Ошибки апостола павла

Интересная заметка о. Александра Конева.

Ошибки перспективы при чтении апостола Павла

Хотя в последние 40 лет появилось много качественных книг по посланиям апостола Павла, до сих пор наблюдается массовая тенденция к неправильному прочтению его текстов. Это объясняется тем, что несколько столетий, от Лютера до Бультмана и Каземана, Павел прочитывался в богословском контексте XVI века, а не своего собственного времени.

Среди наиболее распространённых ошибок — лютеранизация Павла, приписывание ему акцента на противопоставление «дел» и «веры». То, что вера для Павла — всегда «вера, действующая любовью», то есть вера, актуализированная в поведении, а не понятая как интеллектуальное принятие некоторых утверждений как истинные, даёт понять, что такое прочтение Павла анахронично. Вообще, Павел чаше всего говорит не просто о «делах», а о «делах закона» (особенно в послании Галатам) или «делах плоти». Первое направлено против обязательности исполнения закона Моисея христианами, второе говорит о действиях человека, не принявшего духа Христова.

…………………..

Ещё один важный момент для понимания сотериологии Павла: заместительное искупление Иисуса. В более поздней традиции чаще это всего понимали как уничтожение грехов людей, но культовая традиция Ветхого Завета понимала приношение крови животного как замещение посвящения человека Богу посвящением животного. Поскольку в крови душа животного, то кровь означает целостность животного, а поскольку животное приносится заместительно, то понимать в качестве цели обряда надо именно целостное посвящение Богу человека. Тогда формулировки апостола Павла надо понимать именно в связи с соединением всех людей с Богом через Иисуса, а не в более позднем и узком смысле «смывания грехов».

Для того, чтобы лучше разобраться в теологии и терминологии ап. Павла, рекомендую статью Фитцмайера «Teologia Paolina» в Nuovo grande commentario biblico и книги Джеймса Данна The Theology of Paul the Apostle и The New Perspective on Paul.

https://alexander-kon….com/76405.html

Со своей стороны, добавлю к числу текстов, посвященных «новой перспективе», доклад другого (наряду с Данном и Сандерсом) крупного её представителя, Н.Т.Райта: New Perspectives on Paul. Delivered at the Tenth Edinburgh Dogmatics Conference https://ntwrightpage.com/2016/07/12/new-perspectives-on-paul

Что касается содержательных тезисов «новой перспективы», то осмелюсь сказать, что о них, самих по себе, говорить вообще бессмысленно — не потому, что они ложны, но потому, что они и ранее не оспаривались. Лошади едят овёс, а Волга впадает в Каспийское море. Что толку об этом говорить? Говорить имеет смысл только о том, что перемещение центра библеистики (и гуманитарных дисциплин вообще) из Германии в англосаксонский мир, произошедшее в середине XX века, не обошлось без печальных последствий. У англосаксов много сильных сторон, но ни философия, ни богословие никогда не были сильными сторонами их культуры. Многие вещи, в германской (в том числе — в богословской) традиции известные и понятные, англосаксам не известны или не понятны. Отсюда в их сознании и возникают химеры, с которыми они потом борются — думая, что борются с чем-то реальным.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры. Вот Райт утверждает (в указанном выше тексте), что «стандартная лютеранская интерпретация» препятствует пониманию «позитивных высказываний о Законе в Послании к Римлянам». Дальше, в заключении, он пишет, что лютеранству (и солидаризирующимся с ним в этом отношении широким течениям в среде протестантизма/евангеликализма) присуще негативное отношение к иудаизму (из контекста ясно, что речь идёт о ветхозаветном иудаизме) и его Закону. Не будем обращать внимания на характерное для реформатов (а Райт — реформат) неумение отличить лютеранскую позицию от арминианской — здесь это не имеет прямого отношения к делу.

Но нужно заметить, что приписывать лютеранству «негативное отношение к Закону» — это абсолютное непонимание, и даже поклёп. «Стандартная лютеранская интерпретация» обязательно включает в себя учение о «трёх применениях Закона» — и никогда не считала, будто Павел освобождает христиан от исполнения Закона (за исключением тех специфических норм, которые были обращены только к иудеям в ветхозаветную эпоху, чтобы отделить их от народов мира).

Другой пример невежества, характерный для авторов «новой перспективы», отразился непосредственно в тексте о.Александра Конева. «Среди наиболее распространённых ошибок — лютеранизация Павла, приписывание ему акцента на противопоставление «дел» и «веры». То, что вера для Павла — всегда «вера, действующая любовью», то есть вера, актуализированная в поведении, а не понятая как интеллектуальное принятие некоторых утверждений как истинные, даёт понять, что такое прочтение Павла анахронично«.

Эта фраза имеет смысл, только если ее автор считает, что спасающая вера, о которой говорит лютеранство «от Лютера до Бультманна» — это «интеллектуальное принятие некоторых утверждений как истинные», а не «вера, актуализированная в поведении». Разумеется, это стопроцентная ошибка. В реальности, «спасающая вера» лютеранства — это именно вера, актуализированная в поведении, как и у Павла.

