Ошибки допускаемые при проведении инвентаризации и их последствия

Все материалы сюжета
«Инвентаризация»

Если ошибки, допущенные в ходе инвентаризации, приведут к искажению отчетности на 10% и более, администрацию могут оштрафовать по ст. 15.11 КоАП РФ на сумму от 5 до 10 тыс. руб. Возможны и другие неприятные последствия.

Предлагаем ознакомиться с перечнем ошибок, которые чаще всего компании допускают в ходе годовой ревизии, чтобы их избежать или вовремя исправить. И конечно, даем ссылки на материалы системы КонсультантПлюс, где вы можете получить дополнительную информацию по вопросу или скачать образцы документов. Все материалы системы можно смотреть бесплатно, оформив пробный доступ.

Документ / Процедура

В чем ошибаются

Ссылка на материал КонсультантПлюс
(бесплатно)

Приказ об инвентаризации

Не указаны или не заполнены обязательные реквизиты: даты начала и окончания инвентаризации, состав комиссии, перечень проверяемых имущества и обязательств, порядок инвентаризации

Образец приказа об инвентаризации

Неправильный состав комиссии: включены лица, которых в ней быть не должно, например, МОЛ, или нет тех, кто должен входить в комиссию

Кто может и кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Сроки в приказе не соответствуют масштабу инвентаризации.

Часто бывает, что фронт работ большой, а период инвентаризации пара дней. Это укажет на то, что ревизия была формальной, и даст повод усомниться в результатах

В какие сроки проводят инвентаризацию

Действия до начала инвентаризации

От МОЛ не получены приходно-расходные документы и расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны

Образец расписки материально ответственного лица перед началом инвентаризации

Начало инвентаризации

На инвентаризации отсутствует член комиссии или МОЛ.

Отсутствие члена инвентаризационной комиссии является основанием для признания ее результатов недействительными. Такие же последствия грозят, если член комиссии распишется на документах, но затем выяснится, что присутствовать на ревизии он не мог физически (например, болел, был в командировке и т. п.).

Если кто-то из комиссии не пришел, и оперативная замена по приказу руководителя невозможна, инвентаризацию следует отложить, приостановить.

Отсутствие МОЛ может повлечь не только недействительность результатов, но и сложности с взысканием ущерба, если обнаружится недостача.

В таких случаях инвентаризация также откладывается. Исключением является случай, когда присутствие МОЛ невозможно в течение длительного периода времени (в том числе по болезни) или МОЛ уклоняется от участия в инвентаризации

Как провести инвентаризацию без МОЛ

Собственно инвентаризация

Здесь ошибки могут быть самыми разными, всё зависит от участка (вида имущества или обязательств), который проверяется, например:

  • забывают про инвентаризацию резервов;
  • при проверке ТМЦ не ведут отдельные описи на ценности, которые поступают и отпускаются во время инвентаризации;
  • на опечатывают помещение с проверяемыми ТМЦ при каждом уходе из него комиссии и т. п.

Вам в помощь Путеводитель по годовой бухотчетности, раздел «Инвентаризация»

Оформление итоговых документов

При инвентаризации последовательно оформляются:

  • приказ о ее проведении;
  • инвентаризационные описи (акты);
  • сличительные ведомости (если выявлены отклонения);
  • протокол итогового заседания инвентаризационной комиссии;
  • приказ руководителя об утверждении результатов.

При формировании этих документов следует не только соблюдать правила их оформления (проставлять прочерки и все обязательные записи, подводить итоги и пр.), но и обращать внимание на хронологию издания документов и временные промежутки, приходящиеся на каждый этап, фиксируемый соответствующим документом. Даже если время не отпечатывается на бумажном носителе, хронологию легко отследить в вашем ПО. Нестыковки или нереальность временных затрат могут повлечь претензии к результатам инвентаризации от контролеров, аудиторов и пр.

Подборка форм по инвентаризации

См. также нашу статью «Инвентаризация в условиях коронавируса (рекомендации, образцы)».

