Ошибка смерти хлебников краткое содержание

«Ошибка смерти» — драма русского поэта Велимира Хлебникова.

История создания

Создание драмы «Ошибка смерти» датировано В. Хлебниковым 23 ноября 1915 года[1].

Постановки

При жизни Хлебникова предпринималось несколько попыток поставить «Ошибку Смерти». В ноябре 1917 года драму пытался поставить сам Хлебников вместе с Владимиром Татлиным и Артуром Лурье. А. С. Лурье написал в 1917 году музыку к пьесе. Николай Пунин и Артур Лурье лично просили на прёме у свежеиспечённого наркома просвещения Анатолия Луначарского разрешить поставить драму в примыкавшем к Зимнему дворцу Эрмитажном театре[2].

В 1917 году пьесу намеревался поставить В. Э. Мейерхольд. Эскизы декораций для этой неосуществлённой постановки выполнил 17-летний художник Владимир Дмитриев.

Также предпринимали попытки постановок Н. Н. Пунин, А. Н. Андриевский (1919 год, Харьков)[3][4], С. Э. Радлов и др.

Единственная прижизненная постановка «Ошибки Смерти» состоялась в Ростове-на-Дону в августе-сентябре 1920 года при участии самого автора[5]. Постановку осуществил театр-студия «Театральная мастерская»[5]. Режиссёр постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (Аркадий Борисович Надеждов), вспоминал: «Ставлю „Ошибку Смерти“. Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает»[6].

В 1976 году пьесу поставил авангардный театр «Патагруппо» в Риме[7].

В августе 2019 года пьеса Велимира Хлебникова «Ошибка Смерти или тринадцатый гость» была поставлена творческим объединением «Театр на перекрёстке» под руководством режиссёра В. Зыковой в посёлке Вырица, Ленинградской области.[8].

Интересные факты

  • В настоящее время в Ростове-на-Дону по адресу пер. Газетный 46, в бывшем помещении кафе «Подвал поэтов», в котором состоялась первая постановка пьесы «Ошибка смерти», находится общественный туалет[9].

Примечания

  1. Хлебников В. Ошибка Смерти. — М. [Харьков]: изд. «Лирень», 1917.
  2. Волков С. История русской культуры XX века. — М.: Эксмо, 2008. — 376 с. — ISBN 978-5-699-25952-6.
  3. Бермант Ю. Поэт и чекисты Архивная копия от 18 мая 2011 на Wayback Machine // Слобода. — 2005. — 18 марта.
  4. Андриевский А. Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым Архивная копия от 26 июня 2010 на Wayback Machine // Дружба народов. — 1985. — № 12. С. 228—242.
  5. 5,0 5,1 Березарк И. Встречи с Хлебниковым Архивная копия от 18 мая 2011 на Wayback Machine // Звезда. 1965. — № 12. — С. 173—176.
  6. Харьковский понедельник. — 1923. — № 5. — 15 янв.
  7. Unita. — 1976. — 11 дек.
  8. Эл. ресурс: https://vk.com/wall-101459655_34 дата обращения 7.7.20
  9. Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. / Под ред. О. А. Хорошева. — Ростов-на-Дону: Наш регион, 2009. — 128 с. — ISBN 978-5-904422-01-1.

Ссылки

  • «Ошибка смерти» на сайте hlebnikov.lit-info.ru Архивная копия от 28 августа 2011 на Wayback Machine

Ошибка смерти

«Ошибка смерти» — драма русского поэта Велимира Хлебникова.

История создания

Создание драмы «Ошибка смерти» датировано В. Хлебниковым 23 ноября 1915 года[1].

Постановки

При жизни Хлебникова предпринималось несколько попыток поставить «Ошибку Смерти». В ноябре 1917 года драму пытался поставить сам Хлебников вместе с Владимиром Татлиным и Артуром Лурье. А.С. Лурье написал в 1917 году музыку к пьесе. Николай Пунин и Артур Лурье лично просили на прёме у свежеиспечённого наркома просвещения Анатолия Луначарского разрешить поставить драму в примыкавшем к Зимнему дворцу Эрмитажном театре[2].

В 1917 году пьесу намеревался поставить В. Э. Мейерхольд. Эскизы декораций для этой неосуществлённой постановки выполнил 17-летний художник Владимир Дмитриев.

Также предпринимали попытки постановок Н. Н. Пунин, А. Н. Андриевский (1919 год, Харьков)[3][4], С. Э. Радлов и др.

Единственная прижизненная постановка «Ошибки Смерти» состоялась в Ростове-на-Дону в августе-сентябре 1920 года при участии самого автора[5]. Постановку осуществил театр-студия «Театральная мастерская»[5]. Режиссёр постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (Аркадий Борисович Надеждов), вспоминал: «Ставлю „Ошибку Смерти“. Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает»[6].

В 1976 году пьесу поставил авангардный театр «Патагруппо» в Риме[7].

Интересные факты

  • В настоящее время в Ростове-на-Дону по адресу пер. Газетный 46, в бывшем помещении кафе «Подвал поэтов», в котором состоялась первая постановка пьесы «Ошибка смерти», находится общественный туалет[8].

Ссылки

  • «Ошибка смерти» на сайте hlebnikov.lit-info.ru

Источники

  1. Хлебников В. Ошибка Смерти. — М. [Харьков]: изд. «Лирень», 1917.
  2. Волков С. История русской культуры XX века. — М.: Эксмо, 2008. — 376 с. — ISBN 978-5-699-25952-6.
  3. Бермант Ю. Поэт и чекисты // Слобода. — 2005. — 18 марта.
  4. Андриевский А.Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым // Дружба народов. — 1985. — № 12. С. 228–242.
  5. 1 2 Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965. — № 12. — С. 173—176.
  6. Харьковский понедельник. — 1923. — № 5. — 15 янв.
  7. Unita. — 1976. — 11 дек.
  8. Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. / Под ред. О. А. Хорошева. — Ростов-на-Дону: Наш регион, 2009. — 128 с. — ISBN 978-5-904422-01-1.

