Ошибка выжившего бомбардировщик

#статьи


  • 0

Осторожно, дельфины: ошибка выжившего и как её избежать

Получилось у них — получится и у меня. А вот и не обязательно.

Кадр: фильм «Изгой» / 20th Century Fox

Рустам Сабиров

Востоковед, интересующийся IT. В прошлом редактор раздела «Системный блок» журнала «Fакел», автор журналов Computer Gaming World RE, Upgrade Special, руководитель веб-ресурсов компании 1С-Softclub.

Бросил университет и стал миллиардером, курил три пачки в день и дожил до ста лет, получил отказ от всех музыкальных студий, но прославился на весь мир… Нередко, принимая решения, мы ориентируемся только на истории успеха и совершаем известную ошибку — ошибку выжившего. В этой статье разберёмся, откуда она берётся и что можно сделать, чтобы не стать её жертвой.

Систематическая ошибка выжившего (англ. — survivorship bias) — это один из видов ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившие») информации много, а по другой («погибшие») — практически нет. В результате мы учитываем только часть информации, игнорируя противоположные, но существующие случаи. Здесь можно вспомнить Цицерона с одним из первых описаний ошибки выжившего:

«Диагор приехал однажды в Самофракию, и там один его друг задал ему вопрос: „Вот ты считаешь, что боги пренебрегают людьми. Но разве ты не обратил внимания, как много в храме табличек с изображениями и с надписями, из которых следует, что они были пожертвованы по обету людьми, счастливо избежавшими гибели во время бури на море и благополучно прибывшими в гавань?“ — „Так-то оно так, — ответил Диагор, — только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила, и они сами погибли в море“».

Цицерон,
«О природе богов»

Другими словами, ошибка выжившего — это тенденция обращать внимание только на истории успеха, что создаёт искажённую картину, в которой игнорируются неудачи.

Проблему впервые сформулировал венгерский математик Абрахам Вальд, работавший в нью-йоркской лаборатории во время Второй мировой войны. Американские военные поставили перед ним важную задачу — уменьшить потери бомбардировщиков ВВС США.

Абрахам Вальд
Фото: Wikimedia Commons

Нужно было изучить повреждения на самолётах, которые возвращались с боевых вылетов, и определить, на какие участки поставить больше брони. Обвешать бронёй весь самолёт было нельзя из-за ограничений по грузоподъёмности.

Оказалось, что пробоины распределялись неравномерно: больше всего их было на фюзеляже и крыльях, меньше в топливной системе и совсем мало — в двигателях.

Красными точками обозначены места повреждений, с которыми самолёты возвращались на базу
Изображение: Wikimedia Commons

Военные решили, что нужно укрепить центральные части фюзеляжа и крылья, где было больше отверстий от пуль. Однако Вальд возразил: очевидно, что самолёт, повреждённый в этих местах, ещё способен вернуться на базу. А вот попадания в двигатель или топливный бак, видимо, были фатальными. Поэтому он предложил укреплять бронёй как раз те места, которые у вернувшихся самолётов наименее повреждены.

Абрахам Вальд оказался прав. Размещение брони на этих участках снизило потери ВВС США. А само когнитивное искажение, когда мы делаем выводы на основе частичных данных, то есть успешном опыте, и игнорируем другие, неудачные кейсы, математик назвал «ошибкой выжившего».

Ошибку выжившего можно встретить практически везде — от историй чудесного спасения утопающих до невероятных успехов стартапов.

Во время Первой мировой войны после начала использования стальных касок солдаты стали чаще обращаться в санчасть с травмами головы. Можно решить, что каски увеличивают риск травмы. Но так ли это? Совсем наоборот — просто раньше пуля или осколок легко пробивали тряпичные головные уборы, солдат умирал и уже не мог вернуться за медицинской помощью. Каски просто сделали часть ранений не смертельными, поэтому общее число обращений к врачам выросло.

Похожая ситуация возникла и после ввода ремней безопасности в автомобилях. Если водитель был пристёгнут, то ДТП, которое раньше бы стало причиной смерти, теперь заканчивалось только травмами. Обращений в больницы стало больше, что и послужило распространению мнения о том, что ремни безопасности повышают риск травмироваться в машине.

