Ошибка резидента полиграф

Category:

  • Кино
  • Cancel

Только одно фото

В фильме «Ошибка резидента» есть сцена допроса Бекаса на детекторе лжи. Представители госбезопасности, курирующие съёмки фильма, заинтересовались этим эпизодом и попросили показать оборудование, которое будет в фильме этим самым полиграфом. По словам Михаила Ножкина, когда им показали муляж, кураторы опешили. «Это что?!» «Это детектор лжи». «Вы что смеётесь?! Это не годится! Что это за сундук?! Это чушь собачья! Нас же засмеют потом!»

Что делать? Фильм в работе, план горит, делать новый реквизит времени нет, а кураторы ни в какую! «Мы не можем позориться! Это непрофессионально!»

В итоге из госбезопасности для съёмок сцены предоставили самый настоящий детектор лжи. Для достоверности.

[Источники…]

Использованы воспоминания Михаила Ножкина и фото из его личного архива

Учебное пособиеСамый известный после «Семнадцати мгновений весны» советский шпионский киносериал о резиденте снимался на протяжении 18 лет. Четыре психологических детектива, связанных сквозным сюжетом и общим героем, разведчиком Михаилом Тульевым, сейчас можно оценивать по-разному. Можно считать их социальным заказом советской власти, художественной летописью холодной войны, просто добротным и увлекательным зрелищем или историей об искренней любви к Родине. Каждое из этих мнений по-своему верно.

Главный советский диссидент

Согласно сюжету фильма, в середине шестидесятых годов потомок русского аристократа-эмигранта Михаил Тульев (по легенде – Михаил Зароков, по шпионской кличке – Надежда) приезжает в маленький городок Советского Союза. Его задачей было выведать местонахождение секретного атомного промышленного комплекса. Какой именно зарубежной разведкой заслан Тульев, напрямую не говорится, но можно догадаться, что это БНД (Бундес Нацрихтен Динст) – западногерманская разведслужба, тесно контактирующая с ЦРУ.

Первый фильм тетралогии вышел на экраны в 1968 году. И здесь, и во всех трёх продолжениях время действия картины практически совпадает с реальным временем съёмок. «Ошибка резидента», как и вторая часть фильма «Судьба резидента», снята на чёрно-белую плёнку на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Режиссёром-постановщиком всего сериала был Вениамин Дорман.

В 1954 году поэт и драматург Евгений Агранович написал песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Он пел её в разных компаниях, люди песню сразу подхватили. Она должна была звучать в фильме «Ночной патруль» (1957). Спеть про «бразильских болот малярийный туман» и «тоску лагерей» должен был Марк Бернес, игравший роль вора-рецидивиста по кличке Огонёк. Актёру песня нравилась, но дирекция студии имени Горького по каким-то соображениям решила песню в фильм не ставить.

Спустя много лет её услышал режиссёр Вениамин Дорман и решил использовать в фильме «Ошибка резидента». Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», исполненная актёром Михаилом Ножкиным – Бекасом (кстати, в те годы он был известнейшим бардом-песенником), запала в души зрителям. Авторство текста до сих пор часто приписывается то Есенину, то самому Ножкину.

В 1960 годах песни Михаила Ножкина «А на кладбище всё спокойненько» и «Начальник», которые нелегально ходили в народе, запел молодой артист Театра имени Пушкина Владимир Высоцкий. Позже в руки Ножкина попала полоса из американской газеты «Таймс», где был напечатан список главных советских диссидентов. Третьим после Солженицына и Галича был упомянут Михаил Иванович, четвёртым – Высоцкий.

Именно песню Ножкина из сериала «Судьба резидента» сделали своим негласным гимном советские чекисты. Позже Ножкин написал для них официальный гимн Комитета госбезопасности.

Соблазны капитализма

Вторая кинокартина о резиденте появилась на экранах в 1970 году. И в «Ошибке…», и в «Судьбе…» неоднократно демонстрируется, как западные агенты с помощью шантажа вербуют советских граждан, которые в Великую Отечественную войну сотрудничали с фашистами. Но во втором фильме западные разведки ловят на крючок не только бывших карателей и полицаев.

