Ошибки допускаемые сми

Главный редактор коммуникационного агентства The Mellows Дарья Козлова рассказывает о наиболее частых ошибках, которые встречаются в сообщениях российских СМИ и рекламе. В первой подборке говорим про запятые, неудачный порядок слов и плохо подобранные иллюстрации.

Начнем с коннотации. Кого вы представляете себе, когда видите слово «мигрант»? Что-то подсказывает мне, что не русского дворянина, который тоскует по родине, сидя в парижском кафе. Из-за материалов в СМИ сегодня люди, которых описывают словом «мигрант», воспринимаются скорее негативно. Если вы говорите «мигрант», то вы фактически оцениваете человека, он уже выглядит вполне определенным образом. В случае с журналом Wonderzine, который активно борется за права различных групп, следовало бы, пожалуй, заменить окрашенное «мигрант» на нейтральное «мужчина» в заголовке. В тексте же можно действовать по ситуации, потому что в заголовке акцент сделан не на социальный статус человека, а на его поступок.

Местоимения, которые всегда только указывают на объект, соотносятся с ближайшим подходящим по роду и числу существительным. Поэтому в нашем примере выходит, что нет Бабченко, хотя автор имел в виду, что нет фонда Путина (подтверждение — на втором скрине). Единственный способ исправить — повторить ещё раз слово «фонд»: «потому что фонда нет».

А вот пример, где неправильно выбрано слово: автор не учел значения. Он хотел сказать, что салфетка дезинфицирует ручку тележки и убивает микробы и вирусы, а получилось, что салфетка дезинфицирует микробы и вирусы, то есть они становятся чистенькими.

Ничего не имею против фотобанков, только все же стоит соотносить иллюстрации, взятые там, с действительностью: среднестатистический центр подготовки к школе в Южном Бутове выглядит немного не так. И конечно, вряд ли стоит ждать наплыва учеников, если в рекламе образовательного учреждения есть ошибки: кто захочет, чтобы их детей к школе готовили люди, которые не знают, что названия районов, оканчивающиеся на «-о», изменяются по падежам.

Отличный пример нежелательной двусмысленности. Видимо, имелось в виду слово «передохну́ть».

К разговору о феминитивах. Перед вами скрин из Wonderzine, где в заголовке прекрасно уживаются «журналистка» и редактор». (Уважаю это издание за то, что не навязывают редакционную политику героиням и позволяют им самостоятельно выбирать слова для описания профессии). Как видите, и без феминитивов смысл не теряется. Не поймите неправильно, ничего против феминитивов не имею.

Просто призываю вас задуматься над этой темой. Язык обычно движется в сторону упрощения конструкций и экономии символов, а это значительно снижает для феминитивов шанс закрепиться в речи. Многие годы без них обходились, и женщины называли себя водителями, редакторами, строителями, штукатурами и прекрасно справлялись со своими обязанностями даже без специальных «женских» слов.

Так стоит ли тогда тогда так напрягаться с внедрением феминитивов? На мой взгляд, не стоит. Можно просто попробовать позаниматься словотворчеством и отпустить новые слова в свободное плавание по волнам родного языка. Авось что-то да приживется. А нерастраченную энергию направить не на интернет-войны за феминитивы, а на борьбу с неравенством в реальной жизни.

А здесь видим нарушение согласования. Два десятка (чего?) фильмов и сериалов. Иногда надо задавать себе вопросы!

Внимательно прочитайте первое предложение. В нем идут подряд шесть слов в родительном падеже: «супруги британского принца Гарри Меган Маркл». Это нанизывание падежей. Не надо так. А то читать трудно. Думаю, Меган Маркл достаточно известна для того, чтобы не упоминать каждый раз ее мужа, так что вполне можно написать: «Томас, отец Меган Маркл».

Если уж очень хочется и часть про принца оставить, то можно так: «Томас, отец Меган Маркл, жены принца Гарри». Конструкция все равно громоздкая, но благодаря запятым читается легче.

Подобная ошибка очень часто встречается. Из-за порядка слов выходит, что это дети с укороченным носиком, а не «Микролакс». Лучше написать так: «Детский „Микролакс“ с укороченным носиком…»

Отличный пример грамотной работы с запятыми. Обратите внимание на знак после слова «игрушек». Благодаря этой запятой мы точно знаем, что это контейнер с колёсиками, а не игрушки.

Для сравнения: здесь про запятые забыли. И девочки получились раздвижными.

Видимо, автор заголовка хотел поиграть с омофонами (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение) и не учел, что у омофонов ударение падает на один и тот же слог. В результате ничего оригинального не вышло, заголовок не читается так, как задумал автор, читателю приходится озвучивать для себя два варианта: «Загнанные в угол» и «Загнанные в укол». Короче, тот случай, когда играл со словами и проиграл.

Классика жанра — неправильный порядок слов. Автор хотел сказать, что украшение невесты похоже на кокошник, а получилось, что жених был в кокошнике. Исправить ошибку просто: достаточно удалить слова «в русском кокошнике». Всё равно в самом тексте об украшении нет ни слова.

