Ошибки деловой презентации

Каждый что-то продает в бизнесе.

Неважно, какая у вас должность или работа.

Иногда вы пытаетесь приобрести новых клиентов. Иногда вы учавствуете в конференции и стараетесь заполучить инвесторов, либо добиться публикации в прессе. Иногда вам просто необходимо будет представить квартальный отчет своему начальству.

Неважно, какой случай, но в повседневной жизни вам придется информировать и убеждать окружающих поверить в вашу идею (будем надеяться), а самое главное, — поверить в вас. Вы также можете убеждать людей, чтобы получить больше денег, известность или ресурсы.

Доступно изложить такую сложную информацию непросто.

Еще хуже то, что этому не учат в вузах, что значит, вам придеться все постигать на собственном опыте (а значит, часто ошибаться).

Конечно, хорошим началом будет приобретение хорошего шаблона презентации.

Однако есть еще множество деталей, которые в конечном итоге повлияют, будет ваша презентация успешной, или потерпит поражение.

Предлагаем 10 самых важных идей презентации, чтобы избежать серьезных ошибок, а также несколько советов, как добиться улучшений в каждом случае.

10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

Идеи для бизнес-презентаций, которые помогут избежать серьезных ошибок. (источник графики)

Ошибка 1. Вы не составляете текст своей презентации

Любая хорошая презентация или речь начинаются с подготовленного текста.

Хотите верьте, хотите нет, но у этого метода есть свои правила.

Правило такое — вам надо написать нечто среднее между планом и полным текстом; это положит вам создать скелет своей речи, на который вы позже сможете нанизать детали, и использовать его для того, чтобы подвести слушателей к выводам.

Не совершайте ошибку, когда вы выходите на сцену, а у вас нет написанного текста. Неспроста исполнительные директора так красиво звучат со сцены, и президенты упорно работают над речами. Вы можете больше узнать о процессе написания презентаций здесь:

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Презентации

    Как написать профессиональную презентацию PowerPoint (откройте для себя писательский процесс)

    Brad Smith

Замечание: Это особенно актуально, когда вам необходимо выступить с формальной и четко структурированной презентацией наподобие бизнес-плана.

Ошибка 2. Вы читаете, а не говорите

Цель презентации — не важно, делается она для двух человек или для 100, — добиться контакта. Вам нужно, чтобы каждый человек чувствовал себя так, будто вы разговариваете с ними лично. Это укрепляет уверенность аудитории в вас и в той информации, которой вы делитесь.

Тем не менее, вся эта связь (и уверенность) исчезает, когда вы опускаете голову, глаза смотрят вниз, на бумагу, и вы начинаете говорить монотонным голосом, читая текст, слайды и карточки с заметками.

В первую очередь, если вы читаете содержание слайда, это значит, что там слишком много слов (мы вернемся к этому через мгновение).

Недостаток этого в том, что мгновенно теряется связь с аудиторией, так как у людей разбегаются глаза при виде изобилия информации.

Вы должны постараться избежать этого, так как ваша цель — создать презентацию, которая убеждает.

При этом нет необходимости запоминать весь текст наизусть. Вместо этого запишите 3-5 ключевых мыслей и научитесь уверенно объяснять их, не читая текст. Затем вы можете добавить контекст и примеры.

Ошибка 3. Вы недостаточно репетируете

Когда вы записали скелет своей речи или список из ключевых мыслей, у вас есть хорошее начало. Но ваше выступление не пройдет гладко, если вы не отрепетируете его как следует.

Один оратор как-то сказал мне, что нужно отводить час репетиции на каждую минуту речи. А если у вас речь на 20 минут? Двадцать часов!

Хотя такой совет моет показаться преувеличением, все-таки вам стоит рассказать всю речь с заметками (в первый раз), потом расскажите всю речь от начала до конца без заметок. Сделайте несколько повторов, пока у вас вся информация не будет сидеть прочно в голове, и не будет казаться, что вы делаете это легко и непринужденно.

Чем больше повторов вы сделаете, тем больше нюансов заметите. Когда вы их подкорректируете, это радикально улучшит вашу презентацию. Например, переходы от одного раздела к другому. Паузы, чтобы выделить ключевые мысли. И даже потренировать то, как будут смотреться со сцены ваше положение тела, движение и жесты.

Если вам необходимо больше опыта в выступлениях с презентациями, а вы испытываете волнение, знайте, что это нормально. Вы можете научиться с ним справляться:

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Коммуникация

    Как преодолеть страх выступления на публике

    David Masters

Есть еще одно преимущество от частых тренировок, и вам будет его легко заметить:

Ошибка 4. Вы говорите дольше (или меньше) отведенного времени

… владение временем.

