Ошибками во время публичного выступления являются

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют  извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед  докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Мы слушаем множество выступлений других людей. Даже если вы не профессионал в публичных выступлениях, вы наверняка сможете оценить как говорит тот или иной оратор. Конечно, вы можете точно не знать, что именно вам не нравится в его выступлении, а может быть вы сосредоточились на одной очевидной ошибке.

Чтобы стать хорошим оратором, нужно сочетание нескольких качеств. Подобным образом, плохой оратор делает несколько ошибок, среди которых порой одна выделяется больше всех остальных. Некоторые из наиболее распространенных ошибок публичного выступления трудно отследить, а еще труднее от них избавиться. Давайте посмотрим, замечаете ли вы следующие ошибки, а может быть и делаете их, не осознавая этого.

1. Слишком тихий голос

Для некоторых людей микрофон является необходимым требованием. Но иногда микрофона нет, особенно если вы выступаете перед аудиторией в небольшом помещении. Если вы будете говорить громко и четко произносить слова, вы сможете лучше донести смысл своего выступления. Если вы бормочете и говорите вполголоса, вас точно не услышат. Говорите громко и четко произносите слова, иначе не стоит говорить вообще!

2. Заикания или паузы

Небольшое количество пауз в речи придают ей естественности. На самом деле, речь докладчика с паузами кажется непринужденной, как если бы это была беседа. Если же пауз слишком много, создается впечатление, что докладчик не уверен в том, что говорит. Чем больше пауз и заикания, чем больше запинаний в речи, тем меньше аудитория будет вовлечена в выступление докладчика.

3. Зажатые движения

Когда участники приходят к вам на презентацию, он ожидают увидеть живого человека, а не робота или манекена. Зажатость и скованность жестов является признаком нервозности и неуверенности. Вы не только выглядите как робот, но это мешает вам установить связь с аудиторией. Постарайтесь быть менее зажатым и придать естественность своим жестам.

4. Плохой зрительный контакт

Общераспространенной ошибкой является страх зрительного контакта, даже в повседневном общении. Сама мысль о зрительном контакте с аудиторией может вызывать ужас. Однако хороший зрительный контакт чрезвычайно важен, поскольку он является универсальным признаком доверия. Если кто-либо говорит с вами и смотрит вам в глаза, вы склонны верить такому человеку. Вы хотите, чтобы ваша аудитория верила тому, что вы говорите?

5. Отсутствие эмоций

Если вы смотрите в пол или держитесь неестественно прямо, ваше выступление будет менее эффективным. Если у вас каменное лицо в течение всего выступления или же выражение вашего лица странное, это может даже отпугнуть людей. Конечно, не у каждого из нас эмоциональное лицо. Но если докладчик хочет оказывать влияние, то, что он говорит, должно соответствовать выражению его лица, и наоборот. Отсутствие эмоций на лице у докладчика может вызвать у аудитории скуку или даже напряжение.

6. Плохая организация

В хорошем выступлении есть некий порядок и ритм, который помогает аудитории сосредоточиться на нем и естественным образом понимать основную мысль. Такое выступление требует не только качественного контента, но и хорошо продуманной организации. Плохо организованное выступление сбивает аудиторию с толку, и участники перестанут вас слушать, если они не смогут уловить смысл того, что вы говорите.

7. Плохая подача материала

Не обязательно пить кофе литрами перед презентацией для энергичности, но ваше выступление должно произвести впечатление. Если оратор плохо представляет материал, это не цепляет аудиторию. Энергичный стиль публичного выступления с правильной интонацией, скоростью речи и объемом представляемой информации является великолепным инструментом для убеждения аудитории. Только Берну Штайну удалось прославиться своей монотонной игрой, но это исключение из правила.

8. Плохо подобрано время

Выступать на публике – это не то же самое, что разговаривать со своим соседом. Чтобы донести свою мысль до аудитории и получить продажи или поддержку от своей аудитории, нужно учиться этому искусству. Многое зависит от правильно подобранного времени – когда и как преподнести основную мысль своего выступления. Вы можете повысить громкость голоса или сделать паузу для придания более драматичного эффекта. Или рассказать перед этим убедительную историю, чтобы придать важность своей мысли.