Провести в конце года инвентаризацию — святой долг бухгалтера. И каким бы скучным ни казался этот процесс, никуда от него не денешься. Речь пойдет не только о том, как ее провести, но и о возможных инвентаризационных ошибках. В статье вы найдете их конкретный перечень. Вооружившись такой полезной информацией, вы оградите себя от нежелательных последствий ошибок.

В процессе работы организация приобретает различное имущество, рассчитывается с поставщиками и покупателями, выдает и получает кредиты и займы. Все эти сведения отражаются на счетах бухгалтерского учета, формируя финансово-экономические показатели деятельности предприятия.

Достоверность этих показателей не вызывает сомнение, только если они подтверждаются фактическим наличием имущества и обязательств. Проверить, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета, поможет инвентаризация.

Прямо в цель

Выявить фактическое наличие имущества, сопоставить полученные результаты с данными бухгалтерского учета, а в случае недостачи, излишков или порчи материальных ресурсов определить виновных лиц — таковы цели инвентаризации. Если при пересчете попадутся бракованные материальные ресурсы, потребуется сформировать обоснованные заключения и подготовить документы для их уценки и списания.

И это далеко не все цели инвентаризации. Вам придется также принять меры по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, списать в установленном порядке обязательства по истечении сроков давности и пр.

Порядок проведения инвентаризации определяется приказом об учетной политике и должен соответствовать требованиям приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания). Провести ее могут постоянно действующая, рабочая или разовая комиссии. При этом в инвентаризации обязательно должны участвовать материально ответственные лица.

«Отделаться» инвентаризацией только одного участка не удастся. Проверить придется все имущество организации, все виды финансовых обязательств. Имущество, которое не принадлежит организации, но числится в бухгалтерском учете, например на хранении, арендованное или полученное для переработки, — не исключение.

Итоги «переписи» оформляются документально. Чтобы отразить полученные результаты в учете, используйте типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Не удивляйтесь «древней» дате этого документа — он все еще действует. Если хотите, можете разработать собственные формы. Но помните: они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (наименование документа, дату его составления и т. д.).

Но прежде чем говорить об оформлении результатов инвентаризации, разберемся, когда организация вправе, а когда обязана ее проводить.

Добровольно-принудительный режим

Инвентаризация может проводиться добровольно. Но есть случаи, когда провести ее просто необходимо. Перечислим их. Итак, инвентаризация обязательна:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного или муниципального (унитарного) предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • если установлены факты хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации.

Как видите, этот перечень достаточно обширный. Но есть организации, которые предпочитают не проводить инвентаризацию, когда это необходимо. Благо, их число не так велико (см. рисунок). Помните, что, хотя штраф за непроведенную инвентаризацию не установлен, отсутствие первичных документов об этом мероприятии все же образует состав налогового правонарушения по статье 120 Налогового кодекса. Нет документов — плати штраф 5000 рублей. А если нет документов по проведенной годовой инвентаризации минимум за два года, то штраф составит 15 000 рублей.

Рисунок. Проводите ли вы инвентаризацию всегда, когда это необходимо?*

Рисунок. Проводите ли вы инвентаризацию всегда, когда это необходимо?

* Результаты опроса составлены по состоянию на 23 октября 2008 года по данным интернет-портала www.buhgalteria.ru.

И все же преобладающее большинство участников опроса высказались за инвентаризацию во всех необходимых случаях.

Несмотря на то что, например, материально ответственные лица в одних организациях меняются нечасто, а в других — каждый месяц, инвентаризация в конце года обязательна для всех. Чтобы вам лишний раз не изучать методичку, напомним об этапах, по которым она проводится.

Этап № 1. Готовим «почву»

Для начала руководитель организации должен издать приказ по форме ИНВ-22. В ней определяют содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, сроки представления документов в бухгалтерию, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.

Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо должно рассортировать все материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, которая предшествует подсчету остатков материальных ценностей. Во-первых, она пломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности, во-вторых, проверяет весы и мерную тару. Кроме того, материально ответственные лица представляют комиссии отчеты со всеми документами, подтверждающими движение ТМЦ и денежных средств.

