Ошибка пепси на филиппинах маркетинговая

В начале 92-го года Pepsi решила запустить на Филиппинах конкурс «Числовая лихорадка» — люди должны были находить трёхзначные номера под крышками бутылок. Вечерами по ТВ объявляли победителей, призы были не большие, около 100 песо (~5$).

В последний вечер конкурса должны были сказать самое заветное число, которое давало главный приз в 1 000 000 песо (~40 000$), при том, что зарплата среднего жителя тогда была ~100$.

Филиппины к тому времени давно стали сферой влияния конкурентов «ПепсиКо», компании Coca Cola. «Пепси» вообще появился в результате стремления аптекаря Калеба Бредема создать похожий на Кока-колу напиток. Попытка удалась в 1898 году, и компания вступила в постоянное соперничество со своим могучим конкурентом, привлекая для рекламы голливудских звезд, «играя» с объемом бутылок, придумывая все новые марки освежающих безалкогольных напитков. «ПепсиКо» осваивала рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и СССР.

В Филиппинах еще только предстояло завоевать настоящее признание населения. Три четверти местного рынка принадлежали компании Coca Cola. Тогда производителями «Пепси» был разработан маркетинговый план, который должен был привлечь внимание к их собственной коле. Несколькими годами ранее, в 1984 году, такой рекламный ход уже сработал для латиноамериканского рынка. «ПепсиКо» решила повторить успех.

Каждый вечер в телевизионной передаче объявляли номера, приносившие выигрыш – начиная от 100 песо, что составляло около 4 долларов США. Большая часть населения Филиппин тогда была занята тяжелым физическим трудом, минимальная призовая сумма акции была примерно равна заработку за день. Максимальный же приз – в один миллион песо или 40 000 долларов – для участвующих в лотерее был настоящим джекпотом. Такая крупная сумма была заработком обычного филиппинца за двадцать три года честного труда. Счастливый номер должны были объявить в конце акции.

Акция приносила успех, продажи «Пепси» росли с каждым днем. Весной 1992 года компании принадлежала почти четверть рынка, после тех четырех процентов, что были зафиксированы зимой. А вечера филиппинцев теперь сопровождали бутылки колы с номерами под крышечкой и просмотры телепередачи. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по телевидению объявляли выигрышные номера с суммой, которая полагалась счастливчикам. Эти числа, приносившие победителям призы разного размера, были определены заранее, их список, во избежание злоупотреблений, хранился в банковском сейфе. К моменту окончания рекламной кампании в ней уже участвовали более 31 миллиона человек.

25 мая было объявлено: выигрыш в один миллион песо достается тому, кто обнаружил под крышкой число 349. Проблема состояла в том, что таких счастливчиков в Филиппинах оказалось 800 тысяч.

Протесты

Где-то на этапе подготовки конкурса, в результате чьего-то недосмотра, а может быть, и умышленного саботажа, пусть это и не было подтверждено, возник сбой при распределении номеров по крышечкам. Компанией задумывался всего один победитель, лишь он должен был увидеть заветные цифры.

О том, чтобы выполнить свои обязательства перед владельцами крышечек с номером 349, не могло быть и речи – компания просто не располагала такими средствами, ведь речь шла уже о десятках миллиардов долларов. Pepsi нужно было выплатить $32 млрд. (!), люди на улице бунтовали, более 35 грузовиков с газировкой были перевернуты и сожжены, в окна офиса летели бутылки с зажигательной смесью, а в какой-то момент даже граната, которая убила 5 человек. Руководство «ПепсиКо» заявило об ошибке и о техническом сбое, но люди, уже успевшие поверить в свою удачу, такую отговорку не приняли. В Маниле начались беспорядки. Штаб-квартиру компании осаждали покупатели, которые чувствовали себя обманутыми.

Ни коррупция, ни уровень бедности, ни перебои с электроэнергией не смогли спровоцировать протесты такого масштаба, как один неудачный маркетинговый ход компании «ПепсиКо». На улицы выходили представители самых разных слоев общества и политических объединений, коммунисты и военные, бедняки и те, кто считал себя средним классом. Всех сплотил «обман» производителей колы.