9. Чтение подготовленного материала

Даже для хорошо подготовленного оратора большим искушением является подсматривание в свой листок с заметками для выступления или в файл PowerPoint. Если вы делаете это время от времени и постоянно поддерживаете контакт со своей аудиторией, такое подсматривание останется незамеченным. Если же оратор постоянно смотрит в свои заметки, создается впечатление, что он плохо подготовился и читает с листа, особенно если при этом он не поддерживает хороший зрительный контакт со своей аудиторией, зажат и заикается.

10. Ходить по кругу во время выступления

Если вы двигаетесь во время презентации по сцене или в небольшом помещении перед аудиторией, это приемлемо и даже поощряется. Такое движение может помогать доносить мысль до аудитории и вовлекать ее свое выступление.

Однако если вы ходите слишком много, это может отвлекать. Ваши собственные движения могут мешать вашей презентации. Если вы слишком много ходите вперед и назад, это выглядит как нервное хождение по кругу, а если вы становитесь перед проектором и закрываете обзор аудитории, становиться непонятно, зачем вообще вы решили его использовать. Найдите компромисс между избыточным перемещением перед аудиторией и полной неподвижностью. Такие крайности вызывают ощущение, что оратор не уверен в себе и боится неудачи.

Никто из нас не является совершенством и не может безупречно выполнять все вышеуказанные правила. Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их.

У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок. Просто нужно довести до совершенства искусство делать такие ошибки незаметными для аудитории. Чуть больше зрительного контакта, чуть меньше чтения подготовленного материала, и вы будете уверенно продвигаться на пути к тому, чтобы стать звездой публичных выступлений.

Loading…

Типовые ошибки при подготовке публичного выступления

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 7.1K

Всем привет! У меня снова статья про качество. Только на этот раз речь пойдет не про код, про подготовку к публичному выступлению.

В последние несколько лет я много времени трачу на подготовку разных публичных выступлений: выступаю сама, готовлю материалы и лекторов для нашей Финтех-школы и помогаю спикерам с внутренними и внешними конференциями.

В какой-то момент я осознала, что разные люди при подготовке к выступлениям совершают одни и те же ошибки. Вот прям одинаковые, из раза в раз, из года в год. Именно о таких типовых ошибках я хочу рассказать. Это поможет не наступить на популярные грабли и сделает выступление лучше.

Ошибки при подготовке важнее, чем ошибки визуализации: они сильно снижают эффективность подготовки и влияют на восприятие выступления аудиторией. Поэтому сначала разберу их.

Не сформулирована основная мысль 

Тема есть, а цели нет. Под целью выступления я имею в виду основную мысль вашего доклада — то, что должно отложиться в голове у слушателей.

Если не сформулирована основная мысль, то сложно выстроить грамотную структуру выступления и оставить только то, что имеет непосредственное отношение к теме. Обычно у инженеров много контента, которым можно поделиться. Основная мысль нужна, чтобы выбрать из этого контента только то, что имеет непосредственное отношение к теме.

Например, тема выступления может звучать так: «Обеспечение качества в системе микрофронтендов». А цель — сделать так, чтобы слушатели поняли, чем обеспечение качества микрофронтендов отличается от обеспечения качества в привычном фронте. 

Значит, исходя из цели, про подходы к тестированию микрофронтендов я буду рассказывать в докладе, а про нашу реализацию запуска одних автотестов на разных микрофронтендах — не буду. Хотя, на первый взгляд, и то и другое имеет отношение к теме.

Что делать. На старте сформулировать не только тему доклада, но и цель (основную мысль) выступления. И всю информацию, которую хочется добавить в выступление, проверять на соответствие основной мысли. 

Я еще формулирую самую важную мысль для каждого раздела выступления. Это тоже помогает отсечь лишнее и правильно расставить акценты.

Раздел доклада

Основная мысль

Микрофронтенд

Что такое микрофронтенд

Наше приложение

Дать контекст терминов и примеров, которые будут дальше

Тестовый стенд

Какой понадобится тестовый стенд

Кейсы

Кейсов станет очень много, что можно с этим сделать

Схема обновлений

В микрофронтах нет смысла без эффективной схемы обновлений

Выводы

Архитектура должна обеспечивать качество

Фокус на деталях вместо структуры выступления

Вторая частая проблема — неверный фокус при подготовке. 

