На прошлой неделе Тигуанчик отметил очередной юбилей — 55 555 км. Круглая дата пришлась на обратную дорогу из Торжка в Тверь. Возраст его схож с моим: уже не молод, но еще ого-го и все лучшее только впереди!
Ради фотографии даже остановился
Внимательные на фото разглядят горящий на приборке «Check engine»: впервые лампочка загорелась на пробеге 54 325 км, чем немало меня напугала. Отсканировал «Васей», погуглил что это и из-за чего бывает — скинул и немного успокоился, так как причина ошибки в 99 процентах случаев кроется в забитой сажей заслонке. Решил кататься так до весны, а там почистить.
Но буквально через неделю ошибка вывалилась снова. При этом никакими неприятными симптомами в поведении авто это не сопровождалось: ни повышенного расхода, на аварийного режима работы — ничего. Снова убедился, что причина в ошибке 5286, скинул ее и хотел забыть, но на следующее же утро она вылезла вновь… Скидывать уже было бесполезно, а так как погода установилась необычайно теплая для ноября, решил заняться снятием заслонки в выходные. В субботу нужно было ехать в Торжок (на обратном пути из которого и появились на одометре «55 555»), а в воскресение уже нашлось время на лечение Тигуаши.
Итак, дроссельная заслонка. Где ее искать, отмечено на фото ниже — под капотом, рядом с масляным щупом. Процесс снятия и промывки не самый простой, но по сравнению с другими мероприятиями, что доводилось до этого делать с автомобилями даже в рамках ТО (например, менять топливный фильтр на Renault Megane 1,5 dci — там это прям пипец непросто), вполне посильный — вопрос желания потратить 2 часа времени и сэкономить энную сумму денежных знаков.
Подробно описывать процесс не хочу — это можно найти в других БЖ. Отмечу лишь самые ключевые моменты, что нужно знать при разборке и сборке. Хотя… ладно. Для снятия заслонки нужно:
1. снять декоративную крышку двигателя;
2. снять крышку воздухозаборника (отщелкивается вверх), демонтировать пластиковый патрубок (вытаскивается вправо, если смотреть на двигатель — разберетесь);
3. отстегнуть фишку на заслонке;
4. открутить винт крепления трубки масляного щупа к заслонке;
5. сильно ослабить верхний и нижний хомуты на резиновом патрубке, подходящем к заслонке снизу, и демонтировать его. Обязательно заткнуть от греха дырку в картер какой-нибудь тряпкой: вдруг винт уроните — это вполне возможно, да и сажа при чистке чтобы не сыпалась;
6. остается открутить 3 винта крепления самой заслонки. Они под Torx, увидеть их можно только зеркалом, так как закручиваются снизу. Я зеркалом не пользовался, работал на ощупь — вполне реально и несложно, так как усилия затяжки небольшие. Отворачиваем и заслонка у нас в руках. Ниже пара фото — комментарии излишни, почему она не перекрывалась и была ошибка.
Оранжевое на фото заслонки — это резиновая прокладка. Я ее не менял, состояние у нее было отличное, но при последующей чистке на пробеге тысяч 100-120 я ее все же куплю и поменяю. Промывал тем, что было — очистителем тормозов в форме аэрозоля. Отмывает на ура, но расход большой, будьте готовы — уйдет чуть ли не весь баллончик. Прокладку вроде как не разъедает, но лучше стараться на нее не лить. После минут 40 или даже 50 стараний получилось так:
Часто вместе с чистой заслонки снимают и чистят также свисток — все равно уже многое снято. Это логично, но нужны стальные прокладки на замену. У меня их не было, и я снимать не стал — почистил как смог через отверстие, где крепится заслонка.
Сборка осуществляется в обратном порядке. Самым сложным оказалось натянуть резиновый патрубок, но все равно сборка по времени не дольше разборки. Скидываем ошибку и наслаждаемся. Вообще хотелось бы поменьше постов про ремонт и побольше про тюнинг
- 1. ДПДЗ — зачем он нужен
- 2. Типы датчиков
- 3. Признаки неисправности датчика
- 4. Причины неполадок
- 5. Проверка работоспособности ДПДЗ
- 6. Как устранить неисправность
- 7. Методы профилактики
Неустойчивое поведение двигателя машины часто бывает связано с повреждением датчика положения дроссельной заслонки (обычно износ контактных дорожек), сокращённо называемого ДПДЗ. Некорректное поведение силового агрегата проявляется снижением динамики, увеличением расхода горючего и ухудшением холостого хода.
ДПДЗ — зачем он нужен
Этот датчик автомобиля — крайне важный элемент современных бензиновых агрегатов с впрыском.
Представляет собой электронное устройство, передающее в определённый момент на ЭБУ сведения, касающиеся угла затворки (её положении) и динамики выжима педали газа.
Блок в свою очередь полученные данные использует для расчёта нужного количества горючего — по косвенному расчёту процента поступающего воздуха. Другими словами, эта информация становится поводом для активации/отключения режима кикдауна и подачи/закрытия воздушного потока в обход дросселя через клапан нейтрального хода.
Режим продувки мотора включается, когда дроссельная заслонка открывается более чем на 75 процентов.
Устроена схема датчика положения таким образом:
- пластико‐металлический корпус;
- отверстие для соединения с приводом заслонки;
- ось вращения токосъёмника;
- фиксаторные точки;
- штекер для подключения к бортовой сети машины.