И еще немного об искусстве подбирать иллюстрации. Посмотрите на радостного Гомера. Использовать Симпсона в рекламе образовательного продукта — это так себе идея: персонаж не отличается умом и сообразительностью. Конечно, можно было бы сказать, что школа настолько крутая, что даже с Гомером Симпсоном справится, но эту идею не обыграли, что очень плохо, потому что дистанционные образовательные проекты у нас чаще всего воспринимают негативно (частенько это действительно просто покупка диплома в рассрочку).

Так что сейчас у нас реклама двоечника, который радуется тому, что в школе можно ничего не делать. Пожалуйста, относитесь внимательнее не только к текстам, но и к сопровождающим их иллюстрациям.

Речевые ошибки в СМИ

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Речевые ошибки в СМИ

Речевые ошибки – это термин, которые можно понимать двояко:

  1. Под речевыми ошибками понимаются недочёты, связанные с построением предложений, словоупотреблением, образованием грамматических форм.
  2. Речевые ошибки понимаются как специфические ошибки словоупотребления, включающие речевую избыточность (тавтологию, плеоназм) и недостаточность (бедность и невыразительность словаря), неправильное употребление синонимов и паронимов, стилистические недочёты, проявляющиеся в использовании речевых штампов, разностилевой лексики, не соответствующей требованиям контекста и т.п.

Типовые речевые ошибки в языке СМИ заключаются в следующем:

  1. Использование слов в значении, которое им несвойственно: Проспект Ленина, ставший недавно Мирным, хотят переименовать обратно (вместо «снова»).
  2. Смешение паронимов или неверное употребление синонимов: Заглавную роль в спектакле исполнила Любовь Иванова (вместо «главную»). Я получил сказочные впечатления (вместо «незабываемые»).
  3. Тавтология и плеоназм, проявляющиеся в речевой избыточности, неоправданных повторах: Бездонная бездна образовалась на месте провалившегося колодца (вместо «глубокая яма»). Дуэт исполнен в весёлом мажоре (мажор — весёлое настроение). Молодые специалисты заняли все свободные вакансии (вакансия — свободная должность).
  4. Неуместное использование жаргонизмов, слов разговорно-просторечной окраски или заимствованной лексики: Ухватки чиновников давно известны всем, кто с ними имеет дело (вместо «ловкие приёмы»). Местные жители ведут асоциальный образ жизни: торгуют наркотой и синькой (вместо «торгуют наркотиками и поддельным алкоголем»). Местный истеблишмент посетил празднование Дня города (местная администрация).
  5. Введение в текст речевых штампов, клише: Молодёжь активно участвует в проведении конкурса. Аграрии борются за урожай. Власти принимают активные меры по ликвидации последствий урагана.

Рассмотрим некоторые грамматические ошибки в языке СМИ:

  1. Недочёты в образовании форм существительных мн. ч. Р. п.: Звёзды шоу-бизнеса займутся рекламой чулков (правильно — чулок). Опять наблюдается рост цен на сезонные овощи: килограмм помидор предлагают за двести рублей (килограмм помидоров).
  2. Ошибки в согласовании несклоняемых имён: Цены на бразильское кофе не снижаются (бразильский кофе — м. р.). Полезный какао в этом году будут пить все школьники округа (полезное какао — ср. р.). Штрафное пенальти пропустил вратарь «Спартака» (штрафной пенальти — м. р.).
  3. Неправильное употребление числительных: Здесь проживали более пятиста человек (более пятисот). В течение полтора суток жители микрорайона оставались без тепла и воды (полутора суток). Четверо женщин пострадали в ДТП (четыре женщины). В ПФР выплаты на второго ребёнка обещаю уже к пятому октябрю (к пятому октября).
  4. Нарушение требований управления: Показал в нескольких сценах о том, в каком состоянии находится аварийное жильё (Показал, в каком состоянии…). Мошенники обманывали и угрожали сиротам (Мошенники обманывали сирот и угрожали им).

«Речевые ошибки в СМИ» 👇

Влияние СМИ на речевую культуру

Как свидетельствуют наблюдения специалистов в области речевой культуры, в языке СМИ наблюдаются две тенденции: с одной стороны, речь СМИ остаётся образцом литературной нормы и стремится к её соблюдению, с другой — доминирует развлекательный или сенсационный характер содержания, что неизбежно приводит к ослаблению требований к культуре и этике информационных сообщений.

Негативное влияние СМИ на состояние языковой культуры современного общества проявляется прежде всего в ряде тенденций:

  1. Многочисленные случаи отклонения от норм литературного языка (как произносительных, так и лексико-грамматических). В результате речь СМИ, которая должна служить эталонным образцом словоупотребления, становится фактором снижения уровня грамотности населения.
  2. Жаргонизация языка СМИ, проникновение в него нелитературных оборотов, имеющих сниженный или вульгарный оттенок (например, заголовки статей в электронных СМИ «Олигарх, верни бабки!», «Бухло под маркой «Вдовы Клико» и проч.).
  3. Бедность и невыразительность речи журналистов за счёт речевых штампов, канцелярита: представители силовых ведомств, совершил наезд на пешехода, совершил мошеннические действия и др.
  4. Использование терминологии так называемого «языка вражды», то есть таких речевых средств, которые носят уничижительный или негативно оценочный характер по отношению к какой-либо группе людей — религиозной, национальной или социальной. Это приводит к повышению уровня речевой агрессии в бытовом общении и формированию негативного образа каких-либо явлений, лиц, событий.