Они дают также расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества.

Если в учреждении материально ответственного лица нет, то им считается руководитель.

комментарий специалиста

Е. Диркова, аудитор, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»:
«Для проведения инвентаризаций в каждой организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включают представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Если у компании заключен договор на проведение аудиторской проверки и имеются значительные объемы материально-производственных запасов, то при их инвентаризации должен присутствовать аудитор. Такой порядок установлен пунктом 2 Правила (стандарта) № 17 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). По распоряжению руководителя компании представитель аудиторской организации может быть включен в состав инвентаризационной комиссии».

Этап № 2. Опись по факту

Затем описывается имущество и обязательства, т. е. проводится их вещественная и документальная проверка.

После того как проверено наличие материальных ценностей, составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. Для каждого вида имущества заполняют свою форму такого документа — например, по результатам инвентаризации основных средств — ИНВ-1, нематериальных активов — ИНВ-1а, товарно-материальных ценностей — ИНВ-3 и т. д. (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Этап № 3. «Подобьем» результаты

Далее инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию. Здесь сравниваются данные учета и инвентаризации, а после составляется сличительная ведомость. Она оформляется только по тем активам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (п. 4.1 Методических указаний). Например, если обнаружены излишки основных фондов, составляется сличительная ведомость ИНВ-18, а для товарно-материальных ценностей — ИНВ-19.

Когда будете составлять сличительные ведомости, учитывайте пересортицу товарно-материальных ценностей. Помните, что недопустимо учитывать товары одного сорта в составе другого. Не забывайте про суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы, и то, что потери списываются в пределах норм естественной убыли.

На ценности, которые не принадлежат организации, но числятся в бухгалтерском учете (находятся на ответственном хранении, арендованы или получены для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам этих ценностей представляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

Итоговые данные по всем видам имущества и обязательств заносятся в ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26).

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Этап № 4. Документы — на подпись!

Ведомость подписывается главным бухгалтером и руководителем учреждения. Одновременно издается приказ (распоряжение) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для того, чтобы внести соответствующие записи в регистры бухгалтерского учета. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее пяти лет.

А самое каверзное в инвентаризации — ошибки. Ведь она может поднести сюрпризы не только в виде излишков и недостач имущества.

О том, как учесть в бухгалтерском и налоговом учете выявленные в ходе инвентаризации излишки и недостачи, читайте в статье «Посчитайте имущество». А в таблице приведены возможные ошибки и их последствия. Надеемся, подготовленный материал поможет вам их не совершать. А на будущее помните — не ошибается тот, кто ничего не делает.

Таблица. Инвентаризационные ошибки и их последствия

№ п/п Ошибка Последствие
1 Неверно оформлен приказ руководителя на проведение инвентаризации, а именно: не указаны сроки проведения инвентаризации, состав комиссии, перечень имущества Нет оснований для того, чтобы проводить инвентаризацию и, следовательно, признать ее результаты
2 Во время проведения инвентаризации документально подтверждено отсутствие хотя бы одного члена комиссии Результаты инвентаризации недействительны
3 Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре Результаты инвентаризации недействительны
4 У материально ответственных лиц не взяты расписки, согласно которым все приходные и расходные документы представлены в бухгалтерию Выявленные в результате инвентаризации нарушения можно оспорить, предъявив документы, оформленные в период проведения инвентаризации
5 Нарушена процедура инвентаризации: данные бухгалтерского учета сопоставляются с фактическим наличием, а не наоборот Из-за возможного искажения фактического наличия некоторые нарушения могут быть не выявлены
6 На каждой странице описей не выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
7 На каждой странице нет записей «Цены, итоги проверил» и «Подпись материально ответственного лица» (для форм, в которых такие подписи предусмотрены) На основании такого документа претензии к материально ответственному лицу предъявить невозможно
8 На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (для форм, в которых такие подписи предусмотрены) Если будут выявлены недостачи, предъявить претензии к материально ответственному лицу невозможно
9 Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии Исправления считаются недействительными
10 Инвентаризационные описи после утверждения результатов содержат незаполненные строки (строки не прочеркнуты) Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
11 Во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним лицам в помещение, в котором хранятся инвентаризационные описи Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации

Несмотря
на то, что порядок проведения инвентаризации
достаточно подробно регламентирован
действующим законодательством, на
практике организации очень часто его
нарушают.

