чем могло бы.

В-четвертых, зачем-то вместо правильного названия команд цикла посадки — «Спуск-1», «Спуск-2» и «Спуск-3» используется выражение «Цикл-4». Индикаторы этапов спуска даже можно успеть разглядеть на крупном плане кабины. Кабина, кстати, воссоздана очень достоверно.

В-пятых, авария системы закрытия люка не подтверждается другими источниками, а, судя по всему, придумана для большего драматизма и чтобы не объяснять, что разворачиваться надо даже в случае нормального автоматического закрытия люка, потому что в корабль все равно надо входить ногами вперед (там банально мало места).

В-шестых, слишком драматизирована авария беспилотного тренировочного корабля. В реальности «Космос-57» получил две одинаковых команды с двух разных наземных пунктов, которые, наложившись друг на друга, сформировали команду на спуск. А система аварийного подрыва, определив, что корабль садится не на территории СССР, взорвала его. Эта история по-своему интересна, и жаль, что в фильме ее не рассказали. Далее, процесс посадки корабля с «воротником», который остается после сброса шлюза, успели проверить на беспилотном фоторазведчике, который приземлился вполне нормально. Так что риск был меньшим, чем это показано в фильме, а инженеры и конструкторы знали больше.

В седьмых, в фильме постоянно показывают антенны дальней космической связи. Они, конечно, впечатляюще выглядят, но они в кадре в выключенном состоянии, и в реальности связь с космонавтами и прием ТВ-сигнала вели вот такие вот скромные, но по своему красивые четырехспиральные антенны


Антенны телеметрии «Трал» и космического телевидения «Ястреб» и «Топаз-25», фото КИК СССР

А вот вращение корабля после сброса шлюза было в реальности и практически дословно описано в дневниках Каманина. Действительно, его не стали останавливать, экономя запас сжатого газа в системе ориентации. В фильме, он, увы, назван «топливом», что неверно, и эту сцену можно было подать более четко. Повышенный расход газа был связан с тем, что для выхода Леонова в открытый космос, кораблю нужно было выдерживать неизменное положение в пространстве. Увы, в фильме это никак не объясняется.

Занимательная физика

С физикой в фильме дела обстоят тоже не очень гладко.

Прежде всего, очень забавно смотреть на тренировки в самолете. С одной стороны, парабола, при которой получают искусственную невесомость, показана достаточно достоверно, с другой стороны, максимальная длительность такой невесомости — примерно 30 секунд, и успеть за один сеанс выполнить все операции физически невозможно. Гонка за временем показана хорошо, но, увы, не реалистична.

Очень обидный ляп взят, наверное, из попытки процитировать «Аполлон-13». В ЦУПе ведется разговор о том, что при неверной ориентации корабль отпрыгнет от атмосферы и будет еще долго болтаться в космосе. Это физически невозможно — у кораблей «Восток» и «Восход» спускаемый аппарат сферический, и не создает никакой подъемной силы. Если вошли в атмосферу, то уже все, торможение и посадка. Далее, даже если бы такая подъемная сила была, то с низкой круговой орбиты подпрыгнуть на ней можно было бы на минуты и часы, но не дни, как в фильме. А вот на траектории возвращения с Луны, действительно, запас энергии такой, что неверные действия могут отправить корабль обратно в космос очень надолго. В то же время опасность при неверной ориентации была — если бы космонавты сориентировались задом наперед, то потратили бы топливо на подъем орбиты. И даже тогда оставался последний шанс — запасной твердотопливный двигатель, который расположен над сферой спускаемого аппарата.

В эпизоде с возвращением в корабль Леонов уж слишком в стиле «Гравитации» с неправдоподобно высокой скоростью летает вокруг корабля. Скорее всего из-за концентрирования драматизма скорости и импульсы были увеличены в несколько раз.


Вот именно такого наверняка не было. Кадр из третьего официального трейлера

В то же время в реальности вернуться назад было огромной проблемой, это известный факт. Также известно, что Леонов не сообщил на землю о своих проблемах, но полное радиомолчание с потерей и визуальной видимости, от которого все нервничают — опять излишняя драматизация.

Ну и, наконец, сцена с торможением показывает, что баллистику создатели фильма понимают не очень. В реальности, действительно на 17 витке не включился тормозной двигатель из-за отказа системы солнечной ориентации. Но связь с землей была, и космонавтам рекомендовали садиться вручную на 18 или 22 витке. Космонавты тренировались на случай ручной посадки и имели соответствующие приборы. Поэтому разговоры про геройскую смерть на орбите — обидная ерунда.


Кабина «Восхода-2», фото из книги К. Гэтланд «Космическая техника», неверно атрибутирована как кабина «Восхода-1»

На фото выше круглый иллюминатор слева — это «Взор» для построения посадочной ориентации. Если корабль сориентирован правильно, то земля бежит вверх, а на периферии прибора ровная линия горизонта. Над «Взором» приборная панель, на которой виден глобус. Этот глобус может показывать текущее положение аппарата и точку, в которую сядет корабль, если включить тормозной двигатель в эту секунду. Несмотря на то, что глобус небольшой, можно целиться достаточно точно, с ошибкой в десятки, но не тысячи километров.

Еще очень важная вещь упущена в фильме — тормозить надо в правильный момент. Нельзя сидеть и размышлять так, как это показано. В реальности, по воспоминаниям Леонова, они действительно не смогли нормально сориентировать корабль, будучи в ложементах, и Беляев рулил, выбравшись из ложемента и улегшись поперек Леонова. Из-за этого они были вынуждены снова занимать исходные места и запустили двигатель не сразу, но в принципе сели примерно куда собирались. Это можно было бы показать как драматический момент, но с максимальной реалистичностью акценты были бы другими.