Ничто так не говорит о дилетантстве, как неумение выступающего уложиться в отведенные ему временные рамки.

Если это большое мероприятие, и вы закончили намного раньше, потому что рассказали все, что у вас есть, — это самый быстрый способ подорвать доверие к себе. А если это небольшая встреча с клиентом или начальством, и вы затягиваете время своего выступления, это станет знаком, что вы не уважаете своих слушателей. Они могут отказаться от сделки.

Если вы регулярно тренируетесь, вам стоит пользоваться таймером, чтобы хорошо разбираться, как вы справляетесь со временем.

Иногда вам придется добавить один-два примера или историю, чтобы проиллюстрировать свои идеи (что добавит несколько минут к времени выступления). А иногда вы должны будете вырезать целые слайды и разделы, говорить намного быстрее, — все для того, чтобы сократить время выступления.

Самое важное правило — нужно быть уверенным, а не гадать. Вы должны точно знать, задолго до дня выступления, сколько минут точно длится ваша презентация ( с точностью до 1-2 минут).

Ошибка 5. У вас скучные, непрофессиональные слайды

На то, чтобы произвести первое впечатление, уходит примерно 50 миллисекунд, и 94% этого впечатления зависит от вашего дизайна.

Это значит, что у вас есть готовая презентация со слайдами — очевидный стартовый момент.

Скорее всего, за последние годы ваши инвесторы и бывалые участники конференции уже видели миллион раз шаблон PowerPoint, который установлен на вашем компьютере по умолчанию.

К счастью, мы можем предложиь вам эти простые и современные шаблоны презентаций PowerPoint с высококачественным дизайном.

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Презентации

    20 шаблонов РРТ для простых и современных презентаций PowerPoint

    Sean Hodge

Подходящий пример: шаблон РРТ с подходящим названием Simplicity дает вам возможность использовать красивые преформатированные слайды с минималистичным дизайном, высококачественными изображениями и небольшим количеством текста:

10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

Simplicity — простой и легкий в редактировании шаблон РРТ.

Одно из преимуществ использования этих профессиональных готовых шаблонов состоит в том, что они уже наполнены массой полезных советов презентации, которые не особенно публикуются. (И это не упоминая иконок и других деталей, что повлечет большую разницу).

10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

Шаблон РPT Simplicity — простой слайд с временной шкалой.

Например, вы часто можете столкнуться с проблемами и наделать ошибок, когда сами выбираете гарнитуру и цветовые схемы для презентации.

Ваш выбор гарнитуры может быть современным и утонченным, а может быть показным и безвкусным. Также и выбор цветов, с одной стороны, может демонстрировтаь уверенность, а с другой — старомодность. Когда вы будете выступать, необходимо, чтобы слайды в вашей презентации донесли правильную информацию и хорошо подходили к вашим мыслям.

Ошибка 6. Вы не разобрались с техническими моментами

Вы можете быть уверены в двух вещах во время вашей презентации.

Первое: вы будете нервничать. Это естественно. Хорошо то, что вы можете справиться с этой энергией и направить ее в позитивное русло, что позволит вам блестяще выступить.

Второе: всегда что-то выходит из строя, и вас будет подводить техника.

Профессиональные спортсмены часто приезжают на место соревнований за день-два, чтобы потренироваться именно на том поле, где будет проходить игра. Они даже «опробуют» раздевалки и могут сделать «генеральную тренировку», чтобы учесть все, что может пойти не так.

Если вы не знакомы с помещением, где будете выступать, постарайтесь попасть туда по возможности за день.

Тогда у вас получится потренироваться несколько раз перед пустыми рядами и получить представление, где и как будут сидеть люди, и где и как вам необходимо стоять и двигаться по сцене.

Вы также можете проверить подключение компьютера, микрофонов и другого аудио/видео оборудования.

В идеале, когда вы будете на месте в день презентации, все, о чем вы должны думать — это как выступить ( а не переживать, где лежит кабель HDMI).

Ошибка 7. У вас загроможденные, перегруженные текстом слайды

Самые лучшие слайды презентации обычно простые и понятные.

Это значит — никаких ярких переходов между слайдами. Никаких бесконечных списков. И никаких излишеств в виде звуковых эффектов и видео.

Один секрет — старайтесь, чтобы у вас был один слайд для одной мысли или аргумента. Это поможет вам звучать связно и помочь аудитории следовать за ходом вашей мысли.

