Ошибка при пробитии чека вместо безнала пробит нал

27.05.2021
Онлайн-кассы

Вопрос аудитору

Организация занимается розничной торговлей, использует онлайн-кассу (ФФД 1.05). При оплате покупателем товара банковской картой кассир пробил чек, ошибочно указав форму оплаты «наличными» (вместо «безналичными»). Как исправить ошибку?


Если продавец использует версию ФФД 1.05, ошибку в форме расчёта в кассовом чеке на «приход» необходимо исправлять следующим образом:

  • сформировать кассовый чек с признаком расчёта «возврат прихода», который будет идентичен ошибочному (в т. ч. содержать неправильную форму расчёта «наличными»), указав фискальный признак некорректного чека;
  • сформировать правильный чек с признаком расчёта «приход» с указанием фискального признака некорректного чека и правильной формы расчёта («безналичными»).

Объяснение следующее.

Общий способ исправления ошибок в кассовом чеке (ФФД 1.05) привела ФНС России в письме от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@. Он заключается в том, чтобы оформить кассовый чек, идентичный неправильному, с указанием обратного признака расчёта, а затем оформить корректный чек. Кроме того, поскольку нет движения денежных средств, сумму расчёта необходимо указать в реквизите «сумма по чеку встречным предоставлением» (тег 1217).

Однако если необходимо исправить ошибку в форме расчёта в кассовом чеке на «возврат прихода» вместо указания суммы расчёта в реквизите «сумма по чеку встречным предоставлением» (тег 1217), следует отразить «сумму расчёта наличными» (тег 1031) (как было в ошибочном чеке). В правильном кассовом чеке на «приход» тег 1217 также не используется, а указывается «сумма расчёта безналичными» (тег 1081).

Это связано с тем, что сумма значений реквизитов «сумма по чеку (БСО) наличными» (тег 1031), «сумма по чеку (БСО) безналичными» (тег 1081), «сумма по чеку (БСО) предоплатой (зачётом аванса)» (тег 1215), «сумма по чеку (БСО) постоплатой (в кредит)» (тег 1216) и «сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением» (тег 1217) должна быть равна итоговой сумме по чеку (реквизит «сумма расчёта, указанного в чеке (БСО)», (тег 1020)) (п. 1 примечания к Таблице 20 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Если в чеке сумму расчёта одновременно указать в теге 1031 (1081) и в теге 1217, указанное соотношение нарушается.

Пользователь онлайн-кассы может избежать административной ответственности за допущенное нарушение. Для этого необходимо (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • исполнить соответствующую обязанность (скорректировать чек) до вынесения постановления по делу об административном нарушении;
  • добровольно заявить о нарушении в налоговую инспекцию не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём исполнения обязанности (пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@).

При этом необходимо соблюсти следующие условия:

  • на момент обращения пользователя онлайн-кассы с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Источник: информационная система 1С:ИТС

Другие новости 1С:ИТС

  • Может ли работодатель, который находится в тяжёлом материальном положении, не платить зарплату? Подробнее…

  • Должна ли обслуживающая бухгалтерия компенсировать штрафы за нарушение срока сдачи отчётности? Подробнее…

  • Утверждена форма, по которой налоговая уведомит ИП на ПСН об отказе в уменьшении налога на сумму страховых взносов и пособий. Подробнее…

  • В каком случае затраты на аренду не подлежат учёту? Подробнее…

  • Нужно ли удерживать пособие, если сотрудница вышла на работу досрочно из отпуска по беременности и родам? Подробнее…

  • Как рассчитать больничный, если работник трудится неполный рабочий день? Подробнее…

  • Как в СЗВ-СТАЖ отмечать период исправительных работ? Подробнее…

  • Может ли ИФНС вносить изменения в акт налоговой проверки? Подробнее…

  • Какие санкции предусмотрены за нарушение сроков публикации годовой отчётности на www.bus.gov.ru? Подробнее…

  • Какие КБК указывать, если учреждение участвует в реализации национального проекта? Подробнее…

  • Можно ли взыскать с работника выплату, перечисленную дважды? Подробнее…

  • Как повлияли нерабочие дни в мае на срок камеральных проверок? Подробнее…

  • Нужно ли вносить в трудовую книжку запись о назначении доверительным управляющим? Подробнее…

  • При продаже исключительного права на результат интеллектуальной деятельности можно быть самозанятым. Подробнее…

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону

+7 (3952) 78-00-00

Все новости

Дополнительная информация по телефону

+7 (3952) 78-00-00

Любую ошибку, совершенную при применении ККТ, можно исправить с помощью чека коррекции. Он содержит такие же реквизиты, что и кассовый чек, в том числе и реквизит «предмет расчета» <Приложение N 1 к приказу ФНС от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@>. 

