Ошибки цитирования примеры

Что отличает
настоящую научную работу от обычного
школьного доклада? Специфических
признаков много. Но одним из важнейших
является правильно оформленное
цитирование. Ссылочный аппарат позволяет
разграничить чужие и свои идеи, отделить
теоретическую базу от выводов автора.

На первых
этапах кажется, что наличие списка
литературы автоматически решает проблему
цитирования. Но это большое заблуждение.
Существует масса нюансов, игнорирование
которых не только снижает качество
научной работы , но и может стать
основанием для привлечения к ответственности
по закону. Мы разберем 10 самых
распространенных ошибок цитирования,
чтобы вы не допускали их в своих
исследованиях.

Немного об авторском праве

Прежде чем
разбирать конкретные ошибки, нужно
уяснить, почему это неправильно. На
вреде репутации ученого подробно
останавливаться не будем. Это очевидно,
что бездумное копирование чужих идей
и выдача их за свои характеризует автора
не с лучшей стороны. Такие люди подвергаются
порицанию «Диссернетом», а иногда и
теряют ученые степени.

Но последствия
могут быть и куда более серьезными.
Произведения науки, согласно статье
1225 Гражданского кодекса РФ, – это
результаты интеллектуальной деятельности,
охраняемые законом. Присвоение их себе
– это нарушение прав настоящего автора.

Статья 1255
ГК РФ содержит перечень авторских прав,
за нарушение которых предусмотрена
гражданско-правовая ответственность:

  1. Исключительное
    право на произведение. Это значит, что
    автор пользуется и распоряжается своей
    научной работой по своему усмотрению.
    При этом отсутствие запрета другим
    лицам на пользование ею не приравнивается
    к разрешению.
  2. Право
    авторства. Создатель произведения
    имеет право признаваться его автором.
    Если кто-либо приписывает авторство
    себе, это нарушает право создателя.
  3. Право
    на имя. Ученый разрешает использовать
    научную работу под своим именем. Это
    как раз и предполагает обязательность
    цитирования.
  4. Право
    на неприкосновенность произведения.
    Другим людям запрещается без согласия
    автора вносить в научную работу
    какие-либо изменения или искажать ее
    смысл.
  5. Право
    на его обнародование. Делать научную
    работу доступной для публики или нет
    – решает только сам автор.

По ходу
знакомства с распространенными ошибками
цитирования мы выясним, какие именно
авторские права нарушаются при
некорректном оформлении ссылок на
использованные источники.

Делая первые
шаги в науке, мало кто обходится без
ошибок. Добросовестный исследователь
старательно изучает все правила
цитирования и избавляется от недочетов.
Мы приводим наиболее часто встречающиеся.

Отсутствие цитирования

Фактически
это присвоение интеллектуальной
собственности – наиболее грубое
нарушение гражданского законодательства,
касающегося авторских прав. В нынешних
реалиях такое пресекается сразу же:
научный руководитель отправляет на
доработку или издание отклоняет материал,
представленный для публикации.

«Антиплагиат»
необязательно показывает в таком случае

нулевую уникальность

. При должной
обработке текста он может быть технически
оригинален. Но если работу посмотрит
живой человек, он невооруженным взглядом
обнаружит некорректное заимствование.

Отсутствие ссылок в тексте при наличии
списка литературы

Любимый
рецепт студентов: соблюсти формальность,
поместить после текста требуемый раздел,
собрав его наугад. Список литературы
подбирается исключительно по созвучности
названий теме реферата или курсовой
работы, но ни с одним из перечисленных
источников автор не работает.

Получается,
что написанная (точнее, списанная или
скопированная) работа не имеет ничего
общего с приведенной литературой.
Соответственно, невозможно проставить
внутритекстовые ссылки. А это приравнивается
к отсутствию цитирования с вышеперечисленными
последствиями.

Некорректное заимствование графических
материалов

Научные
работы нередко содержат иллюстрации:
картинки, графики, схемы. Часто они
бывают авторскими и неразрывно связаны
с текстом. Соответственно, они тоже
охраняются как объекты авторского
права.

Во избежание
нарушения гражданского законодательства
необходимо под любым изображением,
созданным не вами, указывать источник
его заимствования (даже если он взят из
Интернета, и автор неизвестен).

Неправильное склонение фамилий авторов

Это в
некотором смысле нарушает право автора
на имя. Он дал право на издание произведения
под своим – вполне конкретным – именем.
Неправильное склонение искажает его.
Чаще всего ошибки связаны с неправильным
употреблением рода.

Неразличение первичного и вторичного
цитирования

Автор любой
научной работы, на которую ссылаетесь
вы, ссылается, в свою очередь, на работы
предшественников. И важно разобраться,
где мысль данного автора, а где он
цитирует коллегу. Если этого не сделать,
получится что вы приписываете идеи
одного человека другому. Тем самым
нарушается право первого на авторство.

Например,
если Иван Петров пишет о категорическом
императиве и в своей работе ссылается
на фундаментальный труд Иммануила
Канта, он все делает правильно. Но если
Василий Смирнов пишет о категорическом
императиве, излагает идеи Канта, но
ссылается только на Ивана Петрова, он
делает грубую ошибку при цитировании.

Исключения
бывают, если первоисточник найти не
удается или он написан на редком или
сложном языке. Тогда можно использовать
формулировку «Цит. по …» и сослаться
на лицо, впервые процитировавшее
оригинал.