Еще один бонус в этом — вы сможете избавиться от длинных текстовых блоков.

Вместо этого считайте, что каждый слайд — это визуальная опора; она поддерживает вашу мысль или является иллюстрацией того, о чем вы говорите.

Хороший пример будет включать подходящие графики или чарты, которые мгновенно сделают понятной мысль, которой вы делитесь (например, вы говорите об успехе, а на слайде изображена зеленая стрелка, поднимающаяся вверх).

10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

Слайд с графикой из презентации Business Mix PowerPoint

Вы можете найти больше профессиональных дизайнов PowerPoint с разнообразием слайдов и инфографики здесь:

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Microsoft PowerPoint

    15 профессиональных шаблонов PowerPoint — для лучших бизнес-презентаций

    Sean Hodge

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Microsoft PowerPoint

    12 лучших шаблонов презентаций PowerPoint с замечательной инфографикой в слайдах

    Sean Hodge

Ошибка 8. Вы не уделяете внимание обстоятельствам вашей аудитории

Жаргон может быть хорошим, а может быть плохим.

Еслы вы выступаете перед людьми технических специальностей, вы можете бесконечно говорить о GIT. Это поможет вам наладить еще лучший контакт с ними, так как позволит людям в зале понять, что вы хорошо разбираетесь в их деле.

Однако если это не так, стоит вам обронить одно слово из технического жаргона, и вы рискуете потерять свою аудиторию, едва открыв рот.

В идеальном мире ваш контент должен быть создан (и адаптирован) с учетом знаний, опыта и предпочтений конкретной аудитории. Если это клиент, узнайте о нем все от человека в вашей компании, который привел этого клиента. Если это более крупное мероприятие, расспросите организаторов и попытайтесь собрать максимум информации о тех, кто будут присутствовать в аудитории. Каковы их интересы? болевые точки? какой тип и стиль информации их интересует?

Иногда вам удастся собрать очень подробную информацию, а в других случаях это будут более поверхностные и общие факты. Самая большая ошибка — это когда вы презентацию, предназначенную для одних, делаете для совершенно иной группы людей. Даже если ваша информация полезна, толку не будет!

Ошибка 9. Вы не можете сохранить внимание аудитории

Длина вашего выступления влияет на то, будет аудитория внимательно следить за презентацией на всем ее протяжении, или нет.

Однако то, как вы ее преподнесете — ваш голос, громкость, паузы, ритм, язык тела и другое — также могут либо овладеть вниманием аудитории, а могут усыпить ее.

Например, когда вы заметно повышаете и понижаете голос, произнося те или иные фразы, вы можете сделать свою презентацию гораздо интереснее для слушателя, а также можете придать вес вашим словам там, где надо.

То же самое относится и к изменению темпу речи (говорите быстрее — медленнее), включению долгих пауз (чтобы у людей было время взвесить сказанное вами).

Помимо этих маленьких секретов и драматических жестов, само содержание вашего выступления должно эмоционально влиять на людей.

Не стоит сразу же «бросаться» к выводам, советам и заключению. Вместо этого посвятите время в начале и в течение презентации, чтобы представить эту информацию в более широком контексте, который будет иметь отношение к проблемам и сложностям, испытываемым вашей аудиторией; то есть, вы через эту презентацию покажете им, как они могут быть разрешены.

Познакомьтесь с дополнительными советами о том, как сделать увлекательную презентацию, здесь:

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Коммуникация

    Выступайте с увлекательными презентациями как Стив Джобс

    David Masters

Ошибка 10. Вы не предлагаете выводов и не призываете к действию

Скорее всего, ваша аудитория будет страдать от избытка информации.

Если вы выступаете во второй половине дня, и идет третий день конференции, скорее всего ваша аудитория утомлена.

Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваше выступление было легко слушать.

Начните с простого обзора того, что вы собираетесь рассказать аудитории.

Если у вас есть ключевая мысль, повторите ее. Много раз.

Когда вы собираетесь перейти к следующему блоку, напомните, что вы только что объяснили, затем дайте им представление, к чему вы переходите в следующем разделе.

И последнее (по порядку, но не значимости), дайте им какие-то конкретные «шаги», которые следует предпринять по завершении вашего выступления.

Самые лучшие деловые презентации побуждают людей к действию. Если вы закончите выступление простым перечислением фактов и не представите информацию в контексте того, что и как они должны сделать с ней, ваша речь не будет успешной.