Провал маркетинговой акции

Протесты не были бескровными. Начинаясь как мирные акции, они в результате подавления демонстраций полицией перетекали в уличные беспорядки, вплоть до применения протестующими ручных гранат. В результате погибло по меньшей мере пять человек, в том числе несколько сотрудников «ПепсиКо». Около сорока грузовиков компании оказались сожжены или разбиты, а продукцию теперь приходилось перевозить при сопровождении хорошо вооруженной охраны. «ПепсиКо» отозвала из Филиппин большую часть руководства, в столице состоялась экстренная встреча главы компании Кристофера Синклера и президента Филиппин Фиделя Рамоса.

В качестве жеста доброй воли каждому владельцу крышечки со злополучным номером 349 была предложена компенсация в размере 500 песо или двадцати долларов. На «синицу в руках» согласились почти полмиллиона человек. Это обошлось компании почти в девять миллионов долларов при первоначальном бюджете рекламной акции в два миллиона. От тех, кто не пожелал пойти на компромисс, посыпались обращения в суды; были поданы тысячи гражданских исков и заявлений о мошенничестве.

Суд отказал заявителям в праве на приз за каждую крышечку с номером 349, но присудил возместить им моральный вред в размере десяти тысяч песо каждому. После обжалования решения в суде второй инстанции сумма компенсации выросла до 30 тысяч песо.

Эта акция вот уже почти тридцать лет считается одним из крупнейших провалов в истории маркетинга.

В 2006 году Верховный Суд Филиппин окончательно снял все обвинения с «ПепсиКо». В глазах правосудия, в действиях компании не содержалось состава преступления, а ошибка не была злонамеренной. В общей сложности на конкурсе 1992 года производитель прохладительных напитков потерял около двадцати миллионов долларов и значительно пошатнул свои позиции на рынке.

В конце мая 1992 года на Филиппинах было неспокойно — в стране начались волнения, приводившие к трагическим последствиям. Причиной тому были вовсе не политические споры, не экономический кризис, не забастовки профсоюзов и не недовольство правоохранительными органами. Виной всему стала одна маленькая маркетинговая ошибка компании PepsiCo – ошибка, обернувшаяся огромными потерями.

«Числовая лихорадка»

Филиппины к тому времени давно стали сферой влияния конкурентов «ПепсиКо», компании Coca Cola. «Пепси» вообще появился в результате стремления аптекаря Калеба Бредема создать похожий на Кока-колу напиток. Попытка удалась в 1898 году, и компания вступила в постоянное соперничество со своим могучим конкурентом, привлекая для рекламы голливудских звезд, «играя» с объемом бутылок, придумывая все новые марки освежающих безалкогольных напитков. «ПепсиКо» осваивала рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и СССР.


В рекламе «Пепси» активно использовались образы голливудских звезд

В Филиппинах еще только предстояло завоевать настоящее признание населения. Три четверти местного рынка принадлежали компании Coca Cola. Тогда производителями «Пепси» был разработан маркетинговый план, который должен был привлечь внимание к их собственной коле. Несколькими годами ранее, в 1984 году, такой рекламный ход уже сработал для латиноамериканского рынка. «ПепсиКо» решила повторить успех.

В феврале стартовал конкурс под названием Number Fever, или «Числовая лихорадка». Под пробками напитков «Пепси» размещался код из трех цифр и денежная сумма, которую можно было выиграть по нему в случае удачи.


Под крышками к напиткам филиппинцы обнаруживали трехзначное число

Каждый вечер в телевизионной передаче объявляли номера, приносившие выигрыш – начиная от 100 песо, что составляло около 4 долларов США. Большая часть населения Филиппин тогда была занята тяжелым физическим трудом, минимальная призовая сумма акции была примерно равна заработку за день. Максимальный же приз – в один миллион песо или 40 000 долларов – для участвующих в лотерее был настоящим джекпотом. Такая крупная сумма была заработком обычного филиппинца за двадцать три года честного труда. Счастливый номер должны были объявить в конце акции.