Схема датчика положения дроссельной заслонки
Функционирует элемент дросселя через преобразователи. Электрический импеданс ДПДЗ составляет 8 Ом. Состоит регулятор из 4‐х контактов: на первые три, напряжение подаётся 5‐вольтовое, а четвёртый — индикаторный, он непосредственно соединён с акселератором. Когда шофер отпускает газ, на электронный блок управления поступает импульс, сообщающий о том, что надо прекращать лить бензин. Это вызывает автоматическое торможение двигателя — подача топлива закрывается на определённое время. И наоборот, если скорость машины увеличивается, то горючее поступает в прежних пропорциях.
Типы датчиков
Различают несколько типов ДПДЗ, но главных отличий всего два. В конструкции обычного датчика положения дроссельной заслонки, используемых всеми производителями автомобилей, имеются резистивные дорожки и ползунок. Такой регулятор жёстко фиксируется к патрубку системы воздушной подачи и соединяется с осью. Затворка открывается при давлении шофером газа, что естественно, разворачивает ось и перемещает ползунок.
Бесконтактные датчики производятся как альтернатива контактному потенциометру. Функционируют устройства за счёт динамического изменения магнитного поля. Бегунок здесь непосредственно с рабочей частью не контактирует, все завязано на электронном компоненте.
Бесконтактный ДПДЗ
Такие регуляторы реже ломаются, но стоят заметно дороже.
Подробнее о типах потенциометров в таблице.
Показатели |
Магнитный |
Индуктивный |
Резистивный |
---|---|---|---|
Ресурс |
нормальный |
нормальный |
низкий |
Стоимость |
большая |
средняя |
низкая |
Габариты |
средние |
большие |
большие |
Тип |
аналоговый, цифровой |
аналоговый, цифровой |
аналоговый |
Соотношение напряжения |
хорошее |
отличное |
отличное |
Способы повышения надёжности |
возможность установки 2‐х резервных датчика |
дополнительные дорожки |
практически отсутствуют |
Признаки неисправности датчика
В датчике удельная проводимость меняется, если элемент находится:
- в открытом положении — на третий индикаторный контакт подаётся напряжение в 4 вольта;
- в закрытом положении — минимальное значение тока составляет до 0,7 вольта.
Очевидно, что регулятор дросселя отвечает за многое и его неправильное напряжение вызывает различные проблемы с движком. На высоких оборотах он глохнет и работает, как попало. Особенно часто это происходит во время переключения скоростей коробки, либо при переходе с любой передачи на нейтральный ход. В это же время растёт потребление горючего.
Другие признаки: мотор произвольно глохнет и в нейтральном режиме. Часто наблюдаются провалы педали газа, рывки — преимущественно во время ускорения автомобиля. Естественно, падает мощность ДВС, что легко определяется на подъёмах, при буксировке или переброске грузов. Ещё одним характерным симптомом неполадки регулятора дросселя является загорание индикатора Check. После подключения сканера обычно выскакивает ошибка P0120.
Индикатор Check на приборной панели
Причины неполадок
Основной причиной неисправности датчика дроссельной заслонки становится подгорание контактов или стачивание резистивного слоя. Чаще повреждаются контактные ДПДЗ — их ещё называют резистивными. Принцип их функционирования заключён в передвижении особого ползунка по резистивным дорожкам. Последние рано или поздно стачиваются, и регулятор передаёт ложную информацию. Таким образом, причины повреждения ДПДЗ контактного типа следующие:
- износ резистивного слоя, поломка наконечника или другое повреждение механического свойства;
- истирание напыления основы, что не позволяет току повышаться;
- устаревание приводных шестерён ползунка и других подвижных частей регулятора — контакт может пропадать, если зазор между ДПДЗ и проводником оси увеличивается;
- обрыв сигнальной или питающей проводки;
- вышло из строя реле;
- пробои в цепи;
- окисление, загрязнение, коррозия соединений.
Окисление и коррозия датчика дроссельной заслонки
Магнитные или бесконтактные регуляторы выходят из строя редко, так как не включают напыления. Поэтому неполадки сводятся лишь к повреждениям выводов, соединений и проводов.
Как и было сказано, первым реагирует на неисправность ДПДЗ мотор. Особенно часто это происходит в холостом режиме функционирования двигателя. Дело в том, что в инжекторных системах нет карбюратора, управляющего агрегатом в режиме холостого хода. Всю регулировку выполняет электроника, оперируя исключительно данными, которые посылает датчик.
Проверка работоспособности ДПДЗ
Датчик дроссельной заслонки обычно проверяют мультиметром в режиме прозвона. Имитируют работу клапана, затем следят за скачками напряжения на шкале прибора в режиме звукового контроля. Если слышны хрипы, потенциометр однозначно нуждается в замене.
Проверка работы датчика мультиметром
Подробнее о том, как делают проверку в автосервисах:
- активируют систему зажигания автомобиля;
- отсоединяют фишку от контактов ДПДЗ, подсоединяют к тестеру и убеждаются, что ток поступает — если напряжения нет, прозванивают всю проводку и находят место обрыва;
- затем подключают датчик дросселя к мультиметру, бросив один вывод на «массу», а другой — на главный контакт блока управления;
- снимают значение тока при закрытой затворке (педаль газа не задействована) — должно показывать не выше 0,7 вольта;
- рассчитывают ток при выжатой педали газа (заслонка открыта) — показатель не менее 4 вольт;
- следят за показаниями на шкале, одновременно вращая сектор прибора — повышение тока обязано проходить максимально плавно, иначе дорожки протёрты, изношены.