Вот как об этом говорится в Апологии Аугсбургского исповедания Филиппа Меланхтона (это один из вероисповедных документов Евангелическо-лютеранской Церкви).

«Мы не противоречим Иакову, который … проводит различение между мертвой верой и живой верой. Мёртвой является та [вера], которая не порождает добрых дел. Живой является та [вера], которая порождает добрые дела. Более того, мы уже многократно показывали ранее, что называем верой. Мы говорим не о бесполезном знании, которое есть и у бесов, но о вере, которая противостоит мукам совести, воодушевляет и утешает устрашенные сердца. Эта вера — непростое дело, вопреки тому, что мнят наши оппоненты, потому что она создаётся не человеческой силой, но силой Бога. Ею мы возвращаемся к жизни, ею мы побеждаем дьявола и смерть … эта вера есть новая жизнь, и она необходимым образом рождает новые побуждения и новые дела» (Апология Аугсбургского исповедания, артикул III, пункты 127-129).

А вот как эту же тему объясняет сам Лютер (в предисловии к Посланию к Римлянам):

«Понятие «вера» не есть некая человеческая иллюзия, мечтание, которое некоторые люди принимают за веру. Когда они видят, что за этим не следует исправление жизни и добрые дела (хотя о вере они многое могут услышать, да и сами сказать), они ошибочно начинают полагать, что веры, мол, недостаточно, что надо делать «дела», если мы желаем стать благочестивыми и получить спасение. Это происходит, когда, услышав Евангелие, они тут же бегут и творят своими силами некую мысль в своем сердце, которая говорит «я верую», и считают это истинной верой. Но поскольку это — чисто человеческое измышление, выдумка, никак не влияющая на внутренность души, то ничего от нее не происходит и не следует за ней никакое нравственное совершенствование. Вера — это Божье дело внутри нас, которое меняет нас, заново рождает от Бога, умерщвляет ветхого Адама, делает нас совершенно другими людьми в сердце, в расположении души, в разуме, во всех наших способностях и несет с собою Святого Духа. О, вера — это настолько живая, творческая, деятельная и сильная вещь, что просто невозможно, чтобы она беспрестанно не делала добра! Она и не спрашивает, надо ли сделать какие-нибудь добрые дела, но, еще не спросив, она уже сделала их и постоянно занимается делом. А кто делает не такие дела, тот человек без веры. Смотрит вокруг, пытается ощупью найти веру и добрые дела и не знает ни что такое вера, ни что такое добрые дела. А сам, тем не менее, много трещит и пустословит о вере и добрых делах«.

Идём далее: о.Александр Конев, доверившись глубокомысленным рассуждателям о лошадях, поедающих овёс, пишет, что-де «формулировки апостола Павла надо понимать именно в связи с соединением всех людей с Богом через Иисуса, а не в более позднем и узком смысле «смывания грехов»». И вновь возникает вопрос — с кем здесь идёт спор? Разумеется, спасающая вера соединяет с Христом. Грехи не вменяются человеку именно потому, что он верой соединяется с Христом. Здесь нет противоречия, но одно вытекает из другого.

«… если это истинная вера, то … она ухватывается за Христа так, что Христос является объектом веры, или, скорее, не объектом, но Тем, Кто присутствует, так сказать, в самой вере … Христос, за Которого ухватилась вера и Который живет в сердце, является истинною христианскою праведностью…» (Лютер, «Лекции по Посланию к Галатам». Лютеранское наследие, 1997, С.154-155 (из комментария на Гал.2:16).

Именно отсюда следует отпущение грехов: «»Живя во мне, Христос отменяет Закон, проклинает грех и убивает смерть, потому что в Его присутствии они не могут не исчезать. Христос есть вечный Мир, Утешение, Праведность, и Жизнь … Обитая во мне, Христос поглощает всё зло, которое мучит и угнетает меня» (там же, С.196 (из комментария на Гал.2:20)).

При этом, повторюсь, вера отнюдь не противостоит делам, но дела вытекают из веры, вера «актуализируется в поведении»: «Раз вы держитесь верой за Христа, через Которого вы стали праведны, вам следует теперь идти и любить Бога и ближнего своего … Взывать к Богу, воздавать Ему благодарения, проповедовать Его, прославлять Его, исповедовать свою веру в Него. Творить добро ближнему своему и служить ему. Исполнять свои обязанности. Это — воистину добрые дела, которые происходят от этой веры и радости, зародившейся в сердце…» (там же, С.158-159 (из комментария на Гал.2:16)).

При этом Лютер отнюдь не считает, что спонтанного стремления творить добро достаточно, но, как и Павел, оставляет место и для Закона. «»Тем временем мой ветхий человек остается вне и подчинен Закону» (Там же, С. 196 (из комментария на Гал.2:20)). Более конкретно это означает, что «в оправданных людях сохраняются остатки греха … человеческий разум и плоть, противостоящая Духу в святых (в неблагочестивых она, конечно же, властвует) естественно … любит суету и ищет лжи … Вот почему верные проповедники должны изо всех сил побуждать к истинной и нелицемерной любви и учить истинным добрым делам так же, как и истинной вере» (там же, С.593 (из комментария на Гал. 5:14)).

