Ошибка сомнительного позиционирования означает что

Типичные ошибки позиционирования

  • Недопозиционирование
    имеет
    место, когда покупатели имеют смутное
    представление о торговой марке, у
    покупателей нет никаких связанных с
    ней ассоциаций.

  • Сверхпозиционирование
    – имеет
    место, когда покупатели имеют слишком
    узкие представления о торговой марке.

  • Запутанное
    позиционирование

    возникает в связи с тем, что у покупателя
    складывается запутанный образ марки,
    так как компания делает слишком много
    заявлений об атрибутах (преимуществах)
    продукта или слишком часто меняет
    позиционирование марки.

  • Сомнительное
    позиционирование

    возникает, когда потребители с трудом
    верят в заявления компании о высоком
    качестве продукта в свете его реальных
    характеристик, цены или репутации
    производителя.

Информация
о позиционировании компании

Разработанную
стратегию позиционирования компания
должна эффективно довести до потребителей.
Репутация производителя влияет на
представление о качестве его продукта.
Разумной представляется такая политика
компании, при которой общественность
информируется о высоком качестве
продукции, а потребитель получает
гарантии возмещения затрат в противном
случае.

Вопросы
для самопроверки

1.
От чего зависят возможности
дифференцирования?

2.
Назовите направления дифференцирования
товара.

3.
В чем состоит особенность дифференциации
услуг?

4.
Назовите критерии, которые влияют на
дифференцирование.

5.
От чего зависит позиция товара на рынке.

6.
Назовите принципы позиционирования.

7.
Дайте характеристику основным направлениям
позиционирования.

Раздел 3. Маркетинговая информационная система

Более
подробная информация по данному разделу
содержится в [1], [2]. В разделе рассматриваются
четыре темы:

Тема
3.1. Маркетинговые исследования.

Тема
3.2. Маркетинговое прогнозирование.

Тема
3.3. Анализ маркетинговой среды.

Тема
3.4. Анализ покупательского поведения.

При
работе с теоретическим материалом
следует ответить на вопросы для
самопроверки, приведенные в конце
изложения каждой темы.

После
проработки теоретического материала
раздела 3 следует выполнить программу
практического занятия №3 и тренировочный
тест №3.

Изучение
раздела заканчивается контрольным
мероприятием: необходимо ответить на
вопросы контрольного теста №3. Максимальное
количество баллов, которое Вы можете
получить по данному разделу, составляет
23 (8 баллов за практическое занятие и 15
баллов за тестирование).

3.1. Маркетинговые исследования

Целью
любого маркетингового исследования
является формирование оптимальной
стратегии и тактики действий с учетом
реально сложившихся и вероятных в
перспективе, с одной стороны, комплекса
условий и факторов рынка, а с другой —
возможностей, потенциала
и претензий фирмы — субъекта рынка. Это
делается для снижения
уровня неопределенности информации
и для оптимизации рыночной концепции,
стратегии и тактики поведения фирмы на
рынке.

Исследование
рынка включает в себя комплекс
маркетинговых проблем
и проблемных блоков, среди которых:
структура, состояние
и перспективы развития рынка в целом,
а также его основных составляющих
— спроса, предложения и механизмов их
уравновешивания,
балансирования. Среди этих механизмов
— товарный ассортимент,
ценообразование, коммуникационная
деятельность.
Основу маркетингового исследования
составляет маркетинговая информация.

Маркетинговая
информационная система (МИС)

включает в себя индивидов, оборудование
и процедуры сбора, сортировки, анализа,
оценки и распределения необходимой
своевременной и достоверной информации,
используемой при принятии маркетинговых
решений.

Роль
МИС заключается в определении потребностей
в информации для маркетингового
управления, в ее получении и своевременном
предоставлении соответствующим
руководителям. Необходимые сведения
получают из внутренней отчетности
фирмы, маркетинговых наблюдений,
маркетинговых исследований и анализа
данных.

Основным
способом получения маркетинговой
информации является маркетинговое
исследование.

Маркетинговое
исследование


это процесс поиска, сбора, обработки
данных и подготовки информации для
принятия оперативных и стратегических
решений в системе предпринимательства.

Маркетинговые
исследования проводятся в двух
направлениях: для исследования
характеристик рынка; для исследования
внутрифирменных возможностей
(действительных и потенциальных).

Главное
назначение маркетинговых исследований

(их результат) — это генерирование
маркетинговой информации для принятия
оптимальных решений в области
взаимодействия (коммуникаций) субъектов
маркетинговой системы, которые
обеспечивали бы требуемое рынком
количество и качество продукции и услуг.

Главная
цель маркетинговых исследований

заключается в выработке общего
представления о структуре и закономерностях
динамики рынка, выявлении возможностей
конкретной фирмы для более эффективной
адаптации ее технологий и менеджмента
к конкурентной среде, успешного вывода
на рынок продукции или услуг.

Общая
функция маркетинговых исследований

состоит в исключении во всей маркетинговой
деятельности компании неточных оценок,
риска и непроизводительных затрат труда
и времени.

Основными
задачами маркетинговых исследований

являются:

1)
Обеспечение руководства фирмы необходимой
информацией;

2)
Заблаговременная оценка шансов и риска
(фирмы и ее товаров);

3)
Содействие на каждой фазе поиска решений
достижению объективности в моделировании
деловых ситуаций;

4)
Содействие пониманию персоналом
маркетинговых целей, их взаимосвязи с
целями предприятия.

Процесс
маркетингового исследования

включает в себя следующие общепринятые
этапы и процедуры:

1.
Определение проблемы и целей исследования;

2.
Разработка плана исследования;

3.
Реализация плана исследования;

4.
Подготовка и презентация заключительного
отчета.

На
практике применяют различные формы
проведения маркетинговых
исследований.
Их классифицируют по следующим признакам:

По
виду объекта исследования
:
это могут быть исследования рынков
сбыта, рынков производительных сил,
рынка капитала и т. д.; исследование
внутренней среды фирмы; исследование
окружающей среды.

По
территориальному признаку
:
региональное, национальное, интернациональное
исследования рынка.

По
временному признаку
:
ретроспективное, оперативное (текущее),
диагностическое, прогнозное исследования.

По
продуктовому признаку
:
исследования средств производства,
средств потребления, услуг.

По
виду показателей, характеризующих
объект исследования.

Такого рода исследования делятся на
объективные, — например, при исследовании
сбыта это цена, объем продаж, структура
спроса, и на субъективные исследования,
— например, при исследовании сбыта это
возраст, пол, профессия.

По
способу получения данных и информации
различают
первичные (полевые), и вторичные
(кабинетные) маркетинговые
исследования.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Ошибки позиционирования товара, бренда
  2. Как оздоровить бренд

Ошибки позиционирования товара, бренда

Ежедневно с экранов телевизоров и мониторов компьютера, к нам обращаются производители товаров и владельцы брендов. При этом увеличивается и риск возникновения чувства недоверия к рекламе, а также «размывания» позиций слишком разрекламированного бренда. Основные ошибки позиционирования таковы:

  1. Недопозиционирование. Ситуация, когда покупатели не увидели своей личной потребности в данном товаре (инновационном) или не понимают преимуществ именно вашего исполнения старого предмета (если вы не выходите с демпинговыми ценами) – а потому не имеют связанных с маркой ассоциаций, ведущих к покупке. Например, прозрачная версия колы «Crystal Pepsi» (проект 1993 года) так и не полюбилась потребителям: они не восприняли его прозрачность как нужный им атрибут, она стала материалом лишь для издевательских шуток;
  2. Сверхпозиционирование. Формирование у покупателей слишком узких представлений о марке. Так, ювелирная сеть Tiffany сформировала у потребителей стереотип о том, что стоимость их украшений – от 5 тысяч долларов и выше. В реальности компания предлагает и доступные среднему классу во много раз более дешевые украшения – но этот факт без миллионов долларов на прямую рекламу уже не донести потребителям всего мира: стереотип об элитарности «бриллиантов от Тиффани» долго создавался самой компанией и уже имеет длительную историю;
  3. Запутанное (расплывчатое) позиционирование. Если брендмейкеры настаивают на целом ряде преимуществ своего товара, не опуская ни одного из них, то потребителя это перегружает, не формируется устойчивого ассоциативного ряда, возникает аналогия с навязчивым сетевым маркетингом. То же касается частого изменения стратегии продвижения. Так было с мощными настольными компьютерами «NeXT» Стивена Джобса, которые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем – на инженеров, еще позже – на бизнесменов, и всякий раз неудачно.
  4. Сомнительное позиционирование. Ситуация, когда заявленные характеристики продукта (цена, качество) вызывают сомнения у потребителей. Например, «машина представительского класса по цене среднего».

Неправильное позиционирование влияет на то, насколько много материальных и временных затрат понадобится на преодоление этих проблем. Поэтому уже на первых этапах никогда не делайте следующего:

  • Не включайте в позиционирование все характеристики продукта – нужно взять лищь 1-2 самых важных параметра;
  • Не позиционируйте продукт «для всех», даже если это йогурт, маркер, салфетки или парацетамол – определите четкую целевую группу;
  • Не используйте низкую цену как главное преимущество, если невозможно обеспечить ее в долгосрочной перспективе;
  • Не позиционируйте товар против лидера, если у вас нет абсолютного превосходства;
  • Не меняйте успешное позиционирование (если нет явных глобальных изменений);

В то же время, в процессе позиционирования, эксперты советуют:

  • в процессе рекламной кампании увеличить количество организаций-партнеров. Например, «Bosch рекомендует Finish»

  • собирать статистику продаж, оперативно реагировать на ключевые изменения (рост/падение лояльных к бренду потребителей, новые запросы на рынки, конкуренты и т.д.);
  • поддерживать обратную связь с потребителями посредством интернета: реагировать на жалобы, принимать предложения.