«Ошибка смерти» — драма русского поэта Велимира Хлебникова.

История создания

Создание драмы «Ошибка смерти» датировано В. Хлебниковым 23 ноября 1915 года[1].

Постановки

При жизни Хлебникова предпринималось несколько попыток поставить «Ошибку Смерти». В ноябре 1917 года драму пытался поставить сам Хлебников вместе с Владимиром Татлиным и Артуром Лурье. А.С. Лурье написал в 1917 году музыку к пьесе. Николай Пунин и Артур Лурье лично просили на прёме у свежеиспечённого наркома просвещения Анатолия Луначарского разрешить поставить драму в примыкавшем к Зимнему дворцу Эрмитажном театре[2].

В 1917 году пьесу намеревался поставить В. Э. Мейерхольд. Эскизы декораций для этой неосуществлённой постановки выполнил 17-летний художник Владимир Дмитриев.

Также предпринимали попытки постановок Н. Н. Пунин, А. Н. Андриевский (1919 год, Харьков)[3][4], С. Э. Радлов и др.

Единственная прижизненная постановка «Ошибки Смерти» состоялась в Ростове-на-Дону в августе-сентябре 1920 года при участии самого автора[5]. Постановку осуществил театр-студия «Театральная мастерская»[5]. Режиссер постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (Аркадий Борисович Надеждов), вспоминал: «Ставлю „Ошибку Смерти“. Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает»[6].

В 1976 году пьесу поставил авангардный театр «Патагруппо» в Риме[7].

Интересные факты

  • В настоящее время в Ростове-на-Дону по адресу пер. Газетный 46, в бывшем помещении кафе «Подвал поэтов», в котором состоялась первая постановка пьесы «Ошибка смерти», находится общественный туалет[8].

Ссылки

  • «Ошибка смерти» на сайте hlebnikov.lit-info.ru

Источники

  1. Хлебников В. Ошибка Смерти. — М. [Харьков]: изд. «Лирень», 1917.
  2. Волков С. История русской культуры ХХ века. — М.: Эксмо, 2008. — 376 с. — ISBN 978-5-699-25952-6.
  3. Бермант Ю. Поэт и чекисты // Слобода. — 2005. — 18 марта.
  4. Андриевский А.Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым // Дружба народов. — 1985. — № 12. С. 228–242.
  5. 1 2 Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965. — № 12. — С. 173—176.
  6. Харьковский понедельник. — 1923. — № 5. — 15 янв.
  7. Unita. — 1976. — 11 дек.
  8. Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. / Под ред. О. А. Хорошева. — Ростов-на-Дону: Наш регион, 2009. — 128 с. — ISBN 978-5-904422-01-1.

Велимир Хлебников

Биография Велимира Хлебникова

28 Октября 1885 – 28 Октября 1922 гг. (37 лет)

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 200.

Велимир Хлебников (1885–1922) — выдающийся авангардист, который писал стихи и прозу. Вошёл в историю как крупнейший основоположник российского футуризма. Велимир Хлебников, биография которого связана с экспериментами с русским языком, участвовал в различных реформациях словотворчества. Славился среди коллег острым умом, необычайным талантом и гениальным мировоззрением, которые как притягивали, так и отпугивали восторженных поклонников.

Ранние годы

Настоящее имя Велимира Хлебникова — Виктор Владимирович Хлебников. Он родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в семье биолога.

С раннего детства ничего не предвещало того, что мальчик будет писать: он изучал естественные и точные науки. Затем поступил в Казанский институт, успешно его окончил, а вот в 1908 году, поступив в Санкт-Петербургское учебное заведение, не смог закончить в нём обучение.

Начало писательской деятельности

В студенческие годы Хлебников начал писать стихи. С 1908 года он начал публиковаться в литературных сборниках и постепенно входить в круг авангардистов. Стоит отметить, что он, как личность одарённая и тонко чувствующая происходящее вокруг, смог быстро завоевать симпатии своих коллег по литературе (Д. Бурлюка, А. Кручёных, которые первыми издали несколько сборников его творчества).

Футуризм

Хлебников был «кочевником»: жил то в Санкт-Петербурге, то в Москве, то в Ростове и других городах России. Пожалуй, именно жизненный опыт дал ему вдохновение для написания всех своих трудов.

Краткая биография Хлебникова включает и его заслуги перед литературным сообществом: писатель стал одним из основоположников такого течения, как футуризм. За свою жизнь он издал несколько отдельных книг. В 1916 году вышла короткая пьеса под названием «Ошибка смерти», через 5 лет — поэма «Ночь в окопе».

Следует упомянуть, что в творчестве Хлебников далеко обогнал своих современников. Он часто обращался к древнеславянской, среднеазиатской и древневосточной мифологии, черпал из неё вдохновение. Создание заумного языка также принадлежит ему: Хлебников искал в нём новые выходы своей экспрессии и художественной выразительности.

Влияние

В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.

Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.

Личная жизнь

Хлебников не был женат и не оставил после себя детей. Но он влюблялся: восхищался и считал музой Анну Ахматову, позже испытывал нежные чувства к сёстрам Синяковым, Вере Будберг и Ксане Богуславской.

Смерть

Как ни странно, смерть Хлебников себе напророчил, как-то раз сказав, что люди, выполняющие такую же задачу, как и он сам, уходят рано, примерно в 37 лет. К концу своей недолгой жизни он, уже изрядно поскитавшийся по России, был измотан физически и морально.