Многие слышали, что дельфины спасают потерпевших кораблекрушение. Такие случаи иногда попадают в новости по телевидению или газеты. Но менее известно то, что они могут проявлять агрессию по отношению к людям. А ещё дельфины любят играть, толкая предметы носом, и никто не знает, сколько утопавших они толкали от берега в океан. СМИ делают вывод о дельфинах-спасателях, основываясь на информации от выживших, и не учитывают данные о тех, кто стал их жертвой.

Некоторые люди, видя старое, но хорошо сохранившееся здание, автомобиль или другой предмет, любят говорить: «Вот раньше умели строить или делать, сейчас так уже не умеют». Создаётся ложное впечатление, что всё, что произведено в прошлом, прочнее и долговечнее современного. Но дело в том, что люди видят один или несколько сохранившихся экземпляров, и не учитывают все те здания и автомобили, которые развалились и исчезли.

Или, например, слушая хит 1960–1970-х, кто-то говорит: «Вот раньше были великие музыканты, сейчас таких песен никто не пишет». Ошибочность суждения в том, что человек сравнивает современную музыку с лучшими творениями прошлого, пережившими десятилетия, и не принимает во внимание тысячи ужасных песен, которые появились в то же время.

Ошибка выжившего встречается повсюду. Например, когда заходит речь о том, нужно ли высшее образование, кто-нибудь обязательно вспомнит про Марка Цукерберга, Стива Джобса, Билла Гейтса и скажет: «Смотрите, эти люди бросили свои колледжи и университеты и стали богатыми и знаменитыми». Это типичная ошибка выжившего.

Мы знаем этих людей и то, что они не получили высшего образования только потому, что они добились успеха и оказались в центре внимания СМИ. Но мы не учитываем истории миллионов других людей, которые бросили учёбу и работают менеджерами или продавцами, не основав прибыльную компанию. Если посмотреть на статистику, то из 362 самых богатых людей США только 12,2% бросили университет. Получается, что вероятность стать богатым у людей с высшим образованием выше.

«В мире всегда будут люди вроде Jay-Z, Коби Брайанта и Марка Цукерберга — те, кто бросает колледж, но вы должны исходить из того, что вы не такой, как они, и идти учиться».

Скотт Гэллоуэй,
профессор маркетинга в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета. Business Insider

Ошибку выжившего легко найти в различных историях успеха: «Я прошёл шестимесячные курсы и устроился джуном», «Я добавила год опыта в резюме и уже месяц работаю мидлом», «Моя бабушка открыла свою IT-компанию и добилась успеха в 70 лет…» Даже если это действительно так, мы не знаем всех подробностей и делаем ложный вывод: «Если у них получилось, то смогу и я», забывая о тех людях, кто не смог повторить этот успех.

Одна из причин этого скрыта в нашем неумении правильно соотносить причину и следствие. Нам кажется, что в имеющейся информации есть определённая закономерность: и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс бросили учёбу и разбогатели. Но, скорее всего, это простое совпадение — они прославились совсем не потому, что бросили учёбу. Это было просто одним из множества событий в их жизни.

В книгах и фильмах о предпринимательстве часто встречаются истории успешных стартапов, начавшихся в гараже и ставших единорогами. Складывается впечатление, что успех не за горами, главное — начать бизнес. Но статистика говорит об обратном: 90% стартапов терпят неудачу и только 1% из них достигает выдающейся прибыли.

Говард Шульц известен как создатель глобального бренда Starbucks. Часто о нём рассказывают так, что он достиг успеха, только войдя в двери компании. На самом деле, чтобы добиться этого, он потратил годы. Шульц пришёл в компанию в 1982 году на должность директора по розничным операциям и маркетингу. После поездки в Италию он попытался убедить владельцев начать продавать эспрессо, но те идею забраковали. Тогда Шульц ушёл из Starbucks, чтобы начать свой собственный бизнес. Из 242 инвесторов, к которым он обращался, 217 отвергли его идею. И только через два года ему удалось вернуться в компанию, выкупить Starbucks и постепенно сделать её кофейной империей.

Говард Шульц
Фото: Wikimedia Commons

Глядя только на истории успеха, мы думаем, что обстоятельства проще или чаще складываются в нашу пользу, чем это есть на самом деле. Опять же, мы упускаем важную информацию о «погибших» — компаниях, которые потерпели неудачу и о которых не пишут в СМИ.