Искажение смысла при парафразе

Этот прием
помогает

повысить уникальность текста

с технической точки зрения. Но важно не
переусердствовать в попытках пройти
барьер «Антиплагиата». Внесение смысловых
искажений нарушает право на
неприкосновенность произведения. К
тому же получается, что вы приписываете
человеку идеи, ему не принадлежащие.

Избыток цитат

Цитировать
чужие работы нужно в меру. Их переизбыток
так же вреден, как и отсутствие. Разве
что о нарушении интеллектуальных прав
в данном случае речи не идет. Страдает
лишь научный уровень работы: она
превращается в реферат, пусть и надлежащим
образом оформленный.

Неправильное оформление цитирования

Во избежание
даже самого незначительного нарушения
авторского права следует убедиться,
что ссылка на источник содержит все
компоненты, позволяющие достоверно
идентифицировать цитируемое произведение:

  • фамилия
    автора;
  • его
    инициалы (да, однофамильцы вполне могут
    работать в одной области);
  • год
    издания;
  • место
    издания и название издательства (для
    книг);
  • название
    и номер выпуска (для журналов);
  • номера
    страниц.

По какому
стандарту

оформлять
ссылку


– это уже другой вопрос.
Ответа на него связан с редакционными
правилами, а не гражданским законодательством
или научной этикой.

Предпочтение электронной версии издания
печатной

Нарушения
интеллектуальных прав здесь нет. Но
основным изданием все же считается
печатное: оно выходит раньше, потому
более предпочтительно. Ссылки на
электронные ресурсы нужно давать в том
случае, если на физическом носителе
книга или журнал не издавался.

Отсутствие самоцитирования

Нарушать
собственные права законом не запрещается.
Однако в научной среде не приветствуется
бесконечное дублирование собственных
идей. Если необходимо использовать тот
или иной тезис, уже представленный под
вашем именем, необходимо поставить
ссылку на соответствующую работу.
Самоплагиат – не воровство, но и не
норма.

1.

Квалификация ошибок,
допускаемых при цитировании
1

2.

Ошибки в цитировании
Проблемная ситуация
Цитата не оформлена кавычками
Решение проблемы
1. При небольшом объеме – не учитываем.
2. При большом объеме – пунктуационная
ошибка К8.
В! «Незакавыченная» чужая речь (в любом
количестве) – пунктуационная ошибка
(включая случай, когда пишущий активно использует
исходный текст, берет из него точные цитаты, при
этом кавычки не используются совсем).
Неправильное включение цитаты Случай квалифицируется как грамматическая
в текст сочинения
ошибка К9. Например: «По мнению Базарова:
«Природа не храм, а мастерская».
Цитата без слов, вводящих ее
Случай квалифицируется как грамматическая
ошибка К9.

3.

Ошибки в цитировании
Викентий Викентьевич говорит, что ему бывает обидно
наблюдать, как человек покорно идет туда, куда несет его
неумолимое и беспощадное время: «Я с пристальным вниманием
следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека,
так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время».
Ошибка по К5.
Цитата дублирует
ранее высказанную мысль.
3

4.

Ошибки в цитировании
Чтобы раскрыть данную проблему, Яковлев показывает двух героев: мать,
спасающую своего сына, и коменданта крепости. Он говорит, что изменить свое
решение коменданту помогли воспоминания о его матушке. Комендант вспомнил,
как много хлопот и неприятных минут он доставил маме, когда был еще совсем
ребенком, и решил помочь героине. Автор пишет: «Я вдруг почувствовала, что все
четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце. Они все
мои сыновья».
Яковлев показывает, как любовь матери не только способна смягчить любое
сердце, но и сделать сердце самой матери огромным, способным любить всех детей,
и своих, и чужих».
К2 или К5?
4

5.

Ошибки в цитировании
Автор с горечью рассуждает о том, что: «Литература
тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и
сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая,
воображая, что поддерживает какие-то «заветы».
Грамматическая ошибка (К9).
5

6.

Ошибки в цитировании
«Оно (время) незаметно захватывает тебя ведет, куда хочет…
Протестуй всем своим существом, — оно все-таки делает по-своему».
Этими строками автор поясняет, что так называемый дух времени
неумолим.
Не является ошибкой.
Далее автор показывает, что борьба человека со временем никогда
не приносит человеку побед. Время в любом случае окажется сильнее
самого человека. «Сила времени – сила страшная и не по плечу
человеку». Дух времени оказывается сильнее и заставляет человека
принимать новые традиции и ценности.
Не является ошибкой.
6

7.

Ошибки в цитировании
Автор текста говорит, что сила времени – это страшная сила.
«Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу,
было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и
ответственной». Далее Вересаев говорит о том, что человеку
трудно ощущать себя щепкой по сравнению с временем,
которое его уносит в неизвестность.
Ошибка по К9. Цитата не
введена в текст сочинения.
7

8.

Ошибки в цитировании
Спасение от подавляющего личность времени
автор видит в любимой работе: «…Всем существом
отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот
была моя цель, смысл жизни».
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
8

9.

Ошибки в цитировании
В качестве примера писатель приводит литературу «с
мёртвым сердцем, без огня и без веры», в которой, по
его мнению, происходили ужасающие процессы: «это
было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое и,
что всего ужаснее, бессознательное».
Орфографическая ошибка (К7).
9

10.

Ошибки в цитировании
«…я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,

пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
10

11.

Ошибки в цитировании
«…Я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,

пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Правильный вариант
11

12.

Ошибки в цитировании
Нет ошибки
12

13.