Будущий муж его сестры позаботился о поэте — увёз его в Санталово, чтобы он там встал на ноги. Но Хлебникову стало хуже — внезапно отказали ноги. Врачи лишь развели на это руками и отправили его домой. В 1922 году Хлебников скончался от пареза.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кристина Игнатюк

    7/10

  • Виктория Алешкевич

    10/10

  • Ратибор Хмельницкий

    9/10

Оценка по биографии

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 200.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Обновлено: 21.09.2023

Документ из архива «В. Хлебников», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «литература и русский язык» из раздела «», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «литература и русский язык» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «79570»

Текст 3 страницы из документа «79570»

С Октябрьской революции открывается новый этап творчества В. Хлебникова. В Октябрьской революции Хлебников надеялся увидеть прежде всего перестройку всего мирового порядка, торжество народных чаяний, возмездие старому миру и открывающиеся безбрежные возможности для осуществления нового справедливого и гармонического строя Он не испугался ни беспощадности самой борьбы, ни выстраданных суровых будней с разрухой, голодом, кровавыми событиями гражданской войны. И он, человек вне быта, оказался под стать времени. Он голодал, ездил в вагонах с сыпнотифозными, бродил по персидскому берегу Каспийского моря, служил сторожем в ТерРОСТА, дружил с матросами и красноармейцами. Для Хлебникова, как и для Маяковского, Каменского, Асеева, не возникал вопрос о том «принимать» или «не принимать» революцию.

В стихотворении «Воля всем» (1918) содержится всеобъемлющий, вселенский призыв к свободе:

Вихрем бессмертным, вихрем единым

Все за свободой — туда!

Люди с крылом лебединым

Знамя проносят труда.

. Если же боги закованы,

Волю дадим и богам. (3, 150).

В 1919-1920 годах, в так называемый Харьковский период, В. Хлебников написал такие произведения, как «Ночь в окопе», «Ладомир», «Три сестры», «Лесная тоска», «Поэт» («Карнавал»), «Царапина по небу», «Азы из узы». Это произведения и о революции, и идилии («Три сестры», «Лесная тоска», «Поэт» («Карнавал»), проникнутые приятием мира, радостным чувством природы.

В «Ночь в окопе» Хлебников размышляет над современностью, над судьбами страны, над лозунгами революции, провозглашенными Лениным. Поэма бессюжетна: это размышления автора и возникающие вперемежку с ними картины: ночь перед боем, безмерная степь, голоса солдат в окопе — все это сливается в одном сложном единстве. Поэма полифонична. В авторскую монологическую речь врьгваются разговоры л обрывки песен солдат, резко контрастирующие с торжественно-эпическим стилем повествования:

Семейство каменных пустынниц

Просторы поля сторожило

В окопе бывший пехотинец

Ругался сам с собой: «Могила!

Объявилась эта тетя,

Завтра мертвых не сочтете,

Всех задушит понемножку,

Ну, сверну собачью ножку!» (1, 174).

Вершиной творчества В. Хлебникова тех лет является поэма «Ладомир» (1920). Это поэма о путях человечества, о преобразовании свободным человеком не только социального строя, но и самой природы Поэт обращается к историческим истокам революции. Сама революция воспринимается им как очистительная стихия, гроза, неизбежное историческое возмездие всем силам зла и угнетения. Подобное восприятие революции было характерно и для А. Блока, и для Артема Веселого и для Вс. Иванова.

Образы зарева, грозы, пламени, пожара проходят через всю поэму:

И если в зареве пламен

Уж потонул клуб дыма сизого,

С рукой в крови взамен знамен

Бросай судьбе перчатку вызова.

И если меток был костер

И взвился парус дыма синего,

Шагай в пылающий шатер,

Огонь за пазухою — вынь его (1, 183)

Пафос поэмы в утверждении справедливости и разумности нового мира. Поэт славит союз рабочих и крестьян:

. Славься, дружба пшеничного злака

В рабочей руке с молотком. (1, 195).

Поэма «Ладомир» бессюжетна и «безгеройна». Ее сюжет — революция, ее герой — народ. Это прославление революции и своеобразная утопическая интерпретация судеб освобожденного человечества, построившего свое будущее на основе науки, постижения математических законов мироздания:

Пусть Лобачевского кривые

Дугою над рабочей выей

Всемирного труда. (1, 184).

Поэма космична. Этот космический масштаб, выражение вселенского размаха революции был и у поэтов «Кузницы», и у многих поэтов Пролеткульта (Садофьев, Гастев и др.). В. Маяковский в «Нашем марше» писал:

Видите, скушно звезд небу!

Без него наши песни вьем.

Эй, Большая Медведица! Требуй,

Чтоб на небо нас взяли живьем.

Космизм поэмы В. Хлебникова на грани с земным:

. И жито сеяла рука,

На облаках качался пахарь. (1, 197).

Поэма обращена в будущее. Оно представляется поэту как «научно-построенное человечество», космического масштаба дерзания человеческого разума, преобразующие весь земной шар. Здесь и вера в научный прогресс, в развитие и эволюцию мировой материи. И все это сочетается с древними легендами и учениями об одушевлении природы:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров,

Былиной снов сольются годы,

С глаз человека спал засов. (1, 193-194).

В образе мифологического Ладомира утверждается заветная идея поэта о великой гармонии человека, природы и космоса. Но «Лад мира» не может быть достигнут путем ненависти и насилия. Недостаточны для него и математические «законы времени» — для этого нужна душевная сила:

Черти не мелом, а любовью

Того, что будет чертежи.

И рок, слетевший к изголовью,

Наклонит умный колос ржи. (1, 201).

Программным произведением этого периода является поэма «Поэт». Она начинается с описания весеннего карнавала как символа возрождения жизни, ее радостной, буйной плоти, торжества бессмертия «рода человечества»:

Иди, весна! Зима, долой!

Греми весеннее трубой!

И человек иной чем прежде

В своей изменчивой одежде,

Одетый облаком и наг,

Цветами отмечая шаг. (1, 146).

