Ошибка невозвратных затрат пример

Когда во что-то вложено столько сил и ресурсов, что прекращать уже не хочется. А надо бы.

В 50-60х годах Великобритания и Франция совместно разрабатывали сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд (Concorde). На разработку ушло несколько миллиардов долларов, но уже при разработке было ясно, что самолет будет слишком сложным и дорогим в обслуживании, а срок его окупаемости будет больше, чем срок эксплуатации самолета. Тем не менее, они решили закончить разработку, чтобы оправдать уже вложенные ресурсы, и теперь в честь Конкорда называют когнитивное искажение.

Конкорд в немецком музее Sinsheim Auto and Technik Robuskort с пикабу. Все же любят пикабу на DTF?

Все дело в так называемых невозвратных затратах. Невозвратные затраты — это расходы, понесённые в результате решений, принятых в прошлом, и которые не могут быть изменены последующим решением в будущем. Эти ресурсы уже потеряны, ни одно из принятых решений не в состоянии их вернуть, а значит, их не надо учитывать при принятии новых решений. По-английски они даже называются sunk cost, что переводится как «утопленные затраты».

Ошибка невозвратных затрат (sunk cost fallacy) — это когнитивное искажение, из-за которого люди все-таки склонны учитывать невозвратные потери при принятии решений. Так же его часто называют эффектом или синдромом Конкорда.

Например, есть у человека бизнес. Этот человек уже год пытается его поднять, он вложил кучу денег, а бизнес все еще в плачевном состоянии. Совсем. И он такой думает: «Ну я же уже столько сил, времени и денег в него вложил, надо попытаться довести его до ума». Ошибка. Решение нельзя принимать на основании невозвратных затрат (уже вложенные и потерянные время и деньги). В данном случае входными данными для принятия решения будет текущее состояние бизнеса, а он, как я уже написал, в плачевном состоянии. Критерием для принятия решения является полезность. Сколько пользы этот человек получит, если вложит еще больше денег в этот бизнес? Если все еще не ясно, что с этим плачевным бизнесом делать, то скорее всего полезность у этого решения будет низкая. Нужно фиксировать убытки и закрывать его.

Эффект Конкорда применим не только в экономике. Например, если сериал не приносит удовольствия, а вам осталось досмотреть несколько серий, то не нужно их досматривать. В данном случае невозвратные затраты — это потраченное время на уже посмотренные серии. Полезность — это удовольствие от просмотра следующих эпизодов. Если сериал не нравится, то полезность будет низкая, нужно бросать.

Не нужно дочитывать плохие книги, доигрывать неинтересные игры, оставаться в токсичных отношениях, заканчивать плохую учебу ради ненужной корочки или оставаться на нелюбимой и бесперспективной работе просто из-за того, что вам жалко уже потраченных времени и ресурсов. Скорее всего, вы просто впустую потратите еще больше времени и ресурсов.

Котик просто ест кактус. Мы ничего не знаем о том, как он принял это решение, поэтому не понятно, стал ли он жертвой эффекта Конкорда или нет. Скорее всего, ему просто нравится есть кактус, и он видит пользу в своем решении.

Термин «невозвратные траты» взят из экономики — это расходы, выплаты, которые вы уже совершили или обязаны совершить. Главное — эти ресурсы уже потеряны в результате решений, принятых в прошлом, и никакие новые решения не в состоянии их вернуть. А значит, на них не стоит ориентироваться при принятии новых решений.

Ошибкой невозвратных трат называют когнитивное искажение, из-за которого человек всё-таки учитывает прошлые невозвратные потери, когда принимает новые решения. Часто это называют эффектом «Конкорда».

Наглядный пример ошибки невозвратных трат — сверхзвуковой самолёт «Конкорд». Его начали проектировать в 1962 году в результате слияния французской и британской национальных программ развития сверхзвукового пассажирского авиатранспорта. Примерно на середине разработки стало очевидно, что «Конкорд» никогда не станет коммерчески успешным самолетом.

Но вместо того, чтобы свернуть программу разработки, зафиксировать убытки и признать, что деньги были потрачены зря, правительства двух стран не захотели отказаться от престижа. В результате было решено продолжить финансирование программы. В итоге с момента ввода в коммерческую эксплуатацию в 1976 году и до конца полетов в 2003 году «Конкорд» так и не приблизился к самоокупаемости.

Проблема, с которой столкнулись разработчики «Конкорда», применимы к любому бизнесу. Например, вы захотели создать приложение, призванное упростить клиентский путь к заказу — и тем самым увеличить количество продаж.

Вы провели исследование рынка, наняли дизайнера и команду программистов — потратили огромное количество времени, денег и сил на создание первого прототипа. Но в итоге оказалось, что тестовой аудитории ваше приложение не нравится, она не будет им пользоваться и вообще предпочитает делать заказы по старинке. В итоге у вас за плечами несколько месяцев и сотни тысяч рублей, потраченных на продукт, который не нужен людям.