Однако дополнительные реквизиты кассового чека коррекции, с помощью которых возможно исправить любую ошибку при применении ККТ, обязательны для версии форматов фискальных документов (ФФД) 1.1. Это значит, что на кассах с такой версией ФФД ошибки нужно исправлять только с помощью чека коррекции. 

А вот для версий ФФД 1.05 в связи с техническими особенностями указанные реквизиты носят рекомендательный характер. Поэтому если ККТ позволяет пробивать кассовый чек коррекции с таким реквизитом, как «предмет расчета», со всей его структурой, то можно им исправлять любую ошибку, в том числе и указание неверной формы расчета.

Если ККТ не позволяет формировать «новый» кассовый чек коррекции, то исправить ошибку возможно только старым способом. То есть пробить кассовый чек с признаком расчета «возврат прихода» с ошибочными данными и затем пробить чек с признаком расчета «приход» с правильными данными. И неважно, когда кассир обнаружил ошибку – сразу при покупателе или после его ухода. При этом ни товар, ни деньги возвращать не надо.

Допустим, при получении оплаты кассир указал в чеке не ту форму расчета. Тогда ему следует пробить чек с признаком «возврат прихода», в котором нужно полностью повторить информацию из ошибочного чека, а затем пробить новый чек с признаком «приход» с правильными данными.

В исправительном и верном чеках нужно указать ФПД (тег 1192) первоначального, ошибочного чека. Это нужно, чтобы его идентифицировать.

В методичках ФНС по исправлению «чековых» ошибок указано, что нужно заполнить еще один реквизит – «сумма по чеку встречным предоставлением» (тег 1217). Но тогда общая сумма по чеку не сойдется. Ошибку в форме расчета таким способом не исправить. Перенесите все данные из неверного чека в исправительный, в том числе, «сумму наличными». В новом чеке покажите правильную форму расчета.

Частые ошибки продавцов при оформлении чеков

Редактор: Елена Галичевская

Рассказываем, как избежать штрафов и проблем с налоговой


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

Рассказываем, как избежать штрафов и проблем с налоговой


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

Онлайн-касса, она же контрольно-кассовая техника, ККТ, нужна практически всем предпринимателям и компаниям, которые продают товары, работы или услуги обычным людям. В законе зафиксированы требования к работе с онлайн-кассой и правила оформления чеков. Неприменение или неправильное применение онлайн-кассы грозит приостановкой деятельности бизнеса и штрафами:

  • для руководителей или ИП — от 25 до 50% суммы расчета, но не менее 10 000 ₽;
  • для малого бизнеса — от 37,5 до 50% суммы расчета, но не менее 15 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — от 75 до 100% суммы расчета, но не менее 30 000 ₽.

Собрали популярные ошибки, которые допускают при оформлении кассовых чеков, и рассказали, как их не допустить.

О чем речь. Когда клиент покупает товар, платит за работу или услугу, он расплачивается одним из двух способов: наличными или по безналу. В любом случае продавец обязан выдавать кассовые чеки. В чеке онлайн-кассы кассир должен пробивать признак формы расчета — оплата наличными или безналичными.

В чем проблема. При продаже товаров, работ или услуг кассир неверно пробивает наличку по безналу, и, наоборот, покупатель рассчитался по карте, а кассир провел как продажу за наличку.

Если кассир перепутает признак формы расчета, сумма наличных по отчету не сойдется с количеством денег в ящике ККТ. Как правило, ошибку удается обнаружить в конце смены. Чтобы ее найти, придется изучить чеки за всю смену.

Из-за такой ошибки налоговая получит неверные сведения, а компания может получить штраф.

Как правильно. В чеке должен стоять признак расчета «Наличные», если клиент заплатил наличными, и «Безналичные» — если клиент расплатился картой или электронными деньгами, например через СБП.

Если кассир ошибся в форме оплаты, исправить ошибку в кассовом чеке нужно так: сформировать чек коррекции или возврата. Выбор зависит от формата фискальных данных — ФФД.

