Барометрические
высотомеры имеют инструментальные,
аэродинамические и методические
ошибки.
Инструментальные
ошибки высотомера ΔН возникают вследствие
несовершенства изготовления прибора
и неточности его регулировки. Причинами
инструментальных ошибок являются
несовершенства изготовления механизмов
высотомера, износ деталей, изменение
упругих свойств анероидной коробки,
люфты и т. д. Каждый высотомер имеет свои
инструментальные ошибки. Они определяются
путем проверки высотомера, заносятся
в специальную таблицу и учитываются
в полете.
Аэродинамические
ошибки ΔНа
возникают в результате неточного
измерения атмосферного давления на
высоте полета вследствие искажения
воздушного потока, особенно при полете
на больших скоростях. Эти ошибки зависят
от скорости полета, типа приемника,
воспринимающего атмосферное давление,
и места его расположения. Они определяются
при испытаниях самолетов и заносятся
в таблицу поправок. Для упрощения учета
инструментальных и аэродинамических
поправок составляется таблица показаний
высотомера с учетом суммарных поправок,
которая помещается в кабине самолета
(табл. 5.1).
Таблица 5. 1
Показания высотомера с учетом суммарных поправок
Заданная |
Показания |
Заданная |
Показания |
0 |
0 |
4 500 |
4 550 |
600 |
640 |
4 800 |
4 860 |
900 |
960 |
5 100 |
5 170 |
1 200 |
1 250 |
5 400 |
5 470 |
1 500 |
1 540 |
5 700 |
5 750 |
1 800 |
1 |
6 000 |
6 070 |
2 100 |
2 160 |
6 600 |
6 650 |
2 400 |
2 450 |
7 200 |
7 250 |
2 700 |
2 760 |
7 800 |
7 740 |
3 000 |
3 060 |
8 400 |
8 320 |
3 300 |
3 360 |
9 000 |
8 930 |
3 600 |
3 660 |
10 000 |
9 920 |
3 900 |
3 980 |
11 |
10 910 |
4 200 |
4 260 |
12 000 |
11 |
Методические
ошибки возникают вследствие несовпадения
фактического состояния атмосферы с
расчетными данными, положенными в
основу для расчета шкалы высотомера.
Шкала высотомера рассчитана для условий
стандартной атмосферы на уровне моря:
давление воздуха Ро=760
мм
рт. ст., температура
t0=
+ 15°С, температурный вертикальный
градиент tгр=6,5°
на 1000 м
высоты.
Использование
стандартной атмосферы предполагает,
что заданной высоте соответствует
вполне определенное давление. Но так
как в каждом полете действительные
условия атмосферы не совпадают с
расчетными, то высотомер показывает
высоту с ошибками.
Барометрическому
высотомеру присущи также ошибки
вследствие того, что он не учитывает
изменения топографического рельефа
местности, над которой пролетает самолет.
Методические
ошибки барометрического высотомера
делятся на три группы:
1) ошибки от
изменения атмосферного давления у
земли;
2) ошибки от
изменения температуры воздуха;
3) ошибки от
изменения рельефа местности.
Ошибки
от изменения атмосферного давления у
земли. Барометрический
высотомер измеряет высоту полета
относительно уровня изобарической
поверхности, атмосферное давление
которой установлено на шкале давлений
высотомера. Он не учитывает изменения
давления по маршруту. Обычно атмосферное
давление в различных точках земной
поверхности в один и тот же момент
неодинаковое. На рис. 5.2 показано, что
на аэродроме вылета давление равно
760 мм
рт. ст., а
по маршруту полета оно в определенных
точках равно 750 и 765 мм
рт. ст. Перед
вылетом стрелки высотомера устанавливают
на нуль, при этом шкала давлений
высотомера установится на давление
аэродрома вылета (в приведенном примере
шкала давлений установится на отсчет
760 мм
рт. ст.). Если
пилот по маршруту будет выдерживать
заданную приборную высоту, то истинная
высота будет изменяться в зависимости
от распределения атмосферного давления
у земли. При падении атмосферного
давления по маршруту истинная высота
будет уменьшаться, при повышении давления
— увеличиваться. Как видно из рисунка,
изменение истинной высоты происходит
вследствие изменения атмосферного
Рис. 5.2. Ошибки
высотомера от изменения давления у
земли
Рис. 5.3 Ошибки
высотомера от изменения температуры
воздуха
давления на уровне,
относительно которого ведется отсчет
истинной высоты.
Изменение
атмосферного давления с высотой
характеризуют барометрической ступенью
— высотой, на которую надо подняться
или опуститься от исходного уровня,
чтобы давление изменилось на 1 мм
рт. ст.
В
практике барометрическую ступень для
малых высот берут равной 11 м.
Следовательно,
каждому миллиметру изменения давления
у земли соответствует 11 м
высоты,
т. е. ΔНб=11·ΔР.
Ошибки от изменения
атмосферного давления у земли учитываются
следующим образом:
1) перед вылетом
— установкой стрелок высотомера на
нуль;
2) перед посадкой
— установкой на высотомере давления
аэродрома;
3) при
расчете высот — путем учета поправки
на изменение атмосферного давления
(ΔНб).
Ошибки
от изменения температуры воздуха. Шкала
высотомера тарируется по стандартной
средней температуре воздуха в слое
измеряемой высоты. Поэтому высотомер
будет правильно показывать высоту
полета только при совпадении фактической
средней температуры воздуха с
расчетной. Но в реальных условиях
фактическая температура воздуха, как
правило, не совпадает с расчетной.
Поэтому высотомер показывает высоту с
ошибкой. Сущность этой ошибки заключается
в том, что при изменении температуры
воздуха у земли происходит изменение
температуры и давления воздуха на
высоте. В холодное время года воздух
становится более плотным, и в этом
случае давление с поднятием на высоту
уменьшается быстрее, чем в теплое время,
когда воздух обладает меньшей
плотностью.
Методическая
температурная поправка высотомера
ΔНt=ΔНпр
Рис. 5.4. Ошибки
высотомера от изменения рельефа местности
где
Нпр—
приборная высота полета; tср.фак
— средняя фактическая температура
воздуха в слое от нулевого уровня до
высоты полета; ΔTср
—разность между средней фактической
температурой и средней стандартной
температурой для данной, высоты.
Знак
поправки определяется знаком ΔTср.
Из формулы следует,
что высотомер при температурах у земли
ниже +15° будет завышать, а при температурах
выше +15° занижать показания высоты
(рис. 5.3).
Температурная
ошибка особенно опасна при полетах на
малых высотах и в горных районах в
холодное время года. В практике считают,
что для малых высот каждые 3° отклонения
фактической температуры воздуха от
стандартной вызывают ошибку, равную 1%
измеряемой высоты. Обычно методическая
температурная поправка высотомера
учитывается с помощью НЛ-10 М.
Ошибки от изменения
рельефа местности. Эти ошибки возникают
потому, что высотомер в продолжение
всего полета указывает высоту не над
пролетаемой местностью, а относительно
уровня изобарической поверхности,
атмосферное давление которого установлено
на высотомере. Чем разнообразнее рельеф
пролетаемой местности, тем больше
будут расходиться показания высотомера
с истинным значением высоты (рис. 5.4).
Для определения
истинной высоты полета необходимо
учитывать поправку на рельеф
пролетаемой местности. Высота рельефа
определяется по карте. При расчете
истинной высоты поправка на рельеф
алгебраически вычитается из абсолютной
высоты, а при расчете приборной высоты
прибавляется.
Соседние файлы в предмете Авиационная метеорология
- #
10.07.2022448.88 Кб7Вишняков И.А., 1984 — Наставление по производству полетов на дельтаплане.djvu
- #
- #
Высота полета
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
1.3. Ошибки
барометрического высотомера и их учет
-
Под ошибкой
(погрешностью) БВ
понимается разность между показаниями БВ и действительным
значением измеряемой высоты. Учет ошибок прибора
производится путем введения поправки в его
показания. Под поправкой понимается величина,
которая должна быть алгебраически прибавлена к
показанию прибора для получения действительного
значения измеряемой величины. Величина поправки
равна ошибке, взятой с обратным знаком. -
Баровысотомерам присущи
инструментальные, аэродинамические и
методические ошибки. -
Инструментальные
ошибки. Они возникают вследствие
несовершенства изготовления механизма
высотомера, износа деталей и изменения упругих
свойств ЧЭ. Эти
ошибки определяются путем проверки БВ в лабораторных
условиях. По результатам проверки составляются
таблицы, в которых указываются значения
инструментальных поправок для различных высот
полета. -
Аэродинамические
ошибки. Возникают за счет
неточного измерения статического давления на
высоте полета. Статическое давление
воспринимается ПВД,
помещенным вне самолета, где поток воздуха по
возможности не искажен или в специальном
отверстии в фюзеляже.Из-за искажения воздушного
потока в БВ
появляется аэродинамическая ошибка.
Величина этой ошибка зависит от типа самолета,
скорости и высоты полета и определяется при
летных испытаниях. -
Иногда в аэродинамической
ошибке выделяют часть ошибки, причиной которой
являются скачки уплотнения воздуха в месте
установки ПВД при
больших скоростях полета. Эту ошибку называют волновой.