Исследованием эффекта невозвратных трат занимался учёный из Университета штата Огайо Хэл Аркес. В своей работе «Психология невозвратных трат» он обнаружил, что люди склонны продолжать вкладывать силы в тот или иной проект после того, как уже инвестировали в него своё время, деньги или ресурсы. Аркес предоставил доказательства, что психологически этот эффект возникает благодаря желанию избежать ещё больших трат (и это — ловушка).

Так, учёный выяснил, что покупатели, которые заранее оплатили подписку на посещение театра на полгода вперёд, чаще появлялись на пьесах по сравнению с теми, кто не подписывался. Вероятной причиной тому было желание максимизировать выгоду — ведь они уже безвозвратно потратили деньги на подписку.

Дальнейшие опросы и исследования (например, теория перспектив Даниэля Канемана и Амоса Тверски) в целом подтвердили выводы Аркеса. Учёные обнаружили, что те, кто понёс невозвратные потери в ходе проекта, склонны преувеличивать вероятность успеха этого проекта — по сравнению с теми, кто в него не вкладывался. Интересно, что образование в области экономики никак не помогало уменьшить эффект невозвратных трат.

Часто бывает велик соблазн продолжить работу над идеей, в реализацию которой вложено огромное количество времени, денег и сил. Но если желаемого результата нет — правильнее признать затраты невозвратными. А вслед за этим пересмотреть стратегию, понять, где и какие ошибки вы совершили, и не позволить желанию вернуть деньги влиять на ваши следующие действия.

Признание ошибки часто наносит серьёзный удар по самолюбию. Но именно это поможет обратить внимание на факты, отказаться от иллюзий и прекратить увеличивать затраты на неработающий проект. Хотя это не гарантирует, что в будущем такого не повторится, но вы остановите поток трат и не станете увеличивать потери.

Почему мы часто держимся за что-то? Может, потому что не готовы признавать поражение, особенно когда уже так много времени, денег или усилий вложено? Но держаться за безнадежное дело может быть еще более разрушительным. Здесь то и возникает «Ошибка невозвратных затрат». В этой статье попробую разложить по полочкам это когнитивное искажение: как оно влияет на наш выбор, как распознать его в себе и как преодолеть.

Как проверить себя на наличие «Ошибки невозвратных затрат»?

Для этого можно ответить на несколько вопросов.

Продолжаете ли вы носить пару дорогой, но неудобной обуви, даже если она нещадно вам жмет?

Да, это же такая дорогая обувь!

Нет, я ценю свой комфорт больше, чем мои деньги

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Представьте, что вы смотрите увлекательный сериал, но через некоторое время вам становится невыносимо скучно. Что вы делаете?

Надо досмотреть, я терпеть не могу оставлять дела незавершенными

Переключусь-ка я лучше на что-нибудь другое

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Если преобладают ответы №1 на эти вопросы, возможно, у вас есть склонность к заблуждению о невозвратных затратах. Вы держитесь до последнего за то, что уже не приносит вам пользы. Вам жалко потраченного времени, денег или усилий. В таком случае иногда спрашивайте себя: «Действительно ли я держусь за это, потому что оно того стоит? Или я просто упрямый?»😊

Если преобладают ответы №2, возможно, вы с большей готовностью отпускаете то, что не работает (хотя ресурсы уже вложены). И невозвратные затраты не смеют вредить вашему самочувствию😊

Тест, конечно, юмористический, но задуматься есть над чем.

Например, что вполне можно отказаться от того, что пожирает ваши деньги и время. Новые возможности никто не отменял.

Что такое когнитивное искажение «Ошибка невозвратных затрат»?

Представьте, что вы покупаете билеты на концерт, который был вашей мечтой. Но, неожиданно, в день представления вы просыпаетесь с чувством тошноты и понимаете, что все пропало. Несмотря на это, вы все равно решаете поехать, потому что уже заплачено за билеты и жалко потраченных денег. Результат – вам на концерте не до концерта.

А привело вас в эту ситуацию когнитивное искажение «Ошибка невозвратных затрат» или эффект Конкорда. Если коротко – мы часто продолжаем вкладывать деньги и ресурсы в бесперспективные дела и отношения только потому, что мы уже вложили в них так много.

Где можно заметить «Ошибку невозвратных затрат»?

На личном уровне. Вы можете оставаться в плохих отношениях и чувствовать себя несчастным, потому что потратили на эту связь очень много времени и усилий.

На финансовом уровне. Можно продолжать вкладывать деньги в терпящий неудачу бизнес или акции только потому, что вы уже вложили в них так много. С таким же успехом можно купить лотерейный билет. А потом еще один. И еще… Вы продолжаете надеяться, что ваши инвестиции в лотерейные билеты в конечном итоге окупятся. Хотя в реальности шансы стремятся к нулю.

К каким проблемам приводит это искажение?

Потеря ресурсов. Если мы продолжаем инвестировать в проект или предприятие, которые не приносят прибыли, то теряем еще больше ресурсов, времени и денег.

Упущенные возможности. Если мы упрямо следуем определенному курсу действий, то упускаются другие, потенциально более выгодные возможности.