Хотя
бы одно из нижеследующих нарушений
приводит к ситуации, когда проведенная
инвентаризация
считается недействительной
:

  1. Состав
    инвентаризационной комиссии не утвержден
    руководителем. Нет основания для
    проведения инвентаризации.

  2. Документально
    подтверждено отсутствие хотя бы одного
    из членов комиссии во время проведения
    инвентаризации. Результаты инвентаризации
    недействительны.

  3. В
    приказе не указаны сроки инвентаризации.
    Нет основания для начала проведения
    инвентаризации.

  4. Во
    время перерывов в работе комиссии не
    закрыт доступ посторонним к помещению,
    где хранятся инвентаризационные описи.
    Внесение исправлений, искажающих
    результаты инвентаризации.

  5. При
    невозможности остановки хозяйственной
    деятельности, приходно-расходные
    документы не завизированы председателем
    инвентаризационной комиссии. Имеется
    возможность оформить ранее не выписанные
    приходно-расходные документы.

  6. У
    материально ответственных лиц не взяты
    расписки о том, что все приходные и
    расходные документы сданы в бухгалтерию.

  7. Проводится
    сопоставление данных бухгалтерского
    учета с фактическим наличием, а не
    наоборот. Имеется возможность искажения
    фактических данных в соответствии с
    данными бухгалтерского учета.

  8. Инвентаризационная
    опись составлена в одном экземпляре.
    Результаты инвентаризации недействительны.

  9. Итоги
    должны быть выверены на каждой странице:
    число прописью, количество номеров и
    сумма материальных ценностей, а также
    общий итог в натуральных показателях,
    даже если подсчет велся в денежном
    измерении. Имеется возможность
    несанкционированных исправлений.

  10. На
    каждой странице нет записи «Цены, итоги
    проверил» и подписи материально
    ответственного лица. Инвентаризационная
    опись не является документом, на
    основании которого можно предъявлять
    претензии к материально ответственным
    лицам.

  11. Ошибки
    и исправления не подписаны и не заверены
    членами комиссии. Исправления считаются
    недействительными.

  12. Инвентаризационная
    опись после утверждения результатов
    содержит незаполненные строки. Имеется
    возможность внесения дополнительных
    данных.

  13. На
    последней странице инвентаризационной
    описи нет подписи материально
    ответственного лица об отсутствии у
    него претензий к членам комиссии и
    подтверждения, а также о том, что он
    принимает указанное в описи имущество
    на ответственное хранение.

Контрольный
тест по теме:

1.
При инвентаризации основных средств
проверяются:

1.  Договора
о полной материальной ответственности

2.  Пути
поступления в банк основных средств

3. Рыночные цены их реализации

2.
 
Инвентаризации
по объему охвата объектов делятся на
полные и частичные:

1.     Да

2.     Нет

3.
Инвентаризации по способу проведения
можно подразделить на такие виды:
сплошные, не сплошные и выборочные:

1.  Да

2.     Нет

4.

При
инвентаризации необходимо присутствие
материально ответственного лица:

1.    
Да

2.     Нет

5.
Задачи, которые следует решить при
проведении инвентаризации в ходе
ревизии, определяет:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Проведение инвентаризации – обязанность любой организации, определенная законодательством. Провести инвентаризацию быстро, качественно и без остановки производственного процесса поможет компания «Оррла-Ревизорро».

Следует учитывать, что инвентаризация — достаточно кропотливый и монотонный процесс. При недостатке опыта, желания или при наличии умысла возможно появление ошибок при инвентаризации.