О чем речь. Кассы бывают двух видов:

  • автоматическая — которая выбивает чеки сама в момент расчета. Обычно это облачные кассы, которые подключают для фискализации онлайн-продаж — чтобы покупатель получал чек в момент расчета, даже если он оплатил товар в интернет-магазине в три часа ночи;
  • обычная — касса, на которой расчет оформляет кассир. Такие кассы используют в офлайн-магазинах.

На автоматических кассах в поле «Кассир» должен стоять номер автомата, который выбил чек. А при работе на обычной кассе — ФИО кассира, который принял деньги и сформировал чек.

Кассир — материально ответственное лицо; если на чеке указано его имя, значит, он совершил операцию, то есть он принимал деньги от покупателя или отдавал ему их при возврате.

В чем проблема. На чеках, которые выбивает автоматическая касса, продавцы онлайн-магазинов указывают ФИО кассира. На самом деле этого не было — чек выбил автомат.

При работе на обычной кассе не меняют ФИО кассира при передаче смены или вообще указывают данные директора. Это тоже ошибка.

Ошибка в фамилии кассира может вызвать вопросы у налогового инспектора при проверке. Информация в чеке должна соответствовать действительности.

Как правильно. По закону на чеках из обычной кассы должны быть указаны имя и фамилия кассира, а на чеках из автоматической кассы указывают только номер автомата вместо данных кассира. Нет кассира — не нужно указывать его имя.

О чем речь. При онлайн-покупках в большинстве случаев продавец должен формировать два чека: предоплаты и полного расчета. Чек на предоплату покупатель получает тогда, когда оплатил товар на сайте. А чек полного расчета — когда получает товар.

В чем проблема. Проблема в том, что продавцы часто выбивают только один чек — полного расчета. Иногда сложно найти предоплатный чек, а иногда просто ленятся. Это нарушение закона № 54-ФЗ и грозит штрафом.

Как правильно. Чеков должно быть два: предоплаты — при приеме платежа от покупателя и полного расчета — при передаче заказа.

Есть два исключения, когда можно обойтись одним чеком полного расчета:

  1. Если товар клиенту передают в тот же день, когда он оплатил заказ. Например, человек заказал и оплатил игрушку в онлайн-магазине, курьер в тот же день ее доставил вместе с чеком на полный расчет — это законно.
  2. Если бизнес работает на упрощенке и уведомил покупателя, что чек будет один. Например, написал об этом в оферте.

О чем речь. Если выбили неправильный чек, скорректировать ошибку нужно двумя чеками:

  • при ФФД версии 1.05 — выбить чек возврата, а потом правильный чек;
  • при ФФД 1.1 и 1.2 — выбить чек коррекции с обратным признаком расчета, например «Отмена прихода», а потом правильный чек.

В чеках коррекции указывают, какой чек исправляют. Для этого в чек коррекции нужно вписать фискальный признак документа — ФПД исходного чека.

В чем проблема. Продавцы часто выбивают один чек — чек коррекции с правильными данными, а отмену или возврат не делают. Это ошибка.

Для налоговой работает так: чек коррекции сообщает об ошибках в данных по операции. Получается, что чек коррекции «Приход» без отмены исходной операции прибавляет сумму, которая указана в чеке, к общей сумме поступлений.

Как правильно. При исправлении ошибок вне зависимости от ФФД работает такая логика: отмена исходной операции → корректная операция. То есть чеков всегда должно быть два. При этом в каждом чеке желательно указать ФПД расчета, который исправляют.

Если у магазина несколько заказов в день, несложно их отследить и выбить по два чека, а если заказов сотни или тысячи — это становится проблемой. К каждому чеку предоплаты выбивать чек полного расчета — рутинно и утомительно.

CloudKassir разработал функционал, который позволяет оформить чеки правильно и сэкономить время, — групповая обработка чеков. Она позволяет за один раз выбить чеки полного расчета по целой группе операций. Это удобно, если у продавца большой объем продаж.

Работает это так: продавец выделяет все операции, по которым надо сделать чеки полного расчета, например за какую-то дату, и нажимает на кнопку. Система проверяет, чтобы в выборку не попали лишние чеки, например чеки возврата, а потом формирует чеки полного расчета по всем чекам предоплаты из выборки.