Драма с кислородом

Этот эпизод начинается с явной попытки процитировать «Аполлон-13», когда замерзающая вода разрывает не то корпус, не то что-то в электросистеме корабля. Но если в «Аполлоне» показана реальная авария, то здесь причина выдумана. Сам Леонов в качестве причины утечки воздуха из кабины в интервью называл неравномерный нагрев корабля и перекос люка из-за этого. У Каманина и Чертока действительно упоминается, что давление в системе наддува кислорода упало с 75 до 25 атмосфер, и это на самом деле было ЧП. Но в реальной истории после совещания на командном пункте было принято решение ничего не делать — падение давления остановилось, а запасов кислорода хватало до штатной посадки на 17 витке. Так что идея снова процитировать «Аполлон-13» с разрезанием панели, почти устроенным коротким замыканием и выдергиванием датчика в бессознательном состоянии получилась так себе. Моя главная претензия здесь — вместо того, чтобы показать действительно командную работу по обнаружению и устранению проблем, нам рисуют чудесное спасение экипажа от смертельной опасности. Я уже неоднократно говорил, что почему-то фильмы и книги по реальным авариям получаются интересней, чем по выдуманным. А драму можно было хорошо подать и в случае, если бы космонавты сидели, ждали и ничего не делали.

Поиск и спасение

Наверное, самая большая моя претензия к фильму — это сцены после посадки. Из происходящего на экране кажется, что система поиска и спасения космонавтов в СССР никуда не годится, и Беляева с Леоновым спасает опять же чудо. Тем более, что в реальности была история по-своему очень интересная. Действительно, «Восход-2» приземлился в глухом лесу к северу от Перми. Но в СССР была система пеленгаторов и радаров контроля космического пространства, которые видели снижение корабля и пеленговали его радиомаяки. Местоположение корабля было известно с точностью до 50-70 км. Но поисковые самолеты были развернуты в 600-800 километрах от места посадки, и не смогли добраться сразу. В Алма-Ате сигнал космонавтов «ВН» (все нормально) приняли на коротких волнах, поэтому на командном пункте знали, что корабль сел, и космонавты почти наверняка в порядке. Беляев и Леонов действительно некоторое время были одни, но уже через четыре часа их заметил вертолет и доложил:

Между деревнями Сороковая и Щучино в лесу видим красный парашют и двух космонавтов. Космонавты сидят, обедают. Корабль приземлился в густом лесу, далеко от населенных пунктов. Кругом глубокий снег.

Увы, из-за излишней драматизации в фильме пытаются рассказать совсем другую историю. Но как раз, когда в кино сцена заканчивается обнаружением космонавтов, в реальности начинается самое интересное. Дело в том, что до Беляева и Леонова банально не мог никто добраться — вертолет со спасателями не нашел рядом посадочной площадки, а выдвинувшиеся на грузовике солдаты полка ПВО тоже не сумели быстро доехать до космонавтов. В результате Беляеву и Леонову пришлось ночевать одним. Наутро ситуация тоже не выглядела так драматично, как в фильме:

Вижу двоих у корабля, один рубит дрова, другой подкладывает их в костер, оба одеты в летное обмундирование.

В итоге до «Восхода-2» спасатели смогли добраться лишь в 11:35 утра второго дня. Но космонавтов не решились эвакуировать по веревочной лестнице в вертолет, а стали вырубать для него посадочную площадку. Космонавты провели в лесу еще ночь. Это не было особым дискомфортом, для них даже срубили избушку, и со снабжением не было проблем. Но только утром третьего дня на лыжах Беляев и Леонов были наконец эвакуированы с места посадки. А советские СМИ написали, что все это время они отдыхали на даче обкома партии :)

Отдельная печальная история с эпизодом о радиолюбителе с Сахалина. Теоретически он действительно мог услышать «Восход-2» за тысячи километров — переотражение радиоволн от ионосферы на коротких волнах такое допускает. Но вот дальше начинается неприятная история в стиле «кровавой гебни». Учитывая, что последствия для радиолюбителя в фильме не показаны, при желании вполне можно подумать, что его таки посадили, а это никак не сочетается с героическим и патриотическим пафосом фильма. Вдвойне обидно смотреть на эту историю тем, кто видел забавный советский фильм «Корабль пришельцев» и уже успел пошутить над местным «метеорологом Мангуловым».

История с ЦУПом


Кадр из второго официального трейлера

Отдельная интересная история с Центром управления полетами, как он показан в фильме. Увы, но красивая картинка выше представляет собой копию американского ЦУПа. В реальности в советской космонавтике красивый зал ЦУПа сделали только к полету «Союз-Аполлон». Во время совместной миссии центр управления полетами не мог быть секретным, поэтому специально сделали большой и красивый зал с лучшим на то время оборудованием, чтобы было что показать. А до этого полетами вполне успешно управляли по несколько другой идеологии. В СССР основой был измерительный пункт ИП-1 на Байконуре, и старт ракеты фиксировался вот в таких кунгах телеметрической системы «Трал».


Кунг системы «Трал», фото сайта КИК СССР

А сам ИП-1 представлял из себя комплекс зданий, машин и антенн. Кроме этого, около стартового стола расположен бункер, с которого непосредственно управляют пуском ракеты. И Королев, Черток, Каманин и прочие в момент полета находились на Байконуре.


Общий вид ИП-1, фото КИК СССР

Также в Москве работал сочетающий в себе функции вычислительного центра и центра управлением полетами КВЦ при НИИ-4.


Здание НИИ-4, фото КИК СССР

КВЦ вычислял параметры орбиты, формировал команды для передачи на корабль и целеуказание для наземных средств — куда и когда повернуть антенну, чтобы связаться с кораблем. Внутренняя организация помещений была настолько секретной, что на фото и видео сейчас можно найти разве что имитацию для фильмов.


Так могла выглядеть работа КВЦ. Фото РИА Новости/КИК СССР

Тот ЦУП, который мы знаем сейчас как ЦУП-Москвы, появился в 1973-75 на базе КВЦ. В принципе, никто не мешал отразить эту специфику в фильме.

