Ошибка тахографа отказ нкм

В исправности тахографа заинтересован каждый водитель автобуса и грузового транспорта. Ведь езда с неработающим контрольным устройством запрещена правилами, а сотрудники ГИБДД за это штрафуют. Водители могут узнать о неисправности, взглянув на маленький дисплей. Там высвечиваются ошибки тахографа (буквенно-цифровые коды, сигнализирующие о неисправности одной из подсистем устройства).

Такой формат уведомления оптимален, так как на небольшом дисплее невозможно вместить весь текст сбоя. Шофер должен понимать значение каждого уведомления на своем приборе, чтобы правильно оценить ситуацию.

Важно!

Следует понимать, что расшифровка всех кодов ошибок тахографа дело не простое – у отдельных производителей существуют дополнительные извещения, которые трудно назвать распространенными.

Умение расшифровывать сообщения прибора приходит не сразу, потому что разновидностей неисправностей много. Запоминать все цифры и пиктограммы не обязательно, достаточно знать основные. Во всех остальных случаях помогут «шпаргалки», найти которые можно в конце данной статьи.

Выделяют такие распространенные коды ошибок тахографа:

  • 01-06 – проблемы с картой водителя для тахографа (не вставлена, не действительна, конфликт времени и т.д.)
  • 07 – превышена скорость движения ТС;
  • 016 – некорректное состояние СКЗИ блока;
  • 018 – сбой при работе с загруженной картой (невозможность произвести аутентификацию);
  • 020 – нарушена целостность данных при копировании на карту;
  • 022 – данные не копируются (внутренняя ошибка);
  • 023 – зафиксировано вскрытие корпуса устройства;
  • 035 – при передаче данных внутри тахографа возникают ошибки;
  • 050 – не работает принтер в приборе;
  • 053 – неисправность датчика движения.

Это общепринятая группа кодов, которые встречаются чаще всего. Но каждая модель устройства тахографии имеет свои сигналы и расшифровки. Ознакомиться с ними можно, заглянув в руководство пользователя (инструкцию), которая идет в комплекте с контрольным прибором.

Внимание!

Инструкция от тахографа всегда должна быть в машине, чтобы водитель имел возможность ее пролистать и найти объяснение той ошибке или пиктограмме, которая высветилась на экране.

Что делать, если руководство пользователя от тахографа потеряно? В конце статьи доступны «шпаргалки». Их можно скачать, распечатать и положить в бардачок машины, чтобы при необходимости пользоваться.

Нетрудно догадаться, что некоторые ошибки бывают критичными и требуют внимания специалистов. Другие просто указывают на небольшую проблему, устранить которую можно на месте.

Например, если высветилась на тахографе Меркурий ошибка 018, это может значить, что карта водителя просто загрязнена. В таком случае, ее нужно извлечь из прибора и аккуратно протереть. А если на тахографе АТОЛ показана ошибка 34, это свидетельствует о нарушении целостности сохранения данных. Это плохо и лучше обратиться в лицензированную мастерскую, где проведут диагностику.

Нарушения работы устройства часто возникают по причине его неправильной эксплуатации. А также из-за механических повреждений, неправильной установки, истечения срока службы НКМ или при выходе блока из строя.

НКМ – это внутренний навигационный криптографический модуль, который обеспечивает точный тахографический контроль. Другое название блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Все отечественные тахографы обязательно содержат такой элемент.

Также ошибка тахографа появляется по следующим причинам – наличие заводского брака, поломка внутренних датчиков, сбои при обновлении ПО, окисление контактов, перегрев электронных компонентов под сильным воздействием солнечных лучей. Разобраться во всех причинах могут только специалисты сертифицированной мастерской, которая сотрудничает с производителем и имеет право вскрывать тахограф для точной диагностики.

Как уже указывалось выше, коды ошибок в разных моделях тахографов могут обозначать разное. Отечественные производители придерживаются примерно одной системы. Но вот разработчики модели VDO DTCO 1381 нередко применяют свои обозначения. Водителям и техникам автопарка важно это учитывать.

Код

Значение в VDO DTCO 1381

Значение в АТОЛ/Меркурий

ошибка тахографа 36

Распечатка (индикация) затребованных данных в данный момент не возможна.

Несанкционированное вскрытие корпуса.

ошибка тахографа 42

Подлинность данных на карте водителя не может быть гарантирована. Нужно проверить карту тахографа.

Нарушена последовательность команд аутентификации при активации СКЗИ.

ошибка тахографа 48

Истек срок действия карты, которая находится внутри устройства.

Нет такой ошибки.

ошибка тахографа 51

Введенная карта не является тахографической картой. Но такое случается и при загрязнении контактов.

Дисплей устройства неисправен.

ошибка тахографа 52

Введенная карта мастерской заблокирована. Как вариант может быть просто неисправна.

Ошибка при выгрузке информации.

ошибка тахографа 54

Нет такой ошибки.

Проблема с подсветкой на тахографах АТОЛ.

Пример ошибок тахографа VDO DTCO 3283 можно увидеть на картинке ниже.

таблица ошибок тахографа

Не менее интересно могут выглядеть коды сообщений в другом приборе производителя VDO. Например, ошибки тахографа VDO DTCO 1381 с номерами 23, 42 и 43 в целом обозначены как «нарушение безопасности». Но обозначать при этом они могут разное:

  • Ошибка 23 – возникает при проверке аутентичности датчика перемещения в рабочем режиме или в процессе стыковки.
  • Ошибка 42 – подлинность данных не может быть гарантирована.
  • Ошибка 43 – тахограф DTCO 1381 больше не находит введенную карту.