Сожаление. Если мы оглядываемся назад, то можем горько сожалеть о решении, основанном на заблуждении о невозвратных затратах, в то время как другие интересные идеи были отброшены в угоду этой ошибке.

В целом, заблуждение о невозвратных затратах может привести к принятию иррациональных решений, которые противоречат нашим интересам.

Теперь для проверки себя предлагаю пройти небольшой опрос:

Найдите фразу, которая не относится к когнитивному искажению «Ошибка невозвратных затрат»

«Я не могу допустить, чтобы это пропало зря»

«Я должен довести это дело до конца»

«Если я сдамся сейчас, все будет напрасно»

«Мне нужно возместить свои потери»

«Просто у меня такое чувство, что…»

«Я уже так много вложил в этот проект»

«Я не могу уйти с пустыми руками»

«Мне нужно, чтобы мои инвестиции окупились»

«Я уже внес первоначальный взнос, теперь я не могу отказаться»

«Я просто продолжу еще немного и надеюсь, что все изменится»

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Фраза «Просто у меня такое чувство, что…» не относится к когнитивному искажению «Ошибка невозвратных затрат». Это – когнитивное искажение «Эмоциональное мышление» (о нем была статья здесь)

Если мы испытываем искажение, то всегда найдутся те, кто будет нами манипулировать. Давайте рассмотрим поподробнее.

Как нами манипулируют, используя это искажение?

Зная об этом искажении, маркетологи активно используют его для увеличения продаж. И мы, как загипнотизированные, тратим больше денег, чем рассчитывали.

«Купи один, получи второй товар со скидкой 50%!» Это классика! После того, как куплен один товар, идея получить второй — со скидкой — кажется такой заманчивой… Но на самом деле вам может не понадобиться второй предмет. Итог: потрачено больше денег, чем запланировано.

Услуги подписки. Сначала услуга бесплатная, но через несколько месяцев с вас начинают взимать плату. Возможно, вы не очень-то и нуждаетесь в этой услуге. Но идея потерять доступ к чему-то, во что уже вложены время и усилия, заставляет вас колебаться. Чаще всего вы не отменяете подписку, и деньги продолжают утекать.

Банковский кешбэк. Чтобы им воспользоваться, надо потратить в месяц не менее определенной суммы. И вы продолжаете делать покупки (часть из которых вам точно не нужна), добирая до нужной суммы, чтобы получить вознаграждение в виде кешбэка.

Помните: Вложенные время, деньги или усилия во что-то вовсе не означают, что надо продолжать вкладывать больше.

Иногда лучше сократить свои потери и перейти к чему-то, что действительно того стоит!

Если вы вдруг обнаружили у себя когнитивное искажение «Ошибка невозвратных затрат», немного практик вам в помощь:

✅ Используйте правило «Три удара и вы выбываете». Если вы пробуете что-то три раза, и это все еще не работает, пора двигаться дальше. Никакая сумма необратимых затрат не может превратить плохую инвестицию в хорошую.

✅ Представьте, что вы даете совет другу. Станете ли вы советовать другу продолжать делать что-то, что явно не работает? Неважно, что он уже вложил в это время или деньги?

✅ Представьте, что вы малыш. Малыши отлично умеют отпускать вещи и переходить к следующему блестящему предмету. Им можно даже позавидовать, но лучше мы у них поучимся 😊

✅ Спросите себя: «Что бы сделала Мари Кондо?» (Это автор бестселлера «Магическая уборка». Один из главных вопросов, который регулярно надо задавать себе: «А приносит ли эта вещь мне радость?»). Если что-то не приносит вам радости или не добавляет ценности в вашу жизнь, пришло время отпустить это.

✅ Если ничего не помогает, составьте традиционный список плюсов и минусов. Но вместо того, чтобы просто расписывать все «за» и «против», попробуйте нарисовать маленькие карикатуры или смайлики, чтобы обозначить каждый пункт. Это сделает процесс более веселым, и даже может помочь вам увидеть вещи в новом свете.

В заключение стоит отметить, что «Ошибка невозвратных затрат» — лишь одно из многих когнитивных искажений, которые влияют на принятие нами решений. И первый шаг – умение распознавать наши ошибки мышления.

А что касается «Ошибки невозвратных затрат», здесь важно признать, что прошлые инвестиции уже потеряны и не могут быть восстановлены. Вместо этого лучше сосредоточиться на будущих затратах и выгодах от наших решений. Это принесет пользу в долгосрочной перспективе. Зачем упорно таскать за собой чемодан без ручки?

Спасибо за уделенное время 😊

Искренне ваша,

Татьяна Комарова,

Методолог и психолог

Внимание! Все материалы имеют исключительно информационный характер и не являются призывом к действиям.

Здравствуйте!

Представьте, что вы купили абонемент в спортзал, но до этого у вас немного побаливало колено. Вы проходили в зал половину месяца, а во вторую — колено снова дало о себе знать. Как вы поступите? Виктория знает ответ на этот вопрос.

Вариант 1: Вы несмотря ни на что упорно продолжаете ходить, чтобы «добить» этот месяц, ведь иначе деньги на абонемент пропадут.