Немного астрономии

В фильме есть забавный астрономический ляп — в одном кадре Луна полная, в другом — видна только половина диска. То есть Беляев и Леонов по фазам Луны летали бы неделю. Если посмотреть реальную фазу Луны в момент полета, то прав первый вариант — «Восход-2» запустили в районе полнолуния.

Характеры и атмосфера

Характеры космонавтов получились, на мой взгляд, практически карикатурными. Леонов постоянно нарушает все возможные правила, и ему все сходит с рук. А Беляев показан настолько выраженным меланхоликом, что удивляешься, как его вообще взяли в космонавты.

Поразительно, но, несмотря на то, что фильм героический и пафосный, он получился мрачноватым. Кажется, что многовато саспенса и маловато светлых моментов. Даже радость в последней сцене смазана эффектом старой пленки. И финальная песня, от которой действительно наворачиваются на глаза слезы, спета медленнее и как-то печальней, чем ее пели в «Москве-Кассиопее».

Заключение

Несмотря на то, что на протяжении многих абзацев я указываю на недостатки и ляпы фильма, в целом он мне понравился, и по крайней мере один раз посмотреть его, на мой взгляд, стоит.

О смене режиссеров, пересъемках, правках сценария и конкуренции в прокате рассказывают Дмитрий Киселев, Евгений Миронов, Константин Хабенский и Алексей Леонов.

Голливудская история на советском материале

О том, как создавался фильм «Время первых», когда-нибудь можно будет снимать кино. Живой космонавт-первопроходец, строго следящий за сценарием и финальным монтажом, смена режиссера и команды сценаристов, бесконечные пересъемки, ловкая (даже если и не намеренная) пиар-кампания, спровоцированная то ли министерством культуры, то ли самими продюсерами — материала хватит на ленту вроде «Да здравствует Цезарь!», если только в России найдутся сценаристы с чувством юмора, как у братьев Коэн.

Все началось три года назад, когда Евгений Миронов увидел документальный фильм о выходе Алексея Леонова в открытый космос. История первого человека, смело шагнувшего в безмолвное космическое пространство с риском не вернуться назад, так впечатлила актера и продюсера, что он решил услышать ее из первых уст.

«Мне хотелось подтверждения того, что я увидел в документальном фильме, потому что история казалась невероятной, — рассказывает Миронов. — Я хотел подробностей. Помню, когда мы со сценаристом Юрием Коротковым сидели за столом у Леонова, его жена Светлана Павловна периодически говорила мужу: поменьше говори, поменьше рассказывай. Я понимал, как долго эта история была семейной тайной. Необходимо было войти в дом так, чтобы они отнеслись ко мне как к родному человеку, доверчиво. Это стоило дорогого — пережить такое. Причем и ему, и его жене. Мне нужно было доказать, что я пришел к ним с чистыми намерениями».

«Время первых»«Время первых»

Алексей Леонов вспоминает о той встрече гораздо более спокойно. «Когда Женя Миронов вдруг попросил встретиться, он сразу не сказал про фильм. Потом он сказал, что есть журналисты, которые хотят со мной поговорить. Пили кофе, помню, был жаркий день. Начался разговор. А потом он сказал: у меня есть идея снять фильм про выход в открытый космос, мол, как это было, про людей, про [генерального конструктора советской ракетной промышленности] Сергея Королева. А для меня это святое. Ведь о том, что произошло, мало кто знает, в первую очередь из-за режима секретности».

История действительно долго была скрыта от публики. То, что называлось успешным выходом советского человека в открытый космос, на деле было чередой нештатных ситуаций, справиться с которыми космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову удалось только благодаря собственному опыту и знаниям. Полет корабля «Восход-2» перенесли с 1967 года на 1965-й, чтобы обогнать американцев, а значит, на необходимые расчеты и испытания у конструкторов было отведено минимальное количество времени. Скафандр «Беркут» в открытом космосе раздулся, из-за чего Леонов с трудом смог вернуться в шлюз. Возвращение на Землю происходило в ручном режиме — автоматика отказала. Наконец, приземлившись в тайге, Беляев и Леонов еще несколько часов ждали, что их найдут, не зная, засекли ли их сигнал бедствия.

У нас кино серьезное, тут не до шоу

Евгений Миронов заручился поддержкой Тимура Бекмамбетова, и вместе они несколько часов провели за беседами с космонавтом. На роль режиссера позвали Сергея Бодрова, в июне 2014-го объявили о грядущем проекте и премьере в марте 2016-го, к очередной годовщине выхода Леонова в космос. Однако затем постановщика старшего поколения Бодрова решили заменить на более молодого Юрия Быкова. Тимур Бекмамбетов лично позвал режиссера «Майора» и «Дурака», но скоро был вынужден отвлечься на работу над «Бен-Гуром». «Время первых» около года разрабатывалось под руководством его инициатора Евгения Миронова.

«Мы с Тимуром Бекмабетовым не разделяли обязанности. И техническими, и творческими вопросами мы занимались вместе, — говорит Миронов. — Часами он был на связи, даже когда был в Штатах». Юрий Быков тем временем выбрал для фильма формат эпической драмы, в которой акцент был на подготовке к полету, становлении Первого отряда, на конфликте между Леоновым и его напарником Беляевым. Быков еще не приступил к съемкам, когда продюсер Сергей Агеев попросил режиссера Дмитрия Киселева посмотреть открывающую фильм сцену, ту, в которой Леонов сажает самолет МиГ-15 в чистом поле.

«Время первых»«Время первых»

«Я прочитал и в шутку сказал: „Я бы вообще все переделал. Дал бы больше шоу, экшена“, — вспоминает Дмитрий Киселев. — А он мне говорит: „Нет, у нас кино серьезное, глубокое, тут не до шоу“. Ну, я дал пару советов, и на этом все закончилось. Через год ко мне подошли с тем же вопросом, но уже спросили, не хотел бы я снять за пару недель несколько космических эпизодов — ситуации в корабле и в невесомости, за пределами корабля».