По своей сущности она также является
аэродинамической. -
Для точного выдерживания
высоты заданного эшелона на самолете должны быть
таблицы показаний высотомеров с учетом
суммарных поправок — инструментальной и
аэродинамической. В таблицах даются показания БВ для
наивыгоднейших скоростей. Показания БВ при скоростях,
отличающихся от указанных в таблице,
определяются путем учета дополнительных
поправок, значения которых приводятся в
специальной инструкции. -
Таблицы составляются для
конкретного самолета (вертолета) и высотомера
для высот эшелонов, на которых может летать ЛА, при
наивыгоднейшей скорости горизонтального полета
(таблица 1).
Таблица 1
Показания высотомера с
учетом суммарных поправок
Высотомер, тип ___ № ___
Самолет,
тип ___ № ___
Дата проверки ___
Тип ПВД
___
Высота эшелона Нэш, м | Приборная скорость Vпр, км/ч |
Показания БВ с учетом суммарной поправки Нпр, м |
900 | 470 | 950 |
1200 | 470 | 1260 |
1500 | 460 | 1560 |
1800 | 460 | 1870 |
. . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . |
12100 | 370 | 12230 |
Расчет производил ____________________
(подпись)
-
Из таблицы 1 видно,
что для полета, например, на эшелоне 1500 м на
наивыгоднейшей скорости 460 км/ч необходимо
по высотомеру выдерживать высоту 1560 м. -
Если Vпр
значительно отличается от наивыгоднейшей,
табличную приборную Нэш
исправляют на величину поправки, которую
выбирают для данного типа ЛА
из таблиц, приложенных к инструкции «Единая
методика ввода поправок при измерении высоты на
самолетах (вертолетах авиации всех министерств и
ведомств«. Эти поправки представляют собой
разность аэродинамических поправок на заданной
скорости и наивыгоднейшей скорости полета
(таблица 2). Поправки округляются до 10 м.
Таблица 2
Величины изменения высоты по
прибору при отклонении скорости от
наивыгоднейшей для самолета
Нэш, м |
Приборная скорость полета, км/ч |
||||
400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Величина изменения высоты по прибору |
|||||
900 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1200 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1500 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
1800 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
12100 | +10 | +20 | +40 | +60 | +80 |
-
Из таблиц 1 и 2 видно, что для
полета на эшелоне 1500 м на скорости 600 км/ч необходимо
увеличивать приборную высоту на 40 м по
сравнению с полетом на наивыгоднейшей скорости,
то есть выдерживать высоту по прибору 1600 м. -
Методические ошибки. Эти
ошибки прибора вызываются несовершенством
принятого метода измерений. Они возникают из-за
несоответствия фактических температур и
давлений у земли и на высоте полета их расчетным
или введенным в прибор значениям. -
Ошибка за счет
несоответствия начального давления. БВ позволяют
учитывать начальное давление на аэродроме
взлета путем установки стрелок на нуль. При этом
шкала давлений БВ
установится на давление уровня аэродрома . В
полете БВ будет
измерять высоту относительно того уровня,
давление которого Pо установлено на шкале
давлений. -
Если давление на уровне
начала отсчета высоты не соответствует давлению,
установленному на БВ,
то высота измерена с ошибкой. -
Величина ошибки за счет
несоответствия начального давления находится из
(1.2), после замены в нем дифференциалов конечными
приращениями:
.
-
Для определения величины ошибки DН0 (в
метрах) в последнюю формулу подставляется
значение R = 29.27 м/град, Т0 = 288 К
и Р0 = 760
мм рт. ст, тогда:
,
где DР0
— разность (в мм рт.ст) между
давлением на уровне начала отсчета высоты и
давлением, установленным на высотомере.
-
Температурная ошибка.
Причиной ошибки является несоответствие
фактического распределения температуры воздуха
с высотой стандартным значениям, принятым в
расчете механизма высотомера. -
Для определения данной ошибки
будем считать температуру воздуха Тср.
Тогда уравнение (2) примет вид:
.
-
Проинтегрируем уравнение в
пределах от Р0
до Рн и
соответственно от 0 до Н:
,
откуда:
.
-
Решив это уравнение
относительно Н, найдем:
.
-
Данная формула позволяет
определить высоту полета через среднее значение
температуры столба воздуха. -
Предположим, что давление у
земли остается неизменным и равным Р0, но
средняя фактическая температура столба воздуха
отличается от расчетной (стандартной). Тогда
высоту полета можно определить так:
.
-
Если учесть характер изменения
температуры с высотой, изображенной на рис.3, то
среднее значение температуры для любой высоты
может быть подсчитано с помощью соотношения:
.
-
Это соотношение получается
путем замены фигуры ОТ0КМН
равновеликим прямоугольником ОТср FH.
Если высота не превышает 11000 м, то в
этом соотношении следует полагать Н11
= Н. В этом случае, справедливом для
тропосферы, последняя формула сведется к более
простому виду:
.
-
В этих двух формулах под Т0 и Тн следут
понимать фактическую температуру воздуха у
земли и на высоте полета. -
Однако, высотомер будет
показывать высоту по расчетной температуре:
.
-
Высота Н,
исправленная на температурную поправку
(обозначается Ниспр),
находится следующим образом:
.
-
Величина температурной поправки DНt
может быть найдена по формуле:
.
-
На основании последней
зависимости можно записать приближенную формулу
для определения температурной поправки, которая
дает достаточную точность вычислений для малых
высот полета и широко используется на практике:
,
где t0 —
фактическая температура у земли в градусах
Цельсия.
-
В данной формуле
за Тср.р принято 288 К (+15
0С), в знаменателе это значение
округлено до 300. -
Так, например, если температура у
земли равна -10 0С, а высота полета
по прибору 500 м, то на основании приближенной
формулы получается температурная поправка,
равная -42 м.
Рис.5. Построение шкал НЛ
для учета температурной ошибки в тропосфере
-
Для средних, больших и
стратосферных высот обычно температурную
поправку не вычисляют, а пересчитывают приборное
значение высоты в исправленное с помощью НЛ или
навигационного расчетчика. -
Для учета температурной
поправки в тропосфере на НЛ
имеются шкалы: «t0 + tH«,
«Исправленная высота«, «Высота по
прибору» (рис.5.), которые выполнены в
десятичных логарифмах формулы для нахождения
Ниспр:
-
Шкала «t0 +
tH«, на которой откладывается
lgTср.ф, оцифрована в градусах
Цельсия, так как можно записать:
,
где t0 и
tH — температура воздуха у
земли и на высоте полета.
-
Расчетное (стандартное) значение
средней температуры в тропосфере может быть
получено по формуле:
.
-
После установки ромбического
индекса против суммы температур у земли и на
высоте полета, против значения приборной высоты
находится высота полета, исправленная на
температурную ошибку. -
Температурную
ошибку в стратосфере можно представить в виде
суммы двух составляющих: ошибки в слое
тропосферы, то есть к высоте 11000 м; ошибки в
слое стратосферы, которые будут накапливаться с
высоты 11000 м. -
Первая ошибка рассмотрена выше.
Соответствующая ей поправка определяется для
высоты Нпр = 11000 м
по шкале пересчета высот для тропосферы. Эта
поправка равна разности между отсчетом
исправленной приборной высоты и 11000 м (рис.5.).
Данную поправку можно также определить по
приближенной формуле:
.
-
Вторую ошибку можно учесть таким
образом. Если принять, что в стратосфере
температура остается постоянной, то для
стратосферы можно записать:
,
где Ниспр11
и Нпр11 — исправленная и
приборная высоты относительно начального уровня
стратосферы (11000 м); Тн —
фактическая температура в стратосфере; 216.5
— расчетная (стандартная) температура для
стратосферы.
-
Если определять высоту
относительно уровня с давлением 760 мм рт.ст.,
то последняя формула примет вид:
,
где Ниспр
и Нпр — исправленная и
приборная высоты относительно уровня с
давлением 760 мм рт. ст.
-
Прологарифмировав эту формулу,
запишем ее в виде:
.
-
На основании этой зависимости на
НЛ построены шкалы: «Температура
для высот более 12000 м«, «Исправленная
высота«, «Высота по прибору»
(рис.6.). Порядок перерасчета высот на этих шкалах
виден из рисунка.
Рис.6. Построение шкал НЛ
для учета температурной ошибки в стратосфере
-
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест
- Чтобы перейти в начало страницы,
нажмите СЮДА!
Барометрические
высотомеры имеют инструментальные,
аэродинамические и методические
ошибки.
Инструментальные
ошибки высотомера ΔН возникают вследствие
несовершенства изготовления прибора
и неточности его регулировки. Причинами
инструментальных ошибок являются
несовершенства изготовления механизмов
высотомера, износ деталей, изменение
упругих свойств анероидной коробки,
люфты и т. д. Каждый высотомер имеет свои
инструментальные ошибки. Они определяются
путем проверки высотомера, заносятся
в специальную таблицу и учитываются
в полете.
Аэродинамические
ошибки ΔНа
возникают в результате неточного
измерения атмосферного давления на
высоте полета вследствие искажения
воздушного потока, особенно при полете
на больших скоростях. Эти ошибки зависят
от скорости полета, типа приемника,
воспринимающего атмосферное давление,
и места его расположения. Они определяются
при испытаниях самолетов и заносятся
в таблицу поправок. Для упрощения учета
инструментальных и аэродинамических
поправок составляется таблица показаний
высотомера с учетом суммарных поправок,
которая помещается в кабине самолета
(табл. 5.1).
