Ошибки фильма последний самурай

ПРЕДУПРЕЖДАЮ СРАЗУ! ЕСЛИ ЕЩЕ НЕ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ», ТО Я НАСТОЯТЕЛЬНО СОВЕТУЮ ЭТОТ МАТЕРИАЛ НЕ ЧИТАТЬ, ТАК КАК НЕ ЖЕЛАЮ СПОЙЛЕРИТЬ. ЕСЛИ ЖЕ ВАМ ЭТО НЕВАЖНО, ТО СМЕЛО МОЖЕТЕ ЧИТАТЬ.

В данном материале я проведу анализ фильма «Последний самурай» 2003 г., и сравню его с реальными событиями восстания самураев в Японии 1877 г. Фильм «Последний самурай» – недооцененный шедевр мирового кино, который был снят в 2003 г. и повествует о событиях в Японии 1876 – 1877 гг., в частности, о событиях самурайского восстания 1877 г. Разговоры героев фильма, которые происходили летом 1876 г., свидетельствовали о прогрессивных результатах Революции Мэйдзи 1868 г. в Японии, проведении реформ, особенно военной, которая предусматривала создание современной армии на основе всеобщей воинской повинности. Также сообщалось, что японская армия нуждалась в обучении со стороны иностранных военных специалистов. Эти факты подтверждаются исторически.

События в фильме изображены довольно реалистично и ярко. Главный герой фильма – капитан американской армии Нейтан Олгрен (в основе образа лежит личность французского офицера Жюля Брюне, которого в 1867 г. направили в Японию обучать японских солдат использовать артиллерию, и который во время Самурайского восстания 1877 г. воевал на стороне самураев). Олгрен был приглашен японским правительством как американский военный специалист для обучения новой японской армии летом 1876 г. В это время в стране уже происходили самурайские беспорядки. Лидер Сацумского восстания самураев 1877 г. – генерал Сайго Такамори в фильме «Последний самурай» выступает под именем Кацумото. Он возглавляет, согласно фильму, самурайское движение. Образ Кацумото во многом отличается от реального Сайго Такамори.

В противодействие самурайским восстаниям правительство направляет военный отряд Олгрена против самураев, но еще плохо обученная правительственная армия терпит поражение в битве с самурайским войском Кацумото. После этого Нейтан Олгрен попадает в плен. По приказу Кацумото ему оставили жизнь. Он прожил в плену до начала 1877, изучая образ жизни местных людей, делая записи об этом в своем дневнике. Он разговаривал с Кацумото и другими жителями горного селения, где жил в это время, и постепенно начал испытывать к ним симпатию, как и к самурайскому движению вообще. Впоследствии он присоединился к восстанию 1877.

Вначале 1877 японский император Муцухито позволил Кацумото и его людям вернуться в Токио, вместе с ними туда прибыл и Олгрен. Еще в 1876 был издан закон, по которому самураям запрещалось носить оружие, а так же прически самураев. В фильме это подтверждается эпизодом, где японские солдаты на улице задержали сына Кацумото Нобутада. Они требовали у него отдать мечи. Когда он отказался, они хотели его застрелить, но свидетелем этого стал Олгрен, он спас Нобутада, уговорив его отдать мечи. Солдаты отобрали их, срезав самураю его символическую прическу. Вокруг этого закона разразился спор во время совета у императора Муцухито, когда Кацумото отказался выполнить требование члена японского правительства Омуры и сдать свой меч, а император ничего не сказал в его защиту. Кацумото был вынужден покинуть совет. После этого он был арестован.

В фильме вымышленные события тесно переплетаются с реальными историческими фактами. В реальности большинство событий, упомянутых в фильме, не касались Такамори. Так упоминалось, что Кацумото, как настоящий самурай, никогда не использует огнестрельное оружие. На самом деле это не так, потому что в армии Такамори солдаты пользовались огнестрельным оружием. Повстанцы Такамори использовали винтовки и часто носили мундиры западного стиля, и лишь некоторые использовали традиционные самурайские доспехи. У восставших было более 60 артиллерийских орудий, и они их активно применяли. Однако в фильме ни один эпизод этого не подтверждает. 

