Ошибки допускаемые кадастровыми инженерами

— вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует сведениям ЕГРН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, как это предусмотрено законодательством;

— в межевой план может быть не включен акт согласования границ либо количество актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков, при этом такой межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельного участка уточнено местоположение границ смежных земельных участков;

— сведения о координатах заполнены с ошибками (проверка на пространственный анализ отрицательная: самопересечение полигона, повторяющиеся точки);

— границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление и межевой план, могут пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН;

— при подготовке межевых планов используются не актуальные сведения;

— в межевом плане не указаны предельные минимальные и максимальные размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка;

— в межевом плане отсутствуют либо указаны не все объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, при наличии таких объектов недвижимости в ЕГРН;

— в межевом плане неверно указан номер кадастрового квартала, в пределах которого располагается образуемый земельный участок;

— адрес земельного участка указан не в соответствии со сведениями и структурой, содержащимися в федеральной информационной адресной системе.

При подготовке технического плана объекта капитального строительства наблюдаются следующие ошибки:

— в техническом плане неверно определен вид кадастровых работ, в результате которых подготовлен технический план, либо реквизит «1» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» заполнен некорректно (нарушение п. 24 Требований к техническому плану);

— в случае, когда технический план подготовлен в результате кадастровых работ в связи с изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, кадастровый инженер заполняет все строки раздела «Характеристики объекта недвижимости», в том числе адрес, назначение, год завершения строительства и т. д. (нарушение п. 42 Требований к техническому плану);

— при указании сведений об адресе (местоположении) объекта недвижимости в XML-схеме технического плана кадастровый инженер допускает ошибку в части заполнения элемента «Address AddressOrLocation». Присвоенный в установленном порядке адрес объекта недвижимости, кадастровый инженер вносит как описание местоположения объекта недвижимости, что является неверным (нарушение п. 43 Требований к техническому плану).

«Данные ошибки – это лишь небольшая часть нарушений действующего законодательства, допускаемых кадастровыми инженерами. При этом решения о приостановлении (отказе) при предоставлении государственных услуг Росреестра по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество принимаются государственным регистратором по причинам, устранение которых зависит от качественной работы кадастровых инженеров», – подчеркнула эксперт Роскадастра по Псковской области Светлана Волкова.

Напоминаем, что специалисты филиала ППК «Роскадастр» по Псковской области оказывают консультационные услуги, связанные с подготовкой схемы расположения земельного участка, стоимость составляет: 1500 рублей, в т.ч. НДС. Для того чтобы получить консультацию или узнать дополнительную информацию обращайтесь по телефону 8(8112)649-301 доб. (2120).

Оплата услуг, оказываемых филиалом, осуществляется в безналичном порядке на лицевой счет филиала, реквизиты размещены в сети интернет по адресу: https://kadastr.ru/, также реквизиты могут быть направлены на электронный адрес заказчика.

Для заключения договора на оказание платных услуг необходимо обратиться в отдел правового и кадрового обеспечения филиала по адресу: г. Псков, ул. Рабочая, д. 11, предварительно позвонив по тел. 8 (8112) 64-93-01, добавочный 2120, для получения подробной информации.

По результатам анализа решений, принятых по результатам рассмотрения документов, подготовленных кадастровыми инженерами, за 2019 год, выявлено, что типовыми ошибками, допускаемыми при подготовке межевых, технических планов, актов обследования, являются:

— отсутствие всех предусмотренных требованиями сведений о кадастровом инженере: не указан СНИЛС кадастрового инженера; не указаны СРО, в которую вступил кадастровый инженер, реквизиты договора подряда на выполнение кадастровых работ; отсутствует номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность; неверно указан реестровый номер кадастрового инженера;

— ошибки, связанные с видом разрешенного использования земельного участка: вид разрешенного использования, указанный в межевом плане, не соответствует документу-основанию; в межевом плане не указан вид разрешенного использования земельного участка; вид разрешенного использования не соответствует Правилам землепользования и застройки; представленная с межевым планом XML-схема не обеспечивает внесение вида разрешенного использования образуемого земельного участка по документу; вид разрешенного использования не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540; вид разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка; указанный в межевом плане и постановлении вид разрешенного использования является условно-разрешенным; указанный в межевом плане и постановлении вид разрешенного использования является вспомогательным;