Таблица 5. 1
Показания высотомера с учетом суммарных поправок
Заданная |
Показания |
Заданная |
Показания |
0 |
0 |
4 500 |
4 550 |
600 |
640 |
4 800 |
4 860 |
900 |
960 |
5 100 |
5 170 |
1 200 |
1 250 |
5 400 |
5 470 |
1 500 |
1 540 |
5 700 |
5 750 |
1 800 |
1 |
6 000 |
6 070 |
2 100 |
2 160 |
6 600 |
6 650 |
2 400 |
2 450 |
7 200 |
7 250 |
2 700 |
2 760 |
7 800 |
7 740 |
3 000 |
3 060 |
8 400 |
8 320 |
3 300 |
3 360 |
9 000 |
8 930 |
3 600 |
3 660 |
10 000 |
9 920 |
3 900 |
3 980 |
11 |
10 910 |
4 200 |
4 260 |
12 000 |
11 |
Методические
ошибки возникают вследствие несовпадения
фактического состояния атмосферы с
расчетными данными, положенными в
основу для расчета шкалы высотомера.
Шкала высотомера рассчитана для условий
стандартной атмосферы на уровне моря:
давление воздуха Ро=760
мм
рт. ст., температура
t0=
+ 15°С, температурный вертикальный
градиент tгр=6,5°
на 1000 м
высоты.
Использование
стандартной атмосферы предполагает,
что заданной высоте соответствует
вполне определенное давление. Но так
как в каждом полете действительные
условия атмосферы не совпадают с
расчетными, то высотомер показывает
высоту с ошибками.
Барометрическому
высотомеру присущи также ошибки
вследствие того, что он не учитывает
изменения топографического рельефа
местности, над которой пролетает самолет.
Методические
ошибки барометрического высотомера
делятся на три группы:
1) ошибки от
изменения атмосферного давления у
земли;
2) ошибки от
изменения температуры воздуха;
3) ошибки от
изменения рельефа местности.
Ошибки
от изменения атмосферного давления у
земли. Барометрический
высотомер измеряет высоту полета
относительно уровня изобарической
поверхности, атмосферное давление
которой установлено на шкале давлений
высотомера. Он не учитывает изменения
давления по маршруту. Обычно атмосферное
давление в различных точках земной
поверхности в один и тот же момент
неодинаковое. На рис. 5.2 показано, что
на аэродроме вылета давление равно
760 мм
рт. ст., а
по маршруту полета оно в определенных
точках равно 750 и 765 мм
рт. ст. Перед
вылетом стрелки высотомера устанавливают
на нуль, при этом шкала давлений
высотомера установится на давление
аэродрома вылета (в приведенном примере
шкала давлений установится на отсчет
760 мм
рт. ст.). Если
пилот по маршруту будет выдерживать
заданную приборную высоту, то истинная
высота будет изменяться в зависимости
от распределения атмосферного давления
у земли. При падении атмосферного
давления по маршруту истинная высота
будет уменьшаться, при повышении давления
— увеличиваться. Как видно из рисунка,
изменение истинной высоты происходит
вследствие изменения атмосферного
Рис. 5.2. Ошибки
высотомера от изменения давления у
земли
Рис. 5.3 Ошибки
высотомера от изменения температуры
воздуха
давления на уровне,
относительно которого ведется отсчет
истинной высоты.
Изменение
атмосферного давления с высотой
характеризуют барометрической ступенью
— высотой, на которую надо подняться
или опуститься от исходного уровня,
чтобы давление изменилось на 1 мм
рт. ст.
В
практике барометрическую ступень для
малых высот берут равной 11 м.
Следовательно,
каждому миллиметру изменения давления
у земли соответствует 11 м
высоты,
т. е. ΔНб=11·ΔР.
Ошибки от изменения
атмосферного давления у земли учитываются
следующим образом:
1) перед вылетом
— установкой стрелок высотомера на
нуль;
2) перед посадкой
— установкой на высотомере давления
аэродрома;
3) при
расчете высот — путем учета поправки
на изменение атмосферного давления
(ΔНб).
Ошибки
от изменения температуры воздуха. Шкала
высотомера тарируется по стандартной
средней температуре воздуха в слое
измеряемой высоты. Поэтому высотомер
будет правильно показывать высоту
полета только при совпадении фактической
средней температуры воздуха с
расчетной. Но в реальных условиях
фактическая температура воздуха, как
правило, не совпадает с расчетной.
Поэтому высотомер показывает высоту с
ошибкой. Сущность этой ошибки заключается
в том, что при изменении температуры
воздуха у земли происходит изменение
температуры и давления воздуха на
высоте. В холодное время года воздух
становится более плотным, и в этом
случае давление с поднятием на высоту
уменьшается быстрее, чем в теплое время,
когда воздух обладает меньшей
плотностью.
Методическая
температурная поправка высотомера
ΔНt=ΔНпр
Рис. 5.4. Ошибки
высотомера от изменения рельефа местности
где
Нпр—
приборная высота полета; tср.фак
— средняя фактическая температура
воздуха в слое от нулевого уровня до
высоты полета; ΔTср
—разность между средней фактической
температурой и средней стандартной
температурой для данной, высоты.
Знак
поправки определяется знаком ΔTср.
Из формулы следует,
что высотомер при температурах у земли
ниже +15° будет завышать, а при температурах
выше +15° занижать показания высоты
(рис. 5.3).
Температурная
ошибка особенно опасна при полетах на
малых высотах и в горных районах в
холодное время года. В практике считают,
что для малых высот каждые 3° отклонения
фактической температуры воздуха от
стандартной вызывают ошибку, равную 1%
измеряемой высоты. Обычно методическая
температурная поправка высотомера
учитывается с помощью НЛ-10 М.
Ошибки от изменения
рельефа местности. Эти ошибки возникают
потому, что высотомер в продолжение
всего полета указывает высоту не над
пролетаемой местностью, а относительно
уровня изобарической поверхности,
атмосферное давление которого установлено
на высотомере. Чем разнообразнее рельеф
пролетаемой местности, тем больше
будут расходиться показания высотомера
с истинным значением высоты (рис. 5.4).
Для определения
истинной высоты полета необходимо
учитывать поправку на рельеф
пролетаемой местности. Высота рельефа
определяется по карте. При расчете
истинной высоты поправка на рельеф
алгебраически вычитается из абсолютной
высоты, а при расчете приборной высоты
прибавляется.
Соседние файлы в предмете Авиационная метеорология
- #
10.07.2022448.88 Кб3Вишняков И.А., 1984 — Наставление по производству полетов на дельтаплане.djvu
- #
- #
Под ошибкой (погрешностью) прибора понимается разность между показаниями прибора и действительным значением измеряемой величины. При пользовании приборами удобнее учитывать не ошибки, а поправки. Под поправкой понимается величина, которая должна быть алгебраически прибавлена к показанию прибора для получения действительного значения измеряемой величины. Иначе говоря, величина поправки равна ошибке, взятой с обратным знаком.
Барометрическим высотомерам присущи инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Рассмотрим сущность указанных ошибок и их учет.
Инструментальные ошибки возникают вследствие несовершенства изготовления механизма высотомера, износа деталей и изменения упругих свойств чувствительного элемента. Эти ошибки определяются путем проверки высотомеров в лабораторных условиях. По результатам проверки составляются таблицы, в которых указывается значение инструментальных поправок для различных высот полета.
Аэродинамические ошибки возникают за счет неточного измерения статического давления на высоте полета. Статическое давление воспринимается приемником воздушного давления (ПВД), помещенным вне самолета по возможности в неискаженном потоке воздуха или в специальном отверстии в фюзеляже самолета.
Измерение статического давления, особенно при полете на сверхзвуковых скоростях, связано с большими трудностями, так как воздушный поток, обтекающий самолет, искажается. Поэтому в барометрических высотомерах появляется аэродинамическая
зо
ошибка. Величина этой ошибки зависит от типа самолета, скорости и высоты полета. Аэродинамические ошибки определяются при летных испытаниях самолета. На рис. 3.7 показан график аэродинамических поправок для одного из типов самолетов.
йНа, м
Для точного выдерживания высоты заданного эшелона на самолете должны быть таблицы показаний высотомеров с учетом инструментальной и аэродинамической поправок (суммарных поправок). В табл. 3.1 даются показания высотомера для наивыгодней — ШІІХ скоростей. Показания высотомера при скоростях полета, отличающихся от указанных в таблице, определяются путем учета дополнительных поправок, значения которых приводятся в специальной инструкции.
Таблица 3.1
Показания высотомера с учетом суммарных поправок
Высотомер, тип… №…
Самолет, тип… № • • —
Дата проверки. . .
Тип ПВД. . .
Высота заданного эшелона Нэш, м |
Приборная скорость Vкм/ч |
Показания высотомера с учетом суммарной поправки м |
600 |
470 |
650 |
900 |
470 |
950 |
1200 |
470 |
1260 |
1500 |
460 |
1560 |
10000 |
*370* |
е « * І0І30 |
Расчет производил…………………………. (подпись)
Из таблицы видно, что для полета, Например, на эшелоне 1500 м на наивыгоднейщей скорости летчик по высотомеру должен выдерживать высоту 1560 м. Подобные таблицы составляются для каждого высотомера.