Вариант 2: Не ходите в спортзал с больным коленом, но очень переживаете за абонемент и деньги. Каждый раз вспоминаете и расстраиваетесь.

Как бы оценили эти ситуации экономисты? 

Все знают поговорки «что упало, то пропало», «после драки кулаками не машут». Экономисты как раз говорят об этих же смыслах: переживать о невозвратных издержках не стоит. В экономике есть такое правило: неважно, что произойдет с товаром потом, важно лишь, сколько вы заплатили в моменте. Экономисты советуют просто игнорировать невозвратные издержки.

Поэтому в ситуации с коленом они бы посоветовали перестать ходить в зал, не переживать о затратах и заняться коленом. Потому что деньги нельзя «отбить», вы их уже отдали, и не имеет значения, что произошло дальше.

Если вы заказали салат, а он оказался невкусным, то экономике уже неважно, съедите вы его через силу или оставите нетронутым. Смысла «давиться» невкусным салатом нет, деньги вы таким образом не вернете.

Ехать с температурой на концерт, потому что билеты уже куплены, носить неудобные дорогие туфли, продолжать убыточное дело только потому, что много вложений… Каждый может продолжить перечисления своими примерами из жизни. Все это относится к «ошибке невозвратных затрат».

Почему так происходит? 

Когда мы совершаем покупку и с удовольствием пользуемся ей, то получаем удовольствие от транзакционной полезности: затраты компенсируются удовольствием и выгодой.

Если покупка не оправдала наших надежд, то чувства точно такие же, как от потери денег.

Причем такая ошибка встречается не только в бытовых ситуациях. Есть мнение, что США не прекращали бессмысленную войну во Вьетнаме только из-за серьезных финансовых вложений. Во времена Великой депрессии многие погорели на том, что не вытащили оставшиеся деньги со счетов, так как думали, что у них получится вернуть все изначальные вложения.

Так как все-таки поступать с невозвратными издержками? 

Стараться думать не после, а в момент оплаты товара и услуги. Съедите ли вы такой объем «по выгодной цене», освоите ли всю информацию, за которую заплатили по принципу «оптом дешевле»?

Мы привыкли переводить всё на килограммы и литры и таким образом рассчитывать выгоду. Но если мне хочется тортика, то я пойду и возьму один кусочек в кафе за 200 рублей и даже не буду пересчитывать его цену в расчете на килограмм. Потому что килограмм мне не нужен, пусть даже при расчетах на кг маленький кусочек за 200 рублей будет менее выгодным, чем целый торт. От того, что я буду неделю думать, куда мне деть целый килограмм: доедать или угощать соседей — я его стоимость не отобью. В экономике важно лишь то, что я заплатила 200 рублей, а не 500.

Ну, и конечно, в глобальных жизненных ситуациях невозвратные издержки лучше расценивать не как потерю денег, а как приобретение опыта, потому что опыт всегда ценнее денег.

Ошибка «Невозвратных затрат»

  • image

Лучше меньше потерять, чем больше найти

На дисбаланс между нашими ожиданиями вероятной прибыли и уже понесенных убытков в своей книге «Мышление быстрое и медленное»
(Thinking, Fast and Slow) обратил внимание Даниэль Канеман.

Механизм, закладывающий основу этого дисбаланса объясняется тем, что на все наши решения так или иначе влияет неопределённость
будущего.
Учитывая это человеческий мозг за длительный период эволюции развил автоматическую и бессознательную систему оценки того, как
принимать решения в случае потенциального убытка в условиях неопределенности.
Канеман поясняет это явление механизмами эволюции: живой организм, уделяющий основное внимание необходимости ухода от угроз,
а не поиску эффективного использования новых абстрактных возможностей имеет больше шансов на выживание и передачу своих генов
потомкам.
Именно это становится причиной того, что перспектива возможных потерь стала значительно более мощным сдерживающим фактором
влияния при принятии решений, чем стимул прибыли, обещанной нам с некоторой вероятностью.

То тягостное чувство, которое сопровождает переживание потери в момент расставания с чем-то ценным для нас
Дэн Ариэли называет
«болью оплаты».
Важно, что болевое ощущение проявляет себя вне зависимости от фактической цены потери и это обуславливает принимаемые нами
решения и поведение в режиме реального времени.
Тем не менее, как заметил Ариэли в своей книге: «Поведенческая экономика», ценность
предметов, которыми мы владеем, определяется тем, сколько сил, средств и времени вложено на их приобретение.
Он назвал такую особенность «эффектом ИКЕА».

Наглядное представление о том, как это работает дает понимание принципа «ошибки невозвратных затрат» – прямого следствия
испытываемой нами боязни потери.

Тяжело нести, бросить жалко

Начитавшись отзывов на популярных кино-порталах вы составили определенное мнение и купили билет на давно ожидаемую
кинопремьеру. В нужное время вы сидите в зале на своем месте в волнительном ожидании триумфально действа.
Но уже через 15 минут ленты вы понимаете, что попались на удочку рекламодателей: большей бездарности за всю свою жизнь вы не
видели. Вы огорчены, но мужественно досиживаете до конца, время от времени позевывая, засыпая и роняя голову на грудь.
Все это время вы осознавали, что потраченных денег не вернешь, но просто так выбросить их на ветер оказались не готовы.

