Дата публикации: 09.07.2013 09:00 (архив)
Любой налогоплательщик или бухгалтер, даже правильно исчислив налог, может допустить ошибку при заполнении платежного поручения на его перечисление. Некоторые из них безобидны, однако другие, несмотря на то, что деньги поступили в бюджет, влекут начисление пени. Поэтому важно знать, что делать, если в платежку закралась ошибка.
Выявить ошибку в платежном поручении можно не сразу, ведь оно принято и исполнено банком. Самый распространенный вариант, когда ошибку находит налоговый орган и присылает Вам уведомление об ошибочной информации, содержащейся в платежных документах при перечислении налогов и иных платежей, в котором указаны реквизиты платежного поручения, требующие уточнения.
Ошибку Вы можете увидеть и сами из карточки расчетов с бюджетом, которая ведется в налоговой инспекции, запросив Выписку операций по расчетам с бюджетом в электронном виде, а так же при сверке расчетов с налоговым органом, когда обнаружится задолженность по налогу, пене или штрафу, которые были Вами уплачены, или ,наоборот, наличие переплаты по какому-либо налогу, которой быть не должно. И наконец, самый неприятный вариант — получение требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа, в котором указаны суммы, которые Вами уже уплачены.
Чтобы избежать этих неприятностей, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право при обнаружении ошибки в оформлении платежного документа на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, а так же налоговый период или статус плательщика.
Заявление на уточнение составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. В результате уточнения устраняются недоразумения по недоимке и пересчитываются пени.
Чтобы избежать различного рода ошибок, необходимо соблюдать следующие правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
Статус плательщика отражается в поле 101 платежного поручения. Данный показатель идентифицирует лицо или орган, оформивший расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Так, в поле 101 должно быть вписано одно из значений статуса плательщика, например:
— 01 — для налогоплательщика (плательщика сбора) — юридического лица;
— 02 — для налогового агента;
— 09 — для налогоплательщика (плательщика сборов), являющегося индивидуальным предпринимателем;
— 14 — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
Основание платежа указывается в поле 106. В этом поле может значиться:
— ТП — платежи текущего года;
— ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам;
— ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
— АП — погашение задолженности по акту проверки;
— АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
От значения основания платежа зависят показатели в поле 108 (номер документа) и 109 (дата документа).
Показатель налогового периода (поле 107) используется для обозначения периодичности или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, — «число.месяц.год».
Тип платежа (поле 110) – это то, что подлежит уплате: налог или сбор (НС), платеж (ПЛ), пошлина (ГП), взнос (ВЗ), аванс (АВ), пеня (ПЕ), проценты (ПЦ) и т.д.
Под принадлежностью платежа подразумеваются следующие реквизиты платежного поручения:
— ИНН получателя платежа (поле 61);
— КПП получателя платежа (поле 103);
— КБК (поле 104);
— код ОКАТО (поле 105).
В поле 105 платежного поручения отражается код ОКАТО налогового органа — получателя платежа.
Какие ошибки допускают при оплате налогов в 2023 году
ФНС проанализировала поступающие платежи и выявила ряд типичных ошибок, которые допускают налогоплательщики.
Чаще всего ошибки возникают:
-
в сумме налога — в большую или меньшую сторону;
-
в статусе плательщика — поле 101;
-
в реквизитах получателя платежа — название получателя, его ИНН и КПП;
-
в банковских реквизитах получателя платежа — номер счета, наименование и БИК банка, корреспондентский счет;
-
в периоде, за который уплачивается налог — указание более раннего или позднего периода, ошибочного периода;
-
в КБК платежа;
-
в ОКТМО;
-
в ИНН налогоплательщика.
Порядок исправления ошибки зависит от того, как уплачивался налог: на ЕНС с помощью ЕНП или платежным поручением на конкретный КБК налога.
С 2023 года обязательные платежи в бюджет перечисляются через единый налоговый счет (ЕНС).
ЕНС– это специальный счет, на который налогоплательщик зачисляет деньги, а ИФНС их оттуда списывает в счет уплаты конкретного налога.
В 2023 году есть два способа уплаты налогов:
1. Пополнение ЕНС с помощью единого налогового платежа (ЕНП).