Как оформить чек CloudKassir

В группу нужно включить чеки для оформления полного расчета или возврата → выбрать, что конкретно нужно сделать → и нажать кнопку «Отправить». Система сформирует чеки полного расчета или возврата на все чеки в группе

Групповая обработка чеков поможет и при исправлении ошибок — отмене исходных операций и формировании чеков коррекции. Например, при ФФД 1.05 выбирают неправильные чеки и делают возврат для всей группы. Система сформирует чек возврата для каждого чека в выборке. А потом также группой можно создать чеки коррекции.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ошибка в кассовом чеке — явление неприятное, но не фатальное. Главное — знать, как правильно исправить. Расскажем, как это сделать, чтобы избежать штрафа.

Какие ошибки в чеках встречаются чаще всего

  • Неверно указана сумма чека.
  • Неверно указан способ расчета: наличный или безналичный.
  • Из-за сбоев чек не учтен в ФНС.
  • Не совпадают даты формирования чека и фактического поступления средств.

Важно: если компания или ИП самостоятельно обнаружит ошибку в чеке, исправит ее, а после корректировки предоставит все данные, свидетельствующие о нарушении в ФНС, штрафа по ст. 14.5 КоАП не будет.

О штрафах в сфере применения ККТ вы можете прочитать в этой статье.

Как исправить ошибку в чеке

Для исправления ошибок в фискальных документах созданы отдельные операции по коррекции. Ошибку можно исправить путем формирования чека коррекции или чека возврата — это зависит от формата фискальных документов (ФФД), который вы используете.

Где можно посмотреть версию ФФД:

  1. В отчете об открытии смены. В поле «ФФД» прописаны цифры 2, 3 или 4, которые обозначают форматы фискальных документов 1.05, 1.1 или 1.2 соответственно.
  2. В личном кабинете ОФД. Можно посмотреть ФФД в личном кабинете ОФД, если оператор представляет такую возможность (например в lk.platformaofd.ru). Если нет, то следует выгрузить список всех ваших касс в Excel и выбрать отдельный столбец с названием «ФФД», в котором найдете нужную информацию, либо обратиться за разъяснениями к вашему оператору ОФД.

Платформа ОФД — надежный партнер для передачи фискальных данных в ФНС. Узнайте, как получить скидку 50%

Как исправление ошибки зависит от ФФД

Если вы используете ФФД 1.05, то, чтобы ошибка считалась исправленной, необходимо сформировать чек возврата, если вы используете ФФД 1.1 или 1.2 — чек коррекции.

Но есть условие: если при расчетах касса не применялась вообще (что является само по себе нарушением КоАП), то при использовании любого ФФД формируют чек коррекции.

Важно: неверно считать, что исправлять ошибку на следующий день поздно — это можно и нужно сделать в любой момент: в день ее допущения, через неделю или позже. Как только обнаружили ошибку, ее необходимо исправить, не дожидаясь реакции ФНС.

Что делать при использовании ФФД 1.05

При использовании ФФД 1.05 вид чека зависит от допущенной ошибки:

  • был пробит чек с ошибкой — формируется чек возврата;
  • при расчете ККТ вообще не была применена по какой-либо причине — формируется чек коррекции.

Почему при ФФД 1.05 нельзя использовать чек коррекции в любых случаях, как в других форматах фискальных данных? Потому что там просто нет такой возможности: нет необходимых реквизитов. В ФФД 1.05 отсутствуют предмет расчета и признаки расчета «Возврат расхода», «Возврат прихода». Поэтому необходимо формировать чек возврата.

Последовательность действий при обнаружении ошибки в чеке:

Шаг 1. Сначала нужно отменить ту операцию, которая была проведена с ошибкой, поэтому первым делом формируется чек возврата.

Особенности:

  • В графе «Признак расчета» указываем операцию, обратную ошибочной: отменяете чек прихода — прописываете «Возврат прихода», отменяете чек расхода — прописываете «Возврат расхода».
  • В зависимости от факта возврата денег клиенту: не возвращали — способ оплаты указываете «встречное предоставление», возвращали — указываете форму расчета (наличная или безналичная).

Шаг 2. Чтобы инспекторы ФНС легко могли понять, какой чек вы отменяете, в чек возврата нужно внести фискальный признак (ФПД или ФП) чека с ошибкой. Эти данные указываются в дополнительном реквизите чека возврата — тег 1192 (по рекомендации ФНС).

Шаг 3. Ввод остальных реквизитов чека. Они должны быть абсолютно идентичны чеку с ошибкой. Здесь мы не исправляем, а только отменяем тот чек.