Типы ошибок при проведении инвентаризации и их последствия

Ошибки, допущенные при инвентаризации, способны не только исказить достоверность бухгалтерского учета в организации, но также скрыть факты хищений и прочих правонарушений со стороны недобросовестных сотрудников.\

Кроме того, ошибки при инвентаризации могут иметь более серьезные последствия. Искажение бухгалтерского учета на 10% и более влечет за собой наложение штрафа на администрацию компании в размере 5-10 тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторные нарушения влекут за собой более серьезные последствия: штраф 10-20 тысяч рублей для должностных лиц, либо дисквалификацию на 1-2 года.

Также при неправильно оформленной и проведенной инвентаризации, ее результаты могут быть признаны недействительными. В данном случае организация лишается права взыскать компенсацию с суммы ущерба с ответственного сотрудника (при наличии факта недостачи).

Основные ошибки при инвентаризации можно условно поделить на три этапа проведения данного мероприятия:

  • начальный или подготовительный;
  • непосредственно пересчет ТМЦ;
  • подведение итогов.

Ошибки подготовительного этапа

Основные ошибки подготовительного этапа при проведении инвентаризации заключаются в неправильном составлении приказа:

  • Отсутствие обязательных сведений по составу членов комиссии (не менее 3-х человек), даты начала и сроках мероприятия, МОЛ и типах ТМЦ.
  • Слишком короткие сроки проведения ТМЦ. Результаты могут быть признаны недействительными и фиктивными при слишком быстром проведении переучета ТМЦ при относительно большой номенклатуре. Также следует учитывать, что сроки начала годовой инвентаризации не должны быть ранее 1 октября, но не позднее 31 декабря учетного года. Важно! Дата окончания инвентаризации может быть позднее конца отчетного года. Главное условие – закончить мероприятие до составления, утверждения и сдачи годовой финансовой отчетности.
  • Наличие МОЛ в составе комиссии. Материально-ответственный сотрудник является заинтересованным лицом, включение его в состав комиссии запрещено. Однако, инвентаризацию необходимо проводить в присутствии проверяемого МОЛ.
  • Вся документация по приходу, перемещению и расходу ТМЦ по МОЛ на момент начала инвентаризации должна быть сдана под расписку ответственного сотрудника. При поступлении, списании и реализации ТМЦ в процессе инвентаризации информацию заносят в отдельную ведомость.

Ошибки при пересчете ТМЦ и прочих активов

Основные ошибки при непосредственном проведении инвентаризации следует рассматривать с точки зрения объекта мероприятия (ТМЦ, денежные средства или другие активы).

При проведении годовой инвентаризации должны быть перепроверены все запасы и активы организации. Не учёт того или иного актива (например, дебиторской и кредиторской задолженности) является ошибкой при проведении обязательной ежегодной инвентаризации.

Также среди ошибок в ходе инвентаризации можно выделить следующее:

  • Отсутствие хотя бы одного члена комиссии или материально-ответственного лица. В данном случае результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными. Отсутствие МОЛ – достаточно серьезное нарушение. Однако, иногда организации сталкиваются с необоснованным отказом МОЛ присутствовать при инвентаризации. В таком случае должны быть составлены соответствующие акты или приглашены независимые эксперты, а также издан приказ о проведении инвентаризации в отсутствие МОЛ. В место подписи МОЛ в описях потребуется ставить отметки о причине и факте отсутствия МОЛ за подписью всех членов комиссии и независимых экспертов (при необходимости).
  • Строгие требования к промежуточному хранению документов. Во избежание несанкционированных приписок в инвентаризационных ведомостях заинтересованными лицами, формы следует хранить в сейфах и других недоступных местах, с опечатыванием помещения. В противном случае при выявлении фактов халатного хранения документов, результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

Ошибки при обработке результатов и подведении итогов

Подведение итогов инвентаризации также может быть выполнено с ошибками. Большую роль влияет хронология оформления документов. Сначала оформляется инвентаризационная опись, затем в сличительной ведомости проводят сопоставление данных, после чего заполняют акты по результатам инвентаризации. Нарушение хронологии в инвентаризационной ведомости, а также оформлении документов может быть рассмотрено с точки зрения формальности проведения обязательной инвентаризации.