В фильме борьба самураев оправдывается борьбой за возвращение древних обычаев предков, которые, по мнению участников мятежа, были разрушены влиянием иностранцев. В реальности самураи боролись также за возвращение утраченных привилегий, за возобновление выплаты им пенсий со стороны правительства, а также за восстановление изоляции Японии. Именно под этими лозунгами началось Сацумское восстание самураев в феврале 1877.

Согласно фильму «Последний самурай» началу Сацумского восстания предшествовали следующие события: Нейтан Олгрен вместе с группой сторонников Кацумото освободили его из заключения, когда Кацумото было предложено совершить самоубийство (сэппуку). Во время их бегства и столкновения с правительственными солдатами погиб сын Кацумото. После этого самураи начали восстание, чтобы император «услышал их». Самураи были возглавлены Кацумото. Активное участие в боевых действиях взял и Олгрен. В реальности началу восстания в провинции Сацума способствовали действия правительства, которое опасалось самурайского мятежа. Поводом к началу восстания было то, что тогдашний глава правительства Японии Окубо Тосимити направил в город Кагосима, столицу Сацума, полицейских чиновников, которые должны были принять город под свой контроль и навести порядок в провинции.

Одновременно, в январе 1877, правительство приняло решение вывезти с территории княжества Сацума часть оружия и военного снаряжения. Узнав об этом, курсанты военных училищ опередили правительственных посланцев и сами захватили оружие. Ситуация в Сацума обострилась из-за сообщения о том, что в Токио якобы существует заговор против Сайго Такамори. Как опытный политик и военный специалист, Сайго понимал, что у него недостаточно сил, чтобы победить правительственные войска. Согласно фильму, Кацумото готов был выступить против правительственных войск, несмотря на их численное преимущество. В реальности действия центральной власти и стихийные выступления в Сацума не оставили Сайго Такамори выбора. Он бросил вызов правительству и возглавил силы самурайской оппозиции.

Под предлогом разъяснения с Окубо недоразумения по поводу заговора в Токио, Сайго Такамори во главе армии в 15 тыс. воинов выступил из Кагосимы 17 февраля 1877 г. На пути в город Кумамото его армия пополнялась новыми сторонниками, ее численность выросла до 40 тыс. человек. Однако уже в первых битвах с 60-тысячной правительственной армией силы самурайской оппозиции потерпели ряд поражений. Как в фильме «Последний самурай», так и в исторических реалиях самурайского восстания 1877, японские правительственные войска, укомплектованные по всеобщей воинской повинности, оснащенные новейшим оружием и снаряжением, доказали свою боеспособность и эффективность в боях с самураями. В результате поражений самурайской армии Сайго Такамори отступил обратно к Кагосиме. Там он попытался собрать новые отряды, однако борьба для него уже была проиграна. Наступление правительственных войск продолжалось.

В фильме «Последний самурай» большинство событий самурайского восстания 1877 опущены, внимание сосредоточено на последней битве этого восстания между правительственными войсками и самураями – сражении у замка Сирояма в г. Кагосима, которое состоялось 24 сентября 1877 г. Как в фильме, так и в реальности, силы самураев и правительственных войск были не равны. Согласно историческим данным, на момент битвы самураям противостояли правительственные войска, насчитывавшие 30 тыс. человек, а силы самураев составляли лишь 400 солдат. Согласно фильму, правительственные войска составляли на момент битвы 2 тыс., а силы самураев 500 человек. Согласно фильму «Последний самурай», события, соответствующие битве при Сирояма, происходили вблизи родной деревни Кацумото, куда правительственные войска стянули свои силы.

Во время битвы при Сирояма, 24 сентября 1877, несмотря на численное превосходство противников, Сайго Такамори бросает в бой последних 400 солдат. Более многочисленные, лучше вооруженные и оснащенные, правительственные войска быстро одержали верх. Живыми остались только 40 самураев, а тяжело раненный Сайго во время штурма правительственными войсками Сирояма покончил жизнь самоубийством по самурайскому обычаю, прежде чем его взяли в плен. Последние уцелевшие 40 самураев бросились в бой на позиции правительственных войск и были расстреляны из пулеметов Гатлинга. Большинство этих исторических фактов были отражены в битве, которая воссоздана в фильме «Последний самурай», однако с некоторыми неточностями.