Киселев согласился, но при условии, что это вопрос пары эпизодов, и предложил свое видение доверенных ему сцен. Первоначальный сценарий показался ему не слишком динамичным. Постановщик не раз сотрудничал с Тимуром Бекмамбетовым. Киселев был режиссером монтажа «Дозоров», режиссером второй съемочной группы в фильме «Особо опасен», в соавторстве с Александром Войтинским снял «Черную молнию», а самостоятельно — несколько новелл для «Елок». Об опыте работы над «Джентльмены, удачи!» он вспоминать не любит и признает, что фильм не должен был эксплуатировать название всенародно любимой комедии. Вскоре Евгений Миронов попросил Киселева прочитать сценарий всей космической части.

«Я стал копаться в литературе, изучать детали того полета, которые были в свободном доступе, и предложил свое видение ритма космической части. Чтобы хорошо рассказать историю, нужно постоянно менять состояние: прежде чем удивить, притупить внимание зрителя, прежде чем напугать — рассмешить. И так далее. Кино держит, когда есть этот ритм, переход из одного состояния в другое», — говорит Киселев.

На съемках фильма «Черная молния»На съемках фильма «Черная молния»

Понимая, что есть ответственность перед Алексеем Леоновым и документальная хронология событий, Киселев знал, что зрителю будет неинтересно наблюдать реконструкцию реального полета. Он серьезно изменил сценарий космических сцен: незначительные нештатные ситуации превратил в более подробные и серьезные, а какие-то более серьезные, наоборот, упростил, расставив акценты по-другому. Предложив свое видение продюсерам Миронову и Бекмамбетову, Киселев получил предложение снять всю космическую часть. А также, как сказал Евгений Миронов, «и финальчик».

От Гагарина остался кусочек уха

«Я опешил. Это большой объем, это порядка 40—45 минут фильма. А финал — это такая большая, серьезная драматическая вещь, к нему же надо вести всю дорогу. Ну и попробуй, приведи, сказали мне», — вспоминает Киселев. К этому моменту Юрий Быков не просто приступил к съемкам — было отснято практически две трети земной части. КиноПоиск побывал тогда на площадке. Быков уверенно работал с Константином Хабенским и Евгением Мироновым. Однако отснятый материал, очевидно, не отвечал ожиданиям продюсеров. Киселев же репетировал космическую часть.

«Предполагалось, что две трети как раз занимает подготовка, а треть — полет. Мне к отснятому Юрием материалу надо было отнестись как к данности и как-то под него подстраиваться. Но так бывает: не совпадают творческие взгляды, видение, способ рассказа истории. То, на чем Юрий акцентировал внимание, для меня было абсолютно неважно», — говорит Киселев, которого продюсеры попросили заняться монтажом всего фильма, основываясь на уже готовом материале. О пересъемках речи пока не шло. Считали, что достаточно будет взять земную часть Быкова, доснять крупные планы, сцены в космосе и финал картины.

«Время первых»«Время первых»

В версии Быкова подробно была рассказана история становления Первого отряда: как рос звездный городок, как готовились космонавты, шли первые полеты. «Там и Гагарин был, и Терешкова, и в космос герои улетали только через полтора часа после начала. Я решил, что очень много внимания уделено фигурам, более в сознании массового зрителя значительным, чем Леонов. Его знают, но он не настолько популярен, как Гагарин и Терешкова. Как только в кадре появляется Гагарин, Леонов уходит на второй план», — говорит Киселев.

Он убрал Гагарина, и в корзину полетело 40 минут. «Кусочек его уха остался в финальном монтаже, — улыбается режиссер. — Для меня было два ключевых события — то, что Беляев сломал ногу, и то, что взорвался испытательный модуль. То есть то, что непосредственно относилось к полету. А этому было уделено мало внимания».

Двое в консервной банке

Подход Киселева заключался в том, что на земле должно произойти все то, что потом сработает в космосе. «Надо было зарядить все ружья, чтобы они выстрелили. Это не только технические вещи, но и взаимоотношения между Леоновым и Беляевым. Чтобы смотреть кино про двух людей в консервной банке, надо их знать и хотеть про них смотреть», — говорит режиссер. Снимая сцены космической части, он продолжал монтировать земную, из которой к тому моменту вылетело еще 40 минут.

«Время первых»«Время первых»

«В этот момент меня позвали продюсеры и сказали: давай ты будешь режиссером всего фильма. Две недели я отказывался, но Евгению Миронову удалось меня убедить, что все получится. „Если вы хотите, чтобы я этот фильм сделал самостоятельно и воспринимал его как свой, я должен буду переснять (тут я слукавил) половину материала“. Я понимал, что переснимать нужно будет гораздо больше», — рассказывает Киселев.

В итоге, признается он, пересняли 90—95% предполетной части, то есть фильм фактически был снят заново. В окончательном монтаже осталось несколько кадров, снятых Быковым, но это даже не сцены, а кусочки сцен, отдельные планы. Не стал переснимать Киселев только сцену с крепким чаем, в которой Королев приходит к Беляеву и Леонову, чтобы сказать, что полет отменяется. Однако и ее Киселев сильно переработал и сократил, поменяв даже реплики и акценты.

Сценарий начали переписывать уже с Киселевым в кресле режиссера, одновременно со съемками. «Первый акт сценария мы писали месяцев пять почти каждый день, в перерывах между съемками. Было сложно понять, от чего отказаться, что оставить. Психологически продюсерам было тяжело осознавать, что от больших, дорогих отснятых сцен придется отказаться. Как так? Вот они, деньги, вложены! Что ты за режиссер такой, что не можешь использовать отснятый материал? Сменилось несколько команд, пока не пришел Олег Погодин и не поставил жирную точку на этом всем».