— А что, с апостолом Павлом что-то не так? — спросите вы. — Да, да, кое-что не так!

Общеизвестно, что апостол Павел, ревностный иудей, до определенного момента гнал и терроризировал церковь Христову. А потом, в одночасье практически, стал ревностным проповедником христианства. Извиняюсь, неточно выразился — слово «христианство» появилось позже, и благодаря ему.
Конечно же, последователи Христа не были абсолютно доверчивыми дебилами, и они тоже задавались вопросом: а не засланный ли это казачок? Уж больно резкая и разительная перемена с ним произошла.
И для них был готов ответ: — Конечно же не засланный! Для иудеев Павел — предатель, изменник веры, и они его очень сильно ненавидят. Так сильно, что хотят его непременно убить! Он, проповедуя, жизнью своей очень сильно рискует, как вы можете такое про него думать?
Вот эта идея (про то, что его постоянно мечтали убить иудеи) — и есть основное доказательство того, что Павел отвернулся от иудейства и примкнул к преследуемым им последователям Христа. И действительно! Иудеи злобно «убивали» Павла, да так усердно с ним «расправлялись», что вышел мощный перебор. В Новом завете есть два описания того, что происходит с человеком, которого задумали убить иудеи: это крестная казнь Христа и казнь перводиакона Стефана, которого иудеи до смерти забили камнями. Тут всё было абсолютно четко: поймали-судили-убили, с первого раза и без всяких осечек. Совсем по-другому дело обстояло с Павлом, который в руки иудеев попадался МНОГОКРАТНО. Которого многократно подвергали «смертной казни», после чего он всегда оказывался в новой местности и с новой силой продолжал свою проповедь. Иудеи, которые люто ненавидели Павла и хотели его смерти, почему-то несколько раз наказали его просто бичеванием и отпустили. Понятно, что эту ситуацию можно трактовать и так: смотрите, как Павел был угоден Богу — его даже смертная казнь не брала! А все иудейские злоухищрения только выступали на пользу его миссионерскому передвижению. В самом конце Деяний описывается ситуация, когда иудеи в очередной раз схватили Павла и хотели его казнить. Вместо этого, путём хитрых манипуляций с бюрократическим аппаратом, Павел почему-то оказывается проповедующим в самом Риме — нервном центре тогдашней цивилизации! (Деян. 28)
Вот, что сам Павел рассказывает о себе:
2Кор11: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; 25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];…32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; 33 и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.«

Ненависть иудеев — отличный козырь в доказательстве чистоты намерений Павла. Но уж слишком нарочито и многократно этот козырь обыгрывается! А что, если не было этой самой лютой ненависти? Что, если его переход в стан врага был спланирован самими же иудеями? Что, если  несколько «казней» были инсценировками, призванными не убить Павла, а увеличить его авторитет у потенциальных учеников? Может быть, этим можно объяснить их низкую эффективность? Ведь иудеям, десятилетиями «убивавшим» Павла, так и не удалось этого сделать, зато у Нерона (действовавшего не согласованно с иудеями) почему-то смертная казнь получилась с первого раза.

Кроме того, стоит вспомнить, чьим учеником был апостол Павел. Одно дело, если представлять Павла эдаким простым парнем, действующим самим по себе на основе видений и откровений. Но у него был наставник, так называемый Гамалиил Старший.
«я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне«.(Деян.22:3)
В энциклопедии про него написано, что этот Гамалиил был одним из основателей талмудического иудаизма. Это был человек не того уровня, что «тычит в книжку пальчик», а человек, генерирующий целые религиозные концепции. Это был Гамалиил,  «законоучитель, уважаемый всем народом», уговоривший синедрион отпустить живыми апостолов (Деян. 5:34),  которых по логике повествования должны были бы в этот день казнить. И как у человека, занимающегося созданием концепций, парадигм, у Гамалиила в запасе для учеников Христа кроме ненависти и поклонения были припасены ещё кой-какие варианты…

Кстати, вот что я недавно только узнал: Варнава — сподвижник (единственный) и верный спутник апостола Павла в его проповеди языческим народам, был тоже учеником Гамалиила! Варнава примкнул к церкви немного ранее Павла. Варнаву не убивали иудеи, он получил доверие апостолов другим образом:
«36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, 37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. (Деян.4:36,37)» — принёс деньги к ногам апостолов.
Потом, Варнава конечно замолвил словечко за своего однокашника Павла (тогда — ещё Савла):

«26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса
.»(Деян.9:26-28)

Сама же история с обращением Павла про то, как ему явился Господь на пути в Дамаск, уже вызывает два мощных вопроса.
Первое: история излагается в Деяниях три раза, и со взаимоисключающими подробностями.
Первый раз:
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя

.

(Деян.9:3-7) — То есть, Иисус ему ничего особо не сказал про то, что надо дальше делать, а упал один Павел. Люди слышали, но ничего не видели.