К своему выступлению докладчики подходят очень ответственно, поэтому стараются уделить много внимания деталям: ищут тонны мемов, перебирают сотни шрифтов и шаблонов, переписывают десятки раз определения. Все это вместо того, чтобы проработать структуру выступления. Приходится все переделывать после первого прогона, потому что не складывается единая нить рассказа. Как если бы в книге рандомно поменялись местами главы. Поэтому я советую больше внимания уделить структуре, а деталями заняться потом.

Пример структуры моей лекции по Agile Testing:

  • Вводная

    • Что будет сегодня

    • Почему мы об этом говорим

  • Что такое Agile Testing

    • Определение

    • Зачем это нужно

  • Ценности

    • По каждой: ценность, что значит

  • Принципы

    • По каждому: принцип, пример

  • Профит от Agile Testing

  • Вопросы

Что делать. Прорабатывать сначала только структуру выступления, не тратя времени на визуализацию и детали.

Когда я только начинала выступать, прорабатывала структуру доклада независимо от презентации, в отдельном документе. Конечно, эффективнее сразу накидывать слайды, но если структура не клеится, совет такой: выкиньте из головы все мысли про визуальное оформление, просто проработайте структуру на бумажке. 

Пусть у вас на старте будет только схема или пустые белые слайды с заголовками. Но они должны быть выстроены в простую логичную последовательность. Такая заготовка поможет передать суть доклада тем, кто помогает вам с подготовкой, и сэкономить время на следующих этапах. А те 10 мемов, на поиск которых вы можете потратить немало времени, могут вообще не пригодиться.

Для первых выступлений советую создавать максимально простую и линейную структуру. Так будет проще и слушателю, и спикеру: не придется думать об отсылках к нужным разделам и напоминать про уже рассказанные моменты.

Избыток контекста или специфики проекта

Безусловно, контекст проекта — это очень важно. Дьявол, как известно, в деталях, а решение задачи зачастую прячется в правильном контексте. 

Но не стоит забывать, что мы варимся в контексте своего проекта как минимум неделями, чаще месяцами, иногда вообще годами. И невозможно поделиться с аудиторией всей информацией, которая накапливается за время работы. Да это и не нужно, потому что обилие деталей скорее запутает слушателя.

Что делать. Для начала стоит убрать весь принятый в команде сленг и аббревиатуры.

Например, один из наших проектов по тестированию называется TRAPP. Поэтому в команде я говорю «TRAPP-тесты». А на выступлении скажу «Наши системные тесты», вместо того чтобы расшифровывать слушателю аббревиатуру.  

Это кажется очевидным, но очень часто докладчики пользуются привычным сленгом, даже не замечая этого. Советую отдельно проработать этот момент во всем докладе. В том числе и в рассказе о себе. Согласитесь, представление «Я разрабатываю решение по тестированию микрофронтендов» дает слушателю намного больше информации, чем «Я пишу тесты для TRAMVAI в TRAPP-команде».

Часто после такой чистки оказывается, что часть информации включили в доклад только для объяснения сленга. Все это можно смело убирать из выступления. 

Недостаточно акцентов для привлечения внимания

Внимание и запоминание аудитории неравномерны во время выступления.

В психологии есть понятие «Эффект края», объясняющее, что слушатели лучше всего воспринимают информацию в начале и в конце выступления. Но инженерная специфика такова, что самый полезный для дальнейшего применения контент обычно в середине. Нам важно не просто дать слушателю какую-то мысль, а объяснить подходы и опыт. 

Что делать. Акцентировать внимание слушателя на самых важных вещах через все доступные каналы восприятия информации. А при выступлении у нас их два: слуховой и зрительный.

Важно максимально подсвечивать в каждом разделе 1—2 самых важных момента. Выделять их интонационно и визуально и не стесняться повторять. Например, мы в своих лекциях в конце каждого раздела вставляем слайды «Запомнить» с краткой выжимкой самой важной информации.