У СМИ есть и положительное влияние на речь и уровень языковой культуры населения. Качество многих печатных и телевизионных СМИ федерального уровня остаётся довольно высоким. Их представители следят за чистотой и правильностью речи, стараясь не нарушать литературные и этические нормы коммуникации. СМИ помогают ориентироваться в современном информационном пространстве, структурируют новостной поток и предоставляют ряд возможностей для повышения уровня культуры и образования. По-прежнему выходят передачи, в том числе и в интернете, посвящённые проблемам русского языка, сохранению его чистоты и богатства, демонстрируются художественные фильмы — экранизации русской классики. Всё это ведёт к повышению интереса к изучению русского языка и к чтению среди читателей и зрителей.

Речевые ошибки в СМИ необходимо свести к минимуму, а для этого нужно повысить качество содержания информации, а также обеспечить журналистам возможность совершенствовать уровень собственной речевой культуры посредством дополнительного образования и самообразования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2023

        Развитие средств массовой информации, особенно радио и TV, привело к распространению звучащего слова, а в последние годы  речи спонтанной —  не чтения заранее подготовленного текста, а  свободного изложения мысли, почти импровизации.

        Это избавило нас от неэмоционального, монотонного чтения. Но сколько незабываемых ораторов появилось вокруг! Не отстаёт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходится. Все это не может не внушать опасений за экологию русского языка, тем более в то время, как нами установлено, что качественная литература, требующая внимательного, вдумчивого отношения, в данный момент подменяется литературой для легкого чтения, куда можно отнести и ряд СМИ. Кроме того, все чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение и интернет. Таким образом, повышается удельный вес речевой продукции СМИ, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании: первостепенная ценность именно художественных текстов в силу ряда причин в настоящее время далеко не бесспорна.

Высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков- профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс. А между тем, речь представителей СМИ далека от идеальной.

  1. Ошибки в правильности речи

Правильность речи- это соблюдение действующих норм русского литературного языка.

Прежде всего говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).

Цитата из СМИ: За ис [т,о]кший срок совершенно 12 краж…

Источник: НТВ, «Чрезвычайное происшествие»

Результат воздействия на речь учащихся: За ис[т,о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил.

Правильный вариант: Ис[т,э]кший.

Цитата из СМИ: Ребенок передается под о[п,о]ку соответствующих органов…

Источник: «Россия», «Местное время»

Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под о[п,о]ки родителей.

Правильный вариант: О[п,э]ка

Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.

        В связи с тем, что в русском языке действует  тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы:

        Цитата из СМИ: Ге[н,]етика наука-непростая…

Источник: «Россия», «В поисках приключений»

Результат воздействия на речь учащихся: Ге[н,]етический код человека.

Правильный вариант: Ге[н]етика, ге[н]етический.

Цитата из СМИ: Ст[р,]есс не должен стать нормой…

Источник: «Первый канал», «Здоровье»

Результат воздействия на речь учащихся: Ст[р,]ессовые ситуации можно предотвратить.

Правильный вариант: Ст[р]есс, ст[р]ессовые.

Абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок- ошибки в ударениях:

Цитата из СМИ: УкрАинская сторона согласилась…

Источник: НТВ, «Сегодня»

Результат воздействия на речь учащихся: УкрАинская сечь существовала не один год.

Правильный вариант: УкраИнская.

  1. Следующая категория ошибок связана с нарушение грамматических норм:

Морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений.

А) Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа.

        Цитата из СМИ: Ирина Понаровская займется рекламой чулков

Источник: МК, «Заголовок»

Результат воздействия на речь учащихся: В доме не было целых чулков.

Правильный вариант: Чулок.

Цитата из СМИ: Я извиняюсь перед ихними мамами…

Источник: КП, «Игра в крысу»

Результат воздействия на речь учащихся: Я был в ихней квартире.

Правильный вариант: Их.

 Б) Установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенности склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процента акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

        Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. В спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

        Обнаруживаются ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»)

        Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «…к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

        Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).

        Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.» (правильно: «два сенатора»).

        Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»).

  1. Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:

Ошибка                                                                                  Правильный вариант

1.Взвесил о том…                                                           Взвесил все «за и против»

2.Закон предусматривает о том…                                 Закон предусматривает, что…

3.Утверждает о том…                                                     Утверждает, что…      

4.Понимает о том…                                                        Понимает, что нужно…

5.Показыая в нескольких словах о том…                     Показывая, как это происходило…

  1. Грамматические ошибки

Цитата из СМИ: Мое кофе уже остыло…

Источник: НТВ, «Кулинарный поединок»

Правильный вариант: Мой кофе.

Цитата из СМИ: Саша пьет утром свой какао

Источник: «Первый канал», «Пусть говорят»

Правильный вариант: Свое какао.

Многие ораторы сегодня грешат речевой избыточностью. Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами». Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма-употребление в речи близких по смыслу слов. Только безразличием к значению слова можно объяснить общепринятое употребление таких сочетаний, как: Глубокая (бездонная) бездна, подскочит вверх, подняться наверх, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др.

        Примеры плеонастических ошибок в СМИ:

Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ.» РТР, «Утро»  

Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт»

Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня»

Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня»                                                                                     (А бывают законные бандформирования?)

Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время»                                                        (Стерт с лица земли=полностью уничтожен)

  1. Нарушение чистоты речи.