Что делать, если на экране высвечиваются эти коды? В последнем случае может спасти простая процедура – изъятие карточки, осмотр, чистка при необходимости, повторная попытка аутентификации. В первых двух вариантах нужно обращаться в мастерскую.

При определенных механических воздействиях тахограф выдает ошибку. Конечно, производители делают приборы достаточно крепкими, чтобы они выдерживали сложные условия эксплуатации, но у всего есть предел. Например, тряска машины во время движения по плохой дороге или при сильной вибрации двигателя, не станет причиной поломки. Но другие методы воздействия вполне могут привести к полной или частичной неисправности.

Что может произойти с тахографом в машине:

  • сильный удар по передней панели с повреждением экрана, вылетом кнопок, отколом крышки;
  • прикладывание чрезмерных усилий при нажатии на кнопки (после вдавливания они перестанут срабатывать в дальнейшем);
  • вытягивание чековой ленты (будет нарушена работа механизма, при последующей попытке печати он не будет выполнять задачу);
  • случайное заливание прибора кофе, чаем либо другим напитком (карта и картридер становятся липкими, возникают трудности с извлечением последнего, возможны короткие замыкания и выход устройства из строя);
  • использование тахографа для подзарядки мобильного телефона (такое использование устройства может привести к перегоранию сразу нескольких элементов платы).

тахограф ошибка 18

Можно перечислить целый ряд механических воздействий, после которых тахограф выдает код ошибки. Например, при попадании чрезмерной влаги, грязи и пыли на устройство дисплей покажет сбой в работе принтера (тахограф ошибка 50). Или же шоферу будет сообщено о том, что прочитать карту невозможно (ошибка тахографа 18).

Другие сбои, возникающие по причине неправильной эксплуатации контрольного прибора водителем:

  • использование недействительной карты, срок действия которой истек, или карты, не подходящей под конкретную модель прибора (для отечественных устройств ошибка 01, если речь идет про DTCO, то ошибка тахографа 28);
  • извлечение карты из устройства было принудительным (данные могут не сохраниться, обязательно появятся сбои при повторном использовании карты);
  • три раза набирали неправильный пароль владельца карточки (доступ к функциям устройства будет заблокирован);
  • информация была выгружена не своевременно;
  • вождение транспортного средства без карты (ошибка тахографа 04);
  • использование карты с поврежденным чипом;
  • истек срок действия средства криптографической защиты информации, который составляет 3 года (ошибки тахографа СКЗИ).


Организация, в которой работает водитель, должна проверить исправность контрольного устройства до выезда на маршрут. Отметка о корректной работе тахографа ставится в путевой лист.

При наличии перечисленных и других неисправностей сотрудники ДПС вправе выписать штраф. Если будет установлено, что виноват не только водитель, взыскание наложат также на должностное лицо и компанию.

Некоторые из них уже упоминались выше в статье. Например, у контрольного устройства вполне может быть заводской брак. Оно будет самопроизвольно перезагружаться, ломаться или выдавать массу ошибок. Следует его вернуть производителю, пока не закончился гарантийный срок.

Другие сбои, которые случаются не по вине шофера:

  • Прибор был установлен без соблюдения общих правил. К примеру, его смонтировали рядом с воздуховодом, который интенсивно работает зимой для обогрева салона. В результате контрольное устройство будет перегреваться.
  • При последнем ремонте мастер случайно повредил датчики, и они стали срабатывать неправильно. Поэтому владельцам ТС следует обращаться в сертифицированные центры, имеющие превосходную репутацию, чтобы потом не переплачивать, покупая новый контрольный прибор.
  • Произошел сбой с питанием устройства. В DTCO 1381 об этом будут сигнализировать ошибки тахографа с номерами 19 или 31. В этом случае следует проверить сопутствующую электропроводку. Делать это должны профессионалы. Своими руками ремонтировать прибор не стоит – можно лишь усугубить ситуацию.

После вышеперечисленных сбоев на дисплее могут появиться разнообразные сообщения и пиктограммы, а различить некоторые из них можно будет только с помощью подсказок из инструкции к устройству.

Как посмотреть ошибки тахографа на распечатке

Можно ли исправить ошибки контрольного устройства самостоятельно? Есть некоторые ошибки тахографа VDO или Меркурий, которые водитель может устранить собственными силами.

Например, при засорении пылью можно пройтись щеткой и удалить очевидную грязь. Контакты чипа карты водителя тоже можно почистить.

Другие действия:

  • если три раза был неверно введен PIN-код, стоит попробовать указать PUK-код или воспользоваться аварийным ключом (он напечатан внутри конверта, в котором лежала карта);
  • если память на карте заполнена, следует выгрузить данные, хранящиеся на ней, на флеш-карту (некоторые модели передают сведения сразу на базу, поэтому память карты остается свободной и процедуру перекачки данных производить не нужно);
  • когда карта не принимается устройством, можно сухой тряпкой прочистить ее контактную площадку.

Внимание!

Ни в коем случае нельзя самостоятельно перезагружать прибор. Отключение питания является нарушением законодательства.