Поэма Хлебникова исполнена той же земной, языческой стихии, что и музыка «Весны священной» Стравинского. Поэма В. Хлебникова — это еще одна попытка воссоздать давно ушедший языческий мир, с его стихийной радостью бытия. Это — итог размышлений поэта над судьбами поэзии, над разными путями видения мира.

В конце 1921 года Хлебников создает цикл поэм о революции — «Ночь перед Советами», «Горячее поле» («Прачка»), «Настоящее» и «Ночной обыск». В них — итог размышлений поэта о путях и судьбах революции. Не будучи сюжетно связаны, эти поэмы в своей совокупности воссоздают широкую картину первых лег революции.

В основу поэмы «Ночь перед Советами» положен случай, который рассказан В. Короленко в очерке «В облачный день», показывающем жестокость крепостного права. Старуха-кухарка рассказывает историю крепостного права своей барыне, как приговор прошлому, как неизбежность возмездия за — преступления господ:

Мы от господ не знали житья!

Когда были господские —

Были мы ровно не люди, а скотские.

Бают, неволю снова

Вернуть хотят господа?

Больше не будем с барскими свиньями есть из корыт! (1, 231).

Хлебников создает и выразительный портрет старой барыни. Воспитанная в Смольном, она во время русско-турецкой войны пошла сестрой милосердия, помогала ссыльным, была даже на нелегальном собрании «Воли народной». Затем «ушла корнями в семью», дети пошли «странные, дикие, безвольные. Художники, писатели, изобретатели». Но в глазах старой крестьянки она прежде всего барыня.

В поэмах «Настоящее» и «Горячее поле» нет ни отдельных героев, ни сюжета. Это полифонические, «многоголосые» произведения, где действует масса, слышатся «голоса и песни улицы». Но можно выделить отдельные персонажи — Великий князь, Прачка, — приобретающие обобщенно-символическое значение. Эти поэмы основаны на резком контрастном противопоставлении роскошной, изнеженной жизни богатых — и голодной нищеты, безобразного убожества обитателей городской свалки Горячего поля, ютившихся в дымящихся навозных кучах:

Два города, два выстрела, два глаза —

Они друг друга стерегли. (3, 244).

Прием контраста помогает увидеть суть этого противостояния: на одной стороне гордый и изнеженный облик императорского Петербурга:

Дворцы замерзли в инее,

В лебяжьих покрывалах снега,

И вся столица светлая огнями,

Как светская красавица была

Высокомерна и красива. (3, 239).

На другой — Горячее поле с нищетой, нечеловеческими условиями жизни:

Свой городок вы построили

В кучах дымящихся калов.

Не по-барски вас нежили стены

Темных сквозных провалов. (3, 242-243).

В поэме «Настоящее» звучат «голоса и песни улицы» — музыка революции, как и у А. Блока в поэме «Двенадцать». В поэме «Ночной обыск» автор мучительно переживает трагедию матери расстрелянного и его сестры, но как историческую неизбежность представляет экспроприацию уютной барской квартиры, когда грубоватые матросы выбрасывают из нее рояль и мебель Однако матросы, «убийцы святые», как их называет поэт, тоже наказаны материнским судом — мать расстрелянного сына поджигает дом, и отряд моряков погибает. Икона с изображением Христа воплощает в поэме символ жалости и всепрощения, что заслуживают герои этого противостояния.

Незадолго до смерти Хлебников создает ряд стихотворений, свидетельствующих о трагическом предчувствии скорого конца и болезненном переживании своего одиночества. Такие стихотворения, как «Я видел юношу пророка. «, «Я вышел юношей один. «, «Одинокий лицедей», «Всем», во многом отличны от всего творчества Хлебникова. В них он пишет о себе. Это обнаженные искренность и отчаяние.

В стихотворении «Одинокий лицедей» Хлебников говорит о своей поэтической и личной судьбе, о трагическом одиночестве:

И пока над царским селом

Лилось пенье и слезы Ахматовой,

Я, моток волшебницы разматывая,

Как сонный труп влачился по пустыне,

Где умирала невозможность:

Шагая на пролом. (3, 307).

Проповедь поэта оказалась непонятной. Стихотворение завершается страдальческим признанием неудачи, крушения всего дела жизни:

Я понял, что я никем невидим:

Что нужно сеять очи,

Что должен сеятель очей идти. (3, 307).

Судьба В. Хлебникова была трагической. Дело не только в его личной беспомощности и неприспособленности к суровым условиям жизни. Трагичным было столкновение его утопических мечтаний с действительностью, его самоощущение себя как непризнанного пророку.

28 июня 1922 года В. Хлебникова не стало. Он умер, находясь в гостях у друга, почитателя его творчества, Митурича П. В., в селе Санталово Новгородской губернии от рецидива малярии, пареза ног и водянки. Похоронен был на погосте в деревне Ручьи Новгородской области. В 1950 году прах Хлебникова был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Своего рода завещанием В. Хлебникова является его «сверхповесть», «Зангези». В целом — это повествование о путях человечества, проповедь учения о «законах времени», «Гаммы Будетлянина». Это — понимание реального мира самим автором. Повесть состоит из нескольких «плоскостей», каждая из которых — самостоятельное произведение со своим «сюжетом», со своими «частными» сферами авторского сознания. Объединенные вместе, они порождают новый смысл, своего рода глобальное восприятие мира, его космическое осознание, которое так характерно для Хлебникова. В «Зангези» объединено все сделанное Хлебниковым на разных этапах его творчества: здесь и «заумь», и «звездный язык», «язык птиц», и передача «голосов улицы».