Чистота речи-отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и т.д.

        Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:

Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…

Источник: КП, «Заголовок»

Результат воздействия на речь учащихся: Ментов в то время не было.

Цитата из СМИ: Да мне пофиг

Источник: Cosmo, «Интервью. Стас Пьеха» №12, 2010

Результат воздействия на речь учащихся: Печорин был пофигистом.

Цитата из СМИ: Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам…

Источник: КП, «Картина дня»

Результат воздействия на речь учащихся: Вместо работы Раскольников шарахался по Петербургу.

Цитата из СМИ: «Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!» -пожелал наш звездун.

Источник: КП, «Брюзга недели» 12.11.10г.

Результат воздействия на речь учащихся: Можно будет пофоткаться

Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики

Источник: «Первый канал», «Непутевые заметки»

Результат воздействия на речь учащихся: Она снямкала все съестное в доме.

Цитата из СМИ: Очуметь!

Источник: «Моя прекрасная няня», СТС.

Результат воздействия на речь учащихся: Маргарита оказалась на чумовой вечеринке.

Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом,  к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры-неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.

Исследовательский проект   «Лингвистические ошибки в рекламе и СМИ» Выполнила ученица 6 класса «А» МБОУ «Гимназия №4» Мурсманидзе Лейла Руководитель: учитель русского языка и литературы Шакалова Ирина Васильевна

Исследовательский проект «Лингвистические ошибки в рекламе и СМИ»

Выполнила

ученица 6 класса «А»

МБОУ «Гимназия №4»

Мурсманидзе Лейла

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Шакалова Ирина Васильевна

Актуальность исследования  Частое совершение ошибок в СМИ и рекламе   Объект исследования - тексты рекламных плакатов, объявлений.  Цель  – провести исследование, чтобы выявить частоту неправильного употребления слов, расстановки знаков препинания и ошибок в рекламе и СМИ.

Актуальность исследования

Частое совершение ошибок в СМИ и рекламе

Объект исследования — тексты рекламных плакатов, объявлений.

Цель – провести исследование, чтобы выявить частоту неправильного употребления слов, расстановки знаков препинания и ошибок в рекламе и СМИ.

Задачи -составить список ошибок в рекламах, ценниках, вывесках города Смоленска; -постараться выявить причины их появления в СМИ; -провести анкетирование со следующей целью: узнать, как часто людям встречаются подобные ошибки и как они к ним относятся; -составить памятку по бережному отношению к русскому языку. Гипотезы: 1) Я считаю, что речь рекламы и СМИ имеет очень большое влияние на культуру речи людей, особенно молодежи. 2) Я думаю, что в рекламе на улицах города Смоленска удастся найти не очень много ошибок. 3) Я думаю, немногие сталкивались с ошибками в рекламе.

Задачи

  • -составить список ошибок в рекламах, ценниках, вывесках города Смоленска;
  • -постараться выявить причины их появления в СМИ;
  • -провести анкетирование со следующей целью: узнать, как часто людям встречаются подобные ошибки и как они к ним относятся;
  • -составить памятку по бережному отношению к русскому языку.

Гипотезы:

1) Я считаю, что речь рекламы и СМИ имеет очень большое влияние на культуру речи людей, особенно молодежи.

2) Я думаю, что в рекламе на улицах города Смоленска удастся найти не очень много ошибок.

3) Я думаю, немногие сталкивались с ошибками в рекламе.

Глава 1.  1.1. Влияние СМИ на культуру речи  Я номер набрал  И ошибся звонком -  Голос женский совсем незнаком.  Но так глубок,  Необычен, личен -  Казалось,  Всю жизнь мечтал о таком.  Он тих, но вот-вот зазвучит,  Только троньте...  И вдруг я слышу:

Глава 1. 1.1. Влияние СМИ на культуру речи

Я номер набрал И ошибся звонком — Голос женский совсем незнаком. Но так глубок, Необычен, личен — Казалось, Всю жизнь мечтал о таком. Он тих, но вот-вот зазвучит, Только троньте… И вдруг я слышу: «Куда вы звОните!?» И сразу, как будто град в окно, Как будто меня обокрали в кино. -Ах, девушка, извините — Не звОните, а звонИте! — А она в ответ: «Не всё ли равно». Ей все равно. Ушла. Откололась. А мне теперь забывать ее голос.

По данным последних исследований, степень жаргонизации речи превышает 50% для мужчин, юношей и 30% для девушек и женщин (т.е. улет, отпад, супер   и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения) (%)

По данным последних исследований, степень жаргонизации речи превышает 50% для мужчин, юношей и 30% для девушек и женщин (т.е. улет, отпад, супер   и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения)

(%)

Языковая раскрепощенность, временами притупляет чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи. Современная периодическая печать пестрит заимствованиями, жаргонной лексикой. Снятие идеологических запретов, стремление обновить лексико-стилистические ресурсы публицистики обусловливают высокую степень раскованности печати. 

  • Языковая раскрепощенность, временами притупляет чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.
  • Современная периодическая печать пестрит заимствованиями, жаргонной лексикой. Снятие идеологических запретов, стремление обновить лексико-стилистические ресурсы публицистики обусловливают высокую степень раскованности печати. 