Вы можете узнать о творческих методах, как вдохновить вашу аудиторию на поступки, здесь:

  • 10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

    Презентации

    10 идей креативной презентации, которые вдохновят вашу аудиторию на…

    Julia Melymbrose

Следуйте этим 10 советам деловой презентации для лучших результатов.

10 ошибок бизнес-презентаций (и как их избежать)...

Избегайте типичных ошибок, чтобы выступить с замечательной бизнес-презентацией (источник графики)

Возможно, много лет назад вас научили основам выступления с речью или презентацией, но важная деловая презентация — совершенно другая история, в которую вовлечены реальные деньги.

Проблема в том, что вы можете начать совершать типичные ошибки: читать монотонным голосом собственные слайды с любительским дизайном, которые при этом перегружены информацией. Так вы полностью дисквалифицируете себя как авторитет и потеряете свою аудиторию.

А если нет внимания и доверия аудитории?

Значит, не будет продаж, финансирования, рекомендаций и публикаций.

К счастью, вы можете начать пользоваться 10 советами, предложенными выше (и не переставайте практиковаться), чтобы ваша следующая презентация прошла без единого недостатка.

Если вам необходима помощь в начале, просмотрите наш гид по шаблонам PowerPoint, чтобы позаботиться об основных моментах в дизайне, прежде чем вы перейдете к более сложным техникам презентации.

1. Слишком много информации

Поймите, что не обязательно впихивать в слайды всю имеющуюся у вас информацию. Ваша цель не в том, чтобы показать все сведения, находящиеся в вашем распоряжении. Презентация подразумевает краткий обзор самой важной информации. Ведь если зрители могут прочитать всю информацию на экране, то зачем им нужно ваше присутствие?

Советы:

На один слайд должна приходиться одна мысль. По возможности, выраженная максимально коротко.

Не гонитесь за количеством слайдов. Чем быстрее вы скажете все главное, тем больше времени у вас останется для того, чтобы взаимодействовать с аудиторией.

Спецпроект

Вместо того, чтобы показывать массив данных с большим количеством слов или цифр, подумайте, какой вывод можно сделать на основании всей этой информации, и обращайте внимание на него.

2. Мало визуальной информации

Картинки — отличный способ оживить скучную презентацию. Но боже вас сохрани использовать стандартные инструменты Microsoft Clipart. Попробуйте поискать красивые изображения на istockphoto.com (за деньги) или compfight.com (бесплатно).

Какие бы элементы дизайна вы не использовали, помните о том, что ваша презентация, в том числе, и для того парня, который сидит в последнем ряду. Если ему будет не видно, значит, свою задачу вы не выполнили.

3. Убогий дизайн

Постарайтесь обойтись без примитивных элементов в оформлении. Для того, чтобы создать благоприятное впечатление, вам просто необходим качественный дизайн. А он стоит соответствующих денег. Если денег у вас нет, украдите примеры хорошего дизайна из ваших любимых презентаций, инфографик или сайтов. Но будьте осторожны — микс из различных стилей оформления, созданный по принципу «надену всё лучшее сразу», может выглядеть нелепо.

Постарайтесь не использовать шрифты Tahoma, Sans Serif, Arial, Verdana, Courier New, Times New Roman, Trebuchet MS, Lucida Console, Comic Sans MS и другие, уже намозолившие глаз или подпадающие под определение «забавный».

Вы можете найти специальные красивые шрифты от дизайнеров по запросу Google.

Скорее всего, 95% ваших коллег используют PowerPoint для подготовки презентаций. В течение 22 лет других инструментов для этого не существовало, но сейчас их много, и стоит попробовать ими воспользоваться.

4. Визуальная непривлекательность

Белый фон — это хорошо. Отлично, когда каждый из разделов вашей презентации имеет свои цветовые особенности оформления. Для выбора цветовой схемы мы рекомендуем вам воспользоваться сайтом colorlovers.com

5. Недостаток времени на подготовку

Наконец, большинство презентаций получаются плохими потому, что у автора элементарно не хватает времени. Вам нужно придумать идеальную историю, дополнить её красивыми слайдами и детально отрепетировать своё выступление. Разумеется, за одну ночь это не делается. В среднем, на создание качественной презентации хронометражем в час нужно потратить около 30 часов. Этот процесс должен планироваться наперёд, и гениальные идеи для презентации — системно собираться заранее. Это упростит работу над вашим будущим шедевром.

86% руководителей в ходе одного из опросов заявили, что живое общение с аудиторией напрямую влияет на их карьеру и уровень доходов. Но только 25% из них тратят 2 и более часов на подготовку презентаций.