Немаловажную роль играют подписи комиссии, МОЛ и ответственного за проверку описи сотрудника. В конце описи обязательно должна быть подпись МОЛ. В противном случае работодатель не имеет права на компенсацию ущерба при наличии недостач по результатам инвентаризации. Также все исправления в документах должны быть заверены всеми членами комиссии.

Таким образом, правильно оформление инвентаризации поможет обезопасить работодателя при нарушении служебных полномочий сотрудником и исключить риск получения штрафных санкций при налоговой проверке.

Независимая инвентаризация от компании «Оррла-Ревизорро» избавит вас от рисков возникновения ошибок на каждом этапе проведения инвентаризации тмц.

В соответствии со статьей 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Основным способом проверки соответствия фактического наличия имущества путем сопоставления с данными бухгалтерского учета признается в силу статьи Федерального закона «О бухгалтерском учете» инвентаризация имущества, порядок проведения которой определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

На чем чаще всего спотыкаются работодатели, доказывая в суде свои исковые требования о взыскании с работника суммы материального ущерба? Исходя из примеров судебной практики, можно сформировать перечень таких ошибок:

  • отсутствие расписок проверяемых материально-ответственных о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы (нарушение пункта 2.4 Методических указаний);
  • проведение инвентаризации в отсутствие проверяемого материально-ответственного лица (нарушение пункта 2.8 Методических указаний);
  • неправильное исправление ошибок в описях (нарушение пункта 2.9 Методических указаний);
  • отсутствие приказа о назначении инвентаризационной комиссии (нарушение пункта 2.3 Методических указаний);
  • неоформление инвентаризационных и сличительных описей (нарушение пунктов 2.5, 2.9, 4.1 Методических указаний);
  • отсутствие подписей всех членов инвентаризационной комиссии и проверяемых материально ответственных лиц (нарушение пункта 2.10 Методических указаний); 
  • отсутствие в конце описи расписки проверяемого материально ответственного лица, подтверждающей проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (нарушение пункта 2.10 Методических указаний);
  • допуск в период инвентаризации посторонних лиц в помещение, где она проводится (нарушение пункта 2.12 Методических указаний);
  • и иные ошибки.

Перечисленные ошибки – пожалуй, самые распространенные в процедуре инвентаризации. Но в практике встречаются и иные, менее популярные ошибки, на которые также стоит обратить внимание и учесть их, так сказать, на чужом опыте, не допустив их совершение на своем. Рассмотрим некоторые их них.

Нестандартная ошибка: не была проведена инвентаризация при приеме на работу материально-ответственного лица

Согласно пункту 1.5 Методических указаний проведение инвентаризаций обязательно в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел). Ошибка работодателя состоит в том, что при приеме на работу нового работника, на которого возлагается полная материальная ответственность, инвентаризация не проводилась. Подобная ошибка приводит к тому, что при последующем установлении недостачи работодателю не удается доказать период образования недостачи (образовалась ли она до приема нового работника или же уже при его работе), равно как и вину конкретно нового работника в недостаче.

Работодатель обратился в суд с иском к М. о взыскании недостачи, указав, что ответчица была принята на работу на должность продавца-кассира, с ней был заключен договор о материальной ответственности. В ходе исполнения ответчиком трудовых обязанностей в период с (…) по (…) образовалась недостача в размере (…) руб., которую М. признала, но не выплатила, а уволилась.

Суд при рассмотрении спора дал надлежащую оценку представленным истцом документам, в том числе: тетрадям учета поступления и продажи товара и поступившей от продажи товара выручки; актам ревизии по магазину, согласно которым выявлена недостача в размере (…) руб., за период с (…) по (…), и пришел к выводу, что представленные документы не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку не подтверждают передачу ответчице вверенных ей материальных ценностей в период ее трудовой деятельности и образование недостачи по вине последней.