Методические ошибки приборов вызываются несовершенством принятого метода измерений. Методические ошибки барометрических высотомеров возникают из-за несоответствия фактических, температур и давлений у земли и на высоте полета их расчетным или введенным в прибор значениям.»Рассмотрим характер и величину методических ошибок барометрических высотомеров.
Ошибка за счет несоответствия начального! давления. Барометрические высотомеры позволяют учитывать начальное давление на аэродроме взлета путем установки стрелок
давление уровня аэродрома. В полете высотомер будет измерять,| высоту относительно того уровня, давление которого Р0 установлено на шкале.
Если давление на уровне начала отсчета высоты не соответствует давлению, установленному на высотомере, то высота будет измерена с ошибкой. V
Величину ошибки за счет несоответствия начального давления’* ДЯ0 найдем из уравнения (3.2), заменив в нем дифференциалы конечными приращениями:
■RT0^.
Для определения величины ошибки Л/Д (в метрах) подставим в последнюю формулу значение /? = 29,27 м/град, 7’0 = 288° и Р0 = = 760 мм рт. ст., тогда получим
(3.8)
Где ДР0 — разность (в мм рт. ст.) между давлением на уровне начала отсчета высоты и давлением, установленным на высотомере.
Соотношением (3.8) связаны показания шкалы давления и стрелок барометрического’ высотомера.
■J Известно, что за один час давление в одном и том же пункте может измениться на 1—2 мм рт. ст. и более. Поэтому за время полета, особенно дальнего, к моменту возвращения на аэродром посадки ошибка в высоте может составлять несколько десятков и даже сотен метров. Поэтому перед заходом на посадку необходимо установить на высотомере фактическое давление на уровне аэродрома посадки. Это давление сообщается экипажу с аэродрома посадки по радио.
Температурная ошибка. Причиной ошибки является несоответствие фактического распределения температуры воздуха с высотой стандартным значениям, принятым в расчете механизма высотомера.
Для определения температурной ошибки будем считать темпе — 32
I>.чтуру воздуха постоянной и равной среднему значению темпера — гуры столба воздуха Тср, Тогда уравнение (3.2) примет вид
йР <Ш 10 пч
(М)
Проинтегрируем уравнение (3.9) в пределах от Р0 до Рн и соот — иггственно от 0 до Я:
рн н
ЯГ) 1 /Э
dH, откуда
Решив это уравнение относительно Я, найдем
Н = RTcp (3.10)
н
«Формула (3.10) позволяет определять высоту полета через среднее значение температуры столба воздуха.
Предположим, что давление у земли остается неизменным и ранным Р0, но средняя температура столба воздуха отличается от расчетной (стандартной). Тогда согласно формуле (3.10) высоту полета можно определить так:
Н = Шр, фп-р~.
н
Исли учесть характер изменения температуры с высотой, изображенной на рис. 3.3, то среднее значение температуры для люпин высоты может быть подсчитано с помощью соотношения
^ср = ~~ff~ + Т Hi (З-П)
ыиорое получается путем замены фигуры OTqKMH равновеликим прямоугольником OTcvFH. Если высота не превышает 11 000 м, то и ном соотношении следует полагать ЯИ = Я. В этом случае, спра — игдлнвом для тропосферы, формула (3.11) сведется к более про — I тому виду
7-ср = ^Ц^. (3.12)
В формулах (3.11) и (3.12) под Т0 и Тн следует понимать фак — іпчсскую температуру воздуха у земли и на высоте полета.
Однако высотомер будет показывать высоту
tfnp^T’cp. pin#- (3-13)
н
Решив совместно формулы (3.10) и (3.13), найдем высоту Я,
2. На навигационной линейке, пользуясь ключом находим: ‘Яиспр=7000 м. 34 |
Температурную ошибку в стратосфере можно представить в] виде суммы двух ошибок:
— ошибки в слое тропосферы, т. е. к высоте 11 000 м;
— ошибки в слое стратосферы, которая будет накапливаться ■ с высоты 11 000 м.
Первую ошибку мы рассмотрели выше. Соответствующую ей поправку определяем для высоты ЯИСЩ)=11000 м по шкале пере-‘ счета высот для тропосферы. Эта поправка равна разности между] отсчетом приборной высоты и И 000 м (рис. 3.8). Данную поправ — J ку можно также определить по приближенной формуле
ДЯ-« 900+ 20 (*„ + *„). (3.15)
Вторую ошибку можно определить таким образом. Так как в! стратосфере температура остается постоянной, то формулу (3.14) для стратосферы можно записать в следующем виде:
т
И — И _______________
испр„ “прп 216,5 ’
где ЯиспРи и Я — исправленная и приборная высота относительно начального уровня стратосферы (11000 м);
Тн —фактическая температура в стратосфере; 216,5—расчетная (стандартная) температура для стратосферы.
Если определять высоту относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст., то последняя формула примет вид
Яиспр — 11000 = (Япр — 11000) , (3.16)
где Яиспр и Япр — исправленная и приборная высоты относительно, уровня с давлением 760 мм рт. ст.
Прологарифмировав формулу (3.16), запишем ее в таком виде; lg (Яиспр — 11000) = gTH — lg216,5 + lg (Япр — 11000).
На основании этой зависимости на навигационной линейке построены шкалы: «Температура для высот более 12 000 м», «Исправленная высота» и «Высота по прибору» (рис. 3.9). Порядок пересчета высот’на этих шкалах виден из рисунка.
Пример. Определить исправленную высоту полета, если температура на земле <о= +5°, на высоте t= — 65°, а высотомер показывает ЯПр = 16 000 м. Решение. 1. Определяем сумму температур:
to + t„ = ( + 5) + (-65) = -60°:.
2. По шкале пересчета высот для тропосферы определяем температурную по-
ionH 11006
правку в слое тропосферы, пользуясь ключом ■—ту— —————- ~ к — :
V Vnp
Ш = Нпр —11006 = —380 м
(по приближенной формуле (3.15) ДЯ = —300 а)-
исправленную высоту с учетом ошибки только |
и слое стратосферы:
Я;с„р = 15 800 м.
4. Учитывая ошибку в слое тропосферы, окончательно получим Я„СПр = 15 800 + (—380) = 15 420 м.
Примечания: 1. На навигационной линейке шкала для пересчета высоты и стратосфере оцифрована с высоты 12 000 м. Это связано со свойством десятичной логарифмической шкалы. Промежуток высот от 11 000 до 12 000 м надо рассматривать как более крупные разряды этой же логарифмической шкалы. Так, например, число 300 на шкале линейки НЛ-10М надо понимать как высоту 11 300, 11 030 и т. д.
При пересчете высот в диапазоне от 11000 до 12 000 м наибольший удельный вес температурной ошибки падает на тропосферу. Поэтому для упрощения расчета целесообразно в указанном диапазоне пересчет высот выполнять по шкале для тропосферы, которая с этой целью продлена до высоты 12 000 м.
2. На шкале пересчета высот для стратосферы навигационной линейки ІІЛ ЮМ внутри ромбического индекса стоит цифра «12». Последняя может примести к неверному заключению, что границей перехода от тропосферы к стратосфере является уровень 12 000 м. Совпадение ромбика и цифры на линейке случайное, так как цифра 12 относится к шкале расчета истинной скорости полета.
Высота полета
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
1.3. Ошибки
барометрического высотомера и их учет
-
Под ошибкой
(погрешностью) БВ
понимается разность между показаниями БВ и действительным
значением измеряемой высоты. Учет ошибок прибора
производится путем введения поправки в его
показания. Под поправкой понимается величина,
которая должна быть алгебраически прибавлена к
показанию прибора для получения действительного
значения измеряемой величины. Величина поправки
равна ошибке, взятой с обратным знаком. -
Баровысотомерам присущи
инструментальные, аэродинамические и
методические ошибки. -
Инструментальные
ошибки. Они возникают вследствие
несовершенства изготовления механизма
высотомера, износа деталей и изменения упругих
свойств ЧЭ. Эти
ошибки определяются путем проверки БВ в лабораторных
условиях. По результатам проверки составляются
таблицы, в которых указываются значения
инструментальных поправок для различных высот
полета. -
Аэродинамические
ошибки. Возникают за счет
неточного измерения статического давления на
высоте полета. Статическое давление
воспринимается ПВД,
помещенным вне самолета, где поток воздуха по
возможности не искажен или в специальном
отверстии в фюзеляже.Из-за искажения воздушного
потока в БВ
появляется аэродинамическая ошибка.
Величина этой ошибка зависит от типа самолета,
скорости и высоты полета и определяется при
летных испытаниях. -
Иногда в аэродинамической
ошибке выделяют часть ошибки, причиной которой
являются скачки уплотнения воздуха в месте
установки ПВД при
больших скоростях полета. Эту ошибку называют волновой.
По своей сущности она также является
аэродинамической. -
Для точного выдерживания
высоты заданного эшелона на самолете должны быть
таблицы показаний высотомеров с учетом
суммарных поправок — инструментальной и
аэродинамической. В таблицах даются показания БВ для
наивыгоднейших скоростей. Показания БВ при скоростях,
отличающихся от указанных в таблице,
определяются путем учета дополнительных
поправок, значения которых приводятся в
специальной инструкции. -
Таблицы составляются для
конкретного самолета (вертолета) и высотомера
для высот эшелонов, на которых может летать ЛА, при
наивыгоднейшей скорости горизонтального полета
(таблица 1).