В игру были вовлечены миллионы жителей Филиппин

Акция приносила успех, продажи «Пепси» росли с каждым днем. Весной 1992 года компании принадлежала почти четверть рынка, после тех четырех процентов, что были зафиксированы зимой. А вечера филиппинцев теперь сопровождали бутылки колы с номерами под крышечкой и просмотры телепередачи. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по телевидению объявляли выигрышные номера с суммой, которая полагалась счастливчикам. Эти числа, приносившие победителям призы разного размера, были определены заранее, их список, во избежание злоупотреблений, хранился в банковском сейфе. К моменту окончания рекламной кампании в ней уже участвовали более 31 миллиона человек.

25 мая было объявлено: выигрыш в один миллион песо достается тому, кто обнаружил под крышкой число 349. Проблема состояла в том, что таких счастливчиков в Филиппинах оказалось 800 тысяч.

Протесты

Где-то на этапе подготовки конкурса, в результате чьего-то недосмотра, а может быть, и умышленного саботажа, пусть это и не было подтверждено, возник сбой при распределении номеров по крышечкам. Компанией задумывался всего один победитель, лишь он должен был увидеть заветные цифры.


После отказа «ПепсиКо» от выплаты выигрыша в стране начались беспорядки

О том, чтобы выполнить свои обязательства перед владельцами крышечек с номером 349, не могло быть и речи – компания просто не располагала такими средствами, ведь речь шла уже о десятках миллиардов долларов. Руководство «ПепсиКо» заявило об ошибке и о техническом сбое, но люди, уже успевшие поверить в свою удачу, такую отговорку не приняли. В Маниле начались беспорядки. Штаб-квартиру компании осаждали покупатели, которые чувствовали себя обманутыми.


Компанию-производителя «ПепсиКо» обвиняли в обмане

Ни коррупция, ни уровень бедности, ни перебои с электроэнергией не смогли спровоцировать протесты такого масштаба, как один неудачный маркетинговый ход компании «ПепсиКо». На улицы выходили представители самых разных слоев общества и политических объединений, коммунисты и военные, бедняки и те, кто считал себя средним классом. Всех сплотил «обман» производителей колы.

Провал маркетинговой акции

Протесты не были бескровными. Начинаясь как мирные акции, они в результате подавления демонстраций полицией перетекали в уличные беспорядки, вплоть до применения протестующими ручных гранат. В результате погибло по меньшей мере пять человек, в том числе несколько сотрудников «ПепсиКо». Около сорока грузовиков компании оказались сожжены или разбиты, а продукцию теперь приходилось перевозить при сопровождении хорошо вооруженной охраны. «ПепсиКо» отозвала из Филиппин большую часть руководства, в столице состоялась экстренная встреча главы компании Кристофера Синклера и президента Филиппин Фиделя Рамоса.


Последствия уличных беспорядков в Маниле

В качестве жеста доброй воли каждому владельцу крышечки со злополучным номером 349 была предложена компенсация в размере 500 песо или двадцати долларов. На «синицу в руках» согласились почти полмиллиона человек. Это обошлось компании почти в девять миллионов долларов при первоначальном бюджете рекламной акции в два миллиона. От тех, кто не пожелал пойти на компромисс, посыпались обращения в суды; были поданы тысячи гражданских исков и заявлений о мошенничестве.

Суд отказал заявителям в праве на приз за каждую крышечку с номером 349, но присудил возместить им моральный вред в размере десяти тысяч песо каждому. После обжалования решения в суде второй инстанции сумма компенсации выросла до 30 тысяч песо.


Эта акция вот уже почти тридцать лет считается одним из крупнейших провалов в истории маркетинга

В 2006 году Верховный Суд Филиппин окончательно снял все обвинения с «ПепсиКо». В глазах правосудия, в действиях компании не содержалось состава преступления, а ошибка не была злонамеренной. В общей сложности на конкурсе 1992 года производитель прохладительных напитков потерял около двадцати миллионов долларов и значительно пошатнул свои позиции на рынке.