Далее осуществляют проверку с использованием специального оборудования через встроенную систему OBD II.
Диагностический тестер системы ODB II
Компьютерная диагностика даёт возможность получить коды ошибок, изучив которые, специалисты судят о конкретных причинах неисправности.
Только после этого устанавливают новый датчик дроссельной заслонки, так как без анализа полной картины работы узла, что‐либо делать рискованно.
Вот например, некоторые данные по ошибкам с расшифровкой: p0120 — неисправность цепи датчика положения дроссельной заслонки и p2135 — несовпадение показаний ДПДЗ. Также о неполадках с потенциометром указывают ошибки под номерами: p0122, p0123, p0220, p0222, p0223. Что касается повреждений проводки, то обычно такое происходит из‐за низкого качества материалов. В частности, это касается изоляции. После установки нового регулятора, обязательно стирается информация об ошибке из памяти блока управления. Обычно для этого достаточно обесточить аккумулятор, подождать около 15 минут, затем поставить клемму минуса на место.
Специалисты умеют выявлять неисправности датчика дроссельной заслонки также по работе педали акселератора. Если при разгоне ощущаются провалы, и автомобиль сильно дёргается. Или мотор вибрирует, но газ отпущен.
Как устранить неисправность
Ремонт потенциометра дроссельной заслонки не предусмотрен. При его повреждениях следует установить новый элемент. Однако в некоторых ситуациях возможно частичное восстановление:
- плохая «масса» — достаточно зачистить окислившиеся места, устранить обрывы в проводке;
- поломка реле — заменить деталь, подобрав такую же 40‐амперную;
- неисправность выходов — подогнуть их в разъёмах изнутри, воспользовавшись иголкой или другим тонким предметом;
- повреждение дросселя — заменить узел целиком.
Желательно устанавливать дорогие бесконтактные датчики. Цена их выше, зато они отличаются повышенной надёжностью и длительным ресурсом.
Новый датчик дроссельной заслонки
Методы профилактики
Хотя поломка датчика — поломка не критичная, выявлять симптомы неисправности положения дроссельной заслонки и исправлять их надо как можно скорее. Иначе мотор начнёт испытывать существенные нагрузки, что обязательно сократит его срок службы.
Безусловно, один из эффективных методов профилактики — это регулярная чистка каналов воздушной подачи. Она помогает улучшить динамику автомобиля и продлить ресурс датчика.
Выполняется до тех пор, пока металлическая поверхность не становится полностью светлой.
Делают это мастера обычно вручную, в следующей последовательности:
- демонтируют воздуховод и другие элементы, закрывающие доступ к заслонке;
- снимают узел, открутив болты крепления;
- разъединяют все штекеры, включая и разъём для продувки абсорбера;
- очищают поверхность специальным химическим средством.
В конце заслонка обязательно протирается досуха. Если конструкцией автомобиля предусмотрена также защитная решётка, то прочищается и она. Затем узел собирается в обратной последовательности.
Используется также другой способ, когда узел не снимается с машины. Его преимущество — быстрота выполнения, но эффекта, который достигается при ручной обработке, он не даёт. Чтобы прочистить заслонку таким вариантом, надо использовать жидкость для впускного тракта или клапана ЕГР. Также подойдут средства WD–40 и хорошие растворители.
Процедура очистки без снятия дросселя выглядит так:
- снимают воздуховод для облегчения доступа;
- брызгают чистящим средством на поверхность узла, находящегося в закрытом положении;
- потом открывают заслонку, убирают грязь с боковых частей;
- обеспечивают подачу жидкости во все доступные зоны узла.
Дроссельная заслонка до и после очистки
Обслуживать такими способами дроссельную заслонку рекомендуется каждые 10 тыс. километров пробега автомобиля или раньше. Конкретно всё зависит от условий эксплуатации (город, деревня), климата, манеры вождения. Если заслонка очищается вручную, со снятием, то достаточно будет делать такой ремонт раз в 5 лет.
Важный момент заключается в том, что после очистки необходимо проводить адаптацию заслонки. Эта процедура проводится с помощью специальной компьютерной программы, интегрируемой с ЭБУ. Дроссель заново адаптируется к датчику, педали газа, зажиганию.
Следствием проблем с ДПДЗ может стать обеднённая горючая смесь. Поэтому время от времени надо также проверять качество её состава, анализируя признаки неполадок. В первую очередь следует осмотреть лямбда‐зонд и измеритель расхода воздуха. Например, отключить регулятор кислорода, а потом довести обороты двигателя до средних. Если работа агрегата улучшится, замене подлежит лямбда‐зонд. Также надо исключить всевозможные зоны подсоса лишнего воздуха, не считая самого устройства заслонки.
Главная » Диагностика » Ошибка P0123 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение
На чтение 4 мин Просмотров 52.4к. Опубликовано
Обновлено
Код ошибки P0123 указывает на проблему с датчиком положения дроссельной заслонки/педали. Когда блок управления двигателем (ECM) обнаруживает, что номинальное выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки превышает значение из спецификации производителя, он генерирует код неисправности P0123.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — это еще одно название для потенциометра. Он расположен на корпусе дросселя, в то время как датчик положения педали связан с педалью акселератора.
