Ошибки фильма гравитация

Ошибки «Гравитации»

Время на прочтение
14 мин

Количество просмотров 79K

В октябре 2013 года начался мировой прокат фильма «Гравитация». Его сеттинг — околоземное космическое пространство нашей эры с фантастически хорошо нарисованными космическими станциями. Это не какое-то вымышленное будущее, на экране мелькают существующие и планируемые космические станции, челноки и одноразовые корабли. Фильм получил высокие оценки критиков. В то же время он содержит огромное количество резко бросающихся в глаза технических ошибок. Этот пост — попытка собрать уже существующую аналитику. Под катом содержатся все возможные спойлеры фильма.

Проблемы начинаются с названия. Почти всё время на экране герои проводят на орбите, где они не испытывают эффектов гравитации, находясь в свободном падении. Сюжет фильма полностью состоит из двух нереалистичных перелётов к космическим станциям на не предназначенных для этого двигателях. Орбитальная физика отсутствует и противоречит даже своим собственным допущениям. В фильме всего два актёра, все остальные лица и голоса пассивны и никак не влияют на сюжет.

Открывающая сцена состоит из обслуживания космического телескопа «Хаббл» на вымышленном космическом челноке «Эксплорер» в рамках миссии STS-157. Этот номер куда выше реального числа полётов шаттлов (последний имел номер STS-135). Название аппарата благозвучно и красиво, оно может быть отсылкой к точной копии челнока, на которую можно посмотреть в Хьюстоне. Нас знакомят с двумя персонажами.

Мэтт Ковальски (роль исполняет Джордж Клуни) — опытный астронавт, который совершает последний космический полёт в своей карьере. Фамилия персонажа стереотипна. Хороший астронавт обязан быть техасцем, а центральный Техас населён потомками немцев, чехов и поляков. Ковальски — вторая польская фамилия по популярности. Первая же фамилия — Новак — уже занята реальной астронавткой Лизой Новак. А может, это дань уважения какому-либо работнику НАСА, к примеру, Роберту Ковальски.

Клуни рассекает окружающее пространство, бесполезно расходуя ресурс своего скафандра и топливо ранца. И зря, уже через несколько минут оно очень сильно пригодилось бы. В фильме изображено какое-то вымышленное продолжение развития Manned Maneuvering Unit. Пилотируемый маневрирующий модуль последний раз испытывали лишь в 1984 году. Позже от него отказались. «Гравитация» же легко смешивает технологии 80-ых с современными. Характеристики изображённого устройства превосходят реальные возможности. В реальности движение очень медленное.

Видео с примером работы реального MMU

Клуни очень хочет побить рекорд Анатолия Соловьёва по продолжительности работы в открытом космосе. Он рассказывает байки из своей личной жизни операторам в Хьюстоне и слушает кантри. В последнем легко увидеть отсылку к фильму «Тёмная звезда». Иногда музыка мешает другим, его просят выключить её. Он не помогает остальным — ему разрешают просто «наслаждаться последним полётом». Клуни даже флиртует с другим членом экипажа. Общение между Землёй и астронавтом может быть неформальным, возможны даже небольшие шутки. Но в фильме реальность опять же преувеличена. Вероятно, раскрыть характер можно было бы и без этого показного непрофессионализма.

Камера показывает доктора Райан Стоун (роль исполняет Сандра Буллок). Несмотря на мужское имя, в скафандре находится женщина — «папа хотел мальчика». Она лишь шесть месяцев готовилась к полёту. Для выхода в реальный космос нужны годы тренировок. Стоун — врач, она разработала некий инструмент, теперь она его устанавливает. Реальные инструменты «Хаббла» разрабатывались отдельными компаниями и стоили значительные суммы денег. Возможно, она руководитель проекта или ключевая фигура, но в фильме об этом не сообщается.

В фильме Буллок называют mission specialist. Но в большей степени её роль сводится к payload specialist, то есть она похожа на специалиста по полезной нагрузке. Это технические эксперты по сопровождению полезной нагрузки, отбираемые вне традиционного процесса поиска астронавтов НАСА. Они пассажиры, которые занимаются наукой, их чаще тренируют ничего не ломать. В реальности они никогда не летали к «Хабблу», и от их участия отказались в 2003 году.

Человека с опытом Буллок никогда бы не выпустили в открытый космос, тем более не разрешили бы притрагиваться к телескопу стоимостью в несколько миллиардов долларов. В дальнейшем становится понятным, что эти двое не знают друг друга. Клуни спрашивает, почему у персонажа Буллок мужское имя. Эти люди должны были проходить долгие тренировки вместе, и понимать друг друга с полуслова.

MMU есть только у Клуни. Существует другая версия реактивного ранца — SAFER, она меньше и имеет меньший запас топлива. SAFER предназначен только для экстренных случаев. Ни у одного из членов экипажа SAFER нет. В открытом космосе также находится третий астронавт, который уже откровенно играется — он испытывает трос крепления на прочность. Позже он погибает. Камера не приближается к нему до момента смерти, чтобы зритель не почувствовал никакой эмоциональной привязанности. Нас лишь шокируют его обезображенным лицом.

После этого краткого введения начинается экшн. Российская сторона разрушает спутник. Хьюстон узнаёт об этом от Командования воздушно-космической обороны Северной Америки. На орбите находится две станции и шаттл, но Россия не извещает об опасности. В этом выпаде есть что-то политическое. Обломки вызывают цепную реакцию, они достигают «Эксплорер» и разрушают его.