Ошибки в цитировании
(22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной
уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь
стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво
встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую
неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно
«обессмысленную щепку» когда-то
«победоносного корабля».
13

14.

Ошибки в цитировании
Следует обратить внимание на степень искажения текста.
При пропуске незначимого слова – не учитываем
(например, «Служить рад, прислуживаться тошно!»). При
замене знака препинания (например, «Служить рад –
прислуживаться тошно») или незначимого слова (например,
«Служить я рад, прислуживаться тошно!») – не учитываем.
Но учитываем, например, в следующих случаях:
«Природа не храм, а наш родной дом».
«»Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… жаворонок…ты
готов всю жизнь просидеть под кровлей… да я не такая…»
14

15.

Ошибки в цитировании
Но учитываем, например, в следующем случае:
В стихотворении «Реквием» Роберт Рождественский призывает
сохранить память обо всех героях Великой Отечественной войны:
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно
всем мертвым,
Это нужно
живым!
15

16.

Ошибки в цитировании
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
16

17.

Ошибки в цитировании
Время здесь представляется «страшной силой»,
способной «даже в такой короткий срок» изменить
порядок жизни и идеалы людей, «заставить самые
светлые имена потускнеть».
Нет ошибки по К8
17

18.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
[email protected]
18

  1. Введение
  2. Виды цитирования
  3. Нормы подбора высказываний
  4. Правила оформления цитат
  5. Библиографическая ссылка
  6. Оформление библиографических ссылок
  7. Виды библиографических ссылок
  8. Типичные ошибки при оформлении цитирования
  9. Цитирование и системы проверки на плагиат

Введение

Подготовка научной работы, статьи в журнал всегда требует достоверного описания результатов исследования с применением научного цитирования.

Цитирование – это заимствованный элемент работы другого автора (дословная выдержка из текста), используемый для раскрытия темы своего научного труда, подтверждения полученных результатов, представления основополагающих идей и повышения качества работы в целом.

С помощью цитирования автор показывает, что определенный материал в его работе заимствован из другого источника.

Для цитирования могут быть использованы любые источники информации – книги, журналы, газеты, нормативны акты, научные работы (авторефераты, магистерские и докторские диссертации, публикации в журналах), отчетные материалы или т.п. Также, это могут быть ваши работы, опубликованные ранее. Цитирование может быть представлено:

  • текстовым фрагментом;
  • формулой или расчетами;
  • графическим материалом (рисунки, диаграммы, графики и схемы);
  • таблицей.

Основное требование цитирования – обязательное сопровождение любой цитаты библиографической ссылкой на работу автора и включение этой информации в список используемой литературы (перечень библиографических записей). Опираясь на цитаты и ссылки на них, читатель сможет получить информацию, необходимую для повторного поиска источника: сведения об авторе, заголовок документа, количество страниц источника и др.

Виды цитирования

Прямое цитирование – это полное (дословное) повторение фрагмента, взятого из работы другого автора. Запрещается произвольное изменение текста цитируемого автора, но, если цитата занимает более трех строк, ее необходимо сократить. Прямое цитирование используют для усиления научной или художественной части работы, с целью расширения доказательной базы проведенного исследования, в части проведения сравнительного анализа.

Требования к прямому цитированию:

  • текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
  • цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием;
  • не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице;
  • каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была заимствована.

Пример:

Как отмечают в своей работе Кузьминов и Юдкевич, «у выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда — и, следовательно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования и компетенций, а у вузов соответственно нет стимулов к выпуску конкурентоспособных специалистов для академической сферы» [1, с. 144].

Список литературы

1. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования, 2007, №4, С. 141‐158.

Парафраз цитаты (косвенное цитирование, перефразирование) – применяется в случаях, когда необходимо дать краткую или обобщенную информацию объемного цитируемого материала (больших по размеру цитат или частей из научных трудов), и при ссылке на несколько источников информации одновременно.

Такой вид цитирования является пересказом, но должен точно отображать основную идею автора и смысл, вложенный в контекст цитируемой фразы. Он является наиболее распространенным видом цитирования в научных работах.

Пример:

Эллен Дж. Лангер и др. приводит хорошо известный пример того, что она называет «бездумным поведением». В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные «извинительные» аргументы. В результате наблюдений выяснилось, что неаргументированные просьбы (например, «Извините, можно я воспользуюсь ксероксом?») отклонялись, однако почти все обращения, сформулированные в форме объяснения, были удовлетворены (включая такое: «Извините, можно я воспользуюсь ксероксом, потому что я хочу сделать копии?»). Поражает достаточность столь поверхностного объяснения [1].

Список литературы

1. Канеман, Д. Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики / Д. Канеман // Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 5–29.

Пример:

Даймонд и Дыбвиг [1] рассмотрели и проанализировали механизм возникновения и развития банковской паники, построив двухпериодную модель.

Список литературы

1. Diamond D.W., Dybvig P.H. Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity // Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review, Vol. 24, No. 1, Winter 2000, pp. 14–23.

Резюмирование – является видом парафраза. Очень часто используется при подготовке литературного обзора по теме научного исследования. Применяется для описания достижений или подходов других исследователей, с целью раскрытия актуальности или уникальности вашей работы, без дословного приведения цитаты.