Но в движении человечества сквозь века беспомощно-бесприютным остается сам Зангези, который сравнивается с «бабочкой, залетевшей в комнату человеческой жизни». Его мечта благородна — дать свободу людям, богам, животным, даже неживой природе. Его мысль устремлена в космические дали к в то же время глубоко гуманна и человечна. Человек для него — венец вселенной, носитель разума. В «Плоскости XVIII» — речи Зангези — автор пытается обосновать историческую закономерность Октябрьской революции. Перечисляется цепь революционных событий, исторических фактов, предшествовавших Октябрю. Хлебников перечисляет декабристов, польское восстание, избрание Гарфильда президентом Америки, битву при Куликовом поле, Ермака и покорение Сибири, Тимура и Баязета, падение Царьграда и наконец падение самодержавия в 1917 году. События, связанные «степенью трех», выстраиваются в определенные ряды соответствий, образуя своего рода мифологическое «чучело мира». Этот «числовой» подход к историческим фактам совмещается с образными, сжатыми характеристиками эпох и событий:

17-й год. Цари отреклись. Кобылица свободы!

Дикий скач напролом

Площадь с сломанным орлом.

Отблеск ножа в ее

ее удержать (3, 352-353).

Зангези — это сам В. Хлебников. То же стремление прорваться в глубины истории и космос, та же страстная мечта быть пророком, утверждавшим реальность великой гармонии — человек, природа, космос, то же горькое признание своего одиночества и крушения надежд Зангези — человек, бог, разум, соединяющий невозможное с возможным. Понять этот образ значит понять В. Хлебникова, всемирно известного и одновременно непонятного, жившего на изломе эпох и отчаянно соединявшего распадающийся треугольник «Человек-Природа-Бог».

Велимир Хлебников - Ладомир. Поэмы.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги «Ладомир. Поэмы.»

Описание и краткое содержание «Ладомир. Поэмы.» читать бесплатно онлайн.

И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга
Ты обратишь однажды в пепел.
Кто изнемог в старинных спорах
И чей застенок там, на звездах,
Неси в руке гремучий порох —
Зови дворец взлететь на воздух.
И если в зареве пламен
Уж потонул клуб дыма сизого,
С рукой в крови взамен знамен
Бросай судьбе перчатку вызова.
И если меток был костер
И взвился парус дыма синего,
Шагай в пылающий шатер,
Огонь за пазухою — вынь его.
И где ночуют барыши,
В чехле стекла, где царский замок,
Приёмы взрыва хороши
И даже козни умных самок.

Когда сам бог на цепь похож,
Холоп богатых, где твой нож?
О девушка, души косой
Убийцу юности в часы свидания
За то, что девою босой
Ты у него молила подаяния.
Иди кошачьею походкой,
От нежной полночи чиста.
Больная, поцелуй чахоткой
Его в веселые уста.
И ежели в руке желез нет —
Иди к цепному псу,
Целуй его слюну,
Целуй врага, пока он не исчезнет.
Холоп богатых, улю-лю,
Тебя дразнила нищета,
Ты полз, как нищий, к королю
И целовал его уста.
Высокой раною болея,
Снимая с зарева засов,
Хватай за ус созвездье Водолея,
Бей по плечу созвездье Псов!
И пусть пространство Лобачевского
Летит с знамен ночного Невского.
Это шествуют творяне,
Заменивши Д на Т,
Ладомира соборяне
С Трудомиром на шесте.
Это Разина мятеж,
Долетев до неба Невского,
Увлекает и чертеж
И пространство Лобачевского.
Пусть Лобачевского кривые
Украсят города
Дугою над рабочей выей
Всемирного труда.

Туда, к мировому здоровью,
Наполнимте солнцем глаголы,
Перуном плывут по Днепровью,
Как падшие боги, престолы.
Лети, созвездье человечье,
Всё дальше, далее в простор,
И перелей земли наречья
В единый смертных разговор.
Где роем звезд расстрел небес,
Как грудь последнего Романова,
Бродяга дум и друг повес
Перекует созвездье заново.
И будто перстни обручальные
Последних королей и плахи,
Носитесь в воздухе, печальные
Раклы, безумцы и галахи.
Учебников нам скучен щебет,
Что лебедь черный жил на юге,
Но с алыми крылами лебедь
Летит из волн свинцовой вьюги.
Цари, ваша песенка спета.
Помолвлено лобное место.
И таинство воинства — это
В багровом слетает невеста.
И пусть последние цари,
Улыбкой поборая гнев,
Над заревом могил зари
Стоят, окаменев.
Ты дал созвездию крыло,
Чтоб в небе мчались пехотинцы.
Ты разорвал времен русло
И королей пленил в зверинцы.
И он сидит, король-последыш,
За четкою железною решеткой,
Оравы обезьян соседыш,
И яда дум испивши водки.
Вы утонули в синей дымке,
Престолы, славы и почет.

Всем все, всегда и везде,—
Наш клич пролетит по звезде!
Язык любви над миром носится,
И Песня песней в небо просится.
Морей пространства голубые
В себя заглянут, как в глазницы,
И в чертежах прочту судьбы я,
Как блещут алые зарницы.
Вам войны выклевали очи,
Идите, смутные слепцы,
Таких просите полномочий,
Чтоб дико радовались отцы.
Я видел поезда слепцов,
К родным протянутые руки,
Дела купцов — всегда скупцов —
Порока грязного поруки.
Вам войны оторвали ноги —
В Сибири много костылей,—
И, может быть, пособят боги
Пересекать простор полей.
Гуляйте ночью, костяки,
В стеклянных просеках дворцов,
И пусть чеканят остряки
Остроты звоном мертвецов.
В последний раз над градом Круппа,
Костями мертвых войск шурша,
Носилась золотого трупа
Везде проклятая душа.
Ты населил собой остроги,
Из поручней шагам созвучие,
Но полно дыма и тревоги,
Где небоскреб соседит с тучею.
Железных кайзеров полки
Покрылись толстым слоем пыли.
Былого пальцы в кадыки
Впилися судорогою были.