Однако, даже самая достойная презентация не произведёт впечатления, если у выступающего отсутствуют какие бы то ни было ораторские способности.

Тому, как научиться рассказывать истории публично, посвящена книга Nancy Duarte «Resonate». Советуем также прочитать текст на Cossa.ru о двух способах создания презентации.

#подборки


  • 0

Они мешают презентовать презентабельно

 vlada_maestro / shutterstock

Наталья Морозова

Автор статей по SMM, практикующий таргетолог, в прошлом — продакт-менеджер диджитал-проектов.

Презентации нужны всем — от школьников до руководителей. Ведь это отличный способ донести информацию, отчитаться о проделанной работе, рассказать о проекте или продукте. Главное — не допускать типичных ошибок, из-за которых презентация выглядит неубедительно, а внимание зрителей теряется:

  • Нет цели
  • Нет структуры
  • Однотипные слайды
  • Много текста
  • Много мыслей
  • Не тот размер слайда
  • Мало или слишком много цветов
  • Нечитабельный текст
  • Неаккуратное оформление
  • Нет пояснений к иллюстрациям
  • Бессмысленные картинки
  • Коротко о главном

Перед тем как готовить слайды, определите цель презентации. Например:

  • «Показать, как выросли продажи / снизились затраты…».
  • «Доказать выгоды от сотрудничества…».
  • «Донести важность проблемы…».
  • «Проиллюстрировать эффективность своей работы…».

Лучше конкретизировать. Например, вместо «Показать, что наши услуги выгодны» ставить такую цель: «Показать, сколько денег компания может сэкономить, если купит наши услуги, — и получить заявку на бесплатную консультацию».

Контент любого формата должен иметь чёткую структуру и логическую последовательность. Иначе сложно донести мысль, информация плохо воспринимается.

Главный секрет создания структурированной и логичной презентации — план:

  1. Введение. Вступительная часть, которая подводит к сути. Здесь можно объяснить, например, каким образом компания привлекает клиентов.
  2. Обозначение проблемы, актуальных вопросов. На этом этапе будет уместно рассказать, допустим, как упали продажи за последний месяц и на что это влияет.
  3. Решение проблемы. Тут можно перечислить новые рекламные каналы для привлечения новых покупателей. Добавить диаграммы/графики, чтобы наглядно показать потенциальный рост продаж.
  4. Заключение — повторение основных мыслей презентации. Коротко о главном.

Если все слайды одинаковые, меняются только заголовки и текст, — глаз быстро «замыливается», а интерес теряется.

Лучше использовать разные форматы и приёмы. На одном слайде можно оставить текст, на другом — разместить картинку, на четвёртом — уже диаграмму. Но важный момент: единое оформление (рамки, стили, шрифты).

Презентация должна помогать спикеру, а не оттягивать на себя всё внимание, заставлять напрягаться. Старайтесь использовать минимум текста, размещайте на слайдах только самое главное.

Если нельзя сократить текст, разбейте его на несколько слайдов. Если можно заменить его иллюстрацией, лучше так и сделать.

Важное правило: «Один слайд — одна мысль». Не пытайтесь вместить всё выступление в пару слайдов — смело увеличивайте их количество.

Увы, нет универсального совета по оптимальному количеству слайдов в презентации. Руководствуйтесь здравым смыслом.

Кстати, при создании лендингов похожее правило, только там «один сайт — один продукт».

Раньше Сейчас
Популярный размер экрана 4:3 16:9

По умолчанию PowerPoint создаёт презентации именно для 4:3. Если запускать такие на широкоформатном экране, по краям будут видны чёрные полосы. А презентация под 16:9 обрежется по краям на старом мониторе.

Не забудьте выяснить, на каком устройстве будет ваша презентация, чтобы сразу создать её в нужном формате.

Чтобы поменять размер слайдов в PowerPoint, нужно выбрать подходящий вариант в «Конструктор» → «Размер слайда»

Чёрно-белые презентации смотреть скучно, но слишком яркие цвета мешают сосредоточиться.

Лучше не впадать в крайности: отказаться от монохромной презентации (если, конечно, это не фирменный стиль бренда), в то же время выбирать не больше
2–3 цветов.

Текста должно быть мало, но он должен быть хорошо виден на каждом слайде.

По опыту, шрифты без засечек (Arial, Tahoma, Verdana) легче воспринимаются, чем шрифты с засечками (например, Times).

Если не виден текст на картинках, лучше перепечатать его на слайды.