Другой пример иллюстрирует тот же принцип – за месяц до события вы приобретаете билеты на концерт, но в намеченный день вам
не по себе – раскалывается голова после вчерашней вечеринки, вы хронически устали или же вам предложили встретиться с
интересным человеком, которого завтра, да и впоследствии увидеть вероятно уже не сможете.
Вы понимаете, что предложенная альтернатива более оправдана и полезна, но все равно идeте на концерт, чтобы оправдать деньги,
которые уже не вернуть.
Так боязнь потери, хранящаяся и умножающаяся в нашей памяти, влияет на наши решения в настоящем и порождает «ошибку
невозвратных затрат».

Таким образом затраты, понесенные нами в прошлом, определяют наше отношение к приобретенным вещам и событиям в настоящем и
будущем, ограничивая нас в доступе к новым возможностям:

  1. Мы влюбляемся в то, чем владеем, делая это что-то частью нашей действительности и нас самих.
  2. Мы отвергаем потерю, а не фокусируемся на том, что можем получить взамен.

Используя инструменты логики, за которые ответственна Система 2, мы в большинстве случаев смогли бы преодолеть зависимость
и чувство неуверенности и остановиться, но в том-то и заключается ловушка, что в повседневной жизни моментальные
иррациональные решения принимает Система 1, так и не успев передать полномочия логике Системы 2.

Доказательство того, что невозвратные затраты есть универсальная особенность нашего восприятия действительности привели в
своем эксперименте Даниэль Канеман и Амос Тверски. Предлагаем поучаствовать:

Представим, что мы направляемся на кинопремьеру, стоимость билетов на которую $10.
Извлекая бумажник перед кассой вы обнаруживаете, что где-то потеряли $10. Приобретете ли вы билет или уйдете ни с чем?
Подавляющая часть опрошенных в опыте приняла все же решение купить. Заставили бы себя вернуться только 12%.

Немного изменим начальные условия: представим, что мы уже купили билет за те же $10 и отойдя от кассы через несколько минут
обнаруживаете, что потеряли его? Вернетесь ли вы за вторым билетом в этом случае?
Такая ситуация воспринимается значительно более дискомфортно и каждые 54 реципиента из 100 ответили отрицательно.

С точки зрения понесенных затрат первая и вторая ситуация выглядят совершенно аналогично, но разница принципиальна: в первом
случае мы могли потерять $10 и неделю назад, и такая потеря никак ассоциативно не увязана с конкретной целью – побывать на
премьере. Во втором случае, уже купив билет мы выделили деньги для конкретного мероприятия.
И такая потеря воспринимается нами значительно острее и конкретнее. Вы уже «сходили» в кино и понесли невозвратные затраты и
потратиться еще раз вы себе не позволяете.

Знание о существовании «комплекса невозвратных затрат» научились блестяще использовать экономисты, нечистоплотные врачи,
юристы – и прочие из числа тех, кому мы привыкли передоверять свои ответственные решения.

Защищая нашу психику и кошелек от неоправданных затрат, страх потери зачастую играет с нами злую шутку и провоцирует на
крайне странное, нелогичное, а иногда и опасное для нас поведение, которое вполне может стать причиной новых еще более
масштабных потерь.

Ошибка невозвратных затрат: когда скупой платит дважды

Пример 1

Представим себе некоего Джона – молодого человека с авантюрным складом характера, загоревшегося целью выиграть за вечер в покер
1000$.
Сама идея, как и игра в покер, хороша. Проблема в том, что Джон не имеет ни малейшего представления ни об игре, ни и том,
какими знаниями и качествами должен обладать победитель. Результат предсказуем – за тот же час Джон сливает 1000$.

  • image

Проиграв, Джон все еще имеет возможность воспользоваться Системой 2, реально оценить свои шансы и пренебречь потерянной 1000$,
а может проигнорировать полученный опыт, попытаться вернуть свою тысячу и продолжить игру, не желая смириться с
невозвратностью потери.
Но, поскольку сам факт невозвратной затраты никоим образом не отразился на вероятности его выигрыша или проигрыша в будущем,
то скорее всего, результат последующей игры снова определит отсутствие опыта и знаний.
В итоге Джон проигрывает все имеющиеся у него деньги, хотя, подключив логику он ограничил бы свои потери одной 1000$.

Придя к неправильному умозаключению Джон так и не сумел осознать, что оптимальным выбором для него был бы вариант, который
обещает лучший выбор в будущем, а не тот, который позволит преодолеть ощущение потери в прошлом.

Пример 2

Теперь давайте представим себе сладкоежку Энн, которая совершила отличную покупку – приобрела на распродаже коробку любимых
конфет по супер цене.
Она наслаждается конфетами, но спустя неделю узнает о пользе здорового питания и оказывается перед выбором: продолжить получать
удовольствие здесь и сейчас, или расстаться с источником потенциальных проблем?