Согласно фильму, правительственные войска начали обстрел позиций самураев из пушек, самураи изобразили бегство. Им в след направили полк правительственных войск, который попал в расставленную самураями огненную ловушку. Завязалась битва, к которой присоединилась самурайская кавалерия. Наступление правительственных солдат было отбито, но самураи понесли большие потери. После этого самураи вместе с Олгреном и Кацумото перешли в наступление на правительственные позиции, однако более многочисленные и лучше вооруженные правительственные войска быстро получили преимущество. Пробив ряды пехоты, самурайская кавалерия потеряла большую часть своего состава, остатки ее солдат были расстреляны правительственными солдатами из пулеметов Гатлинга. Когда остатки самураев были расстреляны, огонь по приказу одного из японских командиров, пораженного атакой самураев, был прекращен, вопреки требованиям командующего Омуры. Раненый Кацумото с помощью Олгрена покончил с собой, проткнув себя мечом (в реальности Сайго Такамори помог покончить жизнь самоубийством его соратник Бэппу Синсукэ). После этого, пораженные увиденным, правительственные солдаты и командиры становятся на колени и преклоняются перед побежденными.

В реальности Такамори покончил с собой до того, как остатки его солдат были расстреляны из пулеметов, тем более он не был расстрелян вместе с ними, как показано в фильме, а покончил жизнь самоубийством именно во время штурма правительственной армией Сирояма. Факт его самоубийства подтверждает историческая литература. Однако существуют данные, по которым Сайго умер во время боя от ранения пулей. Еще одной неточностью является то, что, согласно событиями фильма «Последний самурай», в битве с самураями правительственными войсками командует Омура, хотя на самом деле этими войсками 24 сентября 1877 командовал Ямагата Аритомо, который был инициатором создания регулярной японской армии, оснащенной современным оружием. Событиями 24 сентября 1877 заканчивается восстание самураев, а самурайская оппозиция в Японии окончательно терпит поражение. Поражение Сацумского восстания 1877 доказывало прогрессивность реформ и сотрудничества Японии с иностранными государствами.

Источники:

1) Художественный фильм «Последний самурай», 2003. – https://rezka.ag/films/action/1031-posledniy-samuray-2003.html.

2) Жуков А. Е. История Японии: В 2 томах. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998. – Т. 2: 1868 – 1998 гг. – 703 с. (с. 82 – 85).

3) Рубель В. А. Нова історія Азії та Африки: Постсередньовічний Схід (XVIII – друга половина XIX ст.). – К.: Либідь, 2007. – 560 с. (с. 115 – 116).

4) Информация с сайта: «Последний самурай: Удивительная история, по которой сняли известный фильм». –   https://pikabu.ru/story/posledniy_samuray_udivitelnaya_istoriya_po_kotoroy_snyali_izvestnyiy_film_5804668. 

Тут пришлось на днях пересмотреть фильм «Последний самурай». Не скажу, что я и раньше была от него в восторге, но тут уж очень сильно бросился в глаза один момент, а именно где с самурая срезают его самурайский хвостик.

То, что рядовые солдаты, без офицера или хотя бы сержанта бьют европейца, им уже за одно это должно было влететь неслабо. 

Но меня задел другой момент — что у них за оружие? На боку у всех висит штык немецкий обр. 1871 года к винтовке системы Маузера обр. 1871 года. Действие фильма происходит в 70-е годы 19 столетия (Сацумское восстания Сайго Такамори с 29 января по 24 сентября 1877 г.). 

В книге Кулинского «Штыки мира» написано, что «штык использовался с винтовками Маузера образца 1871 г., 1871/184 гг. и 1888 г. Был принят на вооружение одновременно в Пруссии, Саксонии и Вюртемберге в 1872 г., в Баварии в 1877 г. С 1884 г. оставался на вооружении в гвардейской пехоате, запасных частях и ландвере. Использовался также в годы Первой мировой войны в ландштурме и запасных учебных частях. Выпускался многими фирмами и фабриками. Дольше всех его производили: Оружейная фабрика в Амберге (1879-1885 гг.), «А.Коппель» — Золинген (1872-1891 гг.), Оружейная фабрика в Эрфурте (1875-1890 гг.), «В.Р.Киршбаум и К» — Золинген (1874-1883 гг.), «П.Д.Люнешлосс» Золинген (1875-1881 гг.), «Братья Симсон» Зуль (1873-1895 гг.), «Вайерсберг, Киршбаум и К» Золинген (1883-1897 гг.), «Э.Вильгельм» Зуль (1874-1879 гг.).»