Таблица 1
Показания высотомера с
учетом суммарных поправок
Высотомер, тип ___ № ___
Самолет,
тип ___ № ___
Дата проверки ___
Тип ПВД
___
Высота эшелона Нэш, м | Приборная скорость Vпр, км/ч |
Показания БВ с учетом суммарной поправки Нпр, м |
900 | 470 | 950 |
1200 | 470 | 1260 |
1500 | 460 | 1560 |
1800 | 460 | 1870 |
. . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . |
12100 | 370 | 12230 |
Расчет производил ____________________
(подпись)
-
Из таблицы 1 видно,
что для полета, например, на эшелоне 1500 м на
наивыгоднейшей скорости 460 км/ч необходимо
по высотомеру выдерживать высоту 1560 м. -
Если Vпр
значительно отличается от наивыгоднейшей,
табличную приборную Нэш
исправляют на величину поправки, которую
выбирают для данного типа ЛА
из таблиц, приложенных к инструкции «Единая
методика ввода поправок при измерении высоты на
самолетах (вертолетах авиации всех министерств и
ведомств«. Эти поправки представляют собой
разность аэродинамических поправок на заданной
скорости и наивыгоднейшей скорости полета
(таблица 2). Поправки округляются до 10 м.
Таблица 2
Величины изменения высоты по
прибору при отклонении скорости от
наивыгоднейшей для самолета
Нэш, м |
Приборная скорость полета, км/ч |
||||
400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Величина изменения высоты по прибору |
|||||
900 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1200 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1500 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
1800 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
12100 | +10 | +20 | +40 | +60 | +80 |
-
Из таблиц 1 и 2 видно, что для
полета на эшелоне 1500 м на скорости 600 км/ч необходимо
увеличивать приборную высоту на 40 м по
сравнению с полетом на наивыгоднейшей скорости,
то есть выдерживать высоту по прибору 1600 м. -
Методические ошибки. Эти
ошибки прибора вызываются несовершенством
принятого метода измерений. Они возникают из-за
несоответствия фактических температур и
давлений у земли и на высоте полета их расчетным
или введенным в прибор значениям. -
Ошибка за счет
несоответствия начального давления. БВ позволяют
учитывать начальное давление на аэродроме
взлета путем установки стрелок на нуль. При этом
шкала давлений БВ
установится на давление уровня аэродрома . В
полете БВ будет
измерять высоту относительно того уровня,
давление которого Pо установлено на шкале
давлений. -
Если давление на уровне
начала отсчета высоты не соответствует давлению,
установленному на БВ,
то высота измерена с ошибкой. -
Величина ошибки за счет
несоответствия начального давления находится из
(1.2), после замены в нем дифференциалов конечными
приращениями:
.
-
Для определения величины ошибки DН0 (в
метрах) в последнюю формулу подставляется
значение R = 29.27 м/град, Т0 = 288 К
и Р0 = 760
мм рт. ст, тогда:
,
где DР0
— разность (в мм рт.ст) между
давлением на уровне начала отсчета высоты и
давлением, установленным на высотомере.
-
Температурная ошибка.
Причиной ошибки является несоответствие
фактического распределения температуры воздуха
с высотой стандартным значениям, принятым в
расчете механизма высотомера. -
Для определения данной ошибки
будем считать температуру воздуха Тср.
Тогда уравнение (2) примет вид:
.
-
Проинтегрируем уравнение в
пределах от Р0
до Рн и
соответственно от 0 до Н:
,
откуда:
.
-
Решив это уравнение
относительно Н, найдем:
.
-
Данная формула позволяет
определить высоту полета через среднее значение
температуры столба воздуха. -
Предположим, что давление у
земли остается неизменным и равным Р0, но
средняя фактическая температура столба воздуха
отличается от расчетной (стандартной). Тогда
высоту полета можно определить так:
.
-
Если учесть характер изменения
температуры с высотой, изображенной на рис.3, то
среднее значение температуры для любой высоты
может быть подсчитано с помощью соотношения:
.
-
Это соотношение получается
путем замены фигуры ОТ0КМН
равновеликим прямоугольником ОТср FH.
Если высота не превышает 11000 м, то в
этом соотношении следует полагать Н11
= Н. В этом случае, справедливом для
тропосферы, последняя формула сведется к более
простому виду:
.
-
В этих двух формулах под Т0 и Тн следут
понимать фактическую температуру воздуха у
земли и на высоте полета. -
Однако, высотомер будет
показывать высоту по расчетной температуре:
.
-
Высота Н,
исправленная на температурную поправку
(обозначается Ниспр),
находится следующим образом:
.
-
Величина температурной поправки DНt
может быть найдена по формуле:
.
-
На основании последней
зависимости можно записать приближенную формулу
для определения температурной поправки, которая
дает достаточную точность вычислений для малых
высот полета и широко используется на практике:
,
где t0 —
фактическая температура у земли в градусах
Цельсия.
-
В данной формуле
за Тср.р принято 288 К (+15
0С), в знаменателе это значение
округлено до 300. -
Так, например, если температура у
земли равна -10 0С, а высота полета
по прибору 500 м, то на основании приближенной
формулы получается температурная поправка,
равная -42 м.
Рис.5. Построение шкал НЛ
для учета температурной ошибки в тропосфере
-
Для средних, больших и
стратосферных высот обычно температурную
поправку не вычисляют, а пересчитывают приборное
значение высоты в исправленное с помощью НЛ или
навигационного расчетчика. -
Для учета температурной
поправки в тропосфере на НЛ
имеются шкалы: «t0 + tH«,
«Исправленная высота«, «Высота по
прибору» (рис.5.), которые выполнены в
десятичных логарифмах формулы для нахождения
Ниспр:
-
Шкала «t0 +
tH«, на которой откладывается
lgTср.ф, оцифрована в градусах
Цельсия, так как можно записать:
,
где t0 и
tH — температура воздуха у
земли и на высоте полета.
-
Расчетное (стандартное) значение
средней температуры в тропосфере может быть
получено по формуле:
.
-
После установки ромбического
индекса против суммы температур у земли и на
высоте полета, против значения приборной высоты
находится высота полета, исправленная на
температурную ошибку. -
Температурную
ошибку в стратосфере можно представить в виде
суммы двух составляющих: ошибки в слое
тропосферы, то есть к высоте 11000 м; ошибки в
слое стратосферы, которые будут накапливаться с
высоты 11000 м. -
Первая ошибка рассмотрена выше.
Соответствующая ей поправка определяется для
высоты Нпр = 11000 м
по шкале пересчета высот для тропосферы. Эта
поправка равна разности между отсчетом
исправленной приборной высоты и 11000 м (рис.5.).
Данную поправку можно также определить по
приближенной формуле:
.
-
Вторую ошибку можно учесть таким
образом. Если принять, что в стратосфере
температура остается постоянной, то для
стратосферы можно записать:
,
где Ниспр11
и Нпр11 — исправленная и
приборная высоты относительно начального уровня
стратосферы (11000 м); Тн —
фактическая температура в стратосфере; 216.5
— расчетная (стандартная) температура для
стратосферы.
-
Если определять высоту
относительно уровня с давлением 760 мм рт.ст.,
то последняя формула примет вид:
,
где Ниспр
и Нпр — исправленная и
приборная высоты относительно уровня с
давлением 760 мм рт. ст.
-
Прологарифмировав эту формулу,
запишем ее в виде:
.
-
На основании этой зависимости на
НЛ построены шкалы: «Температура
для высот более 12000 м«, «Исправленная
высота«, «Высота по прибору»
(рис.6.). Порядок перерасчета высот на этих шкалах
виден из рисунка.
Рис.6. Построение шкал НЛ
для учета температурной ошибки в стратосфере
-
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест
- Чтобы перейти в начало страницы,
нажмите СЮДА!
§ 28. ДАВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Атмосферный воздух всем своим весом оказывает давление на землю. Атмосферное давление можно измерять простейшим прибором — стеклянной трубкой, наполненной ртутью. Эта трубка представляет собой V-образную форму с запаянным сверху длинным коленом и открытым коротким коленом (рис. 81). Внутри запаянного колена нет воздуха (Торичеллиева пустота).
Рис. 81. Измерение величины атмосферного давления высотой ртутного столба
На рис. 81 показано, что тяжелая ртуть не выливается из трубки. Какая-то сила давит на ртуть в открытом колене трубки и удерживает высокий столб ртути. Эта сила называется атмосферным давлением. Чем больше атмосферное давление, тем выше поднимается ртуть в трубке, и наоборот, с уменьшением атмосферного давления уровень ртути в высоком колене будет понижаться.
За меру атмосферного давления принимают высоту столба ртути в миллиметрах. Нормальным атмосферным давлением условно принято считать давление в 760 мм рт. ст. Давление воздуха, уравновешиваемое столбом ртути в 760 мм при температуре +15 °C и плотности воздуха, равной 1,225 кг/м3, будет составлять 1033 г/см2. Это давление называется еще давлением в 1 физическую атмосферу нормального дня (стандартной атмосферой).