«Почти каждая презентация для стартапов начинается со слов „Девяносто пять процентов всех стартапов терпят неудачу“, но очень редко мы делаем паузу и задумываемся: „Что это значит на самом деле?“

Самир Ратх и Теодора Георгиева,
No Startup Hipsters: Build Scalable Technology Companies

В историях миллиардеров, основавших большие и прибыльные компании, редко упоминают о том, что у них были богатые родители, в универе они познакомились с нужными людьми, которые в будущем порекомендовали их первым инвесторам, или что они просто оказались в нужное время в нужном месте. Это тоже вносит своё искажение в восприятие предпринимательства и стартапов, приводя к ошибке выжившего.

Мало кому придёт в голову писать биографию бизнесмена, который разорился, или актёра, который поехал в Голливуд и вернулся через год без денег и славы. Нам нравятся истории, которые воодушевляют и вселяют веру в успех. В этом психологическая сила ошибки выжившего и её стойкости. Нужно принять, что успех не гарантирован. Большинство компаний разоряются, единицы становятся богатыми или знаменитыми.

Остерегайтесь советов от успешных людей.

Барнаби Джеймс,
инвестор, директор по прикладному ИИ в Google Labs. fs.blog

Как этому научиться? В борьбе с ошибкой выжившего помогут простые правила:

  • Изучайте когнитивные искажения: предупреждён — значит вооружён. Можно начать со статьи в «Википедии» или подобрать интересную книгу по теме.
  • Если вам нужно сделать какой-то выбор, то старайтесь получить и учитывать всю доступную информацию. Например, при выборе смартфона, читайте не только те отзывы, что производитель разместил на своём сайте, а поищите их на форумах и в профильных изданиях. Это поможет найти не только положительные комментарии о телефоне, но и узнать о его проблемах. Такой подход применим к разным областям.
  • Критически анализируйте информацию. Это сложный навык, которому можно научиться, практикуя его. Старайтесь при принятии важных решений на основе информации спрашивать себя, почему ей следует доверять, надёжен ли её источник, подтверждается ли она другими данными и так далее. Кроме практики критического мышления можно добавить и теорию, выбрав подходящую книгу.

Каким бы ни было утверждение, подумайте, откуда берутся данные, как они были получены, и спросите себя: «Какая информация отсутствует?»

Сендхил Малленатан,
профессор вычислительных и поведенческих наук Школы бизнеса Бута Чикагского университета. Scientific American

Всегда помните Вальда с самолётами: обращайте внимание не только на то, что видно сразу, но и думайте о том, что осталось за кадром.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Ошибка выживших

История об элементарной ошибке командования, грозившей пустой растратой ресурсов и едва не стоившей жизни многим пилотам. История об исчезнувших пробоинах и тайном, которое значит больше, чем явное. Скрытый смысл? Скорее, типичное заблуждение, свойственное человеческому несовершенству.

Техническая справка

Суматошно на подходе
Нас калибры обнимают.
Сквозь разрывы в шлемофоне:
Мы над целью — начинаем!

Масса броневых плит у поздних модификаций “Крепостей” достигала 900 кг. На более легких машинах также применялась защита, которая непрерывно усиливалась с эскалацией боевых действий.

Авиационная броня не рассчитывалась на прямые попадания снарядов. Её задача — прикрывать жизненно важные узлы самолета от роя осколков, образующихся при дистанционном подрыве зенитных боеприпасов. А также от огня мелкокалиберных авиационных пушек и пулеметов истребителей.

Помимо бронирования кабины, основных узлов и агрегатов, применялись другие действенные меры, направленные на локализацию повреждений и возможность продолжения полета при получении повреждений. Многомоторная схема, дублирование жизненно важных систем (электропроводка, тяги управления), протектирование топливных баков и наддув их свободного объема азотом или выхлопными газами двигателя. Кто-то пошел еще дальше, установив внутри фюзеляжа стальную “лыжу” для спасения пилота при жесткой посадке.

В бою выживали сильнейшие. Концепции защиты авиатехники непрерывно эволюционировали на протяжении всей войны. А перед конструкторами стоял вопрос — на основе имеющихся данных предвидеть и спрогнозировать наиболее эффективные пути решения проблемы.

____________________

Манхэттен, 118-я улица, район Морнингсайд-Хайтс. Место дислокации Центра статистических исследований для решения военных задач. Сокращенно — SRG.

Среди сотрудников Центра числились лучшие математики той эпохи: Ноберт Винер, Леонард Сэвидж, будущий нобелевский лауреат М. Фридман.