Второй раз:
7 Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.
9 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали.
(Деян.22:7-9) — Теперь люди видели, но ничего не слышали.

И третий раз:
13 среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. 14

Все мы упали на землю

, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. 15 Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь.
16 Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, 17 избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя 18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». (Деян.26:13-18)  — Теперь опять все люди видели свет, и упал не один Павел а все, но Иисус не ограничился тем, что «иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать», а вкратце расписал основные задачи его миссии. Эх, как развивается эта история даже в рамках одной книги!

И ещё, кроме логических несостыковок у меня вызывают подозрения  описания голосов с неба, света с неба, восхождения на небо. Если уж мы знаем, что всё это идёт из «духовного мира», то почему бы не написать: «свет из духовного мира»? Но ведь тогда у евреев ещё не было в распоряжении концепции духовных миров и измерений, а была только концепция твёрдого купола, на котором сидит Бог и его приближенные. Понятно, что при попытках подгонки, свет, голоса и прочее «высокое» просто обязаны были идти сверху. Можно представить, что если первоклассника, который думает, что дети берутся из капусты, заставить написать рассказ про младенцев и деторождение, то груднички в его рассказе стабильно выползали бы в город по направлению от ближайшего капустного поля :).

Так к чему я это всё клоню? Что мог задумать мудрый Гамалиил? Вполне вероятно, что в определенный момент он понял, что было бы не очень умно просто уничтожить христианство. Что есть возможность направить его в нужное русло, задать ему направление, использовав его огромные потенциалы роста. Более того, он понимал, что религиозная самоидентификация еврейского народа навсегда связана с иудаизмом, что это «его» религия, что все остальное евреями будет со временем отброшено, не выдержит проверки огнём испытаний. Что в тяжелый момент они все равно схватятся за «свою» религию. С другой стороны, можно было попытаться приспособить быстро развивающуюся религию христианства под лояльную к иудеям религию для множества не-еврейских народов. Это дало бы евреям толерантное окружение: как-никак, ненавидеть религию, в которую уходят корни твоей веры — не так то просто. Для этой задачи были отправлены два специально обученных ученика. И их миссия удалась.

Апостол Павел написал среди апостолов и евангелистов наибольшее число книг и посланий, вошедших в Новый завет.

Труды апостола Павла в отличии от высказываний Христа и прочих апостолов — не абстрактны и не многозначны: он определил четкие правила и структуру Церкви. При решении конкретных вопросов в жизни Церкви — в подавляющем большинстве используются писания Павла.

При этом Апостол Павел не видел Христа при жизни, не учился вере от других Апостолов. Учить и проповедовать он начал сразу же после обращения.

Христианская вера исторически так и не прижилась среди евреев, использующих до сих пор иудаизм в качестве своей национальной религии.

Зато христианская миссия среди не-иудеев, организованная в основном силами Павла и Варнавы, принесла колоссальные плоды (чтобы оценить это, достаточно просто оглянуться сегодня вокруг). Про то, что остальные апостолы вовсе не спешили проповедовать не-иудеям и не-евреям, я писал ранее вот тут.

Апостол Павел наряду с религиозными поучениями приучал «христиан из язычников» собирать деньги в помощь братьям из Иерусалима — эта тема прослеживается в его посланиях многократно.

Он подчёркивал особую роль еврейского народа и иудейства: «и так весь Израиль спасется…»(Рим.11:26),
«Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!»
(Рим.2:10)

И что самое удивительное, Павел, вроде бы распространитель веры Христовой, ни разу в своих писаниях не сказал: «Христос говорил своим ученикам то-то….», «Христос заповедывал то-то… и поэтому делайте так-то». Нет! Но Христос очень часто фигурирует в его рассуждениях. Как Он фигурирует в Павловых писаниях? — Как символ. Как молчаливый памятник, который водрузили на пьедестал, и вокруг поклонения которому устраивают свой культ и свои мероприятия. «Христос — искупил нас, Христос-живёт в нас, Христос — глава нам, Христос — жертва, Христос-посредник, Христос-первосвященник.» — аж челюсть отпадает от того, как Павел высоко ценит Христа и его крест, сколько о нем говорит, сколько думает! И совсем не заметно, как на фоне этих заявлений, прикрываясь ими, он строит чисто свою систему, временами противоречащую тому, что Говорил Христос:  Павел ставит себя духовным отцом (1Кор4:15), хотя Христос заповедовал никого на земле не называть себе отцом (Матф.23:9). Павел поощряет желание стать епископом (1Тим 3:1), хотя Христос заповедовал не стремиться к старшинству над братьями (Матф.20:26)

Из-за этих противоречий, кстати, до сих пор то и дело затевается буча: какой-нибудь молодой человек начитается Евангелия и говорит: Христос говорил никого не называть отцом и не властвовать над братьями, а вы молитесь постоянно за «Великого господина и отца нашего святейшего патриарха Кирилла…». Потом приходит Кураев и «находит» место из апостола Павла, где оказывается, «МОЖНО»!

