Ошибки детей при выборе профессии

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Оказывая помощь одаренному ребенку в выборе профессии, нужно
помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит подростков от
лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее
подходящую для него профессию.

1. Выбор профессии «за компанию».

Столкнувшись с трудностями
профессионального самоопределения, подростки часто поступают в то же
учебное заведение, что и их друзья, что обусловлено желанием сохранить
привычный круг общения, неготовностью осуществлять самостоятельный
выбор, неспособностью расставить приоритеты среди имеющихся
альтернативных предложений.

2. Выбор престижной профессии.

Подростки часто имеют
предубеждения в отношении престижных профессий. В данный момент это
профессии экономиста, психолога, юриста, менеджера, переводчика,
специалиста в области IT-технологий и др. Интерес к ним есть у большинства
выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая
эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

Одаренные дети
часто успешны в конкретных предметных областях, однако не всегда
учитывают риски, связанные с выбираемой профессией. Например, хорошо
пишут сочинения. Автоматически происходит принятие решения о своем
призвании – журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые
поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения
людей, а не только написание статей.

4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который
нравится.

В этом случае приоритет отдается внешнему образу будущей
профессии, без учета ее основных функции. Например, младший брат
восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже
решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует
действительности.

5. Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности своего организма, условия, в
которых придется работать. Ряд профессий предъявляют очень высокие
требования к физическому здоровью (представитель военной профессии,
спортсмен, сотрудник правоохранительных органов и т.п.), а для некоторых
профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев
(экономист, юрист, программист и др.).

6. Устаревшие представления о характере труда и возможностях
профессии.

В данной ситуации выбор профессии происходит без учета
современного состояния профессиональной деятельности, в том числе незнание
динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом. Нередко под
названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда.
Например, современный экономист должен хорошо владеть ИКТкомпетенциями, специалист сельского хозяйства – современными
биотехнологиями, представитель диспетчерской службы – высокой степенью
мобильности и др.

7. Выбор профессии под давлением родителей.

Зачастую родители
выбирают профессию за ребенка в следующих ситуациях:
– настаивают на получении ребенком той профессии, которую сами не смогли
получить по каким-то причинам;
– выбирают ту профессию, которая сможет в будущем поможет решать
внутрисемейные проблемы «полезно для семейной жизни»;
– еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее
образование автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и
хорошо оплачиваемой работы.

Пока человек выберет профессию, по которой пойдет учиться может наломать очень много дров – маленьких, больших и не очень. Родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше устроился в жизни: приносила хороший заработок (может очень хорошо себя обеспечить), работу можно найти легко… Дети хотят найти себе профессию, которая была бы по душе. В некоторых случаях, молодые люди полагают, что главное для них – сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза, пренебрегая в данном случае началом работы в студенческие годы за мизерную зарплату и дополнительным обучением.

 

Помимо этого ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:

  • сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);

  • компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;

  • категоричное мнение родителей и друзей;

  • неизменность избранной профессии;

  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию. Преуспевающий специалист обычно начинает восхождение с нижних ступеней;

  • предполагаемые (а не реальные) личностные и профессионально важные качества (ПВК), т.е. незнание или недооценка своих физических и психических особенностей и недостатков.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Подросткам следует напоминать, что работать по избранной профессии в условиях конкуренции придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями.

Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:

  • своих индивидуальных особенностей;

  • конъюнктуры рынка труда, т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент;

  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;

  • мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:

  1. Познай себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у психолога в школе, городского центра или специалистов Центра занятости населения.

  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним. Читай профессиограммы профессий.

  3. Уясни конъюнктуру рынка труда, т.е. насколько и где востребованы данные профессии. В данном случае можно провести анализ источников в интернете и выяснить на консультации у специалистов в Центре занятости населения (в первую очередь это касается маленьких городов).

  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.

  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома, в классе, с приятелями, с врачом, представителями данной профессии и т.д.

  6. Определись с вузом или с сузом, где ты сможешь получить данную профессию.

  7. Посети психолога или консультанта по профессиональной ориентации в школе или городской службе, который проведет диагностику твоих особенностей, посоветует наиболее подходящие тебе профессии. Помимо этого подобную диагностику можно пройти у специалистов Центра занятости населения.

Все предыдущие советы можно совместить с известной многим схемой «Хочу. Могу. Надо».

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных качеств (ПВК) для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо (хочу, могу и надо не совпадают и не пересекаются). Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться (совпадают частично). Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между двумя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека (совпадают полностью) – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Помимо этого можно дать несколько советов:

  1. НЕ бойся перемен. С каждым годом количество новых профессий увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющийся, сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Родителям можно дать следующие советы:

Совет 1 — посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования (не важно, ссуз это или вуз). Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.

Совет 2 – ходите на экскурсии, организованные предприятиями. В данном случае вам и вашему ребенку расскажу непосредственно на живом примере кто, как работает и в каких условия. Иногда бывает лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и прочесть. В данном случае можете найти данную информацию также на сайтах предприятий, дополнительно позвонив на предприятие и записавшись туда. Школьным психологам можно договориться о групповой экскурсии, что намного проще – привезти определенную группу, в определенный день и время.

Совет 3 – навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений. Специалистов, которые занимаются данной работой можно найти в Центрах занятости, Психологических центрах и службах, а также можно обратится к школьному психологу.

Совет 4 – станьте вместе с ребенком частым гостем на мероприятиях, проводимых Центром занятости населения, Школой, Психологическими центрами.

Совет 5 – систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком: какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах занятости и на сайтах поиска работы.

 А также хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, выбора профессии и о профессиях, которые могут быть интересны детям и родителям:

  1. Воробьева З.М. Выбери профессию: менеджер по продажам: практическое руководство / З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2013. – 78 с. – (Выбери профессию).

  2. Воробьева З.М. Выбери профессию: Секретарь: практическое руководство/ З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  3. Горбунова М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. — Изд. 2_е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.

  4. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб.: Питер, 2008.

  5. Жилина Е.А. Выбери профессию. Юрист: практическое руководство / Е.А. Жилина – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  6. Иванова Е. Самопрезентация за 15 минут / Е. Иванова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 185 с. – (Лидер продаж).

  7. Канке А.А., Ковалева И.А. Выбери профессию: Менеджер / А.А. Канке, И.А. Ковалева – М.: КНОРУС, 2014. – 78 с. – (Выбери профессию).

  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся ст.классов сред. школы – М.: Просвящение, 1990.

  9. Медведев М.Ю. Выбери профессию: бухгалтер / М.Ю. Медведев – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  10. Профессия — учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / под ред. А.С. Роботовой, — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  11. Психология как профессия в Новокузнецке: сб. науч. тр. / под общ.ред. Е.В. Дворцовой; НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». – Вып. 2 – Новокузнецк, 2011. – 166 с.

  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина – М.: Генезис, 2005. – 140 с.

  13. Романова Е.С. – 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПБ.: Питер, 2007.

  14. Твоя профессия – юрист: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева, П.Н. Мазуренко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  15. Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 205 с. – (Психологический практикум).

  16. Филимонова Е.И. Выбери профессию. Банкир. Практическое руководство/ Е.И. Филимонова – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  17. Шифф Н.Р. Странные профессии / Нэнси Рика Шифф; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 144 с.

  18. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектория дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центра «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п. ).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
  4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
  6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 22.09.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки водонагревателя аристон велис
  • Ошибки детей при беге
  • Ошибки део сенс
  • Ошибки водонагревателя аристон abs vls
  • Ошибки водогрейки аристон