То есть все эти фирмы (кроме «Вайерсберг, Киршбаум и К» и фабрики в Амберге) производили штыки в 1877 году и теоретически могли поставлять в Японию. 

Однако Кулинский не пишет, что штык поставлялся в другие страны.

В тоже время на вооружении Японской императорской армии, образованной в 1872 году (В 28 декабря 1872 года правительство Японии приняло Закон о призыве (тё:хэйрэй / 徴兵令), который вступил в силу 10 января 1873 года (6 год Мэйдзи). Этот закон состоял из двух частей: императорского Указа (рескрипта) о призыве на военную службу (тё:хэй но микото но ри / 徴兵の詔) и Уведомления (постановления) о воинской повинности (тё:хэй кокую / 徴兵告諭).) были приняты штык обр. 1866 г. к винтовке системы Шасспо обр. 1866 г. (Франция).

Следующей моделью штыка принятого на вооружения японской армии стал штык обр. 1880 г. (тип 13) к винтовке системы Мурата. Позже, были приняты ещё два штыка к винтовке системы Мурата: образца 1885 и 1889 гг. Ну а в 1889 г. был принят знаменитый штык Арисака.

Полицейское ведомство, организованное в 1873 г. Кавадзи Тосиёси, было реорганизовано по образцу прусской и французской модели. В 1873 г. учреждено министерство Внутренних дел (Ноймусё). Однако, каким оружием были вооружен рядовой состав полиции мне найти не удалось. 

Может кто знает что-то по этой теме? Пишите в комментах!