И да, самая главная из задумок Гамалиила удалась: иудеи находятся теперь не в окружении чуждых им религий, а в окружении дочерних, авраамических верований. Да, на протяжении истории они как бы непримиримо боролись друг с другом. Но эта борьба ничем ужасным не кончилась — Это все равно, как если бы палец дрался с ладонью, из которой он растёт: конец такой борьбы предрешён задолго до её начала.

Хотя в последние 40 лет появилось много качественных книг по посланиям апостола Павла, до сих пор наблюдается массовая тенденция к неправильному прочтению его текстов. Это объясняется тем, что несколько столетий, от Лютера до Бультмана и Каземана, Павел прочитывался в богословском контексте XVI века, а не своего собственного времени.
Среди наиболее распространённых ошибок — лютеранизация Павла, приписывание ему акцента на противопоставление «дел» и «веры». То, что вера для Павла — всегда «вера, действующая любовью», то есть вера, актуализированная в поведении, а не понятая как интеллектуальное принятие некоторых утверждений как истинные, даёт понять, что такое прочтение Павла анахронично. Вообще, Павел чаше всего говорит не просто о «делах», а о «делах закона» (особенно в послании Галатам) или «делах плоти». Первое направлено против обязательности исполнения закона Моисея христианами, второе говорит о действиях человека, не принявшего духа Христова.
Конечно, второе тоже никак нельзя понимать в смысле гностического дуализма, или отрицания телесности. Плоть, «сома» для апостола Павла иногда синоним «личности», иногда употребляет слово, говоря о человеке, подчинённом свои желаниям и страстям. Никогда «сома» не может означать мёртвого тела, трупа! Человек не «имеет тело», он «есть тело». В то же время он есть душа. Павел не имеет ни малейшего отношения к дуалистам декартовского типа. «Саркс» — тоже тело, и тоже означает целостность человека, личности. Чаще всего Павел использует это слово в противопоставлении «духу», то есть для противопоставления ветхого человека новому, «новой твари». Душа, психе — жизненное начало человека, в частности обозначает сознание и интеллект.
Павел вообще не интересовался «составом» человека, и потому все споры об отнесении апостола к трихотомистам (тело, душа, дух), или дихотомистам (тело/душа) не имеют никакого отношения в антропологии Павла. То, что имел в виду Павел, говоря о теле, душе и духе, это весь человек, взятый в его целостности — но в разных отношениях и в разных своих жизненных ориентациях.
Важно помнить, что использованные ап. Павлом метафоры впоследствии часто развивались в стройные богословские теории. Но это не причина думать, что изначально термины использовались Павлом именно в контексте возникших позднее богословских теорий.
Ещё один важный момент для понимания сотериологии Павла: заместительное искупление Иисуса. В более поздней традиции чаще это всего понимали как уничтожение грехов людей, но культовая традиция Ветхого Завета понимала приношение крови животного как замещение посвящения человека Богу посвящением животного. Поскольку в крови душа животного, то кровь означает целостность животного, а поскольку животное приносится заместительно, то понимать в качестве цели обряда надо именно целостное посвящение Богу человека. Тогда формулировки апостола Павла надо понимать именно в связи с соединением всех людей с Богом через Иисуса, а не в более позднем и узком смысле «смывания грехов».

Для того, чтобы лучше разобраться в теологии и терминологии ап. Павла, рекомендую статью Фитцмайера «Teologia Paolina» в Nuovo grande commentario biblico и книги Джеймса Данна The Theology of Paul the Apostle и The New Perspective on Paul.

Завершая цикл статей о первом и втором посланиях
святого апостола Павла к христианам Коринфа, мы вновь
возвращаемся к вопросу об апостольском авторитете. Ведь
сам апостол Павел уделяет этой теме довольно большое
внимание в заключительных главах второго послания к
Коринфянам (см.: 2 Кор. 10-13).

Проблема была обозначена апостолом еще в первом послании:
Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между
вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я
Павлов»; «я Аполлосов»; «я
Кифин»; «а я Христов». Разве разделился
Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы
крестились?
(1 Кор. 1, 11–13).
И хотя увещания и призывы апостола Павла к единству и
любви сыграли свою роль, противники все равно продолжали
сеять сомнения среди коринфян. Поэтому апостол Павел
вынужден более подробно рассмотреть направленные против
него аргументы.

Похвала апостола Павла


В чем же обвиняли апостола? В том, что он
поступает по плоти (2 Кор.
10, 2), то есть как простой человек,
действующий по своему разумению и желанию, а не по
заповедям Хрис­товым. Что отвечает на это апостол?
Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем…
На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он
Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так
и мы Христовы
(2 Кор. 10, 3, 7).
Да, апостол — обычный человек из плоти и крови,
но живет он не по своим плотским влечениям. А тот, кто
действительно просвещен Христом, без труда может
увидеть, что и апостол, и его спутники, проповедуя во
имя Его, не преследуют каких-либо личных или корыстных
целей.