Такой подход позволяет удерживать внимание аудитории во время выступления. А еще он помогает слушателю быстро восстановить в памяти основные тезисы доклада уже после выступления.

Текст в заметках вместо тезисов

Еще одна распространенная ошибка — писать текст вместо кратких заметок. Стремление писать текст непреодолимо у многих спикеров без опыта. Это можно понять: человек волнуется, переживает и хочет придумать самые крутые и емкие формулировки своих мыслей. И, естественно, записывает их.

Конечно, инженер пишет очень и очень много: код, документацию, сообщения в «Слаке». Мы привыкли устраивать дискуссии в тредах мердж-реквестов, а не перед большой аудиторией. Логично, что в решении задачи подготовки к выступлению многие идут привычным путем. Но делать так не стоит.

  1. Если человек читает — это всегда слышно. Выступление получается нудным, неживым, создается ощущение неуверенности в знании материала. Ведь, если спикер хорошо разбирается в теме, зачем ему читать? Исключения — это профессиональные актеры. Но инженеры в большинстве своем не актеры.

  2. У спикера нет зрительного контакта с аудиторией, его глаза постоянно смотрят в текст. А зрительный контакт — это важно. Представьте, что ваш собеседник постоянно смотрит в пол. Вряд ли вы подумаете о нем: «О, да этот парень уверен в себе и явно крут в том, о чем говорит». Вот так же реагируют и слушатели. И уходят с выступления.

  3. На проработку большого объема текста уходит много времени. Лучше потратить его на структуру выступления, интересные примеры или визуализацию.

  4. В ходе вашего монолога может что-то отвлечь — и вот вы в растерянности ищете перед публикой нужный абзац, на котором выпали из рассказа, а публика терпеливо ждет.

Что делать. Писать только тезисы и особо заковыристые формулировки. А лучше только тезисы. 

Вот пример неудачной заметки про здоровье продукта: 

Здоровый продукт — это сервис, который, с одной стороны, качественный, то есть соответствует требованиям и нравится пользователям. С другой стороны, приносит прибыль, потому что бизнес всегда на самом деле хочет зарабатывать деньги.

Сделать ее удачной можно так:

Здоровый сервис:

— Качественный → соответствует требованиям

— Качественный → нравится пользователям

— Приносит прибыль

Когда я пишу заметки, руководствуюсь правилом: формулировка заметки должна быть такой, чтобы ее можно было распечатать 50 шрифтом на листе А4. И потом рассказать по ней все, что я хотела на слайде. Как будто я должна читать заметку не с экрана ноутбука, а от коллеги, который показывает мне подсказки из зала.

Мало работы с аудиторией

Вовлечение аудитории — это важно. Сейчас в русскоязычном, а тем более в мировом сообществе инженеров полно выступлений, конференций, обучений и других мероприятий.

И аудитория выберет ту активность, которая будет наиболее интересна. Прошло то время, когда люди слушали самых нудных и унылых лекторов за пользу от их контента. Сейчас потребитель учитывает еще и подачу. А может быть, даже в первую очередь учитывает подачу. То есть, чтобы выступление было положительно воспринято аудиторией, слушателю не должно быть скучно. Поэтому спикеру обязательно нужно удерживать внимание аудитории и вовлекать слушателей.

Что делать. Как минимум — подумать о вовлечении, почитать статьи и посмотреть, как это делают другие спикеры. Например, есть отличная статья про онлайн-выступления от одного из тимлидов команды Тинькофф, которой я сама руководствовалась при подготовке финтех-школы во время пандемии. Ну, и всегда полезно пройти какое-нибудь обучение по публичным выступлениям и ораторскому мастерству. Например, мне понравились тренинги Станислава Зубова.

Мало прогонов вслух 

Перед тем как выходить на первый прогон со слушателями, попробуйте самостоятельно прогнать свое выступление вслух. Обязательно вслух. Мыслим мы быстрее, чем говорим. И мыслят люди не только словами, но и образами. Поэтому прогон «в голове» не вскроет те проблемы, которые могут всплыть на реальном выступлении. 