Цитирование по вторичным источникам (перекрестное цитирование или кросс-цитирование) – цитирование чьих-либо мыслей не из оригинального источника, а по работе (статье) другого автора. Такое цитирование возможно, но в таком случае вторичные источники должны быть хорошо проверены и соотнесены с первичными источниками. Общепринятым считается, что использовать вторичные источники можно только для введения в тематику вопроса, в части ознакомления с общей идеологией исследования, или если цитируются рассуждения и воспоминания автора первоисточника. Также, цитирование по вторичному источнику нередко используется, когда автор не может сослаться на первичную публикацию (например, утеря первоисточника или отсутствие доступа к засекреченным архивам).

При оформлении цитат по вторичным источникам применяется два вида оформления:

  • Цитата оформляется так же, как и в случае прямого цитирования. После цитаты в квадратных скобках указывается «Цит. по:», затем номер источника в списке литературы, по которому приводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Пример:

В своей книге «Стимулы и политэкономия» Жан‐Жак Лаффон, говоря о необходимости финансирования местных общественных работ из местного бюджета, приводит аргумент Адама Смита: «Злоупотребления местных властей, связанные с распределением средств, какими огромными они бы ни казались, в реальности просто ничтожны по сравнению со злоупотреблениями и расходами административного аппарата великой империи». [Цит. по: 1, с. 18]

Список литературы

1. Лаффон Ж.‐Ж. Стимулы и политэкономия. Пер. с англ. Н.В.Шиловой, под науч. ред. В.П.Бусыгина, М.И.Левина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

  • При оформлении школьных и студенческих научных работ словосочетание «Цит. по:» использовать не рекомендуется. В этом случае во вводных словах к цитате необходимо упомянуть источник оригинального текста и источник, из которого этот текст был заимствован. При этом в списке использованной литературы дается ссылка на вторичный источник.

Пример:

Фр. Полан приводит слова композитора Г. Берлиоза о его переживаниях во время дирижирования им исполнения одного из его произведений: «…Когда я узрел картину страшного суда, услышал воззвание, спетое шестью басами в унисон… эти крики ужаса толпы, изображаемой хором, когда все это было передано так, как я задумал, то мною овладел судорожный трепет. Правда, я с ним справился до конца пьесы, но затем я вынужден был присесть и дать отдохнуть оркестру несколько минут, ибо я не мог держаться на ногах и опасался, что дирижерская палочка выпадет у меня из рук» [1, с. 227].

Список литературы

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

Согласно общим рекомендациям в сообществе ученых при подготовке научных работ рекомендуется обращаться к первоисточникам информации (монографиям, научным статьям, диссертациям и т.д.).

Самоцитирование – это ссылка автора работы на результаты своих же исследований, опубликованных ранее лично или в соавторстве. Прием часто используется авторами для отсылки читателя к своим работам, имеющим непосредственное отношение к исследуемой теме для того, чтобы избежать самоплагиат.

Еще один известный метод цитирования, это – взаимное цитирование. Исследователи, работающие совместно по смежным тематикам, часто ссылаются друг на друга. Это дает возможность существенно повысить свой индекс цитируемости, так как в работах ваших коллег неизбежно будут встречаться ссылки и на ваши работы.

Приведение рисунка, схемы, таблицы из другого источника при цитировании графического материала (рисунки, диаграммы, графики и схемы), а так же при составлении графиков и диаграмм на основании данных, взятых из работы другого автора необходимо указывать, откуда этот материал был взят. Для этого используются слова «Привод. по:» (приводится по) или «Составлено по:».

Пример:

Рис. 6.3. Доля прямых и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2005-2007 годы [Привод. по: 14, с. 236]

Пример:

Рис. 2. Товарная структура внешней торговли России со странами – участницами РТИ в 2013 г. А – экспорт: 1 – машины и оборудование, 2 – древесина и изделия из нее, 3 – топливно-энергетические товары, 4 – другие товары; Б – импорт: 1 – продукция химической промышленности, 2 – текстиль и изделия из него, 3 – машины и оборудование, 4 – другие товары. Составлено по: [16]

Нормы подбора высказываний

При выборе цитат необходимо учитывать следующие основные требования:

  • цитирование также, как и документ, из которого заимствована цитата, должно быть из области ваших исследований, соответствовать тематике вашей работы;
  • цитата должна быть логическим включением в ваш текст, усиливать его смысловую, научную или техническую часть;
  • высказывания другого автора или его результаты, в идеале, должны подтверждать ваши результаты и выводы;
  • цитируемые источники должны быть достоверны. Крайне не рекомендуется пользоваться источниками, в правдивости которых вы не уверены (Интернет-ресурсы сомнительного происхождения, работы из банков авторефератов или школьных, студенческих сборников и т.п.).

Использование подходящих цитат и правильная их расстановка позволит сделать научную работу более аргументированной, наполнит ее хорошей доказательной базой и придаст законченный вид.

Правила оформления цитат

Ниже перечислены правила оформления цитат:

  • Прямое цитирование обязательно заключается в кавычки. Знаки препинания в цитате воспроизводятся точно, как у ее автора.

Пример:

Как говорил П.В. Анненков о Пушкине: «…это был удивительный чтец… Чудо, как хорош…» [1, с. 32].

  • Цитата, представленная как самостоятельное предложение (или несколько предложений), оформляется как прямая речь, с использованием правил пунктуации русского языка для ее оформления.

Пример:

«Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» [2, с. 74].

  • До или после прямой речи в цитировании указывается ее автор (фамилия и инициалы).

Пример:

«Лучше умереть сразу, чем всю жизнь провести в ожидании смерти», – говорил Юлий Цезарь [3, с. 55].