Новая категория подлежащих шантажу и вербовке – те, кого можно уличить, например, в покупке пары сотен долларов (для СССР тех времён это было серьёзным преступлением) или свободном общении с иностранцами. Впрочем, Володя Барков, сотрудник «номерного» НИИ, не поддаётся угрозам и уговорам. Как не поддался он, будучи в командировке, и пресловутым «соблазнам капитализма». А они в «Судьбе резидента» действительно весьма заманчивы.

Заграничная действительность в фильме превосходила все ожидания простого советского человека. Создатели картины, сами того не желая, просто рекламируют преимущества капиталистического строя.

Научный сотрудник с двумя сотнями долларов в кармане заходит в универмаг, смахивающий больше на супермодный бутик, где ему упаковывают купленный замшевый костюм, пока он сидит в мягком кресле и пьёт кофе за счёт заведения. Профессор живёт в роскошной двухуровневой квартире и устраивает шикарный приём в честь своих коллег. В случае побега за границу Баркову, в котором заинтересован Запад, предлагают кафедру, виллу и яхту.

Молодая тогда Эдита Пьеха играет в «Судьбе резидента» вообще-то женщину нехорошую, обольстительницу и лицемерку. Но у миллионов советских зрителей её Жозефина Клер ассоциировалась со сказочным изяществом, нездешней элегантностью, да ещё с песенкой «Барбара», французский текст которой не требовал перевода.

Пьеха в роли коварной шпионки, обольщающей наивного научного сотрудника, не вызывала праведного гнева у зрителей. Зрительницы скорее пожирали глазами её «простенькие, но со вкусом» наряды и завидовали красивой любви.

Кстати, «Барбара» оказалась чуть ли не лейтмотивом всего фильма. Зрители потом долго помнили эпизод с этой песней, даже забыв, из какого он фильма. Стало ясно, что романтическая Пьеха переиграла всех положительных героев, вместе взятых, поэтому в следующих сериях таких «проколов» уже не допускали. Никакой любви – только разведдеятельность.

Все так делают

«Возвращение резидента» и тем более «Конец операции «Резидент», снятые в начале 1980 годов, – это уже идеологические агитки времён позднего Брежнева. Проклятые империалисты и их наймиты сидят у нас под каждым кустом и мечтают подгадить стране социализма.

В сериале, особенно в первых двух частях, много «живых» людей, достоверных характеров, много быта, реальных деталей жизни советского человека. Скажем, командировка за границу рассматривается как возможность привезти оттуда вещи. Подружка научного сотрудника, выезжающего на конгресс в Бельгию, в качестве вариантов предлагает тому купить краску для ресниц, духи, замшевое пальто или галстуки. Единственная трудность при этом – достать валюту, то есть найти человека, который её продаст. Несмотря на то что дело это было подсудное, подружка легкомысленно замечает, что «все так делают».

Трудно судить, что на самом деле хотели сказать авторы фильма. Их не заподозришь в тайном, тем более в явном диссидентстве. Но ведь необязательно быть диссидентом, чтобы задуматься: так ли уж преступно желание обзавестись французскими духами или модным галстуком и вправду ли стремление к элементарному комфорту противоречит этическому кодексу строителя коммунизма? Эти мысли неминуемо приходили в голову зрителю.

Ещё один интересный момент: Казину, валютчику и агенту по кличке Юрист (его замечательно сыграл Ростислав Плятт), припоминаются доносы, которые он писал в 1937 году на невинных людей. Достаточно смелое по тем временам высказывание, хоть и вложенное в уста западного шпиона.

Третья часть, «Возвращение резидента», была снята после большого перерыва – лишь в 1982 году. Вопреки названию фильма, всё время действия Тульев находится за рубежом. «Возвращение резидента», также снятое на Киностудии имени Горького, заметно отличалось от фильма двенадцатилетней давности. «Резидент» стал цветным и изрядно модернизированным. Психологический детектив постарались как можно больше приблизить к современному для начала восьмидесятых годов понятию о развлекательном остросюжетном кино, переняв у западного кинематографа набор эффектных трюков, в том числе и неизбежные гонки по серпантину.