А инцидент с числом 349 вошел в историю бизнеса как одна из худших и самых дорогостоящих маркетинговых ошибок.

См.также:

Как Pepsi отказалась Harrier отдать

История проникновения «Пепси» в Советский Союз

«Поколение Пепси»!

Атланта: Мир Coca-Cola

История газированной воды


Материал раздела Основной

Лотерея Pepsi с «волшебными» крышечками могла стать успешнейшим маркетинговым ходом. Но на Филиппинах из-за одной ошибки дело обернулось судебными исками, забастовками и отставками топ-менеджеров. Bloomberg вспоминает историю грандиозного провала 90-х

Фото: Geric Cruz / Bloomberg Businessweek

Мэрили Со, седовласой женщине лет пятидесяти, принадлежит круглосуточный магазинчик, расположенный снаружи ее однокомнатного жилища в бетонном сооружении рядом с железной дорогой в Маниле. В полдень жаркого летнего дня раздетые по пояс дети появляются у ее окошка, сжимая в руках монетки. С едва заметной улыбкой она вручает им бутылки с теплой водой и напиток Royal Tru — одну из нескольких газировок, которые можно найти в магазинчике Со наряду с небольшими упаковками шампуней и поштучными сигаретами. Женщина отказывается продавать один бренд. Если кто-то спрашивает Pepsi, Со тут же меняется в лице. На протяжении 28 лет она прониклась горькой неприязнью к этой компании. «У меня тогда не было работы», — говорит Со, начиная свою историю о Pepsi.

В шесть часов вечера 25 мая 1992 года Со, как и 70% жителей Филиппин, смотрела вечерние новости на «Втором канале». Ей было 23 года, и она вместе с пятью маленькими детьми жила в деревянном сарае рядом с железнодорожными путями. С минуты на минуту Pepsi должна была объявить победителя розыгрыша, участие в котором приняли 65 млн филиппинцев. Муж Со, работавший маляром, потратил их последние сентаво на бутылки из специальной серии «Числовая лихорадка», надеясь, что цифры на одной из крышек совпадут с теми, которые покажут по телевизору, и окажутся выигрышными.

Однажды Pepsi случайно выпустила 600000 крышек с призом 1 млн за каждую. Это был самый большой провал в истории компании

Однажды Pepsi случайно выпустила 600000 крышек с призом 1 млн за каждую. Это был самый большой провал в истории компании

«Инцидент 349»

Целая страна уже почти 30 лет испытывает неприязнь к названию этой компании. Тут считается позором работать на Пепси или продавать эту газировку. В маркетинге этот случай считается одним из самых громкий провалов в истории.

Вечером 25 мая 1992 года по одному из федеральных каналов объявляли победителя мощной маркетинговой компании, в которой приняло участие 65 миллионов филиппинцев. Около 70% жителей страны прильнули к экранам. В 18:00 должны были объявить заветный номер победителя.

Много людей потратили свои последние деньги на бутылки специальной серии «Number Fever». Правила были просты: под крышкой находилось число от 001 до 999. Раз в неделю СМИ объявляли выигрышные номера и озвучивали сумму приза. Разыгрывались суммы от 100 (около 300 руб) до 1 миллиона песо (около 3 000 000 руб).

Однажды Pepsi по ошибке выпустила 600000 крышек с призом 1 млн на каждой. Победители собрались и пошли забирать деньги

Для понимания, 1 миллион песо — это было 610 средних зарплат в стране. Считай, что получил зарплату за 50 лет. К сожалению, шансы на победу были крошечными и составляли всего 28 млн к 1.

Изначально в Пепси заложили бюджет на эту компания в размере 50 000 000 песо (150 млн руб) и были очень довольны результатами — за несколько недель их доля рынка выросла с 19% до 25%, а заводам пришлось добавлять еще одну смену, но в руководстве Пепси и представить не могли, каким чудовищным крахом обернется этот успех.