Иллюстрация высоты орбит различных объектов

Многие спутники были уничтожены. Оператор НАСА заявляет, что будет потеряна и связь с «Эксплорером». Это даёт возможность предположить, что были задеты системы спутников сопровождения объектов и передачи данных (Tracking and Data Relay Satellite System) на геостационарной орбите (примерно 36 000 км над уровнем моря). «Хаббл» находится на высоте порядка 550 км. Не совпадают не только высоты, но и наклонения орбит. Капком несёт откровенную чушь о том, что обломки спутников быстро поднимаются на высоту «Эксплорера». Эти спутники находились куда выше челнока.


Наклонения орбит МКС, «Хаббла» и системы спутников сопровождения объектов и передачи данных

В «Гравитацию» заложено то, что называют моделью двухмерного космоса и близких космических объектов. Все аппараты и корабли расположены очень недалеко друг от друга на плоской поверхности. Не используются многие возможности трёхмерного пространства. Понятия наклонения орбиты не существует. В «Гравитации» понятия орбиты нет вообще, объекты просто висят над Землёй по неизвестной причине. Эти допущения и неточности могут быть добавлены намеренно. Сценаристов можно понять — им нужно создать сюжет, на который люди придут посмотреть. Но в какой-то момент фильм начинает противоречить и сам себе. Орбитальный период МКС и других аппаратов на этой высоте составляет порядка 90 минут. В фильме из этого делается вывод, что следующая встреча с обломками случится ровно через полтора часа. Но обломки движутся против движения МКС с той же скоростью, поэтому встреча должна случиться через ≈45 минут. Космический мусор почему-то движется с востока на запад, хотя большая часть спутников движется с запада на восток. Впрочем, это можно объяснить тем, что спутники, двигающиеся с востока на запад, часто предназначены для фотонаблюдения, поэтому и было решено сбить один из них.

После появления на свет мы достаточно быстро усваиваем механику движения тел на Земле. К примеру, мы понимаем понятия инерции. Мы в состоянии применять эти знания в мире фильмов и видеоигр. Более того, мы даже в состоянии усваивать вымышленные законы несуществующих миров. В игре Portal легко запомнить, как скорость движения не меняется при прохождении через порталы. Можно поставить портал где-то внизу с обрыва, а второй расположить рядом с собой, и запрыгнуть в первый, чтобы взмыть ввысь. Но мало кто из нас сталкивался с механикой движения тел на орбите. Она может привносить свои сюрпризы и сбивать с толку. К примеру, если объект на орбите приблизится к Земле, то скорость вращения возрастёт.

Можно продолжить аналогию с видеоиграми. Как утверждает автор комикса XKCD Рэндел Монро, ни обучение физике в школе и вузе, ни работа в НАСА не помогли ему понимать орбитальную механику. Просветление наступило только после игры в Kerbal Space Program. Для достижения станции нужно изменять параметры орбиты: высоту, наклонение, скорее всего, потребуется фазирование. Клуни же просто прицеливается в направлении станции и включает двигатели MMU. Космические аппараты в мире «Гравитации» просто висят, поскольку он даже не закладывает упреждение. Это больше похоже на плавание между двумя субмаринами под водой, чем на действия в космосе.

Клуни вылавливает Сандру, которую отбросило от повреждённого «Эксплорера», и цепляет на поводок. В дальнейшем они летают вместе, игнорируя понятие центра масс, которое должно изменить стабильность работы MMU. Вместе они возвращаются к челноку. Трупы остального экипажа уже замёрзли, подчиняясь классическому представлению о холодном космосе. В реальности для этого процесса могут потребоваться часы. Здесь и далее на протяжении 20 минут кислород вот-вот кончится. Его уровень проецируется прямо в шлем из компьютера на груди скафандра. В реальности такой функции нет. Шлемы также полностью прозрачны, чтобы лица актёров было лучше видно. (Когда проводились съёмки, лица в скафандрах не закрывались ничем. Стекло было нарисовано позднее.)


Реальный Display and Control Module

У MMU никогда бы не хватило топлива для манёвра к МКС. Δv устройства составляет лишь 25 м/с, для возросшей массы нагрузки из двух человек это значение меньше. «Хаббл» изначально проектировался с учётом полётов по техобслуживанию и замене оборудования. Он уже более 25 лет на орбите. Катастрофа «Колумбии» поставила под вопрос последнюю миссию. Одним из аргументов против был факт того, что челнок не сможет за один полёт выполнить полёт к «Хабблу», а затем при обнаружении нарушения теплозащитного слоя вернуть экипаж на МКС для последующей эвакуации. Челноку не хватило бы топлива для выполнения этого манёвра. Вероятно, Клуни следовало бы отделить один из двигателей системы орбитального маневрирования «Эксплорера» и оседлать его. Подобное не сильно повысило бы градус безумия — в дальнейшем Буллок летает на огнетушителе.

Пара прибывает к МКС. Здесь топливо в ранце Клуни в нужный момент кончается. Было бы разумнее не тратить его на пустые полёты для забавы, но об этом уже поздно жалеть. Конфигурация станции богаче существующей. Буллок бьётся о потрясающе красиво нарисованные модули МКС. В том числе Сандра задевает солнечные панели американского сегмента. Велика вероятность поражения постоянным электрическим током напряжением порядка 140 вольт.


Результат образования электрической дуги на солнечной панели

Чтобы избегать пробоя, на МКС установлена коробка под названием Plasma Contactor Unit.