Тетралогия поставлена по популярным повестям Владимира Востокова и Олега Шмелёва «По следу «Одиссея», «Ошибка резидента», «С открытыми картами», «Возвращение резидента». Они же написали сценарии ко всем четырём фильмам. И Востоков (Петроченков), и Шмелёв (Грибанов) много лет проработали в органах Государственной безопасности, причём Грибанов с 1956 по 1964 год возглавлял Второе управление КГБ, ведающее контрразведкой.
Автор музыки, звучащей в фильмах о резиденте, как и в «Семнадцати мгновениях весны», – композитор Микаэл Таривердиев.

Примечательно, что некоторые актёры также участвовали в обеих культовых советских сагах. Ефим Копелян, читавший в «Мгновениях» закадровый текст, сыграл заметного персонажа двух первых частей «Резидента» – генерала Сергеева. «Мюллер» Леонид Броневой – шефа западной разведки Штаубе в «Возвращении резидента» и «Конце операции «Резидент». А Элеонора Шашкова, прежде чем стать «женой Штирлица», стала «женой Зарокова-Тульева».

Именно актёрам «Резидент» обязан своей долгой жизнью. Это они вдохнули душу в не слишком выразительные, примитивно-гладкие диалоги, сочинённые Шмелёвым и Востоковым.

По иронии судьбы

Георгию Жжёнову, выходцу из крестьянской семьи, досталась не менее трудная судьба, чем его герою, потомственному дворянину Михаилу Тульеву. Георгий в 15 лет поступил в цирковое училище, как настоящий разведчик, по чужим, одолженным у старшего брата документам. Через два года дебютировал в кино, сыграл вместе с Ефимом Копеляном в фильме, по забавному совпадению называвшемся «Ошибка героя».

В 1936 году всю семью Жжёновых репрессировали: брата арестовали, отца, мать и сестёр выслали в Казахстан. Отказавшегося ехать в ссылку Георгия забрали в 1938 году и продержали в лагерях семь лет. В 1949 году снова арестовали и выслали в Норильский ГУЛАГ. Окончательно реабилитировали лишь в 1955-м. Жжёнов сыграл более семидесяти ролей в кино, но большинство зрителей в первую очередь помнят его резидента.

По странной иронии судьбы Георгий Жжёнов, обвинённый в сталинское время в шпионаже, в конце шестидесятых добровольно вернулся в былые места собственного заключения – ленинградскую тюрьму Кресты. Правда, уже в качестве «резидента», а не подследственного. В тетралогии Вениамина Дормана бывший простой советский заключённый сыграл роль агента иностранной разведки, работавшего под кодовым именем «Надежда».

Казалось бы, как он мог сниматься в фильмах о советских органах безопасности, по вине которых провёл в лагерях и ссылке 17 лет? Мог, потому что понимал, что и среди сотрудников НКВД есть разные люди, и один из них спас ему жизнь.

За роль иностранного агента «Надежда», перешедшего на сторону советской разведки, КГБ наградило его специальной премией, кроме того, актёр приобрёл всенародную популярность. Жжёнов простил даже человека, написавшего на него ложный донос, – одного из членов съёмочной группы фильма «Комсомольск». До конца жизни Георгий Степанович так и не назвал его имени.

На съёмочной площадке о прошлом актёра не догадывался даже сам исполнитель роли молодого сотрудника КГБ Синицына Михаил Ножкин, узнавший о трагической судьбе друга и партнёра по фильму лишь много лет спустя.

В третьем и четвёртом фильмах Павла Синицына – Михаила Ножкина уже нет. Сюжетно это объясняется тем, что Бекаса прячут от разведцентра, собиравшегося поручить ему задание с убийством. Большая потеря для зрителя, полюбившего Синицына – то удалого рубаху-парня, то сурового молодого чекиста в строгом костюме, – пожалуй, чуть ли не больше, чем самого главного героя.

На съёмочной площадке в течение без малого двадцати лет побывали несколько десятков других прекрасных артистов: Ростислав Плятт, Жанна Болотова, Татьяна Окуневская, Леонид Ярмольник, Борис Химичев, Александр Филиппенко, Сёмен Фарада, Андрей Харитонов. В фильме «Конец операции «Резидент» в роли дочки академика Нестерова снялась дочь самого Жжёнова – Юлия.