Как оздоровить бренд

Если результаты исследования бренда компании / товара показали различие между его позиционированием и занимаемой им позицией на рынке (или между обещаниями и реальными свойствами), следует оздоровить бренд. Возможные пути преодоления ошибок представлены на инфографике 2:

Автор: Простобанк Консалтинг

Источник: Prostobiz.ua

Обновлено: 01.2023

В данной статье кратко изложены основные ошибки позиционирования, как их исправить и избежать последствий.

Поисковая оптимизация — непростая задача. На многих сайтах можно увидеть множество ошибок, появившихся во время этого процесса, в том числе в результате действий по незнанию.

SEO-аудит часто выявляет множество нарушений, которые приводят к снижению рейтинга, а их устранение должно принести ощутимые выгоды в долгосрочной перспективе.

Ниже представлены ряд возможных ошибок, которые появляются на сайтах при позиционировании.

1. Контент низкого качества.

Этот вопрос — один из наиболее часто поднимаемых на веб-сайтах. Некачественный контент — это не только орфографические и стилистические ошибки, но прежде всего низкая ценность текстов.

В рекламных сообщениях основная цель — эффективно донести до получателя информацию, которую он ищет, и в то же время привлечь его к определенному бренду.

Описание товара может быть хорошим примером в этом отношении, но для того, чтобы быть надлежащим по качеству, оно не должно содержать кричащих элементов и убедительно указывающих на то, что этот товар является лучшим, потому что тогда данная услуга не вызывает доверия. Необходимо включить информацию о преимуществах, которые получит пользователь при использовании товара. Ценность описаний влияет на окончательный рейтинг алгоритмов поисковой системы.

Как создать релевантный контент?

Писать на «понятном» языке.

Создавать логический контент.

Выделить важные части контента.

Представить преимущества в тексте.

Правильно форматировать текст, использовать заголовки, не создавать слишком длинные абзацы.

2. Пользовательский опыт (UX).

Каждый материал должен учитывать проблемы UX, то есть пользовательский опыт, привычки и предпочтения пользователей. Однако никогда не бывает того одного конкретного индикатора, который определит положительное восприятие контента и, таким образом, позволит появиться в результатах поиска. SEO-деятельность должна соответствовать принципам UX для данного проекта.

Это не так просто, потому что данные правила могут иногда отличаться от функциональности дизайнера, а борьба за хорошие места в Google не всегда означает полную адаптацию под пользователя. Чтобы сайт оставался красивым и практичным, это всегда работа, трудный выбор и конкуренция между графическими дизайнерами и специалистами по SEO.

Что делать?

Публиковать контент в местах, которые не будут противоречить общему взаимодействию пользователей с сайтом и будут положительными для позиционирования. Можно невооруженным глазом увидеть действия по позиционированию, например, в самом низу страницы, рядом с нижним колонтитулом, где размещается различный контент, не обязательно полностью предназначенный для пользователей, а скорее для роботов поисковых систем. Правило состоит в том, что материалы должным образом распределяются по всему сайту.

Конечно, нельзя забывать о графическом дизайне, потому что визуальный аспект чрезвычайно важен, особенно на самом входе на сайт, когда речь идет о первом впечатлении и оценке пользователя Интернета перед детальным чтением контента.

Также следует отметить, что UX Designer может учитывать различные рекомендации по SEO, так что веб-сайт действительно прозрачен и может соответствовать ожиданиям пользователей, что в свою очередь предполагает соответствующую конверсию.

3. Повторяющееся содержание.

Это еще один важный аспект в борьбе за хорошие позиции в поисковой выдаче. В принципе, копирование информации не должно происходить — каждый контент на сайте должен быть уникальным, неповторимым.

Дублирование вне страницы

Копирование новостей с других веб-сайтов вредно по нескольким причинам — как с этической, так и с правовой точки зрения, а также противоречит принципам честного управления сайтом. Уникальный контент важен для роботов Google, но также и для самих получателей, потому что, если они натолкнутся на тот же текст, который они нашли в другом месте, они больше не вернутся на данный сайт.

Дублирование внутри страницы

Этот недостаток встречается часто, особенно в интернет-магазинах. Этот тип дублирования происходит, когда есть одна и та же или похожая страница на нескольких URL-адресах (например, в случае магазинов — товар). Каждый адрес, который отличается хотя бы одним символом, рассматривается Google как отдельная страница, что приводит к дублированию контента.

Что делать?

Реализовать соответствующие перенаправления, например 301.

Использовать уникальное мета-описание и теги заголовков.

Не копировать контент даже в интернет-магазине, когда есть похожие товары — постараться хоть немного изменить описания.

Для проверки возможного дублирования использовать инструменты.

4. Неправильное использование ключевых фраз.

Ключевые фразы — важная проблема при создании всего контента для веб-сайтов или магазинов. Многие из них совершают ошибку, злоупотребляя количеством необходимых терминов.

Никаких вариаций фраз

В древние времена тактика использования «жестких», простых, самых популярных фраз ставила веб-сайты в глазах алгоритмов в выгодное положение. Спустя годы это решение становится все менее рекомендованным, и определенно более выгодно использовать различные разновидности опубликованных фраз. Алгоритмы ценят эту креативность в форме синонимов, потому что тогда контент становится более ценным и более читаемым для пользователя.

Наполнение ключевыми словами

Как и вышеупомянутое отсутствие разнообразия, чрезмерная публикация фраз — это неправильное управление сайтом. Интеллектуальные поисковые роботы Google могут распознавать смысл текстов и находить материалы, в которых — обычно специально — слишком много ключевых фраз.

Что делать?

Использовать инструменты, которые анализируют ключевые слова и выбирают — помимо самых популярных, также побочные и так называемый «длинный хвост».

Не переусердствовать с размещением в текстах слишком большого количества фраз.

Создавать контент, включая синонимы и варианты ключевых фраз.

5. Позиционирование изображений часто упускается из виду.

Вопреки внешнему виду, графика и фотографии используются не только для иллюстрации или улучшения читаемости данного текста. Это также важно в контексте позиционирования, поскольку файлы изображений с хорошо названными и описанными изображениями могут учитываться поисковыми системами и отображаться в результатах поиска, например, в Google Graphics.

Что делать?

Позаботиться о завершении альтов и названий картинок в соответствии с тематикой.

Следить за оптимальным размером и весом файлов изображений, чтобы не снижать производительность сайта.

6. Неправильное построение ссылок.

Одна из немногих составляющих позиционирования веб-сайтов — это создание ссылок, то есть получение ссылок на других веб-сайтах. Стоит знать качество каждого зарубежного сайта, ведь от этого зависит, будет ли полученная ссылка полезной или нанесет ущерб репутации домена. На самом деле, гораздо лучше получить одну сильную ссылку, чем несколько десятков ссылок со «слабых» адресов.

Что делать?

Проанализировать каждый сайт, прежде чем получить ссылку.

Поддерживать естественный ссылочный профиль, то есть не получать ссылки из всех тематически разнообразных источников.

Позаботиться о пропорциях ссылок и их соответствующем заголовке.

Ключевые слова также могут вызывать ошибки SEO.

7. Время загрузки веб-сайта.

То, что сайт загружается слишком медленно, замечает каждый владелец сайта, но не все знают, что с ним делать, или не обращают на это внимания. Между тем, низкая скорость загрузки веб-сайтов оказывает значительное влияние на позиции в поисковых системах. Это существенный недостаток для пользователей, когда речь идет об удобстве просмотра информации.

Как исправить ситуацию?

Уменьшить размер и вес графических файлов.

Ограничить код страницы.

Использовать кеш.

Ограничить количество редиректов.

Удалить ненужные плагины.

8. Тег noindex.

Распространенная ошибка на новых страницах — это оставить тег noindex, который подходит для рабочей фазы. Тег noindex — это блокировка индексации всего веб-сайта или отдельных подстраниц для роботов поисковых систем. Чтобы решить данную проблему, следует изменить тег с noindex на index.

9. Пропуск мета-тегов.

Хотя официально мета-теги не учитываются как факторы ранжирования, на самом деле они имеют значение, например, с CTR, особенно с тегом заголовка. Адаптированный и интересный контент намного быстрее привлечет читателя с уровня результатов поисковой системы.

Необходимо ввести совпадающие теги title и meta description, чтобы привлечь получателя уже на уровне результатов; использовать сбалансированное количество ключевых слов в своих тегах; поместить ключевые фразы в заголовок страницы.

10. Продолжать позиционирование.

Многие владельцы сайтов ошибочно думают, что если их цель уже достигнута и ожидаемые позиции в позиционировании в поисковых системах достигнуты, то весь процесс может быть завершен. Существует высокая вероятность того, что в конечном итоге конкуренты проснутся и также начнут работать на своем веб-сайте, а это значит, что сильные позиции в ТОП-10 в конечном итоге будут «запятнаны», и данный сайт будет вытеснен конкурентами. Оптимизация поисковых систем — это непрерывный процесс, и результаты поисковых систем не могут длиться вечно, особенно при большой конкуренции.