  • image

Решение в условиях неопределенности дается Энн с колоссальным трудом, поскольку она уже понесла невозвратные затраты заплатив
деньги за целый ящик конфет, которые так любит.
И вероятность того, что в этой ситуации она сумеет преодолеть свою зависимость от сладкого и отказаться от потери, понесенной
в прошлом, не слишком высока.
А значит, высока вероятность того, что съев в одиночку ящик конфет Энн заработает серьезные проблемы со здоровьем.

  • image

Возможно, читая эти строки вы думаете: что за кретины эти двое, это же так очевидно?! Но давайте не будем торопиться с выводами.
Осмотритесь вокруг. Обратите внимание, сколько ненужных вещей появилось в вашей жизни за последние несколько лет?
Сколько их на полках, столах, подоконниках, холодильниках, стеллажах и антресолях создают дискомфорт, просто пылятся и занимают
ваше жизненное пространство?
Взять хоть этот идиотский стул на проходе? Вы постоянно цепляете его левой ногой, но не в состоянии отнести его к контейнеру
через дорогу – два года назад заплатили за него 20$!

  • image

Вы прекрасно знаете, что никогда больше не используйте все эти вещи, но и расставаться с ними не торопитесь.
Поэтому никакой принципиальной разницы, между Джоном, Энн и теми, кто узнал себя читая эти строки нет.
Мы все в той или иной степени подвержены «комплексу невозвратных затрат».
Мы с невероятным трудом расстаeмся с тем, что на каком-то этапе жизни представляло для нас определенную ценность, нередко
отвергая из-за этого то, что было бы хорошо для нас уже сегодня. Мы отказываемся продавать некоторые свои заветные безделушки,
а если на них находится покупатель, запрашиваем неадекватно высокую цену.

30 дней на возврат. Распродажи

О принципах неприятия потери и комплексе невозвратных затрат прекрасно знают маркетологи, предлагающие в случае отказа от
купленного продукта гарантию «возврата денег в течение 30 дней».
Решение о покупке чего-нибудь, о чем мы не имеем полного представления – это всегда риск. Получая от продавца такие гарантии,
мы думаем, что застраховали себя на тот случай, если, скажем, диван нас разочарует.
Но, соглашаясь на эту уловку, мы даже отдаленно не представляем, насколько измениться наше восприятие ценности выкупленного
дивана, после того как он разместится в нашей спальне или гостиной.
Когда мы поспим на нем недельку-другую, внутренне смиримся с недостатками и сконцентрируемся на «очевидных для нас»
достоинствах. Покупая диван, мы уверены, что легко сможем отказаться от приобретения.
Мы не осознаем, что с момента обладания станем рассматривать его как свою собственность, возврат которой будем воспринимать
как потерю.

Боязнь потери всегда стоит на страже, уберегая нас от того, чтобы затратить больше, чем мы можем себе позволить.
Именно поэтому, по мнению Ариэли люди так часто клюют на сомнительные предложения с «бонусными упаковками», отдают предпочтение
товару среднего качества с бесплатной доставкой товару отличного качества на условиях доставки платной.
Магическое слово «бесплатно», употребляемое маркетологами в различных акциях, по мнению Ариэли – единственный достаточно
веский аргумент, провоцирующий покупателя на миг забыть страхе потерь.

Еще один любимый инструмент маркетологов – распродажи, давно превратившиеся в бич современного человека.
Именно распродажи превращают наш дом в склад удивительно «ценных» и «полезных» вещей, купленных «на редкость выгодно».
Сможете ли вы подсчитать, сколько денег потратили на распродажах вроде ежегодной «черной пятницы», приобретая все эти
«необходимые» вещи?
В такие моменты вы, как правило, руководствуетесь мыслью: еще день и все закончится, и эту славную безделушку по такой цене я
больше не куплю НИКОГДА. Такое приобретение откладывается в нашем восприятии, как «безусловно ценное и очень удачное».

  • image

FarmVille

Идеальная иллюстрация того, насколько сложно, а порой невозможно выйти из под бремени зависимости комплекса «невозвратных
затрат» – мегапопулярная игра FarmVille в которую на рубеже 2010 года играл каждый пятый пользователь Facebook.
Игровые уведомления, поступающие непрерывным потоком настолько раздражали остальных пользователей, что руководство, хоть и
со скрипом, но было вынуждено отреагировать на их жалобы и изменить способ отправки сообщений.
На тот момент общее число играющих приблизилось к 84 миллионам, что превысило все населения Италии.

  • image

Предпринятые меры предопределили будущее проекта.
Количество постоянно играющих и вновь прибывающих игроков постепенно пошло на спад.
К 2011 году это число снизилось до 50 миллионов, что все равно било все рекорды даже в сравнении с популярнейшим фэнтэзи
World of Warcraft, число фанатов которой приблизилось лишь к 12.5 миллионам.

В чем же секрет невероятного успеха FarmVille?
Первое, что придет в голову: игра несла ее пользователям мощнейший эмоциональный заряд.
Но, в действительности, динамика успеха и стратегическая привлекательность FarmVille определили уже знакомый нам глубинный
механизм страха потери и его следствие – ошибка невозвратных затрат.