600 000 миллионеров

К моменту того сенсационного розыгрыша уже были разыграны и выплачены 18 главных призов в размере 1 млн. Одной из победителей стала Нема Бальмес. Она работала водителем автобуса, а после выигрыша получила известность на всю страну и прозвище «мисс Пепси». Люди поверили, что любой может сорвать куш.

Однажды Pepsi по ошибке выпустила 600000 крышек с призом 1 млн на каждой. Победители собрались и пошли забирать деньги

И вот, после вечернего выпуска новостей ведущая объявляет, что приз в 1 млн выигрывает номер 349. В этот момент тысячи людей по всей стране начинают танцевать и смеяться от радости. Они уже представляют, как бросают тяжелую работу и на что потратят свой выигрыш.

На заводе должны были изготовить всего 2 крышки с этим номером, но из-за компьютерной ошибки произвели 600 000 штук. Если перевести в деньги, то вся выпущенная партия крышек стоила 1 800 000 000 000 руб (это около 10% дохода бюджета России за прошлый год). То есть, отдать такой астрономический выигрыш Пепси бы просто не смогла.

Сперва в стране начался праздник. Все эти тысячи «победителей» и не догадывались об ошибке. Кто-то даже обнаружил у себя сразу несколько выигрышных крышек. Люди ликовали и поздравляли друг друга. А чуть позже, зажав в руках заветные крышечки, отправились на завод за своими деньгами.

Карнавала не будет

Однажды Pepsi по ошибке выпустила 600000 крышек с призом 1 млн на каждой. Победители собрались и пошли забирать деньги

Руководство Пепси было в полном шоке от случившегося и закрывшись в кабинетах до утра следующего дня вырабатывало стратегию. Они обсуждали ситуацию с Министерством торговли Филиппин и пытались объяснить, что произошла ошибка.

Сначала компания попыталась изменить выигрышный номер и на утро вышли газеты, где объявили, что победила крышка «134», но это только усугубило ситуацию. Собравшиеся стали выкрикивать оскорбления и кидаться камнями в здание завода.

Ситуация быстро накалялась и руководству Пепси пришлось объявить, что они предлагают несостоявшимся миллионерам компенсацию в размере 500 песо (1350 руб) за каждую крышку с номером «349».

Хоть люди и были в ярости, но большая их часть согласилась принять деньги. Компенсация для 480 000 человек обошлась Пепси в 240 млн песо (в 5 раз больше, чем заложенный на акцию бюджет), но на этом страдания компании не закончились.

Коалиция 349

Однажды Pepsi по ошибке выпустила 600000 крышек с призом 1 млн на каждой. Победители собрались и пошли забирать деньги

Остальные 120 000 человек отказались от 500 песо и настаивали на полной выплате. Они объединились в «Коалицию 349». Начали проводить регулярные митинги, бойкотировать газировку, атаковать собственность и сотрудников компании.

Ходят слухи, что эту организацию поддерживал и спонсировали местный генеральный директор Coca Cola. Этот тот человек, кто на долгие годы останется в выигрыше из-за провальной рекламной компании конкурента. Продажи Колы моментально взмыли и стали в 3 раза больше, чем у Пепси.

Агрессия толпы дошла до атак на склады и машины. Участники Коалиции забросали камнями 37 грузовиков Пепси, а руководство компании каждый день получало угрозы. Грузовики с газировкой были вынуждены передвигаться по улицам с вооруженными охранниками.

Около 10000 человек объединились и подали коллективный иск к Пепси. В 1996 году суд первой инстанции присудил им в качестве моральной компенсации по 10 000 песо (30 000 руб) каждому. Решение обжаловали и процесс затянулся еще на 10 лет. В 2006 Верховный суд полностью оправдал Пепси и постановил, что компания не несёт ответственность за случившееся.

PS

Акция закончилась ростом антиамериканских настроений на Филиппинах. США даже пришлось закрывать свои военные базы. Страна готова была отказаться от миллионов долларов, которые штаты выплачивали в качестве ежегодной помощи.