— ошибки, связанные с обоснованием произведенного уточнения границ земельного участка: в представленном межевом плане не указаны и не представлены документы, содержащие сведения о местоположении границ земельного участка, на основании которых подготовлен межевой план; отсутствует обоснование местоположения границ земельного участка, не приведены сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, а также не указаны какие меры были приняты для получения необходимых документов; сведения о расположении смежных земельных участков, указанные в межевом плане, не соответствуют ранее составленным документам; конфигурация, площадь, местоположение земельного участка отличается от ранее составленного документа; информация о местоположении уточняемого земельного участка противоречит плану застройки садоводческого товарищества, включенного в состав Приложения к межевому плану;

— нарушения, связанные с указанием сведений об обеспечении доступа: не заполнена информация об обеспечении образуемых земельных участков доступом к землям общего пользования; противоречивые сведения о доступе; отсутствует соглашение о доступе; отсутствует доступ к землям общего пользования; отсутствует доступ к помещениям согласно представленному поэтажному плану; в поэтажном плане не отражен доступ на этаж;

— ошибки, связанные с адресом объекта недвижимости: в составе Приложения технического, межевого плана отсутствует документ, подтверждающий присвоение адреса объекту; в межевом плане указан адрес как установленный, однако в соответствии с документом установлено местоположение земельного участка; адрес, указанный в Межевом/Техническом плане, не соответствует Постановлению/Распоряжению (соглашению/решению); адрес, указанный в акте органа местного самоуправления, отсутствует в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС);

— нарушения, связанные с указанием предельных размеров земельных участков: не указаны предельные размеры земельных участков в межевом плане; в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование размера образуемого земельного участка; в разделе «Заключение кадастрового инженера» не указаны реквизиты документов, устанавливающих предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков;

— в текстовой части межевого плана отсутствует описание прохождения частей границ земельного участка и описание закрепления точек;

— ошибки, связанные с документами, на основании которых подготовлен технический план: в приложении технического плана не представлена Декларация об объекте недвижимости; отсутствует проектная документация; проектная документация включена не в полном объеме; в декларации не указано назначение здания, в декларации не указан кадастровый номер объекта; в декларации не указан земельный участок, на котором расположено здание; в декларации и не указано наименование объекта недвижимости; форма декларации не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953; проектная документация, подтверждающая, что произведенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом и заключение инженера проекта на государственный кадастровый учет не представлены;

— ошибки, связанные с указанием кадастрового квартала в межевом/ техническом плане, подготовленном в форме электронного документа: указан один кадастровый квартал, фактически объект недвижимости частично расположен в двух кадастровых кварталах; указанный в межевом/техническом плане кадастровый квартал не соответствует приведенным координатам;

— нарушения при заполнении раздела «Исходные данные» межевого плана, а именно: в разделе «Исходные данные», отсутствуют реквизиты документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включены не все сведения о документах, на основании которых подготовлен представленный межевой план, не указаны/не верно указаны реквизиты документа;

— нарушения, допущенные при согласовании границ земельных участков, оформлении результатов согласования границ земельных участков, подготовке акта согласования границ: отсутствует согласование с собственником смежного земельного участка (а также проведено согласование с лицом, не являющимся правообладателем смежного земельного участка); в публикации не указаны кадастровые номера смежных земельных участков, либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные смежные земельные участки; в акте согласования не указаны кадастровые номера смежных земельных участков; согласование проведено с правообладателем здания, а не с правообладателем земельного участка; отсутствует согласование со всеми землепользователями земельного участка (помимо собственников, владеющих земельными участками); в составе приложения межевого плана отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя на согласование границ; отсутствует выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая полномочия представителя на согласование границ; в межевой план не включен Акт согласования местоположения границ земельного участка (далее — Акт согласования); количество Актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков; в Акте согласования не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность; в Акте согласования местоположения границ земельного участка не заполнена графа 3 Горизонтальное положение (S), м; в приложение к межевому плану не включена копия печатного издания, свидетельствующего о соблюдении установленного порядка согласования местоположения границ (в составе приложения межевого плана отсутствуют копии страницы печатного издания, содержащей извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, и первого листа, содержащего реквизиты такого печатного издания); в извещении не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы; не выдержан срок для возражений (межевой план утвержден раньше срока, предусмотренного для направления возражений); отсутствует согласование всей границы с заинтересованными лицами, являющимися правообладателями земельного участка, в отношении которого подготовлен Акт согласования границ (н1-н1) (или согласование не со всеми правообладателями); отсутствие в «Заключении кадастрового инженера» информации о выполненных действиях по установлению информации о правообладателях смежных земельных участков (согласование проводится путем опубликования извещения о проведении собрания);