Это могут быть проблемы с таймингом, неудачные формулировки или нелогичные переходы от одного блока к другому. Полезно записать прогон на видео и потом посмотреть, как выступление смотрится со стороны. Такой подход позволяет увидеть проблемы, которые мы не замечаем в обычной жизни, например слова-паразиты. Также полезно включить секундомер на телефоне или часах, чтобы не видеть его в процессе выступления,  и засечь, сколько времени на самом деле занимает контент, рассказанный в комфортном для спикера темпе, без оглядки на тайминг мероприятия.

Ошибка планирования 

Часто спикеры недооценивают объем работы, которую придется выполнить для подготовки выступления. Подготовить с нуля доклад на 45 минут — это около 80 часов времени. Для неопытного спикера даже больше. И это только слайды, никаких live demo и live coding. 

В любом выступлении много оформительской работы — фоны, шрифты, мемасики, рисование схем. Причем зачастую оформление приходится переделывать в процессе работы над докладом: добавлять развлекающий контент, упрощать схемы, подгонять внешний вид слайдов под гайды от организаторов мероприятия или работодателя.

Очень много времени отнимают прогоны: настройка оборудования, сам прогон, получение обратной связи и ее обработка. Неопытному спикеру может понадобиться больше 10 прогонов. Каждый займет минимум час, а скорее всего — полтора. 

Все это люди недооценивают, и это большая ошибка.

Вместо заключения

Мой главный совет — отнеситесь к подготовке выступления как к любой другой инженерной задаче. Когда мы решаем какую-то проблему в первый раз, мы обычно сначала идем в интернет и пытаемся там найти инструменты, обсуждения и подводные камни — чтобы решить задачу максимально эффективно, а не изобретать велосипед.

К публичному выступлению стоит подходить так же: погуглить советы и инструкции от опытных спикеров, разобраться с инструментами, с которыми придется работать, а потом уже бросаться с головой в подготовку.  

А чтобы готовиться было проще, вот краткая инструкция:

  • Сформулируйте основную мысль выступления, общую и для каждого раздела.

  • Проработайте структуру, она должна быть максимально простой и линейной.

  • Наполните структуру контентом, примерами и деталями.

  • Уберите все примеры, которые не поддерживают вашу основную мысль.

  • Уберите все детали, без которых можно обойтись.

  • Проверьте, что заменили весь командный сленг на понятные определения.

  • Расставьте акценты.

  • Добавьте работу с аудиторией.

  • Добавьте к слайдам краткие заметки в виде тезисов, чтобы ничего не забыть.

  • Прогоните получившийся материал вслух.

Удачных выступлений! И ждите вторую статью — о подготовке презентаций.

Вниманием аудитории легко овладеть, однако его трудно удержать. Особенно рискуют люди, которым не хватает уверенности в себе. Что делать и чего не делать во время публичного выступления? Можно ли подготовиться к речи, докладу, отчету так, чтобы он прошел с минимальными потерями и максимальной пользой?

как удержать внимание аудитории

Ошибки выступающего

Один из лучших способов укрепить уверенность в себе перед публичным выступлением — разобраться со своими страхами по данному поводу. Итак, подумайте, что отличает плохого выступающего.

Представьте, что вы на совещании и внимательно слушаете докладчика. Что заставляет вас отвлекаться и вызывает раздражение? Что производит плохое впечатление? Вот пара десятков ответов на эти вопросы, которые я собрала, опросив окружающих. Со сколькими из них вы согласны?

Выступающие часто совершают следующие ошибки:

  • опаздывают;
  • задерживают начало мероприятия;
  • говорят слишком быстро;
  • не улыбаются и не представляются;
  • дают слишком много информации;
  • не делают пауз, чтобы позволить осмыслить услышанное;
  • приводят ненужные сведения;
  • начинают диалог с кем-то одним из присутствующих;
  • не обращают внимания на реакцию аудитории;
  • слишком долго отвечают на вопросы;
  • слишком активно жестикулируют;
  • рассказывают несмешные шутки или истории;
  • крутят в руках мелкие предметы или постоянно поправляют волосы;
  • не дают нужных пояснений;
  • говорят слишком медленно;
  • говорят невнятно;
  • говорят монотонно;
  • относятся к аудитории покровительственно;
  • без необходимости критикуют людей;
  • навевают своими речами скуку;
  • сложно следить за ходом их мыслей;
  • не устанавливают визуального контакта с аудиторией;
  • говорят в основном по слайдам;
  • используют слишком много слайдов, в том числе текстовых;
  • слишком быстро меняют слайды;
  • используют спецэффекты, отвлекающие внимание аудитории;
  • не укладываются в отведенное время.