Следующее обвинение против апостола — его слабость:
Некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в
личном присутствии слаб, и речь его незначительна
(2
Кор. 10, 10). Ответ апостола
таков:Каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и
на деле лично. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать
себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют
себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно

(2 Кор. 10, 11–12). В этих словах
звучит и строгость, и добрая ирония. Апостол не хочет
сравнивать себя с теми, которые много говорят о своих
заслугах и успехах. Если верующий, а тем более апостол и
миссионер может чем-то хвалиться, то только Господом:
Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто
сам себя хвалит, но кого хвалит Господь
(2 Кор.
10, 17–18). Похвала апостола Павла
— это множество обращенных ко Христу людей; самих
коринфян апостол называет письмом Христовым (ср.:
2 Кор. 3, 3), потому что своей верой и
жизнью они свидетельствуют о доброй проповеди апостола.

Затем апостол напоминает коринфянам о некоторых
подробностях своей проповеди: Согрешил ли я тем, что
унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно
проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я
причинял издержки, получая от них содержание для служения
вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не
докучал
(2 Кор. 11, 7–8).
Другими словами, апостол даже не пользовался материальной
помощью коринфян, совершая свое служение безвозмездно. Эти
слова не означают, что в других местах он брал с желающих
услышать его деньги. Апостол лишь еще раз объясняет, что
как посланник Христов, посвятивший себя делу благовестия,
он имеет право получать содержание от тех верующих, к
которым приходит. Но даже испытывая нужду, он не просил
коринфян о помощи, а все собранные ими средства отправлял
в Иерусалим (об этом как раз шла речь в предыду­щих
главах послания).

Заслуги — в страдании

Интересно, что своих противников апостол Павел называет
высшими Апостолами (2 Кор. 11,
5). Это, опять же, не означает того, что они действительно
занимали какое-то высшее положение в Церкви. Вероятно, они
сами себя так называли в сравнении с Павлом, как бы
намекая, что они выше в деле проповеди и христианской
жизни. Но кем же были эти «высшие Апостолы»?
Это люди, пришедшие в Коринф из Палестины. Их нельзя
отождествлять с кем-то из двенадцати апостолов, так как
именем «апостол» — посланник —
могли называть не только ближайших учеников Христа, но и
любых проповедников или миссионеров. Возможно, они сами
себя так называли, пытаясь показать, что Павел по
сравнению с «настоящими апостолами» — не
апостол. Но святой Павел без страха пишет, что его
противники, возмущающие христиан и сеющие раздоры —
лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов
Христовых
(2 Кор. 11, 13). Ведь
сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не
великое дело, если и служители его принимают вид
служителей правды; но конец их будет по делам их
(2
Кор. 11, 14–15). Апостол призывает
коринфян быть духовно внимательными и осторожными, потому
что диавол может обольстить человека, выдавая злое за
доброе. А затем пишет: Не почти кто-нибудь меня
неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как
неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться

(2 Кор. 11, 16). То есть пусть лучше
апостола считают неразумным, чем он будет стремиться к той
похвале и превозношению, которых так желали его
противники.

Апостол Павел хвалится не своим красноречием или
интеллектом, а теми страданиями, которые он претерпел во
время проповеди: Я гораздо более был в трудах,
безмерно в ранах, более в темницах и многократно при
смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов
без одного; три раза меня били палками, однажды камнями
побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день
пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в
опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в
опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников,
в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в
опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в
труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде,
часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних
[приключений], у меня ежедневно стечение людей, забота о
всех церквах… В Дамаске областной правитель царя
Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в
корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук

(2 Кор. 11, 23–28, 32–33).

Человек во Христе

Еще одним важным с точки зрения противников апостола Павла
аргументом был факт того, что он не был учеником
Хрис­та во время земной жизни Господа, не ходил с Ним
и не слышал Его слов. Апостол Павел отвечает, что он знает
человека во Христе, который назад тому четырнадцать
лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не
знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о
таком человеке (только не знаю — в теле, или вне
тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал
неизреченные слова, которых человеку нельзя
пересказать
(2 Кор. 12, 2–4).
Чтобы услышать живое слово Христа, не обязательно быть
свидетелем Его жизни. Апостол Павел не пытается здесь
оспорить авторитет двенадцати апостолов, следовавших за
Господом от начала Его проповеди. Он лишь говорит, что
слово Христа не ограничилось земными рамками. И пусть
Господа нет сейчас среди нас, мы соединяемся и пребываем с
Ним через духовный опыт и веру. Человек во Христе,
восхищенный до третьего неба, — сам апостол
Павел, не пожелавший раскрыть это по скромности. И еще раз
он напоминает, что лучше он будет хвалиться
немощами (см.: 2 Кор. 12, 5),
потому что сила Божия в немощи совершается (2
Кор. 12, 9), поэтому апостол Павел
восклицает: Я благодушествую в немощах, в обидах, в
нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я
немощен, тогда силен
(2 Кор. 12,
10). Ведь и Сам Господь Иисус Христос был распят в
немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в
Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас
(2 Кор.
13, 4).