Отключать питание и тем более вскрывать устройство имеют право только лицензированные мастерские. Они выполняют процедуру в определенной последовательности, которая варьируется в зависимости от модели.

Устройство АТОЛ нельзя перезагрузить через меню. Производитель исключил такую возможность для водителя, но можно применить альтернативный вариант. Его суть – открывается капот авто, ослабляется зажим хомута, фиксирующего клемму на аккумуляторе, на несколько секунд она снимается и вновь надевается на место с затяжкой зажима.

Устройство VDO также нельзя перезагрузить через меню. Поэтому выполняется аналогичная манипуляция – временно отключается питание бортовой сети.

Производитель прибора Штрих-М предусмотрел в меню устройства перегрузку только модуля модема связи. Сам тахограф можно перезапустить также, как и VDO/АТОЛ.

Прибор Меркурий перезагружается в несколько шагов. Сначала необходимо прервать подачу массы, нажав на соответствующую кнопку. Бортовая сеть отключится от питания. Затем следует вновь нажать на кнопку и восстановить питание.

Что делать в остальных случаях, когда выскакивающие ошибки относятся к категории более серьезных сбоев? Первым делом необходимо правильно расшифровать ошибку, прочитав инструкцию, которая идет в комплекте с контрольным устройством.

Допустим, что высветилась ошибка безопасности тахографа. Например, она связана с тем, что не удается распознать водительскую карту. Для устранения проблемы необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проверить срок действия текущей карты.
  2. Очистить контактную площадку от пыли.
  3. Вставить карту в разъем правильной стороной.

Если на нее непродолжительное время воздействовало магнитное поле, то она пришла в негодность. Нужно брать новую.

Внимание!

Езда на автобусе или грузовой машине без водительской карты запрещена. Такое нарушение обязательно наказывается штрафом при выявлении со стороны сотрудников ГИБДД.

В большинстве случаев необходимо обращаться за помощью в мастерскую. Особенно, при обнаружении следующий сбоев:

  • ошибка 10 (расхождения в показаниях датчика движения, в DTCO короткое замыкание b7 zpb6);
  • ошибка 13 актуальна для DTCO 1381 (сбой CAN шины);
  • ошибка тахографа 16 (некорректная работа блока СКЗИ);
  • ошибка тахографа 20 (возможное нарушение данных при копировании на карту);
  • ошибка 21 (нарушение целостности данных пользователя внутри устройства);
  • ошибка тахографа 49 (внутренняя неисправность, несогласованность БУ);
  • ошибка тахографа 81 (проблемы в блоке НКМ).

Мастера знают, как наладить тахографы ВДО, ошибки которых схожи со сбоями других контрольных устройств. Они могут заменить неработающие датчики, настроить работу внутреннего хронометра, скорректировать сведения о водителе, внесенные в память устройства, заменить блок СКЗИ (модуль НКМ), откалибровать прибор, заменить его на новый.

В случае обнаружения перечисленных неисправностей не стоит пытаться ремонтировать устройство своими силами. Это может лишь усугубить ситуацию. Лучше доверить эту работу квалифицированным специалистам, которые имеют официальную лицензию на проведение подобных работ и дают гарантию на качественный результат.

Ниже документы, которые можно скачать и распечатать. В них указаны основные коды неисправностей тахографических устройств.

Виды тахографов

Тахографы делятся на два вида по географии применения: для поездок по России и за границу. От вида устройства зависит, какой блок защиты устанавливается в корпус контрольного прибора – ЕСТР или СКЗИ.

ЕСТР и СКЗИ

ЕСТР – блок защиты, который устанавливается в тахографы европейского производства. Оснащение данным блоком российских контрольных приборов запрещено. Аббревиатура «ЕСТР» расшифровывается как «европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств».

Тахографы с ЕСТР-блоками устанавливаются только на транспорт, выпущенный позже 2006 года и соответствующий международным требованиям безопасности и оснащения электроникой.

СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – блок защиты, которым оснащаются отечественные контрольные приборы. На вопрос «что такое НКМ в тахографе?» можно ответить, что это как раз СКЗИ-блок, но под альтернативным названием.

НКМ – навигационный криптографический модуль, который хранит информацию в закодированном виде. Для работы с данными потребуется их предварительная расшифровка.

Блок предназначен для использования только на территории РФ, выезд за границу с ним запрещен. Тахографы с СКЗИ-модулями могут устанавливаться на грузовой и пассажирский транспорт любого возраста, который задействован в коммерческих перевозках.

Почему необходимо установить СКЗИ

Обязательность установки тахографов с СКЗИ-блоками – требование законодательства РФ. Почти весь транспорт категорий М2, М3 и N2, N3, который передвигается по дорогам общего пользования, должен оборудоваться контрольными приборами. Эта норма прописана в Приказе Минтранса № 440.

Особенности СКЗИ

Между ЕСТР и СКЗИ-блоками есть различия в электронном наполнении. Европейские блоки имеют минимальную защиту, не оснащаются встроенными датчиками скорости, так как при установке тахографов эта информация снимается с бортового компьютера автомобиля. СКЗИ-блоки полностью автономны, имеют внутри дублированные системы датчиков скорости, положения и требуют подключения только к электронному датчику скорости.

Поэтому контрольные приборы с отечественными модулями защиты могут быть установлены на автотехнику любого возраста. Естественно, с условием того, что транспорт полностью исправен и прошел плановые техосмотры.