Наибольшую критику всегда вызывает момент, когда Клуни повис, оттягивая Буллок собственным весом. К тому моменту визуально заметно, что они остановились. Астронавт попросил отпустить его.

Ни одна женщина не смогла бы отпустить Джорджа Клуни на верную смерть. Даже астронавт. Даже в космосе. Поэтому ему приходится отсоединять трос самостоятельно. Он медленно уплывает от станции.

Хотя неизвестная сила уволакивает Клуни вдаль, Буллок всё ещё может слышать его голос с помощью системы радиосвязи. Клуни рассказывает план дальнейших действий, коверкая произношение слова «Союз». Он называет ФГБ «Зарёй». В НАСА модуль так называют только в отделе по связям с общественностью. В том числе он инструктирует доктора медицинских наук о симптомах отравления углекислым газом.

Хватка Буллок может изменяться в зависимости от нужд сюжета, легко выходя за пределы возможностей человеческих рук и перчаток скафандра. Мобильность в космических скафандрах часто превышает нормы. Буллок открывает люк шлюзового отсека. Поток газа резко отбрасывает её. Вероятно, кто-то закрыл люк между шлюзовым отсеком и остальной станцией, иначе разгерметизировалась бы вся МКС.

Экипаж МКС эвакуировался. Но на безлюдной станции остался вполне работоспособный «Союз ТМА-14М». По неизвестным причинам его баки пусты. Для подъёма МКС из-за постоянного торможения используются «Прогрессы» и, в прошлом, европейские грузовики ATV. Корректировать орбиту МКС с помощью этого «Союза» не получилось бы также потому, что грузовик должен быть пристыкован к модулю «Звезда». В фильме этот узел уже занят европейским ATV. К МКС всегда пристыковано «Союзов» по числу членов экипажа, один для трёх, два для шести человек. Невозможно оставить корабль просто для запаса — у них ограниченный срок жизни, их пришлось бы регулярно менять, что затратно. Сценариев, в которых остаётся запасной путь спасения, не существует. Возможно, экипаж станции выполнял работу за бортом, но погиб по какой-то другой причине (к тому моменту обломки ещё не достигли МКС). Это также могло бы объяснить готовый принять Буллок шлюз. Но в фильме со стомиллионым бюджетом никаких намёков на это нет.

Сандра снимает скафандр без особой сложности, хотя это не самый простой процесс. Она оказывается в форме зародыша, наполняя фильм демонстративным символизмом. Потрясающе воссозданная станция и работа множества художников противоречит примитивной легенде про мать, потерявшую ребёнка. Красивые рендеры ярко контрастируют с простой историей, которую не показывают, а рассказывают скудными репликами героев. Буллок хорошо подвешена, у зрителя создаётся неплохое ощущение микрогравитации. Но волосы на тросах подвесить невозможно, поэтому они аккуратно лежат.


Итальянская астронавт Саманта Кристоферотти обладает примерно той же длиной волос, что и Буллок в фильме. На этой фотографии голова Сэм особенно распушена. Фотография из микроблога.

Для женщины под пятьдесят у Буллок неплохие ножки. Также сцена чем-то напоминает концовку «Чужого». Но под скафандром должен быть специальный костюм для обеспечения теплообмена и удаления отходов. Сандра несколько часов работала (а до выхода требуются ещё и часы подготовки) и полностью исчерпала ресурс скафандра, но следов отходов нет. Без специального костюма во время выхода в открытый космос легко потерять сознание.


Гаррет Райзманн после работы в открытом космосе

Буллок летает по красиво воссозданному окружению МКС, сохраняя иллюзию микрогравитации. Как и ранее, работа художников на высоте: есть ноутбуки нужных типов, а на их экранах — вполне реалистичная графика. Сандра безуспешно пытается связаться с земными службами.

Осколки двигаются медленно настолько, чтобы их можно было заметить, хотя в реальности увидеть их так же трудно, как и летящую пулю. Космический мусор движется в десятки раз быстрее пуль — типичная скорость столкновения составляет 10 км/с. Осколки крупны по той же причине видимости. В реальности осколки такого размера было бы очень легко заметить службам наземного мониторинга. Реальный космический мусор в несколько раз меньше, он движется быстро. Всё, что можно увидеть, — это нанесённый урон.

На станции начинается захватывающий пожар. Он распространяется слишком быстро, хотя на МКС мало чему гореть. Буллок отправляется в «Союз», захватывает с собой огнетушитель. Ранее она сообщила, что каждый раз проваливала посадку в «Союзе». Тренировки в «Союзе» получают только члены экипажа МКС.

Даже если посетителей МКС и готовят летать на «Союзе» в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звёздном городке, их роль вторична. В центре сидит опытный пилот-космонавт, он управляет основными системами. Бортинженер слева помогает следить за состоянием корабля. Его можно назвать лишь вторым пилотом. Космических туристов или второго бортинженера сажают в сиденье справа. Этот член экипажа следит за работой системы связи и жизнеобеспечения. Наверное, астронавтов всё же учат действовать самостоятельно, но неизвестно, как тренировки в «Союзе» могла получать обучавшаяся на протяжении шести месяцев Сандра.

Челнок, станция и «Эксплорер» разрушаются красиво, вероятно, использовался какой-то продвинутый физический движок. Почти все надписи в российском сегменте и кораблях выполнены внешне без ошибок. Буллок достаточно открыть одну из книг с инструкциями, чтобы стал заметен традиционный для кинематографа машинный перевод.


«Снижение порядок»

Сандра отстыковывает «Союз» от МКС, аппарат запутывается стропами. Чтобы распутать корабль, Буллок выходит в открытый космос в скафандре «Сокол» с нашивкой вымышленного космонавта Демидова. Он даже приходится ей по размеру, хотя каждый создаётся под конкретного человека. «Сокол» не предназначен для работы за бортом, а лишь для обеспечения безопасности после инцидента в «Союзе-11», когда из-за разгерметизации погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Для выхода за борт требуется подготовка, к примеру, удаление азота из лёгких для дыхания чистым кислородом и возврат к привычной атмосфере после. Ничего подобного не происходит, Буллок меняет один скафандр за другим как модную одежду.

Буллок оказывается в чуть более просторном «Союзе», чем реальный. Управляющие панели аппарата находятся на своих местах. На месте и УКВ-радио, по которому она общается со случайным радиолюбителем — рыбаком из Гренландии. По капсуле летает ручка прямо как в «Космической одиссее 2001 года».


«Союз ТМА-19», фотография НАСА. «Союз в фильме выглядит чуть более просторным.

Сандра работает за бортом, неуклюже теряет детали и инструменты и тянется за ними. Легко заметить возможную отсылку к анимэ Planetes.

Сандра начинает замерзать в спускаемом аппарате «Союза». Из её рта выходит конденсат, повторяя стереотип о холодном космосе. В реальности экипаж часто жалуется, что в «Союзе» слишком жарко. Буллок рыдает, слёзы эффектно распространяются по капсуле. Жидкость не стала бы вытекать из глаз, её пришлось бы смахивать самостоятельно. Это подтверждают и видеоролики с демонстрациями из воды, и свидетельства астронавтов.

Клуни возвращается, входит в «Союз» и находит водку в спускаемом аппарате. Алкоголь в космосе — это в большей степени миф. Кроме того, было бы странно прятать бутылку в той части корабля, которая вернётся на Землю, и которую обязательно досмотрят. Клуни ухитряется отпить из стеклянной бутылки в условиях микрогравитации. Сосуд с жёсткими стенками нельзя сдавить, нельзя высосать его содержимое. Чтобы отпить содержимое стеклянной бутылки на Земле, мы задираем её донышко, что и сделал Клуни. К счастью, всё это происходит лишь в помутнённом кислородным голоданием и стрессом разуме Буллок.

Клуни и Буллок предпочитают использовать несуществующую боковую дверцу в спускаемом аппарате «Союза», которая есть только в симуляторе для тренировки экипажа. Вероятно, сюжет не сильно пострадал бы, если бы в фильме изображалось реальное шлюзование в орбитальном отсеке. Воображаемый Клуни предлагает использовать посадочные двигатели «Союза» для достижения китайской космической станции. Она тоже находится совсем рядом, её даже видно. Достаточно направить корабль в её сторону, и лететь туда. Неизвестно, можно ли обойти автоматику «Союза», чтобы активировать твердотопливые посадочные двигатели. Доступные в Сети документы утверждают, что высота определяется с помощью гаммалучевого высотомера.

Буллок хорошо знает «Союз», на котором она никогда не летала, который она и не должна знать. Отсеки «Союза» отсоединяются по её команде. Но момент отстрела теплозащитного щита не показан. Щит «Союза» отстреливается после входа в атмосферу и аэродинамического торможения. Под ним и расположены двигатели мягкой посадки. Если Буллок способна запрограммировать компьютер на подобное, то что мешало ей отстрелить стренги парашюта?

Двигатели мягкой посадки расположены там, где они должны быть. Сандра достигает китайской станции. Вероятно, это «Тяньгун-3». Третий «Небесный дворец» запланирован, но регулярно сдвигается, сейчас сроки находятся где-то в 2020-ых годах. Существующий «Тяньгун-1» сейчас не используется, он состоит из всего одного модуля. Буллок просто выпрыгивает из капсулы без системы жизнеобеспечения. Она находится за бортом несколько минут. Буллок летит на огнетушителе. Видимо, сценаристы вдохновлялись «ВАЛЛ-И». В мультфильме подобное выглядит как комичное допущение. В «Гравитации» это серьёзное насилие над логикой.

И китайская станция готова принять Буллок. Достаточно открыть люк и оказаться внутри. На станции также никого нет, но по неизвестным причинам пристыкован свободный одноразовый корабль «Шэньчжоу». Бросаются в глаза ракетки для пинг-понга, в который на орбите играть было бы трудно, если вообще возможно.

Обломки достигают и этой станции. Они могли бы пробить её корпус, но скорость модулей изменилась бы незначительно. В фильме же станция тут же падает на Землю. Вероятно, после потери управления модули оставались бы на орбите в качестве космического мусора в течение месяцев или лет.

Фильм допускает другой политический выпад: утверждается, что «Шэньчжоу» — это точная копия «Союза». Буллок по памяти нажимает кнопки на приборной панели и добивается нужного. Конечно, факт копирования есть (были даже посадки российских учёных за продажу секретов), но подобные заявления безосновательны. Парашют «Шэньчжоу» похож на реальный, но зачем-то добавлена чёрная полоска.

Буллок приводняется, в капсулу попадает вода. Она чуть не тонет, но освобождается от десятикилограммового «Сокола». Масса тела Сандры — порядка 50—60 кг. Она выплывает на сушу и встаёт во весь рост. Интересно, что съёмки проводились на водохранилище Пауэлл — в том же озере, куда упал астронавт Тейлор в «Планете обезьян» 1968 года.

Как правило, подобные перечисления многочисленных неточностей фильма принято заканчивать заявлением о том, что это лишь допущения. Хотя некоторые астронавты отзываются о фильме негативно, многие люди из отрасли немедленно начинают говорить, что «Гравитация» вытягивается напряжённым сюжетом. Здесь этого сделано не будет. Самое сильное в фильме — это работа художников и консультантов, самое слабое — ошибки сюжета.

При съёмках актёров располагали в специальных роботизированных платформах внутри лайтбокса, чтобы создать корректные отражения от их кожи. Их вертели, добиваясь нужных углов. Двигалась и камера на специальном робоманипуляторе IRIS. Многие сцены снимались с подвешиванием актёров на тросах. Позже ненужные детали замазывались в графических редакторах. Работа включала склеивание реальных съёмок и компьютерной графики.

Клуни следовало бы выбросить полуистеричную Буллок. Ковальски делал бы всё самостоятельно. Этот внешне уверенный Базз Лайтер из «Истории игрушек» столкнулся бы с непреодолимыми трудностями, он бы сломался и потерялся. В конце он нашёл бы выход из ситуации, и это помогло бы раскрыть его характер. Фильм достаточно было снабдить флэшбеками с воспоминаниями о людях на Земле, его семье и знакомых. Вместо этого Клуни не демонстрирует никаких эмоций, он хладнокровно жертвует собой, словно изготовленный на заводе робот. Погибая, он не вспоминает ни о своей семье, ни о детях. Когда Сандра говорит о своём ребёнке, он не симпатизирует ей, вероятно, у Мэтта нет детей. Всё, что заложено в Ковальски — это тёплые отношения с персоналом НАСА и желание побить рекорд Соловьёва. Момент его смерти не вызывает сильных эмоций.

Вероятно, Куарону следовало бы снять фильм о подводных странствиях. Это могли бы быть заплывы между несколькими подводными лодками. Подобный сеттинг позволяет легко обосновать проблемы со связью, использование не тех скафандров, холод и игнорирование орбитальной механики. Или же можно было бы снять фильм о реальных событиях прошлого. Примеров героизма космонавтов и астронавтов достаточно, это хотя бы падение из космоса Бориса Волынова. Во время его полёта были и выходы в открытый космос, и эффектные разрушения. Вероятно, было бы трудно продать американскому зрителю историю про советского космонавта времён космической гонки. Но маркетинговой команде «Гравитации» удалось обеспечить внимание картине про разрушения космического телескопа, челнока, двух космических станций, гибель множества людей, а также захламление орбиты смертельно опасным космическим мусором. Наверное, им по плечу и продать историю про космонавта, которого на Земле ждут жена и двое детей.

Как снималась «Гравитация» на fxguide

Героиня Сандры Буллок в нашумевшем технотриллере «Гравитация» должна была умереть, если не в первые минуты после столкновения с космическим мусором, то по крайней мере в середине этой космической саги. У нее просто не хватило бы кислорода, чтобы добраться до МКС… Ее выход из корабля «Союз» в открытый космос тоже был бы невозможен… «МК» разобрался во всех технических и медицинских «ляпах» уже знаменитого блокбастера. А помог нам в этом старший научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, возглавляющий группу по режиму труда и отдыха космонавтов орбитальной станции Илья САРАЕВ.

Эпизод №1. У зрителей в кинозале реально кружилась голова, когда Райан Стоун, оторвавшись от шаттла, болталась в космической бездне. Реально ли человеку выдержать этот шок?

— Человек может справиться с любым стрессом, — говорит Илья Федорович. — Выявляем мы устойчивость к нему у космонавтов на самых ранних этапах подготовки. К примеру, во время прыжков с парашютом. Новички, приземлившись, из-за шока даже не могут вспомнить, что прыгали. Потом становится легче, во время прыжков будущие космонавты еще и задачки математические умудряются решать. Стрессовые ситуации формируются, когда мы отрабатываем возможное приземление за полярным кругом, в лесах, при условии, что потерян необходимый запас пищи. Космонавты в этих ситуациях учатся выживать на подножном корме, на сильном морозе, в одиночестве. Это тоже в немалой степени формирует силу духа, — в космосе и после приземления произойти может всякое.

Эпизод №2. Удивила причина, приведшая к катастрофе в фильме: «русские взорвали свой спутник и от его осколков пострадали две станции и пилотируемый корабль». Неужели возможно, чтобы наши так неумело взорвали свой космический аппарат?

— Подобной ситуации быть не может. Даже если по какой-то причине нашим специалистам и понадобиться взорвать спутник, об этом выйдет предупреждение всем находящимся в космосе рабочим группам, включая МКС. И сделано это будет задолго до момента возможного столкновения с другими объектами.

Эпизод №3. В фильме героиня парит в космосе с 1% кислорода в скафандре….

— Это, безусловно, нонсенс: критическим парциальным давлением для космонавта является 20 процентов. Ниже — человек уже не жилец.

Эпизод №4. В какой-то момент Райан, потеряв своего командира Мэтта Ковальски (его играет Джордж Клуни) все-таки достигает спасительной МКС, но там тоже пусто — экипаж эвакуировался… Она же открывает снаружи люк одной из шлюзовых камер….

— Тут явное противоречие с действительностью. Снаружи люк, даже если предположить, что у него и есть там какая-нибудь рукоятка, не откроется. Высокое давление на станции (по сравнению с нулевым в открытом космосе) очень сильно прижимает его изнутри. Люк этот всегда открывается внутрь и только после стравливания давления.

Эпизод №5. Соответственно, наверное, и скафандр «скинуть» с себя невозможно в считанные секунды после попадания внутрь МКС, как это сделала героиня?

— Космонавты по возвращению из открытого космоса в шлюзовой отсек еще около часа готовятся к разоблачению. Прежде всего выравнивают давление в шлюзовой камере, чтобы оно не сильно отличалось от того, что внутри скафандра. Затем начинают постепенно нормализовать количество азота, которого становится очень мало в крови во время парения в космосе. Если поторопиться, то человек погибнет в считанные минуты из-за так называемого «закипания крови», когда мелкие пузырьки воздуха забивают мелкие сосуды.

— А правда, что в скафандре можно летать в тоненькой маечке и трусиках?

— Обычно космонавты надевают под скафандр хлопчатобумажное белье с длинными рукавами. Ноги утепляют обязательно, — они в открытом космосе мерзнут особенно сильно. И это, несмотря на то, что поверх этого белья надевается еще тонкий комбинезон с водяными трубочками для теплообмена.

Эпизод №6. На МКС после появления там единственной выживший во всей этой передряге Райан возникает сильный пожар…

-Ему неоткуда взяться, поскольку перед уходом со станции космонавты, по инструкции, должны обесточить все источники питания. Вся система, кроме радиосвязи, консервируется. И на станции нет легковоспламеняющихся материалов. Максимум, что могло быть, это — легкое задымление, о начале которого на станции сигнализирует оглушительная «тревога».

Эпизод №7. По сюжету героиня Буллок «седлает» пристыкованный к МКС российский «Союз» и… улететь не может, поскольку тот зацепился за солнечные антенны станции стропами парашюта. Райан в считанные секунды вылезает из корабля, чтобы распутать «ловушку».

-Это невозможно, поскольку на «Союзе» нет люка для выхода в открытый космос. Скафандр также не предназначен для выхода в открытый космос. Слишком тонкий. Хотя в случае разгерметизации корабля во время посадки в нем можно дотянуть до Земли в течение нескольких минут полета в спускаемом аппарате. Скафандры сделали устойчивыми к разгерметизации после трагедии, которая произошла в 1971 году с нашими космонавтами Волковым, Добровольским и Пацаевым — их скафандры не были приспособлены для соприкосновения с вакуумом.

Эпизод №8. А как вам перелет от «Союза» к китайской космической станции на огнетушителе?

-Чисто теоретически, на подручных средствах долететь возможно, но если ты видишь перед собой цель на расстоянии 2-3 км. Все, что дальше, требует уже баллистических расчетов.

Кстати, как дополнили этот «разбор полета» космонавты, впечатляющие перелеты в автономном кресле командира шаттла Мэта Ковальски вполне реальны. Советские покорители космоса освоили этот вид транспорта еще в начале 80-х. В частности, на таком «кресле» с моторчиком первым летал в 50-100 метрах от станции «Мир» Александр Серебров. Правда, у него все же была страховка — он был прикреплен к станции специальным тросом.

А вообще, мнения членов российского отряда космонавтов по поводу этого фильма разделились. Одни были в восторге от хорошей режиссуры, от эффектов, которые очень напоминают реальный космос, ну а «ляпы» они создателям простили, — это же все-таки фантастика. Но были и такие, кто оценил фильм на «троечку», именно из-за нестыковок с реальностью. Тут уж, как говорится, кто чего ожидал от просмотра. Кстати, по поводу страха во время выхода в открытый космос… Как стало известно «МК», года два-три назад был случай, когда один наш космонавт оторвался от станции, почти как героиня Сандры Буллок. Случилось это на исходе 6-го часа работы с внешней стороны МКС. Пристегивая один из карабинов, космонавт не убедился в его прочной фиксации и стал отстегивать второй. Одной рукой это сделать не получилось, он начал отцеплять карабин двумя руками… Отцепил и в этот момент понял, что начинает по инерции удаляться от своего космического дома. Спас его случай, — он просто зацепился ногой за какой-то выступ, — опять же, как в фильме это примерно и произошло с Райан. Уж не эта ли история легла изначально в основу фильма Куарона? Американцы, кстати, получили подробную запись того случая, поскольку наши космонавты давно летают с их камерами на скафандрах.

Оригинал видео на сайте youtube.com

Опубликовано пользователем gamebombru

gravity-afisha-1Насколько всё, что показано Куароном в его новом фильме, близко к реальности?

В который раз празднуем, что космос вернулся в разговоры простых людей. Вдвойне приятно, что происходит это не из-за какого-то происшествия, а из-за фильма. Но насколько всё, что показано Куароном в его «Гравитации», близко к реальности?

Несомненно, работа Альфонсо Куарона «Гравитация» будет иметь коммерческий успех. Фильм уже окупил свой бюджет в 100 миллионов долларов (а ещё не начался прокат, например, в Великобритании). Также вне всяких сомнений, что его много раз номинируют на «Оскар», но дадут, скорее всего, только несколько «технических», например, просто обязаны дать за цифровые эффекты.

gravity-afisha

Любопытно изучать, какие реакции порождает «Гравитация» в человечестве. Самый популярный вопрос — «насколько всё, что показано, близко к реальности»? Судя по жалобам некоторых зрителей, смотревших фильм в залах IMAX, на укачивание и тошноту, довольно близко. Но, как и положено в художественном произведении, там достаточно много вольного обращения с фактами. Например, по фильму выходит, что телескоп «Хаббл», МКС и спутники связи находятся на одной высоте. В реальности от МКС (370 км) до «Хаббла» (559 км) – довольно далеко, а уж спутники связи и вовсе находятся в 100 раз дальше. Но это лежит на поверхности. Много ли ещё расхождений с реальностью, заметных взгляду подготовленного примата?

Безжалостней всех находил «блох» в фильме Нил деГрасс Тайсон, астрофизик, популяризатор науки и последовательный критик астрономических неточностей в кино. Многие знают, что именно мистер Тайсон убедил Джеймса Кэмерона поменять вид звёздного неба в фильме «Титаник» при последнем переиздании. Купив билет на «Гравитацию», астрофизик принялся строчить в Твиттер прямо из зрительного зала, отправив в итоге больше дюжины сообщений. В них, помимо уже упомянутых несоответствий, он зафиксировал ещё несколько, в том числе:

— отчего-то героиню Буллок отправили обслуживать телескоп Хаббл, хотя она медик;
— когда Буллок попадает на МКС и снимает скафандр, её волосы не плавают в воздухе, как положено в невесомости – недоработочка;
— подавляющее большинство спутников вращаются вокруг Земли с запада на восток, а их обломки в фильме летят в противоположном направлении;
— профессиональный астронавт Клуни объясняет медику Буллок о том, что происходит с организмом при недостатке кислорода.

Но в итоге профессор астрофизики всё же признался, что, несмотря на все ошибки, «Гравитация» ему понравилась.

Gravity

Маршу Айвинс, американскую астронавтку, пять раз побывавшую в космосе, в картине расстроили не фактические погрешности, а то, что в ней слишком много внимания посвящено катастрофе со всеми сопутствующими ужасами, а не той красоте, в которую окунаешься, поднявшись на орбиту. Что здесь можно добавить? Марша совершенно права, и самые красивые кадры в «Гравитации» вовсе не те, на которых обломки превращают МКС в новые обломки, а восход Солнца и виды ночных городов. Если же упоминать о погрешностях, то Марша отметила, что героиня Буллок слишком мало тренировалась (всего полгода) для того, чтобы её вообще выпустили в открытый космос.

Астронавт Майк Массимино, один из самых авторитетных экспертов в случае с «Гравитацией», поскольку летал чинить телескоп «Хаббл», уверяет: за исключением понятных преувеличений, которые свойственны художественным фильмам в целом, в постановке все корректно. Разве что в реальности всё заметно скучнее и дольше, и во время переговоров между членами экипажа никто не травит баек на манер Клуни. Но опасность от летающего космического мусора существует на самом деле: в условиях ремонтной миссии на «Хаббл» специально оговаривалось, что экипаж покинет высоту нахождения телескопа сразу после окончания работ, поскольку на ней шансов получить внезапную пробоину гораздо больше, чем на высоте МКС. По словам Майка, внешняя решетка радиатора на телескопе выглядела так, будто над ней поизмывался подросток с пневматической винтовкой, а в параболической антенне нашлась дыра диаметром примерно в 25 мм (если верить Википедии – это как монета в 5 российских рублей).

Наверно, самая весомая похвала «Гравитации» досталась от Базза Олдрина. Второй человек, ступивший на поверхность Луны, неоднократно выходивший в космос во время миссий Gemini XII в 1966-м, пишет прямым текстом в журнал «The Hollywood Reporter»: «Мы в очень опасном положении: существует реальная возможность потерять все достижения, сделанные в космосе за последние 50 лет. С моей точки зрения, этот фильм появился как раз вовремя, чтобы по-настоящему заинтересовать публику». Мистеру Олдрину 83 года, но он по-прежнему обладает ясным умом и хорошо поставленным ударом, что для астронавта совсем не последнее условие.

gravity_2

Category:

  • Космос
  • Cancel

Ошибки «Гравитации»

Посмотрел-таки я фильм Гравитация. Впечатления такие: сюжет зачем-то примитивный и прямолинейный — выживание в условиях космоса. Впечатление двойственное: на экране борьба за жизнь, люди гибнут, а в зале смех из-за глупых ляпов. Что, не хватило денег, чтобы пригласить консультанта?! Волосы героини лежат на плечах -как такое возможно в условиях невесомости?! Героиня плачет, а её слёзы летят по воздуху шариками. Фигня, давно проверено, что слёзы или другая жидкость будет растекаться по коже. Совершенно нелепа сцена самопожертвования героя: «Эта стропа не выдержит нас двоих…» Во-первых, там было две пятитонных стропы, кроме веса астронавта они выдержали бы ещё человек с полсотни. Во-вторых, опять забыли про невесомость!! Правда, могла присутствовать центробежная сила, но заметного вращения не было показано. В общем, зря мужик улетел. Потом героиня добралась до МКС и там нашла скафандр — о чудо! — как раз её размера! Интересно, как он там оказался? Случайно, как рояль в кустах?
Поведение героини вызывает недоумение. Все космонавты и астронавты проходят тщательную подготовку, в том числе психологическую. Они реально готовы к разным внештатным ситуациям, в том числе к пожарам и разгерметизации. В реальности космонавты действуют быстро и хладнокровно. Какой-нибудь псих, склонный к истерикам, не сможет полететь в космос, по определению. Таких не берут в космонавты! Но в фильме героиня ведёт себя, как наивная 5-летняя девочка. Страх, ужас, отчаяние и даже попытка суицида. Да, такое возможно на Земле, но в не в космосе. Из-за этого сюжет даже теряет логику. Истеричка должна погибнуть, а найти выход из сложной ситуации способен только человек, сохранивший способность ясно мыслить. Но не могут америкосы без истерики, никак не могут. Хватает и других ляпов, менее заметных.
Что совершенно реально: на околоземных орбитах действительно хватает мусора, проблемы с ним ещё возникнут! Вот тогда вспомним фильм «Гравитация», вот тогда скажем: фильм провидческий!
Что понравилось. Фильм красивый, тут не поспоришь. Звёздное небо шикарно!! И наша Земля, пусть даже нереально чёткая, всё равно вызывает восхищение. Почти все кадры построены грамотно, найдены хорошие композиционные и цвето-тональные решения. Кто хочет красоты — посмотрите фильм! Наконец, актрисе, как я понял, около 50 лет. А посмотрите, какая у неё фигурка! Как прекрасно развито её тело: сильное, стройное, тренированное. Вот прекрасный пример для подражания, особенно тем же жирным американцам. Да и у нас хватает бесформенных коров. Поэтому фильм нужно смотреть всем!
Позволю себе несколько фоток, которые не имеют отношения к фильму. Но это звёздное небо, метеоры и спутники… Снимки свежие, сделал в августе, когда ловил Персеиды.