Они рассчитывали все. Наиболее выгодные сочетания вооружения. Способы бомбардировок. Схемы выборочного контроля боеприпасов (когда при наименьших усилиях удается проверить достаточное число, чтобы сделать вывод о соответствии стандартам той или иной партии снарядов).

Группе ученых, которой руководил Абрахам Вальд, выпала задача проанализировать повреждения и найти оптимальную схему бронирования. Какие места самолета нуждаются в наибольшей защите?

Как подданный “враждебной страны”, Вальд формально не имел доступа к секретным документам. Коллеги шутили, что “особисты” должны сразу выхватывать из его рук составленные им отчеты, чтобы он не успел их прочесть.

Рабочей группе статистиков был представлен обширный материал о вернувшихся с задания самолетах, чьи плоскости и фюзеляжи были похожи на швейцарский сыр. По результатам анализа повреждений были составлены схемы с указанием наиболее уязвимых мест.

Наибольшее число попаданий приходилось вдоль плоскостей крыла, в районе хвостовой оборонительной установки и в нижнюю сторону фюзеляжа.

Ошибка выживших

Задача была успешно решена. Представители командования видели возможность повышения выживаемости самолетов путем усиления защиты в найденных уязвимых местах.

Единственным, кто выразил сомнения, был Абрахам Вальд. Он рассмотрел снимки, но не увидел следов от попаданий в двигатели и кабину пилотов. По мнению венгерского математика, это могло означать следующее.

Либо осколки отличаются особой избирательностью при выборе целей, они попадают везде, кроме кабины и моторов.

Второе объяснение — самолеты с убитым экипажем и пораженным двигателем, как правило, не возвращались с задания. Фотографировать было нечего.

Подобно тому, как основное число пациентов военных госпиталей имеют ранения в конечности. Но это не значит, что пули не попадают в голову. Это свидетельство того, что получившие ранение в голову, как правило, погибают на месте.

Поэтому делать выводы только на основе вернувшихся самолетов — это ошибка.

Изрешеченные плоскости и фюзеляж не нуждаются в дополнительных мерах защиты. Представленные факты свидетельствуют, что их прочности хватает для продолжения полета даже при обширных повреждениях обшивки и силового набора.

Все имеющиеся резервы должны быть потрачены на защиту критических важных узлов, повреждения которых неминуемо приводят к катастрофе.

_______________________

Почему Абрахам Вальд смог увидеть то, чего в упор не видели все офицеры ВВС, обладающие набором профессиональных знаний и пониманием законов воздушного боя? Как отмечалось выше, виной тому было несовершенство человеческого мышления. Обрастая набором стереотипов, мы уже не способны видеть истину во всей её простоте и красе. Единственным, кто сумел задать верный вопрос и получить верный ответ, был ученый-математик, привыкший смотреть на вещи с аналитической точки зрения.

Что касается самой задачи с таинственно исчезнувшими пробоинами, то этот феномен стал известен, как “систематическая ошибка выжившего”. И встречается она не только на войне, а практически в любой ситуации.

В основе её составление законов, советов и инструкции только на основе удачных примеров. Неудачные — в топку. На этом основана вся реклама, любые диеты, лотереи и городские легенды. Рассказы о том, как дельфины толкают тонущих людей к берегу (ведь те, кого толкали от берега, поделиться своим опытом не смогли). И прочее, прочее.

Как много успешных людей в этом зале! (И как много неуспешных.)

Рассказы о Билле Гейтсе, который бросил учебу и добился успеха, подается как пример для и без того не слишком грамотных и не стремящихся к знаниям жертв ЕГЭ.

Что касается заглавной темы статьи, то элементарная, очевидная и теперь уже простая ошибка, допущенная ответственными лицами ВВС, есть показатель особенностей человеческого мышления. Несовершенны мы все, ничего с этим не поделать. И хорошо, что в той ситуации нашелся хоть кто-то, кто усомнился в общепринятой токе зрения, задумался над оставленными без внимания фактами и смог указать на ошибку.

53 комментария


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

В годы Второй мировой войны блестящий математик Авраам Вальд спас жизни многих экипажей бомбардировщиков, просто не дав совершить ту самую ошибку, «ошибку выжившего», которую каждый из нас, вероятно, совершает каждый день.