ЕНП – это обезличенный (без указания конкретного налога или взноса) платеж, деньги, которые зачисляются на единый налоговый счет.
Пополнить счет с помощью ЕНП можно через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН) или с помощью сервиса «Уплата налогов и пошлин».
2. По платежному поручению на конкретный КБК налога.
Это альтернативный способ оплаты налогов, который действует в переходном периоде — только в 2023 году. В платежном поручении, как и раньше, указывается конкретный КБК налога или взноса. С 2024 года платить налоги можно будет только первым способом — через ЕНП.
Разберем отдельно, какие ошибки чаще всего возникают при оплате налога через ЕНС с помощью ЕНП, а какие при оплате платежными поручениями на конкретный КБК, как их исправить, и к каким последствиям это может привести.
Ведение бухгалтерского и налогового учета
Настройка учетной базы и первый месяц обслуживания 1₽
Какие типичные ошибки допускают в платежках на уплату ЕНП
Большинство ошибок, которые компании допускают при перечислении денег на ЕНС, не требуют исправления. По некоторым из них потребуется сдать корректирующее уведомление об исчисленных суммах налога или заявление о зачете.
Разберем подробнее.
Ошибка в сумме налога
Это некритичная ошибка. Если налог перечислили на ЕНС в меньшем размере, нужно внести недостающую сумму на счет.
Если перечислили на ЕНС больше денег, чем требовалось, разницу, которая осталась после списания налога, можно:
-
Оставить на ЕНС.
Эти деньги можно использовать в дальнейшем для погашения обязательного платежа или недоимки по нему. Также положительное сальдо является своего рода страховкой от начисления пени.
-
Зачесть в счет будущих платежей.
Образовавшуюся переплату компания может зачесть в счет будущих платежей по конкретному налогу. Нужно направить в ИФНС заявление о зачете в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или по ТКС. Форма заявления о зачете утверждена приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@.
-
Вывести на карту или расчетный счет.
Компания может вернуть переплату на свой счет. Нужно составить заявление в электронной или бумажной форме. Форма и формат заявления утверждены приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@. Срок возврата денег — 3 рабочих дня с даты направления заявления в налоговую инспекцию, включая день отправки.
Ошибка в статусе налогоплательщика
При пополнении ЕНС платежным поручением организация заполняет поле 101, в котором указывает значение «01».
Если бухгалтер ошибочно указал значение «02» в этом поле, деньги все равно попадут на ЕНС и спишутся оттуда, когда наступит срок уплаты платежа, или когда компания сдаст уведомление об исчисленных суммах налога.
Ошибка в реквизитах получателя платежа
Если налогоплательщик некорректно указал название получателя средств, но при этом его ИНН и КПП верные, такая ошибка не будет являться критичной и не потребует исправления.
С 2023 года все деньги зачисляются на счет Управления федерального казначейства по Тульской области.
Ранее в поле 16 платежного поручения нужно было указывать «Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом». С 15 мая 2023 года в этот реквизит внесли изменения, теперь необходимо указывать «Казначейство России (ФНС России)».
Такой получатель будет указан для любого налогоплательщика, независимо от того, где он состоит на учете или где находится объект налогообложения.
Ошибки в банковских реквизитах получателя платежа
Критичной в этом случае является только ошибка в номере счета Федерального казначейства, на который будут зачислены деньги в счет пополнения ЕНС.
Если в платежке неверно указано наименование банка, коррсчет, ИНН, КПП или БИК банка, деньги все равно попадут на ЕНС — при этом счет Федерального казначейства должен быть указан правильно.
Если в платежке по ошибке указать другой номер счета, деньги не поступят на ЕНС, а обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной. В этом случае потребуется:
-
Перечислить платеж на ЕНС повторно, указав верный номер счета — 40102810445370000059.
-
Вернуть деньги, перечисленные на ошибочный счет, — направить обращение в ИФНС по месту учета.
-
Оплатить пени — если возникла задолженность по ЕНС из-за того, что деньги не поступили.
Уточнить ошибочный платеж не получится, его можно только вернуть. Заявление на возврат платежа составляется в произвольной форме.