§ 29. ИЗМЕНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ ПО ВЫСОТАМ
По мере увеличения высоты давление и плотность атмосферы уменьшаются. Давление с высотой понижается неравномерно. На высотах до 4000 м подъем на каждые 100 м высоты соответствует уменьшению давления на 7–9 мм рт. ст. В практике принято считать, что при изменении высоты на каждые 100 м давление изменяется на 10 мм рт. ст. У земли давление атмосферы приблизительно равно 760 мм рт. ст., на высоте 11 км, у нижней границы стратосферы, оно будет около 170 мм рт. ст. На высоте 3000 м давление атмосферы равно 526 мм рт. ст. (рис. 82). Давление атмосферы зависит не только от высоты, но и от температуры воздуха. В холодном воздухе убывание давления с высотой будет проходить быстрее, чем в теплом.
Рис. 82. Вертикальный разрез атмосферы до высоты 60 км
§ 30. ТЕМПЕРАТУРА И ПЛОТНОСТЬ АТМОСФЕРЫ
Температура является очень важной характеристикой атмосферы. От температуры в значительной степени зависит плотность воздуха. По давлению и температуре воздуха в данном месте можно всегда определить и плотность.
С увеличением температуры воздух расширяется, становится более легким и поднимается вверх, плотность его уменьшается; при понижении температуры плотность воздуха увеличивается. Температура в атмосфере распределяется неравномерно из-за того, что земля неравномерно нагревается солнцем. Воздух, находящийся над более нагретыми участками земли, окажется более нагретым и более легким.
Температура в атмосфере не одинакова, претерпевает часто быстрые изменения, поэтому атмосфера находится всегда в движении.
Существует определенная закономерность понижения температуры воздуха с высотой. В теплое время года летом в насыщенном воздухе содержится больше пара, чем зимой. При охлаждении пара происходит более обильная конденсация и выделяется большое количество тепла. В результате поднимающийся воздух охлаждается не так сильно, как зимой. По этой причине в теплое время года вертикальный температурный градиент равен 0,6° на 100 м, а в холодное время — около 0,4° на 100 м. Эти цифры обычно и берутся для приближенных расчетов при определении температуры на высотах. На высоте около 11 км падение температуры прекращается и она (зимой и летом) равна 55–60 °C ниже нуля.
Плотность атмосферы является очень важным фактором для полета самолета. От нее зависят скорость самолета и мощность двигателя.
Плотность атмосферы зависит от давления и от температуры. При сохранении давления постоянным плотность атмосферы все же будет изменяться, если изменяется температура атмосферы.
При полетах на большие расстояния определяют режим полета по плотности атмосферы, а также наивыгоднейшую высоту полета по специальным графикам.
§ 31. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСОТ
Для правильного пилотирования и для решения ряда задач самолетовождения необходимо знать высоту полета самолета. Так, например, чтобы избежать при полете возможного столкновения с различными естественными и искусственными препятствиями на земной поверхности или правильно произвести посадку самолета на аэродром, нужно в каждый данный момент знать высоту полета и высоту препятствий в районе полета.
Из сказанного следует, что самолет должен быть оборудован прибором, с помощью которого можно в любое время определить расстояние между самолетом и земной поверхностью по вертикали, т. е. высоту полета.
В зависимости от точки, относительно которой производится измерение, различают:
— абсолютную высоту — высоту относительно уровня моря; эта высота не зависит от рельефа местности, над которой пролетает самолет;
— относительную высоту — высоту относительно аэродрома взлета;
— истинную высоту — высоту над пролетаемой местностью; эта высота зависит от рельефа местности, над которой совершают полет (рис. 83).
Основным средством определения высоты полета является барометрический высотомер, основанный на измерении атмосферного давления, которое, как известно, не остается постоянным, а убывает по определенному закону.
Рис. 83. Абсолютная, истинная и относительная высоты полета
§ 32. ПРИНЦИП РАБОТЫ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА
Барометрические высотомеры построены на принципе измерения статического давления (давление воздуха, окружающего самолет). Метод барометрического измерения высоты основан на законе падения давления воздуха с увеличением высоты.
Чувствительным упругим элементом высотомера, реагирующим на изменения статического давления воздуха, являются металлические мембраны — анероидные коробки (рис. 84). Они представляют собой герметичное соединение обычно двух мембран в коробке.
Рис. 84. Гофрированная мембрана
Для уменьшения влияния изменения температуры на точность работы упругого элемента из внутренней полости коробки воздух откачан.
Остаточное давление воздуха в коробках обычно доводится до 0,1–0,3 мм рт. ст., что вполне обеспечивает необходимую точность работы высотомера.
Чувствительным упругим элементом высотомера, реагирующим на изменения статического давления воздуха, является батарея из двух анероидных коробок, соединенных последователь- но (рис. 85).
Рис. 85. Батарея из двух анероидных коробок
На анероидную коробку действуют две силы: сила атмосферного давления, стремящаяся сжать коробку, и сила упругости мембраны коробки, препятствующая этому сжатию (рис. 86).
Рис. 86. Силы, действующие на анероидную коробку
На поверхности земли, где атмосферное давление имеет наибольшую величину, анероидная коробка сжата, или, иными словами, имеет максимальный прогиб. При поднятии такой коробки над поверхностью земли по мере уменьшения атмосферного давления под действием упругих сил мембран коробка будет расширяться. Расширение коробки будет пропорционально уменьшению давления: чем меньше давление, тем больше будет расширяться коробка и тем меньше будет прогиб мембран.
Расширение коробки прекратится тогда, когда прекратится изменение давления. Обычно прогиб мембран бывает невелик (2–3 мм).
С помощью специального передающего механизма фиксируется малейшее изменение прогиба мембран. Кроме того, поступательное движение центра коробки превращается во вращательное движение, которое передается на стрелку, указывающую высоту полета по циферблату.
Простейшая принципиальная схема барометрического высотомера состоит из четырех основных узлов: чувствительного элемента, передающего механизма, фиксирующего механизма и корпуса прибора (рис. 87). Из этой схемы видно, что при поступательном движении жесткого центра коробки 1 тяга 2 будет поворачивать стрелку 3.
Рис. 87. Принципиальная схема барометрического высотомера:
1 — анероидная коробка; 2 — тяга; 3 — стрелка; 4 — шкала; 5 — корпус; 6 — штуцер
§ 33. УСТРОЙСТВО ДВУСТРЕЛОЧНОГО ВЫСОТОМЕРА
Двустрелочный высотомер представляет собой прибор, состоящий из корпуса и шкалы высот. Шкала высот рассчитана на 10 000 м. Цена деления шкалы высот для большой стрелки — 10 м, а для малой — 100 ж (рис. 88).
Рис. 88. Двустрелочный высотомер
На шкале имеются две подвижные стрелки — большая и малая: первая делает один оборот за 1000 м высоты, вторая — один оборот за 10 000 м. В нижней части шкалы имеется вырез, через который читают давление атмосферы. В нижней части корпуса имеется кремальера, с помощью которой устанавливается давление атмосферы на аэродроме взлета или аэродроме посадки. С помощью кремальеры можно также переводить стрелку высотомера, не передвигая шкалы давления атмосферы.
В качестве чувствительного элемента поставлена двойная анероидная коробка.
Механизм прибора (рис. 89) состоит из шарнирной передачи, сектора с трибкой, пары цилиндрических шестерен и перебора из четырех цилиндрических шестерен.
Рис. 89. Кинематическая схема двустрелочного высотомера:
1 — анероидные коробки; 2 — вилка с биметаллической пластинкой; 3 — тяга; 4 — биметаллическая пластинка; 5 — валик; 6 — сектор; 7 — трибка; 8 — большая шестерня; 9 — малая шестерня; 10 — ось; 11 — пружинный противовес; 12 — кремальера; 13 — основание; 14 — шкала барометрического давления
При уменьшении внешнего давления (с подъемом на высоту) анероидная коробка 1 расширяется и посредством тяги 3 поворачивает валик 5 с сектором 6. Сектор вращает трибку 7 с большой шестерней 8, сцепленной с малой шестерней 9. На оси малой шестерни 9 укреплена большая стрелка. Малая стрелка укреплена на полой оси 10, связанной с осью большой стрелки через прибор с передаточным числом 1:10. Механизм снабжен температурными компенсациями.
Для устранения ошибок, связанных с влиянием наклонов и вибраций, служит пружинный противовес 11, уравновешивающий анероидную коробку 1.
Для перевода стрелок служит кремальера 12, поворачивающая основание 13. Одновременно поворачивается шкала барометрического давления 14.
На шкале барометрического давления нанесены деления в диапазоне от 630 до 790 мм рт. ст.; цена деления равна 1 мм рт. ст.
Корпус высотомера делается герметичным, т. е. непроницаемым для воздуха. В задней части корпуса имеется штуцер, который при помощи трубопровода соединяется со статической камерой приемника воздушных давлений. Этим обеспечивается давление в корпусе, соответствующее атмосферному давлению на высоте полета.
Отсчет показаний высотомера. Точность отсчета показаний высотомера зависит от натренированности летчика в отсчетах высоты по прибору. Следует помнить, что отсчет производится вначале по большой стрелке в том случае, если малая стрелка не дошла по шкале от 0 до 1 (рис. 90). Отсчет показания по большой стрелке надо начинать с сотен метров и переходить на десятки метров. Одно большое деление при отсчете по большой стрелке равно 100 м, а малое деление 10 м.