«Время первых»«Время первых»

Бюджет у Киселева уже был гораздо скромнее, чем у Быкова. «Меня поставили в условия, что денег нет, — признается Киселев. — Но это хорошо. Я уверен, что нельзя работать с открытым бюджетом, с открытыми сроками, так ничего не получится. Чтобы что-то рождалось, нужно иметь очень ограниченные возможности, иначе будет хаос. Я за здоровую конкуренцию во всех областях — и на рынке, и в политике, — поэтому был категорически против переноса для „Времени первых“ релиза „Форсажа 8“».

Королев не может упасть

В ситуации, когда в процессе съемок меняется режиссер, а потом и сценарий, под ударом оказывается не только карман продюсеров. Сложнее всего приходится актерам. Больше других переживал исполнитель роли Королева Владимир Ильин. «Он обычно просит сценарий заранее, чтобы вжиться в роль, осмыслить свой образ, — говорит Киселев. — Здесь порой приходилось давать ему текст с утра. Но мы с ним сработались. У него появилось доверие ко мне, а это самое главное».

«Время первых»«Время первых»

Доверие было необходимо, ведь в новой, киселевской, версии истории роль Королева значительно возросла. «Этим двум парням не хватало отца, фигуры ментора — в кинотеории это человек, который ведет героя через приключения к победе. На первый план я вывел его веру в людей, веру в успех. Он не просто уверенный человек, а человек, который верит. Это большая разница. Когда пропадает связь с космонавтами, все молчат, не знают, что ему ответить, он впервые садится и опускает голову. Это момент, когда его вера в успех все-таки пошатнулась. Но он быстро реабилитируется».

Образ Королева для всех, кто связан с космонавтикой, без преувеличения сакрален. В музее космонавтики РКК «Энергия» портреты Сергея Павловича смотрят на посетителей со всех стен. Они висят даже в самых неприметных коридорах, ни на минуту не давая забыть, кому отечественная космическая отрасль обязана примерно всем. Владимир Ильин не похож на Королева. Он ниже ростом, другой по пластике. Но, как говорит Киселев, люди, которые лично знали конструктора, сказали, что теперь он будет таким — лучше его никто не сыграл.

За тем, каким в фильме получился Королев, пристально следил и сам Леонов. «Мне показалось, Королев медлительный такой в фильме, — рассказал Алексей Архипович КиноПоиску. — Он не такой был. Но образ близок. Хотя в фильме была сцена встречи Королева с Брежневым, где Брежнев с ним разговаривает как с председателем ЖКХ! Такого никогда не было. У него был высочайший авторитет». К мнению космонавта создатели картины прислушались и сцену перемонтировали.

«Время первых»«Время первых»

«В моей версии монтажа Королеву Брежнев говорил фразу „Незаменимых у нас нет“, а Королев, выйдя из зала, хватался за сердце и падал, — объясняет Киселев. — Леонов сказал, что не может Брежнев, для которого Королев важнее всех министров в государстве, сказать такую фразу. Королев был незаменим. Я поменял эту реплику на „Незаменимый ты у нас“. Второе, что сказал Леонов: Королев не может упасть. Возмутились этим эпизодом и многие в космической отрасли. Поэтому он у нас хватается за сердце, роняет портфель, но не падает».

Киселев рассказывает, что Леонов читал сценарий и корректировал его. «В основе сценария огромное, девятичасовое интервью с ним. Каждый элемент, который сейчас есть в фильме, базируется на его словах. Алексей Архипович — человек творческий, но ответственный. Он не мог просто пустить это на самотек. К нему же потом подойдут и спросят: что это за чушь? Поэтому первую сцену с самолетом он не очень любит. Естественно, мы пошли на художественные преувеличения».

Кто такой Беляев?

Если у Евгения Миронова была возможность пообщаться со своим героем и понять его характер, то у Константина Хабенского такой возможности не было. Павел Беляев скончался в 1970 году. К тому же его сюжетная линия тоже претерпела изменения в ходе работы над сценарием. Киселев внимательно изучил биографию Беляева, обнаружив, что за броней железного, стойкого, сдержанного военного скрывается человек с большими сомнениями и комплексами.

«Он уже был готов принять свое поражение по жизни, что он не полетит, что ему не удалось на войне себя показать. Но Леонов его растормошил, вернул к жизни. Сцена в тайге, когда они уже замерзали и Беляев признался, что у него был всего лишь один боевой вылет, очень пронзительная. Это то, что его превратило в человека. Когда я Косте показал эту обновленную версию Беляева, мне кажется, он тоже переосмыслил мое участие в проекте, что я не просто режиссер экшен-сцен. Появилось то самое доверие», — вспоминает Киселев.

«Время первых»«Время первых»

Константин Хабенский рассказывает, что для него, как и для многих, Беляев оставался в тени: «То ли в силу того, что был скромен, то ли в силу погон и системы. Его интересно пофантазировать. Это не жесткие рамки, но интересно посмотреть, что переживают люди в погонах. Есть хорошие слова „честь мундира“, „приказ“, но за всем этим существуют и сомнения, и моменты выбора, и просто минуты человеческой слабости».

Актер признается, что возможность общаться с человеком, которого он играет, его бы сковывала. «Груз ответственности бы придавливал, — говорит Хабенский. — Для меня проще пофантазировать. Я видел, как Женя переживал, искал варианты, задумывался, даже не озвучивая: а что скажет на это его прототип?» Алексей Леонов работой актеров и характером персонажей остался доволен: «Они очень правильно подметили нюансы отношений. Даже ревностная часть подчеркнута, когда думали [вместо Беляева] космонавта Хрунова брать. Я видел, что он начал нервничать, но сказал ему: „Да никогда этого не будет, Паша, я не позволю“. Это точно передано в картине».

Киселев смеется, что в начале карьеры имел несчастье начать со съемки рекламы пива и тут же получил клеймо «пивной режиссер». С тех пор его звали снимать именно пивные ролики без людей в кадре. «Мне доставались пустые города, летающие предметы, реклама автомобилей, а очень хотелось снимать актеров. Когда дали снять актеров, у меня накопилось желание, которое очень хотелось реализовать. Так и здесь, после многих лет съемок экшен-сцен очень хотелось максимально проявить себя, тем более что видение и понимание процесса у меня есть. Надеюсь, получилось доказать, что я могу».