Впечатления от фильма – вещь всегда глубоко субъективная. Только над хорошей комедией можно смеяться хором. Но если фильм наводит на размышления, то тут субъективное начало выходит на передний план. Поэтому прежде, чем поделиться впечатлениями от фильма и мыслями о нем, позволю себе описать цепочку событий, приведших меня в кинотеатр.
Первая реакция на информацию о выходе в прокат этого фильма можно описать примерно так:
— Американский ? — :/
— Исторический ?? — :\
— С Томом Крузом в главной роли??? — :( — какая гадость!!
Прошу понять правильно, я не хочу сказать, что американцы в принципе не способны снимать хорошие исторические фильмы. Слегка напрягая память можно даже припомнить парочку хороших – скажем «Мемфис белл» или недавно вышедший «Хозяин морей», но Том Круз в самурайских доспехах, да с шашкой наголо…
Первый звоночек в пользу фильма прозвучал по прочтении рецензии на него в одной интернет-газете. Автор рецензии бранил фильм за «историчекую клюкву» и посредственную игру главного героя. Обычно, в данном издании американские фильмы принято хвалить. Тот же автор в свое время искрене восхищался таким убожеством как «Пираты Карибского моря» и утирал слезы глядя на упавший «Черный ястреб». А тут такое недовольство… То ли фильмы совсем уж убогий, то ли…
Затем появились отзывы друзей и знакомых. Мой друг, большой знаток истории, разнес этот фильм буквально по щепкам с исторической точки зрения. Список ляпов занял полторы страницы, и было обещано продолжение. Но при всех недостатках он ни слова не сказал в адрес поведения персонажей, чем вселил некоторую надежду.
Два других отзыва, от людей хорошо подкованных в истории Дальнего востока и холодного оружия, были напротив сугубо положительные. Их авторы указывали на ряд моментов, которые с их т.з. были вполне достоверны. Один из них, человек несколько сентиментально романтической, способный восхищаться мужеством несчастных эльфов, которых злая воля П. Джексона загнала на стены Хелмовой пади, восхитился и поведением отдельных персонажей сего фильма.
Последний отзыв я получил от своей подруги, которая пару лет назад свалила на ПМЖ в США. Как все эмигранты-неофиты она обычно с восторгом отзывается американской культуре и никогда не пропускает премьеры новых творений Голливуда. А вот на «Последнего самурая» почему-то идти отказалась. И говорить почему тоже отказалась.
Короче, фильм привлек мое внимание, и когда моя голова, весь день раскалывающаяся от головной боли и перепадов давления, к вечеру неожиданно перестала болеть, я выполз из офиса и за полчаса достиг кинотеатра с патриотическим названием, где и просмотрел сие произведение искусства.
Сразу надо отметить – «Последний Самурай» — это одновременно и исторический и не исторический фильм. Не является он историческим ни в одном из смыслов названия этого жанра – ни историческим кино в лучшем смысле этого термина, с высокой степенью достоверности сюжета и реквизита, как скажем «И на камнях растут деревья» или тот же «Хозяин морей». Не является и «историческим» в кавычках т.н. «костюмированным» фильмом типа «Гладиатора» или «Бравого херца».
Но и назвать неисторическим этот фильм нельзя, ибо история является главным действующим лицом этого фильма. Ибо она в идее, заложенной в этот фильм и в идее, которую фильм пытается донести до зрителя.
Справедливости ради, надо отметить, что и с реальной историей создатели фильма обращаются очень бережно и тактично. Авторы не насилуют историю, как в печально известных «О бедном гусаре замолвите слово» или «Саге о викингах». Это скорее фильм-притча на историческую тему.
Действие фильма происходит в Японии в период когда эта страна переживает бурную ломку, процесс роста, перехода в новое качество. Мы знаем по опыту своей истории, что такие моменты всегда являются трагическими ибо это время когда сталкиваются две правды – правда старины и правда нового времени. И в это время очень легко потерять себя, так что потом концы сыскать будет сложно….
Собственно в этом и заключается сюжет фильма – в Японии революция Мейдзи. Страна стремительно заимствует у соседей все новое и «передовое» и даже император выходит на встречу заокеанским гостям в европейском сюртуке. Но у новизны есть противники. Которые не сколько выступают против нового, сколько лишиться той части старины, истории, что живет в людях и передается от предков потомкам. Той общности исторической судьбы, того исторически сложившегося стереотипа поведения (говоря словами Л.Н.Гумилева) который, собственно, и отделяет один народ от другого. Вождь восставших самураев Коцура постоянно обращается в прошлое, он видит себя частью великой цепочки от предков к потомкам и очень не хочет, чтобы эта цель распалась. И еще один аспект – Коцура говорит американцу – «Императора окружают люди, которые думают о своем благе, а не о благе страны» — смутные, переходные времена всегда приближают к власти жадных и пронырливых мерзавцев нам это хорошо известно по своему опыту.
Борьба старого и нового начал красной нитью проходит через весь фильм. Авторы фильмы намеренно вооружают восставших самураев только холодным средневековом оружием. Да, мы знаем, что в японском войске отряды стрелков с ружьями появились еще в XVI веке, и что самураи отнюдь не брезговали стрелять из ружей. Но луки и мечи самураев Коцуры – это не историческая достоверность, а символ их верности традициям – седой старине предков. Показательна и фигура императора пытающегося совместить два начала в одном. Император понимает, что Японии нужны заводы, нарезные винтовки и пулеметы, но мнение учителя Коцуры для него не пустой звук. Он должен соединить два эти начала в некоем синтезе, и он это делает. Но не сразу. Император слушает прозападных советников и действует по их указке потому что знает – то что приносят в страну они нужно. Нужно прежде всего для того, чтобы его империю не постигла судьба соседей, которых европейцы делят на куски или травят опиумом. И Коцура не может достучаться до императора даже беседуя с ним наедине. И тогда, не имея возможностей будучи живым убедить сюзерена, он идет по пути самурая до конца идет на смерть. На смерть не ради разрушения железных дорог или сожжения магазинных винтовок (самураи все же не луддиты какие-нить), а ради того чтобы придать своей точке зрения авторитет героической смерти. Показать, что вся мощь современных гаубиц, скорострельных гатлингов и винтовок не способна остановить дух самурая. И именно за этим Коцура и его войско идет в последнюю атаку в конном строю на пулеметы. Они идут не побеждать а умирать, чтобы своей смертью сказать то, что не могли сказать при жизни. И этот последний клич доходит до сердца императора. И сжимая в руках меч последнего самурая, он говорит то, что составляет главную идею фильма – люди не должны забывать свою историю, самих себя. Можно надеть европейский костюм и взять в руки винтовку вместо катаны, можно, но нужно при этом остаться самим собой. Не раствориться в мировом космополитическом общечеловеческом стаде, а остаться звеном между предками и потомками. Смерть Коцуры и его воинов не напрасна – противостояние старого и нового разрешается императором в синтезе как в гегелевской триаде. И осознание связи со своей историей не помеха к заимствованию техники, но заимствование нового при утрате этого знания – это гибель.
Как я уже говорил, авторы фильма очень тактично подошли к реальной истории. Выразилось это прежде всего в поведении основных персонажей. Начнем с Тома Круза, раз уж во всех афишах он заниамет первое место. Вообще сама тема европеец среди японцев уже достаточно разработана в печально знаменитом «Сегуне» авторы фильма сознательно попытались отойти от этого образца, а чтобы усложнить себе задачу взяли на роль американца супергероя Тома Круза, выполнившего все невыполнимые миссии и имеющего свое особое мнение по каждому вопросу. В этом фильме Круз, однако, играет очень прилично. Практически нигде он не выставляет на показ свою звездность. Он не супермен, он военный профессионал с весьма ограниченным кругозором (чего стоит его мнение, что самураи — это дикое племя на подобие индейцев), и при этом не супермен. И что важно, его герой так и не становится самураем. Да он идет в бой в японских доспехах с японским мечом, но на прием к императору является в американской форме, а отнюдь не кимоно. Да и в деревню возвращается в сюртуке. «Я не японец» — говорит его герой. И это хорошо.
Относительно самураев. В самурайской линии фильма. Мне показались весьма примечательными периодические отсылки авторов фильма к «Семи самураям» Акиро Куросавы. Когда я увидел на экране Коцуру, то первой мыслью было, что мужик де косит под Юла Бринера, но потом понял – не косит, а играет, и не под Юла Бринера, а под его японского прототипа – Камбея из «Семи самураев». Сцена, где на токийской улице солдаты разоружают и стригут самурая – прямая противоположность сцене в «Семи самураях» где так же на улице самурай отгоняет крестьян, за непочтительное обращение – времена изменились и теперь крестьяне в солдатских мундирах (а то что солдаты в фильме – вчерашние крестьяне специально сказано) унижают самурая. А сцена возвращения главного героя в деревню – это синтез американского и японского фильмов – деревня японская и женщина героя работает на поле, а герой – подобен герою «великолепной семерки» и лошадь он в поводу ведет также… Традиции соблюдены и здесь.
В заключение – ответ на обычный для рецензий вопрос – стоит ли этот фильм смотреть али нет? Отвечу так – если хотите посмотреть про самураев – лучше возьмите диск с Куросавой, а если хотите подумать и поразмышлять над историей – да.
ЗЫ. Подумал, в каких словах основная мысль фильма выражена четче всего и вспомнил две цитаты:
«История есть священная книга народов» Н.М.Карамзин
«Они учили нас, что народ, забывший свою историю, очень быстро превращается в стадо» генерал Иванов («Штаб армейский, штаб фронтовой»).