Ситуацию многие помнят до сих пор, а фраза «стал 349-ым» означает, что человека обманули. С того времени «Пепси» даже не рискует устраивать хоть какую-нибудь рекламную активность на Филиппинах.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/tsm/odnajdy-pepsi-po-oshibke-vypustila-600000-kryshek-s-prizom-1-mln-na-kajdoi-pobediteli-sobralis-i-poshli-zabirat-dengi-5ffd9176fec2503c74d0a12d

Image

А вот, кстати, ещё одна байка одновременно и про рекламу и про глобальные фейлы. Сам сюжет вошёл в историю маркетинга, как Инцидент 349 и считается одним из самых громких провалов рекламной кампании. Итак, подключаем воображение. Ты живёшь на Филиппинах в 1992 году. Обычный такой работник физического труда (а другого труда в этом государстве не особо много). Встаёшь рано утром, пока солнце ещё не начало плавить асфальт. Идёшь на работу, где получаешь примерно 200 песо в сутки. До вечера носишь, таскаешь, строишь, копаешь, рушишь и ещё немного таскаешь и носишь. И вот после работы, спасаясь от нагретых дорог и стен, заходишь такой в местный магазинчик, чтобы купить себе холодненькой газировки (на пивасик пока денег нет). В продаже, как обычно, стоят ряды с Coca-Cola — уже привычная до одури. А ещё есть небольшой закуток с Pepsi. Что взять? Хммм… Интересный вопрос. А если я тебе скажу, что вот ты, да, да, именно ты, обычный работник с Филиппин, можешь уже сегодня вечером получить миллион песо? Твою зарплату за целых 14 лет! Всё, что тебе надо для этого сделать — просто купить бутылочку Pepsi, открыть её, найти под крышечкой три цифры, после чего дождаться передачи по ТВ, где объявят выигрышные номера! Да! Да! Это чистой воды лотерея!

Крышечки были в ходу не только в Fallout

Крышечки от бутылочек были в ходу не только в Фоллауте.

Именно такую незамысловатую стратегию выбрала Pepsi, чтобы подмять под себя этот лакомый и быстрорастущий рынок Филиппин. Вы только подумайте: жарко, население достаточно бедное, чтобы купиться на такую дешёвую замануху и при этом вполне богатое, для того, чтобы раз в день позволить себе бутылку газировки. Главное, на что была сделана ставка — ежедневные розыгрыши. Люди видят по телевизору, что «всем всё платьице», и тоже хотят стать неотъемлемой частью аттракциона невиданной щедрости. Нет, вы посмотрите, я же знаю чувака которого только что назвали. Он по соседству со мной яму под туалет копал. И прикинь, этот неудачник только что выиграл 1 тыс. песо. «На его месте должен быть я! Напьёшься — будешь!». А для крупной транснациональной компании все выплаты были просто мелочью на карманные расходы. Всего, на всю рекламную кампанию выделили около 50 миллионов песо (примерно миллион долларов). Всё уже просчитано и взвешенно — сколько нужно на каждый розыгрыш, сколько пойдёт на рекламу и так далее. Запустили лотерею, и тут карта попёрла. Многие бедняки покупали напитки буквально на последние деньги и брали сразу по нескольку бутылок, чтобы увеличить свои шансы. За пару месяцев Pepsi расширила присутствие на рынке с 4% до 25%, каждую передачу с результатами розыгрыша по телевизору смотрят аж 70% населения страны. Узнаваемость газировки среди людей взлетает до максимума. Топ-менеджмент компании выписывает себе премии за результативную программу. Лотерея работает.

Оригинальные правила лотереи

Оригинальные правила лотереи. 

Но вот наступило 25 мая 1992 года, день, который бы в Pepsi хотели бы забыть и вычеркнуть из истории. До этого розыгрыша уже 18 человек стали песовыми миллионерами и теперь живут, не тужат. Всё идёт, как обычно. Еженедельное объявление выигравших номеров, все прильнули к телевизору, пересчитывая свои крышечки, в ожидании заветных цифр. Называются мелкие призы, все затаили дыхание и ждут главного объявления лауреата суперджекпота. И вот обладателем миллиона становится владелец крышечки с номером 349. И тут уже от восторга кричат все, кто выиграл миллион. Нет, это далеко не один, и даже не два человека, а чуть больше. Примерно в несколько сотен тысяч раз. Всё дело опять в бездушном компьютере.

