Ошибки должностного лица

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 29.12.1 КоАП РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

2. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

4. Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.

5. Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 29.12.1 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-АД14-3962, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Указание в судебном акте даты вынесения постановления 23.01.2014, тогда как постановление было вынесено 23.01.2015, является технической опиской, которая может быть устранена на основании статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-АД15-11298, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Вместе с тем, приведенные обществом доводы не свидетельствует о том что в постановлении от 28.09.2015 допущены описки, опечатки, а напротив направлены на изменение содержания указанного постановления, что противоречит положениям статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…

  • Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД17-36, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьей 29.12.1 названного Кодекса установлен порядок исправления описок опечаток и арифметические ошибок, допущенных в постановлении, решении определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении…

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 381-ФЗ)

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

4. Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения.

За что наказывают чиновников

За ошибки при подготовке и сдаче бюджетной отчетности ответственное должностное лицо органа местного самоуправления могут привлечь к административной ответственности. Чиновников наказывают за нарушения требований трех нормативно-правовых актов:

  • Бюджетного кодекса;
  • Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов (утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).

Рассмотрим, за что конкретно и как могут наказать должностное лицо органа местного самоуправления.

Грубое нарушение требований к бухучету и отчетности

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности должностное лицо оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. За повторное нарушение накажут строже — штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП). Контрольные органы применяют данную норму и в случае ошибок в подготовке бюджетной отчетности. Действие Закона № 402-ФЗ распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Сам Закон № 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств в том числе муниципальных образований, а также составлении бюджетной отчетности (ч. 2 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). В связи с этим некоторые суды при рассмотрении дел о нарушениях при формировании и сдаче бюджетной отчетности привлекали чиновников к ответственности по статье 15.11 КоАП.

ПРИМЕР 1. Контролирующий орган проверил отчетность и нашел в ней ошибки и нестыковки. В отношении чиновницы, которая подготовила отчетность, составили протокол об административном правонарушении. Мировой судья привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.11 КоАП и назначил наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Районный суд с вынесенным постановлением согласился (решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 15.09.2016 по делу № 12–3018/2016).

Ошибки при формировании и сдаче бюджетной отчетности

На заметку:  Основные составы правонарушений на практике квалифицировались по статьям 15.11 и 15.15.6КоАП

В 2013 году в КоАП появилась статья 15.15.6 (Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс…»). По ней можно привлечь чиновника к административной ответственности за нарушения при подготовке и сдаче бюджетной отчетности. Первоначально ее применяли в случаях, когда должностное лицо:

  • не представляло бюджетную отчетность;
  • представляло бюджетную отчетность с опозданием;
  • представляло заведомо ложную бюджетную отчетность.

Штраф для нарушителя по этой статье — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

На заметку: Наказания в виде дисквалификации статья 15.15.6 КоАП не предусматривает

В статье 15.15.6 КоАП не была предусмотрена ответственность за иные нарушения в представлении бюджетной отчетности: ее искажение, ошибки и т. д. Позднее статью дополнили (Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ). Теперь ее можно применить и в случаях, когда чиновник с ошибками сформировал и представил сведения (документы), необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов и проектов исполнения бюджетов.

Сегодня статья 15.15.6 КоАП охватывает любые нарушения требований Инструкции № 191н к составлению и представлению бюджетной отчетности. Например, ее применяют, если чиновник не отчитался в срок.

ПРИМЕР 2. Должностное лицо нарушило срок представления сведений о принятых бюджетных обязательствах. Суд привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. В обоснование своей позиции судьи указали, что обязанность главного бухгалтера осуществлять контроль за своевременным, полным и достоверным составлением бухгалтерской отчетности обусловлена требованиями действующего законодательства. Сведений о возложении этой обязанности на иное должностное лицо в материалах дела нет (решение Конаковского городского суда Тверской области от 02.02.2016 по делу № 12–32/2016).