Появилось перенасыщение языка СМИ американизмами, и обилие в нем жаргонной, и даже нецензурной лексики, и нарушение нормального темпа и нормативного интонационного рисунка речи. В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым.

  • Появилось перенасыщение языка СМИ американизмами, и обилие в нем жаргонной, и даже нецензурной лексики, и нарушение нормального темпа и нормативного интонационного рисунка речи.
  • В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым.

Глава 2.  1. Причины появления ошибок в рекламе и СМИ Безграмотность рекламных менеджеров

Глава 2. 1. Причины появления ошибок в рекламе и СМИ

  • Безграмотность рекламных менеджеров

Умышленное употребление ошибок

  • Умышленное употребление ошибок

Экономия владельца фирмы или рекламируемого товара.

  • Экономия владельца фирмы или рекламируемого товара.

Отсутствие контроля за выполнением заказа

  • Отсутствие контроля за выполнением заказа

2.2. Классификация ошибок в рекламе  Грамматические. Это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Грамматические ошибки бывают двух видов: морфологические и словообразовательные.

2.2. Классификация ошибок в рекламе

  • Грамматические. Это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Грамматические ошибки бывают двух видов: морфологические и словообразовательные.

Орфографические. Это, попросту говоря, ошибка в написании слова. Такие ошибки, в отличие от, например, грамматических ошибок, не воспринимаются на слух.  Само слово «орфография» образовано от двух греческих: «орфо» – «правильный» и «графо» – «пишу», т. е. орфография – это раздел науки о правильном написании слов.

  • Орфографические. Это, попросту говоря, ошибка в написании слова. Такие ошибки, в отличие от, например, грамматических ошибок, не воспринимаются на слух.

Само слово «орфография» образовано от двух греческих: «орфо» – «правильный» и «графо» – «пишу», т. е. орфография – это раздел науки о правильном написании слов.

Пунктуационные. Это неправильное расположение пунктуационных знаков в тексте или их отсутствие там, где они должны быть при написании. Пропущенный или неправильно расставленный абзац, так же является пунктуационной ошибкой. Эти ошибки встречаются в основном в неправильных рекламных слоганах, которых в Смоленске обнаружить не удалось.

  • Пунктуационные. Это неправильное расположение пунктуационных знаков в тексте или их отсутствие там, где они должны быть при написании. Пропущенный или неправильно расставленный абзац, так же является пунктуационной ошибкой. Эти ошибки встречаются в основном в неправильных рекламных слоганах, которых в Смоленске обнаружить не удалось.

Опечатки. Это ошибка в печатном тексте, обычно в результате случайности. Чаще всего, в результате опечатки нарушается порядок букв в слове, одна буква исчезает из слова, добавляется лишняя буква или одна буква заменяется другой.

  • Опечатки. Это ошибка в печатном тексте, обычно в результате случайности. Чаще всего, в результате опечатки нарушается порядок букв в слове, одна буква исчезает из слова, добавляется лишняя буква или одна буква заменяется другой.

2.3. Список ошибок в рекламе города Смоленска

2.3. Список ошибок в рекламе города Смоленска

Ошибка – квашеННая Правильно - квашеная

Ошибка – квашеННая

Правильно — квашеная

Ошибка – цИпленок Правильно - цыпленок

Ошибка – цИпленок

Правильно — цыпленок

Ошибка – морячЁк Правильно – морячок

Ошибка – морячЁк

Правильно – морячок

Ошибка – стоЙмость Правильно - стоимость

Ошибка – стоЙмость

Правильно — стоимость

Ошибка – осчаСЛивь Правильно - осчастливь

Ошибка – осчаСЛивь

Правильно — осчастливь

Ошибка – в течениИ Правильно – в течение

Ошибка – в течениИ

Правильно – в течение

Грамматические  Ошибка – «Чудо» творожное, вишневый  Правильно – «Чудо» творожное, вишневое  ИЛИ  «Чудо» творожный, вишневый

Грамматические

Ошибка – «Чудо» творожное, вишневый

Правильно – «Чудо» творожное, вишневое

ИЛИ

«Чудо» творожный, вишневый

Ошибка – золотая семечка Правильно – золотое семечко

Ошибка – золотая семечка

Правильно – золотое семечко

Ошибка – вдОвое Правильно – вдвое

Ошибка – вдОвое

Правильно – вдвое

Ошибка – ежндеевно Правильно – ежедневно

Ошибка – ежндеевно

Правильно – ежедневно

Ошибки в рекламе города Смоленска 10% 15% 75%

Ошибки в рекламе города Смоленска

10%

15%

75%

Глава 3.  3.1. Результаты анкетирования Удавалось ли вам замечать ошибки в рекламе, СМИ или речи телеведущих?

Глава 3. 3.1. Результаты анкетирования

  • Удавалось ли вам замечать ошибки в рекламе, СМИ или речи телеведущих?

Если - да, как вы к ним относитесь? Если - нет, как бы отнеслись, когда увидели?

  • Если — да, как вы к ним относитесь? Если — нет, как бы отнеслись, когда увидели?

Замечали ли вы ошибки в речи друзей, знакомых?

Замечали ли вы ошибки в речи друзей, знакомых?

Допускаете ли вы сами ошибки в письменной или устной речи?

  • Допускаете ли вы сами ошибки в письменной или устной речи?