Ошибка в периоде, за который уплачивается налог
При пополнении ЕНС платежным поручением, в поле 107 (налоговый период) указывается значение «0». Если в этом поле указать другой период, деньги все равно поступят на ЕНС, и обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Такая ошибка не требует корректировок.
Ошибка в КБК и ОКТМО
Неверно указанный КБК в платежном поручении не повлечет негативных последствий. Если остальные реквизиты, включая ИНН налогоплательщика и счет Федерального казначейства, будут указаны правильно — деньги поступят на ЕНС и спишутся в счет уплаты налога.
Уточнять платеж и исправлять такую ошибку не нужно.
Ошибка в ИНН налогоплательщика
Ошибка в ИНН налогоплательщика является критичной, деньги зачислятся на счет другой организации или попадут в невыясненные платежи. Это значит, что компания не выполнит в срок обязанность по уплате налога, образуется недоимка, и будут начислены пени.
Профессионалы СберРешений готовы взять на себя ведение самых сложных участков бухгалтерского и налогового учета. Специалисты окажут поддержку, проконсультируют при прохождении налоговых проверок и несут финансовую ответственность перед клиентом.
Как найти платеж, если ошиблись в ИНН плательщика
Если ошибка в ИНН налогоплательщика привела к тому, что деньги попали в невыясненные платежи, вернуть их можно после обращения в любую ИФНС с заявлением в свободной форме. Это же касается ситуации, когда вместо ИНН плательщика ошибочно указали ИНН тульской инспекции по управлению долгом.
Если в результате ошибки деньги попали на ИНН другого лица, можно решить проблему несколькими способами.
-
Уточнить платеж.
Уточнить платеж, неверно зачисленный на ИНН другого лица, можно, если деньги не пошли в счет оплаты его задолженности, и есть письменное согласие этой организации. Если хотя бы одно из условий не соблюдается, уточнить платеж не получится.
Нужно направить в налоговую по месту учета заявление в свободной форме, приложив к нему письменное согласие организации, которой по ошибке были зачислены деньги.
-
Попросить организацию, которой был зачислен ошибочный платеж, вернуть деньги.
Если деньги, ошибочно зачисленные на ИНН третьего лица, пошли в оплату его задолженности, или бухгалтер отказывается подать заявление о зачете, попросите вернуть деньги на ЕНС.
Это можно сделать через пополнение счета или оплату по платежному поручению с указанием ИНН компании, допустившей ошибку.
Как исправить ошибки в платежке со статусом 02 — перечисление на конкретные КБК
Исправить ошибки, которые допустили в платежном поручении на оплату налога по конкретным КБК, можно двумя способами:
1. Подать уведомление об исчисленных суммах налога.
Но в этом случае организация лишится права оплачивать налог платежными поручениями на конкретный КБК платежа. То есть в дальнейшем ей придется подавать уведомления, переходные положения для нее действовать уже не будут.
2. Подать заявление о зачете и, при необходимости, об отмене зачета.
Если ошибка привела к тому, что налоговая инспекция зачислила платеж на КБК другого налога или на ЕНС, подайте заявление о зачете, чтобы направить деньги на правильный КБК.
Разберем подробнее, как исправить ошибки, допущенные в платежке на уплату налогов на конкретные КБК.
Ошибка в сумме налога
Если бухгалтер указал в платежке по конкретному КБК сумму налога в меньшем размере, нужно составить еще одно платежное поручение на недостающую разницу.
Если компания перечислила деньги на уплату налога в большем, чем нужно размере, разница отразится на ЕНС в виде положительного сальдо, которое можно будет:
-
Оставить на ЕНС для дальнейшего списания в счет оплаты налогов и взносов.
-
Зачесть в счет будущих платежей с помощью заявление о зачете.
-
Вернуть на рачетный счет в банке.
Ошибка в статусе налогоплательщика
При оплате налогов платежкой на конкретный КБК в поле 101 указывается значение «02».
Если в этом реквизите ошибочно указали значение «01» вместо «02», нужно подать уведомление об исчисленных суммах налога с указанием КБК налога, на который перечисляются деньги, или подать заявление о зачете.