Некрасиво, если фотографии/видео плохого качества. Но особенно — когда текст заезжает на картинки…

Тут хорошо видно, что слайд выглядит неаккуратно

… или скриншоты «висят» в воздухе.

Здесь скриншот приложения как будто взяли и подвесили в воздухе

В таких случаях рекомендую использовать мокапы — макеты мобильных устройств.

Здесь изображение вставлено в мокап под мобильный телефон. Совсем другое дело

Сила визуализации — в скорости донесения информации. Но важно, чтобы при этом она была простой и понятной.

Поэтому стоит обязательно подписывать графики и диаграммы.

Изображения должны не «разбавлять» текст, а наряду с ним нести смысловую нагрузку.

Так что убирайте лишнее.

При создании презентации вы должны понимать цель и соблюдать структуру. Не делать однотипные и чёрно-белые слайды, в то же время не увлекаться цветами, шрифтами, картинками и текстом (его надо минимум — и читабельного). Помнить, что один слайд — одна мысль, и про его размер. Оформлять всё аккуратно и подписывать диаграммы, графики. Бессмысленные картинки не вставлять, только полезные иллюстрации.

А если хотите не только создавать эффектные презентации, но и аргументированно доносить свои идеи, быстро и логично структурировать информацию, выступать в стиле TED, — обратите внимание на курс «Мастер презентации и публичных выступлений».

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Типичные ошибки презентации

Любая презентация в сегодняшнем мире является не просто общественным представлением чего-либо инновационного или уникального, но ещё и важнейшим информационным и рекламным инструментом, посредством которого можно донести до людей необходимую информацию о продукте, товаре или услуге в самой лучше форме.

И точно таким же образом, как современный деловой мир невозможно представить без проведения презентаций, презентации невозможно представить без ошибок. Дело в том, что по своей сути презентация является довольно-таки сложной работой, которая требует от выполняющего её человека наличия особых знаний, умений и навыков. Но, как и следует полагать, всё это приходит лишь с опытом, а потому, до тех пор, пока опыта у человека нет, в его презентациях будут систематически присутствовать ошибки.

Однако не стоит удручаться по этому поводу – на самом деле сделать свои презентации грамотными и эффективными можно и на начальном этапе – для этого лишь нужно знать о том, каких ошибок допускать не стоит. И специально для того, чтобы снабдить вас такой информацией, мы и предлагаем вам познакомиться с типичными ошибками в проведении презентаций.

Типичные ошибки презентации

Всего мы перечислим десять основных ошибок презентации, на которые вы должны обратить внимание.

1

Внимание на демонстрируемом материале

Учитывая то, что настоящим камнем преткновения для многих ораторов является страх публичных выступлений, ошибки во время презентаций обусловлены именно им. Так, выступающий перед публикой человек, может стремиться к тому, чтобы сместить фокус внимания публики с себя на демонстрируемый в процессе материал, например, на экран или доску, где наглядно отображается информация, и просто зачитывает с них данные. Но допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. одно из правил успешной презентации говорит, что внимание аудитории должно быть на 80% сосредоточено на выступающем, а не на экране, доске и т.п.

2

Отсутствие зрительного контакта

Очень часто случается также и так, что спикер во время своей презентации начинает понимать, что у него нет абсолютно никакого контакта с публикой. Он может даже начать предпринимать судорожные попытки понять, в чём проблема, но ответа найти не найдёт. Происходит это, как правило, в тех случаях, когда ведущий концентрируется на окружающих его объектах, таких как потолок, стены, стол или бумажка, которую он держит в руках. Суть же ошибки заключается в том, что оратор никак не взаимодействует с публикой, причём вовсе не требуется развлекать зрителей и устраивать им концертную программу – достаточно начать смотреть людям в глаза, ведь именно это создаёт так называемый мост между человеком, который говорит, и теми, кто его слушает.

3

Самопрезентация

Любой уважающий себя спикер должен раз и навсегда понять, что ни одна успешная презентация никогда не начинается с того, что он сам начинает рассказывать о себе, делая самопрезентацию. Данную функцию должен выполнять ведущий мероприятия, которому ещё до его начала необходимо предоставить о спикере всю важную информацию. В том же случае, если проводящий презентацию человек по какой-либо причине вынужден сам перечислять свои регалии, заслуги и достижения, презентация будет проходить в некотором напряжении. Здесь нужно просто учитывать психологию людей – расположения и доверия аудитории намного сложнее добиться, начиная с самовосхваления.