Датчик положения дроссельной заслонки следит за движением педали акселератора и определяет, сколько мощности требуется двигателю. Код P0123 срабатывает, когда значение напряжения ДПДЗ находится вне заданного диапазона.
Симптомы ошибки P0123
Вот некоторые из распространенных симптомов, связанных с кодом неисправности P0123.
- Тяжёлый запуск.
- Жёсткая работа двигателя.
- «Задумчивость» при ускорении.
- Загорается Check Engine.
Возможные причины
Вот некоторые причины, по которым генерируется код неисправности P0123.
- Неправильная установка ДПДЗ.
- Короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки.
- Неисправность ДПДЗ.
- Неисправность датчик положения педали.
- Загрязнение корпуса дроссельной заслонки.
- Повреждение в проводке.
Устранение ошибки P0123
- Почистить или отремонтировать ДПДЗ.
- Заменить датчик положения дроссельной заслонки.
- Заменить датчик положения педали.
- Почистить корпус дроссельной заслонки.
- Ремонт проводки.
Как диагностировать код ошибки P0123?
Подключите автомобильное зарядное устройство
Перед поиском причины ошибки P0123 обязательно подключите автомобильное зарядное устройство.
При диагностике зажигание будет включено и это может привести к быстрому истощению заряда аккумулятора. Чтобы избежать этой ситуации, рекомендуется установить автомобильное зарядное устройство перед проверкой.
Используйте сканер OBD2
OBD2 сканер является обязательным инструментом для сканирования кодов неисправностей. Бортовая диагностическая система включена в каждый автомобиль, выпущенный после 1996 года.
Сканер OBD2 имеет возможность считывать и очищать коды ошибок, а также получать данные в реальном времени и записывать эту информацию.
Кроме того, вы можете использовать цифровой мультиметр, который дешевле, однако ему не хватает функциональности, которая есть в сканере OBD2.
Проверьте проводку ДПДЗ
Перед заменой датчика или выполнением другой процедуры рекомендуется проверить жгут проводов, который ведет к датчику положения дроссельной заслонки. Осмотрите проводку и обратите внимание на любые признаки повреждения или коррозии.
Осмотрите корпус дроссельной заслонки
Визуально осмотрите корпус дроссельной заслонки и посмотрите, не загрязнен ли он. Если он действительно грязный, используйте очиститель дроссельной заслонки (карбюратора), который можно легко найти в любом автомагазине. После чистки дросселя сбросьте ошибку и посмотрите, не возникнет ли она снова.
Проверьте «землю»
Используя мультиметр, проверьте напряжение на заземлении. Подключите красный провод мультиметра к положительной клемме аккумулятора, а черный провод — к земле. Если показания близки к напряжению аккумулятора, значит заземление хорошее. Если нет — это может быть проблема с питанием.
Проверка датчика
Если вы ничего не обнаружили при визуальном осмотре ДПДЗ, самое время проверить напряжение на нём. Установите мультиметр на проверку напряжения и посмотрите электрическую схему, чтобы узнать, что означает каждый провод.
Вставьте черный щуп в контакт сигнального провода разъема, а другой контакт — на землю. Медленно откройте дроссельный клапан и смотрите на показания. Напряжение должно увеличиваться при открытии дроссельной заслонки.
При максимально открытой дроссельной заслонке, идеальное показание составляет 4,5 Вольта. В закрытом положении показание должно быть 0,45 Вольт.
Очистка датчика и разъёма
Прежде чем подумать о замене датчика, рекомендуется сначала очистить и отремонтировать его, так как загрязненный датчик передает неверные данные в ЭБУ. Для этого у вас должны быть готовы следующие инструменты:
- Очиститель карбюратора.
- Чистая ткань.
- Отвертка.
- Перчатки.
Шаг 1: Дайте двигателю поработать некоторое время
Заведите автомобиль и дайте двигателю поработать на холостом ходу несколько минут. Это нагреет двигатель, и часть грязи ослабнет сама.
Шаг 2: Откройте капот и найдите датчик
Как только двигатель нагрелся, откройте капот автомобиля и найдите датчик положения дроссельной заслонки. Возможно, вам придется снять крышку двигателя, чтобы сделать это.
Шаг 3: Отключите разъём
Отключите всю проводку и соединения, ведущие к ДПДЗ. Далее, открутите гайки и болты, крепящие датчик, и аккуратно снимите его.
Шаг 4: Очистите датчик и разъём
Очистите датчик с помощью очистителя. Тщательно очищайте вокруг датчика, пока вся грязь не будет удалена.
Шаг 5: Сушка датчика
После очистки датчика используйте сухую ткань и осторожно потрите, чтобы удалить остатки жидкости. Затем подключите датчик на свое место, закройте капот, и всё готово.
Должен ли я немедленно исправить код неисправности P0123?
Код P0123 вызывает проблемы с управляемостью, нарушает производительность и ускорение двигателя. Если проблема игнорируется слишком долго, контроллер ЭСУД переходит в отказоустойчивый режим, и через некоторое время автомобиль может полностью остановиться. Вот почему мы рекомендуем вам немедленно исправить код неисправности P0123.
Рекомендуемые инструменты для исправления кода P0123
- Цифровой мультиметр.
- OBD2 сканер.