Вопиющая достоверность

«Я смотрю фантастику, мне нравятся фильмы „Гравитация“, „Марсианин“, „Интерстеллар“, — говорит Киселев. — Но если там все выдумано, то здесь уникальный случай, возможность ничего не придумывать. Это мощный фундамент, счастье иметь такую опору. Не нужно ничего придумывать, чтобы это выглядело достоверно, можно просто взять и показать, как было. Сложнее было на это решиться. Не проскочить какие-то вещи, а разобраться в них. Как работала система надувания шлюза? Как происходило разделение ракеты на ступени? Эти детали для меня очень важны, и их негде подсмотреть».

«Интерстеллар»«Интерстеллар»

С задачей изучения технических деталей Киселев справился на отлично. В разговоре он легко жонглирует специфическими терминами вроде «тангаж» и «рысканье», может подробно описать систему посадки спускаемого аппарата и объяснить, почему тот упал в тайге именно так, а не иначе. Взяв курс на зрелищную достоверность, он знал, что сильно рискует.

«Я сразу сказал: давайте делать мощные, дерзкие сцены с графикой. Так получились сцены взлета и приземления. В первоначальном сценарии они были обозначены очень коротко, кажется, даже хотели обойтись архивными кадрами. Я сказал: нет, нам нужна вопиющая достоверность. Надо показать взлет и посадку так, как никто и никогда ее не показывал. Чтобы было ощущение, что мы на советские ракеты поставили камеры GoPro и запустили их в космос».

Экшен-моменты важны для Киселева не только с развлекательной точки зрения. Его целью было с помощью них создать ритм, движение, физиологически захватить зрителя, чтобы при просмотре сцены взлета он ощущал мощь ракеты в 150 000 лошадиных сил.

«Время первых» почти целиком снято в формате 3D. 30 минут фильма были сняты в 2D, а затем конвертированы в стереоформат.

Формат 3D тоже стал определенным ограничением для режиссера. «Меня больше прельщает другая стилистика, когда больше снято с рук, ближе к актерам, а здесь же пришлось работать более академично, ровно и плавно. Но, как выяснилось, для рассказа истории это не проблема. Меня отвлекает 3D в кинотеатре. Поэтому я старался во „Времени первых“ 3D сделать очень мягко, без летящих в зрителей эффектов. Чтобы смотреть было комфортно».

Первый тизер «Времени первых» сделала студия Армана Яхина Main Road Post, когда на проекте режиссером был еще Сергей Бодров. Когда пришел Юрий Быков, началась работа со студией Александра Горохова CGF. Выбор был продиктован простой экономикой. Горохов предложил по максимуму снимать реальных людей, каскадеров и актеров, что уменьшило потребность в применении графики.

«Время первых»«Время первых»

Студия компьютерной графики Александра Горохова CGF также разработала для «Времени первых» систему превизуализации «Вьюга». Благодаря ей в мониторе можно было увидеть положение солнца, корабля, планет относительно реальных объектов в кадре. «Мы могли контролировать солнце, чтобы не получилось так, что у нас солнце то с одной стороны, то с другой», — говорит режиссер. Команда Горохова вообще восстановила с географической и астрономической точностью весь полет «Восхода-2». В каждый момент времени корабль находится в правильном, географически точном месте относительно Земли и карты звездного неба.

Напряжение для невесомости

Над «Временем первых» работа велась параллельно со съемками другой космической ленты, «Салюта-7» продюсера Сергея Сельянова. Евгений Миронов говорит, что в начале работы создатели «Времени первых» даже консультировались с оператором «Салюта-7» Сергеем Астаховым. Киселев рассказывает, что, в отличие от коллег по «Салюту», где тоже действие происходит в условиях невесомости, его команда сделала ставку на работу с каскадерами и на максимум съемок вживую.

«Салют-7»«Салют-7»

«Нам нужно было разработать такую систему, чтобы актеры могли контролировать свое тело в пространстве, имитируя невесомость, — объясняет Киселев. — Самое главное в невесомости — это то, что легким касанием руки ты можешь смещать центр тяжести. Саша Стеценко, постановщик трюков, придумал такую систему подвесов, которая балансировалась идеально, до грамма, и актер находился практически в свободном полете. Он либо сидел в специальном седле, которое на самом деле представляло собой кран с противовесами, либо это было акробатическое кольцо с тремя степенями свободы, но корпус нужно было все время держать в напряжении, а играть при этом расслабленного человека».

Задача потребовала от актеров массы усилий, поэтому перед съемками оба усердно занимались в тренажерном зале. Нужно было очень сильно напрячься, чтобы сыграть расслабленного человека, который с милой улыбкой парит в невесомости. «Женя бесстрашно делал все эти вещи самостоятельно, включая очень сложные трюки. Хотя можно было бы снимать крупным планом эмоции, а потом дорисовывать. Косте тоже досталось. У него были эпизоды в корабле — в ограниченном пространстве, в костюме, в шлеме», — говорит Киселев.

Создатели «Времени первых» также воспользовались простым и эффектным приемом, известным еще со времен оператора Клушанцева — перевернутой декорацией. «Декорация строится вертикально. Актер спускается сверху на тросе, камера ставится снизу и глядя наверх, — объясняет режиссер. — На экране кажется, что все это происходит горизонтально, при этом тросов мы не видим, потому что они сзади, а актер может свободно перемещаться, отталкиваясь от декорации. Сцена в шлюзе снята вся таким образом. Проблема одна: актерам нужно висеть вниз головой, а это испытание даже для подготовленного человека».