Предлагаем этот же прием применить к проектам по повышению операционной эффективности, внедрению бережливого производства, развитию производственных систем, кайдзен и т.п. —  ведь такое знание может помочь очень и очень многим по-новому осмыслить чужой опыт и пропустить такой богатый на впечатления этап, как «прыжки на грабли с разбега».  

Как спасли экипажи бомбардировщиков

Однажды в нью-йоркской квартире совсем недалеко от Гарлема собралась группа людей, единственной профессией которых было мыслить. Квартира на 4 этаже имела официальное название — «Статистическая исследовательская группа». Эта группа, собранная по приказу Белого Дома, состояла из людей, отказавшихся от своих должностей и постов порой в самых известных университетах мира, с единственной целью — помешать гитлеровскому режиму одержать победу над цивилизацией. И их оружием стали не пушки и бомбы, а интегралы и дифференциальные уравнения. В их число входил блестящий математик и гений статистики Авраам Вальд.

Эта группа применяла статистические методы к проблемам и ситуациям, до сих пор не имеющим решения, и одной из таких была проблема выживаемости экипажей бомбардировщиков. В годы войны шансы на выживание у них были примерно 50/50. Вопрос к ученым был прост: как увеличить шансы экипажей бомбардировщиков вернуться домой?

Разумеется, ответ лежал на поверхности: усиление броневой защиты… но в каких местах нужно добавить брони? И именно здесь Вальд помешал военным сделать невероятно глупую и фатальную ошибку восприятия, так называемую «ошибку выжившего». Дело было в том, что обычно военные изучали те машины, которые вернулись с поля боя, и записывали, в каких именно местах самолет получил наибольший урон. И они видели, что пулевые отверстия локализуются в основном вдоль области крыльев, вокруг хвостового пулемета и внизу, по центру фюзеляжа. А где бы вы разместили дополнительную броню? Конечно военные предложили усилить именно те области, где и были сосредоточены наибольшие повреждения. Но Вальд сказал — нет, это было бы неправильным решением.

Почему? Те самые отверстия от пуль красноречиво показывали нечто другое, а именно: те места, где самолет был наиболее хорошо защищен. Ведь именно с этими повреждениями он благополучно возвращался с поле боя. А вот те участки, где нет пулевых отверстий, не помешало бы оснастить дополнительной защитой. И именно поэтому самолеты с повреждениями в этих местах вообще не возвращались с задания, что приводило к тому, что действительно фатальные повреждения никто просто не видел.

Именно так Вальд вычислил области потенциальной угрозы, а дальше все было делом техники — рассчитать какой именно уровень повреждений может выдержать каждая часть самолета, и это были двигатель, закрылки, кабина пилота, стабилизаторы и т.п. Эти расчеты используются при проектировании самолетов и сегодня.

Но вот какой вопрос должен сейчас перед вами возникнуть. Если опытные и неглупые офицеры ВВС США совершили такую элементарную ошибку из-за распространенного искажения, которое красноречиво называется «ошибка выжившего», как вы считаете, влияет ли то же самое на множество наших повседневных решений? Ответ очевиден: конечно, да. И это происходит все время.

Говоря проще, то, что называют «ошибка выжившего» — это наша тенденция сосредотачиваться на живых, а не на погибших, на победителях, а не на проигравших, на успехах вместо неудач. В описанной нами проблеме военные сосредоточились на самолетах, вернувшихся домой, а не на тех, что потерпели катастрофу, именно это и привело к тому, что другие повреждения были проигнорированы.

И это легко понять. Те, кто не выжил, всегда оказываются вне поля нашего зрения, ведь их просто нет, зато есть те, кто выжил. И если мы не видим деталей провала, то неизбежно сосредотачиваемся на том, что на виду, а именно на успехе.

Все люди просто обожают выступления знаменитостей, являющих пример успешной жизни, преодолевших трудности и невзгоды. Но никто даже не догадывается, что они обычно ничего не знают о том, чего следует избегать, ведь у них нет такого опыта. Важная информация теряется вместе с теми людьми, которые так и не смогли выйти из трудных ситуаций и не пробили себе дорогу на обложки глянцевых журналов.

Аналогичная ситуация сложилась и с проектами по повышению операционной эффективности, внедрению бережливого производства, развитию производственных систем, кайдзен и т.п. —  на слуху только те, кто выжил, состоялся, достиг результата. А почему не прошли эволюционный отбор сотни других? Что именно стало причиной их краха? На какие «грабли» они наступили? Какие фатальные ошибки сделали? На каких этапах развития они развалились? Почему не удалось их спасти?