И первое, и второе послание к Коринфской Церкви являются
ярчайшим свидетельством того, с какими трудностями
сталкивался апостол Павел во время проповеди Евангелия
Христова. Апостолу приходилось терпеть и гонения, и побои,
и болезни, и — что самое трудное и тяжелое —
клевету и притеснения от лжеапостолов и лжебратии. Но не
силой человеческой совершается христианская миссия. Да и
под силу ли обычному человеку обойти столько городов,
претерпеть столько трудностей и скорбей? Проповедь
совершается силой Божией. И поэтому немощные и слабые
становятся сильными и мужественными. Терпение апостола
Павла и его надежда на помощь Божию — пример для
каждого из нас, утешение в наших скорбях и трудностях.
Сила Божия совершится в немощи. Апостол Павел видел
истинность этих слов в своей собственной жизни. И нам
нужно постараться увидеть это.

Газета «Православная вера» № 2
(527)

Сегодня прекрасный праздник, которого мы все так ждали: день первоверховных апостолов Петра и Павла. Ура! О таких великих святых мы думаем, что они всегда были праведны и сразу пошли за Христом. Так ли это на самом деле?

Эпизод из жизни апостола Павла:

Паоло Эмилио Безенти. Святой Петр
Паоло Эмилио Безенти. Святой Павел. Галерея Уффици.

Отрёкшийся от друзей-христиан, Савл стал самым ревностным гонителем христианской Церкви в городе. Целыми днями он выискивал места сбора христианских общин, приводил туда храмовую стражу, хватал несчастных ни в чём не повинных людей и гнал их в темницу. Вскоре одно его имя стало наводить ужас на всех иерусалимских христиан.

Но Савлу было мало и этого. Дыша угрозами и убийством на учеников Господа, он пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в сирийский город Дамаск к синагогам — местам собрания иудеев. В Дамаск, спасаясь от гонений, бежало много христиан из Иерусалима. Поэтому, первосвященник написал в письмах, что Савл имеет право схватить их, связать и привести в Иерусалим для казни. Спрятав письма за пазуху, Савл грозно сдвинул брови и отправился в путь. Его сопровождал отряд храмовых стражников, которых первосвященник дал ему в подчинение.

#BOOK_WITH_PHOTO#

Когда Савл приближался к Дамаску, случилось то, о чём вот уже две тысячи лет вспоминают все христиане в мире. Внезапно осиял его свет с неба. Ослеплённый, он в испуге упал на землю и услышал голос, говорящий ему:

— Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?

Он возопил:

— Кто Ты, Господи?!
Господь ответил:

— Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Павел в трепете и ужасе спросил:

— Господи! Что повелишь мне делать?

И Господь велел ему:

— Встань и иди в город. Там сказано будет тебе, что нужно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении — ведь они тоже явственно слышали этот голос с неба. Савл поднялся с земли. Хотя глаза его были открыты, он ничего вокруг себя не видел. Его спутники взяли его за руки, и повели так, как водят слепцов. В Дамаске они пришли к одному благочестивому иудею по имени Иуда и оставили там потерявшего зрение юношу. И вот, ослепший, три дня сидел он в доме, ничего не ел, не пил, только молился Богу и ждал. Как быть дальше, Савл не знал.

Но ведь Господь обещал, что ему будет сказано, что нужно делать. Тем временем, одному дамасскому христианину по имени Анания явился в видении Иисус Христос и позвал его:

— Анания!

Он сказал:

— Я, Господи.

Господь же велел ему:

— Встань и пойди на улицу с названием Прямая и спроси в Иудином доме тарсянина по имени Савл. Он сейчас молится, и только что увидел в видении мужчину по имени Анания, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

Анания отвечал:

— Господи! Я слышал от многих об этом страшном человеке. Сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме!

И здесь он тоже имеет от первосвященников власть хватать и бросать в тюрьму всех, призывающих имя Твоё. Зачем ты посылаешь меня к нему?


Но Господь сказал ему:
— Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё
перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

Анания послушался и пошёл на Прямую улицу. Там он вошёл в дом и увидел Савла, стоявшего на коленях. Анания возложил руки на голову слепого и сказал:

— Брат Савл! Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути в Дамаск, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и он вдруг прозрел. И встав,
тут же принял от Анании святое крещение, а вместе с ним и новое имя — Павел.

Так, гонитель христиан сам стал христианином и был призван на апостольское служение. Апостол означает — посланник. Так называют лишь немногих учеников Иисуса Христа, которых Он послал по разным городам и странам рассказывать людям о Царстве Божием и о Своём Воскресении из мёртвых.


Эпизод из жития апостола Петра:

Питер Пауль Рубенс. Апостол Павел
Питер Пауль Рубенс. Апостол Петр

Пётр сидел во дворе и не видел, как мучают Христа перед распятием. Но вот подошла к нему одна служанка и сказала:

— Послушай, а ведь и ты был с Иисусом! Я видела тебя с Ним рядом. Пётр испугался и отрёкся, сказав:

— Нет, женщина, не знаю, что ты такое говоришь.