- Чистящий раствор.
- Автомобильное зарядное устройство.
К чему приводит? Неисправность датчика дроссельной заслонки – не то явление, которое стоит игнорировать. Повышенный расход топлива, нестабильные обороты и внезапное прекращение работы двигателя – вот неполный перечень последствий данной поломки.
На что обратить внимание? О том, что с ДПДЗ есть проблемы, часто можно узнать, даже не погружаясь в дебри диагностики. Плавающий холостой ход, рывки и снижение мощности двигателя, а также индикация на приборной панели скажут, что пора показать машину специалисту.
В этой статье:
- Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
- Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
- Проверка датчика дроссельной заслонки
- Что делать с неисправным датчиком
Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки применяется, чтобы определять угол расположения дроссельной заслонки на оси, а также передавать полученные показания электронному блоку управления.
TPS отслеживает время, в течение которого дроссельная заслонка остается в крайних точках, а также с какой скоростью она перемещается, если водитель резко нажимает на педаль газа.
Анализируя полученные данные, ЭБУ создает оптимальный угол опережения зажигания при выбранном режиме функционирования мотора, а также подает сигналы для подготовки топливно-воздушной смеси.
В результате формируется оптимальная топливно-воздушная смесь, мощность ДВС возрастает.
С учетом полученной информации электронный блок управления изменяет функционирование таких систем автомобиля, как ABS, ESP, круиз-контроль и т.д.
Датчики положения дроссельной заслонки бывают нескольких видов: контактные и бесконтактные. Конструктивно данные устройства имеют отличия, однако способы их диагностики едины. У этих механизмов привод бывает механический, а также электрический. Датчики с первым типом привода (пленочно-резистивные или потенциометры) выполнены в виде ползунка, на котором расположены контакты. Дроссельная заслонка с помощью привода и шестерни с валом изменяет местоположение, то есть угол наклона, соответственно перемещается и ползунок по резисторным дорожкам.
Ориентируясь на напряжение от 0,7 до 4 вольт, которое изменяется с учетом сопротивления резисторных дорожек, электронная система управления автомобилем определяет месторасположение заслонки, а затем выполняет корректировку подачи горючего. Если увеличивается угловое положение заслонки, напряжения электрического тока растет (этот принцип действует и в обратную сторону).
При включении зажигания в электронный блок управления поступает информация от температурных датчиков о том, насколько двигатель прогрелся. С учетом этих данных дроссельная заслонка принимает предпусковое положение, при этом выбирается нужный угол.
Например, на Lada Priora и Kalina, на которых установлены 2 ДПДЗ (в машинах с электронным модулем дроссельного патрубка) в это время выходное сигнальное напряжение будет:
- 1-й вывод – в границах 0,39-0,52В.
- 2-й вывод – 2,78-2,91В.
В зависимости от марки автомобиля данные параметры отличаются. Но в рассмотренном выше примере действия системы управления будут выглядеть так:
- Если спустя 15 секунд после включения зажигания водитель не совершил действий (не нажал на газ, не завел двигатель), то электронный блок управления отключит электрический привод, при этом заслонка опустится до 7 %.
- Спустя полминуты после включения зажигания, если водитель ничего не делает, система контроля автомобиля закроет заслонку, а затем вернет ее в предпусковое состояние.
В данной ситуации электронапряжение будет следующим:
- В первой ситуации – 0,5-0,6В.
- Для второй ситуации – 2,7-2,8В.
Если цепь TPS оборвется, электросистема контроля за автомобилем отключит привод дросселя, в памяти будет зафиксирована закодированная поломка.
На машинах с двумя датчиками положения дроссельной заслонки, к примеру Lada Priora, Lada Kalina, допустимое общее сигнальное выходное напряжение составляет не более 3,2-3,4 вольт.
Бесконтактные датчики TPS с высоким магнитосопротивлением функционируют на основе явления магнитнорезистивности. Они практически не ломаются, так как в конструкции отсутствуют трущиеся элементы. Поэтому такие ДПДЗ надежные, у них большой эксплуатационный срок, однако стоимость намного выше, чем у контактных.
Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
Прежде чем рассмотреть признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, разберем один важный момент.
Датчик TPS выполняет важнейшую функцию: определяет угол поворота заслонки. Этот параметр влияет на угол опережения зажигания, потребление горючего, мощность силового агрегата, динамику автомобиля.
Данные от датчика поступают в ЭБУ мотора, с учетом этой информации электронная система контроля автомобиля определяет количество подаваемого горючего, угол опережения зажигания. В результате происходит образование оптимальной топливно-воздушной смеси.
При неисправности TPS вы заметите множество симптомов поломки:
- На холостом ходу обороты нестабильные, плавают.
- ДВС перестает работать при переключении передач или при выборе положения N.
- На холостом ходу двигатель выключается.
- Во время движения и быстром наборе скорости машина резко теряет мощность, двигается неравномерно.
- Снижается мощность мотора, автомобиль медленно набирает скорость. Вы заметите эту проблему во время разгона либо при подъеме в гору, или когда машина загружена, в том числе при буксировке прицепа.
- На приборной панели светится индикатор Check Engine. Это сигнал обнаружения ошибок, зафиксированных в памяти электронного блока управления, распознают их сканером, который, например, определяет ошибку р0120, указывающую на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
- В ряде ситуаций повышается потребление горючего.