Отечественные защитные блоки позволяют закодировать информацию на картах водителя и защитить ее от изменения с целью дальнейших махинаций.

СКЗИ в составе контролирующего устройства


 

Блок СКЗИ представляет собой небольшой черный пластиковый корпус, в который помещается вся электроника:

  • криптографический модуль, отвечающий непосредственно за защиту данных;
  • модуль реального времени (внутренние часы, которые нужны для учета хронологии событий на дороге независимо от показаний бортовых часов автомобиля);
  • небольшая встроенная батарея, работающая в качестве резервного источника питания, если происходит сбой в бортовой сети транспорта;
  • хронографический модуль, который в паре с модулем времени отвечает за фиксацию информации в памяти устройства;
  • GPS-приемник, контролирующий и отслеживающий положение транспорта на дороге;
  • модуль памяти, куда сохраняется вся собираемая информация;
  • акселерометр – датчик положения техники в пространстве, отслеживающий также удары и столкновения;
  • контролирующая электроника, отвечающая за правильную работу всей начинки.
     

Корпус СКЗИ-блока герметичен, изолирован от попадания влаги и пыли.

Функции модуля защиты

Блоки СКЗИ (НКМ) – сложные устройства, обеспечивающие защиту данных в тахографе.

Функционал НКМ:

  • шифрование информации в памяти контрольного прибора;
  • дешифровка и считывание данных с карты водителя и тахографа только после подтверждения PIN-кодом;
  • защита информации от корректировок, изменений;
  • дублирующие контуры фиксации данных о дорожной обстановке, информация с которых сравнивается (махинации с датчиками вскроются при первой же архивации данных с карты водителя).
     

Таким образом, главная задача НКМ-блока – не дать посторонним лицам возможности изменить данные в памяти тахографа.

Правила использования

Водитель, который управляет транспортом с тахографом, должен уметь пользоваться тахографическим оборудованием и выполнять это правильно. Это одно из правил эксплуатации контрольных приборов, которые утверждены Приказом Минтранса № 440.

Каждый водитель должен иметь личную карту для доступа к управлению тахографом. Она играет роль ключа для разблокировки прибора. Все операции по внесению данных выполняются только после установки пластикового документа в соответствующий разъем, введения персонального PIN-кода.

Если автомобиль оснащен устройством контроля, но водитель передвигается на данном транспорте без карты, далеко уехать не удастся, ведь такое поведение наказывается штрафом от 3 тыс. рублей (ст. 11.23 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от статуса лица за рулем.

Также водитель должен уметь самостоятельно настраивать устройство, выбирать подходящий режим работы, выводить по необходимости отчет из меню тахографа.

Обратите внимание! Умение распечатывать отчет из памяти тахографа – обязанность водителя, закрепленная законодательно. Это несложная процедура. Однако, если при проверке сотрудником ДПС окажется, что водитель не умеет выводить отчеты, после проверки последует штраф от 1 до 3 тыс. рублей.

Представитель власти не имеет права самостоятельно управлять тахографом без специального допуска – документа, подтверждающего такие полномочия.

Обычно у водителей не возникает трудностей с эксплуатацией контрольных устройств, так как производители российских тахографов комплектуют прибор детальными руководствами пользователя с пошаговыми инструкциями по каждой операции.

Активация

Активация блоков СКЗИ в тахографах выполняется только на базе специализированных мастерских во время установки контрольного прибора либо замены самого криптографического модуля.

Процедура активации СКЗИ-блока выглядит так:

  1. Мастер, который занимается работами по установке либо замене блока, генерирует электронный сертификат на основе информации о владельце автомобиля, тахографе, блоке шифрования, самом транспорте. То есть создается уникальный электронный идентификатор.
  2. Данные прикрепляются к запросу и отправляются в Росавтотранс для подтверждения.
  3. После получения положительного ответа ключ загружается в память тахографа.

Если ключ успешно считан тахографом и при активации посредством карты мастерской устройство включается и работает, активацию можно считать выполненной успешно.

После процедуры активации тахограф с блоком СКЗИ закрепляется за автомобилем. Использовать его на другом транспорте запрещено.

Сам блок СКЗИ потребует замены через три года. Это еще одно законодательное требование. Шифрующее устройство не приходит в негодность, но ровно на такой срок выдается электронный сертификат. Когда подходит время замены модуля, на экране тахографа отображается надпись «Заменить НКМ».

Если требование замены не выполнить, тахограф заблокируется и разблокировать его можно будет только в мастерской при замене криптографического модуля (НКМ).

Эксплуатация

При эксплуатации тахографа водитель обязан:

  • контролировать состояние прибора и своевременно обслуживать его;
  • проводить обслуживание тахографического оборудования только в сертифицированных мастерских;
  • регулярно выгружать данные и обеспечивать их сохранность;
  • пользоваться только собственной картой водителя, беречь носитель от повреждений, заменять по истечении срока службы;
  • выполнять регулярную чистку поверхностей прибора, кнопок, экрана;
  • самостоятельно уметь вносить настройки, выбирать режимы работы, печатать отчеты;
  • эксплуатировать тахограф в соответствии с руководством пользователя к контрольному прибору.