Если компания хочет до конца года продолжить платить налоги с помощью платежки на конкретные КБК вместо сдачи уведомления, нужно воспользоваться вторым вариантом — направить в налоговую заявление о зачете. В этом случае она не потеряет право на оплату налога платежкой со статусом «02».
Ошибка в реквизитах получателя платежа
Если ошибка допущена в таких реквизитах получателя платежа, как его ИНН или КПП — ничего исправлять не нужно. Эта ошибка не повлияет на зачисление денег в счет уплаты налога на конкретный КБК.
Однако, нужно убедиться, что деньги поступили на счет, а не попали в невыясненные платежи.
Ошибка в банковских реквизитах получателя платежа
Как и в случае с перечислением денег на ЕНС с помощью ЕНП, неверно указанный номер счета получателя платежа (Федерального казначейства) является критичной ошибкой. Она приведет к тому, что деньги не попадут на единый налоговый счет организации и «повиснут» в невыясненных платежах.
Обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной и, если на ЕНС компании недостаточно денег для оплаты налога, на образовавшуюся задолженность начнут начисляться пени.
Чтобы исправить ошибку, организации нужно:
-
Повторно оплатить налог — указать в платежке верный номер счета.
-
Вернуть деньги, зачисленные на другой счет — направить в ИФНС заявление в свободной форме.
Ошибка в периоде, за который уплачивается налог
Порядок исправления этой ошибки зависит от того, какой период был указан в платежке.
-
Более ранний или поздний период.
Если в платежке по ошибке указали более ранний или поздний период, нужно предоставить в ИФНС уведомление, в котором указать верный период.
Чтобы не потерять право на уплату налога на конкретный КБК, вместо сдачи уведомлений, организация может подать 2 заявления: одно на отмену зачета, которым будет снята «бронь» с лишних денег, зарезервированных на НДФЛ, и второе — на зачет денег по верному периоду.
-
Несуществующий период.
Потребуется сдать уведомление об исчисленных суммах налога или заявление о зачете, с указанием КБК и периода, на которой направляются деньги.
Ошибка в КБК
При оплате налога платежными поручениями с кодом «02» указывается конкретный КБК платежа.
Порядок исправления ошибки зависит от того, какой КБК указали в платежке:
-
КБК единого налогового счета.
Деньги попадут на ЕНС, но не будут зарезервированы на конкретном КБК. Тогда потребуется сдать уведомление или подать заявление о зачете.
Второй вариант предпочтительнее для компаний, которые хотят сохранить право оплаты налога платежкой вместо сдачи уведомлений об исчисленных суммах налога.
-
КБК другого платежа.
Если деньги по платежке зачислили на другой КБК, сдайте корректирующее уведомление или два заявления.
В уведомлении нужно заполнить два блока «Данные» на второй странице документа. В первом блоке укажите неверный КБК и сумму платежа «0», во втором — верный КБК и корректную сумму налога.
Для сохранения права на оплату налогов платежей со статусом «02» составьте 2 заявления: одно об отмене зачета и второе — на зачет денег по верному коду.
-
Неверный КБК.
Если в платежке указали несуществующий КБК, деньги все равно попадут на ЕНС, но не будут зарезервированы за конкретным налогом. Потребуется сдать уведомление или заявление о зачете.
Ошибка в ОКТМО
В поле ОКТМО платежки на оплату налога по конкретному КБК нужно указывать код территории, на которой аккумулируются деньги от уплаты налога. Если этот код указали неверно, исправить его можно тем же способом, что и при ошибке, допущенной в КБК, а именно:
-
Сдайте корректирующее уведомление с заполнением двух блоков «Данные» на второй странице документа.
-
Направьте в налоговую инспекцию заявление о зачете.
Корректирующее уведомление в таких случаях можно не сдавать, если после оплаты налога платежкой компания предоставила отчетность по налогу.
Ошибка в ИНН налогоплательщика
Ошибка, допущенная в ИНН налогоплательщика, является критичной, так как деньги не попадают на счет компании.
Чтобы исправить такую ошибку, налогоплательщик должен:
-
Повторно оплатить налог платежным поручением со статусом «02» или через пополнение ЕНС.