Результат неудачной реклaмной компании

Спойлер, да…

Как потом объяснили в компании, из-за ошибки в программе, вместо двух крышечек с номером 349 было напечатано ещё 800 тысяч точно с таким же числом, но уже без проверочного кода. Но кто будет обращать внимание на мелочи, ведь только что на всю страну тебе присвоили статус богача! Денежки буквально в твоих руках. Поэтому наутро толпа будущих миллионеров, вышла к заводам и официальным представительствам Pepsi. Руководство компании схватилось за голову и начало думать. Общая сумма выплат по этим крышечкам должна была составить 32 миллиарда денег. Американских долларов. Pepsi попыталось выправить ситуацию, объявив, что на самом деле выиграла крышка с номером 134, но это не прокатило. Ложь лишь озлобила толпу. Затем они попытались объяснить ситуацию и свалить всё на компьютер. Даже предложили всем «выигравшим» по 500 песо за крышечку с номером 349. Это немного охладило пыл и около 400 тысяч обиженок «ушли» с рынка таким образом: синица в руках лучше журавля в небе. Но подобный шаг уже стоил пяти бюджетов, которые планировали вложить в эту компанию Pepsi. А ведь ещё оставались сотни тысяч недовольных и упёртых людей.

И естественно они требовали своего...

И они требовали своего…

Первым делом эти люди объединились и организовали «Коалицию 349». Второе, что они начали — принялись требовать соблюсти обещания из телевизора. Только миллион песо и не сентимо меньше. Устраивали митинги, призывали бойкотировать напитки, нападали на собственность компании. Грузовики с газировкой начали закидывать камнями, а иногда и коктейлями Молотова, руководство каждый день получало угрозы. В результате стихийных беспорядков погибло три сотрудника Pepsi после того, как кто-то забросил боевую гранату на склад с готовой продукцией. Более десятка грузовиков было сожжено. Поэтому конвои с напитком начала сопровождать полиция. Но многие водители отказывались выходить на линию — мало ли что к обозлённым беднякам в голову залезет. После гранаты и коктейлей Молотова — вдруг у них там и пулемёт где-то припасён? Кстати, полиция тоже вносила свой вклад в хаос — использовала слезоточивый газ для разгона демонстрантов и устраивала уличные бои.

Вся эта история вскоре прогремела и по миру.

Вся эта история вскоре прогремела и по миру.

И что в результате? Во-первых, моментально взлетает потребление Coca-Cola (ходят непроверенные слухи, что «коалицию 349» тайно поддерживало местное руководство Coca). Всю продукцию Pepsi до сих пор не любят в этой стране. Во-вторых, в 1996 году Верховный суд постановил выплатить Pepsi по 10 тысяч песо тем, кто обратился за компенсацией (таких нашлось около 10 тысяч человек). В-третьих, через некоторое время всё это вылилось в рост антиамериканских настроений и США пришлось даже закрыть свои военные базы на территории страны. Государство просто взяла и отказалась от миллионов долларов, которые им выплачивала США за эти базы. Ну и, в-четвёртых, на Филиппинах до сих пор сохраняется словосочетание «стать 349» в значении «быть обманутым». Ну а лотерея была признана одной из самых провальных рекламных кампаний в мире. Можно вспомнить об этом, когда вы считаетесь, что не справляетесь со своими рабочими обязанностями.

1. История на Esquire 
2. Взгляд от Bloomberg
3. Да об этом есть даже мем

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Ошибка парктроника chevrolet cruze
  • Ошибка отправки документа на проверку антиплагиат
  • Ошибка пейдж фаулт
  • Ошибка парктроника bmw f30
  • Ошибка пежо боксер р0340

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии