Наш эксперт: Татьяна Мороз, д.ф.н., профессор кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования
Наш эксперт: Ольга Рыжова, к.ф.н., доцент кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования
С момента вступления в силу приказа Минздрава № 403н прошло более 9 месяцев, однако субъекты фармобращения по-прежнему далеки от ясного и всеобъемлющего понимания новых правил отпуска лекарственных препаратов. Виной тому как не всегда удачные формулировки самого документа, так и недостаточно глубокое знание нормативной базы аптечными работниками. Разберем несколько наиболее часто встречающихся вопросов, на которые в настоящее время можно дать однозначные ответы.
Какие рецепты хранить 3 месяца?
Непонимание и неисполнение ряда положений приказа № 403н нередко связаны с тем, что в документе отсутствуют необходимые, на наш взгляд, разъяснения механизмов реализации новых требований. В первую очередь это относится к особому порядку отпуска нескольких групп ЛП, рецепты на которые должны оставляться в аптеке и храниться в течение трех месяцев с момента обслуживания.
В соответствии с приказом № 403н, данное требование распространяется на лекарства следующих АТХ-групп:
-
Код АТХ: N05A Антипсихотические препараты
-
Код АТХ: N05B Анксиолитики
-
Код АТХ: N05C Снотворные и седативные средства
-
Код АТХ: N06A Антидепрессанты
В каждой из этих групп есть препараты, отнесенные к спискам II и III наркотических средств и психотропных веществ, а также лекарства, подлежащие предметно-количественному учету.
Аптекам необходимо проанализировать торговые наименования указанных АТХ-групп и выделить ЛП, которые не являются наркотическими средствами и не требуют ПКУ, – вот для них-то и вводится новое требование о хранении рецептов в течение 3 месяцев.
Как отпускать спиртосодержащие препараты?
В уточнении также нуждаются положения приказа № 403н, связанные с оборотом этилового спирта и спиртосодержащих препаратов. Часто возникают вопросы о том, какое количество флаконов можно отпускать единовременно, есть ли ограничения по объему и т.п. В этом отношении нужно помнить следующее:
1. Если спиртосодержащий препарат отпускается без рецепта врача, то независимо от доли этанола в нем количество упаковок, которые может приобрести один покупатель, никак не ограничивается
2. Рецепты на ЛП в жидкой форме, содержащие более 15% этилового спирта, остаются в аптеке и хранятся в течение 3 месяцев. В государственном реестре лекарственных средств имеется только один препарат, соответствующий этому требованию, – Хлорофиллипт украинского производства.
3. Рецептурные препараты, содержащие этиловый спирт, в том числе изготовленные в аптеках, отпускаются с учетом установленных требований к объему тары, упаковки и комплектности, утвержденных приказом Минздрава РФ от 21.12.2016 г. № 979н (табл.).
NB! Спирт этиловый в чистом виде и используемый при внутриаптечном изготовлении ЛП подлежит предметно-количественному учету (раздел II приказа Минздрава от 22.04.2014г. № 183н).
Избыточные требования при отпуске наркосодержащих ЛС
Большое число конфликтных ситуаций по-прежнему возникает при отпуске наркотических и психотропных средств. Вот несколько примеров.
Работники аптек часто требуют наличия на рецептах формы 107/y – НП штампа врачебной комиссии. Это требование избыточно. Требования к заверке рецептов формы 107/y – НП при первичном и повторном назначении приведены в приказе Минздрава от 01.08.2012 № 54н. Наличие штампа ВК среди этих требований отсутствует, достаточно подписи руководителя структурного подразделения медицинской организации или специального уполномоченного лица из подразделения, в котором выписывается рецепт. Также не требуется наличия круглой печати, достаточно печати «Для рецептов».
По-прежнему не все аптеки отпускают трансдермальные терапевтические системы с наркотическими средствами списка II, а также ЛП, содержащие сочетания наркотических средств списка II с антагонистами опиоидных рецепторов (бупренофин+ налоксон и оксикодон + налоксон), по рецептам, выписанным на бланке 148-1/у-88, требуя специальный рецептурный бланк. Однако именно такой порядок отпуска (по бланку 148-1/у-88) предусмотрен приказом Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.
Постоянно и повсеместно аптечные работники неправомерно ограничивают отпуск трамадола в различных лекарственных формах. Происходит это по двум причинам:
-
Многие фармспециалисты считают, что препарат относится к наркотическим средствам, однако разделом II приказа Минздрава № 183н от 22.04.2014 г. этот препарат отнесен к лекарственным средствам, подлежащим предметно-количественному учету.
-
Первостольники часто ограничивают число отпускаемых упаковок трамадола, хотя у препарата нет ограничений предельно допустимого количества, выписываемого на один рецепт (приложение № 1 к приказу Минздрава № 1175н ).
Нужно ли предлагать самые дешевые лекарства?
Достаточно трудно для понимания изложен п. 17 приказа № 403н: «При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих более низкую цену». Очень часто фармспециалисты воспринимают эту формулировку как требование предлагать посетителю наиболее дешевый синоним ЛП. Это неверное толкование, на практике же возможен следующий порядок действий:
-
Ни одна аптека не имеет всего ассортимента синонимов одного МНН, чаще это лекарства 2–5 производителей, поэтому фармацевт без особого труда может показать покупателю весь доступный ценовой диапазон. Например, на вопрос о цене эналаприла можно сказать, что имеется американский по цене 300 руб., югославский по 160 руб. и отечественный за 48 руб.
-
Такой ответ будет правильным и с маркетинговой точки зрения, т.к. некоторые пожилые люди обижаются, если аптечные работники сразу предлагают им самые дешевые препараты, заведомо предполагая их неплатежеспособность. В свою очередь, такие покупатели часто не уверены в качестве предлагаемых дешевых синонимов.
-
В нормативной базе нет обязательного требования к наличию в ассортименте самых дешевых синонимов ЛП. В зависимости от своей ценовой политики аптека может приобрести синонимы, имеющие существенные различия в цене, но не снижающие при этом рентабельность ее работы.
Что делать с неправильно оформленными рецептами?
Еще один вопрос, часто возникающий у аптечных работников: как поступать в случае обнаружения ошибок в выписанных врачами рецептах. Согласно п. 15 приказа № 403н, «рецепты, не указанные в п. 14 настоящих Правил (имеются в виду рецепты, выписанные на бланке формы 107-1/у, отпускаемые за полную стоимость), отмечаются штампом «Лекарственный препарат отпущен» и возвращаются лицу, получившему ЛП».
Поскольку эти рецепты в аптеке не оставляются, в интересах больного можно допустить незначительные нарушения в порядке их оформления (например, наличие лишних печатей) и отпустить назначенный ЛП.
Выписанные с нарушением установленных правил рецепты на препараты, подлежащие ПКУ, или отпускаемые льготным категориям пациентов, необходимо регистрировать в «Журнале неправильно выписанных рецептов», указывая выявленные нарушения, фамилию, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации и принятые меры. Рецепты отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются покупателю. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя медицинской организации.
Следует иметь в виду, что согласно п.15 приказа № 403н, покупатель, не получивший ЛП, должен снова пойти к врачу, объяснить ему, почему в аптеке не принимают рецепт, получить новый рецепт и явиться с ним в аптеку. Таким образом, в результате ошибок, допущенных врачом при выписке рецепта или аптечным работником при оценке правильности его оформления, страдает в первую очередь пациент. Это веский аргумент в пользу более мягкого подхода к мелким погрешностям в рецептурных бланках, если это не создаст дополнительных проблем для аптечной организации.
Для того чтобы в дальнейшем можно было предметно говорить о неправильном оформлении рецептов с медицинской организацией, целесообразно оставлять в аптеках их копии.
В каких случаях возможно нарушение целостности упаковки?
Согласно приказу № 403н, нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарства и отпуск препарата в первичной упаковке возможны в случае, «если количество ЛП, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата».
Положение о предоставлении копии инструкции не вызывает разночтений, хотя зачастую и не выполняется. Что же касается отпуска ЛП в первичной упаковке, то аптечные работники часто упускают из вида тот факт, что в приказе № 403н такая возможность оговаривается как для рецептурных, так и для безрецептурных ЛС.
Назначая ЛП, врач может указать в рецепте количество ЛП, которое он считает необходимым для больного на курс лечения, и оно может отличаться от стандартной упаковки. В таком случае фармспециалист обязан вскрыть вторичную упаковку и отпустить назначенное врачом количество препарата в первичной упаковке.
Однако покупатель может не захотеть приобрести стандартную упаковку безрецептурного препарата, руководствуясь собственными соображениями. Это требование фармспециалист также обязан удовлетворить. Отказывать в отпуске лекарства в первичной упаковке, требовать от покупателя предоставления дополнительных документов (рецепта, амбулаторной карты, записки от врача) аптечный работник не вправе.
Нарушение целостности первичной упаковки при отпуске ЛС не допускается. Например, нельзя разрезать блистер, вскрывать флакон с таблетками и т.п.
В принципе, это положение приказа имеет большое значение. Например, зачем больному выписывать сразу стандартную упаковку препарата, который может ему не подойти? В США в таких случаях фармацевты предлагают лекарство в аптечной упаковке на срок в 2–3 суток, что позволяет оценить целесообразность его дальнейшего применения. В случае приобретения безрецептурных ЛС возможность приобрести небольшое количество препарата в первичной упаковке будет соответствовать либо планам покупателя о длительности приема, либо его финансовым возможностям. Это существенно повышает доступность лекарственной помощи населению.
Журнал «Российские аптеки» №6, 2018
Лекарственные средства — главное орудие врачей, которым они пользуются для спасения здоровья и жизней своих пациентов. Причем это касается всех специалистов без исключения. Конечно, наиболее часто к медикаментозной терапии прибегают врачи-терапевты, так как они редко проводят какие-либо манипуляции с больными. А врачи хирургического профиля зачастую в качестве лечения выбирают оперативное вмешательство. Однако ни одна даже самая блестяще проведенная операция не поможет, если после нее не назначfить правильных лекарств, которые помогут больному восстановиться, предупредят развитие кровотечения или инфекционного процесса. Даже врачи-стоматологи в некоторых случаях назначают своим пациентам таблетки (например, при выраженном воспалении тканей полости рта).
Если лечение происходит в стационаре, то врач видит, какие лекарства получает пациент. Медицинские сестры вовремя разносят таблетки, делают уколы или ставят капельницы. Однако, если лечение амбулаторное, то после того, как доктор назначил больному один или несколько препаратов, последний отправляется в аптеку с целью их приобрести. Иногда в результате определенных ошибок фармацевтов или провизоров он получает не то, чем его планировал лечить врач, и лечебный процесс нарушается. Какими же бывают эти ошибки, как их вовремя заподозрить и что делать, если это произошло? Подробности выясняет MedAboutMe.
Активное консультирование клиентов аптеки
В настоящее время во многих регионах нашей страны доступность первичной медицинской помощи остается очень плохой. Попасть к участковому врачу не так-то и просто. Не у всех есть силы и желание штурмовать кабинет доктора или окошко регистратуры ранним утром. Если человек действительно болен и слаб, ему гораздо проще подойти в ближайшую аптеку и попросить фармацевта подобрать для него лекарство. В этой проблеме не виноваты ни врачи, ни фармацевты, ни сами пациенты, так как это – результат недоработок в нашей системе здравоохранения.
В результате фармацевт советует те лекарства, которые, как он считает, помогут больному. Возможно, он действует от чистого сердца и искренне хочет помочь, ведь эти специалисты имеют медицинское образование, знакомы с различными заболеваниями и методами терапии. Однако, назначать лечение без осмотра, подробного сбора жалоб, изучения истории болезни, базового набора анализов и обследований нельзя. Это может привести к серьезным проблемам.
Например, приходит больной в аптеку, говорит, что его беспокоят отеки на ногах и просит помочь подобрать лекарство. Причин для появления этого симптома очень много и диагноз можно поставить только после полного обследования. Однако фармацевт считает, что эти отеки вызваны варикозной болезнью и рекомендует ему препараты из группы флеботоников. А в действительности, больной страдает от тяжелой сердечной недостаточности, и отсутствие правильного лечения приводит к резкому ухудшению состояния.
Аналогичная ситуация складывается в период эпидемии простудных болезней. Очень часто можно услышать в аптеке: «Дайте мне лекарство от температуры», «Посоветуйте что-нибудь от кашля и боли в горле». Фармацевт предлагает купить наиболее популярные лекарства в надежде, что у больного действительно банальное ОРВИ и беспокоиться не о чем. В то же время под маской простудных болезней могут скрываться более серьезные недуги: ангина, воспаление легких, гайморит и др. Отсутствие правильного лечения может привести человека на больничную койку.
Что делать? Не консультироваться у фармацевтов. Лечение может назначать только врач. Фармацевт не несет ответственности за здоровье своих клиентов и в случае неудачи виноват будет исключительно больной.
Ошибки при прочтении рецепта
Эта ошибка связана не только с невнимательностью работника аптеки. Всем известно, что почерки врачей — одни из самых неразборчивых. Отсутствие достаточного времени на осмотр пациента и выписку ему рекомендаций заставляет их писать очень быстро и далеко не всегда понятно.
Названия некоторых лекарств очень похожи, и иногда фармацевты не могут правильно разобрать их название. В результате по ошибке они продают не тот препарат, который рекомендует врач. Например, лекарства, применяемые в кардиологии – Престариум и Предуктал. Первый применяется для лечения гипертонической болезни, а второй — для улучшения кровообращения сердечной мышцы, то есть, заменять один препарат другим категорически нельзя, а это случается достаточно часто. Аналогичная ситуация и с другими лекарствами: антибиотики Амоксициллин, Амоксиклав и Ампициллин, психоактивные препараты Фенозепам, Фенибут и Фенобарбитал и т. д. Примеров лекарств с похожими названиями очень много.
Эта проблема достаточно распространенная и грамотным ее решением является выписка рецептов, напечатанных на принтере. В таком случае название лекарства написано четко и ошибка, связанная с подменой его на другой в аптеке исключена. Однако чаще всего врачи печатают рецепты на лекарства, относящиеся к категории льготных и те, что относятся к рецептурному списку. Во всех остальных случаях (а их подавляющее большинство) пациенты все так же получают от врача рекомендации, написанные от руки на обычном листе бумаги.
Что делать пациенту? В случае, если доктор дает письменные рекомендации, попросите его при вас прочитать название лекарства и постарайтесь его запомнить. Если фармацевт в аптеке не может понять, какой же препарат рекомендует доктор, не стоит брать его «наугад»: подойдите к врачу еще раз и повторно уточните название.
Ошибки в дозировке или форме лекарства
Доза препарата — это не менее важная деталь терапии, как и название самого лекарства. Иногда может случиться такая ситуация: в аптеке отсутствует необходимая дозировка и фармацевт выбирает другую, не оповестив об этом больного. Например, пациенту необходимо лечение препаратом Эналаприл в дозе 10 мг 2 раза в день. В аптеке есть только таблетки с содержанием 5 мг действующего вещества. Фармацевт продает больному это лекарство, не сделав акцент на том, что ему необходимо принимать не одну, а две таблетки на один прием, чтобы лечение было правильным. В итоге уровень давления из-за неполной терапии повышается, и у больного возникает риск развития гипертонического криза или инсульта.
Такая ситуация очень распространена и ошибки могут привести к серьезным последствиям. Это особенно важно, если идет речь о лечении заболеваний, при которых терапевтический эффект сильно зависит именно от дозы лекарства: ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, гипотиреоз и др.
Аналогичные ошибки могут случиться тогда, когда фармацевт путает форму лекарства, выписанную больному врачом. Например, вместо таблеток продает растворы для инъекций или сироп для приема внутрь. Различные формы одного и того же лекарства предназначены для лечения разных болезней и врач всегда это учитывает.
Что делать больному? После того, как он получит рецепт на лекарство, он должен в устной форме уточнить у доктора, какая доза и лекарственная форма препарата необходима. В аптеке необходимо четко сказать об этом фармацевту.
Ошибки фармацевтов — не менее серьезные, чем врачебные. Иногда они могут стоит человеку здоровья и даже жизни. Поэтому визит в аптеку не должен быть таким же, как посещение овощного или обувного магазина. Четко и внятно объясните аптечному сотруднику, какое лекарство и в какой дозировке вам необходимо. Помните, что только вы несете ответственность за свое здоровье.
Здравствуйте Михаил.
Фармацевт неправильно отпустила рецептурный препарат покупателю из-за неразборчивого почерка врача
Если рецепт был оформлен с нарушениями. то ответственность обоюдная, как у медицинского работника который его оформлял, так и у фармацевта который бфл обязан выявить нарушения.
Так требования к оформлению рецепта определены согласно положениям Приказа Минздрава РФ от 14 января 2019 года N 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» из которых следует что:
17. Состав лекарственного препарата, лекарственная форма и обращение медицинского работника к фармацевтическому работнику об отпуске лекарственного препарата оформляются на латинском языке в родительном падеже.При оформлении рецептурных бланков допускается использование сокращений (приложение N 2 к настоящему Порядку).При назначении лекарственного препарата не допускается сокращение близких по наименованиям ингредиентов, составляющих лекарственный препарат, не позволяющих установить, какой именно лекарственный препарат назначен.
http://docs.cntd.ru/document/5…
Также из положений Приказа Минздрава РФ от 11 июля 2017 года N 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» следует что:
15
Рецепты, выписанные с нарушением установленных правил, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.
http://docs.cntd.ru/document/5…
либо из-за невнимательности,
Если из-за невнимательности, что должно быть в свою очередь установлено как минимум результатами проведенной служебной проверки со стороны работодателя, то вина будет полностью лежать на фармацевте.
какую ответственность несёт фармацевт в обоих случаях?
Дисциплинарную
ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания
http://www.consultant.ru/docum…
Административную.
КоАП РФ Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств
1. Нарушение …порядка розничной торговли лекарственными препаратами,…
влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
в данном случае.
ч. 2 ст. 293 УК РФ Халатность Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,
Сафронов Руслан
Не согласен.
Где Вы из вопроса увидели что действия фармацевта повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека? Этого в вопросе не указано. а значит такой ответственности фармацевт не подлежит.
ОТПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ: ПРОБЛЕМА
ОТПУСКА РЕЦЕПТУРНХ ПРЕПАРАТОВ
Отпуск рецептурных препаратов — один из
самых тонких профессиональных вопросов, которые ежедневно решают фармацевт и
провизор, работающие за первым столом. Согласно Постановлению Правительства РФ
от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Правил продажи
отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на
период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный
товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на
основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в
установленном порядке. Также это требование закреплено Приказом Министерства
здравоохранения РФ от 14.12.2005 г. № 785 О порядке отпуска лекарственных
средств, п. 2.1.
Безусловно, правила отпуска направлены на
обеспечение безопасного применения лекарств пациентом. Однако в аптеки
ежедневно обращаются больные, в том числе, пожилые люди, которым требуется
лекарственная помощь, но отсутствует рецепт на лекарственный препарат, или
имеется просроченный рецепт, или рецепт оформлен неправильно. Отказ в отпуске
лекарства в ряде ситуаций означает неоказание помощи. Как поступать
фармацевтическому работнику в данной ситуации? Чтобы разобраться в ситуации,
прежде всего, нужно понять причинно-следственную основу имеющейся проблемы.
Цель данной работы – раскрыть проблему
отпуска рецептурных препаратов, а именно, четко ответить на вопрос: как должен
себя вести провизор при просьбе отпустить рецептурный препарат без рецепта или
по рецепту с неправильным оформлением.
Задачи:
1.Изучить необходимую нормативную
документацию;
2.Провести фармацевтическую экспертизу
100 рецептов;
3.Проанализировать наиболее часто
встречаемые ошибки при выписывании рецептов;
4.Привести алгоритм работы провизора в
случае поступления неправильно выписанного рецепта, в том числе при работе с
возражениями покупателей.
При приеме рецептов и отпуске
лекарственных препаратов целесообразно следовать следующему алгоритму действий:
1. Проверка
соответствия формы рецептурного бланка лекарственной прописи. Любой рецепт,
независимо от порядка оплаты лекарства и характера действия входящих в его
состав лекарственных средств, должен содержать следующие обязательные и
дополнительные реквизиты.
В обязательные реквизиты входят:
- штамп медицинской организации, с
указанием наименования, его адреса и телефона; - дата выписки рецепта;
- Ф.И.О. больного и его возраст;
- Ф.И.О. врача;
- наименование и количество
лекарственного препарата(ЛП); - подробный способ применения ЛП;
- подпись и печать врача.
Дополнительные реквизиты рецепта зависят
от состава ЛП и формы рецептурного бланка.
2. Проверка
правомочия лица, выписавшего рецепт. Назначение и выписывание лекарственных
препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае
возложения на них полномочий лечащего врача, индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими медицинскую деятельность.
3. Проверка
правильности оформления прописи и способа применения лекарственного препарата.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским
работником по международному непатентованному наименованию, а при его
отсутствии – группировочному наименованию. В случае отсутствия международного
непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного
препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским
работником по торговому наименованию. Состав комбинированного лекарственного
препарата, обозначение лекарственной формы и обращение медицинского работника к
фармацевтическому работнику об изготовлении и отпуске лекарственного препарата
выписываются на латинском языке.
Способ применения лекарственного средства
пишется на русском языке или на русском и национальном языках с указанием дозы,
частоты, времени приема относительно сна (утром, на ночь) и его длительности, а
для лекарственных препаратов, взаимодействующих с пищей, – времени их
употребления относительно приема пищи (до еды, во время еды, после еды).
4. Проверка
совместимости ингредиентов в рецепте. В рецепте, требующем индивидуального
изготовления, проверяется совместимость ингредиентов, входящих в состав
лекарственного препарата. В случаях необходимости изменения состава или
количества действующих веществ, замены одной лекарственной формы другой и
т. п. необходимо данный вопрос согласовать с врачом, выписавшим рецепт.
5. Проверка
высших разовых и суточных доз лекарственного препарата с учетом возраста
больного.
6. Проверка
срока действия рецепта.
Рецепт, выписанный с нарушением
установленных требований приказа № 1175н от 20 декабря 2012 г.
(в ред. 2 декабря 2013 г., 30 июня 2015 г., 21 апреля
2016 г.), считается недействительным.
Нами была проведена фармацевтическая
экспертиза 100 врачебных рецептов, выписанных на рецептурных бланках формы
107-1/у. Исследование проводилось на базе аптечного пункта ООО «Юнивер»
(г. Архангельск).
В результате проведенной экспертизы были
выявлены следующие ошибки:
1. Лекарственные
препараты выписаны по торговому наименованию вместо МНН.
2. ФИО
врача и пациента должны быть указаны полностью.
3. Отсутствует
печать врача
4. В
штампе медицинской организации не указан номер телефона
5. Не
указан срок действия рецепта
6. Отсутствует
подробное описание способа применения лекарственного препарата.
7. При
выписке лекарственного препарата выявлены случаи использования рецептурных
бланков старого образца.
8. На
одном рецептурном бланке 107-1у выписано более трех наименований
лекарственных средств.
9. Нет
указания возраста пациента.
Таким образом, рецепты, выписанные с
данными ошибками следует считать недействительными и осуществлять отпуск
препарата по ним только в том случае, если препарат относится к разделу
безрецептурных. Результаты анализа проведенной экспертизы представлены на
рис. 1.
Рисунок 1. Наиболее частые ошибки
врачей при выписывании рецептов
В 90 % проанализированных рецептов
неверно оформлена паспортная часть рецепта: указываются фамилия и инициалы, в
то время, как при оформлении рецепта требуется вписывать полностью свои
фамилию, имя и отчество. Также не полностью пишется фамилия, имя, отчество пациента.