или
-
Уточнить платеж, если деньги не пошли в счет оплаты задолженности третьего лица и имеется его письменное согласие.
или
-
Попросить бухгалтера организации вернуть ошибочно перечисленные деньги на ЕНС плательщика.
Какие ошибки не помешают зачислить деньги на ЕНС
Некритичными считаются практически все ошибки, кроме зачисления денег на ИНН другого лица и на другой счет Федерального казначейства.
Ошибки в сумме налога, статусе плательщика, в реквизитах получателя платежа (кроме номера счета), в периоде и КБК налога, а также в ОКТМО не повлекут серьезных последствий. Деньги, полученные по уведомлению с указанными ошибками, попадут на ЕНС компании, чей ИНН указан в платежке. Далее налоговая спишет их в счет оплаты налога по уведомлению или на основании предоставленной отчетности.
Но если ошибка допущена в ИНН компании или в счете Федерального казначейства, деньги на ЕНС плательщика не поступят, а обязанность по уплате налога не будет исполнена.
Как проверить, поступил ли платеж на ЕНС в счет уплаты налогов
Проверить зачисление денег в счет уплаты налогов на ЕНС можно несколькими способами:
-
В личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС — в разделе «ЕНС».
-
В бухгалтерской учетной программе.
-
Из справки о принадлежности сумм ЕНП.
Получить эту справку можно в личном кабинете, по ТКС, по почте или обратившись в налоговую лично. Срок подготовки документа — 5 рабочих дней.
Форма и формат заявления на получение справки утверждены приказом ФНС от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1086@.
Будут ли пени по налогу, если из-за ошибки деньги попали в бюджет, но не на тот КБК
Нет. Ошибка в указании кода бюджетной классификации не повлияет на зачисление денег на ЕНС. При наступлении срока уплаты, налоговая спишет деньги со счета, даже если они зарезервированы под другой налог.
Если же налогоплательщик допустил ошибку в своем ИНН или номере счета получателя средств, и деньги на его ЕНС не поступили, то обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной, и на возникшую в связи с этим задолженность будут начисляться пени.
Как избежать риска уплаты налога с ошибкой
Ошибки при оплате налогов в ряде случаев могут привести к негативным последствиям.
Некритичные ошибки исправляются с помощью подачи в ИФНС уведомления об исчисленных суммах налога или заявления о зачете.
Критичные — потребуют повторной оплаты налога и возврата ошибочно перечисленного платежа. В обоих случаях бухгалтерии придется потратить дополнительное время и силы на устранение последствий от этих ошибок.
Исключить вероятность некорректной уплаты налога можно, передав функции бухгалтерского и налогового учета внешнему провайдеру. Это:
-
Избавит компанию от риска совершить ошибки при оплате налогов и доначислений.
-
Позволит сэкономить время на рутинных задачах, чтобы высвободить его на решение стратегических вопросов.
-
Позволит оптимизировать расходы на функции учета и отчетности.
Делегируйте ведение бухгалтерского и налогового учета настоящим профессионалам СберРешений.
Ведение бухгалтерского и налогового учета
Настройка учетной базы и первый месяц обслуживания 1₽
Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KMsKU
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.
По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:
-
допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;
-
с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.
Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).
Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:
– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;
– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).
Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).
В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».
Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.
То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.
С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок взаимодействия с налоговым органом
Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.
Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.
Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Способов подать заявление три:
-
представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;
-
представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
-
разместить через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.
Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).
На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.
Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.
Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.
Пример
Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.
Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.
Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.
Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.
В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).
Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.
Когда уточнение платежа невозможно?
В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».
Как же все это увязать?
Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.
Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).
В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.
Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.
В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.
Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).
«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
— оформление и получение электронных подписей;
— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
— проверка контрагентов.
Читайте больше в базе знаний «Такском»
Ошибки в платежном поручении при уплате налогов (страховых взносов) могут привести к достаточно серьезным последствиям. Рассмотрим, что это за ошибки и чем они чреваты.
Внимание! С 1 января 2023 года налоги уплачиваются с единого налогового счета. Если вы решили перечислять налоги с помощью ЕНП и уведомления, то смотрите вот этот образец платежки. Если в течение 2023 года вы решили воспользоваться старым порядком уплаты налогов, то есть перечислять их отдельными платежными поручениями, без уведомления, то переходите к этому образцу.