Если отчетность не соответствует требованиям, предъявляемым к отчетности, либо в ней имеются противоречия, никакие аргументы должностного лица в суде не сработают.

ПРИМЕР 3. Контролеры установили, что баланс казенного учреждения социального обслуживания и отчет по форме 0503121 содержали данные, не соответствующие данным главной книги. Директора привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. Руководитель учреждения сослалась на сбой в работе программного обеспечения. Кроме того, она допустила нарушение неумышленно. Суд не принял эти аргументы и не освободил директора учреждения от административной ответственности (постановление Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016).

Чиновника могут привлечь к ответственности даже за незначительное нарушение требований к составлению отчетности

За представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов суд также может привлечь к ответственности по статье 15.15.6 КоАП.

ПРИМЕР 4. Годовой баланс казенного учреждения содержал неверную сумму кредиторской задолженности. Кроме того, бухгалтер не указал в балансе аванс контрагенту. Это стало известно в ходе проверки. Главбуха привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (решение Смоленского областного суда от 22.03.2016 № 21–141/2016).

Суд может посчитать неправомерной квалификацию нарушения, связанного с бюджетной отчетностью, по статье 15.11 КоАП.

ПРИМЕР 5. Чиновница допустила нарушения при оформлении отчетности. При возбуждении дела судья квалифицировал нарушения по статье 15.11 КоАП. Мировой судья прекратил производство по этой статье в связи с отсутствием состава правонарушения.

Вышестоящий суд постановление суда первой инстанции отменил и вернул дело на новое рассмотрение. Судьи указали, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 КоАП, — специальный по отношению к составу, предусмотренному статьей 15.11 КоАП (решение Октябрьского районного суда города Орска от 27.02.2018 по делу № 12–32/2018).

Когда ответственности можно избежать

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Признание административного правонарушения малозначительным — это право суда (ст. 2.9 КоАП).

Рекомендация: Если вас оштрафовали за нарушение, ссылайтесь на его малозначительность, чтобы избежать ответственности

Конституционный суд указал, что наказание в виде штрафа должно отвечать конституционным требованиям справедливости и соразмерности (постановления от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, определения от 05.11.2003 № 348-О, от 05.07.2001 № 130-О). Принцип соразмерности предполагает установление правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя. Этот принцип привлечения к ответственности в равной мере относится к физическим и юридическим лицам.

Верховный суд также отметил, что любой штраф должен быть справедливым и соразмерным степени вины. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств штраф можно снизить (определение ВС от 13.12.2018 № 305-АД18-14921).

В некоторых случаях суды соглашаются признать правонарушения по статье 15.15.6 КоАП малозначительными. В первую очередь это касается случаев, когда в деле фигурируют незначительные суммы, а штраф в несколько раз превышает их.

ПРИМЕР 6. Начальника отдела по финансовой работе администрации городского поселения оштрафовали на 10 тыс. руб. Поводом для привлечения к ответственности стало некорректное отображение отчета о расходовании денежных средств в размере 2200 руб. Чиновница обжаловала штраф в суде. Она указала, что нарушение малозначительно.

Суд первой инстанции чиновнице отказал, но апелляция ее поддержала. Суд посчитал правонарушение малозначительным и освободил чиновницу от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись только устным замечанием (решение Хабаровского краевого суда от 15.11.2017 № 21–889/2017).

Когда речь идет о более крупных суммах, суд может признать нарушение малозначительным, но оно не должно быть множественным и наносить вред общественным интересам.

Если ошибка не создала существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере, судьи могут признать нарушение малозначительным

ПРИМЕР 7. Казенное учреждение не отразило в отчетности дебиторскую задолженность по расчетам с внебюджетными фондами на сумму более 38 тыс. руб. Управление казначейства посчитало главбуха виновным в нарушении и выписало штраф на сумму 10 тыс. руб. Главбух обратилась в суд. Она признала ошибку, но указала, что нарушение не нанесло существенного вреда бюджету. Главбух принимала меры, чтобы выявить источник задолженности и перечислить деньги в бюджет.