Ошибки в работе

Основная опасность наличия ошибок НКМ на тахографе – угроза штрафов. Неправильно работающий контрольный прибор может фиксировать дорожные события с ошибками, завышать либо занижать показания пробега, увеличивать сигналы датчика до неправдоподобных значений. Все эти отклонения фиксируются в памяти устройства и могут быть выявлены при плановой либо внеплановой проверке. В таком случае водителю крайне трудно будет доказать, что он не нарушал скоростной режим либо действительно двигался по маршруту.

Поэтому важно контролировать состояние прибора, периодически проходить диагностику в сервисных центрах, чтобы своевременно отслеживать появляющиеся ошибки и исправлять их.                        

Какие бывают с блоком НКМ

Проблемы с блоками НКМ – отдельный вид нарушений. Встречаются чаще, чем ошибки непосредственно в контрольных приборах. Дело в том, что криптографические модули включают в себя множество компонентов и систем, где иногда возникают сбои в работе.

Возникающие ошибки, сопровождающиеся текстовыми сообщениями на экране, рассмотрим на примере тахографов ШТРИХ. Отказ НКМ в тахографе Атол сопровождается простым цифровым кодом. Ниже приведены коды ошибок других устройств в виде iccid-обозначений.

«Нет связи с НКМ»

Коды ошибок в тахографах:

  • АТОЛ: 132;
  • Касби: 66/88, 65/15;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ‘76’.

Причины:

  1. В процессе обычной эксплуатации возникла проблема с электроникой СКЗИ, рассинхронизация модулей.
  2. Перепрошивка блока НКМ, которая закончилась с нарушениями.

Решение:

  1. Обратиться в сервисный центр, так как самостоятельно устранить ошибку не получится.
  2. Перезапустить процесс прошивки. Если повторяется уведомление о том, что нет связи с НКМ на тахографе – решить проблему помогут только квалифицированные мастера.

Неверное состояние НКМ

Коды ошибок в тахографах:

  • АТОЛ: 16;
  • Касби: 69/88;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’21’.

Причины:

  1. На карте водителя нет сертификата либо загружен ключ от другого тахографа.
  2. Неправильно указан пункт назначения и контрольный прибор не смог его определить.
  3. Устаревшее программное обеспечение устройства.
     

Решение:

  1. Сбросить на карту водителя сертификат, соответствующий тахографу, в который она вставляется.
  2. Правильно вписать запрос в меню прибора, проверить корректность написания.
  3. Обновить прошивку устройства. Часто встречается на старых версиях НКМ-1, а на НКМ-2.10, НКМ-2.11 устранена.

НКМ заблокирован

Коды ошибок в тахографах:

  • АТОЛ: 31;
  • Касби: 66/88;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’34’.

Причина: сломан блок НКМ либо закончился срок его службы.

Решение: обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.

Неверные вх.данные НКМ

Коды ошибок в тахографах:

  • АТОЛ: 63, 65;
  • Касби: 69/87;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’15’.

Причина: частая ошибка при смене блока версии НКМ-1 на версию НКМ-2.11 1.

Решение: обновить прошивку тахографа до актуальной версии.

Можно ли исправить самостоятельно

Незначительное число ошибок в работе тахографов и блоков НКМ можно постараться устранить самостоятельно:

  • тахограф не принимает карту – очистить поверхность карты, контактную площадку от пыли и грязи;
  • блокировка карты – ввести код аварийной разблокировки, указанный в конверте от карты;
  • сообщение о заполнении памяти – выгрузить данные с карты водителя на USB-накопитель либо через специальный card-ридер на ПК.

Любую ошибку, отобразившуюся на экране тахографа, можно попробовать устранить путем перезагрузки устройства. В меню приборов такой функции нет, но можно обесточить бортовую сеть автомобиля, если кратковременно отключить одну из клемм аккумулятора и вернуть на место. Перезагрузятся все приборы, установленные в автомобиле, в том числе и контрольное устройство.

Однако, если ошибка отображается даже после перезагрузки, следует обратиться в сервисный центр.

Замена модуля

К замене блока НКМ во время ремонта тахографов прибегают в тех случаях, когда программное восстановление не помогает вернуть тахографическое оборудование в штатное рабочее состояние, произошла рассинхронизация элементов НКМ. Модули криптографической защиты не ремонтируются, корпус категорически запрещено вскрывать даже в специализированных мастерских.

Когда нужна

Согласно законодательству, установка нового блока СКЗИ в тахограф требуется при:

  • первичной настройке нового контрольного устройства;
  • выходе из строя криптографического модуля независимо от причин;
  • плановой замене каждые три года;
  • смене владельца транспорта либо регистрационных данных транспортной компании (если юридическое лицо меняет название предприятия, его регистрационную форму, реквизиты, адрес – это также требует внесения изменений в блоки СКЗИ).
     

При поломке замена блока СКЗИ осуществляется в любом случае.

Куда обращаться

Замена блоков НКМ проводится только в сертифицированных мастерских, имеющих лицензию на обращение с криптографическими устройствами. Для того чтобы провести установку нового блока, достаточно обратиться в соответствующую мастерскую и записаться на обслуживание.

Автомобиль должен подаваться в таком же виде, как и на установку тахографа (в чистом и исправном виде).