Как выглядит детектор лжи

Мы знаем, что в искусстве не может и не должно быть «всё, как в жизни». Но основная профессия авторов литературной основы и сценариев тетралогии о резиденте, безусловно, сыграла положительную роль. Как это бывает «в жизни», Востоков-Петроченков и Шмелёв-Грибанов знали хорошо. Оттого-то «Резидент» выгодно отличается от подавляющего большинства шпионских фильмов, кишащих откровенными нелепостями там, где дело касается профессиональных вопросов.

Конечно, «Резидента» не стоит принимать за учебное пособие для начинающих разведчиков. Однако он способен дать наглядное представление о некоторых моментах, важных и в реальности. Так, на примере самого Тульева и отчасти Синицына в тетралогии показана работа двойного агента с её нюансами и сложностями, необходимостью постоянно лавировать и просчитывать ходы.

В каждом из четырёх фильмов демонстрируются различные способы передачи сообщений и предметов. В кадре регулярно появляется рация, замаскированная под громоздкий, но не вызывающий подозрений транзисторный радиоприемник «Спидола»; кассету, якобы случайно уроненную на землю одним прохожим, тут же поднимает другой; книга переходит из рук в руки в темноте кинозала и так далее.

Дважды нам показывают хитроумный ход с подменой фигурантов, используемый при переправке агентов. Разведчики из обоих лагерей регулярно напоминают, насколько важна роль дезы – заведомо ложной информации, в которой удается убедить противника.

Всё, что мы видим на экране, по крайней мере, выглядит правдоподобно. Но без ляпов всё же не обошлось. К счастью, их немного.

Внимательно посмотрите эпизод из второй серии, когда двое плывут на резиновой лодке для встречи с субмариной. Их «замечают» пограничники. Один из них кричит: «До лодки тридцать три кабельтова!» Один кабельтов – это 182,5 метра. Умножим 182 на 33, получается 6 километров! Как увидели агентов в ночной темноте на таком расстоянии? Даже сегодня приборы «берут» объект на расстоянии только до 30 метров.

В шестидесятые годы на Западе уже вовсю использовали детектор лжи, полиграф. Наши разведорганы через дипломатические каналы с помощью дружественных стран ввозили в страну полиграф и изучали его устройство. Причём это была настолько закрытая информация, что мало кто в стране знал, как выглядит детектор лжи. Поэтому в фильме «Ошибка резидента» в сцене, где Бекаса-Синицына допрашивают с помощью полиграфа, «роль» детектора лжи доверили… пианино, обшитому пластиком.

Обошлись без перестрелок

Тетралогия о советских контрразведчиках по праву входит в число классических приключенческих фильмов отечественного кинематографа. А открывающий её фильм «Ошибка резидента» стал поистине культовым – в 1969 году картина была одним из лидеров кинопроката, её посмотрели более 35 миллионов зрителей.

Создатели ленты, не злоупотребляя сценами погонь и перестрелок, подробно показывают интеллектуальное соперничество и психологическую борьбу представителей разных разведок, построение хитроумных ходов и разгадывание тактических ловушек противника. Яркие образы, созданные великолепными советскими актёрами, хитросплетения сюжета и драматические ситуации, в которые попадают герои фильма, обеспечили эпопее о резиденте популярность и зрительскую любовь, не проходящие с годами.


В фильме «Ошибка резидента» есть сцена допроса Бекаса на детекторе лжи. Представители госбезопасности, курирующие съёмки фильма, заинтересовались этим эпизодом и попросили показать оборудование, которое будет в фильме этим самым полиграфом. По словам Михаила Ножкина, когда им показали муляж, кураторы опешили. «Это что?!» «Это детектор лжи». «Вы что смеётесь?! Это не годится! Что это за сундук?! Это чушь собачья! Нас же засмеют потом!»

Что делать? Фильм в работе, план горит, делать новый реквизит времени нет, а кураторы ни в какую! «Мы не можем позориться! Это непрофессионально!»

В итоге из госбезопасности для съёмок сцены предоставили самый настоящий детектор лжи. Для достоверности.

Источник

Теги: #Ошибка_резидента #настоящий_детектор_лжи 2101 19

Перейти к содержимому

Советские граждане узнали о детекторе лжи из фильма «Ошибка резидента». Там на полиграфе проверяют героя по кличке Бекас.

