Ошибка видовременной соотнесенности глагольных форм примеры

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – одна из ошибок в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает вид глаголов;
  • не совпадает время глаголов.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный вариант:

Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

Пример 2

Предложение:

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный вариант:

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

Пример 3

Предложение:

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.

Верный вариант 1:

Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Верный вариант 2:

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Нарушение видо-временных форм глаголов

Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки  с нарушением видо-временных форм глаголов.

Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.

Бывает три времени глагола:

  • прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
  • настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
  • будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.

Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.

Существует два вида глагола:

  • совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
  • несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).

Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?

Запомните: в пределах одного предложения, абзаца  глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но  и к искажению его смысла.

Рассмотрим примеры.

  1. Нарушение временной связи глаголов.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

Пояснение.

В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.

Верно.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.

ИЛИ

Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

  1. Нарушение видовой связи глаголов.

Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

Пояснение.

В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)

Верно.

Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.

ИЛИ

Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение видо-временной связи глаголов.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
  • Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.

 Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

       

   

Запомни!

Пиши с одной Н:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуРазборы экзаменационных заданий

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7

В ЕГЭ 2016 по русскому языку ввели новый вопрос задания 7. Вам надо определить предложение с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм. Хотя название ошибки звучит непонятно и даже отпугивающе, ничего страшного здесь нет. Найти такую ошибку достаточно просто. Глачное понимать, что ищешь. Итак, что такое видовременная соотнесенность глагольных форм? Для краткости будем называть эту ошибку проще: видовой разнобой и временной разнобой.

Временной разнобой

Считается, что текст не будет выглядеть красиво, если внутри одного абзаца (тем более предложения) глаголы будут стоять в разных временных формах. Иногда временной разнобой значительно искажает смысл текста или затрудняет понимание. Итак старайтесь писать так, что в сочинении соседние глаголы были в форме одного времени, а в задании 7 ищите такое предложение, в котором это требование нарушено. Надо просто подписать над каждым глаголом в выданных предложениях время. 

Рассмотрим пример

Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.

В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.

Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.

Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.

Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 

Видовой разнобой

С видовым разнобоем всё примерно так же. Задайте вопросы ко всем глаголам в предложениях и определяйте вид.

  • Что делать? — несовершенный вид.
  • Что сделать? — совершенный вид.

Так вот, если в одном предложении у вас два глагола разного вида, вы нашли искомую ошибку. 

Ошибка также может выражаться и в искажении смысла высказывания из-за неправильного выбора вида глагола.

Попробуем обнаружить нарушение видовой соотнесённости глагольных форм в предложениях

Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

Что делать? — расти. Несовершенный вид.

Что сделать? — проявить. Совершенный вид.

Данный метод выгодно применить и для определения давления.

Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.

А теперь подумайте сами

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.

Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня.

Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня. Правильно «поддерживал». Получается, что человек должен понимать всегда, а поддержать один раз. Видовой разнобой.

Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте.

Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте. В ряду однородных деепричастия разных видов. Видовой разнобой.

Автор: 
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 442165 от 15 февраля 2016

Возврат к списку

Видовременная соотнесённость — это требование к использованию в предложении членов предложения, выраженных глаголами, или причастиями, или деепричастиями в форме одного времени и вида.

При временной или видовой несогласованности возникает грамматическая ошибка.

*После пламенной речи Ивана исключают из университета и выслали на три года в Волгоградскую область.

В предложении встречаются два однородных сказуемых, находящихся в состоянии видовременной несоотнесённости:

исключают — (что делают?) форма настоящего времени несовершенного вида;

выслали — (что сделали?) форма прошедшего времени совершенного вида.

Правильно: после пламенной речи Ивана исключили из университета и выслали на три года в Волгоградскую область.

Видовременную соотнесённость важно выдерживать также при перечислении последовательных или одновременных событий.

*Шумели волны, завывал ветер, луна осветила дорогу к пирсу.

Глаголы, называющие одновременные действия, употреблены в прошедшем времени, но в разных видовых формах:

шумели — (что делали?) несовершенный вид;

завывал — (что делал?) несовершенный вид;

осветила — (что сделала?) совершенный вид.