Возможно, вы не отдаете себе отчета в том, что внимание аудитории принадлежит вам ровно до тех пор, пока вы его не потеряете. В большинстве случаев, когда кто-то начинает говорить, взгляды присутствующих обращаются к нему и устанавливается выжидательная тишина. Поэтому вам остается лишь сохранить момент. Вы появляетесь на пороге, и все оборачиваются к вам в ожидании ваших слов. Неважно, пригласили вас выступить на мероприятии, попросили отчитаться о проекте или просто задали вопрос на совещании, — все будут слушать. Потерять внимание аудитории легко, если начать делать вещи из приведенного выше списка «плохого выступающего».

Итак, у вас появилась хорошая отправная точка. Просто не делайте того, что перечислено в списке, и вы по умолчанию станете хорошим спикером. А теперь еще несколько полезных навыков и характеристик, которыми вы легко можете овладеть, чтобы еще усовершенствоваться.

Подготовка и организация выступления

Не пренебрегайте «домашней работой». Подготовьтесь максимально тщательно, чтобы понять, в какой ситуации вам предстоит оказаться и в чем заключается ваша роль. Будет ли это ежедневная планерка, краткий устный отчет перед коллегами или официальное заседание совета директоров, вы должны быть уверены, что обладаете всей необходимой информацией. Не пожалейте времени на подготовку тезисов, если чувствуете, что они вам понадобятся.

Планируйте свои выступления. Не пишите доклад целиком и тем более не читайте его по бумажке. Лучше спланировать, что вы скажете и в какой последовательности. Составьте для себя краткие тезисы и выпишите ключевые рубрики, чтобы пользоваться ими как подсказками. Убедитесь, что все необходимые материалы у вас под рукой и в нужном порядке. Если вы будете демонстрировать иллюстрации, опробуйте аппаратуру заранее. Пусть у вас перед глазами будут основные статистические данные, факты и цифры, а также имена, которые вы можете забыть. Прорепетируйте речь накануне дня своего выступления.

Не переусердствуйте. Самая распространенная ошибка новичков в том, что они пытаются успеть слишком много за отведенное время. Подумайте, какой объем информации вы сами смогли бы усвоить в подобных обстоятельствах, — пусть это будет вашим критерием.

Публичное выступление

Сделайте выступление интересным. Оно должно быть разнообразным: меняйте виды деятельности, переходите от рассказа к визуальным пособиям, предлагайте выполнить какие-то задания, проанализировать что-то, расскажите забавную историю по теме и так далее. Это поможет поддержать интерес аудитории и оживит сам процесс выступления.

Относитесь к слушателям как к равным. Ваше выступление должно быть полезным и значимым для аудитории, а также соответствовать ее уровню. Не стоит углубляться в теорию или использовать без необходимости профессиональный сленг, тем более не объясняя его значение. Ваша речь должна быть на уровне подготовки слушателей — его не стоит превышать и нельзя опускаться ниже.

Используйте «правило трех». Эта техника используется в письменной и устной речи уже не одно столетие. Она очень эффективна, с ее помощью легко выделить основные мысли, сделать их более запоминающимися и убедительными. Например: «Мы можем выполнить этот проект быстрее, дешевле и в срок». Этот прием лежит в основе многих современных рекламных слоганов. Вот некоторые примеры использования «правила трех» — как исторические, так и современные:

  • Юлий Цезарь: Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»).
  • Название фильма: The Good, the Bad and the Ugly («Хороший, плохой, злой»).
  • Национальный девиз Французской республики: Liberte’, E’galite’, Fraternite’ («Свобода, равенство, братство»).
  • Самая простая техника противопожарной безопасности: Stop, Drop and Roll («Остановился, упал, откатился»).