А ведь знание этого опыта может помочь очень и очень многим пропустить такой богатый на впечатления этап, как «прыжки на грабли с разбега».

Мы, редакция альманаха «Управление производством», решили «Ошибку выжившего» сделать главной темой одного из номеров нашего альманаха, и предлагаем вам поучаствовать в его создании — мы ждем ваши истории о таких проектах, при этом для нас не важны названия компаний, фамилии участников и т.п., нам интересны именно истории-кейсы о погибших проектах: что, почему и как. При желании авторы могут остаться анонимными.

На выходе, надеюсь, мы сможем предоставить вашему вниманию необычный, крайне полезный и увлекательный материал. Ждем ваши истории!

Ваши истории, вопросы и предложения Вы можете присылать на адрес info@up-pro.ru (просьба указать тему письма – «Ошибка выжившего»).

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

5 лет назад · 14258 просмотров

История об элементарной ошибке командования, грозившей пустой растратой ресурсов и едва не стоившей жизни многим пилотам. История об исчезнувших пробоинах и тайном, которое значит больше, чем явное. Скрытый смысл? Скорее, типичное заблуждение, свойственное человеческому несовершенству.

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

Техническая справка

Масса броневых плит у поздних модификаций “летающих крепостей” достигала 900 кг. На более легких машинах также применялась защита, которая непрерывно усиливалась с эскалацией боевых действий.

Авиационная броня не рассчитывалась на прямые попадания снарядов. Её задача — прикрывать жизненно важные узлы самолета от роя осколков, образующихся при дистанционном подрыве зенитных боеприпасов. А также от огня мелкокалиберных авиационных пушек и пулеметов истребителей.

Помимо бронирования кабины, основных узлов и агрегатов, применялись другие действенные меры, направленные на локализацию повреждений и возможность продолжения полета при получении повреждений. Многомоторная схема, дублирование жизненно важных систем (электропроводка, тяги управления), протектирование топливных баков и наддув их свободного объема азотом или выхлопными газами двигателя. Кто-то пошел еще дальше, установив внутри фюзеляжа стальную “лыжу” для спасения пилота при жесткой посадке.

В бою выживали сильнейшие. Концепции защиты авиатехники непрерывно эволюционировали на протяжении всей войны. А перед конструкторами стоял вопрос — на основе имеющихся данных предвидеть и спрогнозировать наиболее эффективные пути решения проблемы.

____________________

Манхэттен, 118-я улица, район Морнингсайд-Хайтс. Место дислокации Центра статистических исследований для решения военных задач. Сокращенно — SRG.

Среди сотрудников Центра числились лучшие математики той эпохи: Ноберт Винер, Леонард Сэвидж, будущий нобелевский лауреат М. Фридман.

Они рассчитывали все. Наиболее выгодные сочетания вооружения. Способы бомбардировок. Схемы выборочного контроля боеприпасов (когда при наименьших усилиях удается проверить достаточное число, чтобы сделать вывод о соответствии стандартам той или иной партии снарядов).

Группе ученых, которой руководил Абрахам Вальд, выпала задача проанализировать повреждения и найти оптимальную схему бронирования. Какие места самолета нуждаются в наибольшей защите?

Как подданный “враждебной страны”, Вальд формально не имел доступа к секретным документам. Коллеги шутили, что “особисты” должны сразу выхватывать из его рук составленные им отчеты, чтобы он не успел их прочесть.

Рабочей группе статистиков был представлен обширный материал о вернувшихся с задания самолетах, чьи плоскости и фюзеляжи были похожи на швейцарский сыр. По результатам анализа повреждений были составлены схемы с указанием наиболее уязвимых мест.

Наибольшее число попаданий приходилось вдоль плоскостей крыла, в районе хвостовой оборонительной установки и в нижнюю сторону фюзеляжа.

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

Задача была успешно решена. Представители командования видели возможность повышения выживаемости самолетов путем усиления защиты в найденных уязвимых местах.

Единственным, кто выразил сомнения, был Абрахам Вальд. Он рассмотрел снимки, но не увидел следов от попаданий в двигатели и кабину пилотов. По мнению венгерского математика, это могло означать следующее.

Либо осколки отличаются особой избирательностью при выборе целей, они попадают везде, кроме кабины и моторов.