Вместо возраста пациента, как правило, указывается дата его рождения, что также
является нарушением правил выписывания рецепта. В 87 % выписанных врачами
рецептов вместо международного непатентованного наименования указано торговое
название препарата. В 18 % рецептов неверно указан срок действия рецепта:
3 % рецептов оформлены на неправильно выбранной форме рецептурного бланка.
В большинстве рецептов имеются ошибки в сигнатуре – указания для больного
прописаны с сокращениями, из которых затруднительно понять режим применения
препарата. В некоторых рецептах неправильно указана доза препарата, имеются
ошибки в названиях лекарственных форм. Таким образом, из
100 проанализированных нами рецептов только 3 % оформлены в
соответствии с требованиями действующей нормативной документации.
Согласно нормативным документам
неправильно выписанные рецепты погашаются штампом «Рецепт недействителен» и
регистрируются в журнале, форма которого предусмотрена приложением № 4 к
приказу МЗ РФ № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», и
возвращаются больному на руки. Информация обо всех неправильно выписанных
рецептах доводится до сведения руководителя соответствующей медицинской
организации. Пациенту необходимо вежливо объяснить о том, что лекарство не
может быть отпущено и ему следует обратиться к врачу за новым рецептом.
Казалось бы все ясно и просто. Однако в реальной жизни фармацевтическому
работнику сложно отказать, особенно пожилому больному, проделавшему трудный
путь за лекарством в аптеку или аптечный пункт. Поэтому часто при отказе
отпуска лекарственных препаратов приходится слышать упреки в непонимании
потребностей посетителя аптеки. В то же время перекладывание ответственности за
отказ осуществления отпуска лекарственного препарата без рецепта на аптечных работников
не решает обсуждаемой проблемы, поскольку выписку рецептов осуществляют
специалисты медицинской организации. Для предупреждения возникновения описанных
ситуаций необходимо постоянно повышать уровень знаний врачей, в том числе:
знание перечня лекарств рецептурного отпуска (при проведении экспертизы данный
перечень отсутствовал) с их правильным названием и написанием, форм рецептурных
бланков установленной формы (на сегодняшний день имеется 5 форм
рецептурных бланков), поддерживать умение выписывать рецепты.
Список литературы:
1. Приказ
Министерства здравоохранения РФ № 785 от 14 декабря 2005 г. «О
порядке отпуска лекарственных средств».
2. Постановление
правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении
правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного
пользования, на которые не распространяется требование покупателя о
безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации».
3. Приказ
Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учета и хранения» (в ред. 2.12.2013, 30.06.2015, 21.04. 2016).
Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. Разъясняем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.
Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества , в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.
В ЧЕМ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НЕДОСТАТОК ЛЕКАРСТВ?
1. Если истек срок годности препарата;
2. Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);
3. Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);
4. Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.
5. Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.
Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.
Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров , не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.
Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.
КАК ВЕРНУТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
1. Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.
2. Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.
3. Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.
ЕСЛИ ВАМ ОТКАЗАЛИ В ОБМЕНЕ ИЛИ ВОЗВРАТЕ ПРЕПАРАТА, А У ВАС ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ЭТО ТРЕБОВАТЬ
Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.
На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.
Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.
Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)
В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.
Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.
КАК ВЕРНУТЬ В АПТЕКУ ЛЕКАРСТВА?
Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. Разъясняем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.
Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества , в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.
В ЧЕМ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НЕДОСТАТОК ЛЕКАРСТВ?
1. Если истек срок годности препарата;
2. Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);
3. Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);
4. Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.
5. Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.
Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.
Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров , не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.
Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.
КАК ВЕРНУТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
1. Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.
2. Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.
3. Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.
ЕСЛИ ВАМ ОТКАЗАЛИ В ОБМЕНЕ ИЛИ ВОЗВРАТЕ ПРЕПАРАТА, А У ВАС ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ЭТО ТРЕБОВАТЬ
Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.
На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.
Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.
Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)
В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.
Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.