И изречения Дзонкавы
Смешает с чистою росою,
Срывая лепестки купавы,
Славянка с русою косой.
Где битвы алое говядо
Еще дымилось от расстрела,
Идет свобода Неувяда,
Поднявши стяг рукою смело.
И небоскребы тонут в дыме
Божественного взрыва,
И объят кольцами седыми
Дворец продажи и наживы.
Он, город, что оглоблю бога
Сейчас сломал о поворот,
Спокойно стал, едва тревога
Его волнует конский рот.
Он, город, старой правдой горд
И красотою смеха сила —
В глаза небеснейшей из морд
Жует железные удила;
Всегда жестокий и печальный,
Широкой бритвой горло нежь! —
Из всей небесной готовальни
Ты взял восстания мятеж,
И он падет на наковальню,
Под молот — божеский чертеж.
Ты божество сковал в подковы,
Чтобы верней служил тебе,
И бросил меткие оковы
На вороной хребет небес.
Свой конский череп человеча,
Его опутав умной гривой,
Глаза белилами калеча,
Он, меловой, зажег огниво.
Кто всадник и кто конь?
Он город или бог?

Покроют листы бытия,
Дыханье судьбы изменило
Одежды свободной края.
И он вспорхнет, красивый угол
Земного паруса труда,
Ты полетишь, бессмертно смугол,
Священный юноша, туда.
Осада золотой чумы.
Сюда, глазниц небесных воры,
Умейте, лучшие умы,
Намордники одеть на моры!
И пусть лепечет звонко птаха
О синем воздухе весны.
Тебя низринет завтра плаха
В зачеловеческие сны,
Это у смерти утесов
Прибой человечества.
У великороссов
Нет больше отечества.
Где Лондон торг ведет с Китаем,
Высокомерные дворцы,
Панамою надвинув тучу, их пепла не считаем,
Грядущего творцы.
Так мало мы утратили,
Идя восстания тропой,—
Земного шара председатели
Шагают дерзкою толпой.
Тринадцать лет хранили будетляне
За пазухой, в глазах и взорах,
В Красной уединясь Поляне,
Дней Носаря зажженный порох.
Держатель знамени свобод,
Уздою правящий ездой,
В нечеловеческий поход
Лети дорогой голубой.
И, похоронив времен останки,

Перетирали жерновами
Крутых холмов ночные млины,
Маша усталыми крылами.
И речи знания в молнийном теле
Гласились юношам веселым,
Учебники по воздуху летели
В училища по селам.
За ливнями ржаных семян ищи
Того, кто пересек восток,
Где поезд вез на север щи,
Озер съедобный кипяток.
Где удочка лежала барина
И барчуки катились в лодке,
Для рта столиц волна зажарена,
И чад идет озерной водки.
Озерных щей ночные паровозы
Везут тяжелые сосуды,
Их в глыбы синие скуют морозы
И принесут к глазницам люда.
Вот море, окруженное в чехол
Холмообразного стекла.
Дыма тяжелого хохол
Висит чуприной божества.
Где бросала тень постройка
И дворец морей готов,
Замок вод возила тройка
Море вспенивших китов.
Зеркальная пустыня облаков,
Озеродей летать силен.
Баян восстания письмен
Засеял нивами станков.
Те юноши, что клятву дали
Разрушить языки,—
Их имена вы угадали —
Идут увенчаны в венки.
И в дерзко брошенной овчине
Проходишь ты, буен и смел,
Чтобы зажечь костер почина
Земного быта перемен.

Документ из архива «В. Хлебников», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «литература и русский язык» из раздела «», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «литература и русский язык» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «79570»

Текст 3 страницы из документа «79570»

С Октябрьской революции открывается новый этап творчества В. Хлебникова. В Октябрьской революции Хлебников надеялся увидеть прежде всего перестройку всего мирового порядка, торжество народных чаяний, возмездие старому миру и открывающиеся безбрежные возможности для осуществления нового справедливого и гармонического строя Он не испугался ни беспощадности самой борьбы, ни выстраданных суровых будней с разрухой, голодом, кровавыми событиями гражданской войны. И он, человек вне быта, оказался под стать времени. Он голодал, ездил в вагонах с сыпнотифозными, бродил по персидскому берегу Каспийского моря, служил сторожем в ТерРОСТА, дружил с матросами и красноармейцами. Для Хлебникова, как и для Маяковского, Каменского, Асеева, не возникал вопрос о том «принимать» или «не принимать» революцию.

В стихотворении «Воля всем» (1918) содержится всеобъемлющий, вселенский призыв к свободе:

Вихрем бессмертным, вихрем единым

Все за свободой — туда!

Люди с крылом лебединым

Знамя проносят труда.

. Если же боги закованы,

Волю дадим и богам. (3, 150).

В 1919-1920 годах, в так называемый Харьковский период, В. Хлебников написал такие произведения, как «Ночь в окопе», «Ладомир», «Три сестры», «Лесная тоска», «Поэт» («Карнавал»), «Царапина по небу», «Азы из узы». Это произведения и о революции, и идилии («Три сестры», «Лесная тоска», «Поэт» («Карнавал»), проникнутые приятием мира, радостным чувством природы.

В «Ночь в окопе» Хлебников размышляет над современностью, над судьбами страны, над лозунгами революции, провозглашенными Лениным. Поэма бессюжетна: это размышления автора и возникающие вперемежку с ними картины: ночь перед боем, безмерная степь, голоса солдат в окопе — все это сливается в одном сложном единстве. Поэма полифонична. В авторскую монологическую речь врьгваются разговоры л обрывки песен солдат, резко контрастирующие с торжественно-эпическим стилем повествования:

Семейство каменных пустынниц

Просторы поля сторожило

В окопе бывший пехотинец

Ругался сам с собой: «Могила!

Объявилась эта тетя,

Завтра мертвых не сочтете,

Всех задушит понемножку,

Ну, сверну собачью ножку!» (1, 174).

Вершиной творчества В. Хлебникова тех лет является поэма «Ладомир» (1920). Это поэма о путях человечества, о преобразовании свободным человеком не только социального строя, но и самой природы Поэт обращается к историческим истокам революции. Сама революция воспринимается им как очистительная стихия, гроза, неизбежное историческое возмездие всем силам зла и угнетения. Подобное восприятие революции было характерно и для А. Блока, и для Артема Веселого и для Вс. Иванова.

Образы зарева, грозы, пламени, пожара проходят через всю поэму:

И если в зареве пламен

Уж потонул клуб дыма сизого,

С рукой в крови взамен знамен

Бросай судьбе перчатку вызова.

И если меток был костер

И взвился парус дыма синего,

Шагай в пылающий шатер,

Огонь за пазухою — вынь его (1, 183)

Пафос поэмы в утверждении справедливости и разумности нового мира. Поэт славит союз рабочих и крестьян:

. Славься, дружба пшеничного злака

В рабочей руке с молотком. (1, 195).

Поэма «Ладомир» бессюжетна и «безгеройна». Ее сюжет — революция, ее герой — народ. Это прославление революции и своеобразная утопическая интерпретация судеб освобожденного человечества, построившего свое будущее на основе науки, постижения математических законов мироздания:

Пусть Лобачевского кривые

Дугою над рабочей выей

Всемирного труда. (1, 184).

Поэма космична. Этот космический масштаб, выражение вселенского размаха революции был и у поэтов «Кузницы», и у многих поэтов Пролеткульта (Садофьев, Гастев и др.). В. Маяковский в «Нашем марше» писал:

Видите, скушно звезд небу!

Без него наши песни вьем.

Эй, Большая Медведица! Требуй,

Чтоб на небо нас взяли живьем.

Космизм поэмы В. Хлебникова на грани с земным:

. И жито сеяла рука,

На облаках качался пахарь. (1, 197).

Поэма обращена в будущее. Оно представляется поэту как «научно-построенное человечество», космического масштаба дерзания человеческого разума, преобразующие весь земной шар. Здесь и вера в научный прогресс, в развитие и эволюцию мировой материи. И все это сочетается с древними легендами и учениями об одушевлении природы:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров,

Былиной снов сольются годы,

С глаз человека спал засов. (1, 193-194).

В образе мифологического Ладомира утверждается заветная идея поэта о великой гармонии человека, природы и космоса. Но «Лад мира» не может быть достигнут путем ненависти и насилия. Недостаточны для него и математические «законы времени» — для этого нужна душевная сила:

Черти не мелом, а любовью

Того, что будет чертежи.

И рок, слетевший к изголовью,

Наклонит умный колос ржи. (1, 201).

Программным произведением этого периода является поэма «Поэт». Она начинается с описания весеннего карнавала как символа возрождения жизни, ее радостной, буйной плоти, торжества бессмертия «рода человечества»:

Иди, весна! Зима, долой!

Греми весеннее трубой!

И человек иной чем прежде

В своей изменчивой одежде,

Одетый облаком и наг,

Цветами отмечая шаг. (1, 146).

Поэма Хлебникова исполнена той же земной, языческой стихии, что и музыка «Весны священной» Стравинского. Поэма В. Хлебникова — это еще одна попытка воссоздать давно ушедший языческий мир, с его стихийной радостью бытия. Это — итог размышлений поэта над судьбами поэзии, над разными путями видения мира.

В конце 1921 года Хлебников создает цикл поэм о революции — «Ночь перед Советами», «Горячее поле» («Прачка»), «Настоящее» и «Ночной обыск». В них — итог размышлений поэта о путях и судьбах революции. Не будучи сюжетно связаны, эти поэмы в своей совокупности воссоздают широкую картину первых лег революции.

В основу поэмы «Ночь перед Советами» положен случай, который рассказан В. Короленко в очерке «В облачный день», показывающем жестокость крепостного права. Старуха-кухарка рассказывает историю крепостного права своей барыне, как приговор прошлому, как неизбежность возмездия за — преступления господ:

Мы от господ не знали житья!

Когда были господские —

Были мы ровно не люди, а скотские.

Бают, неволю снова

Вернуть хотят господа?

Больше не будем с барскими свиньями есть из корыт! (1, 231).

Хлебников создает и выразительный портрет старой барыни. Воспитанная в Смольном, она во время русско-турецкой войны пошла сестрой милосердия, помогала ссыльным, была даже на нелегальном собрании «Воли народной». Затем «ушла корнями в семью», дети пошли «странные, дикие, безвольные. Художники, писатели, изобретатели». Но в глазах старой крестьянки она прежде всего барыня.

В поэмах «Настоящее» и «Горячее поле» нет ни отдельных героев, ни сюжета. Это полифонические, «многоголосые» произведения, где действует масса, слышатся «голоса и песни улицы». Но можно выделить отдельные персонажи — Великий князь, Прачка, — приобретающие обобщенно-символическое значение. Эти поэмы основаны на резком контрастном противопоставлении роскошной, изнеженной жизни богатых — и голодной нищеты, безобразного убожества обитателей городской свалки Горячего поля, ютившихся в дымящихся навозных кучах:

Два города, два выстрела, два глаза —

Они друг друга стерегли. (3, 244).

Прием контраста помогает увидеть суть этого противостояния: на одной стороне гордый и изнеженный облик императорского Петербурга:

Дворцы замерзли в инее,

В лебяжьих покрывалах снега,

И вся столица светлая огнями,

Как светская красавица была

Высокомерна и красива. (3, 239).

На другой — Горячее поле с нищетой, нечеловеческими условиями жизни:

Свой городок вы построили

В кучах дымящихся калов.

Не по-барски вас нежили стены

Темных сквозных провалов. (3, 242-243).

В поэме «Настоящее» звучат «голоса и песни улицы» — музыка революции, как и у А. Блока в поэме «Двенадцать». В поэме «Ночной обыск» автор мучительно переживает трагедию матери расстрелянного и его сестры, но как историческую неизбежность представляет экспроприацию уютной барской квартиры, когда грубоватые матросы выбрасывают из нее рояль и мебель Однако матросы, «убийцы святые», как их называет поэт, тоже наказаны материнским судом — мать расстрелянного сына поджигает дом, и отряд моряков погибает. Икона с изображением Христа воплощает в поэме символ жалости и всепрощения, что заслуживают герои этого противостояния.