— раздел «Схема расположения земельных участков» представленного межевого плана не соответствует требованиям;

— нарушения, связанные с разрешением на обработку персональных данных: в составе Приложений межевого/технического плана отсутствует согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных; включено согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заказчиком кадастровых работ; «Согласие на обработку персональных данных» подготовлено в нарушение ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— нарушения, связанные с указанием связи объекта капитального строительства и земельного участка: не указан объект капитального строительства (далее — ОКС), расположенный на земельном участке или не приводится перечень ОКС, расположенных в пределах земельного участка или указаны сведения не обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке; указан ошибочный номер ОКС (или указанный ОКС, принадлежит иному лицу); в межевом плане не указаны ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей; — не приводятся сведения о земельном участке либо указывается не полный перечень земельных участков, в пределах которых располагается ОКС; неверно указан кадастровый номер ЗУ, в пределах которого расположен ОКС;

— в межевом плане, подготовленном в виде XML-документа, отсутствует документ-основание, устанавливающий категорию (DocCategory) и вид разрешенного использования (DocUtilization) образуемого земельного участка;

— нарушения, связанные с указанием в межевом плане смежных земельных участков: отсутствует надлежащим образом заполненный раздел «Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком»; указаны сведения не обо всех земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком; ошибочно указан кадастровый номер смежного земельного участка;

— постановка земельного участка осуществляется на основании Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, однако образование земельного участка должно осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

— объект недвижимости накладывается на иные объекты недвижимости; объект капитального строительства выходит за границы земельного участка;

— в составе технического плана, подготовленного после вступления в силу Закона № 340-ФЗ в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, отсутствуют уведомления, предусмотренные ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации; уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства в орган регистрации не представлено; не были представлены документы, подтверждающие получение разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод построенного (реконструированного) вышеуказанного объекта недвижимого имущества; не соблюден порядок ввода в эксплуатацию здания;

— сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям документа, на основании которого соответствующий технический план подготовлен: технический план не соответствует Проектной документации; сведения, указанные в техническом плане о годе завершения строительства, не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости; сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют представленной декларации (например: площадь, количество этажей, материал стен);

— представленная XML-схема технического плана не соответствует требованиям Приказа Росреестра от 25.04.2019 г. № П/0163; технический план не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего соответствующий технический план;

— местоположение и конфигурация образуемых земельных участков определены таким образом, что измененные обособленные земельные участки не будут соответствовать части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, а именно: не обеспечивается рациональное использование земель; земельный участок образует чересполосицу с земельным участком; образуемый земельный участок не соответствует ч.б ст. 11.9 Земельного кодекса;

— в перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования,

не включено уведомление о планируемом сносе объекта капитального

строительства и уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства; отсутствует уведомление о сносе объекта капитального

строительства;

— в межевом/техническом плане отсутствует надлежащим образом оформленный чертеж; чертеж оформлен не в соответствии с требованиями;

— нарушения при заполнении раздела «Сведения об измененных земельных участках»: в разделе «Сведения об измененных земельных участках» не указан кадастровый номер обособленного земельного участка, входящего в состав единого землепользования, преобразование которого осуществляется; сведения, указанные в разделе «Сведения об измененных земельных участках» представленного межевого плана не соответствуют разделу «Сведения об измененных земельных участках и их частях» проекта межевания;

— указаны не все сведения, предусмотренные п. 32 Требований к межевому плану; указаны неактуальные сведения о поверке прибора (действительность свидетельства о поверке используемого при межевании прибора указана до даты, истекшей к моменту подготовки межевого плана);

— нарушения, связанные со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории: Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная в форме электронного документа отсутствует, что не соответствует п. 9 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ; отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись лица, подписавшего Схему/Постановление (ЭЦП иного лица); в межевом плане представлены две утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории;