Том Круз в роли самурая и его исторический прототип.

Том Круз в роли самурая и его исторический прототип.

«Последний самурай» — довольно хороший, хотя и недооцененный фильм с Томом Крузом в главной роли. Как и многие другие голливудские эпосы он не является точной правдой, хоть и подается интересным и зрелищным образом. Из обзора можно узнать насколько же сильно перестарались голливудские сценаристы, создавая образ бесстрашного европейца, воевавшего с самураями.

Флот Мэтью Пэрри (США) прибыл к берегам Японии. Фрагмент картины. | Фото: ru.wikipedia.org.

Флот Мэтью Пэрри (США) прибыл к берегам Японии. Фрагмент картины. | Фото: ru.wikipedia.org.

Много веков власти Японии не пускали в страну иностранцев, ведь европейские торговцы привозили с собой оружие и товары со всего мира. Опасаясь развала традиционных ценностей, феодальное правительство, Сёгунат Токугава, изгнало всех иноземцев с островов, оставив для торговли лишь небольшой порт Нагасаки.

Прошло двести лет, прежде чем японцы задумались о своем отставании от остального мира. В 1853 году к японским островам прибыл большой американский флот, состоящий из современных по тем временам паровых кораблей. Под угрозой пушек американцы вынудили Японию подписать договор о мире, дружбе и торговле. Неудивительно, что здравый смысл восторжествовал, когда «средневековые» японцы увидели новейшие военные корабли в своих бухтах. Они открыли торговлю, поощряя культурный обмен, чтобы «догнать» современную эпоху.

Молодой император Мэйдзи (Муцухито). | Фото: ru.wikipedia.org.