Игру FarmVille психологи и специалисты по поведенческой экономике считают ценнейшим ресурсом для наглядного изучения
механизмов, лежащих в основе страха потери и ошибок невозвратных затрат. Почему?
Потому что принцип ошибки невозвратных затрат блестяще и вполне сознательно использовали в игре сами разработчики.
И именно этот принцип стал впоследствии двигателем ее феноменального успеха.

Игра абсолютно бесплатна. Ваши самые первые впечатления от игрового сюжета настраивает на мир и покой.
Вы пролетаете над волшебным участком, заросшим свежей зеленой травкой, обозреваете сверху окрестности и потешаетесь над забавным
фермером – аватаром, не спешащим приступить к работе.
В остальном игровой мир совершенно пуст, и в ваших силах сделать его прекрасным и гармоничным.

По мере погружения в игру вы ощущаете, что разработчики приложили массу усилий, чтобы игровой процесс с каждым днем требовал
к себе все больше вашего внимания.
Затягивает сам процесс, в котором играющий совершенно добровольно берет все большую ответственность за свое хозяйство.
Он непрерывно делает свой выбор.
Он привыкает и начинает любить своего аватара арийской внешности, его комбинезон, его стиль, его манеры поведения.
Мелодия на фоне происходящих событий кажется бодрой и вовсе ненавязчивой и отыскать в ней тот момент, когда она зацикливается
не профессионалу невозможно. Она завораживает и внутренне расслабляет.

Разработчики позаботился о том, чтобы игровая иллюзия на экране переставала казаться таковой по мере роста серьезности решаемых
задач. Для достижения текущих целей они совершенно бесплатно снабдили вас всем необходимым.
На предлагаемые монеты и банкноты, как заправский садовод вы сможете отобрать саженцы деревьев и семена, выкупить право
собственности на самых разных фантастических существ, обзавестись инструментами, одеждой, подсобными помещениями и целыми
строениями, декорировать ландшафт по своему желанию. Не правда ли, вы уже почти Бог?! Только виртуальный.
Но и в этом есть кое-какие преимущества: чем больше времени и усилий вы инвестируйте в свой виртуальный Рай, тем больше новых
игровых возможностей получите.

Играя, вы обретаете навыки фермера, садовода и земледельца, учитесь правильно вкладывать виртуальные средства.
При этом то, насколько верной оказалась стратегия ваших инвестиций вы сможете узнать только тогда, когда они принесут или
же не принесут свои дивиденды.

Виртуозно проработанные детали, продуманные тактики и стратегии, завораживающая непредсказуемость многоуровневой реальности
– важнейшие, хотя и не самые главные секреты успеха Farmville.
Ее главный мотиватор – ответственность за те виртуальные формы жизни, которую добровольно принимает на себя играющий.
Стоит «не в меру увлечься» своими социальными обязанностями, работой, домом, семьей и пропустить несколько игровых дней
«по уважительной причине», как результат не заставит себя ждать.
Ваш урожай зачахнет, прогнозируемый доход снизится, а вы, – главный виновник всего, испытаете тягостное ощущение зря
потраченного времени, сил и средств.
Предусмотрев такие ситуации заранее, разработчик предоставит вам шанс несколько смягчить последствия своей «бесхозяйственности»
– вернуться к игре через несколько дней и забрать заработанное вознаграждение за свои усилия.
Если вы проигнорируете и эту возможность, то тогда лишитесь не только вознаграждения, но и начальных инвестиций.

А вот за возможность снизить эмоциональный прессинг и вернуть к жизни все «нажитое непосильным трудом» разработчик попросит
уже вполне реальные деньги.
Заплатите или поучаствуйте в предложениях рекламодателей, и вы сможете выкупить право в уделять в будущем игре чуть меньше
внимания и времени!! Более того, вам будут предложена «уникальная возможность» расширить свое хозяйство даже раньше срока.
Вам предлагается стать VIP-фермером, а для того, чтобы отсутствие нескольких долларов не встало на пути к новым платным
игровым преимуществам, разработчик предусмотрел техническую возможность занять средства у друзей – других пользователей
Facebook, коих тьма.

  • image

Так поиск свободы и независимости, при активном стимулировании этих ощущений разработчиками стратегии в итоге оборачиваются
для «владельцев игровых миров» Farmville и им подобных жесткой игровой зависимостью.

Удовлетворение от возможности контролировать процесса и желание обеспечить процветание своей фермы усиливаются по мере роста
ваших инвестиций – потраченного времени, энергии и вполне реальных средств, позаимствованных у друзей.
Множество играющих взяли в привычку устанавливать будильники на середину ночи с тем, чтобы вновь окунуться в игровой мир в
самый подходящий момент.
На каком-то этапе, сами не осознавая, игроки стали продолжать развивать свою стратегию, акцентируя внимание уже не столько
на достижениях, а на том, чтобы избежать негативных эмоций в связи с тем, что не выполнили поставленных обязательств.
С этого момента они «перестают собирать урожай» и начинают «коллекционировать ошибки в своих рассуждениях».