2.
3.
Яркая полоса — след от спутника, слабые чёрточки — следы метеоров (падающих звёзд). Снимки сделаны в Ергаках. Выдержка 30 секунд, диафрагма 4, ISO 6400, снимал со штатива. Кедры подсвечены фонариком — для баловства.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Посмотрел «Гравитацию», в Киноцентре на Красной Пресне, в 3D, через стереоскопические очки. Впечатление незабываемое! Как будто мы вместе с персонажами находимся в настоящем космосе — объемном, бескрайнем, захватывающем дух!
Правда, некоторые ляпы бросаются в глаза. Фильм от этого не становится менее интересным, но страничку о ляпах в «Гравитации» помещаю.

Когда Райан (героиня Сандры Буллок) добралась до китайской станции, там начинался пожар. В фильме языки пламени лишь немного видоизменили, но в большей степени они похожи на земной огонь. В условиях невесомости огонь распространяется сферически от центра горения. То есть, огонек свечки выглядел бы как маленький светящийся шарик.

В фильме есть кадры, когда зажигается северное сияние в области экватора. В реальности северное сияние появляется только около полюсов, так как там самое слабое магнитное поле Земли.

Волосы Райан не парят свободно, как это должно произойти при невесомости, а остаются уложенными.

Слезы у Райан ведут себя как вода, вытекающая из емкости в условиях невесомости. Это получается эффектный кадр, но на самом деле плакать в космическом пространстве физически невозможно — слёзы не польются из глаз в буквальном смысле, а останутся внутри в виде жидких шариков, жгущих глаза и мешающих видеть.

Высота орбиты Хаббла — 559 км, расположение — вблизи экватора. Высота орбиты МКС — 418,3 км, располагается над Россией. Чтобы добраться от одного объекта до другого, понадобится очень много энергии, но даже у космических челноков не будет достаточно топлива, чтобы сделать это. А герои фильма справляются с задачей с одним только реактивным ранцем.

Почти все спутники на околоземной орбите перемещаются с запада на восток. Однако в фильме осколки спутников движутся с востока на запад.

Стекла скафандров астронавтов для выхода в открытый космос имеют ультрафиолетовые фильтры, отчего снаружи выглядят зеркальными. В фильме все стекла абсолютно прозрачные, понятно, чтобы нам были видны лица персонажей и их мимика. Но в реальности такое стекло привело бы к ожогам роговицы и мгновенной слепоте.

Вес использующихся сейчас скафандров для космонавтов составляет 120 кг. Скафандр, в котором приземляется Райан, весит отнюдь не 120 кг. Это скафандр серии «Сокол», он не предназначен для выхода в открытый космос, его задача — спасение экипажа в случае разгерметизации, и его вес составляет порядка 10 кг, космонавты надевают его ещё на Земле и без труда в нем ходят.

Космический скафандр надевают поверх специального костюма, напоминающего тренировочный. Не говоря еще и о том, что во время старта с космодрома, посадки и тем более выхода в открытый космос космонавты на всякий случай надевают специальные «памперсы». Когда же Райан снимает скафандр, она остается только в трусах и майке. Впрочем, ход режиссера понятен: мужской половине зрителей была дана возможность полюбоваться красивым мускулистым телом молодой женщины, парящей в первый раз и плывущей – в финале фильма. Такие вещи, как известно, всегда ненавязчиво делают любой фильм «живее».

После посадки Райан попадает под воду на глубину нескольких метров, а потом выплывает на поверхность и встает на отмели. В реальности после столь длительного пребывания в невесомости космонавты по прибытии заново учатся ходить, даже не испытав такой нечеловеческой перегрузки, как погружение под воду.

В тех кадрах, когда Райан и Ковальски (Джордж Клуни) подлетели к МКС и запутались в стропах парашюта, Ковальски почему-то с большой силой отталкивает от Райан, хотя он не мог создавать на нее давления без использования реактивной тяги.

Гравитация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки фильма время первых
  • Ошибки учителя начальных классов
  • Ошибки физических ядер
  • Ошибки учителей менее заметны но обходятся
  • Ошибки фильма 72 метра