Суд посчитал нарушение малозначительным и прекратил производство по делу. Действия (бездействие) главбуха не создали существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере и общественным интересам (решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 30.11.2017 по делу № 12–26/2017).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Должностных лиц местных администраций наказывают за нарушения при формировании бюджетной отчетности по статье 15.15.6 КоАП. Статью 15.11 КоАП к отношениям, связанным с представлением бюджетной отчетности, применяют редко. Это позволяет чиновникам избежать наказания в виде дисквалификации.

2. Норма статьи 15.15.6 КоАП охватывает все нарушения, связанные с представлением бюджетной отчетности: ошибки, искажения, нарушения сроков, любые формальные несоответствия требованиям к оформлению.

3. Избежать привлечения к ответственности по статье 15.15.6 КоАП можно, только доказав малозначительность вменяемого правонарушения (ст. 2.9 КоАП). В этом случае чиновника освободят от штрафа, ограничившись устным замечанием. Доказать малозначительность нарушения вам поможет заключение вышестоящего финансового органа о принятии отчетности и ее соответствии требованиям закона.

ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Протокол об административном правонарушении исправили. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил: судья в случае необходимости может самостоятельно установить дату внесения изменений, в том числе допросив составителя протокола. И уточнить, когда именно был составлен документ. А эксперты рассказали, какие процессуальные ошибки помогут отменить наказание.

Вопросы по порядку и основаниям возвращения административного материала часто доходят до Верховного суда. Разъяснения касаются совсем точечных тем, которые, на первый взгляд, не очень значимы, но для такого пристального внимания есть все основания, считают юристы. С одной стороны, вопрос действительно важный: решение о возврате документов имеет определяющее значение для движения дела и существенно влияет на срок давности привлечения к ответственности, отмечает Юлия Курмамбаева, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Цифровая экономика


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


8место
По количеству юристов


30место
По выручке на юриста


41место
По выручке

Профайл компании


. С другой стороны, скудное регулирование процессуальных вопросов в КоАП просто вынуждает ВС постоянно устранять законодательные пробелы в ручном режиме. 

В очередной раз вопрос оказался в поле внимания суда в деле Игоря Свечникова*. Его привлекли к административной ответственности за побои. В протоколе говорилось, что он из личной неприязни избил Светлану Колобаеву*. Районный суд вынес постановление о привлечении Свечникова к ответственности, но во второй инстанции (Кировский областной суд) постановление отменили и прекратили производство по делу, заключив, что обстоятельства правонарушения не были доказаны. Проблема оказалась в протоколе: в облсуде обратили внимание на то, что райсуд возвращал протокол от 1 ноября 2018 года составителю для устранения недостатков. А когда исправленный протокол вернули, его дата не поменялась, то есть на новом документе значился день первоначального составления. 

В этом сюжете

  • Нет протокола — нет доказательств: что поможет отменить административный штраф

    16 января, 17:11

В облсуде указали, что устранение недостатков в протоколе об административном правонарушении было возможно только путем составления нового протокола с иной датой. Но Верховный суд не согласился с таким подходом. В определении судьи Сергея Никифорова отмечено, что изменения в протокол вносились в присутствии Свечникова, как и требует закон, а также свидетелей – их подписи указаны в документе. Свечников получил копию документа. ВС указал на п. 4 Постановления Пленума ВС № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому «несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу», а также нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье – «эти сроки не являются пресекательными».

«Судья областного суда в случае необходимости не лишен был возможности самостоятельно установить дату внесения в протокол об административном правонарушении изменений, в том числе посредством допроса должностного лица, его составившего, и уточнить дату составления документа», – говорится в определении ВС.

Также в определении указано, что дело может быть рассмотрено повторно, если есть новые обстоятельства или в ходе предыдущего разбирательства было допущено «имеющее фундаментальный и принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела». 

«Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела», – из определения ВС.

Именно таким было нарушение, допущенное облсудом. Срок давности привлечения Свечникова к административной ответственности не истек, сделал вывод ВС и вернул дело на новое рассмотрение в облсуд (№ 10-АД19-4).

Вернуть административный материал: основания

Условно все основания для возврата административного материала можно разделить на две категории. Первая – неполнота представленных материалов и доказательств. Здесь вариантов масса, поскольку каждая статья КоАП имеет свой предмет регулирования и квалифицирующие признаки, а материалы административного производства должны исчерпывающим образом доказывать все элементы правонарушения, говорит Курмамбаева. Так, основанием для возврата является отсутствие доказательств существенности ущерба для заказчика при привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных госконтрактом), где этот признак является квалифицирующим. Другой пример: согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП, физическое лицо может быть лишено только того права, которым оно обладало на момент совершения административного правонарушения. Соответственно, протокол по статьям гл. 12 КоАП, предусматривающим лишение водительских прав, должен содержать сведения о наличии соответствующих прав у привлекаемого лица. В противном случае материал возвратят. Частным основанием для возврата протокола по причине неполноты также является отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, когда его присутствие обязательно должен обеспечить инициатор производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.1 КоАП (административный арест, административное задержание). Или отсутствие доказательств, что конкретное лицо владеет орудием совершения правонарушения, когда административный орган требует конфисковать этот предмет.

Автоштрафы Протокол нельзя исправлять: за это штраф отменят

Вторая категория причин возврата – некорректное составление протокола об административном правонарушении и процессуальные нарушения. Как уточняет Алексей Шадрин, юрист



Федеральный рейтинг.

группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Цифровая экономика


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Санкционное право


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал

Профайл компании


, к ошибкам при составлении протокола, которые нельзя исправить, сложившаяся судебная практика относит такие ситуации: 

  • должностные лица, составившие протокол, произвольно вносят туда изменения без штампов и печатей и указания «исправленному верить», а также в отсутствие лица, в отношении которого такой протокол составлен**;
  • в протоколе нет информации, указанной в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, если из-за ее отсутствия или искажения суд не может установить фактические обстоятельства дела, или такая информация дана искаженно. Например, если протокол противоречит иным составленным процессуальным документам. Сюда же можно отнести противоречия в самом протоколе;
  • нет  данных, идентифицирующих привлекаемое к ответственности лицо;
  • нет данных о том, владеет ли фигурант дела языком, на котором ведется производство, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола. Такой недостаток актуален для протоколов, составленных в отношении незаконных трудовых мигрантов;
  • протокол составлен неуполномоченным органом (пример привела Юлия Курмамбаева).

Несущественные нарушения: что это

Несущественными признаются такие недостатки протокола, как нарушение сроков его составления и направления для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Дата составления нового протокола при его доработке после возвращения материала также не имеет решающего значения для рассмотрения дела, как указал ВС. Это обстоятельство вполне можно выяснить при рассмотрении дела по существу.

Также необходимо помнить, что возвращение административного материала возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. «Если же суд, который рассматривал дело, пропустил неточности в протоколе и принял его как допустимое доказательство по делу, то оплошность судьи является основанием обжаловать судебный акт и прекратить производство по делу, соответственно, исключить привлечение к административной ответственности», – уточняет Шадрин. По его словам, в этом случае важно, чтобы ошибку, допущенную в протоколе относительно фактических обстоятельств дела, нельзя было признать технической. Например, как явную описку в фамилиях, в датах; ошибку, которая касалась нарушения процедуры составления протокола.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

** – Постановление Верховного суда № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года.

  • Верховный суд РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки гольф плюс на панели
  • Ошибки документации программного обеспечения
  • Ошибки голосового соединения дискорд
  • Ошибки доктора хауса
  • Ошибки гносеологического характера