Этапы замены

Общий порядок замены криптографического модуля в самописце выглядит так:

  • тахограф отключается от бортовой сети автомобиля, датчиков, приборов и извлекается из штатного места;
  • снимаются пломбы, верхняя крышка устройства, под которой расположен модуль СКЗИ;
  • криптографический модуль извлекается из штатного места, вместо него устанавливается новый;
  • в Росавтотранс передается информация о деактивации старого модуля и активации нового;
  • проводится обратный монтаж тахографа и активация нового блока СКЗИ.

На заметку. Извлеченный СКЗИ-блок должен храниться у владельца автомобиля на протяжении 12 месяцев, после чего подлежит уничтожению.

Сроки установки

С момента появления на экране тахографа сообщения о замене НКМ на процедуру отводится 7 дней. В это время тахограф будет классифицироваться как неработающий.

Непосредственно демонтаж старого блока и установка нового занимает не более часа. Однако, ответ от Росавтотранса может задержаться и с момента запроса до получения подтверждения иногда проходит 5–6 часов.

Стоимость

В таблице представлены средние цены на услугу замены блоков НКМ в Москве и Московской области.

Тип услуги

Стоимость, рублей

Установка нового блока СКЗИ

От 16 тыс.

Активация установленного блока

От 3 тыс.

Калибровка тахографа после замены НКМ

От 3 тыс.

Полное обслуживание автомобиля при замене криптографического блока стоит от 21 тыс. рублей.

Можно ли заменить самому

Замена блока СКЗИ в тахографе может выполняться только в сертифицированных мастерских и не может быть выполнена посторонними лицами.

Причины:

  1. Водителям или другим лицам запрещено проводить манипуляции с устройством, срывать пломбы, нарушать целостность корпуса контрольного прибора. Даже механики, которые проводят ежедневные плановые осмотры техники на базе автотранспортных компаний, не имеют на это права. Такие действия при проверке будут расцениваться как попытки изменения информации в тахографе, что наказывается законом.
  2. Даже если у водителя получится купить СКЗИ-блок и самостоятельно сделать замену должным образом, не выйдет активировать модуль НКМ. Без активации контрольный прибор будет неработоспособен. Также невозможно восстановить пломбы на корпусе и соединительных колодках. Чтобы устройство заработало, все равно придется обращаться в сервисный центр, где нарушение будет выявлено, блок СКЗИ без лицензии демонтирован. То есть придется заплатить дополнительно за новый модуль, услуги установки и штраф за самостоятельные манипуляции.
     

Таким образом, если необходимо заменить НКМ в тахографе, лучше доверить выполнение этой задачи специалистам.

Чем замена отличается от калибровки

Некоторые виды тахографов не требуют замены модуля шифрования. Это европейские контрольные приборы с блоками ЕСТР, где для нормальной работы требуется лишь периодическая калибровка устройства и внесение новых данных о водителе.

Процедура калибровки выполняется и для отечественных тахографов, но только с целью корректировки собираемых данных, внесения настроек. Она не влияет на блок СКЗИ, не продляет срок его работы.  

Замена блока НКМ – это не перенастройка, а установка нового криптографического модуля, которая проводится раз в 3 года. Уже после монтажа и установки контрольного прибора на свое место в кабине автомобиля проводится калибровка.

То есть это принципиально разные операции.

Наказание за некорректную работу

Коммерческий транспорт, подлежащий оснащению тахографами, допускается к выходу на маршрут на дороги общего пользования только с исправным контрольным прибором. Передвижение со сломанным устройством категорически запрещается. Однако есть исключение – водитель может завершить рейс, если поломка электроники случилась непосредственно в дороге. В противном случае и шофер, и транспортная компания рискуют получить крупные штрафы.

Штрафы

Водитель или транспортная компания могут быть оштрафованы за нарушения в работе тахографа или его повреждения. Сюда относятся очевидные поломки и отклонения, которые могут быть выявлены сотрудником ДПС непосредственно во время остановки автомобиля на дороге:

  • повреждения корпуса либо элементов навигации, экрана;
  • отсутствие кнопок панели, частей лицевой панели, фрагментов корпуса;
  • ошибки при печати отчета, отказ печатного блока;
  • нарушения, которые отмечаются в сводном отчете (неправильная работа модулей связи, отсутствие сигнала датчиков и пр.);
  • требование «Сменить НКМ» на экране устройства;
  • посторонняя карта в считывателе тахографа либо отсутствие карты без оснований.

С точки зрения сотрудника ДПС, нет никакой разницы между видом отклонения в работе прибора – оно классифицируется как нарушение правил эксплуатации контрольных устройств. Основанием для штрафа будет как неработающий, так и работающий с отклонениями тахограф, проблема с которым возникла до выезда автомобиля на маршрут.

Размеры штрафов (в рублях):

  • водитель-частник (владелец транспорта или просто работник): 3–5 тыс.;
  • должностное лицо компании: 7–10 тыс.;
  • частный предприниматель во время коммерческого заказа: 15–25 тыc.;
  • юридическое лицо: от 20 до 50 тыс.
     

Штрафы могут быть выписаны сразу на несколько лиц. Например, если за рулем автомобиля со сломанным тахографом находился водитель транспортной компании, то будет оштрафован сам шофер, механик, который разрешил выезд на линию, и директор компании.

Если сломался в дороге

Чаще всего проблемы с тахографами и блоками НКМ появляются прямо в дороге. На этот случай нужно предпринять ряд мер:

  • распечатать сводный отчет (если есть возможность);
  • подготовить заключение механика о нормальной работе тахографа, которое он обязан был выдать водителю после проверки устройства перед выездом на маршрут;
  • подготовить документацию на контрольный прибор, сертификаты мастерской, где была проведена установка тахографического оборудования.
     