Игравший Бекаса Михаил НОЖКИН рассказал «Труду» о том, как это было: «В фильме использован настоящий детектор лжи, который по собственной инициативе привезли на студию консультировавшие фильм контрразведчики. В то время (1967-1968 годы) это был секретный аппарат, заграничный, между прочим. Все три дня, пока снимали дубли, от него ни на шаг не отходила охрана. Те чувства, которые отображались на моем лице, не преувеличены. Именно так ощущает себя человек, когда его на протяжении нескольких часов монотонно пытают повторяющимися вопросами. Как пройти испытание детектором, учат в разведшколах. Говорят, что в качестве учебного пособия до сих пор используют как раз фрагмент о Бекасе.»

Из воспоминаний сотрудников КГБ следует совсем другое: была поставлена задача показать западным спец.службам, что в КГБ СССР серьезно к проверкам на «детекторе лжи» никто не относится, чтобы скрыть работы над собственными разработками по теме проверок на полиграфе. Поэтому была поставлена задача помочь в съемках и максимально исказить реальность — роль полиграфа в фильме играло «пианино», которое успешно обманул Бекас.

Бекас проходит проверку на детекторе лжи

Детектор лжи, чаще фигурирующий под названием полиграф, российский народ впервые увидел в фильме «Ошибка резидента». Эта диковина долгое время была под запретом в Советском Союзе. А в начале февраля этого года из Военного университета, созданного на базе весьма известной в советские времена Военно-политической академии, в войска отправилась группа специалистов по детектору лжи. В течение трех недель 26 психологов обучили новой профессии.

Новый электронный инструментарий инженеров солдатских и офицерских душ создавался в течение долгих лет, был впервые применен в США и много раз доказал свою эффективность при раскрытии преступлений, выявлении шпионов и отборе кадров. В Советской России этот аппарат называли «орудием давления, пыток и ущемления прав человека». Теперь у российских войсковых начальников появится новая армия помощников: «электронные дознаватели».

Как рассказал руководитель отдела переподготовки и повышения квалификации психологов Военного университета профессор Владимир Крук, это второй опыт обучения полиграфологов в России. Преподаватели считают его удачным. Он проводился по специальной программе в соответствии с приказом Главного управления по воспитательной работе МО. Первый состоялся в прошлом году под эгидой американцев в рамках оказания помощи в подготовке специалистов в области контроля за транспортировкой ядерных материалов.

По мнению экспертов, при переходе ВС на контрактную основу такие специалисты будут просто необходимы, поскольку они начнут отсеивать тех кандидатов, которым удалось скрыть свою непригодность к службе на многочисленных комиссиях и утаить отрицательные эпизоды из своей биографии. Это объяснил корреспонденту «НВО» специалист-полиграфолог одного из подразделений Главного управления внутренних дел Москвы Алексей Ладченко, который обучал психологов. Он также отметил, что наиболее активно детектор используют правоохранительные органы. Есть даже прецеденты использования полиграмм, то есть графически записанных результатов обследования на бумаге или на экране компьютера, в качестве доказательства в судах. Эксперт утверждает, что детектор можно эффективно использовать и в борьбе с коррупцией. Правда полиграфолог, являющийся основным звеном в формировании вопросов тестируемому и интерпретации результатов, сам может оказаться подвержен этому «недугу». А от него, по американской статистике, на 90% зависит результативность полиграфической проверки.

В США полиграф используется различными ведомствами, сотрудники которых получают доступ к секретным документам. Это обязательная процедура и отказаться от нее кандидат не имеет право. Данную норму не так давно ввел своим указом президент США Джордж Буш в связи с необходимостью ужесточения режима секретности в рамках борьбы с терроризмом. Хотя в «Энциклопедии джихада», созданной идеологами «Аль-Каиды», говорится, что «детекторы лжи — это не что иное, как миф, с помощью которого подозреваемых просто обманывают», по некоторым данным, в штабе террориста Шамиля Басаева работал подготовленный в Турции специалист-графолог и все его бойцы прошли тестирование.