Шаг 4. Формирование нового фискального документа, но уже без ошибки. Какие особенности нужно учесть:

  • одинаковые реквизиты в новом чеке и чеке возврата;
  • ошибка, допущенная в прошлый раз, должна быть исправлена;
  • в дополнительном реквизите чека (тег 1192) указан ФПД чека с ошибкой — это необходимо для нахождения пары чеков: какой чек исправляется и каким заменяется.

Шаг 5. Написание заявления в ФНС о том, что чек с ошибкой был откорректирован. В заявлении нужно подробно рассказать об ошибке, которая была в чеке и каким образом она была исправлена. Также необходимо указать ФПД обоих чеков. Срок подачи заявления — 3 дня с момента формирования нового корректного чека. Способ подачи заявления — через кабинет ККТ на сайте ИФНС.

Если заявления не будет, то штрафа не избежать.

Последовательность действий, если операция не была проведена через ККТ:

В этом случае при использовании ФФД 1.05 также используется чек коррекции, как и при ФФД 1.1 или 1.2. Но стоит делать все последовательно:

Шаг 1. Составление акта с перечислением всех расчетов без онлайн-кассы. В акте указывается дата, наименование товара, цена, количество и причина неприменения.

Шаг 2. Оформление чека коррекции. В нем следует указать основание для коррекции: «Самостоятельная операция» — ошибка обнаружена вами, «По предписанию» — ошибка обнаружена ФНС. Заполняется также графа «Документ для основания коррекции», в которой следует указать номер акта, составленного вами, или номер предписания ФНС.

Что делать при использовании ФФД 1.1 и 1.2

В этом случае ответ однозначен — сформировать чек коррекции.

Шаг 1. Отмена чека с ошибкой чеком коррекции. В признаке расчета указываем возврат той операции, которая была проведена с ошибкой: корректировка чека прихода, тогда ставим признак «Возврат прихода», корректировка чека расхода — «Возврат расхода».

Шаг 2. Перенос всех данных в чек коррекции, в том числе ошибочных.

Шаг 3. Чтобы у ФНС не было дополнительных вопросов по идентификации чека, необходимо в чеке коррекции указать фискальный признак (ФПД или ФП) в дополнительном реквизите чека.

Шаг 4. Прописывание тегов — то, что также существенно отличает чек коррекции от чека возврата при ФФД 1.05. Необходимо проверить и указать следующие реквизиты:

  • Тип коррекции (1173): «Самостоятельная операция» или «0» — заметили ошибку сами и корректируете, «По предписанию» или «1» — корректируете после предписания ФНС.
  • Основание для коррекции (1174): дата совершения корректируемого расчета (1178) — дата, когда отбит неверный чек; номер предписания налогового органа (1179) — если корректируете чек после предписания ФНС.

Шаг 5. Теперь приступаете к формированию нового чека коррекции уже с верными данными. В признаке расчета этого чека указывается такой признак, как был в ошибочном чеке. Данные все идентичны чеку с ошибкой, кроме самой ошибки — ее исправляете и указываете верную информацию. В дополнительном реквизите чека указываете фискальный признак ошибочного чека, чтобы понять, какой чек исправляется. Параметры: тип коррекции, основание и дата, — переносятся из чека коррекции, который отменял ошибку.

Согласно примечанию к ч. 15 ст. 14.5 КоАП в случае оформления чека коррекции заявление в ФНС предоставлять не нужно. Но всегда лучше перестраховаться и предоставить акт и заявление в ИФНС — так вы точно избежите штрафов. В акте перечисляются все исправляемые чеки.

Платформа ОФД — это не только оператор фискальных данных, но и удобная аналитика для развития и контроля бизнеса. Все в одном личном кабинете!

Как действовать, если не провели расчет через ККТ (ФФД 1.1 или 1.2)

В этом случае нужно сформировать чек коррекции и указать основание для коррекции: самостоятельно проводится коррекция или после проверки налоговой.

Что указывать?

Если ошибка обнаружена вами, то в основании указывается «Самостоятельная операция».

Если получено предписание от ФНС о коррекции, то верным будет основание «По предписанию».

Графу «Документ для основания коррекции» также нельзя оставлять пустой — указывается номер акта, составленного вами, или номер предписания ФНС.

Отдельно необходимо указать наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты в соответствии с приказом ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.