Постарайтесь, чтобы слушатели запомнили, о чем вы говорили. Старое изречение о том, как выступать публично, гласит: «Сообщите, о чем вы собираетесь рассказывать, расскажите это, резюмируйте то, о чем рассказали». Данный совет не теряет своей актуальности, так как аудитория усваивает меньше, чем вы думаете. Заметьте, даже в этом изречении использовано «правило трех»!

Подготовьте площадку для выступления. Убедитесь, что там будет все, что вам необходимо, будь то флипчарт, ручки, проектор, DVD-проигрыватель, компьютер или что-то еще. Если вы планируете использовать техническое оборудование, позаботьтесь о том, чтобы прибыть на место заранее, проверить его состояние и подготовить все к нача-лу работы.

О том, как вести себя во время выступления, мы расскажем в следующий раз.

Публичные выступления – это не только способ донести свою информацию до аудитории, но и инструмент для продвижения своего имиджа, идей, продукта или услуги. Многие спикеры, менеджеры и продавцы сталкиваются с необходимостью говорить перед публикой. Однако не все умеют это делать правильно. Существуют особенности и требования к публичным выступлениям, которые помогают создать положительное впечатление и заинтересовать слушателей. Однако многие ораторы допускают ряд ошибок в публичных выступлениях, подрывают доверие аудитории.

Требования к публичному выступлению

Чтобы не совершать основные ошибки оратора, нужно учитывать ряд требований. Выступление спикера должно быть:

  • Лаконичным. Оно должно соответствовать отведенному времени. Не стоит затягивать речь или отклоняться от темы.
  • Динамичным. Особенно важным является начало. Динамичное начало привлечет внимание аудитории и заставит ее заинтересоваться темой.
  • Структурированным и логичным. Для этого нужно выделить основные тезисы, аргументы и выводы. Их необходимо изложить последовательно и понятно.
  • Подготовленным и отрепетированным. Для решения этой задачи следует заранее изучить материал, подобрать подходящие слайды или видеоролики, а также отработать речь перед зеркалом или другими людьми.

В ходе выступления нужно найти контакт с аудиторией. Чтобы этого достичь, следует использовать зрительный контакт, жесты, эмоции, юмор, примеры из жизни и т.д.

Основные ошибки

Если выделять основные ошибки, то стоит обратить внимание на:

1. Неуверенность

Неуверенность – типичная ошибка в публичных выступлениях. Она проявляется в тихом голосе, заиканиях, паузах, зажатых движениях, а также избегании зрительного контакта со слушателем. Неуверенность влияет на то, как оратора воспринимает аудитория.

Чтобы избежать неуверенности, потребуется подготовка и тренировка. Чем лучше спикер знает свой материал и чем больше репетировал выступление, тем больше уверенности он будет чувствовать. Также можно использовать техники саморегуляции: дышать глубже, расслаблять мышцы и т.п.

2. Оправдания

Это частая ошибка оратора при публичном выступлении. Она проявляется в том, что спикер начинает свое выступление с извинений за свой голос, вид или материал. Оправдания влияют на то, как аудитория оценивает компетентность и авторитет оратора. Если он сам не верит в свое выступление, то почему аудитория должна верить?

Поэтому нужно заранее подготовить свой голос, внешний вид и материал. Если же что-то пошло не так по независящим причинам (например, сломался проектор), то не нужно извиняться за это. Следует просто продолжить выступление без него или найти другое решение.

3. Речь без примеров

Это еще одна ошибка оратора при публичном выступлении. Она проявляется в том, что спикер говорит только общие фразы или термины без конкретизации или иллюстрации. Речь без примеров влияет на то, как аудитория понимает информацию и запоминает ее. При условии отсутствия примеров речь кажется скучной, абстрактной и непонятной.

Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуется подбирать примеры для каждого тезиса или аргумента. Примеры должны быть яркими, интересными и релевантными для темы и аудитории. Они помогут проиллюстрировать свою точку зрения и убедить слушателей.

4. Лишние жесты и неуправляемая мимика

Эта ошибка оратора при публичном выступлении проявляется в том, что он делает суетливые или неподходящие движения руками или лицом. Лишние жесты и неуправляемая мимика влияют на то, как аудитория читает невербальную коммуникацию. Если спикер делает лишние жесты, то речь кажется нервной.