Наличие собранного пакета документов будет основанием для передвижения без штрафов на протяжении 7 дней. Это время отводится на устранение неисправностей, а все виды деятельности водителя должны фиксироваться вручную на специальных бланках.

Образец пустого шаблона:

vruchnyu_pole
 

Производитель тахографов АТОЛ комплектует свои контрольные устройства специальными блоками бумаги. Лицевая сторона ленты в таких блоках чистая, предназначена для распечатки информации из памяти устройства. На обратную сторону бумажной полосы заранее наносится разметка типовых бланков.

vrychnyu_pystoy

Если в кабине не нашлось бланков, можно вести учет на обратной стороне ленты для тахографа либо перенести шаблон таблицы на любой чистый лист бумаги.

Бланк оформляется и заполняется ежедневно, в него вносятся личные данные водителя, государственный номер автомобиля, фиксируется пробег в начале и конце смены, согласно специальным обозначениям, наносятся отметки рабочей смены в виде графика.

На модули НКМ возлагаются функции защиты информации в памяти тахографа. Зашифрованные данные являются двусторонней гарантией добропорядочных отношений между водителем и работодателем. Водитель получает честную фиксацию рабочей смены, за которую получает справедливую оплату. Работодатель получает точные данные по выполнению поставленных задач и сможет отслеживать поведение недобросовестных сотрудников.

Соответственно, обе стороны заинтересованы в правильной эксплуатации тахографов и своевременном качественном обслуживании приборов.

Последнее время в нашу тахомастерскую все чаще стали обращаться с вопросами по поводу поломок блока НКМ. Начальник отдела тахографии Максим Павлов разобрался, почему может ломаться тахограф СКЗИ. Самой частой причиной стало то, что карта водителя не извлекается из тахографа при завершении текущего периода времени управления ТС перед началом периода отдыха. Разбираемся в статье, что может случиться с блоком НКМ и тахографом в такой ситуации и почему. 

Согласно Приказу Минтранса России от 28.10.2020 N 440 (пункт 11, подпункт 3), а также по совету производителя СКЗИ тахографа, при приемке тахографа СКЗИ в ремонт проверяйте в архиве тахографа, извлечена ли карта водителя. Извлечь карту нужно, перед тем как был завершен период времени управления транспортным средством, после которого начинается период ежедневного или еженедельного отдыха. 

Причины отказа в ремонте блока НКМ Тахографа СКЗИ

Когда блок НКМ выходит из строя по вине водителя, который не соблюдал режим труда и отдыха, он не проходит по гарантии. Если при проверке архива записей тахографа подтвердится, что карта водителя не извлекалась, такие тахографы СКЗИ не подлежат гарантийному ремонту. Отправлять эти блоки на диагностику также бесполезно – в гарантийном ремонте будет отказано. В остальных случаях при отправке тахографа СКЗИ в гарантийный ремонт в обязательном порядке прикладывайте данные о режиме работы и отдыха за последние 3 суток до момента потери работоспособности оборудования. 

В чем причина поломки блока НКМ

У водителей, которые не вынимают карту из тахографа и не соблюдают требования эксплуатации тахографа, блок НКМ перестает работать, а сам тахограф может зависать. Иногда эта проблема решается путем скидывания клемм, однако такой способ подходит не для всех тахографов. Вероятно, эту поломку можно связать с переполнением и перегрузкой памяти блока НКМ: если не извлекать карту, запись на карту и блок НКМ происходит постоянно и перегружает память. 

(Прочитано 37 раз, 29 сегодня)

Тахограф — это прибор, установленный на автомобили, который записывает информацию о длительности и режиме работы водителя, а также данные о движении и скорости транспортного средства. Однако, иногда может возникнуть ситуация, когда тахограф пишет отказ НКМ.

Отказ НКМ означает, что неисправен или неправильно функционирует накопитель контрольной машины (НКМ) — основной элемент тахографа, отвечающий за запись и хранение информации. Это может быть связано с различными проблемами, такими как отсутствие питания, повреждение или неисправность самого устройства. В таком случае, тахограф не сможет записывать и сохранять данные о работе водителя и автомобиля.

Если тахограф пишет отказ НКМ, водителю следует принять меры для устранения данной проблемы. В первую очередь, необходимо обратиться к специалистам сервисного центра, которые смогут провести диагностику и ремонт технической неисправности. В случае, если устройство не удается восстановить, возможно потребуется замена накопителя контрольной машины.

Важно отметить, что водитель несет ответственность за состояние и правильную работу тахографа. В случае обнаружения отказа НКМ, необходимо соблюдать требования законодательства и правил дорожного движения. В некоторых случаях, водителю могут быть назначены санкции за работу на транспортном средстве с неисправным тахографом.

Поэтому, если тахограф пишет отказ НКМ, водителю следует незамедлительно обратиться к специалистам и принять все необходимые меры для устранения проблемы и соблюдения требований законодательства.

Содержание

  1. Тахограф пишет отказ НКМ — причины и последствия
  2. Причины отказа НКМ от работы тахографа
  3. Вопрос-ответ
  4. Что означает отказ НКМ, когда тахограф пишет такую ошибку?
  5. Что делать, если тахограф пишет отказ НКМ?
  6. Почему тахограф может писать отказ НКМ?