Во всех вышеуказанных случаях наблюдается неисправность и других узлов в моторе, к примеру поломка дроссельной заслонки. Но при проведении диагностических мероприятий следует удостовериться, что механизм TPS исправен.
Существует два вида ДПДЗ: контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). В большинстве случаев происходит поломка именно контактного датчика. Они функционируют благодаря движению ползунка по резистивным дорожкам. Из-за износа механизма датчик передает неправильные данные электронному блоку управления.
В большинстве случаев пленочно-резистивный TPS ломается по следующим причинам:
- Отсутствует контакт на ползунке. Происходит это потому, что механизм износился либо обломался наконечник. Также может прийти в негодность резистивный слой, в результате пропадает электрический контакт.
- Не происходит повышения линейного напряжения на выходе датчика. Это случается потому, что напыление основы полностью стерлось до основания в той области, где начинает двигаться ползунок.
- Износились шестерни привода ползунка.
- Оборвались провода датчика (питающие или сигнальные).
- Произошло короткое замыкание в электроцепи либо сигнальной цепи ДПДЗ.
У магниторезистивных механизмов отсутствует напыление в виде графитового слоя. Если такой механизм перестает нормально функционировать, то это происходит потому, что оборвало провода либо случилось короткое замыкание. Принцип действия при проведении диагностических работ у обоих датчиков идентичен.
Товары из категории
Перейти в каталог
Проверка датчика дроссельной заслонки
TPS можно продиагностировать с помощью мультиметра, для этого механизм прозванивают. Прежде всего нужно сымитировать работу клапана, после – проследить за тем, как изменится напряжение на шкале прибора в режиме звукового контроля.
Если вы услышите хрипы, значит, вместо старого измерительного прибора для определения напряжения нужно установить новый.
Чтобы выявить неисправность датчика положения дроссельной заслонки, на СТО специалист действует следующим образом:
- Включает зажигание на машине.
- Отсоединяет фишку от контактов ДПДЗ, подключает ее к тестеру и проверяет, что ток поступает, при отсутствии напряжения механик прозванивает всю проводку, чтобы найти место обрыва.
- Подсоединяет датчик дросселя к мультиметру, бросив один вывод на «массу», а другой — на главный контакт ЭБУ.
- Смотрит показание тока, когда затворка закрыта (человек, находящийся за рулем автомобиля не газует), допустимый показатель данного параметра – не более 0,7 вольт.
- Определяет ток при выжатой педали газа (заслонка открыта) — значение данного параметра – от 4 вольт.
- Отслеживает показания на шкале, параллельно с этим вращая сектор прибора — ток должен повышаться плавно, если этого не происходит, значит, износились или протерлись дорожки.
Также механик проверяет работу механизма при помощи специальной встроенной системы OBD II.
Компьютерная диагностика позволяет считать коды ошибок. После их изучения механик определит, почему возникла неисправность датчика дроссельной заслонки.
Затем автомеханик заменяет механизм, поскольку нужно проанализировать полностью работу узла.
Далее рассмотрим, какие коды ошибок встречаются в большинстве случаев и как их расшифровать: p0120 — неисправна цепь датчика положения дроссельной заслонки; p2135 — не совпадают показания TPS.
Такие коды, как p0122, p0123, p0220, p0222, p0223, свидетельствуют о поломке потенциометра.
Также выход из строя TPS случается при повреждении проводки. Данная проблема может возникнуть при использовании низкокачественных материалов, к примеру изоляции. Когда новый регулятор будет установлен, следует стереть данные об ошибке из памяти ЭБУ. Чтобы это сделать, сбросьте клеммы АКБ на четверть часа, после этого снова подключите аккумулятор.
Опытный механик сможет понять, что TPS неисправен или вышел из строя и требуется его настройка, проанализировав особенности поведения педали газа. Например, во время разгона будут чувствоваться провалы, машина при этом перемещаться рывками. Двигатель также работает с сильными вибрациями при отпущенной педали акселератора.
Что делать с неисправным датчиком
- Устанавливаем другой механизм вместо вышедшего из строя
При проведении диагностики вы можете определить, что ДПЗД неисправен. В этом случае придется устанавливать новый датчик. Потребуется минимальный набор специнструментов, крестовая отвертка, а также немного времени.
Чтобы заменить датчик, следует выключить мотор, сбросить клеммы АКБ. После этого отсоединяем разъем датчика, на нем есть специальный фиксатор. Затем необходимо открутить 2 винта, закрепляющие датчик к дроссельному узлу. Теперь вы сможете легко снять механизм с оси дроссельной заслонки. У вас получится установить новый механизм, действуя в обратной последовательности. Важно удостовериться, что дроссельная заслонка закрыта.
При покупке нового датчика обратите внимание на то, чтобы в комплекте было уплотнительное кольцо. Его устанавливаем между ДПДЗ и патрубком дросселя. Обязательно снимите старое кольцо, прежде чем менять механизм на новый. Когда TPS будет установлен, зафиксируйте его крепежными винтами, чтобы уплотнительное кольцо сжалось. После этого подсоединяем разъем, крепим его защелкой. Далее отсоединяем АКБ на 3-5 мин. Данная манипуляция нужна для того, чтобы обнулить старые коды ошибок в электронной системе управления автомобиля, поскольку в большинстве случаев они сохраняются.