По словам Алексея Ладченко, обмануть полиграф практически невозможно. Точность определения виновных достигает 95%. Его пятипроцентную ошибку выбирают психологи. Доводка подозреваемого с целью окончательного «вывода на чистую воду» осуществляется в ходе его ответов на дополнительные вопросы и, как сказал эксперт МВД, «истина восстанавливается на 100 процентов».

Появление детектора лжи

Проблема обнаружения лжи существует столько же, сколько существует цивилизация. Методы инструментального исследования и записи показателей физиологического состояния человека — кровяного давления, частоты пульса и дыхания — были разработаны на рубеже ХХ века. Открытие биоэлектрических процессов в живом организме и успехи электроники обусловили возможность регистрации колебаний электрических потенциалов кожи, мышц, а впоследствии и электрической активности мозга.

Аппаратурный метод «детекции лжи» привлек внимание некоторых ученых в различных странах. Первый шаг в прикладном использовании этого метода сделал родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. Однако в течение двух десятилетий этот метод не выходил за границы лабораторных изысканий.

В годы Первой мировой войны борьба с немецкими шпионами приобрела особую остроту. Для этой цели Национальный исследовательский комитет США сформировал специальную группу психологов, в состав которой был включен американский психолог и юрист Вильям Марстон. Группа должна была оценить возможности известных методов тестирования на детекторах лжи для решения контрразведывательных задач.

После проведения ряда исследований специалисты группы пришли к выводу, что самым эффективным из существовавших в то время методов является «тест выявления лжи при помощи артериального давления», разработанный Mapстоном в Гарвардской психологической лаборатории. Результативность данного теста достигала 97%. В 1923 г. он впервые представил в суде результаты проверки на полиграфе в качестве доказательства.

Первый портативный прообраз современного полиграфа создал офицер калифорнийской полиции Джон Ларсон. Он изготовил устройство, обеспечивающего одновременную регистрацию кровяного давления, пульса и дыхания. С помощью своего аппарата криминалист проверил большое количество лиц, подозревавшихся в уголовных преступлениях. При этом была зафиксирована высокая точность результатов испытаний. В 1933 году коллега Ларсона Леонард Килер усовершенствовал прибор и разработал первую методику проверки на полиграфе. В том же году он открыл фирму, которая освоила серийный выпуск этой аппаратуры, и первую школу специалистов-полиграфологов. Килер первым применил методику опроса на полиграфе при подборе кадров. С этого времени полиграф получил официальное признание в США.

К концу 30-х годов уже три американские фирмы серийно выпускали «детекторы лжи». В двадцати восьми штатах страны более сотни полицейских участков активно использовали их в следственных процессах. Многие банки и коммерческие фирм Америки стали применять полиграф при найме сотрудников и в ходе служебных разбирательств. Днем первого официального применения полиграфа в США считается 2 февраля 1935 года.

С началом Второй мировой войны детектор стал широко применяться в целях защиты государственной тайны. Его использовали для проверок персонала, работавшего над созданием атомной бомбы в исследовательском центре Оук-Ридж, которые проводили специалисты одной из частных фирм.

Детектор лжи в России

В 20-е годы российский психолог Александр Лурия успешно исследовал физиологические проявления лжи при допросе лиц, арестованных по подозрению в убийстве. Его метод получил полное признание в среде криминалистов. Однако уже тогда ученые испытывали мощное противодействие со стороны властных структур и псевдонаучных кругов. Власти боялись появления оборудования, которое позволило бы объективно устанавливать истину и которое нельзя было бы заставить дать требующиеся показания под предлогом «классовой необходимости». В 30-е годы прокурор СССР Александр Вышинский обвинил полиграфологов в антинаучности, и все исследования были прекращены.

Толчком к возобновлению работ в этом направлении в конце 60-х годов послужила серия провалов восточногерманской разведки «Штази», которая считалась одной из самых сильных разведок стран Варшавского договора. Даже самых подготовленных агентов этой службы удавалось раскрывать с помощью полиграфа. В связи с этим в одном из закрытых НИИ КГБ были начаты исследования психофизиологических процессов. В 1975 году председатель КГБ СССР Юрий Андропов издал приказ о создании специального подразделения по прикладному применению полиграфа. С этого времени аппарат получил негласное добро на существование в этом ведомстве. Несколько раньше, в начале 60-х годов, его стало применять МВД. Стоял ли данный аппарат на вооружении военного ведомства, «НВО» выяснить не удалось. Некоторые источники, близкие к ГШ, утверждают, что ничего не слышали о применении детектора, как и том, что кто-то из их сослуживцев проходил проверку на этом аппарате.