Тахограф пишет отказ НКМ — причины и последствия

Отказ НКМ (неисправность карточки водителя) является серьезной проблемой, с которой могут столкнуться водители при эксплуатации тахографа. Причины такого отказа могут быть разными: от повреждения карточки до ошибок в процессе использования.

Использование поврежденной карточки водителя может привести к отказу НКМ. Повреждения могут произойти вследствие неправильного хранения или неправильного использования карточки. Например, карточка может быть изогнута, поцарапана или иметь видимые повреждения контактов.

Ошибки в процессе использования карточки также могут привести к ее отказу и ошибке НКМ. Например, если водитель неправильно вставил карточку в тахограф или не снял ее вовремя, то это может привести к ошибке НКМ.

Последствия отказа НКМ могут быть серьезными для водителя и организации. Водитель может быть оштрафован и лишен возможности продолжать работу. Организация может также понести ущерб, так как отказ НКМ является нарушением требований законодательства и может привести к штрафам со стороны контролирующих органов.

Для предотвращения отказов НКМ необходимо следить за состоянием карточки водителя и использовать ее в соответствии с правилами. При обнаружении повреждений нужно заменить карточку на новую. Также важно обучить водителей правильному использованию карточки и регулярно проводить проверку для выявления возможных ошибок.

Причины отказа НКМ от работы тахографа

Отказ НКМ (неисправность контрольного механизма) от работы тахографа может быть вызван различными причинами:

  • Технические проблемы: неправильная установка, повреждение или поломка сенсоров или других компонентов, ненадлежащее подключение к электрической сети или к системе транспортного средства.
  • Проблемы с программным обеспечением: ошибки или неправильная настройка программного обеспечения тахографа, несовместимость с другими устройствами или системами, несоответствие требованиям законодательства.
  • Износ компонентов и механизмов: старение или износ материалов, частое использование, неправильное обращение с устройством.
  • Нарушения в работе тахографа: неправильное использование, попытка манипуляции, перегрузка системы, несоответствие требованиям эксплуатации.

В случае отказа НКМ от работы тахографа необходимо немедленно принять меры:

  1. Проверить техническое состояние: осмотреть компоненты, проверить правильность подключения, оценить состояние механизмов и сенсоров.
  2. Проверить программное обеспечение: обратить внимание на ошибки или неправильные настройки, провести обновление или перенастройку программы.
  3. Произвести ремонт или замену: в случае обнаружения повреждений или износа, необходимо провести ремонт или замену компонентов.
  4. Связаться с производителем или специалистами: в случае сложных проблем рекомендуется обратиться за помощью к производителю тахографа или квалифицированным специалистам в данной области.

Исправное и надлежащее функционирование тахографа крайне важно для соблюдения требований законодательства, обеспечения безопасности дорожного движения и правильной организации рабочего времени и отдыха водителей.

Вопрос-ответ

Что означает отказ НКМ, когда тахограф пишет такую ошибку?

Отказ НКМ означает, что тахограф не смог связаться с некой Контрольной Машиной (НКМ). Это может быть связано с неисправностью самого тахографа либо проблемами с проводами и подключением. Если такая ошибка возникает, необходимо обратиться к специалисту для диагностики и решения проблемы.

Что делать, если тахограф пишет отказ НКМ?

Если тахограф пишет ошибку «отказ НКМ», первым делом нужно проверить состояние проводов и подключений. Если все в порядке, возможно, проблема вызвана неисправностью самого тахографа. В таком случае, необходимо обратиться к специалисту для проведения диагностики и ремонта.

Почему тахограф может писать отказ НКМ?

Отказ НКМ может возникать по разным причинам. Это может быть связано с неисправностью самого тахографа, неправильным подключением или проблемами с проводами. Также возможна несовместимость между тахографом и НКМ. В любом случае, когда возникает такая ошибка, рекомендуется обратиться к специалисту, чтобы он провел диагностику и устранил проблему.

НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ НКМ В ТАХОГРАФЕ?

Если на Вашем тахографе появилась надпись “необходимо заменить нкм”, значит пришло время менять блок СКЗИ в тахографе (он же НКМ). Срок действия НКМ составляет 3 года с момента его активации и 4 года со дня производства. Гарантия производителя составляет 1 год после активации, существуют НКМ с дополнительной гарантией на 2 года, но стоимость такого СКЗИ обойдётся на 2000 рублей дороже.

заменить блок нкмНаша мастерская оказывает услуги по замене НКМ (блока СКЗИ) в тахографах всех производителей. Для тахографов, выпущенных до 2016 года делаем метрологическую поверку, стоимостью 2500 рублей, после чего калибруем тахограф и выдаём сертификат и наклейку.

Так же тахограф может указывать на замену НКМ другими ошибками – необходимо заменить нкм, нкм заблокирован, нет связи с скзи или просто не принимать карту водителя. При появлении на дисплее таких предупреждений обратитесь в мастерскую!

Поделиться ссылкой:

Автор: admin

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка температура наддувочного воздуха
  • Ошибка теневого копирования тома vss 8194
  • Ошибка терминала пинпад не подключен
  • Ошибка тахографа нкм заблокирован
  • Ошибка тема не была назначена этому магазину