Назвать Farmville просто успешным проектом – значит преуменьшить глубинный смысл целого явления.
«Ферма» дала начало целому жанру развлечений, краеугольным камнем которого стали наши слабости, умело использованные
разработчиком. Играющие в Farmville «на профессиональном уровне» увязли в трясине невозвратных затрат.
Они не в состоянии вернуть потраченное время и деньги и не в силах расстаться с созданным ими игровым миром.
Это будет означать для них «боль оплаты» и признание того, какое количество времени, средств и сил было потрачено впустую.

Возможно, многие из нас никогда и не слышали о Farmville, но от этого она не перестанет быть упрощенной моделью тех комплексов
неприятия потерь и невозвратных затрат, которые так часто руководят нами в реальной жизни.
В нашей реальности ее роль может исполнить специализация, которую с возрастом все сложнее сменить, коллектив, который вас
тяготит, ритуалы, к которым мы привязаны культурой и социумом, отношения, не имеющие перспективы или все те же безделушки,
которыми мы заполняем свой быт чтобы как-то структурировать свое время.

Вновь и вновь мы вращаемся в кругу предопределенностей, обуславливая себя страхом потерь и невозвратными затратами.
И наша цель при этом – вовсе не новый полезный опыт или приятные ощущения, а стремление избежать тягостных негативных эмоций
и ассоциаций.

Попробуйте представить, что уронили любимый смартфон за борт круизного лайнера.
Для того, чтобы поднять его со дна вам понадобятся субмарины, как у Джеймса Камерона.
Разумеется, вы можете потратить часть состояния и совершить подобную попытку.
Но что-то подсказывает, что в этой безнадежной затее вы участвовать не будете.
Подобные ситуации логичны, рациональны и легки для анализа.
Но крайне редки, поскольку, к большому сожалению, безупречную работу бессознательного механизма невозвратных затрат в реальной
жизни чаще заметить сложно. Когда что-то исчезает навсегда, мы осознаем это далеко не сразу или не осознаем вовсе.
Ведь наше прошлое – далеко не так конкретно, как океанское дно, и «дотянуться до него» также сложно, как «достучаться до небес».
Все что осталось в нашем прошлом – недоступно.

Невозвратные затраты – причина войн и скачков цен на аукционах.
Каждая гаражная распродажа – это похороны чьих-то невозвратных затрат.
Следуя именно им, мы доедаем свой обед до последней крошки тогда, когда давно не испытываем чувства голода.

Ошибку невозвратных затрат иначе называют «ошибкой Конкорда», имея ввиду решение инвестиции в постройку первого коммерческого
сверхзвукового авиалайнера.
Несмотря на то, что по мнению большинства ключевых лиц развивающих проект, он изначально ощущался как неудачный, его все-таки
тянули изо всех сил.
Совместный инвестиционный портфель создал для совладельцев будущего Конкорда неимоверно тяжелый психологический якорь, инерция
которого почти без труда перевешивала здравый смысл.

Упорство в достижении цели и верность однажды принятому решению считается ценным и благородным качеством и особой привилегией
человека. Однако, как показали исследования, дети первых лет жизни, как впрочем и животные, легко уходят от этой зависимости.
Им абсолютно «по-барабану», сколько времени энергии во что-то они вложили уже, сколько вложат завтра и послезавтра, и насколько
оправданы окажутся их «инвестиции». Причинно-следственную связь они видят только в том, что происходит здесь и сейчас.

С возрастом мы приобретаем не только зависимость от страха потерь и невозвратных затрат, мы развиваем свой дар размышлять,
предсказывать последствия и признавать тщетность потраченных усилий, невосполнимость потерь.
Признавать правду всегда больно, но, как сказал некогда Сунь-Цзы: «Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы
заключена в противнике».
Теперь, зная возможности и оружие противника, нам остается определиться с арсеналом средств, достаточных для его победы.

Как использовать знание принципа ошибки невозвратных затрат

Избавиться или снизить зависимость от эмоциональной привязки к вещам, которые мы приобретаем, избежать связанной с ними ошибки
невозвратных затрат поможет совет Дэна Ариэли.

Приобретая любой товар, договариваясь с кем-то или заключая сделку, представляйте себе, что вы при этом не выкупаете прав
собственности.
Это создаст дистанцию между вами и объектом вашего интереса, а значит, позволит расстаться с ним при необходимости без особых
эмоциональных потрясений и колебаний.

Успехов Вам на Вашем пути!

Источники:

Канеман Дэниэль
«Мышление медленное и быстрое»

Ариэли Дэн Поведенческая экономика

МакРейни Дэвид
The Sunk Cost Fallacy

Канал «Sispo Studio»

Иллюстрация Полины Бальцевич

Ещё почитать:


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка невозможно пропатчить установочные файлы для загрузки rufus
  • Ошибка невозможно открыть архив
  • Ошибка невозвратных затрат это
  • Ошибка невозможно подключиться к серверу статус ожидание повтора
  • Ошибка невозможно открыть winrar