И решил поскорее уйти из опасного места. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая служанка и говорит бывшим там стражникам:

— Точно-точно, и этот тоже был с Иисусом, он — Его ученик.

И опять Пётр отрёкся с клятвою, что не знает Иисуса. Но на него уже обратили внимание стражники. Посовещавшись, они подошли и сказали Петру:

— Точно! Ты один из Его учеников. Мы видели, как ты кинулся на нас с мечом в саду. Это ведь был ты?

Тогда Пётр начал клясться и божиться, что никогда не знал Иисуса. И тут вдруг во дворе запел петух. Всё сразу же исчезло для Петра — и стражники, и горящие во дворе костры, и звёзды над головой… Он стоял, с ужасом слушал петушиный крик, а в памяти его звучали слова, сказанные Иисусом: «Прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня». И Пётр пошёл со двора вон, горько плача.

На следующий день первосвященники отдали Иисуса на растерзание римским солдатам. Те долго Его мучили, а потом распяли на кресте. В этот же день Иисус умер.

***

Когда же Пётр услышал весть о воскресении Христовом, он тут же позабыл обо всех своих страхах, вскочил и кинулся бежать к пещере. Но, войдя внутрь, увидел лишь плащаницу — ткань, в которую Иосиф обернул тело Иисуса по обычаю. А самого тела в пещере не было. И тогда Пётр вспомнил слова Учителя о том, что Ему надлежит воскреснуть на третий день после смерти. Вечером этого же дня ученики сидели в доме. Все двери они заперли изнутри, потому что боялись иудейских стражников. Вдруг сквозь запертую дверь к ним вошёл Иисус, стал посреди и говорит им:

— Мир вам!

Сказав это, Он показал им руки и ноги Свои, чтобы ученики не приняли Его за призрака. На руках и ногах были раны от гвоздей, которыми Иисуса прибили к кресту. Ученики обрадовались, увидев Господа живым.

***

Всю ночь ученики ловили рыбу, но так и не сумели поймать ничего. А когда уже занялась утренняя заря, на берегу появился Иисус. Но ученики Его не узнали. Иисус крикнул им:

— Дети! Есть ли у вас какая-нибудь пища?

Они отвечали Ему:

— Нет. Сегодня вся рыба прошла мимо наших сетей.

Он же сказал им:

— Закиньте сеть по правую сторону лодки — и поймаете.

Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда один из учеников говорит Петру:

— Это Господь.

Пётр, как только услышал эти слова, опоясался одеждою — потому что разделся для лова рыбы — и бросился в море. Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три, и при таком множестве не прорвалась сеть.

Иисус говорит им:

— Придите, обедайте.

Из учеников же никто не смел спросить Его: «Кто Ты?» Все они уже поняли, что это Господь. Видя, что они растерялись, Иисус взял хлеб, печёную рыбу, подошёл к ученикам и дал еду каждому из них.

Когда они стали есть, Иисус говорит Петру:

— Симон! Любишь ли ты Меня больше, чем они?

Пётр говорит Ему:

— Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему:

— Паси агнцев Моих.

Так Он благословил Петра на апостольское служение, сказав, что тот будет пастырем христиан.

Ещё говорит ему в другой раз:

— Симон! Любишь ли ты Меня?

Пётр удивился — почему это Учитель дважды спрашивает об одном и том же. И отвечает Ему снова:

— Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему:

— Паси овец Моих.

И тут же спрашивает его в третий раз:

— Симон! Любишь ли ты Меня?

Пётр опечалился. Он понял, что Иисус знает, как Пётр трижды отрёкся от Него в ту страшную ночь. Пётр склонил голову и тихо сказал:

— Господи! Ты всё знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус протянул ему кусок хлеба и сказал:

— Паси овец Моих, Пётр.

С той поры вся жизнь Петра стала одним большим подвигом. Он ходил по разным городам и странам, рассказывал людям об Иисусе. Силой имени Иисуса он исцелял самых безнадёжных больных и даже воскрешал мёртвых. После того как Иисус простил его, Пётр уже никогда не боялся говорить правду, даже если за неё могли убить.

А когда пришла пора, он отдал за Иисуса и саму жизнь свою. За проповедь Евангелия римский император приговорил его к смерти через распятие на кресте, но Пётр попросил палачей распять его головой вниз. Пётр считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос.

А на небесах его давно ждал любимый Учитель, ждали пророки Илия и Моисей, ждали друзья-апостолы и ещё множество святых людей, для которых правда Божия была дороже самой их жизни. В жизни апостола Петра было много ошибок. Но тот, кто любит Бога, никогда от своих ошибок не падает духом. Ведь Бог любит каждого из нас и любому человеку готов простить его ошибки, готов помочь их исправить. Нужно только, чтобы мы сами тоже этого захотели.

Апостолы Петр и Павел


Полные жизнеописания первоверховных апостолов Петра и Павла вы можете прочитать в серии «Жития святых в пересказе для детей».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки апекс легендс красные
  • Ошибки акпп прелюд
  • Ошибки александра невского
  • Ошибки айфона список
  • Ошибки александра 3 во внешней политике