Истец не представил суду и доказательств проведения инвентаризации товара на дату приема ответчика на работу, передачи (вручения) этого товара ответчику, передачи товара от одного продавца другому при смене на рабочем месте. Договоры о коллективной материальной ответственности с участием М. также не заключались. Принимая во внимание также, что работодателем не была проведена надлежащая проверка с целью установления размера недостачи, причин ее возникновения, при том, что судом установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, в том числе ненадлежащее ведение работодателем финансово-хозяйственной документации, суд пришел к правильным выводам об отказе в удовлетворении заявленного иска (решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29.01.2014; апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.04.2014 по делу № 33-1925/2014)1.

Вывод: чтобы в последующем не испытывать трудностей в доказывании своих требований к работнику о возмещении материального ущерба, следует изначально, то есть при приеме на работу нового материально-ответственного лица, четко исполнять требования законодательства РФ, в частности, провести инвентаризацию в соответствии с требованиями пункта 27 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, и пункта 1.5 Методических указаний, как при смене материально-ответственных лиц.

Обратите внимание!

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» разъяснено, что обязанность доказать наличие прямого действительного ущерба, размер причиненного ущерба при разрешении дела о возмещении ущерба работником возлагается на работодателя.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника.

При доказанности работодателем указанных выше обстоятельств работник должен доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.

Нестандартная ошибка: спорность факта ущерба и вины работника не может подтверждаться неправильно оформленным отчетом независимого аудитора

В случае спорности отчета ревизионной комиссии факт причинения ущерба руководителем предприятия может подтверждаться отчетом ревизионной комиссии и отчетом независимого аудитора. Указанные документы для признания их относимыми и допустимыми доказательствами должны быть надлежаще оформлены. В противном случае неправильно оформленный документ не может быть положен в основу доказательства правомерности требований работодателя о взыскании с работника суммы материального ущерба.

ТСЖ попыталось взыскать материальный ущерб с бывшего председателя правления. В качестве доказательств своих требований ТСЖ представило отчет независимого аудитора, в котором сделан вывод о необоснованном расходовании бывшим председателем денежных средств со счета ТСЖ. Суд же отчет не принял во внимание, поскольку достоверным и достаточным доказательством причинения ответчиком ущерба в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей (неосновательного расходования денежных средств, полученных работником в подотчет на хозяйственные нужды) данный акт не является. В обоснование своих выводов суд указал следующее. 

Суд проанализировал положения устава ТСЖ, согласно которым ревизионная комиссия (ревизор) проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже одного раза в год; представляет общему собранию заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; отчитывается перед общим собранием о своей деятельности. Исходя из последующих положений устава, деятельность ревизионной комиссии может оказаться недостаточной для нормального функционирования товарищества, в связи с чем, по решению руководящих органов ТСЖ (общего собрания, собрания правления), для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности товарищества может быть приглашен профессиональный аудитор. Вместе с тем представленный истцом отчет составлен некой Л.А. без указания занимаемой должности и учреждения, в котором ею осуществляется трудовая (гражданско-правовая) деятельность. Отчет не имеет ни углового штампа, ни печати. На обороте имеется отметка о том, что данный документ прошит и пронумерован 02.12.2013 Л.О., то есть спустя почти семь месяцев со дня составления отчета. 

Одновременно в суд был представлен отчет ревизионной комиссии ТСЖ, которой до обращения к аудитору была проведена проверка расходования денежных средств председателем правления за спорный период. По результатам данной проверки нарушений финансовой дисциплины не обнаружено, присвоение работником денежных средств не выявлено. При таких обстоятельствах у суда имелись основания считать указанный отчет аудитора недопустимым и недостаточным доказательством, бесспорно и достоверно не подтверждающим факт причинения ответчиком ущерба в заявленном истцом размере, а также сам размер ущерба (решение Первомайского районного суда г. Омска от 29.01.2014; апелляционное определение Омского областного суда от 07.05.2014 по делу № 33-2787/2014)2.

Вывод: отчет ревизионной комиссии предприятия для решения вопроса о взыскании материального ущерба с руководителя предприятия будет иметь приоритетное значение по сравнению с ненадлежаще оформленным отчетом независимого аудитора.