— отсутствует обоснование увеличения/уменьшения площади (при исправлении реестровой ошибки); отсутствует обоснование наличия реестровой ошибки; отсутствует обоснование изменения конфигурации при исправлении реестровой ошибки;

— площадь земельного участка, указанная в межевом плане, не соответствует фактической (по представленным координатам);

— отсутствует поэтажный план в составе технического плана здания; представленный поэтажный план не соответствует схеме и координатам, приведенным в техническом плане;

— в техническом плане в графах «6» , «7», «8» реквизита «2» раздела «Исходные данные» сведения устаревшие; отсутствуют сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ;

— в представленном межевом плане отсутствует реквизит «3» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» (или указанный реквизит заполнен не в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана);

— обозначение характерных точек границы, указанное в Акте согласования, не соответствует Чертежу;

— земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах;

— границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка;

— границы земельного участка пересекают границы муниципального образования.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 61

1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 в абз 1 ч. 3 ст. 61 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 6 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 6.1 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 7 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 7.1 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 7.3 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:

1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;

2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

(часть 7.3 в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 546-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.02.2024 ч. 8 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

ДОКЛАД на тему: «Ошибки кадастровых инженеров, допускаемые при подготовке межевых и технических планов»

Дата публикации — 29.09.2022

ДОКЛАД
на тему:
«Ошибки кадастровых инженеров, допускаемые при подготовке межевых и технических планов»

Доклад подготовил: государственный регистратор Курдюмова Яна Александровна
Дата: 28.09.2022

1. Статьей 15 Закона N 218 ФЗ предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, а также государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на основании заявления кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом (пункт 6 части 1, пункт 5 части 2 статьи 15 Закона N 218 ФЗ).
В этом случае, документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на подачу заявления в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.»
Заявление о государственном кадастровом учете или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (далее — заявление) 
и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав 
в соответствии с положениями части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ в форме документов на бумажном носителе либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К заявлению согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель) 
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми 
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Закона N 218-ФЗ.
Росреестр считает необходимым отметить, что указанные в части 2.1 статьи 36 Закона N 221-ФЗ документы не предназначены для включения в приложение межевого плана, технического плана, акта обследования, являются самостоятельными документами, прилагаемыми к заявлению с целью подтверждения полномочий на обращение в орган регистрации прав.
Таким образом, предусмотренные частью 2.1 статьи 36 Закона N 221-ФЗ документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на представление заявления в орган регистрации прав без доверенности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона N 218-ФЗ, в том числе частью 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, согласно которой документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе (т.е УКЭП кадастрового инженера и лица с которым заключен договор подряда). 
2. Продолжаются встречаться ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке технических планов в части указания земельных участков, на которых расположен объект недвижимости, а именно указываются не все земельные участки или не все кадастровые кварталы.

3. Напоминаю, что с даты признания утратившими силу Приказов №№921 и 953 (19.06.2022) вступили в силу приказы Росреестра :
-Приказ Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы 
и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»
-Приказ Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений»
-Приказ Росреестра от 04.03.2022 
N П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»:

Хочу заострить внимание, на соблюдении требований к подготовке декларации. Большое количество недочетов связано именно с технической стороной вопроса, а именно с нарушением п.п. 8 и 9 Требований:
8. Нумерация листов Декларации, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, является сквозной в пределах документа. Номер листа Декларации включает в себя также указание общего количества листов Декларации.Незаполненные строки реквизитов Декларации не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак «-» (прочерк). 
9. Декларация в форме документа на бумажном носителе на каждом листе Декларации (в свободном месте страницы под основным текстом Декларации, размещенным на соответствующей странице) заверяется подписью лица, составившего Декларацию, с указанием расшифровки подписи лица (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должности (при наличии) и даты подготовки Декларации. Подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, подпись представителя соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления заверяется оттиском печати соответствующего юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии печати).

4. В случае если заказчиком работ является физическое лицо, то в состав приложения межевого плана или технического плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных.
На практике встречаются случаи, когда в приложении указывается согласие иного лица (не являющегося заказчиком). Например, за собственника действует представитель по доверенности, заказчиком указан собственник объекта недвижимого имущества, однако в приложение включается согласие доверенного лица – данное обстоятельство является основанием для приостановления по п. 7 ст. 26 Закона № 218-ФЗ (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).
    5. Согласно пп.13 и 14 п. 51 Требований, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений», в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости:
— год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по окончании его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение в случае подготовки технического плана с целью получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
 — год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.

Поделиться новостью

Кадастровая ошибка — несоответствие информации об объекте недвижимости, которая зафиксирована в ЕГРН, фактическим данным. Для исправления этих неточностей существует определенный порядок, который отражен в федеральном законе № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Какие бывают кадастровые ошибки

Все сведения, вносимые в реестр недвижимости, должны быть соответствующими действительности. Если возникают неточности, их необходимо исправить.

Существуют два типа ошибок:

  • Кадастровые, которые также называют реестровыми;
  • Технические.

Реестровые допускает в профессиональной деятельности кадастровый инженер, они бывают фактическими или изложенными в документации. Технические возникают чаще из-за невнимательности, это бывают, к примеру, опечатки, описки в данных о правообладателе и о самом участке земли или ином объекте. Собственники территорий могут и не подозревать о существовании реестровых ошибок, в то время как технические обнаружить проще.

Технические ошибки

Эти недочеты появляются из-за небрежности работников регистрационных органов, но также могут возникнуть из-за каких-либо сбоев в работе компьютерных программ.

Самые частые технические ошибки:

  • Неверно прописанный адрес;
  • Неправильная кадастровая стоимость;
  • Некорректное определение площади и др.

Эти описки, неточности приводят к тому, что внесенная в реестр информация перестает соответствовать действительности. Такие ошибки исправить довольно просто. Для этого нужно подать соответствующее заявление в органы, ответственные за ведение реестра. Но требуется подтвердить правильные сведения.

Реестровые ошибки

Это уже непосредственные недостатки, которые внесены в документы верно, но не соответствуют действительности. Случаются, когда кадастровый инженер по тем или иным причинам проводит свою работу неправильно. Ошибки исправить по простому заявлению заинтересованного лица нельзя. Необходима заново произведенная геодезия участка. Исправление обнаруженной и существенной реестровой ошибки требует времени и денег.

Наиболее частые реестровые недочеты – когда земельные участки фактически накладываются друг на друга и границы в документах пересекаются. Если наделы фактически накладываются, то получается, что один из соседей захватывает часть территории другого. У каждого из конфликтующих соседей есть на руках собственный межевой план, а каждый владелец считает именно свой план корректным. Если между двумя и более собственниками объектов есть разногласия, исправить существующую ошибку возможно исключительно в суде после подачи соответствующего искового заявления.

Допустимые ошибки

Существуют незначительные, несущественные неточности, которые не оказывают какого-либо влияния на права на объект. Нормативы таких погрешностей в межевании установлены в Приказе Росреестра от 2020 года № П/0393.

Почему допускаются ошибки

Недочеты в работе инженеров, геодезистов имеют разные причины:

  • Недостаточная компетентность;
  • Неправильная работа измерительного оборудования;
  • Неверно выбранный метод измерения;
  • Климатические и погодные обстоятельства во время геодезических измерений;
  • Особенности местности, где проводились измерения, и т. д.

Чтобы доказать формально и фактически наличие ошибки, необходимо провести межевание заново.

Если реестровая ошибка допущена при измерениях, проводимых инженером, это означает, что он оказал свои услуги по составлению межевого плана ненадлежащим образом. То есть заказчик межевания имеет право потребовать составить план заново, убрать недостатки. При этом новые геодезические работы должны быть проведены бесплатно, а также должны быть возмещены расходы по устранению недостатков. Это следует из статьи 29 Закона о защите прав потребителей.

Исправление технической ошибки

Порядок устранения технических недочетов приводится в пункте 1 стати 61 федерального закона № 218-ФЗ. Чтобы исправить недостаток, например, описку в адресе, нужно написать об этом заявление и отправить в территориальное подразделение Росреестра.

Сделать это можно несколькими способами:

  • Очно в органах Росреестра;
  • На бумаге в МФЦ;
  • В электронном виде на официальном сайте Росреестра;
  • В личном кабинете на Госуслугах.