Поэтому нужно следить за своей позицией в поисковой системе по выбранным ключевым фразам, например, через Google Search Console или Senuto и другие; проанализировать деятельность и позиции конкурентов, чтобы быть в курсе последних событий, и при необходимости повторить некоторые успешные действия других компаний.

Приведенный выше список ошибок позиционирования довольно длинный, и они являются довольно важными проблемами, которые определяют позицию сайта в результатах поиска. Если нет уверенности в своей ситуации, стоит использовать сотрудничество с SEO-агентством и позиционирование, чтобы иметь возможность выбрать правильную тактику для работы над сайтом и одновременно отслеживать конкуренцию. Профессиональная деятельность поможет появиться в сети и привлечь клиентов.

В нашем блоге на сайте вы найдёте ещё больше полезной информации.

Позиционирование
продукта

– это место, которое занимает товар в
сознании потребителя по сравнению с
аналогичными конкурентными товарами.

Под позиционированием,
понимается деятельность компании
направленная на особое, отличающееся
от конкурентов представление товара
потребителю. Так как основной целью
позиционирования является занятие
определенной и при этом, максимально
эффективной позиции товара по отношению
к конкурентам, то начинить позиционирование
необходимо с исследования рынка и
определения позиций конкурентных
товаров.

Подходы к
позиционированию:

  1. Потребительское

  • Эмоционально-образное

  • Информационное

  1. Конкурентное

Виды позиционирования:

1. По природе:

а) позиционирование
достигается за счет технических know-how.
Оно базируется на модификации товаров
и осуществляется в результате внедрения
в производство достижений НТП. При таком
позиционировании потребитель получает
объект преимущества в данном товаре;

б) позиционирование,
основанное на маркетинговых know-how
(модификация комплекса маркетинга,
когда сам по себе товар не изменяется,
но предлагается оригинальные методы
его продвижения, распределения или ЦО
(ценообразования)).

2. По отношению к
конкурентам:

а) аналогичное;

б) конкурентное;

в) уникальное.

3. По степени новизны:

а) позиционирование
новых товаров;

б) позиционирование
существующего товара.

Этапы разработки
позиционирования:

1. Выбор категории,
в которой товар будет позиционироваться.

2. Выявление наиболее
важных для потребителей свойств товара.

3. Выявление основных
конкурентов.

4. Оценка предложение
конкурентов из своих возможных
предложений.

5. Построение карт
позиционирования (на осях карт
откладываются основные для потребителя
показатели).

6. Выбор наиболее
перспективных конкурентных преимуществ
и позиций для своего товара (на долгосрочную
перспективу).

7. Формулировка
позиционного выражения.

8. Согласование
позиционирования со всем комплексом
маркетинга.

9. Обратная связь
и корректировка позиционирования

Ошибки
позиционирования:

1. недопозиционирование,
т. е отсутствие у потребителя четких
ассоциаций отличий данного товара

2. сверхпозиционирование
— это создание слишком узкого образа
товара, кот. Отсекает группу потребителей

3. сомнительное
позиционирование, т. е в основе лежит
заявление, в которое трудно поверить.

4. запутанное
позиционирование- это противоречивые
заявления

Вопрос 4. Понятие товара. Мультиатрибутивная модель товара. Классификация товаров. Особенности маркетинга различных видов товаров.

Товар
– совокупность качеств и свойств,
предлагаемых для удовлетворения
потребителя (всё то, что может удовлетворить
нужду или потребность и предлагается
для продажи на рынке).

Классификация
товаров (Котлер):

  1. Полностью осязаемый
    товар, т.е. состоящий из полностью
    осязаемых свойств.

  2. Осязаемый товар,
    сопровождаемый услугами с целью
    привлечения потребителей.

  3. Услуга, сопровождаемая
    дополнительным товаром или другими
    услугами.

  4. Чистая услуга.

Классификация
товаров:

  1. Потребительские
    товары

  1. Товары повседневного
    спроса (это товары, которые приобретаются
    часто, без раздумий и без особых усилий
    на планирование покупки и сравнении
    их между собой). По характеру спроса:

  • Стабильный спрос

  • Импульсивный спрос

  • Экстренный спрос

При анализе
потребительского поведения важно
учитывать характер покупки товаров. Он
бывает: стабильный (хлеб, соль), импульсивный
(шоколад, конфеты), экстренный (лекарство).

  1. Товары предварительного
    выбора (товары, покупке которых
    предшествует тщательное обдумывание,
    планирование и выбор, дорогостоящие и
    имеющие длительный срок эксплуатации
    (недвижимость, автомобили и т.д.)).

  2. Товары особого
    спроса (товары, предназначенные для
    определённой немногочисленной группы
    пользователей (спорттовары)).

  3. Товары пассивного
    спрос (товары, о которых потребитель
    не знает или не имеет спонтанного
    желания их купить (услуги страхования,
    лотерейные билеты)).

  1. Товары промышленного
    назначения

  1. Материалы и детали
    (сырьё, запчасти и т.д.)

  2. Капитальное
    имущество (здания, сооружения)

  3. Деловые услуги
    (консалтинг и т.д.)

ММТ
– это рассмотрение любого товара или
услуги в виде набора атрибутов (основных
и дополнительных функций, качеств,
свойств, характеристик), а также комплекса
данного товара/услуги с другими
товарами/услугами, которые совместно
продаются, предоставляются, требуются
для потребления.

1
– продукт по замыслу

(основная идея, выгода, проблема);

2
– продукт в реальном исполнении

(как физический объект: упаковка, марка,
свойства, дизайн);

3
– продукт с подкреплением

(добавленный продукт: сервис, гарантии,
монтаж, кредит и т.д.).

Особенности
маркетинга различных видов товаров:

  1. Товары народного
    потребления

  • Улучшение качества
    сервиса

  • Повышение
    эффективности маркетинговых акций

  • Формирование
    единого логистического потока

  • Формирование
    широкого товарного ассортимента

  1. Товары
    производственно-технического назначения.
    Процесс промышленного маркетинга
    направлен на получение экономической
    выгоды как поставщика (в ходе процесса
    обмена), так и потребителя (в ходе
    процесса переработки или перепродажи).

  2. Услуги. З

  • Значительное
    влияние системы личного обслуживания
    на формирование лояльности потребителя

  • Одинаковые услуги
    могут предоставляться различным
    сегментам, что затрудняет микросегментацию
    рынка

  • Трудоёмкость
    оказания услуги влияет на форму
    обслуживания клиента

  • В
    маркетинге услуг доминирует концепция
    социального маркетинга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  1. Главная
  2. Блог
  3. Пять ошибок в позиционировании бренда

Пять ошибок в позиционировании бренда

2021.12.295836

Успех развития бизнеса зависит от эффективности его стратегии и четкости формулировки позиционирования бренда. С учетом масштабируемости рынка, появления новых и ярких конкурентов, влияния тенденций, изменения потребностей целевой аудитории, роль позиционирования растет каждый день.

Среди клиентов брендинговых агентств постоянно возникает спрос на разработку стратегии и позиционирования. Но каждая компания вкладывает в эти вопросы свой смысл, который не всегда бывает уместным и приводит к хорошему результату.

В статье поговорим о понятиях, основных ошибках, возникающих при разработке бренд-стратегии, а также о позициях, которые помогут лучше видеть цели и проложить правильный вектор развития бренда, выстроить эффективную коммуникацию с клиентами.

1. Продукт, который подходит «всем» — значит, не подходит никому

Молодые компании очень часто полагают, что следует создать продукт или услугу, которая подойдет абсолютно всем. Такая позиция ошибочная и указывает на то, что фирма не знает свою целевую аудиторию, не сформировала правильное представление о ней, не выработала стратегию позиционирования.

В этом случае любая продажа — случайность. В результате случайные продажи могут снизиться по показателям. Принцип «для всех», становится принципом «ни для кого».

Даже для хлеба, который производится «для всех», нельзя придерживаться этой позиции. Хлеб, конечно, подходит «всем», но не совсем.

Чтобы избежать этой ошибки, учитывают показатели, которыми ограничивается ЦА каждого товара или услуги:

  • География продаж

Указывает на регион, в котором работает компания и где покупатель сможет купить товар. К примеру, продукты первой необходимости (хлеб, молоко, яйца) в большинстве случаев производятся и потребляются локально: городской район, отдельный населенный пункт, область.

  • Каналы продаж

Когда бренд поставляет свои товары в определенные сетевые магазины или объекты розничной торговли, он работает с целевой аудиторией этих ритейлов.

Если потребитель заинтересован в поставляемом товаре, но посещает другие магазины, он выпадает из целевой аудитории. Компания теряет потенциальных покупателей. Необходимо выстраивать такую стратегию, которая бы позволяла использовать разные каналы продаж, выходить на новые рынки, чтобы затрагивать заинтересованную ЦА.

  • Ценовое позиционирование

Для одних покупателей товар будет дорогим, а для других приемлемым. Нельзя всем угодить с ценами. Но бренд может использовать разные линейки продуктов: люкс, премиум, эконом. Такая позиция помогает расширять ЦА.

  • Функциональные/нефункциональные особенности продукта

Когда выстраивают стратегию, определяют сильные и слабые стороны продукта, особенности, преимущества над конкурентами. Здесь могут возникнуть спорные отношения с покупателем: кому-то не понравится запах, кто-то не оценит вкус, а кого-то оттолкнет упаковка.