Второе объяснение — самолеты с убитым экипажем и пораженным двигателем, как правило, не возвращались с задания. Фотографировать было нечего.

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

Подобно тому, как основное число пациентов военных госпиталей имеют ранения в конечности. Но это не значит, что пули не попадают в голову. Это свидетельство того, что получившие ранение в голову, как правило, погибают на месте.

Поэтому делать выводы только на основе вернувшихся самолетов — это ошибка.

Изрешеченные плоскости и фюзеляж не нуждаются в дополнительных мерах защиты. Представленные факты свидетельствуют, что их прочности хватает для продолжения полета даже при обширных повреждениях обшивки и силового набора.

Все имеющиеся резервы должны быть потрачены на защиту критических важных узлов, повреждения которых неминуемо приводят к катастрофе.

_______________________

Почему Абрахам Вальд смог увидеть то, чего в упор не видели все офицеры ВВС, обладающие набором профессиональных знаний и пониманием законов воздушного боя? Как отмечалось выше, виной тому было несовершенство человеческого мышления. Обрастая набором стереотипов, мы уже не способны видеть истину во всей её простоте и красе. Единственным, кто сумел задать верный вопрос и получить верный ответ, был ученый-математик, привыкший смотреть на вещи с аналитической точки зрения.

Что касается самой задачи с таинственно исчезнувшими пробоинами, то этот феномен стал известен, как “систематическая ошибка выжившего”. И встречается она не только на войне, а практически в любой ситуации.

В основе её составление законов, советов и инструкции только на основе удачных примеров. Неудачные — в топку. На этом основана вся реклама, любые диеты, лотереи и городские легенды. Рассказы о том, как дельфины толкают тонущих людей к берегу (ведь те, кого толкали от берега, поделиться своим опытом не смогли). И прочее, прочее.

Как много успешных людей в этом зале! (И как много неуспешных.)

Рассказы о Билле Гейтсе, который бросил учебу и добился успеха, подается как пример для и без того не слишком грамотных и не стремящихся к знаниям жертв ЕГЭ.

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

Ветеринарам известен парадокс: котов, упавших с шести и более этажей, приносят к ветеринарам в намного лучшем состоянии, чем упавших с меньших высот. Одно из объяснений этому — кот через некоторое время достигает предельной скорости (когда рост скорости остановится из-за сопротивления воздуха) и при этом успевает принять наилучшую позицию для приземления, что помогает ему выжить. Благодаря принятой позиции кот уподобляется парашюту и даже начинает снижать свою скорость после первых шести этажей. Другое объяснение — ошибка выжившего: чем больше высота, тем вероятнее случай, что кот погибнет и его не понесут в больницу.

Так, из старых зданий остаются только самые красивые и прочные — только потому, что остальные сносят, а не реставрируют. Из техники старых поколений остаются только те образцы, которые сделаны хорошо. Классика — это произведения искусства, проверенные временем, а плохими работами прежних периодов большинство людей не интересуется.

Одним из первых высказывание, близкое по смыслу к описанию систематической ошибки выжившего, сделал древнегреческий поэт и софист V в. до н. э. Диагор Мелосский — по словам Цицерона, когда один из друзей Диагора убеждал его поверить в существование богов, указывая на множество «изображений о спасении людей, которые попадали в шторм и давали клятву богам совершить какой-либо обет», Диагор парировал: «Однако отсутствуют любые изображения тех, кто погиб в море в результате кораблекрушения»

Что касается заглавной темы статьи, то элементарная, очевидная и теперь уже простая ошибка, допущенная ответственными лицами ВВС, есть показатель особенностей человеческого мышления. Несовершенны мы все, ничего с этим не поделать. И хорошо, что в той ситуации нашелся хоть кто-то, кто усомнился в общепринятой токе зрения, задумался над оставленными без внимания фактами и смог указать на ошибку.

Нельзя отрицать, что истории успеха дают нам вдохновение и силы не опускать руки. Но трезвый анализ ошибок и действий можно сделать только на историях провалов. Как минимум, это дешевле

«Ошибка выжившего», или беспечная ложь победителей

Посты на ту же тему

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка выделения памяти джава
  • Ошибка гольф 4 service jetzt
  • Ошибка гитлера дюнкерк
  • Ошибка выжившего бизнес
  • Ошибка гольф 4 p0140