Любое внесение изменений должно иметь подтверждения, но доказывание является правом гражданина, а не его обязанностью. Росреестр выпустил несколько нормативных актов, в которых утвердил форму заявления и порядок его подачи (Приказ № П/0509 от 2020 года). Использовать бланки иных форм нельзя. При получении заявления сотрудник органов Росреестра проверит информацию и, если присутствие ошибки будет установлено, то исправит недочет. На это отводится три дня. Если оснований для внесения изменений нет, то в исполнении заявления будет отказано. Уведомление об этом должно быть направлено в течение суток заявителю.

Заявительное исправление реестровой ошибки

Порядок, в котором устраняют кадастровые ошибки, приводится также в законе 218-ФЗ. Прежде всего необходимо заявление правообладателя о недостатке. Оно направляется в органы регистрации, если внесение изменений не нарушает интересы третьих лиц и не наносят ущерб. Когда ошибка существует только в реестре, а соседи согласны по поводу границ, то она устраняется заявительно.

Это происходит следующим образом:

  • Заявление об устранении ошибки подается в бумажном виде в собственном присутствии в органах Росреестра или в МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра или на портале Госуслуг;
  • В течение пяти рабочих дней с момента официального получения заявления сотрудник органов регистрации вносит исправления;
  • После внесения изменений заявителю направляется уведомление о произведенных действиях.

После этого ошибка считается исправленной.

Судебное исправление

Гораздо чаще у правообладателей происходят споры относительно неправильно проведенного межевания. Каждый из соседей уверен, что правильным является его план. Решить спор способен только суд. Изменения будут внесены в документы на основании судебного решения.

Если исправить недочет по согласию сторон и в заявительном порядке не удается, нужно подать иск в суд по месту расположения спорного участка. Заявителем при подаче иска уплачивается государственная пошлина. Судья, получив иск, назначает заседание. Об этом необходимо известить всех участников процесса, направить им повестки. Истец может и не посещать слушание, но лучше всё-таки участвовать в нем. В результате слушаний будет признано существование реестровой ошибки, на основании судебного решения органы Росреестра вносят исправления в сведения о спорном объекте.

К заявлению истец прикладывает:

  • Межевой план;
  • Копии документов, устанавливающих право на участок;
  • Выписка из ЕГРН;
  • Заключение кадастрового инженера;
  • Документы, доказывающие то, что была проведена процедура досудебного разрешения конфликта.

Также необходима квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Список прилагаемых документов может быть расширен в зависимости от конкретной разбираемой ситуации.

Обратите внимание: истец для защиты своих интересов может заказать проведение экспертизы. Результаты экспертизы прикладываются к исковому заявлению. Суд может независимо от этого назначить экспертизу по своей инициативе.

Само исковое заявление составляется не по какой-либо установленной строгой форме, потому что такого бланка не существует. Но необходимо при составлении заявления соблюдать правила, изложенные в статье 131 ГПК РФ.

В заявлении указывается:

  • ФИО и адрес, контактный телефон заявителя;
  • ФИО или название юридического лица, адрес и контакты ответчика;
  • описание существующей проблемы с подробностями, указание на ошибку и обоснование, почему именно это является ошибкой, которую нужно исправить;
  • список документации, которую прикладывают к иску;
  • дата и подпись истца.

Доказывание наличия ошибки

Чтобы признать официально наличие недочетов и исправить их, нужна экспертиза по землеустройству, которую проводит инженер кадастра. Он подготовит новый межевой план, который соответствует действительности.

Если истец не предоставляет суду доказательства, результаты экспертизы, новый план, то судья имеет право назначить судебную проверку. По результатам этой проверки выносится решение.

Существует вариант, когда сосед оспаривает границы, то есть он считает, что допущена кадастровая ошибка, и хочет ее исправить. Он, в глазах соседа, собирается официально присвоить себе чужую землю. Чтобы этого не произошло, ответчик должен иметь собственный межевой план и заказать экспертизу, подтверждающую его правоту. Как правило, если ответчик, должным образом извещенный о проведении судебного разбирательства, не является на слушания и не представляет никаких доказательств, суд принимает решение в пользу истца.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки домашних тренировок
  • Ошибки диагностики авто коды калина 1
  • Ошибки домашнего педикюра
  • Ошибки возникающие при выборе профессии
  • Ошибки джилбарко ск700