Рис. 90. Отсчет высоты по большой стрелке
Пример. Между 0 и 1 десять малых делений, острый конец большой стрелки находится (от 0) на девятом делении, значит высотомер показывает высоту 90 м. Если малая стрелка находится между делениями 2 и 3, это значит, что высота полета больше 2000 м и меньше 3000 м. По длинной стрелке отсчитывают высоту до 1000 м. В данном примере длинная стрелка показывает высоту 600 м. Таким образом, высота полета, показываемая высотомером, равна 2600 м (рис. 91). Отсчет барометрического давления производится против индекса на шкале. В данном примере барометрическое давление равно 760 мм рт. ст.
Рис. 91. Отсчет высоты по малой и большой стрелкам
§ 34. ПЕРЕВОД СТРЕЛОК ВЫСОТОМЕРА И УСТАНОВКА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ВЫСОТОМЕРЕ
Для того чтобы обеспечить безопасный выход на аэродром посадки и выполнение посадки, необходимо на высотомере устанавливать давление, равное давлению на аэродроме взлета (посадки).
Во время предполетного осмотра пилотажно-навигационного оборудования летчик обязан поставить обе стрелки высотомера (длинную и короткую) на «0» шкалы высотомера; при этом давление высотомера должно быть равно давлению атмосферы аэродрома взлета.
Установка стрелок высотомера в нулевое положение достигается поворотом кремальеры в соответствующую сторону до совпадения стрелок с «0» шкалы (рис. 92).
Рис. 92. Установка стрелок высотомера на «0» шкалы
После того как стрелки высотомера будут установлены на «0» шкалы, давление на шкале высотомера не должно расходиться с давлением аэродрома больше чем на 3 мм рт. ст.
Если давление высотомера больше или меньше на 3 мм давления аэродрома, то следует повернуть стопорную гайку кремальеры на несколько оборотов влево и освободить ее от стопорения продольного перемещения кремальеры (рис. 93).
Рис. 93. Установка давления на шкале высотомера
При оттягивании кремальеры на себя шестерни кремальеры расцепляются с промежуточной шестерней, что дает возможность вращаться одной шкале давления. Давление устанавливается против индекса на шкале, равное давлению аэродрома взлета.
После этого завертывают вправо до упора стопорную гайку кремальеры.
§ 35. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ БАРОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫСОТОМЕРОВ
Методических ошибок у барометрических высотомеров насчитывается три:
— ошибка от изменения атмосферного давления;
— температурная методическая ошибка высотомера;
— ошибка, возникающая вследствие изменения рельефа местности.
Ошибка, возникающая вследствие изменения атмосферного давления, заключается в том, что чувствительный элемент высотомера реагирует на изменение атмосферного давления. Атмосферное давление у поверхности земли не всегда одинаково и меняется в среднем в пределах 730–790 мм рт. ст. В один и тот же момент времени в различных точках земного шара наблюдается различное атмосферное давление. Это обстоятельство имеет серьезное значение при полетах на большие расстояния.
Предположим, что перед летчиком поставлена задача совершить перелет из точки А в точку В на высоте 1000 м. В момент вылета давление у земли в точке А (аэродром взлета) было 760 мм рт. ст., а в точке В, находящейся от А на расстоянии нескольких сот километров, — 730 мм рт. ст. (рис. 94).
Рис. 94. Ошибка барометрического высотомера, возникающая при изменении давления у земли
Перед вылетом стрелку высотомера летчик установил на нуль, затем взлетел и набрал высоту 1000 м; атмосферное давление на этой высоте над аэродромом (точка А) равно 674,1 мм рт. ст. Заданную высоту 1000 м летчик выдерживает по высотомеру. Вследствие того, что давление атмосферы над пролетаемой местностью меньше давления аэродрома вылета, самолет фактически будет лететь не по горизонтальной линии, а с непрерывным постепенным снижением, т. е. по линии равного давления (674,1 мм рт. ст.).
Таким образом, при полете от высокого атмосферного давления на поверхности земли к низкому высотомер будет показывать высоту с завышенным показанием на величину барометрической поправки (ΔНбар). При полете от низкого давления в сторону высокого прибор будет показывать высоту больше действительной на величину ΔНбар, т. е. самолет будет лететь с набором высоты.
Величина ошибки Hбар будет тем больше, чем больше разница в температуре воздуха над пролетаемой местностью и в пункте вылета.
Во избежание ошибок летчик должен знать атмосферное давление над пролетаемой местностью и устанавливать его на высотомере. Это давление определяется по синоптическим картам или же запрашивается летчиком в полете по радио. Без учета возможных ошибок высотомера от понижения давления атмосферы в условиях плохой видимости может произойти столкновение самолета с землей.
Температурная методическая ошибка высотомера заключается в том, что температура по земной поверхности распространяется не равномерно: в один и тот же момент времени в различных точках на земле температура различна. Предположим, что летчику предстоит выполнить перелет из точки А в точку Б.
На рис. 95 видно, что температура над пролетаемой местностью не одинакова: в районе аэродрома взлета температура в точке А равна +15°, а в точке Б +30°.
Рис. 95. Температурная ошибка высотомера
Допустим, что в этих точках давление равно 760 мм рт. ст. Если самолет из точки А (аэродром вылета) перемещается в точку Б и летчик выдерживает заданную высоту по прибору 1000 м, то самолет будет лететь по наклонной линии с набором высоты.
Таким образом, если по маршруту полета температура воздуха у земли будет повышаться, самолет будет перемещаться по наклонной линии, все время набирая высоту. Если же по маршруту полета температура воздуха у земли будет понижаться, самолет будет перемещаться по наклонной линии, все время приближаясь к земле. Учет температурной методической ошибки производится с помощью навигационной линейки.
Ошибка, возникающая вследствие изменения рельефа местности. При полете над земной поверхностью, как известно, барометрический высотомер не учитывает рельефа местности. Высотомер всегда будет показывать одну и ту же высоту независимо от того, летит ли самолет над ровной местностью или над гористой.
Например, летчик, выполняя полет по маршруту из точки А (аэродром взлета), выдерживает заданную высоту полета 1000 м, но истинная высота самолета меняется. Когда самолет пролетает над местностью ниже уровня аэродрома взлета, истинная высота больше показания высотомера, и наоборот, когда самолет пролетает над местностью, превышающей уровень аэродрома взлета, истинная высота меньше показания высотомера (рис. 96).
Рис. 96. Ошибка показания высотомера при изменении рельефа местности
Отсюда становится очевидным, что для избежания столкновения самолета с землей при полете над гористой местностью необходимо учитывать высоту гор. Эта высота определяется по топографическим картам маршрута. Определенная по карте высота местности (ΔHР) должна вычитаться из показаний высотомера (Hпр — ΔHР).
Если самолет пролетает над местностью, расположенной ниже точки взлета, то для определения истинной высоты величину впадин ΔHР надо прибавлять к показанию высотомера (Hпр + ΔHР).
Инструментальные ошибки барометрических высотомеров. Кроме методических ошибок, высотомер имеет инструментальные, которые вызываются недостатками конструкции измерительного прибора и неточностью его изготовления из-за несовершенства технологического процесса. Инструментальные ошибки для соответствующих показаний высотомера определяются и заносятся в график поправок показаний высотомера.
Для определения величины инструментальных ошибок прибор периодически (через три месяца) проверяют на специальных установках. Величину инструментальных ошибок записывают, заносят в специальные графики и укрепляют их в кабине самолета.
Проверка высотомеров может быть лабораторная, когда высотомер снимают с самолета и проверяют на специальном приспособлении, или самолетной переносной установкой.
При помощи самолетного приспособления создается равное давление в герметическом корпусе проверяемого и эталонного высотомеров. Разность отсчетов показаний самолетного высотомера с эталонным позволяет определить инструментальную поправку проверяемого высотомера (рис. 97). Эти поправки и заносятся в график, который крепится на борту самолета.
Рис. 97. Схема приспособления для проверки высотомера на самолете:
1 — проверяемый высотомер; 2 — эталонный высотомер; 3 — форвакуумный баллон; 4 — ручной насос; 5 — клапаны; 6 — тройники; 7 — резиновые шланги; 8, 9 — зажимы
Пользование графиком поправок высотомера в полете. Если высотомер показывает высоту полета без учета инструментальной ошибки, то такую высоту принято называть приборной высотой полета — Hпр. Для того чтобы исправить высоту на инструментальную ошибку прибора ΔHпр, необходимо к показанию высотомера алгебраически прибавить инструментальную поправку, взятую из графика (рис. 98).
Например, высотомер показывает 1500 м, инструментальную ошибку находим в графике против высоты 1500 м, которая отсчитывается по внешней вертикальной колонке (вверх — с плюсом, вниз — с минусом). Ошибка прибора летчика для этой высоты равна плюс 90 м. Следовательно, исправленная высота на инструментальную поправку равна 1500 + 90 = 1590 м.
Рис. 98. График поправок высотомера
§ 36. НАВИГАЦИОННАЯ СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА
Навигационная счетная линейка НЛ-8 представляет собой логарифмическую линейку, на которой нанесены шкалы для решения основных штурманских задач (рис. 99).