«Время первых»«Время первых»

Замкнутое пространство, шлем, который ограничивает обзор, костюм, который надувается — все это легко может спровоцировать приступ клаустрофобии. «Я не знаю, как они справлялись с этим. Любая поза, которая сейчас выглядит как парение в невесомости, — это на самом деле страшное напряжение, потому что им нужно было гасить любые колебания тела. На общих планах мы снимали каскадеров, конечно. Момент, когда Леонова закрутило вокруг корабля, оказался сложным даже для подготовленного каскадера. Человеку стало плохо, его пришлось заменить. Это вращение во все стороны, мелькание света, десять дублей подряд очень сложно выдержать». Впрочем, кроме этого случая, никаких инцидентов на площадке не было.

Константин Хабенский признается, что техническая сторона вопроса его мало заботила: «Я как тогда, сто лет назад, когда снимались „Дозоры“, много чего не понимал, как это происходит, так и сейчас я много чего не понимаю и не собираюсь понимать. Переиграть хорошую компьютерную графику можно только искренними человеческими эмоциями, только правдой».

Многочасовой хаос

Тот самый «финальчик», который в первоначальном сценарии был совсем незначительным эпизодом, у Киселева стал полноценным третьим актом. В то, что происходит на экране, сложно поверить, но режиссер утверждает, что не очень сильно приукрасил реальные события. Разве что нашли космонавтов быстро, часов через шесть. Работая над фильмом, Киселев попросил доступ к архивам и получил возможность прослушать аудиозаписи всего, что происходило во время полета и после их приземления. Это порядка 70 часов переговоров реальных участников событий.

«Время первых»«Время первых»

«Это невероятно интересная вещь, слушается то как драма, то как комедия. Они все очень боялись ответственности, а все должны были отчитываться. Аппаратура зафиксировала, что корабль вошел в атмосферу, приземлился, но где приземлился — непонятно. Датчики сломаны, сигнала от них нет. Это был хаос, который продолжался много часов, пока на полосе стоял самолет с журналистами, которым сказали, что все прошло успешно. Сигнал первыми вообще поймали какие-то женщины из Германии. Наш радиолюбитель тоже был, но уже, видимо, потом».

«Географ глобус пропил»«Географ глобус пропил»

Снимали драматичный финал в марте прошлого года в Пермском крае, примерно в том же районе, где в реальности приземлились Леонов и Беляев. Слой снега достигал шести метров. «Мы выбрали чуть более живописное место в нескольких километрах от места приземления. Это, кстати, тот же утес, который снимался в фильме „Географ глобус пропил“. Чтобы туда забраться, мы каждый день поднимались с техникой — камерой, штативом, генератором — на 200 метров вверх с альпинистским снаряжением. По-другому туда не добраться».

Народ, который летает в кандалах

В одной из ключевых сцен «Времени первых» Алексей Леонов уговаривает Королева, что надо обязательно лететь, несмотря на риск: «Да мы даже в кандалах полетим!» На что Королев отвечает, что русский народ привык летать в кандалах: «А если их снять? Разобьемся к чертям собачьим». Эта фраза каждый раз вызывает бурную реакцию в зале. Однако какой смысл вкладывали в нее создатели?

Продюсер Тимур Бекмамбетов говорит, что это была позиция Сергея Королева — человека, который прошел через лагеря. «У него были все основания, чтобы обижаться, сломаться, уйти в себя и заниматься только собственными проблемами. Но каким-то образом это не произошло. У него были так расставлены приоритеты в жизни, что все эти ограничения и лишения не остановили его. Мог ли он, оказавшись в других условиях, в другой стране, без ограничений, построить такие выдающиеся космические корабли? Ответа на этот вопрос мы не узнаем. Я уверяю вас, что ограничения и кандалы есть везде, но они по-разному выглядят: где-то они цветные, где-то они связаны с политикой и экономикой. Мое мнение, что здесь речь не идет о нашей национальной проблеме».

«Время первых»«Время первых»

Евгений Миронов говорит, что для него «Время первых» — попытка разобраться в национальном характере. «Откуда берется природа геройства? Почему мы такие удивительные люди? Почему можем комфортно себя чувствовать только в ситуации катаклизма, коллапса? Мне хотелось Леонова разобрать на атомы. Что в этот момент у человека происходит? Он не думает ни про свою жизнь, ни про своих близких. Приблизиться к этому удалось, но не до конца».

Константин Хабенский тоже считает, что не стоит воспринимать фильм как тоску по победам и героизму прошлого. «Я думаю, это призыв вспомнить о том, что время первых никогда не исчезает, оно остается таким для тех, кто дерзок, кто чего-то хочет, не боится. Время первых никуда не уходит, оно всегда».

Битва за выход в прокат

Финал производственного процесса оказался даже более интригующим, чем концовка фильма. «Время первых» не было готово в 2016 году, поэтому продюсеры перенесли премьеру на апрель 2017-го, несмотря на то что на этой дате уже стояла другая космическая драма, «Салют-7». Когда стало очевидно, что одной из картин придется переехать, иначе в прокате они неизбежно друг друга съедят, к процессу подключилось министерство культуры.

Решение о судьбе российских фильмов, претендующих на выход ко Дню космонавтики, принимал специально созданный при Минкультуры экспертный совет, куда вошли продюсеры, режиссеры и прокатчики, посмотревшие оба фильма. «Салюту-7» предложили выйти в октябре, к юбилею запуска с космодрома Байконур первого искусственного спутника Земли. За Бекмамбетовым оставили более логичную дату 6 апреля, в преддверии Дня космонавтики.

Создатели «Времени первых» проблемы в переносе фильма коллег не видят. «Нет конкуренции, не может ее быть, — уверен Евгений Миронов. — Две картины, обе про космос, оба блокбастера. Можно только гордиться, что у нас стали выпускать такие картины». С ним согласен режиссер Киселев: «Я очень рад, что мы вышли раньше „Салюта-7“. Я фильм видел, он хороший. У него будет хорошая прокатная судьба. Но хронологически это правильнее, с точки зрения уважения к тому, о чем мы снимаем кино. Вот он, живой Леонов, надо отдать ему честь. К тому же „Время первых“ — а я уверен в фильме — поднимет доверие к российскому кино и интерес к космической теме, и это будет хорошо для фильма Сельянова тоже».