Незадолго до смерти Хлебников создает ряд стихотворений, свидетельствующих о трагическом предчувствии скорого конца и болезненном переживании своего одиночества. Такие стихотворения, как «Я видел юношу пророка. «, «Я вышел юношей один. «, «Одинокий лицедей», «Всем», во многом отличны от всего творчества Хлебникова. В них он пишет о себе. Это обнаженные искренность и отчаяние.

В стихотворении «Одинокий лицедей» Хлебников говорит о своей поэтической и личной судьбе, о трагическом одиночестве:

И пока над царским селом

Лилось пенье и слезы Ахматовой,

Я, моток волшебницы разматывая,

Как сонный труп влачился по пустыне,

Где умирала невозможность:

Шагая на пролом. (3, 307).

Проповедь поэта оказалась непонятной. Стихотворение завершается страдальческим признанием неудачи, крушения всего дела жизни:

Я понял, что я никем невидим:

Что нужно сеять очи,

Что должен сеятель очей идти. (3, 307).

Судьба В. Хлебникова была трагической. Дело не только в его личной беспомощности и неприспособленности к суровым условиям жизни. Трагичным было столкновение его утопических мечтаний с действительностью, его самоощущение себя как непризнанного пророку.

28 июня 1922 года В. Хлебникова не стало. Он умер, находясь в гостях у друга, почитателя его творчества, Митурича П. В., в селе Санталово Новгородской губернии от рецидива малярии, пареза ног и водянки. Похоронен был на погосте в деревне Ручьи Новгородской области. В 1950 году прах Хлебникова был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Своего рода завещанием В. Хлебникова является его «сверхповесть», «Зангези». В целом — это повествование о путях человечества, проповедь учения о «законах времени», «Гаммы Будетлянина». Это — понимание реального мира самим автором. Повесть состоит из нескольких «плоскостей», каждая из которых — самостоятельное произведение со своим «сюжетом», со своими «частными» сферами авторского сознания. Объединенные вместе, они порождают новый смысл, своего рода глобальное восприятие мира, его космическое осознание, которое так характерно для Хлебникова. В «Зангези» объединено все сделанное Хлебниковым на разных этапах его творчества: здесь и «заумь», и «звездный язык», «язык птиц», и передача «голосов улицы».

Но в движении человечества сквозь века беспомощно-бесприютным остается сам Зангези, который сравнивается с «бабочкой, залетевшей в комнату человеческой жизни». Его мечта благородна — дать свободу людям, богам, животным, даже неживой природе. Его мысль устремлена в космические дали к в то же время глубоко гуманна и человечна. Человек для него — венец вселенной, носитель разума. В «Плоскости XVIII» — речи Зангези — автор пытается обосновать историческую закономерность Октябрьской революции. Перечисляется цепь революционных событий, исторических фактов, предшествовавших Октябрю. Хлебников перечисляет декабристов, польское восстание, избрание Гарфильда президентом Америки, битву при Куликовом поле, Ермака и покорение Сибири, Тимура и Баязета, падение Царьграда и наконец падение самодержавия в 1917 году. События, связанные «степенью трех», выстраиваются в определенные ряды соответствий, образуя своего рода мифологическое «чучело мира». Этот «числовой» подход к историческим фактам совмещается с образными, сжатыми характеристиками эпох и событий:

17-й год. Цари отреклись. Кобылица свободы!

Дикий скач напролом

Площадь с сломанным орлом.

Отблеск ножа в ее

ее удержать (3, 352-353).

Зангези — это сам В. Хлебников. То же стремление прорваться в глубины истории и космос, та же страстная мечта быть пророком, утверждавшим реальность великой гармонии — человек, природа, космос, то же горькое признание своего одиночества и крушения надежд Зангези — человек, бог, разум, соединяющий невозможное с возможным. Понять этот образ значит понять В. Хлебникова, всемирно известного и одновременно непонятного, жившего на изломе эпох и отчаянно соединявшего распадающийся треугольник «Человек-Природа-Бог».

Тут можно читать бесплатно Ладомир. Поэмы. — Хлебников Велимир. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Ладомир. Поэмы. - Хлебников Велимир

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Ладомир. Поэмы. — Хлебников Велимир краткое содержание

Ладомир. Поэмы. — Хлебников Велимир — описание и краткое содержание, автор Хлебников Велимир , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Ладомир. Поэмы. читать онлайн бесплатно

Ладомир. Поэмы. - i_001.jpg

Ладомир. Поэмы. - i_002.jpg

Похожие книги на «Ладомир. Поэмы.», Хлебников Велимир

Творения - Хлебников Велимир

Целуй девочек - Паттерсон Джеймс

Огонь без дыма (ЛП) - Янг Саманта

Огонь без дыма (СИ) - Малиновская Елена Михайловна

Огонь без дыма - Малиновская Елена Михайловна

Хлебников Велимир читать все книги автора по порядку

Хлебников Велимир — все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки mir-knigi.info.

Ладомир. Поэмы. отзывы

Отзывы читателей о книге Ладомир. Поэмы., автор: Хлебников Велимир. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Читайте также:

      

  • Эффективное общение в доу
  •   

  • Валентина жорж санд краткое содержание
  •   

  • Честертон шар и крест краткое содержание
  •   

  • Человек с земли краткое содержание
  •   

  • Школа поведенческих отношений недостатки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка снимите защиту от записи при копировании
  • Ошибка смены ключей при оплате картой
  • Ошибка снимите защиту от записи total commander
  • Ошибка снилс ребенка на госуслугах
  • Ошибка смерти хлебников анализ