Бренд должен быть готов к таким ситуациям: нельзя угодить всем покупателям, кому-то товар просто не подойдет или не понравится.

  • Лояльное отношение к конкурентам

К конкурирующим брендам стоит относиться лояльно. Если компания решила привлекать на свою сторону ЦА конкурента, необходимо уяснить за счет чего покупатели должны переходить на другую сторону:

  • Низкие цены при том же качестве.

  • Высокий уровень обслуживания клиентов.

  • Более высокое качество.

Покупатели быстро привыкают к хорошему и нехотя отвыкают. Необходимо приложить много усилий, чтобы клиенты смогли расстаться с привычным любимым брендом и стали пользоваться другим.

Независимо от того, какой продукт вы выпускаете или продаете, ищите путь к сердцу своей ЦА, научитесь понимать ее потребности, интересы. Используйте результаты маркетинговых исследований, статистику, другую информацию, которая поможет представить портрет вашего клиента.

Но не останавливайтесь на половине пути. Даже когда продукт уже продается, уточняйте, вносите корректировки в стратегию и позиционирование. Учитывайте требования ЦА.

Помните, что продукт не может подходить всем. Такой подход выдает в вас дилетанта, отталкивает инвесторов, которые не хотят рисковать своими деньгами.

2. Объять необъятное

Стратегия не терпит отсутствие фокуса. Многовекторность убивает позиционирование. Нельзя объять необъятное. Необходимо концентрироваться на том, что входит в компетенцию бренда.

Поэтому откажитесь от избыточности в ассортименте, определитесь с вопросом: кем является ваш бренд, в чем он компетентен.

Упростить задачу на этапе разработки позиционирования поможет проработка определения, кем не является ваш бренд.

3. Никаких слабых сторон

У всех есть слабые стороны. А признание слабостей, недостатков — первый шаг к удачному позиционированию. Такой подход помогает превратить недостатки в достоинства, поработать с негативными сторонами, повысить качество сервиса, продуктов, лояльность клиентов.

Если кто-то стоит впереди, признайте себя вторым. У вас есть возможность стать лучше, сделать акцент на сервисе, который может быть важным для тысячи клиентов.

Бренды очень часто пренебрегают этой позицией, и имея очевидные слабые стороны, стараются их не признавать, что в дальнейшем негативно сказывается на коммуникации с целевой аудиторией.

4. Никакой аутентичности

Конкуренция на уровне технологий — сложный путь. Любая идея, новинка, выпущенная на рынок, моментально подхватывается конкурентами. И очень хороший смартфон становится уже не таким технологичным, ведь бренд-конкурент усовершенствовал прототип.

Чтобы не теряться, оставаться лидером, компаниям приходится создавать не только продукт, но и эмоции.

Путь к сердцу потребителя лежит через аутентичный образ. Он соответствует миссии, философии, духу бренда, что подтверждается на деле. Быть сразу первым в мире бешеной конкуренции не получится. Но быть искренним с покупателем нужно с первым дней существования компании.

Хороший пример эмоциональной связи бренда и клиента — компания Apple. Покупатель контактирует не просто с технологией, а с эмоциями, которую дарит фирма.

Добиться аутентичности можно разными способами:

  • Запоминающийся уникальный дизайн.

  • Айдентика.

  • Постоянная коммуникация с потребителями.

  • Особенное обслуживание.

Любой подход отложится в памяти клиента, вызовет положительные эмоции.

Аутентичность, игровой подход, стремление удивить клиента, сделать коммуникацию проще — создают человечные бренды.

Если вы говорите с целевой аудиторией только корпоративным голосом, она может вас не услышать и перейти на сторону более понятной, душевной компании.

Помните, что доверие — это единственный надежный путь для выстраивания долгосрочных коммуникаций с ЦА.

Не стоит путать красивую упаковку или стильный дизайн со стратегией. Если компания не понимает в чем отличия ее продукта от конкурентного, не видит четко свой бренд, в чем его концепция, философия, не разбирается в ЦА — говорить о стратегии нельзя, ее не существует.

О наличии стратегии и позиционирования можно говорить только тогда, когда вы можете ответить на вопросы:

  • Кто ваша целевая аудитория, какие проблемы ЦА сможет решить бренд?

  • Чем отличается ваш продукт/услуга от того, что предлагают конкуренты?

  • Почему потребитель должен доверять бренду?

  • Какое сообщение транслирует бренд, какие эмоции он вызывает?

  • Что получит потребитель от взаимодействия с вашей компанией?

  • Есть ли у бренда история?

Если вы можете дать развернутый ответ на каждый вопрос, то у компании есть стратегия.

Помните, что позиционирование строится на лаконичности, четком отражении ценностей и философии стратегии компании. Позиционирование формирует в сознании ЦА неповторимый образ бренда.

Примером удачного позиционирования служат такие компании как: Amazon, Apple, Nike, Puma. Эти бренды создают интуитивно понятные продукты, дополненные великолепным дизайном, отличным сервисом, вниманием к потребностям целевой аудитории, ее интересам.

    В статье использованы фотоматериалы:
    BRANDEXPERT «Остров Свободы» / ShutterStock

    Разработка бренда

    Разработка бренда

    Разработка бренда

    Комплексный брендинг: разработка бренда с нуля, ребрендинг и рестайлинг ведущих российских брендов, создание стратегии визуальной идентификации бренда, разработка названия, логотип и фирменный стиль, дизайн упаковки, брендбук, разработка сайта и дизайн интерьера

    Стратегия бренда

    Стратегия бренда

    Стратегия бренда

    Стратегия бренда — это целостное видение дальнейшего развития бренда, начиная от идеи, концепции, определения целевого сегмента, УТП (дифференцирующего ваш бренд уникального торгового предложения), позиционирования и стратегии коммуникаций, которая позволит корректно донести позиционирование до целевого потребителя

    Нейминг

    Нейминг

    Нейминг

    «Остров Свободы» является ведущим российским брендинговым агентством, предоставляющим комплексные профессиональные услуги в сфере эффективного нейминга —  разработки названий, подлежащих правовой защите и соответствующих всем критериям маркетинговой эффективности.

    Позиционирование бренда

    Позиционирование бренда

    Позиционирование бренда

    Позиционирование бренда — это выбор и формирование брендом определенной позиции, понятного для потребителя и позволяющего качественно отстроиться от конкурентов предложения (УТП) бренда, а также закрепление данной позиции в сознании целевой аудитории.


    Позиционирование — это формирование образа бренда в глазах потребителей. По сути, это процесс создания и закрепления за продуктом определённого имиджа, который выгодно выделяет его на фоне конкурентов. 

    В этой статье расскажем, какие ошибки в позиционировании и рекламе часто допускают компании и как их избежать.

    1. Зачем бренду позиционирование
    2. Чем позиционирование отличается от УТП, и при чём тут tone of voice
    3. Как доносить до целевой аудитории своё позиционирование
    4. Топ-4 ошибок бренда в позиционировании и как их избежать
      Ошибка 1: Создавать продукт для всех
      Ошибка 2: Не составить стратегию бренда
      Ошибка 3: Игнорировать слабые стороны
      Ошибка 4: Отказаться от эмоциональной связи с потребителями
    5. Как ошибались бренды: три наглядных примера

    Зачем бренду позиционирование

    Грамотно построенное позиционирование решает для компании сразу несколько задач:

    1. Выделяет её на фоне конкурентов и помогает отстроиться от них.
    2. Показывает выгоду от приобретения товара.
    3. Повышает лояльность покупателей к бренду.
    4. Закрепляет в сознании потребителей определённый образ.

    Без позиционирования любая продукция становится одной из многих: ещё один шампунь на прилавках магазинов, ещё одна марка одежды для детей и ещё один смартфон. Тогда как позиционирование через трансляцию правильных и понятных ценностей помогает выделить продукт на рынке и привлечь клиентов.

    Например, компания по производству бытовой химии использует в составе своей продукции только натуральные ингредиенты и выпускает её в упаковке, подлежащей вторичной переработке. Этим бренд говорит покупателю: «Это средство безопасно для экологии. Выберите его, если не хотите навредить природе».

    Сильное позиционирование способно принести компании дополнительную прибыль. Оно позволяет продавать продукты и услуги дороже, чем у конкурентов, без постоянных скидок и демпинга цен.

    Чем позиционирование отличается от УТП, и при чём тут tone of voice

    Уникальное торговое предложение (УТП) — это характеристика продукта, которая отличает его от конкурентов. Это может быть особая технология производства, необычные ингредиенты в составе или подход к выпуску продукции. 

    УТП и позиционирование, как маркетинговые инструменты, тесно связаны друг с другом и их часто путают. В чём же разница? 

    • Позиционирование — это в первую очередь формирование образа у покупателя. То, о чём он думает, когда видит логотип бренда или слышит название компании. Позиционирование предполагает определённые ассоциации, отвечает на вопросы: «Что должен чувствовать человек, который купил нашу продукцию», «К какой социальной группе он принадлежит», «Сколько он зарабатывает».
    • УТП отвечает на главный вопрос: «Почему мы должны покупать это именно у вас?»
    • Вот пример удачного уникального торгового предложения для салона красоты: «Наши мастера проходили стажировку в Италии на неделе моды. Теперь они точно знают, какое окрашивание волос будет модным в следующем сезоне». А это вариант позиционирования: «У такого салона красоты самые модные клиенты».