Исправляете ли вы друга, если он допустит ошибку в речи или записи?

  • Исправляете ли вы друга, если он допустит ошибку в речи или записи?

Проведя опрос, я выяснила, что большинство людей встречались с ошибками в рекламе и их это раздражает. Оказывается, многие считают, что допускают ошибки в речи. Также большинство замечают ошибки в речи друзей, а половина опрашиваемых их исправляют.

  • Проведя опрос, я выяснила, что большинство людей встречались с ошибками в рекламе и их это раздражает. Оказывается, многие считают, что допускают ошибки в речи. Также большинство замечают ошибки в речи друзей, а половина опрашиваемых их исправляют.

3.2. Памятка по бережному отношению к русскому языку

3.2. Памятка по бережному отношению к русскому языку

После проведения исследования, две из трех моих гипотез подтвердились: первая гипотеза о важной роли СМИ в культуре современной речи безусловно оправдалась; вторая гипотеза о не очень большом количестве ошибок в рекламе города Смоленска тоже оказалась верной; но, выдвинув третью гипотезу, я ошиблась. Оказалось, что большинство моих знакомых все-таки сталкивались с ошибками в рекламе.

После проведения исследования, две из трех моих гипотез подтвердились:

  • первая гипотеза о важной роли СМИ в культуре современной речи безусловно оправдалась;
  • вторая гипотеза о не очень большом количестве ошибок в рекламе города Смоленска тоже оказалась верной;
  • но, выдвинув третью гипотезу, я ошиблась. Оказалось, что большинство моих знакомых все-таки сталкивались с ошибками в рекламе.

Список использованной литературы Собственные наблюдения Шапошников В. Н.  «Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения» studopedya.ru www.studfiles.ru ru.wikipedia.org www.bolshoyvopros.ru content-factory.ru neoko.ru gramma.ru sch2kr.ru fb.ru www.orthedu.ru

Список использованной литературы

  • Собственные наблюдения
  • Шапошников В. Н.  «Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения»
  • studopedya.ru
  • www.studfiles.ru
  • ru.wikipedia.org
  • www.bolshoyvopros.ru
  • content-factory.ru
  • neoko.ru
  • gramma.ru
  • sch2kr.ru
  • fb.ru
  • www.orthedu.ru

Факапы так или иначе бывают в жизни любого. Иногда авторы преувеличивают, иногда допускают неточности, иногда их ошибки перепечатывают, и уже никто не помнит, как было на самом деле. Рано или поздно досадная опечатка может проникнуть и в ваш текст, и неважно, насколько хорошо налажен у вас процесс фактчекинга. Вал комментариев, репосты и негатив – страшный сон для тех, кто пишет и выпускает.

Мы решили рассказать, как медиа с большим штатом ошибаются, но умеют правильно выходить из ситуации и обращать факап себе в плюс.

История первая. Как «Инициал» подвел «Лайфхакера»

У редакции «Лайфхакер» есть проект «Инициал» – это телеграм-канал и «Инстаграм» про грамотность и филологию русского языка, а также почтовая рассылка, где команда издательства бесплатно делится опытом своих редакторов и авторов.

Недавно в «Инстаграме» «Инициала» опубликовали отрывок текста, про происхождение русского слова – «Кого раньше называли бабой».

В комментарии пришла одна из читательниц, филолог Светлана Гурьянова, и указала на ошибку в публикации и некорректную трактовку происхождения слова.

В контексте лингвистического проекта «Инициал» эта ошибка была очень серьезной

Редакторы «Лайфхакера» поделились с нами своим опытом. Вот как действовать редакции, если у вас такая же беда.

  1. Выясните, действительно ли в материале допущена ошибка. Комментарии оставляют разные люди. Не кидайтесь исправлять материал после первого замечания. Скрупулезно проверьте все факты и найдите правдивый источник. Если ошибка действительно допущена, начинайте действовать.
  2. Внесите в материал правки. Ваши читатели видят ошибочную информацию здесь и сейчас. Недостоверные сведения влияют на вашу репутацию, а в некоторых ситуациях могут привести к непоправимым последствиям.
    Если вы создали ошибочную инструкцию, дали неправильные советы о здоровье, опубликовали некорректный текст про действия, которые могут стать опасными для читателя, исправление неточности – приоритет номер один.
  1. Настало время разобраться с причинами. Это не то же самое, что найти виноватых. Ошибка в публикации – в первую очередь сигнал, что процесс в редакции дал сбой. Восстановите поэтапно цепочку взаимодействий: кто был ответственным за каждый этап, и почему защита от ошибки не сработала. Выявив слабые места, вы исключите повторение ситуации и даже разовое явление обратите на пользу.

В случае с «Инициалом» редакция выяснила, что наложилось несколько факторов: текст писал новый автор – это буквально было его тестовое задание. Предполагалось, что текст внимательно проверят, но именно в тот день у редактора была слишком большая нагрузка. В результате один из источников ускользнул от его внимания. На всякий случай редакция проверила все тексты, которые редактор правил тот день, на предмет ошибок.

  1. Расскажите об ошибке читателям. И извинитесь. Составьте сообщение о неточности. Так делают далеко не все издательства, но, если с читателями строятся честные и доверительные отношения, искренне извинитесь и поблагодарите автора замечания. Люди оценят.