Поэтому важно контролировать свое тело. Нужно использовать жесты и мимику для подкрепления речи и выражения эмоций. При этом не стоит делать жесты или мимику, которые могут быть неподходящими или непонятными для аудитории. Например, не нужно крутить в руках ручку или ключи, трогать свое лицо или волосы, показывать пальцами. Также рекомендуется заранее потренировать свои жесты и мимику перед другими людьми. В таком случае можно получить обратную связь.

5. Неправильный выбор слов

Подобная ошибка во время публичного выступления проявляется в том, что оратор использует неподходящие или непонятные слова для своей аудитории. Выбор слов влияет на то, как аудитория воспринимает речь и самого спикера. Если он использует слишком сложные или специфические термины, то речь кажется скучной или высокомерной. Если используются чересчур простые или разговорные слова, то она кажется несерьезной или некомпетентной.
Во избежание проблем стоит адаптировать свой язык к аудитории. Нужно учитывать возраст, образование, интересы и потребности целевой группы. Необходимо использовать слова, которые будут понятны и интересны для слушателей.

6. Некачественная подготовка

Эта ошибка проявляется в том, что оратор не знает своего материала, а также не учитывает особенности места и времени выступления. Некачественная подготовка влияет на то, как аудитория оценивает профессиональность и ответственность выступающего. Если спикер плохо подготовился к своему выступлению, то он рискует забыть речь, потеряться в слайдах, столкнуться с техническими проблемами или не уложиться в отведенное время.

Поэтому крайне важно продумать все детали. Нужно проверить материал на ошибки и неточности, технику – на работоспособность, а также место и время выступления – на соответствие требованиям.

7. Монотонная речь

Если оратор говорит одним и тем же тоном и темпом без изменения интонации и эмоций, речь кажется скучной и невыразительной. Аудитория быстро теряет интерес и перестает следить за словами. Поэтому речь следует использовать разные тона и темпы для разных частей выступления. Нужно подчеркивать ключевые слова и фразы с помощью интонации и эмоций.

8. Отсутствие пауз

Если оратор говорит безостановочно без перерывов между словами или предложениями, то речь кажется спешной. Аудитория не успевает переварить информацию и задать вопросы. Поэтому нужно контролировать свой темп речи и дыхание. Рекомендуется делать небольшие паузы после каждого тезиса или аргумента. Также необходимо делать паузы перед ответами на вопросы аудитории. Паузы нужны и для снятия напряжения, акцентирования внимания или создания интриги.

9. Отсутствие юмора и всезнайство

Если спикер говорит слишком серьезно или заносчиво, без учета интересов и потребностей аудитории, то выступление будет казаться скучным или надменным. Аудитория может почувствовать себя обиженной или разочарованной. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно уважать свою аудиторию. Также следует использовать юмор для разрядки обстановки или для подчеркивания своих мыслей.

10. Место на сцене

Если выделять наиболее типичные ошибки оратора, то стоит отметить и эту проблему. Если спикер стоит слишком далеко или близко от аудитории, то речь кажется отстраненной или навязчивой. Если спикер стоит слишком по центру или по краю сцены, то выступление кажется несбалансированным или несимметричной.

Выбор места на сцене имеет огромное значение. Рекомендуется стоять на достаточном расстоянии от аудитории, чтобы быть видимым и слышимым. При этом не нужно стоять слишком далеко. Так можно потерять контакт. Также рекомендуется использоваться пространство сцены для перемещения по ней в зависимости от этапа выступления. Например, можно подойти ближе к аудитории, чтобы задать вопросы или сделать вывод. Также можно перейти в другую часть сцены при переходе к новому тезису или аргументу.

Публичные выступления – это искусство и навык, которые можно развивать и совершенствовать. Чтобы избежать основных ошибок публичных выступлений, нужно учитывать особенности и требования к публичным выступлениям. Также крайне важно заранее подготовиться и быть уверенным в своем материале. Учет этих правил и рекомендаций, позволит стать успешным оратором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки 145 краун
  • Ошибки 2jz gte vvti
  • Ошибки 1303 и 0363 ваз 2114
  • Ошибками при проведении деловой беседы являются
  • Ошибками при перепланировке являются снос несущих конструкций