    Важное место в стратегии позиционирования занимает и tone of voice бренда (TOV). Это стиль, который компания выбирает для общения со своей аудиторией. TOV — не только то, что бренд сообщает потребителям, но и то, как он передаёт настроение и эмоции через слоган, оформление и визуальные образы.

    Как доносить до целевой аудитории своё позиционирование

    Для этого можно использовать следующие инструменты интернет-маркетинга:

    • Рекламные кампании с широким охватом — это могут быть таргетированные кампании в соцсетях или размещение баннеров на тематических порталах.
    • Коммуникации с клиентами — например, через соцсети и паблики бренда.
    • Через оформление сайта — портал визуализирует позиционирование.

    Приведём несколько примеров, как известные бренды транслируют целевой аудитории своё позиционирование.

    1.   Nike

    Проблемы маркетинга

    Модели Nike, которые помогают отразить позиционирование бренда — волю и стремление к победе. Фрагмент изображения с официального сайта Nike

    Вся коммерческая деятельность Nike акцентирует внимание потребителей на спортивных достижениях и инновациях. В маркетинговых кампаниях рекламный слоган «Просто сделай это» дополняется изображениями моделей, которые активно работают над своим телом ради лучших результатов.

    2.   Apple

    Маркетинговые проблемы

    Главная страница сайта Apple отражает позиционирование бренда — строгость, лаконичность, стиль, минимализм, премиальность и всегда актуальный продукт. Фрагмент главной страницы официального сайта в России

    Цель технологического гиганта Apple — предоставить клиентам лучший пользовательский опыт с помощью инновационного оборудования, программного обеспечения и услуг в замкнутой экосистеме. Основа любой рекламы кампании — роскошь, премиальность, уникальный дизайн — и ничего лишнего. Коммуникация в позиционировании бренда устанавливает прочную связь: если вы выбираете Apple, значит, вы творческий человек, стремящийся к инновациям. 

    3.   Starbucks

    Проблемы интернет-маркетинга

    Акцент в позиционирование Starbucks — это тёплая и уютная атмосфера, в которой приятно наслаждаться вкусным кофе. Фрагмент изображения с главной страницы сайта Starbucks

    Starbucks — крупнейшая сеть кофеен в мире, которая выстроила позиционирование на нескольких столпах. Во-первых, это доступность — кофейни Starbucks представлены почти на каждом углу в странах присутствия компании. Во-вторых, у них разнообразное меню, где каждый найдёт что-то себе по вкусу. И, наконец, они создают тёплую и уютную атмосферу в кофейнях. В результате бренд ассоциируется у потребителей со стабильным качеством. 

    Топ-4 ошибок бренда в позиционировании и как их избежать

    Ошибки в рекламе и позиционировании неизбежны. Лучше заранее знать, в чём можно ошибиться, чтобы неправильное позиционирование не привело компанию к провалу. 

    Ошибка 1: Создавать продукт для всех

    Позиция «для всех» равна позиции «ни для кого». Компания не понимает или не знает свою целевую аудиторию, не учитывает боли конкретных сегментов потребителей.

    Как избежать ошибки:

    В первую очередь — сегментировать свою аудиторию. Например, по доходу, месту жительства, образу жизни, возрасту, интересам. Сегментация поможет определить ценовую политику и каналы распространения продукта. Если у вас широкая целевая аудитория, можно предусмотреть несколько продуктовых линеек, например в эконом- и премиум-сегментах.

    Ошибка 2: Не составить стратегию бренда

    Недостаточно создать яркую упаковку и уникальный дизайн. Пока бренд не понимает, в чём философия и миссия компании, — стратегии у бренда нет.

    Как избежать ошибки:

    Перед выходом на рынок, надо проработать стратегию бренда. Для этого проходят через несколько этапов:

    • Проводят анализ как собственного бренда, так и конкурентов. Изучают сильные и слабые стороны продукта, исследуют рынок, правовую базу в стране.
    • Ставят и формулируют цель. Цели продвижения выстраивают на разные сроки – от кратко- до долгосрочных. Для этого отвечают на вопросы:
      • Почему существует наша компания?
      • Какое будущее она хочет создать и как?
      • Какие принципы определяют наше поведение?
      • Какие ценности мы несём.
    • Определяют целевую аудиторию. См. пункт 1.
    • Выбирают каналы для коммуникации с клиентами.
    • Разрабатывают визуальный образ бренда — фирменный стиль, логотип.
    • Определяют способ общения с целевой аудиторией – голос компании (слова, которые она использует в коммуникации с клиентами) и тон (как бренд разговаривает с аудиторией).
    • Составляют алгоритм контроля.

    Ошибка 3: Игнорировать слабые стороны

    Безупречных продуктов не бывает. Для одних компаний это может стать критичной проблемой, тогда как для других — это барьер, который можно преодолеть.

    Как избежать ошибки:

    • Учитывать слабые стороны в работе с возражениями, чтобы повысить качество обслуживания и укрепить доверие клиентов. Понять слабости бренда поможет, например, SWOT-анализ, в котором слабые стороны противопоставляются сильным, а угрозы — возможностям.
    • Сосредоточиться на сервисе, непрерывной коммуникации с аудиторией и качественной поддержке.

    Ошибка 4: Отказаться от эмоциональной связи с потребителями

    Современный и актуальный продукт компании — это не только новая технология или функции, но и эмоции, которые возникают у потребителей при взаимодействии с ним. Нет эмоций — нет аутентичности бренда. А значит, образ компании никак не закрепляется в сознании аудитории. 

    Как избежать ошибки:

    • Сосредоточиться на эмоциональной составляющей бренда. Делать акцент на упущенной выгоде, вызывать восторг с помощью ярких и цепляющих предложений, создавать вдохновляющие и мотивирующие послания. При этом помните: для возникновения эмоций важен контекст.
    • Продумать уникальный, привлекающий внимание дизайн и фирменный стиль продукта.
    • Сформулировать tone of voice, который будет соответствовать аудитории: сдержанный и лаконичный либо открытый и дружелюбный.

    Как ошибались бренды: три наглядных примера

    Ошибки в рекламе и позиционировании совершают даже бренды, давно присутствующие на рынке. 

    • Замороженные обеды от Colgate

    Для большинства людей деятельность Colgate ассоциируется с конкретным продуктом — зубной пастой. Но в 1982 году компания решила запустить линейку замороженных обедов. Аргументация была проста: если люди доверяют бренду в одном, значит, будут лояльны и к другим продуктам.

    Ошибки в рекламе примеры

    Фотография с сайта Prospect

    Однако когда люди увидели на прилавках замороженные обеды компании, первой реакцией было: «Это что-то со вкусом зубной пасты?». Вся маркетинговая история Colgate про отбеливание, свежее дыхание и чистые зубы не имела никакого отношения к вкусной еде. Как итог — продукт не имел успеха среди кокупателей.

    • Йогурт от Cosmopolitan 

    Cosmo — один из самых популярных журналов в мире, особенно среди молодых женщин. Отдел маркетинга Cosmopolitan решил сделать ставку на эту целевую аудиторию и предположил, что женщины оценят новый йогурт от любимого бренда. 

    Ошибка заключалась в том, что компания не провела исследование рынка, а слепо доверилась гипотезе. Читатели не увидели ценности в йогурте — пусть даже от знакомой компании. В итоге неудачный продукт просуществовал 18 месяцев и был навсегда снят с продаж.

    • Мобильные устройства от Blackberry

    В 2000-е годы, когда производитель мобильных устройств Blackberry ещё представлял серьёзную силу на рынке, бренд заявлял о себе так:

    «Мы предлагаем продукт для профессионалов, которые постоянно находятся в движении. Наше решение позволяет им оставаться в дороге — это проще и надёжнее, чем у конкурентов».

    Проблема здесь — в сомнительном позиционировании. Рекламная кампания бренда сосредоточилась на продукте, но не подсветила при этом, как именно проблемы клиентов он решает.

    Хотите лучше знать свою аудиторию и построить грамотное взаимодействие с ней? МТС Исследования помогут узнать ценные сведения о портрете вашей целевой аудитории, её проблемах, потребительском поведении. Всё это позволит скорректировать позиционирование и закрепить образ вашего бренда в сознании клиентов.

    Однако предприятие розничной торговли в процессе позиционирования своих торговых услуг может совершать определенные ошибки. Рассмотрим основные из них.

    Недопозиционирование. Некоторые магазины не осознают, что покупатели имеют смутное представление о предлагаемых им товарах и торговых услугах. У покупателей нет особых, связанных с названием этой точки продаж ассоциаций. Магазин рассматривается лишь как один из многих.

    Сверхпозиционирование. Потребители могут иметь слишком узкие представления о магазине. Так, они могут думать, что нижняя граница цены на определенный товар в этом магазине намного выше, чем можно себе позволить. Результатом данной ошибки будет недостаточное проникновение на рынок, т.е. низкий уровень охвата целевого сегмента.

    Запутанное позиционирование. У потребителей может сложиться запутанный образ магазина, потому что компания делает слишком много заявлений о свойствах предлагаемых товаров и торговых услуг или слишком часто меняет свою позицию.