- Регулируем TPS при обнаружении его неисправности или поломки
В ряде ситуаций требуется отрегулировать механизм TPS, если он функционирует неправильно. Если эта манипуляция поможет, заменять механизм не потребуется. Регулировка необходима, если наблюдаются симптомы того, что устройство вышло из строя.
Чтобы отрегулировать датчик, потребуется мультиметр и провода. При выполнении этой работы важна точность, так как если вы допустите ошибку, действуя по наитию, ЭБУ будет принимать неправильную информацию. В результате система управления автомобилем станет неправильно дозировать топливно-воздушную смесь. Это приведет к неприятным последствиям для автовладельца, состояние машины ухудшится.
Прежде чем приступить к регулировке, расширяем крепежные отверстия датчика. Это необходимо для того, чтобы вы смогли провернуть датчик вокруг своей оси.
Обратите внимание! Прежде чем снимать датчик либо отсоединять его разъем, выключите зажигание. Перед проведением замеров каждый раз включайте датчик.
Вы можете снять разъем датчика либо оголить маленький участок проводов разъема, которые находятся под кожухом. Для вас важны лишь два провода: чаще всего синего цвета (+) и черного (масса). Они нужны, чтобы определить электронапряжение во время регулировки устройства. После снятия разъема подсоедините электропровода мультиметра к контактам на датчике. После того как вы выполните эту манипуляции и надежно закрепите подсоединенные к датчику провода, установите механизм обратно. Не нужно закручивать крепежные винты до упора. Важно, чтобы датчик не болтался, и вы могли провернуть его.
Далее осторожно вращайте датчик против либо по часовой стрелке, пока на устройстве не появятся следующие показания: 0,55-0,56 В. Если потребуется, расширьте крепежные отверстия, так угол поворота станет больше. Установив нужные параметры, прочно зафиксируйте TPS. Затем нужно сделать контрольный замер напряжения. Если потребуется, открытые участки проводов нужно заизолировать.
Как видите, отрегулировать TPS при его поломке или неправильном функционировании получится у каждого. Чтобы исключить возникновение серьезных неисправностей, следует регулярно менять данный механизм, если он вышел из строя и не подлежит регулировке.
Датчик положения дроссельной заслонки – не самый сложный датчик автомобиля. И ломается он, в общем-то, редко. Но если он выходит из строя, поиск неисправности может затянуться: датчик этот хоть и не сложный, но очень нужный.
Есть контакт, нет контакта
Задача датчика положения дроссельной заслонки (или ДПДЗ) простая: передать в электронный блок управления двигателем (ЭБУ) данные о том, на какой угол (проще говоря, насколько сильно) открыта дроссельная заслонка. Каждый раз, когда водитель нажимает или отпускает педаль газа, заслонка меняет угол открытия, а значит, мотору нужно изменить количество подаваемого топлива (чтобы сохранить качество топливо-воздушной смеси, близкое к стехиометрической 14,7:1) и немного подкорректировать угол опережения зажигания. Проблемы со смесью и с углом опережения зажигания возникнут при любой проблеме с ДПДЗ: если сигнала от него не будет вовсе или если он будет неверным.
Так как датчику требуется подавать лишь одно значение, то электрическая часть у него примитивная: есть только одно выходное значение напряжения, которое изменяется в пределах приблизительно от 0,4 до 5 вольт в зависимости от угла поворота заслонки, и постоянное питающее напряжение от бортовой сети автомобиля для обеспечения работы датчика. Эта часть у всех ДПДЗ одинаковая.
А вот механическая часть может быть разной. Чаще выходит из строя контактный (или плёночно-резистивный) датчик. Причём основной источник проблемы – сам контакт. В датчике такого типа есть ползунок, который ходит по резистивным дорожкам (если проще, то по длинным дорожкам с большим сопротивлением). Работает эта штука по принципу переменного резистора: при перемещении ползунка меняется сопротивление, а значит, и выходное напряжение, которое является сигналом для ЭБУ. Простота – это, конечно, хорошо, но в случае с плёночно-резистивным датчиком именно эта простота часто и становится причиной его поломки. Точнее, износа механической части – самого датчика или дорожки. От постоянного движения они постепенно стачиваются, и в один не очень прекрасный момент контакт между ними или пропадает, или становится нестабильным. В первом случае сигнала на ЭБУ нет, во втором он есть, но неверный. Как правило, скачкообразный.
Плохо и первое, и второе, потому что для правильной работы ЭБУ требуется постоянно точное значение угла открытия заслонки. Например, открыта она на 12% – так и видит ЭБУ, а если водитель нажимает на газ и открывает заслонку, например, на 82%, то ЭБУ должен видеть весь процесс с плавным изменением напряжения сигнала ДПДЗ от соответствующего открытию в начале движения педали газа до соответствующего его окончанию. А в итоге он может увидеть, что сначала заслонка была открыта на те самые 12%, а потом резко – на 82. И в этом случае никакого разгона и тем более «подхвата» при нажатии на педаль газа не случится: нет изменения положения ДПДЗ – нет и топлива. Машина может дёргаться (если вдруг на каком-то участке резистивной дорожки вдруг появится контакт с ползунком), но нормально ехать не будет. В целом, описанное выше – это наиболее частая неприятность с ДПДЗ. Но, к сожалению, не единственная.
Реже в ДПДЗ такого типа может износиться сам привод ползунка. Почти экзотика, но бывает.