  • Прямая речь может быть представлена в виде косвенной, тогда цитата начинается со строчной буквы и заключается в кавычки (чаще, такое оформление цитаты используется, когда она вставляется в середине предложения).

Пример:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее» [4, с. 32].

  • Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (в начале и в конце цитаты).

Пример:

По поводу псевдопарафраза в студенческих работах метко заметил известный ученый и писатель У. Эко:

«Обязательно проверьте, чтобы списываемые вами куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника. Если вы спишете незакавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат.

Подобная форма плагиата попадается в дипломах нередко. Студент не слишком щепетильничает, поскольку в какой-нибудь сноске или в затекстовом примечании обязательно указано, что текст неким образом связан с таким-то автором. Но все же когда читающий видит, что перед ним на странице не пересказан, а попросту списан кусок источника, причем в незакавыченном виде, у него складывается неблагоприятное суждение о работе. Это касается и оппонентов, и любого, кто в будущем обратится к этому диплому либо для публикации, либо ради справок, либо чтобы посмотреть, как вы пишете» [5, с. 73].

  • Если цитируются слова разных людей в одном связанном предложении, после каждой цитаты ставится фамилия и инициалы автора в круглых скобках.

Пример:

Поэтому потребности «латентные» (Д.А. Леонтьев) или «потенциальные» (В.С. Магун) есть не что иное, как знание о появляющихся потребностях («знаемые потребности») [6, с. 35].

  • Пропуски в цитате, которая начинается не сначала, обрывается в конце или сокращается в середине, оформляются многоточием. Перед цитируемым текстом ставится двоеточие, а сама цитата начинается со строчной буквы.

Пример:

В произведении «Питер Пен» Дж. М. Барри писал, что «…дети сейчас так много знают, что очень рано перестают верить в фей…», однако это высказывание не раскрывает в полной мере идею автора [7, с. 21].

  • Цитирование в виде парафраза, резюмирования и самоцитирования пишется в виде пересказа с сохранением общего смысла, и в кавычки не заключается. Однако, вся терминология, используемая автором цитаты, должна быть приведена точно, как в источнике и взята в кавычки.

Пример:

Эллен Дж. Лангер и др. [74] приводит хорошо известный пример того, что она называет «бездумным поведением». В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные «извинительные» аргументы [8, с. 7].

  • Любая цитата (без исключения) обязательно должна сопровождаться библиографической ссылкой, включенной в список использованной литературы.

Пример:

Принято считать, что в научных текстах цитаты не должны превышать 25 % общего объема работы.

Известный ученый и писатель У. Эко так комментирует этот вопрос:

«…Если цитата для анализа длиннее, чем полстраницы, значит, что-то не в порядке. Наверное, вы выбрали для анализа чересчур пространный пассаж и, следовательно, не осилите досконального его разбора. А может, вас интересует не отрывок, а весь текст целиком, то есть не разбор, а общая оценка… В подобных случаях, то есть когда текст важен, но чересчур пространен, лучше отправить его целиком в приложение, а в тексте глав цитировать только отдельные фразы» [1, с. 178].

Список литературы

1. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – Книжный дом Университет, 2003. – 224 с.

Библиографическая ссылка

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических данных о рассматриваемом или упоминаемом в вашем тексте труде другого автора, источника цитаты. Она является обязательной частью научной работы. Ссылки в тексте статьи используются для любых видов опубликованных и неопубликованных работ (статьи, журналы, книги, монографии, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы на любых носителях и т.д.) на которые ссылается автор статьи.

Библиографическая ссылка в научной работе применяется в следующих случаях:

  • при цитировании элементов текста, формулы, высказываний, таблиц или данных иного формата, изображений (картин, фотографий, схем);
  • при любом заимствовании положений, формул, формулировок, идей и т. п., оформленном не в виде цитаты;
  • при перефразированном варианте текста или высказывания другого автора;
  • при анализе в тексте своей работы результатов других научных работ, положений, идей и т.п.;
  • при прямом указании на другие публикации, где обсуждаемая тема раскрыта более подробно.

Отсутствие ссылок на источники, из которых заимствованы материалы, является нарушением авторских прав. А неправильно оформленные ссылки представляют собой серьезную ошибку.

Оформление библиографических ссылок

При оформлении библиографических ссылок необходимо соблюдать требования действующих Государственных стандартов (ГОСТ) по библиотечно-информационной деятельности, предназначенных для авторов, редакторов, издателей:

ГОСТ Р 7.0.5-2008 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографических ссылок на источники, указанные в тексте или в подстрочных сносках. Устанавливает их основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах любого формата. Обязательная связь с текстом работы – цитирование.

ГОСТ Р 7.0.100-2018 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографического описания для всех видов информационных ресурсов в соответствии с международными правилами. Устанавливает совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Для научной работы и статьи в журнал по данному ГОСТу оформляется список литературы.

Так же можно воспользоваться специальными методическими пособиями, разработанными для студентов и магистрантов. Такие пособия позволяют более подробно разобраться в проблеме, формируют навыки научного цитирования, помогают освоить научный стиль изложения. Пример одго из таких пособий:
Основы научного цитирования: метод.пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец.1–23 01 04 «Психология» / Т. О. Кулинкович. – Минск: БГУ, 2010. – 58 с.