    Сомнительное позиционирование. Покупатели могут испытывать сомнения в заявленных магазином преимуществах. Одним из примеров сомнительного позиционирования может служить лозунг всех магазинов сети «Рамстор» — «Всегда дешевле!»

    Учитывая потребительские особенности российского покупателя по отношению к розничным магазинам, можно избежать многих типичных ошибок по позиционированию торгового предприятия.

    Стереотип 1. Большой магазин (супермаркет) — высокие цены.

    Следует признать объективный момент: значительная часть покупательской аудитории (в основном, покупатели со средним и ниже среднего доходом, составляющие около 75% населения российской столицы) изначально испытывают страх и неприязнь по отношению к любому магазину, приобретшему ярлык «супермаркет». Борьба с этим стереотипом может вестись как на рациональном уровне (ценовой политикой, информационно-просветительской работой с населением) так и на иррациональном (создание атмосферы, способной внушить каждому покупателю вне зависимости от его социального статуса чувство нахождения «в своей тарелке»).

    Стереотип 2. Нет товара сегодня — не будет и завтра.

    Стоит покупателю всего один-два раза не найти «свой» товар на полке, и он легко переключится на другой магазин (во многих микрорайонах с этим нет никаких проблем), и в дальнейшем совершает остальные покупки именно там. Поэтому самым эффективным методом борьбы с данным стереотипом представляется постоянный контроль за стабильностью представления ассортимента одновременно с учетом потребностей покупательской аудитории.

    Стереотип 3. Хорошо только в начале — потом будет хуже.

    Ожидание того, что «дальше будет хуже» (поработав три-четыре месяца, предприятие якобы неизбежно снизит качество сервиса) распространяется не только на представление товарных категорий, но и на открытие новых торговых точек. Особенно опасно сочетание данного стереотипа с обозначенным под № 1. Тогда появившееся негативное отношение к брэнду продавца усиливается подсознательным желанием убедиться в том, что «действительно, супермаркет — это не для меня».

    Чтобы избежать подобных ошибок, каждому предприятию торговли нужно помнить, что все маркетинговые мероприятия должны отражать выбранную позицию магазина на рынке и выделять его отличительные характеристики.

    Типичные ошибки позиционирования

    • Недопозиционирование
      имеет
      место, когда покупатели имеют смутное
      представление о торговой марке, у
      покупателей нет никаких связанных с
      ней ассоциаций.

    • Сверхпозиционирование
      – имеет
      место, когда покупатели имеют слишком
      узкие представления о торговой марке.

    • Запутанное
      позиционирование

      возникает в связи с тем, что у покупателя
      складывается запутанный образ марки,
      так как компания делает слишком много
      заявлений об атрибутах (преимуществах)
      продукта или слишком часто меняет
      позиционирование марки.

    • Сомнительное
      позиционирование

      возникает, когда потребители с трудом
      верят в заявления компании о высоком
      качестве продукта в свете его реальных
      характеристик, цены или репутации
      производителя.

    Информация
    о позиционировании компании

    Разработанную
    стратегию позиционирования компания
    должна эффективно довести до потребителей.
    Репутация производителя влияет на
    представление о качестве его продукта.
    Разумной представляется такая политика
    компании, при которой общественность
    информируется о высоком качестве
    продукции, а потребитель получает
    гарантии возмещения затрат в противном
    случае.

    Вопросы
    для самопроверки

    1.
    От чего зависят возможности
    дифференцирования?

    2.
    Назовите направления дифференцирования
    товара.

    3.
    В чем состоит особенность дифференциации
    услуг?

    4.
    Назовите критерии, которые влияют на
    дифференцирование.

    5.
    От чего зависит позиция товара на рынке.

    6.
    Назовите принципы позиционирования.

    7.
    Дайте характеристику основным направлениям
    позиционирования.

    Раздел 3. Маркетинговая информационная система

    Более
    подробная информация по данному разделу
    содержится в [1], [2]. В разделе рассматриваются
    четыре темы:

    Тема
    3.1. Маркетинговые исследования.

    Тема
    3.2. Маркетинговое прогнозирование.

    Тема
    3.3. Анализ маркетинговой среды.

    Тема
    3.4. Анализ покупательского поведения.

    При
    работе с теоретическим материалом
    следует ответить на вопросы для
    самопроверки, приведенные в конце
    изложения каждой темы.

    После
    проработки теоретического материала
    раздела 3 следует выполнить программу
    практического занятия №3 и тренировочный
    тест №3.

    Изучение
    раздела заканчивается контрольным
    мероприятием: необходимо ответить на
    вопросы контрольного теста №3. Максимальное
    количество баллов, которое Вы можете
    получить по данному разделу, составляет
    23 (8 баллов за практическое занятие и 15
    баллов за тестирование).

    3.1. Маркетинговые исследования

    Целью
    любого маркетингового исследования
    является формирование оптимальной
    стратегии и тактики действий с учетом
    реально сложившихся и вероятных в
    перспективе, с одной стороны, комплекса
    условий и факторов рынка, а с другой —
    возможностей, потенциала
    и претензий фирмы — субъекта рынка. Это
    делается для снижения
    уровня неопределенности информации
    и для оптимизации рыночной концепции,
    стратегии и тактики поведения фирмы на
    рынке.

    Исследование
    рынка включает в себя комплекс
    маркетинговых проблем
    и проблемных блоков, среди которых:
    структура, состояние
    и перспективы развития рынка в целом,
    а также его основных составляющих
    — спроса, предложения и механизмов их
    уравновешивания,
    балансирования. Среди этих механизмов
    — товарный ассортимент,
    ценообразование, коммуникационная
    деятельность.
    Основу маркетингового исследования
    составляет маркетинговая информация.

    Маркетинговая
    информационная система (МИС)

    включает в себя индивидов, оборудование
    и процедуры сбора, сортировки, анализа,
    оценки и распределения необходимой
    своевременной и достоверной информации,
    используемой при принятии маркетинговых
    решений.

    Роль
    МИС заключается в определении потребностей
    в информации для маркетингового
    управления, в ее получении и своевременном
    предоставлении соответствующим
    руководителям. Необходимые сведения
    получают из внутренней отчетности
    фирмы, маркетинговых наблюдений,
    маркетинговых исследований и анализа
    данных.

    Основным
    способом получения маркетинговой
    информации является маркетинговое
    исследование.

    Маркетинговое
    исследование


    это процесс поиска, сбора, обработки
    данных и подготовки информации для
    принятия оперативных и стратегических
    решений в системе предпринимательства.

    Маркетинговые
    исследования проводятся в двух
    направлениях: для исследования
    характеристик рынка; для исследования
    внутрифирменных возможностей
    (действительных и потенциальных).

    Главное
    назначение маркетинговых исследований

    (их результат) — это генерирование
    маркетинговой информации для принятия
    оптимальных решений в области
    взаимодействия (коммуникаций) субъектов
    маркетинговой системы, которые
    обеспечивали бы требуемое рынком
    количество и качество продукции и услуг.

    Главная
    цель маркетинговых исследований

    заключается в выработке общего
    представления о структуре и закономерностях
    динамики рынка, выявлении возможностей
    конкретной фирмы для более эффективной
    адаптации ее технологий и менеджмента
    к конкурентной среде, успешного вывода
    на рынок продукции или услуг.

    Общая
    функция маркетинговых исследований

    состоит в исключении во всей маркетинговой
    деятельности компании неточных оценок,
    риска и непроизводительных затрат труда
    и времени.

    Основными
    задачами маркетинговых исследований

    являются:

    1)
    Обеспечение руководства фирмы необходимой
    информацией;

    2)
    Заблаговременная оценка шансов и риска
    (фирмы и ее товаров);

    3)
    Содействие на каждой фазе поиска решений
    достижению объективности в моделировании
    деловых ситуаций;

    4)
    Содействие пониманию персоналом
    маркетинговых целей, их взаимосвязи с
    целями предприятия.

    Процесс
    маркетингового исследования

    включает в себя следующие общепринятые
    этапы и процедуры:

    1.
    Определение проблемы и целей исследования;

    2.
    Разработка плана исследования;

    3.
    Реализация плана исследования;

    4.
    Подготовка и презентация заключительного
    отчета.

    На
    практике применяют различные формы
    проведения маркетинговых
    исследований.
    Их классифицируют по следующим признакам:

    По
    виду объекта исследования
    :
    это могут быть исследования рынков
    сбыта, рынков производительных сил,
    рынка капитала и т. д.; исследование
    внутренней среды фирмы; исследование
    окружающей среды.

    По
    территориальному признаку
    :
    региональное, национальное, интернациональное
    исследования рынка.

    По
    временному признаку
    :
    ретроспективное, оперативное (текущее),
    диагностическое, прогнозное исследования.

    По
    продуктовому признаку
    :
    исследования средств производства,
    средств потребления, услуг.

    По
    виду показателей, характеризующих
    объект исследования.

    Такого рода исследования делятся на
    объективные, — например, при исследовании
    сбыта это цена, объем продаж, структура
    спроса, и на субъективные исследования,
    — например, при исследовании сбыта это
    возраст, пол, профессия.

    По
    способу получения данных и информации
    различают
    первичные (полевые), и вторичные
    (кабинетные) маркетинговые
    исследования.