Второй тип датчиков положения заслонки – бесконтактный или магниторезистивный. Тут механического контакта нет, и внутри датчика ломаться нечему – там нет механики.
Вместе с тем у датчиков обоих типов есть общее слабое место – их проводка. Тут неисправности классические: либо обрыв, либо короткое замыкание. И разницы в способах проверки датчиков нет, но об этом чуть ниже. А пока поговорим о пользе сканера.
Ты не разберёшь, пока не повернёшь…
Чем плоха поломка ДПДЗ, так это списком сопутствующих проблем. Если износ ступичного подшипника, стойки стабилизатора и ещё кучи других деталей можно определить сразу, то с датчиком заслонки придётся повозиться. А что ещё делать, если есть десятки разных симптомов неисправности?
Наиболее очевидный признак неисправности ДПДЗ – это нестабильный холостой ход. Правда, он может быть настолько нестабильным, что мысль о датчике заслонки может прийти последней. Холостые могут просто плавать, а могут плавать настолько сильно, что мотор будет сам по себе глохнуть. Однако всё то же самое может быть и по огромному количеству других причин, начиная от «глюков» датчика положения коленвала до подсоса воздуха на впуске. Более того, остальные симптомы ясности тоже не добавят. А их множество: снижение мощности, рост расхода топлива, снижение динамики, провалы и рывки при разгоне и просто нестабильная (по ощущениям – «неправильная») работа двигателя. Никаких определённых выводов по этим признакам сделать невозможно, зато можно заменить половину машины, потратить много денег и остаться с той же неисправностью. Поэтому повторю ещё раз: лучше всего начинать ремонт с диагностики. Тем более что неисправности ДПДЗ очень легко найти сканером.
Начать можно с поиска ошибок. В случае с ДПДЗ коды могут быть разными. Например, P0120, Р2135, P0122, P0123 , P0220, P0222 или P0223. Если какой-то из кодов в ошибках есть, желательно провести тест заслонки с контролем показаний датчика в онлайн-режиме. При изменении угла поворота заслонки должно быть заметно плавное изменение напряжение с сигнального контакта датчика и открытие заслонки в процентах. Если есть скачки, датчик придётся заменить.
К сожалению, сканер есть дома не у каждого, поэтому посмотрим, как другим способом можно проверить этот вредный ДПДЗ. Для этого другого способа понадобится простейший вольтметр (то есть любой мультиметр). Проверка пройдёт в три этапа.
На первом этапе нужно проверить, подаётся ли на ДПДЗ напряжение. Для этого снимаем разъём датчика и измеряем на нём напряжение. Удаётся найти подходящие 12-13 вольт – всё хорошо. Нет – надо искать, куда это напряжение делось. Возможно, в проводке датчика есть обрыв или короткое замыкание.
Если с напряжением всё в порядке, переходим ко второму этапу: смотрим крайние значения сигнала датчика. Для этого сначала ищем сигнальный контакт с датчика: подсоединяем минусовую клемму вольтметра к массе, плюсом ищем напряжение в 0,5-5 В на пине разъёма. Как только нужный пин найден (а это сделать несложно, там есть только разъёмы питания и сигнала), поворачиваем заслонку в крайние положения и следим за напряжением. При полностью закрытой заслонке напряжение должно быть около 0,4-0,6 В, при полностью открытой – больше 4 В. Смысл этой операции заключается в том, что очень часто в контактных датчиках резистивные дорожки изнашиваются в самом крайнем положении, соответствующем полностью закрытой заслонке – ползунок там находится в момент холостого хода, оттуда он каждый раз начинает своё движение при нажатии на педаль газа. Если в крайних положениях заслонки напряжение не выходит за границы нормы, переходим к третьему этапу.
На нём нам важно узнать, нет ли скачков данных с датчика. Хорошо, если есть сканер: там скачки можно увидеть даже не столько по цифрам, сколько по графику (если сканер имеет возможность увидеть эту информацию в режиме теста и вывести её в графическом виде). А вот с мультиметром придётся быть аккуратным и внимательным. Теоретически, конечно, ничего сложного нет: надо плавно поворачивать дроссельную заслонку и одновременно следить за напряжением, которое показывает вольтметр. Цифры должны меняться плавно, соответствуя повороту заслонки. Если есть скачки, то ползунок или дорожка имеют дефекты, а датчик работать нормально уже не может.
Что делать?
Датчик положения дроссельной заслонки – деталь надёжная и из строя выходит редко. Какого-то способа продлить ему жизнь не существует: механического износа контактного ДПДЗ избежать невозможно. Пытаться ремонтировать этот датчик – занятие неблагодарное. Проще купить новый, что обычно и делают.
При этом надо помнить, что ездить с неисправным датчиком обычно хоть и можно, но сложно. Кроме того, неисправность ДПДЗ может привести к более серьёзным поломкам. Например, из-за неправильно выставленного блоком управления двигателя угла опережения зажигания или бедной смеси двигатель не только будет плохо тянуть, но может и перегреться. Появившиеся рывки при разгоне не понравятся трансмиссии, особенно автоматической коробке (любого типа). Ну а пойти на обгон и вдруг потерять тягу – это попросту опасно. Так что при появлении любых признаков неисправности ДПДЗ лучше не откладывать диагностику и ремонт в долгий ящик: отложенный на неопределённый срок ремонт обычно получается дороже своевременного.