  1. Сделайте выводы и идите дальше. «Инициал» не просто пересмотрел распределение нагрузки между редакторами после этого случая, но и выпустил оформленный кейс в своем телеграм-канале, чтобы другие команды тоже поступили правильно в такой же ситуации.

Если ошибка небольшая, поблагодарите комментатора, который на нее указал, и вставьте правильный текст.

Из любой ситуации нужно извлекать не только уроки, но и пользу. Пересмотрите процессы, сделайте выводы на будущее и поделитесь с другими своим опытом. Результат будет даже лучше, чем вы ожидали на старте.

История вторая. Как программисты не поделили код

Есть у школы «Яндекс.Практикум» свое медиа – журнал «Код». «Главредит» в нем гуру информационного стиля Максим Ильяхов. Ребята делают отличную подачу материалов, интересно ведут телеграмм и… тоже иногда ошибаются.

Одна из опубликованных в журнале статей вызвала нарекания у читателей. Один из них даже написал целую заметку на Habr. В ней он подробно описал свою точку зрения, а также разобрал ошибки в публикации.

Вот как поступила редакция «Код». Статью с ошибкой убрали с сайта. На ее месте разместили сообщение с обращением к читателям.

Автор статьи принес свои извинения заметившему ошибки читателю в комментариях на Habr.

Так классно извиняться тоже надо уметь

Такой открытый диалог с читателями дает преимущество – вы получаете доверие аудитории.

Ошибиться может каждый: что нужно проверять

Ошибки могут дорого обойтись издательству и его автору, поэтому процесс проверки достоверности – один из обязательных этапов работы над материалом. Вот короткая памятка, на что нужно обратить внимание при проверке статьи.

  • Проверяйте в тексте все

Критичный подход и внимание к любым деталям – совет номер один. Проверяйте даже малозначительные детали, в том числе имена, даты и цифры. Если есть сомнения, или вы не нашли подтверждения данных, лучше исключите их из статьи. Или…

  • Найдите первоисточники

Ссылаясь на перепечатанный материал, вы сильно рискуете. При любых обстоятельствах ищите оригинал информации. Зачастую при перепечатывании данные искажаются. Пройдя несколько интерпретаций, к вам попадет материал с изрядно измененным смыслом. Если речь идет об иностранном источнике, наложится еще и неточность перевода.

  • Спросите экспертов

Если тема узкая, и у вас есть сомнения в правильности материала, найдите эксперта и попросите его оценить материал. Даже если он не сможет с ходу подтвердить или опровергнуть факты, он укажет на места, которые вызывают сомнения и требуют дополнительной проверки.

  • Копайте глубже

Это больше совет для авторов. Не нужно просто «писать текстики». Материал не должен уйти в печать, пока вы не уверены, что все факты и ответы досконально изучены.

  • Проверьте выводы

Материал собран, статья написана, выводы сформулированы. Проверьте, насколько заключения автора объективны и независимы. Нет ли в нем желания поддержать какую-то одну сторону?

Факты и их последствия. Проверим на примерах

Публикация непроверенных данных, ошибочные выводы и просто опечатки могут привести к серьезным последствиям.

Самая дорогая опечатка

Американский телефонный справочник «Желтые страницы» в 1988 году опубликовал рекламу калифорнийского турагентства. В тексте, описывающем «экзотические туристические направления» допустили опечатку, пропустив «erotic holidays» вместо «exotic holidays».

Из-за ошибки компания потеряла 80 % процентов бизнеса, ведь основными клиентами турагентства были семейные пожилые люди. Компания подала в суд на владельцев справочника и выиграла иск на 18 миллионов долларов. Кстати, сама реклама стоила 230 долларов.

Ошибка в новостной ленте Медуза

Письмо с извинениями от «Мегаплана»

Легендарную рассылку от «Мегаплана» читали многие, но в одном из писем из-за технической ошибки не сработала ссылка на бесплатную книгу для читателей.
Часть получателей даже не заметили этого, но письмо с извинениями никого не оставило равнодушным.

Пост гендиректора Ozon с сообщением об ошибке

Ошибка в цене iPhone вызвала большой резонанс у клиентов интернет-магазина. В результате генеральный директор компании Маэль Гавэ публично извинилась в Facebook, предложив покупателям компенсацию.

Ошибки в соцсетях

Невнимательность в подготовке постов может бросить тень на весь выпускаемый вами контент и на отношения с читателями. Если вы допустили ошибку, не удаляйте посты безвозвратно, а начните непростой, но важный диалог с читателями.

Важно показать подписчикам, что вам не все равно, вести с ними честный диалог и реагировать на комментарии. Отвечая на вопросы и уточнения, вы выигрываете.

Редакторы вспоминают: ошибки и провалы профессионалов

Начинающему автору может показаться, что профессионалы никогда не ошибаются. И отчасти это правда. Отличие хорошего автора от плохого – умение работать с источниками, не допускать двусмысленности и… делать выводы из своих ошибок.

Мудрость от Павла Федорова

Редактор «Лайфхакера» и «КБ Палиндром» Павел Федоров написал в своем телеграм-канале поучительную притчу про ошибки редактора.

«Проверяйте ссылки перед публикацией

По легенде, эту мудрость первым редакторам нашептали древние медийные боги. Ее отлили в золоте, высекли в камне – и стали воспевать во время священного обряда вычитки.