Полиграф сегодня

В настоящее время ведущие полиграфологи США объединены в Американскую ассоциацию полиграфа (ААП), в которую входят около 2500 членов. Более половины из них — государственные служащие. Официально в США полиграф используют все силовые ведомства, Министерство по атомной энергии, Министерство финансов и ряд других ведомств. Эта организация разработала свод правил, которым следуют все полиграфологи Америки. Кроме того, во всех силовых ведомствах действуют различные инструкции и наставления по данному виду деятельности.

К концу 90-х годов США выполняли ежегодно не менее миллиона проверок на полиграфе, то есть больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. В середине 80-х годов Агентство национальной безопасности рассекретило отчет о применении проверок своих служащих на полиграфе. В нем было указано, что с помощью детектора лжи удалось выявить 12 человек, которые сами работали на иностранные спецслужбы или состояли в родстве с завербованными шпионами.

Как объяснил корреспонденту «НВО» сотрудник Военного университета, заместитель начальника отдела переподготовки и повышения квалификации психологов Валерий Кокин, в России до сих пор нет единого правового акта, регламентирующего использование детектора лжи. Его применение оправдывается принятым в юриспруденции принципом «что не запрещено, то разрешено». В частном секторе применение полиграфа вообще никак не регламентируется.

Не так давно некоторые депутаты Госдумы во главе с председателем комиссии по борьбе с коррупцией, бывшим директором ФСБ Николаем Ковалевым предложили внести поправки в Закон «О государственной тайне». Они настаивали на введение в него положения об обязательной проверке на детекторе лжи всех граждан, допущенных к работе с закрытыми документами. А это значит, что подобной проверке должны быть подвергнуты все, начиная с президента и кончая простым делопроизводителем. В будущем депутаты-полиграфологи планируют ввести аналогичную норму и для частного бизнеса, который сегодня продает, покупает и применяет полиграфы «как Бог на душу положит». Правда, вряд ли остальные законодатели захотят раздеваться перед законом.

Хотя детектор применяется во многих развитых странах, за исключением Германии и Австрии, где он запрещен «по этическим соображениям», его использование неоднозначно воспринимается населением. У полиграфа есть объединенные в ассоциации сторонники, но достаточно много и противников. Диапазон их неприятия детектора колеблется в пределах от заявлений о нарушении прав человека до обвинений в научной необоснованности метода. В США даже есть сайт в интернете, где можно прочитать множество протестных заявлений лиц, пострадавших от полиграфа. Не так давно противники полиграфа направили письмо президенту Бушу, в котором потребовали запрещения детектора лжи. Подобные выступления звучат и в других странах. Хотя мало кому известно, что бывший президент США Билл Клинтон был вынужден признаться в своем грешке с Моникой Левински только после проверки специалистами на полиграфе.

В России нет единого фронта ни сторонников, ни противников полиграфа. Для рядовых российских граждан это пока экзотика. Но кто знает, за что они будут выступать, если детектор лжи получит повсеместную прописку и с его помощью будут принимать или выгонять с работы.

Наверное, трудно не согласиться с экспертами, что полиграф — очень полезный аппарат. Поэтому хочется верить, что в новый слой армейской интеллектуальной элиты будут попадать только честные люди и там не найдется места специалистам типа известного булгаковского персонажа Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Всем известно, как в России принимаются, сколько стоят и как исполняются законы. И совсем не хочется думать, что появление детекторов лжи в войсках, где принцип добровольности, мягко говоря, действует довольно слабо, может стать первым шагом на пути в армию пресловутого «Большого брата», который «всегда наблюдает за тобой».

Комментарии для элемента не найдены.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка резидента песня березовый сок исполняет ножкин
  • Ошибка резидента книга википедия
  • Ошибка резидента квадрология скачать торрент
  • Ошибка резидента описание фильма
  • Ошибка резидента информация о фильме