«Время первых»«Время первых»

Однако устранив одного конкурента «Времени первых», министерство решило не останавливаться и убрать другого, выходящего на неделю позже, 13 апреля. «Форсаж 8», посчитали чиновники, серьезно подкосит российский фильм во второй уик-энд. Потенциальный перенос голливудского тяжеловеса возмутил кинотеатры, которые написали коллективное письмо, послужившее поводом для длительных переговоров.

По информации журналистов «Ведомостей», идею переноса «Форсажа» пролоббировали продюсеры «Времени первых», однако в интервью КиноПоиску Бекмамбетов утверждал, что движение релизов было инициативой Министерства культуры РФ. В любом случае сложные переговоры привели к соглашению с кинотеатрами, согласно которому российская картина «получит 35% проката в первую неделю, 35% во вторую, причем независимо от времени суток, в третью — 20%, в четвертую — 15% сеансов, а далее по договоренности». Зато «Форсаж 8» выйдет, как и планировалось, 13 апреля.

Продюсеров не смущает вмешательство чиновников в когда-то свободную рыночную систему. «Это государственное дело, — говорит Миронов. — Я был на Байконуре в ноябре, специально поехал на запуск. Мы сейчас не знаем имен космонавтов, но это до сих пор не трамвай. Это чудо: человек нарушает какие-то гравитационные законы, его там не ждут».

Космонавт Леонов, далекий от взаимодействия с чиновниками Минкульта, на вопрос о том, вызовет ли фильм интерес к космической отрасли, качает головой и неожиданно распаляется: «Я думаю, никакие фильмы интерес к космосу не разбудят. Отношение государства отвратительное. По телевидению в „Событиях недели“ обсуждают грудь Анджелины Джоли, в то время как на землю вернулся космический экипаж — наш командир, американец, европейский космонавт. Это уже не событие. На другой день стартовал еще один экипаж. Как можно вести государственную политику, не говоря об этом ничего? Вот грудь Джоли — это событие».

Накануне, в День космонавтики, в красноярском кинотеатре «Синема Парк» состоялась «научная премьера» уже ставшего лидером российского проката фильма «Время первых», главные роли в котором исполнили актеры Евгений Миронов и Константин Хабенский. После просмотра зрители получили уникальную возможность пообщаться с красноярскими учеными, которые дали свою оценку достоверности происходящему на экране.

Отметим, формат «научной премьеры» проекта «Кино с доцентом» представляет собой просмотр фильма в кинотеатре, а затем его обсуждение с другими зрителями и приглашенными экспертами — научными деятелями.

Прежде чем разоблачать то, что было на экране, несколько слов о сюжете. Кинокартина основана на реальных событиях – рассказывает о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил космонавт Алексей Леонов с корабля «Восход-2».

Доктор физико-математических наук, участник экспериментов в невесомости Илья Рожков признался, что просмотр фильма вызвал у него положительные эмоции. Прочтя немало книг о полёте российских космонавтов, он отметил, что в целом в фильме практически точно воспроизводятся ситуации, которые произошли во время исторического выхода в космос, в том числе и внештатные. «Единственное, что мне показалось немножко натянутым, когда в конце фильма два космонавта сидят в снегу, замерзают. Казалось бы, можно было бы развести костер…»

Кандидат технических наук, профессор кафедры летательных аппаратов СибГАУ Виктор Филатов поддержал коллегу в этом вопросе. Он сказал, что ранее Алексей Леонов не сообщал о том, что космонавтам пришлось замерзать в зимнем лесу, хотя поиски героев, действительно, продолжались несколько часов. «Впервые садили корабль вручную. Действительно, промахнулись с местом посадки, поскольку у них не было возможности маневрировать, и попали в достаточно сложное для поиска место. Но в фильме чересчур драматизированы условия. Спустя несколько часов на помощь была доставлена группа спасателей», — продолжил ученый.

Выход Леонова в космос занял по продолжительности 12 минут. За это время космонавт примерно 5 раз отходил от корабля. В фильме, как и в жизни, у него при заходе в корабль раздулся скафандр, что осложнило процесс. В итоге космонавту пришлось осуществлять заход не ногами вперед, а головой, чтобы было удобней закрыть шлюзовую камеру. Но Алексей Леонов справился с этой задачей, правда, как позже признавался космонавт, не понимает до сих пор, как ему удалось развернуться в столь узком пространстве, рассказал Виктор Филатов.

Красноярские ученые подтвердили, что в прошлом постоянно прерывалась связь с космонавтами, в те моменты, когда корабль находился в недоступных участках.

Особое внимание эксперты обратили на то, что в фильме несколько смещены главенствующие роли героев. «В этом полёте командиром был Павел Беляев, который был старше по возрасту второго пилота Алексея Леонова. Однако в фильме показано, что последний якобы выдвинул его в полёт, всё время подбадривает своего командира. Мне кажется, это не совсем правильно», — считает профессор СибГАУ.

В целом фильм оставил положительное впечатление, однако ученые добавили, что не хватало описания первого отряда космонавтов – людей, обладающих сверхфизической силой. Из 20-ти человек на сегодняшний день в живых осталось лишь четверо.

Ученые еще в течение часа отвечали на многочисленные вопросы зрителей, касающиеся не только прошлого, но и будущего отечественной космонавтики. Ожидается, что такие просмотры в компании ученых, организованные при поддержке краевого Агентства науки и инновационного развития Красноярского края, будут проводиться на регулярной основе. Следите за афишей!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки физических ядер
  • Ошибки учителей менее заметны но обходятся
  • Ошибки фильма 72 метра
  • Ошибки учителя истории
  • Ошибки учителей английского языка