    Краткое содержание и ссылки по теме

    1. Ошибки позиционирования товара, бренда
    2. Как оздоровить бренд

    Ошибки позиционирования товара, бренда

    Ежедневно с экранов телевизоров и мониторов компьютера, к нам обращаются производители товаров и владельцы брендов. При этом увеличивается и риск возникновения чувства недоверия к рекламе, а также «размывания» позиций слишком разрекламированного бренда. Основные ошибки позиционирования таковы:

    1. Недопозиционирование. Ситуация, когда покупатели не увидели своей личной потребности в данном товаре (инновационном) или не понимают преимуществ именно вашего исполнения старого предмета (если вы не выходите с демпинговыми ценами) – а потому не имеют связанных с маркой ассоциаций, ведущих к покупке. Например, прозрачная версия колы «Crystal Pepsi» (проект 1993 года) так и не полюбилась потребителям: они не восприняли его прозрачность как нужный им атрибут, она стала материалом лишь для издевательских шуток;
    2. Сверхпозиционирование. Формирование у покупателей слишком узких представлений о марке. Так, ювелирная сеть Tiffany сформировала у потребителей стереотип о том, что стоимость их украшений – от 5 тысяч долларов и выше. В реальности компания предлагает и доступные среднему классу во много раз более дешевые украшения – но этот факт без миллионов долларов на прямую рекламу уже не донести потребителям всего мира: стереотип об элитарности «бриллиантов от Тиффани» долго создавался самой компанией и уже имеет длительную историю;
    3. Запутанное (расплывчатое) позиционирование. Если брендмейкеры настаивают на целом ряде преимуществ своего товара, не опуская ни одного из них, то потребителя это перегружает, не формируется устойчивого ассоциативного ряда, возникает аналогия с навязчивым сетевым маркетингом. То же касается частого изменения стратегии продвижения. Так было с мощными настольными компьютерами «NeXT» Стивена Джобса, которые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем – на инженеров, еще позже – на бизнесменов, и всякий раз неудачно.
    4. Сомнительное позиционирование. Ситуация, когда заявленные характеристики продукта (цена, качество) вызывают сомнения у потребителей. Например, «машина представительского класса по цене среднего».

    Неправильное позиционирование влияет на то, насколько много материальных и временных затрат понадобится на преодоление этих проблем. Поэтому уже на первых этапах никогда не делайте следующего:

    • Не включайте в позиционирование все характеристики продукта – нужно взять лищь 1-2 самых важных параметра;
    • Не позиционируйте продукт «для всех», даже если это йогурт, маркер, салфетки или парацетамол – определите четкую целевую группу;
    • Не используйте низкую цену как главное преимущество, если невозможно обеспечить ее в долгосрочной перспективе;
    • Не позиционируйте товар против лидера, если у вас нет абсолютного превосходства;
    • Не меняйте успешное позиционирование (если нет явных глобальных изменений);

    В то же время, в процессе позиционирования, эксперты советуют:

    • в процессе рекламной кампании увеличить количество организаций-партнеров. Например, «Bosch рекомендует Finish»

    • собирать статистику продаж, оперативно реагировать на ключевые изменения (рост/падение лояльных к бренду потребителей, новые запросы на рынки, конкуренты и т.д.);
    • поддерживать обратную связь с потребителями посредством интернета: реагировать на жалобы, принимать предложения.

    Как оздоровить бренд

    Если результаты исследования бренда компании / товара показали различие между его позиционированием и занимаемой им позицией на рынке (или между обещаниями и реальными свойствами), следует оздоровить бренд. Возможные пути преодоления ошибок представлены на инфографике 2:

    Автор: Простобанк Консалтинг

    Источник: Prostobiz.ua

    Обновлено: 04.2023

    Дата обновления: 01.09.2023

    Автор: Простобанк Консалтинг

    Краткое содержание и ответы на вопросы

    1. Ошибки позиционирования товара, бренда
    2. Как оздоровить бренд

    Ошибки позиционирования товара, бренда

    Ежедневно с экранов телевизоров и мониторов компьютера, к нам обращаются производители товаров и владельцы брендов. При этом увеличивается и риск возникновения чувства недоверия к рекламе, а также «размывания» позиций слишком разрекламированного бренда. Основные ошибки позиционирования таковы:

    1. Недопозиционирование. Ситуация, когда покупатели не увидели своей личной потребности в данном товаре (инновационном) или не понимают преимуществ именно вашего исполнения старого предмета (если вы не выходите с демпинговыми ценами) – а потому не имеют связанных с маркой ассоциаций, ведущих к покупке. Например, прозрачная версия колы «Crystal Pepsi» (проект 1993 года) так и не полюбилась потребителям: они не восприняли его прозрачность как нужный им атрибут, она стала материалом лишь для издевательских шуток;
    2. Сверхпозиционирование. Формирование у покупателей слишком узких представлений о марке. Так, ювелирная сеть Tiffany сформировала у потребителей стереотип о том, что стоимость их украшений – от 5 тысяч долларов и выше. В реальности компания предлагает и доступные среднему классу во много раз более дешевые украшения – но этот факт без миллионов долларов на прямую рекламу уже не донести потребителям всего мира: стереотип об элитарности «бриллиантов от Тиффани» долго создавался самой компанией и уже имеет длительную историю;
    3. Запутанное (расплывчатое) позиционирование. Если брендмейкеры настаивают на целом ряде преимуществ своего товара, не опуская ни одного из них, то потребителя это перегружает, не формируется устойчивого ассоциативного ряда, возникает аналогия с навязчивым сетевым маркетингом. То же касается частого изменения стратегии продвижения. Так было с мощными настольными компьютерами «NeXT» Стивена Джобса, которые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем – на инженеров, еще позже – на бизнесменов, и всякий раз неудачно.
    4. Сомнительное позиционирование. Ситуация, когда заявленные характеристики продукта (цена, качество) вызывают сомнения у потребителей. Например, «машина представительского класса по цене среднего».

    Четыре основные ошибки позиционирования торговой марки – и их преодоление image:1

    Неправильное позиционирование влияет на то, насколько много материальных и временных затрат понадобится на преодоление этих проблем. Поэтому уже на первых этапах никогда не делайте следующего:

    • Не включайте в позиционирование все характеристики продукта – нужно взять лищь 1-2 самых важных параметра;
    • Не позиционируйте продукт «для всех», даже если это йогурт, маркер, салфетки или парацетамол – определите четкую целевую группу;
    • Не используйте низкую цену как главное преимущество, если невозможно обеспечить ее в долгосрочной перспективе;
    • Не позиционируйте товар против лидера, если у вас нет абсолютного превосходства;
    • Не меняйте успешное позиционирование (если нет явных глобальных изменений);

    В то же время, в процессе позиционирования, эксперты советуют:

    • в процессе рекламной кампании увеличить количество организаций-партнеров. Например, «Bosch рекомендует Finish»

    Четыре основные ошибки позиционирования торговой марки – и их преодоление image:2

    • собирать статистику продаж, оперативно реагировать на ключевые изменения (рост/падение лояльных к бренду потребителей, новые запросы на рынки, конкуренты и т.д.);
    • поддерживать обратную связь с потребителями посредством интернета: реагировать на жалобы, принимать предложения.

    Как оздоровить бренд

    Если результаты исследования бренда компании / товара показали различие между его позиционированием и занимаемой им позицией на рынке (или между обещаниями и реальными свойствами), следует оздоровить бренд. Возможные пути преодоления ошибок представлены на инфографике 2:

    Четыре основные ошибки позиционирования торговой марки – и их преодоление image:3

    Позиционирование — это формирование образа бренда в глазах потребителей. По сути, это процесс создания и закрепления за продуктом определённого имиджа, который выгодно выделяет его на фоне конкурентов. 

    В этой статье расскажем, какие ошибки в позиционировании и рекламе часто допускают компании и как их избежать.

    1. Зачем бренду позиционирование
    2. Чем позиционирование отличается от УТП, и при чём тут tone of voice
    3. Как доносить до целевой аудитории своё позиционирование
    4. Топ-4 ошибок бренда в позиционировании и как их избежать
      Ошибка 1: Создавать продукт для всех
      Ошибка 2: Не составить стратегию бренда
      Ошибка 3: Игнорировать слабые стороны
      Ошибка 4: Отказаться от эмоциональной связи с потребителями
    5. Как ошибались бренды: три наглядных примера

    Зачем бренду позиционирование

    Грамотно построенное позиционирование решает для компании сразу несколько задач:

    1. Выделяет её на фоне конкурентов и помогает отстроиться от них.
    2. Показывает выгоду от приобретения товара.
    3. Повышает лояльность покупателей к бренду.
    4. Закрепляет в сознании потребителей определённый образ.

    Без позиционирования любая продукция становится одной из многих: ещё один шампунь на прилавках магазинов, ещё одна марка одежды для детей и ещё один смартфон. Тогда как позиционирование через трансляцию правильных и понятных ценностей помогает выделить продукт на рынке и привлечь клиентов.

    Например, компания по производству бытовой химии использует в составе своей продукции только натуральные ингредиенты и выпускает её в упаковке, подлежащей вторичной переработке. Этим бренд говорит покупателю: «Это средство безопасно для экологии. Выберите его, если не хотите навредить природе».

    Сильное позиционирование способно принести компании дополнительную прибыль. Оно позволяет продавать продукты и услуги дороже, чем у конкурентов, без постоянных скидок и демпинга цен.

    Чем позиционирование отличается от УТП, и при чём тут tone of voice

    Уникальное торговое предложение (УТП) — это характеристика продукта, которая отличает его от конкурентов. Это может быть особая технология производства, необычные ингредиенты в составе или подход к выпуску продукции. 