Один молодой и подающий надежды специалист пренебрег этим правилом – и жестоко поплатился за это. Он не знал, что по роковой случайности в текст попал линк на видео с порнхаба. Который позже открыл заказчик.

Затихли птицы, скрылось за тучами солнце, гром и молния слились в оглушающем танце – так разрушителен был гнев клиента. Длился он три дня и три ночи. Много голов тогда полегло.

Но утихла буря. Раскрылись бутоны цветов, животные вернулись в леса, вновь раздался детский смех. Редактор выбрался из-под завалов и увидел перед собой парящую в воздухе кнопку. Нажав на нее, он попал на залитую солнцем страницу с текстом, который гласил: «Всегда проверяйте ссылки в документе».

В тот же миг редактор понял, что ничто не даст ему такой радости, как проверка ссылок перед публикацией. И в этом есть сила его, и таким будет путь его.

Аминь».

Поучительная история от Игоря Белкина

Профессиональный журналист Игорь Белкин писал для многих изданий, долгое время работал бильдредактором «Ленты.ру». Вот такую историю он опубликовал на своей странице «ВКонтакте».

Шел 2008 год, «Лента.Ру» только пришла в себя после печально известной истории с Виктором Пиписькиным.

Я тогда работал редактором, писал новости, много. Схема работы была такая: ты пишешь заметку, выкладываешь ее. В это время в папку новости бильдредактор кладет картинку и высылает тебе подпись к ней в формате .Alt (Подпись, автор фото).

По ряду причин в аське бильдредактор Стас Малофеев (мой старинный друг, который в свое время и надоумил меня написать письмо в «Ленту», вдруг возьмут) назывался у меня «Полух.. в недопальто».

Так вот. Я пишу срочную новость про генсека НАТО Яапа де Хооф Схеффера. Новость срочная, поэтому действую рефлекторно – быстро выложил, быстро открыл сообщение от Стаса, CMD+C, CMD+V, «Обновить»».

Открываю заметку и понимаю, что меня парализовало. Вместе с «альтом» я скопировал и никнейм Стаса. Поэтому новость, стоящая на втором по козырности месте на главной, начинается со слов: «Полух.. в недопальто Яап де Хооф Схеффер…»

Я понимаю: это конец всему. Любимая работа, которой я жил и дышал последние два года, для меня закончилась в эту минуту из-за одной нелепой х..и. Очень нелепой.

Не надеясь особо ни на что, я захожу в редактуру, убираю ненужное словосочетание, жму «Обновить». Закуриваю сигарету. Потом вторую, от первой. Потом третью. Жду.

Мне в тот день чертовски повезло. Никто из читателей не заметил, а даже если и заметил, – не заскринил. И публикация текста произошла ровно в промежутке между тем, как роботы «Яндекса», «Рамблера» и «Гугла» шерстили сайт «Ленты».

После этого я переименовал в аське всех коллег с кличек, в основном матерных, на нормальные имена.

ВВС Russia и итоги года в ошибках

Русская служба «Би-би-си» в шуточной форме поделилась с читателями подборкой самых нелепых ошибок и опечаток в своих материалах.

Некоторые наши перлы бдительный редактор успевал замечать до публикации:

  • Решение ЕС о продлении санкций против ЕС вступило в силу.
  • Под запрет попадают сами чиновники, их жены и несовершеннолетние жены.
  • Это удалось сделать после затяжной Асады контролируемой повстанцами части города, которую вела сирийская правительственная армия.
  • Так что есть основания полагать, что мы можем утверждать, что речь идет о неравной оплате труда для работающих на полставки.
  • Это хорошие новости для полиции, а также для тех, кто любит получать возбуждение от коллективных действий и ценит то чувство причастности, которое дает толпа людей.

Но некоторые все-таки просочились на сайт:

  • Политика с молодых лет преследовали испытания со здоровьем, однако он находил в себе силы жить дальше.
  • Как передает корреспондент Русской службы Би-би-си из зада суда…
  • На вопрос Би-би-би…
  • Медведица приближалась к Нельсону на полной скорости.

Выходим из ситуации правильно: пошаговая инструкция

Ошибаются и авторы-новички, и бренд-медиа, профессиональные СМИ с огромным штатом редакторов и корректоров. Правильная тактика – учиться на чужих и (стремиться) не совершать свои.

Делайте все, чтобы в ваших текстах не было ошибок. Если они все же есть, вот план действий.

  1. Сохраняйте спокойствие и не кидайтесь на поиски виновного.
  2. Убедитесь, что ошибка действительно допущена.
  3. Исправьте материал. Дотошно, скрупулезно, тщательно.
  4. Разберитесь с причиной.
  5. Извинитесь перед читателями. Искренне, открыто, по-человечески.
  6. Сделайте выводы и извлеките пользу.
  7. Не повторяйте ошибок.

Ошибки бывают у всех. Ошибки – это нормально. Научитесь искренне признавать свои промахи и делать из них выводы. Это пригодится не только в работе с текстами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки дмрв ваз 2115
  • Ошибки допускаемые при собеседовании
  • Ошибки допускаемые при решении задач на движение
  • Ошибки дмитрия медведева
  • Ошибки допускаемые при производстве судебной налоговой экспертизы