Виды основных библиографических ссылок

Библиографические ссылки в зависимости от месторасположения в тексте могут быть: внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Внутритекстовая библиографическая ссылка помещается прямо в тексте документа, в середине или в конце предложения, в котором приведено цитирование. То есть информация об источнике цитаты Текст ссылки заключается в круглые скобки.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование (Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения / Вестник практической психологии образования №2(19) апрель. – июнь 2009. – С.41.)

Или кратко:

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы (вниз страницы, на которой идет цитирование). Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски, который ставится в конце предложения, где упоминается цитирование, а перед самой ссылкой верхним индексом. Нумерация подстрочных библиографических сносок может быть сквозная по всему документу и постраничная. Цитируемая фраза и ссылка на ее источник должны находиться на одной странице. Такая ссылка оформляется меньшим шрифтом по сравнению с основным текстом.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование1.

________________

1Фельдштейн Д.И. «Современное Детство: проблемы и пути их решения».

Затекстовая библиографическая ссылка ставится в конце предложения, в котором дается цитируемый материал и оформляется номером в квадратных скобках. Нумерация цитат может быть сквозной по всему тексту, для отдельных глав, разделов т.п., или в разброс (когда список литературы составлен в алфавитном порядке). Затекстовые ссылки привязаны к номеру цитируемых источников, указанных в списке литературы и, в совокупности, являются перечнем библиографических записей в конце документа.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стала играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование [1].

Список литературы

1. Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. – М., 1961. – 43 с.

Важно: при выборе типа научного цитирования и библиографической ссылки необходимо отталкиваться от вида научной работы и требований к ее оформлению в вашем учебном заведении или издании, в котором планируется публиковать работу. В студенческих научных работах и статьях в основном применяются затекстовые библиографические ссылки.

Типичные ошибки при оформлении цитирования

  • Отсутствие ссылки. Ссылка должна использоваться всегда, при любом виде цитирования, независимо от вида документа.
  • Большое количество цитат. Такая ошибка как правило существенно снижает оригинальность вашего текста, что может стать причиной для снятия работы с рассмотрения.
  • Большое количество отсылок на вторичные источники. Вторичные источники следует использовать аккуратно. Желательно минимизировать их количество в тексте.
  • Цитирование сомнительных источников. Например, крайне нежелательно использовать ссылки из непроверенных интернет-ресурсов, рефератов, ссылок из СМИ и т.п.
  • Искажение прямой цитаты автора путем добавления своих слов или изменение мыслей автора при парафразе.

Цитирование и системы проверки на плагиат

Плагиат – это заимствования из других источников, не оформленные по правилам научного цитирования. Плагиат в тексте всегда выявляется при проверке уникальности системами Антиплагиат.

Такие системы показывают какой процент вашего текста заимствован у других авторов, иными словами – является плагиатом. Поэтому, в научных работах очень ценится высокий процент уникальности, т.е. той части работы, которую вы написали сами, излагая свои мысли своими словами.

Точных требований для процента уникальности того или иного научного труда нет. Общепринятым считается допустимой уникальность от 70% и выше. Обычно, оригинальность дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций составляет не ниже 75%. Для школьников, учащихся колледжей и студентов младших курсов этот процент может варьировать от 60 до 70%. В хороший научный журнал с высоким импакт фактором принимаются статьи с уникальностью порядка 80%.

Таким образом, после завершения работы над своим научным трудом необходимо самостоятельно пройти проверку в системе «Антиплагиат». На данный момент в Интернете можно найти целый ряд ссылок на такие проверочные программы.

Одной из наиболее серьезных систем проверки является «Антиплагиат.ру» и ее расширенная версия – «Антиплагиат.ВУЗ». Доступ к последней, как правило, предоставляется только преподавателям и студентам учебных заведений.

Если при проверке работа получила низкий процент оригинальности, это значит ее необходимо откорректировать – уменьшить количество цитирований, переписать заимствованные отрывки текста своими словами (парафраз), сохраняя при этом общий смысл или написать свой уникальный текст.

Способы цитирования в русском языке

Подробные сведения

Определение цитирования: заимствование определённого фрагмента, который использовал в своей работе автор. В текст разрешено вписывать чужие формулы, иллюстрации, положения, таблицы, а также другие элементы. При этом обязательное условие — указание автора оригинала.

Где ставят цитаты:

Способы цитирования

  • университетские и школьные работы (эссе, курсовые, стих);
  • научные статьи и книги;
  • литературные художественные произведения.

Цитату можно увидеть практически в каждом печатном документе или книге (классика или научная литература).

Принцип использования цитирования — вставка ссылки на источник из использованной литературы в конце своей работы. Отсутствие ссылки — грубая ошибка оформления текста. Если человек пишет диссертацию или курсовую в университете, то нарушение правил станет поводом для возврата на доработку.

Чтобы грамотно оформить ссылки на готовые работы других авторов, необходимо придерживаться нескольких основных правил:

Правила цитирования

  • При дословном копировании текста обязательно нужно помещать его в кавычки. В ином случае эпиграф будет расценён как плагиат.
  • ​Заимствованный текст должен быть полным, без произвольных сокращений. Это недопустимо и является примером неправильного оформления текста. Изменять слова разрешено только в частных случаях,.
  • Указывая ссылку, обязательно нужно писать фамилию и инициалы автора оригинала. Инициалы размещают непосредственно перед фамилией. Имена авторов не нужно использовать целиком.
  • Абзац никогда не начинают с афоризма, крылатого выражения или имени автора.
  • Ссылки должны оформляться в одинаковом стиле.