Последствия ошибок в платежном документе
К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.
Как правильно заполнить платежку
Заполнение платежного поручения в 2022 — 2023 годах — образец
Основные поля платежного поручения в 2022-2023 годах (образец)
Основные реквизиты платежного поручения
Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:
- налог может не поступить в нужный бюджет;
- налог может быть признан неуплаченным;
- налог может быть признан уплаченным с нарушением срока.
Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.
Когда налог считается неуплаченным?
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.
Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).
В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.
Кстати, возможность уточнять неверный счет УФК прямо закреплена в НК РФ.
Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно к заполнению поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняем поля 101, 106, 108 и 109.
ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает… Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Другие ошибки в платежном поручении
Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
О том, как составить такое заявление, читайте в материале «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)».
Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).
Пример заполнения платежного поручения на уплаты страховых взносов вы найдете в материалах КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ и переходите в образец платжного поручения. Это бесплатно.
Позиция суда в отношении ошибок
Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:
- Неверный КБК, постановления:
- АС Дальневосточного округа от 18.09.2020 № Ф03-2876/2020;
- АС Поволжского округа от 06.06.2018 № Ф06-33882/2018;
- АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
- АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
- ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
- ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
- ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
- ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;
О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.
- Неверный ИНН, КПП, наименование налогового органа;
- Неверный ОКАТО;
- Ошибки в основании платежа, постановления:
- Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;
- АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18;
- АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;
- АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;
- ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;
- ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;
- ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;
- ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;
- ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А.
О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.
Итоги
Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.
Платежное поручение на уплату налога оформлено и направлено в банк. Банк провел его и списал денежные средства со счета компании. Однако позже обнаруживается, что в «платежке» была допущена ошибка. Как в этом случае поступить налогоплательщику? Разбиралась в вопросе Вероника Емельянова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Какие реквизиты в платежке можно уточнять
Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.
С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?
В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.
Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.
Основание платежа включает в себя ряд полей:
- поле 106 – основание платежа (например, «ТР» при уплате налога по требованию ИФНС);
- поле 108 – номер документа, на основании которого переводятся деньги (например, номер требования ИФНС);
- поле 109 – дата такого документа (например, дата требования ИФНС).
Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.
Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:
- поле 60 – ИНН плательщика;
- поле 61 – ИНН получателя;
- поле 102 – КПП плательщика;
- поле 103 – КПП получателя;
- поле 104 – КБК налога;
- поле 105 – ОКТМО.
Рис. 1 Приложение 3 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.
Таким образом, ошибочное указание реквизитов в этих полях «платежки» не ведет к неперечислению налога. А значит, их можно уточнить.
1С:Контрагент — быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.
Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет
В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?
Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.
Но здесь возникают сразу два вопроса. Первый: ошибка должна быть в этих двух показателях одновременно или достаточно ошибиться при указании лишь одного из них (вопрос встает из-за наличия союза «и», не содержащего дополнение союза «или»)? Второй вопрос: как положения пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ согласуются с п. 7 ст. 45 РФ, который содержит возможность уточнения казначейского счета, а значит, свидетельствует о том, что при неверном указании счета налог все же считается уплаченным?
Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:
- когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
- когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.
К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.
Некритичные ошибки в платежках
В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?
Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.
Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.
Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.
В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении
Чтобы уточнить реквизит в проведенной банком платежке, нужно заполнить заявление об уточнении платежа и направить его в налоговую инспекцию.
Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).
При получении заявления об уточнении платежа налоговики должны принять решение об уточнении в течение 10 рабочих дней. Еще 14 рабочих дней дается им на то, чтобы направить это решение в казначейство для уточнения платежа (в случае, если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства). А плательщика о принятом решении налоговики обязаны уведомить в течение 5 рабочих дней со дня принятия. Делается это специальным извещением, направленным по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет или по почте.
Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.
Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:
«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ просим уточнить принадлежность платежа и отнести платеж на правильный КБК 182 1 03 01000 01 1000 110».
Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 выполняется проверка реквизитов по уплате налогов