4

Извинения

К сожалению, даже самые талантливые и перспективные спикеры зачастую совершают одну и ту же нелепейшую и до смеха обидную ошибку – в процессе проведения презентация они вдруг начинают за что-то извиняться перед своими зрителями. Чувство такта и достойные манеры – это, конечно же, хорошо, однако следует помнить, что презентация изначально предполагает, что всё, о чём будет говорить лектор, является правильным, по его мнению, и то, каким он предстаёт перед аудиторией, тщательно продумывается. Таким образом, пока спикер не начал извиняться, всё произносимое им будет восприниматься как должное, в ином случае, его авторитет в глазах зрителей моментально упадёт.

5

Молчание

Наверняка вы и сами не раз оказывались в ситуации, когда между вами и вашим собеседником возникает неловкая пауза. Особенно это характерно для общения между незнакомыми людьми. Если же говорить о презентации, то без вынужденных пауз и вовсе не обходится практически никогда. Но ошибка многих ведущих сводится к тому, что они никак не заполняют такие паузы, вследствие чего и публика оказывается в некоторой растерянности, и ведущий начинает выглядеть в очень невыгодном свете, а тут уже недалеко и до подшучиваний над ним, каверзных вопросов и т.д. Так что заранее готовьтесь к тому, что вам придётся заполнять паузы, а главное – подумайте о том, что может для этого послужить.

6

Повторение

Презентация по своему существу требуется для иллюстрации того, что рассказывается ведущим, для чего, собственно, и используются всевозможные слайды, картинки, видео, макеты и прочее. И очень важно, чтобы на протяжении всего мероприятия сохранялся эффект новизны. Неопытные ведущие в некоторых ситуациях начинают демонстрировать зрителям те, материалы, которые уже обсуждались, тем самым как бы разрушая целостность внимания аудитории. Если случилось так, что для какой-то темы презентации нет наглядного материала, лучше вообще обойтись без демонстрации.

7

Детская позиция

Если вы изучали биографии знаменитых ораторов или переговорщиков, вы должны знать, что каждый из них перед выступлением или переговорами несколько минут готовился и настраивался на нужный лад. Одной же из ошибок начинающих спикеров является то, что они выходят к своей аудитории примерно так, как школьник выходит отвечать к доске. Вероятно, вы и сами понимаете, как воспримет такого ведущего публика. Помните о том, что перед собравшимися людьми вы должны чувствовать себя как минимум профессионалом по обсуждаемым вопросам, но никак не человеком, которому нужна поддержка и тем более жалость.

8

Отсутствие личных примеров

Ещё одним из важнейших правил хорошей презентации является то, что она просто обязана включать в себя примеры из личного опыта, касающиеся темы мероприятия. Дело в том, что познакомиться с теорией и узнать чисто официальную информацию при желании может абсолютно каждый. Но люди за тем и приходят на презентации, чтобы ознакомиться с практическими материалами и данными. Поэтому, ещё на этапе подготовки к выступлению позаботьтесь о том, чтобы в вашем арсенале спикера было, о чём рассказать, и лучше всего, если это будут примеры из вашего личного жизненного опыта – именно они производят на публику самые сильные впечатления.

9

Информационная перегрузка

Множество ошибок во время презентаций происходят по причине того, что ведущие элементарно не ставят себя на место своих слушателей, буквально перегружая их разноплановой информацией. Некоторые, к примеру, снабжают свои рассказы маркированными списками, схемами, видеороликами, аудиофайлами и т.д. В результате люди должны слушать, смотреть, читать и осмысливать информацию одновременно, что значительно затрудняет восприятие преподносимого материала вообще. Лучшей рекомендацией здесь будет использование одного-двух типов материалов, которые будут гарантировать нормальное восприятия и полноценное понимание.

10

«Спасибо»

Если вы хотите стать хорошим лектором и научиться проведению грамотных презентаций, раз и навсегда запомните, что благодарность является прерогативой тех спикеров, выступление которых вызвало бурю аплодисментов, ведь за это и нужно благодарить. Если же выступающий говорит «спасибо» даже в тех случаях, когда публика не оценила его выступления, это выглядит как минимум как извинение за то, что он оторвал людей от своих занятий, за то, что они его послушали и вообще выделили время на присутствие на презентации. В случае, когда рукоплесканий не слышно, а выступление подходит к концу, подытожить презентацию можно при помощи жестов или изменения тона голоса.

Итак, мы с вами рассмотрели типичные ошибки презентации, а значит, отныне вы сможете учитывать их во время своих собственных выступлений. Но, каких бы ошибок вам не удалось избежать, помните, что самым главным промахом спикера, особенно, если у него ещё мало опыта, будет уверенность в том, что его презентация будет идеальной.