Молодой император Мэйдзи (Муцухито). | Фото: ru.wikipedia.org.

Французские военные специалисты перед отправкой в Японию, 1866 год. | Фото: en.wikipedia.org.

Французские военные специалисты перед отправкой в Японию, 1866 год. | Фото: en.wikipedia.org.

События фильма «Последний самурай» охватывают интересное время и место: Японию конца XIX века, эпоху Реставрации Мейдзи. Это был сложный период истории страны, когда феодальная Япония становилась современной монархией по образцу великих европейских держав, произошла политическая, социальная и индустриальная революция. Велась модернизация во всех сферах, в частности эволюция военного дела и снижение политической и военной роли самураев – средневековых рыцарей, сражающихся мечами и луками. Теперь Япония закупала на Западе современное огнестрельное оружие. А для обучения императорской армии нанимались офицеры из самых «опытных» воюющих стран мира – Франции, Великобритании, США.

Том Круз в роли капитана Олгрена. | Фото: blog.gaijinpot.com.

Том Круз в роли капитана Олгрена. | Фото: blog.gaijinpot.com.

Сражение императорских войск и самураев. Скриншот из игры Total War: Shogun 2 - Fall Of The Samurai. | Фото: gamona.de.

Сражение императорских войск и самураев. Скриншот из игры Total War: Shogun 2 — Fall Of The Samurai. | Фото: gamona.de.

Голливуд упростил сценарий фильма, чтобы показать самураев как простых и хороших людей, а модернизацию Японии как нечто плохое и гнетущее. На самом деле во время Реставрации Мэйдзи происходило перераспределение социальных классов. Новое правительство упразднило касту самураев, правящих жестокой рукой и занимавшихся преимущественно сельским хозяйством. Это и стало причиной мятежа.

В фильме «Последний самурай» в одно целое смешивается несколько восстаний, которые по истории длились в течении многих лет. Вымышленный лидер Кацумото был основан на личности влиятельного Сайго Такамори, лидера последнего бунта.

Битва за гору Табарудзака. Самураи справа, у них огнестрельное оружие, а их офицеры одеты в европейские мундиры. | Фото: ru.wikipedia.org.

Битва за гору Табарудзака. Самураи справа, у них огнестрельное оружие, а их офицеры одеты в европейские мундиры. | Фото: ru.wikipedia.org.

Самураи в сценах сражений фильма изображены с развлекательной точки зрения. Первый же бой показывает, как они умело орудуют мечами и луками, чтобы разгромить вооруженную, но неопытную армию императора Мэйдзи.

Солдаты Сёгуната Токугава на марше, 1864 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Солдаты Сёгуната Токугава на марше, 1864 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

История, однако, отображает совсем другую сторону. В то время как один из первых бунтов проходил без современного оружия, в остальных восстаниях использовались современные средства ведения войны.

Повстанцы Такамори использовали винтовки и часто носили мундиры западного стиля, и лишь некоторые использовали традиционные самурайские доспехи. У восставших было более 60 артиллерийских орудий, и они их активно применяли.

Руководитель восстания самураев Сайго Такамори со своими офицерами. | Фото: sarkisarslanian04.blogspot.com.

Руководитель восстания самураев Сайго Такамори со своими офицерами. | Фото: sarkisarslanian04.blogspot.com.

Имперские войска высаживаются в Йокогаме и готовятся идти в поход против восстания Сацума, 1877 год. | Фото: firedirectioncenter.blogspot.com.

Имперские войска высаживаются в Йокогаме и готовятся идти в поход против восстания Сацума, 1877 год. | Фото: firedirectioncenter.blogspot.com.

Императорская армии последнюю битву при Сирояме, как и в фильме, действительно выиграла из-за превосходящего количества (около 30 тысяч солдат против 300-400 самураев). Последняя самоубийственная атака самураев была такой же символичной, как это представлено в фильме.

Хотя капитан Олгрен кажется вымышленным, чуждым персонажем, он, тем не менее, имеет реальный исторический прототип с поразительно похожими взглядами и поступками.

Жюль Брюне – французский офицер, участник гражданской войны в Японии. | Фото: en.wikipedia.org.

Жюль Брюне – французский офицер, участник гражданской войны в Японии. | Фото: en.wikipedia.org.