Если человек пишет научную работу, то он может использовать такой вид цитирования, как парафраз. Обозначение термина — автор воспользовался мыслями иного писателя, но излагает их своими словами. В таком случае необязательно указывать имя источника.

Парафраз используется в следующих ситуациях:

  1. Нужно дать обобщённую информации при большом количестве источников.
  2. Требуется указать краткие сведения на теоретическую большую концепцию.
  3. Автор должен уместить в тексте объёмную цитату, но правила запрещают использовать слишком большое количество символов на цитаты.

Изменение цитат

В некоторых случаях автор работы имеет право изменять цитату. Но это допустимо исключительно в особых обстоятельствах:

Писать письмо

  1. При расшифровке сокращённых слов. В этом случае развёрнутые слова необходимо поместить в квадратные скобки.
  2. При самостоятельном изменении падежа. Это разрешено делать, если синтаксический строй предложения пострадает от цитаты.
  3. Если автор использует цитату из древних документов, которые были составлены до реформы русской орфографии 1918 года.
  4. Автор желает указать на ошибки в тексте документа. Ошибку в таком случае не стоит исправлять, но правильное слово требуется поместить в квадратные скобки.

Правила цитирования могут содержать сложные моменты, о которых желательно узнать заранее. Если студент использует для курсовой или диплома ссылки на других авторов, то нюансы оформления желательно узнать у своего куратора, который покажет готовый образец уже защищённой работы.

Основные требования

Чтобы правильно поставить цитату в свой текст, необходимо соблюдать основные требования. Это крайне важно, поскольку неправильно оформленная работа не будет допущена к публикации.

Главные правила:

Обратите внимание

Авторское право

  1. Запрещено использовать заимствованный текст без помещения в кавычки. Также цитата должна быть тождественна первоисточнику. Запрещено самостоятельно видоизменять лексическую или грамматическую форму оригинального состава предложения.
  2. В одной цитате запрещено соединять несколько отрывков из разных произведений или научных работ. Любой новый отрывок оформляется как отдельная цитата.
  3. Если определённое выражение необходимо скопировать и процитировать не полностью, а в неоконченном или сокращённом виде, то вместо пропущенных слов нужно поставить многоточие в скобке. Это означает, что цитата вырвана из контекста или отдельной фразы. Если понадобится сократить выбранную цитату, то важно соблюдать логическую завершённость выражения. В противном случае исходная мысль может быть изменена, а это уже не является цитированием и доказательством теории или факта.
  4. По правилам русского языка запрещено использовать цитирования, занимающие больше 30% готового материала. Не следует чрезмерно увлекаться чужими мыслями. Из-за этого текст станет слишком шаблонным и трудновосприимчивым.
  5. Некоторые писатели защищают свои работы авторским правом. Такие тексты запрещено цитировать. Обычно это касается научных работ, а также статей на различные исследовательские темы. Если конкретная мысль необходима для работы, то можно использовать метод видоизменения текста. Передать смысл потребуется без цитирования, собственными словами. Ссылку на источник в таком случае указывать не нужно.

Это основные требования к цитированию, которые обязательно нужно соблюдать при составлении собственного текста. Также можно использовать несколько способов цитирования в русском языке:

  1. Прямая речь. При использовании необходимо расставлять знаки препинания при цитировании таким же образом, как и в предложении с прямой речью.
  2. Цитату в текст можно вставить, используя косвенную речь с применением союза «что». В таком случае вставленный фрагмент необходимо поместить в кавычки, а текст начать со строчной буквы.
  3. Чтобы грамотно вставить цитату, желательно использовать специальные вводные слова «по словам», «как говорил», «как считал». Если не хочется ставить вводные слова, то их можно заменить кавычками или знаками пунктуации.
  4. Если нужно процитировать стихотворение, то необязательно использовать дополнительные знаки препинания. Для оформления потребуется указать автора произведения и название стихотворения.

Это главные правила и типы цитирования. Соблюдая их, можно избежать дальнейшей доработки.

Частные случаи

Нередко возникают ситуации, когда нужно цитирование по вторичным источникам, использование зарубежных терминов или авторов статей, самоцитирование и заимствование из официальных законодательных актов.

Если приходится брать вторичные источники, то их желательно изучать только на этапе знакомства с исследуемой проблемой, а также, чтобы понять аппарат работы. Цитаты, которые будут впоследствии использоваться таким образом, должны тщательно проверяться по первичным источникам. При этом необходимо удостовериться, что во вторичном источнике не было допущено ошибок.

Важно рассмотреть ситуации, когда автор статьи может использовать вторичные источники при написании своей работы:

Способы цитирования с примерами

  • Первоисточник использовать не получается. Это распространённая ситуация, если информация находится в закрытых архивах.
  • Первоисточник на языках, которые сложны в переводе.
  • Текст цитаты известен от автора в воспоминаниях других лиц.
  • Если требуется показать ход мысли и аргументацию автора.

Если в тексте работы необходимо упомянуть иностранных авторов или использовать зарубежные источники, то нужно применять не язык оригинала, а научной работы. Если текст пишут на русском, то и автора указывают на этом языке. При сомнениях в правильности перевода можно использовать парафраз.

При этом важно особое внимание уделять транслитерации фамилии. Желательно в этом случае обратиться к русскоязычным источникам, которые прежде уже использовали цитаты от иностранного автора. Так получится избежать ошибок в написании фамилии или тексте работы. Но в списке использованных источников иностранные фамилии необходимо обязательно указывать только на оригинальном языке.