Желаем вам успехов!

Презентация — это многофункциональный и самый используемый инструмент для экспертов во время выступлений на публике. Однако при создании визуального подкрепления своих тезисов многие совершают ряд ошибок, которые неизбежно приводят к провалу.

Вместе с членом Ассоциации Спикеров Санкт-Петербурга и экспертом деловой презентации Александром Глоком разбираем самые грубые ошибки.

Восприятие информации =

10% контент + 50% подача

+ 40% дизайн

Слайды «Спасибо за внимание» и «Вопросы?»

Следуя драматургии выступления, лучше всего запомнится ваша первая и последняя мысль. Вместо того чтобы утопить ваше выступление в вежливой благодарности на слайде, вы можете:

  • оставить ваши контактные данные

  • дать призыв к действию

  • направить аудиторию дальше (сайт, статья или др. ресурсы)
  • зафиксировать логотип компании
  • написать мотивирующую цитату, подходящую по контексту

А спросить о имеющихся вопросах у публики можно и устно, не стоит делать отдельный акцент на этом.

Представьте, что вы в магазине, где продают туфли черного цвета. И только одна пара ярко-красная. Даже если вам нужны именно черные туфли, эту красную пару вы увидите в первую очередь и запомните.

Александр Глок

Дизайн и оформление слайдов

Чувство прекрасного у всех своё, но всё же не стоит забывать о базовых основах дизайна при создании визуальной составляющей вашего выступления. Если вы спикер на тему финансов, возможно, выбирать в качестве фона фотографии достопримечательностей и природы не самая удачная идея.

Совсем не обязательно обладать навыками владения Фотошопом или другими графическими редакторами, вам будет достаточно PowerPoint. С его помощью можно сделать отличные и небанальные визуалы. Однако помните, что использование базовых шаблонов за многие годы существования этой программы не просто приелось аудитории, а стало считаться моветоном.

Использование несогласующихся цветов, отсутствие единого стиля оформления слайдов, слишком яркий фон — всё это мешает вашим слушателям воспринимать информацию, рассеивает внимание и быстро утомляет их.

На сайте canva.com есть отличный инструмент подбора сочетающихся друг с другом цветов. Используйте его!

Александр Глок

Нечитабельный текст

Слайд на 90% покрытый текстом — не будет воспринят ни под каким углом. Пользуйтесь золотым правилом: 1 слайд = 1 мысль. Презентация нужна, чтобы подтверждать ваши слова, а не дублировать их. Визуализируйте вашу мысль в качестве изображения или схемы, если это возможно.

Обратите внимание на цвет, форму и размер шрифта. Слишком мелкие угловатые буквы напечатанные не контрастным цветом будут не читабельны и вызовут раздражение у вашей публики.

Лучше всего не использовать рукописные шрифты и шрифты с засечками. И конечно, размер шрифта должен позволять увидеть текст из самого дальнего угла зала.

Александр Глок

Плохое качество иллюстраций

Иллюстрации можно и даже нужно использовать, но подбирайте их тщательно, не используйте картинки в плохом качестве, с водяными знаками. Существует большое количество различных профессиональных фотостоков, которые предоставляют доступ к фотографиям на любую тему в хорошем разрешении как раз для этих целей.

Также не забывайте удалять белый фон у картинок с цветных слайдов. Сделать это можно без дополнительных усилий прямо в PowerPoint.

Важный момент, изображения в презентации должны не «разбавлять» текст, а наряду с ним нести смысловую нагрузку.

Минимальный размер фото для использования на слайде — 1920х1080 пикселей, даже если картинка не растягивается на весь слайд.

Александр Глок

Перегруженные слайды

Если вам кажется, что слайд выглядит пустым и ему не хватает сразу нескольких разнотипных визуальных элементов — вам кажется. Дайте ему «дышать».

Перегруженный слайд завалит любое выступление. Лучше пусть на экране останется одна фраза или одно изображение, но точно отражающие суть, чем диаграмма, буллиты, текст, картинка и анимация в добавок. Помогите вашей аудитории понять, что самое главное.

Простота и минимализм — тренды, которые существуют уже несколько лет. Смотрите лучшие работы, набирайтесь у них вдохновения!

Александр Глок

Какие ещё ошибки в презентации мешают вам как зрителю? Пишите свои варианты в комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки детей при письме
  • Ошибки возвращаемые формулами
  • Ошибки детей при выборе профессии
  • Ошибки водонагревателя аристон велис
  • Ошибки детей при беге