В обоих приведенных примерах из практики работодатель собрал весомую доказательную базу и самого факта ущерба, и его размера, и вины конкретного работника, и доказательства наличия причинно-следственной связи проступка работника и наступившего материального ущерба… Казалось бы, исходя из приведенных примеров, и предположить было нельзя, что при всей подготовленности работодателя к положительному для себя решению суда работодателю-истцу будет отказано во взыскании ущерба с его работников. Увы, но практика показала, что это реально.

В противоположной же ситуации, когда шансы на положительное решение невелики, работодателю удается выиграть спор. Как правило, речь идет о ситуациях, когда проверяемое материально-ответственное лицо оказывает всяческое сопротивление проведению инвентаризации, отказывается подписывать что-либо и заранее настроено оспаривать каждый шаг работодателя в процедуре привлечения его, как работника, к полной материальной ответственности.

Самое главное – надлежаще оформлять каждый шаг в процедуре привлечения работника к материальной ответственности

Даже если работник отказывается от подписи в том или ином документе – это не повод для дальнейшего признания результатов инвентаризации недействительными. А вот отсутствие соответствующего акта, составленного работниками работодателя, о фиксации факта такого отказа – уже, безусловно, повод для признания требований нормативных актов (как правило – Методических указаний) к порядку проведения инвентаризации невыполненными, а результатов инвентаризации – недействительными. В связи с изложенным не стоит опасаться «сопротивления» материально-ответственного лица. Нужно лишь внимательно и скрупулезно оформлять всю документацию, связанную с доказыванием факта и размера материального ущерба и привлечением работника к материальной ответственности.

Работодатель  ИП обратился в суд с иском к Г. о взыскании суммы материального ущерба, указав, что Г. состояла с ИП в трудовых отношениях в должности куратора розничной сети, трудовые обязанности выполняла в магазине. Ею по накладной № 14 получен ноутбук для передачи в магазин с целью дальнейшего использования в работе, по результатам инвентаризации выявлено отсутствие в магазине указанного ноутбука. Ответчица Г. пояснений не представила, от подписания инвентаризационной описи и сличительной ведомости отказалась, уволилась по собственному желанию, при увольнении ноутбук не вернула, чем истцу причинен ущерб. Работодатель представил суду доказательства передачи работнику по разовому документу материальных ценностей (в виде ноутбука), результаты инвентаризации. Суд пришел к выводу, что порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов, регламентированный Методическими указаниями, ИП был соблюден. Как следовало из актов, Г. отказалась ознакомиться с инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (составленной по результатам инвентаризации), и от ознакомления со сличительной ведомостью результатов инвентаризации. На основании представленных доказательств суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Г. в пользу ИП суммы причиненного ущерба (решение Краснокамского городского Пермского края от 29.01.2014; определение Пермского краевого суда от 23.04.2014 по делу № 33-3515)3.

Вывод: если инвентаризация ценностей проведена правильно, а отказ материально-ответственного работника где-либо расписаться документально актирован, суд считает процедуру проведения проверки для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, установленную статьей 247 Трудового кодекса РФ, соблюденной.

Подводя итог проанализированным примерам из практики, можно сделать следующие выводы:

  • знать требования Методических рекомендаций для правильного оформления результатов инвентаризации недостаточно;
  • для недопущения стандартных ошибок при фиксации этапов инвентаризации и привлечения работника к материальной ответственности достаточно изучения норм Трудового кодекса РФ в совокупности со специальной литературой, методическими материалами, а также обобщений судебной практики и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»;
  • для исключения редких, но фатальных ошибок при доказывании факта материального ущерба и вины работника потребуется внимательное изучение примеров из широкой судебной практики. Конечно, это потребует времени и настойчивости. Однако результатом станет положительное решение суда для работодателя, а не неожиданный и потому обидный отказ в удовлетворении вполне правомерных, но недоказанных требований работодателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки допускаемые при осуществлении контрольных мероприятий менеджмент
  • Ошибки дискретизации это
  • Ошибки допускаемые оператором это ошибки
  • Ошибки допускаемые при общении
  • Ошибки дискретизации сигнала