Правильно: шумели волны, завывал ветер, луна освещала дорогу к пирсу.

Рассмотрим пример с несоотнесённостью в формах деепричастий.

*Незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит, и потеряв уверенность в своих силах.

В формах деепричастий возникла несогласованность во времени и виде:

понимая — (что делая?) настоящее время, несовершенный вид;

потеряв — (что сделав?) прошедшее время, совершенный вид.

Правильно: незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит, и теряя уверенность в своих силах.

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М. Прокопьева »

Слайд 2

Задание 8 Синтаксические нормы русского языка нормы Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. В ) неправильное построение предложения с косвенной речью 3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. Д) ошибка в употреблении имени числительного 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития , который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.» 8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Слайд 4

Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи (я учу); Прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи (я учил); Будущее время – действие, которое совершается после момента речи (я буду учить).

Слайд 5

Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Слайд 6

Правильный вариант построения предложения М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя .

Слайд 7

Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка Глагол «подвергает» употреблен в НАСТОЯЩЕМ времени; Глагол «раскрыл» употреблен в ПРОШЕДШЕМ времени. НЕЛЬЗЯ ТАК!!! ДОЛЖНО быть: Либо НАСТОЯЩЕЕ время + НАСТОЯЩЕЕ время; Либо ПРОШЕДШЕЕ время + ПРОШЕДШЕЕ время.

Слайд 8

Приведите верное написание Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 9

Верное написание предложений Никто не удивился, что он ПОШЁЛ и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила (обогащает) нас новыми идеями и расширила (расширяет) наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует (использовал) мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показывает (показал) своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит (происходило) неслучайно и идёт (не шло) само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 10

Приведите верное написание В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчез снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

Слайд 11

Верное написание предложений В жизни случаются разочарования, и неприятности есть – их нужно научиться преодолевать. Или: В жизни случались разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и ПОШЁЛ прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчезАЛ снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикОСНУТЬСЯ к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует ; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыВАЕТСЯ отношение автора к молодому поколению .

Слайд 12

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Все , кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. Кто , как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? Спортсмены , приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны .

Слайд 13

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и ВЕРИЛИ в неё.

Слайд 14

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем «. Нам , к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. М . Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья ». Кто , как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Слайд 15

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) Нам, к всеобщей радости, оплатили( прош . время) сверхурочную работу и отпустили ( прош . время) отдыхать.

Слайд 16

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти нестерпимой в своём драматизме. Проблема поэтического языка А. Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя. И.С . Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников. Мы подолгу беседуем о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем

Слайд 17

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Мы подолгу беседОВАЛИ о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем.

Слайд 18

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Определяя значение непонятных слов, обращайтесь к словарю. 2) Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть. 3) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу». 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы « звукописали » картины природы. 5) Вследствие сильным снегопадам движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено .

Слайд 19

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 2) Все радовались тому, что экзамены закончИЛИСЬ и можно немного отдохнуть.

Слайд 20

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский . 2) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет. 3)Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в чемпионате мира. 4 ) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. 5) Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 21

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Писатель начинает и закАНЧИВАЕТ рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 22

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы. 2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимается за книгу, то хочет мыслить — безуспешное хотенье. 4) Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем. 5) Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо.

Слайд 23

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимаЛСЯ за книгу, то хоТЕЛ мыслить — безуспешное хотенье. При этом мы можем все сказуемые поставить в форму настоящего времени, ошибки не будет.

Слайд 24

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. 2) Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 3) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. 4) Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 5) Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха .

Слайд 25

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Он проталкивался к двери и кашляЛ от морозного воздуха.

Слайд 26

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. 2) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта. 3) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 4) После ужина пили чай и просматриваем газеты, только что привезенные с почты. 5) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова .

Слайд 27

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) После ужина пили чай и просматриВАЛИ газеты, только что привезенные с почты.

Слайд 28

1) Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. 2) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас. 3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. 4) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе? 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и выучил теорию . Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

Слайд 29

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и учу теорию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка ввода твич
  • Ошибка вабко 520216
  • Ошибка видимо вы используете старую версию google play
  • Ошибка ввода сценарий не указан microsoft office
  • Ошибка в500 на принтере canon