Все суммы, которые подвергаются корректировке, должны быть прописаны в чеке отдельной строкой. Для маркированного товара указывается вся известная информация о товаре: код маркировки, наименование предмета расчета, количество и другие обязательные реквизиты. Эти рекомендации даются в письме ФНС от 04.06.2021 № АБ-4-20/7806@. В этом случае код маркировки будет выведен из оборота после передачи данных оператору. Если эта информация не будет указана, то можно также получить штрафные санкции уже из-за нарушений в передаче сведений по маркированным товарам.

Часто задаваемые вопросы по корректировке чеков

  • В чеке коррекции нет информации о проданном товаре (ФФД 1.05). Как сформировать чек?

Согласно письму ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@ допускается сформировать в этом случае чек на общую сумму, без оформления чека на каждый расчет. Но чтобы избежать штрафа, обязательно предоставьте в налоговую документы, которые покажут ФНС каждую продажу, сделанную без применения ККТ: акт или реестр всех товаров.

  • Не могу ввести дополнительные реквизиты чека. Как быть?

Реквизит чека (1192) действительно не является обязательным для чека, его может и не быть. Согласно приложению № 2 к приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ отсутствие дополнительного реквизита по техническим причинам не будет являться нарушением. В этом случае необходимо указать фискальные признаки чеков в сопроводительных документах.

  • Покупатель в приложении ФНС видит, что чек некорректен, но через ОФД он передан. Считается ли такой чек действительным?

Чек в ФНС может быть некорректен по следующим причинам:

  • из-за неверной установки времени на кассовом аппарате;
  • другие неверные настройки кассы;
  • неточные данные, в т. ч. о товарах.

Иногда возможны сбои из-за проблемного QR-кода на чеке, тогда при повторной проверке чек становится корректен. Если же ошибка сохраняется, лучше оформить чек коррекции во избежание штрафов.

Некорректных чеков не нужно бояться — любую ошибку можно исправить. Но следить за правильностью введения данных все же необходимо.

Проверяйте, отправлены ли чеки в ФНС, через личный кабинет Платформа ОФД. Тогда вы всегда сможете исправить ошибки быстрее, чем их обнаружит ФНС.

Онлайн-сервисы от Платформы ОФД

Все, что нужно предпринимателю, менеджеру и бухгалтеру в одном личном кабинете

Что делать бухгалтеру, обнаружившему ошибку кассира, который перепутал операции и в качестве наличного расчета «пробил» безналичный? Как исправить эту неточность, отразить ошибочную операцию в учете и какие документы подготовить для ревизоров? Ответы на эти вопросы искала Светлана Сидоркина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» определено, что для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в ККТ предназначен счет 50 «Касса». Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денег в валюте РФ на расчетных счетах компании, открытых в кредитных организациях. Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для обобщения информации о движении средств, внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению. Счет 57 «Переводы в пути» используется, если компания получит информацию о таких оплатах от покупателей. Оприходование выручки будет отражаться проводками:

Дебет 50 «Касса»   Кредит 90-1 «Продажи»
— на сумму выручки, полученной наличными средствами от покупателей в кассу организации (в день поступления денег);

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 90-1 «Продажи»
— на сумму выручки, полученной от покупателей на расчетный счет (в день поступления денег).

Суммы выручки, о которых стало известно до поступления на расчетный счет, отражаются с применением счета 57 «Переводы в пути»:

Дебет 57 «Переводы в пути»   Кредит 90-1 «Продажи»
— на сумму выручки на основании сообщения покупателя о произведенной оплате;

Дебет 51 «Расчетный счет»   Кредит 57 «Переводы в пути»
— на сумму, поступившую на расчетный счет на дату зачисления.

Следовательно, при применении онлайн-кассы для отражения приема средств применяются счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 57 «Переводы в пути».

При применении ККТ необходимо пробивать кассовый чек, в котором в соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» должны содержаться, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ, обязательные реквизиты, в частности, форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также суммы оплаты.

По окончании проведения кассовых операций и на основании чеков могут оформляться кассовые документы. Поступающие в кассу наличные учитываются в кассовой книге на основании приходных ордеров, денежные средства, полученные от покупателей в безналичном порядке – не отражаются.

Читайте также «Кассовый чек в электронной форме»

Ошибка в форме расчета

Вроде бы все ясно и понятно, но что делать, если кассир совершил ошибку и, пробивая чек, выбрал форму расчета «наличные деньги» вместо безналичного порядка?