Рис. 99. Счетная навигационная линейка:
А — лицевая сторона; Б — обратная сторона; 1, 2, 3 и т. д. — шкалы линейки
Линейка обеспечивает решение следующих задач:
— расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и времени полета;
— расчет пройденного расстояния по путевой скорости и времени полета;
— расчет времени полета по расстоянию и путевой скорости;
— расчет поправки в курс по пройденному и оставшемуся расстоянию и боковому уклонению;
— расчет исправленной высоты полета по показанию высотомера;
— расчет исправленной воздушной скорости по показанию указателя воздушной скорости;
— расчет угла сноса и путевой скорости по воздушной скорости, скорости ветра и углу ветра;
— умножение и деление чисел на синус и тангенс;
— определение значений синуса и тангенса заданного угла;
— умножение и деление чисел;
— период скоростей, выраженных в км/час, в м/сек и обратно.
§ 37. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИННОЙ И ПРИБОРНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА
Для определения истинной высоты полета прежде всего надо исправить показание высотомера на инструментальную поправку прибора (ΔHпр).
Hбар = Нпр + (±ΔHпр)
По температуре воздуха на высоте полета определить на линейке относительную (исправленную) высоту полета по ключу (рис. 100). Затем прибавить поправку на топографический рельеф, если пролетаемая местность ниже аэродрома взлета, или вычесть, если местность выше.
Рис. 100. Ключ расчета относительной высоты на НЛ-8
Пример 1. Показание высотомера 1000 м, инструментальная поправка высотомера ΔHпр — 30 м. Показание термометра на высоте +10°. Местность ниже аэродрома вылета на 200 м. Определить истинную высоту полета на НЛ-8.
Решения: 1. Показание высотомера исправляем на инструментальную поправку, получаем H’ = 1000 + (—30) = 970 м.
2. На шкале линейки «Для H» против высоты в км устанавливаем температуру на высоте + 10°.
Против исправленной на инструментальную поправку высоты Hбар на шкале «Высота и скорость по прибору» читаем относительную (исправленную) высоту: Hотн = 1000 м.
3. Полученную высоту исправляем на топографический рельеф, получаем истинную высоту полета. Hист = 1000 + 200 = 1200 м.
Пример 2. Hпр = 2000 м, tн = +15°, ΔHпр находим в графике инструментальных поправок высотомера: +80 м.
Местность выше аэродрома на 450 м. Определить истинную высоту полета.
Решения: 1. Показание высотомера исправляем на инструментальную поправку, получим H’ = 2000 + (+80) = 2080 м.
2. На НЛ-8 определяем относительную (исправленную) высоту, читаем на шкале: Hотн = 2190 м.
3. Полученную высоту исправляем на топографический рельеф, получаем истинную высоту полета: Нист = 2 190–450 м = 1740 м.
Определение показания высотомера для полета на заданной (истинной) высоте полета производится в следующем порядке.
Прибавить поправку на топографический рельеф к заданной (истинной) высоте, если местность выше аэродрома, или вычесть поправку, если местность ниже аэродрома. Определить температуру воздуха на высоте полета, если она неизвестна, по вертикальному температурному градиенту (для лета 6°, а для зимы 4° на 1000 м высоты).
Определить высоту по прибору счетной линейкой. Учесть инструментальную поправку с обратным знаком.
Пример 1. Заданная истинная высота полета Нист = 1000 м. Местность выше аэродрома взлета на 300 м. Температура воздуха на высоте tн = —10.
Инструментальная поправка высотомерa +80 м.
Определить показание высотомера для полета на заданной (истинной) высоте по НЛ-8 (рис. 101).
Рис. 101. Ключ расчета высоты по прибору по заданной (истинной) высоте на НЛ-8
Решения: 1. К заданной высоте прибавляем поправку на топографический рельеф, получаем: 1000 + 300 = 1300 м.
2. На шкале линейки «Температура на высоте для Н» находим деление, соответствующее температуре воздуха —10°, и совмещаем его с делением 1 на шкале «Высота в км для Н» (1 = 11000 м).
3. На шкале «Исправленная высота и скорость» находим деление 130, соответствующее высоте 1300 м, и против него на шкале «Высота и скорость по прибору» получаем высоту 1395 м.
4. Прибавляем инструментальную поправку высотомера с обратным знаком, получаем высоту по прибору.
Hпр = 1395 — (+ 80) = 1315 м.
Пример 2. Нист = 2000 м, местность ниже аэродрома на 100 м, tн = —30°. Инструментальную поправку высотомера находим по графику для Н = 2000 м + 80 м.
Определить показание высотомера для полета на заданной высоте.
Решения: 1. К Нист алгебраически прибавляем поправку на рельеф, получаем: 2000 — 100 = 1900 м.
2. По НЛ-8 определяем высоту против Нист = 2000 м, ставим tн = —30° и против высоты 1900 м читаем высоту 2150 м.
3. Прибавляем ΔHпр с обратным знаком, получим высоту по прибору ΔHпр = 2150 — (+ 80) = 2070 м.
§ 38. БЕЗОПАСНАЯ ВЫСОТА ПОЛЕТА
Безопасной высотой полета принято считать такое расстояние от самолета до земли, которое исключает всякую возможность столкновения самолета с землей или водной поверхностью и с препятствиями на ней при ограниченной видимости. Для этого рассчитывается безопасная высота полета.
Например, при полете по маршруту из пункта А (аэродром взлета) требуется определить безопасную высоту при соответствующих условиях полета (рис. 102).
Рис. 102. Заданная безопасная высота полета
Безопасная высота полета рассчитывается по формуле
Hбез = Hист. без + ΔHр + ΔHпреп + ΔHбар.
где Hбез — безопасная высота полета (истинная);
ΔHр — поправка на топографический рельеф относительно аэродрома;
ΔHпреп — высота искусственных препятствий, т. е. местных предметов в районе полета (башни, вышки, трубы и т. д.);
ΔHбар — поправка на изменение барометрического давления; она равна на 1 мм рт. ст. 10 м высоты.
Если давление ниже, чем на аэродроме вылета, поправка имеет знак +, если выше — знак —;
Hист. без — заданная истинная высота полета по маршруту.
Пример. Местность по маршруту выше аэродрома взлета ΔHр = 250 м, высота препятствий в районе полета ΔHпреп = 50 м.
Барометрическое давление относительно аэродрома взлета ΔHбар ниже на 10 мм. Заданная безопасная истинная высота полета 300 м, tи = +50°. Инструментальная поправка высотомера ΔHпр = 50 м. Определить безопасную высоту полета по приведенной выше формуле.
Решения: 1. Hбез = 250 + 50 + 100 + 300 = 700 м.
2. Определяем показание высотомера на навигационной линейке, получаем 670 м.
3. Прибавляем инструментальную поправку с обратным знаком, получаем безопасную высоту показания высотомера:
ΔHпр. без = 670 + 50 = 720 м.
Округляем в большую сторону. Таким образом, безопасную высоту полета по прибору летчик обязан держать не меньше 800 м.
§ 39. ОСМОТР ВЫСОТОМЕРА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ
Перед полетом высотомер осматривается с целью определения годности и безотказности его эксплуатации в полете. В результате осмотра высотомера летчик должен убедиться в надежности крепления прибора к приборной доске, во внешней исправности высотомера, целости стекла, наличии стрелок и безотказности работы механизма кремальеры. Для этого следует поворотом кремальеры установить стрелки высотомера на нуль шкалы прибора, а если она стоит на нуле, то, вращая в любую сторону кремальеру, проследить за вращением стрелок и шкалы барометрического давления.
Шкала барометрического давления должна быть установлена на давление, равное давлению атмосферы аэродрома; при этом стрелки высотомера должны находиться в нулевом положении шкалы. Если стрелки не совпадут с нулем шкалы, то следует поступать, как было сказано выше.
§ 40. БОРТОВОЙ ТЕРМОМЕТР НАРУЖНОГО ВОЗДУХА
Бортовой термометр наружного воздуха позволяет измерять температуру для целей расчета истинной воздушной скорости и высоты полета и контроля режима работы винтомоторной группы.
Принцип действия прибора основан на закручивании или раскручивании биметаллической ленты при изменении температуры воздуха (рис. 103).
Рис. 103. Биметаллический термометр наружного воздуха ТНВ-45:
1 — биметаллическая цилиндрическая спираль; 2 — ось указательной стрелки; 3 — стрелка; 4 — неподвижная втулка, к которой приварен неподвижный конец биметаллической спирали; 5 — корпус теплочувствительного элемента; 6 — втулка, предохраняющая ось 2 от прогиба; 7 — циферблат (может быть повернут вокруг втулки 8 для установки шкалы на нуль); 8 — втулка; 9 — пружинящее кольцо крепления циферблата; 10 — стекло
Угол поворота биметаллической ленты передается стрелке прибора, которая указывает температуру в градусах Цельсия. Шкала прибора оцифрована от +50° до —60 °C. При скорости самолета свыше 300 км/’час требуется вводить поправку (вычитать) к показанию термометра, так как приемник воздушного термометра помещен в воздушном потоке, вследствие чего происходят сжатие воздуха перед приемником и повышение температуры за счет сжатия.
Нагреванию приемника способствует также трение воздуха о поверхность приемника. Практически при скоростях 300–500 км/час поправка равна —4°.
Показание температуры наружного воздуха на высоте полета летчику важно знать для того, чтобы предотвратить обледенение самолета, которое бывает наиболее опасным при температуре воздуха от 0 до —6°.