Знаки препинания при цитировании

В научных статьях также разрешают использовать самоцитирование. Если автор уже издал опубликованные исследования, то он может применять их в качестве цитаты. Так можно избежать дублирования и самоплагиата. Также это хороший способ перенаправлять читателя на свои прежние работы. Составленный прежде текст необходимо оформить по правилам цитирования.

Важно запомнить, что при цитировании собственных работ, нужно пользоваться ими обоснованно и уместно. Они должны дополнять новый текст и продвигать задачи, а не просто рекламировать вышедшие ранее статьи.

Могут возникнуть сложности с использованием цитат из официальных законодательных актов. Чтобы правильно составить цитату, нужно использовать только проверенные источники. Любые законы и подзаконные акты общедоступны для общественности.

Если автор использует вторичный источник, то это будет выглядеть крайне неуместно и неоправданно. Такой текст обязательно подвергнется критике. Чтобы избежать трудностей, рекомендуется перед публикацией убедиться в юридической силе закона. Чтобы проверить ссылку на источник, можно использовать сайт КонсультантПлюс, где размещаются актуальные и действующие законы страны.\

Распространённые ошибки

Чтобы правильно вставить ссылку на готовую работу, необходимо изучить всего несколько простых правил. Но, несмотря на это, авторы часто допускают серьёзные ошибки:

Обдумывать предложение

Человек задумался

  1. Иногда бывают ситуации, когда писатель правильно оформил цитату, но забыл внести имя конкретного автора в список литературы. Обычно подобные проблемы возникают из-за невнимательности.
  2. Нежелательно использовать ссылки на высказывания человека и его публикации, у которого нет серьёзной научной квалификации. Необходимо заранее проверять правдивость его предположений, а также используемую им информацию. Если квалификация автора сомнительна, лучше выбрать в качестве цитирования другой источник.
  3. При использовании графических материалов нельзя забывать указывать ссылку. Если автор статьи позаимствовал графический материал, то ссылка на источник обязательна. В противном случае это будет нарушением авторских прав.
  4. Если человек использует вторичное цитирование, то он часто указывает информацию таким образом, будто сам нашёл источник. Если вторичное цитирование было найдено в другом тексте, с указанием ссылки на него, то об этом стоит указать.
  5. Запрещено совершать ошибки при цитировании авторов из других стран. Если неправильно написать фамилию или не использовать оригинальное описание текста, то это считается серьёзной ошибкой. Необходимо запомнить, что в тексте имя автора пишут на языке самой статьи, а в перечне источников — на оригинале.
  6. Если использовать непроверенные источники, а также цитаты с ошибками, то текст непременно подвергнут критике.
  7. Самая серьёзная ошибка — отсутствие ссылки на источник и избегание кавычек. Если забыть про правила оформления, то цитата будет воспринята как плагиат.

Это были основные правила цитирования в статьях. Чтобы правильно оформлять текст, нужно изучить эти простые основы и соблюдать авторские права.

Частые ошибки при цитировании в сочинении ЕГЭ по русскому языку и как их избежать

Одной из важных составляющих сочинения ЕГЭ является цитирование литературы. Однако, часто при выполнении задания возникают ошибки, связанные с неправильным оформлением цитат.

Основные ошибки при цитировании

1. Отсутствие кавычек

Одна из самых распространенных ошибок — не указание кавычек в начале и в конце цитаты. Кроме того, важно помнить, что для указания кавычек используются «ёлочки», а не простые кавычки.

2. Неправильная пунктуация

Еще одна распространенная ошибка — неправильная пунктуация в цитате. Важно помнить, что запятая перед началом цитаты всегда ставится за кавычку. Если цитата оканчивается на точку, то она ставится перед закрывающей кавычкой. Если после цитаты идет продолжение предложения, то после закрывающей кавычки ставится запятая.

3. Неправильный порядок слов

Иногда при цитировании слова или фразы выносятся за пределы контекста и таким образом меняют свой смысл. Важно помнить, что цитата должна быть точной копией оригинала, поэтому необходимо сохранять порядок слов и не изменять их форму.

4. Неправильное оформление прямой и косвенной речи

Еще одна распространенная ошибка — неправильное оформление прямой и косвенной речи. В прямой речи необходимо указывать кавычки, а в косвенной речи они не нужны. Кроме того, в косвенной речи глаголы-сказуемые должны быть в соответствующей форме.

Как избежать ошибок при цитировании

Чтобы избежать ошибок при цитировании, необходимо внимательно прочитать и проанализировать источник, из которого берется цитата. Важно также придерживаться правил оформления цитат, указанных в ГОСТе.

Ниже приведены основные правила оформления цитат:

  • Цитаты следует указывать в кавычках.
  • Если цитата занимает более одной строки, то вторая и последующие строки следует отступать на 1,25 см от левого поля и не выделять кавычками.
  • Если цитата используется для подтверждения какой-либо мысли в авторском тексте, то она помещается в конце предложения, перед точкой.
  • Если цитата вставляется в предложение авторского текста, то она должна оформляться запятой, закрывающей кавычкой и указанием источника.

При выполнении задания по написанию сочинения ЕГЭ необходимо помнить о том, что качество оформления цитат также имеет значение для получения высокой оценки. Поэтому важно избегать частых ошибок при цитировании и следовать правилам оформления цитат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки центрирования теодолита
  • Ошибки частотника тошиба
  • Ошибки удобства использования это
  • Ошибки цена испытаний наташи ростовой цитаты
  • Ошибки частотника отис