В конце смены кассир сформировал z-отчет и сдал его вместе с деньгами бухгалтеру. Бухгалтер, ответственный за оприходование средств в кассу, обнаружил ошибку, и при заполнении приходного кассового ордера и кассовой книги помарка была учтена, в кассовой книге были отражены правильные суммы по счету 50 «Касса».

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, проводки по счету 50 «Касса» формируются на основании кассовой книги, счет 51 «Расчетный счет» – на основании выписки банка, счет 57 «Переводы в пути» – данных, полученных от покупателей.

В этот день иных поступлений, кроме выручки от физических лиц, полученных как наличными, так и в безналичном порядке, отправленных с помощью электронных средств платежа, не было и при формировании проводок бухгалтер взял за основу z-отчет кассира, в котором содержались ошибки.

Обратите внимание

Как ранее, так и сейчас при обнаружении ошибок, в том числе в кассовых чеках, дополнительно к отчетам, используемым при применении ККТ, кассиром составляется объяснительная записка. Эта бумага не является обязательным первичным документом, но тем не менее должна быть заполнена.

Исправление ошибок в учете регулируется Приказом Минфина России от 28 июня 2010 года № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности” (ПБУ 22/2010)». Соответственно, выявив ошибки, бухгалтер либо вносит исправления в проводки сторнировочной записью, либо делает обратную проводку и переносит ошибочную сумму с наличных на безналичные Дебета 51 «Расчетный счет» Кредита 50 «Касса». Исправление ошибок в учете оформляется бухгалтерской справкой.

Чек коррекции

С бухгалтерскими проводками разобрались, а что делать кассиру, когда ошибка в чеке есть и ее нужно исправлять? Напомню, для покупок, оплачиваемых наличными денежными средствами, применяется форма расчета «Сумма по чеку наличными», для покупок, поступивших на расчетный счет с применением электронных средств платежа (банковских платежных карт, электронных кошельков, банковских переводов через онлайн-банкинг, переводов со счетов мобильных телефонов) применяется форма расчетов «Сумма по чеку электронными». Любые ошибки в чеке нужно исправить.

Письмо ФНС России от 6 августа 2018 года № ЕД-4-20/15240@ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции» содержит информацию об исправлении таких неточностей. Если ККТ позволяет формировать чек коррекции, то ошибка в форме расчета должна будет исправлена именно чеком коррекции, это обязательно для версии форматов фискальных документов (ФФД) 1.1. Для остальных ФФД (1.0 и 1.05) в связи с техническими особенностями указанные реквизиты носят рекомендательный характер. Если ККТ не позволяет формировать кассовый чек коррекции, то исправить ошибку возможно путем создания кассового чека с признаком расчета «возврат прихода».

Читайте также «Кассовый чек дополнят новым реквизитом»

Объяснительная записка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, печатается кассовый чек коррекции после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

За нарушение порядка применения ККТ предусмотрена административная ответственность, однако лицо, заявившее в налоговый орган в письменной форме об ошибках в чеках ККТ, может быть освобождено от ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ.

В чеках коррекции содержатся реквизиты: тип коррекции, основание для исправления, описание коррекции, дата совершения корректируемого расчета.

Как ранее, так и сейчас при обнаружении ошибок, в том числе в кассовых чеках, дополнительно к отчетам, используемым при применении ККТ, кассиром составляется объяснительная записка. Эта бумага не является обязательным первичным документом, но тем не менее должна быть заполнена.

Объяснительная записка может быть написана в форме заявления на имя генерального директора организации, содержать подпись лица, его написавшего, и дату составления. В записке указывается сотрудник, совершивший ошибку, называются дата и время формирования неверного чека с указанием номера применяемой ККТ, также должна присутствовать информация с описанием самой ошибки и указанием причины ее совершения.

Таким образом, ошибки в чеках в реквизите формы расчетов можно исправить с применением чека коррекции. Кассир должен составить объяснительную записку, и если ошибки возникли в проводках, то они должны быть исправлены по правилам бухгалтерского учета. В то же время, если при формировании проводок бухгалтер в качестве оснований будет использовать кассовые документы, банковские выписки, то ошибок в бухгалтерском учете возникнуть не должно.

Читайте также «Чеки ККТ при выплатах по ГПД и подотчетных сумм»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка при присоединении к комнате raft online
  • Ошибка при присоединении к домену внутренняя ошибка
  • Ошибка при преобразовании типа данных varchar к numeric
  • Ошибка при преобразовании типа данных varchar к float
  • Ошибка при преобразовании типа данных varchar к bigint