На создание персонажа, которого играет Том Круз, сценаристов вдохновил француз Жюль Брюне (Jules Brunet). В 1867 году его направили обучать японских солдат использовать артиллерию. С началом восстания самураев он мог вернуться во Францию, но остался и в этой гражданской войне сражался на проигравшей стороне за Сёгунат. Он участвовал в славной и эпической последней битве при Хакодате. Параллели между Брюне и Олгреном показывают, что история первого определенно оказала большое влияние на фильм.

Самураи, одетые в западный костюм. | Фото: all-nationz.com.

Самураи, одетые в западный костюм. | Фото: all-nationz.com.

«Последний самурай» совмещает более десяти лет реальной истории в короткий рассказ, при этом изменяя французского героя на американского. Также значительно изменено количественное соотношение сторон: новое правительств показано «злым и угнетающим». На самом деле оно дало японцам свободу впервые в их истории.

А ведь не зря говорят, что «Восток – дело тонкое». Могут показаться удивительными 10 малоизвестных фактов о самураях, которые умалчивают в литературе и кино.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Последний самурай» один из лучших фильмов Тома Круза. Актер получил несколько травм ещё до старта производства, ибо усиленно готовиться к роли пошел за два года до начала съемок.

Поставил ленту режиссер Эдвард Цвик, ответственный за фильмы «Легенды осени» и «Кровавый алмаз». Главные роли сыграли Том Круз и Кен Ватанабе.

Интересные факты:

1. Деревенского кузнеца в фильме сыграл Содзи Йошихара. Содзи один из лучших и общепризнанных мастеров по изготовлению мечей. Для фильма он изготовил несколько именных мечей.

2. В этом фильме актер Кен Ватанабе впервые говорит в кино на английском языке. Все актеры согласились, что для японца впервые говорящего на английском он демонстрировал весьма неплохой уровень.

3. Последним самураем является не герой Тома Круза и не герой Кена Ватанабе. Слово «самурай» здесь во множественном числе и относится ко всему клану.

4. По фильму модернизацией и подготовкой японской армии занимались американские инструкторы. Но на самом деле наибольший вклад в модернизацию императорской армии Японии сделала Пруссия.

5. «Последний самурай» собрал больше денег в японском прокате, чем в американском. В стране после выхода фильма неофициально отмечают День Тома Круза.

6. Почти весь фильм сняли в Новой Зеландии. Первоначально предполагалось снять ленту в Японии, но создатели фильма не могли найти подходящих локаций, с которых было бы не видно японских городов.

Если же городов не было видно, то доступ к месту съёмок был очень затруднен. Поразмыслив авторы пришли к мнению, что природа Новой Зеландии очень похожа и там созданы для киноделов более подходящие условия. Однако, несколько эпизодов всё-таки сняли в Японии в императорском дворце Киото.

7. В отличие от многих других американских фильмов, в которых показывали самураев, японские критики отнеслись к «Последнему самураю» благосклонно. Больше всего от них досталось слишком идеалистическому показу самураев.

8. Круз снимался в фильме только за процент с кассовых сборов и первоначально не получил ни копейки.

9. Единственное чего боялись создатели снимая фильм в Новой Зеландии – это дождей. Но съёмки фильма совпали с довольно редким явлением в тех краях – «летом без дождей».


Режиссер Эдвард Цвик на съемках

10. Исторически единственными иностранцами, которые сражались вместе с самураями во время гражданской войны в Японии были французские военные советники. Доказано, что некоторые из них даже одевались в самурайские доспехи.

11. Первоначально фильм предлагали поставить Питеру Уиру и Фрэнсису Форду Копполе. Они отказались. После этого проектом заинтересовался Эдвард Цвик.

12. Реальный аналог героя Кена Ватанабе — Такамори Сайго, который возглавлял восстание самураев в 1877 году. Хотя Сайго и проиграл в этой войне, он считается героем.

Производственный бюджет 140 миллионов долларов. Кассовые сборы фильма 454 миллиона долларов.

См.также:

Бесполезные катаны: как 40 испанцев смогли победить 600 самураев

Бусидо: каковы главные заповеди самурая

Революция Мэйдзи

Последняя японская амазонка

Японское оружие накануне открытия страны

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки фильма спасти рядового райана
  • Ошибки фильма гравитация
  • Ошибки фанук на русском языке
  • Ошибки фильма время первых
  • Ошибки учителя начальных классов