    УТП и позиционирование, как маркетинговые инструменты, тесно связаны друг с другом и их часто путают. В чём же разница? 

    • Позиционирование — это в первую очередь формирование образа у покупателя. То, о чём он думает, когда видит логотип бренда или слышит название компании. Позиционирование предполагает определённые ассоциации, отвечает на вопросы: «Что должен чувствовать человек, который купил нашу продукцию», «К какой социальной группе он принадлежит», «Сколько он зарабатывает».
    • УТП отвечает на главный вопрос: «Почему мы должны покупать это именно у вас?»
    • Вот пример удачного уникального торгового предложения для салона красоты: «Наши мастера проходили стажировку в Италии на неделе моды. Теперь они точно знают, какое окрашивание волос будет модным в следующем сезоне». А это вариант позиционирования: «У такого салона красоты самые модные клиенты».

    Важное место в стратегии позиционирования занимает и tone of voice бренда (TOV). Это стиль, который компания выбирает для общения со своей аудиторией. TOV — не только то, что бренд сообщает потребителям, но и то, как он передаёт настроение и эмоции через слоган, оформление и визуальные образы.

    Как доносить до целевой аудитории своё позиционирование

    Для этого можно использовать следующие инструменты интернет-маркетинга:

    • Рекламные кампании с широким охватом — это могут быть таргетированные кампании в соцсетях или размещение баннеров на тематических порталах.
    • Коммуникации с клиентами — например, через соцсети и паблики бренда.
    • Через оформление сайта — портал визуализирует позиционирование.

    Приведём несколько примеров, как известные бренды транслируют целевой аудитории своё позиционирование.

    1.   Nike

    Проблемы маркетинга

    Модели Nike, которые помогают отразить позиционирование бренда — волю и стремление к победе. Фрагмент изображения с официального сайта Nike

    Вся коммерческая деятельность Nike акцентирует внимание потребителей на спортивных достижениях и инновациях. В маркетинговых кампаниях рекламный слоган «Просто сделай это» дополняется изображениями моделей, которые активно работают над своим телом ради лучших результатов.

    2.   Apple

    Маркетинговые проблемы

    Главная страница сайта Apple отражает позиционирование бренда — строгость, лаконичность, стиль, минимализм, премиальность и всегда актуальный продукт. Фрагмент главной страницы официального сайта в России

    Цель технологического гиганта Apple — предоставить клиентам лучший пользовательский опыт с помощью инновационного оборудования, программного обеспечения и услуг в замкнутой экосистеме. Основа любой рекламы кампании — роскошь, премиальность, уникальный дизайн — и ничего лишнего. Коммуникация в позиционировании бренда устанавливает прочную связь: если вы выбираете Apple, значит, вы творческий человек, стремящийся к инновациям. 

    3.   Starbucks

    Проблемы интернет-маркетинга

    Акцент в позиционирование Starbucks — это тёплая и уютная атмосфера, в которой приятно наслаждаться вкусным кофе. Фрагмент изображения с главной страницы сайта Starbucks

    Starbucks — крупнейшая сеть кофеен в мире, которая выстроила позиционирование на нескольких столпах. Во-первых, это доступность — кофейни Starbucks представлены почти на каждом углу в странах присутствия компании. Во-вторых, у них разнообразное меню, где каждый найдёт что-то себе по вкусу. И, наконец, они создают тёплую и уютную атмосферу в кофейнях. В результате бренд ассоциируется у потребителей со стабильным качеством. 

    Топ-4 ошибок бренда в позиционировании и как их избежать

    Ошибки в рекламе и позиционировании неизбежны. Лучше заранее знать, в чём можно ошибиться, чтобы неправильное позиционирование не привело компанию к провалу. 

    Ошибка 1: Создавать продукт для всех

    Позиция «для всех» равна позиции «ни для кого». Компания не понимает или не знает свою целевую аудиторию, не учитывает боли конкретных сегментов потребителей.

    Как избежать ошибки:

    В первую очередь — сегментировать свою аудиторию. Например, по доходу, месту жительства, образу жизни, возрасту, интересам. Сегментация поможет определить ценовую политику и каналы распространения продукта. Если у вас широкая целевая аудитория, можно предусмотреть несколько продуктовых линеек, например в эконом- и премиум-сегментах.

    Ошибка 2: Не составить стратегию бренда

    Недостаточно создать яркую упаковку и уникальный дизайн. Пока бренд не понимает, в чём философия и миссия компании, — стратегии у бренда нет.

    Как избежать ошибки:

    Перед выходом на рынок, надо проработать стратегию бренда. Для этого проходят через несколько этапов:

    • Проводят анализ как собственного бренда, так и конкурентов. Изучают сильные и слабые стороны продукта, исследуют рынок, правовую базу в стране.
    • Ставят и формулируют цель. Цели продвижения выстраивают на разные сроки – от кратко- до долгосрочных. Для этого отвечают на вопросы:
      • Почему существует наша компания?
      • Какое будущее она хочет создать и как?
      • Какие принципы определяют наше поведение?
      • Какие ценности мы несём.
    • Определяют целевую аудиторию. См. пункт 1.
    • Выбирают каналы для коммуникации с клиентами.
    • Разрабатывают визуальный образ бренда — фирменный стиль, логотип.
    • Определяют способ общения с целевой аудиторией – голос компании (слова, которые она использует в коммуникации с клиентами) и тон (как бренд разговаривает с аудиторией).
    • Составляют алгоритм контроля.

    Ошибка 3: Игнорировать слабые стороны

    Безупречных продуктов не бывает. Для одних компаний это может стать критичной проблемой, тогда как для других — это барьер, который можно преодолеть.

    Как избежать ошибки:

    • Учитывать слабые стороны в работе с возражениями, чтобы повысить качество обслуживания и укрепить доверие клиентов. Понять слабости бренда поможет, например, SWOT-анализ, в котором слабые стороны противопоставляются сильным, а угрозы — возможностям.
    • Сосредоточиться на сервисе, непрерывной коммуникации с аудиторией и качественной поддержке.

    Ошибка 4: Отказаться от эмоциональной связи с потребителями

    Современный и актуальный продукт компании — это не только новая технология или функции, но и эмоции, которые возникают у потребителей при взаимодействии с ним. Нет эмоций — нет аутентичности бренда. А значит, образ компании никак не закрепляется в сознании аудитории. 

    Как избежать ошибки:

    • Сосредоточиться на эмоциональной составляющей бренда. Делать акцент на упущенной выгоде, вызывать восторг с помощью ярких и цепляющих предложений, создавать вдохновляющие и мотивирующие послания. При этом помните: для возникновения эмоций важен контекст.
    • Продумать уникальный, привлекающий внимание дизайн и фирменный стиль продукта.
    • Сформулировать tone of voice, который будет соответствовать аудитории: сдержанный и лаконичный либо открытый и дружелюбный.

    Как ошибались бренды: три наглядных примера

    Ошибки в рекламе и позиционировании совершают даже бренды, давно присутствующие на рынке. 

    • Замороженные обеды от Colgate

    Для большинства людей деятельность Colgate ассоциируется с конкретным продуктом — зубной пастой. Но в 1982 году компания решила запустить линейку замороженных обедов. Аргументация была проста: если люди доверяют бренду в одном, значит, будут лояльны и к другим продуктам.

    Ошибки в рекламе примеры

    Фотография с сайта Prospect

    Однако когда люди увидели на прилавках замороженные обеды компании, первой реакцией было: «Это что-то со вкусом зубной пасты?». Вся маркетинговая история Colgate про отбеливание, свежее дыхание и чистые зубы не имела никакого отношения к вкусной еде. Как итог — продукт не имел успеха среди кокупателей.

    • Йогурт от Cosmopolitan 

    Cosmo — один из самых популярных журналов в мире, особенно среди молодых женщин. Отдел маркетинга Cosmopolitan решил сделать ставку на эту целевую аудиторию и предположил, что женщины оценят новый йогурт от любимого бренда. 

    Ошибка заключалась в том, что компания не провела исследование рынка, а слепо доверилась гипотезе. Читатели не увидели ценности в йогурте — пусть даже от знакомой компании. В итоге неудачный продукт просуществовал 18 месяцев и был навсегда снят с продаж.

    • Мобильные устройства от Blackberry

    В 2000-е годы, когда производитель мобильных устройств Blackberry ещё представлял серьёзную силу на рынке, бренд заявлял о себе так:

    «Мы предлагаем продукт для профессионалов, которые постоянно находятся в движении. Наше решение позволяет им оставаться в дороге — это проще и надёжнее, чем у конкурентов».

    Проблема здесь — в сомнительном позиционировании. Рекламная кампания бренда сосредоточилась на продукте, но не подсветила при этом, как именно проблемы клиентов он решает.

    Хотите лучше знать свою аудиторию и построить грамотное взаимодействие с ней? МТС Исследования помогут узнать ценные сведения о портрете вашей целевой аудитории, её проблемах, потребительском поведении. Всё это позволит скорректировать позиционирование и закрепить образ вашего бренда в сознании клиентов.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка тонера brother 2130r
  • Ошибка солярис р0304 хендай солярис
  • Ошибка топочного автомата viessmann vitodens 200
  • Ошибка том клэнси
  • Ошибка тарификации что это значит